Генеалогическое древо начиная с рюрика. Династия Рюриковичей

Рюриковичи были точно, а вот был ли Рюрик… Скорее всего был, но его личность до сих пор вызывает гораздо больше вопросов, чем ответов.

О призвании Рюрика восточными славянами повествует «Повесть временных лет». Было это согласно «Повести» в 862 году (хотя и летоисчесление на Руси в те годы было другое, и год на самом деле был не 862). Некоторые исследователи. и это видно в частности из приведенной ниже схемы, называют Рюрика родоначальником династии, но её основание рассматривается только с его сына Игоря. Вероятно, Рюрик при жизни не успел осознать себя основателем династии, потому как был занят другими делами. А вот потомки поразмыслив, решили назвать себя династией.

Сформировалось трёх основные гипотезы относительно происхождения .

  • Первая — норманнская теория — утверждает, что Рюрик с братьями и дружиной были из викингов. У скандинавских народов в то время, как доказано исследованиями, имя Рюрик действительно существовало (означало «прославленный и знатный муж»). Правда, вот с конкретной кандидатурой, сведения о которой имеются и в других исторических повестях или документах, проблемы. Однозначной отождествления нет ни с кем: так например, описан знатный датский викинг IX века Рёрик Ютландский, или некий Эйрик Эмундарсон из Швеции, который совершал набеги на прибалтийские земли.
  • Вторая, славянская версия, где Рюрик показан как представитель княжеского рода ободритов из западнославянских земель. Существуют сведения, что варягами тогда называли одно из славянских племён, проживавших на территории исторической Пруссии. Рюрик же — это вариант западнославянского «Ререк, Рарог» — имя не личное, а название ободритского княжеского рода, обозначающего «сокол», Сторонники этой версии считают, что герб Рюриковичей как раз представлял собой символизированное изображение сокола.
  • Третья теория полагает, что Рюрика реально вообще не существовало — основатель династии Рюриковичей выдвинулся в ходе борьбы за власть из местного славянского населения, а спустя лет двести его потомки, чтобы облагородить своё происхождение, заказали автору «Повести временных лет» пропагандистскую историю о варяге Рюрике.

Княжеская династия Рюриковичей с годами раздробилась на множество ветвей. Не много европейских династий могут сравнится с ней в разветленности и многочисленности потомства. Но такова была сама политика этой правящей группы, они не ставили задачу прочно сидеть в столице, наоборот — отправляли своих отпрысков во все уголки страны.

Разветвление Рюриковичей начинается в поколение князя Владимира (кто называет его как Святого, а кто — Кровавый), причем прежде всех отделяется линия князей Полоцких, потомков Изяслава Владимировича.

Очень кратко о некоторых из Рюриковичей

После смерти Рюрика власть перешла к Святому Олегу , который стал опекуном малолетнего сына Рюрика – Игоря. Вещий Олег объединил русские разрозненные княжества в одно государство. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря:

«Вот сын Рюрика — ваш князь».

Как известно, по легенде умер от укуса змеи.

Далее Игорь вырос и стал Великим князем Киевским. Он способствовал укреплению государственности среди восточных славян, распространением власти киевского князя на восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Но в итоге оказался алчным правителем, за что и был убит древлянами.

Ольга , жена Игоря, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и покорила себе их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями. На склоне лет своих приняла христианство и позже была причислена к лику святых.

Одна из самых известных княгинь на Руси.

Святослав . Известен как один из самых видных полководцев из рода Рюриковичей, по большей части не сидевший на месте, а находившийся в боевых походах. Его сына Ярополка считают виновным в гибели родного брата Олега , который попробовал претендовать на Киевский престол.

Но и Ярополк был убит, причем опять же братом — Владимиром.

Тот самый Владимир , что Русь крестил . Киевский великий князь Владимир Святославович поначалу был фанатичным язычником, ему также приписывают такие черты как мстительность и кровожадность. Брата он по крайней мере не пожалел и избавился от него, дабы занять княжеский престол в Киеве.

Его сын Ярослав Владимирович, которому история добавила прозвище “Мудрый”, был действительно мудрым и дипломатичным правителем Древнерусского государства. Время его правления – это не только междоусобные феодальные войны между ближайшими родственниками, но и попытки вывести Киевскую Русь на мировую политическую арену, попытки преодолеть феодальную раздробленность, постройки новых городов. Время правления Ярослава Мудрого это развитие славянской культуры, своеобразный золотой период Древнерусского государства.

Изяслав — I — старший сын Ярослава, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав . После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в Киев.

Всеволод — I мог быть полезным правителем и достойным представителем Рюриковичей, но не вышло. Этот князь был набожен, правдив, очень любил образование и знал пять языков, но набеги половцев, голод, мор и неурядицы в стране не благоприятствовали его княжеству. Он держался на престоле только благодаря его сыну Владимиру, прозванного Мономахом.

Святополк — II — сын Изяслава-I, наследовавший после Всеволода-I киевский престол, отличался бесхарактерностью и не способен был усмирить междоусобицы князей за владение городами. На съезде в Любиче переславском в 1097 году, князья целовали крест «каждому владеть отцовской землей», но вскоре князь Давид Игоревич ослепил князя Василька.

Снова собрались князья на съезд в вятиченее 1100 году, и лишили Давида Волыни; по предложению Владимира Мономаха решили на долобском съезде, в 1103 году, предпринять совместный поход на половцев, русские разбили половцев на реке сале (в 1111 году) и взяли множества полону: Скота, овец, коней и пр. Одних князей половецких убито до 20 человек. Слава об этой победе разошлась далеко между греками, венграми и прочими славянами.

Владимир Мономах . Известный широко представитель династии Рюриковичей. Несмотря на старшинство святославичей, после смерти Святополка -II, на киевский престол выбран был Владимир мономах, который, по словам летописи, «добро хотел братии и всей земле русской». Он выделялся своими большими способностями, редким умом, храбростью и неутомимостью. Он был счастлив в походах на половцев. Князей он смирял своей строгостью. Замечательно оставленное им «поучение детям», в котором он дает чисто христианское нравоучение и высокий пример служения князя своей родине.

Мстислав — I . Походя на отца своего Мономаха, сын Мономаха, Мстислав -I, умом и характером жил дружно со своими братьями, внушая уважение и страх непокорным князьям. Так, ослушавшихся его князей половецких, изгнал он в Грецию, а вместо их в городе Полоцке посадил править своего сына.

Ярополк , брат Мстислава, Ярополк, сын Мономаха, вздумал передать удел не брату своему Вячеславу, а племяннику. Благодаря возникшим отсюда раздорам, «мономаховичи» потеряли киевский престол, который перешел к потомкам Олега Святославовича — «Олеговичам».

Всеволод — II . Добившись великого княжения, Всеволод захотел закрепить киевский престол в своем роде и передал его брату своему Игорю Олеговичу. Но не признанный киевлянами и постриженный в монахи, Игорь был скоро убит.

Изяслав — II . Киевляне признали Изяслава -II Мстиславовича, который умом, блестящими дарованиями, храбростью и приветливостью живо напоминал своего знаменитого деда Мономаха. Со вступлением на великокняжеский престол Изяслава -II, нарушилось укоренившееся в древней Руси понятие о старшинстве: В одном роде племянник при жизни дяди не мог быть великим князем.

Юрий «Долгорукий» . Князь суздальский с 1125г., Великий князь киевский в 1149-1151, 1155-1157гг., основатель Москвы. Юрий был шестым сыном князя Владимира Мономаха. После смерти отца он унаследовал Ростово-Суздальское княжество и сразу же начал укреплять границы своего удела, возводя на них крепости. Так, например, при нем возникла крепость Ксянтин, как раньше называлась современная Тверь. По его приказу были заложены города: Дубна, Юрьев-Польский, Дмитров, Переславль-Залесский, Звенигород, Городец. С именем Юрия Долгорукого связано и первое летописное упоминание о Москве от 1147 года.
Жизнь этого князя необычна и интересна. Младший сын Владимира Мономаха не мог претендовать на большее, чем удельное княжество. В удел он получил Ростовское княжество, которое при Юрии стало процветающим. Здесь возникло множество поселений. Свое прозвище «Долгорукий» неутомимый сын Мономаха получил за его амбиции, за то, что постоянно вмешивался в чужие дела и за постоянное стремление к захвату чужих земель.
Владея Ростово-Суздальской землей, Юрий все время стремился расширить территорию своего княжества и часто совершал набеги на соседние земли, которыми владели его родственники. Больше всего он мечтал овладеть Киевом. В 1125 году Юрий перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль, откуда и совершал походы на юг, усилив свою дружину наемными половецкими отрядами. К Ростовскому княжеству он присоединил города Муром, Рязань, часть земель по берегам Волги.
Суздальский князь трижды занимал Киев, но ему ни разу не удавалось задержаться там надолго. Борьба за великое княжение с племянником Изяславом Мстиславичем была долгой. Трижды входил Юрий в Киев в качестве Великого князя, но только в третий раз он остался им до конца своих дней. Князя Юрия киевляне не любили. Это объяснялось тем, что Юрий не раз прибегал к помощи половцев и почти всегда являлся возмутителем спокойствия в периоды борьбы за престол. Юрий Долгорукий был для киевлян «пришлым», с Севера. По свидетельству летописца, после смерти Юрия в 1157 году киевляне разграбили его богатые хоромы и перебили пришедший с ним суздальский отряд.

Андрей Боголюбский . Приняв великокняжеский титул, Андрей Юрьевич переносит престол во Владимир на Клязьме, и с тех пор Киев начинает терять свое первенствующее положение. Суровый и строгий Андрей хотел быть самодержавным, т. е. править Русью без веча и дружин. Андрей Боголюбский беспощадно преследовал недовольных бояр, они составили заговор на жизнь Андрея и убили его.

Александр «Невский» . Великий князь новгородский (1236-1251). Александр Ярославич Невский последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-западных границ Руси и примирения с татарами.
Еще будучи князем Новгородским (1236-1251 годы), он показал себя опытным полководцем и мудрым правителем. Благодаря победам, одержанным в «Невской битве» (1240 год), в «Ледовом побоище » (1242 год), а также многочисленным вылазкам против литовцев, Александр на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими землями.
Противоположную политику Александр вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар.

Юрий — III. Женившись на сестре хана Кончака, в православии Агафье, Юрий приобрел большую силу и помощь в лице сроднившихся с ним татар. Но вскоре, благодаря притязаниям князя Дмитрия, сына замученного ханом Михаила, он должен был явиться для отчета в орду. Здесь, при первой встрече с Дмитрием, Юрий был убит им, в отмщение за смерть своего отца и за нарушение нравственности (женитьба на татарке).

Дмитрий — II . Дмитрий Михайлович, прозванный «грозные очи», за убийство Юрия -III, был казнен ханом за самоуправство.

Александр Тверской . Родной брат казненного в орде Дмитрия -II Александр Михайлович был утвержден ханом на великокняжеском престоле. Он отличался добротою и был любим народом, но погубил себя тем, что позволил тверичам убить ненавистного ханского посла Щелкана. Хан послал 50000 татарского войска против Александра. Александр от ханского гнева бежал во Псков, а оттуда в Литву. Через десять лет Александр тверской вернулся и был прощен ханом. Не поладив, однако, с князем московским Иоанном Калитой, Александр
был им оклеветан перед ханом, хан вызвал его в орду и казнил.

Иоан I Калита . Иоанн -I Данилович князь осторожный и хитрый, прозванный за свою бережливость Калитою (кошель для денег), опустошил тверское княжество при помощи татар, воспользовавшись случаем насилия возмутившихся тверичан над татарами. Он принял на себя сбор дани со всей Руси для татар и сильно благодаря этому обогатившись, скупал города у удельных князей. В 1326 году митрополия из Владимира, благодаря стараниям Калиты, была перенесена в Москву, и здесь же, по мысли митрополита Петра, заложен Успенский собор. С этих пор Москва как место пребывания митрополита всея Руси, приобретает значение российского центра.

Иоанн -II Иоаннович, князь кроткий и миролюбивый, во всем следовал советам митрополита Алексея, который пользовался большим значением в Орде. За это время значительно улучшились отношения Москвы с татарами.

Василий — I . Деля еще с отцом правления, Василий -I вступил на престол опытным князем и по примеру своих предшественников, деятельно расширяет пределы московского княжества: Приобрел нижний Новгород и другие города. В 1395 году Руси угрожала было опасность вторжения Тимура, грозного татарского хана. Между
тем Василий дани татарам не платил, а собирал ее в великокняжескую казну. В 1408 году татарский мурза Едигей напал на Москву, но получив откуп в 3000 рублей, снял с нее осаду. В том же году после долгих споров между Василием -I и князем литовским Витовтом, обоими осторожными и хитрыми, река Угра была назначена крайней границей литовских владений со стороны Руси.

Василий — II Темный . Малолетством Василия -II воспользовался Юрий Дмитриевич Галицкий, заявивший свои притязания на старшинство. Но на суде в орде хан склонился в пользу Василия, благодаря стараниям умного московского боярина Ивана Всеволожского. Боярин надеялся выдать за Василия свою дочь, но обманулся в своих надеждах: Обиженный уехал он из Москвы к Юрию Дмитриевичу и оказал ему содействие в овладении великокняжеским престолом, на котором Юрий умер в 1434 году, когда же сын Юрия Василий косой вздумал наследовать отцовскую власть, то против его восстали все князья.

Василий -II взял его в плен и ослепил: Тогда Дмитрий Шемяка, брат Василия Косого, хитростью захватил Василия -II, ослепил его и занял московский престол. Скоро однако Шемяка должен был отдать престол Василию -II. Во время правления Василия- II, митрополит из греков Исидор принял флорентийскую унию (1439), за это Василий -II посадил Исидора под стражу, а митрополитом был поставлен рязанский епископ Иоанн. Таким образом, отныне русские митрополиты поставляются собором русских епископов. За последние годы великокняжения, внутреннее устройство великокняжества составляло предмет главных забот Василия -II.

Иоанн — III . Принятый еще отцом своим в соправители, Иоанн -III Васильевич вступил на великокняжеский престол полным владельцем Руси. Он сперва сурово наказал новгородцев, затеявших перейти в подданство Литвы, а в 1478 году «за новую проступку» он окончательно покорил их. Новгородцы лишились при этом вече и
самоуправления, а новгородская посадница Мария и вечевой колокол были отправлены в стан Иоанна.

В 1485 году, после окончательного покорения других, более или менее зависимых от московского княжества уделов, Иоанн наконец присоединил к Москве и тверское княжество. К этому времени татары разделились на три независимые орды: Золотую, Казанскую и Крымскую. Они враждовали друг с другом и уже не были страшны русским. В официальной истории считается, что именно Иоанн -III в 1480 году, вступив в союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, разорвал ханскую басму, приказал послов ханских отвести на казнь, а потом без кровопролития свергнул с себя татарское иго.

Василий — III . Сын Иоанна -III от брака с Софьей Палеолог Василий -III отличался гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных князей и бояр, дерзавших ему прекословить. Он «последний собиратель русской земли».
Присоединив последние уделы (Псков, северное княжество), он совершенно уничтожил удельную систему. Он дважды воевал с Литвой, по научению поступившего к нему на службу литовского вельможи Михаила Глинского, и, наконец, в 1514 году, отобрал у литовцев Смоленск. Война с Казанью и Крымом были трудные для Василия, но окончились наказанием Казани: Торговля была отвлечена оттуда на макарьевскую ярмарку, перенесенную впоследствии в Нижний. Василий развелся со своей супругой Соломонией и женился на княжне Елене Глинской, чем больше возбудил против себя недовольных им бояр. От этого брака у Василия родился сын Иоанн.

Елена Глинская . Назначенная Василием -III правительницей государства, мать трехлетнего Иоанна Елена Глинская сразу приняла крутые меры против недовольных ею бояр. Она заключила мир с Литвою и решила воевать с крымскими татарами, дерзко нападавшими на русские владения, но среди приготовления к отчаянной борьбе скоропостижно скончалась.

Иоанн — IV Грозный . Оставленный в 8 лет на руках бояр, умный и талантливый Иоанн Васильевич вырос среди борьбы партий из-за правления государством, среди насилий, тайных убийств и беспрестанных ссылок. Сам нередко терпя притеснения от бояр, он научился их ненавидеть, а окружавшая его жестокость, буйство и
грубость содействовали очерствлению его сердца.

В 1552 году Иоанном покорена Казань, господствовавшая над всем Поволжьем, а в 1556 году присоединено к московскому государству и царство астраханское. Желание утвердиться на берегах балтийского моря заставило Иоанна начать ливонскую войну, которая привела его к столкновению с Польшей и Швецией. Война началась довольно удачно, но закончилась самым невыгодным для Иоанна перемирием с Польшей и Швецией: Иоанн не только не утвердился на берегах Балтики, но и потерял прибрежье финского залива. Началась печальная эпоха «розысков», опалы и казней. Иоанн покинул Москву, выехал со своими приближенными в Александровскую слободу и здесь окружил себя опричниками, которых Иоанн противопоставил остальной земле, земщине.

Легенды, связанные с его именем и именами его последователей, датируются девятым веком и длятся долгие семь веков. В нашей сегодняшней статье будет рассмотрена династия Рюриковичей - ее генеалогическое древо с фото и годами правления.

Откуда произошел старинный род

Существование самого полководца и его супруги Ефанды до сих пор ставится под сомнение большинством ученых. Но некоторые исследователи происхождения Руси утверждают, что будущий воевода родился между 806 и 808 годом в городе Рарога. Его имя, согласно нескольким версиям, имеет славянские корни и означает «сокол».

Когда Рюрик был еще младенцем, владения его отца Годолюба подверглись нападению датчан, во главе которых стоял Готфрид. Будущий основатель царской фамилии оказался наполовину сиротой и все детство провел на чужбине с матерью. В 20 лет он прибыл ко двору франкского короля и получил у него земли своего отца в качестве вассала.

Потом его лишили всех земельных наделов и отправили воевать в дружине, помогавшей франкскому королю захватывать новые земли.

Согласно легенде династическую схему полного генеалогического древа рода Рюриковичей с датами и годами правления во сне увидел еще его дедушка - новгородский князь Гостомысл. Теория об иностранном происхождении всей царской семьи была опровергнута еще Михаилом Ломоносовым. По крови будущий новгородский властитель принадлежал к славянам и был приглашен в родные земли в достаточно почтенном возрасте - ему было 52 года.

Второе колено правителей

После смерти Рюрика в 879 году к власти пришел его сын Игорь. Ситуацию осложняло то, что он был еще мал, чтобы стать правителем Руси. Его опекуном был назначен Олег - дядя Игоря. Он смог наладить отношения с Византийской империей и назвал Киев - «матерью городов русских». После смерти Олега у киевской власти стал Игорь. Ему тоже удалось сделать многое на благо Русских земель.

Но за время его княжения случались и неудачные военные походы. Самый известный из них - атака Константинополя с моря. Столкнувшись первым из правителей Руси со знаменитым «греческим огнем», Игорь осознал, что недооценил противника, и вынужден был повернуть корабли обратно.

Погиб князь неожиданно - всю жизнь боровшийся с вражескими войсками, он умер от рук своего же народа - древлян. Супруга Игоря княгиня Ольга жестоко отомстила за мужа и сожгла город, превратив его в пепелище.

Осадив древлян, княгиня приказала им прислать ей по три голубя и три воробья от каждого дома. Когда ее пожелание было исполнено, она повелела своим дружинникам привязать к лапкам трут и подпалить его, как только наступят сумерки. Воины выполнили приказ княгини и отправили птиц обратно. Так город Искоростень был полностью сожжен.

У Игоря осталось два сына - Глеб и Святослав. Поскольку наследники княжеского трона были еще маленькими, руководить Русскими землями начала Ольга. Когда Святослав - старший ребенок Игоря - вырос и занял престол, княгиня Ольга все равно продолжала править на Руси, так как потомок большую часть жизни ходил в военные походы. В одном из них его убили. Святослав вписал свое имя в историю как великий завоеватель.

Схема родословного хронологического древа семьи Рюриковичей: Олег, Владимир и Ярополк

В Киеве после смерти Святослава на трон взошел Ярополк. Он начал открыто враждовать со своим братом Олегом. Наконец Ярополку удалось убить собственного брата в сражении и возглавить Киев. Во время битвы с братом Олег упал в канаву и его затоптали лошади. Но у власти братоубийца пробыл недолго и был свергнут с киевского трона Владимиром.

История родословной этого князя чрезвычайно интересна: будучи незаконнорожденным, он по языческим законам все же мог возглавить Русь.

Узнав о том, что один брат убил другого, будущий киевский правитель собрал свое войско с помощью своего дяди и учителя Добрыни. Покорив Полоцк, решил жениться на Рогнеде - невесте Ярополка. Девушка не захотела связывать себя узами брака с «безродным», чем сильно оскорбила крестителя Руси. Он взял ее в жены силой, а затем убил на глазах будущей невесты всю ее семью.

Далее он направил войско на Киев, однако решил не воевать напрямую, а пойти на хитрость. Заманив брата на якобы мирные переговоры, Владимир устроил ему ловушку и при помощи своих дружинников заколол его мечами. Так вся власть над Русью сосредоточилась в руках кровавого князя. Несмотря на столь жестокое прошлое, киевский правитель смог крестить Русь и распространить христианство по всем подвластным ему языческим землям.

Рюриковичи: древо царской династии с датами и фамилиями - Ярослав Мудрый


После ухода из жизни крестителя Руси в большой семье снова начались споры и междоусобицы. На этот раз возглавить киевский трон захотели сразу 4 брата. Убив своих родных, руководить в столице начал Святополк Окаянный - сын Владимира и его греческой наложницы. Но стоять у руля власти Окаянному удалось недолго - его сместил Ярослав Мудрый. Победив в битве на реке Альта, Ярослав взошел на княжеский престол, а Святополка объявил предателем семейного рода.

Ярослав Мудрый решил кардинально изменить стиль правления. Он породнился с европейской монаршей семьей, женившись на шведской принцессе Ингигерде. Его дети были связаны узами брака с греческими и польскими наследницами престола, дочери стали королевами Франции и Швеции. Перед своей смертью в 1054, Ярослав Мудрый честно поделил земли между наследниками и завещал им не вести междоусобных войн.

Самыми главными фигурами на политической арене того времени было три его сына:

  • Изяслав (правитель Киевский и Новгородский).
  • Всеволод (князь Ростовский и Переяславский).
  • Святослав (властвовал в Чернигове и Муроме).


В результате их объединения сформировался триумвират, и три брата начали княжить в своих землях. Для повышения авторитета они заключали множество монарших браков и поощряли семьи, созданные со знатными иностранцами и иностранками.
Династия Рюриковичей - полное генеалогическое древо с годами правления и с фото: самые крупные ответвления

Говорить о каком-то прежнем единстве рода нельзя: ветви княжеской семьи размножились и переплелись, в том числе, и с иностранными благородными семьями. Самыми крупными из них были:

  • Изяславичи
  • Ростиславичи
  • Святославичи
  • Мономаховичи

Остановимся на каждом из ответвлений подробнее.

Изяславичи

Основоположником рода стал Изяслав - потомок Владимира и Рогнеды. Согласно легенде, Рогнеда все время мечтала отомстить князю за то, что тот силой заставил ее на себе жениться и пошел на убийство членов ее семьи. Однажды ночью она пробралась в спальню, чтобы нанести мужу смертельный удар в сердце. Но супруг чутко спал и сумел отразить удар. В гневе правитель хотел расправиться с неверной супругой, но Изяслав прибежал на крики и вступился за мать. Отец не решился убить Рогнеду при сыне и это спасло ей жизнь.

Вместо этого креститель славян отправил жену с ребенком в Полоцк. Так и началась линия рода Рюриковичей в Полоцке.

Ростиславичи

После смерти отца Ростислав не мог претендовать на трон и был изгнанником. Но воинственный дух и небольшое войско помогли ему возглавить Тьмутаракань. У Ростислава было три сына: Володарь, Василько и Рюрик. Каждый из них добился немалых успехов на военном поприще.

Изяслав Ярославич возглавил Туров. За эту землю долгие годы велась ожесточенная борьба, по итогам которой князь со своими потомками был изгнан из родных земель Владимиром Мономахом. Восстановить справедливость смог лишь Юрий - дальний потомок правителя.

Святославичи

Сыновья Святослава долго боролись за трон с Изяславом и Всеволодом. Молодые и неопытные воины были разбиты своими дядями и потеряли власть.

Мономаховичи

Род образовался от наследника Мономаха - Всеволода. Вся княжеская власть была сосредоточена в его руках. Объединить все земли, в том числе Полоцк и Туров, удалось на несколько лет. «Хрупкий» мир разрушился после смерти правителя.

Стоит отметить, что Юрий Долгорукий тоже произошел из линии Мономаховичей и стал впоследствии «собирателем земель русских».

Многочисленное потомство представителей царского рода

Известно ли вам, что у некоторых членов знаменитой семьи были потомки с 14 детьми? К примеру, по оценкам историков, у Владимира Мономаха было 12 детей от двух жен - и это только известных! Но всех превзошел его сын - Юрий Долгорукий. Знаменитый основатель Белокаменной родил 14 продолжателей рода. Безусловно, это порождало множество проблем: каждый ребенок хотел княжить, считал себя истинно правым и самым главным наследником знаменитого отца.

Семейное генеалогическое древо Рюриковичей с годами и датами правления: кто еще относится к великой династии

Среди множества выдающихся деятелей важно отметить Ивана Калиту, Иоанна Грозного, Александра Невского и Дмитрия Донского. Кровавая история семьи дала будущим поколениям великих правителей, полководцев и политиков.

Самым известным жестоким царем своего времени был Иван IV Грозный. О его кровавой славе и невероятных бесчинствах преданных ему опричников ходило немало историй. Но Иван IV смог сделать и много хорошего для своей страны. Он существенно расширил территорию Руси, присоединив Сибирь, Астрахань и Казань.

Его преемником должен был стать Федор Блаженный, но он был слаб психологически и физически, и царь просто не мог доверить ему власть над государством.

В период правления сына Иоанна Васильевича «серым кардиналом» был Борис Годунов. Он же занял престол после смерти наследника.

Рюриковичи подарили миру и великих воинов - Александра Невского и Дмитрия Донского. Первый получил свое прозвище благодаря победе на Неве в знаменитом Ледовом побоище.

А Дмитрий Донской смог освободить Русь от монгольского нашествия.

Кто стал последним в родовом древе правления Рюриковичей

Согласно историческим данным, последним в знаменитой династии был Федор Иоаннович. «Блаженный» правил страной чисто номинально и в 1589 году ушел из жизни. Так оборвалась история знаменитой фамилии. Началась эпоха Романовичей.

Федор Иоаннович не смог оставить потомство (его единственная дочь умерла в 9 месяцев). Но некоторые факты указывают на взаимосвязь двух семейств.

Первый русский царь из рода Романовичей происходил от Филарета - на тот момент Патриарха всея Руси. Предстоятель церкви был двоюродным племянником Федора Блаженного. Так, можно утверждать, что ветвь Рюриковичей не оборвалась, а была продолжена новыми правителями.

Изучать историю княжеских и царских династий - сложная задача, которой посвящено множество научных исследований. Междоусобные войны и многочисленные потомки представителей старинной фамилии до сих пор остаются актуальной темой для работ специалистов.

За время становления Руси как основы государственности будущей России произошла масса масштабных событий: победа над татарскими и шведскими завоевателями, крещение, объединение княжеских земель и установление контактов с иностранцами. Попытка объединить историю славного рода и рассказать о ее вехах была предпринята в этой статье.

Рюриковичи - княжеская и царская династия, правившая в Древней Руси, а затем в Русском царстве с 862 по 1598 год. Кроме того, в 1606-1610 годах русским царём был Василий Шуйский, также потомок Рюрика.

К Рюрику восходят корнями многочисленные дворянские роды, такие как Шуйские, Одоевские, Волконские, Горчаковы, Барятинские, Оболенские, Репнины, Долгоруковы, Щербатовы, Вяземский, Кропоткины, Дашковы, Дмитриевы, Мусоргские, Шаховские, Еропкины, Львовы, Прозоровские, Ухтомские, Пожарские, Гагарины, Ромодановские, Хилковы. Представители этих родов играли заметную роль в общественной, культурной и политической жизни Российской империи, а затем русского зарубежья.

Первые Рюриковичи. Период централизованного государства

Киевский летописец начала XII века выводит династию Рюриковичей «из-за моря». По летописному преданию, народы севера Восточной Европы - чудь, весь, словене и кривичи, - решили искать князя у варягов, которые звались русью. На призыв откликнулись три брата - Рюрик, Синеус и Трувор. Первый сел княжить в Новгороде, центре словен, второй - на Белоозере, третий - в Изборске. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир, спустившись по Днепру, начали княжить в Киеве, в земле полян, избавив последних от необходимости платить дань кочевникам-хазарам. Многие учёные отождествляют Рюрика со скандинавским конунгом Рориком Ютландским, первым эту гипотезу выдвинул Ф. Крузе в 1836 году.

Прямыми предками последующих Рюриковичей были сын Рюрика Игорь (правил в 912-945 годах) и сын Игоря и Ольги (945-960) Святослав (945-972). В 970 году Святослав произвёл раздел подвластных ему территорий между своими сыновьями: Ярополк был посажен в Киеве, Олег - в земле древлян, а Владимир - в Новгороде. В 978 или 980 году Владимир отстранил от власти Ярополка. В Новгороде (словене) он посадил своего старшего сына - Вышеслава (впоследствии Ярослава), в Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, а в Ростове (земли меря, колонизуемые славянами) - Ярослава (позднее Бориса), во Владимире-Волынском (волыняне) - Всеволода, в Полоцке (полоцкие кривичи) - Изяслава, в Смоленске (смоленские кривичи) - Станислава, а в Муроме (первоначально земли народа мурома) - Глеба. Ещё один сын Владимира, Мстислав, стал править Тмутороканским княжеством - анклавом Руси в Восточном Приазовье с центром на Таманском полуострове.

После смерти Владимира в 1015 году его сыновья развернули междоусобную борьбу за власть. Владимир хотел видеть преемником сына Бориса, но власть в Киеве оказалась в руках Святополка. Тот организовал убийство трёх своих братьев - Бориса и Глеба, которые впоследствии стали первыми русскими святыми, а также Святослава. В 1016 году против Святополка выступил княживший в Новгороде Ярослав. В битве под Любечем он одержал победу над младшим братом, и Святополк бежал в Польшу к своему тестю Болеславу Храброму. В 1018 году Болеслав и Святополк выступили в поход на Русь, был взят в Киев. Вернув киевский престол зятю, польский князь вернулся обратно. Ярослав же, наняв варяжскую дружину, снова двинулся на Киев. Святополк бежал. В 1019 году Святополк пришёл к Киеву с печенежским войском, однако был разбит Ярославом в сражении на реке Альте.

В 1021 году войну с Ярославом вёл его племянник, полоцкий князь Брячислав, а в 1024 году - брат, тмутороканский князь Мстислав. Силы Мстислава одержали победу под Лиственом близ Чернигова, но на Киев князь претендовать не стал - братья заключили договор, по которому к Мстиславу отошло всё левобережье Днепра с центром в Чернигове. До 1036 года на Руси было двоевластие Ярослава и Мстислава Владимировичей, но потом второй умер, не оставив сыновей, и Ярослав сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Чтобы предупредить повторение междоусобиц, он составил завещание, по которому Киев и Новгород оставались в руках одного человека - старшего сына Изяслава. На юге Руси власть с Изяславом должны были делить его братья Святослав (Чернигов) и Всеволод (Переяславль). После смерти Ярослава в 1054 году этот «триумвират» делил верховную власть в государстве на протяжении 14 лет, после чего Русь вновь столкнулась с усобицами. Киевский стол захватывали полоцкий князь Всеслав Брячиславич (в 1068-1069 годах), а затем Святослав Ярославич (в 1073-1076 годах). После 1078 года, когда киевским князем стал Всеволод Ярославич, положение на Руси стабилизировалось. В 1093 году, после его смерти, междоусобная борьба вспыхнула с новой силой: за власть соперничали внуки и правнуки Ярослава. Особенно ожесточённая борьба происходила на Юго-Западе Руси, в неё, помимо русских князей, включились иноземцы - венгры и половцы. На рубеже XI и XII веков потомки Ярослава сумели договориться о распределении волостей: на съезде князей в Любече (1097) было принято решение, что потомки трёх старших сыновей Ярослава Владимировича должны владеть землями, полученными от отцов - «отчинами».

Период укрепления верховной власти на Руси наступил после вокняжения в Киеве в 1113 году сына Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина IX Мономаха - Владимира Всеволодовича, который также получил прозвище «Мономах». Он княжил в Киеве до 1125 года. Ему наследовал старший сын, Мстислав Владимирович, после смерти которого процесс обособления княжеств приобрёл необратимый характер. На территории Руси появилось несколько государственных образований. Из них только в Киевской земле не появилась собственная династия или её подобие, и, как следствие, вплоть до нашествия Батыя Киев был объектом постоянной борьбы между разными князьями.

Рюриковичи в период раздробленности

Все земли обрели политическую самостоятельность в разное время. Черниговская земля получила таковую фактически ещё до 1132 года. По решению Любечского съезда здесь закрепились Давыд и Олег Святославичи, сыновья киевского князя Святослава Ярославича, а затем их потомки - Давыдовичи и Ольговичи. В 1127 году из Черниговского княжества выделилась Муромо-Рязанская земля, доставшаяся брату Олега и Давыда Ярославу и позднее разделившаяся на Муромскую и Рязанскую. Перемышльское и Требовльское княжества в 1141 году объединились под властью Владимирко Володарьевича, правнука старшего сына Ярослава Мудрого Владимира. Владимирко сделал своей столицей Галич - так началась история отдельной Галицкой земли. Полоцкая земля в 1132 году вновь перешла в руки потомков Изяслава Владимировича. В Смоленской и Волынской землях правили представители старшей ветви потомков Владимира Мономаха (от первой жены). Его внук Ростислав Мстиславич стал первым самостоятельным князем в Смоленске и родоначальником самостоятельной смоленской династии. В Волынской земле местную династию основал Изяслав Мстиславич, родной брат предыдущего, а в Суздальской (Ростовской) земле - сын Мономаха от второго брака Юрий Долгорукий. Все они - и Ростислав, и Мстислав, и Юрий, - сначала получили свои земли лишь в держание, но спустя некоторое время закрепили их за собой и своими ближайшими родственниками.

Ещё одной территорией, где утвердилась власть Мономашичей, была Переяславская земля. Впрочем, полноценной династии там не сформировалось - за обладание землёй спорили обе ветви потомков Мономаха.

Турово-Пинская земля долгое время переходила из рук в руки, и лишь к концу 1150-х годов там закрепился княжеский род, основанный Юрием Ярославичем - внуком Святополка Изяславича. В 1136 году окончательно обособилась от Киева и Новгородская земля - после изгнания князя Всеволода Мстиславича здесь начался период Новгородской республики.

В условиях разделения государства наиболее сильные князья пытались расширить свои владения и политическое влияние. Основная борьба разворачивалась за Киев, Новгород, а с 1199 года и галицкий стол. Галицкая земля после смерти Владимира Ярославича была захвачена волынским князем Романом Мстиславичем, объединившим Галицкую и Волынскую земли в единую державу. Окончательно навести порядок на этих территориях сумел лишь его сын Даниил, который правил Галицко-Волынским княжеством с 1238 по 1264 год.

Мономашичи - потомки Юрия Долгорукого

У суздальского князя Юрия Долгорукого было несколько сыновей. Стремясь уберечь Суздальскую землю от внутреннего дробления, он выделял им земли не в её пределах, а на Юге. В 1157 году Юрий умер, и в Суздальской земле ему наследовал Андрей Боголюбский (1157-1174). В 1162 году он выслал за пределы Суздальщины нескольких братьев и племянников. После его гибели от рук заговорщиков двое из изгнанных им племянников - Мстислав и Ярополк Ростиславичи - были приглашены ростовцами и суздальцами на престол. Тем временем, «младшие» города Суздальской земли подержали претензии на власть братьев Андрея - Михалки и Всеволода. В 1176 году, после смерти брата, Всеволод стал единолично княжить во Владимире, а ещё спустя год - разгромил под Юрьевым ростовскую дружину Мстислава Ростиславича. Всеволод Юрьевич правил до 1212 года, он получил прозвище Большое Гнездо. Он начал титуловать себя «великим князем».

После смерти Всеволода Большое Гнездо владимирскими великими князьями несколько десятилетий один за другим становились его сыновья, а затем сыновья его сына, Ярослава Всеволодовича. В 1252 году ярлык на великое княжение Владимирское получил Александр Невский. При нём авторитет власти великого князя укрепился, в поле её влияния окончательно вошли Новгород и Смоленск. После смерти Александра, при его сыновьях Дмитрие Переяславском (1277-1294) и Андрее Городецком (1294-1304), политический вес Владимира, напротив, ослабился. «Лествичная система» наследования владимирского престола предполагала, что великое княжение будет принадлежать самому старшему потомку Всеволода Большое Гнездо, и с начала XIV века великие князья Владимирские предпочитали жить в центрах своих уделов, лишь иногда посещая Владимир.

Московская династия

Самостоятельное Московское княжество возникло при Александре Невском. Первым князем стал Даниил Московский. К концу жизни он присоединил к своему уделу ряд территорий, молодое княжество стало быстро набирать силу. Целью старшего сына Даниила, Юрия (1303-1325), было великое княжение Владимирское: в 1318 году, одержав верх над тверским князем Михаилом Ярославичем, Юрий получил ярлык, но в 1322 году хан Узбек передал его тверскому князю Дмитрию. Отправившись в Орду отстаивать свои права, Юрий был убит Дмитрием Тверским. Бездетному Юрию наследовал младший брат Иван Данилович, более известный по прозвищу Калита. Его целью было возвышение Москвы. В 1327 году он принял участие в карательном походе татар на Тверь, жители которой перебили большой татарский отряд, и вскоре получил ханский ярлык на великое княжение Владимирское. Как Калита, так и его сыновья Семён Гордый (1340-1353) и Иван Красный (1353-1359) всячески стремились сохранить мир в отношениях с Ордой. Ивану Красному наследовал малолетний сын Дмитрий. При нём великое княжение Владимирское стало «вотчиной» московских князей. В 1367 году московская правящая верхушка взяла под стражу приехавшего на переговоры тверского князя Михаила. Тот чудом выбрался из плена и пожаловался своему зятю, литовскому князю Ольгерду. Литовцы трижды шли походом на Москву. В 1375 году Дмитрий Иванович с большим войском выступил на Тверь. Город выдержал осаду, но Михаил Тверской решил не рисковать и признал себя вассалом Дмитрия Московского. В середине 1370-х годов Дмитрий начал готовиться к войне с Ордой. Его поддержали многие князья. В 1380 году русские войска одержали решающую победу над силами ордынского полководца Мамая в Куликовской битве, однако быстро объединиться перед лицом новой опасности князьям не удалось. Летом 1382 году Москву захватили войска хана Тохтамыша, и Дмитрию пришлось возобновить уплату дани. После Дмитрия Донского княжил его сын Василий I (1389-1425). При нём Москве удалось дважды избежать разграбления: в 1395 году от похода на Москву неожиданно отказался Тимур, уже занявший город Елец, а в 1408 году москвичам удалось откупиться от ставленника Тимура Едигея, чьи войска уже стояли под стенами города.

В 1425 году умер Василий I, и в Московском княжестве началась долгая династическая смута (1425-1453). Часть потомков Дмитрия Донского и знати поддерживали малолетнего Василия II, часть - его дядю, князя Юрия Звенигородского. Слабый правитель и полководец, летом 1445 года Василий II попал в плен к татарам и был выпущен в обмен на огромный выкуп. Возмущениями по поводу размера выкупа воспользовался сын Юрия Звенигородского Дмитрий Шемяка, правивший в Угличе: он захватил Москву, взял Василия II в плен и приказал его ослепить. В феврале 1447 года Василий вернул себе московский трон и постепенно отомстил всем противникам. Дмитрий Шемяка, бежавший в Новгород, был отравлен в 1453 году присланными из Москвы людьми.

В 1462 году умер Василий Тёмный, и на престол вступил его сын Иван (1462-1505). За 43 года правления Ивану III удалось впервые после сотен лет раздробленности создать единое Русское государство. Уже в 1470-е годы Иван Васильевич распорядился, чтобы в дипломатической переписке его именовали «государем всея Руси». В 1480 году со стоянием на Угре» завершилось более чем двухвековое ордынское иго. Иван III задался целью собрать под своим скипетром все русские земли: один за другим по властью Москвы оказались Пермь (1472), Ярославль (1473), Ростов (1474), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятка (1489), Псков (1510), Рязань (1521). Была ликвидирована большая часть уделов. Наследником Ивана III в конечном счёте стал его сын, родившийся в браке с Софьей Палеолог, Василий III. Благодаря матери он одержал победу в долгой династической борьбе с внуком Ивана III от старшего сына, рождённого его первой женой. Василий III правил до 1533 года, после чего престол занял его наследник Иван IV Грозный. До 1538 года страной фактически правила регентша, его мать Елена Глинская. Наследником Ивана Васильевича был его старший сын Иван, но в 1581 году он умер от удара посохом, который нанёс ему отец. В результате отцу наследовал второй сын, Фёдор. Он был неспособен к государственной власти, и фактически страной правил брат его жены, боярин Борис Годунов. После смерти бездетного Фёдора в 1598 году Земский собор избрал Бориса Годунова царём. Династия Рюриковичей на русском престоле пресеклась. В 1606-1610 годах, правда, в России царствовал Василий Шуйский из рода потомков суздальских князей, тоже Рюрикович.

Тверская ветвь

Тверское княжество стало набирать силу во второй половине XIII века, выделившись в самостоятельный удел младшего брата Александра Невского Ярослава Ярославича. После него в Твери поочерёдно княжили Святослав Ярославич (до 1282 года) и Михаил Ярославич (1282-1318). Последний получил ярлык на великое княжение Владимирское, и Тверь стала главным центром Северо-Восточной Руси. К потере лидерства в пользу Москвы тверских князей привели серьёзные политические ошибки: как Михаил Тверской, так и его сыновья Дмитрий Михайлович Грозный Очи (1322-1326) и Александр Михайлович (1326-1327, 1337-1339) были казнены по приказу ордынских ханов. Судьба двух старших братьев заставила Константина Михайловича (1328-1346) соблюдать предельную осторожность в политических шагах. После его смерти в Твери вокняжился ещё один сын Михаила Тверского, Василий Михайлович (1349-1368). В результате долгих усобиц он в конце концов потерял трон, и Тверь перешла под власть удельного князя Михаила Александровича Микулинского. В 1375 году он заключил мир с Дмитрием Московским, после чего долгое время Москва и Тверь не конфликтовали. В частности, тверской князь соблюл нейтралитет во время войны Дмитрия Московского с Мамаем в 1380 году. После Михаила Александровича в Твери правил Иван Михайлович (1399-1425), он продолжал политику отца. Расцвет Тверского княжества наступил при преемнике и внуке Ивана Михайловича Борисе Александровиче (1425-1461), однако продолжение политики «вооружённого нейтралитета» не помогло тверским князьям предотвратить покорения Твери Москвой.

Суздальско-Нижегородская и Рязанская ветви

Заметные позиции в Северо-Восточной Руси занимало Суздальско-Нижегородское княжество. Недолговременное возвышение Суздаля пришлось на годы правления Александра Васильевича (1328-1331), получившего от хана Узбека ярлык на великое княжение. В 1341 году хан Джанибек передал Нижний Новгород и Городец из владения Москвы обратно суздальским князьям. В 1350 году князь Константин Васильевич Суздальский (1331-1355) перенёс столицу княжества из Суздаля в Нижний Новгород. Суздальско-нижегородским князьям не удалось добиться расцвета своего государства: неопределённая внешняя политика Дмитрия Константиновича (1365-1383) и начавшиеся после его смерти усобицы подорвали ресурсы и авторитет княжества и постепенно превратили его во владение московских князей.

В Рязанском княжестве, выделившемся в середине XII века, правили потомки Ярослава Святославича, младшего сына Святослава Ярославича Черниговского, одного из трёх Ярославичей. Во второй половине здесь правил князь Олег Иванович Рязанский. Он пытался вести гибкую политику, сохраняя нейтралитет в противостоянии татар с Москвой. В 1402 году Олег Рязанский умер, династические связи Рязани и Москвы стали усиливаться. Князь Василий Иванович (1456-1483) женился на дочери Ивана III Московского Анне. В 1521 году Василий III включил земли Рязанского княжества в состав своих владений.

Полоцкая, Черниговская, Галицкая династии

Полоцкие князья происходили не от Ярослава Мудрого, как все остальные русские князья, а от другого сына Владимира Святого, Изяслава, поэтому Полоцкое княжество всегда держалось особняком. Изяславичи были старшей ветвью Рюриковичей. С начала XIV столетия в Полоцке княжили правители литовского происхождения.

В Чернигово-Брянском и Смоленском княжествах Москва соперничала с Литвой. Около 1339 года Смоленск признал над собой сюзеренитет Литвы. С брянскими князьями, вассалами Смоленска, зимой 1341-1342 годов Москва установила родственные отношения: дочь князя Дмитрия Брянского была выдана за сына Ивана Калиты. К началу XV века и Смоленск, и Брянск были окончательно захвачены литовцами.

В начале XIV века внук Даниила Галицкого Юрий Львович (1301-1308), подчинив себе всю территорию Галицко-Волынской Руси, по примеру деда принял титул «короля Руси». Галицко-Волынское княжество обрело серьёзный военный потенциал и определённую внешнеполитическую независимость. После смерти Юрия княжество было разделено между его сыновьями Львом (Галич) и Андреем (Владимир Волынский). Оба князя умерли в 1323 году при неясных обстоятельствах и не оставили наследников. С уходом из жизни Юрьевичей пресеклась линия Рюриковичей в Галицко-Волынской Руси, правившая более ста лет.

Последнее обновление:
15.Августа.2018, 18:05


[ОБЗОРЫ]

применяемая в истор. л-ре название потомков великого кн. Игоря, который, по летописной легенде, считался сыном Рюрика (пил. Рюрик, Синеус и Трувор). Р. стояли во главе древнерус. гос-ва, а также крупных и мелких княжеств периода феод. раздробленности. В 12-13 вв. некоторых Р. называли также по именам родоначальников ответвлений рода Г.- Мономаховичи, Ольговичи и др. Р. считались также правители Русского централизованного государства (потомки владимиросуздальських Мономаха). Последний царь дин. Р. Федор Иванович умер в 1598 г.

правящая династия в Киевской Руси. Получила название и ведет начало от легенд, князя Рюрика, который упоминается в «Повести временных лет». Наиболее известными его наследниками были великие князья киевские Игорь (правил в 912-945), Святослав Храбрый (ок. 945-972), Владимир Великий (978-1015), Ярослав Мудрый (1019-54), Всеволод (1078-93) Владимир II Мономах (1113- 25), Мстислав Владимирович (1125-32). В период феод, раздробленности представители Р. правили в окр. княжествах (Киевском, Черниговском, Переяславском, Владимиро-Суздальском и др.), где основали местн. династии - Мономаховичей, Ольговичей, Романовичей и др. Роман Мстиславич, основатель династии Романовичей, образовал тысяча сто девяносто девять одну из самых мощных государств на тер. Киев. Руси - Галицко-Волынское княжество. Его сын Даниил Романович Галицкий в 1254 стал королем этой гос-ва. Среди самых известных Ольговичей, потомков черниговского и новгород-северского князя Олега Святославича (умер 1 115), является его внук Игорь Святославич, воспетый в «Слове о полку Игореве». Удельные князья династии Р. правили в укр. землях к кон. 15 в. Одна из ветвей Г. (потомки владимиро-суздальских Мономаховичей) впоследствии стала великокняжеской (с 14 в.) И царской (с 16 в.) Династией в Моск. гос-ве. Ост. моск. царь из династии Р. - Федор Иванович - умер 1598 В 17 в. часть Р. постепенно слилась с представителями др. родов, имея вел. влияние при рус. дворе (например., потомки черниговских Р.: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Щербаковы и др.).


+ дополнительный материал:

Весьма развитой , ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка.

Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая родословная русских князей подверглась в дальнейшем значительным искажениям и переосмыслению в духе «варяжской» легенды. Между тем в IX - X вв. Рюрик не числился в родоначальниках князей Русской земли* . Это имя не было в ходу среди потомков Игоря до второй половины XI в. и ни один письменный памятник домонгольской эпохи, в том числе и летопись, не называет русских князей собирательным именем Рюриковичи. «Варяжская» легенда была принята князьями «от рода русского», так сказать, умом, а не сердцем.

*Для исторической критики этот вывод очевиден. Если В.О.Ключевский еще колебался, относя призвание князей-варягов к «темным преданиям» нашей летописи (Ключевский В. О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 145 ), то Д.И. Иловайский уже начисто отвергал в летописном сказании о призвании Рюрика какую-либо историческую основу (Иловайский Д.И. История России. Часть I. М., 1876. С. 19 - 25 ). Историки ХХ в. выражались еще более определенно. Е.Ф. Шмурло называл летописную родословную «сказкой-легендой» (Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462 ). Изд. 2-е, испр. Т. 1. СПб., 1999. С. 73 ). С. П. Толстов и М. Н. Тихомиров были уверены в том, «что перед нами, бесспорно, сознательно фальсифицированная родословная» (Толстов С.П. Древнейшая история СССР в освещении Вернадского // Вопросы истории. № 4. 1946. С. 12 2). Б.А. Рыбакову летописная генеалогия представлялась «примитивно искусственной» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. С. 65 ). Для А.Л. Никитина Рюрик — «всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 164 ).

Наряду с «варяжской» генеалогической лествицей, в древней Руси существовала и другая, альтернативная, согласно которой династические корни русских князей уходили гораздо глубже второй половины IX в. Эта изначальная, «дорюриковская» традиция, по всей видимости устная, проглянула в письменных памятниках киевского периода лишь однажды — в выражениях «внуки Всеславли» и «жизнь Всеславля» (то есть «достояние Всеслава»), употребленных автором «Слова о полку Игореве» по отношению соответственно ко всем русским князьям и к Русской земле: «Ярославе и вси внуци Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю». Это и есть единственная собирательная генеалогическая формула, оставшаяся от того времени.

Буквальное прочтение выражений «Ярославе и вси внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля» ничего не проясняет, а, наоборот, порождает новые, неразрешимые вопросы. Предположение о том, что автор «Слова» в данном фрагменте имеет в виду каких-то конкретных личностей своего времени, сталкивается с рядом трудностей. Так, невозможно персонифицировать «Ярослава». Черниговский князь Ярослав Всеволодович — кандидатура неподходящая, потому что в «наведении поганых» на Русскую землю он стал повинен, согласно летописи, только в 1195 и 1196 гг., то есть спустя десять-одиннадцать лет после похода Игоря Святославича. К тому же он упоминается в «златом слове» Святослава Всеволодовича («А уже не вижду власти [силы] сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговскими былями [боярами]…»), а не в числе князей, к которым обращен авторский призыв отомстить «за раны Игоревы». Среди последних, впрочем, есть галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл), однако летопись не знает за ним никаких черных дел, в том числе предательских сношений с половцами.

Крайне спорно выглядит и отождествление «внуцей Всеславовых» с внуками полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Замечено, в частности, что слова «внук», «внуки» встречаются в «Слове» шесть раз, «и только единожды (“Игоря… внука Ольгова”) безусловно в значении “сын сына”», из чего следует обоснованный вывод, что «эти речения («внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля». — С.Ц.) к Всеславу Брячиславичу не имеют отношения» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. А-В. СПб., 1995. С. 216, 261 ).

«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» — странный упрек. Негодующее обращение автора «Слова» совершенно не вписывается в историческую ситуацию конца XII в., когда семейная вражда Ярославичей и Всеславичей уже перестала быть живым нервом княжих усобиц вследствие разделения Ярославичей на два враждующих клана — Мономашичей и Ольговичей, которые, собственно, и «наводили поганых» на Русскую землю при жизни автора «Слова». Но почин в использовании половецкой силы для улаживания княжеских распрей принадлежал, конечно, не Мономашичам, не Ольговичам, и уж тем более не внукам Всеслава Полоцкого, которым летопись вообще отводит весьма скромное место в братоубийственных войнах того времени. Фраза «вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую» по отношению к князьям второй половины XII в. выглядит очевидным анахронизмом.

Еще более удивительным представляется посмертный патронаж Всеслава Полоцкого над Русской землей, которая оказывается вдруг «Всеславовым достоянием». Между тем этот князь сидел на киевском столе очень недолго, всего около года (с 1068 по 1069 г.), и, строго говоря, отнюдь не на легитимных основаниях, будучи, по сути, ставленником мятежных киевлян. За исключением этого кратковременного эпизода, его реальная власть над Русской землей никогда не выходила за пределы Полоцкого княжества.

Поэтому вместо «Ярославе» несомненно следует читать «Ярославли», как в свое время и предлагал Д. С. Лихачев, то есть: «Ярославичи и все внуки Всеславовы». Эта поправка устраняет все несуразности и противоречия в чтении и делает данное выражение совершенно внятным.

Очевидно, что выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» есть не что иное, как универсальная и общепризнанная генеалогическая формула, одинаково пригодная для современности и для прошлого (автор произносит ее сейчас, обращаясь к живущим русским князьям, но хочет говорить об исторических грехах их дедов, живших во второй половине XI в. и повинных в разорении Русской земли: «Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю»* ). Причем важно отметить, что «Ярославичи» в этой формуле оказываются лишь частью «всех внуков Всеславлевых». Стало быть, еще какие-то «внуки» не названы по их родовому имени. Впрочем, их инкогнито раскрывается без труда. Во второй половине XI в. полоцкие князья, потомки князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.), сына Владимира I и Рогнеды, открыто противопоставили себя Ярославичам — потомству Ярослава I Владимировича. Произошло разветвление великокняжеского рода. Полоцкие князья обособились и причислили себя к отдельной его ветви — «Рогволожим внукам», Рогволожичам, которые непрестанно враждовали с Ярославичами (по причине расправы Владимира I Святославича над Рогнедой и ее отцом, Рогволодом), поднимая, по словам летописца, «меч противу Ярославлим внуком». Таким образом, выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» подразумевает все мужское потомство Владимира I Святославича — Ярославичей и Рогволожичей.

* По летописи, первыми (в 1078 г.) пригласили половцев под русские стяги черниговский князь Олег Святославич и смоленский князь Борис Вячеславич — оба «Ярославли», внуки Ярослава I.

Теперь мы видим, что восклицание «Ярославли и вси внуци Всеславли!» может означать, собственно, только одно: «Ярославичи и все князи русские!»

Кто же такой этот Всеслав, еще в конце XII в. числившийся в прародителях русских князей?

Отметим важное обстоятельство: деятельность Всеслава приурочена в «Слове» к временам Трояна: «На седьмом веце [веке] Трояни връже [бросил] Всеслав жребий о девицю себе любу»* . Место «Трояновых веков» в историческом времени сам автор «Слова» определил так: «Были вечи [века, времена] Трояни, минула лета Ярославля; были плъци [полки, то есть походы, войны] Олговы, Ольга Святославличя [внук Ярослава I, ум. в 1115 г.]».

*«Люба девица» Всеслава — это Киев, как явствует из последующей фразы: «Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружим злата стола киевского…», то есть: полагаясь на свои «клюки» («хитрость», вещую мудрость), вскочил на коня и помчался к Киеву, коснулся копьем золотого стола киевского.

По этой периодизации «века Трояни» предшествуют времени «дедов», таким образом совпадая с языческой эпохой* . В древнерусских источниках, в том числе современных «Слову о полку Игореве», имя Трояна носит древнеславянское божество. Так, древнерусская вставка в апокриф «Хождение Богородицы по мукам», славянские рукописи которого восходят к XII в., обличает язычников в том, что они «богами прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады… от камени ту устроя Трояна, Хорса, Велеса, Перуна». В другом древнерусском антиязыческом сочинении (из Толстовского собрания XVI в.) язычники «мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». А. Н. Афанасьев высказал мнение, что имя Троян образовалось от слова «три», «трое» (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. М., 2002. С. 497, 607 - 609 ). Древнерусского Трояна можно поставить в связь с языческим божеством, известным у поморских славян и у чехов под именем Триглава (Триглавом называлась и священная гора в земле хорутан). Наиболее почитаемый идол Триглава стоял в поморском Щетине, в «трехрогом» (трехбашенном) замке. Этому божеству приписывалось владычество над тремя царствами: небом, землей и подземным миром, символически соответствующими трем корням мирового древа. В сербском фольклоре есть предание о короле Трояне, сопоставимое с русской сказкой о Снегурке (несчастный влюбленный король также гибнет от солнечных лучей). Сродство Трояна с Триглавом между прочим видно из того, что последнему подносили в качестве жертвы козлиные головы, а короля Трояна сербская сказка наделяет козлиными ушами и тремя головами. В других вариантах этого сказочного сюжета место короля Трояна заступает змей — у славян, как известно, существо обыкновенно о трех головах. Вероятнее всего, прячущийся от солнца Троян был божеством подземного мира, Ночи. Однако возможно и другое истолкование его имени и положения в божественном пантеоне славян. Украинский язык сохранил прилагательное « троянский» в значении «отец троих сыновей» (тройняшек) (Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь; Москва, 2001. С. 62 ). Тогда Троян может считаться родителем какой-то божественной триады братьев.

* Пленяясь соблазнительным созвучием, большинство комментаторов совершают ошибку, усматривая в «веках Трояних» намек на войны римского императора Траяна в Дакии или даже смутное воспоминание о Троянской войне. Нет нужды доказывать, что ни то ни другое событие не сделало эпохи в славянской истории и потому не могло остаться в древнерусском фольклоре.

Из буквального прочтения текста «Слова» получается, что князь Всеслав Полоцкий решил добывать себе киевский стол в языческие «времена Трояни», еще до того, как минули «лета Ярославли» и «пълцы Олговы», другими словами — задолго до своего рождения. Налицо слияние двух Всеславов — исторического и легендарного* , или, говоря точнее, есть все основания полагать, что при описании личности и деятельности полоцкого князя Всеслава Брячиславича автор «Слова» использовал художественную образность и стилевые приемы, взятые из некогда существовавшего эпоса о его стародавнем тезке.

* А.Л. Никитин видел во Всеславе персонаж «совершенно неизвестного нам общеславянского эпоса», «мифического общеславянского героя или прародителя (“Все-слав”)», который в сознании поэта конца XII в. «слился с образом современного ему полоцкого князя Всеслава Брячиславича, благодаря чему последний и оказался окутан покровом тайны и волшебства» (Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 454; Он же. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. М., 1998. С. 185 ).

Благодаря работам А. Н. Веселовского (Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните // Русский фольклор. СПб., 1993. Т. 27 ) и С. Н. Азбелева (Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям XI - XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1 ), этот «старый» Всеслав находится сегодня в поле исторического зрения. Древнейшая поколенная роспись русских князей «до Рюрика» содержится в Иоакимовской летописи. Рюрику здесь отведена разве что третьестепенная роль. Эта родословная открывается именем князя Владимира, но при упоминании правления его отца, от которого, собственно, и ведется счет княжеским «коленам». До Гостомысла, предшественника Рюрика, сменилось 14 поколений князей. Поскольку в древнейших генеалогиях правлению одного «колена» отводилось в среднем 25 лет, то княжение Владимирова отца приходится на начало V столетия — эпоху Великого переселения народов. Восходящая также к V в. германская сага о Тидреке Бернском (то есть Веронском) живописует ожесточенную борьбу готского короля Теодориха Амала (Тидрека Бернского) с русским «конунгом Вальдемаром», отец которого назван Всеславом (др.-герм. Гертнит). И германский, и русский источники говорят об одном и том же лице — «русском» правителе славянского Поморья (среди подвластных Гертниту/Всеславу народов сага называет «вильтинов», то есть велетов/лютичей). Сличение этих известий с употребительной еще в конце XII в. генеалогической формулой «внуки Всеславли» показывает, что князья Русской земли вели свое происхождение от одного из княжеских родов балтийских русов, прародителем которого считался полулегендарный Всеслав, отец жившего в V в. князя Владимира.

В итоге перед нами открывается подлинная древнерусская родословная традиция, согласно которой «внуком Всеславлевым» или Всеславичем назывался любой представитель великокняжеской семьи* . Вместе с тем и Русская земля (как, возможно, и любая из ) еще в конце XII в. cлыла «жизнью Всеславлевой», то есть княжеским достоянием Всеслава — прадеда-покровителя всех князей «от рода русского».

*Впоследствии отчество Всеславич закрепилось в былинах и некоторых летописях за одним Владимиром I (см.: Моисеева Г.Н. Кто они - «внуци Всеславли» в «Слове о полку Игореве» // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 158 ) — вероятно, по его исключительной роли в русской истории и по исторической ассоциации с достославным Владимиром Всеславичем V столетия.