Проект «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни! Я выбираю здоровый образ жизни Конкурс «Самый веский аргумент».

Все слышали о таком понятии, как здоровый образ жизни. Но многие рассматривают это ёмкое понятие как-то однобоко, представляя только физические упражнения, здоровую пищу и отказ от вредных привычек. Отчасти это правильно. Однако останавливаться лишь на этих трёх принципах - значит умолчать об остальных, не менее важных составляющих здорового образа жизни. Средства массовой информации говорят, как важно ценить и беречь своё здоровье. «Да, жить здорово - это хорошо», - соглашаются люди. Но почему тогда до сих пор единицы придерживаются здорового образа жизни? И много ли нужно для этого?

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровье - это наша счастливая жизнь, наше богатство. Подходя к своему здоровью односторонне, невозможно быть уверенным в том, что этого здоровья хватит до глубокой старости. Употребляя иногда сырые овощи и фрукты в пищу или совершая раз в году «оздоровительную» поездку на море, принимая алкоголь «только» по праздникам и витамины в таблетках, некоторые считают, что придерживаются принципов здорового образа жизни. Всё же это отнюдь не залог здоровья и решения проблем. Понятие «здоровый образ жизни» многогранно и имеет множество важных компонентов, без которых нашу жизнь невозможно назвать гармоничной, полноценной, здоровой и счастливой.

Мы слишком привыкли к своему образу жизни. Мы слишком заняты, слишком ленивы, слишком боязливы, чтобы что-то поменять в своей жизни. Вредные привычки, неправильная пища связали нашу волю и диктуют свою. Мы же сознательно подчиняемся этому процессу, и только когда встречаемся с серьёзной болезнью, укоряем себя за свои ошибки и привычки. Так почему же не изменить свою жизнь? Здоровье - это бесценный дар Бога человеку. Удивительно тонко устроенный человек часто не ценит того, что ему далось даром. Он тратит своё здоровье на временные «праздники жизни», пренебрегая здоровьем и лишая себя и своих близких продолжительной, продуктивной, счастливой жизни.

Что такое здоровый образ жизни? Зачем он нужен? Возможно ли сегодня жить здоровой жизнью? Или здоровый образ жизни не является залогом крепкого здоровья? Здоровый образ жизни - это ключ к новой интересной жизни, к новой радости и новому здоровью. Приучая себя к новым, полезным привычкам, мы шаг за шагом движемся вперёд - навстречу счастливой и гармоничной жизни.

Восемь ключей к здоровью

Здоровым быть выгодно. Но как? Существуют восемь основных, существенных для жизни факторов, которые формируют основу философии здоровья. Какие они? Правильное сбалансированное питание, физические упражнения, употребление достаточного количества воды, дружба с солнечным светом, свежий открытый воздух, полноценный отдых, воздержание и отказ от вредных привычек, вера - вот восемь ключей к здоровью. Это просто или нет? Стоит ответить на такие вопросы: почему сегодня «немодно» пить воду? Почему на смену обычной воде пришли сладкие безалкогольные напитки, кофе, чай, пиво или газированная вода в бутылках? Почему сегодня пища превращается в культ, и практически ни одно праздничное застолье не обходится без спиртного? Почему хочется быть здоровым, но при этом не хочется ничего делать для этого? Почему жизнь оценивается так недорого?

Сегодняшняя жизнь похожа на гонку; люди спешат, суетятся, стремятся к новым приобретениям, развлечениям и удовольствиям, называя это шансом жить лучше и интереснее. Спешка задаёт современный ритм жизни. Сегодня принято перекусывать дома и на работе, в школе, в транспорте и на прогулке. Хорошо организованые обеды и ужины в семейном кругу стали большой редкостью. Наспех съеденные бутерброды, разогретые фастфуды - и всё это, не отрываясь от работы, - вот настоящая ситуация. Отсюда и несварение желудка, вздутие кишечника, изжога и другие желудочные проблемы. Почему только после страшных диагнозов появляются мысли о здоровом питании? Ведь давно не секрет, что многие заболевания связаны с питанием, что свежая, хорошо приготовленная, разнообразная растительная пища обеспечивает организм всеми необходимыми ему жирами, белками, клетчаткой и другими важными веществами. Овощи, фрукты, корнеплоды, зерновые, бобовые, орехи - настоящая кладовая вкусных и здоровых продуктов. Вкусы не даются человеку от рождения, они приходят со временем, воспитываются. Их можно изменить. И каждую выбранную нами хорошую привычку нужно повторять снова и снова с настойчивостью, терпением, убеждением, пока она не станет образом нашей жизни.

Говоря о физической нагрузке, нельзя не отметить тот факт, что сегодня двигаться стало лень. Современные дети не бегают на улице, не лазят по деревьям, не катаются на коньках и не играют в прятки. Телевизор и компьютер отнимают теперь драгоценное время. Малоподвижный образ жизни ослабляет функции организма и является кратчайшим путём к преждевременной смерти. Нам хочется
жить, иметь и сохранить хорошее здоровье, энергию, трудоспособность, прожить жизнь интересно. На этом желания обрываются, потому что двигаться стало скучно. А ведь именно физические упражнения дают нам чувство бодрости, дарят хорошее настроение, укрепляют сердце, помогают победить депрессию и борются со многими заболеваниями, повышают трудоспособность и поддерживают вес в норме. Ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, работа в саду и огороде, покорение горных вершин и катание на лыжах помогают сделать жизнь долгой и интересной. Солнечный свет укрепляет иммунную систему, а свежий воздух успокаивает и устраняет раздражительность, головные боли и бессонницу.

Сегодняшнее время, каким бы трудным оно ни было, прекрасно для жизни! Хоть немного оптимизма и положительное отношение к жизни также укрепят защитные силы организма и его иммунную систему. Учёными установлено, что если негативные эмоции - страх, гнев, обида, негодование, ненависть, печаль, ревность - накапливаются долгое время, то это может привести к снижению количества «клеток-воинов», которые защищают человеческий организм. Всё это не ново. Царь Соломон учит нас: «Весёлое сердце благотворно, … а унылый дух сушит кости» (Притчи 17: 22).

Новый старт

Здоровье - это ещё не всё. Но без него и всё - ничто. В наполненной трудностями и нервным напряжением современной жизни люди так часто испытывают стресс, разочарование, боль и безнадёжность, что чувствуют искушение променять своё здоровье и даже жизнь на всё, что принесёт им хотя бы временное облегчение. Но радость жизни и мир в душе не продаются в аптеке. Этот секрет открывается в вере, в
истине, в любви. Надежда существует благодаря личной вере, а вера - это синоним зрелого доверия. Такая надежда в нашей жизни - как обещание весны. Вера - это величайший залог здоровья, она не является психологическим приёмом, который мешает коснуться твёрдой почвы. Вера - это вопросы, сомнения, поиск ответов. Если ответы имеют смысл, тогда вера - не прыжок в неизвестность, а обретение состояния возрастающей любви и единства. Один из вопросов, который задаёт вера, таков: «В чём состоит цель жизни и откуда мы пришли?» Открытие новой правды будет величайшим жизненным достижением.

Мы представляем собой большую ценность. Бог создал нас для здоровья и процветания. Поэтому, пора идти к старту, новому старту в жизни, который поведёт нас здоровым, по-настоящему добрым маршрутом навстречу к счастью. Выход есть. И этот выход в нашем сознательном выборе вести здоровый образ жизни! На старт! Внимание! Марш!

Инна Белоножко

Эрзи Алидарова
Проект «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!»

Название проекта : «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни

Стадия проекта : Проект в стадии реализации

Аннотация проекта .

«Приобрести здоровье – храбрость ,

а умело распорядиться им – искусство».

Франсуа Волетер.

Актуальность проекта .

Что такое здоровье ? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения : «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни ». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие . Проблемы сохранения здоровья дошкольников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей , увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни .

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни , который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок . Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым .

До недавнего времени под «здоровьем » в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья .

ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека , направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни :

«Здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни ».

Цель : приобщение детей к здоровому образу жизни , физическое развитие и воспитание дошкольников.

Задачи :

Профилактика асоциальных проявлений.

Формировать начальные представления о здоровом образе жизни ;

Обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать -сознательное отношение к собственному здоровью ;

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

Воспитывать желание быть здоровым ;

Формировать у родителей и детей ответственность за сохранение и укрепление здоровья ;

Воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умения различать эмоциональные состояния и настроения окружающих людей.

Ожидаемые результаты :

Понимание детьми, что здоровый образ жизни - основа полноценного развития.

Дети испытывают осознанную потребность, и необходимость соблюдения правил личной гигиены, режима дня занятий физической

культурой, выполнение ежедневной утренней зарядки, в правильном полноценном питании.

Сформировано сознательно бережное отношение к своему здоровью , самому ценному - человеческой жизни и чувство ответственности за своё поведение.

Формируются умения, связанные с проектной деятельностью .

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей ;

Активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей .

Социальная значимость

Выбор темы моего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья . Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье :

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том , кто из них важнее. Счастье говорит : - Я важнее! - Почему? - Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и говорят. Каждый хочет быть счастливым. - Каждый также хочет быть здоровым . - Про здоровье мало кто говорит , а вот про счастье все подряд. - Ты считаешь, что здоровье не нужно людям ? - Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет мальчик. Давай у него спросим, что для него главнее - счастье или здоровье ? Они обратились к мальчику . - Мальчик, что для тебя важнее - счастье или здоровье ? - Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик. - Ты счастливый? - О! Да, я счастливый! - Вот видишь! - захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. - Я же говорю, что счастье главнее. - А скажи, мальчик, ты здоров ? - задало следующий вопрос Здоровье . - Да, я здоров ! - Везет тебе! - вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. - Мне бы твоё здоровье , тогда и я была бы счастлива.

Итоги работы над проектом

«Я выбираю здоровый образ жизни

В течение учебного года воспитанники ДОУ принимали участие в реализации социально-значимого проекта «Я выбираю здоровый образ жизни . Работа проводилась во внеурочное время.

Во время проекта воспитанники уже могут :

Назвать полезные продукты питания;

Показать, как правильно сидеть за рабочим местом;

Назвать заповеди здоровья ;

Назвать врачей-специалистов лечащие те или иные заболевания;

Назвать пословицы, загадки, сказки и стихи о ЗОЖ;

Приобрели навыки группового взаимодействия, умение работать в коллективе;

«Десять заповедей здоровья , или Рецепт долголетия»

Режим дня

Ежедневная утренняя зарядка

- Здоровое питание

Прогулки на свежем воздухе

Полноценный сон

Занятия спортом

Одежда по сезону

Меньше стрессов, больше юмора

Жить в мире и согласии со своей семьей

Долой вредные привычки

Учитывая актуальность направления, данный проект мы будем продолжать и расширять

Публикации по теме:

Девиз проекта: Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость. Автор проекта: воспитатель Короткова К. Г.

Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни в семье - основа формирования здорового образа жизни дошкольника» Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни в семье - основы формирования здорового образа жизни» «Семья - главный показатель здорового.

Краткосрочный проект для детей средней группы «Я выбираю ЗОЖ» Краткосрочный проект для детей средней группы «Я выбираю ЗОЖ» 1. Авторы проекта (Ф. И. О.) воспитатель группы Сурнина С. В. 2. Руководители.

Мы за здоровый образ жизни! Работа по формированию основ ЗОЖ в детском саду Период дошкольного детства – это на самом деле заканчивающийся промежуток в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период.

Автономное учреждение воронежской области «Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления

«Золотой колос"

Конкурс «Добронежец - 2017»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!»

Номинация: «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»

с. Средний Икорец

Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!

Аннотация проекта.

«Приобрести здоровье - храбрость,

а умело распорядиться им - искусство».

Франсуа Волетер.

Д анный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.

Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.

1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.

2) Формирование ключевых компетенций:

Коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

Здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.

4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.

5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.

1. Описание проекта.

1.1. Введение.

1.3. Актуальность проекта.

1.4. Цель проекта.

1.5.Задачи проекта.

1.6. Прогнозируемые результаты.

1.7. План реализации проекта.

1.8. Реализация проекта.

1.9. Выводы.

1.1. Введение.

1.2. Обоснование выбора темы.

В ыбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека - актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье ?»:

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.

Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! - не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.

Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹

По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.

Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.

__________________________________________________________________

¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 - 37.

² Дробижева Л.Н., директор института социологии РАН. Ценность здоровья и культура нездоровья в России //http: // spkurdymov/narod.ru/Drobizheva3.htm

Социально-реабилитационный центр «Золотой колос» - уникальная среда по многогранности воздействия на ребенка не только в плане оздоровления и отдыха, но и образования, развития ценностного отношения к здоровью, направленности на ведение здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в детско-подростковой среде. Образовательный процесс в Центре осуществляется параллельно с оздоровительным процессом, в целостном непрерывном пространстве.

На базе АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» ведется воспитание осознанного отношения к здоровью, формирование ценностного отношения к культуре здоровья. По словам А. Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.

1.3. Актуальность проекта.

Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния - нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье - ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.

Все дети, проходящие через социально - реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье - храбрость, сохранить его - мудрость, а умело распорядиться им - искусство».

До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:

«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».

Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
. окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
. отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
. питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
. движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
. гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
. закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
. духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

На первом этапе нами проведено исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации воспитанников Центра «Золотой колос» по ЗОЖ.

Так дети, нуждающиеся в поддержке государства, по типам семей и количеству в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году распределились следующим образом:

Количество детей в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»

по типам семей и количеству

в 2016 году

Дети из семей:

Количество детей

Многодетных

Неполных

Одинокой матери

Родителей инвалидов

Под опекой и попечительством

Безработных родителей

С детьми инвалидами

Неблагополучных

Малообеспеченных

Всего:

Таким образом, налицо снижение уровня жизни. Из 2776 человек, прошедших социальную реабилитацию в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году - у 2018-ти человек (73%) существуют объективные причины нарушения социального благополучия.

Какова же реальная картина здоровья детей в нашем Центре?

По результатам ежегодных осмотров детей врачами оценивается состояние их здоровья с целью выявления и предупреждения распространения болезней. Анализ результатов медицинских осмотров показывает, что у воспитанников 1-9 классов преобладающей является II группа здоровья и только у 32 % воспитанников I группа здоровья.

Первые два места в списке болезней воспитанников занимают болезни позвоночника и нарушение зрения. Опасны они, прежде всего тем, что ухудшают работу многих других органов (особенно сердца, легких, желудка). По мере взросления детей все эти болезни могут заметно ограничить их возможности выбора профессии.

Школьники мало знают о способах поддержания здоровья. Чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек.

Анкетирование среди воспитанников позволило выявить, что современным подросткам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей.

В ходе анкетирования подростков по выявлению отношения к вредным привычкам были получены следующие сведения:

Из 536 человек, принявших участие в опросе 97 человек не считают опасным для людей курение сигарет, употребление ПАВ, употребление алкогольных напитков.

На предложение принять наркотик 456 человек откажутся, не знают, как поступят - 60 человек, 13 человек - согласятся.

На предложение выпить в компании согласятся 139 человек, не знают, как поступят - 128 человек, откажутся - 270 человек.

Отношение к курению:

Не курю, т.к. это вредно - 291 человек;

Если курить в меру, это не вредно - 20 человек;

Я только несколько раз пробовал - 65 человек;

Курю постоянно - 73 человека;

Я курю, но если захочу всегда смогу бросить - 87 человек.

В то же время для большинства опрошенных детей, безусловно, важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.

В социологическом опросе на вопрос:

Что, по Вашему мнению, является приоритетным для полноценной жизни ребенка?” .

Более половины опрошенных родителей (законных представителей) считают, что для счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, хорошее образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье” здесь выступает абсолютным лидером.

91,2 % родителей (законных представителей) отметили приоритетом крепкое здоровье.

Проводимая в Центре первичная диагностика и опрос подростков помогли выявить «Почему происходит приобщение подростков к вредным привычкам?»

Информационные данные

о подростках группы социального риска

Сами подростки считают, что это происходит по разным причинам, чаще всего из-за подражания лидеру, товарищам, «за компанию», «лишнего» свободного времени. Для многих причиной начала употребления алкогольных напитков и курения, является бездуховность и ложная система ценностей, личные и семейные обстоятельства. Слабое психическое и физическое здоровье, слабая воля и легкая внушаемость, эгоизм, плохая компания.

Таким образом, исследование показало, что здоровье молодых людей является высокой духовной и социальной ценностью. Подростки и дети наиболее подвержены социально-значимым заболеваниям, из-за отсутствия конкретных знаний, бытующих мифов среди молодежи о вредных привычках, низкого уровня информационной осведомленности, слабой занятости в свободное время. Так же необходимо понимание важности современных проблем, связанных с ростом социально значимых заболеваний, табакокурения, наркомании, алкоголизма и других не менее опасных заболеваний.

В связи с этим возникает необходимость создания профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни среди подростков. Таким образом, необходимы были мероприятия, призывающие подростков бережно относиться к собственному здоровью.

Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирование позитивных установок по охране своего здоровья.

1.4. Цель проекта:

Содействие в формировании у детей и подростков сознательной потребности в ведении здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.

1.5 . Задачи проекта:

    • формировать установки на ведение и активную пропаганду здорового образа жизни;
    • стимулировать и поддерживать инициативы детей по реализации проекта;
    • обучать ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
    • повышать двигательную активность воспитанников;
    • профилактика вредных привычек;
    • организовать сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями по пропаганде здорового образа жизни.

1.6. Прогнозируемые результаты

Результаты работы по данному проекту можно оценить по следующим показателям:

    • повышение мотивации к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение подростков;
    • развитие социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;
    • улучшение знаний детей о ЗОЖ;
    • повышение мотивации к двигательной активности;
    • проведение совместных акций и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни с партнерскими учреждениями и организациями.

1.7. План реализации проекта:

1 этап Подготовительный

Исследовать факторы влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, возможные варианты решения проблемы низкой мотивации школьников к ведению здорового образа жизни.

Определить источники информации (научная и справочная литература, Интернет-ресурсы, беседы с медицинскими работниками, учителями, воспитателями, родителями, психологом).

2 этап Планирование работы

Составить и согласовать организационный план совместных действий по формированию ключевых компетенций воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья; повышению информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

3 этап Реализация проекта

4. Реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий.

4 этап Рефлексия

5. Сделать выводы о степени достижения поставленных целей и задач.

6. Включить подростков в реальную практическую деятельность

распространения идеи проекта в образовательной среде.

1.8. Реализация проекта

На данный момент вопросы пропаганды и профилактики здорового образа жизни являются одними из наиболее приоритетных направлений в нашем Центре. Для того, чтобы наиболее эффективно решить поставленные в проекте задачи, необходимы не только усилия педагогических и медицинских работников Центра, но в первую очередь самих подростков, так как они являются наиболее активной и динамичной группой, обладающей собственными склонностями и интересами, своими взглядами на жизнь и собственное будущее.

С этой целью в Центре среди подростков были проведены опросы, диспуты, дебаты по вопросу «Какие мероприятия помогут повысить информационную осведомленность воспитанников о ЗОЖ?».

В процессе дискуссий воспитанники выдвинули следующие предложения:

    • Посещение в Учебном центре «Золотого колоса» информационно-просветительских занятий и профилактических мероприятий, тренингов для углубления знаний о ЗОЖ;
    • Подбор информации для выпуска бюллетеней, презентаций, конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»;
    • Оформление стенгазет, плакатов, стенда «Здоровый образ жизни - это..»;
    • Подбор и организация просмотра фильмов по тематике ЗОЖ, конкурса роликов социальной рекламы;
    • Активное участие в занятиях спортом и мероприятиях, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников;
    • Сотрудничество с общественными и партнерскими организациями для проведения совместных мероприятий.
    • Разработка Памяток для родителей и Правил ЗОЖ.

Для воплощения данных предложений, достижения целей и задач, поставленных в проекте, в систему действий был включен комплекс акций и мероприятий:

По обучению ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья организуется санитарно-просветительская работа, которая проводится силами врачей, медсестер и воспитателей по следующей тематике:

    • Режим дня. Польза утренней зарядки.
    • Гигиена в подростковом возрасте.
    • Вредные привычки: курение, алкоголизм, будущее без наркотиков.
    • Профилактика острых кишечных инфекций.
    • О пользе витаминов.

Систематически с профилактической целью, воспитателями каждого отряда планируется проведение информационно-просветительских занятий по ЗОЖ (3-4 занятия в квартал).

Занятия, проводимые в форме часов здоровья, бесед, викторин, уроков развития, уроков общения с элементами тренинга и другие вызывают противодействие к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, желание заботиться о своем здоровье.

Тренинги

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни со-временного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории.

Образ жизни:

  • Уровень жизни
  • Качество жизни
  • Стиль жизни
Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И, наконец, стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Работа по воплощению проекта затрагивает напрямую третью категорию - стиль жизни. К сожалению, часть подростков остаются пассивными, ошибочно считая, что не в состоянии привнести позитивные изменения в жизнь коллектива Центра. Предположительным выходом из данной ситуации является личностное саморазвитие, преодоление собственных ограничений и страхов. Для решения данных проблем подключаются педагоги-психологи.

Психологическое оздоровление детей направлено на повышение уровня социализации детей:

    • создание во временных детских коллективах благоприятной психологической атмосферы;
    • формирование сплочённого коллектива;
    • содействие самоопределению каждого ребёнка во временном детском коллективе;
    • формирование у детей адекватной самооценки;
    • формирование «командного духа», атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания;
    • организация эффективной работы органов детского самоуправления;
    • формирование мотивации на выбор активной жизненной позиции через систему личностного роста.

Формы работы, используемые в данном направлении психологической службой:

Организационный период:

    • наблюдение за ситуацией адаптации детей в условиях временного детского коллектива;
    • индивидуальные консультации по экстренным проблемам;
    • тренинг «Введение в ЗОЖ».

Основной период:

    • сопровождение участников педагогического процесса в новых ситуациях личностного развития через а) индивидуальную и групповую диагностику, б) индивидуальные и групповые занятия, в) социально-психологические тренинги;
    • наблюдение за психологической обстановкой в Центре;
    • работа клуба «Психотерапевтический театр».

Итоговый период:

    • содействие гармонизации внутреннего мира и оказание психологической помощи детям и педагогам, нуждающимся в психологической поддержке через индивидуальные и групповые консультации;
    • наблюдение за психологической обстановкой в Центре.

Коротко о проделанной работе:

Разработана и внедряется в практику система тренингов «Введение в ЗОЖ»:

1. Режим дня.

2. Правильное питание.

3. Занятие физкультурой и спортом.

4. Психическое здоровье.

5. Первая помощь.

Подростки проходят предварительную диагностику. По результатам предварительной диагностики они направляются для посещения того или иного тренинга.

Тренинговый метод используется по следующим причинам:

Тренинг является одним из активных методов обучения, обеспечивающим активизацию творческого потенциала, активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности участников; направлен на развитие определенных знаний, умений, навыков, лучшее понимание себя и других;

Усвоение необходимого материала гораздо проще происходит в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы;

На тренинге вырабатываются практические навыки.

Тренинги («Принятие себя», «Принятие других», «Поиск выхода из трудной ситуации», «Умей сказать НЕТ», и другие) помогают раскрыть особенности психического развития детей, дать рекомендации по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости. Приводят к выводу: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это, во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное - в её постоянном выполнении. Здоровый образ жизни - это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Тренинги должны помочь раскрыть особенности психического развития детей, дать рекомендации по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости. Многие педагоги Центра оставляют положительные отзывы о результатах работы психологов Центра, отмечают положительные изменения после проведения тренингов.

Реализация проекта осуществляется посредством:

Организации спортивных праздников и познавательно-развлекательных мероприятий различного уровня;

Организации работы волонтерского движения, агитбригад;

Организации встреч с интересными людьми;

Работы клубов и секций по интересам;

Проведения малых форм физкультурной работы (зарядка, динамические паузы);

Подвижных игр на свежем воздухе;

Организации конкурсов;

Совместных с общественными и партнерскими организациями мероприятий по ЗОЖ

Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у детей и подростков:

    • Никакие медицинские учреждения не смогут сделать ребенка здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
    • Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
    • Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь и др.
    • Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
    • Здоровье и долголетие обретают в первую очередь те люди, которые всегда придерживаются правил здорового образа жизни.

Полученные знания воспитанники смогут применить в образовательных учреждениях по месту жительства при работе в волонтерских объединениях, при изготовлении агитационных плакатов, листовок и пр.

В общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем участия и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни, необходимо вовлечь до 90 % детей и подростков.

Путем промежуточного анкетирования необходимо выявить потребность воспитанников в кружковой работе. Учебный центр «Золотого колоса» предоставляет ребятам на выбор следующие кружки и секции:

    • Военно-спортивный отряд «Выстрел»;
    • Спортивный клуб «Фитнес-аэробика»;
    • «Психотерапевтический театр»;
    • Кружок компьютерной грамотности «Перволого»;
    • Ряд кружков художественно-эстетического направления;
    • Тренажерный зал;
    • Спортивные секции.

Кружковая работа дает подросткам реальную возможность внедрять в жизнь практические рекомендации по ЗОЖ, включаться в реальную практическую деятельность по пропаганде ЗОЖ. В клубы, кружки и секции по интересам планируется привлечь до 50 % подростков в первый год реализации проекта и до 60 % - во второй год. Силами кружковцев организуются:

    • различные спортивные соревнования (матчевые встречи, акции, турниры, Олимпийские игры);
    • разнообразные спортивно-оздоровительные встречи и мероприятия (встречи с врачами-специалистами, дискуссии по ЗОЖ, открытые столы, разговоры);
    • конкурсы и конкурсные мероприятия (конкурсы рисунков «Вредным привычкам - нет!», «Наше здоровье в наших руках!», «Этот чудесный мир», конкурсы плакатов «Мы - за ЗОЖ» стенгазет и других);

При проведении конкурсных мероприятий все воспитанники привлекались не только к участию в самих мероприятиях, но и в подборе информации для выпуска бюллетеней, презентаций, конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни! Осуществлялось оформление стенгазет, плакатов, стенда «Здоровый образ жизни - это..», организован просмотр фильмов по тематике ЗОЖ, состоялся конкурс роликов социальной рекламы.

массовые танцевальные «баттлы» между отрядами и другими центрами;

спортивно-развлекательные и познавательные мероприятия, флеш-мобы (конкурсная программа «Здоровье - это вершина, на которую человек может подняться сам», игра - выборы «Курение за и против», спортивные марафоны, Дни здоровья, акции по ЗОЖ, спортивно-оздоровительные недели, декады «По тропам здоровья», и другие»).

Все мероприятия, перечисленные выше, при правильной организации и участии детей и подростков способствуют повышению мотивации к здоровому образу жизни, развитию социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, улучшают знания детей о ЗОЖ, повышают мотивацию к двигательной активности.

Для реализации проекта на долгосрочный период заключены договора и соглашения с рядом партнерских и общественных организаций для проведения различных совместных мероприятий:

    • Детской районной библиотекой г. Лиски;
    • Лискинским МРО УФСКН России по Воронежской области;
    • ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»;
    • МКОУ ДОД «Лискинский центр развития творчества детей и юношества»;
    • БУЗ ВО «Лискинская РБ»;
    • Лискинская территориально избирательная комиссия;
    • Клуб активного отдыха Shooter;
    • Комитет «Родители против наркотиков»
    • ОПДН ОМВД по Лискинскому району;
    • КДН и ЗП администрации Лискинского муниципального района;
    • Настоятель Покровского храма г. Лиски.

Мероприятия демонстрируют воспитанникам, что здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития. И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.

Основным итогом совместных мероприятий по формированию здорового образа жизни является осознание участниками процесса, что каждый человек должен проявлять индивидуальный и творческий подход к своему здоровью.

С целью популяризации ЗОЖ совместные мероприятия освещаются в средствах массовой информации.

Большое место в реализации проекта отводится волонтерскому движению за здоровый образ жизни. Подготовленные волонтеры передают свои знания по пропаганде здорового образа жизни, формированию активной жизненной позиции, учат ребят оптимизму, коммуникабельности и вдохновляют на дальнейшие самостоятельные действия в сторону формирования здорового образа жизни. По примеру волонтеров создаются агитбригады для проведения различных акций: «День без болезни», «Доброволец - детям», "Дай себе шанс на долгую жизнь", «Здоровым быть модно» и другие.

Большое внимание отведено в проекте оформлению тематической наглядной агитации. Систематически обновляется информационный «Уголок здоровья»: «Простые правила против СПИДа» (апрель), «Профилактика простудных заболеваний» (май), «Профилактика кишечных инфекций», «Режим дня», «Соблюдение правил личной гигиены» (июнь). Оформление уголка здоровья «Живи долго».

1.9. Выводы

На промежуточных этапах реализации проекта определены и детально изучены факторы влияния на ценностные ориентации воспитанников, сформированы основные направления дальнейшей деятельности. Проведенные за 12 месяцев реализации проекта различные мероприятия и акции способствовали росту информированности детей и подростков по здоровому образу жизни, а так же непосредственному вовлечению их в общественную, спортивную и творческую жизнь.

Посредством реализации запланированной программы мероприятий были достигнуты следующие результаты:

    формирование устойчивых моделей поведения, препятствующих употреблению ПАВ;

    формирование навыков регуляции факторов, определяющих здоровье;

    повышение самооценки, личностный рост, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;

    творческое и интеллектуальное самовыражение подростков.

Реальным подтверждением формирования зачатков ответственного отношения к своему здоровью являются изменения в результатах анкетирования по выявлению отношения к вредным привычкам:

В ходе финишного анкетирования подростков по выявлению отношения к вредным привычкам были получены следующие сведения:

Из 536 человек, принявших участие в опросе 24 человека (было 97) не считают опасным для людей курение сигарет, употребление ПАВ, употребление алкогольных напитков. Изменили мнение - 73 подростка.

На предложение принять наркотик 522 человека откажутся (было 456). Изменили мнение - 66 человек.

На предложение выпить в компании откажутся - 434 человека (было 270). Изменили мнение - 164 человека.

Отношение к курению:

Не курю, т.к. это вредно - 396 человек (было 291). Изменили мнение - 105 подростков. Отказались от курения - 105 человек

После проведения тренингов по программе «Введение в ЗОЖ»:

Получили знания, как понимать свой организм, внимательно и с сомнением подходить к любой рекомендации;

Получили навыки формирования собственной программы ЗОЖ.

Мониторингом было охвачено 758 человек.Мониторинг выявляет:

1. Уровень развития эмоционально-волевой сферы ребенка.

2. Уровень сформированности самоценности воспитанников.

3. Степень нарушения и восстановления коммуникативных связей детей.

4. Степень сформированности умения отвечать за свои поступки.

Оценка показателей (заполняется в начале и конце курса в баллах 1-5)

МОНИТОРИНГ ПО ТРЕНИНГОВЫМ ЗАНЯТИЯМ

«ВВЕДЕНИЕ В ЗОЖ»

за 2016 год

Заметны незначительные положительные изменения.

Общими результатами деятельности волонтеров (членов агитбригад), реализуемой в течение года в рамках данного социального проекта, можно

назвать повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых проблемах в подростковой среде и активизацию инициативной части подростков для решения поставленных проблем, о чем свидетельствует выбор воспитанниками лучших мероприятий путем голосования «Мы за ЗОЖ», а так же распространение изготовленных силами самих воспитанников брошюр «Правила здорового образа жизни»:

Правила здорового образа жизни.

Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.

Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.

Не переутомляться умственной работой. Старайся получать удовлетворение от учебы. А в свободное время занимайся творчеством.

Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.

Выработать с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.

Заниматься ежедневным закаливанием организма и выбрать для себя способы, которые не только помогают выработать иммунитет, но и доставляют удовольствие.

Учитесь не поддаваться, когда вам предложат попробовать сигарету или спиртное.

Критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Совместно медицинскими работниками Центра и инструкторами по физкультуре проводится ежеквартальная оценка эффективности оздоровления детей и подростков.

Перед Вами таблица за 2016 год:

Оценка

эффективности оздоровления детей и подростков

в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»

за 2016 год

Всего оздоровлено за 2016 год - 2776 чел.

Программа социального проекта рассчитана на долгосрочный период и осуществляется в течение 2016-2017 годов, имея основной перечень проводимых мероприятий и тренингов, который постоянно пополняется.

Анализ на первоначальных стадиях реализации проекта показал, что:

— полученная информация заставила задуматься об употреблении алкоголя, табака, наркотиков подростками и способах личного противодействия вовлечению в их употребление;

— значительно утвердился выбор здорового жизненного стиля;

— участники проекта узнали много новых возможностей для интересного и полезного проведения времени;

— полученные знания и умения востребованы и распространяются в детских волонтерских объединениях по месту жительства.

Таким образом, представляется необходимым продолжение работы в направлении формирования ценностных представлений о здоровом образе жизни, создания установки на сознательное отношение детей к своему здоровью, сознательный отказ от вовлечения в употребление психоактивных веществ.


Цель: Цель: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; дополнить представления девятиклассников о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании; дополнить представления девятиклассников о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности


Задачи: Задачи: Развивать знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни. Развивать знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. Формировать навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.


Основные составляющие здорового образа жизни являются: Отказ от курения. Отказ от курения. Отказ от алкогольных напитков. Отказ от алкогольных напитков. Отказ от наркотиков. Отказ от наркотиков. Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность. Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность. Рациональное питание. Рациональное питание.




Компоненты здорового образа жизни. Правильное дыхание. Правильное дыхание. Очень важно всегда дышать через нос. В носовых ходах воздух очищается, согревается, увлажняется. В оздоровительной гимнастике под названием «йога» принято считать, что «одно только поколение правильно дышащих людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное». Конечно же, важно и то, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым.


Рациональное питание. Рациональное питание. Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.


Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание. Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание. Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья.


Факторы, негативно влияющие на здоровье человека Табакокурение. Табакокурение. Относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирают около 2,5 млн. человек. В табачном дыме около 400 компонентов, 40 из которых имеют канцерогенный эффект, т.е. способны вызвать раковые заболевания


Алкоголизм. Алкоголизм. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у тканей и органов кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у тканей и органов кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени.


Кровеносные сосуды под действием алкоголя сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров, – вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу (низших) подкорковых отделов мозга. Поэтому опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных низших отделов мозга. Кровеносные сосуды под действием алкоголя сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров, – вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу (низших) подкорковых отделов мозга. Поэтому опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных низших отделов мозга.


Наркомания Наркомания Часто первый шаг к наркотикам делается из любопытства. До 60% наркоманов именно так «попробовали» наркотики. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, ее процесс столь стремителен, что в лет наркоман – это уже глубокий старик. От психологической склонности до физической зависимости проходит всего 2–3 месяца. Наркотические вещества оказывают на организм человека чрезвычайно выраженное влияние. Нервные клетки как бы сгорают, резко снижаются защитные функции организма. Беззащитный организм подвергается атаке множества болезней. Страдают все органы и системы организма: поражается мышца сердца, возникают гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, цирроз печени, желчнокаменная и почечно-каменная болезни, пневмония, плеврит, гепатит, СПИД. Нарушаются все виды обмена: белковый, углеводный, жировой. Изменения личности выражаются в прогрессирующей деградации, нередко переходящей в слабоумие. Часто первый шаг к наркотикам делается из любопытства. До 60% наркоманов именно так «попробовали» наркотики. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, ее процесс столь стремителен, что в лет наркоман – это уже глубокий старик. От психологической склонности до физической зависимости проходит всего 2–3 месяца. Наркотические вещества оказывают на организм человека чрезвычайно выраженное влияние. Нервные клетки как бы сгорают, резко снижаются защитные функции организма. Беззащитный организм подвергается атаке множества болезней. Страдают все органы и системы организма: поражается мышца сердца, возникают гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, цирроз печени, желчнокаменная и почечно-каменная болезни, пневмония, плеврит, гепатит, СПИД. Нарушаются все виды обмена: белковый, углеводный, жировой. Изменения личности выражаются в прогрессирующей деградации, нередко переходящей в слабоумие.




ТОЧКА 1 связана со слизистой трахеи, бронхов, и также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение. ТОЧКА 1 связана со слизистой трахеи, бронхов, и также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение. ТОЧКА 2 регулирует иммунные функции организма. Повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям. ТОЧКА 2 регулирует иммунные функции организма. Повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям. ТОЧКА 3 контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани. ТОЧКА 3 контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани. ТОЧКА 4 шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата. ТОЧКА 4 шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата.


ТОЧКА 5 расположена в области седьмого шейного и первого грудного позвонка. ТОЧКА 5 расположена в области седьмого шейного и первого грудного позвонка. ТОЧКА 6 улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит. ТОЧКА 6 улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит. ТОЧКА 7 улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. ТОЧКА 7 улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. ТОЧКА 8 массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат. ТОЧКА 8 массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат. ТОЧКА 9 руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма. ТОЧКА 9 руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма.


«Я – забота о здоровье» Дайте оценку своего « Я – забота о здоровье» Дайте оценку своего « Я – забота о здоровье» /по 5бальной системе/ /по 5бальной системе/ Я Делаю зарядку Делаю зарядку Соблюдаю режим Соблюдаю режим Правильно питаюсь Правильно питаюсь Слежу за осанкой Слежу за осанкой Соблюдаю гигиену Соблюдаю гигиену Ухаживаю за зубами Ухаживаю за зубами Берегу глаза Берегу глаза Контролирую показатели своего здоровья. Контролирую показатели своего здоровья.


Мой режим дня Пробуждение 7ч. 30 мин. Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры. Уборка постели, умывание. 7ч.30 мин.- 8 ч. Утренний завтрак 8ч.-8ч. 30 мин. Прогулка перед школой и дорога в школу 8ч.30мин. – 9 ч Учебные занятия в школе, внеклассные занятия, общественная работа. 9ч. – 14ч. 40 мин. Дорога из школы домой(прогулка) 14ч. 40мин. – 15ч. Обед 15ч. – 15ч. 30мин Пребывание на воздухе:прогулка, подвижные игры,развлечения 15ч. 30 мин –17ч. Приготовление уроков!7ч.-20ч. Свободные занятия 20ч.-21ч. 30мин. Приготовление ко сну 21ч. 30мин – 22ч. Сон22ч.-7ч.30мин.


Рациональное питание

Здоровье и счастье – это то, что необходимо каждому человеку. Трудно представить человека счастливым, если он болен. «Здоровым будешь – все добудешь», – гласит народная мудрость, с которой нельзя не согласиться. Забота о своем здоровье – это долг и обязанность каждого человека. Заботясь о здоровье, мы думаем о своем физическом и душевном состоянии, о том, чтобы, как поется в песне, «тело и душа были молоды». В здоровом теле – здоровый дух. Это знают все, как знают и то, что занятие спортом укрепляет организм, помогает избавиться от вредных привычек, способствует развитию не только физических, но и моральных качеств. Но об этом мы нередко забываем. Может быть, чтобы было хорошее настроение, нужно каждый день начинать с улыбки и зарядки. Конечно, трудно себя заставить каждый день подниматься раньше времени, с непривычки болят мышцы. Но ежедневная зарядка – это начало физического и духовного развития, это избавление от вредных привычек и безделья, это первый шаг к соблюдению режима дня. Спортсмены утверждают, что физические упражнения влияют на состояние духа, на мышление. Спорт – это наслаждение, согласие, гармония разума и силы. Спорт – это труд.
Занимаясь физически, человек устает и нуждается в отдыхе. Но отдых тоже может быть разным. Можно отдыхать перед телевизором или компьютером, а можно отдыхать на природе. Но почему-то отдых на природе у многих молодых людей ассоциируется с различными развлечениями, спиртным, сигаретами, наркотиками. «Запретный плод сладок» – гласит древняя пословица. Сначала любопытство, подражание, стремление к самоутверждению, затем привыкание – и вот уже человеческий мозг оказывается в плену у «чудовища». Потому что алкоголь, табак и наркотики – это три головы одного чудовища, которое приобретает страшную власть над людьми, прежде всего над детьми и молодежью. Многие из молодых людей считают, что курение – это безобидное занятие. Курить – это модно, круто. И никто не задумывается о пагубном влиянии курения на молодой организм до тех пор, пока болезнь не дает о себе знать.
По моему мнению, вести здоровый образ жизни это отлично! Ведь не зря говорят: «Будь не красен, да здоров». Я удивляюсь при виде подростков своих лет с бутылкой пива в руках или с сигаретой в зубах. Они думают,что это круто, модно или стильно. Или, когда им задаешь вопрос: «Зачем ты куришь?» Они отвечают: «Не курить это хорошо, но умирать здоровым не хочется». Я думаю, многие со мной согласятся, это смешно и глупо. И вообще как можно считать себя крутым с сигаретой в зубах?
Сам я занимаюсь национальной борьбой и несказанно рад этому. Во-первых, я занимаюсь спортом и это доставляет мне колосальное удоволь ствие. Во-вторых, благодаря спорту я веду здоровый образ жизни: не пью и не курю, а в-третьих, круг моих друзей все расширяется. Так же я увлекаюсь лыжным спортом. После уроков учитель физкультуры проводит тренировки.Учавствую во всех мероприятиях школы и района. Всегда занимаю призовые места.
Мне довелось побывать во многих районах нашей республики и познакомиться со своими сверстниками, такими же ребятами, как и я, занимающимися спортом, национальной борьбой с детства. Эти ребята ведут здоровый образ жизни. Мне легко с ними общаться, они дают мне дельные советы.Среди этих ребят я ни разу еще не видел плохих, с негативной энергетикой ребят. Общение с ними мне дает только позитив. Я стараюсь брать с них пример. В своем районе я являюсь спортсменом второй категории. На чемпионате Республики Тататрстан среди юношей по национальной борьбе хочу войти в ряды призеров.
Национальная борьба очень славится в Татарстане. Во время народных гуляний - Сабантуях - борьба на поясах является гвоздем национальных праздничных программ. Это - один из самых древних видов спорта. Историки утверждают, что борьбе на поясах не меньше трех тысяч лет! Это убедительно доказывают древние рукописи, документы и различные исторические памятники искусства. Специалисты находили наскальные рисунки с изображением борьбы на поясах в самых различных уголках Земли. В Ⅺ веке об этой борьбе рассказывал ученый и философ Авиценна. Так что люди издревле занимались спортом и вели зоровый образ жизни.
Я с гордостью говорю о том, что в нашей школе вообще нет курящих ребят. Начиная с начальных классов ребята занимаются национальной борьбой, рукопашным боем,баскетболом, всей школой выполняем утреннюю гимнастику, участвуем в днях здоровья, посещаем спортивные матчи по баскетболу, футболу и хоккею (организует школа и школы района).Недавно мы всей школой провели зарницу. Наш 10 класс занял первое место.Нам очень понравилось это соревнование. И самое главное спортом занимаются не только мальчики, но и девочки.
Благодаря спорту я научился не только побеждать, но и достойно проыгрывать, уважая соперника. Что ни мало важно в этой жизни. А Вообще победы воспитывают в тебе настрой на успех в любом деле. И это хорошо.
Я думаю, что универсиада 2013 года, которая пройдет в нашей Республике Татарстан, не случайна. Ведь если уж в нашей сельской школе так занимаются спортом, что уж говорить о больших школах. Так что В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ. У человека, обладающего крепким физическим здоровьем, и дух, и разум должны быть здравыми. И я призываю всех ребят опомниться и посмотреть вокруг: как хорошо жить полной на события, наполненной содержанием жизнью, радоваться победам над собой, ощущать дыхание времени. Ребята, оглянитесь, жизнь – прекрасна!