Почему днр и лнр. Что будет, если Россия признает независимость ДНР и ЛНР

Мы живем во время перемен, меняются государственные лидеры, демократия сменяет тоталитаризм…, неизвестно откуда взявшиеся лидеры пытаются создать на основе некогда процветающих областей Восточной Украины какие-то непонятные «народные республики», жителям которых обещаны «золотые горы». Но, эти республики уже существуют почти полгода, а благосостояние населения, которому приходится испытывать прелести жизни в самопровозглашенных «Донецкой» и «Луганской» республиках ухудшается с каждым днем. Почему же слова вождей ДНР-ЛНР расходятся с делом?

Этот вопрос издание "Новости Донбасса" попыталось выяснить у известного украинского ученого историка, доктора исторических наук Игоря Ярославовича Тодорова.

По мнению профессора Тодорова, можно выделить 18 основных тезисов, которые, характеризуют несостоятельность и утопичность насильно созданных на Востоке Украины территориальных образований , так называемых «Донецкой народной республики» (ДНР) и «Луганской народной республики» (ЛНР):

1. С момента самопровозглашения (апрель 2014 года) государственные образования ДНР/ЛНР не признаны ни одной страной-членом ООН.

2. Несмотря на то, что ДНР/ЛНР созданы при непосредственном участии Российской Федерации и того, что открытая поддержка этих образований со стороны РФ продолжается по сей день, указанная страна также не признает ДНР/ЛНР в качестве цивилизованных суверенных государственных образований.

3. Территории, на которых действуют ДНР/ЛНР, попадают под их контроль не мирным путем, а исключительно в результате силового сценария (военный захват), что характерно для преступных режимов.

4. Территории ДНР/ЛНР не имеют четких границ и постоянно меняются, что свидетельствует про их неестественность и чужеродность для зон, где они присутствуют.

5. Сравнение территорий, которые были подконтрольны ДНР/ЛНР во время их самопровозглашения и даже первого месяца существования, с территориями, контролируемыми сепаратистами на данный момент, показывает, что они полностью изменились. Террористы насильно удерживают Донецк и ограниченную местность вокруг него, аналогичная ситуация с Луганском – это свидетельствует про искусственность идеи провозглашения ДНР/ЛНР и отсутствие поддержки со стороны населения.

6. ДНР/ЛНР заявляют, что считают своим весь Донбасс, однако, сепаратисты фактически контролируют только 25% Донецкой и Луганской областей. При этом, на большей части территории Восточной Украины, неподконтрольной силам ДНР/ЛНР эти образования никогда не действовали. По понятным причинам, со стороны руководства ДНР/ЛНР мы не услышим объяснений относительно нежелания населения украинской части Донбасса пригласить ДНР/ЛНР на новые территории. При этом, в регионах Донбасса, не подконтрольных сепаратистам, отмечается полное отсутствие акций поддержки в пользу автономии со стороны мирного населения.

7. Во всех местах временного присутствия вооруженных боевиков ДНР/ЛНР промышленность и инфраструктура разрушены, отмечается полный упадок социальной сферы, появление и увеличение таких видов преступлений и в таких масштабах, какие ранее были не характерны для региона (грабежи, мародерства, незаконные завладения транспортными средствами и т.д.).

8. На территориях, подконтрольных ДНР/ЛНР, не построено ни одного нового промышленного объекта или социальной инфраструктуры, который был бы зарегистрирован и поставлен на учет в соответствующих органах власти (хотя бы подконтрольных сепаратистам) или соответствующих органах налоговой службы, госказначейства, БТИ…

10. Все коммунальные расходы, которые «столицы ДНР/ЛНР» в лице Донецка и Луганска осуществляют для обеспечения функционирования этих мегаполисов, осуществляются за счет средств государственного бюджета Украины. То есть, ДНР/ЛНР не могут обеспечить даже жизнедеятельность «собственных столиц».

11. Наибольшее количество беженцев на Донбассе наблюдается, почему-то на территориях, куда силы ДНР/ЛНР приходят с целью «защиты» местного населения, то есть мирные граждане просто бегут от «своих защитников». Следует отметить, что при этом, после создания ДНР/ЛНР ни один населенный пункт Донбасса не обращался официально в ДНР/ЛНР с просьбой защитить их от украинской власти.

12. Наибольший отток с территории ДНР/ЛНР наблюдается среди трудоспособного населения, значительную часть которого составляет молодежь, которая выбирает для обучения другие регионы Украины (не подконтрольные ДНР/ЛНР). Никому не нужны школьные аттестаты и дипломы ДНР/ЛНР о высшем образовании. То есть существующая и будущая рабочая сила определяет территории ДНР/ЛНР бесперспективными.

13. В условиях отсутствия собственных легальных производителей ДНР/ЛНР существуют за счет средств, законность возникновения которых мировой общественности они доказать не могут (так как, все это – скрытное спонсорство со стороны РФ; средства награбленные Януковичем и его близким окружением; средства, украденные в крымском подразделении Центробанка Украины). То есть, сами ДНР/ЛНР себя прокормить не могут и существуют за счет средств, добытых незаконным путем.

14. Без наличия общей границы с Россией ДНР/ЛНР не смогут существовать, вследствие чего, ДНР/ЛНР действуют не на территории с развитой инфраструктурой и промышленностью (что было бы более понятным), а на территориях наименее развитых районов, причем именно таких, что граничат с РФ.

15. Все населенные пункты, которые вышли из под контроля ДНР/ЛНР, восприняли данный факт с радостью. На их территориях наблюдается подъем проукраинских патриотических настроений и тотальное осуждение ДНР/ЛНР. В таких городах и селах наблюдается мир и восстановление разрушенной инфраструктуры, сюда возвращается жизнь…. В случае повторного проведения у них референдума, аналогичного тому, который состоялся на Востоке Украины 11 мая, уровень поддержки украинской власти был бы намного больше.

16. За все непродолжительное время своего существования ДНР/ЛНР уже успели неоднократно сменить своих руководителей, что свидетельствует об их несостоятельности и неумении управлять государственными процессами.

При этом, значительная часть лидеров ДНР/ЛНР являются гражданами другого государства (РФ), до назначения в ДНР/ЛНР и после освобождения такие лица почему-то на территории самопровозглашенных республик не проживали и сразу же возвращались в Россию. Фактов отказа от гражданства РФ в пользу ДНР/ЛНР от них, тоже ни разу не зафиксировано.

17. В большей своей массе представители ДНР/ЛНР – это боевики. Среди них нет ни одного известного ученого, политика, представителя сферы культуры, искусства или спорта, авторитетного представителя местных громад.

18. ДНР является единственным образованием, которое выпускает на свободу заключенных, которые осуждены за тяжкие преступления. Причем, эти люди (среди которых насильники, маньяки, убийцы) получают оружие и возможность вершить суд над мирным населением.

Таким образом, напрашивается логичный вывод:

ДНР/ЛНР – это вооруженные преступные организации, которые существуют при поддержке России, целью создания которых является не допущение европейской интеграции Украины и создание на территории Украины зоны, полностью контролируемой провластными олигархическими кругами РФ.

Игорь Ярославович Тодоров (3 июля 1959, Дмитриев-Льговский, Курская область, РСФСР) - украинский ученый, историк , доктор исторических наук , профессор кафедры международных отношений и внешней политики Донецкого национального университета , член Донецкого отделения НОШ , заместитель председателя Координационного совета.

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

А этот украинский ученый историк сам то верит в то что написал?

Достаточно давно российские пропагандисты перестали упоминать о провалившемся проекте под названием «Новороссия». Тем не менее по поводу практически идентичных террористических организаций ДНР и ЛНР кремлевские чиновники продолжают упоминать. Представители группы «Информационное сопротивление» уже достаточно давно задавались вопросом о том, почему настоящие руководители оккупационного войска не объединят боевиков в одну сплошную организацию, которая бы при активной поддержке со стороны России существовала на временно захваченной части Донбасса. Настало время разобраться в этом вопросе достаточно подробно.

Нельзя не отметить факт того, что Владимир Путин в своей публичной риторике достаточно часто озвучивал информацию по поводу ДНР и ЛНР, которая не соответствовала действительности. Это объясняется тем, что российский президент в основном получал эти данные от Захарченко, Царева, Губарева и других подобных персонажей. В итоге это приводило к массе стратегических просчетов. Вполне возможно, что и «Новороссия» по той же причине была закрыта.

Существует достаточно интересное экспертное мнение по поводу того, что войну на Донбассе на самом деле можно было бы начать даже без ввода российских солдат и руководителей из состава ГРУ. Для этого достаточно было бы выдать оружие традиционным «донецким» и «луганским», отношения между которыми достаточно давно складывались далеко не самым лучшим образом. Втайне кремлевские власти могли бы даже без нанесения вреда собственной репутации провести переговоры с несколькими лидерами этих украинских областей. Каждому из них можно было бы заплатить, а также подстегнуть его ненависть к другим представителям восточного региона лживыми обвинениями. В результате «луганские» и «донецкие» с огромным удовольствием устроили бы между собой самую кровавую бойню.

Тем не менее, Кремлю нужно было, чтобы эти банды воевали против мирных украинцев и достигали на разных участках одной общей агрессивной цели. Один из самых главных стратегических просчетов Кремля заключается в том, что та самая бойня межу представителями соседних областей спустя полтора года все-таки началась. Естественно, уже слишком поздно говорить об объединении ЛНР и ДНР.

Время также показало, что агрессивной части Донбасса так и не удалось в рядах Вооруженных сил Украины обнаружить афроамериканцев, натовских наемников, поляков и других деятелей, которые были выдуманы лживой кремлевской пропагандой. Вместо этого донбасские вояки начали направлять оружие друг на друга. На некоторых участках с завидной регулярностью происходят боевые столкновения между различными незаконными военизированными группировками. Кто-то начал совершать преступления по типу мародерства не на своем участке, а кому-то просто раньше или больше заплатили за войну. Все эти причины уже неоднократно становились основными катализаторами описанных выше локальных конфликтов.

Несложно догадаться, что мелкие столкновения подняли на абсолютно новый уровень традиционное донецко-луганское противостояние. Стороны винят друг друга во всех смертных грехах, а при наличии оружия и полном отсутствии правосудия они не находят лучшего способа, чем расправляться со своими оппонентами. В конечном итоге та самая «Новороссия» окончательно умерла, фактически так и не родившись вовсе.

Противостояние на Донбассе было всегда.

Деловое издание «Биржевой лидер» отмечает, что на сегодняшний день практически нереально определить, когда именно началось историческое противостояние между «донецкими» и «луганскими». Это сделать очень сложно, наверное, из-за того, что конфликт был всегда, просто в разные времена он то угасал, то снова возрождался. Не стоит исключать вероятность того, что лживая кремлевская риторика также подогрела это противостояние, ведь российские журналисты постоянно называли именно Донецк «младшим братом России», а Луганск, в свою очередь, уже воспринимался общественностью в качестве младшего брата самого Донецка.

Одна из сторон явно не будет находиться под командованием другой, а этот просчет лживых пропагандистов мог стать фатальным. Если вспомнить жестокие 1990-е времена, то они смело могут относиться к «подъему донецких», которые взяли под собственный контроль и соседнюю область. На самом деле «власть меняется» можно было говорить с завидной периодичностью. Это все приводило к усугублению взаимной ненависти.

Когда к власти в Украине пришел Виктор Янукович, то его режим сразу же взял полностью под собственный контроль восточный регион. Достаточно быстро стало ясно, что из государственного бюджета выделяются огромные средства на стремительное развитие Донецка. Результат был виден практически моментально. Луганск в то же время оставался с копейками. Это касалось не только сферы бизнеса или промышленности, ведь местные жители страдали от плохих дорог, слабого освещения, перебоев с подачей газа, воды, маленьких заработных плат и так далее. Жители Луганска решили самыми преступными путями мстить «донецким», поджигая их дома и машины. После начала войны эта злоба приобрела уже вполне конкретный оттенок. После этого никто из «луганских» явно не будет стоять перед бандой Захарченко с протянутой рукой.

Это касается и Донбасса. Для многих непонятно, почему Россия весной 2014 не ввела войска на Юго-Восток, почему и как появились ДНР и ЛНР, почему Донбасс не включается в состав России, почему армия Донбасса и украинская армия не наступают и почему Россия «бросила» Донбасс.

Для объективной оценки и анализа этих событий необходимо, прежде всего, выявить и объяснить причины, приведшие к ним, а для этого стоит вначале кратко напомнить, что же происходило весной 2014 года, с чего начинался Донбасс и чем он закончился.

Госпереворот в Киеве и попытка покорить весь русский Юго-Восток привели к массовым протестам во всех городах от Одессы до Харькова, вылившимся в народное сопротивление путчистам. В Киеве, как и в 2004 году, не учли, что попытка давить на русских только их мобилизует и заставляет объединиться в единый кулак.

Протестующие выдвигают требования о федерализации, создании юго-восточной автономии и статусе русского языка. Требований о выходе из состава Украины практически никто не ставит.

Все происходит спонтанно и неорганизованно, утверждения о том, что протесты были организованы Россией, является глупостью укропропаганды. На этом этапе я был в самой гуще событий, вел переговоры о совместных действиях с Донецком и Луганском и знал изнутри обстановку в движении сопротивления. Российское руководство после решения проблемы Крыма до лета 2014 довольно пассивно реагировало на все происходящее на Юго-Востоке.

В начале марта движение сопротивления разрастается с еще большей силой, своей активностью выделяются три города – Харьков, Донецк и Луганск, начинается захват обладминистраций: 1 марта в Харькове, 3 марта в Донецке, 9 марта в Луганске. Милиция быстро освобождает их, руководители протестов в Донецке и Луганске арестовываются.

После арестов в Донецке и Луганске руководители первой волны Русской весны оттесняются от координации сопротивления, и оно переходит под контроль донецких олигархических структур.

Одновременно 6 апреля в Донецке, Луганске и Харькове вторично производится захват обладминистраций. При массовой поддержке населения 6 апреля провозглашается ДНР и 28 апреля ЛНР, сразу же выходит совместное обращение республик к России ввести войска. Так на волне искреннего народного протеста появляются на свет две олигархические республики, выступившие с провокационными обращениями к России, которая никак не отреагировала на провозглашение республик и их обращение о вводе российских войск.

Захват обладминистраций в Донецке и Луганске прошел безнаказанно, в Киеве отлично знали, кто стоит за республиками. Для ликвидации «очага сепаратизма» киевским властям хватило бы и группы спецназа, но ничего не предпринимается. В Харькове, не пошедшем на поводу у олигархических структур, спецназ из Винницы жестко зачищает обладминистрацию, и 66 активистов сопротивления на несколько лет попадают в тюрьму.

В ДНР и ЛНР 11 мая проводится референдум, на котором голосуют за суверенитет республик, при этом никаких механизмов его реализации не предусматривается. Москва молчит, Киев не признает референдум, но конкретных действий против «сепаратистов» не предпринимает.

Это молчаливое противостояние продолжалось бы и дальше, но неожиданно вмешивается фактор Стрелкова, действовавшего самостоятельно, без подсказки Кремля и без согласования с республиками. Его бросок 12 апреля на Славянск спутал всем планы. До этого Киев сквозь пальцы смотрел на «сепаратистские республики», а тут, почувствовав серьезность намерений, мгновенно нанес 15 апреля удар по Славянску и украинские войска вошли на Донбасс.

Закрепившись в мятежном Славянске, Стрелков производит мягкий дворцовый переворот в ДНР, 15 мая он становится министром обороны ДНР, премьером назначается его соратник Бородай. В начале июня Стрелков осуществляет рывок к российской границе, и 6 июня ополчение выходит на границу с Россией.

В начале июля украинская армия начинает генеральное наступление на Донбасс, перекрывает почти всю российскую границу и практически берет в кольцо Славянск. Стрелков 4 июля совершает блестящий маневр по выводу войск из Славянска и берет под свой контроль Донецк.

В июле положение республик становится критическим, украинская армия стремительно наступает, и 15 июля начинаются обстрелы Донецка. Республики 25 июля обращаются к России и просят поддержки, наконец, они ее получают, и наступление украинской армии останавливается.

К началу августа обстановка складывается так, что мир на Донбассе, а точнее перемирие, нужен был практически всем участникам конфликта. Для начала этих процессов надо было, во-первых, убрать Стрелкова и его команду, назначив на их место подконтрольных Кремлю людей, и, во-вторых, принудить Киев к миру путем нанесения по украинской армии сокрушительного удара, способного поставить ее на грань катастрофы.

Стрелкова и его команду убеждают уйти со своих постов и покинуть республики, на полную мощность запускается «военторг», и ополчение получает поддержку. С отставкой 7–14 августа команды Стрелкова, республики возглавляют подконтрольные Кремлю Захарченко и Плотницкий, которые начинают готовить их к перемирию.

Операция по принуждению Киева к миру началась 15 августа и закончилась сокрушительным поражением украинской армии. В ряде «котлов» сгинули тысячи украинских военных. Продлись бои еще какое-то время, и украинскую армию ожидала неминуемая катастрофа. К концу августа были созданы все условия для начала мирных переговоров.

Переговоры закончились подписанием 5 сентября Минских соглашений. Мир на Донбассе не наступил, он и не мог наступить, поскольку ни одна из сторон конфликта не достигла своих целей и все подписанты изначально не собирались выполнять соглашения.

Приведенная хронология показывает, как непросто и неоднозначно складывалась ситуация на Донбассе и Юго-Востоке в целом. События, предшествующие перевороту в Киеве, показали неуклонное стремление всех украинских элит увести страну в сферу влияния Запада. Российское влияние ослабевало с каждым годом, украинское общество уже было подготовлено к неизбежному, и в качестве спускового механизма сработал хорошо подготовленный переворот.

Как и в 2004 году, население Юго-Востока не приняло переворот, и начались массовые протесты, размаха и последствий которых никто не ожидал. Тем не менее они были обречены, поскольку все украинские элиты работали на Запад, объединить протесты внутри страны было некому, а извне Россия не предпринимала конкретных шагов по их консолидации и поддержке.

Понимая, что Украина превращается в американский протекторат, Россия мгновенно вернула себе то, что ни при каких обстоятельствах нельзя было отдавать американцам, – Крым. Вернуть больше у России, по всей видимости, не было ни сил, ни возможностей. За такую дерзость, как недавно подтвердил Путин, Запад, естественно, начал мощное политическое и финансово-экономическое давление на Россию.

Организация сопротивления во главе с Януковичем, которая должна была начаться 22 февраля на съезде в Харькове, провалилась, а принимать меры по возвращению еще какой-то территории в планы Кремля явно не входило.

На последующих этапах, когда протесты вылились в движение сопротивления путчистам и приняли необратимый характер, России пришлось вмешиваться в эти события и действовать по ситуации.

Следует также отметить, что события в Крыму, на Донбассе, в Харькове и Одессе никак не были связаны между собой и руководились по-разному. В Крыму действовало государство российское, на Донбассе все взяли под свой контроль украинские олигархические структуры, а в Харькове и Одессе во главе движения сопротивления встали независимые идейно мотивированные народные лидеры, оказавшиеся во главе процесса совершенно спонтанно.

Во всех этих событиях Донбассу досталась самая нелегкая доля, ему пришлось пройти тяжелый путь от мирного противостояния до ведения полномасштабной войны. Власть в республиках трижды менялась, с апреля по май правил олигархат, с мая по август – команда Стрелкова, с августа – уполномоченные Кремля. Соответственно, и цели решались совершенно разные.

На Донбассе спонтанный протест населения был перехвачен украинскими олигархическими структурами в своих корыстных целях. Для отстаивания перед путчистами своих бизнес-интересов они решили создать подконтрольные себе республики и, поторговавшись, на выгодных для себя условиях сдать их путчистам. Такую же операцию они провели в 2004 году, создав Украинскую юго-восточную республику и потом успешно сдав ее Ющенко.

Провозглашение республик и проведение референдума о выходе их из состава Украины было сделано не по команде Кремля, а вопреки его рекомендации не делать этого. Потом Кремль сделал неудачную попытку в апреле перехватить инициативу у самопровозглашенных республик проектом «Новороссия» во главе с Олегом Царевым, но руководство ДНР и ЛНР ожесточенно сопротивлялось и проект в августе пришлось закрыть.

Подоплеку «сепаратизма» на Донбассе в Киеве отлично знали и не предпринимали никаких мер, до фактора Стрелкова республики жили на Донбассе в каком-то своем мире, параллельном всей остальной Украине.

Олигархическое руководство, по всей видимости, добилось бы своего и сдало бы республики в торге с путчистами, но неожиданно вмешался фактор Стрелкова и спутал все планы.

Стрелков организовал героическую оборону Славянска и на деле доказал возможность эффективного противостояния ополченцев наступающим украинским войскам, обеспечив выход к российской границе, он перевел ополчение в другое качество и это стало переломным моментом в формировании армии Донбасса.

Взяв под контроль республики, группа Стрелкова начали возвращать ДНР и ЛНР в лоно народного сопротивления. Это изрядно напугало олигархические кланы: так, Ахметов попытался призвать рабочих не признавать власть ДНР и начать бессрочную забастовку, но его уже никто не слушал.

Став символом сопротивления Донбасса и почувствовав вкус побед, Стрелков начинает внедрять крамольную мысль о создании на основе ополчения ДНР и ЛНР будущей армии освобождения Украины, которая должна дойти до Киева и даже до Львова, чем и стал опасен для очень многих.

Доведение ситуации на Донбассе до войны, по всей видимости, не входило в планы Москвы, Киева и олигархического руководства республик, но вмешался фактор Стрелкова, и война стала неизбежной. Он организовал вооруженное народное сопротивление путчистам и тем самым вынудил их пойти на ответные радикальные меры. Не будь этого, вряд ли бы дело дошло до войны.

С другой стороны, без этого фактора республики наверняка были бы сданы путчистам, как это было в 2004, и на Донбассе сейчас бы правил нацистский режим со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, что лучше для жителей этого региона: война или массовый террор со стороны путчистов – неизвестно.

Летом 2014 ситуация зашла слишком далеко, действенной военной помощи республикам Россия не оказывала, украинская армия воспользовалась этим, перешла в наступление и в июле имела реальную возможность захватить и ликвидировать республики. Силы были слишком неравные.

Россия, естественно, не могла этого допустить, так как, во-первых, ликвидация республик была бы оглушительным поражением России, во-вторых, на Донбассе установился бы нацистский террор и, в-третьих, Украина неизбежно стала бы военным плацдармом НАТО.

По всей видимости, тогда и было принято решение включить на полную мощность «военторг», отстранить команду Стрелкова, привести к руководству республик лояльных Кремлю людей, силой принудить Киев к миру и подписать мирный договор. В дальнейшем все так и произошло. В итоге на свет появились Минские соглашения.

Судя по всему, Кремль поставил цель остановить активную фазу гражданской войны на Донбассе и заморозить военное противостояние. Таким образом, Донбасс стал якорем, который не дает возможности Украине интегрироваться в евроатлантические структуры. И, по сути, нынешний украинский режим и курирующий его Запад сами создали этот «якорь», организовав госпереворот и развязав гражданскую войну.

Понятное дело, что включить Донбасс в состав России в сложившихся условиях невозможно. Изначально это и не планировалось. Для этого нет необходимых политических и стратегических предпосылок.

Но на Донбассе после всех этих событий сформирована и обстреляна армия, костяк которой составляют местные жители. Она боеспособна и может решать многие задачи. Однако вести наступательные операции против поддерживаемой Западом украинской армии пока еще не может, к тому же это не входит в планы Кремля. Но и украинская армия также наступать не может, поскольку знает, что за спиной Донбасса – сила и мощь России. В Киеве еще не забыли разгром в августе 2014. Наступать в такой ситуации может только безумец.

Да и время не пришло для слома нацистского режима, он пока еще не настолько прогнил, чтобы рухнуть под натиском народа. Поэтому армии ДНР-ЛНР и не отдается приказ наступать. Думаю, что ее ждут куда более серьезные задачи по освобождению всей Украины. Всему свое время.

Апофеозом торжества Донбасса над Украиной стал парад Победы в Донецке, на котором гордо прошли победители и была прогнана под конвоем колонна украинских военнопленных. Это стало символом превосходства Донбасса над Украиной.

Теперь к вопросам «сдала или не сдала Россия Донбасс» и «почему она ему не помогает».

Чтобы ответить на него, необходимо понимать, что есть интересы России и есть интересы Донбасса, и они не всегда совпадают. Путин уже неоднократно заявлял, что вся его деятельность направлена на обеспечение интересов России и ее народа. Это его главная задача.

Интересы Донбасса как части целого иногда могут противоречить интересам России как целого, и примеров этого более чем достаточно. Понятное дело, что для Москвы интересы России выше интересов Донбасса. Но при этом российское руководство делает все от него возможное, чтобы поддержать и защитить Донбасс, но не в ущерб российским интересам. Если бы Москва не поддерживала самопровозглашенные республики, ДНР и ЛНР уже давно бы были уничтожены киевским режимом, а на Донбассе царил тотальный кровавый террор. Поддержка народных протестов на Юго-Востоке и участие России в снабжении армии Донбасса оружием и боеприпасами спровоцировали западные санкции против России, от которых серьезно страдает российская экономика. Руководство России несет и политические издержки: Путина не допускают на саммиты руководителей великих держав, делегацию России исключили из ПАСЕ и на всех международных саммитах Россию постоянно клеймят за «оккупацию» Донбасса.

За поддержку Донбасса Россия несет немалые потери, от которых страдает ее народ, и это надо учитывать. У России есть свои интересы и на Западе, она участник геополитических процессов во всем мире, решает проблему Сирии и Ближнего Востока, прокладывает трансконтинентальные газопроводы и снабжает Европу газом. Все это происходит с участием стран Запада, и рушить отношения с ними из-за Донбасса никто не позволит.

Реальную поддержку Донбассу Россия, конечно же, оказывает, начиная от военных советников, поставок вооружений, снаряжения, транспортных средств, снабжения газом и ГСМ, введением в качестве местной валюты российского рубля, субсидированием социальных расходов республик, содержанием местного госаппарата и многими другими расходами, о которых просто не говорят. Республики выстояли и живут в основном только благодаря помощи России.

Поэтому надо понимать, что, понеся такие потери и издержки, Россия ни при какой ситуации не сдаст Донбасс. Это будет ее стратегическим поражением в противостоянии с Западом. Кроме того, в Москве не забывают, что на Донбассе живут русские люди. В связи с этим Киеву с донбасской территорией и населением придется распрощаться навсегда.

В свою очередь народ Донбасса после всего перенесенного и выстраданного остался верен своим идеалам в противостоянии с нацистским режимом Украины. Отношение к России можно оценить по громадному баннеру, висящему на одном из центральных проспектов Донецка «У нас всех одна Родина – Россия!», этим все сказано. Народ Донбасса не забыл свои исторические корни и хорошо помнит, кто в решающий момент нацистской агрессии из Киева помог остановить рвущихся на Донбасс головорезов.

За мужество и стойкость низкий поклон непокоренному Донбассу! Он сражается и умирает за всех нас, за Харьков и Одессу, за всех, кто остался по другую сторону линии фронта! Именно Донбасс стал плацдармом и форпостом борьбы с украинским нацизмом, он защищает границы Русского мира и расплачивается своей кровью за наше общее будущее!
В заключение несколько штрихов к сегодняшнему Донбассу. Спустя почти четыре года я попал в Донецк прямо из тюремной камеры при обмене пленными. Город приютил, обогрел нас и подлечил в меру своих возможностей. Донецк впечатлил меня своей стойкостью к невзгодам и стремлением стоять до конца за свое право жить свободно, а не стоя на коленях перед презираемой властью. Что, кстати, сейчас делает население всех остальных украинских территорий.

Телевидение Украины пичкает всех информацией, что на Донбассе бандитский разгул, люди голодают и город опустел. По этому поводу могу сказать, что пьяных, нищих и голодающих на улицах города я не видел, а полки в магазинах ломятся от продуктов.

Надо отдать должное местной власти: при всех колоссальных проблемах они за три года смогли удержать город от разрухи, а население – от нищеты и мародерства. Жизнь в республике налаживается, люди работают, получают зарплату, пенсии и пособия, а дети ходят в школу и институты. Жизнь там трудно назвать чудесной, но она и не катастрофическая.

Донбасс строит свое государство, его можно называть псевдогосударством, бандитской властью и исчадием ада, но он выбрал свой путь, заплатил за это большой кровью и не собирается со своего пути сворачивать.

После трехлетней войны с Украиной и тысяч смертей лишь при одном упоминании о возможном возвращении в Украину резко звучит ответ: нам дороги туда нет, если будет надо, мы все возьмемся за оружие, но назад не вернемся!

У подножия высоты два села: Саур-Могила и Степановка. Так вот, они были просто растерзаны снарядами и ракетами. Южная оконечность Саур-Могилы была практически сметена, остались только фундаменты домов. Степановка пострадала еще больше, на всем протяжении села были участки, где от групп домов и построек остались только остовы, громадные проломы зияют в стенах и крышах от прямых попаданий снарядов, не устояли даже печные трубы, их просто сметало мощными взрывами.

Кое-где оставались целые дома, и в них еще жили люди! Понимаю, здесь прошла война и без потерь на войне не бывает. А этих за что!? Ведь это мирные селяне, спокойно жившие на этой земле! И сколько их здесь полегло? Да и кто их считал!

Два уничтоженных села наглядно демонстрируют, как дорого Донбасс заплатил за свою свободу, и трудно себе представить, что народ и эта земля могут быть покорены убогими укронацистами, которые и не представляют, какая сила им противостоит.

Разговоров о статусе непризнанных Луганской и Донецкой народных республик ведутся без малого пять лет. И каждый раз на чаще весов оказывается нечто, что заставляет даже самых бывалых оптимистов признавать: официальная Москва пока не готова признать ЛНР и ДНР, и уж тем более принять эти территории по примеру Крыма в свой состав. О причинах, предпосылках и тонкой геополитической игре сказано и написано уже немало, поэтому вкапываться в глубь этой проблемы сегодня не хотелось бы. Хотелось бы, напротив, обратить внимание на почти никем не замеченный факт, который вполне может свидетельствовать об одном – в России решили признавать республики мягким путем. И пионером в этом деле, судя по всему, станет Орловская область. Примечательно, что сам регион даже не имеет общей границы с непризнанными республиками на востоке Украины. К примеру, от той же Луганской республики ее отделяют Брянская и Курская области. Тем интересней выглядит недавнее наше открытие.

Итак, на сайте Правительства Орловской области в минувшую среду был опубликован один занимательный документ. Речь идет об указе №387 от 11 июля текущего года за подписью исполняющего обязанности главы региона Андрея Клычкова. И.о. губернатора, как выяснилось, подписал указ «О создании специальной рабочей группы по интеграционному взаимодействию с Луганской и Донецкой народными республиками». Вот тебе бабушка и юрьев день, откликнутся голосами миллионы скептиков. Казалось бы, откуда такое рвение к почти формальному признанию какого-никакого статуса республик и попытки взаимной интеграции с ними у властей российской области, которая с ЛДНР даже не граничит? Но в действительности ситуацию можно оценивать как попытку прощупать общие настроения и попытаться мягко перейти к вопросу обсуждения будущего статуса этих «неспокойных» пока территорий.

Все более чем серьезно

Для тех, кому захотелось назвать указ и.о. губернатора Клычкова показательной бумагой, не имеющей под собой никаких перспектив, попробуем разъяснить более подробно.

Дело в том, что к публикации с наименованием указа прикреплен небольшой архив с тремя вложенными документами. Первый из них является самим указом №387 от 11 июля 2018 года за подписью Клычкова. Два других – приложения к указу, в тексте которых определяется состав и положение о рабочей группе. Проще говоря, интеграционный процесс между одном из субъектов Российской Федерации и двумя непризнанными республиками на востоке Украины хотят запустить всерьез и надолго. А это уже повод задуматься над тем, как скоро на такие шаги пойдут и другие регионы России, и прежде всего те, что имеют общие границы с ДНР и ЛНР.

Рассуждать о перспективах и реальном применении указа губернатора Орловской области на данный момент крайне сложно. Но серьезность планов местных властей легко прослеживается по тем же дополнениями к указу. К примеру, состав рабочей группы со стороны Орловской области не просто определен – в него вошли едва ли не первые лица региона. Здесь, к примеру, значатся имена первого замгубернатора и председателя областного правительства Бударина (ему же доверено руководить группой), зампредседателя областного правительства по внутренней политике Ерохина, глав многочисленные департаментов и управлений и даже представителей орловской городской администрации. Всего в составе группы порядка полутора десятков высокопоставленных чиновников, поэтому воспринимать ее, как попытку просто нашуметь в информационном поле никак не получается. Особенно, если принимать во внимание столь занимательный факт, сам документ был подписан и опубликован как-то по-тихому, чтобы не вызывать слишком уж большого резонанса и активного обсуждения.

Вторым дополнением к губернаторскому указу определены права, обязанности и полномочия рабочей группы. В этом случае все несколько пространно, однако, следует предположить, что уже после первых нескольких ее заседаний документ будет дополнен и обретет более конкретный вид и законченную редакцию. А дальше – дело за малым, - время ожидать встречных шагов от представителей непризнанных республик, которые, то и дело, сетуют на недостаточно активную позицию России в отношении статуса образований.

Сам Клычков, к слову, позднее заявил, что это решение не имеет никакого отношения к международному правовому статусу непризнанных республик и является логическим продолжением партнерства между соседними регионами. Федеральные российские власти на это никак не отреагировали, однако статус официального указа губернатора говорит о том, что документ нацелен на что-то явно большее, чем обычная «соседская помощь». Возможно, дело действительно сдвинулось с мертвой точки и однажды обретет вполне отчетливые очертания, а пока остается ждать.

В марте интернет-издание DNR‑live провело соцопрос среди жителей Донецкой республики. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Покинули бы Вы территорию ДНР, если бы была такая возможность?» Выяснилось, что отправиться в Россию готов приблизительно каждый пятый (21%), в Украину предпочитают переехать 7,6% опрошенных, еще 14,6% переехали бы в другую страну. То есть исходя из результатов опроса покинуть территорию республики в общей сложности готовы порядка 43% - это на 8% больше, чем количество людей, которые твердо намерены здесь остаться.

«Наиболее сильные эмиграционные настроения среди молодежи - 18–25 лет, - отмечает DNR‑live. - Причем большинство молодых людей хотят переехать в страны дальнего зарубежья. На Украину хотят переехать, как правило, пенсионеры. Менее подвержены эмиграционным настроениям респонденты в возрасте 36–45 лет». Как бы то ни было, результаты соцопроса свидетельствуют о тяжелом финансовом положении местных жителей и о том, что многие уже не надеются найти свое место под солнцем в Донецкой республике. Тем не менее определенные слои населения ДНР чувствуют себя весьма неплохо. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, кому в ДНР жить хорошо, а кому - не очень.

Кто получает больше всех?

По состоянию на октябрь 2017 года, если верить сообщениям Министерства труда и социальной политики, средняя зарплата в ДНР составила 10,13 тыс. рублей. По сравнению с августом 2016 года она увеличилась на 22%. Многие жители республики на эти цифры наверняка посмотрят с недоумением, ведь зарплата в 10 тыс. считается здесь скорее хорошей, а не средней. Но это тот самый случай, когда мы говорим о средней температуре по больнице.

Мониторинг зарплат в ДНР демонстрирует, что самые высокие оклады сегодня предлагают заведующему сектором балансов и дистрибуции электроэнергии (25,6 тыс. рублей), подземному электрослесарю (23 тыс. рублей), проходчику (20,5 тыс. рублей), программисту (до 25 тыс. рублей), специалисту по недвижимости (от 20 до 40 тыс. рублей). В то же время представители целого ряда профессий могут рассчитывать на зарплату до 10 тыс. рублей: слесарь, столяр, пекарь, резчик по дереву, тракторист-механик, строитель, электрик, мастер по ремонту бытовой техники. Средняя оплата труда медперсонала разных направлений составляет 5,3 тыс. рублей. От 4 до 5 тыс. рублей получают дворник, закройщик, электромонтер, лифтер, уборщица. Зарплата учителей зависит от нагрузки и количества часов, но тоже остается, мягко говоря, скромной.

Результаты мониторинга, впрочем, нельзя назвать объективными: статистика основана только на данных Республиканского центра занятости и специализированных сайтов по поиску работы. В том же исследовании упоминается, что средняя зарплата в Центре занятости составляет всего 6,2 тыс. рублей. Тогда почему министр труда и социальной политики ДНР Лариса Толстыкина приводит другую цифру? Потому что самые «хлебные» по нынешним меркам места уже разобраны.

О каких местах идет речь? Прежде всего, о вакансиях на государственной службе и в силовых структурах. Этот момент в мониторинге DNR‑live обойден стороной. Винить журналистов не стоит: конкретные суммы неизвестны, этой информации нет в открытом доступе, но для местных жителей не секрет, что государство довольно щедро по нынешним меркам вознаграждает своих служащих. Неплохие оклады даже в маленьких городах получают сотрудники налоговой инспекции, Министерства государственной безопасности, Министерства чрезвычайных ситуаций, прокуратуры. Рядовые военнослужащие, как известно, зарабатывают 15 тыс. рублей (командиры, разумеется, больше), при этом содержатся на довольствии.

Разумеется, ничего необычного в этом нет: хотя бы из соображений безопасности любое государство (тем более воюющее) вынуждено обеспечивать достаток тем, кто защищает его интересы.

Еще одна сравнительно немногочисленная категория обеспеченных граждан в ДНР - физические лица-предприниматели. Малый и средний бизнес в республике заметно оживился в 2015–2016 годах, когда для этого сложились благоприятные условия. Те, кто ловили момент и сумели наладить работу своих предприятий, сегодня пожинают плоды.

К числу тех, кому не стоит жаловаться на жизнь в ДНР, можно отнести и некоторых пенсионеров, получающих пенсию и на Украине, и в республике. Но такая перспективе сопряжена с постоянными пересечениями линии разграничения, поэтому открывается отнюдь не для всех. Многим приходится довольствоваться минимальной пенсией в 2,9 тыс. рублей. Студентам республиканских вузов тоже приходится несладко: если в довоенное время размер стипендии составлял почти 100 долларов (и на эти деньги при желании можно было прожить), то сегодня студент бюджетной формы обучения может рассчитывать на 1,5 тыс. рублей.

Пожалуй, в отдельную категорию граждан стоит выделить тех, кто регулярно ездит в Россию на заработки. Количество этих людей увеличилось весной прошлого года, когда простаивали предприятия, перешедшие под внешнее управление ДНР. По возвращении домой многие из них пытаются найти работу в родном городе, но не всегда находят или же просто не соглашаются с условиями оплаты труда. Высокий уровень безработицы, разумеется, не способствует стремительному росту зарплат: даже на более чем скромный оклад здесь наверняка будет претендовать не один человек.

Не всё так плохо?

В целом одной из острых проблем Донецкой республики остается проблема неравенства доходов. Сторонний наблюдатель, прогуливаясь по Донецку, увидит немало сияющих иномарок, шикарных ресторанов и людей, одетых в явно недешевые «шмотки». Невольно можно поймать себя на мысли, что город богатый. Но это поверхностный взгляд. С одной стороны, Донбасс до сих пор пользуется богатствами, накопленными в мирное время, когда регион действительно считался успешным (отсюда внешние атрибуты обеспеченности вроде машин, ресторанов, отелей и т. д.). С другой стороны, при беглом взгляде на тот же Донецк за кадром остаются люди с мизерными доходами, которых в республике немало.

Разница в доходах между бедными и богатыми - явление, характерное для всех стран на постсоветском пространстве. Нельзя сказать, что в Донбассе за годы существования ДНР эта проблема усугубилась. Скорее наоборот: крупный бизнес и банковский сектор ушли из региона, поэтому откровенных «буржуев» здесь не осталось (или осталось очень мало).

Но и реальные доходы большей части населения по сравнению с довоенным временем упали. Следовательно, в «минусе» оказались все, и бедным людям едва ли служит утешением тот факт, что «богатые тоже плачут».

Ситуация в регионе, впрочем, не такая ужасная, как это показывают украинские СМИ. В излюбленной ими парадигме «цены московские, а зарплаты даже не украинские» кроется явный подвох: с украинскими и московскими реалиями сравниваются только отдельные стороны жизни. Известно, к примеру, что продукты питания на Украине стоят дешевле, чем в ДНР, хотя в последнее время уровни цен начинают выравниваться. Некоторые товары (яйца, крупы, хлебные изделия, определенные овощи) на Украине дороже. Сопоставление цен на медицинские препараты зачастую также оказывается не в пользу Украины.

В 2015 году злопыхатели высмеивали ситуацию с отсутствием в республике бензина, когда перед заправками выстраивались километровые очереди. Но сегодня эта проблема решена полностью, а все марки бензина в ДНР стоят дешевле, чем на Украине. Дешевыми в сравнении с другими странами постсоветского пространства остаются услуги общественного транспорта. Проезд в автобусе городского маршрута в Донецке обходится в 8–10 рублей (против 7–8 гривен в Харькове), билет на трамвай или троллейбус стоит 3 рубля, в некоторых городах ДНР - всего 2 рубля.

Еще одна тема, которую старательно обходят недоброжелатели республики, - это «коммуналка». Несмотря на все пороки местной власти, стоит отметить, что за годы войны они ни разу не пересматривали коммунальные тарифы: цены за газ, воду, электричество, отопление, вывоз мусора остались на прежнем уровне. При этом к неплательщикам в ДНР проявляют поразительную лояльность, коммунальными услугами продолжают пользоваться даже те, кто не оплачивал их годами. В последнее время власти пытаются решить эту проблему, но к радикальным методам опять-таки не прибегают. От неплательщиков требуют лишь начать погашать задолженность по мере возможностей. Ситуация резко контрастирует с тем, что происходит на Украине, где коммунальные тарифы выросли в разы, а за накопление задолженностей можно и вовсе лишиться жилья.

В заключение

Несомненно, война в Донбассе обрушила экономику региона и повлекла за собой резкое снижение доходов населения. За прошедшие четыре года государство не сумело принципиально изменить ситуацию, поэтому местные жители в большинстве своем не испытывают оптимизма. Но это не значит, что они живут в беспросветной нищете. Как ни странно, для кого-то в новых условиях открылись новые возможности, кто-то едет на заработки, кто-то приноровился получать две пенсии. Жизнь в непризнанной республике, так или иначе, продолжается.