Соотношение причины и следствия. Основные признаки причинной связи

Любое событие в нашем мире возникает неслучайно. Ему предшествует причина, так называемый триггер, который это событие и спровоцировал. Это всегда ясно, особенно если привык анализировать всё подряд, начиная от мировых новостей и заканчивая перепадами настроения подруги. Многие думают, что появляются сами собой, но это неверно. Они не возникают на пустом месте, но найти причину той или иной привычки бывает очень сложно. Ещё сложнее использовать триггеры в свою пользу, чтобы, к примеру, заменить вредную привычку (курение) полезной (20 отжиманий в день). Почему вообще стоит обращать пристальное внимание на привычки? Потому что они являются, по своей сути, активным действием, которое не доставляет нам неудобств.

Но как же всё-таки использовать триггеры в свою пользу? Об этом и расскажем.

1. Время

Время, пожалуй, самый действенный способ спровоцировать новую привычку. Вспомни хотя бы утро. Когда ты просыпаешься, то запускаешь целую последовательность привычек: душ, чистка зубов, кофе, чтение новостей. Обрати внимание, что многие задачи ты повторяешь изо дня в день совершенно бездумно не только в самую рань, но и по ходу дня: перекусываешь в одно и то же время или, например, закуриваешь сигарету в один и тот же час. Попытайся проанализировать свой распорядок, свои ощущения днём, вечером и утром. Быть может, твоя привычка – всего лишь реакция на то, что ты чувствуешь в конкретный момент: к примеру, пожираешь булочки в 14.30 не потому, что голодный, а потому, что тебе скучно – так ты разбавляешь монотонность дня.

Суть в том, что если ты поймешь причину активации привычки в определенное время дня, то сможешь с легкостью найти лучшее время для нового, уже полезного действия, то есть ты не просто отказываешься от вредных привычек (так гораздо сложнее), но заменяешь их чем-нибудь другим. К примеру, каждый будний день я пишу один материал до 13.00. Неважно, насколько хорошо или плохо я отношусь к теме, неважно, сколько букв в тексте. Главное, что я придерживаюсь этого графика постоянно, и мне это теперь уже легко даётся.

2. Место

Дислокация влияет на твои привычки, с этим можешь даже не спорить. Достаточно зайти на кухню и увидеть тарелку с печеньем, чтобы это понять. Тебе не хотелось есть, ты даже не любишь печенье, но почему-то активно жуешь его. Думаю, что расположение является мощным пусковым механизмом для привычки. Наше поведение во многом – всего лишь реакция на внешнюю среду. В университете Дьюка (Тим Кук – один из выпускников) пришли к выводу, что повторяемые неосознанные действия закрепляются на определенных местах (офис, курилка, кафе, дом), и что для новой привычки легче найти новое место, чем пытаться закрепить её на старом, проще говоря, текущие места уже заняты.

Если тебе хочется всё-таки занять «старые владения», то тебе придется бороться с теми сигналами, которые уже назначил на знакомые тебе пространства. Отчасти по этой причине люди, которые начинают «новую жизнь» в новом доме, действительно меняют свои привычки и живут иначе. Мозгу легче принять все эти изменения. А если легче мозгу, то легче и тебе.

3. События

Мы в начале говорили, что многие привычки – это всего лишь ответ на то, что происходит в твоей жизни. К примеру, твой телефон вибрирует, и ты берешь его в руки, чтобы прочитать текст сообщения. Уведомление загорается на планшете, и ты мигом проверяешь свой аккаунт, чтобы не пропустить что-то важное. Это примеры привычек, которые вызываются предшествующим событием.

Подобное можно использовать. Достаточно уметь находить «правильные» предшествующие события, которые ведут к позитивным действиям. По сути, ты сам создаешь связь между событием и привычкой. И не обязательно она должна быть логично оправданной. К примеру, ты считаешь, что если выпить чашку кофе, то твоя работоспособность повыситься, а значит, ты можешь сделать все важные рабочие дела в первой трети рабочего дня, а остальное время посвятить деталям. Все мы знаем, что кофе – это совсем не магическая субстанция, которая делает из нас супергероев. Однако если убедить себя в этом, то работоспособность действительно может повыситься в разы, а ты выработаешь определенно полезную привычку.

4. Эмоциональное состояние

По моему опыту, эмоциональное состояние является тем самым триггером, который рождает вредные привычки. Ты чувствуешь себя подавленно, ужасно и впоследствии выкуриваешь пачку сигарет, либо глушишь весь день пиво. Радости от этого никакой, зато негатива навалом. Но ничего не поделаешь. Мы все подвержены эмоциям, и контролировать их может далеко не каждый, а уж использовать для создания чего-то конструктивного и подавно. Думаю, дело в том, что если ты хочешь вызвать позитивную привычку, то тебе придется осознать свои эмоции, объяснить их.

Отрицательная энергия, на самом деле, очень сильная штука – спроси у любого абстракциониста. Часть людей, когда находится в стрессовом состоянии, просто перестает жить: они валяются на диване сутками, ничего не делают, поедают мороженое, просто существуют. Другая же часть, напротив, проявляет бурную активную деятельность. Злость, к примеру, отличная причина заняться физическим трудом. Согласись, когда злишься, чем громить квартиру.

5. Окружение

Но не забывай о людях. Глупо отрицать их влияние. Твои друзья, родственники, коллеги активно участвуют, даже не осознавая этого, в формировании твоего поведения и твоих привычек. Как-то я прочитал одно абсурдное исследование в медицинском журнале (к сожалению, название не вспомню). Так вот, медики пришли к выводу (дело происходило в Штатах), что если твой друг – знатный жиробас и страдает ожирением, то риск развития ожирения и у тебя возрастает на 57 процентов, даже если друг живет за сотни километров, и вы общаетесь по сети.

Логично предположить, что так же обстоят дела и с алкоголиками, наркоманами и любителями выкладывать фотографии своих ног в Инстаграм. В этой связи разумно окружить себя людьми, которые послужат тебе примером.

ПРИЧИННОСТЬ

Проблема П. всегда была тесно связана с основным вопросом философии: "субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм..." (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 142). Поэтому П. всегда была ареной борьбы между материализмом и идеализмом. Вместе с тем в этой проблеме также резко сталкиваются и метафизика. Коренным пороком метафизич. подхода к П. является представление о противоположности между причиной и следствием как неподвижной и затвердевшей, непонимание того, что "... в определенной точке один полюс превращается в ..." (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1964, с. 173–74); непонимание соотношения между жесткой необходимостью и случайностью.

О с н. ч е р т ы П. Сущностью П. является порождение одного другим, п р о и з в о д с т в о причиной следствия, т.е. более или менее сложно протекающий процесс причинения. Этим П. принципиально отличается от разного рода постоянных ассоциаций явлений, их неизменно повторяющихся врем. последовательностей, правильных регулярностей, сопутствований, различных корреляций и др. форм закономерных связей, гл. черта к-рых – тот или иной тип упорядоченной соотнесенности одного явления другому. В этом смысле П. асимметрична: она есть связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, только еще становится. Причинное отношение отличается специфической внутр. активностью и действенностью. Оно, по выражению Гегеля, есть способ существования субстанции в действии.

П. – объективна. Она есть присущее самим вещам внутр. отношение. П. объективна именно потому, что представляет собой способ существования субстанции в действии. Вместе с тем она и субстанциональна как раз потому, что причиной всегда выступает действующая , принимающая форму того или иного конкретного объекта. Между категориями П. и субстанции вообще имеется глубокая взаимозависимость: субстанция обладает действительностью лишь как причина (см. Ленин В. И., Филос. тетради, 1965, с. 142–43).

П. – в с е о б щ а. Нет явлений, к-рые не имели бы своих причин, как нет явлений, к-рые не порождали бы тех или иных следствий. Беспричинные явления невозможны уже в силу того, что в мире господствуют законы сохранения материи и движения, совершенно исключающие возникновение чего-либо из ничего.

Связь причины и следствия, реализующаяся при данных условиях, является строго н е о б х о д и м о й: если есть причина и налицо соответствующие условия, то следствие возникает неизбежно и является таким, каким оно порождается данной причиной при тех же условиях во всех др. случаях. Следствие, порожденное нек-рой причиной, само становится причиной др. явления; последнее в свою очередь оказывается причиной третьего явления и т.д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением жесткой внутр. необходимости, называют причинной или причинно-следств. цепью. Ее можно более точно назвать "цепью причинения", что подчеркивает не статический, а динамич. характер этой цепи: ее звенья не существуют в готовом неизменном виде, они последовательно возникают и исчезают, одно порождая ("причиняя") другое.

Существ. особенностью П. является пространств. цепей причинения: ни в каком месте любой цепи причинения нет разрывов, т.е. не существует таких явлений, к-рые, будучи причиной и следствием, оказались бы разделенными конечным пространств. промежутком без того, чтобы существовали некоторые др. явления, охватывающие все точки этого промежутка без к.-л. пропусков. В обосновании этой т. зр. решающую роль сыграли близкодействия и физич. теория поля. Цепи причинения обладают и временнóй непрерывностью: когда имеется причинная, генетич. связь двух к.-л. явлений, находящихся в одной и той же области пространства, но разделенных конечным промежутком времени, тогда между этими явлениями существует множество других причинно связанных событий, к-рые смежны во времени и в своей совокупности образуют непрерывный временнóй процесс, соединяющий указанные два события в органически слитное . Разрабатываемые в совр. физике гипотезы квантования пространства и времени, вводящие представление о дискретных микроэлементах пространства и времени, по существу не противоречат этому выводу.


Последовательный ряд

Выражение "последовательность" относится к двум или более состояниям, записанным на следующих друг за другом строках Части I свидетельства, причем каждое состояние можно считать вероятной причиной возникновения другого состояния, указанного одной строкой выше.

Пример 1: I а) Кровотечение из варикозных вен пищевода

б) Портальная гипертензия

в) Цирроз печени

г) Гепатит B

Если на одной строке свидетельства указано более одной причины смерти, то можно записать несколько логических последовательных рядов событий.

Пример 2: I а) Кома

б) Инфаркт миокарда и цереброваскулярное нарушение

в) Атеросклероз Гипертензия

Логическое построение последовательности таково:

Атеросклероз (приведший к) инфаркту миокарда (приведшего к) коме

Атеросклероз (приведший к) цереброваскулярному нарушению (приведшему к) коме

Гипертензия (приведшая к) инфаркту миокарда (приведшему к) коме

Гипертензия (приведшая к) цереброваскулярному нарушению (приведшему к) коме

Общий Принцип

Общий Принцип гласит, что в тех случаях, когда в свидетельстве указано более одного патологического состояния, в качестве исходной предшествовавшей причины выбирают состояние, которое единственно записано на нижней заполненной строке Части I только в том случае, если оно могло привести к возникновению всех состояний, записанных в свидетельстве выше.

Пример 3: I а) Печеночная недостаточность

б) Закупорка желчного протока

в) Рак головки поджелудочной железы

Выбирают рак головки поджелудочной железы (C25.0).

Правила выбора

Правило 1. Если Общий Принцип не применим и записан последовательный ряд событий, закончившийся состоянием, указанным в свидетельстве первым, выбирают исходную причину этого последовательного ряда. Если имеется более чем один последовательный ряд, закончившийся состоянием упомянутым в свидетельстве первым выбирают начальную причину первого из упомянутых последовательных рядов.

Пример 4: I а) Бронхопневмония

б) Инфаркт мозга и гипертоническая болезнь с преимущественным поражением сердца Выбирают инфаркт мозга (I63.9). В данном случае имеются два последовательных ряда событий, которые привели к возникновению состояния, указанного в свидетельстве первым: бронхопневмония вследствие инфаркта мозга и бронхопневмония вследствие

гипертонической болезни с преимущественным поражением сердца. Выбирается исходная причина последовательного ряда, упомянутого первым.

Правило 2. Если не записан последовательный ряд событий, закончившийся состоянием, указанным в свидетельстве первым, выбирают это первое упомянутое состояние.

Пример 5: I а) Фиброкистозная болезнь поджелудочной железы б) Бронхит и бронхоэктазия Выбирают фиброкистозную болезнь поджелудочной железы (E84.9). В данном случае отсутствует последовательный ряд состояний.

Правило 3. Если состояние, выбранное согласно Общему Принципу или Правилам 1 или 2, явно является прямым следствием другого состояния, указанного в Части I или II свидетельства, выбирают это первичное состояние.

(Дополнительный материал в рамках )

Сталкиваясь с каким-либо незнакомым явлением или событием, мы обычно задумываемся: почему оно существует, почему оно возникло или произошло? Размышляя над этими вопросами, мы ищем причину явления или события. И это не случайно. Опыт показывает, что не бывает никаких беспричинных событий, что они всегда представляют собой следствия определенных причин. Установление причины явления или события есть важнейший момент его познания. Наука начинается там, где вскрывается причинно-следственная связь.

Что такое причина и следствие? Какова связь между ними?

Причинно-следственная связь , или причинность , - такая форма связи между явлениями или событиями, при которой одно явление или событие обусловливает, вызывает другое. Явление или событие, вызвавшее какое-либо другое явление или событие, называется причиной . Причина обусловливает возникновение второго явления, изменение его состояния или его исчезновение. Результат действия причины (второе явление) называется следствием .

Причинно-следственная связь характеризуется рядом существенных черт. Прежде всего причинная зависимость явлений носит всеобщий характер . Нет ни одного явления, ни одного события, которые не имели бы своих естественных причин. Можно сказать, что причинность - это всеобщий закон объективного мира, не знающий исключений .

Однако, помимо причинности в окружающей нас действительности существуют и другие формы связи между явлениями и событиями. Многие из них тесно связаны с причинной зависимостью, но при этом не сводятся к ней. Важнейшие формы связей отражаются такими соотносительными категориями диалектики , как единичное и общее, необходимость и случайность, форма и содержание, возможность и действительность и другие, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Причинная связь составляет лишь звено в бесконечной цепи универсального взаимодействия явлений.

Причинная связь объективна , т. е. она присуща явлениям материального мира и не зависит от сознания людей. Так, изменения среды являются причиной эволюционного изменения организмов, и эта связь существует в самой природе и не зависит ни от какого сознания. Отстаивая позицию диалектического материализма в вопросе о причинности от нападок идеалистов, В. И. Ленин писал, что причинная зависимость содержится в самих вещах, а не привносится в них извне.

По вопросу о всеобщности и объективности причинных связей между основными философскими направлениями - материализмом и идеализмом давно идет острая борьба. Материалисты стоят на точке зрения детерминизма - учения, согласно которому причинная обусловленность носит всеобщий и объективный характер.

Учение, отрицающее объективный характер причинной связи и ее всеобщность, называется индетерминизмом , а его сторонники - индетерминистами. Одни из них вообще отрицают причинность, считая, что это лишь привычная, повторяющаяся последовательность ощущений. Другие полагают, что причинность просто просуща рассудку человека, дана ему до всякого опыта, т. е. априорно, и он как бы накладывает причинность на события, упорядочивает их с ее помощью. Иными словами, в понимании причинности индетерминисты стоят на позициях субъективного идеализма .

Они заявляют, будто данные современной науки говорят об отсутствии причинности в микромире, в психических процессах, в общественной жизни. Так, например, «физические» идеалисты пытаются почерпнуть свои аргументы в пользу отрицания причинности из области физики микромира. Они исходят из того, что в мире макротел, где действуют законы классической механики, мы можем одновременно и точно определить координаты тела и его скорость. Причина здесь понимается как сила, приложенная извне к некоторому телу, а следствием является изменение положения этого тела в пространстве или его скорости. Эта форма причинности, заключающаяся в чисто внешнем воздействии тел друг на друга, является механической.

В микропроцессах нельзя одновременно и с неограниченной точностью определить координаты и импульс микрочастицы. Следовательно, заключают индетерминисты, ни одна микрочастица не подчиняется закону причинности. По их мнению, она свободно выбирает путь своего движения, и это якобы свидетельствует о том, что в микромире нет причинной обусловленности.

На самом деле вывод из того факта, что в микромире нельзя одновременно определить координаты и импульс частицы, должен быть совсем другим, а именно: там нет механической формы причинной связи — там действуют другие виды этой связи. Диалектический материализм как раз и исходит из многообразия типов причинной связи. Он не сводит ее к какому-то одному виду, а считает, что в разных областях действительности она проявляется по-разному.

Объективные идеалисты, как правило, не являются сторонниками индетерминизма и «признают» причинность. Но для них причины идеальны, сверхъестественны и восходят к абсолютной идее, духу, богу и т. п., что противоречит науке и открывает путь поповщине, мистике. Так, современные католические философы — неотомисты прямо утверждают, что конечная причина всего сущего - бог.

Важнейшей чертой причинной связи является ее необходимый характер. Это значит, что определенная причина при наличии соответствующих условий обязательно, неизбежно вызывает определенное следствие. Так, нагревание металла с необходимостью приводит к его расширению, но оно не может превратить его, скажем, в хлор. Из зерна пшеницы, брошенного в почву, при наличии соответствующих условий вырастает колос пшеницы, но было бы напрасно ожидать, что из него вырастет финиковая пальма.

Из сказанного не следует, однако, что все явления, имея свои причины, необходимы. Связь между причиной и следствием необходима, но сама причина по отношению к какому-либо процессу может быть случайной, причем тогда будет случайным и следствие этой причины. Если, например, болезнетворные бактерии попадают в организм человека, то при наличии определенных условий (ослабленное состояние организма и т. п.) он обязательно заболевает. Но попадают бактерии в организм не с необходимостью, а случайно. Значит, болезнь случайна.

Приведенные примеры показывают, что определенная причина вызывает определенное действие только при наличии соответствующих условий. Причина - это то, что вызывает событие, условия - это такие явления, которые нужны для наступления следствия, способствуют его наступлению, но сами вызвать следствие не могут. Например, для того чтобы загорелась спичка, необходим целый ряд условий: она должна быть сухой и вместе с тем не слишком хрупкой, в окружающей среде должно быть достаточно кислорода и т. д.

Не менее важной чертой причинно-следственной связи является ее строгая последовательность во времени: причина предшествует следствию. Следствие не может возникнуть раньше причины или одновременно с ней. Оно всегда наступает немного позже . Однако предшествование во времени представляет собой хотя и необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы данное явление можно было считать причиной. Не все то, что было раньше какого-либо явления, служит его причиной. «После этого» не всегда значит «поэтому» или «по причине этого». Лето всегда следует за весной, осень за летом и т. д., но весна не является причиной лета, а лето не является причиной осени. Смена времен года вызывается движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси к плоскости ее орбиты.

Когда наука не была еще достаточно развита, а научные знания не были достоянием большого числа людей, люди часто не отличали причинной связи от временной последовательности. Это являлось одним из источников различных суеверий и предрассудков, пережитки которых в той или иной форме сохранились и до настоящего времени. (До сих пор многие верующие пытаются доказать существование бога нарушением причинно-следственной связи — они выдают наблюдаемые в окружающем нас мире события и явления за следствие деятельности выдуманного ими существа — бога, который, по их мнению, является причиной всему.)

Только практика человека служит решающим критерием правильности познания причинно-следственных связей, в том числе критерием отличия причинной связи от простой последовательности во времени. Познание причинных связей в свою очередь имеет большое значение для практики человека, для научного предвидения, воздействия на процессы действительности и изменения их в нужном для него направлении. (Именно поэтому верующие всегда бессильны в практике — сколько бы они ни взывали к богу, желаемого ими никогда не происходит.)

Рассматривая причинную связь, необходимо учитывать, что причина далеко не всегда есть нечто внешнее по отношению к явлению, на которое она воздействует. Причины могут быть как внешними, так и внутренними. Внутренние причины изменения данной вещи коренятся в природе самой этой вещи, представляя собой взаимодействие каких-то ее сторон. Внутренние причины играют более важную роль, чем внешние. Так, внутренней причиной всякой социальной революции является противоречие между производительными силами и производственными отношениями данного способа производства в данной стране, а не воздействие каких-либо внешних сил.

Но даже в том случае, когда причина бывает внешней, следствие не просто привносится или создается этой причиной, а является результатом взаимодействия причины и того явления, на которое она воздействует. Вот почему одна и та же причина может вызывать разные следствия. Так, под воздействием солнечных лучей тает лед, растение усваивает углекислый газ и растет, человек загорает, в его организме происходят сложные физиологические процессы. Но бывает, что разные причины вызывают одно и то же следствие. Так, низкий урожай зерновых культур может быть следствием или засухи, или нарушения агротехнических мероприятий, или неправильного севооборота, или использования плохих семян и т. п.

Таким образом, причиной явления служит взаимодействие либо разных объектов, либо сторон одного объекта, либо и то и другое, т. е. совокупность внутренних и внешних факторов. «.. Взаимодействие, - писал Ф. Энгельс, - является истинной causa finalis вещей» .

Одна из характерных черт причинно-следственной связи состоит в том, что связь причины и следствия не прекращается и после того, как причина вызвала действие. Эта связь сохраняется и развивается, что проявляется в следующем.

Во-первых, следствие, оставаясь вторичным, зависимым от причины, может обратно влиять на причину. Так, новые общественные идеи и теории являются в конечном счете результатом изменений в экономических условиях жизни общества. Однако, возникнув, эти идеи и теории оказывают сильное влияние на все стороны социальной жизни, в том числе и на экономику.

Во-вторых, причина и следствие могут меняться местами, причем эти изменения проявляются двояко. Они могут заключаться в том, что следствие становится причиной, причина - следствием. Например, если изменение качества есть следствие количественных изменений, то новое качество является причиной нового количества.

Выражением того факта, что причина и следствие могут меняться местами, служит также то, что событие, которое здесь или теперь является следствием, может быть причиной в другой связи или в другое время. Ведь ни одно явление не находится в какой-либо одной причинно-следственной связи, а включено в целую сеть таких связей, и поэтому в разных ее узлах явление может выступать то как причина, то как следствие. Так, дождь или снег, являясь следствием определенных метеорологических условий, сами могут оказаться, например, причиной высокого урожая, а урожай - причиной укрепления экономики агропредприятия и т. д.

Причинные связи очень многообразны по своему характеру, формам и значению. Они могут существенно отличаться друг от друга, так как действуют в различных областях действительности, выступают в разных формах, связанных со спецификой этих областей. Мы уже видели, например, что в микромире причинность существует не в такой форме, как в макромире. Различным формам движения материи также соответствуют разные типы причинных связей. Именно вследствие этого с помощью причинных связей, действующих в неживой природе или в органическом мире, невозможно объяснить качественную особенность социальной формы движения материи. В основе общественной жизни лежат производство материальных благ и складывающиеся при этом отношения между людьми. Поэтому здесь действуют гораздо более сложные формы причинности.

В основе всех явлений, и в особенности сложных, лежит много причин. Но не все они имеют одинаковое значение. Есть причины основные, определяющие, и причины неосновные, причины общие и непосредственные. Среди всех причин очень важно находить основные, решающие . При этом следует учитывать, что основными бывают, как правило, внутренние причины .

Смешение главного и неглавного, основного и неосновного характерно для эклектицизма . Его представители не выделяют главных связей и причин, для них «все одинаково важно». Развитие общества, например, зависит от многих причин - от плотности и роста населения, природных условий, производства материальных благ, от существующих идей, теорий и т. д. В буржуазной социологии до сих пор имеет хождение эклектическая «теория факторов» , согласно которой все эти причины одинаково важны. Поэтому она не в состоянии научно решать проблемы общественной жизни. Марксистская же социология среди всех этих причин находит и выделяет определяющую, главную силу общественного развития - производство материальных благ. От этой причины зависят роль и значение всех остальных факторов жизни общества.

Диалектико-материалистическое учение о причинности имеет большое мировоззренческое и научно-атеистическое значение и противостоит телеологии - идеалистическому и религиозному учению о цели. Телеология утверждает, что все в мире целесообразно, потому что так задумано его «творцом». По остроумному замечанию Ф. Энгельса, согласно телеологии, кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши - чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа - чтобы доказывать мудрость творца .

Для подкрепления своих взглядов теологи ссылаются, в частности, на живую природу, где мы действительно сталкиваемся с изумительным соответствием организмов и условий их существования, с совершенством строения животных и растений. Но, как показала научная биология в лице Дарвина и его последователей, это относительное совершенство организмов обусловлено не мудростью «творца», а возникло в ходе длительной эволюции как результат взаимодействия организмов со средой, естественного отбора и других биологических закономерностей.

В природе все происходит по естественным, объективным законам, в частности, вследствие причинной зависимости явлений. Цели появляются лишь там, где действуют разумные существа - люди, т. е. в процессе общественного развития. Но хотя люди и ставят перед собой определенные цели, это не отменяет объективного, причинного и закономерного характера развития общественной жизни.

При подготовке насточщей статьи использовался «Начальный курс философии (для слушателей школ основ марксизма-ленинизма)», М., изд. «Мысль», 1966 г.

Конечной причиной. – Ред.
К. Маркси и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 546.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 350

Все явления взаимосвязаны. Одни из них вызывают, обусловливают другие.

Причина – это то, что с необходимостью порождает следствие и предшествует ему во времени.

Одним из принципов диалектического материализма является принцип всеобщей причинности: всё имеет причину .

Вследствие существования материи во времени можно говорить, что всё существующее в данный момент времени является полной причиной всего существующего в следующий момент. Мы сегодня – причина нас завтра.

С течением времени причина переходит в следствие. Причина при этом исчезает.

При таком подходе рассмотрению подлежит слишком большое количество явлений. Поэтому для познающего сознания стоит задача выделения тех явлений, которые влияют наиболее сильно, которые обязательны для порождения следствия.

Специфическая причина – это такое предшествующее следствию явление, наличие или отсутствие которого определяет, будет или не будет порождено следствие.

Условие – это такое предшествующее следствию явление, наличие или отсутствие не сказывается на порождении следствия, а лишь определяет некоторые его черты.

Разделение причин на специфические причины и условия относительно. Такое разделение может делаться путём поочерёдного исследования глубины влияния каждой причины при неизменности остальных.

То, что в одной обстановке является условием, в другой может стать специфической причиной.

Чаще всего причинами называют специфические причины, а из оставшихся выделяют наиболее важные и относят их к условиям. Малозначащие причины не рассматривают вовсе.

В настоящее время очень распространено иностранное понятие фактор .

Фактор – это то, что оказывает влияние на что-то другое.

Понятие фактор употребляется без выяснения, является ли рассматриваемое явление специфической причиной или только условием другого.

Связь между причиной и следствием – это причинно-следственная связь.

Причинно-следственная связь – это закон, переводящий причину в следствие.

Закон причинно-следственной связи – это внутренняя существенная устойчивая связь причины и следствия.

Существует ли причинно-следственная связь в самой природе?

Ответ. Выделение причины и следствия и установление между ними связи производится в познающем сознании.

О самой же природе можно сказать так.

Природа такова, что при отражении любой её части в познающем сознании в этом сознании становится возможным

1) выделение явлений, сменяющих друг друга во времени,

2) установление наличия повторяемости замены одного явления другим, вне зависимости от наличия или отсутствия других явлений, т.е. установление причинно-следственной связи.

Однозначно справедливым является и первый рассмотренный нами подход, согласно которому всё предшествующее в природе во времени является полной причиной последующего, которое представляет собой следствие.