Конспект занятия по развитию речи с незнайкой. Конспект нод по познавательному развитию "незнайка в гостях у ребят"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнка»

Непосредственно образовательная деятельность

по ОО «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»

в старшей группе

«Незнайка в гостях у ребят»

Колесник Е.В., воспитатель

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие (Развитие речи)

Познавательное развитие (Окружающий мир)

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение употреблять существительные в родительном падеже.

Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.

Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

Упражнять в умении составлять описательный рассказ по плану-схеме.

Закреплять умение выделять первый звук в слове.

Упражнять в умении производить звуковой анализ слов из 3 – 4 звуков.

Закреплять представления о согласных и гласных звуках.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Упражнять в умении отвечать полным ответом.

Закреплять представления о цветах, их названия.

Закреплять домашний адрес.

Закреплять виды ягод по месту их роста: лесные и садовые.

Закреплять понятия «дикорастущие» и «культурные» растения.

Закреплять знания о ядовитых ягодах.

Закреплять представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе весной.

Закреплять представления о живой и неживой природе.

Закреплять представления о классификации животных на домашних и диких.

Закреплять названия диких и домашних животных.

Развивающие:

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать связную монологическую речь.

- развивать операции логического мышления.

Развивать чувство эмпатии

Воспитательные:

воспитывать нормы поведения на занятии: слушать воспитателя, не отвлекаться, быть внимательными;

Словарная работа: названия варенья из ягод, названия цветов, названия диких и домашних животных, «лесные ягоды», «садовые ягоды», «дикорастущие растения», «культурные растения», притяжательные прилагательные (беличий, заячий, оленьи, волчий, медвежий, лисий, собачий, кошачий).

Предварительная работа : беседы, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, дидактические игры на темы «Цветы», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Живая и неживая природа»; составление описательных рассказов по плану-схеме, словесные игры на формирование словаря, на формирование грамматического строя речи на занятиях по развитию речи и вне занятий; игры на выделение звуков в словах, на определение их места в слове, игровые упражнения на составление звукового анализа слов; игры на деление слов на слоги.

Материал:

Демонстрационный: картинки с изображение ягод (малина, клубника, земляника,

черника, вишня, облепиха), две картинки с изображением сосны и яблони; 3 картинки с изображением сезонных изменений в природе зимой и 1 картинка с изображением сезонных изменений весной, 3 картинки с изображением сезонных изменений в природе весной и 1 картинка с изображением сезонных изменений осенью, план-схема для составления описательного рассказа на тему «Время года», картина с изображением животных (волк, лиса, заяц, конь, медведь).

Раздаточный: игрушка «Незнайка», картинки с изображением цветов (ландыш, колокольчик, одуванчик, ромашка, маргаритка, клевер, тюльпан, василек, мак, незабудка); картинки-загадки с изображением частей тела животных, картинки с изображением ягод (малина, брусника, крыжовник, ежевика, вишня, красная и черная смородина, голубика, черника, земляника, клюква, клубника); предметные картинки для составления звукового анализа; фишки зеленого, красного и синего цвета; цветные карандаши (красного, зеленого и синего цвета); листы А4 с изображением живой и неживой природы и цифр;

Методические приемы:

Наглядные: игрушка «Незнайка» , иллюстрации цветов, ягод, план-схема для составления рассказа, картинки с изображением признаков весны и зимы, предметные картинки для составления звукового анализа слов, предметные картинки для деления слов на слоги; картинки с изображением частей тела животных, картинки диких и домашних животных.

Словесные: вопросы, указания.

Практические: классификация ягод на лесные и садовые, рассказы детей о весне,

составление звукового анализа слов, деление слов на слоги, классификация предметных картинок на живую и неживую природу.

Ход:

В : Ребята, сегодня к нам в гости пришел один сказочный герой. Живет он в Цветочном городе. И его имя начинается со звука (Н)

Д: Это Незнайка.

В: Правильно. Это Незнайка. Давайте с ним поздороваемся.

В: Ребята, а как вы думаете, почему город, в котором живет Незнайка называется «Цветочный»

Д: Потому что в нем растет много цветов.

В: Правильно. И улицы в этом городе названы именами цветов. Незнайка для вас приготовил картинки с изображением цветов. Возьмите их по одной и назовите улицу Цветочного города.

(Дети берут картинки и по очереди называют: улица Ромашек, улица Колокольчиков, улица Одуванчиков, улица Маков, улица Незабудок, улица Васильков, улица Тюльпанов, улица Ландышей.)

В: Молодцы, ребята! Правильно назвали все улицы Цветочного города. А вот угадайте, на какой из этих улиц живет сам Незнайка, если она начинается со звука (К)?

Д: Незнайка живет на улице Колокольчиков.

В: Правильно. А теперь вы расскажите Незнайке на какой улице вы живете.

Дети называют.

В: Молодцы! Свою улицу вы хорошо знаете. Ребята, вы знаете, Незнайка пришел к нам в гости за помощью. Дело в том, что в Цветочном городе живет один умный-преумный коротышка, он все знает. Вы угадали как его зовут?

Д: Его зовут Знайка.

В: Правильно. И вот Знайка приготовил для Незнайки разные задания. И если он с ними справится, то его примут в школу. Незнайка долго думал над этими заданиями, но у него ничего не получается. Давайте ему поможем. Вы согласны?

Д: Да, согласны.

В: Молодцы! Я всегда знала, что вы у меня отзывчивые и стараетесь помогать другим. А теперь пойдемте выполнять первое задание.

(Дети подходят к столу и встают вокруг. На столе картинки с изображением ягод, елки и яблони)

В: Ребята, что вы видите на картинках?

Д : Ягоды.

В: А где растут ягоды?

Д: В лесу и в саду.

В: Возьмите по одной картинке и помогите Незнайке разобраться какие из этих ягод растут в саду, а какие – в лесу. Возле елочки положите лесные ягоды, а возле яблони – садовые.

(Дети выполняют)

В: Молодцы, ребята! Теперь Незнайка знает какие ягоды лесные, а какие - садовые. Скажите, какие ягоды являются дикорастущими растениями, а какие – культурными.

Д: Садовые ягоды – это культурные растения, а лесные – дикорастущие.

В: Правильно! А теперь назовите Незнайке: какое варенье варят из ягод.

Д: Из малины варят малиновое, и т.д.

В: А какое варенье варят из ягод «волчье лыко» и «вороний глаз»?

Д: Из них нельзя варить варенье, потому что эти ягоды ядовитые.

В: Правильно, ребята! Первое задание мы для Незнайки выполнили. А теперь пойдемте к следующему заданию.

(Дети подходят к мольберту, на котором 4 картинки. Три из них с изображением зимнего времени года, а одна с изображением весеннего времени года.)

В: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая из них лишняя и почему?

(Дети выбирают картинку и объясняют, что на 3-х картинках изображена зима, а на одной весна).

В: Ребята, посмотрите, а какая здесь лишняя картинка ?

Дети выбирают картинку и объясняют, что на 3-х картинках изображена весна. А на одной – осень.

В: Правильно, ребята! Видимо Незнайка не знает, что бывает весной. Давайте ему расскажем о весне вот по этому плану. Садитесь на стульчики. Кто хочет?

(Желающие два ребенка рассказывают два рассказа о весне по плану-схеме)

В: Молодцы, ребята! Теперь Незнайка никогда не спутает весну с другими временами года. А теперь давайте отдохнем.

Физминутка:

Улыбаются все люди

Весна, весна, весна (поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна! (поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)

По лугу, лесу и полянке

Идет, идет, идет (ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет (взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно (прыжки на месте)

Звенит, звенит, звенит (ритмично щелкают пальцами)

По камушкам в реке широкой (прыжки на месте)

Журчит, журчит, журчит (потирают ладони)

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов

И все живое сразу слышит (прикладывают руку к уху)

Весенний этот звон! (хлопают в ладоши).

В: Ну что, ребята, а теперь нас ждет следующее задание. Пойдемте его выполнять.

(Дети подходят к доске, на которой находятся 5 изображений животных: волк, собака, лиса, лось, медведь)

В: Посмотрите, на картинке изображены животные. Незнайке нужно выбрать одно лишнее животное. Вы уже догадались?

Д: Лишнее животное – собака.

В: Почему?

Д: Потому что собака – это домашнее животное, а все остальные дикие животные.

В: А каких животных мы называем дикими? А каких - домашними?

Д: отвечают.

В: Назовите Незнайке, каких домашних животных вы еще знаете.

В: Назовите Незнайке, каких еще диких животных вы знаете.

В: Смогут ли домашние животные выжить в лесу? Почему?

В: Могут ли дикие животные жить с человеком? Почему?

Д: отвечают.

В: Ребята посмотрите, Знайка приготовил для Незнайки картинки-загадки. Возьмите по одной картинке и правильно назовите: чьи это уши или хвост или лапы.

(Дети берут по одной картинке и отвечают: уши беличьи, рога оленьи, и т.д.)

В: Молодцы, ребята! Вы все правильно назвали. А теперь нас ждут задания за столами.

(Дети садятся за столы, на которых лежат картинки (кот, рысь, мак, дом, дуб, лук, конь, гусь, бусы, роза, лиса, рыба), фишки зеленого, красного и синего цвета.

В: Ребята, у вас у каждого на столе лежит картинка, у всех они разные. Незнайке нужно помочь сделать звуковой анализ всех этих слов, потому что он не знает как это сделать. Давайте вспомним как мы это делаем на занятии. Скажите, из чего состоят слова?

Д: Слова состоят из звуков.

В: Какие бывают звуки?

Д: Гласные и согласные.

В: Какие звуки мы называем гласными?

Д: Которые мы можем пропевать. И когда мы их произносим, то нам во рту ничего не мешает.

В: Вы уже знаете 6 гласных звуков. Назовите их.

Дети называют.

В: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки.

Д: Красным цветом.

В: А какие звуки мы называем согласными?

В: Что мы знаем про согласные звуки.

Д: Они бывают твердые и мягкие.

В: Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук, а мягкий?

Д: Твердый согласный звук – синим цветом, а мягкий – зеленым.

В: Ну вот мы с вами вспомнили как делать звуковой анализ слова. А теперь приступайте к работе. А Незнайка будет смотреть как вы это делаете и будет учиться.

(Дети выполняют. После выполнения воспитатель просит двух-трех детей рассказать из каких звуков состоят их слова, характеризуя каждый звук)

В: Молодцы, ребята. Теперь Незнайка знает, как делать звуковой анализ слова. А теперь уберите фишки в тарелочку. У Незнайки осталось еще одно задание, которое ему нужно выполнить. У вас на столе лежит лист с картинками. Посмотрите на них и определите, какая картинка лишняя. И почему?

(На листах у детей нарисованы: бабочка, петух, слон, луна, ромашка).

Д : Лишняя – луна, потому что здесь нарисовано все живое, а луна – неживая.

В: А чем отличается живая природа от неживой природы?

Д: Все живое – дышит, растет, питается, движется и умирает.

В: А что мы еще относим к неживой природе.

Д: Воду, землю, солнце, камни, облака, песок, глину, воздух.

В: Вы все правильно назвали, молодцы! Ребята, а вы заметили, что на листе изображены цифры? Незнайке нужно определить сколько слогов в каждом слове и соединить с нужной цифрой. Пожалуйста, помогите ему это сделать.

Дети выполняют.

В: Сережа, какое слово самое короткое? Почему?

Маша, какие слова самые длинные?

Костя, в каких словах два слога?

В: Ну что, ребята, все задания для Незнайки мы выполнили. Подходите все ко мне. Ребята, Незнайка очень рад, что вы ему помогли, теперь его обязательно примут в школу. И в благодарность вам – он дарит вот эту книгу про свои приключения в Цветочном городе.


Наталья Денисова
Конспект занятия по развитию речи «Помогите Незнайке» в старшей группе

Развивающие : Развивать

связную речь, активизировать словарный запас по заданной лексической теме;

умение составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием мнемотаблицы;

умение узнавать и называть домашних животных по описанию (корова, лошадь, собака, кошка) ;

умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать;

умение улавливать последовательность изображаемых событий, использовать в речи сложные предложения и слова определения.

Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

Упражнять детей в составлении рассказа по серии картинок, связанных одним содержанием;

Формировать умение употреблять в речи правильные формы названий детенышей домашних животных (щенок, теленок, жеребенок и т. д)

Развивать воображение , память, мышление.

Образовательные : Закрепить умение обобщать предметы по существенному признаку. Закрепление правильного произношения звука «Р» .

Воспитывающие : воспитывать нравственные качества - доброты, отзывчивости, желание помочь другим . Воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.

Предварительная работа : Чтение произведение Н. Носова «Приключение Незнайки в Цветочном городе » . Работа по мнемотаблицами. Разучивание физминутки. Беседа о жизни домашних животных.

Материалы и оборудование : 4 картинки связанные одним сюжетом, мяч, мнемотаблица, картинки с домашними животными (корова, лошадь, собака, ТСО.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте! (Проходят садятся)

Стук в дверь. Входит Незнайка и плачет .

Воспитатель : Здравствуйте! Ребята вы его узнали?

Дети : Незнайка

Воспитатель : Здравствуй Незнайка . Меня зовут Наталья Валентиновна. Что с тобой случилось?

Незнайка : У меня неприятности. Со мной перестали общаться мои друзья коротышки, они говорят, что я глупый и им не интересно со мной. Они мне дали игры и задания, что бы я их выполнил, тогда они будут со мной дружить. А эти задания такие сложные. (Снова плачет)

Воспитатель : Ребята, а давайте попробуем помочь Незнайке выполнить задания . Мы поможем тебе Незнайка стать умнее и помириться со своими друзьями. Вы ребята готовы?

Дети : Да

Воспитатель : Незнайка показывай свои задания, а мы постараемся тебе помочь .

Незнайка : Вот первое, я читаю, а запомнить и выговорить его не могу.

Воспитатель : Это чистоговорка. (читает) Кран обходится без рук, вместо рук у крана крюк. (Дети по очереди повторяют) .

Незнайка : (повторяет чистоговорку) Ребята, спасибо я запомнил. Ура!

Незнайка : Второе задание игра называется «Скажи наоборот» . Мне нужно придумать слова с противоположным значением. А не понимаю, какие слова?

Воспитатель : Ребята становитесь в круг и Незнайка тоже . Мы тебя научим, я буду бросать детям мяч, а вы будете отвечать.

Добрый–злой

Вверх - вниз

Слабый – сильный

Тяжелый – легкий

Широкий – узкий

Высокий – низкий

Громко- тихо

Здоровый – больной

Твердый – мягкий

Короткий - длинный

Незнайка : (радостный) Я понял это день-ночь, черное –белое.

Воспитатель : Незнайка а , ты способный мальчик и совсем не глупый.

Незнайка : А вот с этим вы точно не справитесь. Какая – то схема, а для чего она?

Воспитатель : Это мнемотаблица. По ней можно рассказать про домашнего животного. Ты Незнайка садись вместе с детьми, а дети будут описывать животное. Твоя и ребят задача узнать и назвать животное, а котором идет речь.

(Ребенок встает возле доски, дети не видят картинку животного которого описывает он по схеме.)

Физминутка (музыкально- ритмическая гимнастика)

Незнайка : Игра называется «Где начало рассказа» . Мне дали картинки и сказали составить рассказ по ним. А как?

Воспитатель : Не переживай мы тебе поможем . Сначала картинки нужно поставить по развитию сюжета . Посмотрите ребята внимательно на картинки. В правильном ли порядке стоят картинки?

(Выходит ребенок выставляет картинки по развитию сюжета . Дети по очереди рассказывают по каждой картинке.)

В заключение ребенок составляет самостоятельно рассказ по картинкам.

Незнайка : Спасибо! Я все запомнил и понял это же легко. Ну и последнее задание для меня оно самое трудное. Вот оно «Четвертый лишний» .

Воспитатель : Незнайка , все ты знаешь и умеешь, ты только подумать не хочешь. Ребята, поможем Незнайке ? Вам нужно из этих 4 картинок выбрать одну лишнюю и доказать почему?

Стол, стул, кровать, чайник

Волк, лиса, медведь, кошка

Воробей, ласточка, свиристель, оса

Огурец, морковь, тыква, клубника

Пчела, комар, жук, цветок

Дети : (называют лишний предмет или объект и объясняют почему.)

Незнайка : Спасибо вам ребята. Какие ребята вы умные, дружные, добрые, много знает, мне так у вас нравиться. Я бы у вас остался в детском саду, но я очень соскучился по своим друзьям. Поэтому побегу к ним и расскажу о вас.

А можно я к вам в гости приходить буду, когда будут у меня трудности.

Воспитатель : Конечно Незнайка приходи мы будем тебе очень рады.

Незнайка : Я принес вам угощение и забыл про него.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Составление 3-словных предложений. Понятия «действие», «предложение», «слово» Цели: Учить детей составлять 3-словное предложение,.

Конспект занятия по развитию исследовательской деятельности «Поможем Незнайке» в средней группе Задачи: - Формировать у детей конкретные представления о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Поможем Незнайке» Цель: Закрепить знакомые сказки. Задачи: Развивать мышление, память, воображение, речи. Учить детей узнавать сказку по иллюстрации, по характерным.

Игровое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Поможем Незнайке!»

Задачи:

Закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки, учить различать их.
Упражнять в слоговом анализе слов.
Закреплять умения детей составлять звуковую схему слов.
Упражнять в определении первого и последнего звука в слове. Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв.
Упражнять в составлении из букв слогов, слов. Развивать мелкую моторику. Развивать связную речь.
Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, презентация Power Point, медальоны с буквами, дидактическая игра «Волшебный телевизор», дидактическое пособие «Живые звуки».

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята, сегодня к нам пришло электронное сообщение из Цветочного города от Незнайки (слайд № 1). Он, как и вы собирается в этом году в школу. Знайка решил проверить готов ли Незнайка к школе, и дал ему ряд заданий (слайд №2). Незнайка очень боится ошибиться, не выполнить заданий, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок? (Поможем).

2. Основная часть

Упражнение «Хлопни, топни»

(слайд № 3) - Ребята, давайте напомним Незнайке, какими бывают звуки (гласными и согласными). Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки. А с какими согласными звуками вы уже познакомились? (дети называют согласные звуки). Почему эти звуки мы называем согласными? (звуки произносятся с препятствием). - А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами. (педагог называет цепочку звуков) - Молодцы! (слайд № 4) Справились с этим заданием. Думаю, что Незнайка тоже не ошибется при выполнении этого задания.

Упражнение «Кто, где живет?»

(слайд № 5) - Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окно поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. (слайд №6,7,8) (дети определяют и называют количество слогов в словах)! (слайд № 9) - Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!

«Азбука в картинках»

(слайд № 10) - Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и загадки. Цветик загадал Незнайке загадки. И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка, и превратиться в букву, обозначающую этот звук. (слайд №11-15) (дети отгадывают загадку, определяют первый звук, дают его характеристику (гласны, согласный, твердый, мягкий) и превращаются в букву) (слайд № 16)

Игра «Цепочка слов»

(слайд № 17) - Знайка попросил Незнайку собрать цепочку слов, а он не знает что это такое. А мы ему поможем в этом. Вы дома с родителями составляли каждый свою цепочку слов и зарисовывали ее в картинках. Кто хочет показать Незнайке и рассказать свою цепочку. (слайд № 18-19) (дети презентуют свои работы) (слайд № 20) - Я думаю, что Незнайка после ваших рассказов без труда справиться с этим заданием.

Игра «Волшебный телевизор»

(слайд №21) - Незнайка вновь просит нас помочь ему выполнить задание Знайки. Он просит Незнайку отгадать ребусы. И мы попросим в этом помочь нам маму Вики Корелиной Наталью Сергеевну. Она приготовила для нас несколько ребусов и предлагает решить их вместе. (родитель представляет игру «Волшебный телевизор», объясняет правила игры, дети выполняют задания) (слайд № 22)

Игра «Буква потерялась»

(слайд № 23) Друг Незнайки, Потеряйка, все всегда теряет. И на этот раз он потерял в словах буквы. Давайте поможем Незнайке найти подходящую букву, чтобы получилось слово. Если вы правильно подберете букву, то на экране откроется картинка.(слайд № 24-27) (дети подбирают букву в слове) (слайд № 28)

Игра «Живые слова»

(слайд № 29) - Знайка составил из букв слова, и предложил Незнайке выложить звуковые схемы к данным словам. А Незнайка открыл окно, в которое залетел проказник ветер и разметал по столу все буквы. Давайте мы с вами поможем Незнайке собрать разлетевшиеся слова. А для этого нам нужно всем превратиться в буквы. Скажем дружно: «Раз, два, три – повернись, в букву сразу обернись» (слайд № 30) (Дети делятся на четыре группы. Надевают медальоны с буквой и составляют из букв слова.)

Составление звуковых схем

Молодцы! Составили из букв слова. А сейчас каждому «живому» слову нужно составить свою звуковую схему из «живых» звуков, которые лежат на столах. (дети составляют звуковые схемы)

Упражнение «Составь предложение»

(слайд № 31)

Ребята давайте еще раз посмотрим на ваши слова и составим из них предложение-совет для Незнайки, будущего ученика. (дети из слов «школа», «урок», «тишина», «нужна» по схеме составляют предложение «В школе на уроке нужна тишина»). (слайд № 32)

3. Итог

Ну вот, и помогли мы Незнайке выполнить все задания. Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко? Мы с вами будем ждать следующего сообщения из Цветочной страны, о том как Незнайка справился с заданиями.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Программное содержание:

  • Закреплять умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.
  • Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.
  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.
  • Закреплять умение детей делить слова на слоги.
  • Продолжать упражнять детей в составлении предложения по заданной схеме, определять количество слов в предложении.
  • Продолжать учить подбирать антонимы к словам.
  • Совершенствовать фонематический слух.
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.
  • Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.

Материал:

  • Мультимедийное сопровождение
  • Фишки для звукового анализа слова
  • карточки со слогами, карточки - схемы.
  • Касса букв.
  • Массажные мячики.

Ребята, а вы когда-нибудь хотели, читая книжку, оказаться внутри её? Не сидеть и слушать, а очутиться в самой сказке, подружиться с любимыми героями, помочь им преодолеть все невзгоды?

Сегодня у вас есть такая возможность.

Мы с вами отправимся в путешествие по знакомой сказке. А кто её главный герой, вы догадаетесь, отгадав мою загадку.

В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учится ему лень.

Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?

(Незнайка.)

(включаю видео)

Конечно, это Незнайка. Как называется город, в котором он живёт? Какие ещё коротышки живут с Незнайкой? А какой Незнайка по характеру?

Да, к сожалению, Незнайка иногда бывает, груб, иногда не может подобрать нужные слова, чтобы пообщаться с друзьями, потому что ни в какую не хочет учиться.

Вот и сейчас коротышки обиделись на Незнайку и сказали, что не будут с ним общаться до тех пор, пока он не научится правильно разговаривать.

Ребята, а мы сможем помочь Незнайке помириться с коротышками?

Выполнив правильно все задания, которые приготовили коротышки, мы поможем Незнайке стать умнее и воспитаннее, и помириться со своими друзьями. Вы готовы?

Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и силы, закроем глаза, и повторим все вместе:

Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Вспомним обязательно,

Что учили на занятиях.
Ну, тогда в путь, в Цветочный город.

Посмотрите, нас уже кто-то встречает у своего домика. Вам знаком этот малыш?

Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки
Он и вправду много знает
Никого не обижает. (Знайка)

Правильно ребята, этот малыш самый умный среди коротышек, и, конечно, же, он сразу усадил Незнайку за парту. Давайте посмотрим, как у них проходит урок …

Так-так, кажется, Незнайка уже получил двойку. Ребята, а я знаю, почему Незнайка наделал столько ошибок. Он написал слова, так как они слышатся, потому что глупенький Незнайка забыл, чем же буквы отличаются от звуков. Давайте ему напомним. Чем буквы отличаются от звуков?

Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.

Правильно ребята. А давайте расскажем Незнайке, из чего состоит наша речь. (Наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

Какими бывают звуки? (Звуки бывают согласными и гласными.)

Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом) . Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.)

Каким цветом обозначается твёрдый согласный звук? (синим)

Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зелёным)

Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)

Молодцы! Вы рассказали Незнайке, что мы знаем о звуках, будем надеяться, что эти знания ему пригодятся.

Вот еще одно задание: Игра: «Кто больше составит слов» .

(на магнитной доске выставлены два столбика слогов. Соедините слоги правого и левого столбика так, чтобы они образовали слова) .

ШИ ША
СЛИ НА
КА ВА

Можем продолжить наше путешествие по Цветочному городу. Ого, Незнайка привёл нас к речке. А кто помнит, как называется эта река? (Огурцовая) Правильно, потому что на берегах этой реки растут ароматные огурцы. А скажите, название реки какое: длинное или короткое? Но как же нам через неё перебраться? (предложения детей) Я согласна с вами, нам нужен МОСТ. Из чего его можно построить? (предложения детей) Из брёвен получится крепкий, прочный мост, но нам нужно их как-то соединить между собой, чтобы они не раскатились. Я предлагаю скрепить их цепью, которую мы сделаем из слов, которые вы придумаете. А начнём мы нашу звуковую цепочку со слова «МОСТ»

(игра «Звуковая цепочка» )

/мост- тост- пост- рост- хвост/

Отличная крепкая цепь у нас с вами получилась, значит, и мост будет прочным. Можем смело по нему идти дальше.

Ого, какой сильный ветер поднялся, срывает листья с деревьев, поднимает пыль с дороги. Вот беда: посмотрите, ребята, этот ужасный ветер похозяйничал и во дворе Незнайкиной подружки Ромашки, от её домика осталась одна стена, даже крышу сорвало. Вы поможете Незнайке навести порядок?

Ребята, а какой звук встречается в словах ветер, двор, подружка, дорога, Ромашка? Правильно, звук Р. Во дворе у Ромашки находятся предметы, в названиях которых обязательно должен встречаться этот звук. Давайте сначала отремонтируем дом.

Что нам понадобится? (крыша, рамы, труба, крыльцо, чердак)

Что может находиться во дворе у Ромашки? (груша, трава, забор, розы, корова)

Ромашка еще обижается на Незнайку за то, что бывая у нее в гостях, он не знает, как правильно назвать предметы, в которые кладут? Подскажем ему:

Хлеб - хлебница;
Сухари - сухарница;
Салфетки – салфетница;
Суп - супница;

Соль - солянка;
Перец - перечница;
Салат - салатница;
Чай - заварник;

Масло - масленка;
Молоко – молочница.

Ну вот, Ромашка больше не сердится на Незнайку, и мы с вами можем идти дальше.

Ребята, а вы догадались, куда мы пришли? (ответы детей) Да, это - аптека. А кто работает в ней? (Доктор Пилюлькин) Смотрите, кажется, наш Незнайка чего-то боится? Как вы думаете чего? Лечиться, он, конечно, не любит, как и все малыши, но сейчас ему это и не нужно, он ведь не болеет. Давайте просто зайдём к Пилюлькину в гости и посмотрим как у него дела.

А доктор Пилюлькин оказывается, получил новые медикаменты для своей аптеки, но не знает как их разложить по полочкам. Ведь каждое лекарство должно лежать на своём месте. Я думаю, если Незнайка поможет Пилюлькину, то они снова станут друзьями. Подскажем Незнайке как это сделать?

На первой, самой нижней полочке, должны лежать лекарства, которые состоят из одной части, то есть одного слога. На второй полочке, которые состоят из двух слогов. Ну, а на третьей – с трёх. Что нам помогает определить количество слогов в словах? (ладоши) Вы готовы? Начнём! (индивидуальное определение количества слогов) .

Вот и все лекарства на своих местах, вы не сделали ни одной ошибки, и доктор Пилюлькин очень доволен вами и Незнайкой. Попрощаемся с доктором.

Ух, как красиво на лесной полянке. Посмотрите, и у художника Тюбика появилось желание нарисовать такой чудесный пейзаж. Но, ребята, что за странная у него картина? Она вам что-то напоминает? Мне тоже кажется, что это схема предложения. Сколько слов в этом предложении? (два)

Я догадалась, Тюбик предлагает нам отгадать, что же он нарисовал. Мы сможем угадать, если осмотрим внимательно полянку и составим предложение из двух слов. (ответы детей) На первой картине Тюбик нарисовал как лев рычит.

А чтобы, угадать вторую картину, мы должны придумать предложение уже из трёх слов (ответы детей) . Вы правильно догадались, на второй картине художник нарисовал, как собака виляет хвостом. Ну что ж, с заданием Тюбика мы справились, значит, можем с Незнайкой идти дальше.

Ребята, а вы узнали этих малышей? Это Авоська и Небоська. Они неразлучные друзья, и всегда играют вместе. Вот и сейчас затеяли новую игру «Скажи наоборот» . Хотите с ними поиграть? Авоська будет предлагать слова, а мы будем помогать Небоське подбирать слова, противоположные по смыслу.

(Игра «Скажи наоборот» )

Отлично справились! Незнайка снова подружился с малышами. Вам понравилась игра? Значит, будем играть в неё с вами почаще.

(Предлагаю детям сесть за столы)

А сейчас сделаем массаж рук мячиком – ежиком: «Физкультминутка»

Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.

Вот еще одно задание приготовили для вас Коротышки: у вас на столах карточки. Составьте слово по первым буквам названий, напишите. (ведро, ель, солнце, носки, арбуз) . Молодцы, справились, какое слово получилось? (весна) .

А сейчас давайте проводим Незнайку до его домика.

Незнайка так устал, что идёт еле-еле. Ну, вот он даже дверь открыть не может. Как вы думаете, почему? (висит замок, нужен ключ) А открыть ключом этот замок не просто, нужно сначала ввести цветной код в эти квадратики. А код мы узнаем, когда сделаем звуковой анализ слова КЛЮЧ.

Сначала мы составим это слово из букв и с помощью фишек сделаем звуковой анализ.

Откройте «Кассы букв» и составляем из букв это слово, затем пододвигайте фишки, выкладываем цветную схему к слову КЛЮЧ (работа на местах, один ребёнок у доски) Проверяем (ответы детей) .

Код замка мы узнали, давайте попробуем открыть его.

Вот Незнайка и дома. Сегодня он помирился со всеми коротышками, а помогли ему в этом вы. С вашей помощью он справился со всеми заданиями, вы показали ему, что учиться совсем и не скучно, а очень даже интересно. А завтра Незнайка отправится в Солнечный город, его ждут там новые приключения

Но это уже другая история и другая книжка.

Понравилось вам путешествие в сказку? А что именно понравилось? Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко? Мне очень понравилось, что во время путешествия вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями в Цветочном городе. Молодцы!

Конспект итогового занятия

(за третий квартал )

в подготовительной группе

на тему: « Путешествие с Незнайкой».

Провела: Подкопай Лина Александровна.

26.05.2009

Цель:

    Закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте:
    Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Закрепление навыка чтения слов, предложений. совершенствовать умения самостоятельно составлять творческие рассказы по сюжетным картинкам.
2.Развивать память, логическое мышление. 3.Воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность. Оборудование:
    картинки изображающие Незнайку и его друзей; мяч; 2 магнитные доски; магнитная азбука и цифры; набор букв на каждого ребенка; набор цветов (из картона): мак, тюльпан, пион, ромашка, ирис, сирень, роза, фиалка; сюжетные картинки для составления творческих рассказов.
Предварительная работа:
    чтение с детьми книги Н.Носова о «Приключениях Незнайки и его друзей»; разгадывание различных логических головоломок; работа над совершенствованием: фонетических процессов и составлением творческих рассказов.

Ход занятия:

1.Организационный момент: 1.1.Приветствие гостей. 1.2.Логопед: предлагает детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек”:

Утром рано он закрыт (кисти рук в сомкнутом состоянии)

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга)

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу (пальцы плавно расходятся)

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик (пальцы сомкнуты)

И теперь он будет спать (исходное положение рук)

До утра как птенчик (имитация сна).

2.Основная часть: Л: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?
2.1.Игра “На что похоже ваше настроение?” (с мячом). Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение. Л.: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение. Вот с таким настроением начинаем наше занятие.
2.2.Отгадывания детьми сказочного персонажа. -Недавно мы с вами читали рассказ «Незнайка и его друзья». Как называется город, в котором жили сказочные малыши? Назовите жителей этого города. Сегодня к вам на занятие придет один из жителей Цветочного города. Отгадайте его имя. (Слово зашифровано. Дети отгадывают его по опорным цифрам .) е (Незнайка).
2.3.В гостях у Знайке. - Однажды Незнайка пришёл к Знайке. Знайка сидел за столом и решал трудные задачи. Незнайка не смог решить ни одной задачи. Давайте ему поможем.

По чему человек никогда не пройдёт? (По потолку.)

На что больше похожа половина апельсина? (На другую половину.)

За чем язык во рту? (За зубами.)

Где сухого камня не найдёшь? (В воде.)

Сколько на берёзе яблок, если восемь сучков, на каждом сучке по одному яблоку? (На берёзе яблоки не растут.)

Из какой посуды нельзя есть? (Из разбитой.)

От чего утки плавают? (От берега.)

Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо.)


2.4.В гостях у Торопыжке. - Пошёл Незнайка дальше. Видит на дороге буквы. Буквы его привели к Торопыжке. Тот сидит за столом и плачет: буквы потерялись! Помогите ему, ребята. (Работа ведется по картинкам.) Правильный ответ дети выкладывают из букв.
    На виду у детворы Крысу красят маляры. (Крышу.) Жучка будку не доела: Неохота. Надоело. (Булку.) Миша дров не напилил, Печку репками топил. (Щепками.)
2.5. Физкультминутка.

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели - встали, сели - встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

2.6. Букет цветов - Идёт Незнайка по дороге и «ворон считает». Наткнулся на Растеряйку. У него рассыпался букет цветов.(На ковре перед детьми рассыпаны цветы). Поможем собрать букет цветов (дети встают и каждый берет себе по 1 цветку): каждый из вас выкладывает звуковую модель названия цветка, который у него на столе.(мак, роза, ромашка фиалка, пион, ирис, сирень, тюльпан) 2.7. Картинки от Художника Тюбика. Пришел Незнайка к себе домой и видит письмо лежит на столе его друга Тюбика. Открыл его Незнайка, а прочитать не может. Поможем ему. Чтение детьми текста:

« Незнайка! Составь рассказ по картинкам. Тюбик. »

Дети составляют творческие рассказы, используя картинки.
3. Подведение итога занятия.