Роль медицины в современном обществе. Народная медицина в жизни человека

Дата публикации 05.02.2015

Главным составляющим уровня благосостояния любого государства является физическое и социальное благополучие людей, которые живут в нем, и это безусловный факт. По большому счету, все материальное богатство государства - ничто без конкурентоспособного человеческого капитала, и первый всегда создается вторым.

Какова роль медицины в развитии государства? Что из себя представляет медицина 21 века?

В настоящее время проводится много дискуссий на эту тему, но уже сегодня ясно абсолютно всем, что отношение к медицине как расходной части бюджета – это пережиток 20 века и нельзя игнорировать роль медицины в развитии потенциала государства.

И, исходя из этого, надо полагать, что без хорошей медицины вряд ли возможно достичь надлежащего уровня социального благополучия. Этим и объясняется выделение медицины в один из главных приоритетов развития государства в международной шкале оценки конкурентоспособности страны.

Достижения в области медицины наиболее ярко отражают уровень развития науки любой страны и поэтому успех в лечении того или иного заболевания становится предметом повышенного интереса мирового сообщества, и не сравнить интерес людей к новым методам лечения рака с решением какой-нибудь трудной математической формулы.

21 век начался с бурного развития информационных технологий и этот фактор коренным образом поменял жизнь человека, сделав ее более комфортной.

Интернет и цифровые технологии прочно вошли в повседневную жизнь человека и уже трудно представить человеческий быт без информационных и цифровых технологий.

Параллельно с этим, кардинально изменился облик мира, существовавшие долгие годы стены рухнули, глобализация сделала планету открытой и доступной для каждого.

В этих условиях начало формироваться совершенно новое общество, свободное от запретов и тотальной цензуры. Открытость границ позволила видеть проблемы внутри страны путем простого визуального сравнения нашей системы с любой системой мира.

Многие виды отношений между людьми коренным образом трансформировались и глубоко упростились.

В медицине развитие коммуникативных технологий происходит весьма медленно, поскольку по своей сути отрасль является консервативной.

Исторически, в отношениях между врачом и пациентом врач всегда занимал главенствующее положение и на идеализацию его профессии и статуса работали все общественные институты. Любая информация по медицине, заслуживающая доверия доводилась только до врача чрез специальную литературу, а для населения была доступна лишь информация, упрощенная в виде напоминаний или предупреждений.

Нынешние условия заставляют менять этот стереотип. Фундаментальные основы медицины нуждаются в адаптации к новым быстроменяющимся обстоятельствам. Медицина меняет свою форму отношений с пациентом и все более тесно ориентируется на его нужды.

Это мировой тренд. В условиях высокой образованности общества пациенты получают информацию со всех источников через Интернет и порой более информированы, чем некоторые специалисты. Поэтому профессия врача уже немыслима без постоянного самосовершенствования.

Постоянно повышающиеся требования к профессии врача со стороны населения и высокая моральная и юридическая ответственность уже становятся причиной того, что в мире уже не хватает более 5 миллионов врачей.

Эти особенности характерны и для медицины нашей республики, которая переживает аналогичные проблемы.

Если вспомнить 90-е годы с тотальным дефицитом всего: от элементарных лекарств до средств гигиены, когда каждый пациент шел на госпитализацию со своими постельными принадлежностями, покупал все, что необходимо для операции то, конечно же, в материальном отношении медицина сделала большой рывок. Однако, не было той критики и волны возмущений, которые испытывает медицина сейчас.

Так что же произошло сейчас? В условиях, когда медики получили современное оборудование, а больницы стали чище и светлей, почему много нареканий на уровень качества медицинских услуг?

Давайте попробуем разобраться в этом.

Первое. Отношение общества и государства к здоровью человека является главным фундаментом модели здравоохранения.

Что является товаром в медицине, здоровье или медицинская услуга? Это главный вопрос, на который каждая модель здравоохранения отвечает по-разному. Если это здоровье, то как определить его стоимость? А если это услуга, то сколько стоит услуга кардиохирурга, пересадившего донорское сердце или услуги педиатра вылечившего вирусную инфекцию у ребенка?

Любой товар можно потрогать, стандартизировать, оценить на вкус и т.д. Как оценить состояние пациента после операции на головном мозге? Он остался жив и способен обслуживать себя сам – это хороший показатель работы? А если он умер, поскольку опухоль была глубокой, то это, стало быть, плохая работа врача?

Кроме того, означает ли то, что улыбчивый и вежливый специалист лучше, чем замкнутый? Те, кто знаком с хирургами знают, что в большинстве своем они немногословные люди, поскольку знают цену врачебной ошибки и человеческой жизни. Поэтому данный метод определения компетентности, характерный для сферы услуг, как торговля, вряд ли применима для медицины.

Что играет главную роль в сохранении здоровья и насколько это зависит от врача?

Общеизвестно, что главным компонентом сохранения здоровья является отношение самого человека к собственному здоровью. Каждый человек с детства знает, что курить вредно, потому что вызывает рак, злоупотреблять алкоголем нельзя – это причины алкоголизма и цирроза и т.д. Но многие ли соблюдают эти элементарные правила?

Ежедневно и особенно в праздничные дни приемные отделения наших больниц забиваются пьяными, кричащими, плюющими и оскорбляющими медработников пациентами с различными травмами. Медики же терпеливо переодевают их, смывают грязь и кровь, оперируют, перевязывают и т.д.

При этом каждый пациент считает, что его болезнь самая сложная и заслуживает первоочередного осмотра, равно как каждый родитель считает своего ребенка самым дорогим на свете, и каждый из них абсолютно уверен, что врач должен уделить внимание только ему.

Вот здесь и кроется одна из главных проблем медицины – она не вписывается в стандартные законы рынка, поскольку слишком важен и неоценим предмет товара. Когда в медицину внедрились сложные технологии, и она стала высоконаучной, то естественно подорожали и услуги. И сегодня вряд ли кто способен напрямую оплачивать стоимость этого «товара», имея серьезную болезнь. Поэтому данный вопрос всегда решается за счет государственных средств или медицинского страхования. Но, имея ту или иную модель медицины, параллельно необходимо принимать и ее недостатки. Бюджетная модель предполагает бесплатность, доступность медицинских услуг для всех, а это, в свою очередь, означает повышенную потребляемость услуг населением, наличие очередей, низкое качество и хроническую нехватку денег в системе.

Если модель страховая, то она позволяет обеспечить доступ к услугам медицины в полном объеме только для определенной части населения, в зависимости от его дохода и уровень дохода определяет объем и виды услуг.

Поэтому, на сегодняшний день, в цивилизованном мире уже нет абсолютно бюджетной или страховой модели, практически все успешные модели представляют собой симбиоз этих подходов с администрированием преимущественно бюджетных или страховых денег.

Таким образом, можно сделать вывод, что от модели здравоохранения и способов распределения этих ресурсов зависит и поведение участников системы. Если это бюджетная модель со строгими правилами распределения денег, гарантирующая все и всем бесплатно, то необходимо и признавать ее недостатки в виде очередей, заваленных бумагами врачей получающих фиксированную и очень маленькую зарплату.

Вторая по важности причина, это отсутствие мотивации у самих медицинских работников к производительности труда. Чтобы обеспечить социалистический лозунг о полной бесплатности медицины в начале прошлого века коммунистическая партия включила медицину в социальный блок и установила остаточный принцип ее финансирования.

Зарплата с тех пор устанавливается врачу не за результат и качество труда, а за количество проведенного в больнице времени, то есть по почасовому принципу.

Конечно, в такой системе можно работать сутками и получать мизерную зарплату и можно получить ее, не загружая себя дополнительной ответственностью. Чтобы обеспечить семью и соответствовать статусу в такой системе, врачу ничего не остается делать, как брать дополнительную работу в виде дежурств, ставок или же искать дополнительные пути получения вознаграждений от пациентов.

Бесспорно, что двигателем реформ в любой сфере являются опытные и обученные менеджеры, знающие основы управления предприятием или целой отраслью. Но сегодня с сожалением нужно констатировать, что развитие менеджмента в регионах происходит зачастую по субъективным признакам.

Казахстан состоялся как государство с динамично развивающейся экономикой. Политика Главы государства в кратчайшие сроки вывела страну в число активно развивающихся стран среднеазиатского региона. Во всех отраслях экономики установлены высокие стандарты, соответствующие мировому уровню, внедряет их продвинутая молодежь, обученная по президентской программе в лучших ВУЗах мира, свободно владеющая несколькими языками.

И в этом потоке рыночной экономики отдельным «островком» социализма сохранилась медицина, все еще живущая декларативными лозунгами советской социальной политики, где труд врача приравнен труду неквалифицированного персонала других сфер оказания услуг.

Поэтому крайне важно, чтобы система оплаты труда медиков соответствовала мировым стандартам и зависела только от компетентности врача и качества его труда. А это возможно только в рыночной модели здравоохранения.

Поэтому надо приветствовать тот факт, что скоро в медицине будут установлены рыночные принципы путем внедрения обязательного медицинского страхования. При этом основная часть финансирования будет осуществляться государством, а дополнительная – за счет средств работодателя и самого работника.

В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время деньги бюджета распределяются больницам за каждого пролеченного больного и система финансирования абсолютно идентична страховой модели. Поэтому при создании страхового фонда и передаче ему средств бюджета и страховых платежей кардинальных изменений в механизме финансирования не произойдет.

Другое дело, что бюджетный контроль с тотальной отчетностью и субъективизмом определения объемов финансирования, отсутствием мотивации к экономии и реинвестиций стали тормозом в развитии рыночных отношений в медицине. Поэтому, единственным способом установления объема финансирования больницы в зависимости от качества и сервиса оказываемых услуг является внедрение обязательного медицинского страхования, когда каждый человек будет твердо знать, куда ему лучше пойти и на какой объем медицинской помощи он имеет право и сколько это стоит.

Третьим немаловажным фактором является имидж самой профессии. Профессия врача, как и любая другая, не ограждена от ошибок. Невозможно за короткий промежуток времени обучить и воспитать хорошего специалиста по любым из направлений медицины. Врачевать во все времена было искусством, и эта профессия оценивается как данное Богом. Так и относились к представителям этой профессии и каждый врач, начиная от Гиппократа и Авиценны до нынешних представителей, оставлял свои знания своим ученикам или в научных трактатах и книгах. На основе личного опыта и знаний, полученных от своих учителей, каждый врач минимизировал ошибки и совершенствовал свое искусство.

Хороший врач, как хороший представитель любой профессии, представляет собой штучный экземпляр и глупо требовать, чтобы все были виртуозами. Поэтому главный принцип медицины «Прежде всего, не навреди» актуален в любой эпохе. У каждого звена в медицине своя неоценимая роль и от того, как выстроены взаимоотношения этих звеньев в цепочке системы, зависит эффективность отрасли в целом.

Важно помнить, что главными действующими лицами системы являются пациент и врач. И любые новшества в отрасли, не удовлетворяющие хотя бы одну из сторон, обречены на провал.

Но, следуя данной логике, главным звеном в медицине является врач, опыт и профессионализм которого является главным, притягивающим пациентов фактором. Стало быть, в отрасли должна быть создана среда для его профессионального роста и адекватная заработная плата.

Однако значительных сдвигов пока не происходит и только потому, что деньги, получаемые больницей за счет деятельности врачей и медсестер, расходуются на большие административные расходы и закуп различной техники и медикаментов. В результате этого создана искаженная ситуация когда «топ-менеджеры» отдельных центров стали получать ощутимые зарплаты при минимальных заработках самих профессионалов.

Развитие больниц в сторону самостоятельности и ухода от «кабальных» бюджетных процедур предполагает корпоративный метод управления, что является весьма эффективным способом обеспечения прибыльности организации. Однако руководства ряда клиник, воспитанные старой школой, конечно же, все еще руководствуются изжившими себя авторитарными методами распределения ресурсов.

Когда встает вопрос о роли врача в обществе, нужно, наверное, чаще напоминать всем сухие факты статистики. Каждый день в стране проводится свыше 2 тысяч операций, принимается более 1 тысячи родов, обслуживается свыше 420 тысяч человек в поликлиниках и 18 тысяч вызовов скорой помощи.

Каждый хирург страны в год оперирует около 200 экстренных пациентов, обреченных на смерть без оказания медицинской помощи и, таким образом, хирург с 30 летним стажем возвращает к жизни 6000 человек. А всего врачей в стране около 60 тысяч.

При этом всегда нужно помнить, что любая, даже самая малая манипуляция в медицине имеет свой, пускай и ничтожный процент осложнений, зависящих от реакции организма на эту манипуляцию или инъекцию.

Каждая, даже малая по объему операция на брюшной полости оставляет свой след в виде спаек, а большие по объему операции всегда имеют риск возникновения более сложного осложнения. Ни один здравомыслящий хирург не скажет вам, что он в совершенстве владеет техникой удаления аппендицита, поскольку вариантов его расположения и воспаления столько, сколько индивидуальностей самого человека.

Но эти осложнения ничто по сравнению с тем, что человек получает возможность жить, дышать и радоваться каждому дню своей жизни.

Некоторые аспекты медицины имеют философский характер. Например, лечение ракового больного некоторыми препаратами стоят несколько десятков миллионов тенге и при этом общеизвестно, что они продлевают жизнь обреченному на смерть больному на 2-5 лет. Ряд операций на открытом сердце с замещением его части искусственным, продлевает жизнь человека в среднем на 5 лет. Некоторые считают эти расходы необоснованными и «выброшенными» на ветер.

Но, с другой стороны, сколько стоит год жизни человека? И представьте, что этот больной это Вы или ваш близкий человек.

И, наверное, нужно ценить это счастье, что мы живем в стране, где государство обеспечивает этими услугами и препаратами своих граждан бесплатно.

Медицина - одна из немногих отраслей, которая работает круглосуточно и все 365 дней в году, в любую погоду и время суток.

Сейчас наблюдается очередная паника с очередной инфекцией, под названием лихорадка Эбола. Кто-то работает в этих очагах, лечит этих смертельно больных, заражается и умирает сам. Этот кто-то и есть медицинский работник. Нет сомнений, что вирус будет нейтрализован и мир скоро забудет о нем, как и о многих других смертельных болезнях.

Поэтому, прежде чем ругать врача-профессионала, наверное, стоит, сначала снять перед ним шляпу.

Эрик Байжунусов

И.о Генерального директора РГП на ПХВ "Республиканский центр развития здравоохранения"

КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра пропедевтики внутренних болезней и сестринского дела


Реферат

на тему: Роль и ответственность врача в обществе.

по дисциплине : Коммуникативные навыки


Выполнила: Естаева А.А.


Алматы 2012


План


Введение

.Роль врача в обществе

.Ответственность врача в ятрогении

.Врачебная ошибка

Заключение

Литература


Введение


Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врач - также лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства, как то: исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного общения с пациентом, его нуждами и страданиями. Успешное лечение, даже при использовании последних достижений медицинской науки, в большой степени является искусством.

Профессия врача была всегда востребована и уважаема. Очень много людей стремятся получить медицинское образование, именно поэтому конкурс в медицинские ВУЗы очень высок. При этом обучаться медицине не так уж легко, а количество лет, затрачиваемых на полную подготовку врача, больше, нежели у других профессий. Но это не останавливает современных студентов, и толпы абитуриентов снова и снова покоряют двери приемных комиссий.


1. Роль врача в обществе


Профессия медика наряду с некоторыми другими - например учителя или ученого - в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением: так, врачи стремятся оказать помощь своим пациентам, учителя - дать знания и привить социальные навыки ученикам, ученые - развивать науку. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгоды.

Медицина зачастую воспринимается как профессия для альтруистов и осмысливается с позиций социальной миссии, врач инициируется в своем статусе, подтверждая, что клянется:

·"честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

·быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

·проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

·хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

·доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

·постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

В этой клятве можно обнаружить три критерия профессионализма, которые выделил Талкотт Парсонс в своей работе "Профессии".

Профессия медика в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгодных индивидов. Во-вторых, наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний. И в-третьих, самое главное - наличие у свободных профессионалов уверенности, что они работают в интересах всей социальной системы (что проявляется в зафиксированных в клятве готовности действовать в интересах любого больного и утверждении ценности человеческой жизни).

Врач встречает человека при рождении, всегда рядом в часы болезни и провожает его в конце жизненного пути. Это определяет и особую ответственность этой профессии, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Обратите внимание, с какой нетерпимостью, и с какой злобой осуждают промахи и ошибки врачей наши папарацци. Эти представители демократической прессы легко прощают подлость и предательство своих покровителей и свои собственные, но призывают посадить, лишить, наказать огромным штрафом врачей, «виновных» по их мнению, в гибели или инвалидизации своих пациентов.

Позицию обывателя хорошо иллюстрирует следующий пример. Автокатастрофа. Несчастные искалеченные люди и зеваки, которые стыдливо прячутся неподалеку. Никто не торопится помочь пострадавшим. Приезжает «скорая», толпа плотным кольцо окружают место происшествия, их активность резко возрастает, они советуют, возмущаются, пытаются помочь. Некоторые не выдерживаю вида крови, падают в обморок. Теперь помощь нужна уже им… В итоге формируется «общественное мнение» в случае смертельного исхода - виноваты врачи. Заметьте, не роковые стечения обстоятельств автокатастрофы, не отсутствие своевременной помощи очевидцами, не плохие дороги, а именно врачи конкретной бригады медицинской помощи.

Часто встречается такая реакция: «Бедный Б. Вот ему досталось… Эти коновалы не хотят признавать ничего нового, вот и у нас был случай…».

Конечно, среди врачей есть безответственные, черствые, избыточно корыстные люди, но страдают от народного гнева почему-то как раз те, кто честно выполняет свой долг.

Еще в 1898 году В.В.Вересаев в записках врача писал: «В обществе к медицине и врачам распространено сильное недоверие. Врачи издавна служат излюбленным предметом карикатур, эпиграмм и анекдотов. Здоровые люди говорят о медицине и врачах с усмешкою, больные, которым медицина не помогла, говорят о ней с ярою ненавистью».

С чем это связано? Да с тем, что человек смертен, продолжительность жизни его ограничена, организм его далеко не совершенен и подвержен болезням. Это многих огорчает и побуждает к иллюзиям с завышением возможностей медицинской науки.

Мало кто говорит: «У меня болит нога, потому что я был неосторожен и травмировал ее». Чаще скажут так: «Врач назначил неправильное лечение, которое мне не помогает». Или в случае смерти близкого человека, скорее всего, скажут «Его не смогли спасти, «скорая» приехала слишком поздно», а не «Мы не были к нему внимательны и часто создавали ему проблемы, доводя его до сердечных приступов».

Искусство врача это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с пациентом, который является имманентно (по определению) человеком капризным, зависимым, с набором всяких предрассудков, которые он получил из жизненного опыта, по слухам, из медицинской рекламы…

Профессия врача - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к человеку, любовь к больному человеку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни. Правильно говорят - медицина это профессия от бога.


2. Ответственность и обязанности врача


Обязанности

·удовлетворение необходимым требованиям для осуществления медицинской деятельности (с диплом, звание, лицензия);

·добросовестное исполнение своих служебных обязанностей (оказание пациентам медицинской помощи соответствующего объёма и качества);

·соблюдение врачебной тайны (конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных врачом при обследовании и лечении пациента).

Ответственность

Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей влечёт для врача в зависимости от тяжести последствий и степени вины:

·дисциплинарную,

·административную,

·уголовную ответственность.

Дополнительно для лица может устанавливаться гражданско-правовая ответственность (например, возмещение расходов пациента при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества: расходов, понесённых на восстановление нарушенного здоровья; расходов по утрате заработка в связи с временной потерей трудоспособности; возмещение морального вреда).


3. Ответственность врача в ятрогении


С проблемой врачебной ошибки и несчастного случая, недобросовестности и ответственности медика, следует связать и моральный аспект такого явления как ятрогении, под которыми большинство современных авторов понимает ущерб здоровью пациента или прямо по вине медиков, или под воздействием медицинских факторов, ставших враждебными данному человеку. Причем зачастую ятрогении открывают перед нами не просто ошибки отдельных врачей, но и теневые стороны врачевания в современных условиях в целом.

В последнее время появились принципиально новые моменты в постановке этой древней проблемы, принявшей сегодня, образно говоря, характер ятрогенной эпидемии.

До недавнего времени в публицистике и специальной литературе имели место сообщения лишь о ятрогениях в западных странах. Широко известна была так называемая талидомидная трагедия, когда в результате приема талидомида беременными женщинами в Европе и США родилось более 10 тыс. детей с врожденными пороками. Едва ли не более масштабной ятрогенией явилось применение эстрогена для предотвращения самопроизвольных абортов, в результате чего были отмечены десятки тысяч случаев рака влагалища, аномалий развития половых органов и способности к зачатию у девочек, родившихся от матерей, принимавших эстроген. В последние годы стало доступным знание и об отечественных ятрогениях, до того закрытое. Первым известным нам трагическим фактом стало инфицирование вирусом СПИД 150 новорожденных в одной из больниц г. Шымкента. Стали широко известны и другие случаи ятрогений.

Многие ятрогении слабо изучены или малоизвестны. Так, в 1986 г. было доказано, что многократная флюорография ведет к увеличению частоты заболевания раком молочной железы на 60%, но до сих пор ежегодное флюорографическое обследование остается принудительным в наших лечебных учреждениях. Безусловно, медики должны осознавать всю меру ответственности за опасность распространения заболеваний, причинами которых являются медицинские вмешательства.

Иными словами, в процессе углубления наших знаний о живой материи ценностный статус свободы в биомедицинских исследованиях, имеющих дело с уникальными единичными объектами (человеческий геном, здоровье конкретного индивида), предполагает необходимость самоограничений со стороны исследователей и формирование концепции коллективной ответственности за результаты научного поиска. Из плоскости индивидуальной понятие ответственности трансформируется в ранг коллективной ответственности за ущерб, наносимый человеку.

Правомерно поставить также вопрос о соотношении ятрогений и врачебных ошибок. Большинство авторов считают, что врачебные ошибки - это часть ятрогений, где имеет место профессиональная ответственность, моральная виновность врача. Некоторые жестко разграничивают их, полагая, что ятрогении - это болезни, непосредственной причиной которых являются действия врача, а врачебные ошибки - это случаи осложнений лечения, когда непосредственную вину врача трудно установить. С точки зрения А.Я. Иванюшкина, термины врачебные ошибки и ятрогении иногда обозначают отдельные разновидности неправильного лечения.

В иных случаях бездействие врача, приводящее к неблагоприятному исходу болезни у пациента, является врачебной ошибкой, но вряд ли целесообразно называть такие случаи ятрогениями. Прогнозируемое врачом побочное действие лекарства является ятрогенией, но не врачебной ошибкой. Подавляющее же большинство случаев неправильного лечения является ятрогениями, которые одновременно следует считать врачебными ошибками.

Понятие ятрогении отражает преимущественно объективные стороны (клиническую, патогенетическую) неправильного лечения, поэтому ятрогении часто так и называют: болезни от лечения, болезни прогресса медицины, болезни медицинской агрессии и т.д. В обобщенном виде ятрогении - как психогенная, так и соматогенная - есть следствие профессиональной деятельности (нередко гиперактивности) врачей, медиков, когда их действия в какой-то момент утрачивают клинически-рациональное оправдание, когда некоторые терапевтические (диагностические, профилактические) медицинские акции становятся вредными и даже опасными для здоровья и жизни пациентов.

В понятии врачебные ошибки подчеркивается больше субъективная сторона - умение (точнее, неумение) врача применить общие положения медицинской науки к отдельным случаям заболеваний, оценка неправильного лечения под углом зрения ответственности врача. Большинство случаев ятрогений, когда они рассматриваются как судьбы конкретных больных, должны восприниматься и переживаться лечащими врачами как врачебные ошибки, что соответствует традиции медицинской этики, ее пониманию свободы и ответственности врача.


. Врачебная ошибка


Врачебная ошибка - незлоумышленное заблуждение врача (или любого другого медицинского работника) в ходе его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность.

Правовая сторона

Законодательству термин «врачебная ошибка» неизвестен, поэтому юристы его как правило не употребляют. Он имеет распространение преимущественно в медицинской литературе, но и здесь не существует общепринятого понятия этого термина.

Врачебной ошибке можно дать несколько определений:

·«Врачебная ошибка - ошибка врача в профессиональной деятельности, вследствие добросовестного заблуждения при отсутствии небрежности, халатности или невежества»

·«Врачебная ошибка - ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие состава преступления или признаков проступков»

·«Врачебная ошибка - неправильное определение болезни врачом (диагностическая ошибка) или неправильное врачебное мероприятие (операция, назначение лекарства и др.), обусловленные добросовестным заблуждением врача»

·«Врачебная ошибка - неправильное действие (или бездействие) врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике»

Разрабатываемые медиками концепции (в частности, представление об уголовной ненаказуемости «врачебной ошибки» по причине добросовестности заблуждения врача) противоречили положениям уголовно-правовой науки и потому фактически оказались вне сферы практического применения.

Судебно-медицинский эксперт и учёный Израиль Гамшеевич Вермель называл три условия, при наличии которых (всех одновременно), с его точки зрения, должна наступать уголовная ответственность медицинских работников за ненадлежащее лечение:

Действия медицинского работника в конкретном случае были объективно неправильными, находящимися в противоречии с общепризнанными и общепринятыми правилами медицины.

Медицинский работник в силу полученного образования и занимаемой должности должен был сознавать, что действия его являются неправильными и потому могут причинить вред больному.

Эти объективно неправильные действия способствовали наступлению неблагоприятных последствий - смерти больного или причинение существенного вреда его здоровью.

Но с точки зрения закона единственное основание для уголовной ответственности - состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. В каждом случае, который называют «врачебной ошибкой» (с юридической точки зрения это очень широкое понятие), необходимо определить наличие или отсутствие состава преступления.

Медицинский работник не подлежит уголовной ответственности, если он в своей работе руководствовался обычаями медицинской практики (проверенными практикой непреложными истинами медицинской профессии, общепризнанными и общепринятыми правилами медицины, изложенными в источниках информации либо передаваемыми устно или наглядно между коллег по профессии).

При отступлении от обычаев медицинской практики, в случае пренебрежения канонами медицины всегда следует ответственность по закону.

Медицинская сторона

В медицинской среде считается, что врачебная ошибка вне зависимости от тяжести последствий не наказуема юридически; она является не уголовно-правовой проблемой, а медицинской (организационно-методической). Подмена понятия «врачебная ошибка» на «врачебное преступление» недопустима, так как приводит к деструктивному конфликту интересов пациентов и медработников.

Говорить об ошибках вообще трудно, особенно медицинских. Это связано с тем, что последствия в работе врача особенно серьёзны: это и недееспособность, и инвалидность, и даже смерть. Рассматривая проблему врачебных ошибок, хотелось бы выделить некоторые основные положения:

В мире не существует единого общепринятого определения врачебной ошибки. А оно, по нашему мнению, должно быть, потому что медицина - не математика, ошибки в ней случаются.

В уголовных кодексах государств отсутствует данное определение. Врачебная ошибка, как таковая, вне зависимости от последствий не наказуема.

Юридически наиболее ответственным моментом является дифференциация ошибки от элементарного невежества (отсутствие знаний, безграмотность), халатности, преступления.

В медицине, хотя и редко, имеет место фактор случайности, который бывает трудно прогнозировать и который может обусловить непредсказуемые последствия.

Проблему врачебных ошибок нельзя сводить только к вопросам диагностики и лечения. Почему-то чаще всего обсуждаются эти вопросы, что суживает проблему и само по себе является ошибкой.

В мире нет государства, где бы врачи не допускали ошибок.

Опыт работы врачей с участием в многочисленных клинических и патологоанатомических конференциях свидетельствует, что бездействие является наиболее частой причиной претензий к врачам, чем те или иные не совсем правильные действия.

Причины возникновения

Историки продолжают спорить до сих пор, кому принадлежит выражение, ставшее впоследствии крылатым: «Errare humanum еst» - «Человеку свойственно ошибаться».

Причины ошибок могут быть объективными и субъективными. Первые чаще всего связаны с изменением взглядов на лечение определенного заболевания. Комплекс лечебных мероприятий, который ещё совсем недавно считался наиболее рациональным, с позиций новейших достижений науки может быть квалифицирован как ошибочный. Сюда же относятся ошибки, допущенные врачами в процессе их общения с пациентами вследствие несоблюдения основных деонтологических принципов, невежества. Субъективные причины: переоценка лабораторных и инструментальных данных, нелогичное их осмысление, предвзятое отношение к больному, особенности психики врача. Согласно данным литературы на долю субъективных причин врачебных ошибок приходится 60 % от общего их количества. Любой врач не свободен от профессиональных ошибок, также как и представитель любой специальности. Однако из-за особенности профессии они приобретают общественное значение.

С целью предотвращения врачебной ошибки, медперсонал всё чаще использует методы оборонительной медицины.

Врачи о врачебных ошибках

·Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания. Гиппократ

·Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и её результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих. Н. И. Пирогов.

·Только слабые духом, хвастливые болтуны боятся открыто высказываться о совершенных ими ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед осознанием своей ошибки. Т. Бильрот.

·Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и … довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват, нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шёл на риск для спасения жизни. Н. М. Амосов

·Ошибки - неизбежные и печальные издержки лечебной работы, ошибки - это всегда плохо, и единственное оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, чтобы их не было. Они несут в существе своем науку о том, как не ошибаться. И виновен не тот врач, кто допустил ошибку, а тот, кто не свободен от трусости отстаивать её. И. А. Кассирский.

·Врачевание связано с риском, даже у выдающихся врачей встречаются профессиональные ошибки. Особого внимания общества заслуживает возрастание вероятности профессиональных ошибок у начинающих молодых врачей. Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках. Ошибки врачей - одна из важнейших причин падения доверия населения к медицине. В. В. Вересаев.

·Если общество возложит всю полноту ответственности на врача, то кто же будет лечить больных? Какой хирург отважится оперировать без стопроцентной гарантии успеха, если за спиной у него будет стоять судья? Законы нужно соблюдать, но все же… О. Е. Бобров.


Заключение

врачебный ошибка ответственность больной

Репутация уважаемого врача складывается из профессионализма, отношения к больному, полной самоотдачи, компетентности, владения теоретическими знаниями и практическими навыками, повышения профессионального уровня и мастерства. Врачами она описывается как «знание своей профессии, специальности, своего дела», «профессиональная мудрость», «хорошая интуиция, чутье».

Профессия врача предполагает широкий кругозор, интеллектуальный потенциал, признание и поддержку коллег, постоянное повышение квалификации, внедрение передового опыта. Уважаемого врача характеризуют доверительное отношение с больным, владение психологическими навыками и приемами, наличие личностных качеств: доброта, гуманность, чуткость, сострадание, выдержка, терпение, эмоциональная адекватность.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В современном обществе большинство людей в той или иной степени сталкивается с медициной и различными средствами лечения заболеваний. С первых попыток лечения человек использовал для этих целей огромное количество разнообразных средств, поиск которых никогда не прерывался. Одни из них исчезли из арсенала медицины как малоэффективные и были заменены более совершенными, другие, как оказывающие на организм вместе с положительным и отрицательное воздействие, третьи сохранились до наших дней. Растения же применяются человеком на протяжении всей истории его развития.

Использование растений для лечения вообще широко распространено в животном мире. Описаны многочисленные случаи самоизлечения животных при поедании различных трав и растений. Некоторые из этих наблюдений явилась ценными для человека. Так, в древних арабских рукописях рассказывается о том, как эфиопские пастухи обратили внимание на коз, начинавших оживленно прыгать и резвиться после поедания листьев кофейного кустарника. В результате проверки этого наблюдения было установлено возбуждающее действие не только листьев, но и бобов кофе. В настоящее время напиток кофе получил столь широкое распространение и популярность, что нет необходимости останавливаться на достоинствах (и недостатках) его использования.

Левзея сафлоровидная, применяемая в настоящее время в медицине как общеукрепляющее и тонизирующее средство, среди народов Сибири называется еще и маральим корнем. Охотники неоднократно наблюдали, как уставшие от погони олени поедают стебли и корни левзеи, после чего убегают. В дальневосточной тайге Приморья косули и другие дикие животные охотно едят жесткие листья кустарника элеутерококка. Такое необычное поведение вызвало предположение, что живoтныe лечатся. Действительно, тщательное изучение элеутерококка, проведенное, в частности, И.И. Брехманом, привело к обнаружению у него выраженных тонизирующих и адаптогенныx свойств. Бурятские охотники утверждают, что раненые олени охотно поедают красную гвоздику, в результате чего у них очень быстро прекращается кровотечение из ран. Как кровоостанавливающее средство гвоздика до сих пор применяется в народной медицине.

Дикие и домашние животные поедают растения, обладающие антигельминтными свойствами, например, полынь. В Бурятии для излечения овец от гельминтов их периодически выгоняют на пастбище, где растет туган-цыган. В Закавказье утверждают, что гималайские медведи с той же целью поедают цветки рододендрона. По-видимому, такое лечение и описал замечательный советский писатель-натуралист Н.И. Сладков: "Жует медведь цветы с отвращением, оттопыривая губы, давится, плюется, но глотает". Как человек открывал целебные свойства растений, мы, естественно, точно установить не можем. Несомненно, что путь к познанию лечебных трав был долгим и трудным.

Формирование человека как вида началось в лесу среди растений, которые в первую очередь привлекали к себе внимание людей. Главной пищей для первобытного человека являлись плоды, стебли, корни и корневища травянистых растений. Вместе с пищевыми растениями обнаруживались и лекарственные. Такие открытия были случайными. В результате многократного повторения лечебного действия отдельных растений человек стал понимать связь между наступившим облегчением страдания и применением какого-либо средства. Он запоминал полезные действия растений и при необходимости пользовался ими. "По всей вероятности, все питательные, возбудительные и целебные свойства самых невзрачных растений каждой страны впервые были открыты дикарями, которые были к тому подвигнуты крайней необходимостью, прошли через бесчисленное множество подобных опытов, а приобретенные на практике познания передавали друг другу и потомству изустно", - писал Чарльз Роберт Дарвин (1809 - 1882). Полученные сведения о лекарственных или токсических свойствах растений передавались от поколения к поколению и на протяжении многих веков накапливались в народе, слагаясь в опыт народной медицины.

Несомненно, что лекарственные растения явились первыми лечебными средствами, которые сознательно стал применять человек. В первобытном обществе искусством врачевания, по-видимому, владело все взрослое население, в связи с чем становится понятным, почему Иван Петрович Павлов (1849 -1936) в работе по истории медицины писал о врачах: "Их деятельность - ровесница первого человека... было бы несправедливо считать историю медицины с письменного его периода".

Изучая историю применения лекарственных растений, известный специалист в этой области Нина Георгиевна Ковалева сделала удивительно точный вывод о том, ..... что первый лекарь на земле был фитотерапевт. И быть практически только фитотерапевтом человеку пришлось в течение сотен лет, так как животная пища еще долго оставалась лишь случайным дополнением к растительной, а поэтому он и не мог достоверно обнаружить ее целебные свойства. Даже в период появления письменности, как свидетельствуют обнаруженные записи, большинство лекарственных средств имело растительное происхождение.

"Лечение растениями не является надуманным, изобретенным способом лечения. Успешное применение растений с лечебной целью - закономерный процесс, непосредственно вытекающий из условий развития человеческого организма. Поэтому не только первобытный человек, и но и заболевшее животное, которых вел инстинкт самосохранения, находили среди окружающей природы нужное растение, расплачиваясь иногда жизнью за неудачные поиски", - пишет Н. Г. Ковалева.

Сбор растений, приготовление лекарств и лечение заболевших требовало много времени, знаний и опыта. Поэтому по мере развития общества информация медицинского характера сосредоточивалась у определенных лиц. В древности это были, как правило, служители религиозных культов - шаманы, жрецы и т.п., позднее появилась профессия врача. Однако сведения о полезных свойствах целебных растений используются не только научной медициной, они и сейчас живут в народе, передаваясь от поколения к поколению. И знания о том, что прекрасным средством, останавливающим кровотечение из небольшого пореза, является подорожник, а при "куриной слепоте" нужно есть морковь, что слива и чернослив послабляют, а черемуха закрепляет и многое другое, мы получаем раньше, как правило, не от врача, а от своих близких. Научная и народная медицина не противоречат, а взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Роль и значение врача для развития людей

Один из наиболее любимых Еленой Ивановной философов и писателей Фридрих Ницше в своем произведении "Человеческое, слишком человеческое..." так отмечал главенствующее значение врачебной профессии в культуре человечества: "В настоящее время ни одно призвание не дает возможности достигнуть такого высокого положения, как призвание врача. Но высшее духовное образование врача не ограничивается теперь знанием лучших, новейших методов лечения, навыком и умением делать те быстрые заключения о причинах и влияниях, которые создают славу диагноста: нет, врач должен, кроме того, обладать умением говорить, применяясь к положению пациента, убедить его, тронуть его сердце; он должен обладать мужеством, один вид которого прогонял бы малодушие, - этого червяка, грызущего каждого больного; ловкость дипломата в посредничестве между больными, которым для выздоровления необходимы радости, и теми, которые, в видах своего здоровья, должны и могут доставлять радость другим; проницательность сыщика и следователя, чтобы разгадывать тайны души, не выдавая их, - словом, хороший врач должен в совершенстве владеть приемами искусства всех других профессий. Являясь в таком всеоружии, врач в состоянии сделаться благодетелем всего общества, увеличивая количество добрых дел, духовную радость и производительность ума, удерживая от дурных мыслей, злых намерений, плутовства (отвратительным источником которых так часто бывает брюшная полость), освобождая от так называемых душевных мук и угрызений совести и способствуя восстановлению духовной и физической аристократии (помогая или препятствуя заключению браков). Только таким образом он из медика сделается спасителем общества".

В полном соответствии с древними традициями Восточной Медицины, в Учении Живой Этики врачу отводится совершенно особое место среди ученых и практиков, работа которых связана с людьми. Врач представляется своего рода целителем душ и тел, причем не просто "психотерапевтом", но и в самом прямом смысле духовником , труд которого помогает облагораживать людей: "Вы писали сегодня о физических лекарствах, но для толп даже бочки самого драгоценного вещества будут бесполезны. Можно просить всех врачей мира начать миссию одухотворения сердца. Каждый врач имеет доступ в разные дома. Он видит разные поколения, слова его принимаются со вниманием. Он так легко может среди физических советов прибавить самые ценные наставления. Он имеет право узнать все подробности нравственных условий дома. Он может дать совет, который заставит подумать поверх действий желудка, приказать может, ибо за ним стоит страх смерти. Врач - самое священное лицо в доме, где больной. Человечество озаботилось достаточным количеством болезней - значит, врач может дать много ценных предупреждений..." (Мир Огненный, II, 217).

Поле деятельности врача в доме больного расширяется от необходимости подать совет о переустройстве быта до изменения образа поведения и отношения к труду и к родным людям. Лишь в последние десятилетия вследствие общеизвестных деформаций во врачебном образовании и практике поликлинических врачей в нашей стране заметно снизился престиж врачебной профессии. Во все же времена врач считался главнейшим из специалистов , ибо от его действий зависела сама жизнь пациента. В данном же случае значение врача в жизни человека еще более углубляется, хотя, разумеется, для достижения такого высокого профессионализма одних лишь знаний и умений мало. Необходимо еще стать высоконравственным, духовно утвердившимся человеком: "Врачи могут быть истинными помощниками человечества в восхождении духа. Разум врача должен усиливаться сердцем. Невозможно, чтобы врач был невежественным отрицателем. Не может врач не быть психологом и не может он пренебрегать чудесной психической энергией..." (Аум, 3).

В древности врач был не только высоконравственным и глубоко знающим свой предмет специалистом. Врачи путем специальной йогической тренировки приобретали паранормальные (хотя и совершенно естественные для высокоразвитого человека) экстрасенсорные способности, которые помогали им точно поставить диагноз и избрать необходимую схему лечения в полном соответствии с индивидуальностью заболевшего.

Это не означает, что в прошлом все врачи были похожи на Вольфа Мессинга или Розу Кулешову. Однако овладение психическими паранормальными способностями вменялось наряду с обретением высокой наблюдательности и развитой памяти каждому врачевателю в профессиональную обязанность, и в развитой степени (в зависимости от таланта и усердия в тренировках) этими способностями владели очень многие медики. В трактате "Чжуд-ши", содержащем основные положения индо-тибетской медицины, есть специальный раздел, целиком посвященный йогическому психоэнерготренингу врача, целью которого и являлось развитие высших способностей человеческого восприятия . Соответствующие разделы, называемые "Даосской Йогой", имелись и в трактатах китайских медиков.

Современной психологии самосовершенствования известна одна из врожденных способностей, называемая "врачевательной". Она заключается в повышенной природной способности сопереживать другому человеку. Это сопереживание происходит не только на субъективно-психическом, но и на сугубо физиологическом уровне восприятия. Обладающий такой способностью человек буквально ощущает все, что чувствует, переживает и даже мыслит осматриваемый им пациент ("со-чувствует" ему).

В прошлые века опытные наставники определяли среди претендентов на звание врачевателя именно таких одаренных людей и направленно (посредством использования упражнений Йоги и целевого программирующего внушения) развивали в них эту уникальную способность. Впоследствии (после развития и освоения) умение "контактировать" с телом и душой пациента успешно заменяло врачам и рентгеноскопию, и биохимические анализы крови, и другие инструментальные и лабораторные методы обследования пациента.

Главным для врачевателя прошлого являлось владение в совершенстве наукой о душевных свойствах и психических процессах человека: "Ни в одной врачебной школе не преподается психология. Такой предмет вообще не существует. Слово "психология" связывается с педагогикой, но не с познанием качеств психической энергии. Невозможно допустить, чтобы врачебное образование могло обойти такой основной предмет. Познавание психической энергии позволяет явить внимание к лекарствам. Насколько меньше потребуется лекарств, когда врачи смогут применять психическое лечение. Условия помощи психической энергией обновит все явления жизни. Не будем отделять высшее понятие бытия от врачебной помощи. Сколько древних источников указывают, что священнослужители были и врачами. Так подчеркивалось, что врач имеет авторитет, иначе он будет ходить в хвосте болезней, не имея возможности предотвратить их..." (Община, 234).

Высокий авторитет врача в прошлые века позволял его советам доходить до умов и сердец пациентов. Только таким образом и можно было заниматься истинной профилактикой заболеваний. Иначе какая же помощь может упредить развитие болезни, если люди не принимают (вследствие недоверия к врачам и из-за собственной низкой культуры) рекомендации медиков и не изменяют собственные пагубные привычки и вредные условия жизни! Только священностью положения врача можно объяснить такое пристальное внимание, которое уделялось в древних медицинских трактатах именно профилактике болезней, вопросам оздоровления быта и всего образа жизни, вопросам ведения естественного порядка труда и отдыха в "следовании ритмам и состояниям Природы". И авторитет высоконравственного и прекрасно владеющего своей специальностью медика для введения такой профилактики был обязателен.

Знание прикладной психологии крайне важно и даже обязательно для врача еще и потому, что организм человека под направленным психологическим воздействием способен выделять целые "наборы" особенных собственных феноменально активных и направленно действующих веществ, которые наиболее естественны для его функционирования и по качеству, и по дозировке. Такие "внутренние лекарства" способны физиологически приводить ткани и органы к целительным перестройкам в соответствии с задачей лечения, передаваемой медиком пациенту при психологическом воздействии. Организм, оказывается, очень внимательно слушает голос врача, его мысль и настроение, разумеется, если врач сумел "понравиться" организму и "войти с ним в контакт".

Гипнотерапевт Кашпировский А.М. усердно пропагандировал идею возможности выработки организмом человека, находящегося под психологическим влиянием врача, таких внутренних биологически активных веществ, своего рода "собственных лекарств", которые, в частности, способны "растворять" даже рубцовую ткань, до сих пор считавшуюся практически неизменяемой даже под действием мощных химиотерапевтических и ферментных препаратов. Те же идеи вот уже три десятка лет успешно развиваются в США. Даже выделен новый раздел экспериментальной медицины - психоэндокринная нейроиммунология, приверженцы которой занимаются поисками путей активации организма человека и стимуляции выработки необходимых для исцеления биологически активных веществ внутреннего происхождения посредством применения различных психологических методов влияния, в том числе используется трансцендентальная медитация, аутотренинг, активное программирование, нейролингвистическое программирование или старый добрый гипноз.

Крайне интересен в этой связи опыт работы американского специалиста по психологическому воздействию Карла Синглтона. В многочисленных популярных и научных книгах, выходящих из-под его пера и сразу становящихся бестселлерами, этот врачеватель делится собственным опытом создания им специальных групп психологической активизации скрытых резервов самоисцеления у онкологических больных. Влияние психотерапии, проводящейся, разумеется, по специально разработанной для различных типов больных программе, таково, что действие всех "классических" методов лечения раковых заболеваний (химиотерапия, хирургия, лучевая терапия) значительно усиливается, их эффективность увеличивается за счет создания в группах пациентов особенно положительного эмоционального фона, выработки установки на исцеление и генерации непоколебимой веры в успех проводимого лечения.

Наряду с обычным облучением, химиотерапией и хирургическим вмешательством доктор Синглтон использует также технику психического расслабления и технику визуализации - умения видеть "на закрытых глазах" воображаемые картины процессов, происходящих в это время в организме. Вот как описывается метод Синглтона в книге Дж.Мишлава "Корни сознания".

"Пациента просят медитировать по 15 минут в одно и то же время 3 раза в день - утром после пробуждения, днем около полудня и ночью перед самым отходом ко сну. Первые несколько минут медитации идут на то, чтобы войти в состояние расслабления: лишь полностью расслабившись, пациент может визуализировать спокойный пейзаж. Далее следует основная часть работы с мысленными образами. Прежде всего, пациент "настраивается" на раковую опухоль и созерцает ее "оком своего ума". После этого он представляет предположительную картину работы его собственного иммунного механизма, устраняющего мертвые и умирающие клетки. Пациента просят визуализировать армию лейкоцитов, которые толпятся около раковой опухоли, унося злокачественные клетки, ослабленные или погибшие в результате облучения. Затем пациент представляет, как лейкоциты разрушают злокачественные клетки, после чего остатки последних "вымываются" из организма. В завершение медитации пациент визуализирует себя самого совершенно здоровым и счастливым".

Помимо применения техники визуализации, пациента знакомят с общими принципами работы иммунного механизма, показывают ему фотографии других пациентов, которые исцелились полностью с помощью метода доктора Синглтона. Изучив истории болезней 152 пациентов, доктор обнаружил, что почти у половины из них наступило полное излечение, обычные методы лечения с использованием метода психической мобилизации дали лучшие результаты, чем без такого сочетания. Разумеется, лечение принесло наибольшую пользу тем, кто был наиболее оптимистично настроен и полнее, глубже вовлекался в целостный лечебный процесс. У пациентов этой же группы были значительно ослаблены негативные побочные эффекты, вызываемые обычно применением лучевой терапии.

Интересно, что и в книгах Учения Живой Этики подобные идеи выдвигались еще в 20-х гг. нашего столетия, причем значительно серьезнее была поставлена сама проблема - проблема связи внутренней "лаборатории" организма человека не только с его психическим состоянием, но даже с влиянием планетарной и космической энерго-информационной среды: "...Щедро наделены люди мощными веществами. Химическая лаборатория человека феноменальна. Поистине, можно сказать, - нигде не может быть сосредоточено столько сил, как в организме человеческом. Не случайно существовала теория, что человек может от всех болезней лечиться своими собственными выделениями. Также не забудем, что человеческий химизм является тончайшим, все находится под воздействием психической энергии, которая, в свою очередь, постоянно может обновляться в связи с пространственными токами... Силен яд человеческий и целебна психическая энергия... Неразрывны психические и химические воздействия..." (Надземное, 338).

В Восточной Медицине издревле было известно о возможности целенаправленной активизации способности организма человека к выделению целебных веществ под психологическим воздействием опытного врача. Поэтому-то психология в древности и была столь жизненно необходима врачам в их повседневной практике. Овладение же практической психологией требовало от самого врача высочайшего развития его психических качеств и нравственных достоинств.

Врачи прошедших веков старались развить в себе так называемый "пробный камень" - практическую интуицию, посредством которой они могли непосредственно ощущать состояния пациента: так они "догадывались" о необходимой схеме лечения (что, правда, вовсе не исключает необходимости глубокого знания предмета, но дополняет способности к размышлению интуитивными озарениями).

Врачи прошлого использовали развиваемую методами йогического психотренинга способность к внушению и таким образом воздействовали на пациента, приводя в действие его скрытые химические "лаборатории", что позволяло естественным образом решать многие лечебные задачи, фактически не прибегая к введению лекарств. Разумеется, внушение было важным, но далеко не единственным методом лечения. Однако именно установлению психологического, точнее, прямого психоэнергетического контакта медика с пациентом в древности придавалось первостепенное значение при определении прогноза лечения заболевания и возможности исцеления. Между прочим, и доктор Синглтон стремился отбирать в свои группы именно оптимистически настроенных больных , еще не потерявших веру в возможность реального исцеления и доверия к медицине и ее представителям. Он это делал с помощью психодиагностических тестов. Врачи прошлого при их наблюдательности и внутренней чуткости могли выбирать и "на глаз".

Что касается развития современной фармакологии и широкого распространения стандартных схем лечения, связанных с совершенствованием фармацевтической базы современной медицины и углублением знаний об интимных механизмах работы биохимических "машин" организма человека, в Учении Живой Этики сказано более чем определенно: "Могут спросить - будет уменьшаться число врачей при умножении готовых лекарств? Это было бы бедствием. Явление врачей повсеместно - если только понимать врача как высокообразованного друга человечества. Именно условно заготовленные лекарства вызовут заболевания, которые врач должен индивидуально лечить. Потребуется очень тонкое сочетание внушения с медикаментами. Не говорим о хирургии, ибо эта область не вызывает рассуждений, если она не превышает своего назначения. Хирург, производящий ненужную операцию, нередко подобен убийце. Потому и в этой области требуется истинное чувствознание (синоним сознательно управляемой интуиции - С.К.). Но еще сложнее положение врача при сочетании нескольких заболеваний, а такие случаи умножаются. Можно лечить одну болезнь и тем ухудшать другую. Многие местности до сих пор лишены разумной врачебной помощи. Из такого положения рождается явление понижения жизненности. Вырождение не есть измышление. Можно наблюдать повсюду признаки такого бедствия. Такое несчастье поражает не только современное поколение, но оно извращает будущее человечества. Нам закричат, что такой совет стар. Но почему же он не принимается до сих пор?" (Братство, 141).

Высокое призвание врача и его центральная, прямо скажем, роль в процессе исцеления пациента определяются тем, что врач не просто специалист, знакомый с медицинской наукой, но высокообразованный и высоконравственный помощник нуждающегося в нем человека, специалист, обладающий запасом "психической энергии", столь необходимой для всякого лечения, как его понимали основатели Учения Живой Этики.

И поэтому врач не может быть заменен ни компьютером, ни приборами, ни синтезируемыми в колбах химзаводов лекарствами. Но что же это такое - "психическая энергия", которой так много внимания уделяется практически во всех теориях и практических рекомендациях как Учения Живой Этики, так и в древних трактатах Восточной Медицины и целом?

Из книги История медицины: конспект лекций автора Е. В. Бачило

7. Значение земской медицины в России для развития медицинской науки В России в середине XIX в. глубокие социальные и экономические процессы стали причиной возникновения и развития во второй половине XIX в. земской медицины. Общественное и экономическое развитие страны

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

2. Предмет, содержание гигиены, место и значение гигиены в деятельности практикующего врача Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье.Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического,

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

42. Минеральные вещества. Роль и значение в питании человека Минеральные вещества участвуют во всех физиологических процессах:1) пластических – в формировании и построении тканей;2) в поддержании кислотно-щелочного равновесия (кислотность сыворотки не более 7,3–7,5), в

Из книги Предпосылки гениальности автора Владимир Павлович Эфроимсон

43. Минеральные вещества. Роль и значение в питании человека Магния в организме содержится до 25 г. Однако хорошо известна его роль в процессе углеводного и фосфорного обмена. Магний нормализует возбудимость нервной системы, обладает антиспастическим и сосудорасширяющим

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Из книги Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой автора Михаил Николаевич Щетинин

ЛЕКЦИЯ № 2. Роль и значение воды в жизни человека

Из книги Суставная гимнастика автора Людмила Рудницкая

Минеральные вещества. Роль и значение в питании человека Ф. Ф. Эрисман писал: «Пища, не содержащая минеральных солей и удовлетворительная по другим показателям, ведет к медленной голодной смерти, так как обеднение организма солями неминуемо ведет к расстройству

Из книги Китайская медицина для здоровья и долголетия автора Юнь Лун

Макро– и микроэлементы, их роль и значение Условно все минеральные вещества дополнительно делят по уровню содержания в продуктах (десятки и сотни мг%) и высокой суточной потребности на макро– (кальций, магний, фосфор, калий, натрий, хлор, сера) и микроэлементы (йод, фтор,

Из книги Лён автора Алевтина Корзунова

Из книги Справочник окулиста автора Вера Подколзина

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий и игрушек

Из книги автора

Заключение врача-фтизиопульмонолога высшей категории, кандидата медицинских наук, заслуженного врача России Н.Д. Егоркиной В связи с растущей популярностью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в последние годы вокруг нее складывается, на мой взгляд, нездоровая

Из книги автора

Заключение врача высшей категории, заслуженного врача России, заведующей детско-подростковым отделением ЦНИИ туберкулеза РАМН З.В. Евфимьевской С 1992 г. М.Н. Щетинин на благотворительной основе проводит сеансы дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой в

Из книги автора

Суставная гимнастика для пожилых людей и людей с тяжелыми заболеваниями Гимнастика для пожилых людей Если вам 55–60 лет - не читайте эту главу, она не для вас. Я считаю, что пожилыми могут себя считать люди от 70 и выше. Да и то далеко не все.1. Сядьте на стул. Ноги чуть

Из книги автора

Глава 26. Решающая роль психологии для врача и военного Представление о сердце имело особое значение для древней китайской медицины. Понятие «сердце» включало два аспекта: «сердце телесное», которое руководит внутренними органами и кровеносными сосудами, и «сердце

Из книги автора

Роль и значение минеральных микро- и макроэлементов, их влияние на здоровье и жизнедеятельность человека В 1713 г. Лемери и Георфи впервые обнаружили в тканях человека железо. И с тех, открывая один за другим химические элементы, ученые задаются вопросом: зачем они

Из книги автора

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПИГМЕНТАЦИИ ВО ВНУТРИГЛАЗНЫХ ОПУХОЛЯХ Опухоли глаза относятся к группе новообразований, связанных с проблемой пигментации.В конъюнктиве, особенно в ее эпибульбарной области, в радужной оболочке, цилиарном теле, хориоидее наблюдаются новообразования. В

Ищи тут)))
Сочинение по произведению на тему: Профессия врача - это подвиг
На вопрос какая профессия самая важная, каждый ответит по-разному. А если спросить, какая самая трудная и напряженная, пожалуй, в первую очередь назовут тяжелые мужские специальности, вспомнят о пожарниках, спасателях, милиционерах или водных. Самыми знающими назовут ученых, всех работников умственного труда. Но, по моему мнению, существуют люди, работа которых объединяет все названные характеристики. Дело их жизни - самое необходимое, самое трудное, самое ответственное, требующее постоянного совершенствования. Это люди, перед которыми стоят важнейшие задачи - распознавать, лечить, предупреждать болезни, обеспечивать сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности людей, спасение жизни. И люди эти - врачи.

С давних пор именно им принадлежит заслуга продления жизни. Во времена, когда опустошительные эпидемии и войны уносили жизни миллионов людей, врачи упорно искали способы избавления и защиты от опасных заболеваний, старались снизить осложнения после ранений и оперативных вмешательств. Они создавали все новые лекарства и вакцины, часто испытывая их на себе, чтобы не подвергать опасности других людей. Благодаря им появилась возможность предупреждать и лечить огромное количество заболеваний, ранее считавшихся смертельно опасными.

В мире постоянно появляются новые, ранее неизвестные болезни, вспыхивают эпидемии. И как всегда на выручку приходят «стражи здоровья» - смелые, решительные люди, которые подвергаются неведомым опасностям, вступая в борьбу с вирусами, микроорганизмами и другими возбудителями заболеваний. Врачи, как и раньше, спасают людей, охраняют жизнь на Земле.

В суматохе сегодняшней жизни, когда каждый человек заботится прежде всего о хлебе насущном, вопросы здоровья зачастую отходят на второй план. И вспоминаем мы о себе, лишь когда становится совсем плохо. Вот тогда нам в большинстве случаев уже не обойтись без вмешательства специалиста. И врачи каждый день делают все возможное, а порой и невозможное, помогая нам снова вернуться к нормальной, привычной жизни.

А как часто представителям этой нелегкой профессии приходится спасать жизни и все зависит от их квалификации, способности принять правильное и своевременное решение. А ошибиться нельзя, так как цена ошибки - человеческая жизнь.

Трудно даже представить себе, что стало бы с планетой, если бы не было врачей. Если бы никто не занимался изучением причин и характера заболеваний, не искал спасительных лекарств и методов лечения.

Медицина постоянно находится в развитии. Новые болезни требуют новых знаний. К тому же, знания и умения врача не ограничиваются лишь областью чистой медицины. Настоящий специалист должен быть и хорошим психологом - уметь выслушать человека, проникнуть в его душу; уметь успокоить, вселить надежду, уверенность, веру; уметь убедить в правильности

и необходимости назначенного лечения. Ведь многие люди, как ни странно, неохотно заботятся о своем здоровье, и часто своим упрямством лишь ухудшают свое состояние, замедляют процесс выздоровления.

На мой взгляд, врачом может стать далеко не каждый. Для этой профессии необходимо обладать особым складом характера, внимательностью, терпеливостью, спокойствием, добротой; и в то ясе время - твердостью, способностью быстро принимать решения, огромным чувством ответственности. Это непременно должен быть человек, всем сердцем преданный своему делу; человек, который осознает всю важность и серьезность этой профессии; тот, кто не боится опасностей, трудностей, кто согласен всю свою жизнь посвятить людям и, работая, продолжать постоянно учиться и совершенствоваться.

По-моему, врачи каждый день совершают героические поступки. Ведь они спасают людей, их жизни, часто рискуя при этом своей; они продлевают существование всего человечества. А разве это не есть их настоящий великий подвиг?