Серьезный разъезд. Правописание слов с буквами ь и ъ

Разделительный твёрдый знак

Пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я :
подъ ехал, съ ёжился, предъ юбилейный, объ яснил

Мягкий знак

1. Разделительный пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и :

(о) семье , ружьё , вью га, обезья на, ручьи

2. Показатель мягкости предшествующего согласного звука:

жизнь , апель син

3. Показатель формы женского рода имён существительных:

рожь , тишь , дочь (пишется после шипящих)

Разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки указывают на то, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают слияние согласного звука [й"] и последующего гласного звука.

106. Вспомните по таблице «Правописание слов с буквами Ь и Ъ », какую роль выполняют в словах буквы мягкий знак и твёрдый знак .

  • Составьте сообщение по таблице и плану:
    1. Какую «работу» может выполнять в слове буква мягкий знак (ь)? твёрдый знак (ъ)?
    2. Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь) , а когда - твёрдый знак (ъ)?
  • Выпишите из таблицы слова с мягким и твёрдым знаками. Приведите свои примеры на эти правила.

107. Прочитайте.

    В доме отдыха - плакат.
    Объявления висят:

      «Въезд машинам запрещён,
      Чтоб не портили газон!»

    «Около подъезда
    Песни петь не место!»

      «В семь часов у нас подъем.
      А не ночью! И не днём!»
      (А. Усачёв)

  • Выпишите из предложений слова с разделительным твёрдым знаком, выделите в них приставки.
  • Выпишите из предложений слово с разделительным мягким знаком, выделите в нём корень.
  • Скажите, в каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв. А сколько букв и звуков в других словах?
  • Обсудите: какие ещё объявления могли быть в доме отдыха? Составьте такие объявления.

108. Прочитайте две группы слов.

  1. Сер..ёзный, раз..езд, с..едобный, необ..ятные, птич..и, вз..ерошенный, об..явление, обез..янка, сем..я, под..ёмный, с..ёмка, с..ёжился, варен..е, в..ехал.
  2. Забавная..., железнодорожный..., ... следы, ... в гору, ... кран, ... разговор, ... гриб, ... просторы, ... воробей, ... об экскурсии, ... фильма, вкусное..., дружная..., ... от холода.
  • Составьте словосочетания, выбирая подходящие по смыслу слова из первой и второй групп.
  • Запишите составленные словосочетания, вставляя в слова пропущенные буквы. Проверьте себя.

Образец . Серьёзный разговор, ... .

109. Произнесите слова.

  • Что общего в произношении данных слов?
  • Спишите, заменяя звуковые обозначения буквами. Объясните, как можно перенести данные слова с одной строки на другую.

110. Прочитайте. Составьте из частей текст.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

(Ю. Дмитриев)

  • Определите тему и главную мысль составленного текста, подберите к нему заголовок.
  • Какого типа этот текст: описание или повествование? Прочитайте предложения, где даётся описание птенца.
  • Составьте план текста и напишите изложение по этому плану.

Технологическая карта разработана в помощь учителю.На уроке физической культуры учитель формирует умение правильно выполнять челночный бег, бег с ускорением,способствует развитию силовых и функциональных физических качеств,развитию быстроты, координации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по физической культуре

Учитель Драгунова С.В.

Тема урока: Челночный бег. Бег с ускорением 10-15 метров

Тип урока: открытие новых знаний

Цели деятельности учителя:

Формировать умение правильно выполнять челночный бег, бег с ускорением, развитие жизненно важных способов передвижения человека –бегу; способствовать оздоровлению всех систем организма, опорно-двигательного аппарата развитие силовых и функциональных физических качеств; способствовать развитию быстроты, координации.

Задачи:

Планируемые предметные результаты:

Предметные: познакомятся с правилами челночного бега, бега с ускорением, о влиянии лыжной подготовки на здоровье человека

Метапредметные : иметь первоначальные представления о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием челночного бега

Познавательные : овладевать способностью понимать УЗ,; создание алгоритма двигательных действий челночного бега,бега с ускорением 10-15 метров

Коммуникативные: обмениваются мнениями, взаимодействуют со сверстниками.

Регулятивные : целенаправленное удержание учебных целей на протяжении урока: обучающиеся оценивают свои достижения на уроке.

Личностные: осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, следовать установке на безопасный и здоровый образ жизни.

Методы и формы обучения: Объяснительный; индивидуальный; фронтальный.

Образовательный Ресурс Технологические карты уроков по учебнику В. И. Ляха издательство «Учитель», 2012 г. Учебник В.И. Ляха.

Место проведения Спортивный зал

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Актуализация знаний.

Проводит построение в одну шеренгу. Проверяет готовность учащихся к уроку,
озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета

Выполняют построение.

Слушают
и обсуждают тему урока,
отвечают
на вопросы

Позн

Регул.

Коммун . обмениваются мнениями

11.Подведение детей к теме урока. Определение целей урока

Даёт команды: «Направо!», «Налево в обход шагом марш!».

Даёт команду: «Бегом марш!», Даёт команду: «Шагом марш!».

Бег на короткие дистанцию туда и обратно несколько раз.

Выполняют команды.

Выполняют бег
(2 мин 30 с), соблюдая дистанцию. Переходят на ходьбу.

Выполняют дыхательные упражнения в ходьбе

Позн . понимание и принятие цели включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Регул. Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммун . обмениваются мнениями

III. Изучение нового материала

Даёт команду: «На первый – второй рассчитайсь!» – и задание перестроиться в две шеренги. объясняет, что такое челночный бег

Подвижные игры

Выполняют расчёт
и перестроение.

Обе группы начинают выполнение упражнения одновременно.

Дети играют в подвижные игры

Позн . понимание и принятие цели включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Регул. Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммун . обмениваются мнениями

V. Итоги урока.
Рефлексия

Проводит беседу по вопр:

– у кого получилось, у кого не получилось.

Какие трудности вы испытали при упражнениях

На этом урок закончен. Всем спасибо! До свидания!

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Первичное закрепление знаний.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 107).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Выпишите из предложений слова

с разделительным твердым знаком.

– Выпишите из предложений слово с разделительным мягким знаком.

– Скажите, в каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв? А сколько букв и звуков в других словах?
– Обсудите: какие еще объявления могли быть в доме отдыха? Составьте такие объявления.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Работают в парах.

Выписывают из предложений слово с разделительным мягким знаком.

В слове «петь» 4 буквы, 3 звука.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 108)

– Прочитайте две группы слов.

– Составьте словосочетания, выбирая подходящие

– Запишите составленные словосочетания, вставляя в слова пропущенные буквы. Проверьте себя.

– Распределите слова по двум столбикам.

Составляют словосочетания, выбирая подходящие
по смыслу слова из первой и второй групп.

Серьезный разговор, железнодорожный разъезд, съедобный гриб, птичьи следы, необъятные просторы, взъерошенный воробей, забавная обезьянка, дружная семья, подъемный кран, съемка фильма, вкусное варенье, съежился от холода, объявление об экскурсии.

Делят слова на две группы

Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Почему в словах с одинаковыми приставками

в одном случае пишется ъ, а в другом – нет?

Разъяснить – разлить.

Съехать – сузить.

Предъюбилейный – предложить.

– Прочитайте стихотворный отрывок. Найдите слово, в котором есть и разделительный ъ , и разделительный ь . Почему в этом слове количество букв и звуков одинаковое?

Волк ужасно разъярен,

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

В каких словах нужно употребить ь ? ъ ?

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

Горе в чужой земле безъязыкому.

Дома всё споро, а вчуже житье хуже.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Объясняют написание разделительного твердого знака.

Понимать
на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

позицию, точку зрения. Адекватно использовать речевые средства для решения раз-

личных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии

с поставленной задачей

и условиями ее реализации

Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите условия, при которых пишется разделительный ъ .

– Когда надо писать разделительный ь ?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Оценивают свою работу на уроке, выбирая соответствующее высказывание:

Я знаю условия употребления разделительных ъ и ь .

Я умею грамотно писать слова с разделительными ъ и ь .

Я знаю, над чем мне надо работать.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– 1. Выполнить задание 99 в рабочей тетради, упражнение 149 в учебнике;

2. Подготовить сообщение о мягком и твердом знаках, №146.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Личностные
результаты
Решение частных задач
Создать условия для ознакомления с правилами употребления разделительных ъ и ь; совершенствовать умения
грамотно писать слова с разделительными ъ и ь; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать
воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Познакомятся с правилами употребления разделительных ъ и ь; научатся осознавать необходимость употребления
разделительных знаков; грамотно писать слова с разделительными ъ и ь; объяснять, почему в словах с одинаковыми
приставками в одном случае пишется ъ, а в другом – нет; выполнять разбор слова по составу; различать орфограммы в
корне, приставке, суффиксе; подбирать однокоренные слова; выполнять звуко­буквенный разбор слова
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения,
корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность
производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный
алгоритм); коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных
речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной
позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; пользоваться формами
самооценивания и взаимооценивания на уроке; принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы
учебной деятельности (социальные, учебно­познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе

наблюдения за собственной речью

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализаци
я знаний.
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь).
Минутка
чистописания.
2
3
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о
выполненной дома работе. (См. РМ, Приложение
2.)
Выполняют чистописание. Записывают
буквосочетания и пословицу.
И шиш Ш иши
Поспешишь – людей насмешишь.
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте отрывок стихотворения С. Козлова
«Как зовут меня? Скажи!» в задании 96.
– Выделите значимые части слов, в которых
пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы.
– Составьте ответ на вопрос «А у зебры кто?».
Проводит минутку чистописания.
– Сегодня на чистописании мы вспомним написание
букв, элементы которых очень похожи. Вы сможете
их узнать, если найдете одинаковые звуки в словах
каждой строки.
Мир, нитка, лицо.
Шар, шалаш, чашка.
– Верно, это буквы «и» и «ш».
– Запишите буквосочетания.
– Прочитайте и запишите пословицу. Объясните ее
смысл. Подчеркните орфограммы
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
4
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать
ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Уметь
слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Принимать и
сохранять
учебную цель
и задачу.
Дополнять,
уточнять
высказанные
мнения по
существу
полученного

2
3
4
Продолжение табл.
Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.
П
Ф А М И Л И Я
П
А
Подбирают однокоренные слова, синонимы к
словарному слову. Вспоминают пословицы,
поговорки, крылатые выражения со словарным
словом, составляют предложения с этим словом
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока (См. РМ,
Приложение 4.)
Принимать
и сохранять
учебную цель
и задачу
1
Работа над
словами с
непроверяемы
м написанием
Организует работу над словами с
непроверяемым написанием.
– Прочитайте ребус.
(См. РМ, Приложение 3.)
– Запишите словарное слово в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций.
– Подберите однокоренные слова к слову
«фамилия»
III.
Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Когда же ъ и ь стоят в нужном месте? Обратимся
к нашей теме. Разгадайте ребус. (Разделительные.)
– Прочитайте тему урока.
– Сегодня на уроке будем учиться писать слова
с буквами ь и ъ

Продолжение табл.
1
IV.
Объяснение
нового
материала.
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа
по учебнику
(упражне­
ние 106)
V. Первичное
закрепление
знаний.
Работа
по учебнику
(упражне­
ние 107).
2
3
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Вспомните по таблице «Правописание слов с
буквами ь и ъ», какую роль выполняют в словах
мягкий и твердый знак.
– Составьте по таблице и плану сообщение.
– Выпишите из таблицы слова с мягким и твердым
знаками. Приведите свои примеры на эти правила.
(См. РМ, Приложение 5.)
Задает вопросы. Комментирует и корректирует
ответы. Наблюдает за работой учащихся.
Помогает, при необходимости проверяет
ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте. Выпишите из предложений слова
с разделительным твердым знаком, выделите в них
приставки.
– Выпишите из предложений слово с
разделительным мягким знаком, выделите в нем
корень.
– Скажите, в каком из выделенных слов звуков
меньше, чем букв? А сколько букв и звуков в
других словах?
– Обсудите: какие еще объявления могли быть в
доме отдыха? Составьте такие объявления.
Выводят языковые закономерности, лежащие в
основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике. Проводят наблюдения на
материале связных текстов
Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют
новые знания на новом языковом материале.
Выполняют аналитические упражнения. Участвуют
в обсуждении вопросов по теме.
Работают в парах. Выписывают из предложений
слова с разделительным твердым знаком, выделяют
в них приставки:
Выписывают из предложений слово с
разделительным мягким знаком, выделяют в нем
корень:
– В слове «петь» 4 буквы, 3 звука.
4
Осуществлять
анализ
объектов с
опорой на
визуализацию
Осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание
в устной
форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной
задачи.
Осуществлять
контроль

по результату

2
3
4
Продолжение табл.
1
Работа
по учебнику
(упражне­
ние 108)
– Прочитайте две группы слов.
– Составьте словосочетания, выбирая подходящие

– Запишите составленные словосочетания, вставляя
в слова пропущенные буквы. Проверьте себя.
VI.
Дальнейшая
работа
по
закреплению
и обобщению
приобретенн
ых знаний и
умений.
– Распределите слова по двум столбикам.
(См. РМ, Приложение 5.)
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.
– Почему в словах с одинаковыми приставками
в одном случае пишется ъ, а в другом – нет?
Разъяснить – разлить.
Съехать – сузить.
Предъюбилейный – предложить.
– Прочитайте стихотворный отрывок. Найдите
слово, в котором есть и разделительный ъ, и
разделительный ь. Почему в этом слове количество
букв
и звуков одинаковое?
Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.
Составляют словосочетания, выбирая подходящие
по смыслу слова из первой и второй групп.
Серьезный разговор, железнодорожный разъезд,
съедобный гриб, птичьи следы, необъятные
просторы, взъерошенный воробей, забавная
обезьянка, дружная семья, подъемный кран,
съемка фильма, вкусное варенье, съежился от
холода, объявление об экскурсии.
Делят слова на две группы
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют аналитико­
синтетические упражнения, работу со словарями.
Объясняют написание разделительного твердого
знака.
(См. РМ, Приложение 6.)
Выполняют звуко­буквенный разбор слова
«съеденья».
Съед нья – [сй’эд’ н’й’а] – 3 слога;
с – [с] – согласный, глухой парный, твердый
парный;
ъ –
е – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий
непарный;
[э] – гласный, безударный;
д – [д’] ­ согласный, звонкий парный, мягкий
парный;
ее
эе
Понимать
на слух ответы
учащихся.
Слушать
собеседника.
Строить
понятные для
собеседника
высказывания.
Аргументиров
ать свою
позицию,
точку зрения.
Адекватно
использовать
речевые
средства для
решения раз­

1
2
– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
В каких словах нужно употребить ь? ъ?
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
Горе в чужой земле безъязыкому.
Дома всё споро, а вчуже житье хуже.
(См. РМ, Приложение 7, 8.)
Работа в тет­
ради (зада­
ние 97).
Работа в тет­
ради (зада­
ние 98)
VII. Итог
урока.
Рефлексия
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте задание. Образуйте от каждого слова
однокоренные при помощи суффикса ­ек или ­ик.
Запишите слова, выделите в них суффиксы.
– Прочитайте задание. В каких значимых частях
слова пропущены орфограммы? Вставьте
пропущенные буквы.
– Скажите, что вам понравилось в этом
описательном тексте?
Организация подведения итогов урока
учащимися. Учитель предлагает детям оценить
их работу на уроке, заполнив таблицу
самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
Продолжение табл.
3
е – [э] – гласный, ударный;
н – [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий
парный;
ь –
я – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий
непарный;
[а] – гласный, безударный.
––––––––––––––––––––––––––
8 букв, 8 звуков
Выполняют задание в рабочей тетради.
Записывают слова.
– Орфограммы пропущены в приставках, корнях
и суффиксах. (См. РМ, Приложение 9.)
Вставляют пропущенные буквы
Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию. Проговаривают цель
урока, определяют, достигнут результат или нет,
высказываются о трудностях, с которыми
столкнулись на уроке.
4
личных
коммуникатив
ных задач.
Делать
выводы,
извлекать
информацию
из различных
источников.
Планировать
свое действие
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и условиями
ее реализации
Осуществлять
самоконтроль
учебной
деятельности

1
2
3
Окончание табл.
4
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите условия, при которых пишется
разделительный ъ.
– Когда надо писать разделительный ь?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя
Проговаривает и объясняет домашнее задание.
Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 99 в рабочей тетради,
упражнение 109 в учебнике; подготовить
сообщение
о мягком и твердом знаках
Домашнее
задание
Оценивают свою работу на уроке, выбирая
соответствующее высказывание:
Я знаю условия употребления разделительных ъ и
ь.
Я умею грамотно писать слова с
разделительными ъ и ь.
Я знаю, над чем мне надо работать
Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы.
Осознавать,
принимать,
сохранять
учебные
задачи
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
Организация начала урока
Приложение 1
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Будем думать, рассуждать,

Технологическая карта по физической культуре

Учитель Драгунова С.В.

Тема урока: Челночный бег. Бег с ускорением 10-15 метров

Тип урока: открытие новых знаний

Цели деятельности учителя:

Формировать умение правильно выполнять челночный бег, бег с ускорением, развитие жизненно важных способов передвижения человека -бегу; способствовать оздоровлению всех систем организма, опорно-двигательного аппарата развитие силовых и функциональных физических качеств; способствовать развитию быстроты, координации.

Задачи:

Планируемые предметные результаты:

Предметные: познакомятся с правилами челночного бега, бега с ускорением, о влиянии лыжной подготовки на здоровье человека

Метапредметные : иметь первоначальные представления о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием челночного бега

Познавательные : овладевать способностью понимать УЗ,; создание алгоритма двигательных действий челночного бега,бега с ускорением 10-15 метров

Коммуникативные: обмениваются мнениями, взаимодействуют со сверстниками.

Регулятивные : целенаправленное удержание учебных целей на протяжении урока: обучающиеся оценивают свои достижения на уроке.

Личностные: осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, следовать установке на безопасный и здоровый образ жизни.

Методы и формы обучения: Объяснительный; индивидуальный; фронтальный.

Образовательный Ресурс Технологические карты уроков по учебнику В. И. Ляха издательство «Учитель», 2012 г. Учебник В.И. Ляха.

Место проведения Спортивный зал

Этап урока

Д еятельност ь учителя

Д еятельност ь учащ ихся

Формируемые УУД

1. Актуализация знаний.

Проводит построение в одну шеренгу. Проверяет готовность учащихся к уроку,
озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета

Выполняют построение.

Слушают
и обсуждают тему урока,
отвечают
на вопросы

Позн

Регул.

Коммун . обмениваются мнениями

11.Подведение детей к тем е урока. Определение целей урока

Даёт команды: «Направо!», «Налево в обход шагом марш!».

Даёт команду: «Бегом марш!», Даёт команду: «Шагом марш!».

Бег на короткие дистанцию туда и обратно несколько раз.

Выполняют команды.

Выполняют бег
(2 мин 30 с), соблюдая дистанцию. Переходят на ходьбу.

Выполняют дыхательные упражнения в ходьбе

Позн . понимание и принятие цели включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Регул. Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммун . обмениваются мнениями

III. Изучение нового материала

Даёт команду: «На первый - второй рассчитайсь!» - и задание перестроиться в две шеренги. объясняет, что такое челночный бег

Подвижные игры

Выполняют расчёт
и перестроение.

Обе группы начинают выполнение упражнения одновременно.

Дети играют в подвижные игры

Позн . понимание и принятие цели включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Регул. Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммун . обмениваются мнениями

V. Итоги урока.
Рефлексия

Проводит беседу по вопр :

- у кого получилось, у кого не получилось.

Какие трудности вы испытали при упражнениях

На этом урок закончен. Всем спасибо! До свидания!

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Первичное закрепление знаний.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 107).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

- Прочитайте. Выпишите из предложений слова

с разделительным твердым знаком.

- Выпишите из предложений слово с разделительным мягким знаком.

- Скажите, в каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв? А сколько букв и звуков в других словах?
- Обсудите: какие еще объявления могли быть в доме отдыха? Составьте такие объявления.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Работают в парах.

Выписывают из предложений слово с разделительным мягким знаком .

В слове «петь» 4 буквы, 3 звука.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 108)

- Прочитайте две группы слов.

- Составьте словосочетания, выбирая подходящие

- Запишите составленные словосочетания, вставляя в слова пропущенные буквы. Проверьте себя.

- Распределите слова по двум столбикам.

Составляют словосочетания, выбирая подходящие
по смыслу слова из первой и второй групп.

Серьезный разговор, железнодорожный разъезд, съедобный гриб, птичьи следы, необъятные просторы, взъерошенный воробей, забавная обезьянка, дружная семья, подъемный кран, съемка фильма, вкусное варенье, съежился от холода, объявление об экскурсии.

Делят слова на две группы

Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

- Почему в словах с одинаковыми приставками

в одном случае пишется ъ, а в другом - нет?

Разъяснить - разлить.

Съехать - сузить.

Предъюбилейный - предложить.

- Прочитайте стихотворный отрывок. Найдите слово, в котором есть и разделительный ъ , и разделительный ь . Почему в этом слове количество букв и звуков одинаковое?

Волк ужасно разъярен,

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки -

Объегорил злого волка.

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

В каких словах нужно употребить ь ? ъ ?

. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

. Горе в чужой земле безъязыкому.

. Дома всё споро, а вчуже житье хуже.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Объясняют написание разделительного твердого знака.

Понимать
на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

позицию, точку зрения. Адекватно использовать речевые средства для решения раз-

личных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии

с поставленной задачей

и условиями ее реализации

Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Назовите условия, при которых пишется разделительный ъ .

- Когда надо писать разделительный ь ?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Оценивают свою работу на уроке, выбирая соответствующее высказывание:

. Я знаю условия употребления разделительных ъ и ь .

. Я умею грамотно писать слова с разделительными ъ и ь .

. Я знаю, над чем мне надо работать .

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

- 1. Выполнить задание 99 в рабочей тетради, упражнение 1 4 9 в учебнике;

2. П одготовить сообщение о мягком и твердом знаках , №146.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Урок 33 Тема: Разделительные ъ и ь

ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Организационная структура урока

Прочитайте отрывок стихотворения С. Козлова «Как зовут меня? Скажи!» в задании 96.

Выделите значимые части слов, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы.

Составьте ответ на вопрос «А у зебры кто?».

Сегодня на чистописании мы вспомним написание букв, элементы которых очень похожи. Вы сможете их узнать, если найдете одинаковые звуки в словах каждой строки.

Мир, нитка, лицо.

Шар, шалаш, чашка.

Верно, это буквы «и» и «ш».

Запишите буквосочетания.

Прочитайте и запишите пословицу. Объясните ее смысл. Подчеркните орфограммы

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и пословицу.

И шиш Ш иши

Поспешишь – людей насмешишь.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Работа над словами с непроверяемым написанием

Прочитайте ребус.

ФАМ И́ ЛИЯ – наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени, переходящее от отца (или матери) к детям. Слово образовалось от латинского ФАМИЛИА – «домочадцы (родственники, живущие вместе)».

Однокоренные слова : фамильный, однофамилец, бесфамильный.

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения с этим словом

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Когда же ъ и ь стоят в нужном месте? Обратимся
к нашей теме. Разгадайте ребус.
(Разделительные.)

Прочитайте тему урока.

Сегодня на уроке будем учиться писать слова

с буквами ь и ъ

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение П. Матвиенко.

Не чересчур ли ты добряк? –
Так Знаку Мягкому промолвил Твёрдый Знак.
– Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
– Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
– Ты твёрд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
– Друзья! Наш разговор – никчемные слова, –
Услышав этот спор, сказала буква А.
– Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового

материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 106)

Вспомните по таблице «Правописание слов с буквами ь и ъ», какую роль выполняют в словах мягкий и твердый знак.

Составьте по таблице и плану сообщение.

Выпишите из таблицы слова с мягким и твердым

знаками. Приведите свои примеры на эти правила.

Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я после приставок, оканчивающихся на согласную: подъезд, объезд.

Разделительный Ь пишется:

внутри слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: крестьянин, вьюга;

в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой О: медальон, шампиньон.

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 107).

Прочитайте. Выпишите из предложений слова

с разделительным твердым знаком, выделите в них

приставки.

Выпишите из предложений слово с разделительным мягким знаком, выделите в нем корень.

Скажите, в каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв? А сколько букв и звуков в других словах?
– Обсудите: какие еще объявления могли быть в доме отдыха? Составьте такие объявления.

Работают в парах. Выписывают из предложений слова с разделительным твердым знаком, выделяют в них приставки: Выписывают из предложений слово с разделительным мягким знаком, выделяют в нем корень: – В слове «петь» 4 буквы, 3 звука.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 108)

Прочитайте две группы слов.

Составьте словосочетания, выбирая подходящие
по смыслу слова из первой и второй групп.

Разделительный Ь.

подъехать

вьюга

съёмка

льётся

разъяснить

бульон

предъюбилейный

муравьи

объявить

бурьян

барьер

воробьи

Составляют словосочетания, выбирая подходящие
по смыслу слова из первой и второй групп.Серьезный разговор, железнодорожный разъезд, съедобный гриб, птичьи следы, необъятные просторы, взъерошенный воробей, забавная обезьянка, дружная семья, подъемный кран, съемка фильма, вкусное варенье, съежился от холода, объявление об экскурсии.

Делят слова на две группы

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Почему в словах с одинаковыми приставками

в одном случае пишется ъ, а в другом – нет?

Разъяснить – разлить.

Съехать – сузить.

Предъюбилейный – предложить.

Прочитайте стихотворный отрывок. Найдите слово, в котором есть и разделительный ъ, и разделительный ь. Почему в этом слове количество букв

и звуков одинаковое?

Волк ужасно разъярен,

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «съеденья».

Съеде́нья – [сй’эд’э́н’й’а] – 3 слога;

с – [с] – согласный, глухой парный, твердый парный;

ъ –

е – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

[э] – гласный, безударный;

д – [д’] - согласный, звонкий парный, мягкий парный;

Понимать
на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

позицию, точку зрения. Адекватно использовать речевые средства для решения раз-

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

В каких словах нужно употребить ь? ъ?

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

Горе в чужой земле безъязыкому.

Дома всё споро, а вчуже житье хуже.

Самостоятельная работа

1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?

а) Под_езд, с_ёмка, об_явление;

б) об_ективный, в_юга, раз_яснить;

в) ин_екция, в_елся, б_ётся.

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?

а) Почтал_он, павил_он, раз_езд;

б) с_ел, шампин_он, интерв_ю;

в) кол_я, бул_он, лис_и.

Ключ : 1 – а; 2 – в.

е – [э] – гласный, ударный;

н – [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

ь –

я – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

[а] – гласный, безударный.

––––––––––––––––––––––––––

8 букв, 8 звуков

личных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии

с поставленной задачей

и условиями ее реализации

Работа в тет-

ради (зада-

ние 97).

Организует работу в рабочей тетради.

Прочитайте задание. Образуйте от каждого слова

однокоренные при помощи суффикса -ек или -ик.

Запишите слова, выделите в них суффиксы.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Записывают слова.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 98)

Прочитайте задание. В каких значимых частях слова пропущены орфограммы? Вставьте пропущенные буквы.

в корне

в приставке

в суффиксе

Р о синка – росы, др о жит – дрожь,
тр
а винка – травы, р о машки, д о роги,
лепес
т ков – лепесток, со л нце – солнечный

П е р е ливаются, с о греет

Рад о сть

Орфограммы пропущены в приставках, корнях

и суффиксах. Вставляют пропущенные буквы

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Что нового узнали на уроке?

Назовите условия, при которых пишется разделительный ъ.

Когда надо писать разделительный ь?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Оценивают свою работу на уроке, выбирая соответствующее высказывание:

Я знаю условия употребления разделительных ъ и ь.

Я умею грамотно писать слова с разделительными ъ и ь.

Я знаю, над чем мне надо работать

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Выполнить задание 99 в рабочей тетради, упражнение 109 в учебнике; подготовить сообщение

о мягком и твердом знаках

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи