Значение аскольд и дир в краткой биографической энциклопедии. Первые князья Киева

Аскольд и Дир входят в когорту легендарных киевских князей. Правили они еще в конце 9 века, добившись при этом немалого успеха. Именно эти князья заложили основу древнерусской государственности, однако эту версию поддерживают далеко не все историки, ведь существуют и определенные противоречия в фактах.

Источники

Повесть временных лет - книга, из которой специалисты и черпают информацию про историю времен Киевской Руси. Достоверность же изложенных данных вызывает немало сомнений. Однако кроме этого имеются и другие источники, в которых многие факты Повести временных лет описываются совсем по-иному. Такие летописи переписывали далеко не один раз, отсюда могли и появиться ошибки. Другая же версия - заинтересованность в неправдивых данных со стороны определенных лиц. У некоторых экспертов есть мнение, что Нестор излагал не только реальные данные, но и немного переделывал их.

Восстановить же картину, касающуюся жизни в те времена, также помогаю византийские и европейские летописи, арабские документы.

Из варяг в хазары

В Повести временных лет четко указанно, что Аскольд и Дир являются варяжскими дружинниками известного новгородского князя Рюрика. Вместе с ним они и отправились в поход на Царьград (Константинополь). Если же верить Никоновской летописи, они являются врагами Рюрика и устраивают восстание против князя.

Идя вниз по Днепру, варяги попали в город, который нынче является столицей Украины. В те времена в нем не было правителя, население же подчинялось хазарам, кому они и платили дань. Пришедшие в город варяги решили остановиться здесь и начать свое правление.

В Устюжской летописи четко были выделены цели Аскольда и Дира от похода на Константинополь - получение земель и начало своего правления на них. По мнению историка Бегунова, они превратились в хазарских вассалов. Такое мнение имеет право на жизнь, однако вероятней всего здесь было место соглашению сторон.

Поход на Константинополь

О походах русских воинов на Константинополь есть множество сведений, причем это касается не только Повести временных лет, но и других летописей. При этом даты в источниках указывались разные. Так в Повести поход датирован 866 годом, что касается византийских летописей, в них указаны 860-861 года. Однако делая поправку на некоторые хронологические неточности в работе Нестора, можно предположить, что речь идет об одном временном периоде.

Византийцы в то время активно вели войну с арабами, а армия с годами лишь ослабевала. Этим и воспользовались русы, напав на противника с моря. В Константинополь по данным летописцев прибыло 200-360 кораблей. Сами оборонявшиеся не могли понять, откуда взялась армия противника, однако Нестор уверенно заявляет о том, что это были войска Аскольда и Дира, которые постепенно разграбляли близлежащие с Царьградом поселки.

Как свидетельствуют сведения, на море в момент разыгралась просто огромная буря, а корабли русские были разбросаны, поэтому уцелеть смогла лишь небольшая часть армии. Именно из-за этого битва была проиграна.

Христиане или иудеи?

Некоторые из источников гласят, что после своей победы византийцы начали налаживать отношения с Древнерусским государством. По мнению Филарета Гумилевского, в Киевской Руси именно при Аскольде и Дире начали активно читать евангельские проповеди.

Существует и другое мнение от академика Шахматова. Он сообщает, что в более поздних византийских и арабских летописях нет ни единого упоминания об Аскольде и Дире при походе на Константинополь. Информацию о них, будто бы, добавили. При этом существует мнение о связях князей с иудейским каганатом, поэтому вполне вероятно, что Руси был ближе иудаизм, а не христианство.

Расправа

Смерть Рюрика застала всех врасплох. Опекуном же его сына стал Олег, который вместе с этим тем самым стал и главой Новгорода. Он открыто заявлял о своей вражде к хазарам, а уже в 882 году им был организован поход на Киев, чтобы навсегда сместить власть самозванцев. Город этот тогда переживал не лучшие времена, поэтому для отпора нужно было предпринимать срочные меры.

В свой поход Олег взял и наследника Рюрика Игоря, которого он планировать посадить на киевский трон. Он обманом выманил Аскольда и Дира из-за стен надежной крепости, указав в разговоре с ними, что последние не являются князьями и тем более не принадлежат к знаменитому роду. На престол должен был сесть наследник Рюрика. Аскольда и Дира при этом было убито.

Польский историк Януш Длугош, который в основном занимался пересказами древнерусских летописей, утверждает, что Аскольд и Дир были наследными правителями Киева. Он уверен, что они были прямыми потомками Кия, основавшего город. Тем самым он хотел доказать, что Киев имел польские корни. По его мнению, Кий был наследником польской династии.

Существовал ли Дир?

Как гласит летопись, Аскольд был похоронен на высоком правом берегу Днепра, где собственно он и был убит. Что же касается Дира, его могила находилась за Ирининским монастырем, что немного странно. Соправители государства или даже братья, которые погибли в один день, были захоронены в 3 километрах друг от друга.
Существует ряд исследователей, которые предполагают, что Аскольд и Дир были князями киевскими в разные годы, другие же утверждают, что Аскольд и Дир является одним и тем же лицом.

Если рассматривать древнескандинавский вариант имени «Huskuldr», здесь указывалось лишь одно оно, о князе Дире не было и слова. В византийских же источниках, которые описывали поход на Константинополь, говорилось лишь про одного военачальника, однако имя его не упоминается.

По мнению историка Рыбакова, личность Дира остается загадкой, а его существование и вовсе под вопросом. При описании различных сведений в летописях всегда указывается одиночное число при упоминании Аскольда и Дира, поэтому вполне вероятно, что был всего один князь.

Именно эти князья или князь вызывают наибольшие противоречия у историков. В разных летописях излагаются факты, которые не имеют ничего общего между собой, поэтому верить в их достоверность бессмысленно. Что же касается археологии, она также не может сегодня помочь составить полную картину того, что происходило во времена Руси. Скорей всего, еще будут интересные находки и факты, однако большинство информации все же потеряно, ведь с того момента прошло более тысячелетия.

Не получившие в управление городов, отпросились у него идти со своими родичами в Константинополь искать счастья. Отправились Аскольд и Дир обычным путем варягов – поплыли по Днепру мимо Смоленска , города кривичей , мимо Любеча, города северян , и дошли до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Узнали они, что город этот называется Киевом , по имени Кия, который некогда основал здесь первые поселки с братьями Щеком и Хоривом и сестрою Лыбедью. Узнали также, что киевляне платят дань хазарам .

Сильно полюбилось Аскольду и Диру это место: они помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь; набрали они себе сильную дружину из своих земляков и утвердились в этой стране племени полян.

Так явилось новое Русское государство на среднем течении Днепра.

Недолго усидели на одном месте воинственные Аскольд и Дир: привыкли они к боевым тревогам, и скучна была для них мирная жизнь, а тут еще то и дело приходилось им слышать от бывалых людей баснословные рассказы о дивных богатствах столицы Византии, Константинополя, о необычайной его роскоши. Слышали они часто о том, что греки – народ слабый, изнеженный, что они боятся войны, что готовы скорее золотом откупаться от врагов, чем встречаться с ними в поле или море с оружием в руках.

Соблазн был очень велик. Добраться до Константинополя было не особенно трудно. Начались приготовления к походу. И вот собрались непоседливые, предприимчивые удальцы с разных сторон к Аскольду и Диру, охотники до воинских утех и богатой добычи, и пустились на двухстах лодках в путь. Легко было плыть по течению Днепра до самых порогов его, здесь приходилось с немалым трудом проводить лодки между камнями, а в иных местах надо было волочить их по земле, а кое-где нести и на плечах. Затем опять течение широкого Днепра несло ладьи дружины Аскольда и Дира в Черное море. В затишье приходилось плыть по морю на веслах, а при попутном ветре поднимались паруса, и легкие ладьи быстро скользили по поверхности моря – неслись, словно чайки морские, по широкому его простору.

Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

Напали руссы на Константинополь врасплох. Император Михаил III был в это время с войском в Азии, у восточных пределов империи. Ужас охватил все население роскошной столицы, когда из соседних прибрежных селений беглецы принесли страшную весть, что множество русских лодок плывет к столице. Заперли городские ворота, расставили в разных местах по стене городской и по башням стражу и послали к императору весть о беде.

Страшны были для изнеженных византийцев суровые северные воины Аскольда и Дира. Это были рослые, рьяные и крепкие люди со светло-русыми волосами, бритыми подбородками; тяжелые шлемы покрывали их головы; грудь защищена была кольчугой; сверх нее накидывали они плащи, углы которых соединялись на правом плече запонкой. Тугие луки, острые оперенные стрелы, дротики, копья, тяжелые секиры (топоры) и обоюдоострые мечи составляли наступательное оружие этих воинов. Большие, полукруглые сверху и заостренные снизу щиты хорошо охраняли их от вражьих ударов.

Подошло войско Аскольда и Дира с моря к Константинополю, высадилось на берег, отрядами рассеялось по окрестным селам и беззащитным предместьям столицы и, по свидетельству византийцев, принялось страшно свирепствовать, разорять их, истреблять все мечом и огнем. Ни старому, ни малому пощады не было; ни вопли детей, ни мольбы матерей – ничто не трогало свирепых воителей! Отчаяние овладело жителями столицы. Духовенство беспрерывно совершало молебствия в церквах; они полны были молящимися. Патриарх Фотий говорил проповеди. Он называл нашествие дружины Аскольда и Дира карою, посланной Богом за пороки и тяжкие грехи, в которых погрязло население столицы.

«Народ жестокий и дерзкий, – говорил он, – разоряет и губит все: нивы, жилища, стада, женщин, детей, старцев, всех сражает мечом, никого не милуя, никого не щадя. Он, как саранча на ниве, как жгучий зной, как наводнение, явился в стране нашей и сгубил жителей ее…»

Указывал патриарх и на малодушие жителей, обезумевших от страха.

«Не вопите, не шумите, перестаньте плакать, молитесь спокойно, будьте мужественны!» – увещевал он их.

Но все напрасно: страх был сильнее его красноречия! Руссы у стен города насыпали огромный вал, добрались до верха стены, и жители трепетали от ужаса, что враги вот-вот ворвутся в город… Но этого не случилось – Аскольд и Дир совсем неожиданно для осажденных поспешно ушли из-под стен Константинополя. Буря ли, поднявшаяся на море, или весть о приближении императора с большим войском побудила их к этому, неизвестно. Долго после того сохранялось у греков предание об этом первом нападении на их столицу руссов. Есть известие, что около этого времени некоторые из них приняли христианство от греков.

Русские летописи датируют этот поход Аскольда и Дира 866 годом. Но византийские источники с большей достоверностью относят время первой осады русскими Константинополя к июню 860 года.

Олег показывает младенца Игоря Аскольду и Диру. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

Согласно русским хроникам, Аскольд и Дир продолжали после этого княжить в Киеве. Но когда в 879 году умер правивший в Новгороде Рюрик, его преемник Олег (опекун малолетнего сына Рюрика, Игоря) двинулся с большой дружиной, чтобы сделать завоевания на юге. Взяв Смоленск и Любеч, Олег подошёл к Киеву (882). Но он опасался открытой битвы с Аскольдом и Диром, имевшими много воинов. Олег оставил свою дружину позади и приблизился к Киеву с несколькими лодками, выдавая себя и своих спутников за купцов, которые едут торговать в Константинополь. Не подозревая злого умысла, Аскольд и Дир вышли на берег без сильной стражи. Тут по условному знаку на них бросились спрятанные в лодках Олега бойцы.

– Вы не князья и не княжеского рода, – сказал им Олег и прибавил, указывая на сидевшего рядом с ним маленького Игоря, – а вот сын Рюрика.

Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

Воины Олега убили Аскольда и Дира. Погребли их у берега Днепра на горе (доныне одна прибрежная гора у Киева называется Аскольдовой могилой). А киевляне подчинились власти Олега, который соединил в одно государство всю Русь, кроме подчинённой хазарам земли племени вятичей .


Аскольд князь Киевский (совместно с Диром)
864 — 882

Б. Ольшанский. В лето 908 года. Идущие на Царьград

?—882
Аскольд — варяг из дружины Рюрика, киевский князь в 864—882 гг. (правил совместно с Диром).

Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам (864).



Поход руси на Константинополь в 860 году
Тризна русских дружинников. Картина Г. Семирадского.

С именами Аскольда и Дира в летописи связывается первый поход Руси на Царьград, датированный 866 годом (вероятно имел место в 860 году; византийские источники сообщают только об одном предводителе русов, не называя его имени), за которым последовало так называемое первое крещение Руси. Возможно, что христианским именем Аскольда было имя Николы, так как на месте его могилы была построена церковь в честь этого святого.

Аскольд и Дир были убиты (882) новгородским князем Олегом, обвинившим их в незаконном захвате власти, поскольку они не из рода Рюрика.

По Новгородской первой летописи варяги Аскольд и Дир не связаны с Рюриком, и пришли в Киев до приглашения Рюрика в Новгород, но после похода русов на Царьград. В Киеве они назвались князьями и стали воевать с древлянами и угличами.


Поход на Царьград Аскольда и Дира в Радзивилловской летописи, XV век

Описание в поздних источниках

В Псковской 2-ой летописи (XV век) сказано, что: «А князи в та лета бяху на Роускои земли; От Варяговъ 5 князеи, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…» .

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели сына Аскольда в борьбе с болгарами (872), походах Аскольда на полочан (872), кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875). Поход руси на Царьград (860), отнесённый Повестью временных лет к 866, датирован 874-875 годами.

Осада Константинополя руссами во главе с Аскольдом и Диром. Патриарх Фотий и Император Михаил III касаются Ризой Богоматери поверхности моря. Радзивиловская летопись.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша (возможно, составленном для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд был полянским князем, потомком Кия, основателя Киева. Он был воеводой у князя Дира, возможно, сместившим последнего с престола и ставшим самовластным правителем.

Историография по Аскольду


Аскольдова могила, Иван Билибин

В 1919 году академик А. А. Шахматов связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (центр Старая Русса) . Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 года началось движение скандинавской руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства» . В 1920 академик С. Ф. Платонов отмечал, что будущие изыскания соберут... лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя . Видный историк русского зарубежья Г. В. Вернадский также связывал князя Аскольда со Старой Руссой.

Б. А. Рыбаков выдвинул смелое предположение о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания».

Имя Аскольда, по мнению большинства исследователей, происходит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии — имя имеет местные, славянские корни. Б. А. Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов: сколоты.

В 2010 В.В.Фомин счел возможным допустить, что со Старорусской Русью (центр Старая Русса) "были связаны Аскольд и Дир, вынужденные покинуть Приильменье, как только там утвердился Рюрик, представлявший собой варяжскую Русь, вначале обосновавшуюся в Ладоге"

Дир (в Ипатьевской летописи также Дирдъ, ?—882) — легендарный варяг, овладевший вместе с Аскольдом Киевом и убитый вместе с ним новгородским князем Олегом.

Согласно «Повести временных лет», являлся боярином новгородского князя Рюрика. Вместе с Аскольдом они якобы спустились вниз по Днепру до Киева в земле полян, которые в это время не имели князя и платили дань хазарам, и сели там князьями. Далее в ПВЛ сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда Русь совершила первый поход на Константинополь (а в византийских источниках указано, что поход был в 860 году), затем примерно в 882 году преемник Рюрика, новгородский князь Олег захватил Киев и, по легенде, завлёк обманным путем Дира и Аскольда к своей ладье и умертвил обоих по причине незаконности их правления ввиду отсутствия княжеского достоинства, представив им Игоря, сына Рюрика.


Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

По другой гипотезе, Аскольд и Дир правили в разное время. Упоминание о Дире иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди (сер. X века), о неком могущественном славянском правителе: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в его землю с различного рода товарами». Следовательно, Дир мог править либо после Аскольда, либо ещё до его прихода. По одной из версий Дир, упомянутый аль-Масуди, правил после Олега Вещего, но был смещён и убит легендарным Олегом II (которого в свою очередь около 936 года изгнал двоюродный брат Игорь Рюрикович). По этой версии, автор ПВЛ совместил предание об устранении Аскольда князем Олегом Вещим с преданием об устранении Дира легендарным Олегом II. По другой версии Дир княжил в Киеве до Аскольда и принимал участие в походе 860 года. Высказывалось предположение, что Дира можно отождествить с «царём славян», к которому кавказское племя санарийцев в 850-х годах обратилось за помощью против арабского халифа. Этот «царь славян» был поставлен автором IX века ал-Йа’куби наравне с правителями Византии и Хазарии. В. Н. Татищев, опираясь на «Иоакимовскую летопись», полагал, что приглашение Аскольда в Киев произошло из-за отсутствия у полян правителя, то есть, как полагают другие историки, после смерти Дира. Впрочем, сам Татищев считал появление Дира ошибкой в прочтении текста летописи.


Смерть Аскольда. Неизвестный художник конца XIX в.

Аскольд и Дир, якобы убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины». По одной из версий это свидетельствует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинавского написания имени Аскольда — Hoskuldr, или под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.

По другой версии «Дир» — это титул или прозвище князя Аскольда, существование которого у многих не вызывает сомнений. Советский историк-славяновед академик Рыбаков Борис Александрович писал: «личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Поход на Константинополь.

Сосредоточив после смерти братьев власть в своих руках, Рюрик жил в Новгороде, раздав лучшим дружинникам в кормление города Полоцк в земле кривичей, Ростов в земле мери, Белоозеро в земле веси, Муром (город одноименного финского племени на реке Оке). Он разрешил Аскольду и Диру отправиться в поход на Константинополь. Существуют разные мнения о происхождении Аскольда и Дира. По одной версии, Аскольд, русский каган, являлся прямым потомком Кия — основателя Киева. Он правил Киевом вместе с Диром (или Дмиром). По другой версии, киевским князем был Дир, у которого воеводой служил Аскольд. По третьей версии, Аскольд и Дир являлись дружинниками и товарищами Рюрика.

С небольшой дружиной они спустились по Днепру до Киева, остановились у полян и стали собирать войско. Киевляне платили дань хазарам. Аскольд и Дир обещали освободить их от дани и осели в богатом городе. Варяги во главе с опытными военачальниками провели несколько успешных походов в степь, и хазарам расхотелось требовать дань от киевлян. За четыре года активной боевой жизни дружина Аскольда и Дира значительно усилилась. Они решили идти на Константинополь.

Подготовка к сложному походу завершилась, и 200 ладей отправились в 860г. по Днепру к Черному морю. В каждой ладье было по 40—50 человек.


Жертвоприношение Рюрика 862 год.
Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

Время для похода они выбрали очень удачное. В Царьграде в тот год не было ни армии, ни императора Михаила III, который вел трудную борьбу с арабами. В столице находился лишь патриарх Фотий, но он не думал о нашествии врага, обремененный государственными, религиозными и личными делами. Летом 860 г. император Михаил III ушел в поход на арабов. Ладьи Аскольда и Дира спешили к столице Византийской империи.

18 июня 860 г. в Константинополе стояла тихая солнечная погода. Вдруг на севере в проливе показалось пестрое пятно, и люди застыли от ужаса: ладьи руссов разрезали мягкую волну, приближаясь к городу. Ладьи шли точно по намеченному Аскольдом и Диром курсу. Каждая знала свое место в строю. Руссы четко высадили десант, взяли невысокие загородные ворота, рассыпались по предместьям. Работали воины Аскольда и Дира слаженно: все ценное они бросали в ладьи, затем огонь — в дома...

А византийские воины готовились к вражескому штурму. Они очень надеялись на высокие прочные стены Константинополя.

Справившись с первой задачей налета, руссы приблизились к городу и принялись сооружать насыпь. Защитников было слишком мало, и настроение у них быстро менялось. Они были близки к панике, отчаянию. С внешней стороны под стенами копошатся упрямые любители чужого добра. С внутренней стороны крепости, как из вулкана, неожиданно проснувшегося, несется шум паникующего Константинополя.

И вдруг стал затихать вулкан: что-то важное произошло в городе. Там в храме Святой Софии патриарх Фотий говорил спокойно, твердо. И речь его была странной. Он обличал сограждан, напоминая о том, как «греки несправедливо обежили приезжих руссов», о других грехах.

Насыпь росла. А жители столицы мировой державы шли к храму, откуда доносился уверенный голос: «Мы получали прощение и не миловали ближнего. Сами обрадованные, всех огорчали, сами прославленные, всех бесчестили... Наконец настало время прибегнуть к Матери Слова, к Ней, единственной надежде и прибежищу. К ней возопим: «Достопочтимая, спаси град твой, как ведаешь!»».

Из Влахернского храма подняли ризу Божией Матери, и отправился люд в Крестный ход. Патриарх и духовенство в полном облачении, хоругви, торжественный хор голосов, вереница горожан и впереди — чудотворная риза...

Руссы снизу увидели людей на крепостной стене и небо, подрезанное кромкой кирпичной стены. В небе продвигались не спеша люди, спаянные единым духом...

Несколько десятилетий подряд ходили славяне на славян, и не было у них единения, не было могучей опоры духа, который вел византийцев по стене. Рюрик мечом наводил порядок у славян — удалось ли это? Страх слегка угомонил славян, но между высокой стеной и небом византийским было другое. Не страх вел горожан в Крестный ход.

Византийцы все шли и шли по стене. Единой массой. Голоса певчих воздействовали на руссов магически. Руссы были не из пугливых. И то состояние, которое они испытывали, испугом назвать нельзя. То было более сильное чувство. И не чувство то вовсе было, но — Вера. В тот миг воины поняли, что людей на стене победить нельзя, как нельзя заставить солнце не светить. И когда неспешная процессия приблизилась по кромке между небом и стеной к строителям насыпи, кто-то из руссов вскрикнул, бросил инструмент и помчался к ладьям, увлекая за собой соратников. Никто в них не стрелял, никто не гнался за ними. А они бежали, бежали, будто от огня.

Взволнованные руссы отправились домой...

В 867 г., как говорит Фотий в послании Папе Римскому, племя руссов приняло христианскую веру. Это было одно из племен, осевших в Причерноморье. Впрочем, некоторые историки утверждают, будто первым на Руси принял православную веру Аскольд, а значит, и многие из его дружины.

Этот эпизод, зафиксированный в послании Константинопольского патриарха, нужно иметь в виду, обсуждая тему Крещения Руси, которое состоялось более чем через столетие после описываемых событий.

Значение АСКОЛЬД И ДИР в Краткой биографической энциклопедии

АСКОЛЬД И ДИР

Аскольд и Дир, первые киевские князья, о которых упоминают летописные своды. Запись в Лаврентьевском своде (древн.) под разными годами сообщает, что А. и Д., дружинники Рюрика, ушли от него в Царьград вниз по Днепру, завладели по дороге Киевом и остались там княжить (862); в 866 году пошли на Царьград, но буря, поднявшаяся на море около города, благодаря молитве царя и патриарха Богородице, заставила их вернуться в Киев. В 882 году к Киеву с Севера пришел Олег с Игорем, обманом захватил и убил А. и Д., оправдывая свой поступок тем, что они не принадлежат к княжескому роду; А. был похоронен на горе Угорьской, Д. - у церкви св. Ирины. Эта запись является результатом переработки предания о том, что А. и Д. княжили в Киеве до прихода Олега и Игоря и были ими убиты. Начальный Свод, составленный в Печерском монастыре в 1095 году, проводя идею о единстве княжеского рода, дополнил это предание так, что А. и Д. оказывались не княжеского происхождения, а только рюриковыми дружинниками, и вложил в уста Игоря соответствующие этому слова. Известие о цареградском походе 866 года присоединено к именам А. и Д. тоже составителем Свода; оно взято из греческих источников, которые об А. и Д. не упоминают. Неоднократно было высказываемо предположение, что А. и Д. и княжили (арабский писатель X века Масуди говорит об одном славянском короле Дире) и были убиты не одновременно (см. Аскольдова могила). - Ср. М.С. Грушевский, "История Украины Руси", т. I; А.А. Шахматов, "Разыскание о древнейших русских летописных сводах", стр. 319 - 323. Б. Р.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АСКОЛЬД И ДИР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АСКОЛЬД И ДИР
    и Дир, киевские князья (2-я половина 9 в.). Согласно летописным данным, А. и Д. были боярами Рюрика. Около 866 …
  • АСКОЛЬД И ДИР
    Аскольд (Оскольд, Скальд) и Дир — два дружинника Рюрика, о которых упоминается в истории начала русского государства. Предание говорит, что …
  • АСКОЛЬД И ДИР
    Аскольд (Оскольд, Скальд) и Дир - два дружинника Рюрика, о которых упоминается в истории начала русского государства. …
  • ДИР
    Дир - см. в статье Аскольд и Дир …
  • ДИР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    один из киевских князей 2-й половины 9 в.; см. Аскольд и Дир …
  • АСКОЛЬД в Краткой биографической энциклопедии:
    Аскольд - см. в статье Аскольд и Дир …
  • ДИР
    (? - 882) древнерусский князь. По преданию, соправитель Аскольда в Киеве. Убит князем …
  • АСКОЛЬД в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-882) древнерусский князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград; убит князем …
  • ДИР СЕЛЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Deer, Deir) — селение в Шотландии, известное развалинами древнего цистерцианского монастыря, именем которого названо соч. "Book of Deir", важное для …
  • ДИР ДР.-СЛАВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Аскольд и …
  • ДИР
    (?-882), др.-рус. князь. По преданию, соправитель Аскольда в Киеве; убит кн. …
  • АСКОЛЬД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АСЌОЛЬД (?-882), др.-рус. князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград; убит кн. …
  • АСКОЛЬД в словаре Синонимов русского языка.
  • АСКОЛЬД в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Аскольд, (Аскольдович, …
  • ДИР
    (? - 882) , древнерусский князь. По преданию, соправитель Аскольда в Киеве. Убит князем …
  • АСКОЛЬД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (?-882) , древнерусский князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград; убит князем …
  • МАКАРОВ АСКОЛЬД АНАТОЛЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1925) российский артист балета, народный артист СССР (1983). В 1943-70 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, с …
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • АСКОЛЬД, ОСТРОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    остров в Северно-Японском море к В. от Уссурийского залива, у берегов Амурского края, довольно большой, скалистый, покрытый лиственным лесом. На …
  • ДИР, ДРУЖИННИК РЮРИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Аскольд и …
  • АСКОЛЬД, ОСТРОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    - остров в Северно-Японском море к В. от Уссурийского залива, у берегов Амурского края, довольно большой, скалистый, покрытый лиственным лесом. …
  • ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, праздник Православной Церкви, отмечаемый 2 июля. …
  • РЮРИК (ИМЯ РУССКИХ КНЯЗЕЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Рюрик - имя русских князей: 1) Рюрик - первый русский князь, призванный "Чудью, Весью, Словенами и Кривичами", "из Варяг" (из …
  • РОССИЯ, РАЗД. РУССКИЙ ФЛОТ (СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Р настоящее время все суда русского флота разделяются на 4 ранга: I ранг: 1) императорские яхты, 2) эскадренные броненосцы, 3) …
  • АСКОЛЬДОВА МОГИЛА в Большом энциклопедическом словаре:
    часть парка на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен князь …
  • ФРАНЦИЯ
  • УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СССР. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909-1914) Я. М. …
  • СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной …
  • СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. …
  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПРИМОРСКИЙ КРАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    край в составе РСФСР. Образован 20 октября 1938. Граничит на З. и Ю.-З. с Китаем и КНДР. Площадь 165,9 тыс. …
  • МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    монополии капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистических стран (металлообрабатывающее, металлургическое, энергетическое, подъёмно-транспортное, строительное, дорожное, …
  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • КИЕВСКАЯ РУСЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Русь, раннефеодальное государство 9 - начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8-9 вв. в результате объединения восточнославянских …
  • КАЗАХСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ИТАЛИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ИСПАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Espana); официальное название - Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. - государство на крайнем Ю.-З. Европы. Занимает 5/6 …
  • ИНДИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (на языке хинди - Бхарат); официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. - государство в Южной Азии, в бассейне …
  • ГРУЗИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая республика (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика), Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 …
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (ГОСУДАРСТВО) в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • БЕЛОРУССКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa), Белоруссия (Беларусь). I. Общие сведения БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза …
  • АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы), Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта …
  • ЧЕРЧИЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Churchil, иначе называется English-River) — река в Британской Северной Америке, вытекает под названием Бивер-ривер, затем, пройдя через озеро Ла-Кросс, получает …
  • ХРИСТИАНСТВО В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    среди славянского населения появляется не раньше IX в., в пределах же нынешней России оно восходит к III в.; существует даже …
  • СМОЛЕНСК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Смоленск - губ. гор., в 114 с. над ур. моря, на пересечении 3-х жел.дорог: Моск.-Брест., Риго-Орлов. и Данково-Смол. и на …
Аскольд и Дир , дружинники Рюрика , киевские князья.

Поход на Константинополь

"Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила . Царь же был в это время в походе на агарян , дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне , и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой ".

В воспоминание этих событий был установлен церковный праздник Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне .

Имеется в тексте летописи и сведения о четырех походах Аскольда и Дира на Царьград , однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода года.

Крещение руссов

"По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире ", - пишет свт. Филарет (Гумилевский) .

Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спорных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. Но, следует признать отсутствие каких-либо достоверных сведений о христианстве Аскольда.

Убиение киевских князей

Княжение Аскольда и Дира в Киеве продолжалось, по летописи, до года, когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом , захватившим город.

Были погребены на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчаном храмом св. Николая . Место это называется Аскольдовой могилой .

Литература

  • Повесть временных лет
  • ПСРЛ, IX
  • Георгий Арматол, Хроника
  • Константин Багрянородный, Жизнеописание Василия
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия «На нашествие росов»
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя - Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов
  • Никита Пафлагонский, Житие Патриарха Игнатия
  • Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства. Сб. за 2000 г. М., 2003. С. 3-172.
  • Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов :