Истребление евреев гитлером. Почему гитлер ненавидел именно евреев

О жестокости Гитлера по отношению к евреям и цыганам знают даже те, кто не любил уроки истории в школе. Свою ненависть он не скрывал, а открыто демонстрировал и в своих публичных выступлениях, и чудовищными поступками. Но как объяснить такое зверское отношение? Почему Гитлер не любил евреев и цыган?

Версий много, есть более-менее достоверные, есть и такие, что больше похожи на выдумку. Конечно, ненависть фюрера не ограничилась только этими двумя народами, среди его мишеней для уничтожения были и славяне, и инвалиды, и умалишенные. В этой статье раскрываются предполагаемые причины, почему Адольф Гитлер не любил евреев. Также речь пойдет о цыганах. Но сначала стоит упомянуть о том, как Гитлер относился к евреям изначально. Оказывается, что не всегда он испытывал к ним дикую ненависть.

Первое впечатление Гитлера о еврейском народе

Еще в юношеском возрасте Адольф познакомился с еврейским юношей. Они учились вместе в училище. Тот выглядел замкнутым и вел себя подозрительно, поэтому с ним другие ученики общались мало. Гитлер также не заводил с тем евреем близких отношений. Хотя в то время он считал, что отличие немцев от евреев заключается только в способе поклонения Богу.

Затем однажды на улице Вены он заметил человека, выглядевшего не как все, он обратил внимание на очень длинный сюртук и на локоны, называемые пейсами. Это впечатлило Гитлера настолько, что он решил больше узнать про еврейский народ. Для этого Адольф начал исследовать соответствующую литературу с присущей ему австрийско-немецкой дотошностью. Первыми в руки ему попали антисемитские брошюры. В них открыто озвучивался негатив по отношению к этому народу. Но как ни странно, эта информация вызвала у него, скорее, чувство сострадания (хотя такое слово режет ухо, если его употреблять по отношению к будущему тирану). Он не мог понять, за что же весь мир пылает ненавистью к иудеям, и сначала считал, что это несправедливо. Но вскоре он нашел и для себя причины. Среди более-менее вероятных можно назвать тогдашнее влиятельное положение еврейского народа и принадлежность их к "низшей" расе.

Могущество еврейского народа

В одном из своих публичных докладов (1941 год) Гитлер назвал их "всемогущим еврейством, которое объявило войну всему миру". Эта речь частично объясняет, почему Гитлер не любил евреев. Фото и видео его выступлений ярко свидетельствуют о его фанатической вере в истинность своих убеждений.

В основном его раздражало то, что именно евреи составляли верхушку политической и экономической жизни. Отчасти это было так. После краха Германии в Первой мировой войне резко упал курс немецкой марки, зарплата обычного рабочего обесценивалась за одну ночь. Предприимчивым евреям грех было не воспользоваться сложившейся ситуацией. В эти годы многие из них нажили огромный капитал. К примеру, евреями целиком контролировался рынок железа, металла. Подавляющее влияние они оказывали также на финансовое дело. Перед началом Третьего Рейха почти все банкиры были евреями. Сферы коммерции и культуры почти целиком и полностью принадлежали им же. Почти всюду они занимали исключительно руководящие должности.

Конечно, справедливости ради надо сказать, что не все евреи были баснословно богаты, хотя этот народ в целом владел огромнейшим капиталом в те годы. Но даже малоимущие евреи не хотели марать руки тяжелым физическим трудом. Им все больше по душе было ростовщичество или, по крайней мере, шитье одежды. В глазах немцев это выглядело так, будто они, немцы, должны гнуть спину ради блага каких-то выдвиженцев, которые к тому же еще и нехристиане. Причем в то время в самом Берлине евреев было больше, чем коренных жителей. Честолюбивому Адольфу Гитлеру претило такое превосходство "низшей" расы.

Неудивительно, что все упомянутые факторы вызвали огромную социальную напряженность. Именно эта ситуация в стране объясняет, из-за чего Гитлер не любил евреев. Он выступил как своеобразный рупор общественности. Диктатор также открыто называл их самым тупым, безответственным и бессовестным народом из всех живущих на Земле.

Расовая теория Гитлера

В своем труде "Моя борьба" Гитлер подробно разъяснил свою теорию о превосходстве именно немцев, которых он именует арийцами. Только они, согласно его мнению, достойны быть полноправными хозяевами мира. Он описывает внешние характеристики арийцев: голубые глаза, светлая кожа, высокий или средний рост, из черт характера выделяет идеализм и самоотдачу. Гитлер не любил евреев, потому что они были не такие.

Вторая расовая группа — славяне — должны быть уничтожены в большинстве, а оставшиеся в живых достойны быть только рабами арийцев.

Второстепенные причины того, почему Гитлер не любил евреев, тоже имеют место. Поставив их на самую низкую ступень относительно всех других наций, убежденный антисемит искал и находил косвенные доказательства их низости. Вот некоторые из них.

Нечистоплотность

Это еще одна причина, почему Гитлер не любил евреев. Чопорные немцы с детства были приучены к чистоте и соблюдали правила гигиены. В отличие от них, евреи, по наблюдениям Гитлера, не особо следили за своим внешним видом. Зачастую от них исходил неприятный запах. Это усиливало отвращение Адольфа Гитлера к ним, он заклеймил их как грязный и в физическом, и в моральном отношении народ.

Низкий моральный уровень

Что касается морали, то это является еще одной причиной, почему Гитлер не любил евреев. История еврейских браков по расчету берет начало еще с древних времен. В таких семьях не было места чувственной любви, отношения были натянутыми и холодными, и супругам приходилось искать удовольствий на стороне. Особенно негодовал Гитлер по поводу растления арийских девушек. Также он утверждал, что именно падкие на пороки евреи дали начало эпидемии сифилиса, которая свирепствовала в то время в Германии. К тому же среди издателей порнографической литературы фигурировали исключительно еврейские фамилии. Гитлер считал себя санитаром, цель которого — очистить Германию от нечисти.

Изворотливость и лицемерие

Интеллектуальное богатство иудеев вызывало не восхищение, а зависть у фюрера. Острый ум, присущий евреям как народу в целом и каждому в частности, не раз помогал им выходить сухими из воды. Всем известна их способность отвечать вопросом на вопрос и говорить только то, что их собеседник хочет услышать. Гитлер узрел в таких достаточно невинных качествах явную угрозу, и это тоже неким образом объясняет, но ни в коем случае не оправдывает то, почему Гитлер не любил евреев.

Личные причины

Поговаривают, что на самом деле Гитлер невзлюбил евреев после того, как в молодости его заразила сифилисом еврейская проститутка. Потом ему надо было долго лечиться.

Еще одна версия того, почему Гитлер не любил евреев, заключается в том, что его мать умерла еще молодой из-за недобросовестного врача, опять-таки еврея.

Он провалил экзамен в художественной школе из-за негативного отношения к нему учителя с еврейскими корнями. А ведь изначальной мечтой юного Адольфа было стать художником, а не спасителем человечества.

И самая обсуждаемая теория ненависти к семитам следующая: сам Гитлер был на четверть евреем по отцу. Посредством холокоста он хотел скрыть свое позорное происхождение.

Каждая из этих версий основана, скорее, на слухах, чем на сухих фактах, и не имеет достоверных письменных доказательств.

Цыгане

Итак, если все мировые преступления приписали евреям, то в чем же провинились цыгане? Почему Гитлер не любил евреев и цыган вместе с ними? Причины почти те же. Цыган он отнес к "низшей" расе, хотя по своему происхождению (из Индии) они являются большими арийцами, раз уж на то пошло, чем сами немцы. Но все равно Гитлер считал их мусором, который надо уничтожить. Не секрет, что цыгане ведут бродячий образ жизни, не заняты физическим трудом, а все больше песнями, плясками, воровством да гаданием. Следовательно, им не нашлось места в обществе Третьего Рейха. Кроме того, сыграла злую роль та же неопрятность цыган по отношению к своей гигиене.

Результаты ненависти

К реализации своих планов про чистоту Европы Гитлер приступил с присущим ему фанатизмом. Чудовищные цифры говорят сами за себя. Количество жертв геноцида цыган составляет от 200 тысяч до полутора миллиона человек. Из-за холокоста жизни лишилась треть еврейского населения всего мира.

Если подытожить, то Гитлер придумал для немецкой нации общего врага, который виноват во всем, и при случае на него можно будет "повесить всех собак". Печальная история этих народов говорит о том, к чему приводит слепое предубеждение.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Существует как минимум две версии того, почему Гитлер не любил (мягко говоря) евреев. Одна из версий – это мнение историков, изучавших его личность. Специалисты, которые могут честно исследовать жизнь Адольфа, – это объективный взгляд со стороны. Вторая версия — это мнение самого Гитлера, изложившего причины своей ненависти в книге «Моя борьба». В ней Гитлер подробно расписывает множество факторов, спровоцировавших такое отношение.

Биограф Гитлера Иоахим Фест считает, что ненависть ко всему проявилась у Адольфа еще в детские годы . Товарищи Гитлера утверждали, что он постоянно вступал в конфликты, испытывал неприязнь безо всякой причины. Бушующая злоба нашла выход, сфокусировавшись на антисемитизме.

Из-за чего Адольф Гитлер смотрел с ненавистью на евреев:

  • Нечистоплотность и неопрятность. По личным наблюдениям фюрера, евреи не любят мыться. Они делают это очень редко, поэтому легко отличаются от других людей по неприятному запаху. Если учесть постоянную неопрятность в одежде, то становится понятным предвзятое отношение к евреям со стороны аккуратистов. Адольф с раннего детства был приучен относиться к личной гигиене ответственно. Для него все те, кто игнорировал чистоту и опрятность, становились факторами раздражения.
  • Моральная грязь. Гитлер посвятил немало времени в изучении деятельности евреев в самых разных сферах жизни. Вывод был сделан ясный: все эти люди замешаны в тех или иных «нечистых» делах. В своей книге фюрер сравнивает неприятную национальность с червями или противными личинками в гнойнике. Деятельность в культурном плане приравнивалась к чуме. Самое плохое то, что их мировоззрение распространялось с огромной скоростью и ничем не лечилось, проникая в каждый уголок сознания. Постоянная жажда наживы перемешивалась с отсутствием моральных ограничений на пути достижения желаемого результата.

  • Раздвоение личности. Самое странное, что по одному вопросу евреи могли высказывать абсолютно противоположные мысли. Ответ зависел от обстоятельств и находящегося рядом окружения. Подобная двуликость могла вызвать исключительно негативные эмоции. Даже в историческом плане возникало немало отрицательных моментов. К примеру, вожди социал-демократии, относящиеся к данной национальности, проявляли ненависть к собственной народности. Подобное поведение бесчестит историю страны и её великих деятелей. Для Гитлера такая ситуация было абсолютно неприемлемой. Руководители отражают свой народ, поэтому выбранный путь развития бросает черную тень на всех представителей этой национальности.
  • Борьба против Германии . Именно евреи добились того, что нейтральные государства стали участниками антигерманской коалиции. Она была создана ещё до мировой войны. Сложно сказать, действительно ли евреи приложили руку к данным событиям. Какую цель они могли бы преследовать таким образом? Уничтожение немецкой патриотической интеллигенции привело бы к полному подчинению Германии, после которой открывался бы весь мир. По крайней мере, именно так думал Адольф. Поэтому он и решил заняться политикой. Только так можно было спасти страну от вмешательства хитрого народа.
  • Изворотливый и богатый ум. Гитлер вполне обоснованно считал евреев очень умными людьми. Их интеллектуальные свойства вырабатывались на протяжении тысячелетий. Оттачивание навыков политики и торговли впитывалось буквально с молоком матери. Недаром у евреев род передаётся по женской линии. Говорят, что умный учится не на своих ошибках, а на чужих. Чаще всего так поступали евреи, внимательно наблюдая за происходящим вокруг них. Изворотливость этой национальности вызывала у фюрера смесь восхищения и ненависти. Как они могли при своих глобальных возможностях так низко поступать?
  • Распространение сифилиса в стране. Евреи, проникшие в область даже половой жизни, пропагандировали коммерческие браки без чувств. Соответственно, они допускали удовлетворение инстинктов любви в другом месте. Подобный подход к интимным отношения привёл к быстрому распространению венерической болезни. Почему Гитлер не любил евреев в их распущенности? Там, где есть место для грязи, нельзя строить будущее страны. Больной народ может заразить и вполне здоровых соседей! Поэтому проще на корню «убрать» возможный источник проблем.

    Какая версия более объективная: откровения самого человека или взгляд со стороны? Каждый решает сам. Большинство специалистов сходятся во мнении, что причиной ненависти является очевидное психическое расстройство . Не существует таких недостатков, из-за которых стоит убивать десятки миллионов людей. Тем более что пострадали не только евреи.

    Гонения на евреев

    Свою роль сыграло и отношение к евреям в обществе . Дело в том, что они представляли не только национальное, но и религиозное меньшинство:

    1. Вынужденные скитаться по миру люди не имели собственной родины.
    2. На новых землях, благодаря уму и упорству евреи часто занимали ведущие посты и жили довольно обеспеченно.
    3. Отдельные сферы были полностью заняты евреями, представители других национальностей из них так или иначе выживались.
    4. В некотором смысле первые в истории мигранты лишали «жизненного пространства» коренных жителей.
    5. Особенно хорошо это было заметно в кризисные годы, когда приходила инфляция, безработица и нищета.
    6. Но при этом необходимо было обвинить кого-то другого в своих бедах.
    7. Первые гетто для евреев появились в Италии еще в Средневековье.

Появился давно, и все же до сих пор на него не найдено общепринятого ответа ни в среде общественности, ни среди профессиональных историков, философов, политологов, социологов. Множество ученых пытались разрешить этот вопрос, но в результате нередко возникали совершенно противоречивые суждения. По всей видимости, следует констатировать, что истина, как всегда, где-то посередине. Отдельно взятый человек может повлиять на конкретные локальные события, однако изменить ход всего

исторического процесса в глобальном масштабе он способен лишь тогда, когда созревают необходимые внешние условия для таких преобразований. И в этом плане действительно роль отдельной личности не так уж высока: не появись один конкретный герой на сцене, неизбежно бы явился другой, поскольку его появления требует само время. С другой стороны, двигателем развития общества является сам человек. И действительно, иногда появляются герои, способные собственным интеллектом, невероятной харизмой или какими-то еще качествами преобразовать весь мир. Одним из ярких примеров силы харизмы являлся Адольф Гитлер. Безусловно, предпосылки к установлению фашистской диктатуры еще в существовали, однако именно ненависть Гитлера к евреям и его представления о расово чистом государстве в течение нескольких лет были приняты сотнями тысяч, а затем и миллионами немцев, что привело к печально известным последствиям.

Но почему Гитлер уничтожал евреев во время Второй мировой войны? Зачем потребовалось создавать специальные айнзац-группы уничтожения, камеры смерти в и прочие ужасы режима? Почему Гитлер не любил евреев с таким неистовством, что пожертвовал имиджем своей страны в мире, ее безопасностью и возможностью сохранить хотя бы нейтральные отношения с незатронутыми до поры войной государствами? В этом мы сейчас попробуем разобраться. Ответ на вопрос: "Почему Гитлер не любил евреев

?" следует искать в его юности. На эти страницы его биографии мы сейчас и взглянем.

Почему Гитлер не любил евреев?

Адольф Шикльгрубер был рожден в небольшом городке на границе Германии и Австрии. Уже в ранние годы в нем была заложена неистовая идея величия собственной нации. И вложена она была в юную голову одним из учителей истории, Леопольдом Петчем. Сам преподаватель был ярым пангерманистом и сторонником прусского величия и немецкого национализма. По окончании школы в городе Штейре юный Адольф отправляется в Вену, мечтая поступить в местную художественную академию. Многим известна эта история о том, как молодой человек в 1907 году проваливается на экзаменах, а ректор академии порекомендовал ему заняться не изобразительным художеством, а архитектурой. В том же году юный Адольф возвращается в родной город Линц. Это было связано со смертью матери и необходимостью оформления наследственных документов. Однако на следующий год молодой человек вновь пытается успешно сдать экзамены в художественную академию. И вновь проваливается. Именно последующий этап его жизни и сформировал того Адольфа Гитлера, которого впоследствии узнал весь мир.

Бродяжничая в Вене, перебиваясь случайными заработками, он начинает усиленно заниматься собственным самообразованием, наблюдая за политической жизнью австрийского государства, читая газеты и так далее. И здесь, отвечая на вопрос: "Почему Гитлер не любил евреев?",

следует учитывать специфику этого исторического этапа в развитии всего германского общества. Ведь начало XX века стало крахом сначала для немцев Австро-Венгрии, а потом и для самой Германии. Гитлер наблюдал, как его народ теряет доминирующее положение в его родной стране, империи Габсбургов под давлением венгров и славян. А позже становится непосредственным участником и свидетелем унизительного положения Вовсе не он придумал антисемитизм. Эта идеология существовала в Европе еще со средневековых времен. А в немецком обществе начала XX века все сильнее развивались параноидальные идеи антинемецких заговоров, центральную роль в которых занимали якобы евреи, идеи о том, что Германия должна претендовать на большее - тот самый пангерманизм, который сначала толкнул проимперски настроенных немцев в борьбу за перераспределение колониальных территорий, а потом в пучину Первой мировой войны. Все это весьма своеобразным образом сложилось и переосмыслилось в голове юного Гитлера, приведя к печально известному Холокосту.


Помимо германских евреев, служивших в Вермахте, были и те евреи, которые охраняли еврейские гетто, а потом вместе с немцами, литовцами и латышами уничтожали своих же собратьев.

Причём, выслуживаясь перед немцами, проявляли к евреям ещё бóльшую жестокость, чем самые...

Отмороженный прибалты. Оккупировав Польшу, Прибалтику, Украину и Белоруссию - традиционныйареал расселения евреев, немцы создали в крупных городах гетто, в которые перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения.

В отличие от обычных полицаев, полицаи-евреи не получали ни пайка, ни жалования, и потому единственными способами прокормиться были грабёж и вымогательство.

Это как в том анекдоте - дали пистолет, крутись как хочешь. Правда, пистолеты рядовым полицаям не выдавали - их имели лишь начальники отрядов и коменданты. Винтовки же полицейским выдавали лишь на время расстрелов.


Отряды еврейской полиции были довольно крупными. В Варшавском гетто еврейская полиция насчитывала около 2500 человек; в гетто города Лодзь - 1200; во Львове до 500 человек; в Вильнюсе до 250 человек.

Глава еврейской полиции Кракова Шапиро

Глава еврейской полиции Варшавского гетто Юзеф Шеринский принимает доклад начальника одного из отрядов Якуба Лейкина. Шеринского немы потом поймали на воровстве, и Лейкин занял его место.

Многие еврейские полицаи нажили на этом к концу войны довольно приличные состояния, но самые крупные состояния нажили члены и главы юденратов - созданных немцами органов еврейского самоуправления, главами которых чаще всего становились кагальные старосты. Во-первых, они брали взятки за право поступления в полицию, а во-вторых, полицаи приносили им долю с награбленного. Брали они взятки и с обычных евреев за право отсрочки отправки в концлагерь. Таким образом, самые богатые евреи, как правило, выживали, а руководство юденратов не только выжило, но по итогом войны стало ещё богаче. Воровали они везде, где можно. Даже 229 грамм пайка, установленного немцами для евреев, они ухитрились сократить до 184.

Нарукавная повязка еврейской полиции

Создавая юденраты, немцы, как правило, опирались на верхушку кагала. Дело в том, что с давних времён в каждой еврейской общине был свой кагал - орган самоуправления, выступавший посредником между евреямя и властями того государства, на территории которого эта община проживала. Во главе кагала стояли четверо старост (роши); за ними шли «почетные особы» (тувы). В подчинении у кагала всегда находился отряд кагальной страши во главе с щамешем. Загнав евреев в гетто, немцы просто переименовали кагалы в юденраты, а шамеши стали начальниками полиции.

Часть бывших членов еврейской полиции Вильнюса, Каунаса и Шяуляя летом 1944 года были арестованы НКВД и осуждены за сотрудничество с немцами. Те же полицаи и члены юденратов, что в руки НКВД не попали, благополучно репатриировались в Израиль, и пользовались там почётом и уважением. Их «подвигам» нашлось оправдание даже в Талмуде, призывающем любыми способами сохранить хотя бы каплю еврейской крови. Евреи рассудили так: если бы полицаи не пошли в услужение немцам, то немцы бы убили их вместе с остальными евреями, а убивая своих соплеменников, которых всё равно убили бы немцы, они спасли от уничтожения хотя бы часть евреев - самих себя.

Велосипедный отряд еврейской полиции в Варшавском гетто

В Вермахте служило 150 тысяч евреев

В числе 4 миллионов 126 тысяч 964 взятых нами пленных разных национальностей было и 10 тысяч 137 евреев.
Неужели нашлись такие евреи, которые воевали на стороне Гитлера.

Представьте себе, таких евреев было немало.

Запрет приёма евреев на военную службу был впервые введен в Германии 11 ноября 1935 года. Однако ещё с 1933 года началось увольнение евреев, носивших офицерские звания. Правда, многие офицеры-ветераны еврейского происхождения получили тогда разрешение остаться в армии по личному ходатайству Гинденбурга, но после его смерти их постепенно выпроваживали на пенсию. До конца 1938 года из Вермахта выпроводили 238 таких офицеров. 20 января 1939 г. Гитлер приказал уволить всех офицеров-евреев, а также всех офицеров, состоявших в браке с еврейками.

Однако все эти приказы не были безоговорочными, и евреям дозволялось служить в Вермахте по специальным разрешениям. Кроме того, увольнения происходили со скрипом - каждый начальник увольняемого еврея рьяно доказывал, что его подчинённый еврей незаменим на занимаемом им месте. Особенно крепко держались за свои места евреи-интенданты. На 10 августа 1940 года только в VII военном округе (Мюнхен) числилось 2269 офицеров-евреев, служивших в вермахте на основании специального разрешения. Во всех же 17 округах количество евреев-офицеров составило около 16 тысяч человек.

За подвиги на военном поприще евреев могли ариизировать, то есть присвоить немецкую национальность. За 1942 год было ариизировано 328 евреев-офицеров.

Проверка на принадлежность к евреям предусматривалась только для офицеров. Для нижнего чина предусматривалось лишь его собственное заверение, что не он, ни его жена не являются евреями. В этом случае можно было дорасти до штабсфельдфебеля, но если кто-то рвался в офицеры, то его происхождение тщательно проверяли. Были и такие, кто при поступлении в армию признавал еврейское происхождение, но они не могли получить звание выше старшего стрелка.

Оказывается, евреи стремились в армию в массовом порядке, считая её самым безопасным для себя местом в условиях Третьего Рейха. Скрыть еврейское происхождение было нетрудно - большинство немецких евреев носило немецкие имена и фамилии, а национальность в паспорте не писали.

Проверки рядового и унтер-офицерского состава на принадлежность к еврейству стали производиться лишь после покушения на Гитлера. Такие проверки охватили не только Вермахт, но также Люфтваффе, Кригсмарине, и даже СС. До конца 1944 года было выявлено 65 солдат и матросов, 5 солдат войск СС, 4 унтер-офицера, 13 лейтенантов,
один унтерштурмфюрер, один оберштурмфюрер войск СС, три капитана, два майора, один подполковник - командир батальона в 213-й пехотной дивизии Эрнст Блох, один полковник и один контр-адмирал - Карл Кюленталь. Последний служил военно-морским атташе в Мадриде и выполнял поручения Абвера. Один из выявленных евреев был тут же ариизирован за боевые заслуги. О судьбе остальных документы умалчивают. Известно только о том, что Кюленталю, благодаря заступничеству Дёница, было позволено выйти в отставку с правом ношения формы.

Есть данные, что евреем оказался и гросс-адмирал Эрих Йоханн Альберт Редер. Его отцом был школьный учитель, принявший в молодости лютеранство. По этим самым данным именно выявленное еврейство и стало истинной причиной отставки Редера 3 января 1943 года.

Многие евреи называли свою национальность только в плену. Так, майор вермахта Роберт Борхардт, который получил Рыцарский крест за танковый прорыв русского фронта в августе 1941 года, попал под Эль-Аламейном в плен к англичанам, после чего выяснилось, что его отец-еврей живёт в Лондоне. В 1944 году Борхардта отпустили к отцу, но в 1946 он вернулся в Германию. В 1983 году, незадолго до смерти, Борхардт говорил немецким школьникам: «Многие евреи и полуевреи, воевавшие за Германию во вторую мировую, считали, что они должны честно защищать свой фатерланд, служа в армии».

Другим евреем-героем оказался полковник Вальтер Холландер. За годы войны он был награжден Железными крестами обеих степеней и редким знаком отличия - Золотым Немецким крестом. В октябре 1944 года Холландер попал к нам в плен, где и заявил о своём еврействе. В плену он пробыл до 1955 года, после чего вернулся в ФРГ и умер в 1972 году.

Известен также и весьма курьёзный случай, когда долгое время нацистская пресса помещала на своих обложках фотографию голубоглазого блондина в стальном шлеме как эталон представителя арийской расы. Однако однажды выяснилось, что помещённый на этих фото Вернер Гольдберг оказался не только голубоглазым, но и голубозадым.

Дальнейшее выяснение личности Гольдберга выявило и то, что он был ещё и евреем. Гольдберга уволили из армии, и он устроился приказчиком в компанию, занимающуюся пошивом военной формы. В 1959-79 Гольдберг был депутатом в палате депутатов Западного Берлина.

Самым высокопоставленным евреем-нацистом считается Заместитель Геринга генеральный инспектор люфтваффе генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх. Чтобы не дискредитировать Мильха в глазах рядовых нацистов, руководство партии заявило, что мать Мильха не вела половую жизнь со своим мужем-евреем, а истинный отец Эрхарда - барон фон Бир. Геринг долго смеялся по этому поводу: «Да, мы сделали Мильха ублюдком, но ублюдком аристократическим».

4 мая 1945 года Мильх был пойман англичанами в замке Зихерхаген на побережье Балтийского моря и был приговорён военным судом к пожизненному заключению. В 1951 году срок сократили до 15 лет, а к 1955 году - досрочно освободили.
Некоторые из пленных евреев умерли в советском плену и, согласно официальной позиции израильского Национального мемориала Холокоста и героизма «Яд ва-Шем», считаются жертвами Холокоста


Почему немцы убили шесть миллионов евреев? На этот вопрос трудно ответить. Некоторые историки считают, что нацисты планировали истребление евреев с момента их захвата власти в 1933 году. Другие историки считают, что истребление евреев было результатом специфического исторического контекста и, следовательно, изначально не планировалось.

Предыстория

В начале 1930-х годов, во время нацистского подъема к власти, Германия испытывала большие экономические и социальные трудности. Страна:

  • должна была выплатить огромную компенсацию союзникам в результате поражения в Первой мировой войне;
  • должна была придерживаться Версальского договора, в соответствии с которым она больше не могла иметь большую армию и должна была отказаться от некоторых территорий;
  • испытывала сильную инфляцию и экономическую нестабильность;
  • переживала большой уровень безработицы.

Гитлер использовал евреев как козла отпущения, обвиняя их в экономических и социальных проблемах Германии. Нацистская партия обещала решить эти вопросы, а в 1932 году получила 37% голосов на выборах.

Приход нацистов к власти

Все евреи и неарийцы были исключены из общества Германии. Они больше не могли владеть правительственными рабочими местами, владеть собственностью или вести собственный бизнес. В 1935 году правительство приняло Нюрнбергские законы, которые гласили, что только арийцы могут быть гражданами Германии. Нацисты считали, что «чистокровный» немец был расово выше, и что борьба за выживание существовала между немецкой расой и теми расами, которые считались низшими. Они видели евреев, цыган, синти, чернокожих людей и инвалидов как серьезную биологическую угрозу чистоте немецко-арийской расы.

Расовая политика

По мнению большой группы историков, «расовая война» против Советского Союза, начавшаяся в 1941 году, имела место в определенном историческом контексте, где стало возможным убийство людей — евреев, поляков и русских — в новой и ужасной манере.

Нацистская расовая политика между 1933 и 1945 годами состояла из двух элементов: евгеника и расовая сегрегация (позднее расовое истребление).

Таким образом, нацисты пытались сохранить свою собственную «расу» свободной от аномалий и болезней (евгеника) и сделать арийскую расу закрытой для других «низших» рас (расовая сегрегация и истребление). Во имя евгеники нацисты инициировали принудительную стерилизацию наследственных больных и провели эвтаназию около 200,000 умственно и физически недееспособных немцев.

Другая часть расовой политики, расовая сегрегация, была инициирована с целью пресечения и преследования всех неарийцев, в первую очередь евреев. Позднее расовая сегрегация была ужесточена и стала политикой расовой высылки: евреи были вынуждены эмигрировать. Эта политика успешно преуспела в Австрии в 1938 году, а затем была введена в самой Германии под лозунгом: “Германия для немцев! ”. Но почему немцы убивали евреев в первую очередь? Большинство историков считает, что на это больше всего повлияла личная неприязнь Гитлера к этой расе.

Крах политики вынужденной эмиграции

Казалось бы, что нацисты остановятся на законе вынужденной эмиграции. Так почему немцы убивали евреев во время войны? Дело в том, что после оккупации Польши в 1939 году политика вынужденной эмиграции стала непригодной для нацистского режима. Было просто нереалистично, чтобы более 3 миллионов польских евреев эмигрировали. Это привело к амбициозным нацистским планам по решению «еврейского вопроса». 20 января 1942 года под руководством начальника полиции Рейнхарда Гейдриха собралось несколько высокопоставленных чиновников нацистского государства, чтобы обсудить «Окончательное решение еврейского вопроса». В результате этой встречи Гейдрих получил полную поддержку от участников для систематического истребления евреев. Само решение, истребление евреев, предположительно было принято до проведения конференции.

Политика истребления

В 1941 году нацистское руководство определило будущее евреев. Начиная с этого года, евреев казнили и убивали в невероятно больших масштабах. Массовые убийства начались в связи с войной против Советского Союза, которая стартовала 22 июня 1941 года. В общей сложности на оккупированных советских территориях было убито 1,5 миллиона евреев — с помощью местных антисемитов. Почти одновременно массовые казни были начаты в шести “лагерях уничтожения”, расположенных в Польше. В этих лагерях погибло по меньшей мере 3 миллиона евреев. К этому следует добавить еще 1,5 миллиона евреев, которые погибли в концентрационных лагерях, гетто и в других местах в результате голода, рабского труда и произвольных казней.