Блок1 биология наука о живой природе. Биология - наука о живой природе 1 наука о живой природе

Совокупность наук о живой природе называют биологией. Узнать подробнее, что изучает данная дисциплина, расширить свои знания и повторить пройденный материал в 5 классе поможет данная статья.

Биология – наука о живой природе

Всё живое на нашей планете объединяет живая природа, изучением которой и занимается наука биология.

Определение «Биология - наука о живой природе» зародилось ещё во времена античности. В переводе с греческого языка биос - это жизнь, а логос - учение.

Понятие «биология» включает в себя не одну, а целую совокупность наук, которые изучают органический мир планеты. К системе биологических дисциплин относятся:

  • Ботаника - занимается изучением растительного мира;
  • Зоология - изучает животный мир;
  • Анатомия - исследует строение органов человека;
  • Микология - изучает царство грибов;
  • Бактериология - занимается исследованием бактерий;
  • Вирусология - исследует вирусы;
  • Цитология - изучает жизнедеятельность и строение клеток;
  • Генетика - уделяет внимание изменчивости и наследственности живых организмов;
  • Экология - исследует взаимоотношение организмов, их влияние на окружающую среду.

Рис. 1. Биологические науки.

Все живые организмы на планете условно поделены на царства. Их в природе четыре:

  • Бактерии;
  • Грибы;
  • Растения;
  • Животные.

Рис. 2. Царства живой природы.

Отдельным царством считаются вирусы, так как они не имеют клеточного строения и живут внутри живой клетки.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Человеческий организм относится к царству животных, так как функционирование систем органов и клеток человека схоже с животными.

Условия жизни на Земле

Живые организмы обитают на планете повсеместно (вода, воздух, земля). Оболочку Земли, в которой обитает органический мир, называют биосферой.

Рис. 3. Биосфера.

Условия, необходимые для нормального функционирования всего живого на планете:

  • это температура окружающей среды, которая позволяет воде в большом количестве оставаться в жидком состоянии;
  • наша планета имеет озоновый слой, который надёжно защищает планету от ультрафиолетового излучения Солнца;
  • с помощью солнечных лучей растения выделяют кислород и получают световую энергию, которую они преобразуют в химическую и по пищевой цепи передают другим организмам.

Значение биологии

Знание биологии лежит в основе медицины и сельского хозяйства. А именно:

  • С помощью науки можно решить проблемы с производством продовольствия. Для этого выводятся специальные сорта высокоурожайных растительных культур, породы животных.
  • Выпуск новых лекарственных препаратов для борьбы с различными вирусами и заболеваниями.
  • Применение новых биологических технологий по выпуску лекарств, продуктов питания, удобрений, препаратов для химической и текстильной промышленности.
  • Знание законов биологии поможет сохранить экологически чистой окружающую среду, а тем самым уберечь от вымирания многие виды растений и животных.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: познакомить с правилами поведения в кабинете биоло-гии, правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых ор-ганизмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и животных, о грибах как отдельном царстве, имеющем общие признаки как с растениями, так и с животными; дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир; показать многообразие растений на Земле, их связь с окружаю-щей средой; дать представление о значении растений в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

2.Формирование ответственного отношения к учению;

3.Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: работа с текстом учебника, анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Общие рекомендации . К вводному уроку следует тщательно подготовиться. Общеобразовательная программа построена таким образом, что обучение начинается с наиболее сложных объектов, поэтому необходимо приложить усилия, чтобы сделать первый урок максимально интересным

Ключевые понятия и термины : биология, ботаника, зоология, микология, микробиология, живые организмы, царства органи-ческого мира, микроорганизмы, грибы, растения, животные, до- ядерные организмы (прокариоты), ядерные организмы (эукарио-ты); признаки живого, отличия животных и растений, признаки грибов, многообразие растений, значение растений.

Начать урок следует с рассказа о правилах поведения в ка-бинете биологии, так как несоблюдение техники безопасности при работе в кабинете может быть связано с риском для учащихся и возможностью повреждения оборудования и наглядных мате-риалов. Желательно также иметь в кабинете стенд с подробным изложением правил техники безопасности, так как напоминать о них детям придется постоянно.

Ход урока

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

В этом году вы приступаете к изучению нового предмета — биологии. Вы уже сталкивались с этой наукой в курсе «Природо-ведение» (или «Естествознание», или «Окружающий мир»).

Как вы считаете, что изучает наука биология? (Ответы уча-щихся.)

Биология изучает мир живых организмов, их строение, жиз-недеятельность.

А какие группы живых организмов вы можете назвать? (Животные, растения, грибы, лишайники, микроорганизмы.)

Что означает слово «биология»? Вы можете подобрать к нему однокоренные слова? (Геология, экология, филология, биография и т. д.)

Совершенно верно, у этих слов общие греческие корни, «биос» означает жизнь, а «логос» — учение, биология в переводе с греч. — «учение о жизни», или, иными словами, наука о живых организмах. Сам термин появился только в 1802 г., его предложил французский ученый Жан Батист де Ламарк.

Но, как мы уже говорили, жизнь на Земле существует в раз-личных формах. Поэтому и биология делится на несколько самостоятельных наук. Одна из них — ботаника — наука, ко-торую мы будем изучать в этом году. Основоположником бо-таники считается древнегреческий ученый Теофраст. Он жил в 370—286 гг. до н. э. и был учеником знаменитого Аристотеля. Теофаст собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое.

Кто знает, что означает слово «ботаника»? (Ответы уча-щихся.)

Это слово тоже происходит от греч. «ботанэ», что означает трава, зелень, растение.

А на какие же еще отрасли делится биология?

Давайте вместе с вами заполним таблицу.

Структура науки биологии

Что такое биология. Вы открыли учебник биологии. А что такое био-логия? Слово это составлено из двух греческих слов: «биос» — жизнь и «логос» — учение. Значит^ биоло-гия — это учение о жизни) или, иными словами, это ТГаука о живой природе.

Из курса природоведения вы уже узнали, что живая природа состоит из растений и животных. Они живут в различных условиях. Как разно-образны условия жизни, так разно-образны животные и растения.

Какие организмы составляют жи-вую природу. А только ли животные и растения составляют живую при-роду? Встречаются и незеленые ор-ганизмы, похожие на растения. Это прежде всего грибы — отдельная группа организмов. Всем известны съедобные грибы: белые, подоси-новики, маслята и многие другие. К грибам относят и разные плесени.

Особую группу представляют бактерии — мельчайшие живые существа, видимые только под микро-скопом.

Итак, живая природа состоит из четырех групп, или царств: бак-терии, грибы, растения, животные

Растительный покров Земли. Изучение живой природы мы начнем с растений. Вся земная суша, кроме Антарктиды, самых северных частей Арктики и очень высоких горных вершин, покрыта растениями. Луга, леса, степь, тундра, пустыня вместе образуют растительный покров Зем-ли. Его называют естественным растительным, покровом. Поля, са-ды, огороды, парки, скверы, газоны городов — это искусственный рас-тительный покров.

Ботаника — это наука о растениях и расти-тельном покрове. Слово «ботаника» происходит от греческого «ботанэ», что значит трава, растение. Ученые- ботаники выясняют, какие особен-ности строения имеют разные рас-тения, как происходят их питание, рост, размножение, развитие и расселение, какие условия им не-обходимы. Изучая остатки давно вымерших растений, ученые стара-ются восстановить историю развития растительного мира на Земле с тех давних времен, когда жизнь на ней только появилась. И конечно, очень важно знать и подробно изучать те свойства растений, которые полезны человеку или, наоборот, вредны ему

Самостоятельная работа

1.Заполните таблицу, используя текст учебника

Название науки

Биология

Экология

Фенология

Греческие слова, от которых прои-зошло название

«биос» — жизнь «логос» —

Что изучает

отношение ор-ганизмов меж-ду собой и с окружающей их средой

Где можно приме-нить полученные знания

определить сро-ки проведения сельскохозяй-ственных меро-приятий в полях, работ в саду и огороде и др.

2. Используя рисунок в учебнике, заполните схему

Вопросы и задания

1.Что является предметом изучения биологии?

2. Что является предметом изучения ботаники?

3. На какие царства делят живую природу?

3. О представителях каких царств будет рассказано в этом учебнике?

Биология наука о живой природе

Введение. Биология - наука о живой природе | Биология 6 класс

Ресурсы :

Пасечник В.В . Учебник для общеобразовательных учреждений 6класс

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Викторов В.П., Никишов А.И.Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Учебник 6класс

В.В. Пасечника «Био-логия. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь по биологии: 6 класс:

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Биология - это наука о живом, о строении живой материи и процессах с ее участием, формах и развитии живого, о распространении живых организмов и их природных сообществ, взаимосвязях живой и неживой природы.

В 1949 году была предложена классификация биологических наук: в ней выделилось 3 направления.

Биология:

общие биологические науки

частные науки

комплексные науки

молекулярная биология

ботаника

почвоведение

генетика

зоология

гидробиология и др.

анатомия и морфология

микология

биохимия

микробиология

экология и др.

вирусология

антропология

На сегодняшний день главной проблемой теоретической биологии является создание единой теории живого.

Жизнь - есть форма существования открытых, саморегулирующихся и самовоспроизводящихся систем, построенных из полимеров - белков и нуклеиновых кислот (по М.В. Волькенштейну).

Выделяют признаки (свойства) живой материи, отличающие ее от неживой:

  • 1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В живых организмах 99 % химического состава приходится на четыре элемента -- углерод, кислород, азот и водород.
  • 2. Клеточное строение. Все живые организмы, кроме вирусов, состоят из клеток.
  • 3. Обмен веществ. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее вещества, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности.
  • 4. Энергозависимость. Живые тела представляют собой «открытые» для поступления энергии системы, т. е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним энергии и материи (в виде питательных веществ) извне.
  • 5. Самовоспроизведение (репродукция) -- это свойство живых организмов воспроизводить себе подобных.
  • 6. Наследственность заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Она обусловлена стабильностью, т. е. постоянством, строения молекул ДНК.
  • 7. Изменчивость. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость -- это способность организмов приобретать новые признаки и свойства, в основе которой лежат изменения биологических матриц.
  • 8. Рост и развитие. Способность к развитию -- всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы существования материи представлено индивидуальным развитием, или онтогенезом, и историческим развитием, или филогенезом.
  • 9. Раздражимость. Любой организм неразрывно связан с окружающей средой: извлекает из нее питательные вещества, подвергается воздействию неблагоприятных факторов среды, вступает во взаимодействие с другими организмами и т. д. В процессе эволюции у живых организмов выработалось и закрепилось свойство избирательно реагировать на внешние воздействия.
  • 10. Саморегуляция (авторегуляция) - это способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения физиологических процессов. При этом недостаток поступления каких-либо питательных веществ мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток вызывает запасание этих веществ.
  • 10. Ритмичность - это свойство присуще как живой, так и неживой природе. Обусловлено оно различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца, сменой времен года, фазами Луны и т. д. Для неживой природы характерны, например, изменения освещенности и температуры в течение года и суток, приливы и отливы в морях и океанах, перемещение воздушных масс -- ветры и т. д. Живые организмы также подчиняются внешним датчикам времени, однако реакция их значительно сложнее изменений окружающей среды.

В настоящее время выделяют 8 уровней организации живой материи.

Задание 1. Впишите структурные составляющие каждого уровня организации жизни и укажите процессы, характерные для них.

функционирование

Молекулярный (молекулярно-генетический)

биологические макромолекулы: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

обмен веществ, превращения энергии, распад веществ, передача наследственной информации

клеточный

Состоит из двух центриолей: дочернего и материнского. Одна из центриолей, а именно материнская, имеет множество дополнительных образований. Материнский участок диплосомы является источником создания микротрубочек. Обазовывают центросферу, состоящую из углеводов, белков и липидов.

Образование внешних структур, так называемых жгутиков; образовывает реснички- волоскоподобные образования; образовывает нити веретена деления в процессе непрямого деления клетки (митоз) и в ходе деления ядра эукариотических клеток с уменьшением численности хромосом наполовину.

тканевый

Любая ткань представляет собой совокупность клеток и межклеточного вещества, которого может быть много (кровь, лимфа, рыхлая соединительная ткань) или мало (покровный эпителий).

Клетки каждой ткани (и некоторых органов) имеют собственное название: клетки нервной ткани называются нейронами, клетки костной ткани - остеоцитами, печени - гепатоцитами и так далее.

Межклеточное вещество химически представляет собой систему, состоящую из биополимеров в высокой концентрации и молекул воды.

Каждая ткань выполняет свою функцию. Например:

Эпителиальная ткань, покрывает тело, выстилает внутренние поверхности органов (желудка, кишечника, мочевого пузыря и других) и полостей (брюшной, плевральной), а также образует большинство желез.

Соединительная ткань выполняет механическую, опорную, формообразующую и защитную функции.

Жировая ткань используется для хранения жиров, при распаде которых высвобождается большое количество энергии.

органный

Система органов опоры и движения; пищеварительная; дыхательная; сердечно-сосудистая; мочевыделительная; половая (мужская, женская); эндокринная; нервная; соматосенсорная (покровная).

Система органов предусматривает прежде всего функциональное объединение органов.

организменный

Различают четыре вида интеграции: механическую, гуморальную, химическую и нервную.

В качестве механических интеграторов на тканевом уровне выступают межклеточные вещество и контакты; на органном уровне -- соединительная ткань; на системном --- вспомогательные органы. Гуморальные интеграторы -- это кровь и лимфа. Они выполняют интегративную роль на органном, системоорганном и организменном уровнях. Химическая интеграция -- это эндокринная регуляция, которая осуществляется гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции. Гормоны оказывают свое интегративное действие на всех уровнях: клеточном, тканевом, органном, системоорганном и организменном.

Органы помогают выполнять главные присущие характерные свойства для живого существа. А именно: обмен веществ, раздражимость, способность к росту, размножению, подвижность, поддержание постоянства внутренней среды, пластичность и целостность.

популяционно-видовой

биогеоценотический

биосферный

По вопросу происхождения жизни, как и по вопросу сущности жизни, нет единого мнения. Существует несколько гипотез возникновения жизни на Земле.

АНАЛИЗ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ 2015 ГОДА

Каждый вариант экзаменационной работы включал в себя 40 заданий и состоял из двух частей, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 2 состояла из 7 заданий с развернутым ответом.

По уровню сложности задания распределялись следующим образом.

а) 18 заданий базового уровня с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа;

б) 7 заданий повышенного уровня с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа;

в) 8 заданий повышенного уровня с кратким ответом в виде последовательности цифр;

г) 7 заданий высокого уровня с развернутым ответом.

Учебный материал всех разделов курса биологии в экзаменационной работе распределен по семи содержательным блокам:

1. Биология – наука о живой природе;

2. Клетка как биологическая система;

3. Организм как биологическая система;

4. Система и многообразие органического мира;

5. Человек и его здоровье;

6. Эволюция живой природы;

7. Экосистемы и присущие им закономерности.

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» содержит материал: о достижениях биологии; методах исследования; роли ученых в познании окружающего мира; об общих признаках биологических систем; об основных уровнях организации живой природы; о роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие: знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.



Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует: освоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни и присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладение умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.

В четвертом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.

Пятый блок «Организм человека и его здоровье» выявляет уровень: усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и об особенностях высшей нервной деятельности человека.

В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль: знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений характеризовать критерии вида, причины и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды, объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.

Средний тестовый балл в 2015 г. составил 53,2, что сопоставимо со средним тестовым баллом 2014 г. (54,8).

НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ

Блок 1. Биология – наука о живой природе

Наиболее сложным оказалось задание, где требовалось указать, на каком уровне организации жизни фенотипически проявляются геномные мутации (организменном).