Упражнения на формирование бесконфликтного общения между детьми. Развитие навыков бесконфликтного поведения старших дошкольников в игровой деятельности

Исходя из гипотезы и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили следующую цель формирующего эксперимента: реализация на практике системы занятий по развитию у детей навыков бесконфликтного поведения.

  • -организация и проведение интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества у старших дошкольников, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
  • -обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; -использование психогимнастических этюдов направленных на формирование мотивов позитивного поведения.

Формирующая работа проводилась с детьми старшей группы в количестве 20 человек. Формирующая работа проводилась с детьми по подгруппам (по 10 человек) и индивидуально. Время проведения - вторая половина дня. Индивидуальная работа проводилась по мере необходимости с теми детьми, которые требовали дополнительного воздействия, либо не могли конструктивно работать в группе с другими детьми.

В начале формирующего эксперимента мы провели с детьми интерактивные игры с целью формирования конструктивного поведения и предупреждения конфликтного поведения у старших дошкольников.

При проведении игр мы решали следующие задачи: обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов; упражнять детей в применении ценных этических норм взаимоотношений; учить детей использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; учить проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; учить принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

В ходе проведенных нами игр дети имели возможность получить новые впечатления, приобрести социальный опыт и общаться друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни в детском саду. После проведения каждой игры детям предлагалось проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Вначале экспериментатор сам предлагал детям игры и активно в них участвовал, затем дети сами выражали желание поиграть в определенные наиболее понравившиеся игры.

При организации интерактивных игр мы обращали внимание на организацию времени, так как детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Игровое время распределялось таким образом, что дети имели возможность высказаться и послушать других детей.

Комплекс интерактивных игр включал в себя следующие блоки:

  • 1. Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество.
  • 2. Блок интерактивных игр на обучение эффективным способам общения.
  • 3. Блок интерактивных игр, отражающих притязание на социальное признание.
  • 4. Блок интерактивных игр, направленных на снятие конфликтности.

Рассмотрим более подробно и проанализируем игры по каждому блоку.

Первый блок.

В качестве задач выступали следующие: развивать отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы, связанные со статусом ребенка в группе, помочь детям ощутить единение с другими; развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим; показать детям, что значит взаимное признание и уважение; развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты; учить проявлять терпение, умение считаться с интересами других.

Данный блок включал следующие игры: «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Объятия», «Аплодисменты по кругу».

Интерактивная игра «Доброе животное» была проведена с целью: способствовать сплочению детского коллектива, обучения детей пониманию чувств других, оказанию поддержки и сопереживания.

В ходе игры экспериментатор вместе с детьми вставал в круг и предлагал всем взяться за руки и представить: Мы - одно большое доброе животное. Затем детям предлагалось послушать, как оно дышит, и подышать вместе. На вдох дети делали шаг вперед, на выдох - два шага назад. Экспериментатор отмечал, что так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Следует отметить, что все дети охотно приняли участие в этой игре, они внимательно прислушивались к экспериментатору, старались дышать все вместе. Эта игра способствовала сплочению группы, дети стали осознавать, что они единое целое. Игра вызвала положительный эмоциональный настрой. Особенно мы отмечаем, что дети, которые характеризовались высоким уровнем проявления конфликтности (Артем Ш, Влад Б.) были очень внимательны в этой игре, крепко держались за руки и прислушивались к ритму общего дыхания.

Игра «Паровозик» была проведена с целью создания положительного эмоционального фона в группе, развития произвольного контроля у детей, умения подчиняться правилам других. В ходе игры дети строились друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» вёз вагончики, преодолевая различные препятствия.

Чтобы игра имела необходимый эффект, экспериментатор объяснил детям, что «Паровозик» не простой, а волшебный, он может ездить в разных направлениях, а вагончики могут меняться местами. В результате этого, каждый из детей занял свое место, и игра прошла на хорошем эмоциональном подъеме. Дети старались активно преодолевать все препятствия и не расцеплять вагончики, то есть крепко держали друг друга за плечи.

Аналогичная ситуация возникла и при проведении игры «Дракон кусает свой хвост». В этой игре детям так же было необходимо выстроиться в цепочку, но ситуация облегчалась тем, что дети могли бегать вперед и назад, то есть позиции лидера менялись. Экспериментатор старался поощрять застенчивых и пассивных детей, чтобы они могли побывать на ведущих ролях. Это должно было способствовать сплочению группы. Следует отметить, что данная игра вызвала большой интерес у всех детей и прошла на эмоциональном подъеме.

Игра «Жучок» проводилась с целью раскрытия групповых отношений. В этой игре использовался прием тактильных ощущений, когда водящий должен был угадать, кто дотронулся до его руки. Эта игра вызвала у детей большой интерес и эмоциональный отклик.

По мере проведения игр, мы в ходе наблюдения за поведением и действиями детей мы выделили пять основных стихийных ролей, которые брали на себя дети. У нас выделились два лидера (Катя М. и Маша Т.), они стремились брать на себя ведущие роли, занимать главные позиции, не уступать своим сверстникам. Иногда, в процессе игры эти дети вступали в конфликт со сверстниками, которые пытались потеснить их с лидирующих позиций. Мы старались не допускать подобных ситуаций, строя игру таким образом, чтобы не подчёркивать превосходство отдельных детей над остальными.

Часть детей можно назвать товарищами лидеров, они старались быть ближе к лидерам, в играх шли у них на поводу, не стараясь их притеснить, но, всячески стараясь быть с ними в одной «лодке». Так же у нас определилась группа так называемых неприсоединившихся оппозиционеров. Они в игре старались делать всё в противовес лидерам, иногда открыто провоцируя конфликты с ними. С этой группой детей мы проводили индивидуальную работу, разъясняя им причины их конфликтного поведения, стараясь показать им иррациональность конфликта.

Так же мы выявили одного ребенка (Артем Ш.) поведение которого можно определить как покорный конформист. Таким образом, проведенные нами игры в начале формирующего эксперимента дали нам дополнительную диагностическую информацию о членах детского коллектива.

В игре «Объятия» мы учили детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым, способствуя развитию групповой сплоченности. Игру мы проводили утром, когда дети собирались в группе, для её «разогрева». Экспериментатор проявлял стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности. В ходе игры экспериментатор предлагал детям сесть в один большой круг и давал им инструкцию: «Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка».

Экспериментатор начинал игру с легкого маленького объятия, потом дети обнимали друг друга, с каждым разом усиливая объятия. После игры мы беседовали с детьми. Например, Маша Т.: «Мне игра понравилась, было очень весело и все обнимались, как друзья», Катя М.: «Других детей обнимать хорошо, сразу становится приятно и хорошо». Однако не все дети принимают подобную игру, например, Артем Ш. сказал, что ему не очень нравится, когда его обнимают другие дети, он же сказал, что дома его никто не обнимает, считается, что мальчику это не нужно. Многие дети отметили, что дома их редко берут на руки и обнимают, дети припоминают, что когда они были совсем маленькие, это происходило намного чаще.

В заключение данного блока игр мы провели игру «Аплодисменты по кругу». В ходе игры детям предлагалось представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов. Экспериментатор по очереди подходил к детям, смотрел каждому в глаза и аплодировал ему, потом дети по очереди аплодировали друг другу. Экспериментатор обращал внимание на то, что аплодисменты ощущаются не только ушами, но и всем телом и душой.

Второй блок игр был направлен на обучение детей эффективным способам общения. Этот блок включал в себя игры «Попроси игрушку», «Хороший друг», «Ты мне нравишься».

Игра «Попроси игрушку» была направлена на развитие коммуникативных навыков. В ходе игры дети разбивались на пары, один ребенок брал в руки игрушку, а другой ребенок просил её отдать. Мы обращали внимание детей на то, что нужно подбирать слова, просить, так, чтобы игрушку отдали. Ребенок же, у которого игрушка должен был постараться оставить её у себя. Следует отметить, что дети старались не отдавать игрушку, как бы её не просили, то есть не сразу поняли и приняли задание. После разъяснений экспериментатора игра пошла более продуктивно. Дети старались применять как можно больше добрых слов, хвалить своего оппонента, чтобы он отдал игрушку. В ходе игры участники менялись ролями, то есть каждый ребенок имел возможность побывать в роли просящего и отдающего.

Игра «Хороший друг» была направлена на развитие навыков налаживания дружеских взаимоотношений между детьми. Для игры использовалась бумага, карандаши и фломастеры. Экспериментатор предлагал детям подумать о своем хорошем друге, либо реальном человеке, либо его можно себе вообразить. Затем обсуждались следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего нравится в нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы экспериментатор предлагал нарисовать на бумаге.

После того как дети нарисовали свои ответы, с детьми проводилось обсуждение: Как человек находит друга? Почему в жизни так важны хорошие друзья? Есть ли у тебя друг в группе?

Мы получили интересные ответы детей, например, Катя М.: «Друг находится во дворе, где дети гуляют или в садике, куда они ходят». Маша Т.: «У человека должен быть друг, без друга ему будет очень скучно и он один всегда будет играть». Артем Ш.: «У меня в группе не друзей, есть у меня друг во дворе, он большой и у него много машинок, он их выносит на улицу и мы там играем».

Третий блок игр, отражающих притязание на социальное признание выполнял следующие задачи: привить ребенку новые формы поведения; научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя; дать возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.

В качестве игр мы использовали: «День рождения», «Ассоциации», «Необитаемый остров», «Страшные сказки», «Фанты» и др.

В игре «Король» мы формировали у детей адекватную самооценку, прививали новые формы поведения. В ходе игры экспериментатор выяснял, кто из детей мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Чем добрый король отличается от злого?

После выяснения мнения детей экспериментатор предлагал им поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение 5 минут. При помощи считалки выбирался первый участник в роли короля, остальные дети становились его слугами и должны были сделать всё, что приказывал король. В роли короля мог побывать каждый ребенок. После игры дети обсуждали, что они чувствовали, когда были королями. Например, Катя М.: «Когда я была королем, я могла пожелать всё, что захочу, это очень приятно, хотя и понарошку», Денис В.: «Быть королем хорошо, можно загадывать любые желания и ничего самому не делать». Выяснилось, что большинству детей не составляет труда отдавать приказы другим детям, так называемые лидеры группы вообще очень легко справились с этой ролью. Быть слугой не понравилось никому, дети отмечали, что выполнять чужие приказы очень неприятно. Выяснилось, что большинство детей считает любого короля злым, потому что им приходилось выполнять его приказы, дети считают, что добрый король должен раздавать подарки, а не приказы, поэтому ни одни ребенок в роли короля не был признан добрым. Мы обратили внимание, что менее популярные в группе дети, с наибольшим рвением выполняли роль короля, они старались придумать сложные приказы, а роль слуг эти дети выполняли послушно и безропотно. Мы старались по ходу игры корректировать поведение таких детей, чтобы они имели возможность высказывать свое мнение.

Следующий блок игр был направлен на снятие конфликтности. В качестве задач данного блока игр выступали следующие: переориентация поведения детей с помощью ролевых игр; формирование адекватных норм поведения; снятие напряжения у детей; нравственное воспитание; регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка; обучение приемлемым способам выражения гнева; отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.

В игре «Примирение» мы учили детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации. В этой игре принимали участие Филя и Хрюша. Дети разыгрывали ссору между этими персонажами, с проявлениями обиды и злости. Потом дети предлагали варианты примирения героев. После игры дети обсуждали свои ощущения. Оказалось, что детям сложно простить другого человека. Когда тебя обижают возникают неприятные чувства, хочется плакать. Так же детям, оказалось, сложно ответить на вопрос: Как вы думаете прощение - это признак силы или слабости? Дети не могут четко ответить на это вопрос, например, Артем Ш.: «Если простишь, он потом снова будет тебя обижать».

Чтобы научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу, мы провели игру «Сладкая проблема».

Каждому ребенку давалось по одному печенью, а каждой паре детей - по одной салфетке. Дети должны были выбрать себе партнера, положить печенье на салфетку. В игре было условие: печенье может съесть только один ребенок, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его. Мы наблюдали, что игра давалась детям трудно и вели они себя по-разному, например, Катя М. сразу съела печенье, получив согласие своего партнера, Маша Т. никак не хотела отдавать свое печенье и даже заплакала, Денис В. разломил печенье пополам и поделился им.

Экспериментатор корректировал игру: а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз». Экспериментатор наблюдал, что и в этом случае дети действовали по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, повторяли эту стратегию справедливости. Большинство детей, которые отдали печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ждали теперь, что партнер отдаст печенье им. Денис В. готов был отдать своему партнеру и второе печенье.

Большой интерес вызвала у детей игра «Коврик мира». Для игры мы взяли кусок тонкого пледа, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы. Экспериментатор объяснил детям, что мы будем делать коврик мира. Если возникнет спор, противники смогут сесть на этот коврик и поговорить, найти пути мирного решения конфликта. На коврике экспериментатор писал имена всех детей, а дети украшали его. Сам процесс украшения имел большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делали «коврик мира» частью своей жизни. Каждый раз, когда возникал спор, дети использовали этот коврик без помощи экспериментатора. Это было очень важно, так как самостоятельное решение проблемы является главной целью этой стратегии.

При обыгрывании конфликтных ситуаций дети делились на пары или тройки, в зависимости от количества участников конфликта.

При обыгрывании экспериментатор моделировал конфликтные ситуации, а затем проводил разбор конфликта вместе с детьми. Мы отмечаем, что работа по развитию навыков бесконфликтного поведения проходила постоянно, например, если в группе происходила ссора или драка, экспериментатор предлагал детям в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых известных детям литературных героев, например, Незнайку и Пончика. На глазах у детей гости разыгрывали ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просили детей помирить их. Дети предлагали различные способы выхода из конфликта. Иногда мы разделяли героев и детей на две группы, одна из которых говорила от имени Незнайки, а другая от имени Пончика. Детям давалась возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. В результате такой работы дети приобретали умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, учились как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы способствовало сплочению группы и установлению благоприятного психологического климата.

Мы так же разыгрывали и другие ситуации, которые наиболее часто вызывают конфликты в детской группе, например, как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал.

Кроме этого мы организовали в группе театр и просили детей разыгрывать определенные ситуации, например, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Перед драматизацией дети обсуждали, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Мы старались сделать так, чтобы дети поставили себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан? Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» Эти беседы помогли детям осознать, как важно быть на месте соперника или обидчика, чтобы понять почему он поступил именно так, а не иначе. Следует отметить, что все дети активно принимали участие в драматизациях и обсуждениях, высказывали свое мнение.

Затем мы провели с детьми этюды, направленные на формирование мотивов позитивного поведения. Этюды проводились с детьми по подгруппам (по 10 человек).

Мы использовали этюды: «Клоун смеется и дразнит слона», «Молчок», «Вот он какой», «Тень», «Робкий ребенок», «Капитан», «Правильное решение», «Два маленьких ревнивца», «Так будет справедливо», «У оленя дом большой», «Кукушонок», «Винт», «Солнышко и тучка», «В уши попала вода», «Песочница», «Очень худой ребенок». Так же мы использовали игры «Кто пришел?», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Отгадай, кто мы», «Кораблик», «Три характера», «Магазин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец».

В этюдах дети обучались способам конструктивного поведения, они получали навыки позитивного поведения, у детей формировались мотивы позитивного поведения. Следует отметить, что все дети активно и заинтересованно участвовали в этюдах, старались проявить себя, эмоционально реагировали на ситуации, предлагаемые в этюдах. Мы отмечаем, что ни одни ребенок, принявший участие в эксперименте, не отказался от выполнения заданий.

С целью проверки степени усвоения детьми правил поведения в конфликтных ситуациях мы провели этюд «Ссора». Экспериментатор сообщил детям ситуацию: Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Машу и Ангелину разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Маша и Ангелина играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Маша хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Ангелина начала смеяться, а Маша заплакала». После драматизации дети обсуждали, почему Маша заплакала. Артем Ш.: «Ей стало обидно, что над ней смеются, она ведь упала и стала мокрая и грязная».

Дети рассуждали, правильно ли поступила Ангелина, например, Настя Т.: «Она плохо сделала, что стала смеяться, это не красиво, Маша же просто упала». Денис В.: «Смеяться над другими плохо, надо было помочь Маше, а не смеяться». Затем дети искали варианты для примирения девочек, например, Артем Ш.: «Ангелина должна извиниться, что она смеялась».

В конце беседы экспериментатор делал важное обобщение: «Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе». Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!»

На этом наша формирующая работа была завершена. О ее эффективности можно будет судить после проведения контрольного среза.

Однако уже в ходе формирующей работы наблюдались положительные изменения в поведении детей старшего дошкольного в плане снижения конфликтности:

  • - наблюдалась позитивная динамика в развитии умения детей разрешать конфликтные ситуации на конструктивной основе;
  • - у детей, имеющих высокий уровень конфликтности поведения стали проявляться навыки конструктивного поведения, то есть дети стали применять конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций.
  • - наблюдались положительные изменения в отношениях детей между собой, а именно, дети стали более сплоченными и дружными.

Упражнение «Карандаш»

Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуются бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: "Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!". По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом на листе вырисовывается ломаная линия. Все "ходы" карандаша должны быть равны по длине.
На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а карандашу выполнять свои обязанности "помогает" ведущий. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам, например с квадрата. Команды подаются по кругу.
Ведущий должен объяснить игрокам, что они не имеют права договариваться о том, в какой точке начинать и в каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из его товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой "Стоп!". По этой команде все, что уже нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала - делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную.
Как правило, игра проходит очень оживленно. Наличие общей цели и ответственность каждого за ее достижение приводят к значительной мобилизации зрительного воображения.

Упражнение "Правда или ложь?"
(атмосфера открытости, групповая сплочённость)


Подготовка
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.
1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Упражнение "Лабиринт" (чувство доверия)

Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных указаний-команд "заводит" своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной линии с прямыми углами он держит перед собой, но не показывает своему "ведомому". Всего используется три команды.
Первая, обозначающая вход в лабиринт, - "Прямо!". Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды "Направо!" или "Налево!", после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону.
Пройдя лабиринт, "ведомый" должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех своих перемещениях (посредством тех же трех команд). В это время "заводящий" по своей схеме контролирует путь партнера. Если "ведомый" справился с заданием успешно, то ему предлагается лабиринт с большим количеством поворотов и так далее. Затем напарники меняются ролями.
В некоторых случаях с "Лабиринтом" лучше работать не парами, а всей группой. При этом часть сидящих в кругу участников (четные) будет заводить в лабиринт, а оставшаяся часть - выводить из лабиринта. Тогда каждому как из "заводящих", так и из "выводящих" достается лишь часть общего пути.
В ходе обсуждения результатов тренеру следует обратить особое внимание на то, каким образом каждый спортсмен в качестве "ведомого" справлялся со своим заданием. Участники, у которых преобладает зрительная ориентировка в пространстве, используют обычно воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем же, у кого преобладает двигательный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это "налево", а где "направо", они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте "человечка", мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с двигательным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их.

Упражнение "Пожелания"(создание групповой атмосферы)

Все участники сидят в кругу. Каждый по кругу высказывает пожелание сидящим игрокам. Можно одному из игроков, если есть желание. Ведущий тренинг высказывает своё пожелание в конце круга.

Упражнение "Я хочу тебе подарить" (развитие психологического климата)

Ведущий начинает упражнение, обращаясь к сидящему справа от него участника, с фразой "Я хочу тебе подарить…" и говорит то, что хочет он подарить этому человеку.

Упражнение "Зеркало" (развитие психологического климата)

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого - в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.
В ходе игры участники, работающие за "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера, и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" и копировать его движения становится все легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли "отражения" и "оригинала", ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.
Это упражнение - очень хорошее средство развития психологического контакта. Наблюдая за ходом его выполнения, тренер может выявить "естественного" лидера в каждой паре. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.

Упражнение "Правда или вымысел" (умение выслушать и понять)

Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости.
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.
Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадок: и разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Упражнение "Резервуар" (понимание собеседника)

Цель игры - совершенствование нерефлексивного слушания.
В беседе с учителем, родителями, старшей сестрой или братом, другом или подругой, любым человеком, находящимся в состоянии возбуждения или обиды на вас, сыграйте роль "пустой формы", "резервуара", в которые ваш собеседник "вливает", "закладывает" свои слова, мысли, чувства, эмоции. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния "резервуара": вы форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!
Это трудно. Но проиграйте это 2-3 раза, и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние "резервуара", вступайте в разговор с самым конфликтным человеком и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Используйте умения, приобретённые вами в предыдущем упражнении.

Пособия для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме (игрушки и пособия уголка направлены на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции). Груша (подушки) для битья и боксерские перчатки, поролоновые подушки, мишени, коврик злости. Стаканчик, кувшин или горшок для крика, панно для метания мяча, «Коврик злости», коробочка гнева «Спрячь все плохое», коробочка «Попробуй, порви» (набор бумаги для разрывания). Груша, подушки для битья, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы должны объяснять ему, что бить детей – это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно. «Подушки с упрямками» - подушки с темной наволочкой, используются, когда ребенок упрямится, проявляет физическую агрессию, негативизм (в этом случае педагог просит помочь ему справиться с «упрямой подушкой» - таким образом, снимается напряжение, ребенок приемлемым способом выражает свои негативные эмоции, тем самым избавляясь от них). Пример игры «Упрямая подушка». Педагог вводит ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Но подушка эта не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки?» Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а педагог приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим). Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально - от нескольких секунд до 2–3 мин). Педагог предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли? Что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. Мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии. Набор бумаги для разрывания. Коробочка «Спрячь все плохое». В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»). «Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. Можно сказать детям, что когда они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет. «Стаканчик для гнева» (стаканчик, кувшин или горшок для крика). Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик (кувшин, горшок) и ему будет легче; Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается или завязывается и прячется. Если отведено много места для уголка – можно разместить дартс с магнитными дротиками. Коробочка «Спрячь все плохое» - ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое. Мешочек эмоций «Спрячь все плохое». В него дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»).

Пособия для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции.

Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации, цветные клубочки, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, игрушки-самоделки для заплетания, перекручивания, завязывания, стул для размышлений, волшебный пластилинчик, «Тактильные мешочки», «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел», шарики – «болики, камушки для перекладывания из одной коробочки (емкости, в другую; дидактическая игра «Собери бусы», массажные мячи – «ежики»(массажеры).

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т. д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.

Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться.

Шарики – «болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

Камушки для перекладывания из одной коробочки (емкости, в другую.

Цветные клубочки пряжи разного размера. Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубочка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.

Снятию напряжения способствуют фонограммы со звуками живой природы.

Хорошо использовать емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками.

Очень хорошо успокаивает шнуровка, ленточки, игрушки-самоделки для заплетания, перекручивания, завязывания

Дидактическая игра «Собери бусы» поможет ребенку расслабиться, как и цветные клубочки пряжи.

Массажные мячи – «ежики». Необходимо обучать детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.

Мешочки настроений (или коробочки). Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный мешочек», а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа – растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Тактильные, сенсорные коврики.

Игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету).

Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др.

Игры и пособия, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие: «Азбука настроения», «Коврик дружбы», дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Мои чувства», «Чувства и эмоции», «Угадай эмоцию», «Эмоции в сказках», «Найди друзей», «Как поступают друзья», шкатулка с маленькими человечками,«Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска, календарь, дерево настроений», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций», оборудование для совместных игр и игр драматизаций».

«Коврик мира, дружбы».Само наличие коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом. При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "коврик" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт с помощью «Коробочки Мирилки» и книжки – раскладушки со стишками – мирилками.

«Коробка примирения»- коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу. «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

«Островок примирения» - при возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот «островок» (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «мирилке».

Игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах.

Стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.

Парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

«Доска настроения». Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

«Зеркало настроения» - зеркало, к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию. Кроме того, если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться - настроение обязательно улучшится.

Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».

Фотоколлажи «Калейдоскоп эмоций» с использованием фотографий, где дети или члены семьи проявляют свои эмоции в различных ситуациях, с использованием художественного оформления (стихов, вырезок из газет и т. д.)

«Маски настроения»- маски, изображающие разное настроение.

Кубик настроения»- на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его, выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту, которую он бы хотел почувствовать

«Книга доброты» - альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.

Основные задачи:
Снятие напряжения у детей.
Формирование адекватных норм поведения в коллективе.
Обучение приемам релаксации.
Обучение способам выражения гнева.
Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.

Игра «Жучок»
Цель: Раскрытие групповых отношений.
Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив свою руку из – под мышек с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из ребят дотронулся до его руки. И водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей:
Лидер.
Товарищ лидера.
Неприсоединившийся оппозиционер.
Покорный конформист.
«Изгой»

Игра «Расставь посты»
Цель: Развитие внимания, произвольного контроля поведения.
Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжать идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.
Комментарии: В игру можно вводить дополнительные правила.

Игра «Филя и Хрюша»
Цель: Учить детей способам решения в конфликтной ситуации.
Ход игры: Ведущий: В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу: «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем ещё более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы будете разыгрывать сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принёс в группу Филя, (дети разыгрывают ссору с применением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать (дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т.д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книжку вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь своё - машинку, набор карандашей и т.д. (дети разыгрывают сцену по - другому). А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
Вам трудно было простить другого?
Как вы себя чувствовали при этом?
Что происходит когда вы сердитесь на кого-нибудь?
Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?
Почему так важно прощать других?

Игра «Сладкая проблема»
Цель: Научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, оказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.
Ход игры: В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей по одной салфетке.
Ведущий: дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, пока не трогайте его. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило. Которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, печенье можно взять.
Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдают, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье. Получив его от партнёра, а другие печенье разламывают и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.
Ведущий: а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы при этом чувствовали?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

Цель: Проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации.

Ход игры: Ведущий: Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я попрошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

Почему Катя заплакала?

Правильно ли поступила Наташа?

Как бы вы поступили на её месте?

Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы ведущий делает обобщение: Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «извини», « давай я тебе помогу», « давай играть вместе».

Игра «Возьми себя в руки»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: Ребенку говорят - как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

Игра «Объятия»

Цель: Научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости.

Ход игры: Ведущий предлагает детям сесть в один большой круг: Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды и разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их.

В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического правового общества. Все качества гражданина (активность, толерантность, способность к самоопределению и т.д.) связаны с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.

Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребенка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.

Программа предназначена для учеников 5-7 классов.

Цель тренинга: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи курса:

1. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

2. Ознакомить со способами решения конфликтных ситуаций;

3. Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);

4. Сплочение классного коллектива.

Количество учеников в группе – 10-15 человек.

Тренинг рассчитан на 3 занятия по 1ч.30мин.

Методы и формы работы: имитационные игры, групповая дискуссия, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации.

Ожидаемые эффекты от участия в тренинге:

Понимание того, что может послужить причиной конфликта;

Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;

Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;

Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.

Программа тренинга «Мир без конфликтов».

Тема занятия

Конфликты в нашей жизни”

Знакомство с понятиями и усвоение сущности понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умения нравственного самопознания, самоанализа.

Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

Управление конфликтом.

Знакомство с правилами и стилями разрешения конфликта. Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”.

Самоконтроль в общении.

Рассмотрение способов конструктивного поведения в конфликте, методов управления конфликтом. Самотестирование “Уровень конфликтности личности”

Занятие № 1

Тема: “Конфликты в нашей жизни”

Вступительное слово: Дорогие ребята, все вы знаете, что общение сопровождает нас повсюду и всегда, и невозможно представить, как может человек обойтись без этого уникального дара. Необходимо заметить, только то, что общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры – нередко портят нам настроение, а проблема возникновения их неумение и незнание правил эффективного общения. Тема данного тренинга «Мир без конфликтов», на занятиях вы узнаете все о конфликтах и способах их позитивного разрешения.

    Игра "Снежный ком".

Продолжительность упражнения - 10-15 минут.

Цель игры: позитивное приветствие и сплочение участников игры.

Ведущий: участники по кругу называют свои имена следующим образом: 1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена - ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои - имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д.

2. Принятие правил тренинга:

Умейте слушать друг друга.

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован ручной мячик, который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

Говорите по существу

Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"

Проявляйте уважение

Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

Все участники должны собираться до установленного времени.

Конфиденциальность

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

Правило "стоп"

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

Каждый говорит за себя, от своего имени

Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..." и т.п.

3.Мини-лекция.

Введение теоретических понятий:

Ведущий: Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте самостоятельно дать определение этим словам, что они обозначают.

После того как участники тренинга высказали свое мнение, ведущий представляет теоретические определения на слайде.

СПОР - Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

Ребятам предлагается соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.

ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО - поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;

РЕДКО - 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему...

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11.

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13.

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами: «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав. «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны. «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Ведущий: Сейчас, когда вы знаете ваши результаты, я предлагаю проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения.

Рефлексивная деятельность.

Ребята по кругу высказывают свое мнение, отвечая на вопросы, что нового ты узнал о конфликте? Чему ты научился?

Занятие 2.

Тема «Управление конфликтом».

1.Процедура "Приветствие на сегодняшний день".

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Вступительное слово: Дорогие ребята, мы с вами продолжаемработу над саморазвитием, сегодня на занятии мы рассмотрим способы управления конфликтами, для чего на это необходимо знать? (выслушиваем мнение ребят).

2. Беседа.

Вопросы:

В чем сходство и различие понятий СПОР и КОНФЛИКТ?

Что такое КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ?

Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

Что чаще всего для вас является причиной конфликта?

Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

3.Мини-лекция.

Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

1. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не злорадствуйте. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самонадеянны. Не превращайте настойчивость в назойливость.

2. Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

3. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

4. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

5. Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.

Специальные правила предупреждения конфликтов:

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;

Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Рефлексивная деятельност ь поможет подросткам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта.

4. Практическое упражнение: Печатная машинка

Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий. Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Если бы..., я стал бы...

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

5. Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”.

Каждому выдается бланк для теста, ребята выполняют его самостоятельно. В это время может звучать легкая, спокойная музыка.

Инструкция : В каждом из тридцати вопросов выберите один вариант (А или Б), который больше подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете (обведите в кружок, отметьте галочкой).

Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

Я стараюсь найти компромиссное решение.

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Я стараюсь добиться своего.

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Я предпринимаю шаги, чтобы добиться своего.

Я твердо стремлюсь достичь своего.

Я пытаюсь найти компромиссное решение.

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят затронутые интересы и вопросы.

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он так же идет мне навстречу.

Я предлагаю среднюю позицию.

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

Я пытаюсь убедить другого в преимуществе моих позиций.

Обычно я стараюсь добиться своего.

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

Я склоняюсь всегда к прямому обсуждению проблемы.

Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Я отстаиваю свои желания.

Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Если позиция другого кажется ему самому очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Я предлагаю среднюю позицию.

Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

Я зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

Я предлагаю среднюю позицию.

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Я стараюсь не задеть чувств другого.

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Задание : теперь прочтите подряд все высказывания, которые вы отметили, попытайтесь определить, используя материал занятия о стилях разрешения конфликтов, какой стиль разрешения конфликтов характерен для вас.

Задание : Сверьте свои выводы с ключом теста.

По каждому из стилей (колонке) подсчитывается количество совпадений вариантов ответа с прилагаемым ключом, при совпадении начисляется 1 балл.

№ вопроса

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление


Интерпретация :

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях: стилях соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Суммы баллов, соответствующие каждому из пяти стилей, следует проранжировать. Доминирующий стиль – тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором месте стиль, используемый часто, и т.д. до последнего – наименее характерного.

6. Ролевая игра "Сглаживание конфликтов"

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

7. Итог занятия – рефлексия.

Занятие 3.

Тема: «Самоконтроль в общении».

1. Упражнение – приветствие: Последняя встреча

Цель упражнения: совершенствование коммуникативной культуры, стимулирование активности участников.

2. Самотестирование «Уровень конфликтности личности»

Инструкция : Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа,

под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет

б) когда как

в) да

2) Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

а) да

б) ответить затрудняюсь

в) нет

3) Кто вы в большей степени?

а) пацифист

б) принципиальный

в) предприимчивый

4)Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто

б) периодически

в) редко

5)Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

6)В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм

б) плохое настроение

в) обида на самого себя

7)Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

8)Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

9)Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

а) раздражительность

б) обидчивость

в) нетерпимость критики других

10)Кто вы в большей степени?

а) независимый

б) лидер

в) генератор идей

11)Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным

б) оптимистом

в) настойчивым

12)С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью

б) с бюрократизмом

в) с эгоизмом

13)Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности

б) оцениваю свои способности объективно

в) переоцениваю свои способности

14)Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования . Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

А

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14 – 17 баллов -

Очень низкий

18 – 20 баллов -

21 –23 балла -

Ниже среднего

24 – 26 баллов -

Ближе к среднему

27 – 29 баллов -

30 – 32 баллов -

Ближе к среднему

33 – 35 баллов -

Выше среднего

36 – 38 баллов -

39 – 42 балла -

Очень высокий

2. Обсуждение результатов тестирования.

3. Упражнение на групповую сплоченность "Единство"

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число. Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Вводное слово: Сегодня на занятии мы рассмотрим способы конструктивного поведения в конфликте, методы управления конфликтами, но для начала я предлагаю вам пройти тест узнать уровень конфликтности вашей личности.

    Практическое упражнение «Учимся разрешать конфликты»

Задание: ребятам предлагается описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти ситуации будут рассмотрены коллективно, чтобы найти совместно оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.

    Мини-лекция.

Способы и правила разрешения конфликта.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.

Способы разрешения конфликта (юмор, “психологическое поглаживание”, компромисс, анализ ситуации, “третейский” суд, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи).

Правила разрешения конфликта.

а) анализ конфликтной ситуации;

б) разрешение конфликта.

Рефлексивная деятельность .

Практическое упражнение – диспут.

Стили разрешения конфликтов”

1. Вам предстоит сдавать экзамен, и вдруг учитель предлагает пяти ученикам защищать реферат, а не учить билеты. Четыре темы выбрали сразу же. Осталась только одна тема, и вы хотите ее взять. Как вы поступите, если ею заинтересовался ваш друг; просто одноклассник и т. п.?

Мини-лекция.

Конструктивное разрешение конфликтов является источником развития личности человека; оно способствует обогащению внутреннего мира человека и его социального опыта. Рекомендации для конструктивного разрешения конфликта: контроль эмоций.

Игра «Культурная беседа»

Ведущий: Два человека (из разных групп) садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой фильм посмотрел мой собеседник в последний раз, и какое мнение у него сложилось об этом фильме.

(Ведущая просит построить свою беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно и решить свои задачи, которые поставлены ими перед собой. Время диалога – 4 минуты.)

В заключении рефлексивная деятельность.