Жаворонки из ткани конспект старшая группа. Конспект сюжетно–ролевой игры в старшей группе «Жаворонки прилетите, Весну - красну принесите! Выходят дети в шапочках птиц

В старшей группе

«Жаворонки прилетели»

Задачи

Учить лепить птиц из двух частей: туловище, крылья, придавать форму, сходную с оригиналом, выделять глаза, клюв крылья, хвост используя дополнительные материалы.

Продолжать формировать познавательный интерес.

Развивать навыки построения высказываний- рассуждений

Воспитывать интерес к народным традициям, желание передавать свои впечатления.

Материал : тесто, зерна крупы, мука, стеки, доски,салфетки форма для выпечки, иллюстрации птиц, рисунок жаворонка.

Предварительная работа . Наблюдение птиц во время прогулки, Игры с деревянными народными игрушками птицами, рассматривание и анализ игрушки.

Ход занятия

1 Организационный момент

В. Дети,послушайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает –

Когда это бывает?

Воспитатель. А почему вы решили,что это весна?

(Солнышко стало светить ярче и греть теплее, снег тает,бегут ручьи.)

Воспитатель. А, что бывает только весной?

(Прилет птиц)

Показ иллюстраций

Посмотрите на картинки и назовите птиц? Ответы дтей

(Стук в окно)

Воспитатель. Дети что за птичка прилетела к нам.

(Ответы детей)

Воспитатель. Это жаворонок.

Основная часть

Ребята! Сегодня у всех жаворонков праздник. Их ждут в каждый дом, вот и к нам прилетел такой долгожданный гость.

А как мы должны встречать гостей?

(Ответы детей)

Мы должны быть гостеприимными и предложить гостю самое удобное место.
Есть примета, когда прилетают жаворонки, наступает настоящая весна. Еще издавна в день 22 марта, пекли из теста жаворонков,

угощали всех, читали заклички пели песни.

Мы, сегодня на занятии будем учиться лепить жаворонка.

А сначала давайте закличку выучим!

Дети встают в хоровод и проговаривают в месте с воспитателем слова

Жаворонки прилетите.

Холодную зиму унесите,

Теплую весну принесите!

(хоровое повторение)

Воспитатель. А, еще есть примета такая, что если утром есть мороз, значит сразу 20 морозов до мая отходят, жди тепла.

Чтобы помочь весне победить зиму, давайте поиграем в игру «Зима и весна»

(выбираются двое детей –зима и весна, надеваются шапки). Остальные становятся в круг говорят хором:

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит,

Снег и холод прочь уводит,

весну красную приводит.

Весна и зима бегают из круга в круг. На последних словах дети в круге приседают. Если Весна не поймала зиму, сменяют.

Воспитатель. Молодец Весна, теперь Зима уже точно не вернется.

Ну, а теперь ребята приготовимся к лепке жаворонка. Давайте еще повнимательнее рассмотрим птицу.

Назовите из каких частей состоит жаворонок?

Ответы детей; голова, клюв глаза, крылья, хвост, лапы.)

В. Разделим тесто на две части. Для туловища и для крыльев нужно взять больше теста. А как сделать глаза, крылья хвост?

В. Как можно изобразить хвост перышки птицы? А глаза?

Ответы детей

(частичный показ).

Ну теперь можно приступать работе.

Сначала обмакните руки в муку. Зачем мы это сделали?

Ответы детей (чтобы тесто не липло к рукам)

Самостоятельная работа.

Молодцы,ребята справились с работой!

В. А теперь ребята всех птичек давайте поместим в форму, пусть они подсохнут.

Итог занятия .

Анализ готовых работ детей.

Рассказы детей у кого птичка самая красивая

(показ пиктограмм)

Что мы лепили?

Какой материал мы использовали в своей работе?

Ребята, жаворонку нужно спешить в детский сад « Солнышко» поздравить детей с приходом весны. Скажем ему до свидания!

Когда птички высохнут, вы заберете их домой и поздравите своих родных с приходом весны.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 «Центр развития ребенка»

Конспект открытого занятия для старшей группы

«ЧТО НА РУСИ ОЗНАЧАЛО СЛОВО «ЖАВОРОНКИ»

Подготовила и провела

воспитатель первой квалификационной категории

Парфентьева Людмила Ивановна

г. СЕРГИЕВ ПОСАД, 2011

Программное содержание: воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички.

Используемая музыка:

  1. «Русский хоровод» исп. Оркестр народных музыкальных инструментов, дирижер В. Красноярцев.
  2. «Жаворонок» муз. П. И. Чайковского.
  3. «Красный сарафан» муз. А. Варламова
  4. «Веснянка» муз. Т. Потапенко.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал. Звучит «Русский хоровод».

1 ребенок: 22 марта(9 марта по старому стилю) в православной России отмечается праздник «сороки». Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая из них – жаворонок. В этот день хозяйки пекли из простого теста «жаворонков».

2 ребенок: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.

3 ребенок: Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

4 ребенок: На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…(Василий Жуковский)

5 ребенок: Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне…(Евгений Баратынский)

6 ребенок: Согласно легенде жаворонки вынимали колючки тернии из тернового венца распятого Христа. Не только поэты, но и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения. Послушайте одно из них.

Звучит «Жаворонок» П.И. Чайковского.

Ведущий: Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весны. В этот день женщины выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям. И приговаривала:

(девочка держит в руках тарелку с выпеченными жаворонками)

Ой, вы жаворонки, жавороночки

Летите в поле, несите здоровье

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

А дети бежали на улицу и кричали:

6 ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое!

Унесите от нас зиму холодную,

Нам зима холодной надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Ведущий: Во многих местах печенье выпекали в форме крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весною, во время сева, их бросали в особое решето (сетево), из которого сеяли зерно. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйки хмеля или монетку. Зерно к богатству, чешуйка хмеля или монетка – к веселью.

Часто «кресты» давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки-заклички:

1 ребенок: Крестики, крестики, жавороночки,

2 ребенок: Крестик подают и водой обдают,

3 ребенок: Половина-то «говина» перевалится,

4 ребенок: Кадка с молоком перекатится

Ведущий: Девицы также совершали свои заклички, глядя на восток:

Мальчик: Весна, Весна красная!

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Хоровод «Стало ясно солнышко припекать».

Ведущий: Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к Морозу (выставляли в миски овсяный кисель, на краю поля или на крыльцо) приглашали отведать кушанье:

Мороз-Мороз, не тронь мой овес.

Приходи кисель есть.

Под музыку входит Весна. Звучит «Красный сарафан».

Весна: Я весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях рощу цветочки

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

7 ребенок: Здравствуй, здравствуй,

Красавица, Весна!

Птичий домик у нашего окна

Скоро в домике будет веселье,

У крылатых жильцов новоселье!

Игра «Птички», р.н.м.

Ведущий: Весна, а наши ребятки знают о тебе много пословиц, поговорок, примет.

Дети:

Пословицы, поговорки:

Зима весну пугает, да все равно тает.

Весна днем красна, да и то не сполна.

Весною оглобля за ночь травой обрастает.

Приметы:

Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Дружная весна – жди большой воды.

Увидал скворца – весна у крыльца.

Хоровод «Веснянка».

Весна раздает детям угощение.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида города Тюмени
Автор: заместитель заведующего
МАДОУ д/с № 83
Никитина Светлана Владимировна,
Тюмень, 2014 год
Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему:
«Жаворонки прилетите, Весну - красну принесите!»
Программное содержание игры:
Познакомить детей с русскими народными традициями встречи весны - праздником прилета птиц - Сороками.
Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из целого кусочка солёного теста, раскатывая его в толстый жгутик, крылья и хвостик делать при помощи надрезов теста стекой.

Закреплять умение украшать свои изделия методом углублённого рельефа, использовать для украшения дополнительный природный материал.
Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус и желание экспериментировать с материалами.
Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, любовь и бережное отношение к птицам родного края.
Оборудование и материалы:
Солёное тесто, зёрна различных круп (греча, горох, чечевица), стеки, печатки, доски для лепки, салфетки, маски перелётных птиц, рисунок с изображением жаворонка и других птиц, 4 снежка, «волшебная» палочка.
Музыкальное сопровождение: «Звуки весеннего леса», «Весеннее пение птиц», «Песня жаворонка» П.И. Чайковского, Э. Григ «Весна».
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание пословиц о перелётных птицах, заучивание закличек, наблюдения за птицами во время прогулок.
Оформление группы:
Группа оформлена в виде весеннего леса.
Примечание: Игра проводится 22 марта
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, и пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!».
Воспитатель: «Ребята, вы хотите, стать помощниками Весны?»
Дети: Да!!!
Получив согласие от детей, воспитатель прикрепляет детям на грудь эмблему с надписью «Помощник Весны».
Воспитатель: «Но как же нам быть? Как расколдовать Весну?»
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: «Кажется, я знаю, что нам делать! Давайте отправимся в лес, полный тайн и чудес, там мы обязательно найдём ответ на наш вопрос. Но можем ли мы вот так, одетыми лишь в лёгкую одежду, пойти в лес?»
Дети: Нет! Ведь сейчас в лесу ещё холодно. Хоть и наступил март, но в лесу много снежных сугробов.
Воспитатель: «Правильно, на улице ещё прохладно, мы можем замёрзнуть. Давайте сначала оденемся и тогда сможем отправиться в путь».
Дети с педагогом имитируют одевание.
Воспитатель: «Молодцы! Всё готовы?»

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Детки, быстро закружились
И в весеннем лесу очутились.

Звучит фонограмма весеннего леса.

Воспитатель: «Ну вот, мы и попали в лес. Пойдёмте, ребята тихо, на носочках, чтобы коварная ЗИМА не услышала нас. Осторожно, впереди сломались ветви деревьев, наклонитесь ниже, пройдите под ними. Дальше перед нами глубокая яма - перепрыгнем через нее. Будьте внимательны, впереди большой сугроб, обойдем его».

Дети идут с воспитателем, преодолевая невидимые препятствия, и оказываются на лесной полянке. На полянке лежит снежок. Дети замечают его.

Воспитатель: «Мы с вами попали на лесную полянку. Интересно, а это что такое? Да это волшебный снежок! Ну-ка, посмотрим, да он с загадкой!»

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…?»

Дети: «Весна».

Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).

Воспитатель: «Кажется, я догадалась, как мы можем расколдовать Весну – красну. А вы догадались?»

Воспитатель: «Пойдёмте, ребята, дальше по лесу. Перешагнём через пень. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много пней. Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. А вот здесь толстый сук повис над землёй, придётся нам наклониться».

Дети находят следующий снежок.

Воспитатель: «Ребята, это очень необычный снежок. На нём написано странное слово «ЗАКЛИЧКИ». Интересно, что оно значит?» (выслушивает ответы детей).

Воспитатель: «В старину весну люди очень ждали, пели для неё песни-веснянки, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись. Давайте и мы с вами вспомним весенние заклички. Становитесь в кружок».

«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью!»
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным»

Дети идут по тропинке и в конце неё находят третий снежок.

Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. «Матушка-весна всем людям красна», «Весна все оживит». А еще про весну говорили: «Сорок сороков птиц прилетает из заморских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»

Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».

Воспитатель: «Ребята, а давайте мы с вами превратимся в перелётных птиц, которые весной возвращаются из тёплых краёв. У меня есть маски с изображением птиц, выбирайте себе любую, одевайте её на голову».

Воспитатель: «Назовите, ребята, кто какую птицу себе выбрал?»

Дети называют своих перелётных птиц и вспоминают народные приметы, связанные с их прилётом:

«Грач на горе – весна на дворе»,
«Сколько проталин, столько и жаворонков»,
«Увидел скворца – знай, весна у крыльца».

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Детки, быстро закружились,
В перелётных птиц все превратились.

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Птицы быстро закружились,
И в детей все превратились.

Воспитатель: «Надо нам, ребята, поскорее на полянку выбираться».

Дети находят полянку со снежком, на нём написано число 22. Воспитатель предлагает детям присесть, немного отдохнуть на полянке.

Воспитатель: «Это задание сложное, но я догадалась, что значит это число 22. Я вам немного помогу. Сегодня на календаре 22 марта. Этот день считался у русского народа большим праздником. Согласно поверью, именно в этот день возвращаются домой перелетные птицы, которые несут на своих крыльях весну. А назывался этот день «Сороки». По народному обычаю в этот день хозяюшки выпекали из теста вешних птичек - жаворонков. Птички были аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой.
Дети бегали по улице с испеченными птичками, подбрасывали их вверх, разбрасывали по всюду крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». Мягкие булочки подвешивали к окошку на ниточках, прикрепляли к веткам деревьев, дарили своим близким.

Воспитатель: «Подумайте, дети, почему люди пекли именно жаворонков?»

Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».

Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».

Воспитатель: «Вам, ребята, необходимо сейчас выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка».

Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?»

Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький».

Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком».

Воспитатель: «Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, прошли все испытания. А это значит, что колдовские чары Зимы исчезли, и Весна – красна обязательно придёт в наш край»!

Звучит нежная весенняя мелодия.

Воспитатель: «Слышите, кажется, это она ступает по земле своими невесомыми шагами. А чтобы весна поторопилась и поскорее принесла тёплые, погожие дни в наш город, давайте встретим её так, как раньше встречали весну на Руси. «Испечём» из теста жаворонков. А для этого нам нужно вернуть в нашу группу и превратиться в того, кто хлеб печёт. В кого?»

Дети: В пекарей!

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Дети в группе очутились,
В пекарей все превратились.

Воспитатель приглашает детей к своему столу.

Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Из большой части будем лепить птичку. А маленькую оставим. Как вы думаете для чего?»

Дети: «Маленькую часть оставим для украшения птички».

Воспитатель: «Из большого куска раскатаем валик. С одной стороны сформируем пальцами голову. Кончиками пальцев сделаем клювик. Остальную часть расплющим в лепёшечку. С противоположной стороны от головы сделаем один надрез. Одна часть будет хвостик, другая крылышко. Хвост и крылышко надрежем веером, крылышко приподнимем кверху и прижмём к туловищу (воспитатель сопровождает свои слова показом)».

Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любили этих птиц, поэтому украшали их, на голове лепили хохолок, делали красивые узоры. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна» (воспитатель показывает варианты украшения с жаворонков).

Воспитатель предлагает перед началом работы размять пальчики:

Пальчиковая гимнастика "Жаворонок"

Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе выполняем движения.

«Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет».

Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом.

Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков».

Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.

Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек, обсуждает, у кого получился самый нарядный жаворонок, самый голосистый, у которого жаворонка самый оригинальный хохолок и т.д.

Воспитатель: «Как вы думаете, дети, что мы можем сделать с нашими жаворонками?»

Дети: Мы можем подарить их своим родителям, можем оставить для украшения группы, можем вынести на улицу и спеть заклички!

Воспитатель предлагает детям нескольких жаворонков вынести на улицу, чтобы по древнему обычаю позвать Весну – красну в гости. Если ребятам захочется подарить жаворонком родителям, то можно предложить детям из оставшегося теста в вечернее время слепить птичек в подарок своим близким.

Дети идут мыть руки и одеваться на улицу.
Во время прогулки

Воспитатель с детьми укладывают жаворонков на высокий сугроб, а сами становятся вокруг них и читают заклички:

«Жаворонки, прилетите,
Студеную зиму унесите.
Зима нам надоела-
Весь хлеб у нас поела».

«Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье.
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье».

«Жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите нам здоровья,
Мы вам пирожок
А вы нам денег мешок».

Затем с детьми проводится игра «Жаворонок».

Игра «Жаворонок»

Дети стоят в круг и поют:

«В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве».

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

Тематическое занятие в старшей группе «Сороки-жаворонки».


Цели и задачи:
расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа;
развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички;
закреплять знания детей о перелетных птицах; создать атмосферу русского гостеприимства за столом и группе;Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Давно Вас жду поджидаю, праздник не начинаю!
- Долго длиться зимняя пора. Уже пронеслись веселые праздники: Рождество и Масленица, уже надоело слушать завывания вьюг да метелей, все мечтают о том, что тепло прогонит стужу лютую. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали еще один обряд - закликание весны. В народе так и говорили об этом дне:
- Когда вода разольется, когда лес зазеленится
- Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.
Хоровод: "Веснянка"
Дети читают стихи:
1. Благослови, мати, весну закликати!
2. Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
3. Нам, зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла! Игра"Два мороза","Гори ясно"
4. Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила,
Холодом измучила!
Воспитатель: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
Дети: Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овес!
А теперь убирайся на север отправляйся!
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года, споем весеннюю закличку:
Весна, весна, весенний денек,
Весенний денек, где зарождается?
В долинах, оврагах зарождается,
Меж двух гор весна появляется!
Воспитатель: Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.
Дети читают стихи.
1. Солнышко, выгляни красное высвети!
К нам на праздник приходи, да весну разбуди!

2. Гори солнце, ярче! Лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее.

3. Солнышко, солнышко, красное ведрышко!
Выгляни из-за горы, да до весенней поры! (Выходит девочка, на груди у нее солнышко)
Солнышко:
Я - солнышко лучистое, тепло и свет несу,
Улыбки возвращаю вам, и радость всем дарю!
Воспитатель: Спасибо солнышко, что заглянуло к нам на праздник. Будь у нас гостем дорогим. А мы весну встречаем, птичек закликаем! Недаром в народе говорили:"Сорок сороков летят, весну несут. "
- Ребята давайте с вами поиграем в народную игру " Ручеёк."


Воспитатель : А ну-ка, отгадайте, какие птицы вестники весны? Послушайте загадки:
1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце
Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
3. Стоит ствол, на стволе кол.
На колу - дворец, во дворце - певец! Кто это? (Скворец)
4. Когда весенний лес весну торжественно встречает,
Колдунья серая усердно годы нам считает... (Кукушка)
5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)
Воспитатель : Но больше всего люди любили звонкого певца - жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. Детишки лепили птиц из глины, мастерили из тряпочек. Празднично одетые девушки и дети ходили по деревне и пели песни - заклички.
- Ребята, я тоже испекла вам жаворонков. Держите их.
- Давайте и мы с вами споем весенние заклички. Поднимите своих жаворонков вверх.
1. Жаворонушки, прилетайте!
Весну красную закликайте.
Чтобы снеги покатились,
В речке воды появились.
2. Принесите весну на своем хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
3. Птички прилетайте!
Гнездышки свивайте
Летите, залетайте,
Весну прославляйте!


Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами зиму и мороз проводили.
- Весну красную и солнце ясное встретили, весенних птичек закликали.
Хоровод "Вот уж зимушка проходит".

Программные задачи:

Образовательные.

  • Актуализировать знания детей о смене времен года, о приметах весны.
  • Расширить знания детей о птицах.

Развивающие.

  • Продолжать развивать у детей: логическое мышление, фонетический слух, внимание.
  • Формировать умение работать с пластичным материалом.

Воспитательные.

  • Создать эмоциональный настрой детей.
  • Воспитывать бережное отношение к птицам и природе в целом.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательность.

Ход.

Незаметно для детей включается запись пения птиц.

Дети : Что это?

Воспитатель: Не знаю. Кто-то поет.

Дети: Мы знаем, это птицы поют.

Воспитатель : Да, верно, давно их не было слышно. Интересно, а почему они раньше не пели?

Дети: Потому что зима была.

Воспитатель: Ну и что? Почему они зимой не могут петь так?

Дети: Потому что им холодно.

Воспитатель : А сейчас разве не зима.

Дети : Нет, весна пришла!

Воспитатель: А откуда вы знаете, что пришла весна?

Дети: Расцвели цветы, на деревьях появились почки, на улице стало тепло и т.д.

Воспитатель : Совершенно верно. А знаете ли вы, какие птицы самыми первыми прилетают в родные края?

Ответы детей.

Воспитатель: Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку грача крупным планом и репродукцию А.К. Саврасова «Грачи прилетели»). Они прилетают, когда на земле еще лежит снег и только, только начинают появляться первые проталины. Это очень хорошо изобразил знаменитый русский художник А.К. Саврасов его картина так и называется «Грачи прилетели».

Рассматривают картину.

Воспитатель : После грачей, вторыми прилетают скворцы (показ картинки скворца). Для них люди изготавливают специальные домики. Как они называются?

Дети : Это скворечники.

Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает, какую птицу считают настоящим предвестником весны, после ее возвращения все птицы прилетают в родные края?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте послушаем пение этой птички.

Слушают аудиозапись пения жаворонка.

Воспитатель : Понравилось вам пение птицы?

Дети: Да, красиво поет.

Воспитатель : А зовут эту птицу жаворонок (показ картинки). Какую птичку знакомую вам он напоминает?

Дети: Он на воробья похож, только чуть-чуть больше.

Воспитатель: Совершенно верно. Живет жаворонок в основном в степи, на полянках, редко на опушке леса. Гнездо вьет в небольшой ямке в траве, которую сам роет. Поет он обычно на лету, питается, подбирая корм с земли и склевывая его с низких растений, куда можно дотянуться клювом. Добытая жаворонками пища состоит почти исключительно из насекомых, а также семян сорняков и падалицы культурных растений. Съедая, семена сорняков он очень помогает культурным растениям. Жаворонок всегда был любим и почитаем на Руси, о нем сложено много песен и стихов:

«Жаворонок»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

Воспитатель: С жаворонком связаны многие народные приметы, ему посвящены народные праздники. Существует древняя легенда, по которой в жаворонков превратились души сорока христиан-мучеников, казненных, но не отрекшихся от своей христианской веры. С тех пор считается, что если ко Дню Сорока мучеников, который отмечается на Руси 22 марта, прилетят жаворонки, год будет удачным, урожай хорошим, лен длинным! В народе этот праздник называют попросту — Сороки, считается, что в этот день прилетает сорок птиц, и впереди всех летит жаворонок.

Накануне этого праздника в деревнях пекли «жаворонков», на утро — раздавали детям и те, своими песнями, зазывали настоящих жаворонков, кликали весну: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите, зима нам надоела, весь хлеб у нас поела».

Воспитатель: А хотите сами слепить из теста жаворонков и испечь их?

Ответы детей.

Воспитатель показывает детям тесто, из которого они будут лепить жаворонков. Дети моют руки, одевают фартуки и колпаки (косынки) на голову и по объяснению воспитателя лепят жаворонков.

Способ лепки жаворонка: (тесто, мука).

1. Небольшой кусочек теста разминают в форму прямоугольника.

2. Завязывают его узелком, так чтобы получилось два хвостика.

3. Один хвостик оставляют прямоугольным.

4. Из второго хвостика лепят голову жаворонка в форме шара и вытягивают небольшой клюв.

5. На хвостике, который остался прямоугольником, делают небольшие надрезы вдоль него.

Жаворонков относят на кухню и выпекают.

Продолжение этой деятельности можно использовать на прогулке, где дети зазывают жаворонков.

Используемые источники информации:

1. http://florofauna.ru/birds/gavoronock.php.

2. http://days.pravoslavie.ru/Life/life598.htm.