Необходимы определенные знания и наличие. Что такое знание

Орехов Виктор Дмитриевич, к.т.н

Рассмотрены основные характеристики понятия – знание. Дано современное определение понятия знание. Представлено соотношение знания и информации, явного и неявного знания, место знания в процессе познания. Рассмотрены системные схемы знания в рамках познания и реальной действительности.

Ключевые слова: знание, научное знание, понятие, определение, информация, познание, мышление, явное знание.

По мере приближения эпохи «Знания» возрастает и важность корректного определения и понимания понятия знание. В последние годы в связи с развитием ряда новых научных направлений таких, как кибернетика, управление знаниями, системный подход, понимание понятия знание существенно изменилось, но зачастую мы видим устаревшее понимание понятия знание.

1. Определения понятия знание

В словарях можно увидеть такое определение этого понятия: «Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека» .

В этом определении данного понятия существенным является то, что знание – это результат познания действительности. Постулируется также критерий проверки практикой, а также то, что носителем знаний является мышление человека. Вопросы кодификации и значимости знаний остаются за рамками этого определения данного понятия. Отметим также, что алгоритмы проверки знания практикой и верности отражения в мышлении человека нельзя считать объективными.

Классик философии науки Карл Поппер считал, что требовать обоснования для научного знания не рационально. Он утверждал, что научное знание рационально не из-за его обоснования, а поскольку мы способны критически его анализировать. В работе «Logik der Forschung, 1934» Поппер указывал на то, что научное знание появляется не из-за появления новых обоснований, а из-за критики гипотез, которые предлагаются для решения новых проблем. Научное знание имеет эмпирический и теоретический уровень, причем корректно доказать верность теорий невозможно.

Согласно Википедии (02.01 2016 г.): «Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе».

Довольно странно, что на первое место в таком определении понятия знания здесь ставится некая форма, хотя смысл знания заключен именно в его содержании. Делается также робкая попытка обозначить роль знания в деятельности человечества.

В некоторых определениях понятия знание за исходную позицию принимается функция знания. Например: «Знания – основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, а также стратегии принятия решения в этой области» . Обращает внимание то, что в этом определении понятия отделяются основные знания от рутинных.

2. Соотношение понятий знание и информация

Известно утверждение некого мудреца, которое гласит: «унция знания стоит фунт информации…». В этом определении знание соотносится с близким по природе объектом — информацией. Известна также модель иерархии знаний , которая представлена на рис. 1. Однако, применительно к этой модели, если достаточно понятно в каком виде представляются данные, информация и знание, то этого нельзя сказать о мудрости.


Рис. 1. Модель иерархии знаний по Skyrme and Amidone

Ряд авторов считают, что знания в отличие от информации должны быть полезными, т. е. готовыми к продуктивному применению в определенном контексте . Такое свойство важно для знаний, используемых конкретной организацией или человеком. Знание же объективных законов природы или общества практически всегда может найти применение.

Для преобразования информации в знание используется процесс осмысления, который включает в себя следующие этапы: сбор информации, ее анализ, синтез нового, обмен наработками с коллегами и повторное использование .

Еще один подход к преобразованию информации в знание представляет собой процедуру , которая включает в себя :

  1. Сравнение : как информация о данной ситуации соотносится с другими?
  2. Следствия : какие последствия может иметь информация для действий?
  3. Связи : как данная информация соотносится с другой?
  4. Суждения : что об этой информации думают другие люди?

3. Явное и неявное знания

Знание может быть представлено в явном виде (кодифицировано, формализовано) или неявном (скрытом, неформализованном). Явное знание выражается в словах, цифрах, знаках, формулах, схемах, образах и т.д. Такое знание легко передается и размножается, поэтому оно доступно всему человечеству и оказывает влияние на продуктивную деятельность.

В представленных выше определениях понятия знание подчеркивалась важность проверки знаний. Однако проверить фактически можно только явное знание.

В процессе мышления и практической деятельности люди в основном оперируют неявными знаниями, находящимися в их разуме. При этом в явное знание может быть преобразована лишь малая часть неявного знания, то, что удается кодифицировать и не является рутинным знанием. Явное и неявное знания находятся в тесной взаимосвязи. Четыре вида трансформации в процессе создания знания, согласно работе Нонака и Такеучи , представлены на рис. 2 (в скобках даны синонимы оригинальных терминов; явное знание визуализировано стопкой книг, а неявное – силуэтом головы).

Рис. 2. Виды трансформации знания в процессе его создания

Следует отметить, что характеристики носителей и создателей знания постоянно развиваются со временем, что открывает новые возможности создания, как явного, так и неявного знания.

4. Знание и системный подход

С точки зрения системного подхода важно понимать, в какой надсистеме находится данная система (знание) и какую функцию она в ней выполняет. Для знаний такой надсистемой является система «познания» или «мыслимого» . Кроме знания в эту надсистему входят (рис. 3) такие системы, как данные, информация, гипотезы, ложные знания, органы чувств и мышления, носители информации, устаревшие знания и др.

Рис. 3. Системная карта надсистемы познания

В надсистему познания входят также методики познания, проверки знаний практикой и верности их отражения в мышлении человека, однако они являются подсистемами знания.

Последовательность преобразований, которые происходят с прообразами знаний в ходе познания, условно представлена на рис. 4. На схеме справа даны общие названия прообразов знаний, а слева – возможные их реализации. Стрелкой обозначено то направление, в котором движется познание человечества, расширяя сферу познанного и стремясь в будущем наиболее полно познать действительность.



Рис. 4. Знания в процессе познания

Познавательный процесс движется не только в указанном выше направлении, но на отдельных этапах и в противоположном. Вместе с тем, данная схема демонстрирует, что знание никогда не бывает абсолютным и досконально проверенным на соответствие действительности. Оно содержит динамическую смесь различного типа знаниеобразных структур.

Таким образом, мы подошли к системному пониманию типов знания в процессе познания. Подводя итог анализу характеристик знания, сформулируем краткое определение понятия знание.

Знание – это существенные результаты познания реальной действительности, являющиеся основой образования, производственной деятельности и закономерного развития человечества, отраженные в мышлении или на носителях информации и прошедшие критическую проверку квалифицированными экспертами.

Выводы

  1. Предложено уточненное определение понятия Знание: существенные результаты познания реальной действительности, являющиеся основой образования, производственной деятельности и закономерного развития человечества, отраженные в мышлении или на носителях информации и прошедшие критическую проверку квалифицированными экспертами.
  2. Показано системное место знания в системе познания и реальной действительности.

Литература

  1. Знание в философии. Викия. http://ru.science.wikia.com/wiki/
  2. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М., Прогресс. 1983. http://skepdic.ru/wp-content/uploads/2013/05/popper.pdf
  3. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М. : Радио и связь, 1992.
  4. Skyrme, D. J. and Amidone, D. M. Creating the Knowledge-Based Business, Wimbledon, Business Intellegence Ltd. 1997.
  5. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знания. Издательство «Экономика», 2007. – Стр 23.
  6. Управление знаниями в организациях: Учеб.-метод. пособие / Подгот. Н.М. Жаворонковой. Жуковский, 2007. – С. 18.
  7. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. – М., 2003. – С.88.

Сведений и правил вывода (у индивидуума, общества или у системы ИИ) о мире, включающих в себя информацию о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования этой информации для принятия решений. Правила использования включают систему причинно-следственных связей. Главное отличие знаний от данных состоит в их активности, то есть появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.

3на́ния фиксируются в знаках естественных и искусственных языков . Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо).

Классификация знаний

По природе

По степени научности

Знания могут быть научными и вненаучными.

Научные знания могут быть

  • эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
  • теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.

Теоретические знания - абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания обьясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов .

Вненаучные знания могут быть:

  • паранаучными - знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
  • лженаучными - сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
  • квазинаучными - они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина , фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.д;
  • антинаучными - как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
  • псевдонаучными - представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке , о чудовище из озера Лох-Несс ;
  • обыденно-практическими - доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл , и приметы, и назидания, и рецепты , и личный опыт , и традиции . Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер.
  • личностными - зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятелности.
  • «народной наукой» - особой формой вненаучного и внерационального знания, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания и выступала как этнонаука. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективности расположилась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Она также иногда проявляется в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

По местонахождению

Выделяют: личностные (неявные, скрытые) знания и формализованные (явные) знания;

Неявные знания:

  • знания людей,

Формализованные (явные) знания:

  • знания в документах,
  • знания на компакт дисках,
  • знания в персональных компьютерах,
  • знания в Интернете,
  • знания в базах данных,
  • знания в базах знаний,
  • знания в экспертных системах.

Отличительные характеристики знания

Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

  • быть подтверждаемым,
  • и заслуживающим доверия .

Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетье, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозика в пользу требования «прослеживания истины» и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев «через неисправность, изъян, ошибку» обладает знанием. Ричард Киркхэм делает предположение, что наши определение знания должно требовать, чтобы свидетельства верящего были таковы, чтобы они логически влекли за собой истину убеждения.

Управление знаниями (Knowledge Management)

Управление знаниями пытается понять способ, которым знание используется и распространяется в организациях и рассматривает знание как соотносящееся с самим собой и возможное к повторному использованию. Повторное использование означает, что определение знания находится в состоянии постоянного изменения. Управление знаниями трактует знание как форму информации, которая наполнена контекстом, основанном на опыте. Информация - это данные, которые существенны для наблюдателя из-за их значимости для наблюдателя. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением. Этот подход находится в согласии с данные, информацию , знание, мудрость в виде пирамиды по увеличивающейся степени полезности.

Непосредственное знание

Непосредственное (интуитивное) знание является продуктом интуиции - способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства .

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - истина.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство .

Логический вывод информации, конкретных и обобщенных сведений и данных производится в базах знаний и экспертных системах, использующих языки средства логического программирования на базе языка Пролог . Эти системы явно демонстрируют логический вывод новой информации, осмысленных сведений, данных, используя правила логического вывода и факты, закладываемые в базы знаний.

Обусловленное знание

Житейские знания

Житейские знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории.

Научные (теоретические) знания

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.

Эмпирические (опытные) знания

Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания - наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими.

Теоретические знания

Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.

Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими.

Термины описания теоретического знания относятся к идеализированным, абстрактным объектам. Подобные объекты невозможно подвергнуть непосредственной экспериментальной проверке.

Личностные (неявные) знания

Это то, что мы не знаем (ноу-хау, секреты мастерства, опыт, озарение, интуиция)

Формализованные (явные) знания

Основная статья : Явные знания

Формализованные знания объективизируются знаковыми средствами языка . охватывают те знания, о которых мы знаем, мы можем их записать, сообщить другим (пример: кулинарный рецепт)

Социология знания

Основные статьи: Социология знания и Социология научного знания

Производство знаний

Основная статья : Производство знаний

Для экспертных оценок процесса появления новых знаний используют объём знания, накопленного в библиотеках. Экспериментальным путём изучают способность человека извлекать информацию в процессе самообучения на нормированных по информации средах. Экспертная оценка показала скорость производства знаний в 103 бит/ (чел-год), а экспериментальные данные - 128 бит/ (чел-час). Пока не представляется возможным в полном объёме измерить темпы производства знания, поскольку нет адекватных универсальных моделей.

Производство знаний из эмпирических данных - одна из основных проблем интеллектуального анализа данных . Существуют различные подходы к решению этой проблемы, в том числе - на основе нейросетевой технологии

Цитаты

«Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нём сведения.» С. Джонсон

См. также

Ссылки

  • Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник. - СПб.: Питер, 2000.
  • В. П. Кохановский и др. Основы философии науки. Феникс, 2007 г. 608 стр. ISBN 978-5-222-11009-6
  • Найденов В. И., Долгоносов Б. М. Человечество не выживет без производства знаний. 2005
  • Лившиц В. Скорость переработки информации и факторы сложности среды/ Труды по психологии ТГУ, 4. Тарту 1976
  • Ганс-Георг Мёллер. Знание как «вредная привычка». Сравнительный анализ // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур / Ин-т философии РАН. - М.: Вост. лит-ра, 2008, с. 66-76

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Знания являются основой нашего существования в этом мире, созданном человеком по законам, сформированным человеческим социумом. Огромные массивы информации различного плана стали нашим наследием, благодаря открытиям предков.

Знания и умения - вот то, на что ориентирует нас та система, в которую мы попадаем чуть ли не сразу после рождения. И это замечательно, что мы можем воспользоваться готовыми данными, делая на их основе свои выводы.

Но что такое знание? Определение по обществознанию и другие понятия, сопутствующие этому, интересуют нас в нашей статье. Надеемся, что собранная информация поможет осознанно подойти к проблеме знаний и принять их значение в жизни современного человека.

Что такое знание? Определение по обществознанию

Одна из наук обо всех явлениях, связанных с общественной жизнью человека, - это обществознание. Она дает нам понятное определение этого термина. Итак, в соответствии с терминологией обществознания, знание - познавательной (в других источниках - когнитивной) деятельности человека.

Кроме того, знание - это некая форма, в которой существуют сформулированные выводы и фиксированные факты, систематизируются и сохраняются с целью передачи и использования.

Знание и познание

Кроме непосредственного вопроса, что такое знание (определение по обществознанию мы привели выше) стоит разобраться и в сопутствующих понятиях. Самым актуальным для полного рассмотрения вопроса считаем понятие познание.

Познание - это процесс, через который человек получает те или иные знания. Факты об отражаются в сознании человека, занимая там свое место. Субъектом познания является сам человек, а объектом - тот массив фактов о явлениях и предметах действительности, собранный и представленный в определенном виде.

Характеристики знаний

Расшифровкой понятия "знание" занимается не только обществознание, но и философия, психология. Так, в современной философии до сих пор актуальны споры по поводу того, какая полученная информация является знанием.

По сложившемуся мнению современных мыслителей, чтобы перейти в эту категорию, информация должна обладать некоторыми признаками, а именно, быть истинной, подтвержденной и заслуживающей доверия.

Как можно увидеть, все критерии весьма относительны и субъективны. В этом и причина открытости данного вопроса для современных наук, к которым относятся и вопросы по обществознанию.

Классификации знаний

Так, одна из очевидных классификаций знаний - по носителю, иными словами, по местонахождению знаний. Как мы можем представить, хранятся они в памяти людей, печатных изданиях, всевозможных электронных носителях, в базах данных и прочих.

Более интересная, на наш взгляд, классификация знаний, - по степени научности. В соответствии с ней, знания бывают научными и ненаучными. Каждый вид имеет свои подвиды.

Так, научные знания могут быть эмпирическими (полученными в результате собственных наблюдений, познания) и теоретическими (восприятие как истины абстрактных моделей данных о мире - таблиц, схем, абстракций, аналогий).

Разновидностей ненаучных знаний больше, и они сами по себе интересны как категории. К ненаучным знаниям относятся те, которые являются данными об элементарных бытовых вещах, - обыденно-практические. Псевдонаучные знания - те, что оперируют известными научными гипотезами, еще не нашедшими подтверждения или опровержения. Лженаучные знания - это то, что мы называем предрассудками, заблуждениями, домыслами. Существуют также квазинаучные (насаждаемые теориями, но не подтвержденные фактами), антинаучные (утопические, подрывающие представление о реальности), паранаучными (которым пока не представляется возможности отыскать подтверждение).

Вопросы по обществознанию рассматривают небольшую часть Однако с целью самообразования интересно знать о существующих теориях и разделениях информационных массивов, накопленных человечеством.

Заключение

Мы рассмотрели в нашей статье одно из основополагающих определений науки обществознания - знание. Так что такое знание? Определение по обществознанию говорит нам, что это результат человека, а также и форма, в которой хранится и передается этот результат.

Современная классификация знаний очень широка и учитывает множество критериев. И наши обыденные, и профессиональные знания, и исключительно и утопические гипотезы - все это отдельные виды и подвиды знаний.

Надеемся, наша статья оказалась интересной для вас.

Но прежде чем рассмотреть, как обучаемые усваивают знания, надо разобраться в том, что такое знание, какие бывают знания, какие знания должен усвоить курсант. Вопрос этот довольно сложный.

Определение понятия “знание”.

Понятие “знание” многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то как часть сознания, то как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.

В новой “Российской педагогической энциклопедии” (1993 г.) “знания” определяются следующим образом: “проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков”.

Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения и навыки.

Во всех этих определениях говорится, главным образом, о научных знаниях. Но кроме научных есть житейские знания, знания личностные, которые известны только одному человеку. Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия “знание”, приводит его определение более общего характера: “Знание – это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь” .

Функции знаний.

Многозначность в определении понятия “знание” обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием. Так, например, в дидактике знание может выступать и как то, что должно быть усвоено, т.е. в качестве целей обучения, и как результат осуществления дидактического замысла, и как содержание, и как средство педагогического воздействия. В качестве средства педагогического воздействия знание выступает потому, что, входя в структуру прошлого индивидуального опыта обучаемого, оно меняет и преобразует эту структуру и тем самым поднимает обучаемого на новый уровень психического развития. Знание не только формирует новый взгляд на мир, но и меняет отношение к нему. Отсюда вытекает и воспитательное значение всякого знания.

Знания и правильно избранный путь их усвоения – предпосылка умственного развития обучаемых. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей .

С учетом перечисленных выше дидактических функций знания перед преподавателем стоит несколько задач:

а) перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;

б) преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности обучаемых;

в) сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.

Виды знаний.

3нания могут быть:

донаучными;

житейскими;

художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности);

научными (эмпирические и теоретические).

Житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Обыденное знание формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются главным образом внешние стороны и связи с окружающей действительностью. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научных знаний. В то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.

Научное знание представляет собой систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития. В своих абстрактных формах научное знание не всем и не всегда доступно, поэтому оно предполагает такие изменения формы его презентации, которые обеспечивают адекватность его восприятия, понимания и усвоения, т.е. учебное знание. Таким образом, учебное знание является производным от научного и в отличие от последнего есть познание уже известного или познанного.

Научные знания могут быть переданы путем организованного целенаправленного обучения. Характеризуются они осмыслением фактов в системе понятий данной науки.

Научные знания, получаемые курсантом в военном вузе, зачастую расходятся и даже противоречат житейским представлениям и понятиям курсанта в силу ограниченности или односторонности опыта, на который последний опирается. Усваивая научные понятия, имеющие строго определенное в данной научной области значение (например, понятие тела в курсе физики), обучаемые понимают их в соответствии с более узким (или более широким) житейским смыслом.

Преднамеренное изменение, реорганизация научного знания, упрощение или сокращение предметного разнообразия, которое в научном знании отражается с учетом психологических возможностей обучаемых, порождает учебное знание. 3нания, усваиваемые в процессе обучения, должны быть систематизированными, взаимосвязанными, охватывать все основное в изучаемой области, иметь определенную логическую структуру и усваиваться в определенной последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же учебному предмету, должны создаваться и межпредметные связи.

Согласно В.И. Гинецинскому, учебное знание существует в трех формах:

в форме учебной дисциплины;

в виде учебного текста;

в форме учебной задачи.

Адаптированная форма научного знания образует учебную дисциплину, которая включает, с одной стороны, предметную область знания, а с другой – знание закономерностей познавательной деятельности. Языковая форма выражения учебного знания образует учебный текст.

Любое знание, в том числе и учебное, субъективно по форме своего существования, и поэтому его нельзя механически передать “из головы в голову”, подобно эстафетной палочке, передаваемой из рук в руки. Знания могут быть усвоены только в процессе познавательной активности самого субъекта. Именно своей субъектностью научное или учебное знание отличается от научной или учебной информации, представляющей собой объективированную форму знания, зафиксированного в различных текстах.

Свойства знаний.

Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются:

системность,

обобщенность,

осознанность,

гибкость,

действенность,

полнота,

прочность.

Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной глубиной проникновения обучаемых в их сущность, что, в свою очередь, обусловлено:

достигнутым уровнем познания данной области явлений;

целями обучения;

индивидуальными особенностями обучаемых;

уже имеющимся у них запасом знаний;

уровнем их умственного развития;

адекватностью усваиваемого знания возрасту обучаемых.

Различают глубину и широту знаний, степень полноты охвата ими предметов и явлений данной области действительности, их особенности, закономерностей, а также степень детализованности знаний. Организованное школьное обучение требует четкого определения глубины и широты знаний, установления их объема и конкретного содержания.

Осознанность, осмысленность знаний, насыщенность их конкретным содержанием, умение обучаемых не только назвать и описать, но и объяснить изучаемые факты, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них - все это отличает содержательные знания от формализованных.

В военном вузе диагностируется главным образом полнота и прочность знаний, остальные параметры знаний в их влиянии на умственное развитие остаются нередко вне внимания преподавателя. Обученность курсанта включает также наличие отдельных разрозненных умений и навыков – как общеучебных (среди них приемы поиска учебной информации, отдельные приемы запоминания, хранения информации, работы с литературой и др.), так и частных (прикладные навыки технического обслуживания двигателя, компрессора, специального автомобиля и др.). Их диагностика позволяет выявить пробелы результатов прошлого обучения. Обученность выявляют, как правило, тестами достижений, обычными контрольными работами.

Усвоение знаний.

Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность обучаемых, направляемая преподавателем .

Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.

Очень часто перечисленные этапы формирования знаний принимают в качестве критериев оценки уровней их усвоения.

Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях; оцениванию самим обучаемым полезности, новизны этого знания . Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если курсант применяет их в непривычных условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития.

ЗНАНИЕ, -я, ср. 1. см. знать. 2. Результаты познания, научные сведения. Различные области знания. 3. Совокупность сведений в какой-н. области. Специалист с хорошими знаниями. Со знанием дела.


Смотреть значение ЗНАНИЕ в других словарях

Знание Ср. — 1. Обладание какими-л. сведениями, осведомленность относительно кого-л., чего-л. // Владение какими-л. практическими навыками, умениями. 2. Проверенный практикой результат........
Толковый словарь Ефремовой

Знание — см. знанье
Толковый словарь Кузнецова

Знание Бизнеса (knowledge Of The Business) — общее знание экономики и отрасли, в рамках которой субъект осуществляет свою деятельность, а также более конкретное знание о том, как функционирует субъект.
Экономический словарь

Знание — издательство, Москва. Основано в 1951. Научно-популярнаялитература по различным отраслям знания (серии "Новое в жизни, науке,технике", "Народный университет" и др.).

Непосредственное Знание — знание, достигаемое путем прямого усмотрения,без обоснования с помощью доказательства; в истории философии понималосьлибо как чувственное (Демокрит, Эпикур, Л. Фейербах),........
Большой энциклопедический словарь

Знание — состояние, принадлежность знающего что-либо, плод учения и опыта (В.И. Даль). В представлениях Святой Руси высшее знание - понимание добра и зла согласно учению Нового........
Исторический словарь

Лжеименное Знание — (1Тим 6.20)-в оригинале: «ложное знание».
Исторический словарь

Бессознательное Знание — Знание, обладание которым человек не осознает, знание которое является невыраженным (3).
Психологическая энциклопедия

Декларативное Знание — Термин, обозначающий любое знание, к которому человек имеет осознанный доступ и которое может быть выражено тем или иным способом. Так, когда мы учимся печатать, то полагаемся........
Психологическая энциклопедия

Живое Знание — - см. Знание живое.
Психологическая энциклопедия

Знание — (англ. knowledge).1. Текущий результат открытого для обсуждения и критики (в рамках некоторого сообщества) изучения проблем, явлений (согласно правилам описания и нормам удовлетворительности,........
Психологическая энциклопедия

Знание Живое — (англ. living knowledge) -понятие "3. ж." в нач. XX в. использовали Г. Г. Шпет (1914,1922), С. Л. Франк (1915,1917,1923). Такое знание м. б. как до-теоретическим, до-научным, так и пост-теоретическим,........
Психологическая энциклопедия

Знание Знакомства — (Knowlege of acquaintance) (непосредственное знание). Такое знание сенсорно, интуитивно и поэтично. Это то, что Джеймс называл знанием, полученным путем прямого опыта.
Психологическая энциклопедия

Знание Как — См. процедурное знание.
Психологическая энциклопедия

Знание О — (Knowlege about) (опосредованное знание). Согласно Джеймсу, это более высокий уровень знания, это знание, полученное путем абстрактного размышления. Оно сфокусировано, интеллектуально........
Психологическая энциклопедия

Знание О Результатах — Очень общий термин, употребляемый для обозначения информации, поступающей в качестве обратной связи к: (а) субъекту в эксперименте относительно правильности его реакций;........
Психологическая энциклопедия

Знание О Смерти — - распространенные в обществе представления и понятия о смерти. Могут быть использованы в профилактической работе по предотвращению формирования суицидального поведения.........
Психологическая энциклопедия

Знание Себя — См. Я, см. самость (I, 2).
Психологическая энциклопедия

Знание Через Знакомство — В отличие от процедурного знания и декларативного знания это то знание, которое мы осознаем непосредственно, знание о людях, местах и вещах, полученное из данных наших ощущений.
Психологическая энциклопедия

Знание Что — Декларативное знание.
Психологическая энциклопедия

Знание, Декларативное — Знание о мире, которое может быть представлено как осознанно известное, фактическое знание. То есть знание, которое человек может декларировать; например, "роза – вид........
Психологическая энциклопедия

Знание, Общее — Общие знания о вещах в мире, которые имеются независимо от любых определенных событий или эпизодов. Этот термин используется взаимозаменяемо с понятиями семантическое........
Психологическая энциклопедия

Знание, Процедурное — Знание того, как делать что-то; знание, которое является операциональным, практическим. В отличие от декларативного знания, процедурное находится вне области сознания........
Психологическая энциклопедия