Бильярд основные правила. Партия может окончиться

Бильярд - отличный способ весело провести время и поиграть в азартную игру. Чтобы научиться нормально играть в бильярд, достаточно сыграть в него несколько раз. Обычный обыватель наверняка даже не представляет, сколько существует видов бильярда. А сегодня мы с вами поговорим о русском бильярде и его правилах.

Правила игры в русский бильярд

Первое, что нужно сделать, - это собрать шары в бильярдном треугольнике. Разместить их нужно на задней линии. Она находится посередине между крайними и средними лузами. В этом треугольнике помещается 15 штук.

Первый удар наносится по отдельному шару красного цвета - битку. Его забивать в лузу не нужно. Он должен врезаться в игровые шары - они белого цвета. И их необходимо закатывать в лузы.

Этот удар наносится с передней линии. Она расположена с противоположной стороны от задней линии. Расстояние между этими линиями равно половине бильярдного стола.

Кий - инструмент для нанесения ударов по битку. Перед ударом необходимо смазать его бильярдным мелом. На вид они выглядят как маленькие кубики синего цвета. Для хорошей игры необходимо освоить правильную технику нанесения удара. При ударе одна нога обязательно должна стоять на полу. Нельзя садиться на стол и наносить удар - это является нарушением правил.

А также есть и другие нарушения:

  1. Нанесение удара до полной остановки шаров после удара предыдущего игрока.
  2. Нанесение удара вне очереди.
  3. Удар по битку нанесён неправильно.
  4. Касание руками шаров.
  5. Шар выскочил за пределы бильярдного стола.
  6. Биток упал в лузу.
  7. Биток в движении не задел ни одного белого шара.

Игрок, нарушивший правила , пропускает ход.

В бильярд играют два игрока. Каждый из них по очереди наносит удары по битку. При попадании белого шара в лузу после удара игрока, он наносит его ещё раз.

Каждый белый шар, упавший в лузу, перемещается на полку. У каждого игрока есть полки, на которых лежат забитые шары. Он считается забитым, если он остановился рядом с лузой, но потом упал в неё. Это должно произойти до полной остановки других белых шаров. Если это произошло после остановки, например, кто-то из игроков потряс стол, то забитым он не считается.

Если ваш уровень начинающий или любительский, то игра ведётся либо по очкам, либо по количеству шаров. Профессионалы играют только по количеству .

Так, для победы необходимо забить 8 штук . Так как всего в игре их участвует 15, то 8 является достаточным количеством для победы.

Если вы играете по очкам, то здесь немного другая концепция. Все шары имеют свой номер от 1 до 15. Это число и является очками. То есть, если вы забили шар, на котором написана цифра 9, это значит, что вы заработали 9 очков. В конце игры все очки подсчитываются.

Этот вариант идеально подходит для начинающих либо просто для людей, играющих в бильярд для удовольствия. Иными словами, для тех, кто не имеет в этом деле профессионального интереса .

Профессионалы же, считают игру по очкам несправедливой. И, в принципе, с ними можно согласиться. Представьте, если первый игрок забьёт 6 шаров с самыми большими очками, а второй игрок другие 9. По очкам выиграет тот, кто сбил меньше шаров. А в бильярде главное, - это сколько шаров вы закатили.

Пирамида

Существует несколько разновидностей игры в бильярд . Некоторые из них называются пирамидами. О них мы сейчас и поговорим. Наиболее известные из них:

Профессиональные игроки в бильярд считают правильным играть в пирамиды только для развлекательных целей. При подготовке к соревнованиям, они стараются играть по утверждённым правилам.

Вот что нужно сделать для того , чтобы обучиться игре в русский бильярд:

  1. Видео прекрасно поможет вам понять суть игры. Посмотрите несколько обучающих видеороликов о том, как играть в русский бильярд правильно.
  2. Посетите бильярдный клуб и попросите обучить вас профессионала.
  3. Поработать над техникой удара. Именно правильный удар по битку является залогом успеха в игре.
  4. Поиграть в различные пирамиды, о которых было сказано выше. Они тоже увеличивают навыки.

При игре в бильярд не нарушайте правила техники безопасности. Ни в коем случае не стоит размахивать кием, и класть руки на стол во время движения игры. Известны случаи с ушибами пальцев. А главное - играйте правильно, и тогда, у вас все получится.

Теперь вы знаете как научиться играть в русский бильярд . Если вы действительно захотите этому научиться, то начинайте прямо сейчас. И тогда, вы точно будете постоянно выигрывать у своих друзей.

Русский бильярд является уникальной игрой, и на это есть масса причин. Правила русского бильярда достаточно просты, а игра настолько захватывающая и интересная, что в нее играют женщины и мужчины любого возраста, социального положения и вероисповедания. Игра достаточно разносторонняя, в ней обязательно должна присутствовать твердая рука для точности удара, расчет на несколько ходов вперед и неторопливость, таким образом, бильярд называют шахматами в движении. Стоит отметить и великолепную историю этой игры.

История возникновения

Благодаря Петру I, который «прорубил окно в Европу», Россия смогла получить не только неизведанные продукты, ткани и прочее, вместе с этим люди узнали, о такой игре, как бильярд. Игра стала популярной достаточно быстро, причем во всех социальных кругах. Единственное, что вызывало некий дискомфорт, это невозможность приобрести стол для русского бильярда, но со временем, эта проблема тоже была решена. Не только бояре, но и сам Петр любил эту игру. Необходимо учесть, что бильярд больше всего был актуален именно среди военных, на тот момент невозможно было найти штаб, где бы не стоял стол для русского бильярда. Слух о том, что в стране появилась новая игра, благодаря которой можно было развить меткость и точность, достаточно быстро разлетелась, из-за этого ни солдаты, ни офицеры не могли без бильярда. Начиная с XIX века, бильярд становится еще популярнее, его можно встретить в любом общественном месте. Теперь в любой гостинице или трактире все интересовались наличием бильярдного стола.

Разновидности русского бильярда

Существует несколько разновидностей этой игры, а правила русского бильярда в принципе все одинаковы, но существуют небольшие различия, исходя из конкретного вида:

  1. Американка.
  2. Московская пирамида.
  3. Невская пирамида.
  4. Классическая пирамида, или 71 очко.

Отличия в играх заключаются не только в правилах, но и в цели игры.

Отличия между видами русского бильярда

В классической пирамиде победу одерживает тот игрок, который в сумме наберет 71 или более очков, что суммируются, исходя из чисел забитых в лузы шаров. Перед тем как выполнить удар, игрок должен произвести заказ шара и лузы, куда будет проводиться атака. В случае если были нарушены правила, снимается 5 очков в пользу соперника.

Московская пирамида играется исключительно по битку. Победа считается при первых восьми забитых шарах, также в учет идут и те шары, которые были получены во время нарушения правил соперником.

Для свободного владения любой разновидностью игры необходимо знать правила русского бильярда. Свободная пирамида (американка) играется до тех пор, пока один из соперников не забьет первым 8 шаров в лузу, при этом за биток можно брать любой шар, точно так же, как и прицельный. За нарушение соперник снимает один шар в качестве штрафа в свою пользу.

Невская пирамида имеет несколько похожих моментов с Московской. Вся игра проводится исключительно ударами по битку, но в случае когда соперник нарушает правила, у второго игрока есть право выбора, он может снять шар со стола в свою пользу или отказаться от этого и поставить биток в любое место на столе.

В любом случае, перед тем как начать играть в тот или иной вид, необходимо сначала более детально рассмотреть правила русского бильярда.

Если пожелаете сыграть в один из видов русского бильярда, вам нужно будет более детально ознакомиться с правилами каждого из них. Для начала же главное изучить и запомнить общие для всех положения.

Русский бильярд-американка

Отдельное внимание хочется уделить именно этой разновидности игры, так как в современном мире, если не брать во внимание турниры, именно этот вид бильярда является самым распространенным и популярным. Хочется сказать, что любители, которые собираются приятно провести время в бильярдном зале, отдают предпочтение именно американке. Игра более динамична по сравнению со своими аналогами. Многие профессиональные игроки тоже начинали именно с этой игры, так как она развивает массу навыков, которые будут актуальны и в дальнейшем. Русский бильярд «американка» позволяет развить «кладь», другими словами, умение класть шары по лузам, «своего» и «чужого», то есть от шара и прицельный, соответственно. Благодаря этому игрок улучшает эффе (придание шару вращения). Поэтому как первая игра для знакомства с станет самой лучшей.

Правила этикета во время игры

Поскольку бильярд является интеллигентной игрой, необходимо ознакомиться не только с правилами игры, но и с некоторыми правилами этикета. В любой момент игрок постоянно должен оставаться вежливым, при этом нельзя мешать своему оппоненту в тот момент, когда его очередь делать свой подход к столу. Также нельзя стоять перед той лузой, в которую целится соперник, во-первых, это неприлично, а во-вторых, это может быть опасно, так как шары иногда вылетают со стола. Когда игрок оценивает расположение шаров на столе и обходит его со всех сторон, а соперник в это время целится или готовится выполнить удар, лучше всего дождаться, пока он закончит удар, и приступить к своему. Бильярд не любит спешки, поэтому чем делать какие-нибудь резкие движения, лучше всего поступать неспеша, размерено.

Прямоугольный стол и круглый шар

Естественно, эта игра невозможна без стола. Размер стола для русского бильярда может быть четырех видов: 12, 10, 9 и 8 футов. Что касается официальных соревнований, то на них используются максимально большие размеры натянуто специальное сукно, имеющее разметку, опять же в случае турниров используют исключительно зеленую ткань, но сейчас в бильярдной можно встретить красное, синее и даже белое покрытие.

На самом деле, размер стола для русского бильярда не такая уж и важная информация для игрока, поэтому стоит перейти непосредственно к лузам и шарам. Шары, которые используются для игры, имеют всего на несколько миллиметров меньший диаметр, чем ширина лузы. Забить их сложно, что делает игру по-настоящему интересной.

Игра состоит из набора в 16 шаров, 1 из которых является битком, имеет отличие от остальных прицельных в своем цвете, каждый пронумерован, кроме битка. Игра начинается с того, что при помощи треугольника необходимо установить пирамиду таким образом, чтобы ее основание стало параллельно короткому борту, при этом ее верхушка должна находиться на специально размеченной точке. Биток ставят в «дом», это специальная площадь, которая размечена поперечной линией.

Розыгрыш

Правила русского бильярда гласят о том, что право первого удара присваивается тому игроку, который одержал победу в розыгрыше. Суть такова: оба оппонента становятся около короткого борта, таким образом, стол условно делится на две продольные половинки. После чего игроки должны выполнить удар с дома, а побеждает тот соперник, чей шар после отражения от заднего борта стоит ближе к небу. Есть несколько нюансов. В случае если шар не коснулся борта или коснулся, но это был боковой борт, перекатился на половину оппонента, упал в лузу или за стол для русского бильярда, то такой розыгрыш считается проигранным.

Если соперники оба нарушили условия, то он проводится снова, то же самое проделывается и в случае одинакового удаления шара после касания борта. Когда определен победитель, он имеет право выбора, будет ли он разбивать пирамиду первым или же предоставит эту возможность оппоненту, далее первый удар проходит поочередно. Что касается розыгрыша, то правила русской пирамиды в бильярде и всех иных разновидностях игры говорят об абсолютной идентичности всех условий.

Первый удар

Первый удар проводится исключительно битком, при этом его можно перемещать по пределам «дома», но нельзя бить с самой низкой точки, так как правила русского бильярда (американка, московская, невская пирамиды) говорят о том, что при таком положении биток считается «вне зоны дома». Удар считается выполненным тогда, когда наклейка кия коснулась битка. Успешным удар признается в случае

  • попадания прицельного шара в лузу;
  • если три шара от пирамиды коснулись бортов;
  • касания двух шаров борта и одного переката середины стола.

В случае если данные условия выполнены не были, соперник имеет право продолжить игру или передать право хода сопернику.

Кий для игры

Кий для русского бильярда принято выбирать индивидуально, исходя из личных предпочтений и физиологических качеств. Любители и профессионалы этой игры предпочитают иметь в своем арсенале собственный кий. Стоит отметить, что это удовольствие не из дешевых, но качественный кий совершенно не обязательно должен быть выполнен из дорогих пород дерева.

Хороший кий для русского бильярда должен иметь оптимальный вес, длину и баланс. Также в зависимости от того, из какой породы дерева выполнен кий, стоит обратить внимание на его вибрацию после нанесенного удара. Обязательно необходимо оценить его прямоту и отсутствие дефектов.

Штрафы

Штрафы являются неотъемлемой частью любой игры, поэтому необходимо досконально изучить все правила той или иной игры, в которую вы собираетесь играть, чтобы случайным образом не сделать нарушение. Но есть некоторый свод обязательных правил, за нарушение которых назначается штраф.

Удар можно производить исключительно тогда, когда все шары на столе прекратили перемещение, вращение на месте также считается за движение. Удар должен проводиться очень четко, без дополнительных толчков и случайных касаний других шаров. В случае когда прицельный шар находится на расстоянии, меньшем чем ½ радиуса шара, его необходимо проводить под 45-градусным углом относительно центральной оси битка. После ударения о прицельный шар биток должен или остановиться на месте, или откатиться назад. Шар, который в результате прицельной атаки упал в лузу, считается забитым, если при его забитии не были нарушены правила, в противном случае фиксируется нарушение, а ход переходит к оппоненту.

Выскочивший шар

Отдельно хочется поговорить про шар, который в процессе игры покидает пределы стола, например, остановка шара на борту или возвращение его на стол после отражения от любого постороннего предмета. Шар можно считать в игре, если он, коснувшись борта, возвращается на стол. Выставление шаров, которые покинули пределы стола, зависит от конкретной разновидности игры.

Что ни говори, а одной из самых популярных игр был и остается русский бильярд. Размеры и размахи некоторых турниров просто зашкаливают. Современные родители предпочитают отдавать своих детей в этот вид спорта с самого детства, таким образом, к своим 16 годам они имеют уже большой опыт за спиной и массу побед на престижных соревнованиях. Бильярд нельзя назвать самым дешевым видом спорта, но при желании сейчас есть большое количество школ и частных учителей, которые могут за разумную плату предоставить качественные уроки и способны вырастить не одного чемпиона. Было бы желание, а возможность найдется всегда!

Общие правила пирамиды

1. Бильярдное оборудование и аксессуары

При игре в каждую из описанных ниже разновидностей "Пирамиды" следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие "Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию".

2. Разметка бильярдного стола

2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
(6) Линия выставления шаров - часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
2.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.

3. Используемые шары

Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.

Примечание: При игре в "Свободную пирамиду", "Комбинированную пирамиду" и "Динамичную пирамиду" допускается использование пятнадцати белых шаров без номера.

4. Биток и прицельные шары

4.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.
4.2. При игре в "Комбинированную пирамиду", "Динамичную пирамиду" и "Классическую пирамиду" битком служит цветной шар.
4.3. При игре в "Свободную пирамиду" любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета) может быть выбран играющим в качестве битка при выполнении любого очередного удара (исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар).
4.4. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.

5. Соударение битка с прицельным шаром

5.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
5.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любого борта (бортов).
5.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

6. Игра после нарушения

В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку (предусмотренного правилами "Свободной пирамиды", "Комбинированной пирамиды" и "Динамичной пирамиды") штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар, или
(2) уступить его нарушителю.

7. Розыгрыш начального удара

7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.
7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
7.4. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

8. Исходная расстановка шаров

8.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.

Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие установку неполной пирамиды (см. п.2 и п.27, а также раздел 1, п. 14). При установке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к установке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем - неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. Основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично относительно продольной оси стола. Для достижения полной симметрии в нижний ряд в случае необходимости перемещают шар из вершины пирамиды.

9. Положение шара

Положение шара определяется положением его центра.

10. Дом и линия дома

10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

11. Введение битка в игру (начало игры)

11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п. 10).
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 14).
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

12. Правильный начальный удар

12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
(3) два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того, хотя бы один (любой) прицельный шар пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.

Примечание: При расстановке шаров заново после снятия штрафного шара следует руководствоваться правилами выставления неполной пирамиды (см. п.8).

13. Попеременное разбитие

В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.

14. Начало и завершение удара

14.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола.(Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
14.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.

15. Удар кием по битку

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.

16. Касание ногой пола

При выполнении удара по битку, по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.

17.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.

При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.

19.1. Запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.
19.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - "наклейка кия - биток - прицельный шар", то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров;
(2) или таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае - штраф.

Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.5.3).

20. Правильно завершенный удар

Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и, кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем:
(а) касается другого борта; или
(б) доводит до другого борта любой шар; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем:
(а) касается любого борта; или
(б) доводит до любого борта любой шар; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или
(4) отражается от любого борта, а затем:
(а) пересекает центральную линию; или
(б) перекатывает через нее любой шар.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.

Примечания:
1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае - штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь воздействует на биток и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается безусловно правильным, если имело место два отдельных соударения - "биток - прицельный шар" и "прицельный шар -биток".
Если же двух отдельных соударений не было, то завершившийся подобным образом удар считается правильным лишь при условии, если игрок до удара предупредил судью о том, что прицельный шар касается борта. В противном случае - штраф.
3. Шар пересекает центральную линию только в том случае, если центральную линию пересекает центр шара.
Если до удара центр шара был расположен в точности на центральной линии, то его смешение в ту или другую половину стола нельзя рассматривать как "пересечение центральной линии".
4. Если один из шаров отражается от губы средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, то его центр, по меньшей мере один раз пересек центральную линию.

21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома

21.1. При игре в "Комбинированную пирамиду" удар с руки из дома производится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штрафным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу). При этом введение битка в игру производится в соответствии с п. 11.
21.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром. Если все прицельные шары расположены в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.
21.3. Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны удовлетворять всем требования п.20.

22. Правильно и неправильно забитые шары

22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
22.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
22.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 14), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 14), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно.

Примечание: Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.

22.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
22.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.

23. Шар на краю лузы

23.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
23.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром, и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары устанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
23.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении не устойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

24. Выскочивший шар

24.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

25. Выставление шаров

25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
25.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
25.3. При игре в "Свободную пирамиду" любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в "Комбинированную пирамиду", "Динамичную пирамиду" и "Классическую пирамиду" - в качестве прицельного шара.

26. Замедленная игра

Если игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнований или партии, то судья после соответствующего предупреждения может ввести для обоих игроков сорокапятисекундное ограничение времени на подготовку ударов. Судья контролирует время с помощью секундомера и за 10 секунд до истечения отпущенного времени должен сделать соответствующее объявление игроку. Если игрок не укладывается в установленные временные рамки, налагается штраф. Контрольный секундомер включается сразу после завершения удара (см. п. 14). Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.

27. Вмешательство постороннего

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 12). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.8.

28. Вмешательство в игру соперника

Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматривается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф.

29. Штрафы

29.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.5.3.);
(2) при неправильном начальном ударе (см. п. 12.1);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п. 14.2);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. п. 15);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п. 16);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п. 17);
(7) при двойном ударе (см. п. 18);
(8) при пропихе (см. п. 19.1 и п. 19.2);
(9) при неправильно завершенном ударе (см. п.20);
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. п.24.3);
(11) при замедленной игре (см. п.26);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.28).
29.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.


Русский бильярд: общие правила игры

1. Оборудование.
Во время игры используется специальное оборудование (бильярдный стол, шары, кий, аксессуары), соответствующее техническим требованиям, принятым Международным комитетом по пирамиде.
2. Разметка игровой поверхности бильярдного стола.
2.1 Перед началом партии на поверхность стола четко и разборчиво наносятся специальные отметки и линии:

2.1.1 В центре бильярдного стола ставится точка - это центральная отметка.

2.1.2 Через центральную точку параллельно коротким бортам стола проводят прямую линию - это центральная линия, разделяющая игровую поверхность бильярдного стола на две части - переднюю половину и заднюю.

2.1.3 В центре передней половины бильярдного стола наносят точку - это передняя отметка.

2.1.4 Через переднюю отметку проводят параллельно переднему борту прямую линию - это линия дома.

2.1.5 В центре задней половины бильярдного стола наносят точку - это задняя отметка.

2.1.6 От центра задней отметки до середины заднего борта проводят продольную линию - это линия выставления шаров.

2.2 Часть игровой поверхности между передним бортом и линией дома принято называть домом.


3. Бильярдные шары
Стандартный набор бильярдных шаров предполагает наличие 15 штук шаров белого цвета и одного цветного шара. При этом на всех шарах, кроме цветного наносится порядковые номера - от 1-го до 15-ти.
Примечание: при разыгрывании партии в « Комбинированную пирамиду » , « Свободную пирамиду » и « Динамичную пирамиду » возможно использование непронумерованных бильярдных шаров.


4. Биток и прицельные бильярдные шары
4.1 Шар, по которому осуществляется удар кием - это биток.
4.2 В « Классической пирамиде » , « Комбинированной пирамиде » и « Динамичной пирамиде » в качестве битка выступает цветной шар.
4.3 В « Свободной пирамиде » игрок имеет право выбрать любой бильярдный шар, находящийся на игровой поверхности, и использовать его в качестве битка. Исключение составляет лишь первый удар, когда для разбивки шаров используют цветной шар.
4.4 Шары, находящиеся на игровой поверхности, за исключением битка являются прицельными.


5. Касание битка с прицельным шаром
5.1 При проведении правильного удара (в том числе и начального) происходит соударение битка с одним из прицельных шаров.
5.2 При совершении удара биток можно направить к прицельному шару напрямую или от борта.
5.3 В случае если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, удар квалифицируют, как неправильный и зачисляют штраф.


6. При нарушении правил игры
После нарушения игроком правил игры, производится выставление на прежние позиции выскочившие и(или) неправильно забитые шары, а при игре в « Комбинированную пирамиду » , « Свободную пирамиду » и « Динамичную пирамиду » - снимается с игровой поверхности на полку штрафной шар. При этом соперник имеет право выбора: произвести удар самому либо предоставить данную возможность нарушившему игроку.
7. Проведение начального удара
7.1 При розыгрыше права первого удара проводят следующую процедуру. Игроки располагаются по разные стороны относительно продольной линии игровой поверхности и одновременно выполняют удар с руки из дома, направляя шары к заднему борту и обратно. Побеждает тот игрок, шар которого ближе всего окажется к переднему борту стола.
7.2 Признается автоматический проигрыш, если бильярдный шар:

- не докатился до заднего борта бильярдного стола;

- коснулся о задний борт несколько раз;

- выскочил за борт;

Попал в лузу;

- оказался на половине соперника;

- коснулся длинного борта.
7.3 В ситуации, когда оба игрока нарушили правила игры, либо судья не в силах определить, чей шар расположился ближе к переднему борту, розыгрыш проводят заново.
7.4 Победитель розыгрыша получает право произвести первый удар (разбивку пирамиды) либо уступить его сопернику.


8. Расстановка шаров
8.1 Перед первым ударом пятнадцать белых шаров укладывают в виде равностороннего треугольника таким образом, чтобы вершина совпадала с задней отметкой игровой поверхности, а основание было параллельно заднему борту. При этом каждый шар должен соприкасаться с рядом установленными шарами. При установке шаров необходимо использовать стандартный треугольник.
8.2 Цветной шар, выполняющий функцию битка при проведении первого удара, устанавливается в доме.
Примечание : в игре могут возникать ситуации, когда предусматривается установка неполной пирамиды. В данном случае при расстановке шаров треугольник заполняется от вершины к основанию. В нижнем ряду шары устанавливаются от середины к краям симметрично продольной оси бильярдного стола. При этом должна быть соблюдена полная симметрия. При необходимости недостающий шар из вершины пирамиды устанавливают в нижний ряд.


9. Положение шара
Положение шара следует определять исходя из положения его центра.


10. Линия дома и дом
10.1 Линия дома не относится к дому.
10.2 Если шар находится на линии дома, его расположение определяют как вне дома.


11. Начало игры: введение битка
11.1 Для введения битка в игру проводят начальный удар с руки из дома.
11.2 При выполнении начального удара в качестве битка всегда выступает цветной шар.
11.3 Игрок, который производит удар первым, имеет право установить биток в любой точки дома, но не на линии дома.
Если игрок установил биток вне дома, соперник или судья должен предупредить об этом до проведения удара. Иначе биток будет введен в игру неправильно.
После предупреждения игрок, который вступает в игру, должен переместить шар.
11.4 Биток считают введенным в игру сразу после нанесения по нему удара наклейкой кия.
11.5 До нанесения удара по битку, игрок имеет право поправлять его рукой, кием и т.д. Однако касание битка после введения в игру недопустимо и наказывается штрафом.


12. Начальный удар (разбитие пирамиды)
12.1 Начальный удар является правильным в том случае, если после соударения битка с прицельным шаром:

- один из шаров был забит в лузу;

- как минимум три различных прицельных шара коснулись бортов (борта);

- два различных прицельных шара коснулись бортов (борта) и как минимум один прицельный шар преодолел центральную линию. При несоблюдении ни одного из вышеописанных условий, влечет за собой штраф.
12.2 Игрок, который получил право первым вступить в игру, произвел неправильный начальный удар, соперник может:

- принять сложившуюся позицию шаров на игровой поверхности и далее продолжить игру;

- принять сложившуюся позицию шаров на игровой поверхности и передать право продолжения игры сопернику;

- заново произвести расстановку шаров и самостоятельно нанести начальный удар;

- заново произвести расстановку шаров и передать право произведение начального удара сопернику.
Примечание : при повторной расстановке шаров и снятия с игровой поверхности штрафного шара, производится установка неполной пирамиды согласно правилам.


13. Попеременное разбитие пирамиды
При проведении каждой новой партии матча игроки поочередно разбивают пирамиду.


14. Начало и завершение удара
14.1 Удар считается начатым после соприкосновения наклейки кия с битком. Удар считают завершенным после полной остановки всех шаров на игровой поверхности. При этом шар, который вращается на одном месте, также считается движущимся.
14.2 Наносить следующий удар можно только после завершения предыдущего. При несоблюдении данного условия предусмотрен штраф.


15. Удар кием по битку
Удар кия по битку принято производить только наклейкой кия по направлению его продольной оси. Иначе налагается штраф.


16. Касание ногой пола
При произведении удара по битку, хотя бы одна нога игрока должна касаться пола. При несоблюдении данного условия, налагается штраф.


17. Запрет на касание шаров
Не принимая во внимание касание наклейкой кия битка, запрещено касание любого шара, находящегося на игровой поверхности бильярдного стола телом, одеждой, древком кия и т.д. При нарушении правила предусмотрен штраф.


18. Запрет на произведение двойного удара
При нанесении удара наклейка кия должна коснуться битка только один раз. При нарушении запрета, налагается штраф.


19. Запрещение пропиха
19.1 Не разрешается продлевать касание наклейки кия и битка до момента его соударения с прицельным шаром. Иначе удар рассматривается, как пропих и влечет за собой штраф.
19.2 В случае, когда биток соприкасается с прицельным шаром или расстояние между битком и прицельным шаром слишком мало и нельзя избежать моментального тройного контакта (наклейка кия - биток - прицельный шар), удар не квалифицируется как пропих при условии, что он был произведен:

- под углом не менее 45° в сторону по отношению к линии центра этих шаров;

- так, что биток не покатился следом за прицельным шаром.
Во всех других ситуациях предусмотрен штраф.
Примечание : Нанесение удара по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (при условии, что последний не тронулся с места), не может быть квалифицировано как соударение битка с прицельным шаром. Если после произведения удара биток не коснулся ни одного прицельного шара, удар квалифицируют как неправильный и назначают штраф.


20. Завершение удара
Любой удар (не учитывая начального) считают правильным, если он был нанесен согласно пунктам настоящих Правил и после соударения битка и прицельного шара, любой из шаров на игровой поверхности:
1. попал в лузу;
2. отразился от одного борта бильярдного стола, а потом:

- коснулся другого борта;

-3. пересек центральную линию игровой поверхности, а потом:

- коснулся любого борта;

- довел до другого борта другой шар;

- коснулся шара, расположенного вплотную к борту.
4. оттолкнулся от любого орта бильярдного стола, а потом:

- перекатился за центральную линию игровой поверхности;

- перекатил через центральную линию любой шар.
При несоблюдении ни одного из вышеизложенных условий, предусмотрен штраф.
Примечание:
1. Все игровые события (отражение от борта, соударение и пр.) должны происходить именно в той последовательности, которая предусмотрена настоящими Правилами. Иначе налагается штраф.
2. В ситуации, когда биток соударяется с прицельным шаром, расположенным вплотную к борту, а этот прицельный шар воздействует на биток и доводит его до другого борта либо же перекатывает через центральную линию, тогда удар считают безусловно правильным.
Если двух отдельных соударений не произошло биток - прицельный шар и прицельный шар - биток, тогда удар является правильным только в том случае, если игрок до произведения удара предупредил судью о том, что прицельный шар касается борта бильярдного стола. Иначе, будет наложен штраф.
3. Считается, что шар пересек центральную линию, если центр шара пересек центральную линию.
Если до удара, прицельный шар находился на центральной линии, его смещение вправо или влево нельзя рассматривать, как пересечение центральной линии.
4. Когда шар отталкивается от губы средней лузы, а затем обратно возвращается на свою половину игровой поверхности, то его центр пересек центральную линию как минимум один раз.


21. Премиальный и штрафной удар с руки из дома
21.1 В « Комбинированной пирамиде » удар с руки из дома может наносится в других, предусмотренных правилами случаях. Это может быть премиальный удар, который производится после попадания битка в лузу, или штрафной, который полагается при выскакивании битка за борт бильярдного стола или неправильном забивании битка в лузу.
21.2 Забивать в лузу можно любой из шаров, находящихся на игровой поверхности, после соударения битка с любым прицельным шаром, находящимся вне дома. В ситуации, когда все прицельные шары располагаются в доме, тогда удар производится с противоположной стороны бильярдного стола, которая является временным домом, границы которого отмечены задней линией.
21.3 Премиальный и штрафной удар нужно наносить в строгом соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
22. Неправильно и правильно сыгранные шары
22.1 Шар является правильно сыгранным, если он попал в лузу после произведения правильного удара.
22.2 Все шары, которые являются правильно забитыми, вынимаются из лузы и помещаются на специально полке (каждому из игроков предусмотрена отдельная полка).
22.3 Если в момент начала, произведения или завершения удара был нарушен один из пунктов настоящих Правил, шар считается неправильно сыгранным.
В ситуации, когда нарушение произошло после завершение удара, судья налагет штраф. Однако упавший в лузу шар считается правильно забитым.
Примечание: в случае, когда правила были нарушены после завершения последнего удара партии, результат игры не пересматривается и штраф не налагается.
22.4 Все неправильно сыгранные шары не засчитываются и заново выставляются на игровую поверхность на прежнее место.
22.5 Шар, который выскочил из лузы обратно на игровую поверхность, не считается забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.


23. Шар на краю лузы
23.1 В ситуации, когда нависший над лузой шар попадает в лузу без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат произведенного удара, его выставляют на прежнее место.
23.2 В ситуации, когда нависший над лузой шар попадает в лузу без соударения с другим шаром и если это влияет на конечный результат произведенного удара, то все шары с максимально возможной точностью устанавливаются на прежние места и удар повторяют.
23.3 В случае, когда шар приостанавливается на краю лузы в неутойчивом равновесии, а после падает в лузу, тогда его считают забитым в результате произведенного удара.


24. Выскочивший шар
24.1 Шар считают выскочившим за борт бильярдного стола, если в результате произведенного удара, он оказался вне игровой поверхности - на борту бильярдного стола, на полу и т.д.
24.2 Шар не считают выскочившим за борт, если он, ударившись о борт или поручень, самопроизвольно вернулся на игровую поверхность. Однако, если при этом шар задевает объект, который не относится к стационарным принадлежностям бильярдного стола (осветительный прибор, мел и т.д.), он считается выскочившим, даже несмотря на самопроизвольное возвращение на игровую поверхность.
24.3 В случае, когда биток или прицельный шар выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4 Все шары, которые выскочили за борт, выставляются на прежнее место после произведения удара.


25. Выставление шаров на игровую поверхность
25.1 Все шары, которые были неправильно сыграны или выскочили за борт, выставляются на свое прежнее место сразу после завершения начатого удара и начала следующего.
25.2 Единичный шар устанавливают на заднюю отметку.
При выставлении нескольких шаров, их размещают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту по возможности ближе друг к другу, но не вплотную.
В ситуации, когда некоторые шары расположены вблизи или прямо на линии выставления шаров, и тем самым препятствуют процедуре выставления шаров, тогда выставляемые шары располагают по возможности ближе к задней отметке, но не вплотную к мешающим шарам.
Когда между задним бортом и задней отметкой не хватает места для выставляемых шаров, то шары размещают на продолжении линии выставления шаров, по возможности ближе к задней отметке.
25.3 В « Свободной пирамиде » любой из шаров может быть выбран в качестве битка и прицельного шара. В « Классической пирамиде » , « Комбинированной пирамиде » , « Динамичной пирамиде » игрок имеет возможность выбора только прицельного шара.


26. Замедленная игра
26.1 Когда игрок слишком медленной игрой затягивает партию, то после предупреждения судья вводит 45секундное ограничение на подготовку к удару для каждого из игроков. Несоблюдение игроком установленных временных ограничений, влечет за собой штраф.
26.2 Один раз в течение партии каждый из игроков может воспользоваться правом на двукратное продление временных рамок.
26.3 Когда в результате равного счета, намечена контрольная партия, каждый из игроков имеет право на два продления временного ограничения в данной партии. О намерении воспользоваться продлением временного интервала следует заранее предупредить судью.


27. Вмешательство постороннего
27.1 Если в ходе игры шары были сдвинуты в результате постороннего воздействия, они выставляются на прежние места. Данное правило действует также в случае форс-мажорных обстоятельств (отключение света и пр.).
27.2 Если выставить шары на исходные места не представляется возможным, цветной шар устанавливают в доме, а из белых шаров выстраивают в форме полной либо неполной пирамиды. Право последующего удара определяется путем розыгрыша, и игра продолжается по принципу начального удара (п.12 настоящих Правил). При этом счет сохраняется.


28. Вмешательство соперника в игру
При произведении удара вне очереди либо касаний шаров при нанесении удара соперником, квалифицируется как вмешательство в игру и наказывается штрафом.

Все мероприятия по русскому бильярду проводятся на инвентаре согласно техническим требованиям Федерации Русского бильярда. Основные параметры: размер стола 3600 х 1800 мм; размер шара 68 – 70 мм, размер угловых луз 72 + 1 мм, средние лузы 80 + 1мм.

1.1. Расстановка шаров

Перед началом партии все 15 прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу, при этом передний шар располагается на задней отметке, а основание пирамиды должно быть параллельно заднему борту.

1.2. Удар

Удар – собственно удар кием по битку и последующее движение шара (шаров).

Удар по битку должен выполняться наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом хотя бы одна нога игрока должна касаться пола.

В момент удара все шары должны быть неподвижны, а не заказанные, забитые с нарушением правил и выскочившие шары должны быть выставлены.

Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и заканчивается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола (вращающийся на месте шар считается движущимся).

Двойной удар, пропих, нажим и промах – неправильные удары, за которые налагается штраф.

Двойной удар – удар, при котором наклейка кия касается битка два раза.

Пропих – удар, при котором игрок проталкивает одновременно биток и прицельный шар.

Нажим – удар, при котором биток вдавливает соприкасающийся с ним или близко расположенный к лузе прицельный шар в эту лузу либо, вдавливая бортовой шар, перемещает его в другую позицию.

Промах – удар, при котором биток не касается ни одного прицельного шара.

1.3. Розыгрыш права выбора удара

Игроки располагаются у переднего борта по разные стороны от продольной линии. Место игроки определяют по взаимному согласию или жребием. Затем они устанавливают по одному шару в доме и одновременно производят удар, посылая шары к заднему борту. Право выбора удара получает игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему борту.

Розыгрыш считается проигранным, если шар:

  • не коснулся заднего борта;
  • пересек продольную линию;
  • коснулся длинного борта;
  • упал в лузу или выскочил.

Если правила нарушили оба соперника или оба шара остановились на одинаковом расстоянии от переднего борта, розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право сам произвести удар либо уступить его сопернику.

1.4. Положение шара

Положение шара на игровой поверхности стола определяется положением его центра относительно разметки стола.

Шар, стоящий точно на линии, считается расположенным за ней относительно игрока, выполняющего удар.

1.5. Начальный удар

Игрок, определенный розыгрышем права выбора удара, выполняет начальный удар в первой партии.

1.6. Сыгранный шар

Шар считается сыгранным, если в результате правильного удара шар падает в лузу. За игроком сохраняется право на следующий удар.

Шар, отразившийся от скобы лузы на игровую поверхность стола, сыгранным не считается.

1.7. Зависший шар

Если при ударе шар останавливается в створе лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в нее до окончания этого удар, такой шар считается сыгранным. Если же зависший шар падает в лузу после окончания удара или сотрясения стола, этот шар не засчитывается, судья устанавливает его на прежнее место, игра продолжается.

Если игрок выполняет удар по зависшему шару, а затем последний до соударения с битком падает в лузу, судья восстанавливает прежнее положение шаров, удар повторяется, штраф при этом не налагается.

1.8. Отыгрыш

Отыгрыш – это удар, установленный правилами конкретной игры.

1.9. Выскочивший шар

Выскочившим считается шар, покинувший при ударе игровую поверхность стола и не упавший в лузу.

Выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку после удара, штраф при этом не налагается, а сыгранные шары засчитываются.

Если выскакивает биток, на игрока налагается штраф, забитые при этом шары не засчитываются, а биток выставляется на игровую поверхность стола согласно правилам конкретной игры.

Если покинувший игровую поверхность стола шар задевает над ней кий, одежду и т.п. игрока, это считается нарушением правил, и налагается штраф. Если такой шар возвращается на игровую поверхность стола, он остается в игре, а если покидает ее – считается выскочившим.

Шар остается в игре, если он, отразившись от верхней части борта, скобы лузы или осветительного прибора, возвращается на игровую поверхность стола. Нарушением правил это не считается.

1.10. Выставление шаров

Не заказанный, забитый с нарушением правил и выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку. Если задняя отметка занята, то шар выставляется как можно ближе (но не в плотную) к мешающему шару на продольной линии в сторону заднего борта, а если эта часть продольной линии занята, то в сторону центральной отметки.

Если выставляется несколько шаров, первый из них выставляется аналогично, а остальные располагаются вплотную друг к другу.

Запрещается любая разметка кроме установленной.

Запрещается использование бильярдного инвентаря (за исключением кия) для измерения расстояния между шарами, шаром и бортом и т. п.

1.13. Вступление в игру соперника

Соперник вступает в игру после того, как игроком не был сыгран шар или имело место нарушение правил.

Если на выполнявшего удар игрока налагается штраф, его соперник, оценив игровую позицию, имеет право потребовать от игрока выполнить следующий удар: «Играй дальше».

1.14. Вмешательство соперника

Если соперник нанесет удар не в свою очередь или коснется какого-либо шара, на него налагается штраф, судья восстанавливает прежнее положение шаров, и игра продолжается.

1.15. Вмешательство постороннего лица

Если шары приходят в движение в результате вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем воздействия игрока), судья восстанавливает прежнее положение шаров, и игра продолжается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, например падения осветительного прибора.

Если посторонний вмешивается в игру умышленно, игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнования.

1.16. Незафиксированный выигрыш

Если по недосмотру судьи и игроков игра продолжается несмотря на то, что один из игроков выиграл партию (сыграл 8 шаров либо набрал 71 очко или более), сразу после обнаружения этого обстоятельства ему присуждается победа в партии, даже если после незафиксированного выигрыша на него был наложен штраф или соперник тоже закончил партию.

1.17. Штраф

Штраф на игрока налагается в следующих случаях:

  • если удар выполнен не наклейкой кия;
  • если удар выполнен не в направлении продольной оси кия;
  • если при выполнении удара ни одна из ног игрока не касалась пола;
  • если очередной удар выполнен до окончания предыдущего удара;
  • если в результате удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола;
  • за туш любого шара на игровой поверхности стола в любой момент игры – кием, машинкой, мелом, рукой, одеждой и т. п.;
  • при неправильном ударе по битку, соприкасающемуся с прицельным шаром;
  • за двойной удар;
  • за пропих;
  • за нажим;
  • за промах;
  • если начальный удар выполнен по битку, расположенному вне дома;
  • за невыполнение правил отыгрыша;
  • за нанесение запрещенной разметки;
  • за вмешательство в игру соперника.

Если при ударе нарушено несколько правил, штраф налагается в одинаковом размере.

Шары, забитые с нарушением правил, не засчитываются и выставляются на игровую поверхность стола.