Половые признаки и гендерные роли. Половая принадлежность

ПСИХОЛОГИЯ

Л. В. Шабанов, И. Л. Шелехов, Н. Н. Рубан

ПОЛОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ

РАЗЛИЧНОГОТИПА

Рассматривается физиологический пол как совокупность анатомо-физиологических признаков особей одного вида и гендер как социальный пол. Делается обзор вышеперечисленных терминов, на основании которых формируется половая идентичность личности, т. е. особая принадлежность к определенному полу, как результат сложного биосоциального процесса соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

Ключевые слова: половая идентичность, биологический пол, социальный пол, социализация, гендер.

Исторически в различных культурах на основании половых признаков сформировалось разделение людей на мужчин и женщин. Социально-культурные изменения последних лет фиксируют значительное изменение мужских и женских ролей в социуме. В связи с этим появляется необходимость введения и четкого разграничения понятий «пол» и «гендер».

«Пол» и «половые свойства» обозначают диффе-ренцировку мужчины и женщины: «секс», «сексуальные свойства» подразумевают сексуально-эротические свойства . Итак, пол (англ. sex): а) биологически - совокупность контрастирующих анатомофизиологических признаков особей одного вида; б) социально - комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины. Пол строится на хромосомных, гормональных и физиологических особенностях человека как организма и указывает на его биологический статус. Физиологический пол будущего ребенка формируется в пренатальный период .

«Гендер» (от лат. genus - «род») - обозначение пола как социального явления; вся совокупность психологических свойств, отличающих мужчину от женщины. В гносеологическом плане «гендер» (от греч. yevoo - «генос») происхождение, материальный носитель наследственности . Термин «гендер» употребляется для обозначения пола как социального понятия и явления, в отличие от чисто биологического понимания пола. Гендер указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения полоролевых особенностей взаимоотношений с социальной средой, характерных для различных индивидуумов (мужчин и женщин) .

Американский социолог Э. Гидденс считает, что «если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие “гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Таким образом, существу-

ет два пола (мужской и женский) и четыре рода (ан-дрогинный, маскулинный, феминный, недифференцированный)» .

Так как мы рассматриваем отношения полов в области психологии различий, то важно рассмотреть тот путь, которым мужчина и женщина приходят к специфическим проявлениям в межличностных и межгрупповых отношениях.

Большинство житейских представлений сводится к тому, что пол, половая принадлежность человеку дается чисто биологически. Но «половая идентичность», т. е. осознанная принадлежность к определенному полу, - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания .

Этот процесс разделяется на ряд последовательных стадий, каждая из которых выполняет свои специфические задачи, причем результаты критических периодов принципиально необратимы, с точки зрения американского сексолога Д. Мани. Ее идея: «для создания самца требуются дополнительные усилия. На всех критический стадиях развития, если орган не получил дополнительного сигнала, половая диффе-ренцировка автоматически идет по женскому типу. То есть социальные факторы и самосознание - лишь надстройка над тем, что каждому человеку дано природой» .

В постнатальном онтогенезе анатомо-физиологи-ческие особенности задают определенную программу развития, детерминируя определение (паспортного) пола новорожденного. Это определяет, в соответствии с какой половой ролью (мужской или женской) должен воспитываться ребенок (пол воспитания). Таким образом начинается половая социализация ребенка, т. е. обучение ребенка половой роли.

Психологический пол личности (этот термин в отечественной психологии впервые использован А. Г. Ас-моловым) является системным качеством, обусловленным в большинстве случаев биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокуль-

турными традициями воспитания и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальные характеристики, особенности воспитания, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности .

Под половой ролью понимают систему нормативов, ожиданий, моделей поведения, которую индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали представители того или другого пола.

Половая роль в свою очередь является моделью поведения, которую инливид должен усвоить и в дальнейшем соответствовать ей, чтобы его признали в обществе мужчиной или женщиной .

Половая социализация зависит от норм и обычаев общества и культуры. В нее входят:

1. Система дифференциации половых ролей (половое разделение труда, половые предписания, права и обязанности мужчин и женщин).

2. Система стереотипов маскулинности и феминин-ности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины .

Маскулинность и фемининность (от латинского «та8сиНпш» - мужской и «Гетттш» - женский) -нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей .

Гендерная идентичность - это единство поведения и самосознания индивида, относящего себя к определенному полу и ориентирующегося на определенную половую роль . Гендерная идентичность основывается на соматических признаках (особенности строения тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Гендерная идентичность - это категория, которая определяет место индивида в трехмерном пространстве, образованном осями «маскулинное - фемининное», «социальное - индивидуальное», «филогенетическое - онтогенетическое» .

Исследования гендерной идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается прежде всего как осознание подростком позиции собственного «Я» по отношению к неким образам-эталонам пола . Доказано, что низкая дифференцированность эталонов снижает влияние гендерной идентичности как механизма, регулирующего поведение подростка .

Гендерная идентичность связана со структурой личности. Пубертатный период является критическим из-за того, что обнаруживается и закрепляется не только гендерная, но и сексуальная идентичность, или, другими словами, психосексуальная направленность личности .

С точки зрения эпигенетической теории Э. Эриксона, на 5-й стадии психосоциального развития (формируется ЭГО-идентичность - ролевое смешение) по-

иск идентичности может быть трудным процессом для индивида из-за влияния на него определенных групп людей и их сексуальных ориентиров. Под влиянием социальных групп, несущих размытую дифференциацию пола, может наступить кризис идентичности.

Кризис идентичности пола в данном случае можно рассматривать как фиксацию на этой стадии формирования личности.

В случае фиксации недифференцированного пола наступает 6-я стадия - «интимности - изоляции». Данная стадия опасна для личности излишней поглощенностью собой или избеганием межличностных отношений .

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Психологи исследуют их, анализируя четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли .

Таким образом, гендер является сложным социокультурным феноменом, обусловливающим различия в ролевом поведении, в ментальных и эмоциональных характеристиках между мужчиной и женщиной, конструируемых обществом. Под влиянием различных социальных условий может формироваться различная гендерная идентичность.

Нами проведено исследование гендерной идентичности с использованием «Опросника гендерных ролей» С. Бем, адаптированного Е. М. Дубовской и

О. А. Г аврилицей. Опросник С. Бем (а также его модификация) основан на следующих концептуальных положениях:

1. Конструкты маскулинности и фемининности не есть альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а являются независимыми измерениями.

2. Субъект в процессе социализации усваивает социальные конструкты маскулинности - фемининно-сти в качестве рамки/схемы для конструирования собственной личности и интерпретации окружающих явлений.

3. Поскольку маскулинность и фемининность являются социокультурными феноменами, то конструкты теста должны включать семантические единицы, характеризующие представления конкретного общества о маскулинности и фемининности.

Данный инструментарий содержит перечень из 60 качеств, 20 из них отражают маскулинные качества, 20 - фемининные и 20 - нейтральные. Он позволяет измерить показатели фемининности и маскулинности путем самоопределения респондентами выраженности у себя тех или иных качеств по 20-балльной шкале с последующим переводом в систему категориальной оценки «высокий» (ВМ/ ВФ) - «низкий» (НМ/ НФ). В этой системе оценки индивидуальные показатели фе-мининности и маскулинности, близкие к медиане или превышающие ее, считаются «высокими»; показатели меньшие, чем медиана, считаются «низкими». Таким образом, могут быть выделены четыре гендер-

ных типа личности: маскулинный тип (сочетание ВМ с НФ), фемининный тип (НМ - ВФ), андрогинный тип (ВМ - ВФ) и неопределенный тип (НМ - НФ).

Для удобства вычислений и математико-статистической обработки результатов исследований Е. М. Ду-бовской и О. А. Г аврилицей было предложено респондентам оценить качества по 4-балльной шкале. При этом учитывалось, чтобы изменение оценочной шкалы не могло повлиять на интерпретацию данных. Критерии оценки немного расширились, что помогло более тщательно проанализировать данные испытуемых и получить достоверную картину психологического пола. Подсчет результатов происходил следующим образом: первое, что необходимо было сделать, это подсчитать сумму баллов по маскулинным качествами и по фемининным качествам; второе - вычислить индекс андрогинии по следующей формуле: И = М / Ф, где М - сумма баллов по маскулинным качествам, Ф - сумма баллов по фемининным качествам, И - индекс андрогинии.

Следующим шагом было определение срединных показателей (медиан) по показателям маскулинности и фемининности, а затем определяется гендерный тип подростков из разных семей.

Рассмотрим гендерную идентичность подростков из разных семей.

1) Гендерная идентичность (маскулинность и фе-мининность) мальчиков и девочек 7-9 классов из православных семей.

Средние значения маскулинности мальчиков по мере взросления возрастают: в 7-м классе - 41.71, в 8-м -43, в 9-м - 48.85 балла; средние значения фемининности мальчиков: 7-й класс - 31.28, 8-й - 31, 9-й - 34.71 балла. Маскулинность девочек из православных семей: 7-й класс - 34.2, 8-й - 34.5, 9-й - 38.2 балла.

Фемининность девочек из православных семей изменяется следующим образом: 7-й класс - 49.5, 8-й -44.25, 9-й - 47.2 балла.

2) Гендерная идентичность мальчиков и девочек из полных семей. Средние значения маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.87, 8-й - 35.5, 9-й - 44.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс -35.5, 8-й класс - 31.7, 9-й - 32.55 балла.

Средние значения маскулинности девочек:

7-й класс - 36.66, 8-й -37.16, 9-й - 37.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 40.28, 8-й -33.54, 9-й - 33.54 балла.

В православных семьях у девочек происходит снижение фемининности в 8-м классе, маскуклинность и фемининность мальчиков возрастают в 9-м классе.

Гендерная идентичность мальчиков и девочек из полных семей. Средние значения маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.87, 8-й - 35.5, 9-й - 44.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 35.5,

8-й - 31.7, 9-й - 32.55 балла.

Средние значения маскулинности девочек: 7-й класс - 36.66, 8-й - 37.16, 9-й - 37.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 40.28, 8-й - 33.54, 9-й - 33.54 балла.

Результаты исследования дают основание утверждать, что у девочек в 8-м классе фемининность уменьшается, а в 9-м классе происходит ее рост. Маскулинность мальчиков возрастает и после 8-го класса к

9-му классу наблюдается ее скачок, фемининность мальчиков в 8-м классе уменьшается.

3) Результаты исследования гендерной идентичности мальчиков и девочек 7-9-х классов из неполных семей. Изменение маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.44, 8-й - 28, 9-й - 36.53 балла. Фемининность мальчиков: 7-й класс - 33.77, 8-й - 31, 9-й -33.8 балла.

Маскулинность девочек меняется следующим образом: 7-й класс - 30.8, 8-й - 43.33, 9-й - 33.8 балла. Фемининность девочек меняется следующим образом: 7-й класс - 3.4, 8-й - 36.16, 9-й - 33.8 балла.

На основании данных исследования определено, что 8-й класс является кризисным как у мальчиков, так и у девочек. У девочек в 8-м классе маскулинность резко возрастает и в 9-м классе резко уменьшается. Маскулинность мальчиков уменьшается в 8-м классе и увеличивается в 9-м классе.

Гендерные типы подростков (мальчиков и девочек) отличаются и по типу семьи. У мальчиков из православных семей выявлено только два гендерных типа: маскулинный и андрогинный (при взрослении процент маскулинного гендерного типа незначительно падает, а андрогинного - растет). У девочек выявлено, что в 7-м классе присутствуют все 4 типа гендера, а в 8-м и 9-м классах выявлены всего два гендерных типа: феминининный и андрогинный (с 8-го класса процент фемининного гендерного типа падает, а ан-дрогинного типа растет).

У мальчиков из полных семей в 7-м и 8-м классах наблюдается высокий показатель недифференцированного гендерного типа (42.85 и 54.54 %), а в 9-м классе недифференцированный гендер отсутствует, а преобладает маскулинный гендерный тип (77.77 %).

У девочек из полных семей в 7-м классе преобладают следующие гендерные типы: фемининный (38.88 %), андрогинный (33.33 %), недифференцированный (22.22 %).

В 8-м классе преобладают маскулинный (29.16 %) и недифференцированный (33.33 %) гендерные типы (33.33 %). В 9-м классе у девочек наблюдается высокий процент фемининного (44.44 %) и андрогин-ного (38.88 %) гендерных типов, отсутствует недифференцированный гендерный тип.

В неполных семьях преобладает недифференцированный тип гендера и у мальчиков и у девочек: 7-й класс: у девочек - 60.0 %, у мальчиков 60.0 %; 8-й класс: у мальчиков - 100.0 %, у девочек - 50.0 %; 9-й класс: у девочек - 75.0 %, у мальчиков - 66.66 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными «поставщиками» недифференцированного гендерного типа как у мальчиков, так и у девочек являются неполные семьи.

Результаты нашего исследования показывают, что гендерная идентичность подростков из православных семей отличается от гендерной идентичности подростков из светских семей (полных и неполных).

Список литературы

1. Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук / под ред. И. Т. Фролова. М., 1989.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология: уч. пособие. СПб., 2005.

3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

4. Антология гендерной теории / под ред. Н. Гаповой. Минск, 2002.

5. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

6. Денисова А. Фемининность и маскулинность // Женщина плюс. 2003. № 1.

7. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопр. психологии. 1985, № 3.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

9. Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии. Введение в гендерные исследования. Ч. 1: уч. пособие / под ред. И. А. Жеребкиной.

Шабанов Л. В., доктор философских наук, кандидат психологических наук, зав. кафедрой послевузовской психологической подготовки.

Институт теории образования ТГПУ

E-mail: [email protected]

Шелехов И. Л., кандидат психологических наук, доцент.

Ул. Киевская, 60. г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Рубан Н. Н., методист.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60. г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 05.05.2009

L. V. Shabanov, I. L. Shelekhov, N. N. Ruban SEXUAL ACCESSORY AND GENDER IDENTITY OF TEENAGERS FROM FAMILIES OF VARIOUS TYPE

The physiological sex as set of anatomy-physiological attributes of individuals of one kind and a gender as a social sex is considered. The review of the set forth above terms on the basis of which sexual identity of the person is formed, that is a special accessory to the certain sex, as result of difficult biosocial process connecting ontogenesis, sexual socialization and development of consciousness is done.

Key words: sexual identity, a biologicalfloor, a socialfloor, socialization, a gender.

E-mail: [email protected]

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Статья поддержана грантами РФФИ, проект 08-06-00313 «Роль условий социализации и психологических особенностей в формировании репродуктивного поведения женщин в современных условиях» и РГНФ, проект 07-06-1214в «Информационная система оценки и мониторинга психофизиологического состояния беременным женщин».

Психический пол

Психический пол - в широком смысле слова комплекс психических , психологических и поведенческих характеристик, отличающих мужчину от женщины и которые могут применяться для определения и идентификации мужчин и женщин по их поведению и психологическим особенностям.

Само явление различия мужчин и женщин по психологии и поведению носит название полового дипсихизма, по аналогии с тем, как различие мужчин и женщин по анатомическому и морфологическому строению называется половым диморфизмом .

Различное поведение мужчин и женщин в различных ситуациях (не только сексуальных) называется полодиморфическим поведением, хотя этимологически и терминологически правильнее было бы связывать различное поведение не с половым диморфизмом (различием анатомического строения), а с половым дипсихизмом (различием психических и поведенческих реакций).

В узком смысле слова психический пол - это синоним понятия гендерная идентичность, то есть тот пол , в котором человек сам себя ощущает и осознаёт, пол самоощущения, пол самоидентификации.

Психический пол (и в широком, и в узком смысле слова) не обязательно совпадает с биологическим полом , и также не обязательно совпадает с полом воспитания , социальным полом или с паспортным полом . Такое несовпадение может порождать транссексуальность или трансгендерность (трансгендерами обычно называют людей, чувствующих себя представителями иного пола, чем врожденный биологический, но не собирающихся изменять свой пол хирургическим путем, в отличие от транссексуалов).

Примечания

См. также

  • Гендерные отличия

Ссылки

  • Информационный портал MTF TS - информационный портал
  • Гендерные исследования - портал
    • Кто ты, прелестное дитя? Итоги операций по конверсии пола у младенцев
    • Половые предпочтения в выборе детских игрушек у приматов не-гоминоидов
    • Аллан и Барбара Пиз. Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина)
    • Evolution and Human Behavior: Самки макак оказались в 13 раз разговорчивее самцов
    • Элхонон Голдберг. Стили принятия решений и лобные доли. Нейропсихология индивидуальных различий (у мужчин и женщин)
    • Мужская и женская стратегия ориентирования на местности. Публикация в «Behavioral Neuroscience»
    • Developmental Endocrine Influences on Gender Identity (PDF-document) Развивающие эндокринные влияния на гендерную идентичность

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гендерная идентичность" в других словарях:

    Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. Понятие идентичность впервые… …

    ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - Идентичность (1), переживаемая относительно собственной принадлежности к мужскому или женскому полу. Это значение самосознания обычно рассматривается как внутреннее, личное переживание внешних проявлений тендерной роли. См. половая идентичность … Толковый словарь по психологии

    Гендерная идентичность - осознавание собственной половой принадлежности. Может быть нарушена в связи с патологией самовосприятия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - (gender identity) осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности (см. Тендер). Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт,… … Большой толковый социологический словарь

    Гендерная идентичность инвалидов - Инвалидность возникает, когда нарушения физического, сенсорного, умственного типа сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. В России проблема гендерной идентичности в связи с инвалидностью практически … Термины гендерных исследований

    Гендерная идентичность творческой личности - обусловлена в значительной мере тем обстоятельством, что такая личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является психологически андрогинной. Загадка творящей личности каждого пола издавна волновала… … Термины гендерных исследований

    МКБ 10 F64.9.64.9., F64.8.64.8. МКБ 9 302.85 … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - (SOCIOLOGY OF GENDER) Гендерная социология изучает, каким образом физические различия между мужчинами и женщинами опосредуются культурой и социальной структурой. Социокультурная опосредованность этих различий заключается в том, что (1)… … Социологический словарь

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.

В современном мире, шагающем в ногу со временем и находящемся в гонке за равноправием людей, часто проскакивают выражения и недовольства, связанные с гендерной принадлежностью. Недовольства связаны и с дискриминацией по этому признаку. Давайте разберёмся в этих понятиях и узнаем, откуда идут корни .

Врождённые и приобретённые качества

Кажется, что понятие гендера и пола – это одно и то же, нет никакой разницы в них. Однако это не так, различия всё-таки существенны. Попробуем узнать, что такое гендерный признак и определение «пола».

Мужчиной вы родились или женщиной – это определяется уже при рождении. Разница и разделения при этом очевидны. Этот фактор является биологическим. В данном случае это положение не меняется и не зависит от воли человека.

Однако медицина шагнула вперёд давно. Теперь разработки, инновации, пластическая хирургия шагнули на более высокий уровень. Медицина способна менять пол.

В некоторых случаях его даже невозможно точно определить. Случаются инциденты, когда есть признаки и мужских и женских гормонов, половых признаков, поэтому это осложняет суждение.

Как гласит Википедия, половой признак связан с биологическими и анатомическими особенностями организма, а вот гендерный признак с:

  • обществом
  • социальной жизнью
  • воспитанием

Проще говоря, мальчики и девочки рождаются, а вот мужчинами и женщинами становятся в процессе жизнедеятельности. Это касается не только воспитания, но и в целом как на людей влияет жизнь в обществе, культура, самосознание .

Время не стоит на месте, поэтому понятие «гендер» меняется. Когда на дворе был 19-й век мужчин и женщин различали следующим образом: у дам были длинные косы, они носили платья. А мужчины были коротко-стриженными и носили брюки. Однако сейчас это не есть определение гендера.

В прошлых столетиях женский пол не мог занимать высокопоставленные посты в политике, заниматься бизнес-проектами. Это считалось чем-то аморальным и невозможным, однако, с течением времени и прогрессом это стало обычным делом. И сейчас никого этим не удивишь. Однако по гендерному признаку по-прежнему судят и разделяют мужчин и женщин.

Различие диктует массовое сознание

Многие факторы зависят от уровня культуры и развитости общества. Социальное поведение можно навязывать только тем личностям, которые неправильно мыслят и недостаточно просвещены.

Например, что-то должен мужчина и что-то должна женщина. Отличие и разделение мужчины и женщины связано с их обязанностями. Например, мужчина должен:

  • быть главой семьи
  • получать больше денег
  • иметь целый набор характеристик – мужественность, твёрдость, агрессивность
  • выбирать профессии мужского характера
  • любить спорт
  • быть рыболовом
  • стремиться подняться по карьерной лестнице

Точно такой же перечень есть и для женского пола. Например, женщина должна быть, как говорится «настоящей», выйти замуж, родить детей, быть мягкой и уступчивой и выбрать профессию женской направленности. А всё остальное время, которого должно быть много, посвящать семье.

Конечно, у бунтарей данные стереотипы вызывают бурную и эмоциональную реакцию. Ведь сейчас всё перемешалось: многие пары не хотят обременять себя отношениями, браком, а тем более детьми. А всю энергию направляют для продвижения в карьере, для работы и жизни в своё удовольствие.

Из такого рода мышления рождаются проблемы гендерного характера. Нередко кормящим женщинам приходится содержать всю семью, зарабатывать деньги на хлеб и на пропитание, при этом мужчина может не работать, а, наоборот, уйти в декретный отпуск. Либо другой вариант: жертвы ради карьеры, либо мужчины, в душе чувствующие себя женщиной. Они увлекаются вышивкой. Получается, ни этот, ни другой случай не соответствуют своему полу.

Все люди равны

Так что получается гендерный признак – это стереотип? В разных странах эту проблему трактуют по-своему .

Например, в обществе Испании тот представитель сильного пола, который хорошо готовит, приравнивается к «настоящему мачо». А вот у славян это женская работа и вовсе не мужское дело. Отсюда развиваются проблемы, женщины чувствуют такую дискриминацию, пытаются доказывать своё равенство, отстаивать права и заявлять о себе, как о личности. А руководящие посты чаще всего отводятся представителям сильного пола.

Чтобы решить эту проблему, некоторые страны ведут гендерную политику. Это значит:

  • государство ответственно за установление равенства между полами и ликвидацию различий
  • создаются правовые нормы
  • создаётся равноправное общество без запретов

Все эти действия направлены на уничтожение стереотипов, связанных с гендером.

Гендер: определение

Понятие «гендер» означает социальный пол. Он определяет, как себя будет вести человек в определённой роли мужчины или женщины. Сюда входят и запреты на то или иное поведение.

Гендерное значение в обществе говорит о том, какую профессию должен выбирать человек по своему биологическому половому признаку.

К примеру, очевидны различия между православными и мусульманскими женщинами. С анатомической позиции они равны, однако, по гендеру они будут занимать разную нишу в социуме.

Итак, понятие «гендер» появилось по следующим причинам:

  • как часть исследования нового самосознания
  • изучалось в годы активизации феминистических настроев

Все эти понятия, так или иначе, разделяют людей по половому признаку.

Ещё 60 лет назад известный врач того времени изучал различия полового характера. Он и назвал такой вид дифференциации гендером. Тогда изучения были спровоцированы появлением новых типов людей – транссексуалов и интерсексуалов. Однако тогда этот термин так и остался просто научным понятием.

А вот после, 10 лет спустя, появились феминистки. Они отстаивали своё равенство и права. У них был свой устав и идеология. Сторонники и участники активно лавировали понятием гендера.

Медицина основана на том же принципе

, различия по половым особенностям существуют и в медицинской практике. Даже существует целый вид науки «Гендерная медицина». Это значит то, что определённую болезнь будут лечить по-разному у мужчин и женщин. Это касается даже тех случаев, если представители находятся в одинаковых возрастных категориях. Такое различие обусловлено тем, что организмы устроены по-другому.

У мужской и женской половины разница не только по гендеру, полу, но и по физиологии:

  • у мужчин ярко выражен тестостерон – это сугубо им присущий гормон
  • у женщин – эстроген и прогестерон

Поэтому на разные ситуации происходит различная реакция, в том числе эмоциональная.

И болезни одни присущи больше мужчинам, другие – женщинам. Такое же различие существует в стрессовых ситуациях и во время проявления боли. Например, если женщина на что-либо жалуется, её сперва необходимо проверить на гормоны, ведь они оказывают влияние на весь организм в целом.

Такой гендерный признак может проявиться и в моральном состоянии и эмоциональном здоровье. Допустим, женщины себя прекрасно чувствуют, если будут говорить в день не меньше 20 тысяч слов, а мужчинам достаточно всего 8 тысяч.

Ни для кого не секрет, что различие и полов, и гендера заключается в реакции на то или иное обстоятельство. Женщины в основном руководствуются чувствами и эмоциональностью, а вот мужчины ведут себя более сдержанным образом и руководствуются в основном логикой.

Поэтому даже у психологов разные подходы к людям по половому признаку, потому что внутри люди разные.

Проявление гендера в современном обществе

Итак, понятие «гендера» было рассмотрено выше, теперь рассмотрим конкретные примеры, чтобы лучше понимать, о чём идёт речь .

Почему говорят, что гендерные суждения – это стереотипы? Наверное, потому что встречаются женщины, которые таковыми являются только внешне. И различий между другими особых нет. Однако под всей внешней мишурой – макияжем, париком, одеждой и каблуками скрывается мужчина. Разница только в том, что по биологическому признаку он мужского пола, а морально ощущает себя женщиной.

Другой пример – . Этот термин активно упоминался в 2000-х годах. Сейчас этим понятием абсолютно никого не удивить. Это стало нормой жизни. Метросексуалов полно: в журналах, кино, музыкальных клипах, в ночных клубах. Под это описание конкретным примером является мужчина, который очень внимательно к себе относиться, ухаживает за своей внешностью, соответствует модным тенденциям. Можно такую личность противопоставить так называемому «настоящему мужчине», который особо не заморачивается по поводу своей внешности и обладает более волевыми и твёрдыми качествами характера.

Как определить из толпы метросексуала:

  • он любит ходить по магазинам
  • весь шкаф забит модными вещами
  • носит множество аксессуаров к одежде – шарф, очки, часы, браслеты, кольца, значки, украшения
  • не стесняется красить ногти, волосы, удалять волосы с волосистых участков кожи

Поэтому и существует такое разделение, всё зависит от предпочтений и самоощущения. При этом метросексуал может быть и геем, и нормальным мужчиной. Здесь не угадаешь .

Как бы там ни было, даже такая черта как метросексуальность оставляет мужчину мужчиной. Ведь эта черта не влияет на пол. Например, в 18 веке такая мода была. Мужчины красились, носили каблуки, надевали парики и украшали себя обильно аксессуарами.

Другой пример – мужчины Шотландии. Они по своей культуре носят юбки, а арабы – и вовсе платья. Были в истории и упоминания о любви самураев друг к другу, греки передавали свою нетрадиционную сексуальную наклонность в произведениях искусства. При этом мужчины сражались, участвовали в войнах, заводили семьи и оставляли после себя потомство.

Например, различие по гендеру заключается и в логике. Мужчины подсмеиваются над женской, а женщины над мужской. Всё это также относится к гендерным стереотипам, навязанным обществом и культурой.

Андрогинность это прогресс в сознании?

Всё больше общество интересует такое понятие как «андрогинность» . Проще говоря, это двойственность полового признака. Она проявляется как внешне, так и внутренне. О 2-полости или бесполости говорят не только духовные практики, но и религии. Например, в Библии сказано, что ангелы бесполые существа также как и наша душа не имеет половой характеристики.

В человеке андрогинность проявляется, когда есть:

  • ощущение двух полов внутри
  • дополнение одной личности другой
  • существование в одном теле двух личностей

Об этом шла речь еще в период античности. Даже в древнегреческих писаниях обсуждали этот феномен.

Сейчас же андрогинность является частью психологического состояния человека. Получается, при андрогинности у человека есть и мужские, и женские особенности. Причём это касается внешности, в том числе. Однако начинается это всё с духовного: как человек рассуждает, как себя ведёт, какие имеет привычки и манеры. Бывает мальчики очень похожи на девочек, даже голос говорит о женском поле. Анрогинность не говорит о том, что у человека проблемы с ориентацией.

Человеку быть андрогином в современном мире тяжело. Поскольку необходимо выбрать, кто ты. Поэтому всегда нужно соблюдать баланс в своих состояниях. Как показывает практика, пол здесь совсем не играет роли. И выбор может быть сделан не в его пользу. Всё это может вызвать насмешки и упрёки со стороны общества. В крайних случаях – осуждение и насилие над этим человеком.

Андрогины, как правило, выбирают для себя определённый стиль, в котором им комфортно. Необязательно для этого делать операцию, можно выбрать одежду, причёску, манеру поведения, которая максимально близка к личности.

Например, в Америке свобода в этом плане очевидна. Там существует более 30 видов гендерной личности, которую может выбрать человек. И всё это закреплено законом.

Есть ли равенство

В мире, во многих странах, даже сред мусульман, где женщина находится на нишу ниже мужчин тоже говорят о гендерном равенстве. Эти споры поменяли многие законы и расширили права человека. Что значит равенство?

Идея состоит в том, что люди имеют одинаковые возможности в различных областях жизнедеятельности. Это касается систем образования и науки, медицины и здравоохранения, закона и порядка. Это значит:

  • беспрепятственный выбор той или иной работы, вне зависимости от пола
  • доступ к государственной деятельности
  • создание семьи
  • воспитание детей

Если говорить о неравенстве , то здесь возникает масса проблем, в том числе насилие. Потому что в современном мире уже отказываются от стереотипов, которые существовали в прошлом. Например, то, что мужчина – это агрессивный самец, а женщина – послушная и терпеливая самка. Такие характеристики и «эхо прошлого» допускает мужчинам иметь беспорядочные сексуальные связи, а что касается женского пола здесь, наоборот, полное подчинение. Это рождает рабское отношение.

Никто не говорит, что за равенство необходимо бороться, создавать конфликты, однако, общество уже поменялось в корне. Например, всё больше женщин занимают посты, которые присущи мужчинам – идут в ряды полицейских, спасателей, водителей, чиновников. С другой стороны мужчины могут быть танцорами, деятелями культуры. И здесь нет ничего зазорного.

Кроме того, всё чаще складываются ситуации, когда женщина не может себе позволить быть домохозяйкой и заниматься исключительно бытом и домохозяйством. Она наравне с мужчиной трудится, при этом воспитывает детей и ухаживает за домом. Хотя гендерные стереотипы противоречат такому распорядку жизни.

Однако в странах Саудовской Аравии по-прежнему действует определенная иерархия в отношениях между мужчиной и женщиной. Это происходит из-за менталитета, религии и вековых традиций. Например, там мужчина по-прежнему стоит на голову выше женщины и может управлять ею. Это считается нормой, к такой ситуации приучены с детства.

Если говорить о различиях между мужчинами и женщинами, бытует мнение, что дамы ценят больше семейные ценности, а мужчины – независимость, успешность. В настоящее время, всё перемешалось и мы видим, что ценности у всех разные. И это не зависит от половой принадлежности .

Другая гендерная проблема заключается в двойственных стандартах . Она может проявляться в равной степени в любой области или сфере жизни, даже в личных отношениях. Например, сексуальное поведение.

Мужчинам свойственно разнообразие сексуальной жизни. И чем было больше партнёрш до свадьбы, тем лучше. Приобретение опыта полезно и необходимо для будущих отношений.

Что касается женского пола, они должны выходить замуж невинными, иначе это считается дурным тоном. Собственно, раньше на это обращали большее внимание, нежели сейчас. Поскольку всё больше пар живут в гражданском браке, то есть по закону они друг другу никто. Получается, связи мужчины не осуждаются так яро, как измена женщины.

По двойному стандарту мужчина может главенствовать в сексуальной жизни, по своему усмотрению, в то время как женщина может выполнять роль ведомой личности.

Поэтому если речь идёт о воспитании, решать только вам. Если вы стремитесь к гендерному равноправию, ребёнку необходимо показывать соответствующий пример поведения и общения друг с другом. И не дискриминировать людей в зависимости от пола. Когда речь идёт о профессиях, необязательно подчёркивать, что соответствует сугубо мужчинам, а что сугубо женщинам. Можно показать, что папа тоже может заниматься домашними делами, готовить пищу, а мама работать и любить футбол, ездить вместе с папой на рыбалку. И не поощряйте насилие. Подчёркивайте, что плохо, когда мальчик обижает девочку, а когда девочка отвечает и обижает вслед мальчика – это тоже оскорбительно и неправильно.

Гендерное равенство не меняет историю, половую принадлежность или черты характера, оно всего лишь помогает найти свой жизненный путь, не опираясь на стереотипы – кому что можно, а кому что нельзя.

На днях тем американцам, которые недовольны своим полом, интернет-сеть «Фейсбук» предложила для регистрации на выбор .

В сети по этому поводу активно веселились. Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Как бы не пришлось детям хохочущих насильно примеривать на себя эти половые роли (правильнее называть их гендерами). Реальность обгоняет самые авангардные выходки вроде этой.

Мало кто догадывается, что в ООН, Евросоюзе, ПАСЕ и массе других влиятельных международных организаций уже приняты резолюции, декларации и прочие документы, не только дающие зелёную дорогу этим 58 гендерам, но и обязывающие многие страны вводить у себя такие обозначения пола законодательно.

Петушок или курочка?

Накануне акции «Фейсбука» Европарламент принял на ура «доклад Луначек», названный по имени австрийской ЛГБТ-активист-ки и депутата от партии зелёных. По сути, она предложила наделить представителей родного для неё ЛГБТ-сообщества особыми правами, дающими им преимущества перед другими гомо сапиенс. Они получают неограниченную свободу слова, но им перечить нельзя. Даже родители не имеют права защищать своих детей от гендерной пропаганды.

Так что современный мир крутится не только вокруг доллара, нефти или секса, но и вокруг гендера. Строго говоря, вокруг этой оси мир сам не вращается, его прокручивают насильно, как мясо в мясорубке. Законы, требующие столь радикального переустройства общества, в самых демократичных странах принимают кулуарно. Делает это каста неприкасаемых - международное чиновничество, сосредоточенное в надгосударственных структурах. А потом их навязывают практически всем странам.

В чём суть гендера? В 1970-е годы этим термином стали обо-значать одну из ипостасей пола - социальную. Чтобы определить биологический пол, достаточно снять штаны. А вот социальный пол - это то, что в голове, то, как человек ощущает себя сам, то, какой пол он выбрал независимо от того, родился он мальчиком или девочкой. Изначально это использовалось лишь в медицине для лечения и реабилитации людей с такими отклонениями.

Но когда за гендер взялись радикальные философы, психологи и антропологи, они разработали так называемую гендерную теорию. В чём её суть? Предупреждаем, дальнейшее чтение - не для слабонервных. Согласно гендерной теории, ребёнок рождается не мальчиком или девочкой, а чем-то неопределённым, у него есть задатки всех гендеров сразу, независимо от того, что у него в реальности - «петушок» или «курочка». А мужчинами и женщинами мы становимся только потому, что нас так воспитывают. Главную роль, конечно, играет семья - из века в век в ней над личностью воспроизводят «гендерное насилие» (это официальный термин), навязывая мальчику роль мужчины, а девочке - роль женщины и матери. Эта диктатура семьи должна быть уничтожена. Отсюда и ювенальная юстиция, и борьба с так называемым домашним насилием, и радикальные формы защиты прав ребёнка, и другие активно спонсируемые технологии разрушения семьи - все они играют на стороне гендерной теории и практики.

В США книга под названием «Это абсолютно нормально» рекомендована для чтения в 4-м классе. На одной из страниц рассказывается о том, что это нормально - быть геем или лесбиянкой. Фото: Коллаж АиФ

Уроки для малолеток

Гендерная педагогика рекомендует детям попробовать себя в разных ролях, подчёркивая, что нетрадиционность - это здорово. Лучше начать это делать в начальной школе или даже в детском саду, когда ребёнок начинает осознавать свой биологический пол, - оптимальный возраст, чтобы создать в детской голове гендерный хаос.

Это называется воспитанием на принципах «гендерного равенства», оно практикуется во многих странах на севере Европы и навязывается странам, недавно вступившим в ЕС. В закамуфлированной форме оно просачивается в виде сексуального образования для малолеток. После таких уроков девочки часто начинают играть в войну, а мальчики - в геев, трансвеститов или в дочки-матери.

Но после «доклада Луначек» такое воспитание может стать практически обязательным, и родители уже не смогут уберечь своего ребёнка от этих уроков. Кстати, конфликты уже возникают в Германии, где родителей, защищающих своих детей, даже подвергают уголовным наказаниям. Вам трудно в это поверить? Всё это кажется бредом, которого не может быть, потому что не может быть никогда? Мне понятна ваша логика, но напоминаю: соответствующие договорённости уже закреплены в официальных документах, под которыми подписались сотни стран, и реализуются на практике во многих регионах.

Как это могло случиться? Тихо и незаметно. Термин «гендер» в документах впервые появился в 1995 году в так называемой Пекинской декларации ООН. И тогда он означал лишь необходимость введения равенства мужчин и женщин. В то время уже мало кто спорил с этим утверждением, и документ приняли с воодушевлением. Но оказалось, что женщин, похоже, просто использовали, чтобы под гендерный зонтик тихо всунуть всех представителей ЛГБТ-сообщества. И как вы уже знаете, равенства им оказалось нужно даже больше, чем женщинам.

Число в 58 гендеров, выделенных экспертами для акции «Фейсбука», условно. Их, согласно гендерной теории, может быть и больше. Выделять их можно, по сути, бесконечно, придумывая микроскопические различия. Например, самые распространённые - те, для обозначения которых используют аббревиатуру ЛГБТ: её буквы обозначают гомосексуальные гендеры (лесбиянки, геи, бисексуалы) и трансгендеры - это те, кто недоволен своим биологическим полом. Их много: транссексуалы стремятся сменить пол хирургически, трансвеститы просто переодеваются в одежду противоположного пола, андрогины сочетают в себе мужские и женские черты и поведение, у гермафродитов есть мужские и женские половые органы, бигендеры меняют половое поведение в зависимости от обстоятельств, агендеры - отрицают любой пол. Список можно продолжать, как это и сделали в «Фейсбуке». В кулуарах обсуждается введение новых гендеров, в основе которых лежат инцест и педофилия.