Интерактивная игра в начальной школе проект. Презентация для интерактивной доски на тему: Игра-презентация для младшего школьного возраста "Дорожные приключения Буратино"

Для детей от 3 до 7 лет необычайно эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра. Она позволяет в легкой форме рассказать малышам про окружающий их мир, познакомить с героями сказок и при этом учит их взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели. О том, какие типы интерактивных игр для дошкольников бывают и о том, как их проводить, вы сможете прочитать в этой статье.

Что это такое?

Современное общество основано на коммуникации. От межличностных связей зависит карьера, досуг, семья - все самые важные сферы человека. «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» - эта поговорка только подкрепляет необходимость интерактивных игр. Так что же это такое? Игры в интерактивном формате - это деятельность дошкольников, которая проходит под контролем воспитателя и направлена на познание окружающего мира и решение поставленных задач с помощью коллективной работы.

Такой формат игры позволяет обучить детей бесконфликтному и продуктивному общению со сверстниками, стать доброжелательными и терпимыми. Главным субъектом в интерактивной игре выступают дети. Лучше всего обеспечить им удобное положение и полное отсутствие отвлекающих факторов. После объяснения правил игры дети должны сами взаимодействовать между собой, задачей воспитателя является мягко направлять процесс в нужное русло.

Не стоит путать интерактивную игру с ролевой или деловой. В первом варианте всем присуждаются определенные роли и ситуации, вторые направлены на развитие деловых качеств и навыков ведения переговоров. Интерактивные игры, в свою очередь, учат совершенно другому - конструктивному общению с окружающими.

Виды игр

Среди всего многообразия игр для дошкольников с интерактивным элементом можно выделить следующие типы:

  • Игры по мотивам сказок пользуются популярностью в детских дошкольных учреждениях. Такие постановки понятны малышам, ведь в них фигурируют персонажи, известные им с детства. На всякий случай перед проведением подобной игры нужно провести подготовительное занятие, которое напомнит детям о героях истории. Наводящие вопросы от учителя помогут малышам вспомнить сюжет и смысл сказки.
  • Игры, знакомящие детей с окружающим миром. Для дошкольников берутся темы попроще: «Домашние животные», «Твердое-мягкое», «Кто живет в лесу» и т. д. Для школьников темы могут быть сложнее: игры на развитие самоконтроля, которые учат групповой поддержке и помогают лучше узнать одноклассников, выходят на первое место. С помощью стихотворной формы (она лучше всего воспринимается на слух) воспитатель здоровается с детьми и объясняет, в чем будут заключаться правила.
  • Игры с использованием презентаций или интерактивной доски удачно дополняют занятие и делают его более увлекательным и наглядным. Для школьников в презентацию могут быть включены коллективные задания на грамотность или арифметику, а для детей помладше - изображения животных и различные викторины. Однако, используя компьютер, не стоит забывать о главной цели интерактивной игры - налаживанию коммуникации между детьми.

Цель и польза

Ставят перед собой четкие задачи:

  • Повысить коммуникативные навыки ребенка.
  • Позволить ему лучше узнать себя и окружающих его детей.
  • Научить достигать задачи с помощью коллективной деятельности.
  • Освоить основные жизненные правила общества.
  • Узнать лучше учебный материал.

Но главной целью детской интерактивной игры остается развитие навыка успешного и продуктивного общения со сверстниками. Ведь общаясь, ребенок не только учится вместе достигать намеченной задачи, но и получает обратную связь, которая формирует его представление о самом себе. Значение такого сложно переоценить, и во многих детских садах и иных образовательных учреждениях данный метод коммуникации является обязательной частью программы.

Интерактивные игры для дошкольников

Самый простой вариант игры - это вариация на тему сказки «Репка». Дети учатся общаться между собой с помощью мимики и жестов. После небольшого подготовительного занятия, во время которого ученики вспоминают героев и сюжет сказки, наступает основная часть. В ходе нее детям дается задание: выстроить карточки с персонажами в том же порядке, в каком они появляются в сказке. Усложняющим элементом выступает запрет на использование слов: малыши должны использовать только жесты и мимику.

Еще одним вариантом интерактивной игры является занятие «Домашний питомец». С помощью мультфильмов, стихотворений или сказок детей на подготовительном занятии знакомят с выбранным животным. Затем начинается следующий этап: малышам в их полное распоряжение предоставляется стол с бумагой, клеем и красками. Дети разбиваются на команды по 2-3 человека. Совместно им необходимо составить изображение животного или птицы. Педагог при этом не должен никак вмешиваться в игру, ему отводится роль наблюдателя. После игры происходит обсуждение результатов, воспитанники обмениваются друг с другом впечатлениями и обсуждают ошибки и поступки друг друга.

Для детей младшего школьного возраста

Игра с интерактивными элементами будет совсем другой для детей в начальных классах школы. В этом возрасте ребята уже многое знают и умеют, поэтому и задания для них будут на порядок сложнее. Вот пример нескольких интерактивных игр для школы:

  • Тема: «Что может быть опасным в окружающем мире». Школьникам нужно распределиться по группам: «посуда», «бытовая техника», «одежда» и «мебель». Каждая группа детей должна при помощи педагога назвать опасные в быту предметы, которые могут принести вред при неправильном обращении. Затем дети просматривают презентацию на эту тему, закрепляя полученные знания.
  • Для детей школьного возраста очень хорошо подходят интерактивные игры, связанные с мультфильмами. Используя героев мультика «Маша и медведь», можно привлечь внимание детей младших классов и заставить их более активно включаться в игру. После небольшого подготовительного занятия, в котором освещается тема интерактивной игры «Где работает воздух», дети делятся на группы и отправляются вместе с Машей и медведем в сказочное путешествие по миру. Каждая группа должна назвать те изобретения человека, которые работают при помощи воздуха. Сопровождает процесс интерактивная презентация.

Настольные игры

Большую популярность приобрели интерактивные настольные игры, в которые с удовольствием играют все - от мала до велика. Здесь требуется определенная усидчивость и концентрация, поэтому минимальный возраст детей для подобных занятий - 4-5 лет. Современный мир настольных игр предлагает широкий ассортимент занятий, которые не только развлекут компанию, но и помогут выучить новое или закрепить материал. Слово «интерактивный» в названии указывает на обратную связь или какое-либо взаимодействие. Зачастую такие настольные игры реагируют на действия детей и побуждают их развивать ловкость, мелкую моторику и координацию. Вот пример таких пособий:

  • Всем известная игра «Операция», в которой ребенку нужно аккуратно удалить болезнь, не задевая здоровые органы. Такое развлечение не только развивает координацию, но и помогает выучить названия внутренних органов человека.
  • «Акулья охота» - представляет собой настольную игру, которая состоит из игрового поля, фишек, четырех рыбок и голодной акулы. Игроки по очереди бросают фишки. Выпавшие цветные стороны на кубиках указывают на рыбок того же цвета. Их нужно успеть передвинуть до того, как их съест голодная акула. Игра не несет особой обучающей нагрузки, но зато очень нравится детям.
  • «Крокодильчик Дантист» - веселая игра, в которой больному крокодилу нужно нажимать по очереди на все зубы, по возможности избегая больного. Если попасть на него, то крокодильчик сразу же захлопнет пасть, что будет означать проигрыш. Игра тренирует ловкость и координацию.

Игры, дополненные презентацией

Современные средства, которыми укомплектованы школы и детские сады, существенно повышают эффективность интерактивных игр. В силу специфики концентрации внимания, компьютерные презентации целесообразно применять уже на занятиях с младшими школьниками. Они могут повысить степень усвоения материала и эффективность всего можно использовать и как дополнение к интерактивной игре, и как самостоятельную часть с заданиями, вопросами и викторинами. На данный момент в Сети существует множество примеров интерактивных презентаций на любые темы.

Дидактические игры

Не стоит путать интерактивные игры для классов с дидактическими. В первых так или иначе присутствует коммуникация, взаимодействие. Во второй же главным элементом выступает активное познание с последующей оценкой. Примерами дидактической интерактивной игры можно считать:

  • Игры с предметами. Детям необходимо подобрать предметы одинаковой формы, размера и т. д.
  • Словесные дидактические игры обычно нацелены на улучшение произношения, расширение словарного запаса детей.
  • Настольно-печатные игры проводятся с помощью наглядных пособий. Чаще всего это парные карточки и «Мемори», которые тренируют память и наблюдательность ребенка.

Алгоритм создания игр

Все интерактивные игры содержат определенный алгоритм, который необходимо соблюдать при создании сценария. В процессе игры дети должны следовать следующим пунктам:

  • Получение знаний - перед уроком необходимо объяснить основы конструктивного общения, способы и пути достижения нужного результата.
  • Анализ поведения других детей в ходе игры помогает ребенку осознать чужие намерения и развить сочувствие и эмпатию по отношению к окружающим.
  • Затем ребенок должен выстроить стратегию достижения нужного ему результата и придерживаться ее во время интерактивной игры.
  • Наконец, когда с помощью коллективных усилий и руководства воспитателя, цель будет достигнута, игра считается завершенной.

Используя этот метод, можно придумать интерактивную игру для любой темы. Немного фантазии и творчества - и у вас будет готов уникальный метод воспитания ребенка.

Ученые давно установили, что человек 80 % информации усваивает с помощью глаз, и только 15 % - с помощью слуха. Поэтому в рекомендациях педагогам настоятельно советуют использовать наглядные печатные материалы или презентации. Они повышают мотивацию детей и помогают им лучше освоить искусство межличностной коммуникации.

Также не нужно забывать о том, что дети должны достигать поставленной задачи с помощью коллективной работы, и вмешательство взрослого в этот процесс должно быть минимальным. В задачу педагога входит подготовить малышей к занятию, поставить перед ними цель и только чуть-чуть в случае необходимости направлять их в ходе игры. В случае выполнения этих условий польза и эффект интерактивной игры не заставят себя долго ждать.

Итоги

Каждому воспитателю и педагогу хотелось бы видеть своих воспитанников успешными и подготовленными к серьезным испытаниям за стенами школы. Для эффективного решения задач во взрослой жизни зачастую необходимо только одно - общение. Интерактивные помогают развить эти качества в дошкольниках и таким образом заложить основу в их успешное будущее.

Интерактивная игра: «В гостях у сказки!». Сценарий для 1-4 класса

Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы с 1-4 класс, так же может быть проведена в лагерях различных направлений.

Калугина Лариса Васильевна, педагог-организатор по начальной школе, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28 им. Октябрьской революции» города Кирова, Кировской области.
Цель: Обобщить знания о сказках и мультфильмах, не только русских, но и зарубежных.
Задачи:
проверить знания детей о сказках, как авторских, так и народных, знание авторов сказок;
расширить кругозор по различным видам сказок, как русским, так и других народов;
развивать умение узнавать сказки, их героев;
научить ребят работать в коллективе;
развить чувство товарищества;
развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Назначение: Разработка интерактивной игры предназначена для учащихся начальной школы с 1 – 4 класс, как на параллель, так и в классе, но детей необходимо будет разделить на команды, лагерей различных направлений, для детских оздоровительных площадок; в интерактивной игре могут принимать участие младшие школьники 6 - 10 лет.
Оборудование: посадочные места для 4-х команд, проектор, экран, подарки для команд, грамоты по номинациям «Знатоки Мультфильмов», «Знатоки Сказок», «Знатоки песен» «Знатоки мультфильмов и сказок разных стран».
МУЗЫКА «В гостях у сказки».
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть, на нашей интерактивной игре, под названием «В гостях у сказки». Каждый человек с самого раннего возраста знакомится со сказками. Это самые первые произведения, которые начинают читать человеку. Ведь именно благодаря сказке, мы становимся добрей, учимся осуждать зло, восхищаться добротой, в них много познавательного, интересного, волшебного.
И сегодня мы проверим, как вы их знаете.
ВСТАВКА видео: «Сказительница» (как начинались наши сказки: «Жили были дед, да баба…»)


Ведущий: Вот так сказительницы начинали сказки. Ребята, скажите, а какие бывают сказки? Совершенно верно, они бывают авторские и народные, авторские сказки имеют своего автора, а народные сказки автора не имеют, поэтому их так и называют – народные. Прошу команды занять свои места (дети заранее придумывают название команды).
Представляю вам наше жюри:
- школьный библиотекарь;
- руководитель школьного театра;
- учитель искусства.
Итак, наши команды готовы? Тогда I тур (ГОНГ) «разминочный», за правильный ответ каждая команда получает 1 балл. Начнем с 1 команды – выбирайте вопрос.
На слайде 12 цифр, дети выбирают любую цифру, затем по гиперссылке открывается вопрос, после ответа детей по щелчку появляется ответ.
На презентации такие цифры:


Цифра 1 – вопрос:
Назовите сказочного персонажа, лезущего вон из кожи?


Ответ: «Царевна-лягушка»
Цифра 2 – вопрос:
Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась
в воздух?


Ответ: Метла.
Цифра 3 – вопрос:
Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озера, лебеди и другие предметы окружающей среды?


Ответ: Рукав.
Цифра 4 – вопрос: Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях?


Ответ: Клубок.
Цифра 5 – вопрос: Как звали царя, который допетушился?


Ответ: Царь Дадон.
Цифра 6 – вопрос: Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?


Ответ: Игла.
Цифра 7 – вопрос: Какую награду за подвиг обещают сказочные цари героям?



Ответ: Полцарства .
Цифра 8 – вопрос: В какой русской народной сказке описана жизнь дружной коммунальной квартиры?


Ответ: Теремок.
Цифра 9 – вопрос: Какой исходный продукт нужен для варки сказочной каши?


Ответ: Топор.
Цифра 10 – вопрос: Как называется сказочный индивидуальный летательный аппарат многоразового пользования?


Ответ: Ступа.
Цифра 11 – вопрос: Как зовут “дикое, но симпатичное приведение”?


Ответ: Карлсон.
Цифра 12 – вопрос: Как называется харчевня, в которой обедал Буратино вместе с лисой Алисой и котом Базилио?


Ответ: «Три пескаря»
2 тур. (ГОНГ)

Ведущий: По итогам 1 тура лидирует команда__________(название команды). А мы начинаем наш 2 тур «Угадайте мультфильм». Итак, перед вами 3 вида различных направлений мультфильмов – это мультфильмы Диснея, советские и мультфильмы 21 века. Начнем мы со второй команды, выбирайте, какие мультфильмы будете отгадывать.
На презентации слайд с героями мультфильмов.
1 картинка с героем Disney.


И вопрос у картинки.


2 картинка на этом же слайде картинка с героем советского мультфильма.


Надпись у картинки.


3 картинка с героем мультфильма 21 века.


Надпись у картинки.


Слова в надписях имеют гиперссылки на картинку из мультфильма, при нажатии на слово, она открывается, затем при повторном нажатии на картинку уже открывается название мультфильма, то есть проверка ответа детей.
1 картинка и герои Диснея Disney, на гиперссылках картинки и по щелчку название мультфильма, всего 6:
1) «Утиные истории»


2) «Красавица и чудовище»


3) «Рапунцель: Запутанная история»


4) «История игрушек»


5) «В поисках Немо»


6) «Белоснежки и семь гномов»


2 картинка советские мультфильмы, на гиперссылках картинки и по щелчку ответ, название мультфильма, всего 6:
1) «Мешок яблок»


2) «Каникулы Бонифация»


3) «Конек-горбунок»


4) «Тайна третьей планеты»


5) «Летучий корабль»


6) «Трям! Здравствуйте!»


3 картинка новые Мультфильмы 21 века, на гиперссылках картинки и по щелчку ответ, название мультфильма, всего 6:
1) «Кунг-фу Панда»


2) «Остров Сокровищ»


3) «Шрек (Shrek)»


4) «Илья Муромец и соловей разбойник»


5) «Маша и медведь»


6) «Рататуй»


Ведущий: А сейчас по итогам 2 тура, предоставляем слова нашему жюри.
Слово жюри.
3 тур. (ГОНГ)
Музыка из мультфильмов. На слайде так же 4 картинки с цифрами:


Ведущий: Внимание, а мы продолжаем и начинаем 3 тур «Музыка из мультфильмов», Вам так же предлагают на выбор 4 цифры, за каждой цифрой скрывается отрывок из мультфильма, дослушав до конца мелодию, вы должны назвать мультфильм, из которого она прозвучала, назвать композитора этой мелодии и автора текста. Пожалуйста, 3 команда, выбираем цифру. Если знаете песню, подпевайте.
1 цифра Звучит музыка - отрывок из мультфильма «Бременские музыканты»
Ответ, на слайде надпись: Песня гениального сыщика из мультфильма «Бременские музыканты» Песня Гениального Сыщика.


музыка–Геннадия Гладкова


слова – Юрия Энтина


2 цифра музыка – отрывок из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»
Ответ, на слайде надпись: Песня «Облака» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»


слова – Сергея Козлова

Музыка – Владимира Шаинского


3 цифра музыка – отрывок из мультфильма «Мама для мамонтенка!»
Ответ, на слайде надпись: Песня «Мамонтенка» из мультфильма «Мама для мамонтенка!», слова – Дины Непомняшей


музыка – Владимира Шаинского


4 цифра музыка – отрывок из мультфильма «Летучий корабль!»
Ответ, на слайде надпись: Песня «Водяного» из мультфильма «Летучий корабль!»


слова – Юрия Энтина


музыка – Максима Дунаевского


Ведущий: Прошу жюри объявить результаты 3 тура и общие результаты после трех туров.
Слово жюри .
Ведущий: Ну что, ребята, устали? Давайте немного отдохнем. Встали все и повторяем за мной (делаем 3 раза).
Потягушеньки моей душеньке. потягивание вверх,
Тянем ноженьки, тянем рученьки. стопы приподнимаются на носки,
Усталость, скорей уходи, сила, приходи. напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях,
Улыбнись, глазок, хоть один разок. улыбка - мимическое движение.
4 тур. (ГОНГ)
Ведущий: Продолжим. 4 тур «Угадай мультфильм!» Предлагаем 4 цифры и 4 мультфильма. Слово 4 команде, выбираем цифру. Выбрав цифру, вам будет показан отрывок из мультфильма, после просмотра вы должны назвать название мультфильма и автора этой сказки.
Цифры в виде:


1 цифра – показываем отрывок из мультфильма «Принцесса на горошине» (продолжительность 1,5 – 2 минуты).
Ответ, а слайде презентации: «Принцесса на горошине», автор Ганс Христиан Андерсен 1805 – 1875 г.


2 цифра – показываем отрывок из мультфильма «Аленький цветочек» (продолжительность 1,5 – 2 минуты).
Ответ, а слайде презентации: «Аленький цветочек», автор Сергей Тимофеевич Аксаков 1791 – 1859 г.


3 цифра – показываем отрывок из мультфильма «Конек-горбунок» (продолжительность 1,5 – 2 минуты).
Ответ, а слайде презентации: «Конек-горбунок», автор Петр Павлович Ершов 1815 - 1869 г.


4 цифра – показываем отрывок из мультфильма «Соломенный бочек» (продолжительность 1,5 – 2 минуты).
Ответ, а слайде презентации: «Соломенный бочек», русская народная сказка.

Участники : учитель, учащиеся.

Форма проведения : игра.

Эпиграф : «Игра - дело серьезное».

Ход мероприятия

А. Создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации

Метод «Прогноз погоды»

Назначение метода: развить положительную мотивацию, создать благоприятную атмосферу для взаимодействия и коммуникации участников игры.

Оборудование: большой лист бумаги и цветные маркеры или школьная доска и цветные мелки.

Рабочее время: до 10 минут.

Условия для реализации. Зафиксируйте свое душевное, эмоциональное состояние и постарайтесь передать его с помощью «прогноза погоды».

Какой сегодня у нас прогноз?

На сердце ясно или мороз?

Густы туманы, дожди идут?

А может, ветры и там и тут?

Что у вас - ноль или плюс десять?

Прошу, ребята, я вас ответить.

График «прогноза погоды» составляется следующим образом: на оси Y (по вертикали) откладывается температура эмоционального состояния участников (достаточно 10-12 делений), на оси X (по горизонтали) фиксируются участники взаимодействия.

Каждый участник (1, 2, 3...) рассказывает о своем душевном состоянии на данный момент. Последним признаком этого состояния является температура, которая фиксируется на оси Y.

Педагог может первым высказаться, чтобы задать нужный тон игры.

Я не сказала бы, что ясно

И на душе все так прекрасно.

Часто дела все заслоняют,

Душевный градус понижают.

Но стоит мне увидеть вас,

Неординарный, умный класс, -

И хочется мне сразу улыбаться.

Ну, как температуре не подняться?

Поэтому берусь за дело.

И десять градусов, поверьте,

Себе я ставлю смело!

Не таким радужным настроение может оказаться у учащихся. И это естественно. Сколько людей - столько состояний и настроений. После того как все участники сообщили о своем «градусе настроения», соединяются все температурные точки и выстраивается график.

Участники могут по желанию (если график имеет не очень радужный вид) проанализировать его (не самая хорошая температура для начала; наверное, судя по графику, не у каждого сегодня все получится; не отложить ли все на следующий раз и т. д.).

Учитель.

Человеку все подвластно,

У нас будет все прекрасно.

График просто еще раз подтверждает мысль о том, что каждый из нас индивидуален и имеет право на свое собственное душевное состояние и ощущение, восприятие этого мира.

Метод «Поменяемся местами»

Назначение метода: создание непринужденной, благоприятной атмосферы для начала коммуникации и включения учащихся в деятельность.

Количество участников: до 30 человек.

Оборудование: стулья (участники могут также встать в круг и меняться местами, перебегая с одного места на другое).

Рабочее время: 5 минут.

Условия для реализации. Своеобразным ответом на вопросы учителя будет быстрая реакция участников путем смены занимаемых мест. Таким образом они выскажут свое отношение к различным явлениям, предметам и событиям. Желательно, чтобы действия выполнялись быстро, на последнем слове вопроса учителя.

Вопросы учителя:

Кто уже давно проснулся, сладко-сладко потянулся?

Взялся кто с утра за дело, отвечать кто будет смело?

Ну-ка, быстро отвечай: «На завтрак пьешь зеленый чай?»

Кто на завтрак сэндвич любит?

А кто кофе часто пьет?

А кто самым быстрым будет?

Завтрак кто с собой берет?

А кто ехал с ветерком?

И кто в школу добирался не машиной, а пешком?

У кого без изменения с утра плохое настроение?

А кто утром потянулся, солнцу, миру улыбнулся?

И кто хочет поскорей поприветствовать друзей?

А кому наше общенье подняло вдруг настроенье?

Затем ребята берутся за руки и, двигаясь попеременно то вправо, то влево, говорят:

Слева друг и справа друг - как не улыбаться?

Потому что так приятно с ними мне общаться.

Учитель. Надеюсь, что тот настрой и улыбки, которые появились на ваших лицах, помогут нашему дальнейшему взаимодействию.

Б. Создание условий для сосредоточения и концентрации

Метод «Магическое единение»

Назначение метода: достижение особого совпадения действий партнеров.

Оборудование: крупные монеты или предметы, большие по размерам, издающие отчетливый звук.

Количество участников: 10-20 человек.

Рабочее время: 10 минут.

Условия для реализации. Игра начинается в парах, постепенно переходя в тройки, четверки и т. д. Игра требует полной концентрации на своих действиях и действиях партнера. Если участники действуют успешно, то это обычно вызывает у них изумление, они испытывают огромное удовольствие. Благодаря концентрации и испытываемому чувству удовлетворения повышаются настроение и готовность активно и совместно продолжать другие виды деятельности.

1. Участники разбиваются на пары и садятся за столы. Каждый имеет по монете одинакового достоинства. Чем больше размер монеты, тем «веселее» она звенит, падая на стол.

2. Добиться синхронности действий непросто. Поэтому предоставьте участникам немного времени для того, чтобы они приспособились друг к другу.

3. Партнеры одновременно раскручивают свои монеты, стараясь при этом добиться, чтобы они остановились одновременно.

4. По достижении результата игра усложняется (трое, четверо и т. д.).

В. Создание условий для обмена деятельностью

Метод «Мастерская будущего»

Назначение метода: развитие мышления, формирование ценностных ориентаций, «я»-концепции, приобретение опыта творческой деятельности, моделирования и конструирования деятельности.

Оборудование: листы бумаги (А4), ручки.

Количество участников: до 30 человек.

Рабочее время: от часа и более.

Условия для реализации:

1) учитель знакомит участников с целями и задачами каждого этапа, порядком и условиями их реализации;

2) учитель знакомит с проблемой (проблему могут предложить ребята, можно обсудить проблему вместе); например, работают по проблеме «Культура современного города и человек

3) ребята готовят по два листа бумаги и ручку;

4) фиксируются положительные (+) и отрицательные (-) аспекты социокультурного состояния городской жизни;

5) участники представляют результаты своей аналитической работы, используя краткий комментарий.

Например, «+»:

Социально организованная среда жизни;

Хорошие условия для жизнедеятельности;

Возможность осуществлять большое количество непосредственных личных взаимодействий, контактов;

Достаточное количество материальных и духовных условий для существования, становления, развития и деятельности человека;

Наличие информационного обмена высокого уровня;

Возможности для интеллектуализации труда и развития на этой основе личности;

Комфортные и благоустроенные жилищные условия;

Доступность учреждений культуры и искусства;

Возможность приобщиться к занятиям физкультурой и спортом;

Хорошие условия для творческого развития детей;

Большое количество объектов обслуживания;

Свободный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям;

Возможности для самореализации и самоопределения личности.

Например, «-»:

Многочисленные группы людей разбросаны на большом пространстве, между ними нет непосредственных контактов;

Создано много условий для соперничества и зависти;

Необходимость получения высокой квалификации, требование повышенного внимания;

Большие затраты человеческой энергии, психическое напряжение, что и сказывается на здоровье и самочувствии;

Высокая квалификация требует длительного обучения, что приводит к поздней социальной зрелости молодежи;

Однообразие застроек, жизнь в высотках вызывает чувство дискомфорта и затерянности;

Трудности приобщения к культурным ценностям из-за больших расстояний (жилые кварталы на окраинах и центр);

Чувство затерянности и раздражительности, которое многие люди испытывают в городской толпе, острое желание уединиться;

Вынужденные, не всегда приятные контакты с многочисленными соседями;

Повышенный уровень шума и соответствующая отрицательная реакция на это организма;

Гиподинамия, стрессовые нагрузки;

Экологические проблемы, отсутствие условий для полноценного биологического функционирования организма.

Участники могут не только прокомментировать свои аналитические выводы, но и выслушать своих оппонентов по особенно важным вопросам и проблемам.

Этот этап работы заканчивается обобщающим выступлением учителя.

Интерактивные игры в классе – это совершенно особый вид занятий. В ходе таких уроков дети получают возможность приобрести новые впечатления, ведь они проходят совершенно не так, как обычно.

В ходе интерактивных игр учитель имеет уникальную возможность сблизиться с детьми и повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Он может помочь ребятам лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты. Учитель может повлиять на характер детей, сделать их более терпимыми, внимательными, помочь им лучше справляться со стрессами, испытывать меньше страхов, чувствовать себя менее одинокими.

Интерактивные игры для школьников учат детей простым жизненным правилам:

  • Нужно говорить о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Никто не умеет читать мысли, поэтому если не рассказать самому, то никто о них не узнает.
  • Взаимоотношения людей – это огромная, но в то же время, хрупкая ценность. Их нужно учиться беречь и развивать.
  • Необходимо уметь грамотно анализировать жизненную ситуацию. Нельзя позволять обстоятельствам вынуждать действовать поспешно и неправильно.

Существует огромное множество интерактивных игр для детей. Каждый учитель может без труда придумать свою собственную игру, направленную на развитие необходимых навыков. Приведем некоторые из них.

Игра «Паутина»

Эта интерактивная игра помогает детям познакомиться друг с другом и занять свое место в коллективе. Ее хорошо использовать на первом занятии, когда ребята еще плохо знакомы друг с другом. Для этой игры потребуется клубок ниток.

Всем участникам необходимо сесть в один большой круг. Начинать игру должен учитель. Взяв клубок в руки нужно назвать свое имя и какую-либо информацию о себе. После этого участник должен взяться за нитку, а клубок передать ребенку, сидящему напротив.

Таким образом, через некоторое время, все окажутся частью одной большой паутины. Когда все назвали свои имена, можно задавать детям вопросы, отвечая на которые ребенок будет дальше передавать клубок. Когда он будет уже достаточно распущен, можно начать сматывать нитки назад. В таком случае ребенок должен просто передать клубок предыдущему, называя его имя.

Игра «Сладка проблема»

Эта интерактивная игра учит детей договариваться. Школьники могут в спокойной обстановке вести переговоры, отстаивать свое мнение, концентрироваться на проблеме. Также она является хорошим поводом поговорить о справедливости. Для проведения игры потребуется по одному печенью на каждого ученика и по одной салфетке на пару детей.

Для начала необходимо, чтобы дети расселись по парам. Затем каждой паре дается одно печенье завернутое в салфетку. При этом оговариваются условия, что дети не должны начинать его есть пока не будут оглашены правила игры. Ребенок может получить печенье только в том случае, если его партнер отдаст его добровольно.

Дети должны сами решить, кто его получит и как с ним поступит. Одни справятся с вопросом быстро, другим потребуется некоторое время. Некоторые ребята отдают печенье добровольно, другие отдают с тем условием, что партнер разделит его и отдаст половину.

На втором этапе игры детям дается второе печенье с предложением провести такие же переговоры и решить, кому оно достанется. Обычно дети, отдавшие угощенье в первый раз, ожидают получить его во второй, хотя некоторые снова отдают его. Ребята, разделившие печенье на первом этапе, чаще всего поступают точно также и на втором.

В конце игры необходимо обсудить с детьми результаты, узнать, как они поступили и что думают о своем решении. Можно рассказать детям о различных вариантах сотрудничества.

Игра «Музыка настроения»

Эта интерактивная игра помогает детям расслабиться, почувствовать свое настроение, состояние души. Лучше всего она подходит для больших групп. Через игру дети могут выразить свое беспокойство, усталость, радость и т.д. Целью игры является создание единого ритмического рисунка или нескольких ритмов, дополняющих друг друга.

Для начала необходимо встать в большой круг и закрыть глаза. После того как учитель подаст сигнал, каждый должен начать отхлопывать свой ритм. Вначале неизбежен некий хаос, т.к. каждый будет хлопать по-своему, в соответствие со своим настроением, однако потом дети начнут слышать и прислушиваться к окружающим.

В конце окажется, что ребята хлопают или в один ритм или параллельно существует два-три ритма. Когда дети понимают, что хлопают в унисон с кем-то, они должны открывать глаза и смотреть на этого человека. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из учеников не почувствует, что цель игры достигнута и не крикнет «Стоп! ».

Детские интерактивные игры могут стать просто бесценным инструментом в руках учителя. Благодаря нему появляется возможность сблизиться с учениками, заставить каждого из них почувствовать свою важность для окружающих.

Интерактивные игры в начальной школе

Интерактивные игры несут в себе образовательный потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы и могут быть включены в любой предмет школьной программы. Это одна из наиболее интересных и действенных форм интерактивного обучения. Ниже представлены игры для младших школьников.

Литературная игра «В кругу друзей»

Примечание: Класс разбивается на группы, «литературные кружки». На столе у каждой группы:

  • описание хода игры;
  • тексты произведений (одного или нескольких авторов- в зависимости от задач урока);
  • памятка по выполнению работы (распределение ролей, перечень вопросов и т.д.);
  • листы бумаги, карандаши, краски, кисточки, вода и т.д.

Ход игры:

1. Распределите роли (кому какая ближе): руководитель дискуссии, составитель плана, секретарь-регистратор, художник-оформитель, консультант-помощник, чтец.

2. Прочитайте текст.

3. Посидите тихо минуту-две. Побудьте наедине со своими мыслями и ощущениями. Поделитесь своими чувствами с ребятами из вашей группы (по желанию).

4 . Выполните задания:

  • Расскажите кратко, о чем вы узнали из текста.
  • Зачитайте понравившиеся строки или строки, наиболее яркие и точные по смыслу.
  • Объясните свой выбор.
  • Разделите текст на части. Озаглавьте их, если желаете.
  • Перескажите любую часть текста.
  • Изложите свое отношение к автору рассказа, его стилю письма.
  • Изобразите с помощью акварели (в виде радуги), как изменились ваши чувства в процессе чтения текста. Объясните свой рисунок.

5. Отчитайтесь за свою работу.

6. Если хотите, скажите что-либо еще по поводу прочитанного (любая

точка зрения будет интересна окружающим.

7. Кружки объединяются в общий круг для проведения итоговой дискус-

8. От каждой группы - кружка выступает секретарь-регистратор либо

группы отчитываются одна за другой согласно распределенным ролям

(отчет регистраторов).

9. Подведение итогов.

10. Общие вопросы:

  • Почему для работы выбраны именно эти рассказы? Чем они похожи? Чем отличаются?
  • Какое у вас настроение после прочтения произведений?
  • Соотнесите события, описанные в текстах, со своим личным опытом и т.д.

Игра для пар сменного состава «Ручеек »

Примечание : Эту игру можно использовать на уроке математики в первом классе. В процессе данной игры дети овладевают навыками контроля, учатся тактично поправлять соседа, объяснять причину неправильного ответа. Число игроков должно быть нечетным. Учитель находится либо внутри учебной игры (является исполнителем, имеет свою карточку и передвигается вместе с детьми), либо вне её (выполняет контролирующую функцию).

Цели:

Закрепить и обобщить знания о составе чисел;

Отработать навыки контроля в паре.

Оборудование: карточки с цифрами от 0до 9 (количество карточек соответствует количеству игроков).

Ход игры:

1. Дети встают в пары друг за другом, как в игре «Ручеек», берут в руки карточки.

2. Лишний игрок водит.

3. Учитель дает задание - повторить состав, например, числа 6.

4. По сигналу учителя водящий игрок произносит: «Все знают, что 6-это 2 (поднимает вверх карточку с цифрой 2) и ещё ….». Далее водящий находит себе пару и добавляет: «… и ещё 4». Берет за руку участника с цифрой 4. Вместе они встают в конец «ручейка».

5. Тот, кто остался лишним (например, участник с цифрой 1), становится водящим: «Все знают, что 6- это 1 и ещё …» и т.д.

6. Игра заканчивается тогда, когда перечислены все варианты состава числа 6.

Игра для пар сменного состава «Карусель»

Примечание: Эту игру можно использовать практически на любом уроке, например на уроке математики (сложение и вычитание в пределах 10, состав чисел, таблица умножения и деления, составление обратных задач, угадывание вида простых задач; при обучении грамоте (чтение слогов, двух-, трехсложных слов); на уроке русского языка (объяснение орфограмм в слове, подбор антонимов, синонимов, определение частей речи); на уроке литературного чтения (объяснение значений слов и т.д.).

Цели:

Задать динамичный темп для ведения диалога (учимся беречь время!);

Закрепить и обобщить знания по определенной теме.

Оборудование: карточки с записью выражений: 2х8; 6х3; 3х4; 5х2 и т.д.; погремушка (для подачи сигнала).

Ход игры:

1. Ритуал входа и выхода из диалога такой же, как в игре «Ручеек».

2. Класс делится на две равные части. Группы образуют два круга, внешний и внутренний, так, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно (ученик из внешнего круга напротив ученика из внутреннего). Если детей нечетное количество, то либо один из них выполняет задание по просьбе учителя, либо учитель встает в круг.

3. По сигналу учителя дети начинают игру.

4. Пары «карусели» приветствуют друг друга, выполняют задание, меняясь ролями.

1-й ученик: найди значение выражения 2х8.

2-й ученик: шестнадцать (если ошибка - попросить объяснить.)

1-й ученик: правильно.

2-й учение: теперь посмотри на мою карточку. (на карточке 2х9.)

1-й ученик: восемнадцать.

5. По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг остается на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь передвигаются по сигналу.

Игра для пар сменного состава «Пересадки»

Примечание: игра представлена на примере урока чтения.

Цели: закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки-несказки В.В.Бианки»; отрабатывать в парах этапы ведения сочетательного диалога: вход, поддержание, выход, учет результатов.

Оборудование: индивидуальные карточки с текстами (например, сказки-несказки В.В.Бианки «Крот и Заяц», «Лягушонок и Ящерка», «Коростель и Грач», «Белка и Енот», «Медведь, Енот, Еж и Мышь» и др.).

Ход игры:

1. Дети выбирают карточки с текстами.

2. По сигналу учителя ребята начинают двигаться по классу в поисках партнера с другим текстом.

3. Встретившись со свободным партнером и поприветствовав его, садятся рядом с ним за парту на незанятое место.

4. Первый ученик предлагает второму прочитать по ролям текст своей карточки и выполнить задания.

5. Второй ученик предлагает первому свою карточку (т.е. происходит обмен заданиями).

6. По сигналу учителя партнеры прощаются и расходятся в поисках новой встречи.

7. Игра заканчивается, когда дети сменят четвертого, пятого партнера (меняя партнеров, учащиеся пересаживаются «по горизонтали» или «вертикали», отсюда название игры «Пересадки»).

Игра для пар сменного состава «Школа разведки»

Примечание: Игру можно использовать на любом уроке, например, на уроке русского языка по теме «Части речи».

Цели:

Отработать навыки взаимоконтроля в паре;

Обобщить знания по теме «Части речи».

Оборудование:

  • Карточки с названиями частей речи: «Глагол», «Существительное»;
  • Карточки со словами: «играет», «рисовал», «будет петь», «снег», «река», «мама», «красный», «теплое» и т.д.;
  • Карточки с вопросами: что делает? Кто? Что? Что делал? Какой? Какое? и т.д.

Ход игры:

1. Детям объявляют, что они поступили в «школу разведки» (антураж может быть и другим, это лишь вариант).

2. Раздаются «секретные карточки-пароли», их пока нельзя никому показывать.

3. Те, у кого карточки с названиями частей речи (существительное, глагол- таких детей двое), будут разведчиками-генералами.

4. Главная цель разведчиков-генералов: собрать команду - подпольную группу и наибольшее количество информации.

5. Остальные дети берут в руки карточки со словами и вопросами.

6. По сигналу учителя два разведчика-генерала «существительное» и «глагол» отправляются в путь. Встречаясь, собирают команды. Генералы объединяют слова по группам: в первой группе объединяются слова, обозначающие предметы, и вопросы, на которые отвечают имена существительные; во второй группе - слова, обозначающие действия предметов, и вопросы, на которые отвечают глаголы.

7. Ребята каждой группы могут встать в круг, взявшись за руки, или изобразить паровозик, который набирает пассажиров.

8. В конце игры каждая группа должна доказать правильность такого распределения по командам (вспомнить правило и т.д.).

Внимание! Содержание игры должно не только способствовать отработке определенных знаний, умений и навыков, но и развивать мышление. Поэтому будет лучше, если вы введете задания на развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, выделение лишнего: создадите проблемную ситуацию. Например, остались лишние карточки со словами: «Какой?» «Какое?» «Красный», «Теплое». Почему это произошло? Пусть ребята объяснят и докажут, что их нужно объединить в третью группу «Имя прилагательное», приведут свои примеры. В дальнейшем задание усложняется, и ребятам придется рассказать о том, как изменяется та или иная часть речи, дать ей характеристику (содержание карточек при этом углубляется).

Игра для пар сменного состава и групп «Суета»

Примечание: Игра представлена на примере урока литературного чтения по теме «Басни Л.Н.Толстого».

Цели:

Обобщить знания учащихся по теме «басни Л.Н.Толстого»;

Развивать речь учащихся;

Учить ориентироваться в пространстве, осваивать правила работы в команде.

Оборудование:

  • Карточки с отрывками из басен Л.Н.Толстого (каждая басня печатается на листе, а затем разрезается на 3-5 частей по 3-4 предложения);
  • Карточки с названиями басен;
  • Карточки с вопросами для каждой группы;
  • Ручки, карандаши, листы бумаги.

Ход игры :

1. Учитель раскладывает на столе карточки, на которых записаны отрывки из басен Л.Н.Крылова, и отдельно - карточки с их названиями.

2. Каждый ученик по сигналу берет одну карточку с текстом.

4. Дети передвигаются по классу, заглядывают в чужие карточки.

5. Таким образом, ребята объединяются в группы. Первая группа складывает басню «Лгун», вторая - «Муравей и Голубка», третья- «Осел и Лошадь», четвертая- «Лев и Мышь». Получаются разноуровневые группы: у одних басня короче, у других - длиннее, сложнее.

6. Внутри каждой группы начинается дискуссия в соответствии с предложенными на карточках вопросами. Время работы групп ограничено.

7. После работы в группах по сигналу учителя начинается отчет представителей от каждой группы.

Вопросы:

  1. Почему осел попросил помощи у лошади? Что сделал хозяин после смерти осла?
  2. Почему мальчика назвали лгуном? Сколько раз мальчик обманывал мужиков? Что случилось со стадом?
  3. Как голубка помогла муравью? Как муравей отблагодарил голубку?

Какова основная мысль басни «Лев и Мышь»? Подходит ли к этой басне пословица «Добра желаешь - добро и делай»?

Приложение к игре.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько они ни бились, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - всякий вас погубит.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила.

Голубка несла ветку; она увидала - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала отмаливаться; она сказала: «Пустишь - и я тебя помилую». Лев засмеялся, что мышь обещает ему милость, и пустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала:

«Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы от меня пришла отплата, а теперь видишь, - живет и от мыши милость»

Отец и сыновья

1.О чем просил отец сыновей?

2.Почему отец велел сыновьям принести веник?

3.Какова основная мысль басни?

4.Какая из пословиц выражает основную мысль:

Один за всех, а все за одного.

Муравей и голубка

1.Как голубка помогла муравью?

2.Как муравей помог голубке?

Без уменья и сила ни при чем.

Добра желаешь - добро и делай.

Лгун

1.Почему мальчика назвали лгуном?

2.Сколько раз мальчик обманывал?

3.Что случилось со стадом.

4.Какая из пословиц выражает основную мысль басни:

Волков бояться - в лес не ходить.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Лев и мышь

1.Почему лев засмеялся, услышав, что мышь обещает ему милость?

2.Как мышь отплатила льву за его доброту?

3.Какая из пословиц выражает основную мысль:

Лихо помнится, а добро век не забудется.

Все хорошо, что хорошо кончается.