Уткин иосиф павлович. Иосиф уткин - стихотворения и поэмы

Иосиф Уткин (1903–1944) - один из видных советских поэтов, стихи которого пользуются заслуженной симпатией нашего читателя. Мужество революционера, сочетающееся с мягким гуманизмом, - внутренний "нерв" лучших произведений поэта; пленяющая напевность и одновременно зримая точность художественных деталей - их примечательная особенность. Настоящее издание по полноте своего объема превосходит все ранее вышедшие сборники стихов поэта. Наряду с известными и популярными произведениями Уткина в книгу включены неопубликованные стихотворения поэта, извлеченные из архива.

Иосиф Уткин
Стихотворения и поэмы

Вступительная статья

Иосиф Уткин. Фотография 1941–1942 гг. на удостоверении военного корреспондента (ЦГАЛИ).

Осенью 1924 года в Московском институте журналистики появился черноволосый юноша в синей косоворотке и сапогах. Звали юношу Иосиф Уткин. Лицо его привлекало внимание смешанным выражением робости - и заносчивости, неуверенности в себе - и одновременно чувства превосходства. И понятно: ведь этот новичок, впервые попавший в столицу из далекой Сибири, успел написать несколько стихотворений, достойных настоящего поэта, и уже имел за плечами суровую, не по возрасту, биографию.

Иосиф Павлович Уткин родился 14 мая 1903 года на станции Хннган в семье служащего Китайской восточной железной дороги. Очень скоро семья переехала в Иркутск, где и прошли ранние годы будущего поэта.

Жить было трудно: жалованье родителей - скудное, детей - семеро. Тем не менее Иосифу Уткину удалось окончить трехгодичную городскую школу и поступить в четырехклассное училище, откуда, однако, на четвертом году учебы он был исключен - "за плохое поведение и вольномыслие, по совместительству". "Плохое поведение" состояло не только в мальчишеских шалостях. Мальчик пропускал занятия, ибо в это же время работал, - ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом, и пойти "в люди". Впоследствии Уткин вспоминал:

"Сибирь. Иркутск. 1916 год. Война. Старшего брата - главу семьи - берут в солдаты, угоняют на фронт.

Семья без хлеба. Мать мечется. Надо работать. Где работать? Кому работать? Мне, мальчишке. Где придется".

И Иосиф устроился маркером в биллиардную сибирского "Гранд-Отеля", где приходилось скрываться от школьных учителей, забредавших в ресторан; потом продавал вечерние газеты, разносил телеграммы; служил на кожевенном заводе. В те годы он и не подозревал, конечно, что многое из увиденного и "подслушанного" им, тринадцатилетним подростком, оживет восемь лет спустя в "Повести о рыжем Мотэле", а ранний и трудный опыт его "полублатной" (как он выразился однажды) юности найдет отражение в глубоко личной поэме "Милое детство".

Это сирое и полубеспризорное существование длилось около двух лет. С приходом Октября у пятнадцатилетнего Иосифа началась, по его собственным словам, "активная политическая жизнь". Через некоторое время он вместе со старшим братом Александром идет в рабочую дружину и участвует в антиколчаковском восстании, организованном большевиками. А в мае 1920 года он, один из первых иркутских комсомольцев, отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт. Позднее, в 30-е годы, составляя свою краткую автобиографию, он скупо напишет:

"В армии я был на разной работе: полевым информатором, трижды военком маршевых рот, военком армейского конского запаса и ремонтных мастерских…"

Впечатления этих лет впоследствии легли в основу лучших произведений Уткина о гражданской войне - поэмы "Двадцатый", "Сибирских песен", знаменитой "Комсомольской песни" ("Мальчишку шлепнули в Иркутске…").

Конец 1922 года - поворотный момент в биографии Уткина. Он становится репортером иркутской газеты "Власть труда", и вскоре имя его начинает появляться на страницах сибирских газет и журналов. Так с девятнадцати лет начался его путь поэта.

На страницах "Власти труда" Уткин помещал свои первые стихи - написанные на скорую руку стихотворные репортажи-отклики на то, чем жила в те годы страна. Уткин писал о борьбе с религией, о биче беспризорщины, о горячо им любимой авиации, которая только что начала бурно развиваться. Время от времени в той же "Власти труда", под рубрикой "Маленький фельетон", появлялись сатирические частушки, высмеивающие нэпмана, обывателя, мещанина, самогонщика и т. п. Печатавшиеся под наивной подписью "Утя", куплеты эти были довольно слабые, "работавшие", однако, на злобу дня. Изредка выступал Уткин и в журналах "Сибирские огни", "Сибирь", "Красные зори".

Зимой 1923 года при "Красных зорях" образовался кружок пролетарских поэтов под названием "ИЛХО" (Иркутское литературно-художественное объединение). Туда, вместе с будущими поэтами Д. Алтаузеном и М. Скуратовым, пришел и Уткин. "Илховцы" выпускали альманахи, устраивали вечера поэзии и дискуссии, вырабатывали творческие программы, с наиважнейшим и непременным условием "практического овладения старыми формами" и "критического освоения богатого опыта прошлого".

Иосиф Павлович Уткин родился 14 мая 1903 на станции Хинган в семье служащего Китайской восточной железной дороги. Очень скоро семья переехала в Иркутск, где и прошли ранние годы будущего поэта.

Иосифу удалось окончить трёхгодичную городскую школу и поступить в четырёхклассное училище, откуда, однако, на четвёртом году учёбы он был исключён - «за плохое поведение и вольномыслие, по совместительству». «Плохое поведение» состояло не только в мальчишеских шалостях. Мальчик пропускал занятия, ибо в это же время работал, - ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом, и пойти «в люди». Иосиф устроился маркёром в биллиардную сибирского «Гранд-Отеля», где приходилось скрываться от школьных учителей, забредавших в ресторан; потом продавал вечерние газеты, разносил телеграммы; служил на кожевенном заводе.

С приходом Октября у 15-летнего Иосифа началась, по его словам, «активная политическая жизнь». Вместе со старшим братом Александром он идёт в рабочую дружину и участвует в антиколчаковском восстании, организованном большевиками. А в мае 1920 он, один из первых иркутских комсомольцев, отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт.

Конец 1922 - поворотный момент в биографии Уткина. Он становится репортёром иркутской газеты «Власть труда», и вскоре имя его начинает появляться на страницах сибирских газет и журналов. Так с 19 лет начался его путь поэта.

На страницах «Власти труда» Уткин помещал свои первые стихи - написанные на скорую руку стихотворные репортажи-отклики на то, чем жила в те годы страна. Уткин писал о борьбе с религией, о биче беспризорщины, о горячо им любимой авиации, которая только что начала развиваться. Время от времени появлялись сатирические частушки, высмеивающие нэпмана, обывателя, мещанина и т.п. Печатавшиеся под наивной подписью «Утя», куплеты эти были довольно слабые, «работавшие», однако, на злобу дня.

В 1924 Иркутские губкомы партии и комсомола решают отправить Уткина учиться в Москву. В Москве началась уже настоящая литературная биография Уткина. В конце 1924 - начале 1925 на страницах московских журналов «Огонёк», «Прожектор» и «Смена» появились стихи Уткина о гражданской войне «Рассказ солдата» , «Расстрел» , «Песня о матери» и др.

Настоящий же успех принесла Уткину поэма . Первое публичное чтение «Повести», состоявшееся во Вхутемасе на литературном вечере, послужило Уткину своего рода путёвкой в поэтическую жизнь. Опубликованная в 4-м номере «Молодой гвардии» за 1925 «Повесть» сразу стала заметным событием литературной жизни. Всех привлёк и заворожил её совершенно оригинальный стиль.

Четырёхлетие с 1925 по 1928 для творческого пути Уткина - период самый сложный и противоречивый. Именно в эти годы формируется его поэтический талант. Почти всё, о чём пишет поэт, он как бы пропускает через собственное лирическое «я» - мы остро чувствуем личность поэта, отношение к изображаемому, свойственное именно ему и никому другому. И в первую очередь - доброту к человеку, будь это герой гражданской войны или наивная «канцеляристка». Гуманность, большая человечность поэзии Уткина сразу была замечена критикой. Жизнерадостность, темперамент молодости обусловливали пристрастие поэта к ярким краскам и блеску, к декоративной росписи. Здесь таилась опасность потерять чувство меры. Но чаще в стихах поэта встречаются удачные поэтические находки; и, как правило, искусство их - в простоте и правдивости аналогии.

Весёлость, даже беззаботность не рождали у Уткина легкомысленного отношения к жизни. Напротив: многие стихи его - от интимной лирики до революционной песни - полны размышлений о судьбе родины и революции, о судьбе женщины, о судьбе своего сверстника… Сейчас, много лет спустя перечитывая эти стихи, мы можем упрекнуть их в некоторой наивности, но в целом они не вызывают у нас категорического несогласия.

Анализ творчества той поры позволяет сделать вывод о том, что его поэзии было свойственно известное противоречие. С одной стороны, она проникнута духом революционного героизма, она гуманна и вполне конкретна: в центре её - молодой современник, с живыми чувствами и мыслями, с естественной потребностью в земных радостях, даваемых мирной жизнью на мирной земле. С другой стороны, сам процесс этой, условно говоря, перенастройки поэтической лиры на новый лад носит несколько демонстративный и декларативный характер, причём тема личной жизни и тема строительства новых общественных отношений в творчестве Уткина подчас кажутся отъединёнными друг от друга. В его произведениях тех лет встречаются строки неожиданные или художественно немотивированные.

В самом начале 1927 вышла «Первая книга стихов» Уткина, составленная из произведений 1923-26 годов. С большой положительной рецензией на неё выступил Луначарский.

Конец 20-х - начало 30-х гг. был сложным периодом творческой биографии Уткина. Поэт одинаково отрицательно относился и к лефовцам, и к конструктивистам, и к платформе РАППа, считая своё творчество, свою литературную позицию ни от кого не зависимыми.

Годы 1930-31 можно назвать периодом искусственно сконструированной поэзии Уткина, или, как он сам назвал большинство стихотворений той поры, - периодом «публицистической лирики». Уткин пишет много стихов в газеты «Правда», «Известия», «Рабочая Москва», «Комсомольская правда» - о Красной Армии и комсомоле, о советской женщине и ударниках стройки, об электрификации и «бдительности у границы»… В 1931 лучшие из газетных стихов Уткина вышли отдельной книжкой под названием «Публицистическая лирика». Рецензия на неё была отрицательной. Нелепый ярлык «мелкобуржуазности» прилип к поэту.

Несомненно, что Уткин и сам не был удовлетворён своим творчеством; а главное - понял, что его добровольное отречение как поэта от самого себя было заблуждением. «Соль» дарования Уткина - глубоко прочувствованный мягкий лиризм. Публицистика была неорганичной для него и потому - «пресной».

Зрелая поэзия Уткина (1933-40) стала выражением этического «я» поэта. По сравнению с творчеством 20-х гг., в 30-е гг. лирика Уткина претерпевает вполне определённую и закономерную эволюцию. Она очищается от накипи декоративных «красивостей» и неуклюжих наивных назиданий. Стих проясняется, всё больше тяготея к народно-песенному. Теперь поэтическое ремесло даётся ему труднее, чем прежде, ибо со зрелостью к поэту пришла строгость и взыскательность.

Лирический герой зрелой поэзии Уткина - это не прежний жизнерадостный юноша, выглядевший порою несколько самодовольным в любовании своей неуёмной бодростью и собственным духовным возмужанием. Это - сдержанный и скромный в выражении чувств человек. Но сами чувства его, равно как и глубоко человечная суть остались неизменными. Неизменным и постоянным качеством поэзии Уткина осталась теплота его к человеку, что особенно заметно сказалось в его любовной лирике.

Но далеко не всё, как видел поэт, свершалось «для любви». Факты нарушения законности в конце 30-х гг. наложили отпечаток на творчество многих советских писателей, в том числе и на поэзию Уткина. Естественно, что некоторые свои вещи Уткин опубликовать в то время не мог. Вдобавок с каждым годом он всё строже и требовательнее относился к своей поэзии, оставляя в столе хорошие стихи о природе, любви и красоте человека. В его сборники, вышедшие в 30-е гг., вошло менее половины им написанного.

Но и та часть поэзии Уткина, которая была известна читателям и слушателям, пользовалась большой любовью и популярностью. Уткин был одним из весьма немногочисленных поэтов-лириков в годы, когда на лирическую поэзию был большой голод; значение его творчества трудно переоценить.

Последняя «мирная» поездка Уткина состоялась летом 1941. Ещё в июне поэт выступал в Севастополе, а в августе он оказался в брянских лесах - в качестве работника фронтовой газеты «На разгром врага».

В сентябре 1941, в бою под Ельней, Уткин был ранен осколком мины - ему оторвало четыре пальца правой руки. Это обстоятельство ни на единый день не вывело поэта из боевых рядов. Стихи свои он диктовал, даже находясь в полевом госпитале. Не прекращал он литературной работы и в Ташкенте, куда был отправлен на излечение. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики - «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами.

И всё это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Наконец, летом 1942 Уткин вновь оказался на Брянском фронте - в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия».

В годы войны Уткин испытал большой духовный подъём, пережил как бы второе рождение. Дело было не просто в том, что поэзия Уткина чутко и мгновенно откликалась на ежедневные, совершаемые в боях и в тылу подвиги. Дело было и не в количестве написанных поэтом стихов (менее чем за три с половиной года Уткин написал их больше, чем за всё предвоенное семилетие). Суть и смысл «военного» творчества Уткина в том, что его поэзия поднялась до искусства, необходимого народу в самом прямом и непосредственном значении этого слова.

Поэт дышал этой атмосферой военных лет, потому ему и удалось передать её: трагическую и оптимистическую, героическую и будничную, полную любви к родной земле и презрения к захватчикам её, насыщенную патриотизмом - и местью, великодушием - и беспощадностью.

В войну было создано немало песен на его стихи «Провожала сына мать» , «Дед» , «Бабы» , «Я видел девочку убитую» , «Над родиной грозные тучи» , «Я видел сам» и др.

Летом 1944 вышел последний сборник произведений Уткина - «О родине, о дружбе, о любви», - маленькая, карманного размера, книжечка, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом.

А 13 ноября 1944 трагически и нелепо оборвалась его жизнь. Возвращаясь с Западного фронта, Уткин погиб в авиакатастрофе, случившейся совсем неподалёку от Москвы. Погиб на взлёте творческого пути, в расцвете дарования, не дожив и до 42 лет.

УТКИН, Иосиф Павлович - русский советский поэт. Родился в семье железнодорожного служащего. Детство провёл в Иркутске. В 1920-22 служил в Красной Армии. В 1927 окончил Московский институт журналистики. Печататься начал в 1922. Первый крупный литературный успех - (1925) - поэма о «перевёрнутом» Октябрём быте и укладе провинциального еврейства. В 1927 вышла «Первая книга стихов» Уткина, включившая произведения 1923-26. Сборник заслужил положительный отзыв А. В. Луначарского, отметившего, что поэзия Уткина есть «…музыка перестройки наших инструментов с боевого лада на культурный».

В 1928 Уткин с А. А. Жаровым и А. И. Безыменским ездил за границу; в Италии встречался с М. Горьким. В 1928 Уткин пишет сатирическую поэму-памфлет «Шесть глав» . В 1927-32 создаёт поэму «Милое детство» (1933) - о молодом современнике, порвавшем с мещанской роднёй и пришедшем в революцию. По отношению к этой поэме, как и к ряду стихов Уткина 20-х годов, критика высказала упрёки в абстрактном гуманизме и «демобилизационных настроениях» (например, стихотворение «Гитара» ). В 1931 вышел сборник Уткина «Публицистическая лирика». Последующие поэтические сборники - «Избранные стихи» (1935, 1936), «Стихи» (1935, 1937, 1939), «Лирика» (1939) - включают наиболее зрелые произведения поэта. Сочетание революционного пафоса с мягкой лиричностью сделало поэзию Уткина популярной в 30-е годы. Лирика его со временем освобождается от ложной многозначительности и украшательства, обретает ясный, строгий и простой стиль («Тройка» , «Над мирным деревянным бытом…» , «Утро» , «Счастье» и другие).

В 30-е годы Уткин заведует отделом поэзии в Гослитиздате, работает с молодыми поэтами, много ездит по стране, выступая с чтением стихов. В 1941 он уходит добровольцем на фронт. Осенью 1941 был ранен. После излечения едет на фронт в качестве военного корреспондента. Лирика Уткина военных лет (сборники «Стихи о героях», «Фронтовые стихи», «Я видел сам», все - 1942) напевна, легко переложима на музыку («Заздравная песня» , «Гвардейский марш» , «Родине» , «В дороге» ). В лучших стихах поэт достигает глубины и значительности, не теряя лирической проникновенности и задушевности. В 1942-43 пишет прозаическое произведение «Рассказ майора Трухлева» (не завершён). В 1944 вышел последний поэтический сборник Уткина «О родине. О дружбе. О любви». Погиб в авиационной катастрофе под Москвой, возвращаясь с Западного фронта.

Соч.: Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. З. Паперного], М., 1961; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. А. Саакянц], М. - Л., 1966.

Лит.: Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, М., 1964, с. 317-19, 327-29, 348-53; Сельвинский И. , Поэзия Иосифа Уткина, «Лит. газета», 1944, 2 дек.; Саакянц А., Иосиф Уткин. Очерк жизни и творчества, М., 1969; В ногу с тревожным веком. Воспоминания об Иосифе Уткине, М., 1971; Тарасенков Ан., Рус. поэты XX века. 1900-1955. Библиография, М., 1966.

А. А. Саакянц

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972

УТКИН Иосиф Павлович - современный поэт. Родился в интеллигентной еврейской семье в Китае, на ст. Хинган Восточно-Китайской ж. д. Учился в Иркутской гимназии. В 1920 ушёл добровольцем в Красную армию. Печатается с 1923.

Большинство стихотворений Уткина первого периода посвящено темам войны - гражданской и империалистической. Для поэта характерна романтическая трактовка этих тем и своего рода эстетское приукрашивание войны: «Красивые, во всём красивом, они несли свои тела…». «А впереди, как лебедь тонкий,… скакал безусый офицер». Уткин восторженно воспевает бои, атаки, часто поэтизируя военный героизм сам по себе, безотносительно к его цели («Атака» , «Барабанщик» и др.). В стихах о войне отразился отвлечённый гуманизм поэта, затушёвывающего социальную сущность империалистической и гражданской войн. Особенно в этом отношении показательна «Песня о матери» , в которой мать проклинает сына, вернувшегося с фронта, за то, что он убил «семнадцать».

Наиболее популярное произведение Уткина - . Её основной мотив - отстаивание права маленького человека из трудящейся бедноты на счастливую жизнь. Правда, счастье понимается в «Повести» узко, лишь как личное благополучие. Главный герой - портной Мотеле - является по существу мечтателем, а не активным борцом за переделку действительности. Он противопоставляет счастью богачей свою полунищую судьбу обойденного, но не поднимается до сознательной ненависти к ним. Тонкий юмор и лёгкая ирония, передача интонации еврейского языка, лексики еврейского местечка, употребление языковых образов, тесно связанных с изображаемым бытом («Висели пуговки звёзд и лунная ермолка», «Дни затараторили, как торговка Мэд»), придают своеобразный отпечаток, лирическую окрашенность всему произведению. Поэма насыщена бодростью, оптимизмом - настроениями, характерными для всего творчества Уткина.

В последующие годы в поэзии Уткина прорываются иногда настроения успокоенности. Переход от гражданской войны к нэпу воспринимается поэтом как осуществление заветной мечты о тихом счастьи: «Мне за былую муку покой теперь хорош».

Эти настроения были недолговременны, и в своих дальнейших стихах Уткин стремится ответить на новые запросы современности. В произведениях «Герой нашего времени» , «По дороге домой» выступает лирический образ поэта-интеллигента, жалующегося на свою неполноценность, пытающегося найти нужные слова, новые темы, стоящие на уровне эпохи. Поэту «хочется встать эпохе во фланг и рост», среди пролетариата ищет он «героя из героев».

В дальнейшем Уткин опять возвращается к темам гражданской войны («Песня о ресторане «Крит» , «Сибирская песня» , , «Бой» ). В этих стихах Уткин рвёт с былыми эстетствующими тенденциями, стремясь реалистически осмыслить действительность. Обновляется словарь Уткина, удачно использующего иногда художественные приёмы фольклорного, частушечного творчества («Батя» , 1934). Поэзии Уткина свойственны жизнерадостный, весёлый юмор, задушевный лиризм, острота и меткость характеристик отдельных персонажей. Но наряду с этим язык временами небрежен, образы не отточены и штампованы, отделка стиха недостаточна.

Библиография: I. Повесть о рыжем Мотеле, господине инспекторе, раввине Иссайе и комиссаре Блох, М., 1926 (неск. изд.). Первая книга стихов, Гиз, М., 1927 (5-е изд., М., 1931); Изморозь, М., 1927; Герой нашего времени, «Молодая гвардия», 1930, № 1, Публицистическая лирика, изд. «Огонёк», М., 1931; Стихи о войне, Гихл, М., 1933; Милое детство. Поэма, изд., «Молодая гвардия», М., 1933; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935 и М., 1936; Стихи, изд. «Молодая гвардия», [М.], 1935; Стихи, издание, «Советский писатель», Москва, 1937.

Н. Любович

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

(14 мая 1903, ст. Хинган КВЖД – 13 ноября 1944) - русский советский поэт и журналист. Оставил заметный след в культурной истории Иркутской области. Стоял у истоков иркутской журналистики советского периода, был одним из ведущих корреспондентов губернской газеты "Власть труда" (впоследствии - "Восточно-Сибирская правда"). По его инициативе и при его активнейшем участии в Иркутской губернии появилась первая советская молодежная газета "Комсомолия", которая впоследствии стала знаменитой "Советской молодежью". Из "Молодежки", в свою очередь, вышли ведущие газеты издательского дома "Номер один".

Иосиф Уткин: биографическая справка

Родился на станции Хинган (ныне на территории городского уезда Якэши в автоном районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики) в семье служащего Китайской восточной железной дороги. Когда был ребенком, семья переехала жить в Иркутск. Окончил трёхгодичную городскую школу, после которой поступил в четырёхклассное училище. Из училища был исключен за плохое поведение. Из-за того, что отец бросил семью, Иосиф Уткин был вынужден подростком устроиться на работу. Был маркером в биллиардной, продавал вечерние газеты, разносил телеграммы, служил на кожевенном заводе.

После революции 1917 вместе со страшим братом вступил в народную дружину, участвовал в восстании против А. , организованном большевиками. В мае 1920 будучи одним из первых иркутских комсомольцев отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт.

В 1922 становится репортером иркутской газеты «Власть труда», позднее переименованную в «Восточно-Сибирскую правду ». На страницах этой газеты были напечатаны его первые стихи. По его инициативе и при его активнейшем участии в появилась первая советская молодежная газета «Комсомолия», которая стала называться «Советской молодежью ».

В 1924 был отправлен на учебу в институт журналистики в Москву. В 1924-1925 стихи Иосифа были напечатаны в московских журналах «Огонёк», «Прожектор» и «Смена».

С 1925 работал в «Комсомольской правде» завлитотделом. Окончив институт в 1927, был послан вместе с поэтами Жаровым и Безыменским за границу, где пробыл два месяца. Работал завотделом поэзии в Издательстве художественной литературы. В 1928 пишет и публикует поэму «Милое детство». Жил в Москве в «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2).

В 1927 издана «Первая книга стихов» Иосифа Уткина.

В Великой Отечественной войне участвовал с ее первых дней в качестве работника фронтовой газеты «На разгром врага». В войну было создано немало песен на стихи Уткина: «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и др.

Летом 1944 вышел последний сборник произведений Уткина «О родине, о дружбе, о любви». 13 ноября 1944 Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой.

В 1967 решением Иркутского горсовета улица Кузнецовская была переименована в улицу им. Иосифа Уткина .

Имя Иосифа Уткина присвоено Иркутской областной юношеской библиотеке.

Творчество Иосифа Уткина

Первые впечатления, давшие материал для стихов У., связаны с тяжелым, нищенским детством в многодетной семье, оставшейся в годы Первой мировой войны без кормильца. Учась в средней школе, У. одновременно нанимался на разные работы: от разносчика газет до «мальчика» в ресторане и разнорабочего на кожевенном заводе. Еврейская многодетная семья перебивалась с хлеба на воду и видела в Иосифе свою главную опору. Революция, по его словам, полностью перевернула жизнь, дала смысл самому существованию. В 15-летнем возрасте У. участвует в антиколчаковском восстании, организованном большевиками, и переходит к сознательной и активной политической деятельности. В Иркутске он стал одним из первых комсомольцев, вступив в ряды Красной Армии, работал политинформатором, был военкомом маршевых рот. Впоследствии все эти впечатления легли в основу его лучших произведений о Гражданской войне: «Сибирские песни», знаменитая «Комсомольская песня» («Мальчишку шлепнули в Иркутске...»), поэма «Двадцатый». Важной вехой на его пути стало сотрудничество в иркутской газ. «Власть труда». У. работает в ней репортером, пишет очерки, корреспонденции, начинает печатать стихи. Вскоре его произведения появляются в «Сибирских огнях», «Сибири», «Красных зорях». Он вступает (при «Красных зорях») в первый в своей жизни профессиональный лит. кружок ИЛХО (Иркутское лит.-худож. объединение). Там, вместе с Д. Алтаузеном и М. Скуратовым, он выпускал альманахи, устраивал вечера поэзии и дискуссии. Интересно отметить, что почти при всеобщей тяге молодой советской поэзии к новым формам, порою усложненным, участники этого кружка, и прежде всего сам У., стояли за овладение классическими формами, старым лит. наследием. В 1924 Иркутский губком партии и губком комсомола направили У. на учебу в Москву. Именно там и началась настоящая его лит. биография. Он пишет прежде всего о Гражданской войне, причем пишет лирично, задушевно и просто. При всем революционном пафосе, пронизывавшем стихи У., они заметно выделялись на общем громком лит. фоне нотой доброты, открытости, искренности и даже печали. Высоко оценил этот удивительный и неожиданный для комсомольской поэзии 1920-х сплав трепета сердца и сурового чувства долга А. В. Луначарский. Он писал об У., что у него «сознание революционного долга... и сердечная нежность соединяются в один аккорд, получается особенно очаровательная музыка» (Прожектор. 1925. № 22. С. 14). Когда же появилась «Повесть о рыжем Мотэле» (1925), принесшая поэту поистине всероссийскую славу, У. горячо приветствовал В. Маяковский. «Повесть о рыжем Мотэле» - о бедном еврейском семействе, вернее сказать, о мн. семействах сразу, потому что Мотэле в поэме не один, а появляется в разных лицах.

Вместе с М. Светловым, М. Голодным, А. Жаровым, Д. Алтаузеном У. вошел в наиболее известную плеяду комсомольских поэтов того времени. Критика долгое время была исключительно благосклонна к У. В 1927 появилась «Первая книга стихов» У. О ней снова одобрительно отозвался А. Луначарский. Он защитил У. от односторонних и несправедливых нападок критики. Поддержал У. и М. Горький, когда поэт вместе с Жаровым и Безыменским гостил у него в Сорренто. Высоко оценив «Повесть о рыжем Мотэле», Горький поддержал замысел молодого поэта написать большую трилогию о революционном времени. Он начал трилогию с поэмы «Милое детство» (1933), во второй части должна была идти речь о юности и Гражданской войне, а третья посвящалась современности. Наиболее цельным и художественно выразительным получилось обширное начало всей поэмы, а именно «Милое детство». В печати, однако, поэма «Милое детство» одобрения не получила. В 1931 вышел сб. «Публицистическая лирика». До конца 1930-х У. упорно обвиняют в мещанстве, в потакании обывательским вкусам и в так называемом абстрактном гуманизме. Однако именно в 1930-е он создает наряду со своей поэмой, вызвавшей столько несправедливых нареканий, такие песенные шедевры, как «Бой» (1933), «Комсомольская песня» (1934), «Песня о пастушке» (1936), «Песня о младшем брате» (1938). Его лиризм набирает силу, стихи становятся и масштабнее и эмоциональнее. В обстановке тех лет, когда существование самой лирики под воздействием критиков-догматиков находилось под угрозой, У. вел неотступную поэтическую защиту лирических прав поэта. Во второй половине 1930-х выходят несколько сб.: «Избранные стихи» (1935), «Стихи» (1937), «Лирика» (1939) и др.

В годы Великой Отечественной войны У. добровольцем ушел на фронт. Несмотря на тяжелое ранение в 1941, он возвращается в свою воинскую часть. Работает в армейских газ., печатает много стихов. В 1942 было опубликовано 3 сб.- «Стихи о героях», «Я видел сам», «Фронтовые стихи». В эти годы У. создает ставшие популярными песни «Гвардейский марш», «Родине», «Заздравная песня» и др. Летом 1944 вышла последняя прижизненная книжечка его произведений «О родине. О дружбе. О любви». Остался незавершенным опыт У. в области прозы - «Рассказ майора Трухлева». У. погиб в авиакатастрофе под Москвой.

В поэзии советского периода У. оставил достаточно заметный поэтический след, его поэзия - один из пиков романтического советского искусства.

Первое стихотворение

«Песня о матери» (1924)

Вошёл и сказал: «Как видишь, я цел, Взять не сумели Враги на прицел. И сердце не взяли, И сердце со мной! И снова пришёл я, Родная, домой. Свинцовые ночи Не ждут впереди!» И орден Пылал у него на груди. А очи - как дым! А сердце - как дым! Так радостно жизнь уберечь молодым! И больно сказала Седая мать: «Мой милый, Устала я плакать и ждать. Я знаю, как много Страданий в бою. Но больше боялась За совесть твою. Скажи: Человеком На фронте ты был?..» И глухо сказал он: «Семнадцать убил…» И годы - как дым, И радость - как дым, Так горестно жизнь потерять молодым!.. И больше никто Говорить не мог. И молча солдат Ступил за порог, А сзади, как водная Муть глубока, Глазами старухи Смотрела тоска. Он шел к горизонту, Тоска - впереди, И орден… Дрожал у него на груди. Ах, бедная мать! Ах, добрая мать! Кого нам любить? Кого проклинать?

Стихи-песни

Почти все стихотворения Иосифа Уткина отличает напевность – они представляют собой готовые песни и легко ложатся на музыку. Известный исполнитель авторской песни Сергей Никитин для своей самой первой песни, написанной в 1962 году, выбрал именно стихи Иосифа Уткина:

  1. Луначарский А. В. Иосиф Уткин // Луначарский А. В. СС: в 8 т. М., 1964. Т. 2; Саакянц А. А. Иосиф Уткин: Очерк жизни и творчества. М., 1969; В ногу с тревожным временем: Воспоминания об Иосифе . М., 1971; Коржев В. Г. Иосиф Уткин: Очерк творчества. Новосибирск, 1971; Долматовский Б. [Вступ. статья] // Утким И. Избранное. М., 1975.
  2. Стихотворения и поэмы / вступ. статья 3. Паперного. М., 1961; Стихотворения и поэмы / вступ. статья и прим. А. А. Саакянц. М.; Л., 1966. (Б-ка поэта. Б. серия); Избранное. М., 1975.
  3. А. И. Павловский Уткин, Иосиф Павлович - яркий представитель романтического советского искусства Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь. Т. 3. 2005

Русский и еврейский поэт и журналист. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн.


Родился 14 мая 1903 года на станции Хинган, ныне Хинганск Китайско-Восточной железной дороги, которую строили его родители. После рождения сына семья вернулась в родной город Иркутск, где будущий поэт прожил до 1920 года. Учился в трехлетнем начальном училище, затем - в четырехклассном вышеначальном училище, из последнего класса которого был исключен за плохое поведение и вольномыслие. Виной этому были частые пропуски занятий, так как одновременно с учебой Иосиф работал, - ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом.

В 1919 году во время антиколчаковского восстания в Иркутске, вместе со старшим братом Александром вступил в Рабочую дружину, в которой состоял до установления Советской власти. В начале 1920 года вступил в комсомол, а в мае 1920 года в составе первой добровольческой группы иркутского комсомола выехал на Дальневосточный фронт.

В 1922 году становится репортером в газете «Власть труда», в которой появляются его первые стихи на злобу дня. Затем работает в молодежной газете Иркутска «Комсомолия», в губкоме комсомола - секретарем комсомольской газеты, политруком у допризывников. Принимал активное участие в ИЛХО (Иркутском литературно-художественном объединении) и ежемесячном журнале «Красные зори», который с 1923 года стал издаваться в Иркутске. В 1924 году по путевке комсомола, как наиболее достойный из молодых журналистов был послан учиться в Москву в Институт журналистики.

С 1922 года в сибирской прессе печатал свои стихи, а по приезде в Москву начал печататься и в московских изданиях. В 1925 году вышла первая книга «Повесть о рыжем Мотэле…» - поэма о переменах, внесённых революцией в жизнь еврейского местечка. Это был первый настоящий успех молодого поэта. Первое публичное чтение «Повести», состоявшееся во ВХУТЕМАСе на литературном вечере, послужило Уткину своего рода путёвкой в поэтическую жизнь. Опубликованная в 4-м номере «Молодой гвардии» за 1925 год «Повесть» сразу стала заметным событием литературной жизни. Всех привлёк и заворожил её совершенно оригинальный стиль.

С 1925 года работал в «Комсомольской правде» завлитотделом. В самом начале 1927 года вышла «Первая книга стихов» Уткина, составленная из произведений 1923-26 годов. С большой положительной рецензией на неё выступил Луначарский. Окончив институт в 1927 году, был послан вместе с поэтами Жаровым и Безыменским за границу, где пробыл два месяца. Работал завотделом поэзии в Издательстве художественной литературы. В 1928 году пишет и публикует поэму «Милое детство». Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2).

С началом Отечественной войны уходит на фронт, воюет под Брянском. В сентябре 1941 года, в бою под Ельней, Уткин был ранен осколком мины - ему оторвало четыре пальца правой руки. Отправлен на лечение в Ташкент, где несмотря на ранение не прекращает литературной работы. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики - «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами. И всё это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте - в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Многие стихи были положены на музыку, пелись на фронте «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие. Летом 1944 года вышел последний сборник произведений Уткина - «О родине, о дружбе, о любви», - маленькая, карманного размера, книжечка, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом.

Возвращаясь из партизанского края 13 ноября 1944 года, И. Уткин погиб в авиационной катастрофе. Самолет упал недалеко от Москвы, в руках И. Уткина в момент гибели был томик стихов Лермонтова…

Фронтовой поэт Иосиф Уткин

Как только советский народ узнал о вероломном нападении фашистов, многие устремились в военкоматы проситься на фронт. Среди добровольцев был и наш земляк поэт Иосиф Уткин. Он воевал вместе с солдатами, писал стихи и передавал новости с фронта.

Родился Иосиф на станции Хинган в семье служащего КВЖД. Вскоре большая семья с семью детьми переехала жить в Иркутск. Он окончил городскую школу и поступил в училище, откуда, однако, на четвертом году учебы его исключили «за плохое поведение и вольномыслие по совместительству». «Плохое поведение» состояло не только в мальчишеских шалостях. Когда семью оставил отец, то пришлось совсем худо. Мальчик пропускал занятия, ибо ему пришлось стать кормильцем семьи.

С приходом Октября у 15-летнего Иосифа началась, по его словам, «активная политическая жизнь». Вместе со старшим братом он идет в рабочую дружину. А когда через Иркутск прокатилась волна Гражданской войны, 17-летний Иосиф отправился на Дальний Восток сражаться с белогвардейцами.

Конец 1922 года - поворотный момент в биографии. Иосиф становится репортером иркутской газеты «Власть труда», и его имя начинает появляться на страницах сибирских газет и журналов. В 1924 году губкомы партии и комсомола решают отправить Уткина учиться в Москву. Новые знакомства, громкие имена, жаркие споры… Стремительно ворвавшись в московскую поэтическую жизнь, Иосиф Уткин быстро стал известен. Выходит первая, а затем и вторая книга его стихов. Настоящий успех принесла поэма «Повесть о рыжем Мотэле». Ее оригинальный стиль заворожил читателя. Опубликованная в 4-м номере «Молодой гвардии» в 1925 году, она сразу стала заметным событием в литературной жизни.

С 1925 года Уткин работает в «Комсомольской правде» завлитотделом. В январе 1928-го в составе группы молодых поэтов едет в двухмесячную поездку за границу. Он десять дней провел в Сорренто у Горького. Беседовали, читали стихи, спорили. Горький в те дни написал Сергееву-Ценскому: «Сейчас у меня живут три поэта: Уткин, Жаров, Безыменский. Талантливы. Особенно первый. Этот далеко пойдет»…

Вспоминая о своих встречах с Иосифом Уткиным, художник-график Борис Ефимов так описывал его внешность: «Иосиф Уткин… Ему больше к лицу была бы другая, не такая безобидная фамилия. Например, Орлов или Ястребов. На худой конец, Дроздов или Соколов. Он был статным, стройным, с горделивой осанкой, с волнистой копной непокорных волос - что называется, красавец-мужчина. Под стать внешности и его стихи - красивые, звонкие…»

Практически с самого начала войны Иосиф Уткин стал фронтовым журналистом и поэтом. В августе он в качестве работника газеты «На разгром врага» оказался в брянских лесах. Многие из его страстных стихов той поры написаны непосредственно на передовой, в блиндажах и окопах. Никогда еще не писал он так много.

В сентябре 1941 года во время боев под Ельней осколком мины Иосифу Уткину оторвало четыре пальца на правой руке. Можно было забыть об игре на гитаре и о том, чтобы писать самому, но поэт словно бы не заметил своего увечья: в полевом госпитале он диктовал свои стихи.

В санбате

На носилках из шинели

Одиноко мне и жутко.

Изумленно шепчут ели:

«Неужели это Уткин?!»

Гимнастерки не по росту

Надо мной глаза склонили...

Удивленно смотрят сестры:

«Уткин, милый... Это вы ли?!»

И опять шинель - как лодка.

Я плыву куда-то... Это

Сестры грустные в пилотках

На руках несут поэта!

И от слез теплее глазу.

И тоска меня минует:

Сколько рук прекрасных сразу

За одну найти, больную.

Полевой госпиталь

Не прекращал Уткин литературной работы и в Ташкенте, куда его отправили на излечение. Менее чем за полгода он издает две книжки военной лирики «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом военных песен, написанных вместе с московскими композиторами. А еще в свет вышла книга «Я видел сам», стихи из которой читал в редакции «Комсомольской правды». И постоянно просился на фронт: «Я категорически отметаю разговор насчет невозможности, по соображениям физического порядка, моего пребывания на фронте. Я хочу. Я могу»…

Летом 1942 года Уткин вновь оказался фронте - на Брянском в качестве спецкора «Совинформбюро», от газет «Правда» и «Известия». Его поэзия поднялась до искусства, необходимого народу в самом прямом и непосредственном значении этого слова. Стихи о людях на войне, о бесстрашии, о верности и о родной земле помогали бойцам выжить и победить, их знали, их читали в перерывах между боями, их пели…

Затишье

Он душу младую

в объятиях нес...

М. Лермонтов

Над землянкой в синей бездне

И покой, и тишина.

Орденами всех созвездий

То ли девушка поет,

То ли лермонтовский ангел

Продолжает свой полет.

Вслед за песней выстрел треснет -

Звук оборванной струны.

Это выстрелят по песне

Оборвется, смолкнет вдруг,

Будто лермонтовский ангел

Душу выронит из рук...

Это стихотворение было опубликовано 19 мая 1944 года. Через полгода, 13 ноября, самолет, на котором спецкор возвращался с Западного фронта в Москву, разбился. Последней книжкой, что держал в руках погибший поэт, был томик Лермонтова…

Иосиф Уткин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Иркутске его помнят и любят. Его стихи входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению. В 1967 году решением Иркутского горсовета улица Кузнецовская переименована в улицу Иосифа Уткина. Его имя присвоено и Иркутской областной юношеской библиотеке.

Алена Чичигина (Иркутск)

Елена Сироткина