Нравственная культура общения. Нравственные принципы и нормы общения человека

Этика делового общения - это свод правил, моральных норм и убеждений, которые регулируют поведение людей и отношения между ними в процессе производства или любого другого вида занятости. Предметом этой отрасли этики акт, принятый в определенных ситуациях, нормах и правилах общения, прогнозирование и определение поведения при заданных условиях, изучение факторов, влияющих на поведение субъекта в деловой среде. Спецификой делового общения является его направленность на достижение рыночных целей (например, прибыль), что приводит к формальному (официальный) статусу по обеим сторонам улицы.

Этические основы делового общения базируются на:

  • - пунктуальность, за которой человека можно идентифицировать как надежный и добросовестный работник;
  • - конфиденциальности, так как это залог успешной сделки и храня тайну тайны организации или учреждения, его деятельности и личной жизни сотрудников;
  • - общественный договор, т. е. неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения и определенных единых норм поведения;
  • - социальная ответственность фирмы за предоставление условий для максимального использования членами бизнес и общество в целом ее преимуществ;
  • - усилия компании по ликвидации недостатков, которые влияют на работников и все общество;
  • - принцип утилитаризма в построении словесных рассуждений, учитывая только морально оправданное действие, которое приносит или имеет тенденцию принести пользу как можно большему числу людей. Решение считается неэтичным в том случае, если сумма ущерба больше, чем общее благо.

Внимательный, доброжелательный, учтивый и вежливый поведения с подчиненными, деловыми партнерами, коллегами, соблюдение субординации и тон общения с начальством, а также внимание всех остальных, их мнения, анализ другой точки зрения, понимание и объективная оценка собственных критиков - главная психологические основы делового общения.

В общении между людьми, как и впрочем, во многих других областях нашей жизни, существуют определенные правила - этика и культура общения, которых многоопытные собеседники стараются придерживаться.

Этика и культура общения это, по сути, свод рекомендаций чего не следует делать, общаясь с другими людьми.

И в данной статье мы кратко рассмотрим основы этики и культуры общения, которых рекомендуется придерживаться, если мы хотим преуспеть в налаживании контактов с другими людьми.

Избегайте узкопрофессиональных тем

Предположим, вы оказались в обществе новых для вас людей. Что делать? Как найти общие темы для разговора, не вызвав при этом неприятия и нежелания разговаривать дальше.

Существует множество банальных избитых тем, с которых можно начать общение, к коим, например, относится тема происходящих в мире событий.

Однако если мы хотим создать о себе, в глазах других, благоприятное впечатление, нам совершенно необходимо избегать разговоров на профессиональные темы.

Предположим, вы и ваш приятель - профессиональные строители, оказываетесь в обществе людей совершенно разных сфер деятельности и интересов. И вот, обнаружив среди гостей коллегу строителя, вы уделяете все свое внимание ему и начинаете оживленно обсуждать с ним, как правильно пользоваться теми или иными санитарными нормами и правилами, принятыми, скажем при проектировании Центральных Тепловых Пунктов жилых домов.

А еще представьте себе, что ваш новый знакомый коллега-строитель сидит не рядом с вами, а среди других приглашенных. И вот ваша перекрестная беседа уже привлекает к себе внимание других людей. И что же они при этом чувствуют, становясь невольными слушателями темы, которая им абсолютно не интересна и в которой они совершенно не разбираются? Они чувствуют себя обделенными вниманием. Если среди гостей присутствуют застенчивые люди, им, скорее всего, будет особенно дискомфортно.

Поэтому, придерживающиеся этики и культуры общения люди, стараются всеми способами избежать тем, в которых присутствующие не разбираются и поэтому не смогут принять участи в разговоре.

Не игнорируйте мнение собеседника

Прежде чем мы обратим наше внимание на еще одно правило этики и культуры общения, давайте задумаемся, как мы определяем, что такое занудство и кто такие зануды.

Зануда это человек, имеющий дурную привычку, общаясь с другими людьми, произносить длиннющие никого не интересующие монологи. Кроме того, зануду отличает от приятного в общении человека нежелание считаться и выслушивать мнение своего собеседника.

Неумение и нежелание прислушиваться и слышать своего собеседника по обсуждаемому вопросу способно напрочь отбить всякую охоту к дальнейшему общению. Ведь разговаривая с таким человеком, мы словно упираемся в незримую стену, ощущаем себя так, как будто нас не слышат. Будем ли мы в дальнейшем желать общения с ним? Полагаю, что этот вопрос - риторический.

Поэтому, для того, чтобы нас запомнили как приятных собеседников и захотели общаться с нами еще и еще, нам не следует ограничиваться высказыванием только своего мнения по обсуждаемой теме. Нам обязательно необходимо прояснить и позицию нашего собеседника. А для этого как нельзя кстати подойдет вопрос:

"А вы что об этом думаете?"

Не играйте в "следователя"

Общение между людьми это своего рода игра в словесный пинг-понг. Ты мне - я тебе. Так, во всяком случае, происходит гармоничное общение между двумя равноправными, уважающими друг друга, собеседниками.

А теперь, давайте напряжем наше воображение и представим себе, в каких случаях общение с другим человеком будет вызывать у нас неприятные эмоции.

Бьюсь об заклад, что одной из таких ситуаций будет допрос в кабинете у следователя , который, не дай Бог, инкриминирует нам какое-либо преступление.

Это модель разговора предполагает, что мы отчитываемся в своих действиях и вынуждены оправдывать каждый свой шаг. Так кому же такой разговор может понравиться?

Поэтому следите за своей манерой ведения беседы и не превращайте свою речь в допрос, если не хотите услышать от своего собеседника, нечто подобное:

- "Эй! Ты уже забыл(а) о чем говорят на первом свидании?!"

Всякому месту свое предназначенье

Это правило этики и культуры общения состоит в том, что каждое характерное мероприятие, будь то корпоратив или вечеринка предназначено сугубо для конкретных целей.

Это значит, что не следует пытаться разрешить застарелые и актуальные конфликты и столкновения со своими коллегами по работе на, скажем, корпоративной вечеринке, предназначенной для отдыха и веселья.

Преуспевающие мастера общения хорошо понимают это, поэтому, увидев своего недруга на таком мероприятии, они приветливо улыбаются и кивают им. Ведь сцепившись с неприятелем в словесную схватку, они рискуют быть исключенными из числа приглашаемых на подобные собрания.

Поэтому для всех своих серьезных вопросов, требующих жесткого отстаивания мнения в конфликтах они выбирают подходящее для этого время и место.

Мастера межличностных коммуникаций, придерживающиеся определенной этики общения, прекрасно отдают себе отчет в том, что деловые обеды или ужины предназначены в первую очередь для более тесного, близкого знакомства со своим партнерами, но никак не для обсуждения, скажем слияний и поглощений или урегулирования разногласий.

Профессионал приходит на деловой ужин, желая укрепить отношения со своим партнером, обменяться мнением на те, или иные банальные, не относящиеся к бизнесу вопросы. Поэтому уж, коль скоро обстоятельства вынудят его начать разговор о делах, он непременно сделает это тактично, и обязательно дождавшись десерта, дабы ненамеренно не испортить аппетит у своих собеседников:

"Жаль, что в такой приятной компании приходится обсуждать столь неинтересные вопросы, как совместный бизнес".

Подобные вводные вопросы составляют основу этики общения преуспевающих людей и являются своего рода нормами приличия в деловой среде.

4. Современный этикет

1. Общение как одна из форм социальной активности человека. Культура общения

Все моральные проблемы возникают и решаются в общении людей друг с другом, являющемся важнейшей потребностью личности и общества. Сегодня межличностное общение стало самостоятельной нравственной ценностью в духовной жизни общества.

Сущность общения выражается в том, что оно важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект- субъектном отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Основные черты и свойства общения:

Общение - это деятельность, носящая активно-процессуальный характер;

Суть этой деятельности - в установлении отношения одного человека к другому;

Эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты,

Я и Ты здесь - цель друг для друга и никогда - средство (по крайней мере, так должно быть);

Условием общения выступает признание за другим его уникальности и неповторимости, его права быть самим собой;

Предполагается проявление творчески-импровизационного характера общения, выявляющего глубинные качества субъекта - его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

Таким образом, общение - это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) «роскошь» (А. де Сент-Экзюпери), сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру.

Важнейшая отличительная черта общения - его диалогич- ность -информативное и личностно-субъективное взаимодействие между общающимися сторонами, цель которого - установление понимания между ними. Полноценный диалог предполагает соблюдение следующих условий:

Принципиальное равенство, автономность партнеров;

Признание ими уникальности, «инаковости» друг друга;

Невозможность заранее предугадать позицию партнера;

Различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;

Ориентированность каждого партнера на понимание и интерпретацию его точки зрения;

Ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

Способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.

В настоящее время остро стоит проблема культуры диалога, требующая от партнеров широкой эрудиции, навыков доказательного рассуждения, умения слушать и быть услышанным, знания культурных традиций. Идеальное общение неотделимо от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении - это прежде всего равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека. Этотакже доверие, доброжелательность и уважение к другому субъекту и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Ценность межличностного общения определяется, во-пер- вых, его полифункциональностью и, во-вторых, глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить ряд «ролевых» функций общения.

1. Общение как условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека подтверждают, что формирование личности невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

2. Общение как способ самовыражения человеческого Я. Впервые обоснование этого феномена было дано JI. Фейербахом, показавшим, что человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности.

3. Общение - основное средство коммуникации, что проявляется:

а) в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование;

б) в генерировании новых идей, выявляющем его творческий характер;

в) в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.

4. Общение выступает основным средством управления - средством манипуляции сознанием и действиями людей во всех сферах экономики, политики, профессиональной и личной жизни - как в негативном, так и в позитивном плане.

1. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на опреде ленный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах:

Как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых результатов;

Как самоценность - общение ради общения, смысл которого - самовыражение и духовное единение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основание выделить уровни значимости общения:

Для себя - Я-значимость,

Для другого - Ты-значимость,

Для группы или общества в целом - Мы-значимость.

2. Дружба как форма отношений между людьми. Роль дружбы в становлении личности

Вряд ли найдется человек, который бы не задумывался над сущностью дружбы. Впервые это обычно случается в ранней юности, когда от школьных диспутов о дружбе, товариществе и любви ждут не только абсолютной ясности, но и практического решения жизненных проблем. Но и умудренных опытом людей волнуют проблемы психологии общения, социальные и психологические причины некоммуникабельности, способы укрепления соседских и дружеских связей.

Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью, но ценностью очень редкой, как правило, принадлежащей прошлому.

Часто приходится слышать, что интимная, глубокая дружба у современной молодежи подменяется поверхностными приятельскими отношениями, что телефон заменяет личные контакты, а телевизор - живой обмен мнениями. Эти рассуждения, подкрепленные ссылками на научно-техническую революцию, урбанизацию и рационализм современной жизни, кажутся довольно убедительными.

Так когда же была «настоящая дружба», и была ли она когда-нибудь вообще? В европейской культурной традиции царством подлинной дружбы издавна считалась античная Греция.

Древнегреческое слово philia, часто переводимое как дружба, не имеет точного соответствия в современных европейских языках, обозначая не только «дружбу», но и «дружественность», «расположение». Словом этим мы обязаны Пифагору, который называл дружбой единение всего со всем, в том числе человека с человеком. В чем-то аналогично пифагорейской дружбе конфуцианское «жэнь» (человечность): это то свойство натуры человека, благодаря которому он оказывается связанным со всем - с людьми, животными, природой.

Слово philos - друг имело и значение обладания - «свой». Так, например, назывались все, кто жил в доме Одиссея, кого он мог считать «своим». Чужой человек оказывался «своим», если его принимали в члены семьи или племени.

Первый очерк теории дружбы как самостоятельного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей, создал Аристотель, подвергший дружбу философско-эстетическому и психологическому анализу. Дружба, по Аристотелю, - величайшая ценность, самое необходимое для жизни: никто не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага.

Совершенная, истинная дружба бескорыстна. Но, в то же время, дружбу питают к другу «во благо самого себя», ибо, «если добродетельный становится другом, он становится благом для того, кому друг». Поэтому отношение к другу не отличается от отношения человека к самому себе. Благодаря этому дружба является также необходимым средством самопознания: «Как при желании увидеть свое лицо мы смотримся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга». Ближе друга у человека никого нет, считает Аристотель, поэтому количество друзей имеет пределы: близкая дружба - это дружба с немногими.

По сути, Аристотель сформулировал все важнейшие вопросы психологии и этики дружбы, рассматривая ее как особый вид эмоциональной привязанности.

Итак, дружба - древнейшее понятие, в которое каждая эпоха привносит что-то новое. Неизменным остается одно: во все времена дружбу считали одной из высших ценностей в жизни человека. С чем связано такое отношение? Ответ следует искать в самом определении понятия дружбы.

Этика определяет дружбу как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения своей цели, дружба - отношение самоценное, само по себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу».

В отличие от кровно-родственной связи, где люди связаны узами кровной или родственной солидарности, дружба - индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

Наконец, в отличие от поверхностного приятельства, дружба - отношение глубокое и интимное, предполагающее внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego (другим Я). Таким образом, дружба предполагает наиболее тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению.

3. Любовь, ее притягательная сила и загадочность

Одно из наиболее сильных человеческих переживаний, которое необходимо научиться распознавать среди других чувств, уметь взрастить и сохранить - эротическая любовь двух взрослых людей друг к другу. Это чувство может проявляться в самых разнообразных формах и ситуациях, в разном возрасте, между людьми очень похожими и очень разными. Прежде всего надо научиться отличать любовь от бурного переживания влюбленности, с которой ее часто путают, - этого «внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми», - считает Э. Фромм. Влюбленность чаще всего - чувство «Я-центрическое», чувство «для себя». Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она не так сильно затрагивает его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет. Любовь же поражает человека глубже влюбленности, она проникает в самые потаенные уголки его души, заполняет ее целиком - и поэтому дольше живет и больше меняет человека.

В основе и того, и другого лежит страсть, которая неожиданно толкает двух почти незнакомых людей навстречу друг другу. Без всякой высокой идеи. Без всякой предварительной подготовки. Разум в сторону, дела в сторону, страхи в сторону. И это не уважение, не общность интересов, не единство жизненных принципов, это - страсть! Но в настоящей любви кроме страсти есть еще нечто иное. После того как чужой человек станет близким, исчезнут барьеры для преодоления, исчезнет неожиданность сближения, этот порыв может стать как мимолетной влюбленностью, так и всепоглощающей любовью. Судьба страсти зависит не только от сексуального влечения.

По мнению многих философов, любовь по своей сути - духовное состояние, которое только и дает человеку право на физическую близость. Огонь любви может разгораться медленно, постепенно. Но поразительны вспышки любви с первого взгляда, раскрывающие глубокую сторону ее сущности.

В самом деле, почему мужчина и женщина, недавно еще совсем не знакомые, внезапно проникаются друг к другу столь пылкими чувствами? Первый же восхищенный взгляд связывает Ромео и Джульетту в единое целое. Онегин стал идеалом Татьяны, прежде чем она смогла оценить его духовные качества. Любовь этих литературных героев оказалась трагической. Но ведь существуют и другие - литературные и житейские примеры, которые говорят нам, что если нет внешних препятствий, то любовь с первого взгляда может стать счастливой и долговечной.

И тогда возникает естественный вопрос: за что люди любят друг друга? Вопрос, в решении которого господствует извечная неясность, недоговоренность. Признать, что любовь есть взаимное тяготение к душевным и физическим качествам друг друга или что любят только за высокие проявления человеческого в человеке, значит либо свести объяснение к общим местам, либо сказать заведомую неправду. Мировая литература описала и исследовала тысячи вариантов любви, но смогла выделить лишь единственную общую их черту - требовательную избирательность.

И все же некоторое упорядочение представляется возможным. Любят по различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когда качества одного восполняются, нейтрализуются или исправляются качествами другого. Но любят и по подобию, по тождеству характеров и интересов, что умножает стойкость любящих в суровых обстоятельствах жизни. Перед нами антиномия, обрисовывающая глубинное противоречие и указывающая на некий закон любви, который еще предстоит раскрыть в ее бесчисленных проявлениях.

Литература и искусство показывают, что любовь не терпит никакого насилия, никакой внешней зависимости и диктата. Принудить к браку или сожительству или купить их - вполне возможно. Любовь же неподкупна. Она находит тысячи путей, чтобы вырваться из плена, она - сфера особого рода свободы. Ведь помимо материальных соображений, не трезвость выбора, а искренность чувства, освященная интеллектуальным пониманием, составляет высшее нравственное достоинство любви.

Свобода любви выражается в богатстве ее проявлений. Восхищение, жалость, преклонение, даже тщеславие, придающие любви разнообразие индивидуальных окрасок, являются такими формами избирательности любовного чувства, которые, по существу, чужды ошибок и ослепления. К заблуждению может привести именно рассудочная оценка душевных и иных качеств другого человека. И если страсть, физическое влечение сами по себе не исключают рассудочности, то подлинная любовь отвергает ее. Непосредственно-интуитивное чувство направлено прежде всего на потенциальные духовные возможности любимого - пусть даже им никогда не суждено реализоваться.

Автор замечательной книги о любви «Три влечения» Ю. Рюриков считает, что одна из главных загадок любви - своеобразный обман зрения: достоинства любимого человека она увеличивает, а недостатки уменьшает, как бинокль.

Иногда даже непонятно, кого мы любим - самого человека или собственный «обман зрения», розовое подобие нашего избранника, которое сами же придумали. Это возведение любимого человека на пьедестал - одна из самых драматических, самых таинственных загадок любви. Недаром у Купидона в древних мифах глаза были закрыты повязкой, и он разил влюбленных своими стрелами вслепую. Когда-то Стендаль в книге «О любви» попытался объяснить эту загадку. Если в соляных копях оставить простую ветку, писал он, то она вся покроется кристаллами, и никто не узнает в этом блистающем чуде прежний невзрачный прутик. То же происходит и в любви, когда любимого человека наделяют, как кристаллами, тысячами совершенств. Поэтому «в любви мы наслаждаемся лишь иллюзией, порождаемой нами самими». Правда, эта «иллюзия» - ступень пылкой, «весенней» поры любви, бурного, горячего чувства. Когда пылкость чувств спадает, то романтическую призму чувств начинает теснить реалистическая призма сознания.

«Обмана зрения» может вовсе не быть у рационалистов, его может не быть и при слабом влечении. Он может не возникать и у человека с комплексом неполноценности: он как бы хочет уравнять нравящегося человека с собой.

Наряду с «обманом зрения» у любви есть такое свойство, как ясновидение, которого нет, пожалуй, ни у какого другого чувства. Любящий видит в любимом такие глубины, о которых тот часто не знает и сам. Ясновидение любви - это и чувствование потаенных глубин человека, и безотчетное ощущение его скрытых вершин. Это как бы предощущение его неразвернутых достоинств, которые могут проявиться благодаря любви - и поднять человека к его внутренним высотам.

Любовь - не просто влечение к другому человеку: это и понимание его, понимание всей душой. Это очень часто поражает влюбленных, особенно девушек: как глубоко он понимает меня, как точно угадывает мои желания, как он схватывает с полуслова то, что я хочу сказать. Такая сверхинтуиция, которую рождает любовь, такое со-чувствование с чувствами другого человека - один из высших взлетов любви, дающий удивительное состояние - полнейшей человеческой близости, «срастания» двух душ. Гармония «я» и «не я», которая бывает при настоящей любви, тяга к полному слиянию любящих - одно из самых древних и прекрасных свойств любви.

Любовь окружена множеством предрассудков и полуистин, часто противоречащих друг другу. Вот довольно распространенные мнения-соперники: любовь эгоистична - чаще гак думают мужчины; любовь альтруистична - утверждают женщины.

Традиционно считается, что главное в любви - альтруизм, отказ от себя. Но дело в том, что альтруизм так же «одноцентричен», как и эгоизм, только центр - не в себе, а в другим человеке. Поэтому альтруистическая любовь быстро делается своеобразным «недугом» души, похожим на безответную любовь: «состав чувства» в ней сдвинут, усечен, человеку недостает здесь радостей встречной заботы, одобрения, поддержки, ласки. Это подтачивает душу, отравляет чувство.

Наверное, правильнее все-таки видеть любовь не «одномерной», а как бы состоящей из двух потоков. Первый - это наши чувства «для другого»: странное, почти физическое ощущение своей слитности с ним; способность ощутить то, что происходит в душе другого; беспокойное желание делать все для любимого человека, пожертвовать собой, чтобы уберечь его. Для такой любви нужен «талант чувств», а он есть далеко не у каждого.

Второй, встречный поток - «для себя»: любовь способна всколыхнуть все удивительное богатство ощущений, сквозь ее призму чище, обостреннее воспринимается мир, наконец, она наделяет жизнь человека смыслом, потому что осознание абсолютной ценности другого человека придает смысл твоему собственному существованию.

В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид состояния и действий, которые направлены па другого человека.

Так, любовь может сопровождаться смущением, любопытством и страхом, экстазом и равнодушием, самоотверженностью и эгоизмом, деликатностью и цинизмом, бесцеремонностью и скромностью, апатией и воодушевлением. Нежности очень часто сопутствуют смущение, уважение и преклонение. Экстаз почти всегда неотделим от буйной страсти и от беспрекословной готовности отдаваться, равнодушие же часто является результатом преждевременного истощения и опошления отношений.

Анализируя феномен любви, можно выделить в нем два аспекта: внутренний, психологический - способность эмоционального переживания чувства любви - и внешний, социальный - реальные отношения, возникающие между любящими. На практике они тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга обоюдоформирующее воздействие.

Любовь - и в этом проявляется ее уникальная роль - одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить, но только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет высшую ценность, высшее значение по сравнению со всеми остальными. Здесь человек не функция, а «самость». Именно поэтому только в любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая в нем все хорошее, положительное, ценное.

Еще одна реально значимая проблема любви - это проблема власти. Любовь можно сравнить с маленьким, но сложно устроенным государством. Тут возможны всякие формы отношений: и демократия, и анархия, и просвещенный абсолютизм, и даже, к сожалению, деспотия. Но при одном условии: если форма эта принята добровольно. Нет ничего печальнее и безнадежнее в любви, чем долгая изматывающая борьба за власть.

В начальную, самую праздничную пору любви каждый из нас с удовольствием подчиняется капризам любимого существа, искренне и вдохновенно играет в раба. Счет обидам еще не начат, вопрос «кто кого?» еще не стоит. Мы радостно уступаем друг другу, но ссора, другая - и праздник кончается. И вот уже каждый обиженно требует то, что ему недодано.

И, наконец, любовь - это одно из проявлений человеческой свободы: никто не может заставить любить ни другого, ни самого себя. У любви нет внешних побудителей, она не сводится ни к умозаключениям, ни к природным влечениям, инстинктам. Через любовь мы осознаем, познаем и смысл жизни вообще, и собственную автономию. Любовь - это критерий наших способностей, нашего искусства быть человеком. Любовь не подпадает ни под какие стандарты и стереотипы, это совершенно оригинальная жизнь, где, как и в творчестве, нет правил и авторитетов.

В этом смысле любовь есть прорыв из временного в вечность, переход в состояние, где нет ни смерти, ни апатии, ни уныния, а есть постоянное напряжение духа, подлинное творчество. Подобное состояние человеку, не находящемуся в стихии любви, кажется либо потусторонним чудом, либо сумасшествием. И, по-видимому, как подлинное творчество, так и подлинная любовь встречается довольно редко.

Подлинная любовь открывает человеку глаза, освобождая его от штампов и стереотипов видения, поднимает его над утилитарными интересами и обыденным существованием, приобщает к тайне, постигаемой, как и творчество, не через абстрактное познание, но через специфический образ жизни. Любовь развивает личность, делает ее мудрой и мужественной именно в силу парадоксальности своего воплощения в жизнь, а парадоксальность эта носит зачастую трагичный характер.

Может быть, происходит это потому, что подлинная любовь возникает тогда, когда ей мешают обстоятельства, запреты, и поэтому она развивается через преодоление различных препятствий. Такая любовь часто связана со смертью - или от того, что препятствия для ее осуществления оказываются непреодолимыми, а жизнь без любви становится ненужной, или от того, что любящий человек, необычайно остро чувствуя потребность защитить свою любовь, главным врагом считает небытие, смерть.

4. Современный этикет

Культура общения основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий и со времен позднего Средневековья именуются этикетом. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формы, «технику» общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикой и этикетом.

Вместе с тем каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм. Наши манеры - отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять ближнего отражают стремление действовать в согласии с самыми высокими этическими стандартами, способствуя утверждению более нравственного поведения.

Этикет - это свод правил поведения, принятых в обществе. Этикет распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как соблюдать гигиену, разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, в семье, общественных местах, в театре, на улице и т.д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, деловые и даже политические отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на свое поведение определенных ограничений.

Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся тысячелетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителями не только какого-то определенного общества, но и всех социокультурных образований, существующих на данном этапе развития цивилизации.

Разумеется, различные народы вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой исторического развития своей культуры. Поэтому этикет отражает также специфическую систему национальных знаков-символов общения, положительных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и нравственно-эстетическим потребностям людей.

Кроме того, по мере изменения условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Таким образом, требования этикета не являются абсолютными, они относительны, соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета - в отличие от норм морали - являются условными, они как бы носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Условность этикета в каждом конкретном случае можно объяснить. Направленный на объединение людей, он предлагает общепринятые формы, стереотипы поведения, символы проявления мыслей и чувств, облегчающие людям взаимопонимание.

Следует специально остановиться еще на одном аспекте этикета: его можно рассматривать как эстетическую форму проявления нравственной культуры. Такое понимание содержит в себе указания на ряд важных особенностей этикета. Во-первых, на то, что этикет - один из феноменов культуры, ибо хорошие манеры являются внешним отражением внутренней культуры человека, его интеллектуальных качеств.

Во-вторых, здесь содержится указание на прямое отношение этикета к нравственности, к моральному облику человека. Наконец, подчеркивается, что этикет - это эстетическая сторона поведения человека. Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика - то, что говорит о человеке, его чувствах и мыслях без слов; речь, обращенная к старшим, ровесникам, младшим при встрече и прощании, в гневе и радости; манера двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать грустные и радостные события, принимать гостей - всем" этим видам общения человек старается придать не только нравственный, но и эстетический характер. Принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры человека и носит название этикета.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать их необходимость. Умение вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности и морали, выработанная на протяжении многих веков совокупными усилиями людей в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, о красоте и порядке, о благоустройстве и бытовой целесообразности.

5. Этика поведения в сети Интернет

Этические принципы интернета

Предназначение настоящего документа состоит в том, чтобы предоставить этический стандарт, с помощью которого можно будет оценивать нормативы государств и корпораций в отношении Интернета и связанных с ним многопользовательских коммуникационных сетей. Этот документ не создан с намерением быть использованным в качестве законодательства; он создан с целью оценки законодательств.

ПРАВА

Настоящий раздел представляет права, принадлежащие каждому взрослому участнику Интернета. Законы или нормативы, нарушающие эти права, угрожают свободе личности, собственности, безопасности и способности противостоять притеснениям для всех участников Интернета.

Для того чтобы применить указанные ниже методы необходимо рассмотреть общение в процессе нравственного воспитания.

По мнению Н.Е. Щурковой, классный руководитель самостоятельно производит выбор принципиальных оснований общения. Он сам отбирает из богатых способов общения то, что считает важным для воспитания детей. Безусловно, в этом вопросе, скорее, решает уровень культуры классного руководителя, чем его согласие или несогласие с педагогическими рекомендациями.

Первый жесткий принцип - это обращение к человеку по имени. Имя - обозначение присутствия личности в мире, название личности, форма обращения к личности. Имя, в психологической оценке, - самое сладкое слово для носителя имени.

Можно, чтобы ребята называли друг друга по имени в его уменьшительно-ласкательной форме. Такой вариант очень плодотворен, ибо владение ласковой формой обращения даёт ребёнку метод укрепления взаимоотношений с близкими и дорогими для него людьми.

Второй принцип общения - это доброжелательность. Он вносится в группу, в первую очередь, педагогом. Это он появляется в группе в «платье доброжелательности», а дети зеркально отражают такое отношение: мимика и пластика, интонации и лексика - всё несёт в себе благожелательность и расценивание партнёра как достойного лица. И как только прозвучит агрессия в самой малой мере, педагог немедленно корректирует ситуацию, не допуская агрессии в адрес другого.

С первого момента встречи с классом и на протяжении всей истории работы с нею педагог упорно внедряет идею взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу: правило «спасибо в ответ на спасибо», неуклонно исполняется сначала педагогом, затем детьми тоже.

Одно из самых сложных для детей, с их предметным восприятием мира, оснований взаимоотношений в группе является принцип неприкосновенности личности. В школьном варианте он звучит обычно как «нельзя посягать на другого человека». Содержание этого основания довольно широко: неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие вещи), неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях), неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого), запрет на любого порядка ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение).

Уважение индивидуальности (принятие другого как данности) со временем становится одним из сильнейших принципов жизни класса. Подчёркивая индивидуальные особенности, выявляя персональную исключительность каждого ученика класса, классный руководитель тем самым формирует одно из наивысших ценностных отношений - интерес к другому.

Следующий принцип допускает право каждого (в то числе, и педагога) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.

В число этических основ осталось включить еще одно - безусловная помощь друг другу и бескорыстная помощь друг другу. В будущем эти акты бескорыстной помощи помогут детям понять и принять ценность добра как основания жизни.

Внедрение обозначенных этико-психологических основ на период первоначальной работы с детьми не сразу даст прочные результаты. Следует терпеливо ждать, сохраняя свои позиции и утверждая внесённые основы взаимоотношений. Они станут развиваться и углубляться, обогащаться. Как бы ни была груба окружающая этическая среда, классный руководитель несмотря ни на что продолжает отстаивать высокие человеческие нормы общения, акцентируя внимание детей на их ценности, неукоснительно корректируя привычные неряшливые формы общения, подаренные детям взрослыми. Чтобы облегчить детям овладение установленными этическими нормами общения, хорошо проводить ролевые и ситуационные игры. (23, с.90-101).

Из всего этого можно выделить правила общения для младших школьников и педагогов:

Приветствовать всех и каждого при появлении;

При обращении к человеку называть его по имени;

Оказывать помощь любому, кто в ней нуждается;

Быть доброжелательными со всеми;

Уважать каждого человека;

Допускается право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении;

Нельзя посягать на другого человека.

Сформулированные правила должны быть обсуждены с детьми и если что изменены и дополнены.

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей школьников, их интересы и жизненный опыт та или иная форма (метод) приобретает особое значение, выступает на первый план. Младшие школьники больше нуждаются в одобрении своего поведения и поощрении, чем старшие. Лекции и диспуты по вопросам морали (метод дилемм) проводятся, как правило, в старших классах, а с младшими школьниками уместна беседа по конкретным вопросам и игровые ситуации.

При подготовке методических разработок (Приложение 1, 2, 3, 4, 5) мы использовали материалы психологов-педагогов Е.П. Ермаковой (7, с.97-105) и М.А. Яновской (24, с. 48,55).

Человеческое общение базируется на некоторых этических принципах, нормах и правилах. Без их соблюдения общение скатится до удовлетворения собственных потребностей, что приведет к разрушению взаимосвязей между людьми.

Задачей всех этических норм и правил поведения является сплочение и объединение всех членов общества.

Важнейшее правило общения с сильными людьми: нельзя прилюдно сомневаться в их непогрешимости.
Дженнифер Иган. Цитадель


У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?

Проблема этики общения

Этика речевого общения определяется культурой речи. Этика предписывает людям правила нравственного поведения, этикет определяет манеры поведения в определенных ситуациях и конкретные формулы вежливости. Человек, который соблюдает этикет, но нарушает этические нормы общения, лицемерен и обманчив. Этичное и высокоморальное поведение с несоблюдением правил этикета со стороны также выглядит довольно странно и доверия не вызывает.


Таким образом, понятия этики речевого общения и речевого этикета нужно рассматривать вместе. Основные этические принципы и моральные нормы общения всегда рассматривают наряду с конкретными правилами ведения беседы: приветствием, просьбой, вопросом, благодарностью, прощанием и т.д. И если с речевым этикетом знакомы практически все (способы приветствия, благодарности, поздравления, выражение благодарности и сочувствия и т.д. знакомы многим), то об этических принципах и нормах мы часто забываем.

Этические принципы общения

Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

  • альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),
    добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),
    требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),
    справедливость,
    паритетность (равенство между людьми) и т.д.

    Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.


    Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).

    Виды этических норм

    Этические нормы общения можно условно разделить на обязательные и рекомендуемые. Обязательной этической нормой является соблюдение принципа «Не навреди». Чтобы не причинять ущерб человеку посредством общения, важно сдерживать негативные эмоции, не оскорблять другого, не унижать, не грубить и не завидовать.



    Этические нормы также определяются и мотивами общения:


Общение, как важнейшая характеристика бытия человека, неразрывно связана с моралью. Мораль включена во все сферы деятельности человека, и в принципе невозможно представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в том числе и сферу общения, вне действия морали: любой феномен общения несет то или иное нравственное содержание.

В чем проявляется взаимосвязь общения и морали? Какую роль играет мораль в процессе общения?

Во-первых, общение является сферой непосредственной реализации нравственных ценностей и норм, в которой человек постоянно стоит перед моральным выбором, определяющим его нравственные или безнравственные поступки.

Во-вторых, сам процесс общения оценивается с нравственной точки зрения.

В-третьих, нравственные ценности, идеалы, принципы и нормы, наряду с другими социальными нормами, регулируют процесс общения.

Современные исследователи в области этики полагают, что особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения требует создания специализированного раздела этического знания под названием "этика общения", статус которого может быть подобен, например, статусам таких разделов как: "прикладная этика", "профессиональная этика", "биоэтика" .

Что должно входить в компетенцию этики общения? Чему она должна учить? Каков ее предмет?

Предметом этики общения должен быть анализ нравственных аспектов общения на теоретическом и практическом уровнях. Она включает в себя анализ проблем общения как на уровне сущего, так и на уровне должного.

На теоретическом уровне этика общения должна изучать нравственные проблемы ценностных ориентацией в общении, содержания и сущности нравственных качеств субъектов общения, а также проблемы нравственного выбора способов, средств, правил, форм общения.

На практическом уровне предметом изучения этики общения является совокупность конкретных практических приемов, норм (прежде всего моральных), правил общения.

Помимо исследования процессов общения с нравственных позиций этика общения призвана воздействовать на реальные процессы общения, учить тому, как должно и как не должно общаться.

Этика общения тесно связана с культурой общения. К. Маркс определял культуру как меру человечности в человеке. Развивая эту мысль можно сказать, что культура общения определяет меру человеческого в общении.

Культура общения как неотъемлемая часть культуры личности определяет качество и степень совершенства общения. Понятие "этика общения" выражает нравственное содержание более широкого понятия "культура общения". Культура поведения, культура речи, культура невербальных средств общения (мимики, жестов, вокальных характеристик голоса, и т.д.), культура этикета, речевой этикет, психологическая культура партнеров по общению, все это входит в культуру общения.

Как связаны между собой этика и культура общения? Можно сказать так: то, что не культурно, не этично.

Представьте, что женщина в маршрутном такси громко обсуждает по мобильному телефону с подругой свои дела. Это некультурно, согласно этикету громкий разговор в присутствии посторонних лиц не допустим. Но это и неэтично, поскольку, во-первых, демонстрируется неуважение к другим пассажирам, которые воспринимаются в качестве неодушевленных предметов, а, во-вторых, чужие дела становятся достоянием посторонних. Другой пример. Человек с безупречными манерами начинает иронизировать над промахом собеседника. Иронический подтекст понятен, он больно ранит, тем более, что защититься от иронии сложно. Неэтично? Да. Можно ли назвать такого человека культурным? Очевидно, пет, поскольку культура включает в себя духовный компонент. Недаром А. П. Чехов писан: "Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой". Таким образом, нравственные характеристики личности, к которым относятся дружелюбие, внимательность, великодушие, благородство, альтруизм и т.д., наряду с техникой и стилем общения определяют саму культуру общения.