Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы. Конспект

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Капитан Гусь и его команда"

Конспект организованной образовательной деятельности в ДОУ с детьми подготовительной к школе группе


Публикация предназначена для работы с детьми 6 - 7 лет в ДОУ, кружках, центрах развития детей дошкольного возраста. В конспекте использованы развивающие игры В.В.Воскобовича с математической направленностью. В продуктивной части занятия дети с педагогом создают театральную тростевую куклу для игры - сказки В.В. Воскобовича. С корабликом Брызг - Брызг и ее героями Гусем и Лягушками - матросами вместе с детьми можно провести увлекательнейшее путешествие по России, посетить страну знаний и сказок.

Цель: Создание условий для разностороннего развития детей в ДОУ.
Задачи:
Обучающие:
Учить создавать театральную куклу на тростях, с использование природного материала, текстиля и пластилина, персонажа игры «Кораблик Брызг – Брызг» В.В. Воскобовича - «Лягушку – матроса»;
Познакомить детей с новым приемом лепки на каркасе;
Учить ориентироваться на примитивной контурной карте;
Закрепить знания детей в счете, цвете и о понятии «низкий-высокий».
Развивающие:
Развивать в детях творческое начало, логическое мышление у детей;
Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве;
Развивать координацию движений и мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
Поддерживать в детях положительный эмоциональный настрой;
Приучать детей к ручному труду;
Поощрять активность в диалоге
Предварительная работа:
Сделать каркас - заготовку (палка с наклеенным комом бумаги);
Вырезать квадрат белой ткани и расписать ее синими полосками (восковыми мелками);
Прикрутить банковскими резинками полосатую ткань на веточки (туловище Лягушки – матроса);
Играть с корабликом «Брызг-Брызг»;
Беседы о России;
Рассмотреть карты России.
Материалы:
Каркасы - заготовки (25 см);
Лоскуты с «морским» принтом ручной работы (25х25 см), прикрученные банковскими резинками (2 шт.) к 2 веточкам;
Фольга (25х25);
Пластилин одного цвета (ком размером с кулак взрослого человека), пластилин (бруски черного, белого и красного цвета);
Ветки тонкие (20 см);
Дощечки, салфетки, миски с горячей водой для пластилина;
Карты России;
Игра В.В.Воскобовича «Кораблик «Брызг-Брызг»;
Ковролин;
Персонажи игры – капитан Гусь и Лягушки – матросы.
Обогащение словаря: матрос, юнга, палуба, драить, пристань, прикол, северная столица.

Ход ОДД:
На доске, в группе висит ковролин. На ковролине прикреплен кораблик «Брызг-Брызг», рассыпаны флажки всех цветов радуги.
Дети стоят перед ковролином.
Педагог декламирует отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Подплыл кораблик к пристани. Стал на прикол.
Давайте рассмотрим кораблик Брызг-Брызг.


- Дети, сколько вы видите мачт на корабле? (7)
- Сколько флажков поместится на самой маленькой мачте? (1)
- Сколько флажков можно повесить на самую большую мачту? (7)
- Какими способами можно развесить флажки на мачтах? (горизонтальным, вертикальным, по диагонали)
- Кто хочет повесить флажки по диагонали? (дети высказывают свое желание, выходит ребенок ковролину и размещает флажки на кораблике по заданию педагога).
- Надо повесить один ряд флажков и в ряду этом должно быть 7 флажков. Какого цвета будет этот ряд? (фиолетового).

Педагог выставляет на ковролин персонажей игры В.В. Воскобовича (Гусь – капитан и Лягушек – матросов).


- На корабле есть Гусь - капитан отважный. Под началом у него - смелые матросы.
Лягушки матросы и палубу драют, и мотор перебирают, паруса зашивают, флажки стирают. К новым путешествиям готовятся.
Педагог эмоционально ведет диалог с Гусем-капитаном. Гуся озвучивает сам педагог.

Педагог : Добро пожаловать, Гусь – капитан, в гости к нам!
Гусь: Здравия желаю! Нашему кораблю нужны еще матросы. В команде нашей очень мало матросов, не успевают они выполнять мои приказы.
Педагог: Капитан, в нашей группе есть очень смелые мальчики и девочки, они, наверное, с удовольствием захотят служить на твоем корабле. Правда, ребята? (дети отвечают)
Гусь: Мне нужны матросы не только смелые, но еще умные и умелые.
Педагог: Наши дети все умные и умелые. Гусь – капитан, желаешь убедиться в этом?
Гусь: Хочу!
Педагог: Хорошо. Все дети также как и матросы умеют ориентироваться по карте.
Прошу всех сесть за столы.


(на карте фото Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и Крыма)

У каждого из Вас есть контурная карта России и набор флажков от игры В.В. Воскобовича «Кораблик «Брызг-Брызг».
1 задание: Найдите родной город Воронеж на карте и покройте его зеленым флажком.
2 задание:
- Назовите столицу России. (Москва)
- Россия огромная страна и у нее есть вторая столица. Как она называется? (Санкт-Петербург).
- Вторую столицу России еще называют северной столицей. В Санкт-Петербурге всегда немного холоднее, чем в Москве и часто идут дожди.
- Покройте город Москва красным флажком, а Санкт-Петербург - желтым.
- Найдите полуостров Крым и покройте его флажками цвета моря.
Крым – это одно из теплых мест России. Россияне очень любят отдыхать в Крыму и купаться в Черном море.
- Какого цвета флажки лежат на нашем полуострове? (голубой, синий, фиолетовый)
Молодцы! По карте ориентироваться вы умеете. Значит, не заблудитесь на просторах нашей Родины.
Отложите в сторону карты и пододвиньте к себе поближе кораблики.
3 задание : «Надо определить высоту мачт»
- Найдите самую низкую мачту и наденьте на нее флажки. (1 красный флажок)
- Посмотрите сразу на все флажки и определите какого цвета больше всего флажков? (фиолетовых)
- На какую мачту вы их наденете? (на самую большую)
4 задание : Наш кораблик имеет флажки всех цветов радуги.
- Перечислите все цвета радуги. (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
- украсьте флажками мачту № 2. Какой цвет нужен? (оранжевый)
5 задание: Сколько флажков потребуется для мачты стоящей после мачты с оранжевыми флажками и какого цвета? (три желтых флажка)
- Отлично! Все дети справляются с заданиями.
Гусь: Дети, из вас получатся славные матросы! Беру всех на свой корабль юнгами. Однако, мне нужны еще несколько Лягушек – матросов.
Педагог : Капитан Гусь, наши дети умелые мастера и могут Лягушек – матросов сделать своими руками.
- Дети, Вы согласны помочь капитану? (дети отвечают)


- Предлагаю открыть мастерскую кукол.
Вечером мы с вами сделали некоторые заготовки для тростевой куклы:
Помяли лист бумаги А-4;


Собрали его в ком;


Прилепили ком бумаги к палке на клей;


Оставили на ночь подсохнуть;
Вырезали квадрат из ткани;


Разрисовали его восковыми мелками синими полосками;


Свернули лоскут по диагонали, потом пополам. Надрезали серединку ножницами.


Разложили лоскут треугольником. За противоположные углы, слева и справа от серединки прикрутили банковскими резинками веточки-трости.


(Этапы подготовки педагог может и не озвучивать.)

Дети, посмотрите внимательно, как надо делать театральную игрушку на тростях:
1. Взять фольгу и обложить ею бумажный шар на палке. Получается основа-каркас для головки лягушки.


2. Облепить пластилином по фольге шар.


3. Пригладить шероховатости на поверхности головки.
4. Скатать два одинаковых по размеру шара для глаз того же цвета, что и головка и прикрепить к заготовке.
5. Скатать маленькие два шара для белков глаз, сплющить и прилепить к шарам-глазам.


6. Сделать зрачки-шарики черного цвета.


7. Наметить нос. (две дырочки стекой)
8. Налепить длинную и узкую полоску – рот.



9. Скатать столбик из пластилина.


10. Перевернуть заготовку головой вниз.
11. Надеть на палку квадратный, полосатый лоскут с прикрученными веточками-тростями лицевой стороной вниз. Трости должны находиться справа и слева от головки лягушки.
12. Закрепить столбиком пластилина ткань, обмотав им вокруг палки-держалки.


13. Перевернуть поделку головкой вверх.


14. Попробовать поиграть куклой. (повертеть кукольной головкой, пошевелить ручками)


-Теперь приступаем к изготовлению театральной игрушки – Лягушки на тростях.
При затруднениях у детей во время работы над куклой, педагогу необходимо подсказать и помочь. Творя, дети должны быть уверены в своих силах и умениях. Поддерживать в воспитанниках хорошее настроение. Проследить, чтобы все дети справились с заданием.

Вот и новые матросы готовы служить на корабле.
Однако, наш корабль еще не готов к плаванью, не хватает флажков на мачтах. Но, капитан Гусь не грустит, теперь у него достаточно матросов для всех работ на корабле.
Гусь: Матросы! Слушайте мою команду! Развесить на мачты оставшиеся флажки! Приготовиться к плаванию.
После того, как дети заполнят флажками мачты, пригласить всех матросов и юнг на палубу для прощального танца. Звучит задорная музыка (на выбор педагога), дети свободно танцуют вместе с куклами.
Дети, немного потанцевав, заводят игру с тростевыми куклами, общаются друг с другом.
Капитан Гусь назначает дежурных матросов для уборки рабочих мест.

Мастер-класс для родителей по использованию развивающих игр «Шнур-затейник», кораблик «БрызгБрызг» В.В. Воскобовича в речевом и познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание условий способствующих здоровому развитию ребенка посредством использования развивающих игр «Шнурзатейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Задачи: показать и рассказать об играх «Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича направленных на развитие речи и интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; предоставить родителям практическую возможность поиграть в игры «Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста; приобретение родителями способности использовать игры «Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича в речевом и интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Кораблик «Брызг- Брызг»- развивает: внимание, память, мышление, речь; мелкую моторику рук; математические представления о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов и их порядковом номере, цифровом ряде; умение решать логико-математические задачи. Дети прикрепляют флажки к мачтам по цветам радуги (горизонтальные, вертикальные, диагональные ряды), решают логико-математические задачи на поиск флажка по признакам. В комплекте: Игровое поле из ковролина в виде корабля с прикрепленным корпусом. На корпусе нанесены цифры – номера мачт. 28 флажков: 1 красный, 2 оранжевых, 3 желтых, 4 зеленых, 5 голубых, 6 синих, 7 фиолетовых. Флажки снабжены держателями и липучкой. Подложка (280х380 мм). Инструкция. Материал: фанера, ковролин, цветная пленка. Рекомендованный возраст: от 4 до 7 лет. Кораблик «Брызг-брызг» представляет собой плоскую деревянную лодочку с 7 мачтами из фетра. На липучках к мачтам крепятся деревянные флажки всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Для удобства у каждого флажка есть ручка, за которую его удобно снимать и прикреплять. Каждая мачта пронумерована и имеет разную высоту – от 1 до 7 флажков. Кораблик можно повесить на стену или на стенной ковер: кроме специальных отверстий под гвоздики или крючки на обратной стороне предусмотрены липучки. Игра кораблик «Брызг-брызг» развивает: 1. Интеллект: внимание, память, мышление, речь, восприятие (цвет, размер). 2. Тренирует мелкую моторику. 3. Математические представления, знания и количественном и порядковом счете, составе числа. Все эти развитые способности будут способствовать лучшей учебе в школе. Играя в кораблик «Брызг-брызг» дети отправятся в захватывающее морское путешествие. В процессе игры у родителей есть возможность эмоционально сблизиться с ребенком. Существует множество игр с этим замечательным корабликом. Варианты игры: 1. «Высота мачт». Ребенку предлагается посмотреть на кораблик и запомнить, как называются мачты. У кораблика семь мачт. 1-самая низкая. 2низкая. 3- ниже средней. 4средняя. 5- выше средней. 6- высокая. 7- самая высокая. 2. «Загадка капитана». Кораблик давно в пути. Лягушки - матросы в очередной раз снимают флажки, приводят их в порядок и готовятся вешать на мачты. Гусь - капитан решил проверить своих матросов и загадал мачту. Лягушки задают вопросы, а капитан отвечает: - Эта мачта ниже высокой? – Да. - На этой мачте пять флажков? – Нет. - Эта мачта находится между четвертой и первой? – Да. - Эта мачта ниже третьей? – Да. 3. «Загадываем мачту». Взрослый загадывает флажок, дети отгадывают. 4. «Сколько флажков на каждой мачте?». Гусь капитан дает команду: «Измерить флажками высоту мачт» и спрашивает: «Сколько флажков помещается на седьмой мачте?», «Сколько на самой низкой?», «Сколько флажков помещается на мачте, которая находится между седьмой и пятой?» 5.«Ветер срывает флажки». Например, расскажите, что в море поднялся сильный ветер, и флажки начало срывать с мачт. Сначала сорвало все флажки одного цвета (какого?) со средней мачты. Затем улетели все зеленые флажки (с каких мачт?). Какие флажки остались на кораблике? 6. «Считаем флажки». Кораблик в пути несколько дней. За это время флажки стали грязными и некрасивыми. Матросы их снимают, стирают и сушат. Капитан дает лягушкам команду: 6.1.«Отсчитать 10 флажков любых цветов и повесить их так на три мачты, чтобы они были полностью закрыты. Какие это будут мачты по высоте? Ответы: (1+4+5; 2+3+5; 2+1+7). 6.2. Отсчитать 9, 8, 7, 5, 4, 3 флажка. 7. «Радуга». Пора трогаться в путь. Гусь-капитан дает команду: -Прикрепить красный флажок к первой мачте. -Оранжевые - ко второй мачте. - Желтые - к третьей. - Зеленые - к четвертой. - Голубые – к пятой. - Синие – к шестой. -Фиолетовые – к седьмой. Матросы выполняют команду капитана. «Радуга получилась!» - говорит капитан. Рассматриваем расположением флажков по диагонали, по вертикали, по горизонтали. Шнур-затейник (Воскобович) Состав игры Поле (240х130 мм, фанера, цветная пленка) с тремя рядами отверстий и закрепленными в них металлическими кнопками. 3 цветных шнурка. Схемы узоров, цифр и слов. Методика-сказка «Филимон Коттерфильд, знаменитый факир». Что развивает - умение ориентироваться на плоскости (верхний, средний, нижний ряд); - умение вышивать различные узоры по схеме и графическому диктанту; - освоение моторного образа цифры, буквы, составление слов и их написание; - внимание, память, мышление; - пространственное воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук. Как играть Ребенок продевает шнурок через блочку, обкручивает его вокруг блочки и таким образом «вышивает» по схеме или словесному диктанту узоры, цифры, буквы, слова, различные предметные силуэты. Рекомендуемый возраст – 3-7 лет. В играх со «шнурком - затейником» у ребенка развиваются: 1.Психические процессы, такие как речь, внимание, память. 2.Мелкая моторика рук, зрительно - двигательная координация движения рук и глаз, точные движения кистей рук, умение ориентироваться на плоскости, в пространстве (верхний, средний, нижний ряд). 3.Умение вышивать различные узоры по схеме и графическому диктанту. 4.Подготовка к чтению и письму. 5.Освоение моторного образа цифры, буквы, составление слов и их написание. 6. Творческие способности. Шнурок может продеваться в кнопку, огибать ее или закручиваться вокруг нее. С помощью шнура на игровом поле вышиваются буквы и несложные слова. Можно написать цифру и легко превратить ее в другую, складывать и вычитать, решать примеры. Можно ребенку прочитать сказочную историю «Филимон Коттерфильд». «Филимон Коттерфильд» - знаменитый факир». По городу говорящих попугаев пронесся слух – знаменитый факир Филимон Коттерфильд показывает новую программу. Появилась афиша: «Небывалые трюки!», «Невиданные узоры!». На вечернем представлении под звуки фанфар на арену цирка выходит Филимон Коттерфильд. Он поднимает вверх сверкающий щит, взмахивает жезлом. Из корзины медленно выползает змея. Еще один взмах – змея бросается на жезл щит и шипит. Зрители замирают. Но фокусник опять взмахивает жезлом, и змея послушно опять ползет по прямой дорожке, делает поворот, один, другой. Предлагаем ребенку. Возьми «Шнур затейник», схемы, и пусть твои ловкие пальчики творят чудеса!»

Нина Ивановна Воробьёва

Тема мастер-класса для педагогов :

«Развивающие игры Воскобовича :

коврограф «Ларчик» , кораблик «Брызг-брызг» ,

волшебная восьмёрка 1, двухсторонний квадрат.

Провела :старший воспитатель МБДОУ №43 Воробьёва Нина Ивановна

Цель мастер -класса : внедрить технологию Воскобовича «Сказочные лабиринты игры » в педагогическую деятельность каждого воспитателя МБДОУ №43.

Задачи : познакомить воспитателей с развивающими играми Воскобовича , их особенностями, формами и методами работы с играми.

Развивать творческий познавательный интерес к играм Воскобовича .

Введение

Немного истории

Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий . В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.

Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович , пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры : «Геоконт» , «Игровой квадрат» , «Цветовые часы» .

Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича » по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр .

Развивающие игры от Воскобовича представляют собой самобытную, особенную, творческую и очень добрую методику.

Все основано на трех основных принципах :

Познание

Интерес

Творчество

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

Развитие наблюдательности , воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

Развитие мелкой моторики .

Особенности развивающих игр Воскобовича

- Игры разработаны , исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

Многофункциональность и универсальность.

Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.) .

Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.

Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.


1. Знакомство с игровым обучающим комплексом «Коврограф Ларчик» :

Коврограф- это игровое поле из ковролина размером 1м \1м с нанесённой сеткой;

Разноцветные верёвочки (5 верёвочек длиной по 1м.) ;

Разноцветные липучки (25 кружков из цветной контактной ленты, 5 кружков с держателями, 5 зажимов для фиксации картинок, карточек на коврографе;

Цветные карточки (10 карточек из ковролина : семь хроматических цветов (радуга) и три ахроматических (серый, белый, чёрный) ;

Буквы, цифры (90 карточек из прозрачной плёнки : 15шт с буквами красного цвета – гласные; 30шт. с буквами синего цвета - согласные, твёрдый знак; 30 шт. с буквами зелёного цвета – согласные, мягкий знак; 15 шт. – с цифрами и арифметическими знаками жёлтого цвета);

Забавные буквы (10 карточек из картона с гласными буквами) ;

Забавные цифры (10 карточек из картона с цифрами) ;

Кармашки (для размещения карточек) .


Используя в своей педагогической деятельности игры с Коврографом «Ларчик» , педагоги развивают у воспитанников сенсорные способности; элементарные математические представления : цвет, форма, размер; отношения : пространственные, количественные, по величине; сохранение количества, алгоритмы; ознакомление с окружающим : предметный мир, мир природы : растения и животные.

В старшем дошкольном возрасте добавляется : развитие психических процессов : внимание, память, мышление, воображение; числа и цифры; развитие речи , обучение грамоте.

2. Игры , задания, упражнения с коврографом «Ларчик» с педагогами :

Бусы на верёвочке (по 2шт. каждого цвета, другой цвет на 1 больше, 1 разноцветная липучка+1 маленькая и т. д.).

Узоры (в ряд, полукругом, зигзагом) – разноцветных липучек может быть одинаковое или разное количество.

Составление геометрических фигур, растений, животных, предметов, букв и цифр из разноцветных верёвочек.

Графический диктант.

-Игры с Гномами КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ

(Кто спрятался? Кто не на своём месте? Поменяй местами.)

Счёт предметов с помощью забавных цифр.

Шуты-акробаты (эхо, песенка друзей, чехарда, волшебные сундучки и др.)

А-О-У-Ы-Э (синие, т. к. влияют на твёрдость согласных)

Я-Ё-Ю-И-Е (зелёные, т. к. влияют на мягкость согласных)



3. Знакомство с развивающей игрой Воскобовича - Кораблик «Брызг-брызг»

Представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках - паруса. Корабль - образ числовой оси (1-я мачта, 2-я мачта, 7-я мачта, 1-самая низкая, 2- низкая, 3- ниже средней, 4- средняя, 5- выше средней, 6-высокая, 7-самая высокая.

Флажок : может быть повернут (налево или направо) .

Это свойство можем использовать на закрепление направления.

Флажки могут быть расположены :

радуга – вертикальные ряды,

матросская тельняшка – горизонтальные ряды,

лесенка – диагональные ряды,

пёстрое одеяло – произвольное расположение

Игра способствует :

Совершенствованию интеллекта : внимания, памяти, мышления, речи;

Тренировке мелкой моторики рук;

- развитию умения решать логико-математические задачи.


4. Игры , задания, упражнения с Корабликом «Брызг-брызг» .

Флажки (сортировка по цвету, количественный счёт) ;

Сколько флажков на каждой мачте? (счёт, соотнесение цифры и количества, знакомство с условной меркой) ;

Надеть флажки на мачты (сортировка по цвету, определение пространственных отношений)

Если флажки перемешать, то задания могут быть такими :

Снять 2 флажка - не красных, не зеленых, не синих. (Закрепление : цвет, количество, отрицание) .

Снять зеленый флажок между желтым и синим (Пространственная характеристика) .

Развернуть на 7 мачте красный флажок (Направление) ;

Ветер срывает флажки, надеваем флажки, считаем флажки, ищем мачты (решение логико-математических задач, состав числа) ;

Загадка капитана, загадка матросов (игры «да-нет» ).

Есть также другие разновидности математических корабликов :

Кораблик «Плюх-плюх» - 5 мачт. Он не прикрепляется к коврографу, а стоит на столе. Флажки снимаются с мачт.

Кораблик «Буль-буль» Ларчик - 10 мачт. Можно использовать для счета в пределах 100. Флажки соединены парами, тройками, четверками, белые - десятками. В упаковке 10 десятков. Например 12 это 1 белый (соединенный) десяток и еще 2 флажка.

5. Знакомство с игрой «Волшебная восьмёрка 1»

Состав : игровое поле для конструирования одной цифры. На рисунке восьмёрки написаны слова считалки

КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ (шифр цветов радуги)

Двусторонние палочки для конструирования цифр. С одной стороны они окрашены в цвета радуги.

Игра развивает : интеллект – процессы внимания, словесно-логической памяти, операции пространственного и логического мышления, умение составлять цифры и складывать образные фигуры; мелкую моторику рук – координацию глаз-рука, точные движения кистей рук и детских пальчиков.

6. Игры и задания с волшебной восьмёркой :

Конструирование цифр по схеме,

Конструирование по словесной модели,

Мысленное создание словесных моделей цифр, без опоры на действие.

7. Знакомство с квадратом Воскобовича

«Квадрат Воскобовича » или «Игровой Квадрат» бывает двухцветным и четырехцветным.

Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. «Квадрат» легко трансформируется : его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях Квадрата» . В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы : домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик и т. п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение предмета.

Эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничение по возрасту.


8. Конструирование с помощью квадрата Воскобовича .

9. Моделирование.

Предлагаю всем присутствующим самостоятельно придумать задания с любой понравившейся игрой.

10. Рефлексия (дискуссия по результатам совместной деятельности)

В своём мастер -классе я использовала основной пошаговый алгоритм технологии мастер – класса (автор Русских Г. А) с демонстрацией и разъяснениями по практическому использованию материала.


С удовольствием отвечу на все вопросы.

Рекомендации : Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.

Литература :

1. Вкладыши к играм.

2. Развивающие игры Воскобовича . 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В. Воскобовича , Л. С. Вакуленко.

Спасибо за внимание!

Кораблик «Брызг-Брызг» — уникальное пособие, которое разработал Вячеслав Воскобович для детей старшего дошкольного возраста. Игра учит различать цвета, знакомит с порядковом и количественном счетом, помогает понять, как решать логико-математические задачи.

Пособие представляет собой кораблик с семью мачтами. На каждой их них размещаются флажки в соответствии с цветами радуги. Количество флажков отражает порядковый номер мачты. Получается, что на первой расположен один красный флажок, а на последней мачте — семь фиолетовых.

Воскобович допускает, что кораблик может быть полезен и для занятий с малышами. Тогда рекомендуется немного упростить задания, учитывая возрастные особенности ребенка и его навыки. Количество матч лучше всего сократить до трех и использовать или основные цвета (красный, желтый, зеленый), или первые цвета радуги (красный, оранжевый, желтый).

Дети от пяти лет могут решать все задания. В прилагающейся к Кораблику инструкции даются развивающие игры и их подробное описание. Основная задача детей – размещать на мачтах флажки. Вы можете предложить ребенку отсортировать их по цвету. Первый ряд снизу – фиолетовый, второй – синий и т.д. Или попросить собрать флажки лесенкой, то есть по диагонали (первый диагональный ряд – фиолетовый, второй – синий и т.д.). После выстраивания флажков, рекомендуется задавать ребенку вопросы. К примеру, сколько флажков в первом ряду снизу или какого они цвета.

Когда ребенок научится размещать флажки на мачте, приступите к решению логико-математических задач. Они представлены в виде игр «Ветер срывает флажки», «Ищем мачты», «Загадка капитана» и т.д.

Методика Воскобовича активно использует персонажей сказок «Фиолетового леса». Героями, сопровождающими Кораблик Брызг-Брызг, являются Гусь капитан и лягушки матросы. Все игры и задания в инструкции представлены как путешествие корабля. Ребенок вместе с лягушками выполняет команды Капитана: «Повесить флажки на мачту, которая выше средней, но ниже высокой» или «Повесить флажки так, чтобы кораблик напоминал матросскую тельняшку».

Такой прием помогает погрузить ребенка в сказку, сделать занятия динамичнее и интереснее. Все развивающие игры Воскобовича нацелены на создание легкой, непринужденной атмосферы, в которой ребенок сможет проявить свои творческие и интеллектуальные способности.

Технология Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» формирует логическое мышление, учит ориентироваться на плоскости и в пространстве, она помогает заложить навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.

Кораблик Брызг-Брызг входит в серию приложений к коврографу «Ларчик ». Флажки легко и надежно крепятся к ковролиновому покрытию и имеют удобные ручки-держатели.

Сегодня, я хочу рассказать Вам о развивающей игре своими руками по Вячеславу Вадимовичу Воскобовичу «Кораблик «Брызг-брызг».

Эта игра:

1. Яркая, красочная, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.

2. Отличительной особенностью этой игры является сочетание сказки и головоломки. Сказка читается перед игрой. Благодаря этому ребенок более активно включается в игру.

3. С одной и той же игрой могут заниматься дети и 2-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простых действий, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

4. Игра всесторонне развивает детей.

Кораблик «Брызг-брызг» представляет собой плоскую деревянную лодочку с 6 мачтами

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. - Многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач.

Играя в кораблик «Брызг-брызг» дети отправятся в захватывающее морское путешествие. В процессе игры у родителей есть возможность эмоционально сблизиться с ребенком.

В основе игры лежит сказка о капитане Гусе и матросе Лягушке. С ними малыш совершает удивительное путешествие. Во время приключений, которые ожидают героев, ребенку предлагаются различные задания.

Пособие является многофункциональным. Это отличная замена обычной пирамидке.

С его помощью:

Малыш будет определять цвета;

Научится сортировать предметы, с учетом количества, цвета и размеров;

Сформируются начальные математические представления;

Интеллект: внимание, память, мышление, речь, восприятие (цвет, размер);

Будет развиваться тактильная восприимчивость и мелкая моторика.

Спасибо за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Кораблик «Брызг-брызг»

своими руками по В.В.Воскобовичу

Сегодня, я хочу рассказать Вам о развивающей игре своими руками по Вячеславу Вадимовичу Воскобовичу «Кораблик «Брызг-брызг».

Эта игра:

1. Яркая, красочная, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.

2. Отличительной особенностью этой игры является сочетание сказки и головоломки. Сказка читается перед игрой. Благодаря этому ребенок более активно включается в игру.

3. С одной и той же игрой могут заниматься дети и 2-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простых действий, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

4. Игра всесторонне развивает детей.

Кораблик «Брызг-брызг» представляет собой плоскую деревянную лодочку с 6 мачтами (кораблик я сделала из потолочных плит, на них наклеила из цветного картона кружочки, а также из цветного картона сделала флажки того же цвета что и кружочки. Так как мои дети 2-х летнего возраста, я взяла основные цвета -красный, желтый, зеленый, синий. Каждая мачта имеет разную высоту – от 1 до 6 флажков. Я сделала 3 кораблика, чтобы играть коллективно).

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. - Многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач.

Играя в кораблик «Брызг-брызг» дети отправятся в захватывающее морское путешествие. В процессе игры у родителей есть возможность эмоционально сблизиться с ребенком.

В основе игры лежит сказка о капитане Гусе и матросе Лягушке. С ними малыш совершает удивительное путешествие. Во время приключений, которые ожидают героев, ребенку предлагаются различные задания. (например: познакомиться с основными цветами очень легко, раскладывая яркие флажки на мачты. Мачты можно сравнивать по высоте: какая самая высокая, самая низкая? Матросы выполняют команду капитана. Рассматриваем расположением флажков по диагонали, по вертикали, по горизонтали).

Пособие является многофункциональным. Это отличная замена обычной пирамидке.

С его помощью:

Малыш будет определять цвета;

Научится сортировать предметы, с учетом количества, цвета и размеров;