Диакон Григорий Григорьев. Дорога любви

Дата публикации

и о том, как выжить в нелегкое время

В светлый день Рождества Христова мы публикуем интересное интервью протоиерея Григория Григорьева, заслуженного врача РФ, профессора, д.м.н., психотерапевта-нарколога, преподавателя Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятеля храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки.

– Сегодня тема нашей беседы – «В плену депрессии». Тема у нас серьезная, но я хотел бы выразить большую радость, что сегодня мы с Вами встретились именно в программе «Беседы с батюшкой». Спасибо, что нашли время прийти.

– Спасибо большое, Михаил. Я думаю, что это промыслительно, потому что время осеннее, снега нет, сырость, грязь, особенно в Петербурге, поэтому настроение у людей сниженное. С Божьей помощью попробуем повысить настроение.

– Давайте попробуем дать определение тому, что сегодня люди называют депрессией, столь распространенным в наше время состоянием.

– Можно много дать определений, но если мы говорим о настоящей депрессии, я бы сказал, что депрессия – это когда нет желаний, отсутствие желаний. Иначе говоря, если бы кто-то из людей поймал золотую рыбку, она выполнила все желания и желаний бы у человека не осталось, то он впал бы в депрессию. Мы видим, как в сказке о золотой рыбке в депрессию входит старуха: сначала корыто, потом изба, потом боярыня, потом царица, потом владычица морская. И когда она становится владычицей морской, хочет, чтобы рыбка ей служила и была у нее на посылках, есть желание унизить рыбку. Это начало очень серьезной депрессии, потому что те приобретения, которые старуха получала с помощью золотой рыбки, не долго ее радовали, наоборот, терялась радость жизни и она входила в депрессию.

Депрессия – это отсутствие желаний, это когда человек ложится на дороге жизни и никуда не движется, как медведь, который ложится в берлогу на всю зиму. Но человек не медведь, у человека мало времени и оно быстро проходит. Поэтому депрессия – это когда нет желаний, я бы так сказал понятным для людей языком. Если у человека исчезает жизненная мотивация, если он теряет интерес и смысл жизни, если он не видит своей дороги, значит он идет по тому пути, который приведет его к депрессии.

– А откуда это берется? Вот живет человек, живет, трудится, трудится, чем-то вдохновляется, восхищается и вдруг впадает в депрессию и становится совершенно демотивированным.

– Я рассказал про золотую рыбку, это случай скорее сказочный, чем практический. На практике все бывает совершенно по-другому. Господь Бог дал человеку дорогу – дорогу радости, любви, дорогу Божьих заповедей – и сказал: «Вот, проходи через мир по этой дороге, никуда с нее не сворачивай. И когда тебе покажется, что ты столкнулся с непреодолимыми препятствиями, которые совершенно невозможно преодолеть (например, перед тобой появятся непроходимые пропасти или высокие горы, или дремучие леса, или топкие болота, или широкие реки), – ничего не бойся, Я буду рядом с тобой. Невозможное для человека возможно Богу». Ведь вера в Бога – это не только соблюдение заповедей Божиих, движение по этой дороге, но и доверие Богу, благодарение Бога за все.

Так вот, на дороге Божьих заповедей мы постоянно встречаемся с трудностями. Иногда эти трудности бывают абсолютно для нас непреодолимыми, и вот тогда мы видим обходные пути: как можно с этой дороги свернуть и обойти эти трудности. И когда мы уходим с этой дороги, это и есть начало дороги депрессии. Все, что уводит нас с дороги Божественной любви, с дороги Божьих заповедей, – начало дороги депрессии. Иначе говоря, трудности – это путь к Богу. Вот святые отцы иногда встречались друг с другом и говорили: «Ну как, отец, день прошел?» «Да, – говорит, – отвратительно день прошел. Никто не оклеветал, напраслину не возвел, грязью не полил. Что-то мы плохо молимся, надо усилить молитву». Потом встречаются радостные, счастливые: «Нас обильно унавозили, теперь мы расцветем пышным цветом».

Я вспоминаю об одной женщине, которая, находясь в византийском храме (это был где-то VI век), приходила каждый день на службу и непрестанно рыдала, как будто у нее было огромное горе. И один из священнослужителей, заметив это, подошел и решил ее утешить: «Скажите, матушка, что с Вами такое случилось?» Он подумал, наверное, кто-то из близких погиб. Она говорит: «Отче, в том-то и беда, что уже три года беда обходит меня стороной, даже ни одна курица не пропала. Господь, видимо, оставил меня». Для людей, которые двигались по дороге Божьих заповедей, трудности, испытания и стрессы были предвестниками благодати.

Да, это, может быть, трудно понять, как можно радоваться трудностям. Не трудностям радовались, а той благодати, которая придет вслед за ними. Вот если это перевести на медицинский язык, то в головном мозгу человека, в центральной нервной системе, есть центры, которые вырабатывают гормоны стресса, и есть нервные клетки, которые вырабатывают гормоны радости. Зона мозга, которая вырабатывает гормоны радости, в семь раз больше зоны стресса. Гормонов радости известно более полутора тысяч, гормонов стресса всего пять. Гормоны стресса стимулируют зону радости, как бы заводят ее, включают.

Человек устроен таким образом, что головной мозг – это самый ленивый физиологический орган, он все время бы спал и ел. Но для того чтобы его побудить к действиям, существует стимулирование. Стимул, по-древнему, – это остроконечная палка, обитая железом, которой погонщик тыкал в зад вола, чтобы он бежал. И вот когда человек находится в блаженной дреме, в плену уныния, депрессии, появляется стимул. И если он хорошо отстимулирует человека, то в одно мгновение проходит уныние, депрессия, просыпается зона радости, в человеке открывается второе дыхание, он преодолевает трудности, встречается с Богом и получает благодать.

Вот именно задача стресса – пробудить зону радости. Это пусковой механизм, поэтому стрессы для людей духовных были предвестниками благодати. Чем больше стресс, тем больше благодать. И когда долго не было стрессов, люди понимали: что-то не так. Неужели они сошли с этой дороги? Ведь так не бывает, это самая трудная в мире дорога, дорога в Царствие Небесное. Вот когда навигатор души человека установлен курсом на Царствие Небесное, тогда все трудности превращаются в радости и все стрессы превращаются в попутный ветер для корабля, у которого есть руль и паруса. Но если нет руля и парусов, то такой корабль от сильного ветра разбивается об острые камни. Это очень, очень важно понять, что стрессы – это как стартер в машине, который заводит двигатель. И машина отправляется в движение. Так и человек. Но если двигатель не заведется, на стартере далеко не уедешь, пока не посадишь аккумулятор.

Вот и люди, которые живут только в зоне стресса, все время двигаются на этом стартере. Естественно, они истощаются; естественно, впадают в депрессию. Собственно говоря, депрессия и уныние – это сигналы того, что человек навигатор своей души поставил на царствие подземное, на другое ведомство, на державу хаоса, державу лукавого духа, смерти, как бы в другую сторону. Потому что как только он переведет навигатор на Царствие Небесное, окажется как у Христа за пазухой; он окажется в Царствии Божием.

Именно дорога в Царствие Небесное – это стрессы, трудности и препятствия на пути, а дорога в ад широкая, спокойная, вымощенная благими намерениями и, казалось бы, легкая. То есть, по сути дела, депрессии – это результат выбора легких жизненных путей.

– Интересный момент: я зацепился мыслью за двух отцов, которые умели над собой посмеяться. Наверное, очень важно человеку уметь посмеяться над собой, чтобы не впасть в уныние. Потому что человек, который находится в унынии, я так понимаю, зациклен на своем эго: «меня не поняли, не оценили», еще что-то… Имеет здесь значение такая здоровая самокритика?

– Можно сказать, уныние как предстадия депрессии, депрессия как более выраженная форма уныния – это формы лукавого духа, гордыни человеческой. И, конечно, это все вместе приходит. Не зря ведь уныние и депрессия наступают в лествице развития греха перед главным грехом гордыни. Это как бы предпоследняя ступень перед главным грехом гордыни, корневая система гордыни, то есть из уныния и депрессии произрастает грех гордыни. И, конечно же, гордыня не способна посмеяться над собой. Самое лучшее лекарство, самая лучшая прививка, самый лучший антидот против яда гордыни – это чувство юмора по отношению к самому себе.

И действительно, я бы сказал, еще одно лекарство от гордыни – не считать себя умным, памятуя, что дураки с ума не сходят. Как это ни поразительно, с ума сходят умные люди, то есть прежде чем у человека повреждается психика, он чувствует себя очень умным. Иногда он таковым и бывает на самом деле, но если бы он имел чувство юмора по отношению к себе, способен был бы над собой посмеяться, то он никогда не впал бы в такое отрицательное состояние. Я бы сказал, чувство юмора – самое главное оружие против темных сил невидимого мира.

– И оно помогает вырабатывать те самые гормоны радости, которых очень много?

– Конечно. Дело в том, что гормоны радости помогает вырабатывать всё: солнышко светит, птичка поет, травка зеленеет. И, в общем-то, когда человек идет навстречу трудностям, то радости приходят неизбежно. Самое главное – не уходить от трудностей под наркоз патологических зависимостей: алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр или еще чего-то другого. Когда человек уходит в эти зависимости, то зона стресса выключается, она находится под наркозом; и под наркозом находится огромная часть мозга зоны радости, человек становится как бы живой мертвец. Вот тогда, конечно, возникают очень большие проблемы.

Здесь еще проблема: если зона радости долго не включается (а чувство юмора – одно из главных включений зоны радости), то начинает атрофироваться, мозг начинает болеть. Смерть мозга – это болезнь Альцгеймера, это от того, что зона радости не используется. Любой орган, который не работает, начинает атрофироваться. Если здорового человека положить на несколько дней на кровать и потом резко заставить подняться, у него закружится голова и затрясутся мышцы. И если зона радости в мозгу не работает, то начинает атрофироваться; тогда, конечно, развиваются серьезные заболевания мозга, в том числе психические. Но пусковой механизм – уход от трудностей.

Вспомним о витязе на распутье, о трех дорогах, на которых стоял витязь: «прямо пойдешь – голову сложишь, направо – женишься, налево – богатым будешь». Странная надпись, казалось бы; ну кто пойдет прямо? Налево и направо – там засада, смерть и разбойники. То есть такие радостные приглашения быть богатым и жениться приводят в державу смерти, иначе говоря. А прямо – это дорога к Богу, но она заросла лесом, там сидит Соловей-разбойник, который, казалось бы, непобедим для человека. Но невозможное для человека возможно Богу. Илья-Муромец проходит именно по этой дороге. То есть когда человек выбирает трудные дороги, он никогда не впадет в депрессию. Когда человек уходит на легкие пути, неизбежно хаос державы смерти его настигает. Ведь «ад» по-гречески – это хаос; и вот этот хаос начинает проникать внутрь, человек набирается духа хаоса. Дух хаоса оказывает на него парализующее действие, у него исчезают все желания, он оказывается во внутренней пустоте, в депрессии. И, конечно, депрессия всегда начинается с обид на Бога. На фоне гордыни всегда возникают мысли о том, что мир несправедлив…

– …чего-то недодали…

– Несомненно. И такой человек чувствует себя бедным сиротой, чувствует, что его никто не любит, никто не ценит, к нему все несправедливы. И по сути дела, по образному выражению Паисия Святогорца, он начинает превращаться по мировосприятию из «пчелы» в «муху», начинает находить помойки в любом цветущем саду.

А если эту ситуацию рассматривать с точки зрения человека, который находится в депрессии? Он слышит эти слова, что нужно настроиться на Царство Небесное, это все правильно, но чувствует, что сил в нем нет. Как может помочь такому человеку ближний? Или если он сам не захочет, то не выберется из этого состояния?

– Дело в том, что депрессии бывают двух основных видов: депрессии невротического круга (малые психиатрии), когда человека надо всячески побуждать, подымать, тащить, вовлекать, будить, доставать, не оставлять его одного; и депрессии психотического круга при психических болезнях. В таком случае есть реальная опасность для жизни, и, возможно, нужна госпитализация и медикаментозное лечение на начальном этапе. А когда острый период будет купирован, дальше опять начинать человека вовлекать в полноценную реальную жизнь по преодолению трудностей. Поэтому может быть и так, и так.

Потому дома крайне редко бывают психотические депрессии при психических заболеваниях, чаще это разные формы неврозов. И я бы так сказал, что эти депрессии можно разделить на истинные и ложные. Ложные – это преддепрессия, это еще как бы только цветочки, а вот там уже ягодки. И в той депрессии у человека возникает одна мысль, что надо уходить из жизни, как высшее проявление гордыни, протест против мира, против Бога, против Вселенной, против всех людей, потому что его, такого человека, не оценили. Вот здесь нужно психиатрическое лечение иногда.

– Проблема самоубийства, Вы знаете, сегодня очень актуальна. Недавно с ребятами в Пскове произошла страшная трагедия.

– Все это, конечно, удивительное дело, но если мы обратим внимание на такие состояния, которые происходят у нас с молодежью (или на то, что по депрессиям и самоубийствам одна из первых стран в мире Голландия, а 30% населения Европы имеют болезни мозга), – это все показатель, что именно с повышением уровня жизни увеличивается количество депрессий, как это ни поразительно. Если угодно, с повышением физического здоровья и материального благосостояния количество депрессий увеличивается. Возьмем нашу паралимпийскую сборную. Они же, по сути дела, в очень хорошем морально-психологическом состоянии находятся, здоровые могут только им позавидовать; казалось бы, с них надо брать пример.

А то, что было у детей (в Пскове), это просто поиск своего жизненного пути. Они не понимали, зачем они это делают; видимо, в какой-то степени чувствовали себя одинокими, брошенными, никому не нужными, им хотелось как-то утвердиться, как-то проявиться. Мы же не знаем всех деталей, которые происходили у них дома, в школе. Там любовь была. Видимо, родители были против, и они решили так утвердиться. Несомненно, это все было связано с приемом алкоголя... Трудно анализировать ситуацию; они фактически погибли при штурме – что-то не так было сделано в принципе. Так не должно быть, как-то надо было по-другому решать эту ситуацию. Мне показалось, что никто к ней не был готов, все растерялись, сделали какие-то шаги, не очень точные и не очень правильные; как бы некое безблагодатное подвижничество было, начали «за здравие», а кончили «за упокой».

Там депрессии, конечно, не было, была юношеская бравада. И действительно, в новом виртуальном мире, когда дети очень много смотрят разных игр, в частности связанных с убийством, для них убийство и самоубийство становится в какой-то степени таким, как нажать кнопку на компьютере, как в игровом варианте, на игровом тренажере. Но жизнь, как показывает опыт, не игровой тренажер.

Я бы сказал, игровая и компьютерная зависимость – один из факторов, который приводит к глубочайшей депрессии. В Лас-Вегасе, в Америке, в мировом игровом центре, многие люди умирают прямо во время игры. Я один раз жил целую неделю в Лас-Вегасе специально, мне было интересно посмотреть, как люди играют, как они живут. Знаете, там всю ночь праздник, очень интересное такое место, очень веселое; и тут же небоскреб для самоубийц, где постоянно, чуть ли не в очередь, спрыгивают с этой крыши проигравшиеся, для того чтобы разбиться. Потому что когда у людей большие долги, все это вместе (с одной стороны, радость, с другой – смерть, горе) – очень интересные ощущения. Как в Содоме и Гоморре. Мир как бы сошел с ума. Но Господь повсюду, Он там тоже есть. Именно игровая зависимость приводит к депрессии.

И я думаю, что в последний момент, когда эти дети натворили столько дел, у них была какая-то такая депрессивная реакция, острое депрессивное состояние; им показалось, что выхода нет, что единственный выход – самоубийство. Ведь самоубийство происходит, когда нет выхода. А выход был. Сдались бы, и ничего бы им не было, они ведь никого не убили. Как-то условно их осудили бы, закончилось бы все нормально, но им показалось, что выхода нет. Да, действительно, в последний момент, наверное, была депрессия, иначе самоубийство они не смогли бы совершить. По крайней мере, кто-то один. Нам даже не сказали, как это произошло, они друг в друга выстрелили, наверное. Потому что если бы кто-то убивал другого, а потом себя, наверное, сложно было бы себя убить. То есть, видимо, они это сделали одновременно, друг в друга, по команде.

По поводу уровня жизни действительно так, ведь как говорит наше старшее поколение, глядя на младшее: «О какой депрессии вообще речь? У нас даже времени вздохнуть-то не было, нужно было выживать в войну и после войны, потом подниматься на ноги самим и детей своих поднимать». А сейчас изобилие, наверное, во многом; наличие свободного времени, отсутствие каких-то потрясений (слава Богу, конечно, но это тоже играет свою роль)…

– То есть отсутствие больших стрессов, потрясений?

– Иногда меня спрашивают: «А бывает у Вас плохое настроение?» Каждый человек может устать, но, конечно, такого плохого настроения у меня не бывает, потому что я все время вспоминаю свою аварийную подводную лодку, на которой служил. И вот был такой день, когда у нас случилось столкновение с другой подводной лодкой; это для меня была третья авария за два календарных месяца на трех разных подводных лодках. Я трижды выходил в море и трижды попадал в аварию. Я помню, когда поднялся на мостик, увидел ночное небо; было такое состояние, что хочется прыгнуть и куда-то плыть подальше, а плыть-то некуда.

И, глядя на звездное небо, я вдруг понял, что каждая звезда идет по своему пути, каждый атом в молекулах вращается по своим орбитам, во Вселенной порядок, а раз есть порядок – есть Господь, Который за всем следит. Я еще был некрещеный в тот момент. И вот тогда все страхи мгновенно ушли. Потом нас отбуксировали на базу, а с базы командир послал меня во Владивосток за медикаментами. Мы выходили на несколько дней, и у нас не было запаса медикаментов, а надо было идти пешком, ехать на перекладных машинах. Пока я добирался до Владивостока, трижды попадал в автомобильные аварии в этот же день: авария на подводной лодке и три автомобильных аварии.

Третья авария была самая удивительная. Я ехал в автобусе, и на очень крутом повороте выскочила машина. Мы сделали резкий поворот, выскочил самосвал, задел нас краем, и наша машина опрокинулась на дуб, а снизу была пропасть метров тридцать. И вот на этом дубу мы балансировали. Все вылезали через боковое стекло, а я сидел на месте кондуктора сбоку, я был последний. И чем больше людей вылезало, тем больше машина раскачивалась. Последней вылезала женщина, которая была больших габаритов. Она застряла в этом окне – и ни туда ни сюда, а в руках у нее сумка с разбитой трехлитровой банкой со сметаной, которую она держит мертвой хваткой и машет этой сумкой, из нее течет сметана. Я весь в сметане, передо мной застрявшая женщина, я ее пытаюсь ногами как-то вытолкнуть, автобус раскачивается… Когда я потом все-таки выбрался и народ, вылезший из аварийного автобуса, меня увидел, все засмеялись, потому что у меня был такой вид… Никогда не надо терять чувство юмора.

Когда мы добрались до Владивостока, я пошел в парную баню, и это было самое счастливое, что было у меня в жизни, наверное. Я все время это помню. Когда люди говорят о трудностях, о проблемах… знаете, всем нам на один день в Алеппо – и всё, все депрессии пройдут мгновенно. Да, действительно, нам не хватает благодати, нам нужна огромная благодать для того, чтобы наверстать упущенное время радости жизни. А для этого надо преодолевать большие трудности. Ведь Господь нам сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные». Он имел в виду: приходите на таинство Святого Причастия. «Придите ко Мне, примите Тело и Кровь, разожгите костер своей души» – и вся депрессия уйдет.

Я бы еще этим людям, которые в унынии и депрессии, рекомендовал регулярно причащаться, минимум раз в неделю. А когда депрессия, причащаться каждый день, пять дней, семь дней, десять дней подряд и посмотреть, как будет меняться состояние. Я уверен, что от депрессии не останется и следа, потому что вставать каждый день в храм тяжело, преодолевать дорогу тяжело, стоять на литургии тяжело для человека, который к этому не приучен. И это был бы первый выход из депрессии.

Действительно, Господь нам дает Духа Утешителя, и радости нашей никто не отнимет от нас. Если наши радости от нас можно отнять, мы пока не получили того Духа Утешителя, о Котором говорит Господь: «Дам Духа Утешителя, и радости вашей никто не отнимет от вас». Я долго думал, что такое Дух Утешитель? Я думаю, Дух Утешитель – это не только когда человек утешается Богом, но получает способность утешать других людей. И это не только способность, но и потребность, потому что, утешая других, получаешь благодать.

Для того чтобы выйти из депрессии, надо найти человека, которому хуже, чем тебе, помочь ему, и депрессия моментально пройдет. Такие люди всегда есть рядом. Мне иногда казалось, что я попал в какую-то трудную жизненную ситуацию, но как-то так Господь устраивал, что я встречал людей, которым было значительно хуже, чем мне. Так было всегда в моей жизни. И когда я видел человека, которому хуже, чем мне, и он просил моей помощи, я никогда ему не говорил: «Ну что ты ко мне пристал? Ты видишь, я сам нахожусь в таком состоянии». Я понимал, что это спасательный круг, который дает мне Господь. Начинаешь помогать этому человеку, и депрессия уходит. И, конечно, надо смеяться над своими трудностями. Надо смеяться: как же так, я заблудился в трех деревьях, как же так, я потерял курсовую настройку на Царствие Небесное, как же сбился навигатор моей души…

Человек даже не представляет: один наш геном (ученые расшифровали схему генома) – это как галактика по устройству. То есть человек состоит из миллиардов галактик, он имеет такие возможности, он создан для радости жизни. Просто человек не понимает своих возможностей, которые реализуются максимально на дороге Божьих заповедей, при встрече с Богом, через преодоление трудностей. А дальше включается закон: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Это сказал великий английский писатель Уильям Теккерей в своем романе «Ярмарка тщеславия».

Да, сильная книга. А когда человек пытается помочь, у него есть потребность помогать, тащить кого-то за собой, но человек, который в этом нуждается, как в раковину засел, словно моллюск, очень хорошо там забаррикадировался и не вылезает?..

– Если такое случается, можно предположить, что, по-видимому (как сказал преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и тысячи возле тебя спасутся»), надо разжигать костер своей собственной души, надо самому приблизиться к Богу, не хватает внутреннего света. Вот когда костер в лесу начинает угасать, комары налетают и нападают со всех сторон. Надо разжигать костер своей собственной души. То есть надо самому начать регулярно причащаться и просить Бога, чтобы Он дал Духа Утешителя. Потому что Дух Утешитель приходит к человеку от Бога. И вот когда костер души разгорится и придет Дух Утешитель, тогда очень легко станет помочь человеку, потому что человеку не мы помогаем, помогает Господь.

Наша задача – помочь человеку, попавшему в пучину депрессии, в болото депрессии, в дремучие леса депрессии, опять направиться к Богу, вывести его на дорогу заповедей Божьих и исчезнуть, не заслонять Бога от человека. То есть в этой помощи мы всегда должны оставаться как прозрачное стекло, чтобы никому не препятствовать встрече с Богом, чтобы не мешать движению к Богу таких людей.

Очень важно обозначить медикаментозный момент. Потому что нам с вами известно: часто человек, который находится в депрессии, приходит к врачу, ему назначаются таблетки, он их пьет, и они начинают жестко воздействовать на его психику. Человек становится чудной, но, казалось бы, все притупляется. Говорят: «Вы попейте три месяца эти таблетки, и все пройдет». Что мы можем по этому поводу сказать?

– Вы знаете, на берегу швейцарского озера в Лозанне ученые строят искусственный мозг. Он будет занимать площадь во много тысяч гектаров. Десятки тысяч человек в этой команде. Они вручную собирают миллионы миллиардов нейронов. Для чего ученые строят искусственный мозг? На сегодня в Европе, как я уже говорил, более 30% населения имеют психические болезни, в том числе депрессию. На этой экспериментальной модели хотят установить связи нарушений: почему в мозгу развиваются эти депрессии? Но, как я сказал, одна из связей та, когда зона стресса не включает зону радости. Потому что человек, столкнувшись со стрессами, уходит от них, прячется. А ему надо идти навстречу трудностям, как в этой песне: «Не созданы мы для легких путей». К Богу ведут только трудные дороги. Это одна сторона.

Другая сторона – нарушаются связи между отдельными отделами мозга. Вот медикаментозное лечение – это аварийное отключение больных участков. Как помочь – не знаем, но при помощи наркоза мы их «вырубаем». Если психотропные средства назначаются человеку с психическими заболеваниями, то у него отключатся эти аварийные участки и поведение практически не изменится, а если назначить человеку с неврозом, то он будет чувствовать себя как зомби, будет фактически как под наркозом: не живой и не мертвый. То есть реакция на медикаменты тоже покажет глубину повреждения этой личности.

Поэтому, конечно, при более глубоких повреждениях нужно медикаментозное лечение… Одна из причин неврозов – накопление отрицательной информации, отрицательных воспоминаний. Я служил на подводной лодке, там много приборов, от работы которых намагничивается корпус подводной лодки. Наведенное магнитное поле сбивает показатели приборов, и они начинают «глючить». Подходил корабль, набрасывал провод, пропускал ток, снимал наведенное магнитное поле, и приборы работали нормально.

У человека тоже есть приборы – пять органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Если у человека в памяти накапливаются отрицательные воспоминания, то он превращается из «пчелы» в «муху». Почему они накапливаются? За уничтожение отрицательной информации в памяти отвечает внутренний, эндогенный алкоголь. Всплески, выработка алкоголя происходят при стрессах, при эмоциональных потрясениях. Стрессы и эмоциональные потрясения человеку необходимы. В норме у человека вырабатывается 10-12 граммов 80%-го спирта, бокал вина. При каких-то текущих стрессах это будет стирать отрицательные воспоминания, но если большие воспоминания, то они не будут стерты. Нужно большое эмоциональное потрясение, большой стресс, тогда, может, бутылка водки или больше выделится внутри – и все будет стерто. Вот, по сути дела, медикамент, который усиливает выработку внутреннего алкоголя, – экстракт валерианы. Почему кот любит валериану? Потому что она усиливает выработку внутреннего, эндогенного алкоголя. И человек начинает пьянеть от своего собственного алкоголя и практически быстро забывает плохое.

Но экстракт валерианы следует принимать длительно, как все травы; он только один месяц будет накапливаться в организме, то есть может не быть сразу эффекта. Суточная доза должна быть до 2000 миллиграммов при унынии и депрессии, а уже потом, когда человек выйдет из них, можно будет ее уменьшить. К валериане нет привыкания, не развивается зависимость от нее.

Потому в таких группах одним надо давать валериану, другим психотропные средства, и всем надо причащаться. Причастие тоже покажет, в какой степени духовный компонент подсоединился к этому состоянию, ведь когда человек все время находится в зоне стресса своего мозга, он выходит в зону хаоса невидимого мира, на прямой контакт с отрицательными силами. Человеку в таком состоянии ни в коем случае нельзя заниматься изучением своих грехов, связей грехов с произошедшими событиями, ведь получается, что в этот момент человек пытается проникнуть в помыслы сатаны, что приводит к самому страшному повреждению – гордыне ума. Для того чтобы увидеть свои грехи, надо прийти в благодатное состояние. Только через благодать Божию мы видим грехи, а так Господь скрыл их до поры до времени для нашего духовного укрепления. Младенцев сначала кормят мягкой пищей, пищей радости, а когда человек укрепляется духовно, ему дают более твердую пищу. Но это делает Господь. То есть видение грехов происходит не через изучение грехов, а через встречу с Богом. Появляется свет, и в этом свете мы видим собственную тьму.

А сегодня многие люди, которые пытаются по книгам изучать грехи, устанавливать связь жизненных событий с грехами, уподобляются студентам мединститутов, которые изучают учебник психиатрии на цикле «Психиатрия» и ставят себе все диагнозы, которые они там прочитывают. Но ведь это совсем не так. Профессор всегда исключает эти диагнозы. Поэтому здесь нужно тоже это очень четко понимать. Когда мы оказались в депрессии, надо собирать положительные, светлые, радостные эмоциональные воспоминания, надо стать охотником за светлыми воспоминаниями. Идете по улице – остановитесь, посмотрите, как солнце садится за горизонт. Видите небо голубое – остановитесь, посмотрите, мир прекрасен. Надо накапливать эти виды, образы, воспоминания. Вот я всю жизнь охотился за положительными воспоминаниями. И когда нам бывает трудно, туда можно спрятаться, как прячется подводная лодка во время шторма в морскую глубину. Она заныривает глубже волны. Но для этого душа должна быть узкой, в которой помещается только один Господь Бог, тогда вода шторма не взбаламутит душу до дна, будет часть души, которая не подвержена шторму. Именно в этом месте хранятся все положительные воспоминания.

Почему у многих людей нет таких положительных воспоминаний? Не потому, что их нет, а потому, что хранить негде. «Широка душа русского человека, – говорил Федор Михайлович Достоевский, – и Бог, и сатана в ней вмещаются». А когда сильный ветер дует над широким и неглубоким водоемом, то вода перемешивается до самого дна и в душе появляется муть.

Как-то осенью я ехал по нашей дамбе, и «Маркизова лужа» – Финский залив при сильном ветре был коричневый. Так и душа человека, потому что в душе современного человека и Бог, и сатана. Надо сужать душу. Душу мы сужаем регулярным, постоянным причастием. Душа сужается, появляется глубина, и когда мы попадаем в штормы моря житейского, то эмоции наши кипят, вырабатывают гормоны радости, алкоголь, который все стирает, а в глубине у нас тишина. Это и есть та дорога в Царствие Небесное, которая внутри. Ведь Господь так и сказал ученикам: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды его, все остальное приложится вам». «А где искать это Царствие Небесное?» – спросили Его ученики, ведь они были простые галилейские рыбаки. И Он им ответил: «Не приидет Царствие Небесное приметным образом и не скажут: вот, оно здесь или там, – ибо Царствие Небесное внутри вас есть». Еще Он дал одну подсказку: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное».

Я хочу сказать: критерий проверки, что человек находится на дороге заповедей Божественной любви, – это то, что он живет как у Христа за пазухой. Это обязательное условие. Если человек навигатор выставил, но в Царстве Божьем (Царство Божие – это прообраз Царства Небесного на земле) у Христа за пазухой не живет, навигатор выставлен неверно. Надо еще раз его переставить. А как выставить навигатор? Навигатор выставляет Господь, просите – и Он вам выставит.

Очень ценны эти слова Господа нашего, что Царствие Небесное внутри нас есть и что надо быть как дети. Когда дети выбегают на улицу или из детского сада, стоит, наверное, обратить на них внимание для накопления позитивных впечатлений, положительных эмоций.

Как они стресс переводят в радость. И как ребенок плачущий, если ему дают конфетку, мгновенно входит в состояние радости.

Это удивительно.

Так и мы должны точно так же себя вести. Дети всегда «пчелы», они всегда находят цветок на помойке, и для них мир – цветущий сад. На самом деле образ человека Божьего – это образ Ивана-дурака из русской сказки, потому что в нем нет лукавого духа. Лукавый дух – это дух смерти, он противоположный духу любви. В Иване-дураке не было лукавства, и поэтому он воспринимался как дурак лукавыми людьми. Потому что апостол Павел сказал: «Мы как сор, выметаемый из избы». Иван-дурак не был дураком, раз он становится царем в конце сказки. А умные братья не были умными, раз они получали десять шапок серебра вместо царства. Но вот так получается, если мы вспомним определение любви апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не радуется неправде, сорадуется истине, всему верит, на все надеется, все покрывает, все прощает». Подумайте: «Всему верит, на все надеется, все прощает, все покрывает» – это же образ «разводного лоха». Мы как сор, выметаемый из избы.

А что такое мудрость человека? Мудрость человека – «я никому не верю, я жить не хочу, я в депрессии». Иногда люди говорят: «Ну, как же, вот они без Бога, но такие успешные». Чтобы так сказать, надо знать, о чем этот успешный без Бога думает в долгие бессонные ночи. Когда он ночью просыпается, какие у него мысли, какие адские бездны хаоса открываются его душе. Это всего лишь внешне лакированный гроб. А если этот гроб открыть, то будет все по-другому.

Это не значит, что богатые не могут войти в Царствие Небесное. Если для них главной целью является Царство Небесное, то ни богатство, ни власть – ничто человеку не повредит. Навигатор должен быть верно выставлен. В духовной жизни важна не скорость избавления от грехов и не видение грехов, а важна твердая курсовая устойчивость, правильно выбранный вектор движения, конечная точка нашей жизни – Царствие Небесное, которое внутри нас есть.

– В завершение передачи Вы можете сказать нашим телезрителям какое-то краткое пожелание, венец всего вышесказанного.

– Я думаю, все психические болезни связаны с утерей высших нравственных духовных ценностей в обществе в широком смысле этого слова. А отсутствие радости у православных людей связано с редким причастием. Первые христиане первые триста лет причащались каждый день. Да, конечно, мы не имеем практики Запасных Даров, мы не можем причащаться каждый день, но по заповедям Божиим (шесть дней работай, седьмой отдай Богу), я лично считаю, вынь да положь.

И тем людям, которые находятся в унынии, надо начинать с регулярного причастия. Конечно, все это происходит при получении благословения своего духовного отца, но я всегда таких людей благословляю причащаться регулярно. В нашей Выборгской епархии, в нашем юкковском храме многие священники так поступают. И люди выходят из этих депрессий. Восемьдесят процентов случаев выхода связаны с тем, что пять-шесть раз человек причащается, добавляет валериану – всё, он подымается, у него появляется смысл движения. И самое главное – радость от трудностей. Ведь трудностей у нас хватает. Это чистое золото, чистые алмазы, все эти испытания. И когда нас жизнь засыпает трудностями, Господь нас облагодетельствовал. Трудности быстро пройдут, это всего лишь зимняя буря, которая вскоре растает, и будет прекрасный, замечательный, весенний разлив рек.

Найдите этот костер Божественной любви в зимнем лесу, как замерзающий путник, двигайтесь к этому пламени – и ваша душа растает.

Ведущий Михаил Проходцев

Григорьев Григорий Игоревич родился 23 декабря 1956 г. в Ленинграде. В 1979 г. закончил IV военно-морской факультет Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Проходил службу на Краснознаменном Тихоокеанском флоте (КТОФ) в гарнизоне Владивостока в должностях: начальника медицинской службы подводной лодки, начальника кабинета психоневрологии, психотерапии и наркологии поликлиники флота, старшего психоневролога Тихоокеанского флота. Участник дальних походов и непосредственный участник ликвидации трех аварийных ситуаций на подводных лодках (1980).

Профессиональную и научную деятельность продолжил в Ленинграде в должности врача-психотерапевта, психиатра-нарколога Клинической больницы Управления Делами Академии наук СССР. Является врачом-психотерапевтом, психиатром-наркологом, психиатром высших квалификационных категорий, имеет сертификаты по указанным специальностям.

С 1988 г. является директором Международного института резервных возможностей человека. При его личном участии прошли высокоэффективное лечение свыше 130 тысяч больных алкоголизмом, никотинизмом, наркоманиями, игроманиями и различными формами неврозов.

С 1991 г. доктор Григорьев является председателем Всероссийского Общества трезвости и милосердия святого благоверного Великого Князя Александра Невского. Созданное на базе Международного института резервных возможностей человека по благословению священноначалия оно продолжает традиции дореволюционного Всероссийского Братства трезвости (1897).

Протоиерей Григорий Григорьев является сопредседателем Экспертного совета Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости и членом коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, членом межведомственной комиссии между Минздравом РФ и Русской Православной Церкви. Является членом правления Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви. Является настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии (правящий архиерей Преосвященнейший Игнатий (Пунин), епископ Выборгский и Приозерский, председатель синодального отдела по делам молодежи).

Закончил с отличием Санкт-Петербургскую православную духовную семинарию и академию. С 2011 г. является профессором церковно-практического отделения СПбПДА где преподает спепцкурс «Аддиктивное поведение».

В 2014 г. избран по конкурсу деканом факультета психологии и философии человека и заведующим кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии. Является профессором кафедры педагогики и теории образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 2005 г. избран по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, а в 2012 г. переизбран по конкурсу на должность профессора кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, где преподает по настоящее время курс «Психотерапия зависимостей».

В 1993 г. в ученом совете Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева защитил кандидатскую диссертацию (специальность 14.00.45 - наркология) по теме: «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».

В 2004 г. в ученом совете Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России защитил докторскую диссертацию (специальность: 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях и 19.00.04 - медицинская психология) по теме: «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно ориентированной на православной основе) психотерапии».

В 2005 г. ВАК Минобразования России присвоил ему ученую степень доктора медицинских наук, а в 2006 г. Федеральная служба РФ по надзору в сфере образования и науки - ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

В 2008 г. Указом Президента РФ профессору Григорьеву Г.И. было присвоено почетное звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Награжден многими государственными, ведомственными, церковными и общественными наградами: орденами и медалями Президента РФ, Министерства Обороны РФ, Главкома ВМФ, МЧС России, МВД РФ. В 2005 г. приказом Главкома ВМФ Григорьеву Григорию Игоревичу было присвоено почетное звание «Заслуженный подводник России».

В 2015 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия защитил докторскую диссертацию по богословию

23 декабря 2006 г. исполнилось 50 лет выдающемуся ученому-медику нашей страны, признанному авторитету в области эмоционально-эстетической и духовно ориентированнной психотерапии на православной основе профессору, доктору медицинских наук Григорьеву Григорию Игоревичу.

Григорьев Г. И. - известный российский психотерапевт, психиатр-нарколог и медицинский психолог, ученик доктора медицинских наук доцента О. Н. Кузнецова и Народного врача СССР, Заслуженного врача Украинской ССР, старшего научного сотрудника А. Р. Довженко.

В 1993 г. в ученом совете Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева защитил кандидатскую диссертацию (специальность 14.00.45 - наркология) по теме: «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».

В 2004 г. в ученом совете Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России защитил докторскую диссертацию (специальность: 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях и 19.00.04 - медицинская психология) по теме: «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой психотерапии».

В 2005 г. ВАК Минобразования России присвоил ему ученую степень доктора медицинских наук, а в 2006 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии. Действительный член Петровской академии наук и искусств (1997), член Союза писателей России (1998). Награжден медалью «В память о народном враче СССР А.Р. Довженко» (1998), а также Орденами «За медицинские заслуги» II степени (2005) и I степени (2006), и Орденом Признания (2007).

После окончания средней школы в 1973 г. поступил, а в 1979 г. закончил военно-морской факультет Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова в Ленинграде. В 1979-1984 гг. проходил службу на Краснознаменном Тихоокеанском флоте во Владивостоке в должностях: начальника медицинской службы большой дизельной подводной лодки, начальника кабинета психоневрологии, психотерапии и наркологии поликлиники флота, старшего психоневролога флота. Участник дальних походов и ликвидатор трех аварийных ситуаций на подводных лодках. Один из первых на Военно-морском флоте СССР организовал службу психологической защиты Краснознаменного Тихоокеанского флота. Награжден нагрудным знаком «За дальний поход на подводной лодке» (1980), медалями «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» (1984), «Тихоокеанскому флоту 275 лет» (2004), «Ветерану холодной войны на море» (2005) и «Подводному флоту России 100 лет» (2007).

Профессиональную и научную деятельность продолжил в Ленинграде в должности врача-психотерапевта, психиатра-нарколога Клинической больницы Управления Делами Академии Наук СССР (1985-1989). В 1988 г. на базе Центра научно-технической деятельности и социальных инициатив при АН СССР, выступил одним из инициаторов по созданию в России международной общественной организации - Международного института резервных возможностей человека (МИРВЧ), с филиалами в Белоруссии и Литве; Клиникой ассоциации наркологов и Психотерапевтическим наркологическим реабилитационным центром, тем самым заложил основы современной общественной инфраструктуры кризисно-реабилитационной психотерапевтической наркологической помощи населению на духовно-нравственной православной основе.

С 1988 г. по настоящее время является директором МИРВЧ и главным специалистом врачом-психотерапевтом, психиатром-наркологом, психиатром высшей квалификационной категории, председателем ученого совета Международного института резервных возможностей человека. При его личном участии прошли высокоэффективное лечение более 120 тысяч больных алкоголизмом, никотинизмом, наркоманиями, игроманиями, болезненным влечением к пище и другими нервно-психическими заболеваниями, что принесло обществу немалый экономический и духовно-нравственный эффект.

Для научной систематизации, обобщения, обработки и анализа имеющихся данных, а также информационного обеспечения лечебного процесса под его непосредственным руководством была создана уникальная по объему информации автоматизированная система учета больных (АСУ ПЗ), прошедших лечение в системе МИРВЧ. В результате глубокого научного анализа существующей базы данных в Международном институте резервных возможностей человека были выполнены и защищены в ученых советах психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России три диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук и шесть диссертаций на соискание ученой степени кандидатов медицинских и психологических наук. В результате проведенной большой научно-практической работы в МИРВЧ появилась собственная духовно ориентированная на православной основе психотерапевтическая школа.

С 1991 г. по настоящее время является председателем Общества трезвости и милосердия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, продолжающего традиции дореволюционного (1897) Всероссийского Общества трезвости, созданного на базе Международного института резервных возможностей человека по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (1991), а также по благословению приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева) и ныне здравствующего Владыки Владимира (Котлярова), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского (1996). И сегодня, в Свято-Александро-Невском обществе трезвости под духовным окормлением священников Собора Феодоровской иконы Божией Матери (настоятель - кандидат богословия протоиерей Александр Сорокин) происходит исцеление людей от пьянства, наркоманий, других нервно-психических и психосоматических заболеваний.

Исполнял обязанности Первого вице-президента Санкт-Петербургской ассоциации наркологов (1990-1995), много внимания уделял повышению качества наркологической помощи в своем регионе, являлся членом лицензионно-аккредитационной комиссии по наркологии Комитета здравоохранения Администрации Санкт-Петербурга (1993-1995), членом Межведомственной Комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками (1994-1995).

Проявил себя и как талантливый организатор образовательной деятельности в сфере медицинской психологии и психотерапии патологических зависимостей. С 1990 г. по 2000 г. работал по совместительству асистентом кафедры реабилитации в Ленинградском ГИДУВе (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава). В 2005 г. был избран по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии СПб МАПО, где преподает по настоящее время курс «Психотерапия патологических зависимостей».

Основным направлением научных исследований и практической лечебной деятельности является разработка направления эмоционально-эстетической стрессовой и духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе при лечении патологических зависимостей. Впервые в научной литературе описал синдром духовной зависимости при героиновой наркомании в 1994 году. Автор концепции психологического «ключа» психофизической саморегуляции эмоциональной памяти (система «манков» К. С. Станиславского), при неврозах и других психосоматических заболеваниях, путем мобилизации резервных возможностей человеческого организма в условиях психоэмоционального стресса. Данные методы подробно описаны в «Психотерапевтической энциклопедии», изданной под редакцией главного психотерапевта России, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Б. Д. Карвасарского (1999, 2000, 2005, 2007).

Является членом редколлегии Всероссийского научно-практического рецензируемого журнала «Вестник психотерапии» (издается с 1990 г.), в котором публикуются статьи по медицинским, духовным, психологическим, социологическим, биологическим и смежным наукам в области психиатрии, наркологии, психотерапии, коррекционной психологии и психоанализа. Является руководителем ряда международных психотерапевтических программ, конференций и семинаров.

Автор более 250 научных работ, семь из которых опубликованы за рубежом (Норвегия, Швеция, Литва, Белоруссия); автор и соавтор четырех патентов Российского патентного ведомства; альбома «Психофизическая саморегуляция»; трех художественных книг («На древней земле», 1989; «Накануне чуда», 1991; «Сказка про Алю и Аля», 1991); четырех учебно-методических работ, пяти монографий («Клинические аспекты психопатологии, психофармакологии и эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии», 1999; «Кризисно-реабилитационная помощь (методом эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии) при героиновой наркомании: концепция, принципы, эффективность и механизмы воздействии», 2003; «Духовно ориентированная психотерапия в форме целебного зарока: теоретические основы, организационная структура и информационно-аналитическое обеспечение», 2004; «Психодиагностика и психокоррекция», 2007; «Духовно ориентированная психотерапия», 2007).

Соредактор девяти тематических сборников научных трудов по проблемам неврозов, психотерапии патологических зависимостей и медицинской психологии.

Под его руководством защищены пять кандидатских диссертаций, подготовлены к защите еще пять кандидатских и две докторские диссертации.

Доктор медицинских наук, профессор Г. И. Григорьев вот уже около 20 лет возглавляет Международный институт резервных возможностей человека (МИРВЧ). При духовном наставничестве архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви Григорий Игоревич руководит Обществом трезвости и милосердия святого благоверного великого князя Александра Невского, которое действует при нашем храме.

Об учителях

- Григорий Игоревич, как смыкаются в вашей работе медицина, психиатрия, целительство и церковное служение?

Всю свою сознательную жизнь я учился работе с наркозависимыми людьми, в том числе и у доктора А. Р. Довженко. Я действительно был одним из его ближайших учеников, которым он завещал продолжить свое дело. И хотя Александр Романович не имел возможности приводить людей в церковь, сам он был глубоко верующим православным человеком, и его лечебные сеансы были построены по аналогии, внешне напоминающей церковную литургическую службу. Однако атеистическое время, в которое он жил, было неблагоприятным для раскрытия его духовного дара, поэтому содержание и оформление сеансов А. Р. Довженко было адаптировано к бытовому и медицинскому уровню понимания современников.

Накапливая положительный опыт лечения по методу А. Р. Довженко, свидетельствующий о снятии болезненной тяги у значительного числа больных патологическими зависимостями, я видел, однако, как после, казалось бы, успешного лечения болезнь вновь возвращалась, человек срывался. Поэтому появилась необходимость дальнейшего совершенствования и принципиального преобразования методики. Так постепенно сформировался метод эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии (ЭЭСПТ), где внушение пациенту страха смерти было снято и заменено доходчивым, построенным на научно-клинической основе, обстоятельным, но легко воспринимаемым образным разъяснением причин и механизмов развития синдрома патологической зависимости. Следующим значимым этапом в деятельности МИРВЧ оказалось становление метода духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей в форме целебного зарока на православной основе (ДОП ЦЗ). Имея своим предшественником метод ЭЭСПТ, метод ДОП ЦЗ перерос его, став самостоятельным методом лечения больных алкогольно-нарко-токсикоманического плана в Международном институте резервных возможностей человека.

- Связываете ли вы причины развития алкоголизма и других зависимостей с духовным состоянием человека?

Да. С некоторых пор я стал во многом увязывать корни этих причин с духовным состоянием человека, а саму зависимость трактовать не только с психофизиологических позиций, но и с позиций греховной страсти и проистекающих из нее губительных для тела и души последствий. При этом резко актуализировалась роль самого пациента в преодолении болезненного влечения и вместо страха появилось лишь дружеское предостережение не искушать судьбу, не совершать греха как деяния, неизбежно несущего духовное, душевное и физическое разрушение. Я и мои сотрудники начали частично использовать святоотеческий опыт противостояния грехам еще с 1988 года, когда был создан наш институт. Уже тогда перед психотерапевтическим сеансом православный священник (и мой духовный отец), приснопамятный протоиерей Василий Лесняк, имевший 44-летний опыт пастырского служения и почитаемый прихожанами как старец, произносил краткую проповедь и служил молебен дореволюционного Александро-Невского братства трезвости и милосердия. Следует отметить, что о. Василий Лесняк, равно как и все сотрудничавшие впоследствии с институтом духовники, имел благословение на совместную работу с нашими врачами Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и своего правящего архиерея приснопа мятного владыки Иоанна (Снычева) - в ту пору митрополита Ленинградского и Ладожского. В настоящее время институт работает по благословению Владыки Владимира - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

О вере и о родителях

- А как вы сами пришли к Богу, Григорий Игоревич?

Это было еще на флоте, когда я служил врачом на подводной лодке на Дальнем Востоке. Во время дальних походов я трижды был непосредственным участником ликвидации аварийных ситуаций на подводных лодках. И вот когда мы чудом спаслись в третьей аварии и всплыли на поверхность в Индийском океане, я отчетливо помню, каким совершенным и удивительным показался мне мир: ночь, звездное небо над головой и такой порядок во Вселенной, аж дух захватывает. И мне вдруг стало как-то по-особому ясно, что такой порядок не мог возникнуть сам по себе, без плана и Творца. И прошел этот леденящий страх после аварии, когда хотелось броситься в воду и плыть от этой подводной лодки куда подальше. И такая тишина на душе, такой покой. Благодать, одним словом. После этого я крестился.

- Расскажите о ваших родителях, о ваших предках. Они верующие люди?

Да, верующие. И к тому же героические люди. Дед мой - Николай Григорьевич - был крестьянским поэтом и полным Георгиевским кавалером, любимцем генерала Брусилова. Он начал участие в первой мировой войне в чине унтер-офицера, а закончил командиром полка саперов.

Моего отца - Героя Советского Союза, партизана-разведчика - к сожалению, уже нет с нами, хотя его присутствие, поддержку и помощь я ощущаю постоянно. Он был достаточно известным поэтом, лауреатом двух государственных премий. На задней обложке одного из его поэтических сборников «Крутая дорога» его почерком написа но: «Человек я верующий, русский, деревенский, счастливый, на все, что не против Совести, готовый! Чего еще?» И подпись - Игорь Григорьев. Еще в 1984 году я в своем письме отцу, напечатанном в том же сборнике, писал, что чем дольше живу, тем больше понимаю его стихи. Я их часто перечитываю, многие из них для меня как молитва. В них истинная боль и крик вещей русской души. В его стихах сплав времен, их неразрывное единство... Теперь я знаю: отец прежде других, в одиночку, начал бой за наше будущее, о котором мы узнали только сейчас. Мама моя - Дарья Васильевна - тоже совершенно удивительная и уникальная женщина. Уже много лет она возглавляет «Пушкинский лицей», где дети с детского сада и до получения среднего образования занимаются по программам времен Пушкина и Дельвига. Основную ставку в этом лицее делают на духовное просвещение и нравственное воспитание, не исключая, конечно, добротного базового образования для дальнейшего успешного поступления в ВУЗы.

О чудесах Божиих

- Случались ли в вашей жизни реальные чудеса?

Главное чудо моей жизни произошло со мной ровно 25 лет назад, все на том же Дальнем Востоке, где я служил старшим психоневрологом Тихоокеанского флота. В конце июля 1982 года во время чтения утренних молитв ко мне в голову пришел некий текст, четкий, как телеграмма: «Через две недели ты женишься». Для меня это сообщение было равносильно заявлению, что завтра ты станешь президентом. У меня не было ни невесты, ни кого-либо, кто мог хотя бы потенциально стать моей женой, да и вообще женитьба совершенно не входила в мои планы. Но раз пришло такое сообщение, я стал ждать, сам не зная чего и кого. Неделя прошла - ничего не случилось, и когда вторая уже подходила к концу, я начал склоняться к мысли, что мне все просто показалось.

И вот за 15 минут до окончания последнего из отпущенных двух недель рабочего дня, когда я уже начал собираться домой, заходит в мой кабинет один знакомый и говорит: «Ты же боли снимаешь?! Может, возьмешься помочь одной моей знакомой с травмой позвоночника, врачи ей плохо помогли». И я отправился навстречу своей судьбе. В первый же день я успешно снял Елене боли, а на второй - сделал ей предложение. Сейчас у нас трое детей, двое внуков, прекрасный дом, совместная работа и очень дружная большая семья. 15 октября мы отмечали всем семейством нашу серебряную свадьбу. За все эти годы мы не сказали друг другу ни одного плохого слова. Второе явное чудо случилось со мной, когда я вместе с моим духовным отцом Василием Лесняком в 1994 году попал в пер-вый раз на Пасху в Иерусалим. Мне сказали, что если во время схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня попросить обо всем сокровенном Бога, то все желания сбудутся. Я написал большой список пожеланий, и мы провели 30 часов в храме без еды и без воды, изнемогая от жары днем и от холода - ночью. Когда приближалось время схождения Огня, сознание уже уплывало, но то чувство Божьей благодати, которое охватило меня в этот момент, подсказало мне, что не нужно ничего просить у Бога, Он и так все знает. И я мысленно крикнул почему-то: «Господи, только одного прошу: если буду жив и если будет воля Твоя - хочу приезжать сюда каждый год, видеть Благодатный Огонь...» И вот уже 14 лет Господь благоволит моим поездкам. Поскольку за эти годы у меня там появились друзья, они нам помогают попасть на Пасху в храм.

О работе МИРВЧ

- Вам кто-то помогает в вашей работе по избавлению людей от патологических зависимостей?

Конечно, в работу нашего института вовлечен широкий круг специалистов из разных отраслей медицины и смежных дисциплин. При институте создан ученый совет, организовано издание рецензируемого научно-практического журнала «Вестник психотерапии» федерального значения. За 18 лет деятельности МИРВЧ в нем трудились и временно сотрудничали около 300 врачей и ученых в ранге академиков и членов-корреспондентов, профессоров, докторов и кандидатов наук. Я являюсь профессором кафедры медицинской психологии в Санкт-Петербургской Медицинской Академии постдипломного образования (МАПО) и провожу обучение психологов и врачей, повышающих квалификацию, по проблемам психотерапии патологических зависимостей.

- А как проходят ваши сеансы?

Все начинается с информации, с изменения представления людей о проблеме. Информация - и научно-медицинская, и духовно-религиозная, дается в огласительной беседе врача в ясной, доступной форме. Особое значение придается разъяснению понятия покаяния: в чем его смысл и каково его место в системе духовных ценностей. Нельзя заставить человека покаяться. Но объяснить, призвать его к покаянию просто необходимо для его же пользы. При этом вера пациентам ни в коем разе не навязывается, им щедро передаются драгоценные знания того, что заключено в опыте православия.

Покаяние во всем, что идет вразрез с заповедями Божьими, должно быть не формальным и показным, а искренним, глубоким, исходящим из души, с сокрушением сердца и уповани ем на Господа, с твердым намерением впредь никогда не совершать раскаянного греха. Бог смотрит не на лицо, а на сердце человека: что в нем - или бушуют страсти и желание ублажать их, или же подлинная боль о своих недостойных делах и твердое намерение исправиться. Покаяние - пробуждение совести, великое и знаковое событие в жизни человека. Искренне, от сердца покаявшись, человек очищается, обновляется, можно сказать - преображается. Он отвращается от греховных губительных страстей и обращается к истинным жизненным ценностям: любовь к ближнему, работа, здоровье, личное достоинство... А может быть, и задумается о приобщении к церковной жизни. Глубоко покаявшийся в пьянстве человек не будет сожалеть, что бросил пить, и завидовать пьющим приятелям, а будет ценить трезвую жизнь и радоваться ей. Без покаяния такой результат сомнителен.

О результатах

А есть ли у вас статистика, подтверждающая, что с помощью церковного покаяния человек легче избавляется от своих греховных зависимостей, дольше сохраняет трезвенные убеждения, реже срывается?

Да, с самого начала деятельности института мы ведем строгую статистику всех наших клиентов. С 1 января 1988 года по 1 января 2007 года от алкоголизма, табакокурения и наркомании пролечено около 125 тысяч человек. Согласно этой статистике, примерно 92 процента из них исповедуют православную веру. Однако около пяти процентов наших пациентов называют себя атеистами, остальные выражают причастность к другим религиозным конфессиям. Поэтому медицинская и духовная части метода ДОП ЦЗ, по благословению Церкви, разделены.

Огласительная беседа проводится врачом в традициях рациональной психотерапии. Впрочем, скорее это беседа-проповедь, освещающая и медицинскую, и духовную сторону проблемы. После такой беседы резко возрастает число пациентов, желающих прийти после медицинского лечения в православный храм для дачи обета трезвости на Кресте и Евангелии. За годы нашей практики количество подобных больных составило 45 677 человек, или 36,8% от всех пришедших на лечение.

И если большинство наших пациентов называли себя верующими людьми, но не посещающими регулярно церковь, то после нашего лечения 4431 человек стали посещать православные храмы для совершения церковных Таинств не реже одного раза в месяц. То есть количество воцерковившихся после лечения людей составило 10% от числа всех пришедших в храм для дачи церковного зарока. Но даже некрещеные люди порой меняют после наших сеансов свое отношение к вере и к Богу.

Согласно статистике, на лечение к нам пришло за все время 13 220 больных, не крещеных в православной церкви, что составило 10,7% от числа всех обратившихся к врачу. После медицинского лечения и огласительной беседы врача добровольно приняли Таинство крещения 4786 человек, т. е. больше 36%.

Результаты наблюдения за больными показали, что после медицинского лечения не принимают спиртные напитки в течение трех лет наблюдения 25% больных. А среди пациентов, которые, помимо медицинского лечения, пожелали прийти в церковь для принесения обета трезвости (церковного зарока) на Кресте и Евангелии, не принимают спиртные напитки в течение трех лет уже 52% больных. Такое соотношение ярко свидетельствует о необходимости совместной работы врачей и священнослужителей в деле исцеления людей от алкоголизма и наркомании.

Что еще входит в программу лечения, помимо огласительной беседы врача и совершения церковных Таинств для желающих?


- Последний этап медицинской части лечения - это индивидуальный прием лечащим врачом, во время которого клиническая принадлежность зарока и его срок конкретизируются, зарок индивидуально и психотерапевтически закрепляется.

В результате физическая и психическая зависимости снимаются или существенно уменьшаются (в последнем случае назначается повторный прием лечащим врачом для беседы и закрепления зарока). Духовная зависимость также снимается или, по крайней мере, смягчается, если пациенты участвуют в Божественной Литургии, каются в грехе своей алкогольно-наркотической или другой зависимости, при свидетельстве и разрешающей молитве священника. После исповеди пациенты допускаются к Причастию Святых Христовых Таинств. В заключение служится специальный молебен Александро-Невского общества трезвости .

Это не значит, что такие пациенты никогда не нарушают целебный зарок. Характерно, однако, то, что при срыве они не получают прежнего эффекта от приема спиртосодержащих жидкостей. Более того, они испытывают духовный дискомфорт и угрызения совести, что заставляет их после нарушения зарока обращаться в Институт за помощью. Хочу подчеркнуть, что главным фактором успеха является добровольное желание стать трезвым, свободным от наркотиков человеком, поэтому мы против всякого насилия над личностью. Не случайно в нашем методе медицинская и духовная части разделены организационно и по сути, хотя в определенной мере между ними перекидывается «мостик» благодаря целевой духовной направленности медицинской части метода.

О причинах наших бед

- Доктор, а в чем заключается научная и практическая новизна вашего метода?

Впервые в научной и практической медицине в качестве важнейшего патогенетического фактора формирования болезней наркологического профиля выделен и введен духовный фактор, дающий основания трактовать эти зависимости как заболевания духовно-нравственной природы. Единение, союз (но не смешение функций!) медицины и Церкви естествен, более того, необходим, в особенности когда речь идет об алкоголизме, наркомании и других греховных страстях. Ибо только такое содружество может обеспечить полноту лечения-исцеления, избавить не только от психической и физической зависимостей, но и от зависимости духовной. Благодаря такому единению медицинского и духовного подходов к лечению от зависимостей, лечебно-медицинское воздействие распространяется не только на психофизиологический статус человека, но и на его духовно-нравственное состояние, на восстановление целостного и гармоничного единства в человеке - его физической, психической и духовной сущностей. Построенный на прочном фундаменте евангельских истин, на принципах православ ной психотерапии, метод ДОП ЦЗ открывает путь к воцерковлению, к духовному становлению человека.

- Григорий Игоревич, почему, на ваш взгляд, сами люди, подчас весьма образованные, пьют, не ощущая долгое время опасности происходящего, почему не срабатывает в них инстинкт самосохранения, не включается здравый смысл?

За годы моей врачебной практики мне открылось, почему внешне разумный человек, постоянно пьянствуя, не видит, куда он идет, да и самой болезни не осознает, не разумеет, что с ним происходит и чем все это может закончиться. Имея немало примеров, когда у других, таких же, как он, жизненным исходом стала катастрофа, он все же считает, что с ним лично ничего подобного не случится, что у него «все под контролем». Типичное заблуждение!

Кто же затмевает разум человека? Если обратиться к медицинской науке, то она ответа на этот вопрос не дает, да и в принципе дать не может. Ибо, повторяю, действует здесь не только материальный и психологический фактор, но и фактор духовный. Лукавый дух, невидимая сила зла затмевает разум человека, лишая его самокритики и понимания реально грозящей опасности, чтобы погубить не только его физическое, телесное естество, но и душу. Поэтому я убежден, что все патологические заболевания - это, в первую очередь, заболевания духовно-нравственной природы, согласно православному учению. Человек добровольно отдает свою волю на произвол духам злобы поднебесной и оказывается в западне темных сил.

О последствиях такого чрезвычайно распространенного затмения рассудка и утраты человеком собственной воли убедительно и просто говорил Апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). И еще: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Затмив разум человека и захватив власть над ним, темная лукавая сила притупляет его совесть, которая есть Глас Божий. И человек не осознает, что, предаваясь порочной страсти, тем самым творит зло и грех против себя, своего здоровья, а также и против здоровья и жизни близких людей, ввергая их в житейскую неустроенность, в душевное смятение, депрессию и отчаяние.

Тот же лукавый дух взращивает в своей жертве эгоизм, самоуверенность, склонность к самооправданию, все более отдаляя человека от понимания происходящего с ним. «Пью? Да. А кому какое дело, все пьют», - дерзко заявляет больной. Однако лукавый-то лукавым, но с человека ответственность за содеянное зло не снимается. Ведь он сам добровольно впустил лукавого в свое сердце.

О лукавом духе

Чем можно объяснить то, что на человека, уже ведущего после лечения трезвую жизнь, внезапно с нарастающей назойливостью наваливаются мысли о выпивке, и он порою запивает?

Будучи психиатром более чем с 30-летним стажем и имея в практике такие примеры, скажу, что симптомом психического автоматизма Кандинского - Клерамбо здесь и не пахнет. Что же это тогда? Не есть ли действие того же самого лукавого духа? По-моему, ничем иным такую ситуацию не объяснить. «Бесы сначала покушаются помрачить наш ум, а потом уже внушают, что хотят», - говорит святой Иоанн Лествичник. По существу, духовная зависимость является главенствующей, удерживающей и провоцирующей психическую и физическую зависимости. И пока человек не осознал, что творит злое греховное дело, не уразумел, что болен, он и не пойдет лечиться, а будет продолжать пить, курить, колоться, предаваться игорной страсти. Многолетняя клиническая практика свидетельствует и о том, что, попадая в духовную зависимость, человек меняется в своих качествах, его положительные личностные черты сменяются на противоположные, он становится как бы антиподом самому себе. Происходит это исподволь, незаметно для самого человека, но неуклонно и неотвратимо...

- Итак, от духовной зависимости, наряду с прочими, необходимо непременно освобождаться. Каким образом?

Ответ прост и, как говорится, однозначен. Путь - единственный и абсолютно надежный: это покаяние с обращением ко Господу за помощью. От духовного повреждения возможно избавиться только духовными средствами, исцеляющей силой Божией благодати. Человеку надлежит делать все, что в его силах, дабы освободиться от зависимости, но возможно достичь этого лишь с Божией помощью. А чтобы получить ее, нужно пожелать переменить свой ум и образ жизни.

- Как в дальнейшем поддерживается связь пациентов и специалистов вашего института?

Пациенты, прошедшие лечение, находятся под наблюдением наших врачей и могут в любой момент по всем вопросам, связанным со здоровьем, обращаться к нам за помощью. При необходимости мы осуществляем реабилитацию пациентов - либо в соответствующем центре института, либо в православном монастыре по благословению священника.

- Какие требования предъявляются к врачам вашего института?

К врачу-специалисту, проводящему лечение на основе православной психотерапии, предъявляются, кроме высоких профессиональных знаний и опыта, особые требования: прежде всего он должен любить людей, быть верующим и воцерковленным человеком, накапливать духовный опыт, иметь благословение на лечение священника-духовника, обладать чувством сострадания, сопереживания страждущему человеку, быть терпеливым, внимательным и отзывчивым. И, разумеется, вести абсолютно трезвую жизнь.

- Григорий Игоревич, считаете ли вы себя счастливым человеком?

Да, безусловно. У меня прекрасная семья, любимая работа, возможность служить и помогать множеству людей. Я люблю и умею отдыхать, радоваться жизни во всех ее проявлениях и благодарить Бога за все. Я способен ощущать на себе бесконечную Божию благодать. И с Божьей помощью мне уже не нужно никаких техник и приемов, чтобы снимать с себя негативную энергетику после общения с тяжелыми пациентами, не нужно мучиться проблемой выбора при принятии решений. Я просто с благодарностью предоставляю себя и свою жизнь Богу и знаю, что Он все управит и выведет меня на путь спасения.

Беседу вела Светлана ТРОИЦКАЯ

Иерей Григорий Григорьев

Мнение врача-нарколога — православного священника Григория Григорьева. Священник Григорий Григорьев - преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Санкт-Петербургской митрополии, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, директор Международного института резервных возможностей человека.

— Какие методы вы применяете и есть ли методы, которые считаете недопустимыми?

— Методы, которые приводят человека к отрезвлению и воцерковлению, нельзя считать недопустимыми. Это мое глубокое убеждение. Не нужно анализировать, православны ли методики, доказавшие свою эффективность. Бессмысленно искать в секулярном обществе православные методы. Нет православной медицины, она, научная медицина, изначально физиологична и методологически атеистична. Но то, что приводит человека в Церковь, не может быть не от Бога. Неважно, какой дорогой приходит человек в храм, если в итоге приходит. Нужно воцерковлять программу «12 шагов» и другие эффективные методики. Главное, чтобы личность врача не заслоняла собой Бога. Суть у этих методик одна. Они все основаны на доверительной беседе, на контакте. Основная задача врача – объяснить человеку, что с ним происходит, что такое зависимость, что есть зависимость физическая, есть психическая, а есть духовная. Исцеление всегда начинается с понимания человеком, что он болен, а, стало быть, только своей волей без помощи врача и Бога зависимость преодолеть не может. Беда в том, что большинство зависимых больными себя не считают.

— Разве кодирование на беседе основано? Многие православные люди считают, что это бесовщина.

— Чушь собачья. Нет такой власти у бесов. На самом деле и кодирования в природе нет. Сегодня многие наркологи называют так любую врачебную манипуляцию. Это просто термин страха, на котором основаны многие современные методы лечения: химзащита, подшивка препарата «эспераль», вливание «торпедо», акупунктурное программирование и ряд других. Если бы была в природе сила, которая связывала волю человека и при этом вела к стопроцентному исцелению, открывший ее получил бы Нобелевскую премию. Если бы кто-то закодировал героинового наркомана, чтобы тот бросил принимать героин, ему бы памятник при жизни поставили. Но это невозможно. Кодирование – просто термин, за которым ничего не стоит. И неправда, что все закодированные не пьют – некоторые пьют. Стопроцентной эффективности нет ни в одной методике, и кодирование – не исключение. Но кому-то помогает протрезветь, и поэтому ничего богопротивного я в кодировании не вижу. А вот борьба с термином «кодирование» путает, смущает, разделяет людей, лишает их надежды на трезвость и уводит от Бога. Когда люди отрезвеют, кто-то придет в храм. А если не отрезвеют, никто не придет.

— И главный нарколог России Евгений Брюн говорит, что кодирование держит человека на страхе. Разве это допустимо?

— А вы вспомните, что сказал Господь, когда показывал Адаму райский сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2, 16-17). Бессмертного и безгрешного человека пугал, говорил ему о смерти и грехе! Нам же, грешным, тем более необходимы и страх, и любовь. Страх исцелить не может, но может на время остановить. Разве это мало для человека, который из-за возлияний катится на дно, рискует потерять (или уже потерял) семью и работу? Вот когда он остановится, у него появится шанс исцелиться. А исцеляет только любовь.

— Но есть же и оккультные методы?

— Я не слышал, чтобы они применялись в официальной наркологии или чтобы кто-то бросил пить у оккультистов или колдунов. Не изгонит сатана сатану. Не могут темные силы восстанавливать тело – храм духа. Они способны только разрушать. Повторяю, среди методов, которые доказали свою эффективность, широко применяются и помогают какому-то проценту людей отрезветь, я не знаю ни одного, принципиально противоречащего христианству, отрицающего Христа как Бога.