Египетские династии. Египетские фараоны были белокожими

За каждым древнеегипетским правителем скрывается своя неповторимая история, включающая невероятные достижения, падения и многочисленные перемены. При вхождении на трон следующего фараона отсчет времени всегда начинался по-новому, ознаменовывая следующую эру. Большое количество самых знаменитых фараонов Древнего Египта принадлежало к Новому царству – эпохе, когда древнеегипетская государственность расцветала в полную силу, и правили три династии фараонов (18,19 и 20). Так кто же он – самый знаменитый фараон Древнего Египта? Можно присвоить такое звание трем фараонам, которые действительно отличились определенной деятельностью в период своего полноправного управления.

По мнение крупнейших египтологов, Аменхотеп IV (Эхнатон), относящийся к восемнадцатой династии, является самым знаменитым фараоном Древнего Египта. Этот правитель оставил заметный след в египетской истории и даже всего человечества. Временем вступления его на трон считается примерно 1351 год до нашей эры. Совершать великие дела Эхнатону довелось 16 лет.

Он прославился тем, что стал автором религиозной реформы, а также организатором культурной и общественной революций. Этот самый знаменитый фараон Древнего Египта верил в бога Атона, а потому ввел его культ и даже построил новую столицу Ахетатон (севернее Фив).


Столица, построенная Аменхотепом IV, находилась в местности под названием Телль аль-Амарна. По названию данной местности время, когда правил этот фараон, было названо «амарнским». Отличается данное время правления расцветом изобразительного искусства и переходом к подлинному реализму.


Ученые отмечают, что Аменхотеп IV был не только прирожденным реформатором, но еще и обладал поэтическим даром, благодаря чему ему удалось создать философскую концепцию мира в теологической форме. Женой Аменхотепа IV была Нефертити, известная как очень красивая царица. Сегодня весь мир может любоваться скульптурой Нефертити, которая была создана в удивительном исполнении невероятной правдивости (хранится в Берлинском музее).

Тутанхамон

Это имя фараона, наверняка, известно многим. Тутанхамон, так же как и Эхнатон, принадлежит к восемнадцатой династии правителей Египта. Конечно, ничем особым он не прославился. Правда, может быть лишь тем, что отменил реформы Аменхотепа IV. Наверняка, для окружающих его людей, такое решение было долгожданным, поскольку умершего в 18-летнем возрасте Тутанхамона похоронили с особыми почестями.


О жизни этого фараона имеется мало сведений, поэтому ученые пытаются найти многие ответы на вопросы, их мучающие, и раскрыть тайну жизни Тутанхамона. До момента принятия титула правителя он носил имя Тутанхатон (в честь бога Атона). Но в 9-летнем возрасте, став верховным правителем Египта, он сменил имя. После вступления на престол состоялась свадьба Тутанхамона и 13-летней дочери Аменхотепа IV и Нефертити (Анхесенпаатен, впоследствии тоже изменившей свое имя на Анхесенамун).


Скорее всего, самым знаменитым фараоном Древнего Египта он стал уже за счет того, что гробница его была найдена исследователями в 1922 году, причем абсолютно в нетронутом виде. А это считается довольно редким явлением, ведь многие найденные учеными гробницы известных фараонов были изрядно разграблены.

Еще одним из величайших фараонов считается Рамсес II (Рамсес Великий), принадлежащий девятнадцатой династии фараонов. Время его правления составило 66 лет. За этот период он построил множество городов и храмов – до него ни один правитель не смог сделать подобного. При нем развивалось храмовое зодчество.


Особыми признаны храмы, которые вырубались в скалах (за что они стали называться пещерными или скальными). Наиболее известным среди храмов, построенных при Рамсесе II, считается погребальный храм в Фивах – Рамессеум. Также Рамсес II посвятил один из небольших храмов своей любимой жене Нефертари – это строение создано в скале Абу-Симбел.

Фараон — это высшая должность в иерархии древнеегипетского общества. Само понятие «фараон» не было официальным титулом и использовалось для того чтобы не называть имя и титул царя. Этот эвфемизм впервые появился в Новом царстве. В переводе с древнеегипетского языка это понятие означает «великий дом», что подразумевало под собой дворец царя. Официально же в титуле фараонов отражалось их владение «обеими землями», то есть как Верхним, так и Нижним Египтом. В разные эпохи фараоны Древнего Египта имели различный статус, степень сосредоточения власти и влияния в государстве.

История фараонов Древнего Египта

Наивысшее влияние фараоны Египта имели во времена Древнего царства после того как Верхний и Нижний Египет были объединены в единое государство. Этот период характеризуется снижением деспотичности и агрессивности египетской монархии наряду с развитием бюрократии и переходом большинства отраслей государственного хозяйства под прямое управление царя. Власть фараонов в этот период стремительно сакрализировалась. Фараон считался единым в земной и божественной ипостасях, и был, таким образом, посредником между миром людей и богами. До IV династии фараонов считали земным воплощением бога Гора, в то время как после смерти их считали преображающимися в Осириса. В дальнейшем фараонов стали считать сыновьями бога солнца Ра.

Полубожественная сущность фараонов в представлении египтян налагала на них обязанность поддерживать мировой порядок (Маат) и всячески бороться с хаосом и несправедливостью (Исфет). Поэтому фараон наделялся свойствами напрямую общаться с богами посредством постройки храмов и святилищ и обильных жертвоприношений. В Древнем царстве авторитет фараонов был настолько велик, что траур после их смерти длился в стране девяносто дней, и смерть царя воспринималась как величайшее горе, нарушение порядка и устоев мироздания. Воцарение же нового законного наследника понималось как величайшее благо для страны и восстановление пошатнувшегося положения.

Максимальное могущество фараонов и их авторитет в египетском обществе держались в течение Древнего царства. После его падения и в ходе I переходного периода власть в стране в значительной степени перешла в руки жрецов и знати, из-за чего роль фараонов стала снижаться и больше не достигла такой же значимости, как при Древнем царстве. В дальнейшем в обществе Древнего Египта стали развиваться традиции индивидуализма, что отразилось на многих сферах жизни, в том числе и на восприятии фигуры фараона. Моральная и идеологическая зависимость жителей страны от правителя уже не была настолько большой, а свой авторитет фараоны начали поддерживать в основном путем завоевательных походов в другие страны.

Тем не менее, Новое царство, характеризовавшееся большим количеством завоеваний и серьезным расширением владений государства, распалось в результате все возрастающего влияния храмов, жрецов и правителей отдельных провинций, в результате чего власть фараонов совершенно перестала пользоваться таким же авторитетом, как ранее. Они перестали серьезно влиять на жизнь своих подданных и соседние государства, а их роль посредников между миром людей и миром богов совершенно нивелировалась. После того как Египет был завоеван персами, фараонами официально стали считать уже персидских царей, после них это звание принял Александр Македонский, а после его смерти - династия Птолемеев.

Титулование фараонов Египта

Как уже отмечалось, «фараон» не было официальным именованием правителей Древнего Египта. В действительности их называли «принадлежащими Тростнику и Пчеле» или «повелителями обеих земель», отражая в этих титулах их власть над обеими частями Египта - Верхним и Нижним.

Официальное именование фараона , начиная с времен Среднего царства и вплоть до начала римского владычества, обязательно состояло из пяти имен. Первое из них, самое раннее по времени возникновения, было связано с богом Гором и отображало веру народа в то, что фараон был его земным воплощением. Второе имя было связано с двумя богинями - Нехбет и Уаджет - которые считались покровительницами соответственно Верхнего и Нижнего Египта. Это имя символизировало власть фараона над ними, воплощало мощь монархии. Третье имя - золотое. Его значение не было выяснено, и две основные версии связывают его либо с солнцем (то есть фараон сравнивался с солнцем), либо с золотом, символизировавшим вечность. Четвертое имя фараона - тронное. Оно давалось ему в ходе коронации. Наконец, пятое имя египетского правителя - личное. Его будущий царь получал при рождении.

Фараоны ранних династий зачастую известны по Горову имени, так как эта часть титула появилась раньше остальных. Правители более поздних династий, относящихся к Среднему и Новому царствам, известны чаще всего по личным именам и упоминаются так же и в научных работах.

Атрибуты фараонов

Фараонам было запрещено появляться перед своими подданными без головного убора, поэтому в числе их атрибутов обязательно была корона. Чаще всего она представляла собой комбинацию из красной короны правителя Верхнего Египта и белой короны правителя Нижнего и называлась «пшент» (рис. 1). Обе эти короны символизировали также богинь-покровительниц обеих частей страны, которые часто изображались на единой короне царя. Помимо единой короны фараоны иногда надевали синюю корону для военных походов и золотую для проведения различных религиозных обрядов.

Рис. 1 - Пшент

Также фараоны носили на голове платок. Этот головной убор носили все жители страны, однако в зависимости от сословия он имел различные цвета. Фараоны носили золотые платки с синими полосами.

Еще одним атрибутом фараона был короткий жезл с крюком на верхней части. Это один из наиболее древних атрибутов царской власти, известный еще со времен Додинастического Египта и, согласно большинству исследователей, произошедший от пастушьего посоха. Также фараоны носили плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и навершие в виде головы собаки или шакала, и крест с петлей - анкх (рис. 2), символизировавший вечную жизнь.

Рис. 2 - Анкх

Также одним из атрибутов фараонов была накладная борода. Она всегда изготовлялась искусственно и носилась, чтобы подчеркнуть власть и мужскую силу правителя. Бороды носили и фараоны-женщины, например, Хатшепсут. Зачастую им приходилось надевать их для того чтобы притворяться мужчиной перед подданными.

Наиболее известные фараоны Египта

Родоначальником единого Египта считается фараон Менес , который, будучи царем Верхнего Египта, подчинил себе Нижний и первым надел двойную красно-белую корону. Несмотря на множество упоминаний Менеса в текстах египетских жрецов и греческих и римских историков, он может быть и мифологической фигурой.

Золотым веком Древнего Египта считается время правления фараона Джосера , второго представителя III династии. Именно при нем началось возведение пирамид - усыпальниц фараонов. Джосер провел также множество военных походов, подчинил Египту Синайский полуостров и провел южную границу государства по первому нильскому порогу.

Значительного расцвета Египет достиг и при царице Хатшепсут . Она снарядила торговую экспедицию в Пунт, занималась архитектурой, а также вела и завоевательную деятельность.

Фараон Эхнатон прославился как религиозный реформатор. Он пытался отменить культ старых богов, заменив его культом самого фараона, перенес столицу страны в новый город и остановивший возведение храмов. Реформы Эхнатона не были популярны, поэтому после его смерти они были в основном отменены, а имя фараона-реформатора было подвергнуто забвению.

Последним великим фараоном Египта был Рамсес II , который смог на некоторое время вернуть ему былое могущество в результате множества военных походов. Однако после его смерти Египет окончательно погрузился в пучину междоусобиц, восстаний и войн, что привело к его распаду и завоеванию.

История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время – время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.

Немного о династиях

Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.

  • В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 – 2-й.
  • В Древнеегипетском царстве – 5 фараонов 3-й династии, 6 – 4-й, 8 – 5-й, 4 – 6-й.
  • В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й – 3. В 11-й – 3, в 12-й – 8.
  • Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 – 14-й, 4 – 15-й, 20 – 16-й, 14 – 17-й.
  • Период Нового царства открыла одна из самых известных династий – 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й – 8. В 20-й – 10.
  • В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю – 10, в 23-ю – 3, в 24-ю – 2, в 25-ю – 5, в 26-ю – 6, в 27-ю – 5, в 28-ю – 1, в 29-ю – 4, в 30-ю – 3.
  • Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.

В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.

Женщина-фараон: царица Хатшепсут

Полное имя этой женщины-фараона – Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью – царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.

Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса – бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат – с накладной бородкой и ключом от Нила – ключом жизни анхом, с царскими регалиями.

Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.


Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями – племенами гиксосов – зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.

Тутмос III

Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.

Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.


В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.

Аменхотеп III

С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга – пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.

Кто же такой – фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена – Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами – шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны – широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно – разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город – Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его "каменная" деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты – изваяния Рамзеса II – по три с каждой стороны.


Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.


Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III – правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов – номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III – строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека – Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком – он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".

И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены – царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Клеопатра – царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра – жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря – была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.

В IV тысячелетии до нашей эры на территории Египта существовало 42 небольших «государства» греки их называли номами . В результате войн между ними к середине IV тыс. до н. э. возникло два крупных царства - Южное (Верхний Египет) и Северное (Нижний Египет). Южное состояло из 22 номов, Северное - из 20. Через какое-то время царь Верхнего Египта завоевал Нижний Египет и объединил страну. Обычно пишут, что это сделал Мена около. 3000 г. до н. э. Но, видимо, это событие произошло намного раньше. Во всяком случае уже несколько предшественников Мены величали себя правителями всего Египта (так называемая нулевая династия). Даты, особенно для третьего тысячелетия до нашей эры, весьма приблизительны даже для оценки времени правления различных династий, не говоря уже о датировке царствований отдельных фараонов. Неизвестно также, как и при каких обстоятельствах происходили смены династий.

Додинастийные цари, до 3000 г. до н. э.

Эти фараоны, вероятно, были непосредственными предшественниками фараонов первой династии. Возможно, при них Египет был уже единым царством, а объединение страны произошло даже ещё раньше. К сожалению, имена предшественников этих фараонов не сохранились Столицей их был город Тинис . ? ? (Скорпион) Ка (Двойник) Нармер (Сом)

Первая династия (из Тинис), начало - ок. 3000 г. до. н. э.

Фараон Мена построил новую столицу - город Мемфис. При нём начали вести древнейшие летописи. Видимо, поэтому древние египтяне считали его основателем первой династии. Просто в летописях имя фараона Мены было первым, которое там обнаруживали потомки. Мена (=Гор-Ага=Менес) Джер Уаджи Ден (=Удиму=Денсемит=Усефаис) Аджиб (=Миебис) Семерхет Каа (=Кебху)

Вторая династия (из Тиниса), закончилась ок. 2780 г. до н. э.

Точное число и последовательность правления фараонов этой династии не установлены. Беджау Хетепсехемуи Ранеб Нинечер Унег (Венег) Сенд (Сенед) Перибсен Хасекхем Хасехемуи

Третья династия (из Гелиополя), ок. 2780 - ок. 2720 гг. до н. э.

Джосер считается основателем третьей династии, хотя достоверных сведений об этом нет. Если у него и были предшественники, то их имён в истории не сохранилось, а Джосер прославился тем, что при нём была построена первая пирамида. Точное число и последовательность правления фараонов этой династии не установлены. Джосер Семерхет (Сехемхет) Хаба Неферкара Небка Ху (=Хуни)

Четвёртая династия (из Элефантины), ок. 2720 - ок. 2560 гг. до н. э.

Снофру Хуфу (Хеопс) Джедефра (Раджедеф) Хафра (Хефрен) Междуцарствие, борьба за власть между двумя братьями Хефрена - Хорджедом и Рабауфом, позднее объявленными вне закона. Менкаура (Микерин) Шепсескар (Шепсескаф)

Пятая династия (из Элефантины), ок. 2560 - ок. 2420 гг. до н. э.

Эта династия по материнской линии была продолжением четвертой династии. Усеркаф Сахура Нефериркара Капай Шепсескара Неферефра (Неферкара) Ниусерра Менкаухор Джедкара Исеси Унис

Шестая династия, ок. 2420 - ок. 2260 гг. до н. э.

Тепи (=Тети) Усеркара Мерира Пиопи (Пепи) I Меренра I Неферкара Пиопи (Пепи) II (ум. ок. 2270 г. до н. э.) Пиопи II вступил на трон ещё подростком и правил около 100 лет, что является своеобразным рекордом в мировой истории. Меренра II Нитокерти (Нитокрис), царица Менкар

Седьмая династия

Время упадка и распада древнего царства. У древнеегипетского историка Манефона об этой династии сказано: «семьдесят царей за семьдесят дней». Если эта династия действительно правила, то очень недолго и явно не на всей территории Египта.

Восьмая династия, ок. 2260-2220 гг. до н. э.

Фараоны этой династии не имели власти над всей страной. По Манефону - «27 царей, которые правили 146 лет». Кажется восьмая династия была родственна шестой. Но список фараонов этой династии, из-за отсутствия источников, пока что невозможно восстановить.

Девятая династия (из Гераклеуполя), ок. 2220 - ок. 2130 гг. до н. э.

Эта династия правила на севере Египта, но и на юге в это время складывается государство со столицей в Фивах.

Владения династии завоеваны фараоном одиннадцатой фиванской династии Ментухотепом I/II .

Одиннадцатая династия (из Фив), ок. 2160—2000 гг. до н. э.

Фараоны этой династии объединили весь Египет под своей властью.

Ментухотеп (номарх Фив, не принимал царский титул)

Интеф I (=Антеф) ок. 2160—2120/19
Интеф II ок. 2120/18-2070
Интеф III ок. 2070—2065
Ментухотеп I/II ок. 2065—2015
Ментухотеп II/III ?
Ментухотеп III/IV ?
Ментухотеп IV/V ок. 2015—2007
Ментухотеп V/VI ок. 2007—2000

Двенадцатая династия (из Фив), ок. 2000—1785 гг. до н. э.

Основатель династии Аменемхет I совершил государственный переворот, занял престол и основал новую династию, которая была боковой от одиннадцатой династии.

Аменемхет I ок.2000—1980
Сенусерт I ок. 1980—1935
Аменемхет II ок. 1935—1896
Сенусерт II ок. 1896—1887
Сенусерт III ок. 1887—1849
Аменемхет III ок. 1849—1801
Аменемхет IV ок. 1801—1792
Нефрусебек (=Себекнефрура), царица. ок. 1792—1785

Тринадцатая и четырнадцатая династии, ок. 1785—1680 гг. до н. э.

Сохранились списки, в которых перечислено большое количество имён фараонов, правивших после двенадцатой династии - всего около ста пятидесяти имён. К сожалению, из-за больших повреждений списков, не все имена можно прочесть. Традиционно этих фараонов относят к тринадцатой (из Фив) и четырнадцатой (из Ксоиса) династиям. Провести грань между ними трудно. Неизвестно также, следовали ли эти династии одна за другой или сосуществовали одновременно.

Фараоны этих династий редко правили больше нескольких лет. А частенько их смещали с престола через несколько месяцев, а то и дней. Здесь приведены лишь отдельные известные имена.

Себекхотеп I ?
Аменемхет V 1774—1772
Аменемхет VI ?
Санхибр ?
Хетепибр ?
Себекхотеп II ?
Рансенеб ?
Гор ?
Аменемхет VII ?
Хутовер ?
Сенусерт IV ?
Хенджер ?
Семенхара ?
Себекемсаф I ?
Себекхотеп III 1754-1751
Неферхотеп I 1751—1740
Себекхотеп IV 1740—1730
Себекхотеп V 1730—1725
Вахибрайеб 1725—1714
Мернефери 1714—1700
Себекхотеп VI 1700—1698
Неферхотеп II 1698-?
Гор II ?
Себекхотеп VII ?-1693
Ментухотеп V ?
Ментумсаф ?
Дидимос I ?
Дидимос II ?
Сенебми ?
Неферхотеп III ?
Себекхотеп VIII ?
Мершепсеф-Ини ?
Ментувосер ?
Сенааиб ?
Венваветемсаф ?

Около 1680 г. до н. э. в Египет через Синайский полуостров из Азии вторглись племена кочевников, которые в истории остались известны под именем гиксосов. Они захватили Нижний Египет и правили там 108 лет.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 14 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Фараоны

Имена фараонов

Фараон – современное название царей Древнего Египта.

Обычным наименованием египетских царей было выражение "принадлежащий Тростнику и Пчеле", то есть Верхнему и Нижнему Египту, либо просто "повелитель обеих земель".

Деспотические монархии в Египте зародились во второй половине IV тыс. до н. э. Существовали эпохи Древнего царства, Среднего царства и Нового царства. Со времён Среднего царства установился полный титул египетских царей , состоящий из пяти имён :

Хорово имя

Небти-имя (было связано с богинями покровительницами Египта Нехбет и Уаджит)

Золотое имя (золото в египетской культуре ассоциировалось с вечностью)

Тронное имя (принималось при вхождении на трон)

Личное имя (давалось при рождении, в надписях предварялось титулом "сын Ра").

Имена фараонов

Аджиб

Адикаламани

Актисанес

Алара

Аманисло

Аманитека

Аманиторе

Амасис II

Аменмес

Аменхотеп

Амиртей II

Аналмаи

Анламани

Апопи I

Априй

Ариамани

Ариканкарер

Аркамани I, II

Арсес

Артаксеркс I, II, III

Аспелта

Атланерса

Ахорис

Ахратан

Бардия

Баскакерен

Бихерис

Бокхорис

Венег

Гаумата

Горсиотеф

Дарий I, II, III

Джедефра

Джедкара II Шема

Джедкара Исеси

Джер

Джосер

Дудимос I

Имичет

Иниотеф II

Ири-Хор

Итиеш

Какаура Иби I

Камбис II

Камос

Каркамани

Кашта

Ксеркс I, II

Маат

Меленакен

Менес

Менкара

Менкаухор

Ментухотеп I, II, III, IV

Менхеперра

Меренра I, II

Меренхор

Мерибре

Мерикара

Мернейт

Мернофера Аиб

Накринсан

Нармер

Насахма

Настасен

Натакамани

Небереау I

Небефаура

Небкара Хети

Нектанеб I, II

Неферефра

Неферит I, II

Неферкара I - VII

Неферкасокар

Неферкаура

Неферкаухор

Неферкахор

Неферхотеп I

Нехо I, II

Никара I

Нинечер

Нитокрис

Ниусерра

Нихеб

Нубнефер

Осоркон I, II, III

Пами

Пе-Хор

Пелха

Пентини

Перибсен

Петубастис I

Пианкалара

Пианхи

Пинеджем I

Пиопи I, II

Псамметих I

Псаммут

Псусеннес I, II

Птах

Птолемей I - XV

Рамсес II - VIII

Ранеб

Сабракамани

Сакхмакх

Санахт

Сахура

Себекхотеп I -VII

Сека

Секудиан

Семенра

Семенхкара

Семерхет

Сенебкай

Сенед

Сенеферка

Сетнахт

Сехемкара

Сехемхет

Сиамон

Сиаспика

Смендес

Снофру

Согдиан

Таа II Секененра

Такелот I, II, III

Талакамани

Тамфтис

Танутамон

Таусерт

Тахарка

Тахос

Тети

Тефнахт I

Тутанхамон

Тутмос

Уаджи

Уаджкара

Угаф

Унегбу

Унис

Усеркара

Усеркаф

Усермонту

Хаба

Хабабаш

Хасехемуи

Хат-Хор

Хафра

Хеджу-Хор

Хенджер

Хеопс

Херихор

Хети I, II, III

Хиан

Хоремхеб

Хуни

Шабака

Шабатака

Шепсескара

Шепсескаф

Шеракарер

Шешонк I -III

Якубхер

Яхмос I

Яхмос-Нефертари

Яхмос-Ситкамос

Мифические правители

Птах

Осирис

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Наша новая книга "Энергия фамилий"

В нашей книге "Энергия имени" вы можете прочитать:

Подбор имени по автоматической программе

Подбор имени по астрологии, задачам воплощения, нумерологии, знаку Зодиака, типам людей, психологии, энергии

Подбор имени по астрологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по задачам воплощения (цели жизни, предназначению)

Подбор имени по нумерологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по знаку Зодиака

Подбор имени по типам людей

Подбор имени по психологии

Подбор имени по энергии

Что нужно знать при подборе имени

Что делать, чтобы выбрать идеальное имя

Если имя нравится

Почему не нравится имя и что делать, если имя не нравится (три пути)

Два варианта подбора нового удачного имени

Корректирующее имя для ребенка

Корректирующее имя для взрослого человека

Адаптация к новому имени

Наша книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

С этой страницей смотрят:

В нашем эзотерическом Клубе вы можете прочитать:

Фараоны. Имена фараонов

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги: