Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Воспитатель – это призвание.

К. Д. Ушинский сказал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».

Профессия воспитатель — одна из самых нужных и востребованных. Это тот человек, который учит детей элементарным представлениям о жизни, шаг за шагом ведет их к школьной парте.

И действительно, в этой сфере трудятся настоящие энтузиасты своего дела. Накануне праздника мы решили дать слово воспитателям нашего детского сада «Теремок» и узнать главные принципы этой непростой профессии.

– Что значит быть воспитателем детского сада?

Татьяна Николаевна Маховик, воспитатель второй младшей группы № 1 «Клюковка»:

– В детском саду начала работать воспитателем в далёком 1981 году. Это очень нелёгкий и непростой труд, постоянный поиск чего-то нового, творческий подход, новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии.

Дети видят в нас эталон нравственности, представляя воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, веселое и неожиданное. Как мудреца, всё знающего и всё умеющего. Как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид. Всё это требует от воспитателя высокого профессионального мастерства. Воспитатель должен много знать и уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми, всегда быть интересным для детей.

Но главное – воспитатель должен уметь любить детей, причём всех, несмотря на то, что все они разные – каждый со своим характером. Ко всем нужно научиться относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которой нужно помочь развиться.

Быть воспитателем – это значит иметь большое терпение, окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием сразу более двадцати малышей, а в ответ получать бурю эмоций и новый заряд позитива.

– Почему Вы выбрали эту профессию?

Зульфия Маратовна Тасмухамбетова, воспитатель второй младшей группы № 6 «Калинка»:

– После окончания школы, когда передо мной встал вопрос о выборе профессии, я ни минуты не сомневалась. Я твёрдо решила: буду воспитателем в детском саду. Поступив, поняла, что очень трудную профессию выбрала для себя. Но, пересилив себя, «втянулась» в учебу… И успешно закончила колледж. Сейчас ни одной минуты не жалею о том, что я воспитатель. Глядя в глаза детей, хочется сделать мир ярче и добрее.

Уверена, что воспитание является важнейшей функцией нашей культуры, и считаю, что воспитатель способен улучшить мир.

Волей судьбы я оказалась в этом замечательном детском саду. Не скрою, что были моменты, когда думала, всё брошу и уйду. Однако всегда все оканчивалось на мыслях. Каждый день, когда видишь распахнутые навстречу глаза малышей, жадно ловящих каждое твое слово, понимаешь, что нужна им. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны. А для меня лучшая награда – их радостная улыбка и слова: «А вы завтра придёте снова?».

– Все дети такие разные. Есть ли у Вас секрет подхода к ним?

Наталья Алексеевна Хомич, воспитатель средней группы № 11 «Рябинка»:

– Есть прекрасные слова, полностью характеризующие отношение воспитателя к детям: «С ними я всегда должна быть рядом, даря тепло и согревая взглядом, их в мир прекрасного вести и помнить заповедь – не навреди». Я работаю с детьми уже 29лет. Когда пришло время выбрать свой жизненный путь, из множества профессий выбрала одну – воспитатель детского сада. Для меня это не просто профессия, это состояние души, призвание. Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника. Одно растение любит солнечный свет, другое – прохладную тень. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Точно так же и с детьми.

Мои воспитанники – разные, и настроение у них бывает разное: кто-то капризничает, кто-то балуется, кому-то слишком весело, а кто-то скучает. И для каждого маленького человечка нужен свой подход, свой заветный ключик. С кем-то могу пошутить, кого-то могу пожурить, этого подбодрю, а кому-то хватает одного только взгляда. С кем-то поговорю по душам, а какого-то «капризульку» просто обниму и приласкаю – он и успокоится. Чем бы я ни была занята, если ребёнок ко мне подходит со своей, пусть даже самой маленькой проблемой, я откладываю все дела, нахожу добрые слова, вникаю в каждую мелочь, стараясь поднять ему настроение.

Мой главный метод в обучении, развитии и воспитании детей – это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка.

– Как Вы представляете идеальный детский сад будущего?

Оксана Викторовна Смольянникова, воспитатель старшей группы «Зайки-побегайки»:

– Уже 24 года работаю воспитателем в детском саду. По своему опыту отмечу, что в основном все мои коллеги – люди с активной жизненной позицией, жизнелюбивые и увлечённые своей работой. Думаю, детский сад будущего обязательно должен быть уютным, светлым, с мульт-кинотеатром, каждая группа должна иметь современные технические средства общения, бассейн, работающий круглый год, оборудованные спортивные площадки. В нашем детском саду, безусловно, оснащение соответствует требованиям ФГОСа, но как и всем творческим, активным людям, нам хочется большего…

В нашем ДОУ начинают свой педагогический путь молодые специалисты, хочется быть для них примером и передавать им свой опыт. И конечно же, чтобы больше специалистов оставались работать и дальше, а не уходили работать не по специальности. Хочется, чтобы пребывание ребёнка в детском саду было комфортным, здоровье детишек – крепким, их развитие – успешным.

Татьяна Ивановна Андреева, зам. зав. по ВОП МБДОУ «Д/с №5 «Теремок»

Текущая страница: 1 (всего у книги 25 страниц)

Евгений Евтушенко

Талант есть чудо неслучайное [книга статей]

Советской писатель

Евгений Евтушенко, известный советский поэт, впервые издает сборник своей

критической прозы. Последние годы Евг. Евтушенко, сохраняя присущую его таланту

поэтическую активность, все чаще выступает в печати и как критик. В критической

прозе поэта проявился его общественный темперамент, она порой открыто публици-

стична и в то же время образна, эмоциональна и поэтична.

Евг. Евтушенко прежде всего поэт, поэтому, вполне естественно, большинство его

статей посвящено поэзии, но говорит он и о кино, и о прозе, и о музыке (о

Шостаковиче, экранизации «Степи» Чехова, актрисе Чуриковой).

В книге читатель найдет статьи о поэтах – Пушкине и Некрасове, Маяковском и

Неруде, Твардовском и Цветаевой, Антокольском и Смелякове, Кирсанове и

Самойлове, С. Чиковани и Винокурове, Вознесенском и Межирове, Геворге Эмине и

Кушнере, о прозаиках – Хемингуэе, Маркесе, Распутине, Конецком.

Главная мысль, объединяющая эти статьи, – идея долга и ответственности таланта

перед своим временем, народом, человечеством.

(© Издательство «Советский писатель», 1980 е.

ВОСПИТАНИЕ ПОЭЗИЕЙ

Cлавный воспитатель любого человека – его жизненный опыт. По в это понятие

мы должны включать не только биографию «внешнюю», а и биографию

«внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.

Событиями в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне

Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. Человек, не любящий книгу,

несчастен, хотя и не всегда догадывается об этом. Жизнь его может быть наполнена

интереснейшими событиями, но он будет лишен не менее важного события-

сопереживания и осмысления прочитанного.

неправда – человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу,

воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе вообще.

Поэт Сельвинский когда-то справедливо сказал: «Читатель стиха – артист».

Конечно, и читатель прозы должен обладать артистизмом восприятия. Но обаяние по-,

эзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в

самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов.

Строчку Пушкина «глядим на бледный снег прилежными глазами» почувствует во всей

ее свежести только читатель высокой квалификации. Подлинное прочтение

художественного слова (в поэзии или в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую

информацию,

а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение

чувствовать это слово кожей...

«Граждане, послушайте меня...». Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на

строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от

удовольствия: «Какая вкусная строчка!» Я был поражен, потому что такую неброскую

строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. Я не уверен в том,

что существует врожденный поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспи-

тать, – убежден.

И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить мою глубокую

благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии.

Если бы я не стал профессиональным поэтом, то все равно до конца моих дней

оставался бы преданным читателем поэзии.

Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, что талантливые:

Отстреливаясь от тоски, Я убежать хотел куда-то, Но звезды слишком высоки, И

высока за звезды плата...

Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и,

если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения,

подчеркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и

Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся

Жеребец под ним сверкает белым рафинадом.

(Э. Багрицкий)

Крутит свадьба серебряным подолом, А в ушах у нее не серьги – подкопы.

(П. Васильев)

От Махачкалы до Баку Луны плавают на боку.

(Б. Корнилов)

Брови из-под кивера дворцам грозят.

(Н. Асеев)

Гвозди бы делать из этих люден, Крепче бы не было в мире гвоздей.

(Н. Тихоном)

Тегуантепек, Тегуантепек, страна чужая,

Три тысячи рек, три тысячи рек тебя окружают.

(С. Кирсанов)

Из иностранных поэтов отец чаще всего читал мне Бёрнса и Киплинга.

В военные годы на станции Зима я был предоставлен попечению бабушки, которая

не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала

его стихи, читая их по-украински. Бывая в таежных селах, я слушал и даже записывал

частушки, народные песни, а иногда кое-что и присочинял. Наверное, воспитание

поэзией вообще неотделимо от воспитания фольклором, и сможет ли почувствовать

красоту поэзии человек, не чувствующий красоту народных песен?

Человеком, любящим и народные песни, и стихи современных поэтов, оказался мой

отчим, аккордеонист. Из его уст я впервые услышал «Сергею Есенину» Маяковского.

Особенно поразило: «Собственных костей качаете мешок». Помню, я спросил: «Л кто

такой Есенин?» – и впервые услышал есенинские стихи, которые тогда было почти

невозможно достать. Стихи Есенина были для меня одновременно и народной песней,

и современной поэзией.

Вернувшись в Москву, я жадно набросился на стихи. Страницы выходивших тогда

поэтических сборников были, казалось, пересыпаны пеплом пожарищ Великой

Отечественной. «Сын» Антокольского, «Зоя» Алигер, «Ты помнишь, Алеша, дороги

Смоленщины...» Симонова, «Горе вам, матери Одера, Эльбы и Рейна...» Суркова, «Не

зря мы дружбу берегли, как пехотинцы берегут метр окровавленной земли, когда его в

боях берут...» Гудзенко, «Госпиталь. Все в белом. Стены пахнут сыроватым мелом...»

Луконина, «Мальчик жил на окраине юрода Колпино...» Межирова, «Чтоб стать

мужчиной, мало им родиться...» Львова, «Ребята, передайте Поле пас сегодня пели

соловьи...» Дудина; все это входило В меня, наполняло радостью сопереживания, хотя я

был мальчишкой. Но во время войны и мальчишки чувствовали себя частью

великого борющегося народа.

Нравилась мне книга Шефнера «Пригород» с ее остраненными образами: «И,

медленно вращая изумруды зеленых глаз, бездумных, как всегда, лягушки, словно

маленькие будды, на бревнышках сидели у пруда». Твардовский казался мне тогда

чересчур простоватым, Пастернак слишком сложным. Таких поэтов, как Тютчев и

Баратынский, я почти не читал – они выглядели в моих глазах скучными, далекими от

той жизни, которой мы все жили во время войны.

Однажды я прочитал отцу свои стихи о советском парламентере, убитом

фашистами в Будапеште:

Огромный город помрачнел, Там затаился враг. Цветком нечаянным белел

Парламентерский флаг.

Отец вдруг сказал: «В этом слове «нечаянный» и есть поэзия».

В сорок седьмом я занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского

района. Наша руководительница Л. Попова была человеком своеобразным – она не

только не осуждала увлечение некоторых студийцев формальным

экспериментаторством, но даже всячески поддерживала это, считая, что в

определенном возрасте поэт обязан переболеть формализмом. Строчка моего товарища

«и вот убегает осень, мелькая желтыми пятнами листьев» приводилась в пример. Я

писал тогда так:

Хозяева – герои Киплинга – Бутылкой виски день встречают. И кажется, что

кровь средь кип легла Печатью на пакеты чая.

Однажды к нам приехали в гости поэты – студенты Литинститута Винокуров,

Ваншенкнн, Солоухин, Гана-бин, Кафанов, еще совсем молодые, но уже прошедшие

фронтовую школу. Нечего и говорить, как я был горд выступать со своими стихами

вместе с настоящими поэтами.

Второе военное поколение, которое они представляли, внесло много нового в нашу

поэзию и отстояло ли

рнзм, от которого некоторые более старшие поэты начали уходить в сторону

риторики. Написанные впоследствии негромкие лирические стихи «Мальчишка» Ван-

щенкина и «Гамлет» Винокурова произвели па меня впечатление разорвавшейся

«Багрицкого любишь?» – спросил меня после выступления в Доме пионеров

бровь юного мэтра удивленно полезла вверх. Мы подружились, несмотря на заметную

тогда разницу в возрасте и опыте.

На всю жизнь благодарен я поэту Андрею Досталю. Более трех лет он почти

ежедневно занимался со мной в литературной консультации издательства «Молодая

гвардия». Андрей Досталь открыл для меня Леонида Мартынова, в чью неповторимую

интонацию – «Вы ночевали на цветочных клумбах?» -я сразу влюбился.

В 1949 году мне снова повезло, когда в газете «Советский спорт» я встретился с

журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. Он не только напечатал мои первые

стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка

хорошая, какая плохая и почему. Его друзья – тогда геофизик, а ныне литературный

критик В. Барлас и журналист Л. Филатов, ныне редактор еженедельника «Футбол -

хоккей»,– тоже многому научили меня в поэзии, давая почитать из своих библиотек

редкие сборники. Теперь Твардовский уже не казался мне простоватым, а Пастернак

чрезмерно усложненным.

Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама.

Однако на стихах, которые я в то время печатал, мое расширявшееся «поэтическое

образование» совсем не сказывалось. Как читатель я опередил себя, поэта. Я в

основном подражал Кирсанову и, Когда познакомился с ним, ожидал его похвал, но

Кирсанов справедливо осудил мое подражательство.

Неоценимое влияние На меня оказала дружба с Владимиром Соколовым, который,

кстати, помог мне поступить в Литературный институт, несмотря на отсутствие

аттестата зрелости. Соколов был, безусловно, первым поэтом послевоенного

поколения, нашедшим лирическое

выражение своего таланта. Для меня было ясно, что Соколов блестяще знает

поэзию и вкус его не страдает групповой ограниченностью – он никогда не делит по-

этов на «традиционалистов» и «новаторов», а только на хороших и плохих. Этому он

навсегда научил меня.

В Литературном институте моя студенческая жизнь также дала мне многое для

понимания поэзии. На семинарах и в коридорах суждения о стихах друг друга были

иногда безжалостны, но всегда искренни. Именно эта безжалостная искренность моих

товарищей и помогла мне спрыгнуть с ходуль. Я написал стихи «Вагон», «Перед

встречей», и, очевидно, это было началом моей серьезной работы.

Я познакомился с замечательным, к сожалению до сих пор недооцененным поэтом

Николаем Глазковым, писавшим тогда так:

Я сам себе корежу жизнь, валяя дурака. От моря лжи до поля ржи дорога далека.

У Глазкова я учился рассвобожденности интонации. Ошарашивающее впечатление

на меня произвело открытие стихов Слуцкого. Они были, казалось, антипо-этичны, и

вместе с тем в них звучала поэзия беспощадно обнаженной жизни. Если раньше я

стремился бороться в своих стихах с «прозаизмами», то после стихов Слуцкого

старался избегать чрезмерно возвышенных «поэтизмов».

Учась в Литинституте, мы, молодые поэты, не были свободны и от взаимовлияний.

Некоторые стихи Роберта Рождественского и мои, написанные в 1953-1955 годах,

были похожи как две капли воды. Сейчас, я надеюсь, их не спутаешь: мы выбрали

разные дороги, и это естественно, как сама жизнь.

Появилась целая плеяда женщин-поэтов, среди которых, пожалуй, самыми

интересными были Ахмадулина, Мориц, Матвеева. Вернувшийся с Севера Смеляков

привез полную целомудренного романтизма поэму «Строгая любовь». С возвращением

Смелякова в поэзии стало как-то прочнее, надежнее. Начал печататься Самойлов. Его

стихи о царе Иване, «Чайная» сразу создали

ему устойчивую репутацию высококультурного мастера. Выли опубликованы

«Кёльнская яма», «Лошади в океане», «Давайте после драки помашем кулаками...»

Бориса Слуцкого, стихи новаторские по форме и содержанию. По всей стране запелись

выдохнутые временем песни Окуджавы. Выйдя из долгого кризиса, Луговской написал:

«Ведь та, которую я знал, не существует...», у Светлова снова пробилась его

очаровательная чистая интонация. Появилось такое масштабное произведение, как «За

далью – даль» Твардовского. Все зачитывались новой книжкой Мартынова,

«Некрасивой девочкой» Заболоцкого. Как фейерверк возник Вознесенский. Тиражи

поэтических книг стали расти, поэзия вышла на площади. Это был период расцвета

интереса к поэзии, невиданный доселе ни у нас и нигде в мире. Я горд, что мне

пришлось быть свидетелем того времени, когда стихи становились народным

событием. Справедливо было сказано: «Удивительно мощное эхо,– очевидно, такая

Мощное эхо, однако, не только дает поэту большие права, но и налагает на него

большие обязанности. Воспитание поэта начинается с воспитания поэзией. Но

впоследствии, если поэт не поднимается до самовоспитания собственными

обязанностями, он катится вниз, даже несмотря на профессиональную искушенность.

Существует такая мнимо красивая фраза: «Никто никому ничего не должен». Все

должны всем, но поэт особенно.

Стать поэтом – это мужество объявить себя должником.

Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство

смысла жизни.

Поэт в долгу перед теми поэтами, кто были до него, ибо они дали ему силу слова.

Поэт в долгу перед сегодняшними поэтами, своими товарищами по цеху, ибо их

дыхание – тот воздух, которым он дышит, и его дыхание – частица того воздуха,

которым дышат они.

Поэт в долгу перед своими читателями, современниками, ибо они надеются его

Поэт в долгу перед потомками, ибо его глазами они когда-нибудь увидят нас.

Ощущение этой тяжелой и одновременно счастливой задолженности никогда не

покидало меня и, надеюсь, не покинет.

После Пушкина поэт вне гражданственности невозможен. Но в XIX веке так

называемый «простой народ» был далек от поэзии, хотя бы в силу своей неграмот-

ности. Сейчас, когда поэзию читают не только интеллигенты, но и рабочие, и

крестьяне, понятие гражданственности расширилось – оно как никогда подразумевает

духовные связи поэта с народом. Когда я пишу стихи лирического плана, мне всегда

хочется, чтобы они были близки многим людям, как если бы они сами написали их.

Когда работаю над вещами эпического характера, то стараюсь находить себя в тех

людях, о которых пишу. Флобер когда-то сказал: «Мадам Бовари – это я». Мог ли он

это сказать о работнице какой-нибудь французской фабрики? Конечно, нет. А я

надеюсь, что могу сказать то же самое, например, о Нюшке из моей «Братской ГЭС» и

о многих героях моих поэм и стихов: «Нюшка – это я». Гражданственность девятна-

дцатого века не могла быть такой интернационалистской, как сейчас, когда судьбы всех

стран так тесно связаны друг с другом. Поэтому я старался находить близких мне по

духу людей не только среди строителей Братска или рыбаков Севера, но и везде, где

происходит борьба за будущее человечества,– в США, в Латинской Америке и во

многих других странах. Без любви к родине нет поэта. Но сегодня поэта нет и без

участия в борьбе, происходящей на всем земном шаре.

Быть поэтом первой в мире социалистической страны, на собственном

историческом опыте проверяющей надежность выстраданных человечеством идеалов,

– это налагает особую ответственность. Исторический опыт нашей страны изучается

и будет изучаться и по нашей литературе, по нашей поэзии, ибо никакой документ сам

по себе не обладает психологическим проникновением в сущность факта. Таким

образом, лучшее в советской литературе приобретает высокое значение нравственного

документа, запечатляющего не только внешние, но и внутренние черты становления

нового, социалистического общества. Наша поэзия, если она не сбивается ни в сторону

бодряческого приукрашивания, ни в сторону скептического искажения, а обладает

гармонией реалистического отображения действительности в ее развитии, может быть

живым, дышащим, звучащим учебником истории. И если этот учебник будет правдив,

то он по праву станет достойной данью нашего уважения к народу, вскормившему нас.

Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии

других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. «Мощное эхо»,

вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно

стоек, или так контузить, что он потеряет слух и к поэзии, и ко времени. Но такое эхо

можег и воспитать. Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной

собственной поэзии.

Я резко отделяю читателей от почитателей. Читатель при всей любви к поэту добр,

но взыскателен. Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди

людей самых различных профессий в разных концах страны. Именно они и были

поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого полюбил в последние годы:

Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется, – И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделен этим сочувствием, но

иногда мне грустно потому, что я не знаю – сумею ли за него отблагодарить в полной

Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами

нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» Я никогда не отвечал на этот,

как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже

Таких качеств, пожалуй, пять.

Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Третье: надо, чтобы у тебя была см-елость, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Четвертое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало,

чтобы стать поэтом.

Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих

качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

Поэта вне народа нет,

Как сына нет без отчей тени.

Поэзия, по известному выражению,– это самосознание народа. «Чтобы понять

себя, народ и создает своих поэтов».

УРОКИ РУССКОЙ КЛАССИКИ

олько что вернувшийся с Великой Отечественной молодой Луконин когда-то напи-

на чем растут хорошие стихи?

На этот нарочито детский вопрос нет ответа у взрослых, и не к несчастью, а к

счастью. Рецептуры искусства нет и не может быть, как не может быть рецептуры чуда.

Научить быть талантливым нельзя. Если нельзя войти в одну и ту же реку дважды, то

нельзя дважды глотнуть один и тот же воздух истории, потому что он беспрерывно

меняется – он и по-другому отравлен, и по-другому свеж. Легкие сегодняшнего

двадцатилетнего человека нашей страны не тронуты ни гарью войны, ни зловещими

выхлопами пугающе незваных автомашин, но в них еще попадает остаточная ржавчина

все-таки необратимо разрушенного железного занавеса, но в этих легких с

младенчества рассеяны частицы стронция, но в этих легких меньше кислорода, потому

что на планете становится все меньше зелени, о чем нам возвещает печальный набат

экологии. В воздухе, I иорым дышат сегодняшние двадцатилетние, нет при-горного

привкуса нашей юной иллюзорности, за кото-рую мы были впоследствии наказаны, но

иногда быва-I . суховатый, саднящий привкус скепсиса, за что будут

* Ear. Г.втушеико

наказаны они. Преимущество этого поколения – с детства усвоенное презрение к

ложной гражданственности. Недостаток – это то, что презрение пассивно и что боязнь

впасть в ложную гражданственность приводит к боязни гражданственности вообще.

Подмена фальшивой романтики общественной отчужденностью– это подмена

подделки другой подделкой. Любое поколение неоднородно, и в нем есть и здоровое, и

нездоровое начало. Но печально, когда духовно здоровое – бессильно, а нездоровое -

полно сил. Когда я вижу двадцатилетнего молодого человека – умного, доброго,

способного, но зараженного общественной инертностью, а рядом с ним – его

ровесника, завидно искупающего малоталант-ливость деловитостью, полного

сокрушительной пробивной силы и сомнительной энергии, мне хочется воскликнуть:

талантливые добрые люди, не отдавайте гражданственность в руки бездарных

недобрых людей, доведите бездарностей до того, чтобы они, а не вы, были вынуждены

стать общественно пассивными!

Молодые писатели, помните, вы вдохнули в себя новый воздух истории. Но внутри

ваших легких этот воздух перерабатывается. Завтрашний воздух будет таким, каким

будет ваш выдох. Если вы почувствуете, что ничего не можете изменить в воздухе

истории вашим выдохом, писать бессмысленно и надо найти в себе мужество заняться

другим делом. Молодость без надежд на изменение воздуха мира неестественна.

Конечно, есть многие сложности, на которые легко сослаться в оправдание своей

невсемогущести. Издательства наши преступно медлительны, и когда молодые

писатели с пышными чубами приносят свои рукописи в редакции, то получают

таки в моменты отчаяния помните, что отчаяние – непозволительно. Вспомните

строки Маяковского:

Это время -

трудновато для пера, но скажите вы,

калеки и калекши,

какой великий выбирал

чтобы протоптанней и легше?

Когда за душой нет хороших произведений, нечего ссылаться на внешние

трудности. Можно временно помешать что-то напечатать, но невозможно помешать это

написать. За нами – великая история великой страны, наполненная победами и

трагедиями, и литература не имеет права быть менее великой, чем действительность.

1уыть русским писателем всегда было нелегко, и нелегко им быть сейчас. Но у

русского писателя есть одно огромное счастье – нигде так, как в нашей стране, не

любят литературу. Нигде слово «писатель» не было поднято настолько высоко, как в

понимании нашего народа. Чувство нашего счастья должно превосходить с лихвой всю

тяжелую, а иногда и кровавую плату за благородное звание русского писателя.

Хотелось, чтобы лучшие из вас, не впав ни в коммерческую деловитость, ни в

саморазрушительную общественную инертность, заслужили бы слова Пушкина о

поэте: «Никогда не старался он малодушно угождать господствующему вкусу и

требованиям мгновенной моды, никогда не прибегал к шарлатанству, преувеличению

для произведения большего эффекта, никогда не пренебрегал трудом неблагодарным,

редко замеченным, трудом отделки и отчетливости, никогда не тащился по пятам свой

век увлекающего гения, подбирая им оброненные колосья; он шел своею дорогой один

и независим...» Сказано на все века, пока будет существовать русский язык и русская

словесность. С той поры, когда это было сказано, история преподала много новых

уроков, которыми не только не опровергла, но подтвердила бессмертные уроки русской

классики.

«Человек, рожденный с нежными чувствами, одаренны й сильным воображением,

побужденный любочести-|М, исторгается из среды народный. Восходит на лобное

Место. Все взоры на него стремятся, все ожидают с не-м рпением его произречения.

Его же ожидает плескание рук или посмеяние, горше самой смерти. Как же быть |

посредственным?» – так определил когда-то Ради-IIH и моральную невозможность

духовной посредственно! i и для любого человека, который хочет именоваться русским

Если из миросо-(ерцания своего ты выжал последние соки, то замечу: медь есть же на

свете миллионы людей, которые не на

писали в жизни своей ни строчки, и живут же... отчего же и тебе не последовать их

примеру?»

Итак, по нашей классике посредственность есть непозволительность, отсутствие

миросозерцания должно налагать вето на употребление чернил. Можно возразить: «Не

всем же быть гениями. Есть и честные, скромные труженики пера». По человек,

называющий себя писателем, хотя явно не может писать, уже этим нескромен. Тем

более такой человек нечестен, если он ожидает похвал и наград за эту свою

нескромность, которая иногда ханжески притворяется скромностью. Нельзя требовать

от каждого писателя, чтобы он был гением. Но следует все-таки требовать от каждого

писателя, чтобы он не был посредственностью, хотя в ряде случаев это необратимо

поздно. Посредственность чаще всего происходит от невежества. Оставим в стороне

невежество застенчивое, простодушное, незлобивое, происходящее часто не по

собственной вине. Но не простим невежества самодовольного, торжествующего,

превращающегося в нравственный лилипутизм, озлобленный на всех, кто выше

ростом. Торжествующее невежество порой неплохо мимикризируется, играя в

образованность,– у него всегда наготове хотя бы несколько цитат,– но копни

поглубже зазнавшегося неуча и увидишь, что он никогда по-настоящему ничего не

читал. Есть более опасный подвид невежества – это невежество образованное, глубоко

начитанное, но за этой начитанностью не стоит никакого миросозерцания. А при

отсутствии миросозерцания даже самые энциклопедические знания приводят опять к

тому же невежеству, цинично вооружившемуся внешней культурой. Отсутствие или

размытость миросозерцания – это тоже один из неумолимых признаков

посредственности. Отсутствие миросозерцания– опасная готовность к любым компро-

миссам. Вот что по этому поводу говорил Лесков: «Компромисс я признаю в каком

случае: если мне скажут попросить за кого-нибудь и тот, у кого я буду просить, глупый

человек, то я ему напишу – ваше превосходительство... Но в области мысли – нет и

не может быть компромиссов». Молодого писателя подстерегает множество

компромиссов, и один из первых – это компромисс со словом. Незначительность слов

расправляется даже со значительностью побуждений. «Почему язык хорош?

Потому, что это творение, а не сочинение...» – сказал А. Островский, создавший

целый мир на сцене прежде всего благодаря не ситуациям, а именно полнокровном у

языку своих героев. Усредненность языка неизбежно ведет к усредненности чувств,

потому что только сильными словами можно выразить сильные чувства. У настоящего

живого языка два врага – простота, которая хуже воровства, и вычурность,

маскирующая пустоту. «Простота языка не может служить исключительным и

необыкновенным признаком поэзии, но изысканность выражения всегда может

служить верным признаком отсутствия поэзии». Чеховский призыв: «Не зализывай, не

шлифуй, а будь неуклюж и дерзок»,– конечно, могут взять на вооружение любители

расхлобыстанности, готовые превратить литературу в неряшливую распустеху. Но есть

неуклюжесть от безответственности и есть неуклюжесть естественная – от

перегруженности эмоциями и мыслями, как это было, например, у Достоевского.

Достоевский писал не фразами, а замыслом. Вырванные из контекста, его фразы иногда

могут выглядеть неуклюже, но внутри замысла ложатся одна в одну. Если у Некрасова

учиться только неуклюжести его неправильных ударений, отстранив как

второстепенное его талант дерзости замысла, то даже из Некрасова можно сделать

преподавателя небрежности. Учиться у классиков только их недостаткам – занятие

малопочтенное. Лермонтов стал великим не потому, что он написал: «И Терек, прыгая,

как львица, с косматой гривой на хребте...» При помощи грамматических или

зоологических ошибок в литературу не входят. Однако сейчас среди некоторых

молодых литераторов замечается щегольство небрежностью. Попытка заниматься

высшей математикой без знания арифметики смешна. Раскованное гь языка, формы,

обновление традиций возможны только при полном овладении уже существующим

куль-Гурным наследием. В выражении «культурный писа-Гель» существует прямая

тавтология, однако во многих молодых писателях культура пробрезживает очень смут-

но, урывочно. Вместо пиршества разума – кусочничест-ио на бегу. Занятость не

оправдание. Какая занятость ми писателя может быть выше, чем писательская? Разве

мало был занят Пушкин редакторскими и прочими делами, однако они не помешали

ему блестяще знать

родной язык и несколько иностранных, фольклор, историю, философию,

отечественную и зарубежную литературу. Предвижу ответ: «Он был аристократом,

условия были другие...» А Горький что, тоже был аристократом? Медным подносом он

убогие копейки. «Если вы считаете лишним приобретение знаний для себя, чему же

тогда вы научите других?» – справедливо упрекнул умственных лентяев Короленко.

Когда иные молодые литераторы чванливо хвастаются «знанием жизни», которое,

дескать, выше «книжных знаний», они опрометчиво забывают о том, что каждая

великая книга – это спрессованное в страницах знание жизни. Противоположная

чванливость, снобистски основанная лишь на «книжных знаниях» и надменно отво-

рачивающаяся от живой, непрерывно изменяющейся действительности, тоже

справедливо осуждена классикой. «Всегда говорят, что действительность скучна, од-

нообразна: чтобы развлечь себя, прибегают к искусству, к фантазии, читают романы.

Для меня напротив: что может быть фантастичнее и неожиданнее действительности!»

(Достоевский). Действительность ежедневно воз-зывает к писателям, трагически

тоскуя о своей незапе-чатленности,– ведь, оставшись ненаписанной, она исчезает из

памяти человечества, растворяется в бездне небытия. Историческая литература есть

искупление не запечатленного современниками. Но и она основана не только на

догадках, не только на ретроспективных пророчествах, а основывается на обобщении

доставшихся по счастливому случаю крох свидетельств. Если же исчезают и эти крохи,

то тогда неминуемы провалы в истории, и совершавшиеся когда-то, но не

проанализированные трагедии угрожающе возрастают в преступно нелепой

возможности повторения. Сила литературы – это предупреждать при помощи

прошлого и настоящего будущее.

Связь этих двух знаний – знания прошлого н знания настоящего – единственная

возможность пред-знания будущего. Но великая литература выше знания. Знание

может быть бесстрастным, литература – никогда. Даже чистая правда, написанная

пределы факта. Холодно изображенная человеческая трагедия может и читателя

оставить холодным. При отсутствии страсти не помогают даже самые тонкие мысли. В

чем красота мыслей, если от них не исходит неподдельный жар чувства? Сквозь слезы,

затуманивающие глаза, можно увидеть гораздо больше, чем самыми зоркими, но

равнодушными глазами. Лишь неравнодушие– это подлинное зрение, а все остальное

– слепота. Можно скрупулезно коллекционировать фактики, но потерять образ жизни

в целом. «Кто способен вполне удовлетворяться микроскопическими пылинками мыс-

ли и чувства, кто умеет составить себе огромную известность собиранием этих

Сочинения к сборнику «ЕГЭ – 2018. Цыбулько. 36 вариантов»

Сочинение по теме: «Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт» (ВАРИАНТ 1)

В тексте Евгения Евтушенко поднимается проблема роли книги в жизни человека. Автор в своём произведении рассуждает о том, какое огромное влияние оказала книга на формирование характера и таланта Максима Горького. Поэт рассуждает также о том, что любитель литературы читает не для того, чтобы бегло почерпнуть информацию — он наслаждается словом, по выражению Евтушенко, «впитывает его всеми нервными клетками».

Я согласен с автором. Действительно, никто из нас не может побывать во всех странах мира, не может попасть в глубокое прошлое или удалённое будущее, не может испытать всё то, что выпадало когда-либо на долю разных людей. Но, благодаря литературе, мы можем всё это осознать и ощутить. Таким образом, книга помогает нам приобрести неограниченный жизненный опыт и научиться по-настоящему хорошо понимать людей.

Мне вспоминается эпизод из романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». В одном из эпизодов этого произведения говорится о том, как Татьяна после отъезда Евгения ходила в его дом и читала его книги. Девушка старалась понять, что за человек ее возлюбленный. Она пришла к странному выводу: «Уж не пародия ли он?» И хотя это тоже не совсем точно, всё же она стала понимать Онегина намного лучше, чем в начале романа.

Однако, как правильно заметил Евгений Евтушенко, недостаточно, читая, лишь почерпнуть из книг какую-то информацию. Чтобы чтение пошло впрок, надо пропустить мысли и чувства автора через себя, осмыслить, может быть, перечитать то, что показалось интересным или, наоборот, спорным. Если этого не сделать, то книги совсем ничему не смогут научить. Я хотел бы подтвердить свою мысль эпизодом из романа Татьяны Толстой «Кысь». В этом произведении рисуется страшная картина жизни людей после ядерного взрыва. Главный герой произведения Бенедикт очень любит читать. Он просто проглатывает книги, но ничего не выносит из них, кроме общей событийный канвы. Книги не научили его ни чести, ни совести, ни доброте, ни любви к ближнему. Напротив, он готов убивать и грабить, лишь бы получать все новую информацию из книг. Мне кажется, это доказывает, что недостаточно просто прочитать произведение — надо понять, чему нас хочет научить автор. То есть требуется еще труд души и разума. И тогда, читая хорошие книги, человек действительно будет становиться лучше.

Сочинение по теме: «В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живет нестарая еще женщина» (ВАРИАНТ 2)

В тексте Василя Быкова ставится проблема памяти о войне и вообще о нашей истории. Автор рассуждает о том, что память человека часто не может удержать то, что необходимо. Писатель беспокоиться, что он, участник войны, и сам начал забывать разные реалии своей боевой биографии. А еще он считает, что каждый, кому есть что рассказать о войне, должен обязательно это сделать. И в первую очередь это обязанность возложена на писателей, которые могут рассказать будущим поколениям о том, что было во время войны: и о страданиях народа, и о его героизме.

Автор уверен, что люди обязательно должны помнить свою историю, ведь она, по выражению автора, «преподала истории и человечеству ряд уроков на будущее, игнорировать которые было бы непростительным равнодушием».

Я согласен с писателем. Действительно, нельзя забывать о нашей истории, ведь, как говорится, если о воинах забывать, то они повторяются. Война оставила глубокие шрамы в истории нашей страны. Разрушено много городов и сел, погибли миллионы людей, у многих исковерканы судьбы. Но сейчас об этом некоторые забывают. Всё чаще можно узнать о молодежных фашистских организациях, в интернете и по телевидению мы нередко слышим о том, как историю переписывают, изменяют, искажают исторические события. Особенно это касается Великой Отечественной войны.

Совсем недавно была печальная история о том, как школьник выразил сочувствие «невинно убитому немецкому ефрейтору». Возможно, он неудачно выразился, но всё равно страшно, что в нашей стране говорят о невинности фашистских захватчиков! Человек должен помнить свою историю.

Мне приходит на ум произведение Анатолия Алексина «Запомни его лицо». Герой его был еще маленьким мальчиком, когда случилась война. Он видел смерть многих людей, и мама говорила ему об этих погибших: «Запомни его лицо». Не зря говорят, что смерть человека — это трагедия, а смерть тысячи человек – статистика. Мальчик запоминал тех людей, которых он видел, запоминал в лицо. Поэтому он осознал, что война — это трагедия, а не политика.

В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» есть эпизод. Старшина Васков приводит сына Риты Осяниной на место гибели его матери. Они бывают здесь каждый год, потому что память о людях, которые отдали свою жизнь за победу, для них священна.

Мне кажется, мы должны всегда помнить о тех людях, которые погибли, чтобы жили мы.

Сочинение по теме: «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга» (ВАРИАНТ 3)

В своём тексте Константин Паустовский ставит проблему воздействия природы на душу человека. Автор с любовью описывает дни, которые он проводит на Прорве. Мы читаем описание того, как он по многу дней живёт на реке каждую осень. «У меня есть уже свои любимые уголки»,- пишет Паустовский.

Описание природы такое яркое, выполнено с такой любовью, что мы сразу понимаем, как дорого это место писателю. Паустовский ссылается на мнение Чехова, который писал, что «вместе со свежим воздухом вдохните вы безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе». Автор уверен, что природа имеет огромное воздействие на душу человека, и это очень доброе, полезное воздействие. Человек делается более счастливым, когда он общается с природой.

С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, общаюсь с окружающей нас природой, мы получаем не только свежий воздух и эстетическое наслаждение. Мы ощущаем свою глубокую связь с родной стороной. Мне вспоминается роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Любимая героиня поэта, Татьяна, очень любит природу; она с удовольствием подолгу гуляет в лесу, каждое утром встречает зарю на балконе. И позже, когда она стала княгиней и поселилась в городе, она испытывает тоску по любимым местам.

Трогательные стоки посвятил русской природе Сергей Есенин. Можно вспомнить его стихи «Гой ты, Русь моя родная…», «Белая береза», «Отговорила роща золотая…» и многие другие. В них слышится глубокая любовь автора к родним полям и лесам.

Душа человека чувствует свое родство с родными просторами. Надо только не потерять эту связь.

Сочинение по теме: «Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину…» (ВАРИАНТ 4)

В этом тексте рассматривается проблема памятников архитектуры, их влияния на человека.

Автор описывает, как он тоскует оттого, что на Тверском бульваре нет больше памятника Пушкину и Страстного монастыря. Писатель испытывает ощущение пустоты. А в предложениях с 23 по 33 он говорит о том, какую грусть он испытывал после того, как исчез Водопьяный переулок вместе со всеми домами, которые его составляли. Это было неприятное чувство, как будто бы во сне, когда не понимаешь, где твой дом.

Автор считает, что памятники архитектуры — это часть нашей истории, часть культуры человека, и утрата даже наименее важных из них всё равно очень болезненна. Ведь это утрата части нашей истории, того, что составляет понятие дома.

Трудно не согласиться с автором. К сожалению, за последнее время уничтожено, разрушено, особенно в советские времена, много уникальных памятников. Но память живет не только в сердцах и умах людей — память живет и в материальной культуре. Некоторые явления материальной культуры специально существуют для напоминания. Примером таких вещей могут служить памятники и, конечно, кладбища. Надгробия на них специально существуют для того, чтобы напомнить о каких-то людях, которые когда-то жили. Может быть, их давно забыли, но память, воплощенная в камне, будет напоминанием на протяжении многих поколений.

Именно поэтому в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» женщины с таким ужасом восприняли уничтожение кладбища. Они понимали, что вскоре весь остров будет затоплен водой, но разгром кладбища воспринимался ими как нечто совершенно особое — как попытка уничтожить память людей.

Человек перестает быть собой, когда он теряет память. Мне вспоминается легенда о манкуртах, которую рассказывает Чингиз Айтматов в своём романе «И дольше века длится день…» Манкуртам с помощью специальной пытки уничтожали память; они забывали свое имя, имена своих родителей. Манкурты были идеальными рабами: человеку, у которого нет памяти, не нужна свобода, ему требуется только пища, вода, отдых. Других мыслей в него нет, потому что личность во многом формируется памятью. К сожалению, в советские времена многие памятники архитектуры, особенно это относится церковному зодчеству, были разрушены. Одни из них были вовсе снесены с лица земли, как тот же самый Страстной монастырь, упомянутый в тексте Катаева, другие сильно пострадали, так как их не восстанавливали, использовали не по назначению, например, устраивали в них склад или общежитие.

Хорошо, что сейчас многие памятники архитектуры восстанавливаются. Это восстанавливает историческую память нас всех.

Сочинение по теме: «В мирные годы человек в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда» (ВАРИАНТ 5)

В своём тексте Алексей Толстой поднимает проблему роли Родины в жизни человека. Автор, чтобы проиллюстрировать свою мысль, приводит в пример древнего человека и называет родину и землей от оттич и дедич. Он хочет таким образом показать, что понятие Родины было свойственно людям даже в древности. Просто тогда пределы родины определялись иначе. Чтобы показать гордость человека за свою страну и ее влияние на мировую культуру, писатель приводит в пример великие изобретения наших знаменитых ученых, которые наша страна дала миру. Автор считает, что Родина — это то место, где ты родился, и все те земли, где говорят на твоём родном языке, где люди той же национальности, носители той же культуры. И каждый из нас, по мнению автора, несет ответственность за эту страну, которую он называет Родиной.

С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, понятие Родины включает в себя представление и о том уголке земли, где прошло наше детство, и об огромной стране, которая зовется Российской Федерацией, и о нашем родном русском языке, на котором говорят все наши соотечественники, и о том великом вкладе в науку и культуру, который связан с нашей страной.

В первую очередь Родина — это то место, где ты родился и где прошла жизнь твоих предков, родителей, бабушек, дедушек. В повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» автор говорит именно о такой родине — о клочке Земли, острове на Ангаре, где родились герои. В произведении неслучайно название острова образовано от слова «мать» — это место, действительно, стало матерью, родиной для всех героев. Автор показывает спор между Дарьей и ее внуком Андреем. Строго говоря, это не совсем спор. Дарья не возражает внуку, а только снисходительно посмеивается. Андрей считает, что нужно мыслить государственно, в масштабе всей страны. Но Дарья понимает, что не может стать страна родиной тому, кто не научился любить то место, где он появился на свет, — свою малую родину.


В течение всей жизни человек сталкивается с различными проблемами и испытаниями. Преодолевая их, мы не застрахованы от ошибок, о которых потом очень жалеем. Но именно таким путем приходит опыт. Чтобы больше не натыкаться на эти же «грабли», избежать просчетов, можно прислушаться к советам и опыту других людей. Еще такими советчиками, в частности, могут выступать книги. Когда мы читаем какое-либо произведение, то невольно начинаем задумываться, анализировать.

Действия персонажей, их чувства и размышления – все это мы сопоставляем с собой, делаем выводы и таким образом запасаемся опытом, который впоследствии поможет не совершить ошибок.

В данном тексте Евгений Евтушенко поднимает проблему значения книги в жизни человека. Он говорит о том, что человек не любящий книгу, несчастен. Что его жизнь, может быть, и наполнена интересными событиями, но он лишает себя не менее важного – сопереживать и осмысливать прочитанное. И с этим трудно не согласиться. Книги делают нас лучше. Во-первых, они смогут помочь обогатить речь; во-вторых, развивают фантазию, а также чтение может быть отличным способом на время уйти от своих проблем, не думать о них.

Так, например, в романе известной английской писательницы Джейн Остин «Гордость и предубеждение» главная героиня – Элизабет Беннет очень любила книги.

С самого раннего возраста ей привили любовь к ним и английской литературе. Именно книги помогли ей оставаться собой, принимать правильные решения и не колебаться с выбором в разных ситуациях.

Наверно, у каждого есть такая книга, которая больше всех впечатлила, заставила переосмыслить ценности в жизни. Для меня это одна из книг на военную тему – «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева. Она о старшине Васкове и пяти молодых девушках, на чьи плечи пали испытания, принесенные страшной войной. Борис Васильев – это один из немногих писателей, который поднял тему женской судьбы на войне. Да, все девушки погибли, они погибли ради будущих поколений.

В настоящее время чтению уделяется все меньше времени и зря. Книги играют большую роль в жизни человека, просто со временем люди перестают осознавать это.

Обновлено: 2017-11-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме


Творчество давно стало частью нашей жизни. Все, что внутри нас – мысли, переживания, чувства могут обрести определенную форму. Но создать продукт творчества способен далеко не каждый. Я считаю, что воплощение своего творческого потенциала, может быть, главная задача в жизни каждого человека. Ведь это делает нашу жизнь интереснее, ярче, насыщеннее.

В предложенном тексте Е.

А. Евтушенко поднимает проблему воспитания любви к поэзии. Автор предлагает задуматься о ценности поэзии, ее значении в жизни каждого из нас. Ведь поэзия – это такое словесное творчество, в равной степени влияющее на нравственное воспитание, как молодежи, так и взрослых. Евтушенко приводит нас к суждению, что человек, который не любит поэзию, не может по-настоящему и серьезно полюбить и прозу.

Авторскую позицию трудно оспорить, здесь я абсолютно разделяю мнение о том, что воспитывать чувство любви к поэзии можно «красотой чтения, подчеркиванием ритмической, образной силы строк». Нам известны имена многих великих поэтов, чьи произведения остались в веках, и не теряют своей актуальности по сей день.

Поэзия не только прекрасна, она еще и многообразна, ведь она охватывает и отражает глобальные проблемы.

Тема поэта и его творчества – одна из основных тем, которые поднимаются в русской классической литературе. Сразу приходят на ум строчки, написанные поэтом с гитарой Владимиром Высоцким:

«Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души!»

В своем рассуждении также хочется упомянуть поэзию М. Ю. Лермонтова. Литературное наследие поэта уникально. Оно затрагивает разные темы: одиночества, любви, дружбы и среди них тема поэта и поэзии. Образ поэта, который изображен в стихотворениях Лермонтова – это человек твердой воли. Так, в стихотворении, которое так и называется «Поэт» (1828 год), поэт сопоставляется с художником, который в восхищении своим искусством «перед картиною упал». Но после этот момент восторга уходит, и художник не вспоминает о нем. Лермонтов предпринимает попытку понять сущность поэта и вдохновения в частности. В отношении темы о назначении поэта и поэзии Лермонтов явился достойным преемником другого великого поэта – А. С. Пушкина.

Таким образом, какая бы богатая не была у человека биография «внешняя», по мнению автора – без книг он не сможет в полной мере понять мир, других людей, наконец, самого себя, посредством этого формируется и пополняется биография «внутренняя».

Обновлено: 2017-11-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.