Национальные традиции армянского народа. История и традиции армянского народа с древних времен до современности

Говоря о праздниках армян, где традиционно присутствуют и национальные костюмы, нельзя не упомянуть о музыкальном наследии этого народа. Музыка у них очень напевна, поскольку впитала в себя не только ближневосточные мотивы, но и взяла кое-что от средиземноморской .

Ярким образцом музыкальных инструментов можно считать армянский дудук , который многие называют уникальным , а те, кто его слышат, утверждают, что это райская музыка. Под такие сказочные мотивы невозможно двигаться нескладно. Поэтому всегда отличаются крайней гармоничностью и внутренним эстетизмом.

Не остается без внимания , которая, как доказали историки, относится к древнейшим в мире. В гастрономическом наборе кулинаров всегда много зелени, мяса, молочных продуктов. Широко известны сладости, созданные зачастую всего лишь из сахара и муки, но обладающие непередаваемым вкусом.

Не менее уникальны и другие армянские блюда, среди которых на первом месте стоит и шашлык. Не случайно их рестораны славятся на весь мир своими изысканными кушаньями.

Какие они – современные армяне?

Армяне – это неотъемлемая часть современного общества. Их одинаково можно отнести и к европейскому, и к восточному этносам. На сегодняшний день их численность не может быть точно подсчитана, однако, по данным статистики, в мире до 10 до 12 млн представителей этого народа. Они проживают во многих странах, начиная от России и заканчивая Бразилией и Австралией. И везде они вносят нотку армянского колорита, что, несомненно, достойно уважения.

Даже анекдоты про армян говорят о том, каким необычным менталитетом обладают эти люди. В многочисленных литературных источниках они предстают доброжелательным, храбрым и веселым народом, который может и пошутить, и потанцевать, и встать на защиту своей независимости, если понадобится. А старые добрососедские отношения с русскими во многом стали залогом того, что их вклад в российскую и мировую и культуру не остался незамеченным.

Так, среди тех, кто воевал с фашистскими агрессорами в Великой Отечественной войне, было немало армян-героев. Это и старший лейтенант Сергей Бурназян, подполковник Гарник Вартумян, маршал Советского Союза Иван Баграмян. Это всего три фамилии из тех представителей армянского народа, которые стали Героями Советского Союза. А таких людей были десятки, и еще тысячи простых армян наравне с русскими, белорусами, грузинами сражались за общую родину.

Не меньше насчитывается и тех, которые вошли в число символов мировой культуры и спорта. Среди самых знаменитых армян можно назвать , кинорежиссера Сергея Параджанова, актеров Дмитрия Харатьяна и , писателя Уильяма Сарояна, футболиста , шахматиста , певца Булата Окуджавы (фамилии обоих последних – по материнской линии). Эти и многие другие люди внесли свой вклад в развитие современной цивилизации.

Они действительно дали многое не только тем народам, рядом с которыми они исторически были вынуждены проживать, но и всему мировому сообществу. Сегодня особым образом дополняют общность кавказских этносов, сохраняя свою самобытность и при этом оставаясь народом, генетически цельным. Армянские диаспоры, существующие во всем мире, только подтверждают это.

армяне

Ян, ед. -янин, -а, м. Народ, составляющий основное коренное население Армении.

ж. армянка, -и.

прил. армянский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

армяне

    Народ индоевропейской этноязыковой группы, составляющий основное население Армении.

    Представители этого народа.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

армяне

АРМЯНЕ (самоназвание - хай) народ, основное население Армении (3,08 млн. человек, 1992). Живут также в Российской Федерации (532 тыс. человек), Грузии (437 тыс. человек); США (700 тыс. человек), Франции (270 тыс. человек), Иране (200 тыс. человек), Сирии (170 тыс. человек), Нагорном Карабахе (146 тыс. человек), Ливии и Турции (по 150 тыс. человек) и др. Общая численность 6,55 млн. человек. Язык армянский. Верующие армяне в основном христиане-монофиситы.

Армяне

(самоназвание ≈ хай), нация. В СССР А. составляют основное население Армянской ССР (по переписи 1959, св. 88%). Компактно живут также в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и на Сев. Кавказе. По переписи 1959, общая численность А. в СССР 2787 тыс. чел.; по оценке на начало 1965 3400 тыс. чел. За пределами СССР А. проживают более чем в 60 странах (преимущественно в городах). Значительное число А. живёт (по данным на 1967, тыс. чел.) в США (450), Иране (200), Франции (200), Ливане (180), Турции (150), Сирии (150), Аргентине (60), Ираке (25), ОАР (25), а также в Бразилии, Канаде, Греции, Уругвае, Австралии, Болгарии, Румынии, Индии и других странах. Общая численность А. за рубежом св. 1,8 млн. чел.

Ещё до 1-й мировой войны 1914 ≈ общая численность А., которых тогда насчитывалось до 4 млн. чел., компактно жила на территории исторической Армении; из них в пределах Закавказья, на территории Российской империи ≈ до 1,5 млн. чел., остальные в Турции. В 1915≈16 из 2,5 млн. А., проживающих в Турции, св. 1,5 млн. чел. по приказу турецких властей было уничтожено, а более 600 тыс. чел. насильственно выселено (главным образом в бесплодные районы Месопотамии). Вследствие геноцида, выселения и вынужденной эмиграции вся Зап. Армения в основном лишилась коренного населения, и А. расселились по многим странам мира. Св. 300 тыс. чел. нашли убежище в Закавказье, в пределах России. С 1920 происходит репатриация А. из зарубежных стран в Армянскую ССР.

А. говорят на армянском языке. Верующие ≈ главным образом христиане монофиситского толка (христианство сделалось официальной религией А. в 301). Небольшая часть А. в зарубежных странах ≈ католики и протестанты.

Древнейшим ядром А. было население северо-восточной части М. Азии. Эта страна в хеттских (16≈15 вв. до н. э.) надписях называлась Арматана, а позднее (14≈13 вв. до н. э.) Хайаса. Оттуда предки А., известные под названием урумейцев, в 12 в. до н. э. вторглись в пределы ассирийской провинции Шуприа (к Ю.-З. от оз. Ван). С этого времени Шуприа у ассирийцев называлось также Урме. В середине 8 в. до н. э. она была присоединена к государству Урарту под названием Урме, или Арме. Население этих областей (Хайаса и Арме) говорило на индоевропейском праармянском языке, который постепенно стал языком крупных племенных объединений западной части Армянского нагорья, в состав которых влились и местные хуррито-урартские аборигенные племена. Становление армянской народности происходило на базе укрепления и повсеместного распространения на территории Армянского нагорья земледелия, сочетавшегося со скотоводством. (Это было время классообразования в среде племён, насильственно подчинённых государству Урарту.) Процесс складывания армянской народности был очень длительным и в основном завершился ко времени греко-македонских завоеваний в 4 в. до н. э. Но ещё до этого, в древнеперсидских текстах 6 в. до н. э., упоминается обширная страна Армина (Армения ≈ в древнегреческих текстах). Само население называло свою страну Хайк (или Хайастан, Айастан), а себя ≈ хай. В последующие века, в условиях сложившихся на территории Армении рабовладельческих (до 4 в. н. э.), а затем феодальных отношений, при непрерывной борьбе А. с различными завоевателями (киммерийцы, скифы, персы, римляне, парфяне, арабы, турки и др.) укреплялась и развивалась армянская народность. Присоединение Восточной Армении к России в 1801≈28 способствовало процессам развития капиталистических отношений и дальнейшей консолидации А. в нацию (в основном завершилась к концу 19 в.). Эти процессы получили особенно большой размах в 1850≈60-х гг.

После установления Советской власти в Армении (ноябрь 1920) в ходе социалистического строительства А. консолидировались в социалистическую нацию. Армянский народ создал высокую и своеобразную культуру, получившую в нашей стране дальнейшее развитие после Октябрьской революции. Исчезают различия в культуре и быте города и деревни. Старые национальные формы жилищ (глхатун с отверстием в потолке для дыма и света) и одежда (у мужчин ≈ архалук, чуха, меховая шапка, у женщин ≈ расшитая рубашка, шалвары, специфический головной убор и т. п.) вытеснены почти повсеместно современными. Исчезли пережитки патриархальных отношений, уничтожено былое неравенство женщин в семье и обществе. Исследования советских армянских учёных, произведения писателей, деятелей искусства, народных умельцев, развивающих традиционные художественные промыслы (ковроделие, ювелирное дело, кожаные изделия и др.), получили широкое признание. (О хозяйстве, занятиях и культуре А. см. в ст. Армянская ССР.)

За рубежом основная часть А. занимается ремёслами и торговлей; значительный процент составляет интеллигенция.

Лит.: Народы Кавказа, т. 2, М., 1962 (библ.).

С. Т. Еремян.

Википедия

Армяне

Армя́не (, hayer) - древний народ, говорящий на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье.

Является государствообразующим народом в Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике. Второй по численности народ в Ливане и частично признанной Абхазии и третий в Грузии и Иордании.

Большинство верующих армян исповедуют христианство и являются последователями Армянской апостольской церкви.

Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца 2 тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э. (подробнее см. Этногенез армян). Антропологически армяне относятся к переднеазиатскому типу южной ветви большой европеоидной расы.

Примеры употребления слова армяне в литературе.

По-разному называет эту речку разноплеменное население Черноморья - абхазы, эстонцы, греки, имеретины, армяне - Азмыч, Бзыч, Мзымта-Мзыч, Адзмыч, а в труде А.

По азербайджанской же версии - армяне нарушили свое обещание предоставить свободный коридор и расстреляли поверивших им людей, число жертв среди которых заметно превысило цифру 20, называемую армянами.

Я не думаю, чтобы армяне , очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить разоблачающие их в фашистских действиях документы.

К тому же более половины военнослужащих на российских базах в Армении - армяне , весьма добросовестно, по общим отзывам, несущие свою службу.

Какие-то южные смуглые и узколицые люди - армяне ли, греки ли - трудились на усадьбах.

Чуть вглядевшись, он определил - армяне , но в большей части - исконные, московские, но чтобы это определить, нужно самому иметь, как говорится, особый глаз и особый нюх, именно то, из-за чего их с Кольцовым в спецназе и считали асами.

Молдаване, таджики, армяне , осетины - все стояли своим национальным табором.

И когда на будущий год мы прибыли в Бейрут на товарищескую игру, там собрались армяне со всей страны.

Теперь я поняла, почему на моей фотографии, которую армяне показывали Инне, я в зеленом костюме.

Она силилась понять, как получилось, что похитили ее какие-то очередные армяне , а сейчас она лежит на травке и возле нее суетятся двое русских парней, которых она видит впервые в жизни.

Армяне являются народом, который имеет свой язык, свою историю, культуру, большое количество обычаев и традиций. Историки всего мира по сей день спорят о том, когда берет свое начало история одного из древнейших и первых народов - армян. Армяне переживали не малое количество притеснений и гонений с исторических земель. Наравне со многими древними народами, армяне чтят своих предков и свою историю. Ярким примером такого почитания, является признание геноцида, который унес жизни тысяч армянских предков. Армяне, в большинстве своем, имеют культ семьи - армянские семьи дружны, многочисленны и в любое время дня и ночи готовы помочь, если это необходимо.

Армянский язык.

Согласно исследованиям, армянский язык входит в число 50 самых популярных языков мира. На армянском языке говорят более 5,5 миллионов человек по всему миру и все они лишний раз доказывают, что чтить свою культуру можно не только на исторической Родине, но и там, куда забросила судьба носителя языка. Споры о происхождении армянского языка не утихают по сей день. Некоторые историки утверждают, что армянский язык можно считать смесью из древнегреческого с такими вымершими языками, как дакийский и фригийский, вторая группа историков опровергают этот факт. А потому, в настоящее время, принято считать, что армянский язык вобрал в себя особенности многих живых и мертвых индоевропейских языков. Интересным фактом, достойным дополнительного упоминания и знания, является армянский алфавит. Он является неизменным на протяжении более 1600 лет. Армянский алфавит создан в 405 году священником Маштоцем.


Месроп Маштоц сделал огромный вклад в письменность и развитие армянского языка. Будучи чтецом, переводчиком и священником, Маштоц является культовым персонажем в армянской истории. Маштоц создал армянский алфавит, состоящий из 36 букв, в долговременной экспедиции, которая помогла ему улучшить алфавит и сделать его настоящим открытием. Настолько значимым, что по сей день, армянский алфавит находится в своем первоначальном виде.

Религия.

В 301 году армяне приняли христианство и выбрали данную веру государственной. В последствие, множество исторических событий будет складываться около веры армян, их будут пытаться сломить, заставить принять иную веру, но армянский народ проявит настоящую стойкость в своих убеждениях и ни одно другое вероисповедание не сможет «переманить» армяней на свою сторону. Следует отметить, что армяне являются монофизитами и в отличие от православных христиан видят в Иисусе Христе только одно природу, не разделяя ее на божественную и человеческую.

Праздники и исторические даты Армении .

1 января - Новый год. Армянский Новый год практически ничем не отличается от русского Нового года. Главными персонажами также являются Дед Мороз и Снегурочка, праздничные столы ломятся от традиционных блюд и напитков, родственники и друзья поздравляют друг друга кто как может - кто личным визитом, а кто по телефону.

6 января – Рождество . Накануне праздника, верующие отправляются в церкви, чтобы стать частью литургии, зажечь свечу и отправиться с зажженной свечой к себе домой. Это считается освещением дома и очищением от всего дурного.

14 февраля – Терендез. Данный праздник является альтернативой Дня всех влюбленных или дня Святого Валентина.

19 февраля – День святого Саркиса. Святой Саркис является покровителем всех влюбленных в Армении. Являлся храбрым воином, полководцем.

26 февраля - День памяти погибших в погромах и избиениях в Баку, Кировабаде. Преступники уничтожали армян в квартирах, домах, на улицах и везде, где только сталкивались. Жертв убивали, сжигали заживо, наносили увечья подручными средствами. С 26 февраля по 29 февраля 1988 года армянский народ снова почувствовал страх и несправедливость.

24 апреля - День памяти павших в геноциде против армянского народа. Во всем мире и в странах, признавших геноцид, 24 апреля является днем памяти тех, кто пострадал от османов в 1915 году. является для армянского народа кровоточащей раной, событием, которое невозможно забыть.

Многие праздники, такие как день пограничника, день Победы, день радио празднуются в Армении также, как и в России. Даты праздников одинаковы.

Культура и традиции армянского народа.

В настоящее время армянская свадьба сохранила лишь некоторые обычаи, которые были приняты еще в средние века. Свадьба по-прежнему состоит из нескольких частей:

1.Обручение. Данный обряд претерпел несущественные изменения и по-прежнему является важным событием в жизни молодых. В назначенный, оговоренный между молодыми и их родителями, день в доме жениха собирается вся родня. Родители жениха, близкие родственники, кавор (крестный отец) с супругой. После фуршета (раньше вместо фуршета было настоящее застолье, которое могло продолжаться около 5 часов) дары, подарки для невесты собираются в плетеные корзины и все родственники отправляются в дом невесты пешком, вне зависимости от того, где жила невеста- через улицу или в соседнем селе. Сейчас в корзинах можно увидеть фрукты, сладости, украшения. Армяне потихоньку отказались от традиции класть в корзины мясо, молоко, хлеб. Данные продукты присутствовали в корзинах в те времена, когда это считалось показателем достатка жениха. Тем временем, в доме невесты велись последние приготовления – на стол выставлялось все самое лучшее, невеста прихорашивалась и отправлялась в отдельную комнату до определенного момента. Приближаясь к дому невесты, несущие корзины должны были поднять их над головами, чтобы все увидели, с какой целью приближается толпа. Разумеется, в настоящее время, сторона жениха не будет идти пешком от дома жениха до дома невесты, поэтому обычай несколько видоизменился. После того, как жених вручает матери невесты все корзины с яствами, гости приглашаются за стол. Спустя некоторое время супруга кавора выводит невесту к гостям, родители благословляют молодых и жених надевает кольцо на палец невесте. Следует отметить, что многих наблюдателей сбивает с толку одна небольшая особенность армянской помолвки. Помолвочное и обручальные кольца носятся на безымянном пальце левой руки. Многие русские, увидев это, несколько обескуражены данным фактом, так как привыкли видеть эти кольца на безымянном пальце правой руки. Раннее было необходимо одаривать невесту золотом, сейчас же родители жениха преподносят украшение, зачастую это семейная реликвия (кольцо, браслет, ожерелье, передающиеся из поколения в поколение).

2.Свадьба. В настоящее время армянская свадьба мало чем отличается от любой другой свадьбы. Жених и невеста проводят последние приготовления, одеваются, прихорашиваются каждый у себя дома. После этого сторона жениха едет за невестой, которая должна находиться в родительском доме. Пройдя все конкурсы и «преграды» на пути к невесте, жених с букетом заходит в отчий дом будущей жены и забирает ее. Свадебный кортеж направляется в ЗАГС, где происходит церемония бракосочетания, а после все отправляются в церковь для венчания молодых. После венчания, вся свадебная процессия направляется в ресторан для того, чтобы достойно отметить торжество. Одним из самых ярких моментов свадьбы является танец невесты в окружении гостей. Гости одаривают невесту деньгами во время танца, и данное вознаграждение может кол*автоудаление плохих слов*ся от малых до заоблачных сумм. Благодаря тому, что время не стоит на месте и многие традиции претерпевают изменения, армянская свадьба лишилась таких самобытных обрядов, как преподнесение красных яблок, свечей и красного вина матери невесты в знак того, что ее дочь была невинна до первой брачной ночи. Довольно символичная традиция осталась в прошлом.


Рождение ребенка. Примечателен тот факт, что вопреки изменению многих традиций и обычаев, беременность невесты до свадьбы в армянской семье практически невозможна. У армян нет такого понятия, как семья, созданная из-за ребенка. Армянская семья сначала создается, а потом уже в ней рождается ребенок. Армянские девушки берегут себя для мужа, они воспитываются таким образом, что об ином исходе они даже не помышляют. Современные армянки рассказывают, что они не испытывают какого-то ограничения или явного запрета, нужды в сексе до брака, ведь предложения руки и сердца многим из них делают до их совершеннолетия и остается лишь дождаться достижения определенного возраста и свадебной церемонии. Необходимо отметить, что до сих пор существуют армянские семьи, которые не регистрировали свои отношения в ЗАГСе, а просто повенчались. Беременность до венчания также исключается.

Каждый армянин, глава семьи, мечтает о наследнике, сыне, который унаследует не только фамилию, но и многие умения отца. В настоящее время от пола ребенка ничего не зависит, это только лишний повод для гордости отца. Главной традицией армянского народа, связанной с рождением ребенка, является то, что в течение 40 дней новорожденного видят лишь члены семьи. Только на 40 день ребенка можно показать друзьям, дальним родственникам, соседям. Покупается наряд, накрывается праздничный стол, и счастливые родители демонстрируют свое чадо всем пришедшим на праздник. Разумеется, в век социальных сетей сложно выдержать данный обычай, так как каждой маме хочется продемонстрировать своего малыша всем и каждому. Но, несмотря на это, время летит настолько быстро, что эти сорок дней наступают весьма скоро.

Гостеприимство. Ни для кого не секрет, что армянский народ славится гостеприимством и шикарными застольями по значимым поводам. Приезд кого-то из родственников, проводы в армию, назначение на новую должность – любое событие является поводом созвать всех соседей, родственников и друзей. Армяне считают, что чем искренне ты радуешься, тем большим счастьем тебя одарит Бог. Застолья сопровождаются национальными блюдами, хорошим алкоголем, зажигательными танцами и, конечно же, хорошим настроением. Стоит отметить, что у армян не существует культа алкоголя. В семьях, где присутствует старшее поколение, бабушки и дедушки, является позором перебрать с алкоголем. Вне зависимости от возраста, социального положения «развеселившегося» гостя могут попросить покинуть праздник. Естественно, такие понятия, как «пьяные драки» на армянских застольях просто исключены.

Национальные блюда. История армянской национальной кухни насчитывает более 2000 лет. Переплетение культур, зависимость от окружающей среды – все это привнесло особенные элементы в кухню армянского народа.

Супы и горячие блюда . Опытные хозяйки зачастую вспоминают, как мамы или бабушки учили будущих хозяек всем премудростям приготовления и терпению, так как было весьма трудно привыкнуть к тому, что на приготовление одного супа может уйти более 2 часов. Технологии приготовления сильно отличаются от привычных русскому человеку технологий приготовления щей, супов и борщей. Из-за того, что один продукт в блюде (например, мясо), может проходить несколько вариантов обработки (жарка, тушение, коптение), блюда получаются сказочными и запоминаются навсегда. Примечательно, что армянская кухня изобилует многообразием зелени и специй. Армянские блюда отличаются естественностью вкуса, в отличие от многих кавказских блюд.


Мясо. Главное место в поваренной книге любой армянской хозяйки занимают блюда из мяса. Несмотря на небольшое количества видов мяса, каждое мясное блюдо имеет свой неповторимый вкус из-за предварительной подготовки мяса. Специальные маринады (винные, коньячные) с добавлением специй смогут донести всю гамму вкуса любого вида мяса.

К самым популярным армянским национальным блюдам можно отнести шашлык, долму, кюфту.

Армяне считают, что каждая хозяйка должна уметь готовить национальные сладости: кята и назук. Это многослойные пироги с разнообразными начинками. Разумеется, что речи быть не может о тесте, купленном в ближайшем супермаркете.

Фрукты и овощи занимают также основное место в рационе любого армянина.

Гарниры к основным блюдам составляют крупы.

Самым главным хлебобулочным изделием является лаваш. Армяне употребляют его вместо хлеба со всеми блюдами: с мясом, супом, обмакивают в соусы. Современные хозяйки делают различные начинки и заворачивают их в лаваш.

Знаменитые армяне мира. Армянский народ разбросан по всей планете и его представители, разумеется, добились разных высот. Армяне гордятся своими соотечественниками, а те, в свою очередь, не скрывают свое происхождение.

Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян) – французский шансонье, актер, общественный деятель, поэт, композитор. Его родители бежали во Францию в 1922, испугавшись повторения геноцида армян 1915 года. Шарль родился во Франции и с самого детства знал, чем будет заниматься всю жизнь. Его знают во всех уголках планеты. В 2014 году, в возрасте 90 лет, дал концерт в Крокус Сити Холле. Все билеты были проданы, вне зависимости от их стоимости. Азнавуром была написана песня «Они пали» в память о жертвах геноцида. В видеоклипе, снятом на эту песню, приняли участие армянские актеры, певцы и знаменитости Армении и армянского происхождения.

Армен Джигарханян . Актер театра и кино, продюсер, режиссер. Армен Борисович родился 3 октября 1935 года в Ереване . С малых лет, Джигаханян сопровождал свою маму на кинопремьерах, театральных постановках и выставках. Елена Васильевна, мама Армена Борисовича, прививала ему любовь к культуре и искусству. Позже, Джигарханян признается, что если бы не мама и ее ярая любовь к кино, то возможно все бы знали Джигарханяна-экономиста, но никогда не узнали бы о Джигарханяне, как об отличном актере, способном перевоплотиться и сыграть разнохарактерные и разноплановые роли. Известен по фильмам «Здравствуйте, я ваша тетя». «Собака на сене», «Место встречи изменить нельзя».

Тигран Кеосаян. Режиссер, сценарист, продюсер. Сын знаменитого режиссера «Неуловимых мстителей» Эдмонда Кеосаяна, Тигран, достойно продолжил дело отца, став режиссером и сценаристом. Стоял у истоков создания видеоклипов на песни популярных российских исполнителей. Российским телезрителям Кеосаян подарил свою режиссерскую работу «Бедная Саша», где главную роль сыграл А. Збруев. Женат на актрисе Алене Хмельницкой.

Дживан Гаспарян. Армянский музыкант, прославивший на весь мир национальный армянский инструмент-дудук. Является композитором к знаменитым фильмам «Гладиатор», «Страсти Христовы», «Код да Винчи». Несмотря на свой возраст (родился в 1928 году) до сих пор дает концерты и обучает искусству игры на дудуке.

Вартерес Самургашев. Чемпион Летних Олимпийских игр 2000 года по греко – римской борьбе. Чемпион Европы, мира,России. Заслуженный мастер спорта. Наиболее известен жителям Ростова-на-Дону, так как проживает именно там.

Шаварш Карапетян. Знаменитый пловец, чемпион Европы и СССР. После героического поступка на некоторое время покинул спорт из-за проблем со здоровьем.

Подвиг, о котором сейчас мало кто знает. В 1976 году, совершая каждодневную пробежку на берегу озера в Ереване, Шаварш увидел, как троллейбус с людьми с дороги возле озера падает в воду. Шаварш принимает решение спасти как можно больше людей и в считанные секунды придумывает план: он ныряет и достает людей, а его брат и тренер, которые были с ним на пробежке, оказывают помощь дальше. Стоит отметить, что трагедия произошла в середине сентября, вода была холодной, а видимости под водой и вовсе не было. В таких условиях Шаварш спас больше 20 человек. Анализирующие всю эту ситуацию были потрясены: Шаварш спас людей при совершенно нулевом шансе. Но он это сделал. Ценой собственного здоровья. После своего поступка, Карапетян слег с тяжелейшей пневмонией и вернулся домой спустя полтора месяца.

Сюзанна Кентикян. Женщина-боксер. Чемпионка мира в легком весе среди женщин. Из 25 проведенных боев, 25 оказались выигрышными, 16 из них-нокаутом. Имеет рост 1,50 м и вес 50 кг.

Амаяк Акопян. Артист цирка, актер. Для многих прославился тем, что был ведущим программы «Спокойной ночи, малыши». Дети 90-х годов помнят его в разноцветных нарядах фокусника, его фокусы и неповторимые заклинания.

Вячеслав Добрынин (Вячеслав Петросян). Знаменитый певец и композитор. Лауреат множества песенных конкурсов и премий.

Михаил Галустян (Ншан Галустян). КВНщик, актер, продюсер. В настоящее время мало кто не знает Михаила.

Ирина Аллегрова. Популярная певица, исполнительница таких хитов, как «Младший лейтенант», «Императрица».

Евгений Петросян. Артист разговорного жанра, юморист.

Стоит отметить, что большое количество армян в советское время старались поменять свои фамилии и всячески старались «откреститься» от своего происхождения. После того, как страсти вокруг армян утихли, многие всеми силами пытались вернуть себе древнейшие фамилии, но было все тщетно.

Армянские общины или единство народа вне зависимости от местонахождения.

Как говорилось выше, всем известно, что армяне, где бы они не находились, всегда будут рады помочь своему соотечественнику. Благодаря этой черте, в каждом уголке мира, существуют армянские общины, которые образуют армянскую диаспору. Численность армянской диаспоры насчитывает более 8 миллионов человек. Следует отметить, что только 40 % армян живут на территории Армении, остальные же раскиданы по всему миру.

Исторически сложилось, что армяне часто подвергались гонениям, а потому большое количество армян было вынуждено оседать там, где это было безопасно. Диаспора заметно увеличилась после геноцида армян в 1915 году. Те, кто смог пережить эти страшные, кровавые события, осели по всему миру. Страх за себя, за семью, за своих детей и своих близких подтолкнул огромное количество армян покинуть родные края в поисках безопасности и спокойной жизни.


Армянские общины обеспокоены тем, что приехав в чужие края, армяне потеряют потребность в сохранении культуры, традиций, перестанут быть носителями языка, а потому всячески способствуют тому, чтобы армянин лишь менял место жительства, но не свои привычки и свою самобытность.

Приехав в любой уголок мира, армянин может быть уверен в том, что он сможет найти своего соотечественника или общину. Община выполняет функцию покровителя и помощника, когда приезжий плохо сориентирован в том, какая жизнь его ждет в дальнейшем на чужой земле. Разумеется, никто не помогает приехавшему материально, в основном это моральная помощь и организация досуга, празднование всеми членами общины национальных армянских праздников. Многие армяне отмечают, что благодаря единению духа в общинах, на чужбине они не утратили веру в себя и свое будущее, каким бы трудным оно не было.

Также всем известно, что армяне стараются перевести свою семью туда, где они обустроились. Многие смеются над этой чертой, смеются до тех пор, пока не столкнутся с равнодушием собственной семьи в чрезвычайных ситуациях.

Исторические события, изменившие жизни многих армян.

К главным и, к сожалению, к трагическим событиям, которые навсегда и безвозвратно изменили жизни и судьбы тысяч, а может и миллионов армян, можно отнести:

  • Геноцид армян. В ушедшем, 2015 году, армяне по всему миру отмечали 100-летнюю годовщину страшного события не только в истории армянского народа, но и в мировой истории. Исследования показали, что больше 42 % населения всего мира не знают основных причин и последствий геноцида армян. Просто слышали, что «что-то случилось и армян стали убивать». Это ужасное упущение и пробел в знаниях людей. К самой основной причине произошедшего можно отнести отказ армян принимать веру турок - мусульманство. Образно говоря, армяне, принявшие в 301 году христианство и никого не принуждающие к своей вере, оказались на пути турок, которые стали сдавать свои позиции сильнейшей Османской империи. Османы для того, чтобы доказать себе и всем странам свою силу начали притеснять армян. Конечно же, все было намного глубже и конфликтнее, но факт остается фактом: турки захотели потешить свое самолюбие и развязали войну с людьми, которые им не понравились. Армян вырезали семьями, сжигали заживо в их домах, топили в реках. Свою многотысячную казнь, турки начали с убийств священников, политических деятелей и всех тех, через кого простой народ мог обратиться за помощью к миру, к России, к странам Европы. С тех пор армяне, на каком-то генном уровне, относятся враждебно к туркам, которые до сих пор не признали свою вину в данном кровопролитии. Долгом каждого армянина, стала миссия: донести до мира насколько ужасно было действие османов. Именно поэтому в 30 странах мира геноцид армян был признан. В 30 странах, в числе которых Турции так и не оказалось. В одном из интервью, Николя Саркази поблагодарил армянский народ за упорство, за то, что армяне добиваются правды: «…возможно благодаря такой сплоченности, армяне предотвратили геноциды других народов». Многие социологи отметили, что в войне 2008 года в Цхинвале, Михаил Саакашвили пытался предпринять похожую тактику против осетин.

  • Землетрясение в Спитаке . Грязный, в оборванной рубашке и ищущий свою семью среди камней и обломков, житель армянского города Спитак, сказал одному из журналистов: «Я не знаю, чем мы так разгневали Бога, что на нашу долю выпало очередное испытание». И это было истиной. Криком души и просьбой о помощи. 7 декабря 1988 года в армянском Спитаке произошло самое страшное землетрясение за всю историю Армении. В 11.41 по местному времени произошел сильнейший (почти 12 баллов по шкале Рихтера, что является максимальным значением) подземный толчок, который почувствовали даже жители Еревана, находящегося в ста километрах от Спитака. В этой трагедии погибло около 25 тысяч человек, и тысячи искалеченных, под обломками города. Армяне всего мира содрогнулись. У кого-то в Спитаке были родственники, у кого-то друзья. Аэропорты были переполнены – все пытались улететь в город, которого больше не было. Самым страшным было то, что в 1988 году была самая холодная зима и те, кто выжил после толчков, могли бы просто умереть от холода. Главный политик того времени, глава СССР Михаил Горбачев, узнав о землетрясении, незамедлительно прервал свою деловую поездку в Америку и тут же отправился в Армению. Страны, узнавшие о трагедии, высылали фуры, самолеты и поезда с гуманитарной помощью, лучших медиков и спасателей, но не учитывали главного – наряду с жилыми домами, садиками и школами, были разрушены и больницы. Ситуация выходила из-под контроля и вызывала ужас даже у самых непоколебимых. Самых «тяжелых» больных отправляли самолетами и вертолетами в ближайшие больницы, на месте трагедии круглосуточно работали спасатели, медики и просто мирные жители, которые не теряли надежду найти среди руин своих близких. Позже город был восстановлен и в настоящее время в Спитаке проживает около 40 тысяч человек.

  • Нагорный Карабах . Последним громким конфликтом, в котором была задействована Армения, стал Карабахский конфликт. Анклав, территориально находившийся между Арменией и Азербайджаном, носил название Нагорный Карабах . В Нагорном Карабахе проживали армяне, которые хотели стать либо частью Армении, либо же получить независимость. Армения и Азербайджан стали вести политические переговоры, в ходе которых так и не смогли мирно договориться, кому же должен принадлежать Карабах. Пик конфликта пришелся на ноябрь-декабрь 1988 года, и пыл воюющих на время остудило Спитакское землетрясение. Мирные жители враждовали друг с другом, каждый пытался присвоить себе «чужой» Карабах. Споры о Карабахе возобновились после перестройки и благодаря верным стратегическим действиям Сержа Саргсяна , который в то время еще не был президентом Армении, привели Армению к восстановлению справедливости и возвращению исторических земель.
Как бы ни складывалась жизнь армянского народа, куда бы ни забросила их жизнь, армяне всегда улыбчивы, позитивны и добры к окружающим. Сатирик Евгений Петросян как-то сказал: «Армянский народ переживает все благодаря своей сплоченности, своему позитиву. Вы видели когда-нибудь хмурого армянина? Я не видел».

C окончательным разрушением в 719 г. до н.э. Израильского царства и с уводом в плен значительной части его жителей в Ассирию и отчасти в Мидию, отдельные кланы, составлявшие это царство, как бы совершенно исчезают с исторической арены.

Библейские летописцы, которые сообщают множество рассказов про колено Иегудово, а также сопровождавшее его в Вавилонию колено Веньяминово, совершенно умалчивают о дальнейшей судьбе остальных Десяти колен Израилевых. Последнее сообщение о них летописца гласит: "И переселен был Израиль из своей земли в Ассирию до сего дня" (II кн. Цар., 17, 23). Это было написано в правление вавилонского царя Эвиль-Меродаха (ок. 560 г.); итак, в течение 160 лет после своего изгнания Израиль ещё существовал; а затем всякие сведения о нем исчезают, как будто Десять колен Израиля исчезли с лица земли.

Это можно объяснить только одним – потомки Десяти Колен стали язычниками и поэтому перестали упоминаться в еврейских хрониках, дабы их примеру не последовали остальные евреи.

Но куда же всё-таки делись 10 колен Израиля?

А это установить не так сложно как кажется.

Ассирийская держава не была огромной империей.

Евреев увели в горы – туда «где на них спустилось облако и покрыло их» – «позади тёмных гор» (Иер. Санг., X, 29с; ср. Bemidb. rab., XVI, 15).

Также известно, что в местах их поселения существует река Самбатион. Эта река отождествляется с протекающей на границе между Ассирией и Мидией рекой Zabatus.

Эльдад Га-Дани, известный еврей-путешественник, говорит о колене Иссахаровом, «кочующем на горах, на берегу моря, в конце мидо-персидской земли». Посетил он также колена Реубеново и Зебулоново на горе «Париап».

Из этого можно сделать вывод, что евреев пересилили на север или восток Ассирийской державы, в гористой местности.

Такой местностью в пределах Ассирии может быть либо Мидия, либо Урарту.

Поселились они именно в Урарту, в прародине Армении.

Это ясно потому, что эти пленные евреи вовсе не забыли о своём еврейском происхождении.

Помнили о своём происхождении и потомки увидённых в плен вместе в евреями финикийцы – хананеи.

И те и другие упомянуты средневековыми армянскими историками.

Начнём с того, что легендарным предком своим армяне считают Хайка, вавилонского вельможу, восставшего против вавилонского царя Бела. Хайк отправился со своим сыном Араменаиком и ещё с 300 мужами на север. Характерно и еврейское имя сына Арменаика – Кадмос («Восток»). Мовсес Хоренаци в своей истории доводит до нас сведения древних о том, что с предками Хайка-Айка соседствовали потомки 2-х сыновей Сима. Эти Симовцы присоединились к Айку и участвовали в битве против Бела.

Ассирийцы – ветвь вавилонян (халдеев), – предков евреев. Мовсес Хоренаци говорит о поселении в Армении и ассирийцев – Адрамелека и Санасара, сыновей царя Ассирии Сенекерима: «Одного из них наш храбрый предок Скайорди поселил на юго-западе нашей страны, близ границ той же Ассирии; это был Санасар. Его потомство разрослось и умножилось и заполнило гору, называемую Симом. Впоследствии выдающиеся и главные из них, выказав верность на службе наших царей, удостоились получения сана бдеашхства этих краев. Ардамозан же поселился к юго-востоку от той стороны; летописец рассказывает, что от него произошли роды Арцруни и Гнуни. Такова причина упоминания нами Сенекерима». Сыновья Санхерива после убийства своего отца бежали в страну Арарат (II Ц. 19:37 и Ис. 37:38).

Из этого понятно, что предками армян были некие семиты ушедшие из Вавилонии в Урарту. Таким образом, армяне не прямые потомки урартинцев, а потомки смешавшихся с жителями Урарту семитами.

Кем могли быть эти семиты?

Трудно поверить, что «вавилоняне» отделились от «вавилонян» же, и от самих себя бежали на север.

Очевидно, что предки армян были хотя и из числа жителей Вавилона, но не вавилонянами, а пленными евреями и финикийцами.

Грузинский автор Леонтии Мровели в «Жизни картлийских царей» также говорит о происхождении армян из Вавилона: «По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, разлучились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришёл Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами – Араратом (Арарад Кордукской области – южная Армения) и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавёлся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он 600 лет. И не вмещал их земли Арата и Масиса».

В Талмуде (Кидуш., 72а) Самуил включает местность Мешех в мидийские города, куда ассирийский царь Салманассар переселил израильских пленников (II Цар., 18, 11).

Мешех – Muski в Малой Армении, к северу от Мелитены. Из текста Псал., 120, 5 ("Горе мне, ибо я жил у Мешеха, имел стоянки в шатрах Кедара"), ясно, что там жили пленные евреи.

Ара – название той местности, куда были отведены Пулом и Тиглат-Пилессером, ассирийскими царями, колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина (I кн. Хрон., 5, 26: "Халах, Хабор и Ару и реку Гозанскую") – очень схоже с названием Арарат.

В Устной Торе (Эйха Раба, 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (Навуходоносор) сразу после разрушения I Храма, V в. до н.э.) пригнал часть евреев в Армению.

Таким образом, и еврейская традиция увязывает пленных евреев в Армении!

Так Мвсес Хоренацы говорит, что от пленных финикийцев, поселившихся в Армении, идёт известный род Гнтуни, «обычаи мужей этого рода выдают в них хананеев». Он также пишет, что царь Валаршак назначает «одевающим себя Дзереса, потомка хананейцев, и род его, не ведаю по какой причине, наименовывает Гнтуни». По другим известиям, Гнуни были еврейского происхождения, что ещё раз доказывает, что финикийцы и евреи – один народ (см. Мои статьи «Финикийцы – это евреи», «Евреи в Карфагене» и «Гиксосы были евреями»).

Так, Мхитар Айриванкский, говоря о временах Моисея и Иисуса Навина, сообщает, что «Ханидес Ханаанитянин прибыл в Армению».

Тот же Мовсес Хоренаци (как и другие армянские авторы) пишет, что сам род царей Армении происходит от одного пленного еврея – Шмбата Багратуни.

Невозможно себе даже в наше время представить, чтобы президентом Армении стал еврей.

Но характерно, что, говоря об этом, армянские авторы Средних Веков не выражают ни какого беспокойства или возмущения по этому поводу.

Очевидно, еврейского происхождения был весь народ, а потому и не было ни чего необычного в еврейском происхождении царя.

Царями в Великой Армении были представители династии Ирода Тигран IV (примерно 6 г. н.э.), Тигран V (60–61), и Аристобул (55–60) в Малой Армении.

По летописным преданиям, феодальные роды Аматуни и Мамиконян также были еврейского происхождения.

Мовсес Хоренаци пишет, что Вагаршапат – столица Армении, сложилась из еврейской колонии основанной здесь при Тигране VI (150–188).

Он же сообщает о 2 пленениях евреев при Тигране Среднем: более раннее, совершенное им самим (кн. II, гл. 16), когда переселенцы были помещены в Армавире и Валаршапате, и более позднее, совершенное при нём Барзапраном Рштуни (кн. II, гл. 19), разместившим пленных в Городе Шамирам (то есть в Ване).

По словам Мар-Аббас-Катины, автора истории Армении, отрывки которой приводятся у того же Мовсеса Хоренаци, армянский царь Харачеай (Гайк II), современник Навуходоносора, выпросил у последнего одного из знатных еврейских пленников по имени Шамбат (Смбат) и взял его в Армению.

От Шамбата ведёт своё происхождение царский армянский род Багратуни. Ок. пол. III в. до н.э. могущественный и мудрый еврей Шамбу Багарат был осыпан почестями армянским царём Вагаршаком I "за прежнюю самоотверженную помощь, оказанную царю, за верность и мужество". Он дал его роду право быть наследственным тагадир"ом, т.е. возлагать короны на Аршакидов, и назначил его начальником над десятками тысяч воинов в западных пределах Армении. Свое высокое влияние Шамбу Багарат сохранил и после того, как он отклонил предложение Вагаршака оставить Иудаизм. Но это высокое положение рода Багратуни продолжалось недолго. Аршак (128–115 до н.э.) потребовал от сыновей Багарата поклонения идолам. Двое из них мужественно приняли смерть за веру отцов, другие же сыновья согласились нарушить субботний отдых. Положение рода ещё более ухудшилось при Тигране Великом (95 г. до н.э.). Согласно Моисею Хоренскому, Тигран приказал всем нахарарам приносить в храмах жертвы, но члены рода Багратуни отказались от этого и потому были лишены начальства над войсками, причём одному из них, по имени Асуд, отрезали язык. Тем не менее, за ними было сохранено достоинство аспетов (начальников конницы), но и оно впоследствии было отнято. Непрерывные жестокие гонения привели к тому, что этот род оставил Иудаизм.

Другой могущественный род еврейского происхождения был, по словам Моисея Хоренского, Аматуни, переселися из восточных стран в царствование Арташеса (85–127) –было одно из самых могущественных армянских племён, жившее по склонам Араратских гор. До настоящего времени сохранились развалины их деревень и замков. Аматуни властвовали над другим населением, жившим от Еревана до Гумри. Моисей Хоренский передаёт, что это племя было еврейского происхождения, что оно явилось из восточных арийских стран, то есть из Персии, и что предком его был некий Мануе, по имени которого персы называют их до сих пор мануенами. Моисей прибавляет, что Арсак, первый царь парфянский, привёл их в Армению и что в его царствование они составили могущественное племя в странах Ахмадана. Армянский царь Арташес – мифический современник Домициана, Траяна и Адриана – одарил их поместьями. По словам того же историка, аматуни означает advenae – "пришельцы" или "прозелиты"; это, быть может, соответствует персидскому слову amat. Они упоминаются в V в. Лазарем из Фарпа и Агафангелом. Они доставляли Армении полководцев, советников и духовных лиц до начала Крестовых Походов.

В рассказе Моисея Хоренского нет ничего невероятного, потому что все города Армении и Кавказа были, по словам летописцев V в., населены евреями.

В Талмуде также упоминается раввин Я‘аков Армянин (ТИ., Гит. 6:7, 48 а). Кроме того, упомянута и иешива (школа изучения Торы) в Низбисе.

Во II в. еврейские пленники привозились из Армении в Антиохию и там выкупались местными евреями (Иеб., 45а).

В 360 по сообщению Фауста Византийского, персы во время нашествия персидского царя Сапора (Шабура) увели из армянских городв Арташата, Круандашата, Зерагавана, Заришата и Вана 75 000 еврейских семейств, потомков тех евреев, которых привёл пленниками из «Палестины» царь Тигран Аршакуна вместе с первосвященником Гирканом. Евреи составляли большинство среди изгнанников из трех городов: Ервандашата, Вана и Нахичевани.

Это очень странно.

Казалось бы, зачем персам отделять евреев от армян и переселять их в Исфахан?

Это говорит о том, что между армянами и евреями не было тогда вражды, наоборот они были союзниками, и представляли потенциальную угрозу для Персии.

Так, Вениамин Тудельский (XII в.) говорит, что юрисдикция эксиларха (главы евреев) распространялась, между прочим, и на евреев "всей Армении и страны Кота, близ горы Арарат, в стране Алании".

К тому же времени относится свидетельство Авраама ибн-Дауда, что еврейские поселения простираются до Кавказа.

Петахья Регенсбургский (XII в.) сообщает, что "в земле Араратской большие города, но евреев в них очень мало. Прежде, в старину, их там было много; но они истребляли друг друга, а потом рассеялись и разошлись по городам Вавилонии, Мидии, Персии и земли Куш". Он уверяет также, что во время пребывания в Багдаде видел «своими глазами» посланцев царей «земли Мешех» и эти посланцы рассказали, что «стали евреями цари Мешеха и вся земля их» и о том, что среди жителей Мешеха находятся учители, обучающие «их и детей их Торе и Талмуду Иерусалимскому».

В 1996 были открыты несколько еврейских надгробий в районе Ехегиза (Сюникской области Армении).

В 1910 Н.Я. Марру прислали фотоснимок еврейского надгробия, найденного из деревни Алагяз (Шаруро-Даралагезский уезд Эриванской губернии), т.е. в исторически известном местечке Ехегисе области Вайоц-Дзора.

В отдельные периоды Средневековья на территории Восточной Армении жило некоторое число евреев, о чём свидетельствует обнаруженное археологами еврейское кладбище в Егегнадзоре.

Царство легендарного восточно-христианского императора Иоанна Престера, который то ли управлял еврейской землей, то ли соседствовал с ней, иногда помещают рядом с Арменией. Эфиопский труд по истории Kebra Negast, датируемый XIV в., утверждает, что Эфиопия будет помогать “Риму” (Византии) в ликвидации мятежной Еврейской страны в Армении. Географический сборник XIV в. «Путешествие сэра Джона Мандевилла», утверждает, что прикаспийские евреи были подданными царицы Грузии Тамары .

Армения занимает видное место в средневековых и более поздних преданиях о существовании легендарных поселений «свободных евреев». В 1646 Дон-Хуан Менелес предложил Турции в подданство «Армению, населённую евреями».

Еврей чиновник на службе кордовского эмира Хисдай ибн-Шапрут хотел послать своё знаменитое письмо Иосефу, царю хазар, через Армению, из чего ясно.

ЗОКИ (самоназв. зок) – историко-этнографическая (субэтническая) группа армян еврейского происхождения, традиционно проживавших до начала 90-х гг. XX в. на территории Араксской области в уезде Гохтн (Голтн). Устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой. Зоки идентифицируют себя с армянским этносом, но среди остального армянского населения принято считать их «армянскими евреями». Историческую связь древнееврейского и древнеармянского народов подтверждают свидетельства об Армении в Ветхом Завете, которая упоминается под названием, не встречающемся более ни в каком другом историческом источнике Передней Азии, а именно: «Тогарма» или «дом Тогармы» (Быт., 10, 3; Иезек., 27, 14, 38, 6). Потомки еврейских пленников, уведенных из Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором II, в большом числе проживали в прилегающих к Армении царствах Парфянском и Персидском. Армянский историк Фавстос Бузанд (V в.) утверждал, что армянский царь Тигран II (95–55 гг. до н.э.) в результате военного похода в 69 г. до н.э поселил множество иудейских пленников из Палестины в городах Великой Армении. Он же сообщает, что персы в IV в., при царе Шапуре II, «разрушили эти города, пленили их жителей, с ними вместе всю Армянскую страну и гавары. Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств евреев и увели вместе с другими пленными». Именно этот регион Нахчевана (с X в. Нахичеван) совпадает с местом проживания зоков до 1989–1990. Фавстос Бузанд перечисляет и другие армянские города, откуда персидский шах вывел армян и евреев. Так, он замечает, что персы в период с 360 по 370 увели из города Арташата – 40 тыс. армянских и 9 тыс. еврейских семейств, из Ервандашат – 20 тыс. армянских и 30 тыс. еврейских семейств, из Зарехвана – 5 тыс. армянских и 8 тыс. еврейских семейств, Заришата – 10 тыс. армянских и 14 тыс. еврейских семейств, из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских семейств. Я.А. Манандян писал, что «не подлежит сомнению, что евреи и сирийцы... составляли в Армении значительную часть городского населения». Исторические свидетельства о населении Нахичевана имеются в труде армянского историка XVII в. Аракела Даврижеци «Книга историй». Он сообщает, что в самом начале XVII в., во время правления иранского шаха Аббаса I, множество семей армян были выселены из городов Армении, в т.ч. из крупного города Джуги и переселены на другой берег р. Аракс, в глубь Ирана, где в окрестностях Исфахана (тогда – столицы Ирана) они основали город Нор-Джуга (Новая Джуга). В период правления иранского шаха Аббаса II в 1659 был издан указ, в котором «армянам, а с ними вместе и племени гебров (от библ. традиц. – иври, в англ., фр. яз. – hebrew(u), в рус. яз. – евреи) предписывалось уйти оттуда и переселиться туда, где устроились ереванцы, даштинцы и джугинцы» т.е. рядом с Нор-Джуга.

Талмуд (Иебам., 45а) сообщает, что пленные евреи были переведены в Тивериаду из "Армона", то есть Армении.

Царь Тигран I (II в. до н.э.) пригласил дополнительное число евреев, отведя для их расселения горные районы царства.

В Армении, в селе Ехегис, были обнаружены надгробные камни XI–ХIII вв. с надписями на иврите и хозяйственные постройки, предметы.

По свидетельству летописей о завоевании Армении персами, в IV веке н.э. во многих армянских городах евреи составляли 30–70% от всего их населения!

Армяне приняли монофизитство – направление, которое противостояло гегемонии Византийской церкви, заявляя о своей связи с Израилем. Монофизитство очень близко Иудаизму. Само крещение Армении связано с царём Трдатом Великим, который в 286 с помощью римлян взошёл на наследственный престол. Новой религией он провозглашал независимость Армении от Персии в союзе с римлянами.

Предполагают также, что литургия Армянской Церкви имеет связь с музыкой Иерусалимского Храма. Армянское слово "шаракан" (песенник, пенсопения) легко свести к ивритскому слову "шир" ("шар"), что несет в себе идею из смыслового ряда "издавать соразмерные звуки, петь, прославлять". Труды А.Ц. Идельсона, Э. Вернера, Х. Авенари и др. выявили бесспорное родство григорианских песнопений с кантилляциями вавилонских и йеменских евреев. Эта преемственность отмечалась и в XIX в.: так, В. Стасов утверждал, что «все григорианские, амвросианские и прочие христианские мелодии... стоят на еврейских фундаментах».

Еврейский пророк Иеремия в словах, призывающих на «войну против Вавилона: Созовите царство Айраратское и воинство Асканазское!», может быть подтверждает эту Мою теорию: во-первых, Иеремия вообще знает о существовании Армении (Арарата), важность чего понял ещё Мовсес Хоренаци, во-вторых, надо задаться вопросом, а можно ли как-то объяснить его призыв к армянам (аскеназам), если не а) те знают еврейский язык, слушают его проповеди; в) им глубоко не безразличны судьбы евреев.

Согласно Мовсесу Хоренаци, в Армении поселил евреев царь Тигран II Великий, (правивший в 95–55 гг. до н.э.), точнее, он дважды переселял евреев в Армению. Он направляется в «Палестину», по пути пленяет иудеев, и приступает к осаде Птолемиады. Птолемаида располагалась южнее Тира, на берегу Средиземного моря. Тигран пленил евреев ещё до того, как приблизился к ней, т.е. он захватывал иудеев Сирии. Армянский царь поселяет пленных иудеев в Армавире и в селении Вардгеса, что на р. Касах. Ещё ниже, вкратце рассказав об этом поселке, Мовсес повторяет, что Тигран поселил в нём половину иудеев первого пленения, и стал этот посёлок городским поселением с торжищем.

Второе пленение, согласно Мовсесу Хоренаци, произошло из-за того, что армяне вмешались в междоусобные распри двух претендентов на иудейский престол – Антигона и Гиркана. Армянские войска при помощи сторонников Антигона вступили в Иерусалим и, никому не нанося ущерба, захватили лишь имущество Гиркана. Совершая набеги на окрестные области, они грабили сторонников Гиркана. Взяли в плен жителей города Марисы, поставили царём Антигона, а Гиркана в путах вместе с пленниками повели к Тиграну. Тигран же приказал поселить пленных иудеев в городе Шамирам (Шамирам – армянское имя царицы Семирамиды), то есть в Ване. Поскольку известно, что Гиркан лишился престола в 40 г. до н.э., Мовсес ошибся: 2-я часть иудеев была переселена в Армению не Тиграном, а его сыном Артаваздом II, который царствовал в 55–34 гг.

Из этих рассказов Мовсеса Хоренаци можно сделать несколько интересных выводов: армяне считали Иудею зоной своих интересов, а также проводили политику переселения евреев в свои города.

Рассказывая о нашествии персов на Армению, Мовсес Хоренаци пишет о приказе персидского шаха «увести в плен иудеев, тех, которые были приведены (в Армению) в дни Тиграна и жили в Ване, оставаясь при своей вере. Увели в плен также тех ИУДЕЕВ, живших в Арташате и Валаршапате, КОТОРЫЕ В ДНИ СВЯТОГО ГРИГОРА И ТРДАТА УВЕРОВАЛИ В ХРИСТА».

Отсюда видно, что евреи Армении приняли христианство.

В дореволюционной «Еврейской энциклопедии» написано: «Некоторые учёные ар-мяне утверждают, что именно их народ происходит от 10 Колен израилевых, причём указывают на некоторые обычаи, соблюдаемые армянами при резке скота и относительно видов животных, употребляемых ими в пищу». В статье о Турции там же сказано: «На востоке Турции, в вилайетах Ван и Мосул, живут евреи, которые считают себя прямыми потомками пленников в Ассирии и уведённых из Палестины армянским царём Тиграном III. От туземцев последние ничем не отличаются, кроме длинных локонов над висками. Из 5000 евреев Ванского вилайета только 360 человек остались верны еврейству, остальные приняли веру армян».

Одному из исследователей еврейско-армянского вопроса, Гагику Саркисяну, академик Иосиф Орбели поведал, что ещё в нач. ХХ в. крестьяне из сёл, окружавших Ван, видели в жителях города евреев, переселенных в Армению Тиграном Великим. Бытует мнение, что ВАНЦЫ – потомки евреев. Вообще самое название – Ван напоминает еврейское имя Баана (Ваана, Ваан).

В Армении и в Турции существует религиозно-племенная группа – ПАКАРАДОНЦЫ. Они христиане, но не вступают в браки с другими армянами, не едят свинину, соблюдают Шаббат. Существует предание, что они – потомки вавилонских евреев переселившиеся на Кавказ во времена II Храма.

Бывший президент Израиля Ицхак Бен-Цви описывал странный случай, который произошёл с его приятелем Хаимом Гринбергом. После революции Гринберг жил в Киеве и учился в университете. Однажды армянский профессор Егиазаров позвал его к себе в гости и ошеломил следующим заявлением: “Вы, конечно, изучали иврит. Так вот, если отбросить окончание, моя фамилия звучит так: Ехиэзер! В нашей семье есть предание, что мы – потомки евреев. Поэтому существует традиция давать детям еврейские имена и с теплотой относиться к этому народу...”

Арменианская теория происхождения семитов разрабатывалась ещё Эрнестом Ренаном (Histoire g;n;rale des langues s;mitiques, livre V, ch. 2, § 6) и A.Я. Гаркави ("Исследование о первоначальном обиталище семитов, индоевропейцев и хамитов"). Так, Э. Ренан выделяет 3 антропотипа евреев, но большинство ашкеназов относятся к арменоидному типу и его метисам. Выделяют ашкеназскую разновидность арменоидного типа.

Антиох Великий переселил множество евреев в Апамею, не сирийскую, а расположенную во «Фригийской области» ("Древности", XII, 3, § 4). Согласно "Еврейским Сивиллиным книгам" (I, 261), гора Арарат, на которой остановился Ноев ковчег, находилась во Фригии, – следовательно сирийский царь переселял евреев в Армению.

По преданию именно в Армении живёт Вечный Жид (Агасфер) – еврей, свидетель мученичества Иисуса Христа.

У древнего армянского историка Егише узнаём, что до христианства армяне праздновали Субботу, причём в оригинале на грабаре (древнеармянском) словосочетание «встреча субботы» отражено словом «шабатhамут», т.е. начало шаббата (субботы) в вечер пятницы.

Мовсес Хоренаци тоже пишет, что «армянским» царям (на самом деле Арсакиды – иранцы) стоило больших усилий склонить уведённых в плен евреев к идолопоклонству, и что многие из евреев «поплатились жизнью за богопочитание».

О том же свидетельствует и Ованес Драсханакертци (40-е гг. IX в. – 925): «Во время его [Аршака царствования, II в.] кое-кто из евреев, живших в земле булкаров, что в ущельях Кавказа, отделились и пришли, поселились у подножья Кола [Кол – гора в первом, одноименном гаваре Тайка/Геле, который занимает территорию у истоков Куры]. Двое из них, подвергшиеся мучениям за то, что не поклонялись богам, были загублены мечом за веру отцов по примеру св. Елеазара и сыновей Шамовоны».

Известно, что евреев Армении насильственно крестил и византийский император армянского происхождения Маврикий (582–602).

В ряде источников Армения именуется Амалек, евреи называли армян амалекитами. Такой же термин для их обозначения использовали в Византии. Иосиф Флавий писал, что Амалек был завоеван коленом Вениаминовым в царствование Саула и что потомки этого племени положили начало Иудаизму в Армении.

Тот же Иосиф Флавий пишет, что евреи Иудеи были взяты в плен армянским царём Артаваздом II (55–34 гг. до н.э.) и отправлены в район Вана. Но ещё его отцом Тиграном II (95–56 гг. до н.э.) множество ремесленников-евреев были переселены из эллинистических городов Малой Азии.

Прямо связывал армян с евреями Мовсес Каланкатуйский (Каганкатваци) – «И ещё, в чтениях, о дне Давида и Иакова говорится, что в некоторых других городах Рождество Христово празднуют 25 декабря. В тех городах это объясняют тем, что они обратились в христианство из язычников, а не из обрезанных [евреев]. В дни язычества у них было обыкновение восход солнца праздновать в тот день, и потому они не захотели отказываться от этого праздника. Поэтому и апостолы были вынуждены согласиться с ними и назначить им Рождество Христово в этот день. А ТЕ, КТО ОБРАТИЛСЯ В ХРИСТИАНСТВО ИЗ ЧИСЛА ОБРЕЗАННЫХ, [Рождество] повсюду празднуют 6 января, что и было передано нашим предкам, ТАК МЫ И ОТМЕЧАЕМ ПО СЕЙ ДЕНЬ, ибо, как говорит [Исайя], «от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Исайя, 2, 3)».

То есть, Мовсес Каланкатуйский прямо писал, что предки армян были обрезанными – евреями, что подтверждает слова Егише, о празднуемом когда-то предками армян Шаббате.

К тому же выводу, что и Я – то есть, что армяне – потомки евреев смешавшихся с урартинцами, – пришли многие историки, например турецкий историк еврей Авраам Галанти (1873–1961). Так он находил следы пребывания еврейского населения в Малой Азии в районе от Каппадокии до Киликии: Эгине (ныне Кемалие), Даренде, Див-рике и Арапкире. Название древнего города Эгин (Агин) по-армянски «взгляд» либо «источник». Оно сходно со словом ayin в транскрипции с древнееврейского. Далее Галанти пришёл к выводу, что ещё в начале XX в. в Эгине существовала иудео-армянская религиозная община, именовавшая себя Пакрадунис, отличавшаяся от других армянских общин нормами внутренней жизни и некоторыми традициями. Долихоцефальный череп и другие особенности внешнего вида приближали их к еврейскому типу. Соблюдение семидневного траура – распространенная еврейская традиция. Близки еврейским и другие обычаи. Жители названных городов не едят свинину, соблюдают некоторые законы Субботы, употребляют вино, произведённое только членами общины. У них преобладают внутриобщинные браки. Галанти считал, что распространенные у армян фамилии типа Исраэлян подтверждает его версию.

Многие отмечают удивительную схожесть армян и евреев – их деловые качества, таланты в медицине, астрономии, чувстве юмора и т.д. Недаром существуют поговорки вроде "Из двух котлов жидов черти выварили одного армянина", "где армянин прошёл, еврею делать не чего" и т.д.

Даже существует выражение: «армяне – это евреи Востока».

Из-за одинаковой талантливости к определённым видам деятельности, армяне и евреи часто были конкурентами, отсюда пошла враждебность между двумя этими народами.

Впрочем враждебность армяне и евреи вызывают и у окружающих народов. Армянофобия имеет много общего с антисемитизмом. Армянофоб В.Величко, например, писал: «Кто такие армяне? Основное их происхождение мало выяснено. История свидетельствует о слиянии с ними сперва во время вавилонского пленения, а затем после разрушения Иерусалима огромной массы евреев. С антропологической точки зрения они, в большинстве, крайние брахиценалы, т. е. короткоголовые и наиболее сходны в этом отношении, как видно из исследований Шантра, Эркерта, Потнюхова и др., с горскими евреями и сирохалдеями (айсорами). Английский учёный Бертин считает их людьми одного типа с евреями допалестинского периода».

Вообще история евреев рассеяния и еврейских государств очень похожа на историю армян, Армении и армянской диаспоры.

Также само название армян может указывать на происхождение от слова «арамей», а ведь арамейский язык был когда-то языком евреев.

Европейские евреи называются Ашкенази. Ашкен – армянское собственное имя, т.к. Западную Армению когда-то завоевали скифы («царство Магога»), народ иранского происхождения. Ашкеназ, по Библии (Бытие, X, 3) и Армения у Иеремии (Иер., 51, 27, 28) упоминается в связи с царствами Арарот и Минни и рядом с Мидией как племя, враждебное вавилонянам.

Анонимный хазарский еврей – так наз. Кембриджский Аноним писал, что предки евреев Хазарии бежали из Армении, т.к. "не могли выносить ига идолопоклонников".

Курдские евреи называют себя аншей таргум (`народ Таргума`), как и армяне и ха-зары.

Географ Шемеуд-дин-Димешки называет хазар армянами.

По булгарскому историку Бахши Иману хазары родом из Армана (Армении): «По словам бека, хазары были теми самыми самарскими булгарами, которых барджийцы [персы] выселили из Армана [ср. сообщениям о выселении евреев из Армении персами] в Кашан». Мало того, он, со слов хазарина Джамбека, сына историка хазар Карамыша, фактически повторяет мысль хазара-иудея Кембриджского анонима о взгляде хазар на Армению как на свою родину: «Под давлением куманов Сельджуки [отколовшиеся от хазар] покинули свой бейлик и двинулись через Хорасан к священным для булгар [= хазар] озёрам Бан [Ван, Западная Армения] и Сабан [Севан, Армения] в исконно булгарской [хазарской] области Арман, чтобы очистить эту свою землю от расплодившихся в ней неверных...».

По Синкеллу (I, 91) и армянским историкам (Самуил Армянский y Евсевия, Chron. Ar-men., II, 12) и Мовсесу Хоренаци, потомками "дома Тогармы" (;;;;;; ;;;) являются армяне. Но и хазары считали себя потомками Тогармы.

Еврейские авторы называли иудеев-хазар «минеями», что напоминает и старое название армян. По рассказу сановника хазарского царя Иосифа евреи Хазарии бежали из "Армении…И бежали от них наши предки... потому что не могли выносить ига идолопоклонников". Хазары считали себя потомками позабывших веру утерянных колен Израиля, что согласуется с вышеописанной легендой о происхождении армян от врагов Вавилона. Потомками хазар многие считают евреев-ашкенази, а словом «Ашкеназ» Библия называет Армению (см. главы о хазарах и горцах).

В одном из архивных документов ХIХ в. встречается и такое определение: "Окочанами (хазарами) назывались переселенцы персияне и вышедшие из Персии армяне, поселившиеся в окрестности Святого Креста".

И действительно, современная наука знает, что изначально хазары были ираноязычны.

Армянина Фотия император (армянин) Лев Философ называл «хазарской мордой».

По древнерусской легенде 3 братьях – основателях города, восходящим к хазарам, братья Кий, Щек и Хорив их сестра Лебедь основали города, названные именами братьев – Киев и др. В "Истории Тарона" братья Куар, Мелтей и Хориан (и их сестра Карап, – "лебедь" по-армянски!) также основывают города в Армении названные в их честь. Т.н. «Влесова книга» (хотя источник сомнительный) основание Киева связывает с Смбатом Багратуни – евреем на службе у армян, Византии и Ирана, и из булгарских источников мы опять видим основателем Киева того же Самбата, да и само древнее название Киев Самбат доказывает это, с чем согласны и некоторые армянские энтузиасты.

В самом деле, по Бахши Иману Шамбат – племянник Атилькэсэ (Аспарух) и Бат-Бояна – правнуков Тубджака, правнука Бел-Кермека, сына Атилле Айбата (Мышдаулы) – осно-вателя рода Дуло. Шамбат возвёл город Башту (Киев), отделился и назвал свою страну – Дулоба.

Изобретатель славянской азбуки армянин Кирилл посетил с миссионерской целью Хазарию и владел хазарским языком. Месроп Маштоц переводил Евангелие на один из албанских диалектов, приспосабливая письменность ак-хазиров (белых хазар), язык которых схож с языком гаргаров, т.е. по Мовсесу Хоренаци Маштоц создает алфавит для гаргарского (кангарского) языка: “Stegts nshanagirs kokordakhos aghkhazur hjakan khetsbekazunin aynorik gargaratsvots lezun” (“создал письмена для богатого горловыми звуками дикого языка белых хазар [“agh” – “белый”, “khazur” – “хазар”] похожего на варварский гаргарский”). А как заметил А. Периханян, Маштоц не мог бы создать алфавит для языка, ему незнакомого.

Потомками хазар многие считают евреев-ашкенази, но словом «Ашкеназ» Библия называет Армению. Термин Askenaz этимологизируется на основе иранских языков. I;kuza-A;kenaz – Sakas;n;-Sacasinae – ;aka;;n буквально означает «обиталище, место проживания Саков, страна Саков» < др. ир. Saka;ayana – сложное слово, составлено из следующих композитов: 1 – Saka- «Скиф, Сак – иранское название скифов, тотемического происхождения 2. др. ир. *;ayana – «обиталище, место проживания, поселок», ср. авест. ;ay;na, среднеперсидский;;n (> древне- и новоармянский;;n, ср. в огромном количестве армянских топонимов Geta;;n, Verni;;n, ;;nuhayr и т.д.), ср. др. инд. ;аyanaka – «жилище, обитали-ще, процветающая местность», ср. арм. ;en «благосостоятелный, процветающий (о городе, поселении)», ср. хазарское царство Саксин.

Магомедов заметил, что христианство у хазар и албан армянского происхождения.

Согласно кумыкским преданиям, вблизи Карабудахкента находилась каменная статуя, представлявшая собой всадника в полном вооружении сидящего на жеребце. Всадник держал 3 пальца правой руки на лбу, будто для того, чтобы креститься. Кумыки говорили, что статуя эта представляет эрмели (армянина), который обратился в камень, когда мусульмане хотели его убить.

Таким образом, можно сделать такой вывод – пленные евреи поселились в Армении, где частью смешались с местными жителями и отошли от Иудаизма.

Другая часть евреев сохранила свою веру и ушла в Дагестан и в Чечню дав начало иудео-хазарам.

Из разгромленной русскими и Огузами в 965 Хазарии евреи частью бежали на Запад, частью же приняли ислам, дав начало кумыкам и возможно, вайнахам (см. Мою статью «Чеченцы и Евреи»), у которых прослеживается общий языковой пласт с Урарту и легенды о проживании в Нахичевани и т.д.

Ушедшие на Запад иудео-хазары смешались с восточно-европейскими евреями образовав крупнейший еврейский субэтнос – ашкеназов.

Один из древнейших народов, говорящий на армянском языке(индоевропейская языковая семья). Численность около 12 миллионов. Государствообразующий народ страны Армения.

Площадь: 229 743 км.кв.
Население: около 3 млн чел.
Столица: Ереван
Язык: армянский
Денежная единица: драм
Крупные города: Ереван, Ванадзор, Гюмри
Форма правления: парламентская республика


Страницы истории

1. Армянский народ – один из самых древних образований, именно поэтому существует немало легенд, исторических фактов и предположений об армянах. Впервые упоминания об армянах датируются VI веком до нашей эры. Считалось, что подданные Персидской империи – это предки армян.

2. Другая версия – библейская. Она гласит о чуде спасения семьи Ноя на вершине горы. Правнук Ноя, Иафет, считается родоначальником армян.

3. Еще одно предание имеет греческие корни: предположительно, что один из аргонавтов (Арменос Фессальский) обосновался на благодатной земле.

4. Историки больше склонны верить в длительный процесс рождения нации. Огромный народ мог сформироваться, объединяя племена, роды, сотни малых народов. Развитие не могло происходить без набегов и завоеваний, переселений и смешанных браков. В разных частях Армении были расселены племена албанов и джанарийцев, утийцев и картманийцев. Таким образом, гипотеза происхождения армян такова: народ сформировался из древнего населения нагорья(урартов, лувийцев и хурритов) .

5. История армянского государства насчитывает более 3600 лет.В новейшей истории государственная эпоха Армении – это период с 1828 года. Образование Ереванского княжества в 19 веке стало началом периода развития государства в новом времени.

В современном Ереване

Современная Армения — это быстро развивающаяся страна. Горная страна с богатейшим кладезем исторических реликвий притягивает сюда и туристов, и ученых. Столица Ереван- это политический, сельскохозяйственный, торговый, культурный и туристический перекресток Армении. Жизнь здесь кипит постоянно: по железнодорожным веткам отправляются дары полей и садов во многие уголки. Урожай ароматных абрикосов, наливного винограда и спелых томатов, пожалуй, уверенно занимает высокий рейтинг высококачественной сельской продукции в мире.

Несмотря на свою древнейшую историю, Ереван – уникальная столица. С одной стороны, город соответствует всем скоростям бурной жизни мегаполиса, а с другой – величественные памятники архитектуры и исторического наследия гармонично сосуществуют в рамках столицы. Нет никакой перегруженности или ощущения «скачка эпох». Наоборот, развитая инфраструктура, современное искусство и почтенный исторический возраст Еревана делают пребывание в нем и комфортным, и весьма познавательным. Музеи, подробные экскурсии, радушие поваров армянской кухни ждут вас непременно.

Культура и традиции

Отпечаток богатейшей древней истории армянского народа проявляется в культурных традициях Армении. Об известном гостеприимстве кавказских народов, наверное, слышали многие. Но счастливцами считают себя те, кто смог испытать это радушие, искреннюю открытость сердца на себе: побывать в гостях у армянской семьи – это праздник. Богатый стол с вкусностями (шашлык, долма, хаш, бастурма), щедрая рука хозяина, подливающая золотистый коньяк и чарующие звуки дудука…

Запоминающееся зрелище — экспрессивные и зажигательные танцы. Кочари – древний танец, популярный и в наше время.Он очень символичен: танцующие выстраиваются стеной, передавая тем самым единый дух сплоченности армянского народа.

Трндез , национальный день влюбленных, празднуется в феврале. Прыжки молодых через пламя костра – это древняя традиция. В летний период весело отмечается Вардавар , или День воды. Брызги и смех молодых – атрибуты античного праздника, дошедшего до современной молодежи.

Особенности армянской нации

Армянская диаспора многочисленна и расселена во многих городах мира. Представителей этой нации отличает крепость и ценность семейных уз, почтение старших, забота о детях. Женщина имеет авторитет в семьях, поэтому к бабушкам, матерям, женам и сестрам относятся с заботой. С детства армян приучают к уважению стариков.

Легкий нрав, коммуникабельность и доброжелательность помогают представителям армянской национальности хорошо адаптироваться в рабочих коллективах даже за пределами своей Родины. Однако, вспыльчивый характер, «горячая кровь кавказца», желание отомстить за собственную обиду или за своего родственника, друга могут привести к серьезному конфликту. Взаимопомощь и взаимовыручка в трудных ситуациях характерны для всех армян.