Храм вмч варвары на варварке расписание. Церковь великомученицы варвары на варварке

Современное здание храма было построено в 1796-1801 годах по проекту архитектора Родиона Казакова и дошло до наших дней с незначительными перестройками.

Однокупольный храм выполнен в стиле классицизма. В плане он имеет форму креста, северную и южную стороны которого украшают торжественные четырёхколонные портики, а с запада к нему примыкает трёхъярусная колокольня. Здание увенчано мощным куполом с небольшой позолоченной главкой, его фасады украшают характерные для классицизма декоративные элементы, а также фасадная роспись (на стенах и барабане главы) и иконы. Привлекает внимание массивный и высокий белокаменный цоколь, на который поставлено здание храма: из-за перепада высот с Варварки его не видно, а вот со стороны он занимает уже целый этаж.

История храма

Церковь Святой Варвары предположительно существовала ещё в 14 веке, но располагалась немного южнее современного здания. Любопытно, что именно по церкви улица Варварка получила своё имя. Место для размещения церкви было выбрано неслучайно: святая Варвара почиталась как покровительница торговли, а Китай-город в те годы был центром деловой активности Москвы.

Первое каменное здание храма было построено в 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового), средства на его строительство выделили проживавшие в Зарядье купцы Василий Бобр, Фёдор Вепрь и Юшка Урвихвост. Внешний облик нового храма был довольно торжественным: в плане он имел форму восьмилистника, увенчанного одной большой главой. В 1730 году здание пострадало при пожаре, но было восстановлено.

Однако, со временем храм обветшал, и на рубеже 18-19 веков на деньги московского купца первой гильдии Николая Самгина и майора артиллерии Ивана Барышникова было построено новое каменное здание храма в стиле классицизма по проекту архитектора Родиона Казакова. К сожалению, Варваринская церковь сильно пострадала в годы Отечественной войны: в 1812 году французы использовали её под конюшню, а после в ней произошёл пожар, но в 1820-х здание было полностью восстановлено.

Советский период круто изменил жизнь храма: в 1930-х годах его закрыли. Здание уцелело, но были снесены глава и верхний ярус колокольни. Внутренние помещения переоборудовали: в них разместился склад, а также конторы Совета Московского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. К счастью, при благоустройстве территории вокруг новой гостиницы "Россия", которую построили на территории Зарядья в 1960-х, церковь решили отреставрировать, и в 1965-1967 годах здание было восстановлено под руководством архитектора Георгия Макарова. Строители восстановили колокольню и главу храма, и он приобрёл свой прежний вид.

В 1991 году храм вернули Русской православной церкви, и в нём возобновились богослужения.

В 2006 году гостиница "Россия" была закрыта, и вплоть до 2010 года массивное здание постепенно разбирали. Позже было решено обустроить на месте снесённой гостиницы парк, и в сентябре 2017 года здесь открылся парк "Зарядье". Окружающие его постройки влились в ансамбль парка, и Варваринская церковь не стала исключением: под её стенами появилась уютная прогулочная аллея и новое озеленение.

Как добраться

Храм Варвары Великомученицы на Варварке находится по адресу: улица Варварка, дом 2 (в начале улицы, вблизи площади Васильевский Спуск и Красной площади).

Добраться до него можно пешком от станций метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской, "Театральная" Замоскворецкой и "Охотный Ряд" Сокольнической.

Церкви в ряд

В день 870-летия города на месте разобранной гостиницы «Россия» открылся парк «Зарядье», и храмы по Варварке на его фоне будто обрели новую жизнь. Избавленные от давления массивного здания отеля, пережившие затянувшийся период строительства, они заиграли свежими красками и подарили ощущение простора.

1. Церковь святой Варвары

В начале Варварки стоит дивный храм великомученицы Варвары, давший имя и самой улице. Предположительно он существовал еще в XIV веке немного южнее современной церкви. В 1514 году на средства известных в то время богатых приезжих гостей Василия Бобра с братьями его Феодором Вепрем и Юшкою Урвихвостом под руководством итальянского зодчего Алевиза Фрязина выстроено каменное здание. В 1796–1801 годах храм перестраивается по проекту Родиона Казакова.

В 1812 году французы использовали его под конюшню, богатейшая ризница церкви была разграблена, с икон сняты оклады и ризы. Здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах. В 1920-х годах церковь была перестроена и закрыта. В 1965–1967 годах ее отреставрировали, восстановив под руководством архитектора Г.А. Макарова колокольню.

Адрес: ул. Варварка, д. 2


2. Храм Максима Блаженного

Блаженный Максим был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, прежде освященной во имя благоверных князей Бориса и Глеба. В 1547 году его канонизировали. В конце XVII века после пожара возведена новая, каменная церковь святого Максима Исповедника, основной придел которой освящен во имя святого блаженного Максима.

Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 году. Новое здание, построенное в 1698–1699 годах, включило в себя часть одноименного храма 1568 года. После пожара 1737 года храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города.

В 1827–1829 годах вместо прежней звонницы возвели новую двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих вверх ярусов с куполом, завершенным шпилем. В 1930-х годах храм был закрыт, обезглавлен и разорен. В 1965–1969 годах реставрировался (арх. С.С. Подъяпольский).

Адрес: ул. Варварка, д. 4


3. Собор иконы Божией Матери «Знамение»

Знаменский собор – главный храм бывшего Знаменского монастыря – построен в 1679–1684 годах архитекторами Ф. Григорьевым и Г. Анисимовым в старых русских традициях на месте церкви Афанасия Афонского. Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские солдаты разграбили монастырь, однако здание собора тогда не пострадало. В нижнем храме во время оккупации даже было разрешено проводить богослужения. К 300-летию дома Романовых собор был отреставрирован.

После 1923 года монастырь закрыт, его здания приспособлены под жилье. К началу 1960-х годов здание подворья и конюшни были снесены, а оставшиеся постройки находились в аварийном состоянии. Но в связи со строительством гостиницы «Россия» в 1963–1972 годах проведены реставрационные работы, получившие продолжение в 1980-е годы. Долгое время в здании храма был концертный зал.

Адрес: ул. Варварка, д. 8

4. Храм Георгия Победоносца

Построен в 1657 году (на фундаменте сгоревшего в 1639 году древнего храма), колокольня и трапезная – в 1818 году. В конце 1920-х годов церковь была закрыта и использовалась различными учреждениями. Храм возвращен Церкви в 1991 году.

Адрес: ул. Варварка, д. 12


5. Церковь зачатия св. Анны, «что в углу»

Одна из древнейших церквей города. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Закрыта в 1920-е годы, передана Церкви в 1994 году. Существующее здание возникло в середине XVI века. Своим нынешним обликом обязано послевоенной реставрации (архитектор Л.А. Давид).

В Покровском соборе на Красной площади хранится 30-пудовый колокол с колокольни церкви Зачатия Анны (снесена во время реставрации и не восстанавливалась). Он был отлит в 1547 году во Франции и приобретен в 1610 году московским купцом М.Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви, но позднее выкуплен и возвращен князем Пожарским.

Адрес: Москворецкая наб., д. 3

Подготовил Иван Дмитров
Опубликовано: сентябрь, 2017 г.

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

Столичный мегаполис можно назвать музеем под открытым небом. Любители современной архитектуры с восторгом устремятся в «Москва-Сити» с Башней Федерации, знатоки русской православной архитектуры предпочтут знакомство со старинными храмами на Соборной площади Кремля или с храмом Василия Блаженного на Красной площади. Но для желающих погрузиться в атмосферу боярского средневековья Москвы, лучшим вариантом станет прогулка по историческому району .

Прежде всего, это улица Варварка с вереницей архитектурных памятников. Она удивит не только поклонников загадочной эпохи. Впрочем, сохранившаяся культура рубежа средних веков и нового времени отлично соседствует с современностью. Например, с местом встреч бомонда на Неделе Моды в Гостином дворе – выставочном центре, признанном одним их лучших в Европе. Впрочем, по порядку: что можно увидеть на улице Варварка?

История Зарядья и улицы Варварка

Улица Варварка относится к числу самых богатых старинных московских улочек, если оценивать это богатство годами исторического прошлого. Топонимика Зарядья достаточно легко угадывается. За Московским Кремлем в XIV веке находились торговые ряды по Москворецкой улице, от них и произошло название этого района. Сегодня он ограничен Китайгородским проездом с востока, Варваркой с северной части и Москворецкой набережной с южной его стороны.

Прогулка по Варварке позволит встретить на пути архитектурные памятники русского зодчества и московской псевдоготики, дворцовые резиденции и храмы, торговые палаты и соборы. Начало улицы идет от Красной площади и заканчивается у Варварских Ворот. За историю существования улица сменила несколько названий.

Первое из них – Вcехсвятская, упоминается в 1380 году. Позже, с 1434 года, улица именуется Варварской. В 1933 она была переименована в улицу Разина. По преданиям именно по ней везли на казнь национального героя донского казака Степана Разина. Историческое название Варварки было возвращено лишь в 1990 году. Имя связывают с расположенной на ней деревянной церкви, вместо которой в начале XV века строится каменная церковь Святой Варвары Великомученницы, она сохранилась до настоящего времени.
Россия всегда отличалась сочетанием противоположных начал, Варварка – тому подтверждение. Купеческий дух старой Москвы тесно переплетен с соборной духовностью, а количество находящихся на Варварке церквей и храмов просто впечатляет.

Храм Варвары Великомученицы (Варварка, 2)

Храм, построенный на месте деревянной церкви от имени которого получила название улица Варварка, носит имя Святой Великомученницы Варвары. Девушка-красавица получила смерть от рук своего отца, не понявшего ее преданности вере. Построен храм был на купеческие пожертвования в 1514 году по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина. После пожара 1737 года он был восстановлен уже по проекту Родиона Казакова. Несмотря на сдержанный стиль, церковь известна как эталон для строительства православных храмов. Последняя реконструкция проведена в середине прошлого века и сейчас это действующий православный храм, признанный объектом культурного наследия.


Старый Гостиный двор (Ильинка, 4)

Гостиный двор в наше время – престижный выставочный центр столицы. Огромная площадь с гранитной отделкой в 13 тысяч м², вместительным амфитеатром, рассчитанным на одновременное посещение 450 зрителями, стала излюбленным местом великосветских мероприятий, таких как Неделя Моды. Это один из лучших павильонов Европы. Одновременно он является объектом наследия федерального уровня.

Строительные работы Гостиного двора по проекту Джакомо Кваренги начались в 1790 году и продолжались в течение сорока лет. Архитектурный памятник классицизма позже несколько раз реконструировался. В него были вложены усилия целой плеяды мастеров своего дела – от легендарных Казакова и Гиппиуса до современных архитекторов нашего времени.

Несмотря на столь обширные преобразования, Старый Гостиный двор с момента первого упоминания о нем в XV веке в качестве «купеческого двора» и сегодня не теряет своей купеческо-торговой сущности. Посещение его можно превратить в увлекательное путешествие за покупками, совмещая культурные и чисто прагматические интересы.

Старый Английский двор (Варварка, 4А)

В эпоху великих географических открытий, во времена Христофора Колумба, одна из английских экспедиций в составе трех кораблей была отправлена на поиски северного морского пути в Китай. В этой экспедиции уцелел только один корабль, попавший после шторма в устье Северной Двины. Так был открыт новый морской путь для торговли с Россией, без посредников как было в Балтийском море. Именно для английской торговой компании в XV веке Иоанном IV Грозным были дарованы жилые палаты на Варварке, в знак большой заинтересованности развития торговли между Россией и Англией.

Старый Английский двор - это музей со статусом архитектурного памятника. Само здание реконструировалось не единожды. Впервые восстановление Казенной палаты и Поварни состоялось после ханского нашествия 1571 года. Период смуты в 1612 году привел к новой реконструкции, Английский двор оформляется заново, появляется южный фасад, лестница на 2-й этаж.


После перехода палат в частную собственность c XVIII века вплоть до середины XX века помещение подвергалось реконструкциям и перестройкам, было приспособлено под жилые нужды. В период строительства гостиницы «Россия» вставал вопрос о сносе помещения и только усилиями реставратора Барановского исторический облик был возвращен в 1972 году. «Английское подворье», как музей, стало принимать посетителей в конце прошлого века.

Сегодня каждый может погрузиться в своеобразный торговый дух английского подворья. В Казенной палате находится экспозиция старинных книг и карт, предметы быта. Любопытно будет спуститься в Подклет — специальное сооружение для поставки товаров. Интересен и внутренний стиль архитектурного памятника – высокие сводчатые палаты, в которых удивительно органично звучит старинная музыка во время проводимых здесь концертов.

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Церковь Максима Блаженного (Варварка, 4)

Белокаменный храм, возведенный во второй половине XV века, освящен по имени московского юродивого Максима Блаженного, канонизированного в 1547 году. За столетие до этого он был похоронен в усыпальнице деревянной церкви Бориса и Глеба, которая находилась на этом месте. Прославился блаженный Максим своей защитой обездоленных и обличением купеческой московской знати: таковы парадоксы истории, что церковь расположена именно вблизи центра торговли, у Гостиного Двора.



Здание храма Максима Блаженного отличается оригинальным проектным решением, купол не имеет традиционной для православных церквей столповой основы. А небольшое отклонение центральной вертикали дало основание негласному ее наименованию «московской пизанской башни». Отличается храм и особенностями стиля, несвойственного православной церкви – основное здание построено в стиле барокко, звонница выполнена в стиле ампир.

Палаты бояр Романовых и Знаменский монастырь (Варварка, 8-10)

Путешествие в средневековую Москву будет неполным, если не посетить отреставрированный в 2018 музейный комплекс Старый Государев двор. Здесь можно получить полную картину жизни московских бояр на переломе двух эпох – средних веков и нового времени. Важнейшая часть музея это Палаты бояр Романовых – единственная сохранившаяся боярская усадьба царского рода.


Здесь, по некоторым данным, появился на свет первый из династии Романовых – Михаил Федорович, а его воцарение стало поводом именовать Палаты Государевым Двором. Сейчас палаты охраняются как объект наследия федерального значения, в них расположен музей московского боярства XVI- XVII веков.

На территории Старого Государевого Двора сохранился собор от бывшего мужского Знаменского монастыря. Главный храм построен в традициях православия во второй половине XVII века. Проект разработан архитекторами Анисимовым и Григорьевым. Сегодня это действующий храм, в нем проводятся церковные службы.

Церковь Георгия Победоносца на Псковской горке (Варварка, 12)

Псковская гора - историческое название места проживания в Зарядье бояр и купцов из Пскова. Здесь находится церковь Георгия Победоносца, в названии которой сохранилось ее месторасположение. Старинные здания церкви Георгия Победоносца выделяются контрастностью стилей. Пятиглавая церковь была построенна в 1658 году в русском стиле. Более поздние постройки, трапезная и звонница, выполнены в псевдоготическом стиле уже в начале XIX века. Сегодня действующий храм признан памятником культурного наследия.


Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Варварка, 15)

Недалеко от Варварских ворот, где заканчивается улица Варварка, расположен достаточно редкий образец посадского храма. Это церковь Рождества Иоанна Предтечи, упоминание о которой содержится в документальных свидетельствах начала XVII века. Через столетие, в XVIII веке, на средства московского фабриканта здесь возводится Климентовский придел в честь Папы Римского.

С 1920 года храм использовался не по назначению, его оригинальное убранство было фактически уничтожено. Лишь в 1991 году принято решение об исторической реконструкции, которая началась в 2009 года. Сегодня храм остается недействующим и находится в процессе восстановления.

Фрагмент крепостной стены Китай-города

Завершая прогулку по Варварке, обязательно стоит пройтись вдоль Китайгородского проезда, где сохранился участок фортификационного сооружения, построенный в начале XVI века под руководством итальянца Петроко Малого. Сооружение возведено для укрепления Китай-города и сохранилось лишь фрагментарно на этом участке. На всей протяженности китайгородского укрепления видны бойницы, на части стены есть зубцы «ласточкин хвост» - результаты восстановительных работ.


Кроме осмотра отреставрированного участка можно прикоснуться к настоящей Китайгородской стене. Как? Для этого необходимо спуститься в подземный переход на углу улицы Варварки и Китайгородского проезда. Здесь открыт для просмотра прекрасно сохранившийся фундамент башни Китай-города. Надпись на мемориальной табличке гласит: «Белокаменное основание Варварской башни Китай-города важнейшего оборонного сооружения Москвы».

Закончилась наша прогулка по Варварке. Небольшой экскурс в историю московского средневековья удался именно на этом участке старинной московской улицы. И даже современная атрибутика городской жизни не мешает почувствовать боярский дух и соборную духовность того времени, реконструировать события и узнать тайны исторического прошлого Москвы.

Церковь Святой Варвары расположена в самом центре Москвы, в двух шагах от Красной Площади, рядом со станцией Метрополитена «Китай-город». Улица, на которой находится церковь, получила название в честь возведенного храма — Варварка.

Место для строительства было выбрано не случайно. Великомученица Варвара считалась покровительницей торгового люда, а Китай-город с давних времен считался важным «бизнес-центром» Москвы. Здесь селились мастера, ремесленники и купцы, располагались торговые ряды. Практически с момента строительства и до наших времен Храм Святой Варвары считался одним из самых почитаемых в Москве.

История церкви

Церковь Святой Варвары была возведена в 1514 году, во время правления князя Василия Иоанновича. Средства выделили купцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвост, а автором архитектурного проекта был знаменитый итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Именно этот мастер строил и Кремлевский Архангельский Собор.

Во времена Иоанна Грозного церковь великомученицы Варвары стала важным местом паломничества москвичей и людей, приезжавших из других городов. В Храме хранилась чудотворная икона Святой Варвары.

В 1730 году пожар сильно повредил храм, по указанию императрицы Анны Иоанновны церковь Великомученицы Варвары полностью восстановили. Но уже к концу восемнадцатого столетия власти сочли, что старая церковь не соответствует великолепию Китай-города. К этому времени был отстроен Английский двор, Гостиный двор, появились благоустроенные крытые торговые ряды.

Митрополит Платон объявил церковь недостаточно красивой, его инициативу о строительстве нового Храма поддержали знаменитые московские купцы Барышников и Самгин. Именно они и выделили на это средства. Жены предпринимателей чудесным образом исцелились, благодаря чудотворному образу и, в конце концов, было принято решение о сносе здание и возведении на Варварке более современного храма.

Так в Москве появилось новое изящное строение в стиле классицизма. Автором проекта был Родион Казаков. Здание, действительно, получилось настолько красивым, что многие русские зодчие при строительстве храмов брали церковь Святой Варвары за эталон.

В 20-х годах почти все постройки Китай-города снесли, улицы переименовали. Так, Варварка стала называться улицей Степана Разина. Когда-то предводителя повстанцев по этой улице везли на казнь на Красную площадь.

Церковь уцелела, но с Храма снесли кресты, разрушили колокольню, а в помещениях сначала устроили склад, а позднее отдали под нужды Общества Охраны памятников.

Церковь вернули верующим в 1991 году.

Сейчас Храм восстановлен, в нем проводятся Богослужения. Церковь входит в комплекс Подворья Патриарха Московского в Зарядье.

Не так давно археологи в подклете обнаружили элементы белокаменных сводов, возведенных еще Фрязиным. Это свидетельство истории Москвы скоро увидят все желающие.

Святая Покровительница Храма

Храм освящен в честь Святой Великомученицы Варвары. Эта женщина жила на рубеже третьих–четвертых столетий и была дочерью знатного финикийца Диоскора. Это были времена гонений на Учеников Христа, но Варвара искренне уверовала и приняла Крещение. Об этом узнал ее отец и заключил ее под стражу, пытаясь добиться, чтобы дочь отреклась от Веры. Но Варвара была непреклонна. Тога Диоскор выдал дочь городским властям. По приказу правителя Мартиана, Варвару жестоко пытали. Однако к девушке явился Сам Спаситель, он исцелил ее раны и велел ей ничего не боятся.