Какие признаки имеют все живые организмы. Признаки живых организмов

1) ядра 2) хлоропластов 3) митохондрий 4) оболочки

2. ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два типа развития организмов: прямое и непрямое (метаморфоз). Прямое развитие происходит без превращений. В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие наблюдается у ряда насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из вороньего яйца вылупляется на свет беспомощный, слепой и голый птенец, а человек рождает маленького ребёнка, не умеющего ходить, говорить и т.д.

У насекомых, таких как кузнечики, саранча, тля, из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь, которая растёт, линяет и превращается во взрослое насекомое или имаго.

При развитии с превращением из яйца появляется личинка, не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым, или развитием с метаморфозом, т.е. постепенным превращением организма во взрослую особь. Личинки растут, питаются, однако в большинстве случаев они не способны к размножению. Развитие с неполным превращением характерно для ряда насекомых и земноводных. У насекомых при развитии с полным превращением особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у майского жука из яйца выходит гусеница, которая имеет червеобразную форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку (неподвижная стадия). Куколка не питается, а развивается через некоторое время во взрослое насекомое. Способы добывания пищи у гусеницы и взрослого жука различны. Гусеница питается подземными частями растений, а жук – листьями. У некоторых видов взрослые особи вообще не питаются, а сразу приступают к размножению.

Среди позвоночных животных развитие с метаморфозом происходит у земноводных.

1). Какие стадии развития проходят насекомые с полным превращением?

2). Каковы различия во внешнем и внутреннем строении головастика и лягушки? Приведите два примера.

3). В чём заключается преимущество развития с метаморфозом?

3. Обеспечивает передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерней

1) ЭПС 2) комплекс Гольджи 3) хромосома 4) рибосома

4. Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развитие вороны из яйца 4) размножение тюльпана луковицами

2) почкование гидры 5) размножение сосны семенами

3) деление амёбы 6) развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки

5. Сущность метаболизма в организме состоит в

1) снабжении его веществами и энергией 3) активном перемещении в пространстве

2) осуществлении процесса деления 4) управлении процессами жизнедеятельности

6. Способность организмов передавать наследственную информацию объясняется таким их свойством, как

1) изменчивость 3) рост

2) самовоспроизведение 4) развитие

7. Общим признаком клеток всех существующих на Земле организмов является

1) одинаковое количество хромосом 3) использование кислорода в дыхании

2) обмен веществ и превращение энергии 4) наличие ядра

1) их организмы образованы из тканей и органов

2) они состоят из клеток, имеющих ядро

3) у них в процессе дыхания образуется углекислый газ

4) они не способны к активному движению

22. Какова функция клеточной структуры, изображённой на рисунке?

1) биосинтез белка

2) синтез крахмала

3) защита от внешних воздействий

4) хранение генетической информации

23. Какая ткань не участвует в образовании органов человека?

1) жировая

2) эпителиальная

3) образовательная

4) хрящевая

24. Какую функцию выполняет в клетке цитоплазма?

1) обеспечивает синтез белка

2) регулирует процесс деления

3) является внутренней средой

4) ускоряет процессы жизнедеятельности

25. В состав молекулы белка входит(-ят)

1) глюкоза и крахмал

2) глицерин и жирные кислоты

3) нуклеотиды

4) аминокислоты



26. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от силы света (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость концентраций углекислого газа в интервале 0,01 – 0,06%?

Скорость фотосинтеза в данном интервале

1) растёт на протяжении всего графика

2) остаётся неизменной

3) резко возрастает в начале, а потом не изменяется

4) уменьшается на протяжении всего графика
27. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микроскопа к работе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) поместите приготовленный препарат на предметный столик

2) в отверстие предметного столика направьте зеркалом свет, добейтесь хорошего освещения поля зрения

46. Вставьте в текст «Животные ткани» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ

У взрослого человека более 200 различных типов клеток, которые объединяют в __________(А) группы. К самым разнообразным по строению относят __________(Б) ткани. Их главной особенностью является хорошо развитое __________(В). У крови и __________(Г) межклеточное вещество называют плазмой. В животном организме ткани выполняют разнообразные функции.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) жировая ткань

2) мышечные

3) межклеточное вещество

5) питательное вещество

6) соединительные

47. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) клеточный центр

2) митохондрия

3) рибосома

4) вакуоль

48. Органоид, на котором находятся рибосомы, –это

1) хлоропласт

2) клеточная мембрана

3) аппарат Гольджи

4) эндоплазматическая сеть

49. Соединительную ткань от эпителиальной можно отличить по

1) количеству ядер в клетках

2) количеству межклеточного вещества

3) поперечной исчерченности

4) размерам клеток

50. Какая ткань в организме человека выстилает стенку желудка изнутри?

1) рыхлая волокнистая

2) плотная волокнистая

3) эпителиальная

4) мышечная

51. Вставьте в текст «Эмбриональное развитие» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Эмбриональное развитие начинается с зиготы, которая далее подвергается __________(А). В результате образуется полый шарик – __________(Б). На одном из его полюсов клетки начинают впячиваться внутрь, постепенно образуется двухслойный шаровидный зародыш – __________(В). Его наружный слой называется эктодерма, а внутренний __________(Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

2) дробление

3) мезодерма

4) гаструла

5) глобула

6) куколка

7) бластула

8) энтодерма
52. Какая структура координирует процессы в клетке?

1) рибосома

2) митохондрия

53. Какую функцию в клетке выполняют липиды?

1) катализатора химических процессов

2) источника энергии

3) переноса газов и других веществ

4) хранения наследственной информации

54. Чем животные отличаются от растений?

1) способностью к росту

2) способом питания

3) наличием процесса дыхания

4) наличием полового размножения

55. Какой тканью не образованы органы человека?

1) жировая

2) плотная волокнистая

3) механическая

4) костная

56. Процесс поступления веществ в организм , их превращения и выделения продуктов жизнедеятельности называют

1) дыханием

2) питанием

4) метаболизмом

57. Какая растительная ткань постоянно делится?

1) запасающая

2) основная

3) образовательная

4) проводящая

58. В клетках многоклеточных животных переваривание пищевых частиц и удаление отмерших клеточных образований осуществляется с помощью

1) аппарата Гольджи

2) митохондрий

3) сократительных вакуолей

4) лизосом

59. Расположите в правильном порядке пункты инструкции проведения черенкования комнатных растений. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) выясните, какое из имеющихся у вас комнатных растений размножается черенками

2) после образования 4–5 придаточных корней высадите черенок во влажную почву

3) накройте растение банкой

4) поставьте черенок в воду

5) осторожно срежьте лезвием или острым ножом с выбранного растения стеблевой черенок (часть побега с 4–5 листьями)
6 страниц продолжить с 7 стр.

Раздел знакомит читателя с основными понятиями ботаники и принципами классификации живых организмов.

Исходный уровень знаний: живая и неживая природа, биология, эволюция

1. Единство химического состава. Все живые организмы состоят из органических (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (вода, минеральные со¬ли). Органические вещества образуются только в живых организмах, а при их гибели они постепенно разрушаются (минерализуются) снова до неорганических веществ.

З. Выделение. Вещества не только поступают в организм, но и выделяются из него.

4. Раздражимость. Все живые существа реагируют на изменения внешней и внутренней среды, что помогает им выжить.

5. Рост. Живые существа растут изнутри в результате усвоения ими питательных веществ, а объекты неживой природы (например, кристаллы) присоединяют новое вещество к наружной поверхности.

6. Размножение. Продолжительность жизни каждого организма ограничена, но они воспроизводят себе подобных в результате размножения. При этом потомки сохраняют главные признаки родительских форм. Сохранение признаков обеспечивают нуклеиновые кислоты (у клеточных организмов ДНК), в которых закодирована наследственная информация. Размножение происходит несколькими способами: вегетативное - частями тела, бесполое - с помощью особых клеток - спор, половое, при котором образуются и сливаются специальные половые клетки - гаметы. При слиянии гамет образуется зигота. Половые клетки содержат одинарный (гаплоидный) набор ДНК. Зигота содержит двойное (диплоидное) количество ДНК. Гаметы образуются в особых половых (генеративных) органах.

Клетки организма также размножаются (делятся). Самые распространенные способы деления клеток митоз и мейоз. При митозе из одной образуются две дочерние клетки с тем же количеством ДНК, что и у материнской. При мейозе из одной клетки образуются четыре, а количество ДНК уменьшается в 2 раза.

Большинство живых организмов имеют клеточное строение. Клетка - это мельчайшая часть организма, обладающая всеми свойствами живого. Клетка обязательно содержит молекулы ДНК и РНК, имеет клеточную мембрану, отделяющую ее содержимое (цитоплазму) от внешней среды. Цитоплазма клетки - это водный, вязкий раствор органических и неорганических веществ с погруженными в него органоидами. В ней также могут содержаться запасные вещества. Организм может быть одноклеточным или многоклеточным. При размножении некоторых организмов их клетки остаются соединенными между собой, образуя колонию. Многоклеточные организмы могут состоять из одинаковых или различных по строению и функциям клеток. Группы клеток, выполняющих одинаковую функцию, называются тканями. Части организма, выполняющие разные функции, называются органами. Органы, выполняющие функции питания называются вегетативными, а размножения - генеративными.

Система природы

Биология - наука о живых организмах.
Ботаника - наука о растениях. Зоология - наука о животных. Микология - наука о грибах. Бактериология (микробиология) изучает бактерий. Вирусология - наука о вирусах.
Систематика - раздел биологии, наука о разнообразии живых организмов.
Основные систематические единицы: царство, отдел (тип), класс, порядок (отряд), семейство, род и вид.

Название рода состоит из одного слова. Например: род Роза. Название вида - из двух слов. Например: вид Роза майская.
Родственные роды объединяются в семейства. Например: семейство Розоцветные.
Порядки (отряды) объединяют эволюционно близкие семейства.Порядки общего происхождения составляют классы. Например: класс Двудольные. Классы объединяются в отделы (отдел Покрытосеменные), а отделы - в царства (царство Растения).

В природе – пять царств живых организмов. Они отличаются друг от друга строением клеток, способами питания, строением тела.
Царство Вирусы - неклеточные организмы. Они состоят только из молекулы ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку.

Царство Бактерии - прокариоты или доядерные, состоят из клеток, не содержащих ядер, т. е. их ДНК не заключены в ядерную оболочку. Из органоидов в цитоплазме есть только рибосомы. Над клеточной мембраной располагается еще и клеточная оболочка.

Царства Грибы, Животные и Растения - эукариоты или ядерные. Они состоят из клеток, у которых имеются ядра, т. е. молекулы ДНК у них окружены ядерными мембранами. Во время деления их клеток молекулы ДНК видны в виде хромосом. В цитоплазме, кроме рибосом, находятся и другие органоиды. У животных над клеточной мембраной нет, а у грибов и растений есть дополнительная оболочка.

Признаки и свойства живого

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе : гомеостаз, единство живой и неживой природы, изменчивость, наследственность, обмен веществ.

клеточное строение . Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Исключением являются вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах.

Обмен веществ – совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.

Саморегуляция – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Стойкое нарушение го– меостаза ведет к гибели организма.

Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных и тропизмы, таксисы и настии у растений).

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата – молекул ДНК.

Наследственность – способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение.

Репродукция или самовоспроизведение – способность живых систем воспроизводить себе подобных. В основе размножения лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.

Рост и развитие – все организмы растут в течение своей жизни; под развитием понимают как индивидуальное развитие организма, так и историческое развитие живой природы.

Открытость системы – свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности. Иными словами организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой.

Способность к адаптациям – в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.

Общность химического состава . Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются.

Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов формируются живые системы – клетки, ткани, организмы. Взаимосвязь живых и неживых систем отчетливо проявляется на уровне биогеоценозов и биосферы.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах : уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне, молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно–видовой, биогеоценотический, биосферный.

Уровни организации живых систем отражают сопод– чиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы. Клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией.

Уровень жизни – это форма и способ ее существования. Например, вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку. Это форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма. Там он размножается. Это способ его существования.

Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.

Клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.

Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма.

Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций.

Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания.

Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А

А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется:

1) биогеоценотический

2) биосферный

3) популяционно-видовой

4) молекулярно-генетический

А2. На популяционно-видовом уровне изучают:

1) мутации генов

2) взаимосвязи организмов одного вида

3) системы органов

4) процессы обмена веществ в организме

А3. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется

1) метаболизм 3) гомеостаз

2) ассимиляция 4) адаптация

А4. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как

1) наследственность 3) раздражимость

2) изменчивость 4) самовоспроизведение

А5. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

1) клетка амебы 3) стадо оленей

2) вирус оспы 4) природный заповедник

А6. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример

1) раздражимости

2) способности к адаптациям

3) наследования признаков от родителей

4) саморегуляции

А7. Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры

1) пластического обмена веществ

2) энергетического обмена веществ

3) питания и дыхания

4) гомеостаза

А8. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?

1) анаболизм 3) ассимиляция

2) катаболизм 4) метаболизм

Часть В

В1. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни

Приступая к работе над новым материалом, начинаем с формулировки темы занятия и задач урока. Учитель обращает внимание класса на то, что в своей совокупности живые организмы довольно разнообразны по своим размерам, по форме и внешнему виду. Тем не менее, имеются и такие признаки живых организмов, что присущи им всем, и которые, в свою очередь, являются определяющими при отличии живой природы от неживой.

Работаем самостоятельно по признакам живых организмов

Учащиеся вспоминают некоторые из них: дыхание, передвижение, . Остальные признаки будут обнаружены и рассмотрены учителем вместе с учащимися в сопровождении презентации. Предлагается знакомство с признаками живых организмов в ходе учащихся с текстом учебника и раздаточным материалом ().

Очень интересная физминутка предложена автором разработки, которая поможет в релаксации зрения и работы глаз учеников. А на этапе первичного закрепления изученных на уроке знаний, наиболее сложные в восприятии для пятиклассников биологические понятия (размножение, раздражимость, развитие индивидуальное ) анализируются при помощи изображений и текста на экране.

Приводится единство клеточной структуризации любого живого организма, как растения, так и человека. Для развития общего кругозора пятиклассникам демонстрируются и многообразные формы клеток, как многоклеточных организмов, так и одноклеточных.

Об индивидуальном развитии говорим, как о некоторой совокупности преобразований (другими словами — изменений ), происходящие с организмом на протяжении всей его жизнедеятельности, от момента возникновения и вплоть до конца жизни. В качестве наглядных примеров приводим на экране изображения стадий индивидуального развития бабочки и лягушки.

Размножение и раздражимость как признаки живых организмов

Следующий признак живых организмов — способность к размножению , которая описывается школьникам, как способность живых организмов производить подобных себе. Изображения домашней курицы и цыплят, а также дуба и желудей — отличная иллюстрация подтверждения приведённого признака.

Ещё один признак — раздражимость , описываем, как свойство живого организма проявлять ту или иную реакцию на исходящее из окружающей среды воздействие (или изменение ). Как примеры берутся следующие: реакция цветков тюльпана на свет, а также реакция стыдливой мимозы на прикосновение.

На этапе применения новых знаний, классу предлагается заполнение таблицы, где каждому из основных признаков живых организмов требуется подобрать соответствующую его характеристику. После чего, ученики должны будут провести самооценку собственной деятельности на уроке и поставить себе отметку.

Ну, а в заключение — традиционная рефлексия по вопросам на экране. Подробную же разработку урока и презентацию «Признаки живых организмов» можно скачать в начале этой статьи, а ниже также просмотреть слайды ↓