Собор нотр дам де пари краткая информация. Собор парижской богоматери - нотр-дам-де-пари

Вне всякого сомнения, Нотр-Дам-де-Пари , более известный у нас как Собор Парижской Богоматери , является самым узнаваемым христианским храмом в мире, и признанным (наряду с Эйфелевой башней) символом не только Парижа, но и всей Франции. Кроме всего прочего, он является еще самым древним христианским культовым сооружением в городе.

Как это было принято ранее, Нотр-Дам-де-Пари или собор Парижской Богоматери был возведен на месте нахождения древнеримского языческого капища, на котором когда-то приносились жертвы богу Юпитеру. Таким образом, собор должен был символизировать победу истинного христианства над языческими заблуждениями давних цивилизаций.

Само место нахождения храма тоже глубоко символично - он выстроен на острове Ситэ, который находится в самом сердце Парижа. А на площади перед Нотр-Дам-де-Пари установлена бронзовая табличка со знаком «0 км», которая означает, что именно здесь берут начало все дороги мира. Следует сказать, что среди всех готических соборов Франции, которых не так уж и мало на территории страны, Собор Парижской Богоматери занимает исключительное место.

Если принять во внимание, что строительство храма продолжалось ни много ни мало, а почти две сотни лет, то приходится только удивляться, как самым разным зодчим удалось настолько точно передать в его облике все каноны, присущие готике в ее самом сконцентрированном виде.

История строительства Нотр-Дам-де-Пари

Считается, что строительство храма было начато в 1163 году во времена Людовика VII Французского, по инициативе и с благословения парижского епископа Мориса де Сюлли. Хотя историки и затрудняются с определением: кто же именно заложил самый первый камень в основание будущей святыни - сам Морис де Сюлли или же папа римский Александр III. В любом случае достоверно известно, что алтарь храма был освящен весной 1182 года, а через три года после ритуала торжественную службу в нем провел сам Патриарх Иерусалимский.

Понятно, что за такое продолжительное время постройкой храма руководили различные архитекторы. История донесла до нас имена лишь тех, кто принимал участие в завершающей фазе его строительства. Это Жан и Пьер де Шель, Жан Рави и Пьер де Монтрейль. Примечательно, что средства на возведение главной христианской святыни Парижа собирали всем миром. Деньги жертвовал не только король франков, аристократы и ремесленный люд, но даже парижские проститутки, которых тут во все времена хватало. Правда, представительницы самого древнего ремесла предварительно попросили разрешение у духовных властей на принесение этой жертвы. Им было разрешено жертвовать заработанные подобным путем деньги, однако, не открыто.

Фасадную часть храма, с двумя прямоугольными башнями, которые являются на сегодняшний день самыми узнаваемыми отличительными особенностями Собора Парижской Богоматери, начали строить только в 1200 году, то есть почти через 40 лет после его закладки. Окончательно строительство храма было закончено в середине XIII века, а отделка его интерьера была завершена только в 1345 году.

Во времена революционных потрясений, бушевавших во Франции в конце XVIII века, Нотр-Дам-де-Пари подвергся жестокому разграблению и осквернению. Часть его фасадных статуй была разбита, а внутренняя утварь и колокола переплавлены на нужды революции. Долгие годы после этого храм стоял позабытый и постепенно разрушающийся. И только после издания писателем Виктором Гюго в 1831 году своего знаменитого романа, власти начали принимать меры к восстановлению полуразрушенной святыни.

В ходе реставрационных работ, которые проводились в период с 1841 по 1864 год, Собор Парижской Богоматери получил обновленные статуи и витражи на своей фасадной части. Кроме того, у подножия колокольных башен появились оригинальные изображения мифических созданий - гаргулий и химер, которые сегодня так радуют посетителей. Тогда же архитекторы восстановили и главный шпиль собора, демонтированный революционерами, который достигает высоты в 96 метров.

Архитектурные особенности Нотр-Дам-де-Пари

В архитектурном смысле Собор Парижской Богоматери можно определить, как базилику с пятью нефами. Общая длина собора составляет около 130 метров, при высоте сводов - 35 метров. Знаменитые башни Нотр-Дам-де-Пари, которые одновременно являются его колокольнями, вознеслись в небо на 69 метров. Под сводами собора одновременно могут собраться около 9 тысяч человек.

Примечательно, что главный фасад Собора Парижской Богоматери можно визуально разделить на три отдельные части, причем как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Первый горизонтальный уровень содержит в себе три, богато отделанных орнаментом портала, являющиеся входами в храм. Центральный и самый крупный портал носит название Страшного Суда, левее от него находится портал, посвященный святой Анне, матери Богородицы, а правее - самой Богородице Деве Марии. Причем, левый портал несколько отличается от двух остальных своей верхней треугольной частью. Но это не единственное нарушение общей симметрии, которую может заметить смотрящий снизу человек. Если внимательно посмотреть на колокольни Нотр-Дам-де-Пари, находящиеся на третьем горизонтальном уровне храма, то левая из них окажется немного толще, чем ее правая сестра.

До конца неясно, какой именно смысл заложили зодчие в этих небольших отклонениях от общей симметрии, но то, что эти искажения прибавили храму интереса и загадочности, - является несомненным.

На среднем горизонтальном уровне фасада можно увидеть не менее знаменитую и узнаваемую центральную витражную розу Собора Парижской Богоматери, которая частично содержит в себе средневековые элементы, а частично — восстановленные гораздо позже. Диаметр витражного окна составляет около 10 метров, а по бокам от него можно увидеть небольшие арки со встроенными в них дополнительными окнами. Именно под розой и боковыми окнами находится знаменитая галерея королевских скульптур, содержащая в себе 28 изваяний иудейских правителей, которые являлись предками Спасителя.

Ранее на этом месте находились скульптуры различных французских королей, но во времена Великой французской революции все они по приказу Конвента были сброшены наземь и дополнительно обезглавлены. Часть из них, правда, не так давно была найдена при проведении раскопок в Париже. Нынешние же изваяния были созданы и установлены на фасаде храма только в середине XIX века.

Интерьер храма

Как это было ранее принято в храмовой готической архитектуре, внутреннее пространство собора очерчено его продольными и поперечными нефами, так называемыми трансептами, которые, пересекаясь друг с другом, образуют христианский крест.

По центру самого длинного нефа расположились скульптурные композиции, которые описывают различные сцены из евангельской жизни.

Центральная люстра (паникадило) храма Нотр-Дам-де-Пари была восстановлена по старым рисункам Виолле-ле-Дюка, и заменила оригинал, переплавленный в горниле революционных событий 1792 года. Внутренняя часть храма, его своды и колонны выполнены из серого камня, холодный цвет которого производит на посетителей несколько мрачноватое впечатление.

Следует сказать, что ранее внутри Собора Парижской Богоматери, особенно в его центральном нефе, было еще мрачнее и темнее. Однако после того как реставраторы проделали дополнительные окна в его боковых стенах, освещение стало гораздо лучше.

На самом деле высота центрального нефа храма достигает 35 метров. Но его архитектурные особенности и сравнительная узость стрельчатых сводов придает храму еще большую высоту, воздушность и, как следствие, необыкновенное величие. В соответствии с существующими в готике канонами, храм Нотр-Дам-де-Пари абсолютно лишен какой-либо настенной живописи. Поэтому единственным источником разнообразных цветовых пятен, лежащих на однообразно серых стенах, является солнечный свет, пробивающийся сквозь многочисленные витражные окна. Именно эти разноцветные солнечные зайчики несколько оживляют достаточно аскетическую внутреннюю картину, царящую внутри Собора Парижской Богоматери.

Хотя большинство существующих в храме витражей было восстановлено в середине XIX века, они представляют собой окна, выполненные в соответствии со средневековыми канонами культовых христианских сооружений. Так, скажем, витражи хоров изображают сцены из земного пути нашего Спасителя, а вот витражи боковых сцен уже посвящены отдельным моментам из жизни прославленных христианских святых.

Окна, освещающие центральный неф храма, украшены изображениями библейских персонажей, ветхозаветных пророков и апостолов. Боковые капеллы изобилуют витражами, освещающими земную жизнь Пресвятой Богородицы. А вот самый известный витраж Нотр-Дам-де-Пари, расположенный на его фасаде, представляет собой розу, содержащую более восьми десятков известных сцен из Ветхозаветной истории.

Терновый венец Спасителя — храмовая реликвия Нотр-Дам-де-Пари

Внутри храма сберегается одна из самых почитаемых святынь христианского мира - , который был надет на голову Христа-Спасителя перед его распятием на Голгофе. Интересна история, повествующая о том, как данная реликвия попала в главный парижский храм.

Долгое время Терновый венец, после трагических и величественных иерусалимских событий, хранился на горе Сион, а затем, в 1063 году, был доставлен в столицу Византийской империи Константинополь. Однако в 1204 году Константинополь, на древние мощеные улицы которого в течение тысячи лет не ступала нога никакого неприятеля, пал под ударами армии христиан-крестоносцев. Крестоносцы, подвергшие византийскую столицу безжалостному разграблению, захватили и драгоценный трофей - Терновый венец Спасителя.

Со временем, один из обедневших Латинских императоров по имени Балдуин II, в распоряжении которого находилась данная святыня, заложил ее византийским купцам, а затем предложил своему двоюродному брату Людовику IX выкупить ее у них.

Таким счастливым образом, в 1239 году Терновый венец Христа попал в Париж, где для его хранения по личному приказанию короля была построена специальная часовня.

Во времена Великой французской революции, опьяненная свободой парижская чернь, камня на камне не оставила от этой часовни, однако христианская святыня была заранее спрятана, и вернулась на свое место только в 1809 году. С тех пор Терновый венец Христа неизменно находится в Соборе Парижской Богоматери и привлекает к себе ревностных христиан со всего Света.

Следует сказать, что данная святыня периодически выносится в центр храма для поклонения прихожанам каждую первую пятницу нового месяца.

Словом, если вам когда-либо представится возможность побывать в Париже, то Собор Парижской Богоматери должен быть в обязательном порядке внесен в список достопримечательностей, которые в любом случае следует посетить. Ведь именно в нем сосредоточена духовная и историческая сердцевина одного из самых свободолюбивых и загадочных народов мира.

Метки: ,

Добраться до парижской святыни очень легко. Ее Адрес: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris, France. Поблизости есть несколько станций : 4 линия - Cite или St-Michel; и 11линии - станция Hôtel de Ville; , 11 и 14 линии - станция Châtelet; 10 линия - станция Maubert-Mutualité or Cluny–La Sorbonne.

Можно воспользоваться транспортом сети : линии B и C, станция St-Michel - Notre-Dame.

Время работы и мессы в Нотр-Даме

С понедельника по субботу собор можно посетить с 8:00 до 19:00. В воскресенье - с 8:00 до12.30 и 14:00 до 17:00. Службы в Нотр-Даме проводятся ежедневно. В воскресенье идет несколько служб. Международная месса начинается в 11:30 утра. Даже если вы человек не религиозный, вы можете посетить службу и, таким образом, послушать бесплатный органный концерт.

Кафе и сувениры возле Нотр-Дам-де-Пари

Немного об истории и архитектуре Нотр-Дама

Архитектура собора поистине уникальна. Строился храм почти два века, с 1163 года по 1345 год. Когда был заложен его первый камень, во Франции властвовал романский стиль с его плотностью и основательностью конструкций. Со временем на смену ему пришел готический, более затейливый и легкий. Благодаря тому, что собор вобрал в себя лучшее от обоих этих стилей, его здание и приобрело свой облик - неповторимый и мистичный. В соборе нет ни одной внутренней стены из камня. Их заменяют колонны, которые соединяют между собой легкие арки, а для разделения помещений служат витражи. Согласно готическим канонам на стенах храма нет росписи. Это позволяет свету, проникающему сквозь цветные стекла, рисовать прекрасные узоры.

История Нотр-Дам-де-Пари полна трагических событий. Он много раз становился разменной монетой в руках правителей страны. При власти Людовика XIV собор лишился своего главного украшения - витражей. А во времена Великой Французской революции Робеспьер объявил жителям столицы, что намерен снести святыню. Но любовь парижан к собору была столь велика, что все они согласились заплатить грабительский сбор на нужды революции, чтобы Нотр-Дам-де-Пари не тронули. Робеспьер пощадил здание, но приказал срубить головы каменным статуям королей, укравших его. Масштабная реставрация храма началась в 1841году, через десять лет после выхода романа Гюго. Длилась она целых 23 года. Здание было полностью восстановлено, разбитые статуи и витражи заменены на новые, а на фасаде здания появилась галерея с химерами. Также было очищено от лишних строений пространство перед храмом, чтобы образовалась площадь.

В архитектуре сочетаются два стиля: романский и готический. Отголоски романского стиля мы видим, прежде всего, в трёх порталах со скульптурными изображениями эпизодов из Евангелия. Готическая же лёгкость, устремление вверх, к небу олицетворяет идею монархии и в то же время делает собор потрясающе красивым. Как и положено, собор вытянут с запада на восток на длину 130 метров, его высота 35 метров, а высота колоколен - 69 метров.

Знаменитый западный фасад здания делится на три яруса: Нижний ярус представлен тремя порталами: сценой Страшного суда (с изображением Христа по центру), Мадонны с младенцем и святой Анны. Средний ярус - это галерея королей с 28 статуями (разрушенными во время Французской революции) и ажурным окном - розой XIII века, поражающей зрителя своим сиянием в центре яруса над стрельчатыми арками углублённых порталов. Верхний ярус - башни, высотой 69 метров. Верхняя часть собора украшена изображениями химер, которых не было в период Средневековья. Этих ночных демонов считают стражами собора. Долгое время считалось, что по ночам они оживают и обходят охраняемый объект. А вот по замыслу создателей, химеры связаны с человеческими характерами. Существует легенда, что если долго смотреть на чудовищ в полумраке - они «оживут». Но если сделать фотографию рядом с химерой - человек будет казаться статуей. Самой известной из этих чудовищ считается полуженщина-полуптица Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), которая, по мифам, похищала младенцев и питалась их кровью. Гаргульи, имеющиеся в соборе, предназначены для отвода дождевой воды (водосточные трубы). И они являлись скульптурным украшением собора и в Среденевековье.

Каждый колокол на башнях имеет имя. Самый древний из них - Белль (1631 г.), самый большой - Эммануэль. Он весит 13 тонн, а его «язык» - 500 кг. Он настроен на звук фа диез. Эти колокола используют в особо торжественных церемониях, а остальные - звонят ежедневно. На вершину одной из башен ведут 387 ступеней.

Скульптура левого портала «Слава Пресвятой Девы», где Мадонна с Младенцем сидит на троне, по бокам - два ангела, епископ с помощником и царь, достойна особого внимания. В верхней части работы вы увидите сцены Благовещения, Рождества, Поклонения волхвов, а нижняя часть изображения посвящена историям из жизни Анны и Иосифа.

Строение представляет собой пятинефную базилику. Нефы, пересекаясь, образуют крест, как и положено в плане христианского собора. Необыкновенную красоту придают собору витражи, благодаря которым серые стены здания окрашиваются при попадании солнечных лучей, во все цвета радуги. Три круглых окна-розы находятся на западном, южном и северном фасадах, на них вы увидите сцены из Ветхого завета. Главный витраж, расположенный на западном портале, имеет диаметр 9,6 метра. В центре - изображение Богоматери, а вокруг неё - сцены работ на земле, знаки зодиака, достоинства и грехи. Боковые розы, северная и южная, имеют в диаметре по 13 метров.

Часовни, расположенные в правой части собора, привлекают внимание картинами, скульптурами, являющимися дарами собору, приносимыми, по традиции, в первый день мая.

Паникадило собора изготовлено из посеребрённой бронзы по эскизам Виолле-ле-Дюка.

В сокровищнице собора хранится терновый венец Иисуса Христа, привезенный из Иерусалима в Константинополь, заложенный в Венеции и выкупленный Людовиком IX.

Собор расчленен на три части пилястрами вертикально и на три полосы горизонтально. В нижней части открываются три грандиозных портала: портал Пресвятой Девы, портал Страшного Суда, портала Св. Анны.

Слева расположен портал Пресвятой Девы, изображающий ковчег со скрижалями и коронацию Девы Марии. На разделяющем пилястре современное изображение Мадонны с Младенцем. В люнетах в верхней части сюжеты смерти, приобщения к небесному блаженству и Вознесение Богоматери. Нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни.

В центре находится портал Страшного Суда. Разделяющий его пилястр изображает Христа, а на своде арки скульптор с большим мастерством изваял изображения Небесных Судей, Рая и Ада. Люнет украшен фигурами Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.

Ниже с одной стороны стоят праведники, заслужившие спасение, с другой - грешники, которых уносят на вечные муки. На разделяющем пилястре третьего портала Св. Анны расположена статуя парижского епископа V века Св. Марчелло. Люнет занимает Мадонна между двумя ангелами, а по бокам находятся изображения Мориса де Сулли и короля Людовика VII. Ниже можно увидеть сцены из жизни Святой Анны (матери Марии) и Христа.

Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз - это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду.

Над главным входом помещается огромное круглое кружевное окно - роза 1220-25 гг. диаметром около десяти метров и статуи Мадонны с Младенцем и ангелов. По обе стороны розы открываются окна, разделенные колонкой. Верхняя часть представляет собой галерею из арок, соединяющей две башни, снабженные, в свою очередь, высокими окнами с колонками. Галерею коронуют статуи, изображающие фантастических птиц, чудовищ и демонов, выполненных по рисункам Виолле-ле-Дюка. Поднявшись до колокольной башни по 387 ступенькам, можно полюбоваться прекрасной панорамой раскинувшегося внизу города.

Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора: вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, выступали мальчики из церковного хора.

В сердце Парижа находится собор Нотр-Дам-де-Пари. Много веков католический храм поражает людей своим изяществом, великолепием и монументальностью.

Возведение собора началось при правлении Людовика YII в 1163 году. Инициировал сооружение епископ Морис де Сюлли. Историки полагают, что фундаментом служила разрушенная базилика Св. Стефана и другие строения:

  1. Романский собор
  2. Каролингский собор
  3. Палеохристианская церковь

Работы продолжалось почти два столетия, это говорит о том, участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство — Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Возведение храма шло медленно.

Несмотря на то, что прихожане богатые и бедные, знатные и простолюдины старались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство шло поэтапно: стены закончены к 1177 году, алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 году. К концу XII столетия установлена крыша из свинца, в 1245 году возведены башни, а отделка внутри помещения закончена в 1315 году. Окончанием возведения считается 1345 год.

С этого времени капитальных реставраций не было, строение ветшало, особенно много разрушений было во время революции. Фигуры иудейских царей были сняты и обезглавлены, витражи разбиты, пострадала также художественная резьба. В самом конце XYIII столетия Конвент издал указ, по которому верующие обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм будет разрушен. Жителям удалось отстоять свою святыню, но Робеспьер объявил его твердыней мракобесия и переименовал в Храм разума.

Интересный факт: скульптуры царей обнаружили при строительных работах в конце ХХ века. Как выяснилось, бывший хозяин дома, живший на рубеже XYIII -XIX веков, приобрел статуи и захоронил их с почестями. В 1802 году собор возвратили католической церкви и вновь освятили. В XIX веке приступили к ремонту сооружения, руководил им архитектор Виолле-ле-Дюка — восстановили витражи, скульптуры, возвели новый шпиль, установили скульптуры химер. Католический храм был местом венчания царственных особ, захоронений, заседания парламента. Здесь находили ночлег обездоленные и защиту преступники.

Внешний вид

Собор Нотр-Дам-де-Пари индивидуален и неповторим. Собор строился около двухсот лет, в работе принимали участие многие архитекторы, поэтому стили строения разные — готический и романский. Храм — это базилика с боковыми двойными нефами, конструкция, которая раньше почти не применялась. Высота храма — 35 м, длина — 130 м, ширина 48 м. Вес колокольни, расположенной в южной стороне, 13 тонн. По вертикали фасад разделен на три части, горизонтально делится галереями на три ряда, фасад венчают две башни.

Первый ярус имеет три портала, на них изображены Богородица, Святая Анна и картины Страшного суда. Над входом — панно с сюжетами из Евангелия, над арками установлены статуи святых. Выше протянулась Галерея королей с 28 фигурами иудейских царей. Красоту и яркость сооружению придают витражи, почти целиком воссозданные в XIX веке. Главный витраж (роза) — остался еще со Средневековья и реставрирован частично. На нем изображен образ Богоматери и другие картины, в их числе добродетельные и греховные поступки людей. Две розы по сторонам считаются самыми крупными в Европе, их диаметр — по 13 м.

Собор венчает 96-метровый шпиль, покрытый свинцовыми пластинами. Рядом установлены скульптуры апостолов, разделенные на четыре группы. Около каждого святого поместили животное, являющегося символом евангелиста. Статуи установлены лицом к Парижу, и только Фома, который считается покровителем строителей, смотрит на шпиль.

Гаргульи

Яркое украшением фасада, гаргульи, установлены в XIII век. Это демонические существа, похожие на больших драконов. Они хорошо сохранились, так как сделаны из прочного известняка, добываемого в бассейне реки Сены. В переводе со старофранцузского означает «глотка». В готике гаргульи предназначались для отвода дождевых вод, в них устанавливали желоба из камня или металла, чтобы скрыть их непривлекательность.

Химеры — злобные демонические существа, обычно их изображают в виде демонов, сказочных птиц или животных с крыльями как у летучих мышей. Воплощают человеческие грехи. Установить их во время капитальной реставрации решил архитектор Виолле-ле-Дюка. Он сам сделал эскизы монстров и скульпторы под руководством Жоффруа Дешома воплотили их в камне. Одна из популярных химер — Стрикс, полуженщина-полуптица, по преданию питавшаяся кровью младенцев. Интересно, что если с ними сфотографироваться живому человеку — он кажется каменными изваяниями, а гаргульи и химеры — полными жизни.

Внутренне убранство

Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.

Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган — оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.

Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.

Роман, который прославил собор


К XIX веку Собор обветшал настолько, что его собирались снести. Выход в свет в 1831 году романа французского писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» способствовал его спасению. Романист писал о добре и зле, любви и ненависти. Идея возникла не случайно — Гюго был ярым защитником старинной архитектуры и его деятельность направлена в ее защиту. Глава романа «Собор Богоматери» рассказывает о сооружении, описывая его красоту. Писатель выражает озабоченность, справедливо считая, что человечество может утратить уникальное сооружение.

Героиня — цыганка по имени Эсмеральда. Красавицей увлеклись священнослужитель Клод Фролло, звонарь Квазимодо, воспитанник архидьякона, и капитан — Феб де Шатопер. Фролло страстно влюбился в девушку, пытался соблазнить ее, но получил отказ. Взбешенный священник приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду, этому мешает капитан Шатопер. Молодые люди понравились друг другу, у них состоялось свидание. В время свидания ослепленный ревностью Фролло ранит Феба и обвиняет в совершенном преступлении девушку. Ее приговаривают к смертной казни.

Квазимодо спрятал Эсмеральду в соборе (Божий храм, по законам католицизма — это убежище, где человек может укрыться от любой провинности), чтобы спасти ее от виселицы. Эсмеральда не смогла полюбить некрасивого горбуна, но прониклась к нему дружескими чувствами. Финал трагедийный — Эсмеральда погибает, несчастный Квазимодо уносит тело девушки в храм и тоже умирает с горя.

Роман Гюго потрясает своей трагичностью, яркими образами, описанием Собора Парижской Богоматери. Об уничтожении храма уже не говорили — решили его восстанавливать. Реставрировать сооружение начали в 1841 году под руководством Виолле-ле-Дюка. Закончили в 1864 году.

Музей и сокровищница

Музей рассказывает об истории появления храма, об интересных фактах, связанных с этим местом, здесь представлены интересные экспонаты — предметы искусства, утварь. Через музей можно пройти в Сокровищницу, в ней хранится одна из главных христианских святынь — часть Животворящего креста и Терновый венец Спасителя. Экспонируются церковные одеяния, утварь, картины, манускрипты, другие предметы, представляющие художественную и историческую ценность.

Время работы и стоимость билетов

  • понедельник — пятница с 08:00 до 18:45
  • суббота — воскресенье с 08:00 до 19:15

Сокровищница:

  • понедельник — пятница с 09:30 до 18:00
  • суббота с 09:30 до 18:30; воскресенье с 13:30 до 18:30

Стоимость посещения (евро):

  • взрослые — 4; от 6 до 12 лет — 1; дети до 6 лет — бесплатно; до 26 лет — 2.

Народу в этом легендарном месте всегда много, поэтому перед входом в собор придется постоять в очереди.

Где находится и как добраться

Собор расположен на площади Парви Нотр-Дам, в восточной части острова Сите, 75004, Париж, Франция.

Добраться можно:

  • на метро — до остановки «Шалете», «Остров Сите» или «Отель-де Виль»;
  • автобусом, маршруты — 21, 38, 47, 85 и 96.

Если посчастливилось посетить Францию и ее прекрасную столицу — не полюбоваться собором Парижской Богоматери нельзя, это величественное и незабываемое зрелище, впечатления от которого останутся на всю жизнь. Это не только красивейшая архитектура, но и духовный центр католицизма.

Собор Парижской Богоматери в Париже на карте

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) - географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.
Собор Парижской Богоматери ночью

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века, статуи царей были низвергнуты восставшим народом, многие из сокровищ собора были разрушены или расхищены, сам же собор вообще был под угрозой сноса, и спасло его лишь превращение в «Храм Разума», а позднее он использовался как винный склад.

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Паломнические поездки к Собору Парижскому Богоматери