Личность и ее характеристики. Личность, ее характеристики и способности

Тема: «Человек».
Часть1 . Задания уровня А.
A1. Индивидуальность – это

1)специфические черты, присущие человеку как биологическому

организму

2)темперамент человека, его характер

3)неповторимое своеобразие как природного, так и

общественного в человеке

4)совокупность человеческих потребностей и способностей

A2. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности

2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания

4)взаимодействие с окружающим миром

A3. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в

обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом

обществе.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4. Результаты производственной, общественной и духовной

деятельности человека и общества в совокупности можно

назвать


1)культурой

2)экономикой

3)мировоззрением

4)историей

A5. Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей

2)механизмом самоконтроля

3)осознанным выбором средств

4)удовлетворением потребностей

A6. Труд в отличие от общения

1)является потребностью человека

2)может доставлять человеку удовольствие

3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)предполагает наличие цели

A7. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных

связей и взаимодействий.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A8. К потребностям человека, обусловленным его биологической

природой, относятся потребности в

1)самосохранении

2)самореализации

3)самопознании

4)самообразовании


A9. Качества личности проявляются в

1)чертах человека как биологического организма

2)наследственной предрасположенности

3)особенностях темперамента

4)социально-преобразующей деятельности


A10. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и

общественного в человеке?

А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат

биологической эволюции.

Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не

связаны друг с другом.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А11. И человек, и животные способны

1)использовать предметы природы

2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)передавать трудовые навыки последующим поколениям

4)осознавать собственные потребности

А12. У таких видов человеческой деятельности, как общение и

игра, общим является то, что они

1)допускают использование определённых правил или норм

2)предполагают обязательное наличие партнёра

3)носят условный характер

4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?


  1. И.И. Мечников

  2. И.П. Павлов

  3. Ч. Дарвин

  4. Ж. Кювье

А14. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсут­ствует у

животного?


  1. обменные процессы

  2. творческая активность

  3. работа органов чувств

  4. потребность в пище
А15. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

  1. средства должны соответствовать целям

  2. цель состоит в получении достоверного знания

  3. субъектом выступает отдельная личность

  4. результатом является новый продукт
А16. Личность формируется под воздействием:

  1. биологической программы

  2. природной среды

  3. социализации

А17. Ученик для учителя является:


  1. объектом деятельности

  2. конкурентом

  3. субъектом деятельности

  4. коллегой
А18. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно А


  1. верно Б

  2. верно А и Б

  3. оба суждения неверны
А19. К агентам вторичной социализации не относятся:

  1. радиожурналист

  2. двоюродный брат

  3. преподаватель вуза

  4. руководитель предприятия?
А20. Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны
А21. Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

  1. давать отпор любым агрессивным выпадам против него;

  1. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;

  2. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
А22. К экзистенциальным относятся потребности в:

  1. комфорте

  2. общении

  3. познании

  4. самоуважении
А23. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру­гих людей о себе.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А24 . Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны
А25 . Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях чело­века?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны
А26 . К практической деятельности относится

  1. производство материальных благ

  2. познание законов развития природы

  3. формирование религиозных представлений о мире

  4. сочинение музыки
А27 . Деятельность в отличие от общения

  1. является потребностью человека

  2. может доставлять человеку удовольствие

  3. предполагает наличие цели

  4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды
А28 . Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны
А29 . Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носи­тель индивидуально свободных черт называется:


  1. деятелем

  2. индивидом

  3. лидером

  4. личностью
А30. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека - это

  1. Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.

  2. Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.

  3. Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.

  4. Результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека.
А31 . Природа человека

  1. Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.

  2. Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.

  3. Представляет собой основные и неизменные качества человека.

  4. Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще­ния.
А32 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по­требность в

  1. трудовой деятельности

  2. сохранении рода

  3. самосохранении

  4. физической активности
А33 . Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

  1. членораздельная речь

  2. сознание и мышление

  3. способность брать ответственность на себя

  4. наличие физических потребностей
А34. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня ви­деть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны
А35 . Основным фактором формирования личности является

  1. природная среда

  2. общение с окружающими

  3. механизм наследственности

  4. врожденные склонности

А36 . Личность – это


  1. человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств

  2. темперамент человека, его характер

  3. неповторимые психофизиологические особенности человека

  4. совокупность оригинальных человеческих способностей

А37 . Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания

и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него

определённого набора инстинктов.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно и А, и Б

  4. оба суждения неверны

А38 . Понятие «индивидуальность» фиксирует:


  1. единичного представителя человеческого рода

  2. особенности темперамента человека, его характер

  3. трудовую активность человека

  4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А39 . Ориентирами человеческой деятельности являются:


  1. ценности

  2. влечения

  3. потребности

  4. интересы.

А40 . Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении

человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека

заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно и А, и Б

  4. оба суждения неверны

А41 . Какой признак характеризует человека как личность?


  1. активная жизненная позиция

  2. физическое и психическое здоровье

  3. принадлежность в виду homo sapiens

  4. особенности внешности

А42 . «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером


  1. художественного образа

  2. мифологического знания

  3. религиозной нормы

  4. научного знания

А43. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с

другими людьми, характеризуют его как


  1. индивида

  2. индивидуальность

  3. организм

  4. личность

А44 . Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является


  1. административной

  2. практической

  3. материальной

  4. творческой

А45 . И человеку, и животному свойственны потребности в


  1. самореализации

  2. самосохранении

  3. самопознании

  4. самообразовании

А46 . Человек в отличие от животного способен


  1. совершать привычные действия

  2. предварительно обдумывать своё поведение

  3. проявлять эмоции

  4. заботиться о потомстве

А47 . В отличие от животного человек способен


  1. реагировать с помощью чувств

  2. вырабатывать условные рефлексы

  3. удовлетворять потребности

  4. прогнозировать результаты действий

А48. К социальным потребностям человека относится потребность


  1. дышать

  2. питаться

  3. спать

  4. общаться

А49. Научные открытия представляют собой результат деятельности


  1. материально-производственной

  2. социально-преобразовательной

  3. практической

  4. духовной

А50. Игра, учение, труд выступают в качестве


  1. критериев истины

  2. видов деятельности

  3. социальных качеств

  4. биологических потребностей

А51 . Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от

поведения животных:


  1. проявление активности

  2. целеполагание

  3. приспособление к среде обитания

  4. взаимодействие с окружающим миром

А52 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?


  1. самообразование

  2. самопознание

  3. самосохранение

  4. самолюбование

А53 . Результатом самопознания, в частности, является


  1. накопление знаний о человека и природе

  2. познание ценностей общества

  3. изучение социальных норм

  4. представление о своих способностях

А54 . Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях


  1. собственной внешности

  2. различных типов темперамента

  3. моральных и правовых норм

  4. взаимодействия человека и природы

А55 . Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-

исторической деятельности, является характеристикой его


  1. социальной сущности

  2. биологической природы

  3. физиологических особенностей

  4. психологических качеств

А56 . Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,

психологической и социальной. Социальная составляющая включает


  1. знания и умения

  2. чувства и волю

  3. физическое развитие

  4. возрастные особенности

А57 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
А58 . Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку

деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,

действиями.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А59 . Основой человеческого существования является


  1. потребительство

  2. деятельность

  3. любовь

  4. дружба

А60 . Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл,

Называется


  1. показухой

  2. поведением

  3. самовыражение

  4. презентацией

А61 . Воля – это


  1. власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения

  2. способность дать сдачи обидчику

  3. умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей

  4. способность к самой опасной и жестокой борьбе

А62. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт


  1. самоотдача

  2. материальная выгода

  3. гордость за совершённое

  4. наслаждение мастерством.

Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между цифрами и буквами).

Часть 2. Задания уровня В.

В1 . Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, - это


В2 . Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».

Ответ: ___________________________________
ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце опре­делениями и приведенными во втором столбце понятиями.



1

2

3

4

Ответ: ____________________________________


В4. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

_______________________

Биологические

Экзистенциальные

Престижные

Экзистенциальные

Социальные

Экзистенциальные

В5 . Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена

деятельность, это ».

Ответ: _____________________________
В6 . Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрываю­щие его социальную природу.


  1. Способность к совместной преобразовательной деятельности

  2. Стремление к самореализации

  3. Умение приспосабливаться к природным условиям

  4. Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

  5. Потребность в воде, пище, отдыхе

  6. Способность к самосохранению
Ответ: ___________________________
В7. Установите соответствие между типами потребностей человека, дан­ными в первом столбце, и примерами их проявлений - во втором.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3


В8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.

  1. Плотники

  2. Каменщики

  3. Строящийся дом

  4. Крановщики

  5. Подъемные краны

  6. Правила техники безопасности

  7. Строительные материалы

В9 . Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.Отметьте в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.

ОПИСАНИЕ ФУНКЦИИ

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

1. Организация совместной деятельности

А. Коммуникативная

2. Обмен информацией

Б. Функция взаимодействия

3. Восприятие друг друга и установле­ние взаимопонимания

В. Функция межличностного познания

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

Ответ: __________________________
В10 . Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.

а) Равноправие партнеров

б) Активность каждого участника

в) Уважение к мнению собеседника

г) Готовность к взаимопониманию

д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника

е) Высокомерие

ж) Незнание имени собеседника

Ответ: ________________________________
В11 . Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только твор­ческой деятельности.


  1. Доступность для использования

  2. Уникальность

  3. Практическая значимость

  4. Воспроизводимость образца

  5. Принципиальная новизна
Ответ: _________________________________
В12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер­вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

5

Ответ: _______________________________
В13. Завершите фразу:

«В основе потребностей человека лежат...»

Ответ: ________________________________________________________________
В14. Найдите в приведенном ниже списке отличительные

характеристики человека.

1)существо биологическое

2)сознательно выдвигает цели деятельности

3)живет среди себе подобных

4)обладает способностью к творчеству

5)производит орудия труда с помощью других орудий

6)обладает врожденными инстинктами самосохранения


Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.
Ответ: __________________________.

В15. Установите соответствие между видами потребностей человека

и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в

второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

Ответ: ______________________

В16 . Установите соответствие между видами деятельности и

особенностями их проявления: к каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца.


Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

Ответ: ______________________

В17 . Социальными характеристиками человека обусловлены его

потребности … (Обведите цифры, под которыми указаны верные

позиции)


  1. в трудовой деятельности

  2. во сне

  3. в отдыхе

  4. в созидании

  5. в пище

  6. в социальной активности

  7. в воздухе

  8. в воде

  9. в общении с другими людьми

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.


Ответ: ___________________

В18. Назовите понятие, соответствующее определению.

Это человек как носитель сознания, наделённый

рядом важных социальных свойств: способностью обучаться,

трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни

общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные

чувства и т.д.

Ответ: __________________

В19. Назовите понятие, соответствующее определению.

Это самые простые заученные движения,

выполнение которых не требует специальных усилий, например,

бытовые действия: застёгивание пуговиц, причёсывание,

шитьё, действия ножом и вилкой за едой и т.д.
Ответ: ___________________

В20 . Назовите понятие, соответствующее определению.

Самостоятельное использование целых систем освоенных

человеком навыков, сознательная группировка их в

определённой последовательности, оценка результатов

действий, способы действий - _______.
Ответ: ____________________

В21 . Вставьте слова вместо пропусков.

Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия и т.д.

изучают человека как ____________ (1) организм. Человек как

______________ (2), как субъект _______________ (3) жизни –

предмет изучения психологии, философии, социологии, этики,

педагогики, правоведения и других наук.


Ответ: 1 _________________, 2 ________________, 3 ______________

В22

Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность

творческого выполнения какой-либо деятельности, называется

К данной деятельности.


Ответ: __________________

В23 . Вставьте слова вместо пропусков.

Как вы думаете, что Л.Н. Толстой считал проявлениями страха

перед своей совестью?


  1. пьянство

  2. курение

  3. болтливость

Ответ: ______________

В24 . Назовите понятие, соответствующее определению.

Это акт нравственной деятельности,

нравственного поиска, который выражается в сознательном

предпочтении определённой системы жизненных ценностей,

линии поведения.
Ответ: ______________

В25. «Зачем я живу? Какова цель моего существования? Как я

должен жить, чтобы моё существование наполнилось достойным

виду ______________.


Ответ: _______________

В26 . Немецкий психолог и педагог Э.Шпрангер (1882-1963)

предложил типологию личности, включающую следующие типы:

религиозный, эстетический, политический, социальный,

теоретический, экономический.

Установите соответствие характеристик и типов личностей,

подставив в таблицу к цифре из левой колонки букву из


ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ЛИЧНОСТИ

1)воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает своё нормативное поле общения

А) религиозный

2)тяготеет к общению в неролевой ситуации; в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен

Б) эстетический

3)главное – общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-призванием. Всё остальное приобретает второстепенное значение

В) политический

4)для него общение – форма самоотдачи. Основная форма жизни – любовь. Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности

Г) экономический

5)основа поведения – прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы

Д) теоретический

6)отличает всепоглощающая страсть к познанию. Не столько общается, сколько исследует объекты общения

Е) социальный

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

5

6

Ответ: ___________________

В27. Установите соответствие между науками, в той или иной мере,

в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким

описанием.


НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1) анатомия

А) наука о строении организмов

2) педагогика

Б) наука ос наиболее общих законах развития природы, общества и сознания

3) философия

В) наука о функциях, отправлениях организма

4) социология

Г) наука о биологической природе человека

5) физиология

Д) наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности

6) антропология

Е) наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества

7) психология

Ж) наука об обществе, отношениях людей и групп в нём

8) биохимия

З) наука о воспитании и обучении

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ: __________________

В28 . Установите соответствие между некоторыми способностями и их проявлениями (результатами).

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

Ответ: _________________

В29 . Какие существуют две основные оценочные точки зрения на

человека:


  1. оптимистическая

  2. синтетическая

  3. экономическая

  4. политическая

  5. пессимистическая

  6. художественная
Ответ: __________________

В30 . Какие две основные стороны составляют сущность человека:


  1. классовая

  2. биологическая (природная)

  3. космическая

  4. социальная

  5. экономическая

  6. мистическая

Ответ: ___________________

В31 . Отметьте, какие понятия входят как составные части в

продуктивную человеческую деятельность:


  1. неизменность

  2. бессознательные движения

  3. активность

  4. взаимодействие

  5. бесцельность

  6. следование инстинкту

  7. сознательное изменение

  8. целенаправленность

  9. реализация себя.

Ответ: ________________

В32 . Выделите основные виды деятельности по содержанию:


  1. боевая

  2. трудовая

  3. игровая

  4. учебная

  5. медицинская

  6. коммерческая

Ответ: _________________

Часть 3. Задания уровня С.
С1 . Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, кото­рые составляют биологическую основу деятельности человека как су­щества социального.

С2 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове­ка»? Сформулируйте три суждения.

СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

С4 . Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русско­го публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельно­сти, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, дея­тельность? Какова связь между ними?

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладыва­ли железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявля­ются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить кры­ло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзе­ляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из поч­ки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя от­нять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней за­бываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей


  1. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

  2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
    отличительные черты деятельности человека.

  3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

  4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­
    века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами под­стерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно гово­рить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы ви­дите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каж­дый может себе позволить».

Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите приме­рами.

С8 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке

ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,

перепишите содержание высказывания, а затем дайте

развернутый ответ.


Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу

поднятой проблемы. В ответе следует использовать

соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь

на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,

привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое

«как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое

можно понять только в длительном процессе его развития. В

любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может

стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)

ОТВЕТЫ

Уровень А


задания

ответ

1

3

2

2

3

2

4

1

5

4

6

3

7

4

8

1

9

4

10

4

11

1

12

1

13

3

14

2

15

2

16

3

17

1

18

1

19

1

20

2

21

4

22

1

23

1

24

3

25

2

26

1

27

4

28

3

29

2

30

4

31

2

32

1

33

3

34

2

35

2

36

1

37

1

38

4

39

1

40

3

41

1

42

4

43

4

44

4

45

2

46

2

47

4

48

4

49

4

50

2

51

2

52

2

53

4

54

1

55

1

56

1

57

2

58

3

59

2

60

2

61

1

62

1

Часть 2. Уровень В


задания

ответ

1

деятельность

2

творчество

3

В;Б;А

4

потребности

5

цель

6

1,2,4

7

1-А;2-Б;3-В

8

1,2,4

9

Б;А;В

10

д),е)

11

2,5

12

В;А;Б;В;А

13

мотивы

14

2,4,5

15

БААБ

16

ВАБВ

17

1,4,6,9

18

личность

19

навыки

20

умения

21

1)биологический, 2)личность, 3)общественной

22

Талантом

23

1,2

24

нравственный выбор

25

смысл жизни

26

В;Б;А;Е;Г;Д

27

А;З;Б;Ж;В;Г;Д;Е

28

В;Г;Б;А

29

1,5

30

2,4

31

3,4,7,8,9

32

2,3,4

Часть 3. Уровень С.

С1 . Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

прямохождение;

развитая кисть руки;

сложноорганизованный мозг;

возможность видеть в трех измерениях;

пластичность потребностей.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

человек - существо общественное, социальное, а не только биологиче­ское;

понятия индивид - индивидуальность - личность представляют со­бой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они раз­личаются;

личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);

вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.

Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.

СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

человек - существо общественное и сознательное;

в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

Допускаются иные формулировки ответа.

С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:

логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;

цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;

мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворе­нием потребностей - биологических, социальных, идеальных;

особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребно­сти, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.

Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.


  1. Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

  2. В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.
3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества ре­зультатов труда человека;

творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:

возможен конфликт между желаниями и возможностями; между сове­стью и желанием; долгом и настроением и т.д.;

речь идет о внутренних конфликтах;

в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувст­вами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецеле­сообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что сво­бода - это возможность выбора способа действия для достижения ка­кой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспита­ния, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его от­ветственность перед обществом за свои действия и поступки. Напри­мер, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение пра­вил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятия­ми обществоведческого курса, так и их применения для анализа кон­кретных ситуаций (примеров).

Личность в психологии является одним из ведущих понятий. В процессе развития она начинает формироваться как индивидуальность, ей начинают быть присущи специфические черты, которые и делают человека своеобразным, неповторимым, отличающимся от других. Свойства личности в психологии выделяют следующие. направленность, способности, характер и другие. Стоит подробнее остановиться на характеристике некоторых из них.

Так, основные выделил еще Гиппократ, разделив людей на четыре основные группы. В отличие от других свойств, это качество обусловлено, в первую очередь, биологической организацией индивида. Его черты проявляются довольно рано, их можно заметить уже у маленьких детей, в их поведении, играх, общении друг с другом и со взрослыми. Так, холерики характеризуются сильной возбудимостью нервной системы, из-за чего часто отличаются неуравновешенным поведением. Одним из самых стабильных типов темперамента является сангвиник. Обычно это жизнерадостный человек, обладающий быстрой реакцией, обдуманностью решений. Наиболее ранимым считается меланхолик, имеющий и отличающийся особой чувствительностью к малейшим раздражителям. Флегматика достаточно трудно раскачать на какую-либо деятельность, однако, если он увлекся, то будет продолжать работу несмотря ни на что, до полного ее завершения. От типа темперамента во многом зависят такие свойства личности, как впечатлительность, тревожность, эмоциональность, импульсивность.

В психологии выделяют индивидуальные свойства личности (то есть особенные, характерные только данному человеку). К ним можно отнести характер. Это своеобразный склад психической деятельности, который проявляется в особенностях человека. Формируется он, как правило, постепенно, через процесс познания и практическую деятельность. Исследователи, изучающие свойства личности в психологии, выделяют в структуре характера две стороны, а именно содержание и форму. При этом они неразрывно связаны между собой, составляя органическое единство. К содержанию относят интересы, потребности, человека. Это индивидуально-своеобразные отношения, говорящие об активности личности в социуме. Формы характера выражают различные проявления отношений, темперамента и других качеств. В структуре характера выделяют также интересы, темперамент, волю, убеждения, интеллект и т. д.

Говоря про свойства личности, выделяют и способности. При этом нужно помнить, что в психологии четко отделяют это понятие от «задатков». Последние составляют природную основу развития способностей и являются врожденными анатомо-физиологическими особенностями мозга, нервной системы, органов чувств.

Не менее важные, чем другие свойства личности, - чувства и эмоции. Они хоть и связаны между собой, но являются разными явлениями эмоциональной сферы. Для чувств характерны устойчивость и длительность. Эмоции же являются непосредственным проявлением переживаний в определенный момент.

Воля представляет собой сознательное регулирование своих действий и поступков человеком, вопреки внешним или внутренним трудностям. С этим свойством большинство людей сталкивается практически каждый день. Личность, у которой это качество развито на высоком уровне, не только хорошо владеет собой, но и может управлять обстоятельствами, добиваясь многих поставленных целей.

Таким образом, свойства личности в психологии - достаточно объемное понятие, включающее большое количество При этом знать их необходимо тем, кто хочет лучше понять самого себя или окружающих.

ІІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

Лекция № 1 (22)

Тема: «Понятие о личности и ее структура»

План

1. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».

2. Основные психологические характеристики личности.

3. Структура личности.

4. Биологическое и социальное в личности.

Общее понятие о личности.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, так как носителем всех психических явлений является личность. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как личность, и как индивидуальность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличии от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

Понятие «человек» объединяет три аспекта развития:

Биологический – человек «Homo sapiens» как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающий рядом существенных признаков: прямохождение, наличие приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.

Социальный – человек является носителем сознания, которые являются общественным продуктом. Освоение собственных биологических возможностей, их «очеловечивание», т.е. развитие в нормативном направлении, развитие психических свойств, процессов и состояний, формирование сознания и самосознания, механизмов саморегуляции происходит в обществе и благодаря обществу.

Во взаимодействии биологического и социального предпосылок обеспечивается психологический результат : человек приобретает ряд присущих только ему способностей – способность отражать мир в понятиях, планировать и прогнозировать, осуществлять мысленное моделирование, фантазирование и мечтать, оценивать и трансформировать объекты, осознавать самого себя и причины собственных поступков и действий, соотносить желания и обстоятельства с условиями жизни, действовать разумно.

Понятие «индивид» (от лат. Individuum – неделимое) употребляется для обозначения единичного природного существа, представителя «Homo sapiens», яляющегося продуктом филогенетического и онтогенетического развития.

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являющиеся более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? понятие «человек» является более широким по отношению к личности, так как не каждый является личностью.

В понятии «личность» делается акцент на общественной сущности человека. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли).

Существенным признаком личности является ее позиция. Позиция иерархически организованная система отношений личности к определенным аспектам ее жизнедеятельности, определяющая смысл и содержание этой жизнедеятельности; характер и направленность активности.

Индивидуальность - это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Термин «индивидуальность» характеризует определенного человека со стороны его социального отличия от других людей и фиксирует внимание на своеобразии психики, личностных особенностей индивида, их неповторимости.

В каком отношении находятся понятия «человек», «индивид» и «индивидуальность» наглядно видно на рисунке № 1.

Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и « индивидуальность»

В психологии часто употребляется понятие «субъект».

«Субъект» - это индивид, который является носителем самостоятельной активности и ее своеобразия в познании и преобразовании окружающей действительности и самого себя. Понятие «субъект» используется тогда, когда необходимо подчеркнуть, что именно он сам является главной детерминантой собственной жизнедеятельности.

Основные психологические характеристики личности.

Устойчивость личности . В поведении, поступках человека, системы его отношений, направленности, при всей ее вариантности и заивисимости от конкретных жизненных ситуаций, наблюдается определенное смысловое единство, стержневое образование, постоянство психического склада. Это дает возможность предсказать поведение человека в соответствии со своими базовыми жизненными ценностями, а не только ситуационно.

Изменчивость личности . Если личность утрачивает способность быть пластичной, учитывать изменение жизненной среды, то она, скорее всего, будет вести себя неадекватно сложившимся обстоятельствам.

Единство личности результат сложной интеграции отдельных частей, в ходе которой каждая черта оказывается неразрывно связанной с другими. Каждая отдельная черта приобретает свое значение в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Формируется, воспитывается личность всегда в целом.

Активность личности выражается как в общем жизненном тонусе человека, в количестве присущей ему «жизненной энергии», в системе интенсивности прилагаемых усилий, так и в ее направленности.

Активность может быть глобальной, направленной на познание, изменение, преобразование мира в целом, или же только на конкретные жизненные обстоятельства.

В современной психологии личность рассматривают как особую самоуправляемую систему , осуществляющую ряд специфических функций как на уровне регуляции отдельных психических проявлений, так и в целом в жизнедеятельности человека.

Согласно А.Г.Ковалеву к их числу относятся:

Вызов, задержка процессов, действий, поступков;

Переключение психической деятельности;

Ускорение или замедление психической деятельности;

Усиление или ослабление активности;

Согласование побуждений;

Контроль за ходом деятельности путем сличения намеченной программы с результатом осуществляемых действий;

Координация действий.

Структура личности.

Как всякая организация, психическая жизнь личности имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить психическую структуру личности.

Структура – это не просто сумма составляющих ее случайных элементов. Входящие в структуру компоненты должны находиться в определенном отношении. Какой же характер отношений между элементами и создает структуру сложного явления, которым является психическая жизнь личности?

1. являются не случайными, а важными и необходимыми для существования или жизнедеятельности данного явления. (Важны для нормального существования личности).

2. взаимообуславливают функционирование друг друга: находятся в закономерной связи и взаимодействии друг с другом и с целым (нарушение или изменение одного, влечет изменение другого).

3. в своей специфике обусловлены сущностью целого явления (особенности каждого элемента определены и зависят от особенностей содержания целого).

Важно также при определении структурных элементов личности, исходить из понимания сущности личности как биосоциального существа, свойства которого проявляются в его общественно-трудовой деятельности.

С этих позиций можно проанализировать существовавшие и существующие концепции личности, насколько они удовлетворяют перечисленные требования.

Немецкий психолог, физиолог В.Вундт (1832-1920) понимал под личностью всего лишь «психофизический организм» или «воспринимающее, чувствующее и действующее существо», главной структурной особенностью которого является «самосознание».

Французский психолог Рибо основу структуры личности видел только в «чувстве собственного тела» и в памяти, а психолог Бине различал в структуре личности всего две стороны: память (т.е. накопленные в течении жизненного опыта знания, привычки, умения, навыки, влечения и т.п.) и характер.

Американский психолог Джеймс особенности психологической структуры личности видел в присущих человеку стремлениях:

а) органических, определяющих собой физическую личность;

б) интеллектуальные (духовная личность);

в) общественных (социальная личность).

Значительный вклад в изучение проблемы психологической структуры личности внесен отечественными психологами. Так, А.Г.Ковалев различает в этой структуре:

1. темперамент (природные свойства личности);

3. способности (совокупность интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств).

К.К.Платонов предложил рассматривать психологическую структуру личности как динамическую функциональную систему, в которой основное значение имеют:

2. темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности (биологически обусловленная сторона личности);

3. привычки, знания, умения и навыки (обусловленная жизненным опытом и воспитанием сторона личности);

4. индивидуальные особенности психических функций, их качественное своеобразие и уровень развития. Из этой динамической системы исключены способности человека и его характер, которые по мнению К.К.Платонова не предоставляют структурные особенности личности.

Анализ психологической литературы и учет выше перечисленных требований, предъявляемых к элементам структуры личности, позволяет выделить следующие структурные элементы наиболее полно и логично представляют структуру личности:

1. Направленность, проявляющаяся в потребностях, интересах, убеждениях, идеалах, и которая определяет собой активный характер отношений и действий человека в социальной среде.

2. Способности – как совокупность интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств, которые определяют собой потенциальные возможности человека в выполнении той или иной деятельности.

3. Темперамент, который определяет динамику проявления личности в различных видах деятельности и в отношениях с окружающей средой.

4. Характер, который проявляется в отношении человека к социальной среде и выполняемой деятельности.

Все указанные свойства личности в своем становлении и развитии обусловлены сущностью человека как биосоциального существа, проявляются в деятельности человека как члена общества, взаимосвязанные друг с другом в той или иной степени взаимообусловлены.

Особую позицию занимает А.И.Щербаков, который характеризуя предлагаемую им структуру личности, дает логически взаимосвязанные описания всех основных компонентов психической жизни, показывает их взаимовлияния. Согласно соответствующей концепции основными компонентами структуры личности являются свойства, отношения и действия, складывающиеся в процессе онтогенеза человека. Условно они могут быть объединены в четыре взаимосвязанные между собой функциональные подструктуры. Каждая из этих подструктур является сложным образованием, выполняющим свою собственную, специфическую роль в жизнедеятельности человека.

Удобство данного подхода в том, что соответствующую структуру можно представить в виде графической схемы - «модели глобального взаимодействия основных инвариантных свойств и их систем в целостной функционально-динамической структуре личности». Она представляет собой четыре имеющих общий центр окружности, каждая из которых отражает строение и уровень иерархии соответствующей функциональной подструктуры.

В свою очередь, каждая из подструктур является относительно самостоятельной системой, также имеющей свою структуру (качественно особые компоненты и связи между ними). Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать их именно как системы, учитывая, что они интегрируются в целостную личностную систему.

В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности могут быть условно объединены в четыре тесно взаимосвязанные между собой функциональные подструктуры, каждая из которых является сложным образованием, выполняющим определенную роль в жизнедеятельности личности: первая – система регуляции; вторая – система стимуляции; третья – система стабилизации; четвертая – система индикации. Все это социально значимые качества личности, определяющие ее поведение и действия как высокосознательного деятеля общественного развития.

1. Система регуляции . Представляет собой первый иерархический уровень личностной структуры (в соответствующей схеме эта окружность располагается ближе всех к центру). Основу данной системы составляет сформировавшийся у человека под влиянием обстоятельств его жизни определенный комплекс сенсорно-перцептивных механизмов познания, обладающих обратной связью. Этот комплекс призван обеспечивать и реально определяет: а) постоянное взаимодействие внешних и внутренних причин и условий проявления и развития психической деятельности; б) регуляцию человеком собственного поведения (познания, общения, труда).

При образовании этой системы значительную роль играют филогенетические механизмы, природные предпосылки человеческой жизнедеятельности: строение анализаторов, «их преднастроенность» на специфически человеческий способ функционирования. Однако не менее значимыми являются онтогенетические механизмы определяющие возникновение новых сенсорных комплексов с высоким уровнем интеграции (так называемых перцептивных систем): речеслухового, зрительного, сенсорно-моторного. Эти комплексы значительно дополняют непосредственно важные человеку природные возможности, обеспечивая вербализацию и аудиовизуализацию всего получаемого человеком чувственного опыта, преобразование и интеграцию многообразных сигналов в окружающей среде в определенные психические образования: процессы, свойства и состояния.

Все эти комплексы в процессе жизнедеятельности человека постоянно взаимодействуют между собой, образуя в целом единую функциональную динамичную систему сенсорно-перцептивной организации. Благодаря этой системе обеспечивается сознательное и творческое отражение внешнего мира в присущих ему связях и взаимосвязях, формирование (аккумуляция, интеграция и генерализация) его чувственного опыта.
Являясь регулятором взаимоотношений человека со средой, сенсорно-перцептивная система его личностной организации никогда не оказывается неподвижной. Именно она определяет динамический, функциональный характер всей остальной структуры личности.

2. Система стимуляции. Включает относительно устойчивые психологические образования: темперамент, интеллект, знания и отношения.
Как известно, под темпераментом понимают те индивидуальные свойства, которые в наибольшей степени зависят от природных особенностей человека. Стимулирующая функция темперамента проявляется, прежде всего, в эмоциональной возбудимости нервных процессов, которая наиболее ярко наблюдается у ребенка. Однако по мере формирования индивидуальной системы социальных побуждений, способности к самоуправлению, сознательной саморегуляции психических процессов и социальных отношений темперамент в структуре личности начинает проявлять в модифицированном качестве. Возрастание способности к накоплению информации из внешней среды, ее осознанию и делению, выделение себя из окружающего мира как субъекта жизнедеятельности обеспечивает личности иные, более оперативные и эффективные возможности управления своим поведением и действиями.

Под интеллектом подразумевают определенный уровень развития мыслительной деятельности человека, благодаря которому обеспечивается возможность не только приобретать новые знания, но и эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности. Развитие интеллекта (глубина, обобщенность и подвижность знаний, способность к интеграции и генерализации чувственного опыта на основе его вербальной интерпретации, к абстрагирующей и обобщающей деятельности) во многом определяет «качество» индивидуальной жизни - формирование установки на активность и творческое отношение к окружающему миру, овладение механизмами самоинструктирования и саморегулирования своего поведения в окружающей среде.

Знания, умения и навыки помогают человеку не только понимать явления, которые происходят вокруг него и в нем самом, но и определить свою собственную позицию в этом мире. Наряду с общим объемом знаний в данную подструктуру входит умение человека находить в содержании вновь осваиваемых знаний, в явлениях окружающей действительности ответы на жизненно важные вопросы.

Развитие самосознания, базирующееся на увеличении индивидуального объема знаний, обычно сопровождается расширением диапазона оценочных (эталонных) критериев. Сопоставляя новые представления, понятия, знания с ранее усвоенными эталонами, человек формирует собственное отношение как к объекту познания или действия, так и к себе, субъекту этого познания (действия). Отношение (к обществу, к отдельным людям, к деятельности, к миру материальных предметов) характеризует субъективную сторону отражения действительности, результат отражения конкретным человеком конкретных явлений окружающей его среды.

Не только формирование осознаваемого отношения к объекту познания и действия, но и глубокое осознание человеком собственных отношений обеспечивает развитие системы регуляции всех компонентов системы стимуляции.

В процессе социализации человека, его интеграции в мир общечеловеческих ценностей первая (регулирующая) и вторая (стимулирующая) системы постепенно аккумулируются друг с другом, а на их основе возникают новые, более сложные психические образования, сознательно регулируемые и социально одобряемые свойства, отношения и действия, направляемые человеком на решение возникающих перед ним жизненно важных задач.

3. Система стабилизации. Ее содержание составляют направленность, способности, самостоятельность и характер. Направленность является интегральным, генерализованным (стержневым) свойством личности. Она выражается в единстве знаний, отношений, доминирующих потребностей и мотивов поведения, деятельности личности.
Самостоятельность может рассматриваться как генерализованное свойство, например, чувство личной ответственности за свою деятельность и поведение. А может анализироваться на уровне локальных проявлений (инициативность - в деятельности и социальном взаимодействии, критичность - в мышлении). Самостоятельность личности непосредственно связана с активной работой мысли, чувств и воли. С одной стороны, развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов является необходимой предпосылкой самостоятельных суждений и действий личности (прямая связь). С другой, формирующиеся в процессе самостоятельной деятельности суждения и действия оказывают влияние на чувства, активизируют волю, позволяют принимать сознательно мотивированные решения (обратная связь).

Способности выражают высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям выполняемой деятельности. При выявлении структуры способностей как свойства личности необходимо обязательно учитывать природные предпосылки и механизмы их развития. Однако способности человека не выступают изолированно от всех других частей и систем, образующих личность как единое целое. Они испытывают на себе их влияние и, в свою очередь, оказывают влияние на развитие других компонентов и личности в целом.

Характер является сложившейся системой относительно устойчивых индивидуально-психических модификаций, определяющих образ, стиль, манеру поведения человека, его действий, отношений с окружающими. В структуре личности характер более других компонентов отражает ее целостность. Выступая одним из значимых условий формирования личности как целостной структуры, ее стабилизации, характер одновременно является продуктом, результатом этого формирования, а потому может использоваться в качестве соответствующего индикатора.

4. Система индикации . Однако только критерия характера явно недостаточно, чтобы осуществить индикацию, а на ее основании и оценить структуру личностных качеств, присущих конкретному человеку. Поэтому выделяется еще один структурный уровень, объединяющий качества, имеющие наибольшую социальную значимость. Это гуманизм, коллективизм, оптимизм и трудолюбие.

Гуманизм - это максимально высокий уровень сознательного отношения человека к другим людям: общее позитивное отношение к ним (человеколюбие), глубокое уважение к человеку, его достоинству, независимо от его социального статуса, способность и готовность проявить по отношению к конкретному человеку или группе людей душевную теплоту, оказать помощь и поддержку. Реальный, не декларируемый гуманизм обычно конкретно действенен. Известно выражение «Легко любить все человечество, но попробуй любить соседа по коммунальной квартире». Нередко самые прекрасные гуманистические намерения, когда на первый план начинают выступать эгоизм, борьба за личные приоритеты, не выдерживают испытания действием.

Коллективизм - это высокий уровень социального развития человека, его готовность вступать в конструктивное взаимодействие с другими людьми, сотрудничать с ними ради достижения взаимно и общественно значимых целей, это, наконец, умение сочетать общественное и личное и в случае необходимости осознанно устанавливать между ними требуемые приоритеты и следовать им.

Оптимизм - это также сложное по структуре личностное свойство, которое отражает пропорциональное развитие всех психических процессов, свойств, отношений и действий в их диалектическом единстве. Оптимизм обеспечивает человеку эмоционально комфортное миросозерцание, проникнутое жизнерадостностью, верой в людей, в собственные силы и возможности, уверенность в лучшем будущем - и для себя лично, и для всего человечества в целом.

Трудолюбие - высокий уровень личностной интеграция и генерализации позитивных психических свойств, отношений и целенаправленных волевых действий, обеспечивающий возникновение таких качеств, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, деловитость, способность к творческому дерзанию, к высоко сознательным волевым для достижения цели.

Все компоненты четвертой системы в своем развитии опираются на компоненты предыдущих систем и в порядке обратной афферентации влияют на них сами. Вплетаясь в общую структуру личности, компоненты четвертой системы не только выражают высоко сознательное отношение человека к труду, другим людям, обществу в целом, но и выступают в качестве субъективного фактора гармонического развития личности, всех ее систем: регуляции, стимуляции и гармонизации.

Однако, если рассматривать структуру личности не на уровне идеальной теоретической модели, а в реальности, то следует учитывать, что она никогда не соответствует полностью этой схеме. Ведь степень выраженности отдельных компонентов может широко варьироваться в зависимости от обстоятельств жизни, характера выполняемой деятельности, уровня сознания личности, состава делегируемых ей обществом социальных уровней и т.д. В ходе индивидуального развития нередко бывают случаи непропорционального развития отдельных систем и образующих их компонентов. Поэтому при составлении психологической характеристики личностных особенностей конкретного человека необходимо глубже изучить закономерности, связывающие между собой отдельные подсистемы и компоненты. Только тогда можно быть уверенным в объективной оценке уровня личностного развития данного человека, сделать реальный прогноз дальнейшего совершенствования, подобрать эффективные средства воздействия.

С нашей точки зрения интегративным показателем благополучия личности, исходя из гуманистических принципов, является удовлетворенность жизнью, самоактуализация и как следствие этого – психологический комфорт. Эти интегративные свойства личности предопределяются тем, насколько она эффективно выполняет свою деятельность и организует поведение, направленные на удовлетворение значимых потребностей и реализация ценностей, какие чувства при этом переживает человек.

Поэтому неправомерно разрывать социальные и биологические факторы развития личности. Любое нарушение жизненных функций в соматической организации конкретного человека, в более или менее заметной форме, обязательно скажется на уровне развития сенсорно-перцептивных механизмов и процессов психической деятельности. Однако в целом это нарушение не определяет общего социально-перцептивного нарушения личности, поскольку возмущающее, деструктурирующее воздействие системы и уровня интеграции может быть скомпенсированное на других уровнях, и в целом личностная структура опять придет в сбалансированное состояние. По мере развития личности решающее значение постепенно начинают приобретать прижизненные механизмы интеграции и генерализации нравственного опыта личности, сложившиеся в процессе ее онтогенеза. Возникла на определенном уровне интеграции, они начинают непосредственно влиять на предыдущие уровни, определять функционирование, качества и направленность развития всей психической жизни человека.

Между отдельными подсистемами существует постоянное, неразрывное взаимодействие. Благодаря этому создается определенное диалектическое единство, единая функционально-динамическая структура личности, которая не высшем уровне своего развития характеризует человека как сознательного и активного деятеля, члена определенной социальной общности, главное действенное лицо общественного процесса.


Похожая информация.