Лечение рака в тибетской медицине: причины и условия. Лечение рака народными средствами

Проблема раковых заболеваний сегодня волнует все человечество. Ежегодно на земном шаре рак уносит миллионы жизней. По частоте смертности рак занимает второе место после сердечнососудистых поражений. Раком болеют люди всех рас и национальностей. Однако в различных регионах частота распространения раковых заболеваний имеет свои особенности, зависящие от климатогеографических условий, национальных обычаев, привычек, материального благосостояния, питания, режима, условий труда и т. п. Один из крупных советских онкологов А. В. Чаклин указывал, что «в различных местностях и у отдельных групп населения существует выраженное отличие в частоте отдельных локализаций злокачественных опухолей, как в структуре заболеваемости, так и в структуре смертности. Исследование краевой патологии злокачественных опухолей касается многих сторон жизни населения и выходит за узко медицинские рамки». Статистические данные о раковых заболеваниях многих стран мира свидетельствуют о том, что смертность людей от рака непрерывно растет. Еще в 1962 г. научный руководитель Американского противоракового общества Камерон в своей книге «Правда о раке» писал: «Полвека назад о раке легкого почти не было слышно. За последние годы он превратился в одну из самых распространенных форм злокачественных опухолей». Это действительно так, особенно среди населения крупных промышленных центров. Ученые частоту рака легкого связывают с хроническими заболеваниями легких, интенсивным загрязнением атмосферного воздуха, курением. Что касается рака пищевода и желудка, то эти локализации исключительно редко встречаются в странах Юго-Восточной Азии и довольно часто в Японии, Монголии, Бурятии, Якутии, Казахстане и т. д. Причину подобной географии этих локализаций рака, вероятно, необходимо искать не только в национальных особенностях питания, вредных привычках. Она должна представлять собой целый комплекс предрасполагающих к раку пищевода и желудка условий и факторов, включая климатoгеографические, биохимический состав пищи, эволюцию пищевого рациона в смысле прогрессирующей рафинизации и т. д.


Н. К. Рерих и его сын Юрий Николаевич не случайно организовали в Урусвати-Гималайском институте научных исследований онкологическую лабораторию и изучение лекарственных растений тибетской медицины. Они еще в те времена подметили редкость раковых заболеваний в Гималайском регионе и связывали это, прежде всего, с природными условиями и характером питания местного населения. Юрий Николаевич по этому поводу писал: «Мы располагаем интересными данными, оправдывающими исследования в области раковых заболеваний в этой части земного шара, где раковые заболевания встречаются относительно редко. Изучение местного питания может привести к важным открытиям».

Изучение древних источников индо-тибетской медицины свидетельствует о том, что и в те далекие времена рак существовал, и тогда люди стремились избавиться от этого страдания, изыскивая лечебные средства из окружающей природы. За последние десятилетия определенная часть ученых не без основания обращается к опыту древних медицинских систем разных регионов. Одним из блестящих положительных доказательств этого является созданный американскими учеными противоопухолевый препарат винбластин (винкристин) из индийского растения барвинок.

В тибетской классификации заболеваний уделялось определенное место злокачественным новообразованиям. По тем временам мы находим достаточно обоснованные общие теоретические рассуждения о причинах и способствующих факторах так называемых «истощающих, злокачественных заболеваниях». Хотя в этих догадках и концепциях не существовало понятий о канцерогенах, митозе клеток, метастазировании, тибетские медики знали о раковых заболеваниях и относили их к невосполительным («холодным») болезням, развивающимся на фоне состояния «мэ-ням» — «угасания огня, энергии» (снижение, потеря функции органов и систем). Раковые заболевания описывались вместе с тяжелыми истощающими, хроническими, почти не излечивающимися заболеваниями. Во многих случаях они описаны как конечные стадии хронических болезней. Однако в 4-й главе III тома «Чжуд-ши» в патологии физиологического процесса «бад -кан» (дословно «слизи») описаны заболевания пищеварительного тракта, в частности пищевода, желудка. Болезни бад-кан считаются «холодными».

Из описанной в 7-й главе III тома «Чжуд-ши» клинической картины патологии системы бад-кан можно с наибольшей уверенностью отнести к предраковому состоянию желудка болезнь под названием «бад-кан подложечки». Причиной этой болезни считается нарушение регуляторных механизмов системы рлунг, снижение так называемого «огня желудка» (переваривающей функции), а способствующими факторами — чрезмерное употребление плохо измельченной пищи, несовместимой пищи, незрелых плодов, переедание . Больные с болезнью «бад-кан подложечки» жалуются на боли в области желудка, потерю аппетита, плохое усвоение пищи, облегченное состояние на голодный желудок .

Для того чтобы проследить клиническую мысль в неразрывной последовательности, приведем описание еще двух болезней желудка. Болезнь «бад-кан жаг-диг». В клинике болезни указываются «частая отрыжка, чувство давления в области желудка, боли, рвота съеденной пищей, отвращение к пище, сильное похудание , поносы, запоры и т. д.» Болезнь, называемая «бад-кан мэ-ням» («бад-кан с угасанием огня») характеризуется «вздутием, распиранием живота , чувством давления в желудке, частой отрыжкой, поносом непереваренной пищей, нарастанием слабости, высыханием мяса (истощение), а в конечной стадии — отеком с водянкой (асцитом)».

Системно-структурный подход в анализе основных теоретических положений и конкретных текстов позволяет установить единую последовательность и логическую связь в описаниях заболеваний желудка, которые мы идентифицировали с ахилическим гастритом — предраковым состоянием (бад-кан подложечки), на фоне которого развивается рак желудка. Клиника болезни «бад-кан с угасанием огня» соответствует представлениям тибетских врачей о раке желудка в поздних, запущенных стадиях.

О том, что тибетские врачи знали о раке, свидетельствует классическое описание клиники рака пищевода под названием «гул-гаг бад-кан» («бад-кан запирающий»). Изменения в пищеводе сравниваются с «налетом или накипью на стенках горлышка кувшина». В развитии этой болезни различаются три стадии. В начальной стадии сужение пищевода, боли за грудиной и в подложечной области, чувство задержки пищи в пищеводе. В стадии разгара — затрудненное глотание жидкой и твердой пищи, боли в пищеводе, отрыжка слизью, колющие боли в области «вороньих глаз » (область грудинно-ключичных сочленений), одышка , истощение, нарастание слабости. В конечной же стадии описывается картина полной непроходимости пищевода: «Пища не доходит до желудка, застревает за грудиной, в момент приема пищи возникает кашель , рвота, икота, хрипота». Далее в тексте сказано: «в начальном и в периоде разгара болезни мудрецы болезнь могут излечить, а в запущенных стадиях болезнь заканчивается смертью».

Таким образом, описанные клинические признаки болезней пищевода и желудка с достоверностью свидетельствуют о том, что в тибетской медицине имелись определенные знания по распознаванию и лечению онкологических заболеваний.

Для современных исследователей опыт тибетской медицины по профилактике и лечению ранних форм раковых заболеваний может представлять известный интерес. Общий принцип фармакотерапии в тибетской медицине, заключающийся в восстановлении нарушения равновесия «трех систем», остается первой иерархической ступенью в терапии предрака и рака. Вторая ступень вытекает из теоретического положения о механизме возникновения опухолей в желудке и пищеводе — «угасания огня», т. е. снижения или потери функции. Поэтому терапевтические мероприятия преследуют цель «повышения огня» — восстановления функции органа. Отсюда становится понятным назначение лекарственных средств, воздействующих на активизацию системы мкхрис, ответственную за секреторную функцию в пищеварительном тракте. Третьей ступенью в терапии является назначение симптоматических средств. В числе лекарственных растений при ахилическом гастрите и раке желудка в рецептурных прописях в различных комбинациях встречаются имбирь , миробалан, гранат , редька , хмель белая, гвоздика, мускатный орех, кардамон, долгий редька обладают в определенной степени противоопухолевым эффектом. Известно, что антимитотические средства, или цитостатики, главным образом являются соединениями растительного происхождения. Основными носителями цитостатических свойств в препаратах растительного происхождения является, прежде всего, класс полифенольных соединений (лейкоантоцианидины: кумарины, флавоноиды). Сбор и накопление банка данных по химической структуре лекарственных растений — компонентов препаратов, применявшихся при лечении предопухолевых и опухолевых состояний, дают нам возможность проводить поиски в двух основных направлениях. Первое — поиск специфических цитостатиков, второе — поиск средств-протекторов, или радио-химиосенсибилизаторов. Второе направление более перспективное в онкологической практике наших дней, ибо мы имеем довольно большой перечень эффективных цитостатиков, показавших великолепные результаты в эксперименте. К сожалению, при введении в организм больного они поражают не только раковые, но и нормальные клетки , обладают таким образом высокой токсичностью, которая довольно часто является ограничением их использования до желаемого эффекта. А препараты растительного происхождения могут играть роль протекторов, повышающих иммунобиологические механизмы в организме, химио-радиорезистентность нормальных клеток

Др. Намгьял Квасар (Namgyal Qusar)

Прежде чем начать говорить о раке, я бы хотел кратко рассказать вам о том, что же такое , чтобы вы могли лучше понимать то, о чем мы будем говорить, а также то, какие тибетская медицина применяет подходы к лечению различных заболеваний.

Один из основных принципов тибетской медицины – мы все связаны. Мы не независимые. Тот, кого мы различаем как индивида, на самом деле, является частью целого, он связан с окружающей средой. Мы не должны думать, что являемся независимыми в какой-либо момент времени. Вот почему мы разработали концепцию о том, что мы все связаны 5 элементами. Это и есть наш тибетский способ объяснения первопричин.

Ответственность лежит не столько на конкретном индивиде, сколько на обществе. Каждый из нас имеет равную степень ответственности перед духовным миром. В этом состоит концепция 5 элементов: мы должны привносить гармонию, баланс в нас самих и в окружающий нас мир. Это один из основных принципов тибетской медицины. Следуя ему, мы либо лечим простые заболевания, либо боремся с очень серьезными, такими как рак.

Еще один важный концепт тибетской медицины состоит в том, что мы имеем представление о карме. Когда у человека диагностируется хроническое заболевание, он теряет надежду. А зря. Карма – это не то, что вы можете посадить в землю и вырастить фрукт или растение. Карма приводит к каким-либо результатам благодаря нашим чувствам, намерениям, эмоциям и т.д. Чем больше гармонии в нашей жизни, в нашем обществе, чем более позитивно мы настроены. Чем сильнее мы стремимся к достижению той цели, которая кажется нам оптимальной и позитивной, тем лучше становится наша карма. Вот что мы понимаем под кармой. Что бы мы ни делали – мы несем ответственность.

Сегодня мы знаем, что эпидемия рака, терминальных заболеваний неконтролируема. В нашем распоряжении есть самые современные и изощренные методы для проведения экспериментов, но, несмотря на гений всех экспертов во всем мире, мы до сих пор не можем определить причину этих заболеваний. Дело в том, что мы не относимся ответственно к самим себе, к окружающему миру. На самом деле, если мы берем на себя ответственность, мы сможем решать очень сложные задачи простым путем.

В тибетской медицине мы говорим, что человеческие существа – худшие существа. У нас есть сильные зависимости и алчность по сравнению с другими существами. Давайте посмотрим на любой пример из животного мира: взрослым особям нужна только еда – и они уже счастливы!

Человек не удовлетворяется простыми вещами, нам нужно больше и больше. А если мы этого не получаем, не получаем того, чего хотим, мы становимся злыми, жадными. Если кто-то становится лучше нас, мы начинаем завидовать. В этом-то и проблема! Мы эгоцентричны и эгоистичны, отсюда все наши проблемы. До тех пор, пока мы живем в этом эгоцентричном мире, у нас будут эти проблемы.

Мы пытаемся найти новые способы лечения сложных заболеваний, но еще раз, – если мы не найдем способ решать простые задачи, управлять нашими эмоциями, мы не сможем освободиться от заболеваний. Нам придется бороться снова и снова, открывать, изобретать – и это бесконечный поиск решения, у него нет конечной точки. Попробуйте обуздать себя, отвечайте за себя, постарайтесь нести в этот мир что-то положительное, ищите оптимальное решение и способ достижения оптимального счастья. Это, пожалуй, точное описание подхода тибетской медицины к лечению любого сложного заболевания, и, возвращаясь к моей теме, тибетскому концепту рака, давайте определимся, что такое рак с нашей точки зрения.

Есть некоторая терминология в тибетской медицине, которую нам надо знать. Во-первых, это Тене. Тен – означает любой вид роста, Не – означает заболевание. Поэтому Тен-Не – это рост, которые не естественен для системы. Де-Не – это что-то вроде птичьего яйца – рост, характеризующийся отеком. Любое медицинское нарушение, рост которого невозможно контролировать, в тибетской медицине определяется как Де-Не. В случае с опухолью, Де-Не превращается в Де-Тен, что означает злокачественная опухоль.

Еще один термин в тибетской литературе – Ньен-Не и Ньен-Дэ.

Ньен-Не используется для описания 18 ранимых заболеваний, вызванных дисбалансом между внешними микроорганизмами, известными как парпата, и внутренними микроорганизмами. Когда эти две группы микроорганизмов вступают в борьбу в нашем теле, у нас развивается Ньен-Не, которое является очень тонким заболеванием.

Ньен-Де – одно из 18 заболеваний, форма агрессивной и злокачественной опухоли, вызванное вирусом или нарушением баланса между любыми внутренними и внешними микроорганизмами, которые известны на сегодняшний день. Итак, сейчас основная разница в тибетской медицине – между доброкачественной (Де-Не) и раковой (Де-Тен). Когда мы классифицируем эти опухоли, Де-Не – означает любой рост в организме, материал, из которого состоит опухоль, например, это какая-то опухоль из жира, содержащая жировой материал – жировая опухоль. Такая опухоль, которая не растет, и есть Де-Не. Если такие опухоли становятся агрессивными – их называют Де-Тен.

Итак, доброкачественные опухоли — это Де-Не. Любое хроническое заболевание может быть простым, как несварение, или сложным, как рак. Так вот, несварение может быть причиной всех хронических заболеваний, всех серьезных заболеваний. Если говорить о доброкачественных опухолях, то одной из причин действительно является хроническое несварение. Мы говорим, что если в ЖКТ наблюдается хроническое несварение, остатки пищи связываются между собой чем-то похожим на слизь, формируя шар или опухоль. Подобно этому, молекулы связываются между собой, образуя опухоль. Образуются большие объемы сыворотки, возникают хронические инфекции, вызванные, например, внешними микроорганизмами или бактериями – все они образуют шары, которые сами по себе являются опухолями. Материал, из которого состоит опухоль без каких-либо признаков агрессии и изменений, в тибетской медицине называется просто Не или доброкачественная опухоль.

Теперь давайте рассмотрим тибетский концепт в отношении рака, его причин. Речь пойдет о четырех факторах, которые в представлении тибетских врачей вызывают рак: диффузия, нарушение, несварение, грязь.

Первое и основное, разумеется, несварение. Я просто расположил их в том порядке, в котором они встречаются в наших медицинских текстах. Нарушения пищеварения, особенно несварения, являются формой нарушения метаболизма, а это вызывает все виды хронических заболеваний и, разумеется, рак. И если мы не можем контролировать и исправлять эти пищеварительные нарушения, они начинают занимать другие места.

Как мы знаем, раковые клетки растут, размножаются, распространяются. Именно это мы понимаем как дамбу, диффузию. Нам надо научиться контролировать наши энергии, приводить их к гармоничному состоянию.

Мы должны управлять своими эмоциями, должны следить за тем, что мы едим, должны привнести в нашу жизнь гармонию и принимать правильные средства, какие бы медикаменты не были нам нужны. Но если мы не можем правильно контролировать диффузию, возникает нарушение – в нашем случае, метастазы. Тот случай, когда часть организма, находящаяся в одном месте, атакует совершенно другое место, другую энергию, приводя к полному нарушению энергий. При этом происходит общий дисбаланс в организме, облегчающий раку задачу по атаке самого организма.

Это еще не все. Еще есть грязь, которая сопровождает все это. Грязь или токсины. В случае несварения токсины начинают накапливаться в организме, и, перемещаясь из одного места в другое, они повреждают организм.

Но и это еще не все. Когда токсины соединяются с раковыми тканями, клетками, как ни назови, токсичность в системе начинает накапливаться в конкретном органе. И если мы не можем поддерживать достаточный уровень своей энергии, позитивного отношения, тогда мы переходим в стрессовый режим, который в тибетской медицине мы понимаем как нарушение лунг. Все энергии организма находятся в полном хаосе.

Что же происходит? Эти накопившиеся и несбалансированные токсины вследствие нарушения энергий начинают собираться и связываться из-за энергии лунг. Это то, что объединяет тело и разум, поддерживает их в гармонии — основная энергия. До тех пор, пока мы поддерживаем гармонию, хорошо функционируем, эта энергия является связующим звеном. И когда она находится в связанном состоянии, ее не так-то просто высвободить. Это один из основных принципов того, как развивается рак.

Мы всегда пытаемся найти некий средний путь. Сегодня, говоря об интегративной медицине, мне бы хотелось отметить, что тибетская медицина – это интегрированная единица. Это не просто терапия, одна из модальностей. У нас есть диетотерапия, терапия образа жизни, лечение травами и т.д., различные дополнительные методики. И все связано.

Но что я хочу сказать – концепт, подход – был интегрирован не за последние десять лет, и даже не за целое столетие. У нас , есть медицинские тексты, датированные 1000 годом, и они настолько отличные, что мы до сих пор гордимся ими. Я пытаюсь сказать, что даже тысячу лет назад уровень интеграции, представленный в текстах, был такого уровня, что актуален до сих пор. Нам уже не надо ничего доказывать, не надо прилагать усилия – все уже сделано до нас.

Кроме того, в этих текстах нет ничего, что бы противоречило существующим медицинским принципам, будь это китайская медицина, западная медицина, аюрведа или гомеопатия.

Можно сказать, что аллопатическая медицина интегрирована в тибетскую медицину, потому что у нас тоже есть принцип противоположности. И тибетская медицина также гомеопатическая, потому как мы говорим, что если подход от противного не подходит, надо попробовать подобное.

И китайский подход 5 элементов тоже представлен у нас: земля, дерево, металл, огонь и вода. И у нас также есть принципы, аналогичные аюрведе.

Но несмотря на все эти сходства, тибетская медицина является уникальной, с более чем тысячелетней историей, с уникальным комплексным подходом к лечению пациентов, у нас есть медицинские тексты, который по сей день являются одними из лучших медицинских текстов во всем мире, пожалуй, самыми аутентичными медицинскими текстами, которые мы с полным правом и сегодня можем называть Тем Самым Подходом.

Основное объяснение, которое приводится в тибетской медицине – лечение должно быть индивидуальным, к какому бы заболеванию оно не подбиралось – будь то заболевание легких или рак. Мы должны применять наш подход, подбирать лечение в соответствии с конкретным индивидом, конкретной личностью, конституцией конкретного человека, его окружением. Мы не можем использовать одни и те же подходы для лечения человека с Тибета и из Испании, даже если у них похожее состояние, например, астма. Наш коллега с Тибета, который страдает от астмы, должен придерживаться , которая не подойдет пациенту из Испании, у которого должна быть совершенно другая диета, потому что он принадлежит к другой культуре, у него другие корни, другой стиль жизни.

В тибетской медицине есть 10 основных и очень важных критериев, которые приводят к возникновению заболевания, они же применимы и к возникновению рака. Первое – и основное – физические составляющие. Как мы знаем, рак может поражать любую ткань организма. Мы также знаем, что тибетская медицина выделяет 5 основных типов физической организации нашего организма, которые формируют генетическую предрасположенность. Мы группируем их по некоторым признакам. Лейкемия, к примеру, относится к крови. Рак крови, в представлении тибетской медицины, относится к раку свободного типа. Мышцы – рак в мышцах – это рак элементов воды и земли. И так далее.

Готово

Многие из лидеров говорят о том, что какая разница, что в этих капсулах и как растет кордицепс, главное, что продукт работает. Для этого есть специалисты, профессионалы врачи, Академия наук Китая, ученые. Наше дело понять, поверить и принять это, как то, что БАД – это не роскошь сегодня, это средство для выживания на планете Земля. Они правы на 100%.

Но у меня на этот счет сложилось немного другое мнение. Я думаю, что понять и принять как средство для выживания, профилактики можно, зная, что продукция Тяньши сертифицирована на высоком уровне. Она имеет Международный сертификат качества ISO 9000-9002 , в котором учитывается около 20 показателей, сертификат FDA , обязательный для всех пищевых продуктов, лекарств, пищевых добавок во всем мире, сертификат GMP – это качество изготовления, сертификат ХАЛАЛ и другие, тоесть все сертификаты по любым мировым стандартам, корпорация Тяньши имеет. Но, если еще и знать, что ты закидываешь в свой организм и для чего, то результат от приема продукции будет ошеломляющим.

Я убедилась в этом тогда, когда тяжелое заболевание коснулось моего родного брата Анатолия, 1949 года рождения. Всю свою жизнь, сразу после школьной скамьи он работал на заводе с вредными условиями труда, в молибденовом цехе аппаратчиком, затем мастером. А, когда открыли цех по выпуску золота, он работал на финаже. Два раза в год он отправлялся в профилакторий от завода, казалось бы, все было под наблюдением врачей. Я пыталась говорить с ним о БАДах, о профилактике здоровья, понимая, что это ему просто необходимо, но он меня не слушал, на это как и у многих из нас, небыло средств. Он заболел. Его лечащий врач сообщил нам о том, что им не понравилось то, как он выглядит (резкое снижение веса - до 58 кг), его отправили на обследование, подозрение на РАК почки. После обследования на УЗИ и номограммы легких выяснилось, что кроме опухоли почки, у него уже метастазы в легких. Поздно, сказал врач. Раньше мы таких больных отдавали домой умирать, а теперь методика другая – удаляют очаг заболевания, затем химиотерапия. Таким образом, есть возможность немного продлить ему жизнь.

Думаю, что каждый из вас может себе представить, что происходит с нами, когда мы теряем близких. Отчаяние, боль, картинки воспоминаний нашего детства. Я серьезно стала готовиться к встрече с братом после операции. Я в очередной раз изучила лекции Фариды Равильевны Бикбаевой по онкологии, раку легких, я изучила свойства каждого продукта, который она рекомендует при таких заболеваниях. Я даже мысленно представляла, что будет происходить в его организме, когда он начнет все это принимать.

Вооружившись знаниями, я отправилась к брату в реанимацию. Я увидела человека, который приготовился умирать, его потухший взгляд, примирение с тем, что происходит. Он сказал мне такие слова: « Лучше бы я никого не слушал и не соглашался идти в больницу, лучше бы я оставил все как есть и сколько прожил бы, столько и прожил бы, я знаю, что мне теперь ничего не поможет, и можете не шептаться там, я знаю, что это конец».

Как Вы думаете, что я стала делать, я стала его уговаривать, успокаивать? Нет. Я стала ругаться. Я высказала ему все, что только могла. Примерно это выглядело так: « Ты выбрал самый легкий путь, ты решил отправиться на тот свет вперед своей матери, ты решил сдаться без боя, ты позоришь нашу фамилию и т.д. С сегодняшнего дня ты будешь делать все, что буду говорить тебе я. А ты знаешь, что будет происходить с тобой с сегодняшнего дня, как только заработает твой кишечник после 1 порошка детского кальция и чая, ты начнешь пить вино по 10 бутылок в день. Вино – это наш ХОЛИКАН , в каждой капсуле 1,7 ресвератрола, а это вытяжка из виноградных косточек. А ты знаешь, что французы не болеют раком, потому что они пьют хорошее вино? Ты будешь пить ХИТОЗАН по 6 капсул в день, а ХИТОЗАН - это прекрасный антиоксидант, который расчистит дорогу к твоим раковым клеткам, он уберет интоксикацию из твоего организма и через неделю ты начнешь кушать, ты будешь пить по 6 капсул КОРДИЦЕПСА , который поднимет на защиту организма твоих спящих солдат – иммунную систему, ты будешь пить большое количество нашего драгоценного АНТИЛИПИДНОГО ЧАЯ , в котором есть листья киностемы. А листья киностемы – это трава бессмертия, в которой 87 видов сапонинов, целебных веществ, а это в 4 раза больше, чем в женьшене. Ты будешь есть СПИРУЛИНУ , это водоросли со дна морского - это целая таблица Менделеева, ты же химик и должен понимать, что это такое. Ты будешь есть много ионного, самого лучшего в мире БИОКАЛЬЦИЯ , который занесет все эти ценные вещества в твою клетку, а все плохое вынесет, ИКАН - это целебные капсулы, они восстановят твою нервную систему и ты станешь добрым и отзывчивым. Только ты должен включить свои мозги на 50%, для этого я дам тебе БИОКАЛЬЦИЙ ДЛЯ МОЗГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , и тогда ты будешь жить. Я поняла, что все будет хорошо, когда я увидела в его глазах искорки надежды, он даже пошутил: «Как же я включу свои мозги на 50%, если я буду пьяный от твоего вина».

Вот так мы стали бороться. Я только успевала ему носить продукт, он все делал как было сказано, я не расписывала ему программу. Он просто его ел китайскими дозировками, а его организм с удовольствие все принимал. После того как я добавила ему КРОВЬ И ЖЕЛЕЗО
, гемоглобин поднялся до 119. При низком гемоглобине нельзя делать химиотерапию, но как только мы получили такой результат, врач настаивал на химиотерапии. Я не имела право сказать ему – не делай этого, и не хотела говорить о том, чтобы он ее дела

до лечения

после лечения

Конечно, было еще тревожно, он был еще слабым, и Анатолий со своим лечащим врачом отправились в онкологический центр для проведения данной процедуры. В напутствие я сказала ему слова доктора альтернативной медицины из Америки, с которым я переписывалась « Не хватайся за соломинку, она не выдержит, держись за круг, который тебе протянули твои близкие». Я не знаю что там было, какой разговор, но к вечеру, позвонив брату, домой, я услышала его голос. Спросив, почему он дома, а не в больнице, Анатолий мне ответил, что химиотерапию отменили, что врач в онкологическом центре осмотрел его и сказал, что давайте еще месяц подождем. Толик поправился на 3 кг. за один месяц. Таким образом, мы воодушевленные продолжали принимать продукцию, немного снизив дозировки, и за 5 месяцев набрали вес до 77 кг. Сделали рентгеновские снимки легких – метастазы исчезли. В настоящее время он жив и здоров.

Давиденко Анатолий Валерьевич, дистрибьютор квалификации 5*

Хочу закончить эту историю словами Фариды Бикбаевой:

Если Вам поставили такой диагноз, то это не конец света.
РАК ЛЮБИТ, КОГДА О НЕМ ГОВОРЯТ.
РАК ЛЮБИТ, КОГДА ЕГО БОЯТСЯ.
ВОТ ТОГДА ОН РАСТЕТ И ПРОЦВЕТАЕТ.
ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ С НИМ БОРОТЬСЯ.
ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ С НИМ СПРАВИТЬСЯ, ВЫ ПОБЕДИТЕ.
ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ХОТЕТЬ ЭТО СДЕЛАТЬ!

Подробнее лекции Фариды Бикбаевой «Как восстановить здоровье» и отзывы врачей на моем сайте: My Webpage

Если у Вас возникнут вопросы, пишите, звоните, я рада буду ответить на них.

Любовь Комиссарова, дистрибьютор квалификации 6*