Критерии оценивания заданий егэ по обществознанию от фипи. Егэ по обществознанию Структура КИМов по обществознанию

Русского языка и математики. По данным прошлых лет, обществознание сдают практически половина выпускников (49%). И это неудивительно, так как ЕГЭ по обществознанию необходим для поступления на все гуманитарные специальности.

По сути, предмет «обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках целого класса гуманитарных наук: экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и, в некоторой степени, истории.

Вариант КИМ ЕГЭ по обществознанию подвергся незначительным изменениям . Разработчики пересмотрели сложность заданий № 28 и 29, из-за чего максимальный первичный балл за весь тест увеличился с 62 до 64.

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию хотя бы на тройку, достаточно было набрать 19 первичных баллов. Их давали, например, правильно выполненные первые 13 заданий теста.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего он появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл увеличился с 62 до 64, очень вероятно, что незначительно может поменяться и минимальный балл.

Пока же можно ориентироваться на эти таблицы:

Структура ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий.

  • Часть 1: 20 заданий (№ 1–20) с кратким ответом (выбрать правильный ответ из предложенных, установить соответствие между элементами двух множеств, вставить пропущенное слово в тексте);
  • Часть 2: 9 заданий (№ 21-29) с развернутым ответом (ответы на вопросы, мини-сочинения).

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.

Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 39
2010 39 56,38 444 219 3,9 34 210
2011 39 57,11 280 254 3,9 23 210
2012 39 55,2 478 561 5,3 86 210
2013 39 56,23 471 011 5,3 94 210
2014 39 55,4 235
2015 42 53,3 235
2016 42 235
2017 42 235
2018

Среднее общее образование

Линия УМК Никитина. Обществознание (10-11)

Обществознание

Изменение в ЕГЭ-2019 по обществознанию

Информация с официального сайта ФИПИ об изменениях в КИМ в ЕГЭ-2019 по обществознанию.
  • Серьезно изменилось оценивание задания 25: критерии ужесточились и оказались разбиты на две группы. В первой части требуется дать полное, четкое, ясное и недвусмысленное определение/объяснение смысла понятия, указать все существенные признаки. Необходимо избегать метафор, аллегорий, отрицаний или давать определение через родовую принадлежность, повторяющую само понятие. Ещё не принимаются словосочетания и нераспространённые предложения. Во второй половине задания, при составлении предложений, раскрывающих суть понятия, следует использовать информацию, корректную с точки зрения научного обществознания. За правильное задания 25 выполнение ученик может получить не 3, как раньше, а 4 балла.
  • Это, в свою очередь, увеличило общую сумму баллов с 64 до 65.
  • Усовершенствования коснулись также формулировок и критериев для заданий 28 и 29. В задании 28 при составлении плана обязательно нужно указать два пункта, раскрывающих тему по существу, причем оба пункта должны быть детализированы. В задании 29 серьезно ужесточились и уточнились критерии оценивания.
Об изменениях в остальных экзаменах ЕГЭ-2019 читайте в

Около половины выпускников выбирает в качестве необязательного экзамена обществознание. Некоторые - из-за кажущейся легкости предмета, но многим этот ЕГЭ необходим, чтобы получить достойный балл для поступления в вуз. Какие сложности поджидают учеников? Что от них потребуется на экзамене и как к нему качественно подготовиться? Будут ли новые темы в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году? Читайте в этой статье.

Описание экзамена

Пожалуй, это один из самых неоднозначных предметов. Наиболее противоречивые отзывы касаются именно обществознания. Почему так происходит? Первая причина — является самым популярным из тех, что даны по выбору. Вторая — зачастую, многие выбирают его лишь от безысходности и непонимания, куда и на кого идти учиться, а так как считают, что это наиболее простой путь — сдать обществознание, то в конечном итоге сильно ошибаются. С недавних пор из вариантов были убраны задания на “логику” (с выбором варианта), и теперь вся та простота испарилась. Поэтому избегайте столь халатного отношения, готовьтесь заранее. И не забывайте, что конкурс в вузах по направлениям, где профилирующим предметом является обществознание, всегда самый высокий.

Дата проведения

Точная дата проведения ЕГЭ по обществознанию пока не известна. В 2018 году основной и резервный этап проводятся в апреле, мае и июне.

Специфика проведения и изменения

Длительность экзамена составляет 235 минут, за это время надо успеть разобраться с 29 заданиями и дать верные ответы. При подготовке к ЕГЭ-2019 нет смысла опираться на КИМы 2015-16 годов и более ранних лет, поскольку с 2017-го они существенно обновлены. Главное новшество в том, что из билетов исчезли задания в виде тестов, когда надо было просто выбрать один из предложенных нескольких вариантов, и была вероятность случайного угадывания.

Задания сгруппировали в блоки по темам, что облегчает поиск ответов. Появилась новая система: учет первичных и вторичных баллов. Когда все задания выполнены, ученик получает 62 первичных балла. Плюс добавляются так называемые результирующие баллы за качество ответов. Задания есть и с коротким ответом, и те, что требуют развернутого рассуждения, и эссе. За ответы на обычные вопросы можно заработать от 1 до 3 баллов, и еще 5 первичных - максимальная оценка за мини-сочинение (эссе).

По каким вопросам нужно будет подготовиться?

При прохождении тестов в билетах будут использованы вопросы, включающие в себя следующие блоки:

  • «Социальные отношения» – блок, где нужно проявить понимание закономерностей и сложностей взаимодействия социальных групп; знание алгоритма построения общества; а также показать, насколько ученик разбирается в основах конфликтологии.
  • «Человек и общество». Вопросы этого раздела отсылают к истории биосоциальной эволюции людей, которая поможет разобраться и в современном социуме. От ученика потребуется показать, насколько он разбирается в деталях социализации, понимает ли важнейшие принципы функционирования общества, каким видит место личности в нем.
  • «Политика». Государственное устройство в динамике развития и его сегодняшнее состояние, политические режимы, институты управления, принципы государственности и другие аспекты темы должен знать и понимать выпускник.
  • «Право». Ответы по данному разделу требует точных, конкретных знаний в области законодательства РФ, а также умения оперировать различными правовыми понятиями.
  • «Экономика» – тут надо продемонстрировать не только теоретические знания в области рыночной экономики, но и умение читать и анализировать графики, рассчитывать основные экономические показатели.

Итого, в каждом билете будет представлено 29 заданий, разделены они будут на две части — 1 и 2 блок. На 20 заданий первого блока достаточно очень кратких ответов в формате цифр, слов или коротких фраз. Половина этих заданий рассчитана на базовый уровень знаний, остальная десятка требует более высокой планки подготовки. За первую часть ЕГЭ по обществознанию в 2018-19 году можно набрать максимально 35 первичных баллов.

Во втором блоке 9 заданий, требующих более детализованных ответов. Два из них (задания 21 и 22) относятся к базовым, а дальше следуют задачи повышенной трудности. В том числе, эссе. Темы будут предложены, надо выбрать одну из пяти. 29 баллов можно заработать за эту часть ЕГЭ.

Подготовка в экзамену

Крайне важно выбрать для подготовки толковые учебники. У специалистов ФИПИ есть свои предпочтения: они рекомендуют готовиться, опираясь на «подстрочники» Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко. Дискутировать, выражать свою точку зрения можно и нужно в другое время и в иных местах: на уроках, диспутах, в дружеской компании. Экзамен требует, чтобы были показаны знания. Хотя в отдельных вопросах и заложена возможность поразмышлять, выразить свою точку зрения. Такой шанс будет и в написании эссе. Спокойно, не спеша выбирайте тему. Эссе - это хороший шанс получить дополнительные баллы.

Специалисты из ФИПИ говорят, что первое, на что стоит обратить внимание при подготовке – знание и понимание терминов таких дисциплинарных блоков, как экономика, философия, право, социология и политология. Очень часто ученик не может правильно решить задание, потому что не соотносит его с определенной научной отраслью, используя при этом неверный метод анализа.

Обществознание включает в себя «выжимки» из нескольких дисциплин, таких как психология, право, политология, социология, экономика, философия. Специалисты считают, что основным камнем преткновения на экзаменах по данному предмету становится размытость представлений учащихся, нечеткое знание терминологии.

Занятно, но этот предмет последние годы уверенно лидирует в статистике предпочтений выпускников – сдавать его как второй на выбор стремится больше половины всех потенциальных абитуриентов (62% школьников). В ЕГЭ 2019 по обществознанию ожидается ряд небольших, можно даже сказать – косметических, изменений, которые, очевидно, вряд ли сдвинут дисциплину с этого пьедестала.

О них, а также о главных правилах и порядке сдачи госэкзамена по этому предмету, мы и поговорим сегодня. И, разумеется, попробуем дать несколько ценных рекомендаций по эффективной подготовке к обществознанию от опытных преподавателей – репетиторов ЕГЭ.

«Перемен требуют наши сердца…»

Итак, самое важное и новое: максимальный балл за этот столь популярный в большинстве вузов педагогического и социально-гуманитарного профиля экзамен, начиная с 2018 года, подскочил до 64. Что важно, так как никаких оснований полагать, что эту цифру еще как-то будут корректировать к 2019 году, нет.

Дело в том, что изменилась система оценивания двух последних заданий – 28-го и 29-го. За 28-й вопрос теперь максимум получить можно будет 4 балла, а за 29-й – 6. Причем в последнем еще и детализировали формулировку. С подробностями критериев оценивания, как всегда, можно ознакомиться на официальном сайте ФИПИ, также они непременно содержатся в учебниках ЕГЭ по обществознанию за 2018 год.

Что касается дат сдачи, в 2018 году в основном «заезде» она припала на 5 июня, и в целом все экзамены уложились (без учета резервных дней для особых случаев) в период с 29 мая по 19 июня. Так что, скорее всего, и в 2019 году стоит ждать чего-то аналогичного. Длительность экзамена – 3 часа 55 минут.

Конкретика заданий

Всего, как уже было отмечено, в бланках будет 29 вопросов, и поделены они на три смысловых блока. Первый отведен под тесты с краткими ответами – это 20 заданий, для успешного преодоления которых потребуется базовый уровень знаний по предметам, а также умение применять навыки систематизации и анализа материала, обобщения разрозненной информации, работы со схемами, диаграммами, текстами и таблицами.

Здесь стоит помнить, что среди всех приведенных ответов вовсе необязательно, что правильным будет только один – бывали случаи, когда их количество доходило до двух-трех из шести.

Вторая часть (8 вопросов) отведена под развернутые ответы – там уже идет конкретика общеобразовательного курса экономики, социальной философии, политологии, социологии, правоведения и социальной психологии. В ней надо продемонстрировать свое умение составлять план развернутого ответа, искать ключевые тезисы и авторское мнение в текстах, находить, анализировать и применять информацию, аргументировать собственное мнение.

И, наконец, третий блок – это эссе (вопрос №29), для которого на выбор дается пять тем. Каждая из них представляет собой краткую цитату кого-то из великих, иногда это может быть даже афоризм, которые непосредственно соприкасаются с одной из основных дисциплин курса обществоведения.

Вся программа охватывает соответствующий школьный курс с пятого по одиннадцатый класс. Но, важно помнить, что даже в тестовой части с краткими ответами задания далеко не однотипны. Часть их действительно представляет собой классический тест с выбором правильного из ряда предложенных. Другие же вращаются вокруг определения структурных элементов приведенных понятий по таблицам, либо же потребуют установить соответствие между двумя множествами информации. Есть и задания, посвященные определению явлений и терминов.

Чтобы успешно сдать Обществознание, вначале стоит попробовать ответить на готовые сборники заданий (разумеется, с приведенными решениями), чтобы определить, где слабина. Именно на результате анализа этой деятельности в дальнейшем и надо делать основной упор. Далее за все годы преподавания предмета стоит выписать и заучить главные понятия, термины и определения.

Учтите, курс реально перегружен информацией, придется записывать в свою память совершенно невозможное ее количество, поэтому, чем раньше вы приступите к подготовке, тем больше шансов, что успеете если не все, то хотя бы все основное. Практика показывает, что полугода, учитывая необходимость одновременной подготовки к остальным предметам, может здесь оказаться мало…

В процессе самого написания, рекомендации, ожидаемо, традиционны: первыми стоит обрабатывать те вопросы, в которых максимально уверены. Так как предмет очень скользкий, понятийный, нацеленный на правильное понимание очень обширного списка дисциплин, задания читать нужно не торопясь, вдумчиво, вникая в нюансы и не пропуская побочных ветвлений, трактовок и вопросов.

По развернутым заданиям надо научиться четко и грамотно формулировать свои мысли, причем они должны касаться конкретно поставленной задачи и не нести в себе никакой лишней информации. Что же касается эссе, в нем очень ценится, когда ученик приводит примеры персоналий из изученного курса, умеет обосновывать свое мнение аргументами, а также хорошо оперирует причинно-следственными связями.

Методические материалы, которые понадобятся в процессе подготовки, кроме актуальных билетов издания 2018 года, это – Конституция РФ, новая редакция Гражданского кодекса, а также различные пособия в схемах и таблицах (например, хороша в этом плане книга Лебедевой Р.Н.).

Что ж, хочется верить, что все изложенное непременно поможет приблизиться многим выпускникам 2019 года к своей мечте – сдать ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл из возможных. А пожелать в связи с этим им остается только успешного тайм-менеджмента, легких вопросов в билетах и, конечно же, удачи!

Видео

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/

В 2019 году в ЕГЭ по обществознанию участвовали около 327 000 человек . Это почти половина от общего числа участников основного периода ЕГЭ-2019. Обществознание традиционно остаётся самым популярным предметом среди ЕГЭ по выбору.

Средний балл в 2019 году - 54,9 (в 2017 году - 55,7, в 2018 - 55,4 баллов).

151 выпускник получил в 2019 году 100 баллов на ЕГЭ по обществознанию (в 2018 году - 196 человек).

7,7% участников экзамена в 2019 году получили более 81 балла. В 2018 году их было 7,4%, в 2017 - 4,4%.

19,6% выпускников в 2019 году не справились с экзаменом (в 2018 году - 16,7%). Отрицательная динамика по всем показателям, вероятно, связана с увеличением в 2019 году первичного балла с 21 до 22.

Lancman School второй год готовит выпускников к ЕГЭ дистанционно . В этом году список предметов расширился до 5: русский язык, математика, обществознание, физика и английский язык .

Изменений в КИМах ЕГЭ-2020 по обществознанию нет, но есть корректировки в заданиях № 28 и № 29.


Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2020 года с сайта ФИПИ

Разбор типичных ошибок ЕГЭ по обществознанию 2019 года

1. Участники ЕГЭ в 2019 году намного хуже выполнили задание № 10 на анализ экономической информации, представленной в виде рисунка (графика спроса/предложения). С ним успешно справилось менее 50% выпускников.

2. Задание № 25 : были проблемы с раскрытием смысла понятия, использованием понятия в заданном контексте.

3. Вызвали трудности задания № 23 и № 26 . В задании № 28 были проблемы с составлением плана ответа по конкретной теме.

4. В задании № 29 выпускникам сложно было привлечь обществоведческие знания для объяснения своего мнения по определенной проблеме. Вызывает настороженность тот факт, что, выполняя задания высокого уровня сложности, предполагающие приведение примеров (задания № 23, 26 и 29 ), выпускники практически не привлекали межпредметные связи с другими учебными предметами.

5. Выпускники 2019 года испытали затруднения при выполнении:

  • заданий базового уровня по темам «Налоги», «Понятие и виды юридической ответственности»;
  • заданий повышенного уровня по темам «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская система», «Основные источники финансирования бизнеса», «Избирательные системы»;
  • заданий высокого уровня по темам «Истина и её критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс», «Конституционный строй», «Юридические лица».

6. Экзамен 2019 года показал очевидные проблемы в овладении знаниями правового блока. Например, многие не знают целей деятельности прокуратуры и полиции, считают, что правоохранительные органы принимают законы. Некоторые уверены, что трудовой договор по желанию сторон может быть заключен в устной форме. Большой процент не знает о возможных сроках заключения трудового договора и условиях испытания работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Примерно 30% не понимают предмет гражданского права и не различают уголовное и гражданское право

7. Есть сложности в понимании принципов организации государственной власти в РФ (содержательные элементы «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»). Экзамен 2019 года показал, что по-прежнему не все выпускники средней школы знают названия высших государственных органов РФ, многие затрудняются в установлении связей между той или иной государственной функцией с соответствующей ветвью власти или высшим органом власти, должностным лицом.

Если материал показался интересным – ставь лайк, делись с друзьями в соцсетях и подписывайся на обновления нашего блога. Кнопку подписки ты найдёшь сразу под постом. Мы пишем о ЕГЭ много (а главное, интересно).

Редактор колонки - ЕГЭ-блогер Мария Кучерова (mel.fm, newtonew.com).