Палестинские территории. Палестина: население, площадь, столица, история и культура

Гимн: «Билади» Основано 1994 Официальный язык арабский Столица Рамалла (де-факто, ФАТХ)
Газа (де-факто, ХАМАС)
Крупнейший город Газа Форма правления парламентская республика И.о. председателя ПНА

Обзор

Виртуальное провозглашение Государства Палестина состоялось 15 ноября 1988 года в Алжире на сессии Палестинского национального совета (высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины). С 1994 года, когда в соответствии с базовыми соглашениями палестино -Израильских переговоров от 13 сентября 1993 года в Осло была создана Палестинская автономия , руководство ООП соблюдает своего рода мораторий на независимость Палестины и официально именует себя Палестинской национальной администрацией . В то же время дипломатические представительства ООП действуют под вывеской посольств Государства Палестина.

Фактически Палестина по сегодняшний день не обладает реальным суверенитетом. Государственные структуры сформированы только частично (например, нет армии, хотя есть многочисленная полиция и при этом активно действуют всевозможные полувоенные организации). Значительная часть территории Западного берега реки Иордан и Восточный Иерусалим контролируются Израильской армией. Сектор Газа и Западный берег р. Иордан представляют собой два анклава, разделённые территорией Израиля, первый контролируется сторонниками ХАМАС , а второй - ФАТХ . Организации находятся в состоянии вооружённого конфликта между собой. В каждом анклаве образовано своё правительство.

Международно-правовое признание

Палестинская автономия официально признана примерно сотней стран , включая Россию , и входит в состав Лиги Арабских Государств , но не имеет статуса полноправного члена ООН , поскольку не признана некоторыми государствами-постоянными членами Совета Безопасности ООН : (США , Великобританией и Францией), а также большинством стран Евросоюза и Японией .

Начиная с Летних Олимпийских игр 1996 года Международный олимпийский комитет признал обособленный Палестинский Олимпийский Комитет и Палестинскую команду.

С 1998 года, мировое руководство футбола ФИФА признало Палестинскую национальную футбольную команду как отдельный объект. 26 октября 2008 года Палестина сыграла свой первый матч у себя дома со счётом 1-1 против Иордании на Западном берегу р. Иордан.

История создания

Большинство этих территорий достигло независимости в течение следующих трех десятилетий без больших затруднений, хотя в небольшом количестве режимов колониальное наследство продолжалось предоставлением исключительных прав на продажу и добычу нефти и сохранением вооруженных сил, чтобы защитить их. Однако, случай Палестины оставался проблематичным.

После войны возникли два новых движения, основанные на европейском национализме: арабский национализм, который основан на культурной общности всех арабских народов, и панарабизм, призывающий к созданию объединенного государства для всех арабов.

Период Британского мандата

План ООН 1947 года

Арабо-израильская война 1948-1949 годов

Шестидневная война

Борьба за создание арабского государства на территории исторической Палестины

ООП и Палестинское государство

«Соглашения Осло»

На 20-й сессии "Центрального совета Палестины", проходившей в Тунисе 10-12 октября 1993, было дано поручение исполкому ООП сформировать Совет Палестинской национальной администрации на переходный период, а Ясир Арафат был избран президентом ПНА .

4 мая 1994 года в официальном письме Ицхаку Рабину Ясир Арафат обязался после прибытия на палестинские территории не использовать титул «Президент (араб.:раис) Палестины», а именовать себя «Председателем (араб.: раис) Палестинской администрации» или «Председателем ООП ». В совместных российско-палестинских дипломатических документах последних лет также упоминается Палестинская национальная администрация, а не Государство Палестина.

28 сентября 1995 в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Иудее , Самарии и сектору Газы («Осло-2»), предусматривавшее, в частности, избрание Палестинского законодательного совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период.

В конце апреля 1999 палестинское руководство приняло решение не провозглашать независимость в одностороннем порядке 4 мая 1999 - в день окончания переходного периода.

4 сентября 1999 в египетском городе Шарм-эль-Шейх Эхуд Барак и Ясир Арафат подписали Меморандум, предусматривавший достижение договорённости об окончательном статусе палестинских территорий к сентябрю 2000.

После создания Палестинской автономии проект «Государство Палестина» был в некотором смысле «заморожен». Об этом свидетельствует и тот факт, что в августе 2000 Ясир Арафат заявил о намерении провозгласить независимость Государства Палестина заново 13 сентября того же года (по истечении 7 лет со дня подписания Вашингтонской «Декларации принципов…»). Россия и США призвали ПНА не делать этого до урегулирования территориального спора с Израилем , и 9-10 сентября на сессии в Газе "Центральный совет Палестины" отложил решение вопроса о независимости до 15 ноября, а потом и вовсе на неопределённый срок из-за начавшейся 29 сентября 2000 Интифады аль-Аксы.

В феврале 2007 года между руководителями ФАТХ и ХАМАС было достигнуто соглашение и создано коалиционное правительство. Международное сообщество в очередной раз потребовало, чтобы новое правительство Палестины признало Израиль, разоружило боевиков и прекратило насилие. Трёхсторонние переговоры между США, Палестинской Автономией и Израилем закончились безрезультатно.

23 ноября 2008 года Центральный совет ООП - неконституционный и недемократический орган - переизбрал Махмуда Аббаса президентом Государства Палестина на новый срок.

На пути к прямым переговорам

25 ноября 2009 года из-за давления, оказанного американской администрации под руководством президента Барака Обамы, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил десятимесячный мораторий на строительство в еврейских населенных пунктах на территории Палестинской автономии . Нетаньяху пошел на этот шаг, так как это было предварительным условием, выдвинутым председателем ПА Махмудом Аббасом, для того, чтобы перейти в прямым переговорам, в ходе которых должен был определиться окончательный статус будущего палестинского государства. Мораторий истекает 26 сентября 2010 года и, по заявлению министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана, продлеваться не будет . Государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила о том, что прямые переговоры между ПНА и Израилем начнутся 2 сентября 2010 года. Тем не менее, ХАМАС призывает ПНА не вступать в прямой диалог с Израилем, и сомнительно, что эта организация признает результаты переговоров.

Границы

Согласно резолюции 181 Генеральной ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе британской мандатной территории Палестина на её территории должны были быть созданы два независимых государства - еврейское (Государство Израиль) и арабское(Трансиордания, современная Иордания), а также Большой Иерусалим - территория, подконтрольная ООН . Каждое из государств должно было состоять из трёх территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Арабы отказались принять план ООН и не признали факт самопровозглашения еврейского государства. 15 мая 1948 года армии шести арабских стран: Ливана, Сирии, Саудовской Аравии, Трансиордании, Ирака и Египта вторглись на территорию, отведённую ООН будущему еврейскому государству, с севера, востока и юга. В результате арабо-израильской войны 1948 года около половины территорий, выделенных под арабское государство, а также Западный Иерусалим оказались под контролем государства Израиль. Остальные арабские территории, а также Восточный Иерусалим , оказались под контролем Иордании и Египта и оставались под их управлением до Шестидневной войны 1967 года, в результате которой Израиль захватил эти территории Палестины.

До начала 1980-х годов арабские государства (за исключением Египта) не признавали права государства Израиль на существование и поддерживали претензии палестинских арабов на территорию Израиля. Организация освобождения Палестины в конце 1980-х годов признала де-факто арабо-израильские границы по состоянию на 4 июня 1967 года. Победившее на парламентских выборах января 2006 года в Палестинской автономии движение «Хамас », в ряде стран признанное террористическим, до сих пор отвергает право Израиля на существование. Тем не менее, некоторые представители этого движения всё же считают возможным говорить о вероятности длительного перемирия в случае отхода Израиля к границам 1967 года, освобождения Израилем всех палестинских военнопленных и предоставления возможности беженцам вернуться на свои земли. Подобного мнения придерживаются и некоторые представители ФАТХ .

В частности, временный поверенный в делах Палестины в России Фаед Мустафа (представитель партии ФАТХ , проигравшей на парламентских на выборах в Палестинской автономии в 2006 году, но удерживающей контроль над Западным берегом р. Иордан утверждает:

Это касается статуса Иерусалима, где позиция Палестины совпадает с точкой зрения международного сообщества: Восточный Иерусалим становится столицей Палестины, Западный - столицей Израиля. Это касается возвращения беженцев. Есть соответствующая резолюция Генассамблеи ООН 194 от декабря 1947 года, мы согласны с ней. Израилю остается только выполнить её - и вопрос будет решен. Если говорить коротко, то все зависит от воли Израиля - если Израиль прекратит оккупацию, разрешит эту главную проблему, думаю, все вопросы сразу решатся.

Следует отметить, что интервью содержит неточности - по указанной резолюции Иерусалим переходит под контроль ООН, а не Палестины и Израиля (с чем Фаед, как видно из текста интервью, не согласен). Более того, с утверждением Фаеда не согласны как законно избранные представители Палестины от ХАМАС (не признающие Израиль вообще), так и представители израильского правительства.

См. также

Сноски

  1. Страна получила свое название Палестина, когда после своей победы римляне модифицировали греческое семитского название филистимлян - пелештим или пелиштин . Филистимляне , участвовавшие в движении «народов моря», в самом начале XIII века до н.э. осели на плодородной прибрежной полосе Ханаан - Саронской низменности. Их этническая принадлежность и язык неизвестны, но, возможно, они были родственны древнейшему доиндоевропейскому населению Балкан и Малой Азии: История Древнего Востока. Часть вторая. М., 1988. С. 280-282.
  2. Institute for Middle East Understanding.

История:

По результатам Первой мировой войны на Конференции в Сан-Ремо (1920) было принято решение об установлении на территории Палестины, до войны входившей в состав распавшейся Османской империи, режима управления Великобритании по мандату Лиги Наций. Помимо территории современного Израиля в состав Мандата входили территории современных Иордании, Иудеи и Самарии (Западного берега реки Иордан) и сектора Газа. Одной из целей мандата было «установление в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».

В начале 1920-х гг. в рамках этого мандата Великобританией было создано зависимое от неё княжество Трансиордания, получившее около 3/4 от территории подмандатной Палестины. При этом, из мандатного соглашения были исключены пункты, разрешавшие евреям селиться на территории княжества. 25 мая 1946 года оно получило независимость.

За 25 лет британского управления оставшейся частью Палестины её население резко возросло: с 750 тыс. человек по переписи 1922 года, до около 1 млн. 850 тыс. человек по состоянию на конец 1946 года (прирост - почти 250 процентов). При этом, численность еврейского населения возросла с 84 тыс. в 1922 году до 608 тыс. в 1946 году (прирост - почти 725 процентов). Значительная часть этого прироста приходится на родившихся в Палестине, однако только легальная иммиграция дала прирост в 376 тыс. человек, а число нелегальных иммигрантов оценивается ещё в 65 тыс. человек, что в совокупности составляет 440 тыс. человек. Примерно 70-75 % еврейского населения проживало в таких городах, как Иерусалим, Яффа, Тель-Авив, Хайфа и в их пригородах. По окончании Второй мировой войны еврейское население Палестины составило 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году.

Рост еврейского населения подмандатной Палестины сопровождался активным противодействием палестинских арабов, включающим террористические нападения и погромы, в результате, мандатные власти ограничивали иммиграцию евреев в Палестину. Таким образом, Великобритания оказалась вовлечена в арабо-еврейский конфликт, и в 1947 году её правительство заявило о своём желании отказаться от мандата, аргументируя это тем, что оно не способно найти решение, приемлемое для арабов и евреев.

Созданная незадолго до того Организация Объединённых Наций на Второй сессии своей Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 года приняла Резолюцию № 181 о плане раздела Палестины на арабское и еврейское государства с предоставлением особого статуса району Иерусалима под управлением ООН. В отличие от руководства еврейского ишува, принявшего резолюцию, Верховный арабский комитет Палестины и Лига арабских государств (ЛАГ) в целом, её отвергли.

14 мая 1948 года, в день окончания Мандата было провозглашено создание Государства Израиль, а 15 мая началась вторжение в Израиль регулярных частей армий пяти стран ЛАГ с целью уничтожения нового еврейского государства и, согласно декларации ЛАГ при вторжении, для защиты арабского населения и создания в Палестине «единого (арабского) государственного образования», «где все жители будут равны перед законом».

В результате этой войны арабское государство создано не было, Израиль увеличил территорию, планировавшуюся под создание еврейского государства, Иерусалим был разделен между Трансиорданией и Израилем, сектор Газа и весь Западный берег реки Иордан перешли под контроль соответственно Египта и Трансиордании.

В сентябре 1948 года Лигой арабских государств в Газе было создано Всепалестинское правительство в изгнании. При этом, в декабре того же года на Иерихонской конференции король Трансиордании Абдалла ибн Хусейн был провозглашён «королём арабской Палестины». На конференции, призвавшей объединить арабскую Палестину и Трансиорданию, Абдалла объявил о своем намерении аннексировать Западный берег реки Иордан. Несмотря на возражения других членов ЛАГ, в 1950 году Абдалла в одностороннем порядке аннексировал Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерусалим, после чего Трансиордания была переименована в Иорданию.

Противоречия между Иорданией, Египтом и другими членами ЛАГ привели к тому, что вопрос о создании арабского государства в Палестине практически был снят с повестки дня, а большая часть территории, выделенной ООН под его создание, была разделена между Иорданией и Египтом вплоть до их поражения в Шестидневной войне (1967), когда она перешла под контроль Израиля.

«Всепалестинское правительство» в Газе было распущено Насером в 1959 году после объединения Египта и Сирии.

6 июня 1967 года Армия обороны Израиля разгромила египетские войска, удерживающие сектор Газа, и заставила их отступить вглубь Синайского полуострова.

Созданная в 1964 году «Организация освобождения Палестины» (ООП) и её союзники не признавали создания государства Израиль и вели против него террористическую войну. Арабские страны, принявшие в августе 1967 года на арабском саммите в Хартуме решение, называемое «тремя „НЕТ“»: нет миру с Израилем, нет признанию Израиля и нет переговорам с ним, поддерживали ООП.

Программный документ ООП - Палестинская хартия, принятая в Каире в 1968 году, предусматривала ликвидацию Израиля, устранение сионистского присутствия в Палестине, и рассматривала её как «неделимое региональное образование в границах Британского мандата».

Военно-политические организации, входившие в состав ООП, ответственны за убийство многих израильтян и граждан других государств, и были признан рядом стран террористическими. Сама она также считалась таковой до 1988 года.

Ситуация начала меняться в конце 1980-х - начале 1990-х гг. после заключения мирного договора между Израилем и Египтом и соответствующих переговоров между Израилем и Иорданией.

13 сентября 1993 года председатель ООП Ясир Арафат и премьер-министр Израиля Ицхак Рабин после длительных переговоров подписали в Вашингтоне «Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению» (так называемое «соглашение Осло-1»), по условиям которого ООП признала право Израиля на мир и безопасность и отказалась от терроризма и других видов насилия, а Израиль дал согласие на создание «Палестинской национальной администрации» (ПНА) на части территорий, находившихся под его контролем. Соглашение предусматривало переходный период, не превышающий 5 лет, в течение которого должна была быть достигнута договорённость об окончательном урегулировании конфликта. Отсчёт переходного периода начался с Каирской Декларации «Газа-Иерихон» от 4 мая 1994.

На 20-й сессии Центрального совета Палестины, проходившей в Тунисе 10-12 октября 1993, было дано поручение исполкому ООП сформировать Совет Палестинской национальной администрации на переходный период, а Я. Арафат был избран президентом ПНА.

4 мая 1994 года в официальном письме И. Рабину Я. Арафат обязался после прибытия на палестинские территории не использовать титул «Президент Палестины», а именовать себя «Председателем Палестинской администрации» или «Председателем ООП». В совместных российско-палестинских дипломатических документах последних лет также упоминается Палестинская национальная администрация, а не Государство Палестина.

28 сентября 1995 в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу р. Иордан и сектору Газа («Осло-2»), предусматривавшее, в частности, избрание Палестинского законодательного совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период.

4 сентября 1999 в египетском городе Шарм-эль-Шейх Эхуд Барак и Ясир Арафат подписали Меморандум, предусматривавший достижение договорённости об окончательном статусе спорных территорий к сентябрю 2000.

После создания ПНА проект «Государство Палестина» был в некотором смысле «заморожен». Об этом свидетельствует и тот факт, что в августе 2000 Я. Арафат заявил о намерении вновь провозгласить независимость государства 13 сентября того же года (по истечении 7 лет со дня подписания Вашингтонской «Декларации принципов…»). Россия и США призвали ПНА не делать этого до урегулирования территориального спора с Израилем, и 9-10 сентября на сессии в Газе «Центральный совет Палестины» отложил решение вопроса о независимости до 15 ноября, а потом и вовсе на неопределённый срок - из-за провала переговоров в Кэмп-Дэвиде (2000) и последующих сентябрьских переговоров, на которых Я. Арафат отверг предложенные Э. Бараком значительные уступки, и начавшейся 29 сентября 2000 Интифады аль-Аксы.

Усиление террора против граждан Израиля в ходе интифады привело к внеочередным выборам премьер-министра Израиля, назначенным на 8 февраля 2001 год.

Тем не менее, 28 января 2001 в ходе преговоров в Табе (Египет), состоявшихся уже в канун выборов, была достигнута предварительная палестино-израильская договорённость об окончательном урегулировании, включая проблему Иерусалима и беженцев, но в связи с тем, что 8 февраля 2001 на прямых выборах израильского премьер-министра Ариэль Шарон нанёс поражение действующему премьер-министру Эхуду Бараку и продолжавшимися терактами против граждан Израиля, дальнейшие переговоры возобновлены не были.

В декабре 2001 года Правительство Израиля объявило администрацию ПНА, возглавляемую Я. Арафатом, «организацией, поддерживающей терроризм». Военные подразделения при возглавляемом Арафатом движении ФАТХ, включая «Подразделение 17» и «Танзим» были объявлены «террористическими организациями» и целями для военных акций.

Волна террора в 2001-2002 гг. привела к проведению операции «Защитная стена», ходе которой была зачищена инфраструктура террора на территории ПНА на Западном берегу р. Иордан. Документы, захваченные в ходе операции, явно свидетельствовали о том, что «… Палестинская автономия во главе с Арафатом обеспечивала поддержку и была активным участником террора. Арафат и его близкое окружение прямо отвечают за хладнокровное убийство мирных жителей Израиля».

Дальнейшие попытки проведения переговоров, как правило, перемежались очередным усилением терактов против израильтян. В результате, в 2005 году, А. Шарон, принял решение об отказе двухсторонних переговоров и об одностороннем выводе израильских войск и ликвидации поселений в сектора Газа. Принятие решения Кнессетом и его реализация привели к практическому расколу в правящей партии Ликуд и протестом значительной части израильского общества, считавшего что оно приведёт к усилению террора.

В конечном счёте, уход из Газы в значительной мере привёл у росту популярности движения Хамас: когда в феврале 2006 года в ПНА прошли выборы в Палестинский законодательный совет, оно получило 73 из 133 мест. Через месяц правительство, сформированное Хамасом, во главе с Исмаилом Ханией было приведено к присяге. В том же месяце по приглашению Президента Владимира Путина делегация Хамас во главе с Халедом Машалем посетила Москву, что многими было расценено как шаг по пути признания организации, признанной в ряде других стран террористической. Один из министров правительства Эхуда Ольмерта назвал приглашение Россией делегации ХАМАС «ударом ножом в спину Израиля». «Кроме того, израильтяне обнародовали данные о связях ХАМАСа и чеченских боевиков».

Поскольку программа Хамаса предполагает уничтожение государства Израиль и его замену на исламскую теократию, то его руководство, придя к власти, отказалось признать ранее заключённые ПНА соглашения с Израилем и разоружить своих боевиков. В результате, ряд государств, ранее финансировавших автономию, начали экономический бойкот ПНА.

Успехи Хамаса привели, с одной стороны, к конфликту с Фатх, уже успевшему сформировать легальные силовые структуры, пользующиеся поддержкой США и Европы, а с другой стороны - к обострению конфронтации с Израилем. Похищение израильского солдата Гилада Шалита в июле 2006 года спровоцировало операцию «Летние Дожди», а непрекращающиеся обстрелы Израиля из сектора Газа привели к его экономической блокаде (2007).

20 октября 2006 в секторе Газа было совершено покушение на премьер-министра Палестинской автономии Исмаила Ханию (ХАМАС) со стороны активистов ФАТХа. Кортеж был обстрелян боевиками из стрелкового оружия.

В феврале 2007 года между руководителями Фатх и Хамас было достигнуто соглашение и создано коалиционное правительство. Международное сообщество в очередной раз потребовало, чтобы новое правительство ПНА признало Израиль, разоружило боевиков и прекратило насилие. Трёхсторонние переговоры между США, ПНА и Израилем закончились безрезультатно.

В мае - июне 2007 года Хамас попытался отстранить от власти не подчиняющихся министру внутренних дел бывших полицейских - сторонников ФАТХа, которые сначала оказывались подчиняться правительству ФАТХа - ХАМАСа, а потом отказались увольняться с государственной службы. В ответ 14 июня председатель ПНА и лидер Фатх Махмуд Аббас объявил о роспуске правительства, ввёл на территории автономии режим чрезвычайного положения и взял всю полноту власти в свои руки. В результате вспыхнувшей кровопролитной гражданской войны за власть, Хамас сохранил свои позиции лишь в секторе Газа, тогда как на Западном берегу р. Иордан власть сохранили сторонники М. Аббаса. Махмуд Аббас создал на Западном берегу новое правительство и назвал боевиков Хамас «террористами». Тем самым, ПНА раскололась на два враждебных образования: Хамас (сектор Газа) и ФАТХ (Западный берег р. Иордан).

23 ноября 2008 «Центральный совет ООП» - неконституционный и недемократический орган - переизбрал М. Аббаса председателем ПНА (президентом Государства Палестина) на новый срок.

В 2007-2008 гг. правительство Израиля, уже под руководством Эхуда Ольмерта, в ходе активных переговоров с администрацией М. Аббаса, вновь предложило ПНА значительные уступки, «фактически предусматривающие отступление Израиля к границам 1967-го года», в том числе, «протяженную границу с Иорданией по реке Иордан и выход к Мертвому морю» и обмен территориями. Как стало известно в 2009-2011 гг., по плану определения общих границ, ПНА «должно было отойти 93 процента территории Западного берега реки Иордан и часть израильской земли, примыкающей к сектору Газа. Кроме того, палестинцам предлагалось разрешить беспрепятственно перемещаться между сектором Газа и Западным берегом р. Иордан. Взамен Израиль требовал полной демилитаризации Палестинской автономии». Руководство ПНА эти предложения не приняло, а ХАМАС ответил усилением ракетных обстрелов территории Израиля, приведших к проведению операции Литой свинец.

Обострение ситуации в сфере безопасности оказало существенное влияние на результат выборов в Кнессет 2009 года, в результате которых новым премьер-министром Израиля стал Биньямин Нетаньяху.

Несмотря на то, что в своей речи в университете Бар Илан 14 июня 2009 года Б. Нетаньяху «вновь подтвердил приверженность Израиля решению конфликта на базе двух государств», а 25 ноября 2009 года правительство Израиля объявило односторонний мораторий на строительство на территориях сроком на 10 месяцев, руководство ПНА практически отказалось от продолжения прямых переговоров между сторонами, сделав ставку, на односторонние шаги с целью достичь признания Государства Палестина без каких-либо уступок со своей стороны. МИД Израиля также отмечает, что вместо борьбы с террором, руководство ПНА прославляет террористов и ведет анти-израильскую пропаганду на международной арене.

При этом, согласно опросу, проведенному в 2011 году Палестинским институтом общественного мнения, число жителей Западного берега р. Иордан, считающих, что «ведение переговоров предпочтительнее одностороннего обращения в ООН», составляло 60 %, против 35 %, придерживавшихся противоположного мнения.

Руководство Израиля и ряд других источников считают такое решение руководства ПНА прямым нарушением «Соглашений Осло», в результате которых была создана сама ПНА, и согласно которым вопрос о независимости нового государства «должен решаться исключительно на мирных переговорах между официальными представителями двух народов», и объясняют его стремлением М. Аббаса улучшить шаткое положение на внутриполитической арене, где ФАТХ значительно проигрывает ХАМАСу

Признавшие страны:

Палестину признают 110 стран

Флаг:

Карта:

Территория:

Демография:

4 394 323 чел.
Плотность – 667 чел./км²

Религия:

Языки:

История конфликта Израиля и Палестины тянется уже на протяжении не одного десятка лет. Обострения чередуются с оттепелями. Противостояние имеет множество причин: геополитические, религиозные, экономические и идеологические. В современной истории в конфликт между странами Палестина и Израиль втянуты практически все государства Ближнего Востока. Кроме того, конфликт касается интересов и других государств мирового сообщества.

В древние времена

Сейчас это сложно представить, но когда-то на древних землях Палестины царил мир. Арабы и евреи сосуществовали на этой территории в давние времена. Они проживали на территории нынешней Палестины с XII века до нашей эры. Это продолжалось вплоть до создания Римской империи. Римляне вытеснили евреев, в то время как арабы продолжили свое существование на палестинских землях. В дальнейшем Палестина входила в состав Византии, Арабского халифата и Османской империи. В начале XX столетия территория перешла под контроль Великобритании.

Возвращение евреев в Палестину

К XX веку среди жителей Палестины евреев насчитывалось около семи процентов, остальную часть населения составляли арабы. Сионистская организация, образованная небольшими еврейскими общинами, в 1897 году на конгрессе в Базеле приняла решение евреизировать Палестину, как историческую родину народа. Активное заселение евреями территории Палестины началось после окончания Первой мировой войны. Тогда господство над регионом было передано Великобритании. С этого и началась история конфликта Израиля и Палестины.

Министр иностранных дел Великобритании стал продвигать идею возвращения еврейского народа на землю Палестины. Одним из шагов к воплощению этой идеи стало письмо министра лидеру сионистского движения, согласно которому Палестина утверждалась, как очаг еврейской нации.

Причины конфликта

Следует более подробно рассмотреть, в чем причина конфликта Израиля и Палестины. Основным показателем, который дал толчок образованию конфликта, стал территориальный вопрос. На момент массового переселения евреев Палестина уже была густо населена арабами, проживающими там около полутора тысяч лет. Арабы вполне справедливо считали себя коренными жителями государства и не желали делить с кем-либо территориальные и природные ресурсы своей страны.

Еще одной важной причиной, разжигающей ненависть в истории конфликта Израиля и Палестины, стал религиозный фактор. Несовместимые идеологии, расположение на одной территории святынь, культурных и исторических ценностей двух народов уже не одно десятилетие не дают урегулировать разногласия.

Влияние Второй мировой войны

Вторая мировая война и ее последствия дали новую веху в истории конфликта Палестины и Израиля. Фактами, послужившими развитию конфликта, стали массовые эмиграционные потоки евреев в Палестину и рост террористических группировок со стороны обоих противников.

За время войны на территорию Палестины прибыло около двухсот тысяч евреев. Таким образом, к 1947 году население Палестины почти на треть состояло из евреев. Кроме того, среди арабов росло недовольство британским господством. Арабское население страны предпринимало несколько попыток свергнуть британские власти, которые поощряли переселение евреев. Это также спровоцировало создание различных арабских и сионистских террористических движений.

Образование государства Израиль

В связи с обострившейся ситуацией в Палестине и возросшим числом вооруженных столкновений между арабами и евреями Великобритания обратилась к мировому сообществу за помощью в урегулировании конфликта. Данный вопрос был вынесен на рассмотрение в Генеральной Ассамблее ООН в ноябре 1947 года. В результате мировые политические лидеры в составе ООН приняли резолюцию о создании нового государства. Таким образом, Палестина была разделена на три части: еврейский Израиль, арабскую Палестину и нейтральную территорию - город Иерусалим. Это стало важнейшим событием в истории конфликта Израиля и Палестины.

Данное решение никак не могло устроить арабов. Это было связано с тем, что для Израиля выделялась территория на три тысячи квадратных метров больше, чем для арабского государства, хотя количество арабов, проживающих в Палестине, превышало число еврейского населения.

Арабские государства незамедлительно отреагировали на резолюцию ООН, и в 1948 году началась первая арабо-израильская война. С этого момента конфликт между странами Палестина и Израиль перерос в более масштабный арабо-израильский конфликт.

Война за независимость

Война продлилась год. Против Израиля выступили шесть арабских государств. Самыми активными противниками Израиля были Египет, Сирия и Ливан. В результате войны Израиль не только отстоял свое право называться независимым государством, но и отвоевал еще семь тысяч квадратных километров палестинских земель. Арабское государство, планируемое в резолюции, так и не было создано.

Не захваченные Израилем территории были поделены между Египтом и Иорданией. За время войны из Палестины бежало девятьсот тысяч арабов. Из арабских стран было изгнано более пятисот тысяч евреев, которые поселились в Израиле.

Суэцкий кризис

Очередное обострение арабо-израильского конфликта наступило в 1956 году. Инициатором военных действий, названных «Суэцким кризисом», стали Франция и Великобритания, противостоящие национализации Египтом Суэцкого канала. Израиль примкнул к европейским государствам, в то время как Египет поддержали США и СССР. На этот раз удача сопутствовала арабской стороне конфликта. Одержав победу в войне, Египет фактически стал лидером арабского сообщества. Позже президент именно этой страны стал инициатором создания антиизраильской коалиции.

Шестидневная война и Судный день

Следующая война началась через одиннадцать лет. После того, как арабы закрыли Красное море и Суэцкий залив для еврейских судов, Израиль перешел в наступление. Всего за шесть дней израильской армии удалось захватить значительную часть стратегически важных территорий и расширить свои владения.

Очередная атака последовала со стороны Сирии и Египта спустя семь лет. Это была четвертая война в хронологии арабо-израильского конфликта. Шестого октября, в священный для евреев праздник - Судный день - арабы напали на Израиль. Противостояние длилось двадцать дней, израильская армия отразила нападение.

Мирный договор

Впоследствии евреи начали массово заселяться на захваченных территориях, что активно поддерживалось израильским правительством. Данный шаг мировое сообщество назвало оккупацией и осудило в резолюции ООН №242. Согласно этой резолюции, Израиль должен был освободить оккупированные территории, кроме тех, которые были захвачены во время первой войны в 1948 году. Однако это решение не устраивало обе противоборствующие стороны, и резолюция была отвергнута.

Первый шаг на пути к миру между Израилем и Египтом был совершен в 1977 году. Президент Египта посетил еврейское государство, признав тем самым его существование. Многие арабские лидеры расценили этот поступок как предательство. Таким образом, в арабской лиге произошел раскол на сторонников мирного соглашения с Израилем и протестующих. Главными противниками мира с Израилем оказались Ливия, Сирия и Алжир. Эти страны объявили политический и торговый бойкот государствам и компаниям, признающим независимость Израиля. В 1978 году при посредничестве США между Египтом и Израилем был подписан мирный договор. Согласно этому соглашению Израиль освободил Синайский полуостров.

Отношения с Арабской лигой

В 80-х годах прошлого столетия обострились отношения Израиля с Ливаном. Наступила пятая война. Израильская армия нанесла авиационные удары по местам сосредоточения Организации освобождения Палестины (ООП). Правительство Израиля вывело свои войска с территории Ливана только в начале третьего тысячелетия. На это в значительной степени повлияло давление миротворческих организаций.

Восстание арабов, вспыхнувшее на оккупированной территории, вынудило правительство Израиля искать мирные пути урегулирования обострившейся ситуации. Результатом урегулирования конфликта стал мирный союз с Иорданией и попытки провозглашения независимости государства Палестины.

В результате договоренностей, достигнутых в 1993 году, ООП признала независимость Израиля, который, в свою очередь, признал право на существование Палестинской национальной автономии и обязался вывести свои войска из Сектора Газа и с Западного берега Иордана. На протяжении последующих лет мирный процесс несколько раз замедлялся, что было связано со сменой правительства в Израиле и новыми вооруженными действиями со стороны обоих противников. Точку в заключении мира мешало поставить отсутствие четко обозначенных границ государств. Сложности возникали также в связи с ростом числа террористических группировок радикально настроенных арабов и израильтян.

Сложно рассказать об истории конфликта Израиля и Палестины кратко, так как эта история продолжается и сегодня. За многие годы противостояния насчитывается огромное количество обострений конфликта и попыток мирного его урегулирования. На сегодняшний день наиболее активным противником государства Израиль является исламское движение ХАМАС, пришедшее к власти в Палестине в 2006 году.

Официальное название - Палестинская национальная автономия (ПНА) (Palestine National Authority). Расположена в юго-западной части Азии у берегов Средиземного моря. Состоит из двух отдельных территорий: Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Площадь - 6,2 тыс. км2: Западный берег - 5,8 тыс. км2, сектор Газа - 360 км2. На начало 2000 под контролем ПНА находилось де-факто 4,4 тыс. км2, что составляет менее 40% общей площади, предназначенной ООН для Арабского палестинского государства. Численность населения - 3,4 млн чел. (июль 2002). Государственный язык - арабский.

15 ноября 1988 Национальный совет Палестины провозгласил Иерусалим столицей Арабского палестинского государства. В настоящее время полностью контролируется Израилем.

Государственные праздники - День начала «палестинской революции» 1 января (1965), День провозглашения Государства Палестины. 15 ноября (1988), День международной солидарности с палестинским народом 29 ноября. Денежные единицы: израильский шекель (равен 4,7 долл. США, 2002) и иорданский динар (равен 0,7 долл. США с 1996).

Член Лиги арабских государств, Организации Исламская конференция и ряда других. Поддерживает дипломатические отношения со 120 государствами мира.

Достопримечательности Палестины

География Палестины

ПНА граничит: на Западном берегу - с Израилем (административная граница - 307 км), с Иорданией (97 км), в секторе Газа - с Египтом (11 км). Находится в зоне субтропического климата средиземноморского типа с сухим, жарким летом и мягкой зимой, с крайне скудным количеством осадков: от 500 мм в гористых северных и центральных районах Западного берега до 50 мм на побережье Мёртвого моря. Среди немногочисленных рек наиболее крупная - река Иордан, вытекающая из Тивериадского (Генисаретского) озера на севере и впадающая на юге Западного берега в Мёртвое море. Не обладает сколько-нибудь значительными природными ресурсами, за исключением калийных солей, натрия и брома в Мёртвом море.

Население Палестины

Из общей численности населения 3,4 млн чел. на Западном берегу проживает 2,2 млн, в секторе Газа - 1,2 млн (2002). Численность населения за последние 30 лет увеличивалась в среднем на 3,5% в год. Возрастная структура населения: 0-14 лет - 44,1%, 15-64 года - 52,4%, 65 лет и более - 3,5%. Дети и подростки до 15 лет составляют 46% всей численности ПНА. 42,6% населения - беженцы, преимущественно из западных областей, занятых Израилем.

Демографической структуре ПНА свойственны высокая концентрация и плотность населения вокруг городских центров, в немалой степени связанная с существованием здесь лагерей для беженцев. Так, по данным Агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам (ЮНВРА), в конце 1980_х гг. только на Западном берегу функционировало 20 таких лагерей с населением 385 тыс. чел., включая один лагерь на территории муниципалитета Иерусалим. Максимальная степень плотности и концентрации населения характерна для сектора Газа. В лагерях для беженцев проживало 2/3 всего населения этого района.

В кон. 1980-х гг. на Западном берегу располагались 12 городов и, по разным данным, от 377 до 403 деревень; в секторе Газа - 3 города и 4 деревни. Наиболее крупные города: Иерусалим, в восточной (арабской) части которого проживало 136 тыс. палестинцев, Рамалла, Иерихон (Ариха), Наблус, Вифлеем, Хеврон, Дженин, Калькилийя, Салфит, Тубас, Тулькарм, Северная Газа, Газа-сити, Хан-Юнис, Дейр аль-Балах, Рафах.

Важной чертой демографической структуры населения ПНА является их национальная и религиозная однородность: подавляющее большинство (83%) жителей этих территорий - арабы, т.е. палестинцы, говорящие на арабском языке. По своей религиозной принадлежности 75% населения исповедуют ислам суннитского толка; остальные: евреи - иудаизм, христиане - православие и католицизм.

История Палестины

В результате 1-й мировой войны Великобритания захватила у Оттоманской империи (Турции) территорию, которую в древности именовали Палестина. Она получила мандат на эту территорию и восстановила ее историческое название. В тот период название «Палестина» распространялось на всех жителей - арабов, евреев и христиан. В 1946 Трансиорданский сектор Палестины был выделен Великобританией в качестве самостоятельного королевства. 29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181, предусматривавшую прекращение мандата Великобритании на Палестину и создание на её территории двух независимых государств - арабского и еврейского. Для Иерусалима учреждался специальный международный режим с особым статусом под управлением ООН. Резолюцию поддержали США и СССР, но Лига арабских государств выступила 17 декабря 1947 с заявлением о том, что не допустит реализации этой резолюции, так как она предусматривает создание еврейского государства.

14 мая 1948 Великобритания объявила о прекращении своего мандата и выводе своих войск. В ночь с 14 на 15 мая Еврейское агентство объявило о создании Государства Израиль на отведённых ему в резолюции территориях. США и СССР признали Государство Израиль. Иррегулярные части арабов из Египта, Сирии и Ирака начали подтягиваться к Палестине и занимать военные базы, освобождаемые англичанами, и 15 мая регулярные армии Египта, Трансиордании, Ирака, Сирии и отдельные контингенты из Саудовской Аравии под знаменем Лиги арабских государств вступили на территорию Палестины. Арабо-израильская война 1948-49 закончилась поражением арабских армий и захватом Израилем значительных палестинских территорий, отводившихся согласно резолюции ООН под создание арабского государства, а также западную часть Иерусалима. Трансиордания заняла Западный берег и Восточный Иерусалим, а Египет - район Газы. На долгие десятилетия возникла проблема палестинских беженцев. В 1950 король Трансиордании аннексировал Западный берег и переименовал страну в Иорданию.

С сер. 1960-х гг. инициатива в противостоянии Израилю и борьба за создание Палестинского государства начала переходить к самим палестинцам. В 1964 была создана Организация освобождения Палестины (ООП), которая объединила под своей крышей разрозненные группы и организации федаинов. В том же году были сформированы Национальный совет Палестины (палестинский «парламент в изгнании») и Исполнительный комитет («правительство в изгнании»), которые с 1969 неизменно возглавляет Ясир Арафат - руководитель организации «Аль-Фатх», ставшей с 1969 головной организацией ООП.

5 июня 1967 началась «Шестидневная война» между арабами и Израилем после того, как руководство Египта потребовало от ООН вывести чрезвычайные силы ООН в Синае, служившие там буфером между противостоящими силами. Израиль нанёс удар первым и 5 июня 1967 уничтожил большую часть авиации Египта на аэродромах. 10 июня война фактически закончилась, и результатом её была оккупация Израилем Западного берега, сектора Газа, египетского Синая, сирийских Голанских высот и Восточного Иерусалима.

22 ноября 1967 Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 242, в которой излагались принципы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Египет и Иордания признали эту резолюцию, выставив ряд предварительных условий для проведения мирных переговоров. Израиль также признал резолюцию № 242, заявив о необходимости прямых переговоров с арабскими государствами и заключения всеобъемлющего мирного соглашения. Сирия отвергла резолюцию, резко высказавшись против уступок, которые она требовала от арабских стран. ООП также подвергла резкой критике резолюцию № 242. Решение проблемы зашло в тупик.

В течение 1970 в Иордании, где обосновалась ООП, начало усиливаться напряжение между королевской властью и палестинцами. В результате столкновений ООП была выведена из страны и её силы перегруппировались в соседний Ливан.

В октябре 1973 вновь начались военные действия между Египтом и Израилем в районе Суэцкого канала и Синая, а также между Израилем и Сирией на Голанских высотах. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 338 (1973), в которой были подтверждены принципы мирного урегулирования, закреплённые в резолюции № 242, и призвал стороны к началу мирных переговоров на их основе. Призыв ООН к прекращению огня был подтверждён позднее в резолюции Совета Безопасности ООН № 339 (1973). В октябре были созданы миротворческие Чрезвычайные вооружённые силы ООН. Израиль и Египет (1974), а затем Израиль и Сирия (1975) согласились на разъединение своих Вооружённых сил. Для контроля за соблюдением соглашений между Израилем и Сирией были учреждены Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР). Мандат СООННР в зоне противостояния Египта и Израиля истёк в июле 1979 после заключения мирного договора между этими странами. Но на Голанских высотах СООННР продолжают функционировать до сих пор.

В 1974 король Иордании аннулировал своё право представлять на международной арене палестинский народ и признал таковое за Исполнительным комитетом ООП.

В декабре 1987 на оккупированных Израилем территориях началось народное восстание, выдвинувшее в качестве основных лозунгов прекращение израильской оккупации и создание независимого Палестинского государства. 15 ноября 1988 Организация освобождения Палестины провозгласила создание на Западном берегу и в секторе Газа Государства Палестина,признала резолюции Совета Безопасности ООН по урегулированию ближневосточного конфликта, в т.ч. право Израиля на существование, выдвинула требования ухода Израиля со всех палестинских и арабских территорий, оккупированных им в 1967, включая арабскую (восточную) часть Иерусалима, и ликвидации всех израильских поселений, созданных на этих территориях.

США и многие другие страны установили дипломатические контакты с Организацией освобождения Палестины 18 ноября 1988 СССР заявил о признании Палестинского государства. В январе 1990 представительство ООП в СССР, существовавшее с 1981 и имевшее статус дипломатической миссии, было преобразовано в посольство Государства Палестина.

В октябре 1991 в Мадриде открылась международная конференция по Ближнему Востоку, положившая начало мирному процессу в регионе. 13 сентября 1993 премьер-министр Израиля И. Рабин и генеральный секретарь ООП М. Аббас подписали Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению, определившую основы организации временного самоуправления палестинцев в секторе Газа и на Западном берегу (Осло 1). В 1994 и 1995 сторонами были подписаны дополнительные соглашения, которые определяли условия пятилетнего переходного периода и организации палестинского самоуправления на палестинских территориях (Осло 2) - Палестинской национальной автономии. В результате в 1996 были проведены выборы в Палестинский законодательный совет, выборы президента, а также сформировано правительство.

4 мая 1999, по истечении пятилетнего переходного периода, предусмотренного Декларацией принципов и дополнительными соглашениями, между Израилем и ПНА должна была состояться договорённость об определении окончательного статуса Палестинской автономии и о создании Палестинского государства. Однако к этому сроку сторонам не удалось договориться, переговоры были прерваны из-за разногласий по ряду принципиальных вопросов: территориального разграничения между Израилем и Палестинским государством, статуса Иерусалима, судьбы еврейских поселений и возвращения палестинских беженцев.

В сложившейся обстановке 30 апреля 2003 представителями международного сообщества - «четвёркой международных посредников»: Россией, США, ЕС и ООН - был выдвинут проект выхода из кризиса «Дорожная карта». Этот проект предусматривает мирное продвижение к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в 3 этапа в соответствии с принципом сосуществования двух государств. Конечная цель плана - окончательное и всеобъемлющее урегулирование конфликта к 2005. Этап I: окончание террора и насилия, нормализация условий жизни палестинцев, формирование палестинских институтов. Этап II: создание независимого Палестинского государства во временных границах и с атрибутами суверенитета на основе новой Конституции. Этап III: соглашение по постоянному статусу и окончание палестино-израильского конфликта.

Логическим продолжением последовательных усилий международного сообщества по урегулированию палестино-израильского конфликта стало принятие 19 ноября 2003 Советом Безопасности ООН предложенной Россией резолюции № 1515, в которой выражается поддержка проекта «Дорожная карта» и содержится призыв к сторонам выполнять ее положения в сотрудничестве с «четвёркой».

Государственное устройство и политическая система Палестины

По своему политическому устройству ПНА фактически представляет собой политический кондоминиум Израиля и палестинской администрации. В существующей структуре власти наиболее важные полномочия - внешние связи, внутренняя и внешняя безопасность, общественный порядок и безопасность в местах израильских поселений - сохраняются за Израилем. Кроме того, согласно Меморандуму, подписанному представителями палестинской и израильской властей в сентябре 1999 в Шарм-эль-Шейхе, Израиль продолжает полностью контролировать т. н. зону С (малонаселённые районы, еврейские поселения, а также важные для Израиля военно-стратегические места на Западном берегу и в секторе Газа), составляющую в общей сложности более 50% всей территории ПНА. Полномочия палестинской администрации распространяются на большинство палестинских городов (зона А) и сельских населённых пунктов Западного берега (зона В).

В Палестинский законодательный совет входит 88 чел. Правительство состоит из 26 чел. В его функции входит: регулирование экономической жизни, обеспечение безопасности в зоне ответственности ПНА, налогообложение и социальное обеспечение, образование, здравоохранение, культура, туризм.

Главным должностным лицом в структуре власти в ПНА, определяющим её внутреннюю и внешнюю политику, является Я. Арафат. Он совмещает должности президента ПНА и председателя Исполкома ООП, объединяя в своих руках все три ветви власти ПНА - законодательную, исполнительную и судебную.

Формирование судебной системы на территории ПНА, как и других органов власти, находится в стадии становления. Действуют светские и религиозные суды. Высший судебный орган - Верховный суд ПНА - уполномочен осуществлять надзop за деятельностью судов более низких уровней. Выдвижение, назначение и снятие судей находится в ведении Я. Арафата. Деятельностью шариатских судов формально руководит муфтий Палестины, хотя назначение членов шариатских судов находится под контролем Министерства юстиции. Шариатские суды занимаются главным образом вопросами «личного статуса мусульман» (женитьба, развод, наследное право и т.д.).

Территория ПНА делится на 16 административных единиц. Западный берег - 9 округов и 2 района. Округа: Дженин, Тулькарм, Калькилийя, Наблус, Иерусалим, Иерихон (Ариха), Вифлеем, Хеврон, Тубас. Районы: Салфит и Рамалла-аль-Бира. Сектор Газа - округа: Северная Газа, Газа-сити, Дейр аль-Балах, Хан-Юнис, Рафах. Мэры городов и председатели местных советов назначаются центральными властями ПНА, члены местных советов избираются населением. В непосредственном ведении местных властей находятся вопросы просвещения, культуры, санитарного состояния, здравоохранения, социального обеспечения.

Функции по охране порядка и безопасности граждан осуществляют силовые организации, прежде всего палестинская полиция. Её численность, по разным оценкам, составляет 30-45 тыс. чел. Наряду с регулярными частями полиции функционируют различного рода спецслужбы: «Служба_17», также известная как Президентская гвардия (ок. 3 тыс. бойцов), силы национальной безопасности, несущие патрульную службу и охрану границ (ок. 6 тыс. чел.), служба общественной безопасности (ок. 14 тыс. чел.), полиция охраны правопорядка (ПОП, 10 тыс. чел.). В задачу ПОП кроме поддержания правопорядка входит урегулирование кризисных ситуаций и борьба с терроризмом. Со времени создания ПНА на палестинских территориях действует также служба контрразведки, контролирующая общественно-политическую жизнь и положение дел в различных общественных движениях. Вся система правоохранительных органов и служб координируется Советом Безопасности Палестины (СБП), возглавляемым Я. Арафатом.

ПНА располагает весьма развитой общественной политической инфраструктурой. Хотя здесь нет партий в обычном понимании этого слова, но существуют различные движения и общественно-политические организации, которые представляют отдельные слои палестинского общества. Наиболее крупной и влиятельной организацией является «Аль-Фатх» - Движение освобождения Палестины. В современном палестинском обществе это своего рода «партия власти»: её функционеры и руководители занимают доминирующее положение в большинстве властных структур от президента до мэров городов. Другая влиятельная организация - «Хамас» («Движение исламского сопротивления») выступает за построение независимого исламского государства на всей территории Палестины, включая ту её часть, которая была выделена ООН для образования Государства Израиль.

Важную роль в общественно-политической жизни ПНА играют профессиональные союзы, объединяющие более 250 тыс. чел., женские организации, союзы студентов, писателей и журналистов, адвокатов, художников.

Экономика Палестины

Главные отрасли экономики ПНА - сельское хозяйство, промышленность, торговля и сфера услуг ориентированы на «общий рынок» с Израилем. Св. 60% сельскохозяйственной продукции этих территорий (в основном оливки, табак, цитрусовые, овощи и некоторые виды сырья) направляется на переработку и потребление в Израиль. Экспорт сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении - 603 млн долл. США. Общая стоимость импорта - 1,9 млрд долл. США (2002). Более 90% импорта приходится на потребительские товары из Израиля (текстиль, электротовары, транспортные средства, а также некоторые пищевые продукты - мука, сахар, рис).

Общая тенденция последнего времени в экономике - сокращение занятости населения в сельском хозяйстве, его «раскрестьянивание» и превращение в наёмных рабочих - полупролетариев. В 1990-х гг., по некоторым оценкам, до 50% активного населения Западного берега и Газы были наёмными рабочими, 66% из них были заняты в сфере услуг, 21% - в промышленности и 13% - в сельском хозяйстве. В структуре ВВП доля сельского хозяйства в 2002 составила 9%, промышленности - 28%, сферы услуг - 63%.

В промышленности преобладает мелкотоварное производство: небольшие предприятия, мастерские с числом рабочих от 50 до 10 чел. и менее (в основном по производству оливкового масла, мебели, текстиля, кожевенных изделий, мыла, пластиковых материалов). Некоторые промышленные предприятия на Западном берегу специализируются на производстве строительных материалов: цемента, нерудных ископаемых, строительного камня, мрамора. 90% промышленного производства ПНА идёт на местные рынки и лишь ок. 10% экспортируется в Израиль, Иорданию, Египет.

Специфика экономики ПНА - массовая миграция арабских рабочих на заработки в Израиль, где они используются главным образом на тяжёлых работах в строительстве, сельском хозяйстве, на прокладке дорог, в сфере городского обслуживания. В 1970-80-х гг. численность таких рабочих достигала 100-120 тыс. ежегодно. В 2000-03 в связи с введением израильским правительством практики закрытия границ с Западным берегом и сектором Газа эта цифра снизилась до 30-40 тыс.

ПHA принадлежит к числу тех стран, экономическая жизнеспособность которых в большой степени зависит от иностранной финансовой помощи. В 1994-98 эту помощь оказывали (в млн долл. США): арабский мир - 43, Европа (страны ЕС) - 277, США - 65, Япония - 62, МБРР - 24.

Бюджет 2002 (млн долл. США): доходы - 930, расходы - 1200, внешний долг - 108.

ВВП на душу населения в год - 800 долл. США. В наиболее трудном положении находятся палестинцы - жители лагерей для беженцев. Официальная сумма расходов ЮНВРА на 1 чел. Равна 37 долл. США в год. От недоедания, болезней, особенно желудочных, недостатка врачей детская смертность достигает 32%. Один врач приходится на 10 тыс. беженцев. Уровень безработицы превышает 30%, а в Газе - 60%.

Наука и культура Палестины

В ПНА сложилась достаточно развитая система просвещения, которая включает начальное школьное образование, школы 2-й ступени, университеты, колледжи, институты и профессиональные училища. В 2002/03 учебном году на Западном берегу и секторе Газа насчитывалось 1493 общеобразовательные школы (начального и подготовительного уровня) на содержании администрации ПНА, 244 частные школы и 269 школьных учреждений на попечении ЮНВРА в лагерях для беженцев. Во всех этих школах обучалось 984 тыс. учащихся по сравнению с 663 тыс. В 1995/96. По данным первой переписи населения, проведённой администрацией ПНА в 1997, системой просвещения охвачено в общей сложности 90% палестинцев. Широкая сеть школьных учреждений обеспечивает высокую степень грамотности населения палестинских территорий, которая составляет, по некоторым оценкам, более 70%.

Подготовка преподавательского состава для школ 1-й и 2-й ступеней, а также специалистов в различных областях знаний ведётся в высших учебных заведениях Палестинской автономии: в университетах «Бир-3ейт» (в окрестностях г. Рамалла), «Ан-Наджах», в институтах и колледжах г. Газа - Дженин, Наблус, Восточной части Иерусалима и других крупных палестинских городов. Большое число палестинских студентов получают образование за рубежом: в Египте, Ливане, Сирии, в странах Европы, в т.ч. в России. 21 апреля 1998 в Рамалле было подписано соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством высшего образования ПНА о сотрудничестве в области образования на 1998-2002. Всего в образовательных учреждениях Советского Союза и России подготовлено ок. 1,5 тыс. Палестинских специалистов с высшим образованием, в т.ч. кандидатов и докторов наук. Среди палестинцев - выпускников университетов за последние 20 лет св. 60% - специалистов гуманитарных и социальных областей, 36% - инженеров, специалистов сельского хозяйства, медицины.

Современная литература арабской Палестины состоит главным образом из произведений нового поколения палестинских писателей и поэтов. Наиболее яркие представители этого поколения: выдающийся палестинский поэт, лауреат международной литературной премии «Лотос» Махмуд Дервиш (цикл стихов «Песни моей маленькой родины», поэма «Стихи при отблеске выстрела»), поэты Самих аль-Касем, Муин Бсису. Писатели и поэты старшего поколения - Абу Салма, Тауфик Зайяд, Эмиль Хабиби. Произведения палестинских писателей изданы в Ливане, Египте, Сирии, в странах Европы, в т.ч. в Советском Союзе и России.

В последние годы заметное место в культуре арабской Палестине заняло изобразительное искусство, особенно живопись и графика. Наиболее известные палестинские художники: Исмаил Шаммут (картины «Добрая земля», «Женщины из Палестины»), Тамам аль-Акхаль, Тауфик Абдуляль, Абдедь Myты Абу Зейда, Самир Салама (полотна «Лагерь палестинских беженцев», «Мир и война», «Сопротивление народа»). Широкой популярностью среди палестинского населения пользуются произведения художника Ибрагима Ганема, которого справедливо называют «художником палестинской деревни». В своих картинах он показывает привычный повседневный труд крестьян-феллахов, их традиционные обычаи и обряды, красочные костюмы и танцы, наполненные солнечным светом пейзажи палестинских деревень. Это глубокое ощущение своей родной земли и обычаев её народа живописец тонко передаёт в композициях «Танцы на деревенской площади», «Жатва», «Сельский пейзаж». Столь же искренне и проникновенно показаны жизнь и труд крестьян и горожан в полотнах художников Джумарани аль-Хусейни («Сезон сбора оливок»), Лейлы аш-Шавва («Деревенские женщины»), Ибрагима Хазима («Девочки»).

Весомый вклад в развитие национальной культуры Палестины вносят деятели киноискусства. Среди работ молодых палестинских кинематографистов - «Хроника исчезновения» и «Божественное вмешательство» (реж. Илия Селейман, 2002), «Вторжение» (реж. Низар Хасан), «Хроника осады» (реж. Самир Абдулла, работающий во Франции), документальный фильм Мухаммеда Бакри «Дженин» (2002), «Свадьба Рана» (реж. Хани Абу Асад, Палестина - Нидерланды, 2002) и ряд других кинолент.

Для современного национального изобразительного искусства Палестины характерно стремление художников нового поколения к тесной связи с массами, к объединению творческих сил мастеров старшего поколения, находящихся в эмиграции (в Сирии, Ливане, Египте), с молодыми художниками, недавно пришедшими в искусство и живущими на палестинских территориях автономии. Эти новые тенденции к объединению всех творческих сил писателей и мастеров изобразительного искусства на территории автономии и палестинской диаспоры способствуют сохранению национальной общности и единства палестинского народа перед лицом выпавших на его долю тяжёлых испытаний и потрясений.