Випассана: техники медитации прозрения. Техники, практики и опыт самостоятельной медитации випассаны

Как построен день современного человека? Звонок будильника и начинается настоящий забег — у кого-то на длинную дистанцию, у кого-то короткие перебежки. Нет ни времени, ни возможности присесть, побыть с собой. День заканчивается — собрав последние силы, истощенный человек добирается до кровати и тут же засыпает. И так день за днем. Человек теряет свою внутреннюю энергию. Круговорот ежедневных дел "засасывает" и есть только два пути, — или поддаться его бегу, или, хотя бы на время, выйти из него. В Випассану , например. Найти спокойное место, занять удобную позу, можно прислониться к стене, закрыть глаза, дать уму отдых и сидеть так минут сорок молча, только прислушиваясь к себе. Энергия будет наполнять вас все больше и больше, особенно, если практиковаться каждый день и в одно и то же время. Просто сидеть и молчать . Попробуйте. На первый взгляд кажется всё так просто, но в этой практике заключена великая сила ! Вас будет наполнять свежесть и жизнь будет входить в вас, а не рассеиваться в пустоту.

Випассанаили випашьяна (, vipayana) с санкскрита переводится как "медитация прозрения" . Это техника буддистской медитации, направленная на развитие человека. Випассана упоминается в суттах Палийского канонакак "випассана-бхавана", что означает "развитие видения-как-есть" . Сегодня "випассаной" называют методики медитации, которые преподавали Махаси Саядо и Сатья Нараян Гоенка, знаменитый учитель Випассаны.

Есть разные подходы к преподаванию Випассаны, — так техника по Гоенки не причисляет себя к буддийской традиции, другие же учителя преподают Випассану как часть буддизма. В тибетском буддизме медитация Випассана направлена на осознавание пустоты ума и мира. "Смотрите на реальность так, как она есть" , — говорил Гоенка.

Наши тело и разум связаны друг с другом и когда мы теряем равновесие, начинаем раздражаться, например, то и тело реагирует повышением давления, учащением пульса. Контролируя своё тело можно научиться контролировать свой ум. "Наш ум подобен дикому быку или слону в посудной лавке, — говорил Гоенка. — Он способен разрушить всё вокруг. Он настолько силён, что способен разрушить и нас самих" . Но ум можно "приручить". Контролируя своё сознание, человек начинает контролировать свою жизнь и подчинять обстоятельства себе, а не быть их рабом.

Техника Випассаны напрямую работает с телом. Благодаря Випассане вы также научитесь не поддаваться физической боли . Зачастую, физическая боль не настолько сильна, насколько усиливает её наш разум. Осваивая практику дыхания, вы научитесь осознавать процессы, происходящие в вашем теле.

Овладеть искусством управления своими чувствами, — возникало ли у вас когда-либо такое желание? Наблюдать свои ощущения и никак не реагировать на них, — это подвластно далеко не каждому, особенно, когда ум привык все оценивать. Концентрация на дыхании, это уже первый шаг к управлению чувствами.

Как сидеть, практикуя Випассану? Есть ли определенная поза? Обязательно должна быть прямая спина и голову держите прямо. Если тело не тренировано, то можно прижать спину к стене, можно использовать подушки. И дышите, — ровно, спокойно. Наблюдайте за ощущениями в теле. Если необходимо сменить позу, делайте это без резких движений. Наблюдайте за ходом своего дыхания, на вдох и на выдох, на прохождение воздуха через ваше тело. Наблюдайте за своими ноздрями. Ваши мысли периодически будут уходить в сторону, вы будете чувствовать разные приходящие запахи, колебания воздуха. Просто отмечайте их и возвращайтесь к процессу дыхания . Следуйте за процессом дыхания. Отпустите мысли .

Тишина — это такая редкость сейчас и практика Випассаны позволяет прочувствовать её, насладиться тишиной, услышать тишину своего ума. Випассана позволяет встретиться с собой и, быть может, заново познакомиться, обрести мир и счастье.

Позвольте себе быть спокойной рекой и следуйте её течению. "Будьте счастливы!" — желает вам счастливый человек С.Н.Гоенка. Ощутите полноту жизни во всех её красках, практикуя Випассану.

Медитация Випассана - это практика десятидневной аскезы. Во время этой духовной практики люди в течение десяти дней молчат, медитируют и воздерживаются от животной пищи. Поговорим подробнее о смысле и методике Випассаны.

Официальная информация

Обучением Випассане занимается специальный центр духовных практик. Для всех желающих участие полностью бесплатное, все расходы по организации компенсируются добровольными пожертвованиями тех, кто уже проходит курс.

Что такое Випассана:

  • одна из древнейших техник медитации, которая сформировалась в Индии ещё две с половиной тысячи лет назад;
  • считается универсальным средством от всех несчастий и проблем человека;
  • буквальный перевод - «искусство видеть реальность в истинном свете».

Как научиться Випассане:

  • Существуют специальные курсы, которые длятся десять дней. В этот период каждый участник под руководством опытных инструкторов осваивают духовные практики в нужном для них объёме
  • Медитация доступна как новичкам, так и «опытным пользователям», никакой предварительной подготовки и обучения не нужно
  • Чтобы поучаствовать, нужно найти расписание курсов Випассаны, записаться на них и дождаться того дня, когда вы сможете приступить к обучению

Где учат Випассане:

  • В России обучением всех желающих занимается духовный центр Дхамма Дуллабха. Курсы проходят несколько раз в год
  • На официальном сайте центра вы можете найти ближайший к вам город, где проводится практика
  • Записываться желательно заранее, потому что свободные места очень быстро разбирают желающие
  • За границей также есть международные центры

Финансирование:

  • Обучение проводится на безвозмездной основе. Проживание и пропитание - за счёт организаторов
  • Каждый, кто уже прошел курсы Випассаны, может сделать пожертвование, строго на добровольной основе. За счёт этих дотаций и осуществляется финансирование
  • Ни Учителя, ни их помощники оплаты не получают, они безвозмездно тратят свое время и делятся знаниями с участниками

Стоит отметить, что по поводу Випассаны очень нелицеприятно высказываются скептики. Дескать, это секта, и от вас потом потребуют денег. На самом деле всё совершенно не так. Если медитации, полное молчание и соблюдение аскезы окажутся тяжёлыми для вас, вы можете покинуть курсы в любой момент. А пожертвования участники делают исключительно добровольно.

Суть медитации

Прежде чем начинать заниматься духовными практиками, нужно понять, для чего вам это нужно, какого результата вы хотите добиться.

Суть, особенности и польза Випассаны заключаются в следующем:

  • Выучитесь видеть внутреннюю природу предметов, вещей, явлений, принимать их такими, какие они есть
  • Практикуете наблюдение за самим собой, что помогает осознать и принять свое внутренне «я», развить личность и обрести свободу мышления
  • Начинаете осознавать взаимосвязь между своим разумом, чувствами и физической оболочкой
  • Благодаря полной тишине и уединению вы можете полностью сфокусироваться на своих ощущениях и мыслях, достичь некого просветления и душевного равновесия

Считается, что Випассана - это настоящее путешествие по своему ментальному телу, полное осознание собственных потребностей, от низших к высшим. В результате достигается равновесие между умом и телом, вы наполняетесь любовью и состраданием к окружающим и миру в целом, получаете массу энергии и успокаиваете сознание.

Счастье и гармония - вот цель медитации Випассаны, в первую очередь.

А теперь поговорим о техниках, которые наиболее часто практикуют участники курсов:

  1. Первая техника - осознание. Оно заключается в следующем: в каждый момент своей жизни вы четко понимаете, что здесь и сейчас происходит с вашим телом и разумом. Учитесь задумываться над каждым движением и производить его осознанно. То же касается и работы мозга - вы тренируете контроль над мыслями
  2. Вторая техника - осознание дыхания. Вы учитесь дышать осознанно, следить за движениями живота во время выдохов и вдохов. Это помогает достичь медитативного состояния, полностью освободиться от эмоций и мыслей

Если у вас нет возможности посетить специальные курсы, вы можете попробовать практиковать медитацию Випассана самостоятельно. Эффект будет не настолько сильный, как после работы под руководством опытного Учителя, но некоторых результатов достичь можно.

Чтобы добиться хороших результатов, соблюдайте следующие рекомендации:

  • Выделите для медитации ровно 60 минут свободного времени. Делать это необходимо каждый день, без выходных и практиков. Чем регулярнее вы будете заниматься, чем меньше станете делать пропусков, тем скорее достигнете цели
  • Воздержитесь от сеанса медитации за час до отхода ко сну, также не следует выполнять практики на полный желудок
  • Обеспечьте себе удобное место, в котором медитировать вам будет максимально удобно и комфортно
  • Выберите комфортную позу, в которой вы сможете расслабиться и полностью сконцентрироваться на своих ощущениях. Глаза нужно держать закрытыми, а спину - ровной и прямой. Идеальная позиция - поза лотоса. Но если у вас плохая растяжка, в ней вы быстро устанете, поэтому можете медитировать просто сидя

В принципе, это всё, что требуется для сеанса медитации. Для удобства вы можете подложить под себя подушки или установить подставку для ног, чтобы обеспечить максимальный комфорт во время практики.

Важно понимать, что быстро результатов ждать не стоит. Духовное саморазвитие - это то, чем нужно заниматься упорно, постоянно и регулярно. Поэтому наберитесь терпения и практикуйтесь каждый день.

Термин випассана, или випашьяна дословно переводится как «медитация прозрения». Это «видение как есть» или «высшее видение». Випассаной именуют один из курсов развития личности с помощью буддийской медитации, а также отдельные техники такой медитации. Люди, занимающиеся развитием «видения как есть», приходят , неудовлетворительности и безличности опыта. Таким образом, данная практика приводит человека к отказу от аутентификации с элементами опыта и, как следствие, устраняет саму причину психологического, а следом и физического страдания.

Буддийская медитация випассана – релаксация Будды и его учеников

Випассана - это уникальная медитационная техника. Она делает людей, ибо випассана - это сама суть правильного видения окружающего мира и себя в нем. К этому ничего нельзя добавить, но и выбросить ничего нельзя. Во всех остальных многочисленных медитационных техниках випассана присутствует незримо, как душа.

Лучшая медитация випассана настолько проста, что выполнить ее может человек, совершенно неподготовленный, и даже ребенок. Скажу более того, маленьким детям эта техника удается даже лучше, чем взрослым людям, потому что малыш чист и невинен, и его сознание не заполнено, не захвачено ложными установками ума.

Релаксацию Випассану можно выполнять несколькими способами. Выбирайте для себя тот, который подходит вам лучше всего.

Два способа медитация випассана – выбор лучшей техники

Первый способ простой техники медитации випассана состоит в полном осознавании своих действий, своего тела и ума. Так, гуляя в городском парке, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, поворачивая голову, всматриваясь во что-то, делайте это с осознаванием, точно зная, что и для чего вы делаете. Огромное количество людей живут совершенно бессознательно, проходя сквозь годы своей жизни, подобно механическому устройству.

Будьте чутки к движениям, ощущениям и переживаниям своего тела. Когда вы едите, будьте внимательны к движениям, необходимым для еды, к вкусу пищи, ее температуре и качеству. Принимая душ, будьте бдительны к теплу и прохладе, к льющейся на вас воде, и к радости, которую вы испытываете, очищая свое тело и ауру от физических и . Если с вами пребывает сильная медитация випассана, ваши дни уже не проходят в бессознательном состоянии.

Все это можно сказать не только о теле, но и относительно ума. Какая бы мысль ни рождалась в глубинах вашего ума, ни скользила в потоках сознания, ни пробегала по его экрану, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни затрагивала вашего сердца, оставайтесь созерцателем. Не вовлекайтесь в токи сознания и эмоциональных водоворотов, не отождествляйте себя с происходящим, не переживайте и не давайте оценок, ибо оценки не являются частью вашей домашней медитации випассана . Вторым способом является осознавание дыхания.

Онлайн медитация випассана – техника осознания дыхания

Научите себя осознаванию дыхания. Этот способ випассаны заключается в осознании своего живота, его подъема и опускания при дыхании. Когда при дыхании живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается ваша жизненная энергия. Эта сильная медитация випассана представляет собой

Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», - одна из древнейших техник медитации , зародившихся в Индии. Она была заново открыта Готамой Буддой более 2500 лет назад и преподавалась им как универсальное лекарство от болезней, общих для всех - как Искусство жить.

Эта несектантская техника имеет целью полное искоренение загрязнений ума и, как результат, высшее счастье - полное освобождение. Ее задача - избавление людей от страданий. Не просто лечение болезней, а настоящее исцеление, результат обращения к сути проблем.

Випассана - это способ трансформации личности через самонаблюдение. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, переживаемой на личном опыте путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, из которых состоит жизнь тела, постоянно взаимодействующих с умом и обуславливающих его состояние. Именно это основанное на наблюдении самоисследование, путешествие к общим истокам ума и тела, устраняет ментальные загрязнения. Результат - уравновешенный ум, полный любви и сострадания.

Человеку становятся понятными научные законы, управляющие его мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту приходит понимание природы развития и деградации человека, механизмов умножения страданий и освобождения от них. Человек становится более осознанным, избавляется от заблуждений, обретает покой и умение владеть собой.

Випассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.

Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.

Три способа выполнения випассаны

Випассану можно выполнять тремя способами — вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.

Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца . Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство… вы на утренней прогулке — вы можете гулять, не осознавая своих ног.

Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости — просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.

То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем — не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.

Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете — опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны — это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.

При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот — поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того, как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.

Третий способ: заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело . Ощущайте его в этой точке — в полярной животу точке — ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу… входит внутрь, выходит наружу.

Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.

Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.

Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» — для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.

Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво — потому что преобладающий в мире идеал большого живота очень стар; и, тем не менее, дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.

Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом… вы были в Японии!

Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму… а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит — наблюдайте, дыхание выходит — наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.

Запомните: то, что проще, — правильнее.

Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, — ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.

Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент — величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.

Оно придет… оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.

Старый человек умер, пришел новый.

Как правильно сидеть, выполняя випассану

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.

Главное во время сидения — наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.

Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!

Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой — осознавание ног, касающихся земли.

Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.

Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

Вопросы и ответы

Почему возникает желание поехать на випассану?

Один из моментов, связанных с личным развитием, заключается в том, что на випассане вы столкнётесь со своими проблемами, с теми, на которые упрямо старались закрывать глаза. Возможность посмотреть на себя со стороны помогает уйти от определенных иллюзий.

Но не это является основным аспектом практики. Часто люди не могут поверить (на внутреннем уровне), что не первый раз живут на этой планете. И что вообще не первый раз живут.

Но желание поучаствовать в випассане появляется не просто так. Вас так или иначе тянуло и тянет к вещам, связанным с практикой, связанным с духовным развитием. И эта тяга образовалась не на пустом месте. Почему-то ваших сверстников интересовали абсолютно другие вещи. А для Вас - именно практика являлось маяком в этом туманном мире.

Ваша задача через погружение внутрь соприкоснуться с вашей глубинной сутью, с воспоминаниями собственных прошлых жизней. «Погружение» может помочь вам вспомнить себя, когда вы были практиком, вспомнить, что вы не одну жизнь стоите на этом пути.

Почему так важно получить тонкий опыт?

Одна из целей випассаны — получение тонкого опыта, например опыта вспоминания прошлых жизней. Почему это так важно? Все, о чем вы сейчас думаете и даже то, что вы сейчас делаете, вы забудете через несколько лет или даже раньше.

Окиньте взглядом свою жизнь. И честно ответьте на вопрос: что вы помните из того, что происходило пять, семь, десять лет назад? Скорее всего, практически ничего.

Если у вас получится выйти на уровень тонких опытов, то есть на тот уровень существования, который не связан с жизнью этого конкретного тела, на более глубинный уровень, то вы будете помнить это всю жизнь. И в пятьдесят, и в семьдесят лет, и в сто, если вы до них доживёте, вы будете помнить этот опыт. И это крайне важно.

Этот опыт поможет вам определяться с вашими жизненными целями, делать правильный выбор, находить мотивацию развиваться дальше, когда будет тяжело.

Как найти цель своей жизни?

Ваша цель в йоге станет большой, когда вы поймёте, что ваш путь в йоге не связан только с этой жизнью. Вы накапливаете опыт на протяжении тысячи и тысячи жизней. Випассана даёт возможность увидеть некую перспективу своих воплощений, и тогда вам станет проще ориентироваться и в этой, текущей жизни. Вы поймёте, что некоторые из тех целей, которые вы преследовали, и которые казались вам важными, на самом деле не столь значимы. А другие - те, что вы считали второстепенными, окажутся тем самым, ради чего вы сюда пришли.

Как оставить своих близких на целых десять дней?

Решаясь поехать на випассану, многие переживают за своих родных, близких. Ведь нужно оставить их на целых десять дней, и не будет даже возможности позвонить.

Поверьте, лучшее, что вы можете сделать для своих близких - это разобраться со своей кармой, потому что пока у человека есть негативная карма - он будет приносить страдания окружающему миру, и, в первую очередь, тем, кто находится рядом.

Если вы разберётесь со своими энергиями, со своими проблемами — это будет благословение для ваших близких, вы снимите с них ту кармическую нагрузку, которую сами же и создавали. Пусть возможность помочь тем, кто вам дорог, станет на випассане одним из мотивов, который поможет вам практиковать.

За счёт чего на випассане успокаивается ум?

Практика погружения основывается в первую очередь на том, чтобы убрать лишние раздражители. Все вещи, которые могут вас беспокоить или возбуждать, для этого мероприятия неприемлемы. Пять-десять минут каких-нибудь «вольностей» (например, просмотр нескольких страничек в социальных сетях) перечеркнут усилия нескольких часов, а то и дней. Вам придётся заново карабкаться вверх.

Вообще, все гаджеты лучше спрятать куда-нибудь подальше или перевести в режим самолета. Для чтения возьмите с собой «бумажные» книги, а для определения времени - часы. Они гораздо меньше будут отвлекать ваше внимание. Лучше настроиться на то, что в течение «Погружения» вы будете проживать максимально равномерную и однотонную жизнь, без всплесков.

Как относиться к методикам, предлагаемым на «Погружении в тишину»?

Лучше выполнять практику именно так, как рекомендует преподаватель, даже если вы знаете другие, более мощные и, на ваш взгляд, эффективные техники.

Можно закончить полные одиннадцать классов школы, а можно закончить одиннадцать первых классов, каждый раз убегая в новую школу, заканчивая снова и снова лишь первый.

В течение десяти дней у вас есть возможность осваивать определённую методику. Подойдет она вам или не понравится, даст плоды или нет - выводы об этом можно будет сделать лишь по окончании десяти дней, и при условии, что вы приложили усилия к освоению именно этой практики.

Собираясь на випассану, подумайте о том, что вы сами сейчас выбрали для себя именно технику «Погружение в тишину». Перечислите те доводы, основываясь на которых вы это сделали. Это поможет вам делать именно то, что говорит преподаватель.

Почему важно сидеть с прямой спиной?

Для нескольких первых випассан важная задача научиться сидеть с прямой спиной и погружаться внутрь, отключая те мысли, которые есть. Эти два аспекта тесно связаны между собой.

Прямая спина - это залог вашего прогресса в практике. Не сутультесь, у вас очень быстро начнёт ломить под лопатками. Пробуйте раскрывать плечи и опускать их слегка вниз.

Обращайте внимание на угол наклона корпуса - если вы будете наклоняться сильно вперёд, вас будет сильно клонить в сон, если отклонитесь назад, возникнет внутреннее возбуждение, будете погружаться в свои мысли, спокойствие не будет достигнуто.

Попробуйте найти вариант, когда макушка находится ровно над седалищными костями. Поначалу, когда тазобедренные суставы ещё не раскрыты, не стесняйтесь подкладывать пропсы, подушки. Гораздо важнее погрузиться в практику, аскезы проявятся самостоятельно, придут в должной мере.

Зачем нужно молчать?

Есть такое понятие, как тапас речи. Когда вы применяете к себе аскезу на уровне речи, ваша речь становится значимой и важной. Те, кто пробовал молчать какой-то период, замечают такой эффект: они начинают кому-то что-то рассказывать, а их слушают.

После окончания випассаны, люди, только что закончившие десятидневную практику, порой начинают сразу очень много болтать. Но когда они пережили этот этап, и им уже не хочется выболтать, всё, что они накопили, начинается следующий. К ним начинают приходить люди и задавать много вопросов.

Тапас речи даёт очень красивую и мелодичную речь. И это можно развивать. Если вы будете прикладывать усилия и брать на себя аскезу речи, вас будут просто слушать.

Прослушать аудиозапись с первого дня медитации vipassana

Сейчас стали популярны «обрезанные» системы хатха-йоги типа «фит-йоги», «йога-фитнесса» и т.п. Их внедрение оправдывают тем, что, мол, хатха-йога — это сильно сложно и громоздко — со всеми там очистительными практиками, ямами, ниямами… Мы, дескать, возьмем упражнения для здоровья и профилактики, а остальное нам ни к чему. Причем упражнения «берут» инструктора фитнеса, аэробики и прочих подобных дисциплин, под натиском наступающей со стороны Голливуда йоги несколько сдавших свои позиции в перечнях услуг модных фитнес-центров и клубов.

Следующим обязательным "гимнастическим" элементом, который должен присутствовать в любой тренировочной программе является, так называемая, скрутка. Стоит отметить, что помимо общеразвивающего эффекта, это упражнение обладает и хорошим терапевтическим потенциалом.

Асана нормализует циркуляцию крови в тазобедренных суставах и устраняет незначительные деформации в области таза и бедер. Она также избавляет от жесткости в крестцово-подвздошных сочленениях.

Как утверждал Будда, причина страданий человека кроется в привязанности к телу и уму. Людям нравится смотреть на приятные вещи, в то время как неприятное зрелище вызывает отвращение, однако и в том и в другом случае это иллюзия, вызванная оценочными суждениями ума. То же самое касается всех остальных органов чувств – какие-то вещи вызывают негативные эмоции, какие-то – позитивные. Казалось бы – избегай всего неприятного, стремись к тому, что доставляет удовольствие, и обретешь счастье. Однако все не так просто. Следуя учению Будды, счастье такая же причина страданий, как и несчастье. Получив страстно желаемое, человек начинает опасаться потери того, что далось с таким трудом – он уже не в состоянии наслаждаться своим достижением в полной мере.

Через некоторое время, обретенное постепенно начинает терять свою ценность в глазах человека – вещи надоедают, отношения теряют свою остроту, ощущения притупляются. Ум начинает искать новых впечатлений и все начинается сначала – желание, стремление, достижение, страх потери или разочарование.

Как же остановить этот вечный бег по кругу?

Випассана – реальность как она есть

Обычный человек ежесекундно культивирует умственное отношение к окружающей действительности, его ум постоянно занят диалогом с самим собой, построением различных мысленных конструкций, воспоминаниями о прошлом и размышлениями о будущем.

Если внимательно понаблюдать за собственным умом, можно ясно увидеть, что мысли и чувства являются нашим собственным творением, за которое мы несем полную ответственность. Обращая внимание на постоянное изменение собственных чувств, можно научиться воздерживаться от эмоциональных реакций. Оскорбленный ум порождает оскорбленные чувства, которые раздражают и тревожат. Наблюдение за собственными мыслями позволяет избежать негатива.

Буддизм, как и некоторые другие учения, утверждает, что человек это не тело, не эмоции и даже не ум, а нечто большее. Различные медитативные практики направлены как раз на поиски истинной сути.

Випассана пожалуй самый распространенный в буддийской традиции вид медитации. Можно сказать, что это суть учения Будды. Сатипаттана-сутту (Гимн пробуждения сознания) можно назвать инструкцией по практике випассаны, оставленной Буддой для ищущих освобождения.

Практика випассаны

Будда говорил своим монахам, что они должны пойти в уединенное место, сесть и практиковать четыре типа внимательности, которые помогут развитию осознанности:

  • кайанупассана (постоянное наблюдение за телом);
  • ведананупассана (постоянное наблюдение за ощущениями);
  • читтанупассана (постоянное наблюдение за умом);
  • дхамманупассана (постоянное наблюдение за содержанием ума).

Кайянупассана — медитация на теле. Она включает в себя наблюдение за дыханием (анапана-сати). Осознанные вдохи, выдохи и их соединение – суть этого метода. Наблюдая за дыханием, подъемом и опаданием живота, ум перестает блуждать в мысленных дебрях, концентрируясь на ощущениях. Однако не следует погружаться в дыхание – чрезмерная концентрация на какой-либо части тела приводит к тому, что ум перестает осознавать. Блуждание ума прекращается, мысли успокаивается, но и только – истинную мудрость таким способом не обрести.

Веданупассана — осознанность чувств. В этой технике следует концентрироваться на таких чувствах, как желание и отвращение, приятных и неприятных. Помня о чувствах, наблюдая их, можно понять, что они не являются чем-то постоянным. Эта идея непостоянства «опрокидывает три нездоровых корня» — жадность, заблуждение и отвращение, что в свою очередь, приводит к мудрости.

По своей природе чувства можно разделить на пять видов:

  • физически приятное чувство;
  • физически неприятное чувство;
  • психически приятное чувство;
  • психически неприятное чувство;
  • сбалансированное или нейтральное.

Непрерывно и отстраненно наблюдая за своими чувствами, дистанцируясь от них, человек учится отделять себя от своих эмоций. Прежде чем бурно отреагировать на оскорбление или обиду, следует дать себе маленькую паузу, спросив себя – почему я так реагирую? Что именно вызывает такой негатив? Как правило, после этого негативная реакция не возникнет или будет не такой бурной.

Читтанупассана — осознание разума. Здесь предлагается сосредоточиться на различных функциях разума: пробуждении желаний, их растворении; пробуждении гнева, его действии и т.д. Таким образом, сдерживаются потоки мыслей возникающие в уме. Это можно сравнить с контролем над изменениями ума, которому учит йога Патанджали.

Наблюдая за своими мыслями и отделяя их от себя, человек учится понимать, что он не эти мысли и не разум их порождающий. В начале практики отрицательные мысли меняются на положительные. Впоследствии следует освободить свой разум и от них тоже. Истинная цель — освободиться от каких-либо привязанностей вообще, неважно ненависть это или любовь. Поначалу существует постоянный наблюдатель за процессом, но с упорной практикой даже этот очевидный наблюдатель исчезает.

Дхамманупассана — осознанность умственных объектов. На этой заключительной стадии випассаны следует концентрироваться на пяти умственных препятствиях (лени, гневе, сомнении, похоти, жадности); пяти совокупностях цепляния ума (формирование форм, самих формах, их восприятии, возникновении чувства, как следствия, и умственной реакции на них); шести внутренних основаниях чувств (корнях глаз, ушей, носа, кожи, языка и ума); и, наконец, одним положительным элементом является созерцание семи факторов просветления.

Это приводит к истинной мудрости и достижению освобождения от экзистенциальных страданий. Такова схема випассаны-бхавана – «видения как есть».

Випассана Гоенки

В современном мире обычному человеку трудно по примеру учеников Будды бросить все, пойти и сесть практиковать. Да и уединенное место в наше время найти не так легко, особенно тем, кто живет в мегаполисе. Именно с учетом современных реалий в 70-х годах ХХ века Шри Сатья Нараян Гоенка создал собственную версию випассаны.

Для достижения ощутимых результатов желающим рекомендуется пройти 10-дневный ретрит в специальных медитационных центрах. Фиксированная плата за обучение и проживание в таких центрах не взимается, они функционируют за счет добровольных пожертвований, которые каждый практикующий вносит по окончании ретрита. Техника медитации, которая преподается на таких курсах, хотя и восходит к буддийской традиции, не требует смены религиозных убеждений. Гоенка утверждал, что Будда не учил сектантской религии, а учил Дхамме – пути освобождения, который является универсальным.

Участникам, практикующим методику випассаны Гоенки в медитационных центрах, предлагается воздерживаться от любых других религиозных или медитативных практик на протяжении всего курса. По приезду следует отключить или сдать мобильные телефоны и по возможности избегать контактов с окружающими. Запрещается читать и слушать музыку. Несмотря на то, что обычно участников курса селят по нескольку человек в комнате, организаторы настоятельно рекомендуют не вступать в разговоры между собой. Важным условием получения результата от практики является соблюдение молчания в течение всех 10 дней. Почти все свободное время посвящается медитациям – как групповым в общем зале, так и уединенным. Часть времени уделяется лекциям и объяснениям что именно и как делать.

Во время такого курса, ум, лишенный притока внешних впечатлений поначалу пытается концентрироваться на внутренних ощущениях и переживаниях, однако интенсивная медитативная практика не дает ему такой возможности.