Когда наступает старость. С какого возраста начинается старость? Почему в старости время идет быстрее

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию - таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир - это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних - это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий - наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

,
врач-невролог, топ-блогер ЖЖ

Сейчас популярны два полярных мнения о старости. Первое принадлежит поколению тридцатилетних, очарованных философией «биохакера» Сергея Фаге. Им кажется, что старости не существует. Достаточно ежедневно принимать строго определенное количество пилюлек, заниматься спортом по хитрой системе, устраивать регулярные голодовки – и дело в шляпе, бессмертие гарантировано. Они считают, что старым быть стыдно. Это любители неумеренного использования фильтров в инстаграме, и каждый из них хотя бы иногда воображает себя Дорианом Греем.

Другие – представители старшего поколения, люди, на долю которых выпало слишком мало счастья и удовлетворенности собой и жизнью. Они считают себя старыми лет с тридцати пяти и уверены, что сопротивляться неуклонному угасанию всех функций организма не стоит. Куда важнее прожить эту жизнь в сиюминутных удовольствиях вроде пачки печенья или литра пива каждый вечер. Эйфория от физических нагрузок им неведома. Не так давно я пыталась убедить одну пациентку средних лет в том, что двигательная активность ей жизненно необходима. Она согласилась. Но когда выяснилось, что для этого придется вставать на десять минут раньше, чтобы ежедневно проходить два квартала пешком, она была глубоко возмущена. Я так и не смогла втолковать ей, что десять минут для улучшения качества жизни – это совсем небольшая цена.

Когда же начинается старость? Правда ли, что все дело в том, на сколько лет мы себя ощущаем, а тело просто следует психологической установке?

Где в организме прячется старость

Есть множество теорий старости. Ученые пока не смогли убедительно доказать ни одну из них.

Так или иначе, старение происходит на уровне хромосом и генов. Именно цепочки ДНК и являются той самой кукушкой, которая точно знает, сколько человеку на роду жить написано. В центре внимания генетиков – концевые участки хромосом, называемые теломерами. Длинные теломеры являются признаком молодой клетки. С каждым ее делением теломеры все больше укорачиваются. Пока, наконец, клетка не достигает полной невозможности воспроизводить саму себя. Это запускает резкие изменения в обмене веществ, что можно считать началом старения на клеточном уровне, точкой обратного отсчета.

Хотя не все сводится к этой простой схеме. У эмбрионов теломеры увеличивают сами себя, а значит, их клетки на некоторое время становятся как бы бессмертными. Стволовые клетки, которые хорошо всем известны по «желтым» заголовкам в прессе («Алла Пугачева отрастила себе новые легкие, омолодилась на 50 лет и заодно создала трех детей и молодого любовника из стволовых клеток!»), тоже обладают практически неограниченной способностью к делению. Увы, раковые клетки тоже имеют суперспособность растить себе теломеры, а потому остаются в 80 % случаев «вечно молодыми».

Фев 2, 2018 в 6:38 PST

Фев 16, 2018 в 8:33 PST

Однако если речь идет об обычных клетках тела, из которых состоят кожа, кости, мышцы и все остальное (кроме половых клеток – эти тоже умеют растить теломеры), в норме способность их к делению ограничена. И это хорошо, потому что рост тканей в геометрической прогрессии не привел бы ни к чему утешительному: мы просто превращались бы с каждым годом в необъятные мешки из кожи, причудливо заполненные огромными деформированными внутренними органами. Теломеры стремительно уменьшаются, пока организм растет. Потом этот процесс приостанавливается, чтобы возобновиться после 60 лет, когда наступает период постепенного угасания всех функций. Значит ли это, что все предопределено, а потому пытаться отодвинуть наступление старости бессмысленно? Разумеется, нет.

Потому что, кроме наследственности – калейдоскопа генов, что достался нам от родителей, существует влияние внешней среды. Исследования на людях с не самым здоровым образом жизни, которые страдали от избыточного веса, повышенного давления и обладали нездоровой любовью к сладкому по причине нарушенного углеводного обмена, показали оптимистичные результаты

У той группы пациентов, которая начала регулярно давать себе физические нагрузки, а также пересмотрела свой рацион в пользу уменьшения животных жиров и сахара в пользу большего количества клетчатки, обнаружилось не только снижение веса и улучшение показателей углеводного обмена в течение 4 лет, на протяжении которых шло наблюдение, но и увеличение длины теломер в хромосомах. Другие исследования показали повышение активности фермента теломеразы (того самого, который вызывает рост теломер) на фоне регулярных аэробных физических нагрузок, снижения калорийности питания (при условии, что она была неоправданно высокой) и уменьшения изначально повышенной массы тела.

А это значит, что мы можем влиять на работу «внутренних часов», которые неумолимо отсчитывают время до наступления старости.

Как избежать «старческого маразма»

Старость разума проявляется в виде замедления мышления. Человеку требуется больше времени, чтобы извлечь нужную информацию из глубин памяти, а потому пауза перед принятием любого решения с возрастом может становиться все больше и больше. Другим типичным симптомом является утрата способности заниматься несколькими делами одновременно: «операционная система» мозга будто бы становится однозадачной. И это часто вызывает раздражение у тех, кто привык к «многоканальности» ума.

Решение проблемы заключается в максимальном использовании возможностей мозга. Для этого нужно сочетать интеллектуальный и физический труд. Это помогает образованию новых связей между нервными клетками и даже, при определенных условиях, стимулирует образование новых!

Очень важно вовремя выявлять «возрастные» болезни. Это артериальная гипертония, сахарный диабет 2-го типа и другие недуги. Контроль давления, сахара и «плохих» липидов крови, а также ее свертывающих функций, помогает сохранить нормальное кровообращение в мозге и сохранить его молодость.

Как оставаться сильными

После 30 лет начинается уменьшение мышечной массы и замена ее жировой тканью, если нет регулярной физической нагрузки. Двигательная активность помогает поддерживать нормальное артериальное давление, хорошо влияет на углеводный обмен и даже на гормональный фон. Поэтому физические нагрузки, подобранные в соответствии с предпочтениями и возможностями человека, помогут не только выглядеть, но и чувствовать себя моложе.

А вот низкокалорийными диетами увлекаться не стоит. Современные исследования показывают, что увеличение массы тела, набор жировой ткани после 50 лет – это не обязательно результат лени, малоподвижности и общей распущенности. Набирать несколько килограммов с возрастом нормально: согласно исследованиям, жировая ткань защищает от ранней смерти. Поэтому упитанный человек вполне может быть спортивным и даже здоровым. Разумеется, речь не идет о морбидном ожирении, когда избыток жировой ткани мешает двигаться, дышать и вызывает серьезные изменения в обмене веществ.

Как быть счастливыми

Старость неизбежна. Как ни парадоксально, понимание этого факта сделает вас счастливее.

Как-то мне попался на глаза каталог известной шведской компании, признанного профессионала в создании уютных, «семейных» интерьеров. На обложке была фотография пожилой женщины, в фокусе – ее морщинистые руки. Контраст подчеркивала белоснежная чашка, которую старушка держала, погрузившись в какие-то приятные мысли. Скандинавы – известные специалисты по счастью и удовлетворенности жизнью – публикуют фотографию старости! Да такую, что сразу понимаешь: в 80 лет тоже можно быть на сто процентов удовлетворенным жизнью и получать удовольствие от мелочей, оставаться в здравом уме и по-прежнему наслаждаться возможностями своего тела: танцевать, гулять, носить на руках внуков, путешествовать, заниматься спортом.

На протяжении длительного времени, долгих веков мечтой человечества было создать эликсир, который дарит молодость для продления человеческой жизни. В природе все взаимосвязано, так же как в ней происходит перемена времен года, так же и в жизни человека.

На протяжении жизни, человек проходит разные рубежи своего возраста: первая здоровая, которая готовит к деятельной зрелости это беззаботная юность, с годами уступает свое место разумной и неспешной, другими словами благородной старости.

Писания шумеров , насчитывали около 3-4 тысяч лет, они рекомендовали различные снадобья, помогающие от седины или от ухудшения зрения. По мнению древних египтян , люди смогут дожить до 110 лет и это именно тот возраст, который является пределом, согласно современным воззрениям.

Гиппократ , древнегреческий врач, рекомендовал умеренное питание, активное занятие физическими упражнениями, а также принимать горячие ванны тем, у кого есть желание дожить в полном здравии, до преклонных лет. Ведь раньше старение объясняли утечкой человеческого природного тепла и тем, что организм высыхает.

Платон , известный древнегреческий философ упоминал о том, что образ жизни, который ведет человек, влияет на процесс старения. И те люди, которые умеют и могут приспосабливаться к окружающим жизненным обстоятельствам, ведут более активную борьбу со старостью и старением.

Аристотель поддерживал Гиппократа и также считал, что причина старения это потеря человеческого природного тепла. Для замедления процесса старения, Цицерон рекомендовал не только упражнения физические совместно с умеренным питанием, а также главным образом развивать интеллектуальную активность. Его призывом было, чтоб люди учились не только в молодом возрасте, но и в старости, так как обучение сохранит душевную свежесть.

Сенека же подчеркнул, что образ жизни, который ведет человек, намного важнее числа им прожитых лет.

Еврейский философ, Маймонид , по его мнению, продолжительность жизни каждому человеку уже задана заранее, но также считал, что ее продолжительность можно увеличить, если выполнять соответствующие профилактические упражнения.
По мнению английского философа Роджера Бекона, организм человека стареет из-за того, что изнашивается.

И если попробовать проследить всю историю, то мы увидим, что наши первобытные предки, по мнению ученых, доживали, лишь до 19 или 20 лет. А во время Римской империи, продолжительность жизни, среднее ее количество не превышало 25 летний возраст, однако уже период феодального строя возраст достиг от 30 до 35 лет. На сегодняшний день жизнь, ее продолжительность колеблется примерно от 63 и до 70 лет, но ученые полагают, что у человека есть возможность прожить от 100 и до 150 лет.

И период жизни старость следует рассматривать также как и молодость, и зрелость, все равноценно. Так как знания и главное опыт приходят к человеку с возрастом.

Как же можно продлить жизнь человека, чтобы она оставалась полноценной, на всех ее этапах, и при этом сохранить здоровье, чтоб старость была в радость и на закате жизни?

Возможно, что со временем, старость станет возможностью приобретения бодрости, физических, а также умственных способностей, более плодотворной и интересной деятельности и перестанет сравниваться с дряхлостью. Приобретет новое значение. Ведь старость, представляет собой физиологическое состояние, которое является нормой для организма и не является каким – то не естественным и патологическим процессом.

Французы считают старость третьим этапом, утверждая, что время старости, равноправный жизненный возраст, сравнивая его со зрелостью и молодостью. И многие ассоциирует данный этап жизни со временем года, это как осень, поэтому нужно сделать так, что бы это время стало золотым, ведь это реальная и вполне посильная задача.

Бернард Шоу , английский писатель, говорил: «Не нужно думать, о том, что, если стал старым, пришла мудрость, так как мудрость человека не зависит от возраста, но приносит опыт, которого может и не быть у молодых. Старость приносит с собой в жизнь человека множество ценных и положительных качеств. Так как со временем человек становится опытным и рассудительным, а это трудно переоценить».

Вывод ученных, что не стареть удается тем, кто этого не хочет. Старость можно сравнить с взаимоотношениями с внешней средой, ведь это по большей части не прожитое, а то, что было нажито. Зрелость мыслей и опыт всегда были и останутся главной функцией времени, они, как и прежде будут привилегией пожилых людей. Время на все оставляет свой след, все живое ему подвластно.

Не менее важен и определенный настрой, с положительными эмоциями и оптимистическим взглядом на окружающее, возможности по - философски подходить к жизненным явлениям и при этом не падать духом. Не стоит забывать, о том, что удастся не постареть тем, кто не хочет. И помнить о том, что творческая и активная старость – очень даже реальна. Не менее важно и жизненная позиция, с которой человек относится ко всему. Ведь процесс старения затрагивает эмоциональную сферу и характер человека.

Тут также есть и индивидуальные отличия, которые выражены намного сильнее, чем возрастные. Ведь возраст мы определяем не по дате рождения, а по тому, как выглядит человек, по его внешнему виду. И забудьте о том,… что вам 25, о, ужас. Оставайтесь красивыми, жизнерадостными и молодыми. Старайтесь вести здоровый и активный образ жизни.

И просто будьте счастливы. Живите сегодняшним днем. Не ворошите прошлое и заглядывайте в будущее. Сегодня у вас все просто великолепно!

В детстве казалось, что летние каникулы длятся всю жизнь, а каждого Нового года приходилось ждать целую вечность. Почему же по мере взросления время летит все быстрее, а недели, месяцы и даже времена года сменяют друг друга с головокружительной скоростью? Разбираемся вместе с «Футуристом».

Вопрос восприятия

По-видимому, такое ускоренное «путешествие во времени» совсем не связано с обязанностями и тревогами взрослой жизни. Исследования показывают, что на самом деле меняется наше восприятие времени, заставляя нас чувствовать себя все более загруженными в постоянной беготне.

Есть несколько теорий, объясняющих такой сдвиг. Согласно первой из них, это связано с постепенным изменением внутренних биологических часов человека. Замедление метаболизма по мере старения выражается в том числе и в замедленных сердцебиении и дыхании. Дети испытывают гораздо большее, нежели взрослые, количество биологических маркеров (биений сердца, вздохов) в конкретный промежуток времени, заставляя их ощущать, что время тянется дольше.

По другой теории воспринимаемое нами время связано с количеством новой информации, которую мы поглощаем. Мозгу сложнее справиться с большим объемом новых стимулов, что расценивается как более длинный промежуток времени. Это объясняет ситуации с так называемым замедленным движением, часто случающимся за секунду до аварии. Незнакомые обстоятельства означают поток новой информации, которую мозгу нужно обработать.

В самом деле, столкнувшись с неожиданной ситуацией, мозг гораздо более подробно записывает воспоминание, что было доказано в ходе эксперимента, в котором участники испытывали свободное падение. Так что скорее это событие выглядит замедленным в нашей памяти, а не время замедлилось в тот момент.

Куда уходит время

Однако подобные объяснения не отвечают на вопрос, почему время укорачивается, в то время как наш возраст только увеличивается. Психологами была выдвинута теория, что, чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы перестаем замечать детали дома, квартиры или рабочего места. Для детей, напротив, мир полон незнакомых вещей, взаимодействуя с которыми они получают новый опыт. Именно поэтому дети уделяют значительно большую часть мозговой активности перестройке мыслительных представлений о внешнем мире. Согласно этой теории, обработка идей замедляет время для детей, а у погрязших в рутине взрослых оно убегает как песок сквозь пальцы.

Чем привычнее повседневность, тем быстрее летит время, а с возрастом все больше вещей становятся до боли знакомыми. В основе такого объяснения лежит биохимический механизм: в ходе восприятия новых стимулов происходит высвобождение нейромедиатора дофамина, помогающего оценивать время. После 20 и до самой старости уровень дофамина падает, убыстряя тем самым время.

Логарифмы во времени

Но ни одна из этих теорий не соответствует почти математическому постоянному ускорению времени. Заметное сокращение длительности определенного промежутка времени по мере старения предполагает логарифмическую шкалу во времени. Логарифмический масштаб используется вместо традиционного линейного при измерении землетрясения (шкала Рихтера) или звука (децибелы), поскольку позволяет отобразить очень большой диапазон значений величин. То же верно и для времени.

По логарифмической шкале Рихтера увеличение магнитуды от 10 до 11 не соответствует увеличению движения земли на 10%, как это было бы в линейной шкале. Каждое приращение по шкале Рихтера означает десятикратный рост в движении. В логарифмическом масштабе времени все известные нам важные исторические события могут быть записаны на одной странице в десяти строках.

Детское время

Но почему наше восприятие времени подчиняется логарифмической шкале? Идея состоится в том, что мы оцениваем период времени как пропорцию относительно прожитой нами жизни. Например, для двухлетнего ребенка один год – это половина жизни: вот почему в раннем детстве каждый день рождения ждешь бесконечно долго. Для десятилетнего год – это уже 10% всей жизни (что делает ожидание чуть менее жестоким), а для двадцатилетнего – всего лишь 5%.

Согласно логарифмической шкале, для того, чтобы двадцатилетний человек испытал ту же пропорцию увеличения в возрасте, что испытывает двухлетний ребенок между днями рождения, ему придется ждать празднования до 30. Учитывая этот факт, ускорение времени с возрастом уже не кажется таким удивительным.

Обычно мы думаем о нашей жизни с точки зрения десятилетий (наши 20-е, 30-е и так далее), что предполагает равный вес для каждого из них. Однако по той же логарифмической шкале мы воспринимаем разные периоды времени как одну и ту же длину. В таком масштабе следующие различия в возрасте будут казаться одинаковыми: пять и 10 лет, 10 и 20, 20 и 40, 40 и 80.

Не хотелось бы завершать на грустной ноте, но те пять лет, которые вы прожили в возрасте с пяти до десяти, равноценны по длительности периоду между 40 и 80 годами.

В общем, действуйте. Время бежит, независимо от того, веселитесь вы или нет. И будет бежать быстрее и быстрее с каждым днем.

» Течение времени

Почему время ускоряется с возрастом?

«Почему время так быстро бежит?», - часто спрашивают люди среднего возраста. Многие из нас чувствуют, что время будто ускоряется, когда мы вступаем во взрослую жизнь. По мнению психолога и колумниста BBC Клавдии Геммонд, «ощущение ускорения времени в среднем возрасте является одной из самых больших загадок психологии времени». Стремление разгадать эту загадку привело к нескольким интересным открытиям.

В 2005 г. психологи из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана Марк Виттман и Сандра Ленгофф опросили 499 человек в возрасте от 14 до 94 лет о том, как они чувствуют течение времени - от «очень медленно» до «очень быстро». В случае коротких периодов, таких как неделя, месяц или даже год, ощущение времени участников эксперимента отличалось несильно: большинство людей ответили, что часы тикают «быстро». Но для длительных периодов, например десятилетия, появилась закономерность: пожилые люди, в отличие от молодежи, склонялись к ускоренному чувству времени. Люди, которым было за 40, сказали, что время шло медленнее в детстве, а впоследствии, в подростковые годы и до раннего взрослого возраста, начало ускоряться.Тому, как пожилые люди воспринимают время, есть хорошие объяснения. Течение времени можно оценить с двух позиций: проспективной, когда событие еще продолжается, и ретроспективной, когда оно уже закончилась. Восприятие времени зависит от того, что мы делаем и как при этом себя чувствуем. Когда нам весело и интересно, время идет гораздо быстрее. Кроме того, когда мы беремся за какое-то новое дело, то тоже чувствуем ускорение времени. Но если вспомним эту деятельность позже, то, наоборот, будем считать, что время шло медленно.Причина заключается в том, что наш мозг кодирует в память только новый опыт, а не привычный. Наше ретроспективное ощущение времени зависит от того, сколько воспоминаний он создает в течение определенного промежутка. То есть чем больше воспоминаний нам оставляет поездка выходного дня, то длиннее она будет казаться задним числом.Это явление, которое Клавдия Геммонд называет «парадоксом выходного дня», служит указателем к тому, почему в ретроспективе время будто бы ускоряется с возрастом. Ведь в детстве и в раннем взрослом возрасте мы имеем много новых воспоминаний и получаем много навыков. Но во взрослом возрасте жизнь становится рутинный, монотонной и менее насыщенной яркими моментами. Как следствие, в нашей автобиографической памяти молодые годы отражены гораздо шире, чем взрослые. И поэтому, когда мы рефлексируем над ними, они текут как будто дольше. Важно, что эти догадки также подсказывают, как можно «замедлить» время во взрослом возрасте. Для этого надо поддерживать активность своего мозга, постоянно учиться чему-то новому, путешествовать и переживать больше незабываемых моментов. Тогда и наша жизнь будет казаться нам длиннее.Джеймс М. Бродвей,