Школьный этап всероссийской олимпиады по биологии. Какой процесс характерен только для животных

Решите тест!

1. «Ботанэ» - по гречески означает:
а) крупное дерево
б) трава, растение
в) живое существо
г) наука о природе
2. Функции растительного организма изучает:
а) физиология
б) анатомия
в) цитология
г) экология
3. Основной частью клетки является:
а) цитоплазма
б) ядро
в) оболочка
г) вакуоль
4. Процесс поступления веществ в организм, их превращение и выделение продуктов распада, называется:
а) дыхание
б) питание
в) выделение
г) обмен веществ
5. Растения выделены в отдельное царство, так как их клетки содержат:
а) ядро
б) цитоплазму
в) вакуоли с клеточным соком
г) пластиды
6. Какой признак характерен только для бактерий:
а) имеют клеточное строение
б) дышат, питаются, размножаются
в) в клетках содержатся вакуоли
г) в клетках отсутствует ядро
7. Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии
а) зиготы
б) споры
в) цисты
г) спячки
8. Грибы выделили в отдельное царство, так как они:
а) питаются готовой пищей
б) размножаются спорами
в) тело гриба состоит из шляпки и ножки
г) тела гриба состоит из тонких нитей, которые образуют грибницу
9. По характеру питания грибы относятся к:
а) гетеротрофам
б) автотрофам
в) гетеротрофам и автотрофам
10. Не является органом цветкового растения:
а) соцветие
б) цветок
в) побег
г) корень
11. Через устьица растений происходит:
а) газообмен
б) транспорт минеральных веществ
в) транспорт органических веществ
г) выделение тепла
12. Корневые волоски обеспечивают:
а) рост корня в длину
б) рост корня в толщину
в) защиту корня
г) поглощение воды и минеральных солей из почвы
13. Видоизменённым побегом является:
а) корень
б) стебель
в) лист
г) цветок
14. Главными частями цветка являются:
а) венчик
б) чашечка
в) тычинка
г) пестик
15. Соотнесите части растений с выполняемыми функциями:
Часть растения
Функция
а) корень
б) лист
в) цветок
г) стебель
1. фотосинтез
2. газообмен
3. запас питательных веществ
4. служит органом семенного размножения
5. проводит питательные вещества
6. закрепление растения в почве
7. испарение воды
Ответ:
а)
б)
в)
г)
16. Соотнесите процессы фотосинтеза и дыхания с их признаками:
Процесс
Признак
а) фотосинтез
б) дыхание
1. происходит в клетках, содержащих хлорофилл
2. происходит во всех частях растения
3. поглощается углекислый газ
4. поглощается кислород
5. выделяется углекислый газ
6. выделяется кислород
7. питательные вещества расходуются
8. питательные вещества образуются
9. процесс происходит только днём
10. процесс происходит днём и ночью
Ответ:
а) фотосинтез
б) дыхание
17. Соотнесите название классов растений с их признаками:
Класс растений
Признаки
а) однодольные
б) двудольные
1. зародыш с двумя семядолями
2. зародыш с одной семядолей
3. корневая система стержневая
4. корневая система мочковатая
5. жилкование листьев сетчатое
6. жилкование листьев параллельное или дуговое
Ответ:
а) однодольные
б) двудольные
18. В какой последовательности происходит весеннее пробуждение деревьев
а) набухание почек
б) поглощение воды и солей корнями
в) образование и движение соков
г) появление листьев

Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области .

20 1 0-2011 учебный год

8 класс

Задание 1. Задание включает 30 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

    Главное отличие бактериальной клетки, от клеток других организмов: а) наличие одного или нескольких жгутиков; б) отсутствие оформленного ядра; + в) наличие клеточной мембраны (стенки); г) постоянная форма.

    Чтобы предотвратить порчу продуктов питания под действием бактерий необходимо: а) исключить попадание на продукты спор; б) обеспечить неблагоприятные условия для жизни этих организмов; + в) предотвратить попадание на продукты прямых солнечных лучей; г) ограничить доступ воздуха к продуктам.

    Споры на пластинках плодового тела образуются у: а) белого гриба; б) мукора; в) рыжика;+ г) трутовика.

    Гриб лишайника получает от водоросли: а) воду; б) минеральные соли; в) органические вещества; + г) воздух.

    К самым глубоководным водорослям относят: а) красные; + б) бурые; в) зеленые; г) диатомеи.

    В луковице запасные питательные вещества откладываются в: а) донце; б) почках; в) сочных чешуях; + г) сухие чешуи.

    Пробка относится к ткани: а) проводящей; б) покровной; + в) образовательной; г) запасающей.

    Проводящие пучки в листьях: а) проводят воду и минеральные соли; б) проводят растворы сахаров из листьев в другие части растения; в) выполняют опорно-механическую функцию; г) выполняют все названные функции. +

    Клубень картофеля, на самом раннем этапе своего развития, является: а) плодом; б) побегом; + в) корнеплодом; г) верхушкой бокового корня.

    К двудомным растениям относят: а) тополь и лещину; б) лещину и березу; в) березу и облепиху; г) облепиху и тополь. +

    Только для животных характерен процесс: а) образования на свету органических веществ из неорганических; б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы; + в) поступления веществ в организм, их преобразование и удаление конечных продуктов жизнедеятельности; г) поглощение кислорода и выделение углекислого газа в процессе дыхания.

    Правильное чередование полового и бесполого размножения наблюдается у: а) раковинных амеб; б) радиолярий; в) фораминифер; + г) солнечников.

    В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась: а) пищеварительная система; б) выделительная система; в) кровеносная система; + г) нервная система.

    Наружный скелет членистоногих представлен: а) кожно-мускульным мешком; б) хитиновым покровом; + в) известковой раковиной; г) поперечно-полосатой мускулатурой.

    Органом дыхания у речной миноги служит: а) глотка, пронизанная жаберными щелями; б) плавательный пузырь; в) жаберные лепестки; г) жаберные мешки. +

    Вертикально поднимая переднюю часть тела и раздувая капюшон, индийская кобра (Naja naja ) демонстрирует поведение: а) пищевое; б) ориентировочное; в) брачное; г) оборонительное.+

    Самые большие гнезда среди птиц строят: а) орлы; б) пеликаны; в) страусы; г) африканские ткачики. +

    В дуплах деревьев гнездится: а) зимородок; б) козодой; в) гоголь; + г) зяблик.

    Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных: а) жаба – кролик – крокодил – акула; б) акула – лягушка – крокодил – кролик;+ в) акула – крокодил – лягушка – кролик; г) крокодил – акула – жаба – собака.

    Плод шиповника – это

    многоорешек

    костянка

    многокостянка

    Кукушкин лен размножается:

    1. зооспорами

      семенами при неблагоприятных условиях

    2. апланоспорами

    К семейству Пасленовых относятся

    томат, перец, огурец

    картофель, топинамбур, белладонна

    дурман, красавка, петуния

    баклажан, белена, осот

    Не образует пневой поросли

    Стенки клеток грибов содержат преимущественно

  1. целлюлозу

    Образовательная ткань у растений

  1. паренхима

    Мужской гаметофит сосны представлен

    10 клетками

    8 клетками

    2 клетками

    1 клеткой

    Актинии- представители типа

    моллюски

    кишечнополостные

    членистоногие

    Яд паука – крестовика попадает в тело жертвы через

    ротовое отверстие

    отверстие челюстных когтей

    отверстия в ногощупальцах

    отверстия в ногочелюстях

    Глоточные зубы – это признак отряда

    карпообразные

    сельдеобразные

    тресковые

    кистеперые

Задание 2. Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Индексы выбранных ответов внесите в матрицу.

    По строению слоевища различают лишайники: а) накипные; + б) колониальные; в) кустистые; + г) одноклеточные; д) листоватые. +

    Жилки листа выполняют функции: а) защита от испарения; б) проведение веществ;+ в) фотосинтез; г) опора мякоти листа; + д) половое размножение растения.

    Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для грибов и животных: а) отсутствие хлорофилла в клетках; + б) хитинизированная клеточная стенка; в) запасное вещество – крахмал; г) запасное вещество – гликоген; + д) способность к вегетативному размножению участками тела. +

    На корнях многолетних растений можно найти: а) придаточные почки; + б) чешуевидные листья; в) корневой чехлик; + г) зеленые листья; д) пазушные листья.

    Кровь у насекомых: а) разносит питательные вещества; + б) разносит кислород; в) собирает продукты распада; + г) принимает участие в разгибании ног; + д) принимает участие в регуляции процессов жизнедеятельности. +

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу ответов. (10 суждений)

    Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

    Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.

    В период покоя процессы жизнедеятельности у семян прекращаются.

    Стебли многолетних растений всегда выполняют фотосинтезирующую функцию.

    Листовой рубец – это след от опавшего листа.

    Для коры корня характерно отсутствие проводящих тканей. +

    У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа. +

    Половой процесс у инфузорий не ведет к увеличению числа особей.+

    В отличие от радиолярий солнечники имеют минеральный скелет.

    Все общественные насекомые относятся к отряду перепончатокрылых.

Задания части IV . Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать указано для каждого задания индивидуально. Конкурсанты должны заполнить матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

      [мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):

1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.

2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.

3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.

4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.

Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.

Элементы: А – фосфор; Б – азот, В – железо и Г ­– бор.

Номер пробирки

Изотонический р-р

ВОПРОСЫ

6 класс
Максим.кол.баллов- 30,5



Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одну и или несколько сходных функций называется:а) хлоропластом; б) тканью; в) межклетником; г) хромосомой.
Вещество, придающее растению зеленый цвет и играющее решающую роль в воздушном питании растения - это:а) клеточный сок; б) межклеточное вещество; в) хлорофилл; г) цитоплазма.
К двудольным относятся следующие растения:а) горох, кукуруза, овес; б) кукуруза, фасоль, бобы;в) фасоль, бобы, горох; г) горох, овес, бобы.
Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:а) корешке; б) семядоле; в) покровах семени; г) эндосперме.
Растение, семена которого богаты маслами - это:а) кукуруза; б) фасоль; в) пшеница; г) подсолнечник.
В процессе дыхания семена потребляют:а) углекислый газ б) кислород, воду и тепло; в) кислород г) углекислый газ и воду.
Запасные вещества находятся в семядольных листьях у:а) дуба; б) пшеницы; в) фасоли; г) редиски.

Побеги, у которых функцию фотосинтеза выполняют только стебли, имеются у:а) алоэ и сосны; б) кактуса и подорожника; в) алоэ и саксаула; г) кактуса и саксаула.





Плод яблоко у:а) яблони; б) рябины; в) вишни; г) груши; д) малины.
Возможные функции видоизмененных подземных побегов:а) фотосинтезирующая; б) проводящая; в) дыхание; г) запасающая; д) вегетативное размножение.
Цветки одиночные:а) у ландыша майского; б) подсолнечника; в) клевера; г) тюльпана; д) нарцисса.

Функция газообмена стебля березы возможна благодаря:а) устьицам; б) волокнам; в) сосудам; г) чечевичкам; д) ситовидным трубкам.






Часть 4.[макс. 3 балла, по 0,5]Установите соответствие между растением и систематической группой:

Картофель А) Хвойные
Чеснок Б) Пасленовые
Шиповник В) Злаковые
Акация Г) Лилейные
Овес Д) Бобовые
Кипарис Е) Розоцветные

Растение
1
2
3
4
5
6

Систем.группа

ОТВЕТЫ
теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,
6 класс
Максим.кол.баллов- 30,5

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа
из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10
(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одну и или несколько сходных функций называется:а) хлоропластом; б) тканью;в) межклетником;г) хромосомой.
Вещество, придающее растению зеленый цвет и играющее решающую роль в воздушном питании растения - это:а) клеточный сок;б) межклеточное вещество;в) хлорофилл; г) цитоплазма.
К двудольным относятся следующие растения:а) горох, кукуруза, овес;б) кукуруза, фасоль, бобы;в) фасоль, бобы, горох; г) горох, овес, бобы.
Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:а) корешке;б) семядоле;в) покровах семени;г) эндосперме.
Растение, семена которого богаты маслами - это:а) кукуруза;б) фасоль; в) пшеница;г) подсолнечник.
В процессе дыхания семена потребляют:а) углекислый газб) кислород, воду и тепло;в) кислород г) углекислый газ и воду.
Запасные вещества находятся в семядольных листьях у:а) дуба;б) пшеницы; в) фасоли;г) редиски.
Функция корневого чехлика -а) непрерывное удлинение корня за счет деления клеток;б) проведение воды и минеральных веществ;в) защита кончика корня от повреждений; г) всасывание воды и минеральных веществ.
Побеги, у которых функцию фотосинтеза выполняют только стебли, имеются у:а) алоэ и сосны;б) кактуса и подорожника;в) алоэ и саксаула;г) кактуса и саксаула.
10 .Только для животных характерен процесс:
а) образования на свету органических веществ из неорганических;
б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;
в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;
г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.

Часть 2. Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов по-вашему верных ответов поставьте знаки "плюс". Если вы считаете ответ неправильным - поставьте «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. В случае исправлений знак должен быть продублирован.
Плод яблоко у:а) яблони;б) рябины;в) вишни;г) груши; д) малины.
Возможные функции видоизмененных подземных побегов:а) фотосинтезирующая;б) проводящая; в) дыхание; г) запасающая; д) вегетативное размножение.
Цветки одиночные:а) у ландыша майского;б) подсолнечника;в) клевера;г) тюльпана; д) нарцисса.
Для семян растений класса однодольных так же, как и для двудольных характерно наличие:а) зародышевого корешка; б) зародышевого стебелька; в) почечки; г) эндосперма; д) двух семядолей.
Функция газообмена стебля березы возможна благодаря:а) устьицам; б) волокнам;в) сосудам;г) чечевичкам;д) ситовидным трубкам.

Часть 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "плюс" рядом с номерами правильных суждений, и знак «минус» рядом с не верными). Максимальное количество 5 баллов.
Растения и животные способны обогащать воздух кислородом.
Слоевище – это тело растения, не расчлененное на специальные органы.
Первооткрывателем растительной клетки был Роберт Гук (1665 г.).
Корнеплод свеклы – это видоизмененный главный корень.
У всех растений пыльца одинаковая.

Часть 4.[макс. 3 балла, по 0,5] Установите соответствие между растением и систематической группой:

Картофель А) Хвойные
Чеснок Б) Пасленовые
Шиповник В) Злаковые
Акация Г) Лилейные
Овес Д) Бобовые
Кипарис Е) Розоцветные

Растение
1
2
3
4
5
6

Систем.группа

1Б,2Г, 3Е, 4Д, 5В, 6А






а) I,V б) II, III,V в) I,III,V г) II,III, IV



а) I, IV,V б) II,III,IV в) I,III г) I,IV


а) только II б) IV,V в) I,II, III, IV г) I,II,III,IV,V

а) I, II и V; б) II, III и IV; в) ни в одной из перечисленных групп; г) II, III, IV,V;
5. Кровь у насекомых:

а) I,III; б) II,V в) I,II,III; г) I, II,IV,V.


следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет,- знак «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).





микроорганизмы – фитонциды





Часть IV. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Заполните матрицы

1. Рачок дафния
А - Нектон

2. Судак
Б - Бентос

3. Водомерка
В - Нейстон

4. Моллюск катушка
Г - Перифитон

5. Инфузория сувойка
Д - Планктон

Гидробионты
1
2
3
4
5

Жизненные формы

ОТВЕТЫ
теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,
7 класс
Максимум баллов- 37,5

Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное
количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. По строению слоевища различают лишайники:
I. накипные; II. колониальные; III. кустистые; IV. одноклеточные; V. листоватые.
а) I,V
б) II, III,V
в) I,III,V
г) II,III, IV
2. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для грибов и всех животных:
I. отсутствие хлорофилла в клетках; II.хитинизированная клеточная стенка;
III. запасное вещество крахмал; IV. запасное вещество гликоген; V.способность к вегетативному размножению участками тела.
а) I, IV,V
б) II,III,IV
в) I,III
г) I,IV
3. Только для кишечнополостных характерно
I. бесполое размножение; II. наличие стрекательных клеток; III. способность к регенерации; IV. слепозамкнутая пищеварительная полость; V. двуслойность
а) только II
б) IV,V
в) I,II, III, IV
г) I,II,III,IV,V
4. Реактивный принцип движения можно встретить у представителей:I. плоских червей, II. кишечнополостных, III. насекомых, IV. моллюсков, V. иглокожих:
а) I, II и V;
б) II, III и IV;
в) ни в одной из перечисленных групп;
г) II, III, IV,V;
5. Кровь у насекомых:
I. разносит питательные вещества; II. разносит кислород; III. собирает продукты распада; IV. принимает участие в разгибании ног;V-окрашена в красный цвет.
а) I,III;
б) II,V
в) I,II,III;
г) I, II,IV,V.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

1. К миксотрофным организмам относятся лишайники и эвгленовые.
2. Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.
3. Стебли многолетних растений всегда выполняют фотосинтезирующую функцию.
4. Летучие вещества, выделяемые хвойными растениями и убивающие болезнетворные
микроорганизмы – фитонциды
5. У капусты устьица расположены на верхней стороне листа.
6. Макронуклеус – это глазок эвгленовых.
7. Красные и бурые водоросли имеют хлорофилл.
8. Все общественные насекомые относятся к отряду перепончатокрылых.
9. По мере роста моллюска раковина сбрасывается, а под ней образуется новая раковина – более крупная.
10. Паукообразные имеют две пары усиков.

(макс. 2,5 балла) Установите соответствие между представителями гидробионтов (1-5) и соответствующими им жизненными формами (А-Д).

1. Рачок дафния
А - Нектон

2. Судак
Б - Бентос

3. Водомерка
В - Нейстон

4. Моллюск катушка
Г - Перифитон

5. Инфузория сувойка
Д - Планктон

Гидробионты
1
2
3
4
5

Жизненные формы

1Д, 2А, 3В, 4Г, 5Б

Вопросы
теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,
, 8 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

а)гликоген б) крахмал в) парамилон г) муреин
2. Плод у репы называется:
а) клубень; б) стручок; в) корнеклубень; г) корнеплод.
3. Соцветие, характерное для злаковых - это:а) простой колос; б) сложный колос в) головка; г) сложный зонтик.

а) пыльца мелкая и сухая; б) пыльца крупная и липкая;
в) пыльца с воздушными мешками; г) околоцветник мелкий, малозаметный
5. Горчица относится к семейству:а) бобовых; б) розоцветных; в) паслёновых; г) крестоцветных.
6.К плодам НЕ относится:а) костянка сливы; б) «ягода» можжевельника;в) ягода смородины; г) тыквина арбуза.
7. При двойном оплодотворении после слияния центральной клетки со спермием возникает:а) зародыш; б) семязачаток; в) эндосперм; г) зигота.

а)
б)
в)
г)

16. Плавательного пузыря НЕ имеет:а) морской окунь; б) камбала в) судак г) лещ

а) аорту; б) легочную артерию; в) полые вены; г) легочные вены.
18. Малокровие связано с:
а) уменьшением количества эритроцитов; б) увеличением количества лейкоцитов;
в) изменением размеров эритроцитов; г) снижением объёма плазмы крови.

а) трахеи; б) бронхов; в) гортани; г) бронхиол.

а) тазовые кости; б) позвонки шейного отдела;
в) позвонки копчикового отдела; г) кости крыши черепа.

Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное
количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).


а) I,III,IV; б) I,IV; в) V,III г) IV,I,II.

а) I,IV; б) III,IV,I; в) I, II,IV г) IV,V.

а) V; б) II, IV,V в) III,IV, II,V г) I,III

а) I,II,III б) только III в) только IV г) только V

а) I,II,III,IV; б) только V; в) V,IV г) III, IV


следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).







Клоака отсутствует у крысы.



ответов в соответствии с требованиями заданий.



2) энцефалит; Б) комары;
3) малярия; В) клещи;

5) бешенство Д) блохи.

Переносчик возбудителя



Объект: Цвет крови/гемолимфы:


3) каракатица; В) зеленая;


6) божья коровка

Объект
1
2
3
4
5
6

Цвет крови

ОТВЕТЫ
теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,
2014-2015 год,
8 класс
Максимальное кол-во 45,5 баллов

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа
из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20
(по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.У эукариот НЕ встречается вещество
а)гликоген
б) крахмал
в) парамилон
г) муреин
2. Плод у репы называется:
а) клубень;
б) стручок;
в) корнеклубень;
г) корнеплод.
3. Соцветие, характерное для злаковых - это:а) простой колос;б) сложный колосв) головка; г) сложный зонтик.
4. Какие приспособления характерны для растений, опыляемых насекомыми:
а) пыльца мелкая и сухая;
б) пыльца крупная и липкая;
в) пыльца с воздушными мешками;
г) околоцветник мелкий, малозаметный
5. Горчица относится к семейству:а) бобовых;б) розоцветных;в) паслёновых; г) крестоцветных.
6.К плодам НЕ относится:а) костянка сливы;б) «ягода» можжевельника;в) ягода смородины; г) тыквина арбуза.
7. При двойном оплодотворении после слияния центральной клетки со спермием возникает:а) зародыш;б) семязачаток;в) эндосперм; г) зигота.
8. Какая система органов планарии схематически изображена на рисунке?

а)
б)
в)
г)

16. Плавательного пузыря НЕ имеет:а) морской окунь;б) камбала в) судакг) лещ
17.Артериальная кровь поступает в сердце человека через:
а) аорту;
б) легочную артерию;
в) полые вены;
г) легочные вены.
18. Малокровие связано с:
а) уменьшением количества эритроцитов;
б) увеличением количества лейкоцитов;
в) изменением размеров эритроцитов;
г) снижением объёма плазмы крови.
19. Хрящевые полукольца составляют основу:
а) трахеи;
б) бронхов;
в) гортани;
г) бронхиол.
20. Полуподвижносоединены между собой:
а) тазовые кости;
б) позвонки шейного отдела;
в) позвонки копчикового отдела;
г) кости крыши черепа.

Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное
количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Для хелицеровых характерны следующие признаки:I. простые глаза;II. легкие и трахеи;III. легкие; IV. хитиновый покров; V. фасеточные глаза.
а) I,III,IV;
б) I,IV;
в) V,III
г) IV,I,II.
2. Признаками типа Кольчатые черви являются:I. билатеральная симметричность;II- двуслойное строение тела;III- трехслойное строение тела; IV-многоклеточное строение; V- наличие целома.
а) I,IV;
б) III,IV,I;
в) I, II,IV
г) IV,V.
3. Для земноводных характерны следующие признаки:I-имеется только легочное дыхание;II- наличие мочевого пузыря; III- на стадии личинки имеются признаки строения рыб; IV- для взрослых особей характерна линька;V- отсутствие грудной клетки.
а) V;
б) II, IV,V
в) III,IV, II,V
г) I,III
4. Внутреннее ухо млекопитающих содержит: I-молоточек; II-наковальня; III- стремечко; IV-барабанная перепонка; V-овальное окно
а) I,II,III
б) только III
в) только IV
г) только V
5.К костям пояса верхних конечностей относятся: I-плечевая кость;II- локтевая кость;III- ключица;IV- лопатка;V- грудина
а) I,II,III,IV;
б) только V;
в) V,IV
г) III, IV

Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых
следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Для простейших характерна не только водная среда жизни.
Многощетинковых кольчатых червей сближает с плоскими червями отсутствие личиночной стадии.
К сложным соцветиям относится кисть ландыша.
Одним из признаков двудольных растений является наличие камбия в стебле, вследствие чего он может расти в толщину.
Кровеносная система круглых червей замкнутая.
В клетках дрожжей не обнаруживаются пластиды.
Муравьи и термиты относятся к отряду Перепончатокрылые.
Клоака отсутствует у крысы.
Йод входит в состав гормона надпочечников
В лимфу из кишечника человека всасываются аминокислоты

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5,5. Заполните матрицы
ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Сопоставьте болезнь (1–5) и переносчика возбудителя (А–Д).
1) чума; А) собаки, шакалы, летучие мыши;
2) энцефалит; Б) комары;
3) малярия; В) клещи;
4) эпидемический сыпной тиф; Г) вши;
5) бешенство Д) блохи.

Переносчик возбудителя

1 Д, 2В. 3 Б, 4Г, 5 А

2. [мах. 3 балла] Кровь (гемолимфа) у беспозвоночных животных имеет различную
окраску. Укажите для объектов (1–6) характерный цвет крови/гемолимфы (А–Д).
Объект: Цвет крови/гемолимфы:
1) дождевой червь; А) красная;
2) многощетинковый червь серпула; Б) голубая;
3) каракатица; В) зеленая;
4) речной рак; Г) оранжево-желтая;
5) личинка комара-толкунца (род Chironomus); Д) бесцветная.
6) божья коровка

Объект
1
2
3
4
5
6

Цвет крови

1А, 2В,3 Б,4Б, 5 А, 6 Г

Вопросы
теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,
9 класс
Максим.кол-во баллов – 65,5
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Анабена относится к организмам:а) многоклеточным; б) прокариотическим;в) колониальным; г) симбиотическим.

а) центриолей; б) микротрубочек; в) микрофиламентов;
г) ядрышка.

жизненного свойства:
а) обмен веществ; б) размножение;
в) движение; г) рост.

4. Из перечисленных признаков, общим для клеток растений и животных является:а) наличие хлоропластов; б) 46 хромосом в клетке;в) химический состав; г) наличие пластид.

а) пасынкование; б) мульчирование; в) пикировка; г) окучивание.















лазания по деревьям.

универсальными донорами.

система.


Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5,5. Заполните матрицы
ответов в соответствии с требованиями заданий.


Это:
Однодольное растение.
Двудольное растение.
Жизненная форма - дерево.
Жизненная форма - трава.


Многолетнее растение.
Двулетнее растение.

Имеет соцветие головку.

Теплолюбивое растение.
Холодостойкое растение.
Культурное растение.
Дикорастущее растение.


человека (1–5).
1) структурная; А) трипсин;
2) каталитическая; Б) миозин;
3) защитная; В) гемоглобин;
4) двигательная; Г) тубулин;

Функции
1
2
3
4
5

ОТВЕТЫ
теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,
9 класс
Максим. Кол-во баллов – 65,5

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа
из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25
(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Анабена относится к организмам:а) многоклеточным;б) прокариотическим;в) колониальным; г) симбиотическим.
2.У цветковых растений в клетке нет:
а) центриолей;
б) микротрубочек;
в) микрофиламентов;
г) ядрышка.
3. Рисунок иллюстрирует пример проявления
жизненного свойства:
а) обмен веществ;
б) размножение;
в) движение;
г) рост.

4. Из перечисленных признаков, общим для клеток растений и животных является:а) наличие хлоропластов;б) 46 хромосом в клетке;в) химический состав;г) наличие пластид.
5. На рисунке представлен эффективный агротехнический прием:
а) пасынкование;
б) мульчирование;
в) пикировка;
г) окучивание.

Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное
количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1.Эндосперм имеется в семенах:I-гороха; II- пшеницы; III- лука; IV- фасоли; V- ячменя.
а)II,III,IV ;
б) I,IV;
в) V,I;
г) II,III,V;
д) I,III
2. Семена не образуются у: I- спирогиры; II- сфагнума; III- щитовника; IV- плаунов;V- кипариса
а) I,III,II,IV;
б) IV,V;
в) III,II;
г) V;
д) II,V.
3. Признаки, характерные для кораллов: I- двуслойное строение тела; II- чувствительны к температуре воды; III- известковый скелет; IV- обитают в соленой и пресной воде; V- нет стрекательных клеток.
а) I, III, IV ;
б) II, I, III ;
в) III, IV ;
г) I,II,III,IV,V.
д) III,V
4. Трубчатых цветков не бывает у: I- одуванчика; II- василька синего; III-подсолнечника; IV- ромашки; V- пижмы.
а) II,V ;
б) I, V, II;
в) только I ;
г) I, II.
д) IV, V.
5. Для рыжего муравья характерны следующие признаки:I- хелицеры; II- четыре пары конечностей; III- две пары антенн; IV- голова, грудь, брюшко; V- колюще-сосущий ротовой аппарат.
а) I, IV;
б) II, V ;
в) IV ;
г) I,II,III,IV;
д) III,II.
6. Безусловные рефлексы:
I- индивидуальные; II- врожденные; III- видоспецифичные; IV- возникают при определенных условиях; V- имеют готовые рефлекторные дуги
а) I,II,III;
б) I, V ;
в) III, IV;
г) II,III,V;
д) I,II,III,IV,V
7. Эндокринная регуляция:I- включается быстро и действует долго;II- включается медленно и действует долго; III- передача сигнала химическая; IV- распространение сигнала по сосудам с током крови; V- передача сигнала химическая и электрическая.
а) II,III;
б) IV,II;
в) III,II,IV;
г) I,V;
д) I,III,V.
8. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества –
I- калий; II- кальций; III- протромбин; IV- фибриноген;V- гепарин.
а) II,III,IV;
б)II,IV ;
в) I,V;
г) I,II,III,IV,V;
д) только V.
9. ДНК в клетках эукариот находится в –
I- цитоплазме, II- ядре, III- митохондриях,IV- лизосомах, V- рибосомах:
а) I,II ;
б) II,III;
в) III,IV,V;
г) I,II,III.
д) II,IV.
10. Плазматическая мембрана участвует –
I- во взаимодействии клеток, II- в избирательном транспорте веществ,
III- хранении генетической информации, IV- биосинтезе белка, V- фагоцитозе:
а) I,II;
б) I,III;
в) II,IV,V;
г) IV, II,III,V;
д) I,II,III,IV.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых
следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.
2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.
3. Если цветки растения имеют только пестики, то его называют женским.
4. Плод стручок образуется у растений семейства бобовых
5. Листья хвощей мелкие, чешуевидные, не имеющие зеленой окраски, фотосинтез происходит в стеблях.
6. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у круглых червей.
7. Адолескария печеночного сосальщика обитает в воде.
8. Человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды.
9. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
10. В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше.
11. В дикой природе обезьяны в Европе не обитают.
12. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для
лазания по деревьям.
13. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при ее переливании
универсальными донорами.
14. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная
система.
15. Артериями называют сосуды, по которым течет артериальная кровь.

Часть 4.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5,5. Заполните матрицы
ответов в соответствии с требованиями заданий.

1.[по 0,5 балла, макс.3 балла] Из предложенной информации выберите сведения об одуванчике.
Это:
Однодольное растение.
Двудольное растение.
Жизненная форма - дерево.
Жизненная форма - трава.
Может иметь несколько деревянистых, ветвящихся у основания стволиков, либо один ствол.
Из семени в течении одного сезона образуются вегетативные и репродуктивные органы, в конце вегетационного периода отмирает все растение.
Многолетнее растение.
Двулетнее растение.
Имеет трубчатые и ложноязычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.
Имеет соцветие головку.
Цветки собраны в соцветие щиток.
Теплолюбивое растение.
Холодостойкое растение.
Культурное растение.
Дикорастущее растение.
Имеет язычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.

02, 04,07,13,15,16
2.[мах. 2,5 балла]Сопоставьте названия белков (А–Д) с их функциями в организме
человека (1–5).
1) структурная; А) трипсин;
2) каталитическая; Б) миозин;
3) защитная; В) гемоглобин;
4) двигательная; Г) тубулин;
5) транспортная. Д) гамма-глобулин.

Функции
1
2
3
4
5