Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения

ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ТОСКА»

ЦЕЛИ : продолжить знакомство учащихся с творчеством;

провести исследование содержания рассказа «Тоска»,

Развить навыков анализа художественного произведения, основываясь на методе критического мышления, выразительного чтения.

Способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.

Создать особый эмоциональный настрой во взаимодействии с реальностью слов, помощь учащимся в написании творческих работ

Регулятивные УУД:

Обучение целеполаганию;

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели;

Самостоятельно ставить новые цели;

Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные УУД:

Давать определения понятиям;

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

Излагать содержание прочитанного текста;

Строить рассуждения.

Осуществлять анализ и синтез;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Осуществлять сравнение;

Обобщать понятия;

Извлекать информацию, представленную в разных формах;

Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Создавать тексты различного типа

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Пользоваться монологической и диалогической формами речи;

Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты:

Предметные

Умение анализировать художественный текст, вырабатывать собственное мнение на основе прочитанного текста, аргументировать свою точку зрения

Метапредметные

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение создавать устные и письменные тексты разных типов

Личностные:

Создавать условия для стремления к самовоспитанию, пониманию близких и окружающих людей.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ВЫЗОВ. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Мы с вами продолжаем изучать творчество великого русского писателя, которого в свое время назвал Пушкиным в прозе, вошедший в историю мировой культуры как непревзойденный мастер рассказа и нового типа пьесы, обладавший огромным талантом отражать тончайшие душевные переживания своих героев.

Представьте, пожалуйста, этого писателя.

Действительно, речь пойдет об Антоне Павловиче Чехове, в котором гениальный художник соединился с замечательной личностью. Первый наш урок носил название « 100 фактов о Чехове», в подготовке к которому вы искали информацию о писателе, которой нет в учебнике. Какие штрихи к портрету А. Павловича вы бы добавили?

СООБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

"В детстве у меня не было детства", - говорил Чехов.

1."Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать", - писал Чехов своему брату в 1889 году. Детство Чехова, отец которого, Павел Егорович, держал торговую лавку, было подчинено поистине каторжному режиму. Жизнь юного Антона и его братьев проходила между работой в лавке, открытой с 5 утра до 11 вечера, гимназией и бесконечными репетициями в церковном хоре, организованном Павлом Егоровичем. Кроме того, все дети учились ремеслу, Антоша - портняжному. Тяжелый нрав отца, распространявшийся не только на детей, но и на жену, Евгению Яковлевну, смягчился только тогда, когда Антон стал главным кормильцем в семье.

2. Дед Чехова был крепостным

Дед Чехова, Егор Михайлович, был из крепостных, но впоследствии смог выкупить себя и свою семью на волю. Дед Чехова был, по-видимому, первым грамотным человеком в семье, что и помогло ему получить вольную и вывести в люди своих сыновей. Сам Чехов никогда не забывал о своем происхождении. «Во мне течет мужицкая кровь», - писал Чехов книгоиздателю в марте 1894 года.

3. Чехов был врачом . Несмотря на писательскую деятельность Чехов продолжал быть врачом всю свою жизнь. В письмах к брату подписывал себя шутливо - «брат и сестра Антоний и Медицина», продолжал участвовать в медицинских съездах и знакомиться с открытиями в этой сфере. Лечил и больных в своем подмосковном Мелихове, помогал больным в Ялте.

Даже перед смертью, весной 1904 года, писал из Ялты знакомому: «Если буду здоров, то в июле или августе поеду на Дальний Восток не корреспондентом, а врачом».

4.У Чехова было около 50-ти псевдонимов

При публикации в журналах свои рассказов и «юморесок» Чехов «действовал» под псевдонимами. Скрывая настоящее имя автора, они еще и развлекали читателя, придавали произведениям больший комический эффект. Фантазия Чехова не знала границ: Шиллер Шекспирович Гете, Шампанский, Дяденька - какими только «кличками», как называл их Чехов, ни подписывал он свои произведения.

Всего у Чехова было около 50 псевдонимов, самым же известным из них, без сомнения, является «Антоша Чехонте».

5.О большом интересе Чехова к Лермонтову и о высокой оценке его творчества говорили многие современники Антона Павловича. Чехов и сам признавался: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать».

6.Воспоминания об удивительном сочетании в характере Чехова общительности и открытости с «необычайной скромностью» «проскальзывают» практически во всех воспоминаниях о нем. Вот как, например, писал о Чехове его современник: «Он был не из тех, что любят производить впечатление... Когда он замечал, что от него ждут и, что называется, смотрят ему в рот, он как будто старался как можно меньше отличаться от всех».

7. Последними фразами чеховского письма к сестре были: "Помогай бедным. Береги мать. Живите мирно".
Действительно, Чехов обладал бесценным человеческим свойством - он умел любить людей.

Люди, которые соприкасались с Антоном Павловичем ощущали высокое благородство его натуры, тянулись к нему, общение с ним оставило у многих благодарный след.

СЛАЙД Вот еще одна цитата М. Горького

« Мимо все этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

Скверно вы живете, господа!

Какие качества личности отмечает М. Горький в?

Знакомы ли вам эти господа? Где мы их встречали?

Давайте вспомним о ком и чем рассказал нам писатель.

Иван Дмитриевич Червяков. В каком рассказе мы встречаем данного героя? Почему, по вашему мнению, писатель дает герою именно такую фамилию? О чем рассказ?

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку.

Из какого рассказа данный отрывок? Прокомментируйте тему и идею данного произведения.

Гм!!! Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал. И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять!

Из какого рассказа отрывок? Почему рассказ назван « Хамелеон»?

Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческой работы.

Выделите понятия, которые помогали нам понять тему и идею произведений, мысль писателя?

Поэма, элегия, рассказ

Размер стихотворения, парная рифма, художественная деталь

Фантастика, мистика, реальность

Тема, идея

Заглавие, хорей, ямб.

Один известный русский писатель говорил: «О, эти постоянные мучительные поиски названий!» Действительно, хорошее заглавие - большая находка автора.

Слайд Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Рассказ, с которым мы с вами сегодня познакомимся, называется « Тоска»

С какими словами у вас ассоциируется данное слово? А с каким цветом? А с какой геометрической фигурой?

Подберите, пожалуйста, синонимы к этому слову.

(Горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние, скука)

Посмотрите на лексические значения данного слова.

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка...

Тоска (теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь

2. Словарь Ожегова

Тоска

1. Душевная тревога, уныние.

2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное.

Итак, что такое тоска мы с вами знаем. А что хотим узнать?

Мы начнем чтение рассказа не совсем обычным образом. Я прочитаю вам финал произведения, после чтения отрывка, я попрошу дать ответ на вопрос, почему герой испытывает тоску?

"Пойти лошадь поглядеть, -- думает Иона. -- Спать всегда успеешь... Небось, выспишься..."

Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...

Жуешь? -- спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. -- Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только...

Иона молчит некоторое время и продолжает:

Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...

Иона увлекается и рассказывает ей всё...

Что же случилось у Ионы?

Что удивило вас?

Какой вопрос нас заинтересовал? Почему Иона рассказывает о своем горе животному?

-Какой вопрос нас заинтересовал? Почему Иона рассказывает о своем горе животному? Вот на этот вопрос мы с вами и должны будем ответить в конце урока. Запишите его, пожалуйста, в центре листа. Что мы с вами должны будем сделать, чтобы получить ответ на вопрос? Как мы будем работать?

Что значит имя Иона?

Иона – древний пророк, чьи писания вошли в Библию. В переводе имя Иона означает « голубь».Голубь - символ души и связи с миром божественного, птица - вестник. Какую же весть принес нам герой по имени Иона?

Обратим внимание на эпиграф рассказа. Кому повеем печаль мою?...

Что значит слово повем? (поведаю, расскажу)

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...

Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.

-ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?

- В КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?

- КАК ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ РАСКРЫВАЕТ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ?

- ИОНА НАХОДИТСЯ В ТАКОЙ ПОЗЕ, ПОТОМУ ЧТО ОН ЗАМЕРЗ?

- С КЕМ СРАВНИВАЕТ ИОН ПИСАТЕЛЬ? ПОЧЕМУ КАК ПРИВИДЕНИЕ?

- КАКОЙ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ ЛОШАДЬ?

-В ОТРЫВКЕ ПОВТОРЯЕТСЯ НЕСКОЛЬКО РАЗ ОДНО И ТОЖЕ СЛОВО? КАКОЕ?

-КОГДА ЖЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ?

- СЛОВА ГОРОД В ЭТОМ ОТРЫВКЕ НЕТ, КАКОЕ СЛОВО ВМЕСТО СЛОВА ГОРОД ИСПОЛЬЗУЕТ АВТОР?

ОМУТ, ПОЛНЫЙ ЧУДОВИЩНЫХ ОГНЕЙ.

2.-- Извозчик, на Выборгскую! -- слышит Иона. -- Извозчик!

Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.

На Выборгскую! -- повторяет военный. -- Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!

В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...

Куда прешь, леший! -- на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. -- Куда черти несут? Пррава держи!

Ты ездить не умеешь! Права держи! -- сердится военный.

Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

Какие все подлецы! -- острит военный. -- Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.

Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.

Что? -- спрашивает военный.

Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:

А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.

Гм!.. Отчего же он умер?

Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:

А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.

Сворачивай, дьявол! -- раздается в потемках. -- Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!

Поезжай, поезжай... -- говорит седок. -- Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!

Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой...

-Как бы вы назвали данный отрывок?

-Иона берет первого седока. Найдите предложение, которое раскрывает состояние Ионы.

- Прочитайте реплики других людей. Что окружает героя?

Почему Иона сначала не может издать даже звука? Почему горло его онемело?

-Дает ли надежду быть выслушанным Ионе военный?

- Найдите те строки, когда язык тела выдает огромное желание все рассказать?

Почему военный закрывает глаза? Он на самом деле уснул? Как называется то качество, когда на беду другого человек закрывает глаза?

Оформите, пожалуйста, кластер.

3. По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.

Извозчик, к Полицейскому мосту! -- кричит дребезжащим голосом горбач. -- Троих... двугривенный!

Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак -- для него теперь всё равно, были бы только седоки... Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничапья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.

Ну, погоняй! -- дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. -- Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти...

Гы-ы... гы-ы... -- хохочет Иона. -- Какая есть...

Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..

Голова трещит... -- говорит один из длинных. -- Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.

Не понимаю, зачем врать! -- сердится другой длинный. -- Врет, как скотина.

Накажи меня бог, правда...

Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.

Гы-ы! -- ухмыляется Иона. -- Ве-еселые господа!

Тьфу, чтоб тебя черти!.. -- возмущается горбач. -- Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!

Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:

А у меня на этой неделе... тово... сын помер!

Все помрем... -- вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. -- Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?

А ты его легонечко подбодри... в шею!

Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?

И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.

Гы-ы... -- смеется он. -- Веселые господа... дай бог здоровья!

Извозчик, ты женат? -- спрашивает длинный.

Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меня одна жена -- сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...

И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина...

-Какое название вы бы дали этой части рассказа?

- Что рубль, что пятак, были бы седоки? Как вы можете объяснить эту фразу Чехова?

-Почему Иона хохочет, и тоска его понемногу отлегает?

Вам нравятся эти господа? Почему? Какие качества своей души они проявляют по отношению к Ионе? веселые господа.. говорит Иона.. испытывает ли он злость по отношению к этим пьянчугам?

И все-таки Иона решается рассказать о своем горе и невольно выдает мысль, которая наиболее его гложет. Найдите ее.

Господа приехали, и Иона опять остается в одиночестве. Тоска его разрастается? Найдите эпитет, какая тоска? Кого ищут глаза Ионы?

Оформите, пожалуйста, свой кластер .

4.Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем..

Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.

Милый, который теперь час будет? -- спрашивает он.

Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!

Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.

"Ко двору, -- думает он. -- Ко двору!"

И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе "спираль" и духота... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой...

"И на овес не выездил, -- думает он. -- Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело... который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен..."

В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.

Пить захоспрашивает Иона.

Стало быть, пить!

Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице... История!

Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.

Какое название дали бы этой части произведения?

Как Иона обращается к дворнику? Может ли это обращение к другому человеку раскрыть нам характер Ионы?

После встречи с дворником какое слово отражает состояние героя? Как ему?(изгибается),невмоготу.

Почему и здесь его никто не выслушал, не посочувствовал? А С БАБАМИ ГОВОРИТЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ. ТЕ ХОТЬ И ДУРЫ, НО РЕВУТ ОТ ДВУХ СЛОВ. МОЖЕТ БЫТЬ, ПОЛУЧИВ СОЧУВСТВИЕ, ИОНА БЫ ЗАПЛАКАЛ, И ТОГДА ТОСКА прорвалась бы наружу.

Финал произведения нам известен. Герой отправляется к своей лошаденке. И пусть лошаденка ничего не сможет сказать, зато она не отвернется, не упрекнет и не уйдет.

« ЛОШАДЕНКА ЖУЕТ, СЛУШАЕТ И ДЫШИТ НА РУКИ СВОЕГО ХОЗЯИНА» ЧТО ПОЛУЧАЕТ ОТ ЛОШАДЕНКИ ИОНА?

Готовы ли вы ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока. Почему же Иона рассказывает о своем горе лошаденке?

О чем же рассказал нам Антон Павлович Чехов? С чем сталкивается главный герой Иона? О какой главной человеческой заповеди пытается напомнить нам с вами Чехов?

Актуально ли произведение Чехова в наши дни? Почему? Ведь профессия ямщика уже далеко в прошлом?

Конечно, данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько легче было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...

РЕФЛЕКСИЯ

Скажите мне, что конкретно вы чувствуете сейчас? Какое чувство испытывает сейчас ваше сердце?

« Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»

Скажите, пожалуйста, услышали ли сегодня вы, счастливые и довольные дети, молоточек писателя? Ваши размышления я прошу вас излить на бумагу дома. На следующем уроке мы будем читать и обсуждать ваши работы. Выбор заглавия своей работы тоже остается за вами.

Спасибо за урок! До свидания!

Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.

По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.

В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.

Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. С другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.

Рассказ «Тоска» еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.

Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Урок в 7 классе с применением технологии критического мышления (чтение с остановками).

Цель урока: Определение идейного звучания произведения.

Задачи:

Обучающая : уметь определять тему и идею рассказа, уметь находить художественные приёмы и средства.

Развивающая: развивать связную монологическую речь; развивать память, мышление, творческие способности; развивать навыки выразительного чтения, культуры общения, слушания.

Воспитательная: воспитывать чувство уважения, внимания и сострадания к окружающим, ответственность за свои поступки.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Форма проведения урока – чтение с остановками.

I . Целеполагание.

Сегодня мы прочитаем вместе рассказ А.П. Чехова «Тоска» и обсудим его.

Вызов. Как вы понимаете название рассказа? Запишите ассоциативный ряд к этому слову. Обратимся к словарям: СЛАЙД №2

-синонимов

тоска – грусть, горе, боль, скорбь, горесть, сокрушение, печаль, кручина.

-толковый словарь Ожегова

1)душевная тревога, уныние;

2)скука.

-словарь В.Даля

Тоска (теснить) – стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство.

Как вы думаете, каким будет рассказ – весёлым или грустным?

II . Чтение рассказа с остановками.

Прочитаем I фрагмент с начала рассказа до слов «…и уличная суматоха становится слышнее.»

Вопросы:

1)Прокомментируйте слова и выражения «сидит на козлах», «почина всё нет».

2) Какое настроение создаёт описание зимнего пейзажа? (это не просто сумерки и снег – это символ безысходной пустоты и людского равнодушия).

3) Как описание лошади максимально приближено к герою? (Иона и его лошадь будто неживые, мы ещё не знаем, что произошло, а автор уже даёт понять, что жизнь перестала теплится в душе этого человека).

Прочитаем II фрагмент со слов «Извозчик, на Выборгскую…» до слов «…и, по –видимому, не расположен слушать»

Объясните слова и выражения: «на Выборгскую», «от горячки».

Почему Ионе трудно управлять лошадью? Выберите ответ. СЛАЙД №3

    Он не умеет ездить?

    В Петербурге снегопад?

    Пешеходы и экипажи нарочно мешают ему?

    Он погружен в себя, в свои думы?

Как Иона сообщает военному о смерти сына? Какова реакция военного?

Прочитаем III фрагмент со слов «Высадив его на Выборгской»…до слов «слава богу, они, наконец, приехали».

Прокомментируйте значение слов: «двугривенный», «цена не сходная», «старая холера».

Почему в начале этого эпизода автор снова упоминает о снегопаде в Петербурге?

Почему Иона соглашается везти молодых людей всего за двугривенный? Выберите ответ. СЛАЙД №4

    Ему не нужны деньги?

    Он переживает и не думает о деньгах?

    Он готов работать за любую цену, т.к.мало клиентов?

    По другой причине?

С какой целью автор неоднократно подчёркивает, что в обращении с молодыми людьми Иона смеётся, хохочет, ухмыляется? Как такое поведение героя показывает его душевное состояние? Каким образом Иона сообщает молодым людям о смерти сына? Какова их реакция?

Прочитаем IV фрагмент со слов «Получив двугривенный»…..до слов «…молодой укрылся с головой и уже спит».

Объясните слова: «наступает для него тишина», «снующими», «бежать рысцой», «в воздухе спираль».

В этом эпизоде 6 раз употребляется слово «тоска»; в каком контексте употребляется она каждый раз?

Почему Ионой овладела тоска, и как он сам объясняет её причину?

Почему Иона возвращается раньше времени? Выберите ответ. СЛАЙД №5

    Он устал?

    Погода плохая?

    Поздний час?

    лошадь жалеет?

    Никто не согласился выслушать его?

Как Иона сообщает молодому извозчику о смерти сына?

Какова реакция собеседника?

Прочитаем V фрагмент со слов «Старый вздыхает и чешется» ….до конца рассказа.

Прокомментируйте слова: «причитывает», «на овёс не выездили», «приказал долго жить».

Почему Ионе нужно обязательно рассказать о своём горе. Выберите ответ. СЛАЙД №6

    Ему нужно выговориться?

    Он ждёт сочувствия?

    Ему неуютно в Петербурге, где много людей и не с кем поговорить?

    Это первое большое горе в его жизни?

Каким образом Иона сообщает лошади о смерти сына?

Какова её реакция?

Смешон или страшен этот эпизод?

Как меняется речь Ионы к концу рассказа?

III. Обобщающая беседа.

У рассказа есть эпиграф . Это 1-ая строка духовного стиха «Плачь Иосифа и быль».

Кому повеем печаль мою?

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

    Как его понять?

    Почему город равнодушен к переживаниям Ионы?

    В чём нравственный смысл рассказа?

    Смешно или грустно то, что Иона рассказал о своём горе лошади?

IV .Вывод. У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу, и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает всё… своей лошади.

Прочитайте последнее предложение. Как вы объясните многоточие?

Равнодушие – это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей – надо, чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись, но и этой малости не то, чтобы жалко – просто лень сочувствовать, понимать.

Выберите то лексическое значение слова «тоска» (см. стадию «вызов»), которое более всего подходит к рассказу.

Тоска и одиночество проистекают от того, что сердце людей закрыто, чёрство, не готово к состраданию ближнему, потому что «печаль моя» (эпиграф) остаётся неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова – молчание всего мира.

V .Рефлексия . Составление «синквейна». СЛАЙД №7

Тоска

Громадная, не знающая границ,

Просит, поговорите, выслушайте.

Некому излить душу.

Сострадание.

VI. Домашнее задание. СЛАЙД №8

1 уровень (средний). Написать 4-5 предложений на тему: «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени».

2 уровень (творческий). Написать продолжение рассказа на тему: «Разговор Ионы с лошадью».

Главный герой рассказа Антона Павловича Чехова «Тоска» - извозчик Иона Потапов. Пожилой, но трудолюбивый человек выживает в большом городе без чьей-либо поддержки, каждый день ему приходится рассчитывать только на самого себя. Каков сюжет рассказа? Его словно и нет, но повествование не отпускает нас до самой финальной точки, заставляя сопереживать этому человеку, ведь его боль так знакома и понятна.

Трудясь день за днем в качестве извозчика, он встречает самых разных горожан, вынужденно проводит с ними не просто большую часть дня, но большую часть своей жизни. А душа его в это время ноет от гнетущей неизбывной тоски. И только его верная лошадка знает, каково нести это отчаяние изо дня в день без всякой надежды излечиться. Вокруг него только бездушный город, где никому до этого маленького человека нет никакого дела.

Каждый встречный спешит, торопится по своим делам. И лишь Ионе спешить более некуда. Нелепая смерть забрала единственного близкого человека - сына. Он горюет, что «старуха с косой» забрала не того, да только взывать к злодейке-судьбе нет смысла. И не с кем поговорить, некому рассказать о своем горе. Если бы нашлась сочувствующая душа, быть может на время тоска и оставила бы его, дав силы жить дальше. Но черствость людей, как и его беда, не знает границ.

И вроде бы вот он выход - рассказать все лошади. Его заезженная верная спутница не возражает. И хоть порой доставалось ей от Ионы плетью за упрямство, да только случает она внимательно, до последнего слова. Говорить она не может, но ее теплое дыхание на ладонях старика дарит мгновения покоя. Может быть, это именно то, что нужно сейчас?

Жизнь снова демонстрирует, сколь животные бескорыстнее, честнее, добрее нас. Молчаливое сопереживание, сочувствие согревают лучше, чем сотни холодных и безразличных слов, которыми заполняется пустота, но не дарит ни искры подлинного тепла. Как можно жить в окружении таких людей? Ведь человеку свойственно не только страдать, но и искать счастья, своего места в этом огромном городе, мире, жизни.

Хотя черная тоска поглощает нашего героя, но все-таки они не окрашивает его мир только в черные краски, он ни в чем не уподобляется своим жестокосердным попутчикам. Иона остается понимающим и добрым человеком, что только мешает ему стать «своим» в куда более жестоком обществе. Перед нами «маленький человек», никому не нужный, никем не любимый, абсолютно одинокий.

Глубокий нравственный смысл делает рассказ «Тоска» актуальным в наши дни, ведь он не о исторических реалиях, но о взаимоотношениях людей. Многие ли из нас стремятся помочь близким, тем, кто понес утрату? Как часто нам проще спрятаться в своем маленьком мирке, чем пытаться помочь кому-то? Прошло столько лет со дня опубликования этой истории, но и сегодня мы проходим мимо плачущих людей…

Цели урока:

Оборудование : учебник, текст рассказа «Тоска » , материал по теме урока.

Тип урока

Прогнозируемые результаты:

К. И. Чуковский

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Шерстюк Нина Гавриловна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа

Имени Героя России Александра Прохоренко»

2017

Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе А.П. Чехова «Тоска»

Цели урока:

1. продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;

2. дать понятие о сюжете, композиции рассказа «Тоска»;

3. выяснить нравственную проблематику рассказа, тему, идею;

4. повторить теоретические понятия: композиция, рассказ, пейзаж,

Выразительные средства языка;

5. развивать читательскую культуру;

6. воспитывать духовно- нравственную культуру учащихся.

Оборудование : учебник, текст рассказа « Тоска» , материал по теме урока.

Тип урока : урок анализа художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:

1. учащиеся знают о сюжете, композиции рассказа «Тоска»;

2. определяют сюжетные элементы рассказа, особенности композиции;

3. определяют тему и идею произведения, соотносят начало и финал;

4. характеризуют главного героя рассказа;

5. выполняют исследовательскую работу с текстом рассказа в группах.

Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность.

К. И. Чуковский

ХОД УРОКА

  1. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

  1. Мотивация учебной деятельности

Чехов - мастер короткого рассказа.

Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: "писать талантливо, то есть коротко" и "краткость - сестра таланта". За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни. Рассказ "Тоска" признан вершинным из ранних произведений писателя.

Равнодушие... Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что к нам это не относится. И как часто мы забываем, что обидели и принесли горе нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну что стоило героям рассказа "Тоска" проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову? Их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас наконец покинут сухость, чёрствость, равнодушие...

Известный русский писатель Корней Иванович Чуковский говорил (обращение к эпиграфу урока): "Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность". Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Ответим на этот вопрос сегодня на уроке.

  1. Работа над темой урока
  1. Вступительное слово учителя

Эпиграф к "Тоске" "Кому повем печаль мою?.." (начальная строка духовного стиха "Плач Иосифа и быль") задаёт определённую психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор побуждает читателя задуматься на тему одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить своё горе, установить исповедальный контакт с другим человеком. Начало «Тоски»:

"Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки..." Бегущие люди в привычной для себя уличной суматохе большого города не замечают ни падающего снега, ни извозчика Ионы Потапова, который "бел, как приведение" и своей неподвижностью напоминает снежное изваяние.

  1. Погружение в тему урока (беседа)

Что значит быть одиноким?

Может ли человек быть одиноким среди людей?

Что такое, по-вашему, тоска? Одиночество?

Каково лексическое значение этих слов?

  1. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Одиночество - состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.

Тоска - стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, горе, печаль, скорбь.

  1. Аналитическая работа с текстом рассказа "Тоска"

а) Сообщение учителя об истории создания рассказа "Тоска".

Рассказ появился в январе 1886 г. в разделе "Летучие заметки" "Петербургской газеты", там, где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность как остроумному, наблюдательному юмористу Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чехова к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге, и "омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей", в который он погрузился, прибыв в столицу, возможно, в определённой степени послужил одним из стимулов к написанию "Тоски". Мелькнувшая уличная сценка, услышанный обрывок разговора или просто вид согнувшегося под снегом извозчика и его лошадёнки - эти или иные впечатления, нам неизвестные, могли дать толчок работе писательского воображения. Нужен ли, впрочем, какой-то специальный, реальный или литературный, комментарий к "Тоске", к рассказу со столь очевидным сюжетом, с захватывающим читателя сочувствием к Ионе Потапову и его беде? Разумеется, основной смысл рассказа должен быть понятен без всякого комментария, через уяснение внутренних связей произведения, логики его сюжета, композиции. Автору "Тоски" 26. Черновых вариантов рукописи "Тоски" не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

б) Исследовательская работа с текстом рассказа (в группах)

1-я группа

  • Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (Три раза)
  • Выпишите реакцию собеседников. (Сын помер … от чего?...поезжай; сын помер … все помрём, погоняй; сын помер... (ответа нет)
  • Как называется это выразительное средство? (Повтор) Подтвердите примерами из текста рассказа.

2-я группа

  • В какое время суток происходили события рассказа? (Вечером)
  • Выпишите изменение вечернего освещения. (Вечерние сумерки, вечерняя мгла, потёмки)
  • Как называется это выразительное средство? (Градация)
  • Сколько раз происходит это изменение? (Три раза) Подтвердите примерами из текста рассказа.

3-я группа

  • Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города. (Тёмные массы движутся, толпы бегут, толпы снуют)
  • Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (Три раза) Подтвердите примерами из текста рассказа.

4-я группа

  • Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.
  • Как менялась эмоциональная окраска слова? (От презрительного "лошадёнка" - через нейтральное "лошадь" - к уменьшительно-ласкательному "кобылочка")
  • Как называется такая лексика (первое и третье слова)? (Экспрессивная) Подтвердите примерами из текста рассказа.

Презентация результатов работы

в) Беседа

1. Художественная деталь.

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

2. Композиция рассказа

Фабула "Тоски", на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова - с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, "не ироническая побрякушка" развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

В сюжете "Тоски", как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, - к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия - тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то "печаль моя" (эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя:

Сегодня на уроке вы ещё раз убедились, что рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждёт. Вот уже целую неделю он живёт как в полусне: умер его сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодёжь, ни человека его же сословия - извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его разрывающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, "дверью обозналась", забрала наследника, который "настоящий извозчик был". После нескольких попыток излить душу посторонним людям Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережёт, они найдут своё место в жизни, и что им за дело до смерти другого человека.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания - проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдёт ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы "тоска громадная, не знающая границ", таковы же и безграничная чёрствость и равнодушие окружающих. Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Ионы тоже рассеется, если найдёт тёплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга - своего напарника, лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая только дышит теплом своим на руки хозяина. Антон Павлович Чехов - тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И душевная глухота человеческая ведёт к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Одиночество человека среди людей- вот страшная суть рассказа А. П. Чехова "Тоска".

  1. Домашнее задание по русской литературе

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Прочитать очерк Антона Павловича Чехова "Остров Сахалин".

Литература

В методической разработке урока использованы материалы с сайта И. Н. Перовой.