Как сделать классный фоторепортаж — мастер-класс Евгения Колкова. Курсовая работа Фоторепортаж.Методика работы

С уверенностью можно отметить тот факт, что в «письменной» журналистике жанр репортажа является одним из самых востребованных и наиболее распространенных. Однако, не только печатной журналистики приглянулся этот жанр. Активно находит он свое применение и в фотожурналисткой практике. Огромное множество фотопубликаций, созданных в репортажном варианте украшают полосы как и интернет-изданий, так и бумажные масс-медиа. Однако, зачастую, фотографы, особенно на региональном уровне (по моим наблюдениям) не всегда достаточно точно представляют себе то, что являет собой фоторепортаж. Ниже я собрала основыные правила создания и признаки фоторепортажа, выделила его ключевые моменты и особенности.

В переводе с французского «репортаж» означает-»сообщать»(http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/127230/%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%B6), а Большой энцеклопедический словарь определяет жанр репортажа как « жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.»(http://slovar.cc/enc/bolshoy/2115114.html)

В нашем же варианте, к слову репортаж прибавляется еше один корень -фото, т. е. Выражать свою мысль журналист будет не с помощью ловкого пера, а с помощью фотографии.

Отсюда можно сделать вывод, что главной задачей и отличительной чертой фоторепортажа(основываясь на терминологической трактовке жанра в словаре), является его документальность,т.е. Построение фотоматериала на фактах с реального места события.

Порой, случается так, что в одном снимке фотографу не удается запечатлеть то или иное событие. Здесь приходит на помощь жанр фоторепортаж.

Изучая все особенности и нюансы фоторепортажа, фотографы учились не только по порядку соединять фотоэлементы но и выражать свое к ним отношение.

Свои первые попытки реализовать себя, репортаж находит на страницах журналов, хотя истоки фоторепортажа берут свое начало в 19 веке.

Решающую роль в становлении фоторепортажа сыграла русско-японская война-такой вывод я встретила в книге К. В. Чибисова «Очерки по истории фотографии»(ст 93). Автор говорит о том, что тираж газет во время войны вырос, а на их страницах то и дело появлялось все больше снимков с места сражений.

За годы своего существования фоторепортаж терпит множество изменений своей структуры. Творческая позиция фотожурналистов, стремясь уйти от протокольного представления на снимках событий развивает в себе возможность более творческой и информативной подачи материала. Идет усиление публицистического элемента.(

«Не смотря на то, что фоторепортаж относится к системе информационных жанров, не следует понимать что его сущность заключается лишь в протоколировании действительности. В нем, как и во многих других жанрах заложена возможность авторского самовыражения.» (ворон ст 50)


Сейчас, современный фоторепортаж представляет собой единение пространства и времени на фотоснимке. Увеличение психологической нагрузки на изображениях, стремление изобразить не только действия но и эмоции героев, духовное становление человека уже перешло в тенденцию.

Мы выясняем, что главной отличительной особенностью фоторепортажа является то, что он позволяет дать более полную информацию об объекте съемки. В фоторепортаже, в отличие от фотозаметки мы выделяем не только содержание события, но и его сюжет.

Как было отмечено выше, фоторепортаж относится к группе информативных жанров, следовательно, мы подводим черту под еще одним выводом-он, фоторепортаж, должен нести ответы на вопросы «что?» ,»где?»,»когда?», именно эти вопросы ставятся в приоритет в информационных жанрах журналистики в любом ее виде) . «Но главный вопрос, на который должен отвечать фоторепортаж -»как?»»(ворон ст 53). Представление фотоснимков с хронологическим порядком становления того или иного события,позволяет нам, как читателям, проследить всю его историю. Не менее важно присутствие текста под фотографиями. В нашем понимании текст дополняет и осуществляет содержательную нагрузку, создает эффект присутствия автора на месте события.

Хочу отметить, что фоторепортаж подразумевает собой не одно фото, а целый фоторяд. Подобный вывод логичен, т. к. главная цель фоторепортажа- полное информирование потребителя о событии. А выразить всю полноту действия в одном снимке довольно сложно. «Фоторепортаж характеризуется соотношением фабулы и сюжета. Фабула задается реальностью, а вот сюжет выстраивает автор. Соответствие действительному ходу события как бы растворяет его в фабуле. Но поскольку фиксируемый в развитии «кусочек» жизни в публикации этого жанра предстает в той или иной мере как законченное действие (снимая, скажем, спортивный поединок, фотожурналист проследит все его этапы, покажет и его развязку),то фоторепортаж, как правило, имеет и фабульное завершение. .»-так рассуждает Ворон говоря о специфике жанра в плане отражения реальности на сниках(ворон ст52).

Анализируя фотографии этого жанра, можно с уверенностью сказать, что фоторепортаж находит свое приминение в различных сферах человеческой деятельности, будь то спорт(Владимир Вяткин «спорт»https://vk.com/album57929179_98818079), социальная тема(Ян Даго «Африканские дети» http://www.rosphoto.com/reportage_photography/54_reportazhnyh_fotografa-2426) и многие другие. Иными словами, фоторепортаж в выборе темы неограничен никакими рамками. Именно благодаря этой особенности мы можем говорить о творческом подходе и развитии фотожурналиста.

Если говорить уже о методах съемки фоторепортажа, то, например, Я.Д. Фельдман выделяет два типа: это репортажная (фотограф не пытается повлиять на ход происходящих событий, фиксирую подлинное происходящее) и постановочная(заключается в предварительной организации сюжета с целью фотосъемки. Происходит фиксация заранее подготовленного эпизода.)(фельдман ст 178)

Подобный способ съемки позволяет сделать снимки более художественными, что не часто удается работая с камерой в «полевых» условиях, когда для художественности просто может не хватить времени. Фельдман оправдывает второй способ съемки говоря, что «Элементы профессиональной организации события, которое снимают, не означают его фальсификации - это только приспособление для съемки и получения наилучших вырази- тельных результатов. Подлинное со- бытие может быть хроникальным или в какой-то мере подготовленным, что, в общем, не нарушит его подлинности.» Ниже мною представлена наиболее полная классификация видов репортажной съемки, выведенная А.И. Лапиным(Лапин ст 169)Итак принято выделять следующие разновидности жанра:

1. Хроникальный фоторепортаж.(большая детализация действий, более широко представлена картина происходящего)

2. Интерпретирующий репортаж(последовательное изображение действий, суждение автора составляет существенную часть содержания)

3.Событийный фоторепортаж.

Событийное фото выступает как свидетельство некоего масштабного события. Чистый, художественно не организованный кадр. Ее важность и ценность заключается в том, что она представляет собой ценное документальное доказательство, живое и беспристрастное, правдивое свидетельство. Здесь не требуется авторской оценки. От фотографа требуется лишь умение быстро реагировать на происходящее, умение оценивать нестандартность ситуации.(лапин ст)

4. ситуационная фотография.

Ситуационная фотография отличается от событийной значительным содержанием при внешней незначительности происходящего. Мы можем предположить, что самым важным в этом виде считается не простая фиксация события в том или ином фрагменте, а его осмысление. Осмысление важная часть аналитической деятельности, из этого следует, что мы можем назвать ситуационную фотографию аналитической.

Такая фотография становится аналитической, иногда даже неся в себе философское, поэтическое осмысление жизни. Проанализировав это заключение мы понимаем, что снимки обретаю субъективное изображение, т. к. автор не стремится в первоочередном порядке передать происходящее, он ищет скрытый смысл в незначительных деталях, случайных жизненных проявлениях.

5. Фотография момента

фотограф здесь выступает в роли некоего пророка. Он точно не знает что случится дальше, но он должен предугадать, как сложится его кадр, учитывая стремительное развитие действий на том или ином событии.

6. фотография детали

В этом случае какая либо деталь, частность становится гораздо важнее и содержательнее по смыслу,чем главный объект. Однако, следует помнить, что не всякая деталь может «зазвучать» на изображении. Всякое изображение способно иметь в себе нескончаемую массу деталей. В этом случае необходимо найти и подчеркнуть ту, которая могла бы иметь подтекст или смысл.

7. Изобразительная фотография.

Следующий вид репортажной фотографии-фотография изобразительная. Основное внимание фотограф на таком роде снимках, уделяет непосредственно самой организации изображения. Не важно что будет на снимке, будь то важная деталь, фрагмент события, выразительный момент, все равно большую значимость несет в себе именно построение изображения. Главное, чем стоит руководствоваться фотографу, это максимальная резкость изображения, точная передача фактур предметов, огромное внимание уделяется печати фотоизображения на бумаге, проработка мельчайших деталей.

Фоторепортаж - это своего рода связный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество камеры. Фоторепортаж уже давно стал самостоятельным жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями.

Есть у слова "репортаж" и второе значение - это метод съемки события без вмешательства в его естественное течение.

Данный жанр не предполагает скрупулезного исследования явлений жизни, анализа происходящего. Это беглый рассказ о событии, своего рода песнь казахского акына: что вижу - то пою! Результат творческих усилий и в песенном творчестве, и в фотографическом репортаже зависит в большой мере от личности исполнителя. Если акын не обделен талантом, воображением и вооружен опытом предыдущих поколений, песня может получиться интересной.

Специфика репортажной фотосъемки

Фоторепортаж - это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Таким образом, репортаж ставит фотографа в некие временные и сценарные рамки. Репортажный метод съемки исключает режиссирование, хотя в некоторых ситуациях фотограф может немного провоцировать людей или ситуацию. Но это бывает нечасто - искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, ракурс, момент.

Фоторепортер, если ему поручено запечатлеть событие, происходящее внезапно, в очень короткий промежуток времени, должен носить фотоаппарат наготове. Это дает возможность в нужный момент с любой точки мгновенно сделать первый снимок. Затем, если действие повторится, фотограф может оказаться в более подходящих условиях съемки и технически улучшить следующий кадр. Но надо помнить, что второй шанс предоставляется далеко не всегда.

Когда фоторепортер не может передвигаться по месту действия (например, при съемке демонстраций, парадов), фокусировку объектива на резкость он производит по объекту, мимо которого должны пройти люди.

При такой съемке диафрагму устанавливают с учетом необходимой глубины резкости, а скорость затвора - с учетом условий освещения и скорости движения людей.

Спортивные состязания

Фоторепортаж о любом виде спорта делать нелегко. Чем больше соревнуется спортсменов, тем труд- нее сконцентрировать внимание на ком-либо одном из них, предусмотреть возможные наложения. Немного проще снимать те соревнования, которые проходят в единоборстве: гимнастика, горные лыжи, верховая езда и др. Здесь в поле зрения один спортсмен, и это позволяет лучше оценить момент съемки.

Особенностью спортивного фоторепортажа является то, что оператор, как правило, не может предугадать, что произойдет в ближайшее время, вот почему надо работать в режиме многокадровой съемки. Если вы всерьез намерены заняться этим нелегким делом, то при выборе фотоаппарата обратите особое внимание на данную функцию. Причем важна не только скорость съемки, но и такие параметры, как продолжительность серии кадров и разрешение. Встречаются модели фотоаппаратов, обеспечивающие очень быструю серийную съемку, но: с разрешением не более одного мегапиксела. Такого показателя недостаточно даже для печати фотографий размером 10х15 см.

Другая важная особенность для съемки спортивных состязаний - быстрота автофокуса. Этот параметр обычно не указывается в технических характеристиках, и его приходится оценивать, взяв камеру в руки. Причем нужно иметь в виду, что во многих случаях модель может демонстрировать высокое быстродействие системы автофокусировки при ярком освещении, но при снижении яркости это значение падает.

Репортаж с праздника

Застолье лучше снимать с верхней точки, например встав на стул. В таких условиях вам будет все хорошо видно, в кадре поместится больше людей, сидящих за столом, и в то же время руки одних гостей не будут загораживать лица других. Возможно, на первом плане такого снимка окажутся руки гостей, здесь важно не пересветить.

Лишний раз хочу напомнить, что в композиции большую роль играют второй и третий планы, которые могут быть либо активными, то есть подыгрывают смысловой основе, либо пассивными, как, например, откровенно смотрящий в объектив человек. В репортажной съемке следует избегать моментов, когда кто-то целенаправленно хочет попасть в объектив. Это так называемые уши фотографа, то есть если кто-то из персонажей смотрит в объектив аппарата, то это сразу выдает присутствие фотографа. Камера в таких репортажных сюжетах должна быть невидимой для всех. И чем удачнее "спрячется" фотограф, тем лучше получится снимок.

Съемка концерта

Концертная съемка - один из самых сложных видов фоторепортажа. Условия там редко способствуют получению качественных снимков, чаще наоборот, поэтому хорошая аппаратура в данном случае - условие номер один. Особенно важна светосила оптики: снимать на концерте со вспышкой - это убить сценическое освещение, а вместе с ним и атмосферу. Часто для оформления концертов используют дым, а что такое вспышка в дыму? Это загубленный кадр. Огромное значение при такой съемке имеет возможность безболезненно для картинки повышать эквивалентную чувствительность матрицы. У цифровых "зеркалок" благодаря существенным размерам матриц больше и размер единичной приемной ячейки - пиксела, поэтому при усилении сигнала (повышении чувствительности) шумов на изображении появляется немного и картинка остается достаточно чистой.

Здесь, кстати, уместно еще раз упомянуть об огромном преимуществе цифровых камер перед пленочными - речь идет о балансе белого. Сохранить на снимке цвета сценического освещения - это значит передать все нюансы атмосферы концерта. На пленке в такой степени управлять цветом в данных условиях невозможно.

Съемка с проводкой и без

Обычно во время съемки движущейся толпы очень сложно найти момент, когда люди "не сливаются". В этом случае от фотографа требуется огромная наблюдательность - надо следить за всеми планами и держать в поле зрения все действующие лица. Это, может быть, самое сложное в документальной фотографии, этому надо учиться. И мой вам совет: идете ли вы по улице, едете ли вы в транспорте, старайтесь находить вокруг кадры со сложной композицией, с большим количеством действующих лиц и учитесь "останавливать глазом" эти мгновения.

В ситуациях, когда основной объект - автомобиль, желательно снимать на длительной выдержке с проводкой, за счет этого получается большая динамика, и композиция намного выигрывает.

Съемка с проводкой осуществляется при совпадении угловых скоростей перемещения объекта и его оптического изображения. Стараясь сохранить движущийся объект в определенной точке кадрового пространства, фотограф нажимает на спусковую кнопку во время поворота камеры за движущимся объектом.

Массовые шествия и сцены лучше фотографировать с высоких точек (третий или четвертый этаж), выбирать боковое освещение, строить кадр не прямо, а несколько по диагонали.

Кстати, собрания и заседания рекомендуется фотографировать с высоты не ниже 2-3 м. Хорошие результаты дает и более высокая точка. Во время перерывов заседаний (в кулуарах) надо снимать с уровня глаз, стремясь к тому, чтобы беседующие не замечали фотографа, не пытались ему позировать.

Выступающих с трибун лучше не фотографировать снизу - острый ракурс искажает лица. Лучше снимать с уровня трибуны или издалека телеобъективом.

Требования к аппаратуре

Как мы уже говорили, художественную значимость фоторепортажей переоценить сложно - они, как ни какой другой жанр, наиболее точно и достоверно способны отразить целую эпоху, опираясь на мгновения, попавшие в кадр. Однако подобные работы - это не только воплощение таланта художника, но и демонстрация виртуозного владения фототехникой и приемами съемки. Естественно, требования к аппаратуре в этом случае достаточно высоки и специфичны, но выразить их в двух словах несложно - фотоаппарат не должен накладывать никаких ограничений на возможности съемки.

Несомненно, репортажная камера обязана делать хорошие снимки в условиях сложной освещенности. Недостаточность света, излишняя его интенсивность, наличие в кадре "засвеченных" объектов наряду с глубокими тенями или невозможность применять дополнительное освещение (в случае запрета использования вспышки) - это обычные условия для съемки репортажей, и аппарат должен быть рассчитан на работу в них. У профессионального фотографа возможностей сделать фотографии при подобном освещении, используя пленочный аппарат, достаточно много. Снимать в таких условиях позволяет большой набор сменной оптики, широкий диапазон пленок разной чувствительности и возможность отработки сложной экспозиции, присущая современным профессиональным камерам. При переходе на цифровую технологию фотограф получает ряд преимуществ: оперативность, выгоду за счет экономии на расходных материалах, удобство хранения и структурирования цифровых снимков и т. д. Все это особенно важно для фоторепортера, когда счет идет на секунды, а число кадров измеряется сотнями. Ограничения напрямую зависят именно от используемой в каждом конкретном аппарате светочувствительной матрицы.

Для репортажной съемки было бы неплохо обзавестись "цифровиком", в котором уже заложена функция непрерывной съемки. Для оперативной работы необходимы также дальномер, быстро работающий затвор, возможность использования сменных объективов. Не удастся обойтись и без стандартного набора светофильтров, электронной фотовспышки, легкого штатива и фотоэлектрического экспонометра.

Набор светосильных объективов (1:1.5-1:2.8) должен помочь в самых неблагоприятных для съемки световых условиях. Нормальный, широкоугольный и телеобъектив - обязательный комплект оптики для фоторепортера.

Если фотограф хочет затеряться в толпе, то для этого надо иметь негромоздкие предметы аппаратуры, которые не привлекали бы особого внимания. (Сейчас многие имеют фотоаппараты, и люди все меньше реагируют на "мыльницы" и маленькие камеры, но профессиональная фототехника, как правило, сразу же бросается в глаза.) Фоторепортер должен уметь вжиться в ту ситуацию, которую хочет запечатлеть, и остаться при этом незамеченным. И не надо пытаться сразу вытаскивать фотоаппарат, потому что этим очень легко можно разрушить естественную атмосферу происходящего. Очень сложно оставаться невидимым с фотоаппаратом в толпе, для этого требуется определенный профессиональный опыт. Конечно, чтобы фотографировать совершенно незнакомых людей, когда те спешат по делам и уж точно не хотели бы сохранить свою унылую физиономию для истории, нужно набраться изрядной наглости или использовать телеобъектив или скрытую камеру. Как бы то ни было, многие известные фотографы советуют работать скрытой камерой даже при съемке близких, потому что человек, который не позирует, выглядит более естественно, непринужденно и соответственно более интересно.

ТАКЖЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

«Я нахожу сюжеты в шестидесяти ярдах от своей двери»

Друзья, последуем правилу Козьмы Пруткова: «Зри в корень!». Корневая часть слова «фоторепортаж» - reportage - в переводе с французского означает «информировать», «извещать».

Как метод съемки и самостоятельный жанр фотографии, фоторепортаж начал развиваться в сфере журналистики в Европейских странах в первой половине прошлого века. Одним из первопроходцев на этом пути был Эрих Соломон, юрист, владевший многими языками. Он делал закулисные съемки известных международных политических деятелей на конференции Лиги Наций в конце 20х годов. Фотографы газет и журналов с тех пор подхватили его манеру снимать по ходу события, не дожидаясь позирования. Сегодня фоторепортаж перестал быть уделом только профессиональных фоторепортеров. Если у тебя в руках легкая и простая в обращении цифровая камера, ты имеешь опыт фотографирования и оказался в центре события – не исключено, ты сможешь сделать хорошие фотографии и разместить в интернете. Известны случаи, когда любительские кадры, опубликованные в интернете, становились сенсацией. Связный рассказ в нескольких фотографиях о событии - это и есть фоторепортаж. Его отличает правдивость, объективность, повествовательность, он дает зрителю представление о сути
события и его развитии в конкретном историческом отрезке времени. О событии рассказывают сами фотографии и короткая подпись к ним. Применение репортажного метода означает проведение съемки без вмешательства в естественное течение ситуации, а подразумевает мягкое незаметное сопровождение. В итоге можно получить не только информационно-значимый фотоотчет о событии, серию фотографий, имеющих исторически-документальную значимость, но и увлекательную фотоисторию, которая может иметь самостоятельную художественную ценность.

Фоторепортаж и фотоистория. Виды репортажной съемки

По существу особой разницы между понятиями фоторепортаж и фотоистория нет. Их объединяет репортажный метод съемки. На Западе, например, любая серия фотографий, представленная в СМИ или на выставке, именуется «photostory». Можно ли назвать серию фотографий из вашей поездки в деревню к бабушке или на конференцию в Лондон фоторепортажем? Можно, если героев своей съемки вы не выстраивали перед камерой, не заставляли их позировать, а незаметно фиксировали моменты их бытия. Репортажная съемка - альтернатива постановочной, в которой фотограф управляет героями и выстраивает их перед камерой, как режиссер. Допустимы ли элементы постановки в репортажной съемке? Здесь нет единой установки, теоретики и практики расходятся во мнениях. Но мы поговорим об этом на следующих уроках. А пока приведу слова моего коллеги, прекрасного фотожурналиста и литератора, Геннадия Михеева: «В
фоторепортаже - как в любви и на войне - все средства хороши. Кроме тех, которые нарушают Закон».

Условно принято в нашей российской фотографии выделять два вида репортажной съемки – событийную и тематическую (повседневную, повествовательную). В журналистике первый вид съемки и составляет суть фоторепортажа в узком понимании этого слова, а второй называется фотоочерком.Событийный фоторепортаж - это новость, сообщение об общественно значимом событии, мероприятии, празднике, фестивале, визите какой-либо выдающейся личности, делегации, происшествии, чрезвычайной ситуации и т.д. В этом виде фоторепортажа
особенно важна информационная, документальная сущность фотографии. При событийной съемке фотограф скован временными рамками - в короткий промежуток времени он должен успеть сфотографировать главные, яркие моменты события, в считанные секунды найти точку съемки, план, ракурс. Такая съемка требует автоматизированных навыков, хорошей реакции и интуиции, способности предвосхищать события, предвидеть «ключевой кадр».

Примеры событийного фоторепортажа

Михаил Рогозин. Землетрясение в Армении. Декабрь

Также в качестве примеров событийного репортажа можно рассматривать всю серию фотографий, размещенную в разделе Примеры.

Сколько снимков может включать репортаж? Количество снимков зависит как от характера события и задач съемки, так и от мастерства фотографа. Событийныйфоторепортаж может состоять всего из одной-двух карточек либо расшириться до десятков фотографий (для формата журнального разворота или интернета).

Тематический репортаж – уводит нас в гущу повседневной жизни. В будничной жизни фотограф находит интересные островки, ситуации и рассказывает о них языком фотографии. Это фоторассказ об отдельном человеке или людях, их взаимоотношениях, деле, отдыхе, увлечениях. Тематика фотоисторий разнообразна и охватывает все сферы мира человека - от родильного дома и клубного рок-концерта до производства ракетных двигателей и жизни церковного прихода.

Пример тематического фоторепортажа

Михаил Рогозин. Парижский дом моды Lanvin — первая империя моды.

В отличие от событийного репортажа, работа над фотоисторией может продолжаться длительное время. Фотограф имеет возможность прерывать работу, а затем снова возвращаться к съемке, постепенно накапливая материал по теме. Цель тематического фоторепортажа, как и событийного, - точно отразить действительность. В фотоистории мы располагаем большей свободой и временем для изучения своих героев, проникновения в их психологию. У нас широкие возможности для реализации специфических фотографических приемов. В силу этого снимок имеет больше шансов стать художественным произведением, нести в себе элементы обобщения.

Тематическая фотосъемка дает простор творческим силам фотографа, если для последнего репортаж не просто ремесло, а искусство. Выдающийся фотомастер XX века Анри Картье-Брессон, считающийся среди фотографов королем фоторепортажа, писал: «Для меня фотография – это искусство в какую-то долю секунды проникнуть в самую сутьявления и одновременно передать ее в такой художественной форме, которая бы зрительно точно и ярко воспроизводила эту суть». По содержанию можно выделить еще два вида фотоисторий. К первым относятся истории со спокойным, ровным развитием события, отношений-переживаний героев. Второй вид - проблемный, конфликтный репортаж. Это ситуации, где прослеживается драма, противостояние, накал страстей, противоборство, интрига.

Михаил Рогозин. Дороги Чечни. Январь 1995

Михаил Рогозин. Молодые солдаты в вертолете Ми-26 на подлете к Грозному. Июнь 1995

Михаил Рогозин. Каска погибшего командира. Чечня, июнь 1995

Михаил Рогозин. Грозный, на улице Мира. Август 1996

Где сегодня в повседневной жизни используется фоторепортаж? Практически везде. Репортажный метод съемки стал популярен в свадебной фотографии, широко используется при создании слайд-шоу для конференций, презентаций. Он стал незаменим в путешествиях и поездках, на вечеринках, в клубной жизни, запечатлевает жизнь наших близких и детей в домашних альбомах. Условимся, чтобы не было путаницы понятий, следовать отечественным традициям. В наших уроках слово фоторепортаж будем употреблять в двух значениях: как метод репортажной съемки и как событийный репортаж. Тематический репортаж будем называть фотоисторией.

Творческие основы фоторепортажа. Развиваем наблюдательность Репортажный метод, отточенный профессиональными фотографами на протяжении прошлого столетия, имеет свои секреты. Прежде всего, хороший фоторепортаж – это плод творческой работы. Серия из нескольких фотографий может вызвать сильное чувство,размышление, дать новый взгляд на жизнь. В наши дни проводится большое количество конкурсов репортажной фотографии, что само по себе говорит об актуальности и востребованности этого направления, не побоюсь сказать, фотоискусства. Разумеется, как замечено выше, даже новичок по воле случая может сделать удачный репортажный снимок. И даже продать его, ведь фоторепортаж сегодня востребован, он существует в сфере рыночных отношений. Без совершенствования, без знаний хитростей репортажа и изобразительных средств создавать качественный впечатляющий фоторепортаж с завидной регулярностью невозможно. «Ходжа Насреддин в фотографии» Геннадий Михеев поучает: «Ты …можешь затеряться в толпе, раствориться в бытии. Не возбраняется и постановка, и красивые «мизансцены». Можно снимать исподтишка, в лоб, снизу, сверху… Окликать людей, просить повторить движение. Но если у тебя в итоге выйдет г…., не сваливай
вину ни на кого, кроме себя.» Самокритичность - вещь полезная. Она направляет сознание к вопросам: «Что можно улучшить? Чему надо учиться? Что я еще не умею?».

Основу фотографического творчества в репортаже составляет наблюдательность и умение мыслить сюжетами. Фотоистория начинается, как только вы замечаете необычное в обычном, видите происшествие, трагизм или комизм действия, смену настроения людей, игру света и тени, ритма, красоту пейзажа… Поэтому, мой первый совет - наблюдайте! Посейте и
взращивайте в себе идею, высказанную еще К. Гельвецием: «Гений – есть непрерывное внимание». Вооружитесь фотоаппаратом и ищите интересный кадр, сюжет, тему, где бы вы ни были. Окружающий мир наполнен ими. Нет скучных тем, есть наш скучающий взгляд. Сам процесс поиска-наблюдения похож на игру, охоту, разведку. Он сулит радость открытий. Увидеть кадр и поймать его - настоящее чудо! Удовольствие можно получить, работая над «скучной темой». Над тем, что вас окружает в повседневной жизни - семья, друзья, учеба, работа, отдых, увлечение и проч. За интересной темой, кадром не обязательно уезжать на край света. Знаменитый фотограф Альфред Стиглиц делится своим секретом: «Я нахожу сюжеты в шестидесяти ярдах то своей двери». Научитесь и вы находить сюжеты рядом. Это второй совет. Мыслим сюжетами. Умение мыслить сюжетами – другая особенность творческого процесса. Что я понимаю
под этим? Цель фоторепортажа - показать событие в развитии, действии, а героя - в смене его эмоционального состояния. Важно также отразить дух, атмосферу происходящего. Однако «…элементы, рождающие искру смысла, рассеяны в пространстве» (Анри Картье-Брессон). В фоторепортаже эти «рассеянные» элементы соединяются в связный рассказ. Каждая фотография из серии представляет собой самостоятельный сюжет, раскрывающий зрителю фазу события (начало, кульминация, завершение), основные сцены взаимодействия его участников. Фоторепортаж может подаваться зрителю хронологически последовательно, как в замедленном кино в виде визуального ряда с остановкой на важных моментах, каждый из которых фотография- сюжет. В другом варианте, серия фотографий раскрывает тему или событие ассоциативным образом, без соблюдения хронологической последовательности. Фотографии-сюжеты дополняют друг друга по смыслу, настроению, художественнымкачествам (подробности построения истории, отбор и редактирование будут изложены позже).

Сюжет в фотографии, таким образом, имеет такой же смысл, как в изобразительном искусстве. Сюжет (от французского sujet - предмет) - это предмет изображения. Основным объектом изображения в фоторепортаже является человек и его взаимоотношения с миром. Сюжет раскрывается непосредственно в сценах взаимодействия людей друг с другом, с вещами, природой и т.д. А также мы узнаем о человеке опосредованно: фотограф снимает окружающий человека мир, интерьеры, предметы. Это тоже сюжеты.

На практике, главное содержание истории может быть отражено в одной ключевой фотографии (сюжете), иногда в 2-3-х. Это стержень всей истории. Другие сюжеты иллюстрируют и детализируют событие-историю. Чем больше разнообразных сюжетов (в них новые лица и детали, повороты действия, переживания, состояния, пейзаж), тем богаче и любопытнее история.
Поначалу вам поможет простая схема. В каждой истории или событии есть начало, развитие действия, кульминация и финал. Можно разбить ее на мелкие сюжеты. Тогда сказка про «Красную Шапочку» будет выглядеть так:

1. Красную Шапочку возле дома провожает мать.
2. Девочка идет по лесной тропинке.
3. Встреча с волком.
4. Волк у дома бабушки.
5. Волк набрасывается на бабушку.
6. …
7. …

В завершении урока я советую вам развивать свой вкус, перенимая опыт российских мастеров фотографического сюжета. Очень разнообразные по сюжетам фотоистории у Геннадия Михеева. А Павел Кривцов, на мой взгляд, непревзойденный мастер построения сюжета в одной фотографии. Их работы вы найдете в интернете.

Дополнительная литература по теме урока

1. Эрих Эйнгорн. «Основы фотографии», М., «Искусство», 1989
2. Анри Картье-Брессон. «Решающий момент»
3. Морозов Сергей. «Творческая фотография», М., «Планета», 1985
4. Чудаков Георгий. «Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура», «Советское фото», 1982, No10
5. Михеев Геннадий. «Занимательно о фотографии. Язык фотографии»

Задания к уроку No1 «Фоторепортаж и фотоистория»

Учимся снимать сюжеты в формате фотоистории

Цель задания: научиться снимать сюжеты в формате фотоистории.

Описание задания:

1. Для освоения «сюжетного мышления» и съемки сюжетами, выберите учебную тему (список тем прилагается), над которой вы сможете работать на протяжении последующих уроков. В работе над этой темой мы будем изучать основные приемы и изобразительные средства репортажной съемки.
Тема – это направление для вашего ума. Вы можете ее сузить и конкретизировать.

Например, тему «Семья» свести к «Моя бабушка печет пироги». Или в теме «Дворовые истории» найти свое — «А у нас в гараже…» и т.д.
В выборе тем есть одно исключение! Не рекомендую выбирать съемку своих детей, да и маленьких детей вообще, как основную, сквозную тему уроков. Элемент субъективизма в оценке своих детей будет всегда присутствовать, т.к. свои дети на любой фотографии, любого качества будут хороши и дороги. Качественной репортажной съемки не получится! И еще. Крайне нежелательно высылать в качестве домашнего задания архивные снимки сделанные давно. Снимайте все в реальном времени по прочтении урока! На выходе нашей совместной работы мы должны получить законченную фотоисторию. Тема в процессе работы может поменяться. Главное - тема должна вам нравиться и быть доступной для регулярной работы над ней на протяжении следующих уроков. То есть вам придется по моему заданию что-то переснимать или доснимать.

2. Начните съемку по выбранной теме. Перед съемкой продумайте основные сцены своей истории, разбейте ее на сюжеты, дай им названия. Вам поможет правило, описанное в теоретической части урока («Красная шапочка»). Позаботьтесь, чтобы сюжеты были разнообразны.

3. Вышлите фотографии в количестве до 30 штук. Приложите к фотографиям текст - короткое описание темы. Прошу вас высылать фотографии и текст в одном ZIP- архиве. Напомню, очень важно, чтобы архивов было не более трех. Дополнение: мне бы хотелось также знать ваше имя, возраст, род занятий и какое место в вашей жизни занимает фотография, какие цели вы ставите перед собой.

Темы фотоисторий

1. Творческая мастерская

Творческий процесс в любом коллективе – детском кружке, танцевальной, фольклорной группе, самодеятельной или профессиональной, музыкальной школе, художественном училище, театральной студии и т.д.

Тренировки, турниры, спортивный коллектив (жизнь), рассказ об известном спортсмене, тренере, о спортивном клубе, болельщики и фанаты.

3. Оздоровительные клубы и занятия

Фитнес-клуб, шейпинг, тренажерные залы, йога и т.д.

4. Уличная жизнь

Паркур, граффити, байкеры, скейт и другие молодежные субкультуры. Торговцы, музыканты, художники, толкучки, базары, книжные развалы, птичьи рынки и др.

5. Люди и транспорт. «Жизнь на ходу».

6. Учеба. Студенческая и школьная жизнь.
На учебном семинаре, экзамены-зачеты, общежитие, жизнь класса, развлечения.

7. Увлечения моих друзей.
Охота, рыбалка, коллекционирование, вышивание, фотография и т.д.

8. Духовная жизнь.

Жизнь прихода и прихожан. Рассказ о священнике. Воскресная школа, жизнь духовной семинарии.

Загородная поездка. Выходной день на природе. Посещение музея, выставки, усадьбы, заповедника (для тех, кто живет рядом, кому доступно наблюдение этого процесса). Вечеринка с друзьями.

Профессиональный фотограф, которому предстоит репортажная съёмка, обыкновенно прибывает к месту события заблаговременно. При возможности он обязательно ознакомится с планом мероприятия, отметит для себя, что нужно снять обязательно, что желательно, чего скорее всего не получится запечатлеть. Пока на месте немного людей, он быстро отмечает для себя удачные точки съёмки, возможность перемещения, делает снимки предметов, к которым доступ в дальнейшем может быть ограничен и т. д. Примерно такого же плана действий можно придерживаться и начинающему школьному репортёру.

Вообще говоря, если никакой предрасположенности к фотографии нет, можно поступить просто: установить палец на спусковую кнопку и время от времени нажимать на неё. Из 200 снимков 20 всегда можно отобрать. Этот способ подойдёт всем.

Другой способ - попробовать в голове представить связный рассказ и проиллюстрировать его . Рассказ должен включать ответ на вопросы что, где, когда. «Праздник был в таком-то году (точная дата) в таком-то месте. Сначала было то-то. Потом выступил такой-то. Потом были жмурки». И к каждому предложению сделать подходящий снимок, такой, чтобы нельзя было перепутать: снег (значит, зима), вот тут мы видим учителя пения, а тут - жмурки. Снимок должен рассказать постороннему глазу всё сам, без слов. Впрочем, небольшие пояснения при размещении на сайте всё же потребуются: уточнить действие, указать фамилии, название игры и т. д. Об этом - в заключительной части, примеры можно посмотреть .

Вся фотография - это три вида съёмки: общий план, средний план, крупный план. Обязательно нужен предваряющий снимок, который покажет общую атмосферу, интерьер. Понадобится также снимок, включающий в себя небольшую группу лиц - двое-трое, объединенных общим делом. И, разумеется, лица: если речь идёт о празднике, вероятно, на них должна быть улыбка.


Сложно? Непонятно? Доверь создание сайта компании которая специализируется на изготовлении работающих сайтов. Подготовят фото, оптимизируют текст; продвижение, контекст: узнай по ссылке, почему нужно выбрать именно SITE-ART.net

Совокупность снимков даст возможность всем, кто не смог посетить мероприятие, составить собственное впечатление о нём: было ли там весело, сколько человек пришло, как обстоит в школе дело с материальной стороной и т. д. Пытливому глазу репортаж даёт очень много информации: фотография не врёт.

Снять всё, наверное, и не получится. Не важно: для хорошего репортажа достаточно 20 разных фотографий. Это оптимальное число, чтобы и рассказать, и не дать заскучать.

NB
Зачастую какие-то эпизоды мероприятия оказываются столь скоротечны, что не удаётся их запечатлеть. А рассказать о них хочется. Можно попробовать сделать снимок, выходящий за временные рамки мероприятия. Не успели снять выстрел из хлопушки? Снимите конфетти на полу и включите снимок в свой фоторассказ.

30.09.2016

Знакомое многим слово «репортаж» произошло от французского «reporter» - «переносить», и английского - «report», что буквально означает - «доклад, отчет». Несложно догадаться, что в прямом смысле слова - репортер или журналист - это человек, который «перемещает» новостные события из реального мира в мир бумажный или виртуальный.

А фоторепортаж представляет эти события зрителю не посредством слов и интонаций, а при помощи изображения, зрительного восприятия образов. Иными словами - это рассказ о каком-либо событии в фотографиях.

Фоторепортаж интересен тем, что в нем невозможно срежессировать кадр, он исключает постановочную съемку. Фотограф ловит моменты реальной жизни в вихре событий, должен уметь видеть наиболее удачный ракурс, находится в гуще происходящего. А главной особенностью такой фотографии остается ее документальность. Кроме того, у фотохудожника нет возможности сделать повторный кадр, дубль одного и того же момента.

Фотограф Белый Владимер

Виды репортажной фотографии

В жанре фото-репортажа можно условно выделить два вида, порой тесно взаимосвязанных друг с другом:

  • Событийный;
  • Повседневный.

Первый - событийный репортаж. Это съемка всевозможных событий - премьеры, соревнования, различные форумы, презентации, праздники и т.д.

Второй - повседневный вид репортажа, который отражает события обычной жизни в ее бытовых моментах, привычных многим.

Особенности фоторепортажа

Фоторепортаж может состоять из одного единственного кадра, в котором отражен весь сюжет события, или быть в виде фотоочерка, серии снимков. Не важно, последовательны ли события или происходят хаотичным образом, главное, чтобы они были объединены одной общей темой.

Фото-очерк позволяет фотографу передать более связанное и полное повествование. Чтобы зрителю было удобнее воспринимать и понимать ход событий, материал снимается по простой схеме, похожей на сценарий фильма: начало, развитие, кульминация и финал.

Фотограф Коренев Дмитрий

Съемка в данном жанре не самая простая и не столько потому, что нужно быть все время в тонусе, ловить момент, быть внимательным к деталям происходящего и в целом оценивать ситуацию, выискивая самые удачные места для кадров.

Событийный репортаж, например, - это не только съемка радостных моментов и событий. Событийный репортаж также включает в себя съемку похорон, мест аварий и катастроф, забастовки, а также вооруженные столкновения и даже военные действия. Зачастую помимо тяжелой эмоциональной нагрузки, работа представляет еще и угрозу жизни фотографа.

Однако помимо репортажей из «горячих точек» нашей планеты, фоторепортеры освещают спортивные мероприятия и концерты, публичные выступления и праздники, конференции и выставки. Кроме того, этот жанр часто применяется и для съемки домашних событий: свадьбы, выпускные вечера, детские утренники и дни рождения.

Качественный фотоочерк сохраняет в памяти наиболее значимые события, впечатления, эмоции, настроения и переживания. А перед фотографом стоит задача выхватить и запечатлеть на снимке наиболее яркие моменты, создавая целостную картину происходящего.

Интересные публикации на сайте