Кедрин Д. Б

Кедрин, Дмитрий Борисович – русский советский поэт. Родился 4 февраля 1907 года в донбасском поселке Щегловка в семье горняка. Начал печататься в 1924 году. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме (1922-1924). В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт. Работал корреспондентом авиационной газеты “Сокол Родины” (1942-1944). Переехав в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве “Молодая гвардия”.
Первый поэтический сборник – “Свидетели” был издан в 1940 году. Одним из первых значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма “Рембрандт” (1940) о великом голландском художнике.
У поэта был чудесный дар проникать в далекие эпохи. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно любил он Русь, написав о ней, кроме “Зодчих”, поэмы – “Конь”, “Ермак”, “Князь Василько Ростовский”, “Песня про Алену-старицу” и др.
Дмитрий Борисович был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком.
18 сентября 1945 он трагически погиб под колесами пригородного поезда (по данным Игоря Лосиевского, был выброшен). Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Вариант 2

Кедрин Дмитрий Борисович (1907-1945)- замечательный русский поэт, драматург и переводчик. В раннем возрасте стал сиротой и воспитывался бабушкой-дворянкой. Она приобщила будущего поэта к народному творчеству, ознакомила с поэзией таких известных писателей как Пушкин, Некрасов.

Родился на Донбассе в поселке Щеглова. Образование получал в Коммерческом училище и техникуме путей сообщения. В 1924 году уже печатался в местной комсомольской газете, писал стихи. Его увлекала не только поэзия, но и театр. С 1933-1941 гг. работал литконсультантом в издательстве “Молодая Гвардия” в Москве.

Известность к поэту пришла после издания стихотворения Кукла (1932), трогательных стихов о природе Руси (Подмосковная осень, 1937; Зимнее, 1939, Осенняя песня, 1940). Ряд стихотворений пронизаны нотками историзма и эпичности “Смертник”, “Казнь”, “Прошение”. В 1938 г. Кедрин издает замечательную поэму “Зодчие”, которая посвящалась строителям храма Василия Блаженного. Стихи “Алена-Старица” поэт посвятил московской воительнице.

“Свидетели” (1940 г) это первый и единственный сборник стихов поэта. В этом же году в свет выходит “Рембрандт” – драматическая история о голландском художнике. В 1943 году Кедрин работает корреспондентом в газете “Сокол Родины”, где печатался под вымышленным именем Вася Гашеткин. В этот период творчество поэта отражало горечь военного времени, непоколебимую волю к победе. Его беспокоила тема, разных социальных слоев населения. Он боролся за права талантливых, честных и смелых людей, которые были беззащитны против власти, грубой силы и корысти. Дмитрий создает поэму посвященную женщинам с нелегкой судьбой – Евдокии Лопухиной, княжне Таракановой, Прасковье Жемчуговой.

Кедрин много произведений посвятил мировой истории, ее связи с современностью, культуре других народов (Свадьба, Варвар и др.)

Он любил свою родину и посвятил Руси не одно произведение “Конь”, “Ермак”, “Князь Василько Ростовский”, “Песня про Алену-старицу”.

Кедрин Д. Б. заявил о себе не только как мастер поэмы, баллады, но и как замечательный лирик и переводчик. Он перевел много стихов с грузинского, литовского, украинского и других языков.

18 сентября 1945 года талантливый поэт погиб под колесами электрички от рук негодяев. Он предчувствовал беду и не раз замечал, что за ним ведется слежка.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Борис Борисович Гребенщиков Биография Борис Борисович Гребенщиков – российский музыкант, поэт, один из основателей русской рок-музыки. Борис Гребенщиков родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года. В 1970 году он окончил Физико-математический лицей в г. Ленинград. В 1972 году Борисом Гребенщиковым, Read More ......
  2. Анатолий Борисович Мариенгоф Биография Анатолий Мариенгоф – русский поэт и драматург, автор мемуаров. Родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде в семье государственного служащего. В 1913 году мать Анатолия умерла и отец решает перебраться в Пензу. Там Мариенгоф учился Read More ......
  3. Александр Борисович Чаковский Биография Александр Борисович Чаковский родился 13 августа 1913 года в Санкт-Петербурге в семье врача. Все свое детство проводит в Самаре, где в 1930 году оканчивает среднюю школу, далее переезжает в Москву и устраивается помощником монтера на завод. Read More ......
  4. Виктор Борисович Шкловский Биография Виктор Борисович Шкловский – известный русский писатель, критик, киносценарист, родившийся 12 января 1893 года в Санкт-Петербурге. Мать имела русско-немецкое происхождение. Юные годы Виктора Шкловского прошли в Петербурге. Много раз мальчика исключали из школы. Причина – плохая Read More ......
  5. Николай Иванович Рыленков Рыленков Николай Иванович, русский советский поэт. Член КПСС с 1945. Родился в крестьянской семье. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933). Участник Великой Отечественной войны 1941−45. Печатался с 1926. Первая книга стихов – “Мои герои” Read More ......
  6. Сигрид Унсет Биография Сигрид Унсет – норвежская писательница. Родиной ее стал Каллундборг на острове Зеландия. Отец был норвежцем, мать – датчанкой. Вскоре семья переехала в Норвегию. В столице прошла юность Сигрид. Она часто посещала Исторический музей, с раннего детства ей Read More ......
  7. Сергей Петрович Алексеев Биография С. П. Алексеев родился на Украине, Погребищенском районе Винницкой области, в селе Плисков 1 апреля 1922 года. Отец работал врачом. С десяти лет мальчик учился в Москве. Окончив в 1940 году среднюю школу стал курсантом авиационного Read More ......
  8. Владимир Дмитриевич Дудинцев Биография Русский советский писатель-прозаик Дудинцев Владимир Дмитриевич родился в г. Купянск Харьковской области 16 (28) июля 1918 года. Отец будущего писателя, Семен Николаевич Байков служил в царской армии в чине офицера. Он был расстрелян большевиками в Харькове. Read More ......
Краткая биография Кедрин

Страница:

Кедрин Дмитрий Борисович (1907-1945), русский советский поэт, драматург, переводчик.

Родился 4 (17) февраля 1907 в Богодуховском руднике, ныне пос. Щегловка (Донбасс). Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты. С 1931 жил в Москве, в 1933-1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия».

Эти гордые лбы винчианских мадонн
Я встречал не однажды у русских крестьянок,
У рязанских молодок, согбенных трудом,
На току молотивших снопы спозаранок.

Кедрин Дмитрий Борисович

Приобрел известность после публикации стихотворения Кукла (1932), горячо поддержанного М.Горьким, трогательно-задушевных стихов о русской природе (Подмосковная осень, 1937; Зимнее, 1939, Осенняя песня, 1940) и связанных с народно-песенным началом в творчестве Кедрина (Две песни про пана, 1936; Песня про солдата, 1938) поэм Зодчие (1938) - о легендарных строителях небывалой красоты храма Покрова (Василия Блаженного), по приказу царя ослепленных, когда они неосторожно признались, что могли бы построить храм еще краше и тем умалить славу воздвигнутого; Песня про Алену-Старицу (1939), посвященная легендарной участнице бунта Степана Разина; Конь (1940) - о полулегендарном строителе-архитекторе «горододельце» конца 16 в. Федоре Коне.

В 1940 вышел единственный прижизненный сборник стихов Кедрина Свидетели. В 1943, несмотря на плохое зрение, поэт добился направления специальным корреспондентом в авиационную газету «Сокол Родины» (1942-1944), где печатал, в частности, сатирические тексты под псевдонимом Вася Гашеткин.

Интонации доверительной беседы, историко-эпическая тематика и глубокие патриотические импульсы питали поэзию Кедрина военных лет, где встает образ матери-Родины, горечью первых дней войны и непоколебимой волей к сопротивлению (стихи и баллады 1941, Ворон, Набег, Глухота, Князь Василько Ростовский, Весь край этот, милый навеки..., Колокол, День суда, Победа и др.).

Образами и ритмами русского народного творчества, традиционными сюжетами русской культуры насыщаются в это время и пейзажная и интимно-камерная лирика Кедрина (стихи и баллады Красота, 1942; Аленушка, 1942-1944; Колыбельная, 1943; Цыганка, Месяц однорогий..., оба 1944, и др.). Драматический характер поэзии Кедрина, насыщенной диалогами и монологами (стихи Беседа, Баллада о побратимах, Грибоедов), с наибольшей отчетливостью проявился в стихотворных драмах (Рембрандт, 1938, опубл. в 1940; утраченная в период эвакуации 1941 рукопись Параши Жемчуговой), а лаконическая образность его поэзии - в стихотворении Поединок (1933, интересном также и своеобразным поэтическим автопортретом писателя: «К нам в гости приходит мальчик / Со сросшимися бровями, / Пунцовый густой румянец / На смуглых его щеках. / Когда вы садитесь рядом, / Я чувствую, что меж вами / Я скучный, немножко лишний / Педант в роговых очках»).

Глубиной и энергией мысли отличается философская лирика поэта (Был слеп Гомер и глух Бетховен..., 1944; Бессмертие, Пластинка («Когда я уйду, / Я оставлю мой голос...»), Я, 1945). Для планетарного мышления Кедрина, как и других отечественных поэтов его поколения, характерно постоянное ощущение своей преемственной связи с мировой историей и культурой, знаками чего явились стихи и баллады, посвященные истории, героям и мифам других народов Приданое, 1935 («В тростниках просохли кочки, / Зацвели каштаны в Тусе, / Плачет розовая дочка / Благородного Фердуси...»); Пирамида, 1940 («...Лежал Мемфис на ложе из парчи...»); Свадьба («Царь Дакии, / Господень бич, / Аттила...»), Варвар, оба 1933-1940, и др. Кедрин переводил стихи с украинского, белорусского, эстонского, литовского, грузинского и др. языков.

В начале Великой Отечественной войны добровольцем уходит на фронт, становится корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины» (1942-44). Стихи военного времени проникнуты болью и скорбью первых месяцев войны, которые сменяются могучей волей к победе («1941», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа»).


КЕДРИН Дмитрий Борисович (14.02.1907-18.09.1945), русский поэт, переводчик. Рано осиротев, Кедрин воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая ввела его в мир народного творчества, познакомила с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко. Уже в 1923, бросив учебу в техникуме, начинает работать в газете, пишет стихи, увлекается поэзией и театром. К к. 1920-х порывает с определенными тенденциями “железной поэзии” Пролеткульта, в его стихах ощущается тенденция к эпичности и историзму (“Смертник”, “Казнь”, “Прошение”).Отец был железнодорожным бухгалтером, мать - секретаршей в коммерческой школе.

Кедрин учился в Днепропетровском институте связи (1922-1924). Переехав в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия».

Начал печататься в 1924. Несмотря на то что сам Горький плакал при чтении кедринского стихотворения «Кукла», первая книга «Свидетели» вышла только в 1940-м.

Кедрин был тайным диссидентом в сталинское время. Знание русской истории не позволило ему идеализировать годы «великого перелома». Строки в «Алене Старице» - «Все звери спят. Все люди спят. Одни дьяки людей казнят» - были написаны не когда-нибудь, а в годы террора.

В 1938 году Кедрин написал самое свое знаменитое стихотворение «Зодчие», под влиянием которого Андрей Тарковский создал фильм «Андрей Рублев». «Страшная царская милость» - выколотые по приказу Ивана Грозного глаза творцов Василия Блаженного - перекликалась со сталинской милостью - безжалостной расправой со строителями социалистической утопии. Не случайно Кедрин создал портрет вождя гуннов - Аттилы, жертвы своей собственной жестокости и одиночества. (Эта поэма была напечатана только после смерти Сталина.)

Поэт с болью писал о трагедии русских гениев, не признанных в собственном Отечестве: «И строил Конь. Кто виллы в Луке покрыл узорами резьбы, в Урбино чьи большие руки собора вывели столбы?» Кедрин прославлял мужество художника быть безжалостным судьей не только своего времени, но и себя самого. «Как плохо нарисован этот бог!» - вот что восклицает кедринский Рембрандт в одноименной драме.

Во время войны поэт был военным корреспондентом. Но знание истории помогло ему понять, что победа тоже своего рода храм, чьим строителям могут выколоть глаза.

Неизвестными убийцами Кедрин был выброшен из тамбура электрички возле Тарасовки. Но можно предположить, что это не было просто случаем. «Дьяки» вполне могли подослать своих подручных.

В 1929 следует арест. С 1931 после освобождения Кедрин поселяется в Подмосковье, служит литконсультантом в издательстве “Молодая гвардия”. Расширяется проблематика его творчества, его интересует “история живая и музейная”, т. е. связь истории с современностью. В 1938 Кедрин создает шедевр русской поэзии XX в. - поэму “Зодчие”, поэтическое воплощение предания о строителях храма Василия Блаженного. Московской юродивой воительнице посвящены стихи “Алена-Старица”, полулегендарному самородку-строителю Федору Коню - поэма “Конь” (1940). Историко-патриотическая тема преобладает в поэзии Кедрина и в годы войны, когда он освобожденный по зрению от воинской службы, добивается назначения его во фронтовую газету “Сокол Родины”: “Дума о России” (1942), “Князь Василько Ростовский” (1942), “Ермак” (1944) и др.

В войну Кедрин заявляет о себе и как крупный поэт-лирик: “Красота”, “Аленушка”, “Россия! Мы любим неяркий свет”, “Мне все мерещится поле с гречихой...”. Он начинает создавать поэму о женщинах трагической судьбы - Евдокии Лопухиной, княжне Таракановой, Прасковье Жемчуговой. Все отчетливее в его стихах звучат православные мотивы.По возвращении с фронта Кедрин замечает за собой слежку. Предчувствие беды не обмануло поэта: спустя три месяца по окончании войны его найдут убитым около полотна железной дороги.

Единственный прижизненный сборник стихов Кедрина “Свидетели” (1940) был жестоко урезан цензурой.

В 1960 -70-е широчайший, всенародный интерес к творческому наследию Кедрина определил его истинное место в русской патриотической поэзии.

Дмитрий прославился не только своим поэтическим творчеством, но и публицистической и журналистской деятельностью.

Биография Дмитрия Кедрина: начало

Дмитрий считался внебрачным сыном. Еще в раннем детстве его усыновил приемный отец, дав ему свое отчество и фамилию. Однако он не смог долго воспитывать мальчика, рано скончавшись из-за болезни. Дмитрий Кедрин остался на воспитании своей матери, тети и бабушки. Уже спустя многие годы, поэт говорил, что в детстве около его колыбели сидели три женщины - три матери.

Интерес к литературе

О литературе юному Дмитрию Кедрину рассказывала бабушка. Именно она познакомила его с произведениями Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Николая Некрасова.

После знакомства с творчеством великих российских классиков, пробовал писать и сам Дмитрий Кедрин. Стихи маленького мальчика были еще совсем простыми и забавными. Бабушка не только знакомила внука с писателями и поэтами, но и с удовольствием слушала простые рифмованные строки, которые писал Дима.

Образование

Когда поэту исполнилось всего шесть лет, семье пришлось переехать в Днепропетровск.

Когда Дмитрий Кедрин стал старше, достигнув возраста девяти лет, мать настояла на том, чтобы у мальчика было хорошее образование. Именно тогда было принято решение о том, что мальчика стоит отдать в школу коммерции.

По дороге в школу, как вспоминал Дмитрий Кедрин, он всегда засматривался на памятник, установленный в честь Александра Сергеевича Пушкина. Сделанный из бронзы, монумент каждый день производил сильное впечатление на мальчика. Именно это восприятие и предопределило дальнейшую судьбу Дмитрия Кедрина, стихи которого с каждым годом становились все лучше и профессиональнее.

После окончания коммерческой школы, Дмитрий много занимался образованием самостоятельно. Поэт интересовался не только литературой, но и географией, биологией и многими другими науками. На столе у юного Дмитрия было всегда множество научных трудов известных ученых, чьи достижения были в абсолютно разных областях науки.

Серьезные шаги в творчестве

Заниматься своими стихами Дмитрий Кедрин начал только с 16 лет, несмотря на то, что уже на протяжении многих лет занимался поэзией. Самым удивительным было то, что особенно хорошо получались у поэта так называемые «стихотворения на злобу дня».

У Дмитрия было множество планов на жизнь, но все начало рушиться со сменой правительства и приходом революции.

Уже в 1924 году стихотворения Дмитрия Кедрина начали печатать в днепропетровской газете. Одним из первых стихов, которые были опубликованы еще на этапе раннего творчества, называлось «Так приказал товарищ Ленин». Именно после этого стихотворения, Дмитрий Кедрин стал известен в городе, в котором вырос.

Дальнейшее становление поэта

В 1922 году Дмитрий поступил в железнодорожный техникум. Однако закончить его ему не удалось - у поэта было очень слабое зрение, что создало серьезные препятствия для образования.

Но Дмитрий Кедрин не отчаивался. Будучи уже довольно-таки известным публицистом, поэт с легкостью устроился в городскую газету на место репортера. В журнале, который выпускался издательством газеты, печатались уже не только стихотворения Дмитрия Борисовича Кедрина, но и его статьи.

Поэтический голос

Дмитрий Борисович очень увлекался творчеством Владимира Маяковского. Он считал стихотворения поэта сильными, жизненными, особенными. Дмитрий побывал на всех выступлениях Маяковского, когда тот приезжал с выступлениями в Днепропетровск.

Изучая творчество и других поэтов, которые творили одновременно с ним, Дмитрий Кедрин приобрел свой собственный голос, свой стиль, который сразу узнавался сквозь те или иные строки. Он нашел свои темы. Именно они легли в основу стихов Дмитрия Борисовича Кедрина.

Личная жизнь

Будучи девятнадцатилетним парнем, Дмитрий встретил любовь всей своей жизни - семнадцатилетнюю Людмилу Хоренко, которая приехала в Днепропетровск издалека.

Жениться на любимой женщине Кедрину удалось лишь только через четыре года после знакомства.

Поэт всегда с особой трепетностью вспоминал о первой встрече с любимой женой. Он описывал ее в своей особенной манере - казалось бы, что можно было найти в такой девушки, но если только на миг представить ее образ - можно понять, отчего Дмитрий сразу влюбился в Люду.

Трудные жизненные обстоятельства

В 1931 году Дмитрий принял важное решение о переезде в советскую столицу вслед за своими друзьями. Вместе со своей женой Людмилой, Дмитрию пришлось поселиться в подвале старой двухэтажки.

Дмитрий Кедрин не хотел скрывать какие-либо факты из своей жизни. Поэтому, когда он писал свою анкету, он честно в ней написал о том, что был заключен в тюрьму в 1929 году за недонесение контрреволюционной информации на Украине. За это «правонарушение» Кедрин был осужден на два года тюрьмы. Проведя в заключении пятнадцать месяцев, поэт получил досрочное освобождение.

Сегодня, изучая жизнь и творчество Дмитрия Борисовича, историки приходят к выводу, что именно этот арест сильно повлиял на публикацию произведений Кедрина в городских журналах и газетах. Кроме этого, именно с этими событиями историки связывают загадочную смерть поэта, исследование которой продолжается до сих пор.

Новый шаг

В 1934 году у семейной пары Кедриных появилась прекрасная маленькая дочка. После рождения дочери, семья переезжает в Подмосковье. Именно там у поэта впервые за все время появилось «личное рабочее место», которое на самом деле было лишь маленьким закутком, огражденным занавеской.

Дмитрий не прекращал свою литературную деятельность. В 1932 году было опубликовано стихотворение Кедрина «Кукла». Именно это произведение принесло поэту огромную известность, потому как оно было оценено самим Максимом Горьким. Писатель говорил, что прекрасное стихотворение, написанное на высшем уровне.

Уже после этой оценки Горького, поэт написал множество своих лучших лирических стихотворений. Они рассказывали о красоте, о прекрасной природе тех краев, в которых жил и рос Дмитрий.

Творчество Кедрина

Произведения Дмитрия Борисовича отличаются от стихотворений его современников тем, что стиль, который выбрал поэт, был более философским. Кроме того, поэт часто обращался в своих стихотворениях к психологии и истории. Кедрин всегда восхвалял тех Творцов, которые создали прекрасную и вечную природу, которая способна сильно меняться на протяжении всего года, но при этом оставаться столь же великолепной, как и когда-то.

Из-за того, что стихотворения Кедрина не содержали в себе ни капли пафоса, которая была присуща всем поэтам тех лет, Дмитрий постоянно подвергался жестокой критике со стороны генерального секретаря Союза писателей. Вообще, говоря о творчестве Кедрина, нужно сказать, что очень многие советские критики советовали поэту бросить написание стихотворений на темы, связанные с историей.

Фронтовое время

С началом войны Кедрин хотел уйти добровольцем на фронт. В этом было поэту отказано, потому как его плохое зрение было бы помехой. Вместо этого Дмитрий занимался переводами разной антифашистской литературы, которую после печатали во всех советских газетах. Кроме этого, поэт и сам писал антифашистские произведения. Две книги с этими стихотворениями поэт отправил на рассмотрение для публикации. Однако в трудное для СССР время в издании сборников было отказано.

Уйти на фронт Дмитрию позволили лишь в 1943 году. Поэта сразу направили на работу в авиационной газете, где Кедрин занял место корреспондента. Но подписывать статьи своим именем ему все-таки не разрешили. Дмитрий Борисович писал о жизни летчиков, о их подвигах под псевдонимом «Вася Гашеткин».

За время своей работы, поэт часто писал письма жене, к которым прикладывал журналы со своими стихотворениями. За все военное время, таких журналов, посланных домой, было около 75 экземпляров, а стихотворений, вышедших из-под руки Кедрина, насчитывалось больше ста.

Самым известным произведением фронтового времени для Кедрина стало стихотворение «Аленушка. Делая анализ «Аленушки» Дмитрия Кедрина, можно сказать, что оно было написано под впечатлением одноименной картины Васнецова. Нельзя считать, что стихотворение - это описание картины. В стихотворении «Аленушка» поэт выразил свою любовь и тоску к Украине, к своей родине, к природе милого края.

Смерть поэта

Дмитрий Кедрин трагически скончался 18 сентября 1945 года. Официальная версия смерти говорит о том, что, возвращаясь домой с фронта, Дмитрий попал под колеса поезда. Такая трагедия произошла потому, что поэта вытолкнули во время движения поезда из вагона. Убийцами принято считать преступников, которые находились в поезде. Несмотря на это, во всех отчетах не написано ни слова о виновных лицах, и тело поэта было найдено не на железных путях, а в мусорной куче, которая находилась неподалеку от станции, на которой должен был выйти Дмитрий Борисович. Разбираясь в этом деле сейчас, историки приходят к выводу, что преступление было совершено совсем иначе. Смерть поэта Дмитрия Кедрина и сегодня остается загадкой.

Поэт Дмитрий Кедрин. Его имя возвращалось к нам из посмертного небытия постепенно и трудно. Возвращалось, чтобы занять в русской поэзии по праву принадлежащее ему место.

Смоленск и Тула, Киев и Воронеж

Своей прошедшей славою горды.

Где нашу землю посохом не тронешь, -

Повсюду есть минувшего следы.

Нас дарит кладами былое время:

Копни лопатой и найдёшь везде -

Тут - в Данциге откованное стремя,

А там - стрелу, калённую в Орде.

Зарыли в землю много ржавой стали

Все, кто у нас попировал в гостях!

Как памятник стоит на пьедестале,

Так встала Русь на вражеских костях.

К нам, древней славы неусыпным стражам,

Взывает наше прошлое, веля,

Чтоб на заржавленном железе вражьем

И впредь стояла русская земля!

Кедрин Дмитрий Борисович родился 4 февраля 1907 года в Донбассе (Украина) на Богодуховском руднике — предшественнике нынешнего города Донецка, недалеко от Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Его дед по матери вельможный пан Руто-Рутенко-Рутницкий имел сына и четырёх дочерей. Младшая — Ольга родила вне брака мальчика, которого усыновил муж Ольгиной сестры Людмилы Борис Михайлович Кедрин, давший незаконнорождённому свои отчество и фамилию.

После смерти в году приёмного отца Дмитрий остался на попечении матери Ольги Ивановны, тёти Людмилы Ивановны и бабушки Неонилы Яковлевны.



За вымысел пусть не сочтут,

Я это услышал от солнца:

В сердцах наших розы цветут,

Пока сердце матери бьется.

Мы вечно пред нею в долгу...

Вот мать окликает с порога,

А мы ей в ответ: "Я бегу!

Прости меня, мама: дорога".

Давно мы ушли из тех лет.

Я сдал бы не медля билет

И с матерью дома остался.

О память, полынно-горька,

Ты снова, как пламя, взметнулась -

И теплая мамы рука

Щеки моей детской коснулась.

О мама! Навстречу мирам

Идя сквозь рассветы и грозы.

Хотел бы я всем матерям

Раздать твои алые розы.

Рано осиротев, Кедрин воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая ввела его в мир народного творчества, познакомила с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко. В 1923, бросив учебу в техникуме, Дмитрий стал работать в газете, увлёкся поэзией и театром. К концу 1920-х он порвал с определенными тенденциями “железной поэзии” Пролеткульта, в его стихах появляется эпичность и историзм (“Смертник”, “Казнь”, “Прошение”).

В 1929 следует арест. С 1931 после освобождения Кедрин поселяется в Подмосковье, служит литконсультантом в издательстве “Молодая гвардия”. Расширяется проблематика его творчества, его интересует “история живая и музейная”, т. е. связь истории с современностью.

В 1938 Кедрин создает шедевр русской поэзии XX в. — поэму “Зодчие”, поэтическое воплощение предания о строителях храма Василия Блаженного.



Грибоедов


Помыкает Паскевич,

Клевещет опальный Ермолов...

Что ж осталось ему?

Честолюбие, холод и злость.

От чиновных старух,

От язвительных светских уколов

Он в кибитке катит,

Опершись подбородком на трость.

На груди его орден.

Но, почестями опечален,

В спину ткнув ямщика,

Подбородок он прячет в фуляр.

Полно в прятки играть.

Чацкий он или только Молчалин -

Сей воитель в очках,

Прожектер,

Литератор,

Прокляв _а_нглийский клоб,

Нарядился в халат Чаадаев,

В сумасшедший колпак

И в моленной сидит, в бороде.

Дождик выровнял холмики

На островке Голодае,

Спят в земле декабристы,

И их отпевает... Фаддей!


От мечты о рав_е_нстве,

От фраз о свободе натуры,

Узник Главного штаба,

Российским послом состоя,

Он катит к азиятам.

Взимать с Тегерана куруры,

Туркменчайским трактатом

Вколачивать ум в персиян.

Лишь упрятанный в ящик,

Всю горечь земную изведав,

Он вернется в Тифлис.

И, коня осадивший в грязи,

Некто спросит с коня:

Что везете, друзья?"

- "Грибоеда.

Грибоеда везем!" -

Пробормочет лениво грузин.

Кто же в ящике этом?

Ужели сей желчный скиталец?

Это тело смердит,

И торчит, указуя во тьму,

На нелепой дуэли

Нелепо простреленный палец

Длани, коей писалась

Комедия

"Горе уму".

И покуда всклокоченный, В сальной на вороте ризе, Поп армянский кадит Над разбитой его головой, Большеглазая девочка Ждет его в дальнем Тебризе, Тяжко носит дитя И не знает, Что стала вдовой.

1936

Московской юродивой воительниц е посвящены стихи “Алена-Старица”, полулегендарному самородку-строителю Федору Коню — поэма “Конь” (1940).

Единственный прижизненный сборник стихов Кедрина “Свидетели” (1940) был жестоко урезан цензурой.

Когда-то в сердце молодом

Мечта о счастье пела звонко.

Теперь душа моя — как дом,

Откуда вынесли ребенка.

А я земле мечту отдать

Все не решаюсь, все бунтую...

Так обезумевшая мать

Качает колыбель пустую.



Война бетховенским пером Чудовищные ноты пишет. Ее октав железный гром Мертвец в гробу — и тот услышит! Но что за уши мне даны? Оглохший в громе этих схваток, Из сей симфонии войны Я слышу только плач солдаток.

Родина



Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокорых берез,

И эти студеные реки,

У плеса которых ты рос,


И темная роща, где свищут

Всю ночь напролет соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои,


И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в андреевских звездах,

В высоких седых париках,


И рожь на нолях непочатых,

И эта хлеб-соль средь стола,

И псковских соборов стрельчатых

Причудливые купола,


И фрески Андрея Рублева

На темной церковной стене,

И звонкое русское слово,

И в чарочке пенник на дне,


И своды лабазов просторных,

Где в сене — раздолье мышам,

И эта — на ларчиках черных —

Кудрявая вязь палешан,


И дети, что мчатся, глазея,

По следу солдатских колонн,

И в старом полтавском музее

Полотнища шведских знамен,


И сапки, чтоб вихрем летели!

И волка опасливый шаг,

И серьги вчерашней метели

У зябких осинок в ушах,

И ливни — такие косые, Что в поле не видно ни зги,— Запомни: Всё это — Россия, Которую топчут враги.

Историко-патриотическая тема преобладает в поэзии Кедрина и в годы войны, когда он освобожденный по зрению от воинской службы, добивается назначения его во фронтовую газету “Сокол Родины”: “Дума о России” (1942), “Князь Василько Ростовский” (1942), “Ермак” (1944).

Когда сраженья стихнут понемногу,

Сквозь мерное дыханье тишины

Услышим мы, как жалуются Богу

Погибшие в последний день войны.

В войну Кедрин заявляет о себе и как крупный поэт-лирик: “Красота”, “Аленушка”, “Россия! Мы любим неяркий свет”, “Мне все мерещится поле с гречихой...”. Он начинает создавать поэму о женщинах трагической судьбы — Евдокии Лопухиной, княжне Таракановой, Прасковье Жемчуговой. Все отчетливее в его стихах звучат православные мотивы:

На окнах, сплошь заиндевелых, Февральский выписал мороз Сплетенье трав молочно-белых И серебристо-сонных роз. Пейзаж тропического лета Рисует стужа на окне. Зачем ей розы? Видно, это Зима тоскует о весне.

После войны семья Кедриных — сам Дмитрий Борисович, его жена Людмила Ивановна, дочь Света и сын Олег — продолжали жить в Черкизове. Кедрин был полон больших творческих планов. Он подготовил к изданию поэтический сборник «Русские стихи», но рукопись получила отрицательный отзыв. Один из рецензентов, к примеру, написал: «Поэт пишет уже давно, а культуры стиха не выработал до сих пор». Это дало повод руководству писательского союза книгу «завернуть», а заодно и припомнить автору его дворянское происхождение. Чтобы хоть как-то прокормить семью, поэт был вынужден заняться малооплачиваемой работой — переводами и рецензированием рукописей молодых поэтов.

АРХИМЕД

Нет, не всегда смешон и узок

Мудрец, глухой к делам земли:

Уже на рейде в Сиракузах

Стояли римлян корабли.

Над математиком курчавым

Солдат занес короткий нож,

А он на отмели песчаной

Окружность вписывал в чертеж.

Ах, если б смерть — лихую гостью —

Мне так же встретить повезло,

Как Архимед, чертивший тростью

В минуту гибели — число!

По возвращении с фронта Кедрин заметил за собой слежку. Предчувствие беды не обмануло поэта. 18 сентября 1945 Дмитрий Кедрин трагически погиб под колесами пригородного поезда возле Тарасовки (по некоторым данным он был выброшен из тамбура электрички). Последним приютом Кедрина стало иноверческое кладбище на Введенских горах в Москве. Ныне Введенское кладбище включено в государственный список памятников истории и культуры. Могилы исторических деятелей конца XIX — начала XX века, в том числе и поэта Кедрина, охраняются государством.

allforchildren.ru ›Стихи ›author140-kedrin.php