Все дисциплины биологии

Лекция № 1

Тема: Введение. Роль биологии в системе медицинского образования. Человек в системе природы. Уровни организации живой материи.

1. Биология как наука о закономерностях и механизмах жизнедеятельности и развития организмов, ее объекты и методы исследования.

2. Комплекс биологических наук. Место и задачи биологии и биологической этики в подготовке врача.

3. Определение понятия «жизнь». Фундаментальные свойства живого.

4. Характеристика основных уровней организации живого.

Вопрос 1. Биология наука о жизни . Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Предметом изучения биологии являются живые организмы, их строение, функции, их природные сообщества. Термин «биология», предложенный в 1802 г. впервые Ж.Б. Ламарком, происходит от двух греческих слов: bios - жизнь и logos – наука. Вместе с астрономией, физикой, химией, геологией и другими науками, изучающими природу, биология относится к числу естественных наук.

Методы биологических наук

1. Основные методы биологии

Основными частными методами в биологии являются:

Описательный,

Сравнительный,

Исторический,

Экспериментальный.

Для того чтобы выяснить сущность явлений, необходимо прежде всего собрать фактический материал и описать его. Собирание и описание фактов были главным приемом исследования в ранний период развития биологии , который, однако, не утратил значения и в настоящее время.

Еще в XVIII в. получил распространение сравнительный метод, позволяющий путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей. На принципах этого метода была основана систематика и сделано одно из крупнейших обобщений – создана клеточная теория. Сравнительный метод перерос в исторический , но не потерял своего значения и сейчас.

Исторический метод

Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. Утверждением в биологии исторического метода наука обязана Ч. Дарвину.

Экспериментальный метод

Экспериментальный метод исследования явлений природы связан с активным воздействием на них путем постановки опытов (экспериментов) в точно учитываемых условиях и путем изменения течения процессов в нужном исследователю направлении. Этот метод позволяет изучать явления изолированно и добиваться повторяемости их при воспроизведении тех же условий. Эксперимент обеспечивает не только более глубокое, чем другие методы, проникновение в сущность явлений, но и непосредственное овладение ими.

Высшей формой эксперимента является моделирование изучаемых процессов. Блестящий экспериментатор И.П. Павлов говорил: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет».

Комплексное использование различных методов позволяет наиболее полно познать явления и объекты природы. Происходящее в настоящее время сближение биологии с химией, физикой, математикой и кибернетикой, использование их методов для решения биологических задач оказались весьма плодотворными.

Вопрос 2. Комплекс биологических наук.

Классификацией живых существ занимается систематика.

Ряд биологических наук изучает морфологию, т. е. строение организмов, другие – физиологию, т. е. процессы, протекающие в живых организмах, и обмен веществ между организмами и средой. К морфологическим наукам относятся анатомия, изучающая макроскопическую организацию животных и растений, и гистология – наука о тканях и о микроскопическом строении тела.

Многие общебиологические закономерности являются предметом изучения цитологии, эмбриологии, геронтологии, генетики, экологии, дарвинизма и других наук.

Цитология – наука о клетке. Благодаря применению электронного микроскопа, новейших химических и физических методов исследования современная цитология изучает строение и жизнедеятельность клетки не только на микроскопическом, но и на субмикроскопическом, молекулярном уровне.

Эмбриология изучает закономерности индивидуальности развития организмов, развитие зародыша. Геронтология – учение о старении организмов и борьбе за долголетие.

Генетика – наука о закономерностях изменчивости и наследственности. Она является теоретической базой селекции микроорганизмов, культурных растений и домашних животных.

Палеонтология изучает вымершие организмы, ископаемые останки прежней жизни.

Антропология – наука о происхождении человека и его рас. Правильное понимание биологической эволюции человека невозможно без учета закономерностей развития человеческого общества, поэтому антропология является не только биологической, но и социальной наукой.

Дарвинизм , или эволюционное учение, рассматривает общие закономерности исторического развития органического мира.

Во всех теоретических и практических медицинских науках используются общебиологические закономерности.

Вопрос 1. Введение в биологию

1. Биология. Современная классификация биологических наук

2. Науки общебиологического направления

3. Связь биологии с другими науками

1. Биология - наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и разви­тия. Предметом изучения биологии являются :

Живые организмы;

Их строение, функции;

Их природные сообщества.

Термин "биология", предложенный в 1802 г. Ж.Б. Ламарком,

происходит от двух греческих слов: bios - жизнь и logos - нау­ка. Вместе с астрономией, физикой, химией, геологией и дру­гими науками, изучающими природу, биология относится к числу естественных наук. В общей системе знаний об окру­жающем мире другую группу наук составляют социальные, или гуманитарные (лат. humanitas - человеческая природа), науки, изучающие закономерности развития человеческого общества.

Современная биология представляет собой систему наук о жи­вой природе. Общие закономерности развития живой приро­ды, раскрывающие сущность жизни, ее формы и развитие, рассматривает общая биология. Соответственно объектам изуче­ния - животным, растениям, вирусам - существуют спеииальные науки , изучающие каждую из названных групп организмов:

Зоология;

Ботаника;

Вирусология.

В свою очередь, эти науки имеют разделы в зависимости от охватываемых ими объектов. Так, ботаническими науками

микология (наука о грибах);

альгология (наука о водорослях);

бриология (наука о мхах) и т. д.

К зоологическим наукам относятся :

протозоология - учение о простейших;

арахнология - о паукообразных;

энтомология - о насекомых и т. д. Классификацией живых существ занимается систематика. Ряд биологических наук изучают морфологию, т. е. строение ор­ганизмов, другие - физиологию, т. е. процессы, протекающие в живых организмах, и обмен веществ между организмами и средой. К морфологическим наукам относятся :

Анатомия, изучающая макроскопическую организацию живот­ных и растений;



Гистология - наука о тканях и о микроскопическом строении тела.

2. Многие общебиологические закономерности являются предме­том изучения :

Цитологии;

Эмбриологии;

Геронтологии;

Генетики;

Экологии;

Дарвинизма и других наук.

Цитология - наука о клетке. Благодаря применению элек­тронного микроскопа, новейших химических и физических методов исследования современная цитология изучает строе­ние и жизнедеятельность клетки не только на микроскопиче­ском, но и на субмикроскопическом, молекулярном, уровне.

Эмбриология изучает закономерности индивидуальности разви­тия организмов, развитие зародыша.

Геронтология - учение о старении организмов и борьбе за долго­летие.

Генетика - наука о закономерностях изменчивости и наследст­венности. Она является теоретической базой селекции микро­организмов, культурных растений и домашних животных. Исследование взаимодействия между организмами и окружающей их средой, обусловливающего выживание, развитие и размно­жение организмов, входит в задачу экологии. К экологическим наукам относятся :

биоценология и биогеоценология, изучающие биоценозы, т. е. ус­тойчивые взаимообусловленные сообщества организмов и взаимоотношения биоценозов с окружающей их неживой при­родой;

биогеография, выясняющая пути распространения организмов по земной поверхности;

Дарвинизм, или эволюционное учение, рассматривает общие закономерности исторического развития органического мира. Антропология - наука о происхождении человека и его рас. Пра­вильное понимание биологической эволюции человека невоз­можно без учета закономерностей развития человеческого об­щества, поэтому антропология является не только биологиче­ской, но и социальной наукой.

3. Биологические науки представляют собой теоретическую основу медицины, агрономии, животноводства, а также всех тех отрас­лей производства, которые связаны с живыми организмами. Все биологические науки в той или иной мере являются базой для теоретической или практической медииины. например :

На основе морфологических наук развивается патологическая анатомия;

На основе физиологии, биохимии и генетики - патологическая физиология;

гигиена тесно связана с физиологией, экологией и генетикой;

терапия и хирургия постоянно оперируют сведениями из облас­ти анатомии, физиологии, биохимии;

акушерство имеет тесную связь с эмбриологией;

Во всех теоретических и практических медицинских науках используются общебиологические закономерности.

Вопрос 2. Методы биологических наук

1. Основные методы биологии

2. История развития биологии до XVIII в.

1. Основными частными методами в биологии являются :

Описательный;

Сравнительный;

Исторический;

Экспериментальный.

Для того чтобы выяснить сущность явлений, необходимо пре­жде всего собрать фактический материал и описать его. Соби­рание и описание фактов были главным приемом исследования в ранний период развития биологии, который, однако, не утра­тил своего значения.

Еще в XVIII в. получил распространение сравнительный метод, позволяющий путем сопоставления изучать сходство и разли­чие организмов и их частей. На принципах этого метода была основана систематика и сделано одно из крупнейших обобще­ний - создана клеточная теория. Сравнительный метод пере­рос в исторический, но также не утратил своего значения. Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. Утверждением в биологии исторического метода наука обязана Ч. Дарвину.

Экспериментальный метод исследования явлений природы свя­зан с активным воздействием на них путем постановки опытов (экспериментов) в точно учитываемых условиях и путем изме­нения течения процессов в нужном исследователю направлении. Этот метод позволяет изучать явления изолированно и доби­ваться повторяемости их при воспроизведении тех же условий. Эксперимент обеспечивает не только более глубокое по срав­нению с другими методами проникновение в сущность явле­ний, но и непосредственное овладение ими. Высшей формой эксперимента является моделирование изучае­мых процессов. Блестящий экспериментатор И.П. Павлов го­ворил: "Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет".

Комплексное использование различных методов позволяет наиболее полно познать явления и объекты природы. Проис­ходящее в настоящее время сближение биологии с химией, физикой, математикой и кибернетикой, использование их ме­тодов для решения биологических задач оказались весьма пло­дотворными.

2. Первые сведения о живых организмах начал накапливать еще первобытный человек. Живые организмы доставляли ему пи­щу, материал для одежды и жилища. Уже в то время появилась необходимость знать свойства растений и животных, места их обитания и произрастания, сроки созревания плодов и семян, особенности поведения животных.

Так постепенно не из праздной любознательности, а вследст­вие насущных повседневных потребностей накапливались све­дения о живых организмах. Приручение животных и начало возделывания растений потребовали более глубоких сведений о живых организмах.

Первоначально накапливавшийся опыт передавался устно от одного поколения другому. Появление письменности способ­ствовало лучшему сохранению и передаче знаний. Информация становилась полней и богаче. Однако длительное время вследствие низкого уровня развития общественного производства биологической науки еще не существовало. Значительный фактический материал о живых организмах был собран великим врачом Греции Гиппократом (460-377 гг. до н. э.). Ему принадлежат первые сведения о строении животных и человека, описание костей, мышц, сухожилий, головного и спин­ного мозга. Гиппократ учил: "Необходимо, чтобы каждый врач понимал природу".

Естествознание и философия античного мира в наиболее кон­центрированном виде представлены в трудах Аристотеля (384- 322 гг. до н. э.), который:

Описал более 500 видов животных и сделал первую попытку их классификации;

Интересовался строением и образом жизни растений и животных;

заложил основы зоологии;

Оказал огромное влияние на дальнейшее развитие естествозна­ния и философии. Работы Аристотеля в области изучения и систематизации знаний о растениях продолжил Теофраст (372-287 гг. до н. э.). Его называют "отцом ботаники". Расширением знаний о строении человеческого тела античная наука обязана римскому врачу Галену (139-200), производив­шему вскрытие обезьян и свиней. Труды его оказывали влияние на естествознание и медицину в течение ряда веков. Римский поэт и философ Тит Лукреций Кар, живший в I в. до н. э., в по­эме "О природе вещей" выступил против религии и высказал мысль о естественном возникновении и развитии жизни. Во времена средневековья утвердилось господство Церкви с ее мистикой и реакционной идеологией. Наука переживала упа­док, стала, по выражению К. Маркса, "служанкой богословия". Церковь канонизировала и объявила незыблемой истиной сочи­нения Аристотеля, Галена, во многом исказив их. Утверждалось, что в естествознании все проблемы уже решены учеными древно­сти, поэтому в изучении живой природы нет необходимости. "Мудрость мира - есть безумие перед богом", - поучала Цер­ковь. Библия была объявлена книгой "божественного открове­ния". Все объяснения явлений природы не должны были проти­воречить ни Библии, ни сочинениям древних. Церковь жестоко карала всех прогрессивных мыслителей и исследователей, по­этому накопление знаний в эпоху средневековья шло очень медленно. Важным рубежом в развитии науки являлась эпоха Возрожде­ния (XIV-XVI вв.). С этим периодом связано зарождение ново­го общественного класса - буржуазии. Развивающиеся произ­водственные силы требовали конкретных знаний. Это привело к обособлению ряда наук о природе. В XV-XVIII вв. выделились и интенсивно развивались следующие науки :

Ботаника;

Зоология;

Анатомия;

Физиология.

Однако развивающемуся естествознанию нужно было еще от­стаивать свои права на существование, вести жестокую борьбу с Церковью. Еще продолжали пылать костры инквизиции. Ми­гель Сереет (1511-1553), открывший малый круг кровообра­щения, был объявлен еретиком и сожжен на костре. Характерной чертой естествознания того времени было изоли­рованное изучение объектов природы. "Надо было исследовать

предметы, прежде чем можно было приступить к исследова­нию процессов", - писал Ф. Энгельс. Изолированное изучение объектов природы порождало представления о ее неизменно­сти, в том числе неизменности видов. "Видов столько, сколько их создал творец", - считал К. Линней. "Но что особенно ха­рактеризует рассматриваемый период, так это выработка свое­образного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы", - писал Ф. Энгельс. Этот период в развитии естествознания он называл метафизическим.

Однако, как указывает Ф. Энгельс, уже тогда в метафизиче­ских представлениях начинают возникать первые бреши. В 1755 г. появилась "Всеобщая естественная история и теория неба" И. Канта (1724-1804), в которой он развил гипотезу о естественном происхождении Земли. Через 50 лет эта гипотеза получила математическое обоснование в работе П. С. Лапласа (1749-1827).

В борьбе с идеалистическими представлениями большую поло­жительную роль сыграли французские материалисты XVIII в. - Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784) и др.

Система биологических наук

Основные методы биологии: наблюдение, позволяющее описать биологические явления; сравнение, дающее возможность найти закономерности (строение, функции, происхождение, распространение и развитие), общие для разных явлений - эксперимент или опыт, в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов; наконец, исторический метод, позволяющий на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развитии живой природы.

Биология тесно связана со многими науками и с практической деятельностью человек.

Одними из первых в биологии сложились комплексные науки по объектам исследования - о животных - зоология, растениях - ботаника; анатомия и физиология человека - основа медицины. В пределах зоологии сформировались более узкие дисциплины. Например, протозоология, энтомология, орнитология и др.; в ботанике - альгология, дендрология и т.д. В самостоятельные науки выделились микробиология, микология, вирусология Многообразие организмов и распределение их по группам изучают систематика животных и систематика растений. Изучением прошлой истории органического мира занимается палеонтология и ее разделы - палеозоология, палеоботаника и др.

Другой аспект классификации биологических дисциплин - по исследуемым свойствам и проявлениям (механизмам) живого. Форму и строение организмов изучают морфологические дисциплины - цитология, гистология, анатомия; состав и ультраструктуру тканей и клеток - биохимия, биофизика, молекулярная биология; образ жизни животных и растений и их взаимоотношения с условиями среды обитания - экология и более специально - гидробиология, биогеография и т.д.; функции живых существ изучают физиология животных и физиология растений; закономерности наследственности и изменчивости - предмет исследований генетики; закономерности индивидуального развития изучает эмбриология; историческое развитие - эволюционное учение. Глубокое проникновение математики в разделы биологии вызвало к жизни математическую биологию, биометрию. В целом для биологии характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук - химии, физики, математики. В 20 в. возникли новые биологические дисциплины и направления на границах смежных наук, а также в связи с практическими потребностями (радиобиология, космическая биология, физиология труда, социобиология и др.).

Современная биология изобилует проблемами, решение которых может оказать революционизирующее влияние на естествознание в целом и прогресс человечества. Это многие вопросы молекулярной биологии и генетики, физиологии и биохимии, энергетика, коренные философско-методологические проблемы (форма и содержание, целостность).