Внешние особенности евреев. Как, по лицу, отличить еврея от славяно-руса

Как распознать еврея?
Евреи - это нация, корни которой уходят в древние Иудейское и Израильское царства. Народ, который более двух тысяч лет существовал без своего государства, сегодня разбросан по многим странам мира.

Так, согласно официальным данным, 43% евреев проживают в Израиле, 39% - в США, а остальные - в самых разных уголках планеты. Многие из них живут и совсем рядом с нами. А вы знаете, как распознать еврея среди русских, немцев, кавказцев и других народов мира? Какие особенности внешности и характера отличают эту древнейшую и загадочную нацию? Спросите Итак, как распознать еврея? Прямо спросить его об этом. Большинство евреев гордятся тем, кто они есть, и не скрывают свое происхождение. Многие полукровки даже не задаются вопросом, какую половину предпочесть: еврейскую или русскую, украинскую, белорусскую… И даже капля крови для них бесценна. Это, между прочим, нормальная человеческая реакция. Ведь евреи - это древний народ с богатой историей и культурными особенностями. Так почему бы не гордиться этим? Спросите их сами. Но бывают случаи, когда люди стараются скрыть свое еврейское происхождение. И это не нормально. Например, в годы далекой перестройки у телеведущего Любимова прямо спросили об этом. И шоумен в прямом эфире перед всей страной поклялся, что ни он, ни его родители не евреи. Характерные черты, однако, присутствовали и в его внешности, и в поведении. Да и фамилия говорила сама за себя: Любимов производно от Либерман.

Загляните в паспорт

Какие фамилии носят евреи? Характерные черты еврейских фамилий - это немецкие суффиксы «-ман» и «-ер». Однако здесь нужно быть осторожными. Ведь такие фамилии носят и сами немцы, и латыши. Например, известный полководец Блюхер был чисто русской национальности, и немецкая фамилия досталась ему от предка, участвовавшего в войне с Наполеоном. Это было наградой за мужество и заслуги перед отечеством - носить фамилию известного немецкого полководца.
Есть еще одна особенность еврейских фамилий. Так, это может быть своеобразный «географический штамп». Многие евреи, переезжая в Россию из Польши, меняли свои фамилии таким образом, чтобы можно было понять, откуда они родом. Например, Высоцкий (поселок Высоцк в Беларуси), Слуцкий, Житомирский, Днепровский, Невский, Березовский (деревня Березовка), Донской и т. д. Еврейские фамилии также могут образовываться от уменьшительно-ласкательных женских имен. Ведь, в отличие от русских, они ведут свои родословные по материнской линии. Пример: Машкин (Машка), Чернушкин (Чернушка), Зойкин (Зойка), Галкин (Галка) и т. д. Но помните, что фамилия - это не отличительная черта евреев. Машкин и Галкин могут оказаться настоящими русскими мужиками, а, казалось бы, стандартные Иванов и Петров - евреями. Так что на основании одной только фамилии делать выводы рано. Выбор имен С именами все намного сложнее - они могут быть любыми. Конечно, есть чисто еврейские. Например, Лев (производное от Леви), Антон (от Натан), Борис (от Борух), Яков, Адам, Самсон, Марк, Абрам (от Авраам), Моисей, Наум, Ада (Аделаида), Дина, Сара, Эстер (от Есфирь), Фаина и другие.

Но существует и отдельная категория имен, которые имеют израильское происхождение, однако русские люди носят их еще чаще, чем сами евреи. Характерные черты таких имен - окончание -ил (Даниил, Михаил, Самуил, Гавриил), а также библейский смысл (Мария, Иосиф, Илья (Илия), София).

Носатость

Итак, какие характерные черты лица у евреев? Первое, на что всегда обращают внимание - это нос. Причем многие считают, что одного этого признака уже достаточно, чтобы считать человека евреем. Знаменитый «еврейский шнобель» начинает загибаться от самого основания. Так, израильский антрополог Джекобс подробно описал это явление «кончик загибается вниз, напоминая крючок, а крылья приподняты». Если взглянуть сбоку, то нос напоминает удлиненную кверху цифру 6. В народе такой нос называют «еврейской шестеркой». Однако только по одному этому признаку нельзя с точностью сказать, что человек - еврей. Если посмотреть на портреты русских писателей, то выяснится, что практически все из них были носатыми: и Некрасов, и Гоголь, и Карамзин, и даже Тургенев. Но доподлинно известно, что евреями они не были. На самом деле у израильтян могут быть самые разнообразные носы: и мясистые «картошки», и узкие с горбинкой, и прямые, длинные, с высокими ноздрями, и даже курносые. Так, что один только нос - это далеко не показатель «еврейства».

Распространенные ошибки

Существует мнение, что есть определенные признаки, которыми обладают только евреи (характерные черты лица) - огромный нос, черные глаза, толстые губы. С носом мы уже разобрались. Что касается темных глаз и пухлых губ, то это самые распространенные негроидные признаки. А негроидная примесь свойственна не только евреям, но и лицам другой национальности. Например, в результате союза монголоида и негра можно получить те же черты. Такая примесь часто наблюдается у греков, испанцев, португальцев, итальянцев, арабов, армян, грузин. Еще одно массовое заблуждение - у евреев темные кучерявые волосы. Здесь все то же самое. Негроидный признак - налицо. С другой стороны, библейский еврей Давид был блондином. Это уже нордическая примесь. А посмотрите на российского певца Агутина - типичный еврей, но отнюдь не темноволосый.

Признак номер один

И все-таки как по лицу отличить еврея от славяно-руса? Существуют ли железобетонные признаки? Ответ: да.

Если вы сомневаетесь, кто перед вами: еврей или нет, в первую очередь обратите внимание на расовую черту - средиземноморскую примесь. Ее нет даже у кавказцев, которых часто путают с евреями из-за их мясистых носов, толстых губ и курчавых волос. Средиземноморская примесь очень характерна и явно выражена даже при большом кровосмешении. Что же это такое? И прямо, и в профиль это очень узкое длинное лицо. Оно не расширяется кверху, в отличие от типичных славяно-русских лиц. Такую форму головы с узким и продолговатым затылком имеют только евреи. Характерные черты можно рассмотреть на фотографиях Луи де Фюнеса или Софии Ротару. Русские евреи - это смесь средиземноморцев и переднеазиатов (кавказцы, армяне). Идеальные примеры - Борис Пастернак и Владимир Высоцкий. Итак, главная отличительная черта евреев - это очень узкое, длинное лицо, которое к верху не расширяется. Если из-за каких-либо примесей такое лицо расширилось, то где угодно, но не в районе лба. Лоб у еврея всегда узкий, как будто его зажали в тиски. В остальных местах, в принципе, голова может расширяться. И уже после того, как вы увидели этот признак, можно обращать внимание на нос, губы, глаза, фамилию и все остальное, чем отличаются евреи.

Характерные черты характера

Главными чертами характера любого еврея являются уверенность в себе, абсолютное чувство собственного достоинства и всякое отсутствие стеснительности и робости. Существует даже специальный термин на идише, который объединяет в себе эти качества - «хуцпа». Переводов этого слова на другие языки не существует. Хуцпа - это своеобразная гордость, вызывающая желание действовать, без опаски оказаться недостаточно подготовленным или неспособным.

Что же такое для евреев «хуцпа»? Смелость, способность изменить свою судьбу, бороться с ее непредсказуемостью. Многие евреи уверены, что само существование их государства Израиль - священно, это и есть акт хуцпа. Как уже говорилось выше, аналогов в других языках и переводов этого понятия нет. Но в нееврейском обществе хуцпа имеет негативный окрас и отождествляется с понятиями «наглость», «нетерпимость по отношению к другим людям», «бесстыдство» и т. д. Косвенные признаки Стоит рассмотреть еще некоторые отличительные черты славян и евреев. Так, например, чистота лица. У евреев, в отличие от большинства русских, нередко наблюдается скопление родимых пятен в области носа, рта и подбородка. Родинки - это признак старения и деградации организма. Чем позднее они формируются на теле человека, тем крепче организм. У евреев родимые пятна, как правило, образуются еще в детском возрасте. Продолжаем называть характерные черты израильтян - сильнообнаженные при улыбке десна. Такое очень редко наблюдается у славяно-русов. У евреев часто встречается достаточно редкий и асимметричный зубной ряд, в отличие от славян, которым свойственны плотные нижние и верхние зубы

Картавость как дефект речи часто считается косвенным признаком. В принципе, она свойственна некоторым евреям. Но только меньшинству. Большинство израильтян очень четко произносят букву «р». И даже учат этому русских. Но все-таки картавость - это редкий признак, ведь многие из евреев, у кого был такой дефект, упорно занимались с логопедом. Да и любой русский ребенок может иметь такое произношение от рождения. Национальная принадлежность У всех народов мира не существует обязательных и строгих законов, которые регулируют национальную принадлежность. Здесь свобода выбора: либо национальность матери, либо отца. Исключение составляют только евреи. У них строгий и нерушимый закон: только тот, кто рожден от матери-еврейки, может считаться евреем. И закон этот строго соблюдается на протяжении всего времени существования нации.

Большинство евреев принадлежат к одинаковому с армянами расовому типу. Но разница есть, поскольку одни и те же автохтоны смешивались с разными народами.

Довольно типична светлая пигментация кожи. Волосы в основном, черные, жесткие, вьющиеся, реже прямые. Светлые или рыжые цвета волос говорят о том, что перед вами метис. Рыжие евреи появляются только в результате смешения. Сильно развит третичный покров у мужчин, и вторичный в том числе и у женщин. Иногда встречается захождение волос на лоб.

Глаза в большинстве случаев темных оттенков - темно-карие. Часто глаза имеют миндалевидную форму (внешний уголок глаза ниже внутреннего). Прямое положение глаз встрачается относительно редко. Глазная щель нормальная. иногда выступают надбровные дуги.

Нос выступающий, довольно широкий, длинный или среднедлинный, кончик носа массивный, загнут книзу, спинка выпуклая (но также встречается и прямая).

Губы средние и толстые. Лицо широкое пропорционально овальное, скулы широкие, но не выступающие, подбородок высокий. Рост средний и ниже среднего (150-170 см). Маленькая ушная раковина. Череп брахицефальный (круглый и невысокий). Затылок у евреев в отличии от армян не плоский, а выпуклый.

АШКЕНАЗИ - Евреи Восточной и Центральной Европы

В Восточной Европе сформировалась своеобразная этническая группа, состоящая из этнических евреев, остатков хазар, венгров и представителей других национальностей, включая немцев, литовцев и поляков. Эта группа и получила название - ашкенази. Обычно в Европе под словом "еврей" ("иудей") подразумевают именно ашкеназского еврея. Хотя словом "ашкеназ" в средневековой еврейской религиозной еврейской литературе обозначали не народ, а географический район от Рейна до Вислы.

Основным языком общения ашкенази долго был идиш - восточный диалект средненемецкого языка с сильной примесью еврейских, тюркских, славянских и иных слов. Знаменитое картавое грассирование в идиш, скорее всего, пришло из немецкого или французского.
Антропологически ашкенази неоднородны, что вполне объяснимо их смешанным составом. Ашкеназские евреи в 60-е годы ХХ века насчитали 11 млн (в их число входили чистокровные евреи, метисы и просто иудеи). Выделяют несколько основных антротипов восточных евреев, но фактически большинство ашкенази относятся к арменоидному типу и его метисам с местным населением. Ашкенази свойственен средний рост. Относительно часто встречаются рыжие волосы, глаза смешанных, часто светлых оттенков и брахицефалия (круглоголовость). Пигментация волос и глаз напрямую зависит от места жительства. Так, согласно многим публикациям, 45% литовских евреев (или "литваки") были голубоглазыми блондинами. В некоторых группах восточных евреев светлые волосы и глаза не такая уж и редкость.
Зато они практически не встречаются у иракских евреев.
Нередко среди ашкенази встречается не выпуклая, а вогнутая спинка носа.

СЕФАРДЫ

Это потомки евреев, выходцев из Палестины, проживающих на территории Испании (на иврите - сефарад) и Португалии до тех пор, пока в конце 15 века они не были изгнаны и не осели в соседних странах Средиземноморья, Марокко, на Балканах и чуть меньше - в Западной Европе. В 1960 году сефардов было примерно 500 тыс. человек. Из них лишь треть принадлежала к арменоидному типу. Треть была метисами, а треть-потомками европейцев, принявших иудаизм. Последние не имели ближневосточных антропологических черт.

Сефардам свойственны черные волосы, черные или темно-карие глаза и долихоцефалия (высокая, узкая голова). Рост выше среднего, высокий. Светлое, вытянутое лицо. Прямой, средних размеров нос.
Черные, прямые, иногда немного вьющиеся волосы.

Евреи Средней Азии

Или как их еще называют - бухарские евреи. Это потомки евреев, осевших в Иране и странах Средней Азии. Смешиваясь с местным населением, они сохраняют свои религиозные обычаи и становятся этноконфисиональной группой. Говорят на языках иранской группы, проживают в Таджикистане и Узбекистане. Относятся к памиро-ферганской антропологической ветви с арменоидными элементами.

Памиро-ферганская раса, раса среднеазиатского Междуречья, входит в большую европеоидную расу. Для нее характерны: средний рост, темные волосы и глаза, смуглая кожа, брахикефалия, узкий выступающий нос, сильно развит рост бороды.
К памиро-ферганской расе также относятся таджики и самаркандские узбеки.

ФАЛАШИ - эфиопские евреи

Фалаши были полностью оторваны от мирового еврейства в течении многих веков, но ощущали и ощущают себя евреями. Они признаны таковыми как у себя в Эфиопии, так и (после некоторых колебаний) в Израиле. А ведь от соседей по Черному континенту фалаши почти не отличимы. И по антропологическому типу и по языку, и по образу жизни, и по характеру ведения домашнего хозяйства.

Можно выделить некоторые общие черты фалашей. Это темно-коричневый с красноватым отттенком цвет кожи: он лишь немного светлее цвета кожи негрских народов тропического леса.
Во-вторых, вьющиеся волосы, иногда почти курчавые.
В-третьих, довольно полные губы, но не столь вздутые, как у представителей негроидной расы.
Очень узкое и довольно высокое лицо. Прямой лоб и слабо развитые надбровные дуги. Средний или высокий рост.

САБРЫ - коренные евреи Израиля

Первоначально сабры - автохтонные евреи Израиля. Они не покинули Палестину даже в самые "черные" времена, жили на побережье Средиземного моря и на Синае.
Позже появился обычай считать сабрами всех рожденных в Израиле. но все же в классическом понимании этого слова сабры - это евреи. жившие в Израиле до возвращения основной массы иудеев на историческую родину. К ним же относятся йеменские евреи.

Сабры относятся к арменоидной ветви европеоидной расы. в большинстве случаев они выше ашкенази и чуть светлее сефардов.

Среди йеменских евреев выделяют северную группу, характеризующуюся небольшим ростом, смуглой кожей. темными волосами и глазами, и южную - более высокорослую, с более светлой кожей, более светлыми волосами - на иссиня-черными, атемно-коричневыми. Относительно много рыжеволосых. Часто встречающийся профиль носа - выпуклый, с загнутым вниз массивным кончиком.

Крымские иудеи

В Крыму есть два народа (помимо евреев), исповедующих иудаизм или признающих Тору: это тюркоязычные крымчаки и караимы. Антропологически крымчаки и караимы неоднородны: Цвет кожи смуглый и светлый. Пигментация волос и газ преимущественно темных оттенков: глаза карие, волосы черные. Волосы чаще прямые и жесткие. Очень низкий процент светлых глаз. Нос среднеширокий, прямой или с выпуклой спинкой, переносье средней высоты. Лицо обычно довольно высокое и широкое. Слегка выступающие скулы. Рост средний. Встресчается эпикантус (наследие Орды). Губы средней толщины.

ТАТЫ - горские иудеи Дагестана и Азербайджана

Определить численность горских иудеев крайне трудно. По некоторым подсчетам, в конце 1980-х гг. их насчитывалось от 50 до 60 тысяч. Язык - татский (иранская группа).
Многие из них "репатриировались" в Израиль, немало горцев выехало с Кавказа в российские города, особенно в Москву (где в настоящее время есть татская синагога).

Антропологически таты неоднородны.
Смесь балкано-кавказской подрасы с арменоидным и другими кавказскими типажами. в большинстве случаев средний рост, брахицефалия, темная пигментация волос и глаз, нос длинный, выпуклый или прямой с горизонтальным основанием. Нередко внешний уголок глаза ниже внутреннего, глазная щель нормальная. Лицо чаще широкое. Лоб прямой, затылок выпуклый.

1. «У тебя такое еврейское лицо», - сказали однажды Букнику с любовью, и он немедленно забыл все те случаи, когда эту же фразу произносили с отвращением, смущением, сарказмом, враждебностью и даже брезгливостью. По лицу будешь узнан, а потом уже по делам, и никуда от этого не деться.

2. Узнавание еврея по лицу стало наукой. Узнавание еврея по лицу – врожденный навык некоторых народов, в частности, самих же евреев. Узнавание еврея по лицу – это народная забава, ибо известно, что еврей – вечно чужой, хотя может казаться бесконечно своим. И важно уметь его узнавать.

3. Искусство чтения лица – физиогномика – давно стало наукой. Если верить ей, глаза, нос, уши, рот - эти своеобразные антенны, которые двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг, и их форма, а также мимические морщины, многое могут сообщить о человеке. Получается, что крупные, широко открытые глаза того самого усредненного еврейского лица – признак непреходящей способности удивляться и взаимодействовать с окружающим миром. Про крупные уши – те же выводы, а вот крупный нос… Нет, не получается. Ни в одном из изученных нами текстов не говорится о том, что лица еврейской национальности каким-то особенным образом воспринимают запахи. Разве что тот самый общий средиземноморский предок передал нам привет вместе с крупным носом – благо пряностей и благовоний на Ближнем Востоке немало.

4. Другую версию, объясняющую особенности этнофизиогномики евреев, Букник услышал в школе от особо воинственно настроенного одноклассника. Тот всерьез защищал теорию о носах: мол, евреи умные потому, что всякие там носовые пазухи и прочие внутренние части носа homo sapiens у евреев вынесены в область выдающейся части шнобеля, и от этого места в голове (а, следовательно, пространства для мозга) остается больше. Букник никогда не верил в эту галиматью, но почему-то именно она и запоминается из детства, а не какая-нибудь там важная наука.

Мерил Стрип в роли раввина (Ангелы в Америке)

5. Нос, конечно, – это тема. В нацистской Германии проводились специальные занятия, лекции, семинары, на которых учили узнавать евреев. Вот как в учебнике для детей «Der Giftpilz», выпущенном антисемитом Рейха номер один Юлиусом Штрайхером , мальчиков и девочек учат определять евреев. (Мы тут приведем краткий пересказ этого текста , который объединяет почти все стереотипы.)

Сегодня в седьмом классе царит оживление: любимый учитель, герр Биркманн, говорит о евреях. Даже самый ленивый мальчик, Эмиль-храпун, не спит и внимательно слушает. Герр Биркманн знает о евреях из жизни и умеет излагать эти знания в доступной форме, поэтому любимое время детей – «еврейский час». Подходит момент, когда надо проверить, что выучили дети. Тянутся руки. Как мы узнаем еврея? "Мы можем узнать его по форме носа: он загибается на самом кончике и похож на цифру шесть. Мы так и называем этот признак – «еврейская шестерка». Он отличается от просто горбатого или орлиного носа тем, что похож именно на шестерку, - отвечают ученики. Мы можем его опознать и по губам – они обычно мясистые. И глаза его отличаются от наших – веки у них тяжелые, взгляд подозрительный и пронизывающий, сразу видно лживого человека. Ростом они невелики, от среднего до низкого, страдают плоскостопием, уши у них большие и торчат, как ручка у чашки. Волосы черные и курчавые, как у негра, а при разговоре они машут руками".
В конце урока дети дружно поют звонкими голосами: «С еврейского лица на нас смотрит сам дьявол» и радостно разбегаются.

6. Замечено, что среди ашкеназских евреев процент светловолосых людей ниже, чем у других жителей Северной Европы, а среди сефардов и мизрахов процент таких людей выше по сравнению с арабами и другими азиатскими группами. Светловолосых больше среди ашкеназов, среди сефардов их меньше, еще реже они встречаются среди мизрахов. До Холокоста среди германских евреев 30% были светловолосыми, среди английских – 25%, но среди итальянских – всего 5%. Исследования, проведенные в начале XX века, показали: среди ашкеназов (Галиция, Польша, Германия) светловолосых от 10 до 30% и рыжих – от 2% до 4%. Сефарды (Босния, Англия, Италия) - 10% блондины, 1% рыжие. Среди горских и дагестанских евреев – 2% блондинов и 2% рыжих. В России, Галиции и Польше наблюдалась самая высокая концентрация рыжих.


7. Статистически обработанные данные по 145 000 еврейским детям Австрии, Германии и Венгрии в дохолокостный период показали: 30% блондины, 55% шатены и 14% жгучие брюнеты. Рыжих – полпроцента.

8. Цвет глаз прабабушек и прадедушек ныне живущих евреев тоже подвергся статистической обработке в конце XIX века. Среди российских евреев светлоглазыми были 23%, среди австрийских – 27%, а среди ашкеназов, проживавших на территории Англии, – 11,1%.

9. Если покопаться в статистике, возможно, найдется объяснение еще одному клише – «у евреев чаще встречается сочетание темных волос и светлых глаз, чем у других народов».

10. В середине XX века в перуанском городе Кахамарка двое братьев Альваро и Сегундо Вильянуева Корреа en/Community.aspx?Name=The+Inca+Jews">решили обратиться в иудаизм . С них началась община, которая сформировалась к 1958 году. Члены этой общины, получившие имя Сыны Моисея (Бней Моше), строго соблюдали субботу, праздники и кашрут. Со временем эта группа выросла до 500 человек, и в народе их стали называть «инко-евреями». Сравнительно недавно они были признаны раввинатом, и многие из них переехали в Израиль. Интересно, как они там? Обжились? Если сильно не присматриваться, индейские черты лица отдаленно напоминают стереотип еврейского. В американских вестернах, пока не началась мода на коренные народы, индейцев поначалу играли как раз евреи или итальянцы . Вот и студенты Букника, обсуждая его национальность, однажды поспорили: один говорил, что он еврей, а другой – что майя.

11. Борода – тоже тема. И не только еврейская. В ХV веке жил кардинал Виссарион , обратившийся в католицизм из греческого православия и все пытавшийся объединить расколотые церкви. Был он популярен, и прочили ему папство, но борода, которую он носил по старой памяти, помешала. На одном из приемов в 1471 году, король Луи XI дернул его за бороду и наговорил грубостей. Виссарион расстроился и умер годом позже. Because of a beard, a papacy was lost. А теперь представим, как все кому не лень издевались над еврейскими бородами во все времена. И ведь были же они совсем не правы, ибо сказано: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев 19:27).

12. Евреи соблюдают именно этот завет. К тому же, борода и лидерство – вещи в культуре очевидно взаимосвязанные. Есть такая талмудическая история про раббана Гамлиэля II, духовного лидера, наси, в период после разрушения Храма. Настал в его жизни момент , когда был он отстранен от руководства за злоупотребление властью, а на смену ему прочили Элеазара бен Азарию, блистательного молодого раввина, потомка первосвященника Эзры. Но был тот молод и безбород, что стало серьезным препятствием для его назначения. Однако свершилось чудо: Элеазар проснулся как-то утром и увидел, что Бог дал ему длинную и, главное, седую бороду.

13. Так что борода стала важным культурным маркером. Но все же растительность на лице не всем евреям по вкусу, некоторые наши современники ищут и находят компромиссное решение между заветом и реальностью. Если нельзя именно брить, то есть срезать, значит, можно, например, депилировать кремом (тут правда, есть риск лишиться кожи лица). Далее, как это обычно бывает, спор переходит в область семантики выражений «срезать концы волос» и «разрушать/портить концы волос». Например, можно убирать растительность машинкой (тримминг можно, бритье нет): волоски на лице уничтожаются, но не до конца. Некоторые галахические власти запрещают электробритвы, другие считают, что прибор не так основательно, как станок, стрижет волос, а следовательно, не разрушает его полностью, и использовать электробритву можно. Не спрашивайте, где здесь логика, читайте литературу. Другое дело, что и Тора и Талмуд явственно дают понять: у еврейского мужчины должна быть борода. Ее потеря напрямую связана с потерей идентичности.

14. Однако христиане по-другому интерпретируют Писание. Возможно, Папа Григорий VII (1073-1085) ввел для католических священников правило бриться, дабы отличались они от иудейских и мусульманских коллег, но со временем это правило нашло более возвышенное объяснение в работах средневекового богослова Гилельма Дуранда (1237-1296), утверждавшего, что, состригая бороду, избавляемся мы от пороков и грехов, ибо сущность их поверхностная, и безбородость приближает человека к ангелам, которые вечно молоды. Вот и Иосифа побрили, прежде чем провести в покои фараона, ибо египтяне культивировали безбородость как признак молодости. Получается, что евреи вовсе не боятся показаться старше, ибо культивируют мудрость, неизбежно сопутствующую возрасту. Эх, кабы так оно и было…

15. Вот реконструкция израильского еврейского лица первого века нашей эры. Она была сделана для фильма "Би-би-си" «Сын Божий» - это версия Иисусова облика. А исследователь и документалист Джон Роумер в другом фильме - снятом для Discovery Channel «Семь чудес света» - обращает внимание на то, что традиционное изображение Иисуса может происходить от классического эллинистического изображения Зевса. Теперь соберем это все воедино и посмотрим на гипотетического представителя «еврейской национальности». Какие впечатления?

16. Изображений древних евреев не так уж и много. Букник наткнулся на две интерпретации одного из самых известных – процессии с фрески гробницы Хнумхотепа III из Бени-Хасана . «Группа из четырех еврейских женщин несет сурьму для подкрашивания глаз египетского принца. Эта фреска показывает нам, сколь велико отличие в одеждах египтян и евреев. Мы также видим, как сильно отличаются египетские и еврейские женщины в профиль: египтянки – красавицы, с идеальными носами, а еврейки – страхолюдины! – с горбатыми носами. Евреи вообще завидуют красоте других народов, так как у них лица, как у гномов (на это явное сходство никто еще не обращал внимания, потому что евреев боятся), огромные носы и мохнатые, как у йети, брови».

17. Удивительным образом другие видят в тех же росписях гробницы Хнумхотепа III источник знаний об искусстве и ремеслах евреев. «Тридцать семь торговцев и ремесленников с женами и детьми изображены на фреске внутри захоронения. Их одежды, прически и цвет кожи указывают на то, что они были из Ханаана». Художники тщательно вырисовали одеяния семитов, и это позволяет ученым установить, что ткани были изготовлены на станках, еще не известных в Египте, и окрашены в цвета, которые не применялись в Египте в тот период. Собственно, для нашей темы не столь важно, что многие прогрессивные технологии были привнесены в Египет семитами. Нам важен портрет дам, проживавших в Ханаане XIX века до нашей эры и увиденных глазами египетского художника. Они весьма привлекательны, и сходство с нашими современницами налицо.

18. Пчелы различают лица людей . Никто пока не понял, как они это делают. Причем узнают нужного человека, даже если его фотографию перевернуть.

19. Снайперские винтовки скоро будут различать лицо человека в прицеле, чтоб точно знать, стрелять или нет.

20. Привычка определять национальность человека по его внешнему виду не исчезнет никогда, ибо напрямую связана с выживанием и необходимостью классифицировать мир. Как и у животных с их навыками точной атрибуции особей разных видов. И только самые продвинутые из нас умеют вовремя вспомнить, как легко обмануть глаз и как мало эта классификация дает сердцу.

- 49.00 Кб

Особенности поведения и характера

  • Главные черты характера еврея - чувство собственного достоинства и всякое отсутствие робости и стеснительности. Для передачи этих качеств еврея существует даже специальный термин - «хуцпа», не имеющий перевода на другие языки. Хуцпа - особый вид гордости, побуждающий к действию, несмотря на опасность оказаться неподготовленным, неспособным или недостаточно опытным. Для еврея «хуцпа» означает особую смелость, стремление бороться с непредсказуемой судьбой.
  • Исследователи израильского этноса выделили несколько характерных черт, присущих всем евреям. В числе положительных были названы следующие: дружелюбие и патриотизм. В любви к своему Отечеству, своей истории евреи не знают меры.
  • Среди отрицательных качеств называют такие как: всеобщая необязательность, что выражается в постоянных опозданиях. Не часто встретишь израильтянина, который бы вовремя приходил на встречу.
  • Многие израильтяне не замечают ничего, что происходит вокруг. Лицемерие и ханжество также можно назвать в числе негативных характеристик еврейского народа, как и наглость.
  • Стремление обмануть ближнего - естественная и имманентная черта израильской ментальности, зафиксированная в научной и художественной литературе, эстраде, анекдотах. При любом контакте с израильтянами надо прежде всего подумать - как он может меня обмануть и как я могу от этого защититься.
  • Приветствия у Евреев обычно имеет религиозный характер, по крайней мере по своей форме, и сопровождается многими церемониями. Иногда они состоят только из одного простого восклицания: Господь с веши, или: мир тебе. Время, употребляемое на обрядность приветствий, неоднократные поклоны, целование бороды и т.п. иногда тянулось очень долго,и потому-то вероятно делается предосторожность уклоняться от приветствий.
  • Расставляя пальцы левой руки веером, обмахивая этим "веером" свое лицо; означает: "Я поражен!"
  • Жест "хамса алейха": если твой собеседник хочет тебе добра, хочет оберечь тебя от сглаза, порчи – он приближает к твоему лицу свою ладонь с растопыренными пальцами и добавляет: "хамса алейха"
  • Если вы показали официанту, будто что-то черкаете в воздухе на воображаемом листке – значит, просите счет.
  • момент, когда пробегающий мимо вечно занятый официант взглянул на вас и вы указательным пальцем описываете круги на воображаемой тарелке. Это вы просите порцию хумуса. Повар, как вы знаете, положив в тарелку хумус, размазывает его круговыми движениями ложки Этим жестом пренебрегать не советую: хумус – важнейший в Израиле продукт.
  • Прикладывая указательный палец правой руки к скуле чуть пониже глаза и оттягивая вниз нижнее веко. Означает: "Да что ты говоришь?Я разгадал твой подвох". То же самое этот жест означает в Греции, в Турции.
  • Я не знаю, поймут ли израильтяне верчение пальцем у виска. Они в таком случае как бы похлопывают ладонью себе по голове. Это восходит к выражению "нафаль аль а-рош" ("на головку упал").
  • Если израильтянин поглаживает пальцами одной руки по ладони другой в то время, когда кто-нибудь говорит, это значит, то, о чем говорится, неправда
  • Есть жест, который редко показывают, чаще о нем говорят: "Ани махзик эцбаот" - я за тебя болею, "кулачки держу". Средний палец кладут на указательный.
  • А еще есть у израильтян не жесты, а звуки: "Пххх" – "Да что ты говоришь? Не верю!" "Пшшш" – восхищение.

Положительность в стиле работы

  • Евреев отличает тонкий ум и врожденные способности к ведению бизнеса. При этом евреи умеют, как зарабатывать деньги, так и скромно не выставляют их на всеобщее обозрение.

Обращать особое внимание

  • Чаевые в ресторане составляют около 10%, если они не включены в счет. Посыльным в гостинице дают 5-10 шекелей, гидам 4-5 долларов с человека в день, водителям туристических автобусов, шоферам - 2-3 доллара.
  • При посещении святых мест, а также жилых кварталов иудаистов, необходимо носить головной убор и прикрывать обнаженные ноги и плечи.
    В мусульманских районах рекомендуется соблюдать все нормы ислама, традиционные для исламских стран.
  • http://www.vaal.ru/show.php? id=126

Особые требования

  • С ноября 2007 года в Израиле действует полный запрет на курение в общественных местах
  • С 29 августа 2010 года в Израиле вступает в силу закон, направленный на борьбу с пьянством. В его рамках, в частности, запрещается выпивать в общественных местах в любое время суток.
  • Следует воздержаться от фотографирование военных и стратегических объектов, электростанций, портовых сооружений, аэропортов - в связи в напряженными арабо-израильскими отношениями, вас могут задержать как шпиона и учинить допрос.
  • В Израиле запрещены все виды азартных игр
  • Не дарят дорогих подарков: это будет расценено как взятка.

Как строить взаимоотношения с Израильтянами

  • Старайтесь избегать разговоров на политические темы, особенно касающиеся взаимоотношений евреев и палестинцев, если вы не знакомы близко с вашим израильским собеседником. Но в целом страна очень политизированная.
  • Если же вы хотите что-нибудь спросить, то обращайтесь только к представителям вашего пола.
  • У знакомых сначала справляются о здоровье детей, а потом уже об их здоровье.
  • При встрече даже малознакомые израильтяне обмениваются несколькими ничего не значащими фразами. Тем не менее, эти фразы обязательны, если вы хотите поддерживать с этим человеком контакт, и чтобы вас не сочли угрюмым и невежливым: – Шалом, ма нишма? А-коль беседер? Ма шломха? – Привет, как дела? Все нормально? Как здоровье?

На все эти вопросы существует единственный ответ: «Беседер», «Беседер гамур» (арабская версия: «Мабсут халас»).

  • Основой выживания в Израиле является так называемая «хуцпа», то есть естественная наглость, с которой ведут себя израильтяне. Простой пример – вы пришли в учреждение, рядом со столом чиновника нет стула. Не ждите, пока он пригласит вас сесть, смело берите стул, стоящий у другого стола или зайдите в соседнюю комнату (но тогда надо спросить, можно ли взять стул). Именно такое поведение будет воспринято в Израиле как признак инициативного, самостоятельного человека.
  • Оптимальная стратегия поведения в Израиле - спокойная уверенность в себе

Мифы и стереотипы

  • Первый миф, сложенный о евреях, уже превратился в поговорку. «Ты что еврей что ли?» - часто так говорят тем людям, которые отвечают вопросом на вопрос. Неужели действительно так делают именно евреи? Ответ, как правило, везде одинаков: «А вы у евреев спрашивали?» Но все это, конечно, в рамках шутки, а если серьезно, то этот миф не так просто развеять. По результатам социологических исследований, 75 % респондентов считают, что если еврей не умеет отвечать вопросом на вопрос, то он не еврей. Что ж с общественным мнением не поспоришь.
  • Второй миф, который на протяжении многих лет ходит о евреях - «два еврея – три мнения». Это выражение применимо к конфликтным ситуациям. Есть люди, которые стоят в споре на своем до победного. К евреям это не имеет никакого отношения, считают многие. И отчасти с ними можно согласиться. Спор для евреев, словно воздух для живых существ, придает силы и не дает умереть. Спорить евреи любят, вот только при этом периодически занимают то одну, то другую сторону в споре. Это качество порождено внутренней противоречивостью натуры израильтянина.

Интересны факты

  • В Израиле строго запрещено выбрасывать что-либо из окон автомобиля. Штраф весьма значителен. Хотя увидеть бумажки и легкий мусор на улицах можно, так как из-за угрозы терроризма урн немного.
  • В аэропорту, перед вылетом, контроль очень строгий, хотя обходительный. Рекомендуем воспринимать это как заботу о Вашей безопасности.
  • В субботу и во время праздников в Израиле прекращается работа – закрываются магазины и рестораны, прекращает ходить общественный транспорт, а в наиболее важные праздничные даты прекращает вещать радио и телевидение. Праздничные дни в государстве Израиль: суббота (шабат), два дня на Новый год
  • В Израиле сильна религиозная составляющая. Религиозные законы иудаизма требуют от еврея ежедневного соблюдения 613 правил.

Краткое описание

лавные черты характера еврея - чувство собственного достоинства и всякое отсутствие робости и стеснительности. Для передачи этих качеств еврея существует даже специальный термин - «хуцпа», не имеющий перевода на другие языки. Хуцпа - особый вид гордости, побуждающий к действию, несмотря на опасность оказаться неподготовленным, неспособным или недостаточно опытным. Для еврея «хуцпа» означает особую смелость, стремление бороться с непредсказуемой судьбой.
Исследователи израильского этноса выделили несколько характерных черт, присущих всем евреям. В числе положительных были названы следующие: дружелюбие и патриотизм. В любви к своему Отечеству, своей истории евреи не знают меры.
Среди отрицательных качеств называют такие как: всеобщая необязательность, что выражается в постоянных опозданиях. Не часто встретишь израильтянина, который бы вовремя приходил на встречу.

Каждая национальность имеет отличительные признаки внешности, характера, образа жизни. По ним узнают, кем является человек: русским, негром, китайцем, евреем. Представители последней нации имеют богатую историю и культурное наследие, живут во многих странах мира. Чтобы определить еврея, пригодятся описание, как он выглядит, знания об особенностях менталитета и образа жизни.

Как отличить еврея: характерные черты

Известны способы, как определить и распознать в человеке принадлежность к рассматриваемой нации. Легкий - спросить об этом. Евреи часто гордятся национальностью и не скрывают происхождения. Об этом может сказать фамилия человека и даже его характер. Также методом определения еврейской принадлежности выступает распознавание нации по особенностям внешности.

Форма головы

Для установления национальности человека целесообразно обратить внимание на череп, тип лица.

Главный признак еврея - несимметричность головы, в отличие от славяно-руса, у которого овал четко выраженной овальной формы. У последнего это создает ощущение надежной, крепкой посадки.

У евреев голова часто вытянутой формы, овал лица удлинен, как на фото актера Николаса Кейджа.

Несимметричностью обусловлены виды черепов, какие бывают у евреев, помимо вытянутого: грушевидного, круглого, сдавленного. Характерен скошенный затылок, наблюдать который можно на фото виолончелиста, пианиста и дирижера Мстислава Ростроповича.

В этом случае профиль человека четко показывает плоский участок, слегка наклоненный назад.

Круглая голова у еврея не редкость, при этом она вдавлена в плечи по причине короткой шеи. На фото изображен юморист Михаил Жванецкий.

Эта особенность часто сочетается с малым ростом и лишним весом человека.

Еще одной характеристикой формы головы еврея выступает скошенный лоб, визуально отклоненный назад. Фотография Юрия Никулина показывает этот антропологический признак.

Нос

Способ, как определить национальность по внешности - обратить внимание на нос человека. Выделяют разновидности типичных еврейских носов: широкий, в форме капли, удлиненный.

Знаменитый «шнобель» загибается у основания, напоминает крючок, при этом крылья приподняты. Такая форма образует цифру 6, поэтому в антропологии нос получил название «еврейской шестерки».

Признак прослеживается на фото актера Эдриана Броуди.

У нацистов в Германии эта характеристика носа считалась главной, как узнать семитскую внешность. В немецких школах проводились специальные занятия, где детям рассказывали признаки еврейской нации.

Однако и у русских встречается такая форма носа (у Гоголя, Некрасова), поэтому судить о национальной принадлежности только по одной внешней особенности не следует.

Для евреев характерен удлиненный тонкий нос, кончик которого уходит далеко вниз за линию крыльев, чем отличается от классической формы славян. Признак ярко заметен на фото музыканта Леонида Агутина.

У еврея Зиновия Гердта присутствует нос-капля. Такой форме характерны широкий кончик и вытянутость вниз.

Вздернутый выше кромки ноздрей еврейский нос представлен на фото актера Алексея Баталова.

Глаза

Понять, что человек принадлежит к еврейской национальности, можно по глазам. Характерной особенностью выступает их выпуклость, как на фото предпринимателя Романа Абрамовича.

При закрывании глаз тяжелые веки представлены, как часть шара - это способ, как немцы определяли евреев. Отличали их также по пронизывающему взгляду «лживого человека». Кратко и доступно признаки перечислялись в пособии для детей, звучащем по-немецки «Der Giftpilz», который создал Юлиус Штрайхер.

Считается, что у евреев слабое зрение: они чаще других народов страдают дальтонизмом и носят очки.

Характерно близкое расположение глаз, возможно врожденное косоглазие.

Цвет преимущественно темный, но присутствуют и другие оттенки, например, голубой. Встречаются среди евреев голубоглазые брюнеты.

Уши

Яркий признак еврейской национальности - слабовыраженная, сросшаяся мочка уха.

Форма раковины различна, контуры нижней половины часто несимметричны верхней.

Славянское ухо прижимается к боковой части головы серединой. Еврейское же - приросшее нижней и верхней областью, как видно на фотографии Владимира Жириновского.

Иногда кажется, что раковины снизу отходят практически из шеи, их называют «сайгачьи уши».

Волосы и борода

Среди представителей нации встречается разнообразие оттенков волос: от светлых до черных. Свойственны кудрявые, волнистые пряди. Еврейской национальности характерен темный цвет волос: от каштанового до черного.

Однако блондины не редкость. Светловолосых больше среди ашкеназов (германоязычные европейские евреи), чем среди других типов.

Возможны и рыжие, преимущественно это польские евреи и представители нации в России.

Элементом прически выступают пейсы - отращенные пряди на висках. Они необязательны, но наряду с бородой и бакенбардами считаются обычаем, традицией еврейской культуры.

Если человек лысый, в качестве пейсов используют накладные пряди, прикрепленные к головному убору.

Рот

Особенность строения рта у евреев заключается в чрезмерном обнажении десен при улыбке, как у Андрея Макаревича.

Отмечается подвижность губ, их несимметричность во время разговора.

Для представителей нации характерен неровный зубной ряд. В сравнении со славянами, у которых он плотный, у евреев отмечается асимметрия зубов, их некоторая редкость, как на фото Евгения Евстигнеева.

Фамилия и имя

Способ, как узнать, есть ли еврейские корни, заключается в анализе фамилии и имени человека. Однако использовать метод как основополагающий не стоит.

Характерные окончания еврейских фамилий:

  • на «-ман» (Либерман, Гусман);
  • на «-ер» (Штиллер, Познер);
  • на «-ц» (Кац, Шац);
  • на «-он» (Гордон, Кобзон);
  • на «-ик» (Ярмольник, Олейник);
  • на «-ий» (Вишневский, Разумовский).

Но их носителями бывают люди разного происхождения. Возможны окончания, сходные со славянскими (Соловьев). Известно происхождение еврейской фамилии от мужских и женских имен (Абрамович, Якубович, Рубинчик).

Покидая Польшу, многие евреи меняли фамилию, в зависимости, откуда они родом- Высоцкий (поселок Высоцк), Днепровский, Невский и так далее.

Большое разнообразие отмечается в именах. Истинные еврейские (Даниил, Лев, Илья, Яков, Дина, София) часто носят представители русской национальности.

Как выглядит еврейка

Еврейских девушек путают с представительницами других наций, кавказской или средиземноморской.

Отличительные признаки сходны с таковыми у мужчин, но выражены мягче.

Чистокровная еврейка среднего и пожилого возраста обычно представляется женщиной с выдающимися формами, громким голосом и именем Розочка, Сарочка и так далее.

Представительница нации считается заботливой женой и трепетной мамой, чрезмерно опекающей детей. Однако отмечают небрежность женщин в быту, одежде и внешнем виде, специфический запах от тела. Выделяют грубоватые манеры молодых и старых евреек, которым свойственна крикливость. Из-за небрежности от них нередко пахнет табаком, потом.

Лицо

Портрет еврейской женщины, как и мужчины, обладает характерными национальными чертами. Волосы преимущественно темные. Нос крупный, удлиненный или с горбинкой, пухлые губы.

Внимания заслуживают красивые глаза: слегка выпуклые, яркие и выразительные.

В них отображается вечная печаль, тревога и беспокойство.

Щеки иногда пухлые, что отмечается с детства и сохраняется у молодых девочек и парней. Некоторые источники причиной называют чрезмерный перекорм детей и гиперопеку.

Еврейские традиции включают покрытие волос в публичных местах или в присутствии постороннего мужчины.

Однако сегодня обычай соблюдается редко, только в строго ортодоксальных кругах.

Фигура

Генетической особенностью строения тела считаются широкие бедра и узкие плечи, полные ноги.

Евреечки преимущественно обладают пышными и чувственными формами, но встречаются и противоположные типы фигур.

Таким женщинам характерны узкая кость, смуглость, тонкая восточная красота.

С возрастом фигура часто портится, чрезмерно толстые еврейки - распространенное явление. Среди причин выделяют роды, поскольку в семье считается нормальным иметь 4-5 детей, что отражается на внешнем виде тела.

Обрезание

Специфическим способом, как проверить еврейство, является установление целостности крайней плоти полового органа мужчины.

На самом деле обрезание не только иудейский обряд, но и мусульманский. Отличие заключается в том, что в последнем случае крайняя плоть отсутствует. У иудеев показано делать процедуру частично, область обрезали только сверху.

Считается, что манипуляции у евреев вызывали постепенное формирование загиба вверх полового органа и приобретение им крючкообразного вида.

Особенности и правила жизни

Непростая история евреев обосновывает, почему у них так долго не было своего государства, что наложило отпечаток на их развитие и образ жизни. В древности они пребывали под гнетом египтян, располагаясь на подконтрольной им земле. После захвата Иудеи Римом, евреи окончательно изгнаны латинскими язычниками и вынуждены распространиться по миру, начав двухтысячелетние скитания.

Нация, существовавшая более 2 тысяч лет без собственного государства, сейчас распространена практически везде. Место, где больше всего живет ее представителей, Израиль (43%), 39% приходится на Соединенные Штаты Америки, оставшаяся доля - на другие государства. В настоящее время число, сколько евреев живет на земле, составляет 16,5 миллиона.

Сложен вопрос, к какой расе относятся евреи, поскольку они соединили в себе черты различных народов, какие с ними соприкасались, что также отразилось на внешних признаках нации. По антропологическому типу их причисляют к европеоидам индо-средиземноморской расы.

Нация включает полукровок (смешение с русскими, поляками и полячками и так далее), при этом истинным представителем считается человек с еврейскими корнями по матери. Чтобы узнать, есть ли они, можно обратиться в специальную службу, которая проведет поиск в архивах и определит родство. Для получения наследства, переезда в Израиль, вступления в сообщество и так далее доказывают наличие в роду евреев до третьего колена (максимум бабушка и дедушка).

Своеобразное поведение представителей нации выступает признаком принадлежности к ней. Выделяют такие качества евреев, как самоуверенность, чувство собственного достоинства, гордости. Психология объединяет их в понятие «хуцпа». Плохи и опасны евреи по мнению общественности, считающей их жадными, скупыми, эгоистичными, грубыми.

Интересным фактом является то, как евреи узнают друг друга. Они называют признак «скорбь в глазах». Счастливый взгляд им не характерен.

Евреи - единственный народ, кто сумел сохранить обособленность, культуру, религию, несмотря на страшную историю. Возможно, они добились этого тем, что считают себя лучше других, живут по установленным правилам, почему и не привлекают в свое сообщество окружающих.

Однако пройдя обряд «гиюр» можно стать евреем даже, если ты не еврей. Для этого требуется согласие 3 раввинов, запомнить 613 заповедей, обучиться религиозному канону, произнести присягу, мужчинам показано обрезание.

Правила, которые соблюдают настоящие евреи, описаны в книге Торы: что едят и пьют (кошерную пищу и напитки), пользуются отдельной посудой, когда не работают (в Шабат) и так далее.

Еврейскую кровь выдают особенности голосового тембра: высокий у мужчин и низкий у женщин среднего и старшего возраста. В конце предложений характерен рост тональности. К признакам относят старческий, дребезжащий голос, который сохраняется с детства и до конца жизни. Однако такая особенность не мешает евреям петь и поражать окружающих талантом. Примером тому служит Тамара Гвердцители.

Важной особенностью называют факт, что евреи долго живут. Средняя продолжительность жизни составляет 82 года. Причинами выступают развитая медицина, благоприятные социальные условия. Однако сами представители нации обусловливают долгожительство теплыми дружескими отношениями, любовью и согласием в семье.

Евреи считаются хитрым и сообразительным народом. Повсеместно пишут и рассказывают истории, анекдоты про их ум и изобретательность. Это объясняет и то, почему 3 этаж называют еврейским. Он удобен в плане жизни: невысоко подниматься, удален от крыши. Термин появился еще в СССР и актуален для пятиэтажек. В какой-то мере он раскрывает суть еврейства.

Представители нации отличаются незаурядным умом и творческими способностями, среди них встречаются политические деятели, музыканты, актеры и так далее.

Этим обусловлено общественное мнение, что махрового еврея не обмануть и не победить. На фото представлена молодая, но уже известная журналистка и политолог Фридрихсон Надана Александровна.

Для отношений русских и евреев были характерны взаимная нелюбовь, первые называют последних презрительно жидами. Однако сейчас между представителями нации отсутствует напряженность, отмечается тенденция к лучшему.

Распространенные заблуждения

Об еврейской нации ходят слухи, домыслы, предположения. Однако далеко не все из них являются правдой.

  • Евреем становится только рожденный еврейкой . Утверждение ошибочно, поскольку не еврей, пройдя обряд «гиюр», признается членом сообщества.
  • Представители нации имеют огромный нос, пухлые губы и черные глаза. На самом деле встречаются светловолосые или рыжие евреи с тонким носом.
  • Косвенным признаком евреев считают то, что они картавят. Это связано с гортанным произношением буквы «р», почему и воспринимается как дефект речи. Однако большинство из них говорит правильно и четко, а картавость свойственна людям и других национальностей.
  • Евреи распяли Иисуса Христа. Совершили это римляне. Евреи донесли на сына Божия, а также не помешали казни.
  • У евреек самая большая грудь. Утверждение обусловлено особенностями фигуры женщин, но согласно исследованиям, первенство принадлежит жительницам Великобритании.
  • У евреев самый длинный нос . Однако более выдающиеся размеры органа обоняния зафиксированы у турков.
  • Еврейский язык идиш . Их языки иврит и арамейский. Идиш - форма диалектного языка, характерная для ашкеназов.