Станислав ежи. Гений сарказма станислав ежи лец

Лец Станислав Ежи (1909-1966 гг.)

Польский поэт. Родился во Львове, крупном культурном центре польской Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи. Отец будущего писателя, родовитый австрийский дворянин Бенон де Туш-Летц умер, когда сын был еще ребенком. Его воспитанием занялась мать -урожденная Аделя Сафрин, представительница польской интеллигенции, высоко ценившей образование и культуру. Начальное образование получил в австрийской столице, так как приближение фронта (шла Первая мировая война) заставило семью переехать в Вену, а затем завершил его во львовской евангелической школе. Изучал юриспруденцию в университете Яна Казимежа во Львове.

В студенческую пору начинает литературную деятельность, сойдясь с коллегами, живо интересующимися творчеством. В 1929 г. в литературном приложении к популярной тогда газете «Иллюстрированный Ежедневный Курьер» было напечатано его дебютное стихотворение «Весна». В 1933 г. во Львове выходит первый поэтический томик Леца «Цвета». Переехав в Варшаву, Лец регулярно публикуется в «Варшавском цирюльнике», становится постоянным автором «Шпилек», его произведения помещают на своих страницах многие литературные журналы. В 1936 г. он организовал литературное кабаре «Театр Пересмешников».

В этот период он начинает сотрудничать с варшавской газетой «Популярный Ежедневник» - политическим изданием, пропагандировавшим идею создания антифашистского народного фронта. После приостановки властями издания газеты, чтобы избежать грозившего ему ареста, Лец выехал в Румынию.

В 1941-1943 гг. находился в концлагере под Тернополем. С места предстоявшего расстрела сбежал в Варшаву, где работал в подполье редактором военных газет Гвардии Людовой и Армии Людовой. Потом ушел к партизанам, сражавшимся в Люблинском воеводстве, после чего воевал в рядах регулярной армии.

В 1945 г., поселившись в Лодзи, Леи, вместе с друзьями - поэтом Леоном Пастернаком и художником-карикатуристом Ежи Зарубой возрождает издание юмористического журнала «Шпильки». На следующий год вышел его стихотворный сборник «Полевой блокнот», включавший стихи военных лет. В 1946 г. был направлен в Вену в качестве атташе по вопросам культуры политической миссии Польской Республики. В 1950 г. принимает трудное для себя решение уехать в Израиль.

В 1952 г. вернулся в Польшу и сполна получил от властей за демонстрацию своей политической оппозиционности и свободомыслия. В течение ряда лет действует негласный запрет на публикацию его произведений. Единственной оплачиваемой формой литературного труда становится для него переводческая работа. Первой из прежде задержанных публикаций была «Иерусалимская рукопись». Последние поэтические томики Леца - «Насмехаюсь и спрашиваю про дорогу», «Авелю и Каину», «Объявление о розыске», «Поэмы, готовые к прыжку», цикл «Ксения», состоящий из коротких лирико-философских стихотворений, и серия прозаических миниатюр «Маленькие мифы».

После долгой, неизлечимой болезни, давно сознавая свою обреченность, Станислав Ежи Лец скончался 7 мая 1966 г. в Варшаве.

), Королевство Галиции и Лодомерии , Австро-Венгрия

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Станислав Ежи Лец родился 6 марта 1909 года во Львове , крупном культурном центре Галиции , входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи . Отец будущего писателя - австрийский дворянин (барон) еврейского происхождения Бенон де Туш-Летц. Станислав пользовался видоизменённой (Lec вместо Letz ) второй частью двойной фамилии отца - Лец (что на идише означает «клоун», или «пересмешник») - как литературным псевдонимом. Родители будущего поэта, будучи людьми эксцентричными, [ ] перешли в протестантизм. Отец писателя умер, когда Станислав был ещё ребёнком. Его воспитанием занялась мать - урождённая Аделя Сафрин, представительница польско-еврейской интеллигенции, высоко ценившей образование и культуру. Польская, немецкая (австрийская) и еврейская составляющие его духовной личности на разных этапах жизненного пути писателя то гармонизировались ярким художественным дарованием, то вступали друг с другом в драматическое, порой мучительное противоречие. Начальное образование он получал в австрийской столице, так как приближение фронта (шла Первая мировая война) заставило семью переехать в Вену, а затем завершал его во львовской евангелической школе.

    Юность

    В эту студенческую пору он начинает литературную деятельность, сойдясь с коллегами, живо интересующимися творчеством. Весной г. молодые поэты устроили первый в их жизни авторский вечер, на котором прозвучали и стихи Леца, а в конце того же года в литературном приложении к популярной тогда газете «Ilustrowany Kurier Codzienny» (Иллюстрированный Ежедневный Курьер) было напечатано его дебютное стихотворение «Весна». «В нём говорилось, ясное дело, о весне, - пояснял Лец спустя годы, - но это не была традиционная весна, по настроению эти стихи выглядели… пессимистическими. А почему я выбрал именно „IKC“? Это издание выписывали и читали в нашем доме, а я хотел прослыть поэтом прежде всего в семье».

    В г. группа молодых поэтов, встречавшихся у Леца на квартире, начала издавать журнал «Tryby» (Наклонения), в первом номере которого он опубликовал стихи «Из окна» и «Плакат» (в последнем две завершающие строфы были выброшены цензурой). Тираж же второго номера издания почти полностью уничтожила полиция. В г. во Львове выходит первый поэтический томик Леца «Barwy» (Цвета́).

    В нём преобладали поэмы и стихи острого социально-политического звучания: оставшаяся кошмарным воспоминанием его детских лет Первая мировая война навсегда сделала поэта страстным антимилитаристом. В дебютном сборнике помещено стихотворение «Вино», полное мрачной и горькой иронии. Человеческая кровь, пролитая на множестве фронтов Европы во имя ложных догматов и националистических крестовых походов, кровь разных поколений и народов уподоблена им ценным винам урожайных лет, которые надо бережно хранить, чтобы предотвратить новые кровавые жатвы из окрестностей «Пьяве, Танненберга, Горлица».

    В «Цветах» были также оглашены первые юмористические и сатирические фрашки Леца. Эту грань художественного дарования молодого поэта проницательно подметил и высоко оценил Юлиан Тувим - крупнейший мастер польского рифмованного слова того времени, включивший в свою знаменитую антологию «Четыре века польской фрашки» (1937) три стихотворения недавнего дебютанта.

    Предвоенная Варшава

    Переехав в Варшаву , Лец регулярно публикуется в «Варшавском цирюльнике», становится постоянным автором «Шпилек », его произведения помещают на своих страницах многие литературные журналы во главе со «Скамандром». В г. он организовал литературное кабаре «Teatr Krętaczy» (Театр пересмешников).

    В этот период он начинает сотрудничать с варшавской газетой «Dziennik Popularny» (Популярный Ежедневник) - политическим изданием, пропагандировавшим идею создания антифашистского народного фронта, в котором публиковалась его ежедневная судебная хроника, вызывавшая особое раздражение «блюстителей порядка». После приостановки властями издания газеты, чтобы избежать грозившего ему ареста, Лец выехал в Румынию. Спустя некоторое время он возвращается на родину, крестьянствует в деревне на Подолье, служит в адвокатской конторе в Чорткове, затем, вернувшись в Варшаву, продолжает литературную и публицистическую деятельность.

    Перед самой войной он завершает подготовку к печати обширного тома фрашек и подольской лирики под названием «Ziemia pachnie» (Пахнет землёй), но выйти в свет книга уже не успела.

    Вторая мировая война

    Начало войны застало Леца в его родном городе. Об этом страшном (и героическом) этапе своей жизни он рассказал позднее в нескольких скупых строчках автобиографии: «Пору оккупации я прожил во всех тех формах, какие допускало то время. 1939-1941 гг. я провёл во Львове , 1941-1943 гг. - в концлагере под Тернополем. В 1943 году , в июле, с места предстоявшего мне расстрела я сбежал в Варшаву, где работал в конспирации редактором военных газет Гвардии Людовой и Армии Людовой на левом и правом берегах Вислы. Потом ушёл к партизанам, сражавшимся в Люблинском воеводстве, после чего воевал в рядах регулярной армии».

    При повторной попытке бегства из концлагеря он был схвачен и приговорён к расстрелу. Эсэсовец заставил обречённого на смерть рыть себе могилу, но погиб сам от его удара лопатой по шее (стихотворение «Кто копал себе могилу»). Переодевшись в немецкий мундир, Лец в таком виде пересёк всё генерал-губернаторство, как гитлеровцы именовали захваченную Польшу, и, добравшись до Варшавы и установив контакт с силами сопротивления, стал работать в подпольной прессе. В Прушкове редактировал газету «Żołnierz w boju» (Солдат в бою), а на правом берегу Вислы - «Swobodny narod» (Свободный народ), где печатал также свои стихи. В г., сражаясь в рядах первого батальона Армии Людовой, скрывался в парчевских лесах и участвовал в битве под Ромблувом . После освобождения Люблина вступил в 1-ю армию Войска Польского в звании майора. За участие в войне получил Кавалерский Крест ордена «Polonia Restituta » (Возрождённая Польша).

    Послевоенные годы

    В году, поселившись в Лодзи , Лец вместе с друзьями - поэтом Леоном Пастернаком и художником-карикатуристом Ежи Зарубой - возрождает издание популярнейшего юмористического журнала «Шпильки ». На следующий год вышел его стихотворный сборник «Notatnik polowy» (Полевой блокнот), включавший стихи военных лет и строфы, посвящённые сражениям партизанской поры и павшим товарищам поэта-солдата. Тогда же был опубликован томик его сатирических стихов и фрашек, созданных перед войной, - «Spacer cynika» (Прогулка циника).

    Работа в дипломатической миссии

    Подобно своим старшим коллегам по литературе в довоенное время (Ян Лехонь , Ярослав Ивашкевич) и писателям-ровесникам в первые годы после освобождения (Чеслав Милош , Тадеуш Бреза , Ежи Путрамент), привлекавшимся к дипломатической работе, Лец в г. был направлен в Вену в качестве атташе по вопросам культуры политической миссии Польской Республики. Вскоре ( г.) на родине опубликован томик его сатирической поэзии, созданной после войны, - «Życie jest fraszką» (Жизнь - это фрашка), а затем ( г.) сборник «Новых стихов», написанных в австрийской столице - городе его детства; отсюда в этих стихотворениях так много реминисценций, связанных с новым, свежим восприятием памятников искусства и архитектуры этого великого центра европейской культуры.

    Переезд в Израиль и возвращение в Польшу

    Наблюдая из Австрии процессы, происходящие в Польше того времени, утверждение режима партийной диктатуры, подавление творческой свободы и воли интеллигенции, Лец в 1950 году принимает трудное для себя решение и уезжает в Израиль. За два года, проведённых здесь, им написана «Иерусалимская рукопись» (Rękopis jerozolimski), в которой доминирует мотив переживаемой им острой тоски по родине. Содержанием этих стихов, сложенных во время странствий по Ближнему Востоку, стали поиски собственного места в ряду творцов, вдохновлённых библейской темой, и неотвязная память об убитых под другим, северным небом. Существование вне стихии польского языка и культуры, вдали от родных и друзей, привычного мазовецкого пейзажа становится мучительно-тягостным:

    Туда, на север дальний, где некогда лежал я в колыбели, Туда стремлюсь теперь, чтоб там же и отпели.

    Написав эти строки, Лец в 1952 году вернулся в Польшу. Принято считать, что демонстрация политической оппозиционности и свободомыслия Леца привела к тому, что в течение нескольких лет (до 1956) в Польше действовал негласный запрет на публикацию его собственных произведений (как это было, скажем, с М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой в СССР). Единственной оплачиваемой формой литературного труда становится для него переводческая работа, и он целиком посвящает ей себя, обращаясь к поэзии

    Станислав Ежи Лец - известный польский поэт, писатель-сатирик, афорист, философ - был уроженцем Львова, который в то время относился к Австро-Венгерской империи. Здесь он появился на свет 6 марта 1909 г. в интеллигентной семье. Отцом его был австрийский барон еврейского происхождения, мать - представительница польско-еврейской интеллигенции, очень образованная и культурная женщина. Такое смешение кровей не раз на протяжении жизненного пути Леца становилось причиной драматических ситуаций, внутренних сомнений и противоречий.

    Во время Первой мировой войны с приближением фронта семья уехала в Вену, где Станислав получил начальное образование. Продолжилось оно в евангелической школе г. Львова, позднее - в Львовском университете Яна Казимежа на юридическом факультете, где он учился до 1933 г. К периоду студенчества относится и начало литературной деятельности Леца. Такие же, как и он, начинающие поэты и писатели на первом в их творческой биографии авторском вечере весной 1929 г. читали свои произведения; среди них был и Станислав Ежи. К концу 1929 относится дебют в печати: стихотворение «Весна» было опубликовано в литературном приложении популярной газеты. В 1933 г. увидел свет первый стихотворный сборник «Цвета».

    Затем С.Е. Лец переезжает в Варшаву, сотрудничает с несколькими популярными газетами и литературными журналами, в 1936 г. выступает организатором литературного кабаре «Театр Пересмешников». Ежедневная судебная хроника, публиковавшаяся в политической газете, которая выступала за создание народного антифашистского фронта, не нравилась властям, и после закрытия издания Лецу из-за угрозы ареста пришлось уехать в Румынию. По возвращении на родину какое-то время живет в сельской местности, затем работает в адвокатской конторе г. Чортков, после чего, возвратившись в Варшаву, как и прежде, занимается литературой и публицистикой.

    На протяжении 1939-1941 гг. Лец жил в Львове, где его и застала война. Этот период его жизни оказался чрезвычайно насыщенным: с 1941 по 1943 гг. писатель находился в концлагере, затем с места расстрела ему удалось сбежать в Варшаву, где он какое-то время редактировал подпольные военные газеты. В 1944 г. Лец партизанил в лесах Люблинского воеводства, после освобождения Люблина воевал в качестве офицера в рядах Войска Польского, был награжден Кавалерским Крестом ордена Polonia Restituta.

    В 1945 г., обосновавшись в Лодзи, с товарищами возрождает пользовавшийся до войны огромной популярностью журнал «Шпильки», становится его главным редактором. В следующем году Леца назначают атташе политической миссии Польской Республики по вопросам культуры и посылают в Вену, где он работает до 1950 г., позднее он живет и работает до 1952 г. в Израиле. Полученные впечатления легли в основу книги, «Иерусалимская рукопись», наполненной ностальгией и болью за родину.

    В 1952 г. Лец возвращается в Польшу, однако вплоть до 1956 г. публикация его произведений находится под негласным запретом: такова была цена свободомыслия и открытой оппозиционности политических взглядов. Заработать литературным трудом можно было только делая переводы чужих сочинений, и на несколько лет подобного рода деятельность становится для Леца основной. Смерть в 1956 г. управлявшего страной сталинскими методами Болеслава Берута перевернула новую страницу в истории Польши и в биографии С.Е. Леца. Идеологический прессинг над представителями творческих профессий заметно ослаб, и опубликование его новых работ, переиздание старых стало одной из примет нового времени. Так, в 1957 г. выходит ставший знаменитым сборник сентенций, афоризмов, эпиграмм «Непричесанные мысли», в 1959 г. - книга того же жанра «Смеюсь и спрашиваю, как пройти». В 60-ых гг. вышел ряд лирических сборников.

    «Новым непричесанным мыслям» было суждено стать последней прижизненной публикацией Станислава Ежи Леца. Продолжительная тяжелая болезнь унесла жизнь писателя, жившего тогда в Варшаве, 7 мая 1966 г.; похоронили его на кладбище для воинов Повонзки.

    Жизнь и творчество

    Детство

    В эту студенческую пору он начинает литературную деятельность, сойдясь с коллегами, живо интересующимися творчеством. Весной г. молодые поэты устроили первый в их жизни авторский вечер, на котором прозвучали и стихи Леца, а в конце того же года в литературном приложении к популярной тогда газете «Ilustrowany Kurier Codzienny» (Иллюстрированный Ежедневный Курьер) было напечатано его дебютное стихотворение «Весна». «В нём говорилось, ясное дело, о весне, - пояснял Лец спустя годы, - но это не была традиционная весна, по настроению эти стихи выглядели… пессимистическими. А почему я выбрал именно „IKC“? Это издание выписывали и читали в нашем доме, а я хотел прослыть поэтом прежде всего в семье».

    Польская «оттепель»

    Произведения

    • Barwy (Цвета) (1933)
    • Ziemia pachnie (Пахнет землей) (1939)
    • Notatnik polowy (Полевой блокнот) (1946)
    • Życie jest fraszką (Жизнь - это фрашка) (1948)
    • Новые стихи (1950)
    • Rękopis jerozolimski (Иерусалимская рукопись) (1956)
    • Myśli nieuczesane (Непричёсанные мысли) (1957)
    • Kpię i pytam о drogę? (Насмехаюсь и спрашиваю про дорогу) (1959)
    • Do Abla i Kaina (Авелю и Каину) (1961)
    • List gończy (Объявление о розыске) (1963)
    • Poema gotowe do skoku (Поэмы, готовые к прыжку) (1964)

    Ссылки

    • Лец, Станислав Ежи в библиотеке Максима Мошкова
    • Максим Мальков. Гуманист без страха и упрека - биография С. Е. Леца.
    • Черфас, Самуил Лец Станислав Ежи. Идеал фрашки - Переводы и вариации Самуила Черфаса . samlib.ru (20.08.2007). - Сотни фрашек-задирашек накатал ехидный Сташек, остроумец и мудрец, польский ёжик - Ежи Лец.. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 21 августа 2007.

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Писатели по алфавиту
    • Родившиеся 6 марта
    • Родившиеся в 1909 году
    • Родившиеся во Львове
    • Умершие 7 мая
    • Умершие в 1966 году
    • Умершие в Варшаве
    • Писатели Польши
    • Поэты Польши
    • Сатирики Польши
    • Афористы
    • Похороненные на Воинском кладбище Повонзки
    • Участники Второй мировой войны

    Wikimedia Foundation . 2010 .


    Самые яркие цитаты, высказывания и советы Леца, которые, как ободряющий душ, действуют на наш мозг.

    Мастерство подать свою мысль в лаконичной и хлесткой форме - это настоящий талант. Не многим удалось достичь в этом искусстве больших высот. Среди этих везунчиков - популярный польский поэт, сатирик, философ и один из лучших афористов прошлого века - Станислав Ежи Лец.


    Гений сарказма Станислав Ежи Лец

    Я собрала для вас яркие цитаты, высказывания и советы Леца, которые, как ободряющий душ, действуют на наш мозг:

    О ЧЕЛОВЕКЕ

    1.Человек, мир перед тобой распахнут настежь, поэтому смотри, как бы не вывалиться.

    2.Сходят с ума только те, у кого он есть.

    3.Дурак - это человек, считающий себя умнее меня.

    4.После общения с некоторыми людьми у меня появляется ярко выраженный комплекс полноценности.

    5.Граница между светом и тенью - ты.

    6.Крыша над головой часто не позволяет людям расти.

    7.Многим нулям кажется, что они - орбита, по которой вращается мир.

    8.Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно.

    9.Раздвоение личности - тяжелое психическое заболевание, так как сводит бесчисленное множество существ, на которые обычно раздроблен человек, к жалким двум.

    10.Роды - болезненный процесс, в особенности если человек рождает сам себя, да еще в зрелые годы.

    11.Если бы животное убило преднамеренно, это был бы человеческий поступок.

    12.Я знал человека столь мало начитанного, что ему приходилось самому сочинять цитаты из классиков.

    13.Совесть у него чистая. Не бывшая в употреблении.

    14.Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистической манере?

    О ЖИЗНИ

    15.Когда я начинаю думать серьезно, я вижу, насколько комичен мир.

    16.Ну допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?

    17.Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится.

    18.Я думал, что опустился на самое дно, как вдруг снизу постучали…

    19.Люди одиноки, потомy что вместо мостов они стpоят стены.

    20.Истина обычно лежит посередине. Чаще всего без надгробия.

    21.Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница.

    22.Не каждая серая масса имеет что-то общее с мозгом.

    23.Многие бумеранги не возвращаются. Выбирают свободу.

    24.Правду сказать, мы знаем жизнь только по литературе. Разумеется, за исключением тех, кто не знает литературы.

    25.Мгновение осознания своей бесталантности есть вспышка гениальности.

    26.Пословицы противоречат одна другой. В этом, собственно, и заключается народная мудрость.

    27.Из одной системы нам еще долго не выбраться - из солнечной.

    28.Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

    29.Достаточно поддаться иллюзии, чтобы почувствовать реальные последствия.

    30.Все уже описано. К счастью, не обо всем еще подумано.

    31.Оптимизм и пессимизм расходятся только в дате конца света.

    32.Жаль, что в рай надо ехать на катафалке!

    33.Жизнь - вредная штука. От нее все умирают.

    34.Когда сплетни стареют, они становятся мифами.

    35.Если смотришь на мир прищурившись, легче скрыть слезы.

    36.Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем.

    37.Всю жизнь идти к цели можно, только если она постоянно отодвигается.

    38.Не люблю смеха сквозь слезы - он разбавленный.

    39.В перечень мук, которые претерпел наш народ, следовало бы включить обязательное школьное чтение.

    О МУЖЧИНЕ И ЖЕНЩИНЕ

    40.Если бы повысилось искусство вести беседу, понизилась бы рождаемость.

    41.Женщины - это садистки; они истязают нас муками, которые мы им причиняем.

    42.Вы можете представить себе женщину, которая позволила бы своему любовнику тысячу и одну ночь рассказывать сказочки?

    43.И что ты скажешь, физика? Охлаждение отношений между людьми, как следствие трения между ними.

    44.Настоящего мужчину можно узнать, даже когда он голый.

    45.Можно влюбиться из одной только ревности.

    46.Плагиаторы, спите спокойно. Муза - женщина, она редко сознается, кто был первым.

    СОВЕТЫ САТИРИКА

    47.Иногда надо замолчать, чтобы тебя выслушали.

    48.Красивая ложь? Внимание! Это уже творчество.

    49.Будь альтруистом: уважай эгоизм других!

    50.Будь реалистом: не говори правды.

    51.Человек, мир перед тобой распахнут настежь, поэтому смотри, как бы не вывалиться.

    52.Бог - юморист: если не верите - посмотрите на себя в зеркало.

    53.Всегда обращайся к чужим богам. Они выслушают тебя вне очереди.

    54.Не будем пытаться понять друг друга, чтобы друг друга не возненавидеть.

    55.Давайте будем людьми хотя бы до тех пор, пока наука не откроет, что мы являемся чем-то другим.