Что такое афазия, виды нарушения речи и способы лечения. Кратко о том, что такое афазия

Какие действия можно предпринять, дабы ускорить восстановление речи после инсульта? С какими формами нарушения речи могут столкнуться родственники больного, зависит ли программа реабилитации от типа речевого расстройства? На эти и другие вопросы мы ответим в рамках материала, предложенного вашему вниманию.

Формы речевых расстройств

Необходимо понимать, что нарушение речи при инсульте может принимать одну из двух кардинально различающихся форм – афазия и дизартрия. Эти знания пригодятся нам при составлении плана терапии. В чем заключаются принципиальные различия между этими расстройствами?

1. Афазия – нарушение самого феномена речи как проявления высшей нервной деятельности. Больной не может осознать устную или письменную речь, хотя слышит и «видит» звуки и слова (сенсорная афазия); не может произнести слово ввиду того, что необходимый импульс не формируется в соответствующих отделах неокортекса (моторная афазия, которую еще называют речевой апраксией).

При сенсомоторной, или тотальной афазии, человек не понимает обращенную к нему речь и не говорит сам (речевые «эмболы», повторяющиеся однотипные звуки – не в счет). Такая форма речевого расстройства часто встречается при локализации патологического процесса в бассейне средней левой мозговой артерии. Существуют и другие формы афазии, но для понимания сути происходящих процессов пока достаточно названных трех.

2. Дизартрия – это нарушение речи после инсульта по своей сути является дефектом произношения звуков и слов. Человек прекрасно понимает обращенную к нему речь, может читать и даже может писать, но не говорит, ибо нарушена работа мышц, ответственных за произношение звуков. Это речевое расстройство еще называют нарушением артикуляции, оно характерно для поражения задних отделов лобных долей и подкорковых структур.

Лечение дизартрии

Переходим непосредственно к теме материала: как восстановить речь после инсульта? Начинаем с дизартрии, ибо объяснить структуру лечения в данном случае проще, а начинать всегда следует с простого.

При дизартрии мы должны научить человека произносить слова, а для этого нужно вновь обучить необходимым навыкам мышцы ротовой полости, нижней челюсти etc. Как это сделать? Мы озвучим программу действий, стратегию терапии, а конкретные упражнения порекомендует врач-логопед.

  1. Больной с дизартрией должен регулярно выполнять упражнения для языка: высовывать напряженный или расслабленный язык, упираться языком в зубы, выполнять круговые движения. В комплекс должны входить артикуляционные упражнения для нижней челюсти, губ, мимических мышц (всех зон, в том числе лба и даже области вокруг глаз).
  2. Логопедическая коррекция должна проходить при участии и под контролем врача-логопеда, он же при необходимости назначит комплекс упражнений, которые помогут восстановить функцию глотания (эти расстройства часто встречаются вместе).
  3. По показаниям проводится медикаментозная терапия, направленная на профилактику осложнений, улучшение трофики и кровоснабжения структур головного мозга.

Лечение афазии

Сложнее ли лечить афазию? С психологической точки зрения, труднее, ибо вернуть саму речь после инсульта, как феномен высшей нервной деятельности, непросто ввиду того, что контроль с больным сильно затруднен. При сенсорной афазии вы не сможете сообщить пациенту о своих пожеланиях. При моторной афазии он никак не сможет вам ответить — письменная речь и чтение текстов также нарушены. При тотальной афазии задача усложняется в десятки раз. Выход? Запастись терпением и работать!

  1. При диагнозе инсульт потеря речи сохраняется в течение длительного временного отрезка, на протяжении которого необходимо ежедневно заниматься с больным.
  2. Пациента, когда он пытается что-то сказать, нужно слушать очень внимательно и терпеливо, нельзя перебивать больного, нельзя его поправлять, и не пытайтесь договорить за него фразу, смысл которой, как вам кажется, вы уже уловили.
  3. Инициировать беседу должен здоровый человек.
  4. При сенсорной афазии для занятий начального уровня рекомендуется использовать картинки с подписями, на картинках должны быть изображены простые предметы обихода, животные.
  5. Для улучшения контакта с больным при сенсорной афазии разрабатывайте альтернативные (неречевые) способы коммуникации.
  6. При моторной афазии начинать следует с повторения автоматизированных речевых рядов, как то дни недели, порядковый счет, времена года, двенадцать месяцев. Для лечения моторной афазии можно использовать утвердительные ответы на простейшие бытовые вопросы: «Будешь кушать?» — «Буду».
  7. При моторной афазии также подойдут картинки с подписями, но на этот раз на них должны быть изображены не предметы, а действия и несложные сюжеты.

Заключение

Как вы понимаете, врачи-логопеды помогут вам в десятки раз расширить арсенал средств, которые можно использовать для восстановления речи после инсульта. Мы лишь обозначили стратегию, показали, какими путями можно и нужно двигаться, чего ожидать в пути. Успех лечения зависят от самого пациента, его родственников, медицинских работников, а именно – от слаженности действий всех участников процесса.

Афазия после инсульта

Афазией называют полную или частичную утрату речи в результате локального поражения головного мозга. Она возникает на фоне нарушений мозгового кровообращения и наиболее часто причиной афазии становится инсульт.

Сложность речевого расстройства находится в прямой зависимости от локализации и размера зоны поражения. Значительно дольше других функций организма идет восстановление речи после инсульта. При афазии происходит системное нарушение всех видов речевой деятельности человека – говорения, слушания, чтения и письма, поэтому больному необходимы регулярные занятия с логопедом-афазиологом в течение длительного периода времени.

Формы афазии

Форма афазии зависит от места повреждения ткани мозга в доминантном по речи полушарии:

  • Локализация поражения в височных отделах коры головного мозга ведет к акустико-гностической и акустико-мнестической афазии;
  • Локализация поражения в нижних теменных отделах коры головного мозга ведет к афферентной моторной и семантической афазии;
  • Локализация поражения в заднелобных и премоторных отделах коры головного мозга ведет к динамической и эфферентной моторной афазии.

В логопедии принято выделять 6 форм афазии.

Акустико-гностическая форма афазии

Характеризуется грубым нарушением понимания речи. Сразу после инсульта и при наличии обширных очагов поражения мозга наблюдается полное отсутствие понимания речи, множественные замены звуков, искажающие до неузнаваемости речь самого больного.

Несколько позже и при менее обширных поражениях речь может частично восстановиться и стать достаточно четкой, но при этом сохраняется множество замен одних слов другими, аграмматизмов, ошибок согласования слов в предложениях. Нарушения чтения и письма разной степени тяжести заключаются в заменах звуков и букв.

Афферентная моторная (артикуляторная) форма афазии

Характеризуется нарушением артикуляции звуков речи. При выполнении движений языка, губ больной не может найти их нужную артикуляционную позицию, в результате чего у него отсутствует устная речь.

По мере ее постепенного восстановления наблюдаются пропуски предлогов, слов, ошибочная последовательность слов в предложениях, замены между звуками, имеющими сходные кинестетические характеристики. Письменная речь нарушена грубо, однако относительно сохранными остаются чтение про себя и понимание речи.

Акустико-мнестическая форма афазии

Характеризуется нарушением слухо-речевой памяти. При этой форме больные плохо понимают длинные и сложные речевые отрезки, так как не могут удержать в памяти серию слов.

Несмотря на относительную сохранность устной речи, им трудно называть действия и предметы, в предложениях наблюдаются многочисленные словесные замены.

Эфферентная моторная форма афазии

Характеризуется нарушением фразовой речи. Паузы и повторы слов в предложениях крайне затрудняют или делают невозможной устную речь. Больные испытывают трудности при выполнении многоступенчатых инструкций. Изолированное произнесение звуков сохранно, но отсутствует понимание окончаний существительных и значений предлогов.

Нарушения письменной речи обусловлены затруднениями звуко-буквенного анализа состава слов, что ведет или к полному распаду навыков письма или к пропускам и перестановкам букв и слогов.

Динамическая форма афазии

Характеризуется отсутствием речевой активности. Такие больные могут «эхом» повторять слова из вопросов собеседника, им доступны краткие ответы на вопросы, письмо под диктовку, чтение вслух, повторение и называние. Наиболее значительные трудности у них вызывает процесс активного развертывания высказывания и выбор слов, они нуждаются в постоянном стимулировании самостоятельной речи.

Семантическая форма афазии

Для данной формы характерно расстройство понимания сложных логико-грамматических оборотов, пословиц, предлогов, наречий места. У больных наблюдается нарушение счета, они не всегда понимают и могут пересказать даже короткие, простые тексты. Диалогическая и спонтанная речь, понимание простых фраз обычно сохранны, но больные с трудом выполняют инструкции, содержащие предлоги и наречия.

Восстановление речевой функции после инсульта

Форма афазии определяется логопедом на основании обследования понимания и воспроизведения речи. К занятиям по восстановлению утраченных речевых функций следует приступить как можно раньше, в первые несколько недель после перенесенного инсульта. Это же касается и восстановления двигательных функций с помощью специальных упражнений и массажа.

Если реабилитацию начать позже, то нарушения могут приобрести стойкий характер и их преодоление займет значительно больше времени и усилий. Занятия с логопедом-афазиологом должны быть регулярными, их продолжительность определяется индивидуальными возможностями больного. Родственники должны принимать самое активное участие в реабилитационном процессе, выполнять все рекомендации и задания специалиста, проявлять к больному максимум терпения, такта и внимания.

Афазия

Почти у всех перенесших инсульт в первые дни и недели наблюдается нарушение речи. Одни не могут вспомнить названия предметов и действий, выразить свою мысль, другие не в состоянии понять, что говорят окружающие. Однако и интеллект, и память (образная) сохранены, в порядке зрение, слух. Используя эти каналы, можно многое восстановить.

В зависимости от того, какие отделы мозга поражены, говорят о разных формах афазии после инсульта (нарушениях речи).

Судить о них, а значит и выбрать метод восстановления речи можно уже через две недели после начала заболевания.

Моторная афазия

При моторной афазии человек, как правило, понимает речь окружающих, но не в состоянии выразить свои мысли, связно отвечать на вопросы, читать, писать. В ответ на вопрос он чаще всего кивает головой и жестом показывает, что ничего сказать не может, или, произнося отдельные слова, затрудняется правильно назвать предметы, действия.

Бывают случаи, когда больной не в состоянии ни повторить, ни самостоятельно произнести звук или слово. При попытках говорить долго и часто безуспешно ищет положение губ, языка. Однако может петь и читать хорошо знакомые стихи.

Сенсорная афазия

У страдающих сенсорной афазией нарушено понимание обращенной к ним речи. Отсутствует и контроль за собственной речью. Она малоинформативна, состоит из обрывков слов и фраз. Человек не может писать, не понимает прочитанного.

Одни больные безуспешно пытаются что-то повторять, называть. Речь их многословна, эмоциональна, богато интонирована, сопровождается мимикой, жестами. Но эта “словесная окрошка”, или “словесный салат” — как говорят специалисты, существует как бы сама по себе: больной не понимает ни того, что говорит, ни простейших слов, просьб, указаний, обращенных к нему. Эти признаки характерны для первой формы сенсорной афазии.

В других случаях до сознания пациента доходят простые команды, только если состоят из 1-2 слов, не более. Это вторая форма сенсорной афазии.

Страдающие третьей ее формой понимают только простые предложения. Сложный текст им не по силам. Они плохо ориентируются в пространстве, путаются в счете, не различают, что значит “под”, “над”, “к”, “от”, не оценивают сравнительных конструкций (муха меньше слона).

Лечение афазии

Что делать? Ответ однозначен: заниматься лечением афазии . Повторяем: не все безнадежно разрушено — есть интеллект, память, внимание, слух. Лучше, конечно, воспользоваться помощью специалиста по восстановлению речи (логопеда-афазиолога), но не всегда это возможно. Обычно вся нагрузка ложится на родных и близких. Чтобы максимально использовать время, отведенное на тренировки, попытаемся дать необходимые рекомендации.

Вам придется постоянно стимулировать и исправлять речь больного. Будьте готовы к тому, что на первых уроках ваш ученик быстро утомится. Делайте паузы и обязательно заполняйте их рассказами о простых вещах и событиях, о том, что когда-то до болезни очень интересовало вашего подопечного.

Когда и по скольку заниматься, зависит от состояния больного, но имейте в виду: частота и регулярность тренировок имеют огромное значение.

Если у вашего подопечного сохранено сознание, начинайте уроки с первых дней инсульта.

Поначалу занимайтесь не больше 10-15 минут, лучше 2-3 раза в день. Через 2-3 недели средняя продолжительность занятий может составить уже 40-60 минут.

Лечение моторной афазии

При лечении моторной афазии прежде всего необходимо растормозить речь, создать у больного психологическую готовность, условия, при которых возникают намерение и желание говорить.

Вот один из приемов. Заранее подберите красочные журналы с фотографиями (можно старые). Откройте семейный альбом. Произнесите фразу с определенной интонацией, например, радости: “Я счастлив видеть тебя!” — и попросите подопечного выбрать ту картинку или фотографию, с которой эта фраза ассоциируется.

Очень полезно напевать или вместе с больным прослушивать записанные на магнитофон известные ему песни. Это помогает поднять настроение, вызывает воспоминания, оживляет в памяти дорогие образы. Попросите его петь вместе с вами. Он потихоньку подхватит мелодию и вдруг довольно внятно произнесет какое-нибудь слово, чаще рифмованное.

Повторите это же на второй день, третий. Больной начнет произносить и другие слова, а через неделю-две после многократного пропевания любимых мелодий совместное пение не будет составлять для него труда. Теперь можно попросить его договаривать стереотипные предложения, знакомые стихи, пословицы. Например: “Тише едешь — дальше. (будешь)”, “Семь бед — один. (ответ)”.

Параллельно тренируйте пациента на так называемых автоматизированных речевых рядах. Предложите вместе с вами посчитать (один, два, три, четыре.), перечислить дни недели (понедельник, вторник.).

Его может заинтересовать чтение эмоционально насыщенного событиями рассказа. Показывайте картинки, отдельно написанные слова — это способствует оживлению эмоций и прежних речевых связей. Вдруг у вашего подопечного вырывается адекватно содержанию: “Ах, черт возьми!”, “Ай-яй-яй!”, “Нехорошо!”, “Здорово!”.

Кроме того, обязательно просите больного как можно чаще называть имена близких ему людей, термины, связанные с профессией или любимым делом.

В процессе повседневного общения старайтесь, чтобы он вспомнил как можно больше существительных, глаголов, других частей речи — сначала в отдельных предложениях, затем в простых диалогах, беседах. Так, подходя к столу, вы говорите: “Я сажусь на. (стул). Я беру. (карандаш), чтобы. (рисовать)”. Готовясь к умыванию: “Где тут у нас туалетное. (мыло), чтобы руки. (мыть)? А вот зубная. (щетка), чтобы зубы. (чистить). Теперь нужно махровое. (полотенце). Им мы лицо. (вытираем)”.

Если больной вдруг произнес какое-то слово, например, “хлеб” или “мяч”, похвалите его, порадуйтесь успеху и не упустите шанс продвинуться дальше — напомните действия, с которыми связаны эти слова: “Хлеб мы. (едим). В мяч дети. (играют)”.

Не пытайтесь обучать вашего подопечного грамматике, опирайтесь на свойственное ему “чувство языка”. Варьируйте одно и то же слово: “Хлеб лежит на сто. (ле). Мяч лежит под сто. (лом). Я пошел к сто. (лу)”. Слова не надо зубрить, записывать — они должны постоянно встречаться в ваших беседах.

Разговаривая с больным, обязательно учитывайте его интересы и увлечения. С женщинами сподручнее говорить о кулинарии, моде, косметике, с мужчинами — о рыбной ловле, машинах, спорте, помогая жестами, показывая вещи или картинки, на которых изображено то, о чем идет речь. Например: “Вот река. В ней водится. (рыба). Ты любишь рыбу. (ловить). Ты ее ловишь. (удочкой). Но сначала надо накопать. (червей). Червяка ты насаживаешь на. (крючок). Рыба. (клюет)” и т. д.

Со временем диалог усложняется. Связная речь при моторной афазии, если она негрубо выражена, обычно появляется вслед за увеличением словаря больного.

Лечение сенсорной афазии

При лечении сенсорной афазии акцент занятий делается на восстановление понимания сказанного. А чтобы облегчить этот процесс, надо постараться затормозить поток обильной и малоинформативной речи (она так и вырывается из уст больного), оживить сферу зрительных образов, которые необходимы для осознанного восприятия окружающего мира.

Затормаживание речи предполагает переключение внимания больного на другие виды деятельности. Полезны любая работа с цифрами и числами, игра в шахматы, лото, рисование по образцам, составление картинок из детских кубиков, выполнение различных заданий — нарезание карточек, полосок бумаги, шрифта из газет, журналов, а также мытье посуды, уборка квартиры, если ему это уже по силам.

Обязательно сопровождайте краткими пояснениями, что, как и зачем делать. Как можно меньше слов! Только отрывистые конкретные инструкции и оценки: “Разрежь бумагу на полоски”, “Хорошо”, “Правильно”, “Помоги помыть посуду”, “Нет”, “Не так”. Контролируйте, как осознает ваш подопечный бытовые команды: “Проходи к столу”, “Садись здесь”, “Открой тетрадь”, “Начинай рисовать”. Как это ни трудно, разрешайте больному лишь короткие высказывания, реплики, вопросы: “Это так?”, “Что делать?”, “Не знаю, как. ” — не больше.

Очень важно научить его слушать. Процесс разбивается на ряд последовательных этапов — понимание сначала общего смысла и содержания звучащего текста, затем предложений и только потом отдельных слов, звуков.

Ведь больному сенсорной афазией гораздо легче произнести тираду слов самому, чем выделить одно, нужное.

Прежде чем начать разговор, обязательно сообщите, о чем сейчас пойдет речь в беседе, в рассказе, который вы намереваетесь прочесть. Например, “о природе”, “о животных и растениях Севера”, “о школе”. Это поможет создать состояние ожидания, готовность слушать текст определенного содержания, необходимый эмоциональный настрой. Заранее подготовьте картинки: одна соответствует тексту, другая — близкая к нему, третья — нейтральная. Положите их перед больным, прочитайте текст медленно и выразительно и попросите найти нужную картинку. Еще раз прочтите текст и попросите сказать, о чем идет речь, посчитать количество предложений. Выделите одну какую-нибудь фразу. Пусть он найдет на картинке соответствующий ей фрагмент. То же самое проделайте с отдельным предложением, потом словом. Лист, цветок, самолет, река. — звучание каждого ему нужно соотнести с соответствующим элементом картинки. Сюжет, изображенный на ней, должен вызывать только положительные эмоции. Да и текст небольшой — 3-7 предложений из 3 — 5 слов. Проштудируйте так 7-10 текстов, которые резко отличаются по содержанию и лексике. И уже после такой общей работы — восстановления умения слушать и понимать начинайте учить различать звуки.

Нарежьте из старых журналов картинки с изображением различных предметов. Разложите их перед больным. Напишите на трех листах бумаги крупно по букве, например, Б, Л, Ц. Предложите ему распределить картинки в соответствии с начальной буквой изображенного предмета. Новое задание: к оптическому образу буквы присоедините ее звучание. Повторяйте: “Сложи картинки к букве Л” и т. д. Позже больной должен классифицировать картинки, ориентируясь только на звучание названных букв (листы с написанными буквами уберите). Отработав первые три звука, переходите к следующей паре или тройке.

У страдающих сенсорной афазией в известной степени сохранены навыки письма. Но записывать такой больной может лишь то, что сам произносит. Чтобы упорядочить этот процесс, предложите ему сначала складывать слова из разрезной азбуки. Можно сделать схематические рисунки и подписи к ним из слов, близких по звучанию: “дом-том”, “дочка-точка”, “гора-кора”, “баба-папа”. Постепенно в процессе тренировки он начинает различать эти похожие по звучанию слова, понимать, какая подпись соответствует какому рисунку.

Полезно записать на бумаге и еще раз прочитать с ним слова, только что произнесенные. Так постепенно восстанавливается и навык чтения. А если параллельно больной еще и слышит запись этих слов на магнитофоне, эффект будет выше: он вслушивается в звучание произносимых им слов и исправляет ошибки.

Лекарства от афазии

Восстановлению речи способствуют медикаментозные препараты. Они растормаживают непогибшие, но оказавшиеся как бы в недееспособном состоянии нервные элементы вокруг очага поражения.

Пробудить, образно говоря, от спячки речь и память помогает ноотропил. Его надо принимать долго (несколько месяцев) по 2,4 г (в первые недели после мозговой катастрофы гораздо больше — 3,6-4,8 г) три раза в день.

Если же лекарство возбуждает больного и его сон становится беспокойным, сдвиньте прием препарата на первую половину дня. Часть курса можно провести в виде внутримышечных инъекций ноотропила по 5 г ежедневно в течение 20-30 дней.

Эффективен, особенно при нарушении памяти и внимания, церебролизин. Его вводят по 5 мг ежедневно внутримышечно 20-30 дней.

Оба препарата — ноотропил и церебролизин — можно применять и одновременно. Их хорошо переносят больные.

Как видите, способы восстановления речи разнообразны. Попробуйте те, что мы предложили, но не навязывайте их вашему подопечному все в обязательном порядке. Учитывайте его индивидуальные возможности.

Однако одно правило незыблемо. Не стоит думать, что, старательно проведя занятия, вы свободны и вольны заниматься своими делами. Если вы по-настоящему хотите помочь близкому человеку вернуться к нормальной жизни, с ним надо как можно больше разговаривать, рассказывать о семейных делах, событиях дня, вместе смотреть телепередачи, слушать радио, по возможности ходить в театр.

Не забывайте ни на минуту: главное, что помогает восстановлению речи и других нарушенных в результате инсульта функций, — добрая, благожелательная атмосфера в семье, не устранение, а привлечение больного к участию в обсуждении домашних дел, выполнению посильной для него работы. Терпения вам и здоровья!

В результате повреждения участков мозга, которые отвечают за речь, может возникнуть афазия. заболевание, характеризующееся частичной или полной потерей речи. Как правило, недуг имеет внезапный характер и возникает в результате или инсульта. Однако в некоторых случаях болезнь может развиваться постепенно, например на фоне инфекции, опухоли мозга, деменции.

При афазии у человека практически полностью теряется способность говорить и понимать речь. Помимо этого, больной человек не в состоянии читать и писать. В основном, данное заболевание поражает людей пожилого возраста, однако возможно развитие афазии и у детей.

Классификация афазий

    Сенсорная афазия. нарушение, возникающее в результате повреждения височной доли головного мозга, как правило левой. Также это заболевание имеет название афазия Вернике. Больные данным недугом могут разговаривать длинными предложениями, не имеющими смысла, конструировать самостоятельно новые слова и добавлять их в предложения. Из-за этого их речь практически невозможно понять. Также при афазии Вернике для человека затруднительно понять чужую речь. Поскольку участки мозга, контролирующие движения, не повреждены, поведение и движения больного вполне адекватны.

    Моторная афазия. речи, которое возникает по причине повреждения лобной доли головного мозга. Другое название — афазия Брока. Так как речь страдающим афазией дается с трудом, они в состоянии выговаривать лишь простые, короткие предложения, пропуская предлоги и некоторые слова. Лобная доля мозга частично регулирует моторику, поэтому часто афазия Брока может сопровождаться слабостью правых руки и ноги или параличом.

Симптомы афазии

Человек, страдающий сенсорной афазией, бегло произносит нормальные слова, включая в предложения бессмысленные фонемы, но не осознавая их значения. Пациенты с таким заболеванием осознают, что их речь не могут понять другие.

Люди с моторной афазией в состоянии относительно хорошо понимать речь других. Но присутствуют трудности с произношением слов. Обычно нарушено письмо и речеобразование, что создает трудности в общении. Также при может присутствовать аномия (неспособность правильно называть предметы).

Афазия: лечение заболевания

Терапия афазии направлена, прежде всего, на восстановление нормальной общаться. Услуги профессионального логопеда на ранних стадиях заболевания дают хорошие результаты: чем раньше будет начата терапия, тем больше шансов на выздоровление.

Одним из самых важных условий успешного лечения является непосредственное участие в нем членов семьи. Родственники больного афазией должны придерживаться следующих рекомендаций:

    разговаривать простыми, короткими предложениями;

    повторять, при необходимости, важные фразы;

    общаться в естественной форме, не акцентируя внимание на болезни;

    стараться не поправлять речь больного;

    беседовать с больным как можно чаще;

    не торопить, давая время на выговаривание предложения.

Из данной статьи вы узнали о таком заболевании, как афазия: что это такое, каковы причины, симптомы и методы лечения.

Вконтакте

Одноклассники

Это системное неврологическое нарушение уже сформировавшейся речи, то есть потеря способности говорить вследствие органических поражениях речевых отделов коры головного мозга, в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов , воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.

Больные частично или полностью теряют способность понимать речь или выражать свои мысли в словах. Но сохраняется способность воспринимать звуки, а речь звучит как неизвестный сигнал, чужой язык. Больной слышит речь, но не понимает ее. Иногда встречается одновременное нарушение произношения и восприятия смысла слов.

Существуют различные классификации афазий, в рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» - когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.

Симптомы афазии

Нарушения речи могут принимать разные формы. Их разнообразие отражает сложную природу речи. Один человек может терять только способность понимать написанные слова (алексия), в то время как другой не может вспомнить названия знакомых предметов (аномия). При аномии одни люди вообще не могут вспомнить нужное слово, а у других оно остается в памяти, но они не способны сказать его.

В тяжелых случаях речь совершенно невозможна; в более легких она затруднена: речь бедна, носит телеграфный стиль. Нарушается грамматическая структура речи (не соблюдаются склонения и спряжения), отмечаются перестановки и замена букв в слове, логорея (речевое недержание), вербальные парафазии (слово заменяется сходным по звучанию, но другим по смыслу), персеверации – это когда человек застревает на отдельных словах.

При афазии Вернике (состоянии, возникающем вследствие повреждения височной доли) больные говорят быстро, но их речь – это бессмысленный набор слов. При афазии Брока (экспрессивная афазия) люди в значительной степени понимают значение слов и знают, что они хотят сказать, но им трудно произносить слова: больные говорят медленно и с большим усилием, часто прерывая речь междометиями.

Афазию необходимо отличать от дизартрии – неспособности четко произносить слова. Несмотря на внешнее сходство с нарушениями речи, дизартрия вызвана повреждением части головного мозга, который управляет мышцами, используемыми в произнесении звуков и координации движений голосового аппарата. А также от алалии – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые
степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Причины афазии

С функцией речи в основном связаны левая височная доля и близлежащая область лобной доли. Повреждение любой части этой маленькой зоны в результате инсульта, роста опухоли, травмы головы или инфекционного поражения, по крайней мере частично, но нарушает функцию речи.

Повреждение левых как височной, так и лобной долей первоначально может привести к почти полной потере речи. В процессе выздоровления после такой полной (глобальной) афазии у человека отмечаются расстройства речи (дисфазия), письма (аграфия или дисграфия) и понимания устной речи.

Факторы, которые повышают вероятность возникновения афазии:

  • Возраст (ближе к пожилому);
  • Семейный анамнез;
  • Наличие в прошлом транзиторной ишемической атаки (ТИА).

Диагностика афазии

Для выявления афазии используется изучение устной речи (разговорная речь, рассказ, повторения, автоматическая речь – числа, месяцы, стихи), учитывается желание говорить, бедность или богатство речи, грамматический строй, наличие парафазий и персевераций. А также анализ письменной речи (списывание, диктант, пересказ), понимание устной речи, то есть слов, фраз, заведомо нелепых инструкций.

Мероприятия диагностики также включают обычное чтение, чтобы понять возможности чтения и понимания прочитанного у пациента.

Оценивается спонтанная речь пациента, по следующим показателям: беглость, количество произносимых слов, способность инициировать речь, наличие спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений, многословие и просодия.

Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики (нейролингвистики). В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов по выявлению афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий» и др.).

КТ или МРТ (с ангиографией или без) проводятся для уточнения характера поражения (инфаркта , геморрагии, объемного образования). Дальнейшие исследования
проводятся для уточнения этиологии заболевания в соответствии с описанным ранее алгоритмом.

Лечение и прогноз при афазии

Лечение афазии заключается в терапии основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Эффективность лечения достоверно не установлена, но полагают, что привлечение профессионального логопеда в самых ранних стадиях заболевания дает наилучшие результаты: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успех.

При развитии афазии после инсульта, травмы головы или некоторых других состояний, явившихся причиной ухудшения речи, врачи-логопеды могут помочь больному.
Обычно они начинают лечение, как только позволит физическое состояние человека.

Иногда даже без лечения наблюдается полное восстановление речи и исчезновение признаков афазии – обычно после кратковременного нарушения притока крови к мозгу.
Поэтому степень восстановления также зависит от размера и локализации поражения, степени речевых расстройств и, в меньшей мере, от возраста, уровня образования и общего состояния здоровья пациента.

Практически у всех детей в возрасте до 8 лет речевая функция восстанавливается полностью после сильного повреждения любого из полушарий. В более позднем возрасте самое активное восстановление происходит в течение первых трех месяцев, но завершающий этап может длиться до 1 года. В большинстве случаев, однако, восстановление речевых функций далеко не такое быстрое или полное. Хотя у многих людей с афазией наблюдается спонтанное частичное восстановление речевых функций в течение нескольких недель или месяцев после травмы мозга, некоторые признаки афазии обычно сохраняются.

Участие членов семьи в лечении афазии у пациента считается очень важным компонентом терапии, поэтому родственникам пациента рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Упрощать речь, строя простые, короткие предложения.
  2. При необходимости повторять ключевые слова предложения.
  3. Сохранять нормальный стиль общения (то есть не пытаться разговаривать с больным, как с маленьким ребенком или слабоумным).
  4. Привлекать больного к участию в беседе.
  5. Поддерживать все виды коммуникации, будь то речь или язык жестов.
  6. Как можно реже поправлять человека с афазией
  7. Предоставлять человеку необходимое время на построение и выговаривание предложений.

Профилактика афазии

Наиболее частой причиной афазии является инсульт. Чтобы уменьшить его вероятность необходимо:

  • Регулярно делать физические упражнения;
  • Есть много фруктов и овощей;
  • Ограничить потребление соли и жира;
  • Бросить курить;
  • Умеренно потреблять спиртное;
  • Поддерживать здоровый вес;
  • Следить за артериальным давлением;
  • Рассмотреть возможность принятия низких доз аспирина, если врач рекомендует это сделать;

Немедленно обратиться за медицинской помощью при наличии симптомов инсульта!

Важно! Лечение проводится только под контролем врача. Самодиагностика и самолечение недопустимы!

Если у человека возникают проблемы с полным или частичным использованием речи, которая была полностью сформированной, то у него развивается расстройство, называемое афазией. Афазия – это патология цикла речи. При этом само речевое нарушение происходит не на артикуляционном уровне, а при формировании речи непосредственно в головном мозге человека.

Форма заболевания играет важную роль, ведь именно от нее зависит, то, как себя проявит данное отклонение. Люди, которые страдают данным заболеванием, нуждаются в проведении диагностики с неврологической стороны, психологической и речевой.

Возникают данные отклонения из-за того, что происходит образование патологии зон мозга головы, в которых располагаются речевые центры. Если сравнивать с алалией, при которой не происходит формирование речи, расстройство характеризуется потерей вербальной речи после ее полного формирования. У людей, которые болеют данным заболеванием (взрослые и дети) наблюдается нарушение экспрессивной речи, то есть нарушается:

  • звукопроизношение;
  • словарный запас и грамматика;
  • понимание и восприятие письменной речи.

Также происходит нарушение сенсорного восприятия, процессов на психическом уровне, двигательной активности. Все это делает нарушение одним из самых сложных расстройств.

Нарушения, которые протекают в речевых центрах коры головного мозга, возникают уже в период полностью сформировавшейся речи. Причина появления данного нарушения играет решающую роль, поэтому самым важным считается установить этиологию расстройства.

В большинстве случаев отклонение происходит из-за сосудистых патологий головного мозга, к которым относятся геморрагический или ишемический инсульт. После перенесенного геморрагического инсульта у человека наблюдается совмещенный или даже полный афазический синдром; после перенесенного ишемического срыва развивается моторная и сенсорная афазия.

Другой причиной развития данного расстройства являются черепно-мозговые травмы или воспаление, протекающее в головном мозге (например, энцефалит или абсцесс), опухоли, патологии в ЦНС, носящие хронический характер (заболевание Пика), ранее перенесенные хирургические манипуляции головного мозга.

Также можно выделить факторы, которые повышают вероятность развития отклонения. К ним относятся:

  • преклонный возраст;
  • наличие заболевания в анамнезе семьи;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • гипертония;
  • ревматические пороки миокарда;
  • ранее перенесенная транзиторная ишемическая атака;
  • повреждения мягких тканей головы, костей черепа.

То, насколько тяжело будет протекать отклонение, зависит от места нахождения и величины очагов патологии, возраста, этиологии и предшествующего заболеванию состояния.

Например, развитие расстройства при развитии опухолей головного мозга происходит постепенно, а при острой недостаточности в мозговом кровообращении, расстройство развивается стремительно.

Процесс восстановления после возникновения заболевания у молодых людей происходит гораздо быстрее, чем у пожилых людей.

Классификация

Классификация афазии – один из самых распространенных вопросов, который поднимался множеством исследователей. Выделяли различные виды нарушений, основываясь на анатомических, психологических или лингвистических критериях.

Но больше всего на данный момент ссылаются к распределению афазии по А.Р. Лурия, которое основывается на расположении очагов нарушения, протекающих в главном полушарии. Исходя из этой классификации, выделяют следующие типы афазий:

  • моторная афазия:
    эфферентная;
    афферентная.
  • акустико-гностическая афазия;
  • акустико-мнестическая афазия;
  • амнестико-семантическая афазия;
  • акустико-мнемическая афазия
  • динамическая афазия.

Если происходит нарушение в нижнем отделе прематорного участка, который также называется зона Брока, то развивается эфферентная моторная афазия (афазия Брока). При формировании афазии Брока проявляется кинетическая артикуляционная апраксия, которая не позволяет человеку осуществить переключение между разными артикуляциями.

Если наблюдается патология нижнего отдела постцентральной коры, что присоединяется к роландовой борозде, наблюдается затруднительный поиск артикулярного положения, которая нужна, чтобы произнести определенный звук. При данных изменениях формируется афферентная моторная афазия.

Сенсорная афазия возникает при поражении района задней трети верхней височной извилины, которая называется зона Вернике. Данная патология наблюдается нарушением фонематического слуха, происходит сбой в анализирующей и синтезирующей способности, что формирует патологию восприятия речи. Другое название — акустико-мнестическая афазия.

Если происходит поражение переднетеменных или задневисочных отделов коры мозга, формируется амнестико-семантическая афазия. При этом начинается сбой в работе памяти, что вызывает за собой сбой воспоминаний элементарных предметов или действий, а также рушится осознание грамматической конструкции.

Поражение заднелобного отдела головного мозга, подводит к развитию динамической афазии. В результате чего происходит патология построения правильного высказывания, а также страдает реализация речи.

Могут наблюдаться смешанные виды афазии. Их характеристика напрямую зависит от пересекающихся форм афазии.

Симптомы

Не важно, какой образуется тип афазии, в результате любого появляется общее речевое нарушение. Происходит это из-за выпадения любой речевой стороны, которая впоследствии вызывает вторичный распад всей речевой системы.

Люди, которые страдают афазией, обладают «телеграфным стилем» речи, то есть в произношении слышатся долговременные паузы, гипофония. Также начинается развитие алексии, аграфии.

Афферентная моторная афазия может проявляться в двух вариантах.

  1. При первом виде наблюдается формирование артикуляционной апраксии, абсолютное исчезновение спонтанной речи, а также появление речевого повторения.
  2. При втором типе происходит развитие проводниковой афазии, присутствие ситуативной речи, нарушения в повторениях и произвольных названиях.

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия сопровождается поражением восприятия слуховой информации, когда слуховой аппарат находится в полностью здоровом состоянии. Пациент не способен воспринимать речь других людей, а также наблюдается отсутствие контроля над словесным потоком.

Развитие акустико-мнестической афазии характеризуется неспособностью удерживать в памяти информацию, которая была услышана. При занятиях с логопедом пациент не может повторить следом за специалистом связку, которая состоит из трех-четырех слов.

Амнестико-семантическая афазия проявляется в виде потери памяти на название элементарных предметов. Данная афазия у детей встречается редко, чаще всего наблюдается среди людей пожилого возраста. Нарушается восприятие сложного оборота речи, в том числе отсутствует понимание пословиц или метафор, а также крылатых выражений. Возникает неспособность в понимании текста, который был прочитан.

При развитии динамического типа пациент способен верно произносить только отдельные звуки, короткие фразы и слова.

Методы диагностики заболевания

Для того, чтобы произвести полное обследование, коррекционную работу и терапию нужна помощь команды, которая состоит из невролога, нейропсихолога и логопеда.

Чтобы установить причину формирования отклонения назначают проведение КТ, магниторезонансная томография головного мозга, УЗДГ сосудов шеи и головы, а также дуплексное сканирование сосудов. Может потребоваться применение люмбальной пункции.

Обследует на наличие речевых отклонений логопед. В данном случае происходит анализ устной, письменной речи. Для того, чтобы диагностировать слухоречевую память, праксис, зрительный гнозис интеллектуальные процессы, необходимо подключить нейропсихолога.

Полная диагностика не только позволяет только установить наличие афазии, но и отличить ее от других расстройств речи: алалии(у детей), дизартрии или тугоухости.

Методы коррекции

Основным коррекционным воздействием, с помощью которого можно вылечить расстройство, считается медицинское и логопедическое направления.

Первым делом происходит лечение заболевания, которое вызвало развитие болезни. Это происходит под тщательным контролем невролога или нейрохирурга. В данном случае может применяться медикаментозное лечение, в некоторых случаях хирургическая операция, после чего наступает активная реабилитация (то есть использование механотерапии, физиотерапии и массажа).

Восстановление речи происходит на занятиях у логопеда, метод, который использует специалист, выбирается исходя из типа отклонения и этиологии.

Лучший эффект будет заметен, если коррекционная работа начнется сразу же после перенесенного инсульта или травмы. Но начало занятий, прежде всего, должно быть согласовано с врачом. Таким образом, произойдет препятствие фиксации речевых патологий. Период проведения такой работы может занять от двух до четырех лет.

Прогноз на восстановление функционирования речи зависит от того, насколько быстро началась коррекция, от очага поражения, возраста пациента и от состояния здоровья в целом.

Лучше всего лечению поддаются молодые люди или дети. Но не стоит забывать, что развитие данного заболевания у детей от пяти до семи лет, может стать причиной наступления тотальной афазии (полной утери речи). Тотальная афазия наиболее сложно поддается коррекции.

Если произошел спонтанный выход из моторной афазии, у человека развивается заикание.

Для того, чтобы предотвратить образование афазии, необходимо следить за здоровьем сосудов головного мозга, избегать черепно-мозговых травм и развитие воспалительных процессов. Самое главное помнить, что только совместными усилиями специалистов и членов семьи удастся восстановить пациента после столь серьезного речевого отклонения.