Мне кажется, что я все время делаю что-то не так. Мнимый больной: что делать, если ты ипохондрик

Доброе утро. Михаил, разделите описанное содержание на составляющие, так вам и варианты решения будет проще увидеть, а значит, и решить описанные проблемы.
Первая составляющая- Работа: «Мне кажется, что я все время делаю что-то не так. В жизни ничего не получается, я все время не доволен работой и ищу лучшего. Но в итоге ничего не выходит начинаю новые проекты и бросаю их. Не пойму, чем мне заняться в жизни»
Рекомендации. Вам стоит, как минимум:
1.Меняйте свое отношение к профессии, для этого вам нужно объективно проанализировать вас в профессии- это позволит определить и проработать первопричины вашего недовольства.
2. Формируйте в себе такие личностные качества, как настойчивость, упорство, трудолюбие, ответственность, чувство юмора и самоиронии, стрессовоустойчивость-это позволит вам сформировать в себе важные личностные качества, необходимые не только для старта, но и завершения любого проекта.
3. Определить ваши личные требования к должности и работе (условия, уровень зарплаты, соцпакет и т.д.), исходя из этого расширьте географию поиска работы и диапазон вакансий.
4. Меняйте внешнюю мотивацию на внутреннюю-это позволит вам получать удовольствие от процесса работы.
Вторая составляющая- Отношения с окружающими, в том числе и с девушками: «У меня нет девушки, на улице какойто ступор в общении… Проблема в общении с людьми и родителями»
Рекомендации. Вам стоит:
1.Пронализировать все ваши отношения с окружающими и вас в них-это позволит вам найти и проработать первопричины вашего недоброжелательного отношения к ним.
2. Поменять на позитивные и доброжелательные ваши деструктивные модели поведения и методы взаимодействия с окружающими людьми и родителями- это позволит вам вести отношения в нужном для вас русле и на качественно-новый уровень.
Третья составляющая - Отношение к себе «я все время делаю что-то не так… что-то не дает мне сделать этот шаг, какоето чувство неуверенности… сложно быть приветливым. Мне легче проявить агрессию. Я часто раздражаюсь… чувство неуверенности… я чувствую не уверенность и страх что люди на меня смотрят… Мне трудно находиться в обществе где нужно разговаривать с людьми… чувства тревоги… у меня чувство убежать и спрятаться куда то подальше от людей»
Рекомендации. Вы описываете симптоматику иррационального страха, поэтому вам стоит обратиться к психотерапевту, который ваш найдет и проработает первопричину вашего страха, и вы наконец-то станете свободным, смелым, решительным, уверенным в себе, в собственных силах и в собственных возможностях.
Помните,решить проблему максимально быстро и эффективно поможет специалист. Мудрости вами

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Меня уже давно беспокоит одна проблема. Я постоянно чувствую, что делаю все неправильно, долго жалею о сделанном выборе и испытываю чувство вины по этому поводу. В дальнейшем это очень беспокоит меня долгое время, я всё время прокручиваю в голове как надо было сделать. Последняя такая ситуация связана с учебой. Я хотела поступить на одну специальность, но решила, что не пройду на бюджет, поэтому подала документы на другую альтернативную, тоже мне нравится и я приняла такое решение осознанно. После того как я прошла на вторую, выяснилось, что у меня были все шансы попасть на первую. Теперь я злюсь сама на себя. Но бывают ситуации, в которых я принимаю решение действовать так-то и считаю этот выбор правильным, а потом сделав начинаю жалеть. Я поступила на заочное, очень хотела работать, а теперь думаю надо было на очное.

И это происходит постоянно. Бывает, доходит до абсурда, когда мне в голову лезут мысли о том, что надо было сказать человеку что-то другое, поступить иначе, чем я себя вела. Вплоть до того, что поздоровалась не с той интонацией! Хотя мое поведение вполне нормальное и нечего себя мучить из-за этого. Возможно, это от непринятия себя, не могу сказать, что я талантлива и способна, скорее наоборот. Не могу утверждать, что люблю себя. Ненавижу, когда меня хвалят, чувство вины в этот момент усиливается троекратно.

Иногда чувство вины пересекается со стыдом. Стыдно за себя, за родителей (семья моя неблагополучная). Отвечу на занятии неправильно могу покраснеть и обязательно буду крутить эту ситуацию в голове и будет стыдно. Хотя понимаю, что нет идеальных людей и у всех свои недостатки. Но почему-то мои самые отвратительные. Отсюда куча комплексов. От внешности до внутренних качеств. Как справиться с такой ситуацией, что изменить в мышлении и в себе? К психологу лично боюсь обращаться, боюсь рассказывать вот то всё, так как человек может подумать, что у меня не все дома. А вообще, чем может психолог помочь мне в такой ситуации и как?

Буду благодарна любому ответу! Спасибо!

На вопрос отвечает психолог Сиурдаки Татьяна Геннадьевна.

Милая, Аленочка!

На самом деле, вопросы, которые у Вас возникают и Ваше неудовлетворенность по поводу того, как Вы их решаете скорее всего происходит из-за отсутствия понимания, что же Вы хотите получить как результат...

Просто приведу пример, чтобы Вам посмотреть немного со стороны на такую модель поведения... пример очень примитивный, уж простите, чтобы была понятна логика... Итак, девушка проголодалась, спросила себя, что же она хочет съесть и решила сварить борщ. Она четко понимает, что ей нужно сходить в магазин и купить определенные продукты (свеклу, картофель, капусту и т.д) - у нее есть четкое понимание, какова ее цель: сварить борщ. Что происходит дальше? Она идет покупает, готовит, съедает его и получает удовольствие от процесса и удовлетворение от результата.

Что происходит у Вас? Вы (не имея четкой цели!) вроде бы хотите поесть, но не решаете что именно. Идете в магазин, по дороге можете купить мороженное, перебить аппетит, в магазине не имея четкого списка берете, что попадет Вам на глаза и Вы набираете дорогие, не сочетаемые продукты. Оплатив продукты, потратив много денег, приготовить из них одного блюда не получается... Вы перекусываете ими, но особо удовольствия не получаете. Вот примерно так происходит, если нет четкого понимания, что же было истинным желанием... при покупке, Вы долго сомневаетесь, потом ругаете себя, что неправильно выбрали, чувствуете дискомфорт, а результата как такового не получили. А все только от того, что не было понимания, что именно Вы хотите.. И если можно быть разочарованной и чувствовать дискомфорт от таких мелочей как прием пищи, то что уж говорить о действительно серьезных жизненных целях.

Открою Вам огромный секрет: как таковых правильных и неправильных ответов не существует вообще. Существуют только варианты, которые приводят или уводят Вас к поставленной цели, а если цели четкой нет, то любой вариант будет неправильным... поэтому Вам и кажется, что Вы все делаете неправильно... Вывод можете сделать сами: четкое понимание истинных желаний приближает к их осуществлению и автоматически помогает правильно принять решение.

И вторая часть Вашего вопроса по поводу того, чем и как может быть полезен психолог.

Это конечно неоднозначный вопрос, так как каждый психолог работает в своем направлении, у него свое профессиональное видение ситуации и тд, потому за всех своих коллег ответить не смогу, но могу привести пример как бы я стала работать, если бы Вы пришли ко мне на консультацию. Во-первых, я показала бы Вам, что с Вами все в порядке (ведь так оно и есть!), мы бы разобрались, что бояться нечего, нужно себя понимать, принимать и любить. Во-вторых, мы конечно же бы прояснили ситуацию с истинными целями, поняв, что именно Вы хотите, ситуация выбора стала бы для Вас очень простой и легкой и как следствие ощущение стыда, вины и низкой самооценки если не ушло, то значительно уменьшилось бы. В-третьих, конечно мы бы проработали Ваше отношение к себе и миру в целом, и с тем, что нас с Вами не устроило, мы бы продолжили работать.

То точно должны были испытать на себе эффект замедления времени. Притом совсем не имеет значения, сколько ваша поездка длилась: всего неделю или почти целый месяц.

Представьте, что вы возвращаетесь из двухнедельного путешествия по Японии. Находясь в самолёте где-то на полпути к дому, вы вдруг понимаете, насколько богатым на впечатления оказалось это время.

Giphy.com

Обожжённый язык напоминает о том, как вы впервые попробовали осьминогов, обжаренных в кляре. Ощущения, которые сопровождают вас во время полёта, очень похожи на те, которые вы испытали, катаясь на суперсовременном скоростном японском поезде.

Произошла целая уйма вещей: были и экскурсии по горам, и поездки в метро, и походы в знаменитые ночные клубы… И как это всё могло произойти всего лишь за две недели? Кажется, что пролетел по меньшей мере месяц!

Что происходит со временем

Разумеется, время не останавливается на самом деле. Всё дело в нашем его восприятии и ощущении. Нам кажется, что оно растягивается, замедляется, а иногда и вовсе перестаёт течь. В то время как часы на запястье послушно отмеряют календарные часы и дни, наш воспринимает прошедшее время совершенно иначе.

Считается, что помимо реального, общего для всех времени, которое называют объективным, у каждого человека есть ещё и своё собственное ощущение времени, субъективное. То есть получается, что у нас в голове есть свой внутренний таймер.

Это доказывает одна простая экспериментальная методика, которая в психофизиологии носит название «парадигма необычного стимула», или «эффект oddball».

Участника эксперимента усаживают перед компьютерным монитором и многократно, но на короткие промежутки времени, выводят на дисплей картинку с изображением обуви. Затем на экран только один раз выводится картинка с изображением цветка. В большинстве случаев участники эксперимента твёрдо уверены в том, что изображение цветка находилось на экране намного дольше, чем изображение обуви, хотя продолжительность их показа была абсолютно идентична.

Молодой американский журналист Джошуа Фоер (Joshua Foer) в своей книге «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» пишет, что монотонность убивает время, а новизна позволяет ему раскрыться.

Вы можете ежедневно делать зарядку, питаться здоровой пищей и прожить долгую жизнь, но ощутить её лишь как короткую.

Джошуа Фоер

Хорошо известный в Америке философ и психолог Уильям Джеймс (William James) открыл любопытный парадокс времени.

Время, наполненное интересными событиями, кажется коротким, когда оно протекает, но долгим, когда мы его окидываем взглядом в прошедшем. Время, не заполненное событиями, кажется долгим во время его движения и коротким, когда мы о нём думаем впоследствии.

Когда мы занимаемся альпинизмом в горах на каком-нибудь модном иностранном , время растягивается. Когда мы занимаемся какими-то рутинными рабочими делами, неделя пролетает как один день.

Почему время замедляется

В этом кроется и объяснение того, почему время в детстве тянется медленнее, а с возрастом бежит всё быстрее. Время летит незаметно из-за монотонности.

В детстве мы испытываем новые эмоции и получаем новый опыт каждый час каждого нового дня. Но когда мы вырастаем, наша жизнь начинает течь по определённому распорядку, в котором уже почти нет места чему-то неизведанному. Дни и недели становятся , как близнецы. Поэтому-то и пролетают так быстро и ничем особенным не запоминаются.

Здесь на выручку взрослым приходят путешествия с их особенной магией. Яркие эмоции, новый опыт, неизвестные ранее ощущения, которые мы получаем в поездках, напоминают нам о том давно забытом чувстве родом из детства, когда всё вокруг было в диковинку. Исследуя незнакомые места, мы вновь ненадолго становимся детьми.

Путешествуя, мы с головой погружаемся в неизведанное. Мы посещаем новые места, перемещаемся из одного города в другой, уделяем больше внимания деталям, узнаём что-то интересное. Всё это так не похоже на повседневную рутину, что мозг иногда просто не успевает справиться с льющимися со всех сторон потоками новой .

Мозг начинает искажать время, чтобы помочь нам понять то, что творится вокруг. И вот тогда нам кажется, что дни становятся длиннее. Жизнь расширяется.

Ни один человек не рождается со «встроенными» внутренними часами. Дети учатся следить за временем благодаря своим родителям, распорядку дня, школе. Иногда привычка синхронизировать свое поведение с остальным миром вырабатывается месяцами, иногда на это уходит несколько лет. В конечном итоге все мы приспосабливаемся. И теперь стандартные временные единицы становятся нашими верными спутниками. Эта система идеальна: минуты стекаются в часы, часы в дни недели, дни недели в месяцы и годы. Но есть большая разница в том, как мы воспринимаем ход времени.

Может ли время двигаться с разной скоростью?

Иногда нам кажется, что время летит, словно реактивный самолет, а иногда, что оно движется со скоростью черепахи. Внезапно приходит осознание того, что наступил очередной январь, но вот и он уже почти подошел к концу. Кажется, что чем старше мы становимся, тем быстрее годы сменяют друг друга. С другой стороны, вы стоите на пешеходном переходе на красный свет и не можете дождаться, когда истекут эти долгие 90 секунд. Словно целая вечность отделяет вас от перехода на ту сторону дороги.

Исследование восприятия течения времени

Ученых всегда интересовала эта проблема. Почему кроткие промежутки времени кажутся нам бесконечно длинными, а долгие сменяют друг друга с головокружительной скоростью? Некоторые из них посвящают изучению вопроса большую часть своей жизни. Попытаемся разобраться, в чем причина этого искажения.

Основные условия, при которых наблюдается замедление времени

Если собрать многочисленные истории разных людей воедино, можно отследить, что обстоятельства у всех разные. Но все они повлекли за собой ощущение медленно ползущих стрелок на циферблате. Условно эксперты поделили все эти условия на шесть основных категорий: сильные страдания (опасность), интенсивные удовольствия, ожидание (скука), измененное состояние сознания с помощью препаратов, медитация и новизна. Далее приведем несколько наглядных примеров.

Интенсивность ощущений и перманентная скука

Насилие и опасность выделены в отдельную категорию из-за интенсивности психических и физических ощущений. Например, раненому солдату, лежащему на поле боя всегда будет казаться, что помощь никогда не придет. Также военные часто описывают, что сама картина боя видится ими, словно в режиме замедленной киносъемки. Но иногда сильные переживания могут быть связаны с удовольствием и экстазом (здесь время и вправду дарит нам возможность насладиться моментом.) В отдельную категорию выделено и состояние перманентной скуки: очередь на прием к врачу, арест на 15 суток, продавец без наплыва клиентов. С одной стороны, эти ситуации резко ограничены по времени, но когда человек помещен в условия ожидания, ему кажется, что стрелки на циферблате не двигаются вовсе.

На основе измененного состояния сознания или новизны

Люди часто наблюдают искажение восприятия времени тогда, когда испытывают измененное состояние сознания. Этому способствует лекарственно-индуцированный опыт приема ЛСД или мескалина. Высокие уровни концентрации или медитации также могут влиять на субъективное восприятие течения времени. Об этом часто рассказывают спортсмены, которые находятся в зоне ожидания. Наконец, есть шок или новизна. Это происходит каждый раз, когда вы начинаете изучение каких-либо сложных навыков или пребываете на отдыхе в экзотической местности.

В чем парадокс?

Во всех этих категориях прослеживается явная закономерность. Все они искажают время в тот момент, когда с наблюдателем либо почти ничего не происходит, либо происходит слишком много. Но никогда вы не станете ощущать этого при своих обычных занятиях. Иными словами, время замедляется тогда, когда ситуация может быть оценена как слишком легкая или слишком сложная.

Что касается циферблата или календаря, каждый временной блок имеет свои стандарты. Они ничем не отличаются друг от друга. Каждая минута состоит из 60 секунд, а сутки — из 24 часов. Стандартные временные единицы приобретают существенную разницу, если начинают восприниматься с точки зрения «плотности человеческого опыта». Таким образом, на восприятие может влиять объективная и субъективная информация.

Высокая плотность опыта

Плотность опыта высока, когда за короткий промежуток времени много всего происходит. Об этом не понаслышке знают ветераны военных действий. С другой стороны, плотность опыта может быть одинаково высокой и тогда, когда час за часом почти ничего не происходит. Об этом вам расскажут люди, пребывающие в одиночной камере. Казалось бы, это время совершенно пустое, но люди с устойчивой психикой способны полностью поменять мировоззрение, а лица с более слабой нервной системой сходят с ума от одержимости. Все эти обстоятельства помещают людей в необычные условия. Парадокс заключается в том, что люди склонны заострять свое внимание на странных обстоятельствах, которые лишь усиливают плотность опыта, влияющую на восприятие стандартной временной единицы. Таким образом и формируется искажение.

Когда время незаметно пролетает

Мы выяснили, что время движется медленно, когда плотность опыта чрезвычайно высока. Логично предположить и обратное. Время будет незаметно пролетать, когда плотность опыта, относящаяся к стандартному временному блоку, будет аномально низкой. Когда вы имеете обыкновение оглядываться назад (на ближайшее или далекое прошлое), жизненные периоды словно сжимаются. Сжатие времени обеспечивают два общих условия. Далее рассмотрим их подробнее.

Рутинные задачи

Взрослых на рабочем месте окружает множество повседневных обязанностей. Все они повторяются изо дня в день лишь с небольшими изменениями. Но выполнение каждой из них требует повышенного внимания и концентрации. Период ознакомления и обучения уже прошел, теперь многие из стандартных задач и поручений вы можете выполнять, не заостряя на них особого внимания. Об этом вам расскажут опытные автомобилисты, одновременно выполняющие несколько действий. Об этом расскажет вам человек, у которого выдался напряженный день на работе. Несмотря на общую загруженность, там не было высокой плотности уникального опыта.

В конце концов, загруженный работник был приятно удивлен, когда время в офисе пролетело так быстро. С чистой совестью он отправляется домой привычным маршрутом. А по пути он будет делать все свои привычные дела: позвонит родственникам, зайдет в ближайший супермаркет за хлебом. Вечером будет привычный ужин и привычный сериал. Каждый день похож на другой. Именно поэтому они сменяют друг друга так быстро.

«Эрозия» эпизодической памяти

Вторым основным условием быстрого течения времени является «эрозия» эпизодической памяти. И это тоже касается каждого из нас. Наши воспоминания о рутинных событиях исчезают со временем. Вы можете вспомнить, что вы делали 17 декабря? Если в этот день не происходило никаких значимых событий, вряд ли вы вспомните всю цепочку. Но ведь с этого момента прошло чуть больше месяца! А память уже стремится очистить место для более необходимой информации.

И чем дальше назад вы станете оглядываться, тем больше «забывчивости» продемонстрируете. Одно из научных исследований выявило поразительную закономерность: люди думали, что прошлый год пролетел незаметнее, чем прошлый месяц, а прошлый месяц быстрее, чем вчерашний день. Объективно это не имеет смысла, но наша память разъедает плотность опыта внутри стандартной временной единицы.

Выводы

Все ситуации, которые мы описали выше, можно считать аномальными. Как правило, в нормальных условиях, мы воспринимаем 10 минут как 10 минут. Возможно, это происходит благодаря тому, что мы научились синхронизировать свой опыт со стандартными временными единицами, и наоборот.

Ответ психолога:

Здравствуйте, Виола!

В своем письме вы спрашиваете, с чем связано ваше состояние и можно ли от него избавиться. Давайте постараемся разобраться.

На основании того, что вы написали в письме, могу предположить, что ваше состояние действительно связано с недавним разрывом первых отношений. Плюс ко всему, думаю, вы натура очень чувствительная и восприимчивая, и из-за этого, ваши переживания были столь длительными и тяжелыми.

Все люди выходят из неудавшихся отношений по разному, с разным багажом. Кто-то делает выводы из произошедшего и в дальнейшем старается поступать в соответствии с тем, какие знания приобрел в прошлых отношениях, а кто-то, как вы, начинает искать причины неудачи в себе, что приводит к снижению самооценки и к депрессии. Что, в дальнейшем, может привести к повышению общего уровня тревоги, в результате которой возможно появление страхов, подобных вашему. Вот так работает наша психика.

Поэтому работу над собой надо начинать не с борьбы с этими страхами, а с проработки тех проблем, которые привели к этому состоянию. То есть работать над повышением самооценки, учиться любить и принимать себя и свою жизнь. А дальше, обретение внутренней гармонии приведет к общей гармонизации всех сфер внутренней психологической жизни, в том числе уйдет тревога и страх.

Для начала, постарайтесь разобраться в том, какие свои качества вы перестали в себе любить после расставания с молодым человеком? Проще говоря, за что себя ругаете? Что в себе не любите? Возьмите лист бумаги и выпишите все нелюбимые ваши качества.
А дальше… дальше нужно учиться любить все это. Любить безусловно, несмотря ни на что. Ведь эти качества проявились в определенной ситуации, с определенным человеком, а значит, вы и не могли быть какой-то другой в той ситуации.
Да, это не просто, принять свои качества, которые кажутся отрицательными, но необходимо, ведь только вы хозяйка своей судьбы, вам жить с самой собой, поэтому, ваша жизнь в ваших руках.

Виола, если будет трудно справляться самостоятельно, я рекомендую вам обратиться к психологу, который работает с проблемами тревоги. Потому что самостоятельно не всегда просто со всем происходящим в своей жизни разобраться. Можете обратиться ко мне или другому психологу на этом сайте и провести несколько сессий по скайпу. Можете поискать психолога в вашем городе для очных консультаций.

И сделайте еще одно упражнение. Возьмите лист бумаги и выпишите то, за что себя любите. Ваши хорошие качества. Не меньше 10. Лучше 15-20. Когда будет трудно, перечитывайте этот листок. Эти качества – ваша опора на пути к обретению гармонии с самой собой!