Икона пресвятой троицы. Богоматерь одигитрия и троица зырянская Богословское образование свт

О СВТ. СТЕФАНЕ

Значение чаши причастия
на иконе «Зырянская Троица»
Св. Cтефана Пермского

25 апреля 1996 года в Москве под сводами храма Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Алексием II вкупе с высоким духовным клиром Московской Патриархии была освящена икона-список с «Зырянской Троицы», написанной просветителем земли Коми св.Стефаном Пермским. Патриарх особо выделил значение «Зырянской Троицы» в ряду знаменательных икон. В том же году, когда отмечалось 600-летие святителя Стефана, список со святыни был привезен Святейшим Патриархом в Сыктывкар и передан в дар народу коми. Сам же подлинник хранится до сих пор в Вологодском музее.

Икона «Зырянская Троица», написанная равноапостольным святителем Стефаном, олицетворяющая Единого Господа Бога в трех неразрывных Своих ипостасях: в Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе – явилась в XIV веке новым для Руси прозрением догмата Живоначальной Троицы. Эта икона была написана задолго до знаменитого Рублевского образа, в то время, когда в календаре Русской Православной Церкви еще не было праздника Троицы (считается, что этот светлый праздник был установлен св.Сергием Радонежским).
В то же время в «Зырянской Троице» зримо отразилась и новая объединительная идея для разрозненной Русской земли. В ней показан образ божественного целого, в котором отдельные самостоятельные части одновременно чудесным образом являют собою ОДНО – единое на принципах любви, самопожертвования. На таких же, явленных свыше, принципах могла созидаться и единая Русь. Именно так соединились с русскими зыряне – иноязычный самостоятельный народ, который первым вошел в состав ныне многонациональной России. И образ такого единства был у них перед глазами – «Зырянская Троица». В центр этого образа святитель Стефан поместил древо с тремя ветвями. Так, понятным языком объяснялся догмат Св.Троицы. Ветви живут и плодоносят отдельно, но они – одно древо.
Эта боговдохновенная идея гармоничного единения народов вызревала на Руси давно. Перенесемся на тысячу с лишком лет назад. В «Повести временных лет» сообщается: «...Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей... В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по закону». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Как видим, уже тогда славянские и финно-угорские племена пожелали жить в единстве и согласии, а чтобы осуществить это, решились на беспримерный шаг – призвать князей со стороны.
И далее: «И принял всю власть один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренные жители в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик...»
Уже тогда славяно-финское государство было создано. Объединение Великой Руси, основанное на норманнской военной доктрине, закончил уже Мономах. Но это единство, основанное на авторитете силы, не могло долго продержаться. Начались раздоры, войны меж удельными княжествами. В итоге народы Руси попали под иго Орды. Их единство сохранялось теперь в рамках »тюркской доктрины» – еще большего принуждения и страха.
Почти 300 лет под татарским игом в междоусобицах и кровопролитии пришлось терпеть русской земле, чтобы прийти к новой объединительной идее русской земли–не военной, а духовной. Вот ее-то во времена Димитрия Донского и Сергия Радонежского и явил епископ Стефан, присоединив к Руси на началах христианской любви новокрещенный народ зырян.
Вызрела эта, объединительная духовная идея спасения Руси не в Киеве, не в Москве, а в Ростове, в ростовских монастырях. Почему именно там? Это был самый спокойный на Руси город, находившийся в межэтническом котле, защищенный буферной зоной княжеств на великом пути из варяг в греки. В то же время он не далеко отстоял от центра русской земли, откуда в Ростов бежали монахи, неся в своих котомках святоотеческие писания, духовное знание. Сюда, в Ростов, от междоусобиц и войн, от постоянных преследований и разорений со всей русской земли стекались люди. Из Пскова и других северных земель – из-под давления языческих варягов и тевтонов, с юго-запада – от давления воинственной католической Литвы и Польши, с юго-востока – от не менее воинственных тюркских племен.
Именно здесь, в ростовских монастырях, в просветительной тишине умных молитв накапливалось и осмысливалось все духовное и философское богатство прошедших поколений. Через личную трагедию и кровь близких людей постигалась трагедия Русской земли и искались пути выхода.
Ростовский монастырь «Затвор» был духовным и интеллектуальным средоточием Руси. Именно сюда идет юный Стефан, чтобы продолжить свое образование и осуществить призвание миссионера-просветителя, предсказанное его матери еще Прокопием Праведным.
Следует отметить, что и юный отрок Варфоломей (будущий святой Сергий Радонежский) все свое детство провел под Ростовом. Вполне возможно, что тот чернец, с помощью которого пастушку Варфоломею открылась книжная премудрость (помните известную картину Нестерова?), был одним из любомудров (философов) ростовского монастыря. Жизненный путь св.Сергия и св.Стефана проходил в одно и то же время, они наверняка хорошо знали друг друга. Как известно, Великий Князь Димитрий Донской слушал и принимал духовные наставления от обоих святых отцов (см. «Учительное послание епископа Пермского» – фрагмент из него приводится в «Виртуальном путешествии «Сказание о Стефане» ), поэтому пути наставников князя пересекались не раз.

Здесь – в Ростове – произошло новое осмысление триипостасной сущности Бога. И, по всему видно, здесь явилась новая объединительная идея русской земли, осуществляемая на духовных принципах любви и равноправия, через слово Божие, через жертву, через принятие искупительной евхаристической покаянной Чаши Иисуса Христа. Эту идею выразил в «Зырянской Троице» святой Стефан Пермский. Эту же идею Стефана Пермского и Сергия Радонежского, доведя ее до глубочайшей простоты и высочайшей духовной мудрости, выразил св.Андрей Рублев. При этом святой иконописец опирался на разработанные Стефаном Пермским новые иконографические символы.
Впервые в иконописной традиции Стефан Пермский поместил на престоле Св.Троицы не три чаши, а всего одну – чашу причастия, символ евхаристии. На иконе мы видим «Предвечный Совет трех Божественных Ипостасей, где Сын добровольно принимает на себя чашу, чтобы избавить людей от чаши скорбей и страдания...»
Обратимся к работе А.Черного «Монограмма в Рублевской Троице» , опубликованной в «Красной книге культуры» (М., 1989 г., стр.375) :
«...Н.А.Демина, споря с обычным взглядом на расположение Лиц за престолом (на Рублевской Троице – прим. авт .), указала на так называемую «Зырянскую Троицу», писанную по преданию Стефаном Пермским, просветителем зырян и другом Сергия Радонежского. Мало того, что Сергий и установил в России культ Троицы (как Евфимий Тырновский в Болгарии), написанная в 70-е годы XIV века, эта икона (Зырянской Троицы) центральной своей частью предвосхищает во многих деталях рублевскую композицию:

Вывод : «Расположение ангелов зырянской «Троицы» очень близко к «Троице» Рублева, и, вероятно, значение их одинаково» .
Далее А.Черный, рассуждая о совершенно новом подходе Андрея Рублева к символическому изображению «Авраамовых палат» на иконе, олицетворяющих дольний мир, напрямую называет Рублевскую «Троицу» аналогом «Зырянской Троицы », делая убедительное предположение, что Рублеву была известна Стефановская икона.
Таким образом, именно св.Стефан Пермский ввел в иконографию «Троицы» два духовно значимых символа-древа с тремя ветвями и, что важнее, чаши Причастия. И в этом отразилась главная идея объединения русского и новокрещенных народов: через причастие Тела и Крови Христовой в Отце, и Сыне, и Святом Духе из ЕДИНОЙ ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЧАШИ .
Присоединив северный народ к православной Руси и получив епскопство в созданной им Великопермской епархии, Стефан Пермский становится одной из ярчайших фигур и духовных авторитетов на Руси XIV века. В наиболее трудные для русской земли годы Стефан Пермский приглашается на все соборы, где осуждаются князья, которые предали эту объединительную христианскую идею, продолжили вражду и междоусобцу. Именно его выбирают для усмирения стригольников-еретиков, трактовавших Евангелие по своему усмотрению, подвергавших критике догмат Троицы, отрицавших обряды Церкви, несшие раскол по всей северо-западной Руси. Дошедшие до нас увещевания стригольникам, приписываемые Стефану Пермскому, написаны хоть и строго, но опять же с любовью, с призывывом к покаянию и смирению, но не вражде.
И сколько еще удивительных фактов, открывающих нам духовный смысл служения св.Стефана Пермского, обнаруживает история! В одном из документов упоминается, что в Куликовской битве участвовали новокрещенные зыряне. По всей видимости, именно епископ Стефан (а кто еще?) благословил Пыросского князя Аликея, собравшего 600 воев, чтобы помочь Дмитрию Донскому, победа которого над татарами-мусульманами разбудила самосознание русского народа и послужила обретению новой обновленной России. Возможно, именно князя Аликея народные предания превратили в Перу Богатыря, известного сказочного персонажа коми-зырян, отправившегося «на лыжах» помогать русскому народу в битве против степняков.
Примечательно, что во время освобождения Руси от поляков Минин и Пожарский молились над мощами Стефана Пермского, чтобы испросить благословения у святого Стефана для объединения Русской земли против инославных захватчиков (эти факты приводит и М.И.Загоскин в историческом романе «Юрий Милославский или русские в 1612 году»). Известен также (по документам, по архелогическим раскопкам) и тот факт, что поляки-завоеватели надругались над мощами св.Стефана Пермского, когда покидали Москву.
Имя Стефана Пермского было одним из самых почитаемых на Руси. Аввакум в своем житии ссылается на Стефана Пермского как на величайшего деятеля прошлых лет. И патриарх Никон отзывался о нем как о выдающемся миссионере. Хотя им самим, двум зачинщикам церковного раскола, как видно, не хватило любви и терпимости... И Россия становилась другой. После присоединения Украины на Русь с Запада хлынули новые, чужеродные идеи, хотя при ближайшем рассмотрении они были стары как мир. Уже при Петре I объединение в государство стало представляться как бюрократический механизм, а не как органическое единство в любви, доверии, самопожертвовании... А образ Святой Живоначальной Троицы с зырянскими надписями «Ай», «Пи» и «Пылтос» невидно пребывал среди других икон, в храме одного из коми сел Усть-Сысольского уезда на окраине Вологодской губернии. До поры до времени.
В наше время, когда снова разъединяется русское государство, дробится на мелкие удельные княжества и начинаются междоусобные войны, не настала ли пора всем обратиться взором к великой миротворческой миссии святителя Стефана Пермского, чтобы соединиться всем во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Любой церковный праздник – это, если угодно, многослойный пирог с самой разнообразной начинкой. Тут есть все вкусовые сочетания – от классических до оригинальных.

Вот и праздник Троицы отлично вписывается в эти закономерности. Церковные каноны, библейские истории и, конечно, народные традиции – все это запечатлено в культурной памяти.

А еще – на холстах бессмертных полотен, которые дожили и до наших дней. Известные фото Троицы, легендарные иконы, шедевры мировой живописи – все это можно увидеть прямо сейчас.

Кто не знает иконы Святой Троицы? На ум сразу приходит Андрей Рублев, хотя, конечно, есть и другие каноничные изображения.

Вот, например, зырянская икона Троицы. Создана она еще в 14 веке коми-зырянскими мастерами. А надписи на холсте сделаны древне-пермским языком. На фото иконы видно, что поверх Пресвятой Троицы изображено растение – это символ дуба Авраама.

А причем здесь дуб? Об этом подробно рассказывается в следующем разделе.

Троица ветхозаветная 16 век

Интересно, что первая символическая встреча с Троицей описана еще в Ветхом завете, за много веков до появления Христа и Святого Духа на земле.

Всем известен Авраам – родоначальник израильского народа. Его жена Сара долгое время не могла зачать, хотя Бог и обещал Аврааму огромное потомство. Этот парадокс легко разрешился благодаря чуду: 90-летняя женщина забеременела от 100-летнего мужчины, и в семье наконец-то родился первенец.

А ровно за год до этого события к Аврааму пришли три весьма необычных путника. Хозяин их принял весьма гостеприимно, хотя долгое время и не догадывался, что это посланники Бога.

Все шло по классическим канонам – гости наслаждались трапезой, как вдруг один из них сказал, что через год у Авраама родится сын. Сложно было поверить, и Сара, невольно подслушавшая разговор, даже усмехнулась. Однако в итоге все произошло ровно так, как сказали посланники.

Считается, что это были три ангела, которые явились прообразом триединого Бога – Отца, Сына и Духа Святого. Произошли эти легендарные события в священной дубраве под названием Мамрэ.

Вот почему на многих иконах Пресвятой Троицы обязательно изображают ветвь дуба.

Слева и справа, как можно догадаться, изображены Авраам и Сара. Они были призваны на служение Господу, ведь он сотворил для них великое чудо – в столь почтенном возрасте у пары родился первый (и единственный) сын. А в центре полотна мы видим образ триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.


Если говорить о том, кто изображен на этой иконе Святой Троице, то все соответствует церковным канонам: слева Бог Отец (первая ипостась), по центру – Бог Сын (вторая ипостась) и справа – Бог Святой Дух (третья ипостась).

Троица ветхозаветная 16-17 вв.

Подобные иконы называют ветхозаветными. Изображения творили мастера в 16 и 17 веках. Вот, например, творение иконописца Симона Ушакова, датированное 1671 годом. Ныне полотно хранится в Третьяковской галерее.


Икона «Троица» Симона Ушакова

Нетрудно догадаться, что изображено на иконе Святая Троица – это образ триединого Бога. Причем на иконе Ушакова мы видим только три лица Господа, без других героев.

Впоследствии это изображение подвергалось неоднократному творческому переосмыслению, хотя сюжет и формы оставались одинаковыми.

Святая Троица в бытии

Поскольку эта история описана в книге Бытие (глава 18), ниже представлено фото иконы Святой Троицы в бытии. Это настоящее полотно, на котором символично изображен и дуб из священного места Мамрэ, и беседа Авраама и Сары за столом с триединым Богом.

А значение этой иконы с Троицей в бытии несколько другое. На полотне мы видим того самого обещанного сына – мальчика по имени Исаак. Господь исполнил свой обет и сотворил чудо.

И сегодня он нисколько не изменился, а значит, чудеса случаются и в наш век.

Троица ветхозаветная с хождением

Сходное значение имеет и эта икона со Святой Троицей, фото которой показано ниже. Те легендарные путники, очевидно, шли издалека. И после встречи с Авраамом они исчезли так же быстро, как и появились.

Это хождение стало добрым знаком, ведь ровно через год в семье действительно появился долгожданный наследник. Икона Троицы ветхозаветной с хождением (или в хождении) хорошо передает эту радость. Причем здесь сюжет дополняется тем, как сын Исаак приносит в жертву барана.

Этот образ отражает знаменитую историю о том, как Авраам чуть не заколол собственного сына, которого Бог потребовал принести в качестве жертвоприношения. Авраам почти исполнил этот приказ, но ангел вовремя остановил его.

Таким образом Господь проверил верность своего слуги – и результат оказался выше всяких ожиданий. А затем в качестве жертвы закололи того самого барана, на котором сидит изображенный Исаак.


Икона Троица — 14 век

Эту же тему развивает и икона Троицы, фото которой выглядит так.


Здесь хорошо показана сама сцена застолья: видно, с каким почтением Авраам и Сара служат триединому Богу. Сегодня это творение 14 века хранится в Эрмитаже.

Троица Андрея Рублева

Итак, понятно, кто изображен на иконе Святая Троица, но что она означает? Ответ можно найти на знаменитом полотне Андрея Рублева, которая также известна под названием «Гостеприимство Авраама» (15 век).


Это классический образ, созерцание которого действительно настраивает на раздумья о вечном. Если долго смотреть на икону, складывается впечатление, что нарисован один и тот же лик.

В этом есть свой глубокий смысл: Отец, Сын и Дух Святой – это триединый Бог. Один как три, и три как один – вот она, непостижимая сущность божественной природы.

Троица в окладе (икона)

А это изображение даже не картинка, а своеобразный золотой футляр – оклад, под которым скрывается всем известная икона Андрея Рублева. Казалось бы, кому и зачем понадобилось скрывать это произведение искусства под слоем золота?

Идея пришла в голову Ивану Грозному, который не желал, чтобы святыня была доступна взорам даже ближайшего окружения. Интересно, что вскоре после смерти царя его преемник Борис Годунов повелел покрыть изображение еще одним слоем золота, а еще бриллиантами и сапфирами.

Символично, что такой «футляр» прожил более 4 веков и во многом сохранил классическое изображение от губительного действия времени. Но все же вечной оказалось сама святыня, а не золотой слой.

В 1904 году осадок убрал реставратор Василий Гурьянов, и тогда взорам всех желающих предстала та самая Троица, которую сегодня знают очень многие люди, даже те, кто далек от религии.

Что ж, «жизнь коротка, искусство вечно» (лат. «Vita brevis, ars longa »), как говорили древние.

Святая Троица — Тициан

Сюжет с Троицей использовался для создания как иконописных изображений, так и светских картин, многие из которых вошли в золотую коллекцию мировой живописи.

Это одно из самых необычных, пафосных изображений Троицы – Отец, Сын и Дух Святой восседают в небесах, в руках у них символы власти – скипетр и держава. Картина написана почти 500 лет тому назад.

Троица: ренессанс

Это фото иконы с днем Святой Троицы выглядит очень уютно благодаря обилию песочного и янтарного цвета. Изображение триединого Бога сделано довольно символично: Сын беседует с Отцом, передавая ему корону.

А где-то вдали, куда Бог указывает перстом, летит Святой Дух в образе голубя. Ангелы в небе, люди на земле – гармоничное зрелище, настраивающее на мирный лад.

Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери

Вообще о короновании девы Марии, равно как и Иисуса или Духа Святого, ничего не говорится. Однако Богоматерь признана святой всеми ветвями христианской религии. И согласно представлениям верующих она тоже была вознесена на небеса сразу после смерти.

Тут-то и состоялось ее коронование. И это событие так или иначе отражено в церковном календаре. Православные, например, отмечают Успение Богородицы. Это происходит каждый год 28 августа по новому стилю.

Сюжет коронования интерпретируется по-разному. Например, на полотне Диего Веласкеса запечатлено, как Марию коронуют Отец и Сын.


А Ридольфо Гирландайо изобразил, как на небе Богородицу коронует сам Христос. И в честь этого события ангелы играют торжественную музыку.

Поклонение Святой Троице

А это уже не просто фото Святой Троицы, а настоящая панорама, которую без преувеличения можно разглядывать часами. Творение Альбрехта Дюрера, созданное им в 1511 году, сегодня хранится в знаменитом венском Музее истории искусств.

На главном плане – распятие Христа. Чуть дальше – Отец, который по великой милости сам отдал Сына в жертву для спасения всего человечества. Еще выше, в небесах, парит Дух Святой в виде голубя. Он навевает ощущение безмятежности и свободы. Там же, в небесах, мы можем видеть многочисленных ангелов.

Ну а чуть ниже на двух ярусах располагаются люди, поклоняющиеся Троице. Это спасенные души, которые остались на небе после Страшного суда – теперь они вечно будут блаженствовать и прославлять триединого Бога.


Фреска Мазаччо «Троица»

А вот этой фреске уже почти 600 лет. Она была написана знаменитым флорентийским художником Мазаччо, которому был отпущена совсем короткая жизнь – живописец не дожил и до 27 лет. Однако это не помешало ему увековечить свою память в виде бесценных шедевров мировой живописи.

На фреске изображен распятый Христос, однако в отличие от большинства подобных изображений на заднем плане мы видим Отца, который поддерживает его.


Икона «Троица» Иеронима Косидо

Сюжет с Троицей довольно часто использовался мастерами средневековья и эпохи Возрождения для создания великолепных картин. На них изображались лики триединого Бога, распятие Христа, служение Авраама трем ангелам.

Эти изображения, конечно, не относятся к иконам. Более того – даже среди светских картин их можно встретить значительно реже, чем, например, коронование Богородицы.

Традицию рисовать три лика в одном лице заложил мастер эпохи позднего Возрождения Иероним Косидо. Такие картины были призваны показать триединую природу Бога и как бы объяснить неверующим людям это важнейшее положение христианской веры.

Однако подобный стиль так и не смог прижиться. Конечно, вкусы у всех разные, но в данном случае можно почувствовать явный диссонанс.

Таким образом, вопрос о том, какие Святые изображены на иконе Троицы, не вполне правильный. Ведь на полотнах всегда изображен сам Бог в его трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа. А Авраам и Сара – это верные его слуги, которые остались преданы Господу до конца.

Поэтому икона Святой Троицы – это не только образ триединого Бога, но и зримое доказательство того, что Всевышний исполняет свои обещания, а значит, все наши светлые желания – сбудутся.

Древо жизни над рекою вечности,
Вздыбленной бурливою волной.
Рядом дом – обитель человечества.
Выше – небо в дымке золотой.

Плавность изгибающейся линии –
Абрис глав точеных, плеч и крыл –
Словно зыбь речная, но не синяя:
Алый – цвет животворящих сил.

Гой еси, давнишние художники,
Богомазы сумрачных времен,
В нищете, бесправии, ничтожестве
Строгий воплощавшие канон

С тем смиреньем, что сынам Адамовым
Заповедал некогда Творец, -
Ангелы под кровом Авраамовым,
Жертвенная чаша и телец.

Говорят, что сплошь звероподобные
Были ваши предки в оны дни,
Ни на что по сути не способные, -
Дикари, мол, боже сохрани.

До святого таинства Крещения
Во гресех коснеющи во злых,
Часто вызывая отвращение
И у самых пастырей своих.

Только вот искусству вдохновенному
Обучить зверьё никак нельзя.
Так откуда же она, нетленная,
Радужная, тонкая краса? –

Из сокровищниц народной мудрости,
От умений дедов и отцов.
И святой берёзою Прокудливой
Дуб Мамврийский на века процвёл.

16.03.2016
***
Тайна Зырянской Троицы.

«Есть удивительная тайна 14 века России. Одна из этих тайн находится в Вологде. Это икона - Зырянская троица.
На протяжении многих веков у одного народа могут меняться религии. … Замещая одной религией другую, народ приобретает другие возможности, не изменяя своей сути.
Россия в 14 веке сумела через икону пробиться к себе самой. Здесь я не путаю начало и конец. Россия всегда носила в себе своё особенное чувство формы и цвета - богоданные только ей. И эти знания были задолго до принятия христианства и до рождения самого христианства».
Эдуард Шарипов. «Зырянская Троица».
***

Икона Троицы, ныне известная как Зырянская, была создана не ранее конца 14-того века, вероятнее всего, в начале (или в первой половине) 15-того века.
Согласно церковному преданию, написал ее святитель Стефан Пермский (годы жизни: примерно с 1340 по 1396), выполнявший миссию крещения коми-зырянского народа (великопермяне), разумеется, при поддержке светских и церковных властей. Предположительно, по матери Стефан сам был зырянином.

Считается, что Стефан Пермский разработал на основе кириллицы т.н. «стефановское» коми-зырянское (древнепермское) письмо (впоследствии вытеснено кириллицей), чтобы перевести для местных племен некоторые тексты из Священного Писания, однако иконописцем он не был, и Зырянская Троица (а также еще некоторые приписываемые его авторству иконы) создана не им, - настоящий ТВОРЕЦ ИКОНЫ, как чаще всего и бывало, остался НЕИЗВЕСТЕН.

Относительно того, кто он был и где написал икону, есть разные предположения, но некоторые особенности письма и воплощения сюжета наводят на мысль, что иконописец пользовался образцами ростовской школы, сам же был местным.

Зырянская Троица канонична и восходит к византийским образцам. Фрагмент иконы, где изображены три ангела за столом с чашей, очень напоминает знаменитую Троицу Андрея Рублева, созданную позднее, за исключением одной детали: ангелы традиционно пируют под сенью Мамврийского дуба, который у Рублева написан как не бросающийся в глаза фон – небольшим, скорее символичным, создатель же Зырянской Троицы отвел дереву половину плоскости образа. Столь пышная растительность на иконах такого типа больше не встречается – да и вообще для иконописи подобные природные мотивы не характерны.

Начав свою миссионерскую деятельность по крещению язычников, Стефан Пермский собственноручно изрубил СВЯЩЕННУЮ БЕРЁЗУ, названную в летописи «прокудливой», которой поклонялись зыряне (святилище находилось в селе Йемдын на притоке Вычегды, ныне Усть-Вымь). На месте уничтоженной березы Стефан заложил церковь Архангела Михаила, «низложителя духов тьмы».

В названии «ПРОКУДЛИВАЯ» слышится эпитет «кудрявая», который относят к деревьям с пышной кроной.
Согласно Словарю Даля, слово «прокудливый» означает «проказливый, бедокуренный, шаловливый».
***

До 18-того века ЗЫРЯНСКАЯ ТРОИЦА оставалась неизвестной широкой общественности, паломничества к ней тогда не совершались, - это была просто икона из одной сельской церквушки в одном из глухих уголков, написанная неизвестно кем и неизвестно когда. Один из случайно уцелевших осколков старины.

Зырянская Троица в качестве храмовой иконы около четырех столетий находилась безотлучно в деревянной Троицкой церкви погоста Вожема Вологодской губернии. Поскольку образ стоял в церкви без оклада, то один образованный человек в конце 18-того века обратил внимание на его древность и в особенности на обширную надпись внизу под изображением, сделанную тем самым «стефановским» письмом (как позднее выяснилось, это были библейские тексты из Ветхого Завета, связанные с сюжетом Ветхозаветной Троицы - Гостеприимства Авраамова).

Иконой заинтересовалась Академия Наук, она стала известна, в связи с чем Вологодский епископ велел перевезти ее в Вологду, где украшенный новым драгоценным окладом на пожертвованные прихожанами средства образ водворили в Софийский собор для всеобщего почитания.
Но ажиотаж очень скоро сменился полным забвением. Года через три оклад с иконы сняли и продали, икону же отправили в хранилище, хотя и не забыли о ней окончательно: через несколько лет она вновь была востребована и возвращена под церковные своды.

С одной стороны, иконе повезло – она не пропала вместе с другим хламом.
(Тут стоит кстати вспомнить еще одни старинный образ, также с коми-зырянской надписью, найденный вместе с Зырянской Троицей - «Сошествие Святого Духа». Как об этом пишут, «образ не сохранился»).
С другой же стороны, забота о древней иконе выразилась также в том, что ее, к сожалению, «поновили», записав участки утраченной или сильно померкшей живописи, что исказило первоначальный облик. Впоследствии реставраторы неоднократно работали над раскрытием авторского красочного слоя.

Поступившая в 1928 году в музейное собрание Зырянская Троица находилась в катастрофическом положении: шпоны из досок вылетели, образ буквально распадался на части.
В настоящее время уникальная икона находится в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника как имеющая ОСОБУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Вывозилась из места постоянного хранилища в связи со своей ветхостью и уязвимостью только один раз.
19.03.2016
***
О Прокудливой берёзе в цитатах.

«Помолившись Богу и по молитве смелости исполнившись… вошел в нее [землю Пермскую], как овца посреди волков. …И начал учить их познавать Бога и вере христианской, чтобы познали Творца своего …вразумляя, чтобы веровали и крестились. …Какое рвение было у преподобного против статуй, которых называли кумирами, как возненавидел он их из-за непомерной мерзости! … Те статуи, высеченные, изваянные, выдолбленные, вырезанные, ниспроверг, и топором посек, и огнем испепелил, и пламенем пожег, и без остатка их истребил».
«Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского». Епифаний Премудрый.
***

«Кроме этих идолов с особым благоговением зыряне поклонялись Прокудливой березе. Эта вековая береза отличалась громадною высотою и толщиною; она росла в Усть-Выми, на высоком крутом берегу реки Выми при слиянии с Вычегдою. …
Ради упрочения своей проповеди св. Стефан пожелал разрушить главную кумирницу и срубить Прокудливую берёзу. …

С твёрдою надеждою на Бога св. Стефан начал рубить дерево; после каждого удара, по зырянским преданиям, разносились по воздуху жалобные стоны и крики мужские, женские, старческие и младенческие: «Стефан, Стефан! зачем нас гониши? Сие есть наше древнее пребывание». Это вопили, по верованию зырян, тёмные, тайные духи, которые находились здесь. За каждым ударом лились из дерева разноцветные струи как бы крови, то есть березового сока. …

Разрубленная берёза, разобранная на части кумирница и бывшие в ней идолы, – всё было сложено в костер, сожжено и обращено в пепел. Налетел внезапный бурный вихрь и развеял пепел; неожиданно прошёл сильный проливной дождь и омыл место». …

Знаете ли, что церковь, порубившая «вечные древа», только и живет веточками их же? И не будь внесено их в храм христианский – ему нечем было бы и вздохнуть.
Вот Троицын день – и опять березки. И в руках – цветы. Самый светлый праздник в году, народный, деревенский. …
«Прокудливая береза» – это сам народ, великое его тело, которое то сохнет, то опять оживает. …
Будем любить природу. Будем любить жизнь. И мы выздоровеем!»

Василий Розанов. «Как святой Стефан порубил «прокудливую березу» и как началось на Руси пьянство».
***

Использованная литература, Интернет-ресурсы:

Http://lib.rmvoz.ru/bigzal/rozanov_pjanstvo
Василий Розанов. «Как святой Стефан порубил «прокудливую березу» и как началось на Руси пьянство».

Http://www.chaskor.ru/article/vetho_i_zhivo_17469
«Ветхо и живо. Прокудливая береза на Троицу». Олег Давыдов. 23.06.2014

Http://siktivkar.monavista.ru/news/34545/
Зырянская троица.

Http://rbardalzo.narod.ru/4/komi.html
Древнепермское письмо.

Http://www.proza.ru/2013/06/20/1526
«Зырянская Троица». Эдуард Шарипов


«Патриарх Кирилл о наших славянских предках». Татьяна Гладкая Феникс

Http://www.patriarchia.ru/db/text/1280323.html
«А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины…»
Из интервью Патриарха всея Руси Кирилла корреспонденту телеканала «Россия». Ноябрь 2010г.

Коми язык относится к числу старописьменных языков. Большинство исследователей сходятся во мнении, что до возникновения буквенного письма коми народ пользовался различными типами первобытного письма, первоначально – рисуночного (пиктографического), затем идеографического (знакового).

Древнепермская (древнекоми) азбука была создана христианским проповедником Стефаном Пермским, единственным в истории православия миссионером, создавшим письменность для нерусских народов.

Р одился Стефан около 1340 года в Великом Устюге. Считается, что с раннего детства Стефан знал коми-зырянский язык, на котором разговаривало в то время почти всё местное население Устюга и окрестных деревень. В Ростове, в монастыре Святого Григория Богослова, изучал греческий язык, богословские книги. Создание Стефаном в 1372 г. оригинальной азбуки для языка местного населения и перевод на древнекоми язык некоторых богослужебных книг явились залогом успеха христианизации Коми края.

Стефан создает свой «Анбур» – древнекоми азбуку, получившую название по первым двум буквам («ан» и «бур»), на основе букв греческого и славянорусского алфавитов и своеобразных коми иероглифов, родовых пасов, которые вырезали на деревьях и деревянном материале коми шаманы (маги) и охотники.

В 1379 году Стефан направился в пермские земли, где начал проповедовать христианское учение. Везде, где бывал Стефан, он строил церкви и часовни.

Cлева от Стефановской церкви - Благовещенская церковь (1734-46). Утрачена в 30-80-х гг. XX в. Фотография из фондов Усть-Вымского филиала МУ "Усть-Вымское ММО" (1900)

В селе Усть-Вымь на месте языческой кумирницы Стефан построил первые в Коми деревянные церкви Благовещения Пресвятой богородицы и Николая Чудотворца. Позднее здесь образовался Михайло-Архангельский монастырь. Устроив свою резиденцию в центре Вычегодского бассейна, Стефан Пермский перевел на древнекоми язык молитвы и песнопения, организовал богослужение на родном языке новокрещенных, учил их грамоте, готовил духовенство из представителей местного населения.

До нас дошли лишь несколько образцов письменности древних зырян.

«Зырянская Троица» - икона Святой Троицы XIV века, согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, один из немногих сохранившихся памятников древнекоми письменности. Икона являлась храмовым образом Троицкой церкви погоста Вожема Яренского уезда Вологодской губернии. Подписи на коми-зырянском языке, в противоречие традиции, имеются у изображений ангелов (Образ Святой Живоначальной Троицы с зырянскими надписями «Ай», «Пи» и «Пылтос»). Выбор сюжета для этой иконы отражает миссионерские идеи святителя Стефана Пермского, пришедшего к язычникам, чтобы принести весть о едином Боге, и проповедовавшего на зырянском языке.