Нужно ли делать прививки детям? Вакцины химического происхождения.

Риск возникновения эпидемий опасных болезней сейчас неизмеримо ниже, чем каких-то несколько десятилетий назад, и как раз во многом благодаря прививкам. Однако столкнуться с болезнетворным микроорганизмом по-прежнему можно где угодно. Например, вы можете заразиться воздушно-капельным путем от инфицированного -иностранца, посетившего ваш город. Или привезти домой вирус с зарубежного курорта. В результате от вас заразится и заболеет ваш ребенок. А вот если он получит необходимые прививки в младенчестве, этого почти наверняка не случится.

Есть множество других способов, когда непривитые дети могут подхватить болезнетворный микроорганизм. Например, при контакте с больным туберкулезом. Или играя в песочнице, куда забегают бродячие и . Сделав прививки своему малышу, вы убережете его от этой опасности.

Наконец, особенно важно уберечь от болезней в самом уязвимом возрасте – до 1 месяца, когда их иммунитет еще только формируется. И вот тут роль прививок трудно переоценить. Если даже ребенок заболеет, прививка заметно смягчит протекание болезни.

Некоторые уверены, будто младенец, находящийся на , почти никогда не болеет. Но это неверно.

Хотя иммунитет у грудничка действительно крепче, чем у ребенка, питающегося искусственными смесями.

Аргументы против прививок

Наконец, по данным медицинской статистики, многие люди, заболевшие дифтерией в 90-х годах, были раньше привиты от этой болезни, причем неоднократно. Но прививки не уберегли их от заболевания.

Поэтому, решая, прививать ли малыша, родители должны хорошенько подумать и взвесить все аргументы за и против прививок.

Спор о том, нужно ли ребенку делать прививки или написать отказ, ведется в социальных сетях не первый год. Количество выступающих за вакцинацию примерно равно количеству тех, кто выступает против.

Врачи настоятельно рекомендуют прививать ребенка, начиная с . Именно здесь в первые 12 часов жизни делают прививку против вирусного гепатита B, младенца прививают от туберкулеза. Далее, в соответствии с национальным календарем иммунизации ребенка ожидает вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи и эпидемического паротита.

Перед каждым введением вакцины родители должны подписать соответствующий документ, разрешающий или запрещающий выполнение прививки. Врачи предупреждают о том, что минимальная вероятность возникновения осложнений все же существует, равно как и существует возможность заболеть непривитому ребенку, однако, право окончательного решения педиатры оставляют за родителями.

Прививки и образовательные учреждения

Родителям, отказавшимся , следует помнить о том, что им придется столкнуться с проблемами при поступлении в детский сад, а впоследствии, и в школу.
В и школу родители обязаны предоставить медицинскую карту установленной формы, подписанную главврачом детской поликлиники. Главная проблема заключается в том, что государственные и муниципальные детсады принимают карту исключительно районных поликлиник, отказываясь от карт, выданных в клиниках коммерческих. В случае, если ребенок с рождения был только прикреплен к медицинскому учреждению по месту жительства, а наблюдение осуществлялось врачами в коммерческом центре, то придется не один раз посетить кабинет главврача, чтобы, руководствуясь своими законными правами родителя, получить-таки вожделенную подпись. Минимизировать проблемы поможет знание федерального закона № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Отсутствие прививок - причина запретов

Помимо разногласий с детским садом и школой проблемы могут возникнуть и при выезде за рубеж. Отсутствие необходимых прививок может стать причиной запрета на въезд в ряд стран. Кроме того, отказ также влечет за собой ограничение в выборе будущей профессии, поскольку при приеме на работу может потребоваться обязательная вакцинация. В любом случае окончательное решение о необходимости прививок принимают родители. В случае отказа от вакцинации необходимо документально это подтвердить. Прежде, чем подписать отказ, стоит ознакомиться с его последствиями и возможными осложнениями.

Бесконечный спор

В споре между противостоящими сторонами вакцинации должен победить разум. Отложить первую прививку можно до шестилетнего возраста ребенка, к моменту созревания иммунной системы. Прививки делать строго по показаниям.


Перед проведением вакцинации необходимо выявить отсутствие тех или иных антител, и только в этом случае делать прививку.
Перед вакцинацией в обязательном порядке сделать иммунологический анализ крови на состав антител. Ни в коем случае не

Делать ли прививки ребенку (За и против)

Спасибо

Сегодня многие родители размышляют над вопросом: "Стоит ли делать прививки ребенку?". В обществе развернулась широкая и весьма оживленная дискуссия на эту тему. Отчетливо можно выделить две группы людей, высказывающих совершенно противоположное мнение и отстаивающих его весьма агрессивно, с применением различных аргументов, которые чаще всего являются факторами эмоционального воздействия на аудиторию.

Делать ли прививки ребенку?

Итак, на сегодняшний день в нашем обществе имеется группа людей, которые считают, что прививки для ребенка есть абсолютное зло, они приносят только вред и никакой пользы - поэтому, соответственно, совершенно не нужно их делать. В противоположность ей существует другая группа, которая доказывает не просто обоснованность прививок, а необходимость обязательно выполнять сроки их постановки соответственно календарю. Как видно, обе эти группы занимают крайние позиции, можно сказать радикальные. Однако очевидна неправота и тех, и других, поскольку всегда есть множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения, вследствие чего нельзя найти одно единственное простое решение для сложной проблемы.

Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории. С другой стороны нельзя унифицировать всех людей, и подходить к ним с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален. Именно из-за наличия большого количества индивидуальных особенностей у каждого ребенка нельзя считать календарь прививок единственно правильной инструкцией, обязательной для исполнения в неизменном виде. Ведь каждая вакцина имеет показания и противопоказания, а также инструкции по ее применению. Поэтому следует учитывать все особенности ребенка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный конкретный момент, то необходимо сдвинуть календарь и проводить вакцинацию, соблюдая врачебный принцип "Не навреди". Не произойдет ничего страшного, если ребенок получит необходимые вакцины чуть позже, чем его сверстники.

Перейдем к позиции противников прививок, которые видят в них абсолютное зло, выдуманное специально для них. Основной аргумент этой группы людей – вредное воздействие прививок на развитие ребенка, как физическое, так и умственное. К сожалению вакцинация, как и любая манипуляция, чревата возможными осложнениями, которые встречаются в реальности довольно редко. Но противники прививок утверждают, что практически любые болезни ребенка связаны именно с вакцинами. Увы, это не так. Человеческий организм не настолько просто устроен. Но человек склонен искать наиболее простое решение проблем, поэтому, когда у ребенка возникает какое-либо заболевание, то гораздо проще посчитать виновником всех бед прививку, чем долго, тщательно и скрупулезно разбираться в явлении, и выяснять истинную причину.

Обычно противники прививок используют целый ряд аргументов, которыми стараются оказать максимально сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, необходимо полностью взять под контроль эмоции и руководствоваться только разумом, поскольку сердце здесь плохой советчик. Безусловно, когда родителям скажут, что после прививки ребенок может остаться "дурачком" на всю жизнь, или серьезно заболеть, и приводят некие факты из историй болезни, любой взрослый человек будет впечатлён. Его эмоции будут очень сильными. Как правило, имеет место передергивание и подача информации в максимально негативном ключе, без тщательного выяснения истинных причин произошедшей трагедии.

После таких сильных эмоциональных потрясений многие люди подумают: "Действительно, зачем эти прививки, когда от них такие осложнения!". Такое решение под воздействием сильных сиюминутных эмоций неверно, поскольку никто не гарантирует, что непривитый ребенок не заразится оспой или дифтерией , которые станут для него смертельными. Другой вопрос, что необходимо учесть все аспекты состояния ребенка и поставить прививку тогда, когда малыш готов ее перенести без осложнений.

Именно поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными аргументами противников прививок, и с научными объяснениями феномена иммунитета , чтобы ваши решения были разумными и взвешенными, основанными на рассуждениях, а не на слепых утверждениях. Ниже приводим аргументы противников прививок под заголовком "против", и объяснения ученых и врачей по каждому утверждению под заголовком "за".

Прививки детям – за и против

Против. Противники прививок утверждают, что многие люди имеют собственный иммунитет против инфекций, который полностью разрушается после вакцинации.

За. В первую очередь разберемся в понятиях. В этом утверждении слово "иммунитет" используется, как синоним невосприимчивости к заболеваниям. Имеет место путаница понятий "невосприимчивость к заболеваниям" и "иммунитет", которые у многих людей являются синонимами, что неверно. Иммунитет – это совокупность всех клеток, реакций и систем организма, которые осуществляют выявление и уничтожение патогенных микробов, чужеродных и раковых клеток. А невосприимчивость к заболеваниям – это наличие устойчивости к определенному возбудителю инфекции.

Конечно, человек рождается с иммунитетом, в том смысле, что у него есть клетки и реакции, обеспечивающие уничтожение микробов. Однако невосприимчивости к тяжелым и заразным инфекциям нет ни у одного новорожденного . Такая невосприимчивость к определенной инфекции может сформироваться только после того, как человек переболеет ей и выздоровеет, или после введения вакцины. Рассмотрим, как это происходит.

Когда в организм человека попадает патогенный микроб–возбудитель инфекции, он заболевает. В это время специальные клетки иммунной системы, называемые В–лимфоцитами , приближаются к микробу и выясняют его "слабые места", условно говоря. После такого знакомства В-лимфоциты начинают размножаться, а затем активно синтезируют особые белки, называемые иммуноглобулинами, или антителами. Данные антитела вступают во взаимодействие с инфекционным микроорганизмом, уничтожая его.

Проблема в том, что для каждого микроба–возбудителя нужны свои особенные антитела. Иными словами, антитела, выработанные против кори , не смогут уничтожить краснуху и т.д. После перенесенной инфекции в организме человека остается немного антител к возбудителю, которые переходят в неактивное состояние и называются клетками памяти. Именно эти клетки памяти обуславливают невосприимчивость к инфекции в дальнейшем. Механизм невосприимчивости таков: если микроб попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудитель, не дав ему вызвать инфекционный процесс. Если же антител нет, то процесс их выработки занимает некоторое время, которого может просто не хватить в случае серьезной инфекции, и в результате человек умрет.

Вакцина же позволяет организму сформировать такие клетки памяти против опасных инфекций, не болея ими. Для этого в организм вводятся ослабленные микробы, не способные вызвать инфекцию, но достаточные для того, чтобы В–лимфоциты отреагировали и смогли синтезировать клетки памяти, которые обеспечат невосприимчивость к данной патологии на определенный срок.

Против. У ребенка есть мощный иммунитет, поэтому здоровые от рождения дети легко смогут вынести любую инфекцию, даже в период эпидемии.

За. Нет таких мощнейших защитных сил у организма, которые позволят ему быть полностью устойчивым к инфекциям, а при условии заболевания успешно ее перенести и выздороветь. Даже у взрослого человека нет таких сил. Классический пример – это грипп , который бывает ежегодно. Причем вы можете быть абсолютно здоровы, но в эпидемию гриппа способны заболеть, да так, что неделю не сможете пошевелиться. Есть люди, которые болеют время от времени, а есть и переносящие грипп каждый год. В данном примере речь идет о гриппе - относительно безопасной инфекции, которая, однако, каждый год уносит жизни почти 25 000 человек в России. А подумайте о гораздо более тяжелых и невероятно заразных инфекциях, таких как коклюш , дифтерия, чума , оспа и т.д.

Против. Ребенок имеет еще не полностью развитую иммунную систему, а прививки вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают становление правильных механизмов защиты от болезней. Поэтому нельзя ставить прививки до тех пор, пока иммунная система полностью не сформируется.

За. Действительно, иммунная система ребенка при рождении не является полностью зрелой, но она разделена на два важнейших звена, которые не следует смешивать. Итак, выделяют специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка не сформированы полностью только механизмы неспецифического иммунитета, которые отвечают за уничтожение болезнетворных микробов на слизистых оболочках, в кишечнике и т.д. Именно недостатком неспецифического иммунитета объясняются частые простуды ребенка, его склонность к кишечным инфекциям , длительные остаточные явления в виде кашля , насморка и др.

Неспецифический иммунитет защищает наш организм от условно-патогенных микробов, постоянно находящихся на коже и слизистых оболочках. Условно-патогенные микробы – это такие микроорганизмы, которые в норме присутствуют в составе микрофлоры человека, но не вызывают заболеваний. Когда же снижается неспецифический иммунитет, то условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать вполне серьезную инфекцию. Именно этот феномен наблюдается у больных СПИДом, неспецифический иммунитет которых практически не функционирует, и они заражаются самыми безобидными микробами, живущими в норме на коже и слизистых человека. Но неспецифический иммунитет не имеет никакого отношения к процессу защиты организма от тяжелых инфекций, вызываемых заразными микробами.

Специфический же иммунитет – это по сути и есть процесс образования антител В–лимфоцитами, который не имеет никакого отношения к механизмам неспецифической защиты. Специфический иммунитет направлен на уничтожение серьезных, заразных микробов, а неспецифический необходим для того, чтобы мы не заболевали постоянно из-за наличия кишечной палочки в кишечнике или стафилококка на коже. А дети рождаются с недостаточно развитым неспецифическим иммунитетом, но с прекрасно подготовленным специфическим, который полностью сформирован и только ждет, образно говоря, "боевую задачу".

Прививка – это действие, которое необходимо для активации именно специфического иммунитета. Поэтому вакцинация никоим образом не нарушает процессов созревания, формирования и становления механизмов неспецифической защиты. Это как бы два процесса, которые протекают параллельными путями. К тому же прививки вызывают активацию только одного звена иммунитета, в ходе действий которого вырабатывают антитела против одной конкретной инфекции. Поэтому никак нельзя говорить о том, что прививка представляет собой этакий бульдозер, уничтожающий весь слабый детский иммунитет. Вакцина оказывает прицельное и точечное воздействие.

Полезно знать, что способность синтезировать антитела развивается у ребенка еще в утробе матери, а вот неспецифический иммунитет окончательно формируется только к 5 – 7 годам. Поэтому для ребенка более опасны условно-патогенные микробы с кожи матери или отца, чем прививки. Нормальная работа неспецифического иммунитета наблюдается у детей с 1.5 лет, поэтому, только начиная с этого возраста, вводятся вакцины, которые задействуют данные механизмы. К вакцинам, задействующим неспецифический иммунитет, относятся прививки против менингококка (менингита) и пневмококка (пневмонии).

Против. Если ребенок благополучно дожил до 5 лет, его иммунная система полностью сформировалась, то теперь ему точно не нужны никакие прививки - он и так здоров, и не заболеет.

За. В данном утверждении опять перепутаны специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка к 5 годам полностью формируется неспецифический иммунитет, но он защищает его от простых микроорганизмов, вроде кишечной палочки, стафилококка, живущего на коже, множества бактерий , в норме обитающих в полости рта и т.д. Но неспецифический иммунитет не способен защитить ребенка от серьезных инфекций, возбудители которых могут быть нейтрализованы только антителами, то есть специфическим иммунитетом.

Антитела не вырабатываются самостоятельно - они продуцируются только в результате встречи, так сказать личного знакомства В–лимфоцита и микроба. Иными словами, для формирования невосприимчивости к серьезным инфекциям необходимо познакомить организм с микробом – возбудителем. Чтобы сделать это, существует два варианта: первый – заболеть, и второй – сделать прививку. Только в первом случае ребенок заразится полноценными, сильными микробами, и кто победит в ходе такого "знакомства" - неизвестно, ведь, например, 7 из 10 заболевших дифтерией детей умирают. А когда вводится вакцина, она содержит или вовсе мертвые микробы–возбудители, или значительно ослабленные, которые не могут вызвать инфекции, но их попадание достаточно для того, чтобы иммунная система их распознала и выработала антитела. В ситуации с прививкой мы как бы подыгрываем иммунной системе, вводя заранее ослабленного противника, которого легко победить. В итоге получаем антитела и невосприимчивость к опасной инфекции.

Антитела не способны образоваться без встречи с микробом, ни при каких обстоятельствах! Таково свойство иммунной системы. Поэтому, если человек не имеет антител к какой-либо инфекции, то он способен заразиться и в 20, и в 30, и в 40, и в 50, и в 70 лет. А кто выиграет битву при заражении активным микробом, зависит от множества факторов. Конечно, иммунная система функционирует полноценно, уже развилась к пяти годам жизни ребенка, но как показывали исторические эпидемии инфекционных болезней, в двух случаях из трех выигрывает патогенный микроб. И только один из трех выживает и имеет в дальнейшем невосприимчивость к данной инфекции. Но человек не может передать эти механизмы по наследству, поэтому его дети родятся вновь вполне подверженными заражению опасным болезням. Например, взрослые в странах третьего мира, где не делают прививок, прекрасно заражаются и умирают от дифтерии, хотя их иммунитет полностью сформирован!

Против. Лучше переболеть детскими инфекциями будучи ребенком, чем взрослым, когда они переносятся крайне плохо и тяжело. Речь идет о кори, краснухе и свинке.

За. Безусловно, дети легче переносят эти инфекции, чем взрослые. Да и прививка от них не гарантирует пожизненного иммунитета, он действителен только 5 лет, после чего необходимо новь проводить вакцинацию. Однако "за" эти прививки говорят следующие факторы:

  • возможное бесплодие у мальчиков после свинки ;
  • высокая частота развития артритов после краснухи, перенесенной в детстве;
  • риск развития уродств плода при заболевании краснухой беременной женщиной в сроке до 8 недель.
Однако после прививки в детстве ее необходимо повторять. Поэтому, при условии плохого самочувствия ребенка или иных факторов, которые говорят за отказ от вакцинации, можно их учесть, и перенести профилактику данных инфекций на более поздний срок.

Против. Не нужно ставить АКДС в три месяца, когда в шесть лет делают АДС-М, которая содержит маленькую дозу частиц дифтерии. Пусть ребенок получит поменьше "гадости".

За. Вакцина АДС-М необходима именно в шесть лет при условии, что ребенок был привит АКДС в младенчестве , поскольку она одна - совершенно не эффективна. В этом случае вы не получите эффекта только от одной дозы АДС-М, поэтому можете совсем не делать эту прививку. Введение только АДС-М в шесть лет – бесполезный укол.
Если же ребенок по каким-либо причинам не имеет прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (АКДС) к шести годам, то его вакцинируют согласно следующему графику: 0 – 1 – 6 – 5. Это означает: первая вакцина – сейчас, вторая – через месяц, третья – через полгода, четвертая – через пять лет. При этом первые три вакцины вводят АКДС, и только четвертую, через пять лет – АДС-М.

Против. Фирмы-производители вакцин для прививок просто хотят заработать побольше денег, поэтому заставляют всех их ставить, несмотря на вред, последствия и осложнения.

За. Конечно, фармацевтические концерны не являются строго благотворительными организациями, но они и не должны ими быть. В свое время Луи Пастер придумал вакцину от оспы не для забавы и не потому, что очень хотел заработать денег, а всех остальных сделать умственно отсталыми идиотами. Как мы видим, прошло более ста лет, люди перестали умирать от оспы, и умственная отсталость не поразила ни Европу, ни Америку, ни Россию.

Фармацевтические концерны работают, они не занимаются разбойными набегами и воровством. Никто ведь не обвиняет производителей, скажем, хлеба или макарон, что они хотят всех сделать дураками и нажиться на людях, вынуждая покупать свою продукцию. Конечно, хлебозаводы и макаронные фабрики получают прибыль, но и люди могут приобрести продукты питания . Так же и с вакцинами – фармацевтические заводы получают прибыль, а люди - защиту от опасных инфекций.

К тому же очень большие деньги вкладываются в разработку новых вакцин, поиск лекарства от СПИДа и другие отрасли. Фармацевтические фирмы ежегодно выделяют множество доз вакцины бесплатно, для проведения компании прививок в странах третьего мира.

В конце концов, если звезды зажигаются - значит это кому-нибудь нужно! В России есть опыт отказа от массовой вакцинации – это эпидемия дифтерии, наблюдаемая в 1992 – 1996 годах. В тот период времени вакцины не закупались государством, малышей не прививали - вот и итог.

Против. Есть тысячи примеров, что дети, которым сделали прививки, болеют много и часто, а непривитые – нет. В принципе, непривитый ребенок намного легче переносит все болячки. Многие родители заметили это в своих семьях – первый ребенок с прививками болел постоянно, а второй никаких вакцин – и ничего, максимум пару раз кашлянет.

За. Здесь дело не в прививках. Давайте разберемся, почем часто болеют первые дети, которым ставили прививки. Часто женщины выходят замуж по беременности , переживают множество стрессов , жилищные и материальные проблемы стоят очень остро. Опять же питание не слишком хорошее. Естественно ребенок рождается не в самых оптимальных условиях, что и способствует частой заболеваемости. А тут еще прививки...

Второго же ребенка планируют, женщина и мужчина готовятся, как правило, имеют работу, стабильный доход, решенные материальные и жилищные проблемы. Питание беременной и кормящей матери гораздо лучше, ребенок ожидаемый и т.д. Естественно, что при таких разных условиях второй ребенок будет здоровее, болеть будет меньше, и прививки тут не причем. Но родители уже решили: вот первому ставили прививки, так он болел, а второй – здоровый, и не болеет без всяких вакцин. Решено – прививки отменяем!

В самом деле, причина не в прививках, но думать об этом не хочется. Поэтому, прежде чем делать вывод "есть прививки – болеет, нет прививок – не болеет", подумайте и проанализируйте все факторы. Ведь не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Например, бывают и близнецы совершенно разными, один – слабый и болезненный, а второй – сильный и здоровый. Причем живут и развиваются они в совершенно одинаковых условиях.

Против. В вакцинах содержатся опасные вещества – вирусы, бактерии, раковые клетки, консерванты (в частности ртуть), которые вызывают серьезные осложнения у детей.

За. В вакцине действительно содержатся и вирусные частицы, и бактерии, но они не способны вызвать инфекционное заболевание. Поскольку для выработки иммунитета против конкретной инфекции необходимо познакомить В–лимфоцит и микроб, то ясна необходимость наличия частиц микроорганизма–возбудителя в вакцине. В ней находятся частицы вирусов или бактерий, или же убитые возбудители, которые просто носят характерные антигены, необходимые для знакомства и выработки антител В–лимфоцитами. Естественно, что кусочек вируса или мертвая бактерия никак не может вызвать инфекционного заболевания.

Перейдем к консервантам и стабилизаторам. Наибольшее количество вопросов вызывает формальдегид и мертиолят.

На стадии производства вакцин используют формальдегид, который в больших количествах вызывает рак . В вакцины это вещество попадает в следовых количествах, концентрация его в 10 раз меньше, чем вырабатывается организмом в течение 2 часов. Поэтому идея о том, что следовые количества формальдегида в вакцине приведут к раку - просто несостоятельна. Гораздо опаснее препарат Формидрон, в котором также есть формальдегид - им пользуются для устранения повышенной потливости . Смазав подмышки Формидроном, вы рискуете впитать через кожу гораздо большие дозы опасного канцерогена!

Мертиолят (тиомерсал, меркуротиолят) применяется и в развитых странах. Максимальная концентрация данного консерванта в вакцине против гепатита В – 1 г на 100 мл, а в других препаратах еще меньше. Переведя это количество на объем вакцины, получим 0,00001 г мертиолята. Такое количество вещества выводится из организма в среднем 3–4 суток. При этом, учитывая содержание ртути в воздухе городов, уровень мертиолята, введенный с вакциной, сравнивается с фоновым через 2–3 часа. К тому же в вакцине содержится ртуть в неактивном соединении. А ядовитые пары ртути, способные вызывать поражение нервной системы – это совершенно другое дело.

По поводу ртути есть интересное исследование. Оказывается, она накапливается в скумбрии и селедке в огромных количествах. При регулярном употреблении в пищу мяса этих рыб они могут приводить к онкологическим заболеваниям.

Прививки детям: за и против - видео

Стоит ли вакцинировать детей строго по календарю?

Конечно нет. Необходим индивидуальный подход с тщательным выяснением состояния ребенка, изучением истории родов и развития, а также перенесенных заболеваний. Поскольку некоторые состояния являются противопоказанием для немедленной вакцинации, которая переносится в зависимости от ситуации на полгода-года, а то и два года. Бывает ситуация, когда нельзя ставить одну прививку, но можно другую. Тогда следует отложить противопоказанную вакцину, и поставить разрешенную.

Часто родители сталкиваются со следующей проблемой. Например, в календаре прививок для ребенка указано, что сначала делается БЦЖ , после нее вводится вакцина против полиомиелита . Если ребенок не был вакцинирован БЦЖ, и подошло время делать прививку против полиомиелита, то медсестры и врачи отказываются ставить полиомиелит без БЦЖ! Такое поведение мотивируется календарем прививок, в котором ясно написано: сначала БЦЖ, потом полиомиелит. К сожалению, это неправильно. Данные вакцины никак не связаны между собой, поэтому можно поставить прививку против полиомиелита и без БЦЖ. Чаще всего медицинские работники, особенно в государственных лечебно-профилактических учреждениях, свято следуют букве инструкции, часто даже в ущерб здравому смыслу. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой, лучше всего обратиться в центр вакцинации и поставить необходимую прививку.

В принципе БЦЖ – это профилактика туберкулеза , но при соблюдении норм гигиены и отсутствии контакта с больным очень сложно им заразиться. Ведь туберкулез – это социальная болезнь, чаще всего поражающая людей, которые плохо питаются, имеют низкую сопротивляемость болезням, а также живут в антисанитарных условиях. Именно такое сочетание вызывает восприимчивость к туберкулезу. Для иллюстрации характера туберкулеза, как социальной болезни, приведу два примера из личной практики.

Первый пример. Заболел мальчик из вполне приличной семьи, родители работают, имеют нормальный доход, хорошо питаются, но в доме очень грязно. Живут в старой квартире, которой 20 лет. Только представьте условия жизни ребенка, когда ковер в большой комнате не чистился ни разу за эти годы! Его накрывали брезентом, который просто вытряхивали, когда на нем накопится мусор. В квартире не пылесосили, только подметали. Здесь причиной заболевания туберкулезом стало явное пренебрежение чистотой.

Второй пример. Сочетание всех факторов, благоприятных для заражения туберкулезом, встречается в местах лишения свободы. Поэтому в исправительных колониях и тюрьмах туберкулез просто бушует.

В принципе интуитивно понятно любому грамотному врачу, что прививки, которые не были поставлены согласно графику, вводятся по показаниям и в зависимости от ситуации, но никак не согласно очередности, имеющейся в календаре прививок для детей. Поэтому порядок календаря – БЦЖ, потом АКДС, и только так - конечно, не является строгой последовательностью, обязательной для исполнения. Разные прививки никак не связаны друг с другом.

Другой вопрос, когда речь идет о втором и третьем введении. Когда дело касается АКДС - здесь необходимо соблюдать сроки для формирования полноценного иммунитета к инфекциям. В данном случае инструкция о том, что АКДС делают три раза с перерывом один месяц между ними - обязательна для исполнения. Опять же, в каждой инструкции всегда прописываются возможные варианты - как поступать, если прививки пропущены, сколько еще вакцин вводить и в какой последовательности. Простите объяснить вам это.

Наконец, всегда помните, что наличие родовой травмы или расстройства кишечника накануне прививки являются противопоказаниями для их введения строго по графику. В этом случае вакцинация должна быть передвинута согласно требованиям, указанным в инструкции по прививочному делу. Например, повышенное внутричерепное давление у ребенка после родов приводит к необходимости отложить прививки, которые можно будет ставить только спустя год после нормализации давления . А расстройство пищеварения является противопоказанием к прививке против полиомиелита, которая переносится до момента полного выздоровления и исчезновения признаков кишечной инфекции.

Обязательно ли делать прививки детям?

На сегодняшний день в России родители могут отказаться прививать своих детей. Вакцинация не является обязательной. Но многие детские учреждения, например, сады и школы, отказываются принимать невакцинированных малышей. Родители часто говорят: "А чего вам бояться? Ваши дети с прививками, поэтому если мой ребенок заболеет - все равно никого не заразит!". Это, конечно, верно. Но не стоит быть такими самонадеянными, не зная эпидемиологии.

Когда в популяции людей существует невосприимчивость к какому-либо заболеванию, вызванная прививками, то возбудитель данной инфекции не исчезает - он просто переходит на другие схожие виды. Такое произошло с вирусом оспы, которая теперь циркулирует в популяции обезьян. Микроорганизм в такой ситуации может мутировать, после чего люди вновь станут к нему частично восприимчивыми. В первую очередь заразятся непривитые люди, а затем те, у кого иммунитет ослаб, или они по каким-то причинам оказались восприимчивы к данному изменившемуся микробу, несмотря на вакцинацию. Поэтому небольшой процент непривитых людей может оказать "медвежью услугу" всем остальным.

Нужно ли делать прививки детям?

Ответ на этот вопрос зависит от взглядов родителей, желания людей думать и, прежде всего, готовности принимать на себя ответственность за свои решения. В целом, это личное дело каждого человека – делать прививку или нет. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

В соответствии с Федеральным законодательством России, существует определенный . Родителям необходимо заранее узнать, какие прививки нужно делать детям в определенном возрасте. В этом списке присутствуют не только обязательные прививки, но и те, которые способны защитить детский организм от других, не менее опасных болезней.

Чтобы предотвратить сезонные вспышки вирусных и инфекционных заболеваний, и эпидемии опасных болезней в России Минздрав проводит плановую вакцинацию детей, начиная с первых дней их жизни. Во время искусственной иммунизации в организм ребенка вводятся в определенном количестве антигены микроорганизмов.

Этот специально подготовленный материал способен максимально повысить устойчивость детей к заболеваниям инфекционного и вирусного происхождения. Сразу после введения антигенов в детском организме начинается процесс, стимулирующий выработку антител к конкретным возбудителям.

Вакцинация детей, в соответствии с российским законодательством, проводится как в целях профилактики, так и при лечении болезней. Сегодня многие родители категорически против прививок, так как считают, что они могут принести вред малышам. Принимая решение об отказе в плановой вакцинации, необходимо знать обо всех последствиях и проблемах, с которыми можно столкнуться.

Вакцинация детей в России может проводиться несколькими способами, в зависимости от типа прививки. Наиболее распространенным методом введения является внутримышечный , который позволяет добиться максимального эффекта.

Введенные таким способом антигены быстро разносится по кровотоку, у детей быстрей начинает вырабатываться иммунитет к конкретному заболеванию.

Преоральное введение вакцины предусматривает введение инфекции энтеровирусного происхождения (полиомиелит). Подкожный метод прививания ребенка целесообразен только для живых вакцин, лихорадки (желтой), паротита, краснухи, кори и т. д. Накожный и внутрикожный способ вакцинирования проводится при введении сухой туляремийной вакцины и следующих антигенов: БЦЖ, бациллы Кальметта-Герена, оспы.

Существует еще один метод вакцинации детей в России, который не приводит к выработке стойкого иммунитета к заболеваниям. Интраназальный способ прививания (через нос) предусматривает использование прививок, изготовленных на основе мазей, кремов, аэрозолей и водных растворов.

Такая вакцинация позволяет на короткий промежуток времени создать барьер для вредных микроорганизмов, которые проникают в организм детей воздушно-капельным путем (краснуха, корь, грипп).

Обязательно ли делать прививки детям, можно ли отказаться?

Родители, которые приняли решение не делать своим детям плановые прививки, должны внимательно изучить законодательство, действующее в России. В соответствии с регламентом 11 статьи закона от 17 сентября 98г. №157 ФЗ, любые прививки детям, не достигшим совершеннолетнего возраста, должны делать только с согласия их родителей. Используя этот же нормативно-правовой акт (ст. 5) от плановой вакцинации можно отказываться прямо в родильном доме.

Чтобы на законных основаниях не участвовать в вакцинации в России, родителям необходимо знать, какие документы нужно заполнить и куда их следует подать. В первую очередь нужно составить заявление в двух экземплярах, в котором требуется указать, что родители отказываются делать прививки своим детям.

На втором бланке документа представитель учреждения, куда подается заявление (роддом, школа, садик и т. д.), должен поставить штамп о получении, указать дату, входящий регистрационный номер и подпись. Если родители принимают решение отправить свой отказ по почте, они должны вложить бланк в заказное письмо, составить опись и уведомление.

Перечень обязательных (плановых) прививок

Министерством Здравоохранения России утвержден список прививок, какие работники медицинских учреждений должны делать детям, начиная с самого раннего возраста. Этим же ведомством утвержден календарь проведения профилактической вакцинации (Приказ от 31 января 2011 г. № 51н), согласно которому российские дети должны прививаться от следующих болезней:

Болезни, от которой проводится вакцинация Характеристика заболевания В каком возрасте делается прививка
Гепатит группы В Поражает печень, часто переходит в хроническую форму. При несвоевременном и некачественном лечении может развиваться цирроз печени В течение первых 24 часов жизни. Ревакцинация проводится в 4 этапа: 1 месяц жизни; 2 мес. жизни; в 12 месяцев
Инфекционное заболевание, которое передается воздушно-капельным путем. При заболевании туберкулезом у больных поражаются легкие С 3-го по 7 день жизни. Ревакцинация: в 7 лет; в 14 лет; в 21 год; в 28 лет.
Дифтерия Острое заболевание, вызываемое бактериями, которые при проникновении в организм поражают почки, сердце, дыхательные пути и нервную систему
Полиомиелит Острое заболевание, развивающееся вследствие проникновения в организм вирусной инфекции. Опасность полиомиелита в том, что у больных часто наблюдаются параличи и необратимые парезы Первая прививка в 3 месяца, вторая с 4 по 5 месяц, третья в 6 месяцев.

Ревакцинация проводится в 18 мес.; 20 мес.; 14 лет

Коклюш После проникновения организм бактерий, болезнь развивается стремительно. У пациентов наблюдается приступообразный кашель, который продолжается длительное время, вплоть до излечения Первая прививка в 3 месяца, вторая с 4 по 5 месяц, третья в 6 месяцев.

Ревакцинация проводится в 18 мес.; 6-7 лет; 14 лет; 18 лет

Вирусное заболевание, обычно протекающее в острой форме. У пациентов наблюдается повышение температуры, интоксикация организма, поражение слизистой носоглотки и сыпью. Часто пациенты сталкиваются с тяжелыми осложнениями В 12 месяцев. Ревакцинацию нужно проводить в 6 лет
Практически сразу после инфицирования этим заболеванием у пациентов появляется сыпь, повышается температура и увеличиваются лимфоузлы В 13 лет
Столбняк Сопровождается поражением центральной нервной системы, судорогами и асфиксией Первая прививка в 3 месяца, вторая с 4 по 5 месяц, третья в 6 месяцев.

Ревакцинацию нужно проводить в 18 мес.; 6-7 лет; 14 лет; 18 лет

Гемофильная инфекция Заболевание, вызываемое гемофильной палочкой и протекающее в острой форме. Поражает нервную систему ребенка, вызывает нарушение дыхания и множественные гнойные очаги Вакцинацию можно делать по трем схемам:

1. Первая прививка в 3 месяца, вторая с 3 по 5 месяц, третья в 6 месяцев.

2. Первая прививка в 6 месяца, вторая в 7,5 месяцев.

3. Прививка делается единоразово с 1 года до 5 лет.

Ревакцинацию нужно делать в возрасте 18 месяцев

Перед оформлением в детский садик ребенок должен пройти медкомиссию, результаты которой отражаются в соответствующей форме. В бланке также указываются все сделанные малышу прививки, как обязательные, так и дополнительные.

Если в медицинской карте ребенка не будет записи о следующих вакцинах, ему может быть отказано в приеме в детский сад:

Обязательные :

  • полиомиелит;
  • БЦЖ, АКДС (календарные);
  • паротит;
  • краснуха;
  • корь.

Дополнительные:

  • менингококковая и гемофильная инфекция (за 2 месяца до посещения детсада);
  • пневмококковая инфекция (за 30 дней до посещения детского сада).

Вакцинация от менингококковой и гемофильной инфекции в России должна проводиться не раньше достижения ребенком 18 месячного возраста. Если в регионе, в котором проживает семья с маленькими детьми, наблюдается неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, то прививки от этих заболеваний начинают делать с 6 месяцев, с последующей ревакцинацией через 3 месяца.

От гриппа дети должны прививаться ежегодно, в период с сентября по октябрь. Вакцинация от пневмококковой инфекции может проводиться однократно, после достижения ребенком двухлетнего возраста.

Как должна проводиться вакцинация детей?

Чтобы избежать осложнений после вакцинации, детей необходимо тщательно подготовить:

  1. В обязательном порядке нужно сдать анализы крови и мочи.
  2. Получить консультацию у невропатолога, аллерголога и терапевта, которые дадут профессиональные заключения о возможности прививания ребенка.
  3. Непосредственно в день вакцинации детям нужно измерять температуру. При ее малейших колебаниях следует перенести прививку на другой, более благоприятный день.

Каждый родитель должен внимательно контролировать качество вакцины, которую прививают малышу. Если есть такая возможность, то нужно узнать, в каких условиях хранятся ампулы с антигенами. В кабинете у специалиста следует узнать, какой срок годности у прививки, которую он собирается делать ребенку.

При любых сомнениях в качестве вакцины или профессионализме медицинского персонала, родителям нужно отказаться от прививания и выбрать более надежное медучреждение.

После вакцинации необходимо соблюдать следующие правила:

  • Сразу после прививки не нужно покидать стены медицинского учреждения. Желательно в течение 30-60 минут находиться в непосредственной близости от кабинета терапевта, который в случае любых проблем сможет оказать квалифицированную помощь.
  • После вакцинации нельзя мочить место, в которое была сделана инъекция.
  • Если прививка АКДС была сделана в летний период, родителям нужно внимательно следить за температурой ребенка. Если она будет незначительно повышаться, то следует дать малышу жаропонижающее средство, которое порекомендовал участковый терапевт. Важно помнить, что детям до 5 лет нельзя давать Аспирин. Если температура стремительно повышается, то нужно обратиться за помощью в ближайшее медицинское учреждение или вызвать скорую.
  • Привычный рацион питания детей можно менять только через сутки после вакцинации.
  • Если после прививки поведение детей вызывает у родителей тревогу, им необходимо в срочном порядке получить консультацию специалистов.

Проблемы, которые могу возникнуть, если у детей нет плановых прививок

Сегодня для многих родителей остро стоит вопрос детской вакцинации. Многие не знают, делать или нет обязательные прививки. Это связано с тем, что ежегодно увеличивается количество детей, у которых возникли осложнения после плановых прививок.

В результате все больше семей принимает решение не прививать своих чад. Пойдя сознательно на такой риск, они могут столкнуться с проблемами при оформлении детей в садик или школу, при поездках в санатории или летние лагеря.

Действующее на территории Российской Федерации законодательство не принуждает детей к обязательной вакцинации. Этот вопрос вправе решать только их родители. Если семья примет решение не прививать своего ребенка, при оформлении его в садик или учебное учреждение у них могут возникнуть только временные сложности.

Дирекция не имеет законных оснований отказать в приеме непривитых детей. Родители могут получить временный отказ только в том случае, если на момент оформления документов в учреждении наблюдается массовое заболевание детей (инфекционного или вирусного характера).

На практике, дирекция школ и детских садиков обычно пытается всячески препятствовать таким детям попасть в коллектив, так как они представляют «угрозу» эпидемий и вспышек серьезных заболеваний. Заведующие либо вовсе не принимают медицинские карты без отметок о плановых прививках, либо апеллируют свое нежелание оформлять ребенка, не участвовавшего в вакцинации, отсутствием свободных мест.

Санэпидемстанция внимательно следит за тем, чтобы в дошкольные учреждения не принимались дети без прививок. Также стоит отметить, что в России, во время прохождения обязательной медкомиссии перед садиком или школой работники медучреждения могут отказаться подписывать карту ребенка, которому не были сделаны плановые прививки.

Если родители все же хотят воспользоваться своим конституционным правом на свободу в принятии решения о вакцинации детей, они могут действовать следующим образом:

  1. Написать заявление главврачу медицинского учреждения, сотрудник которого отказывается подписывать медкарту ребенка.
  2. При отказе руководства поликлиники решить вопрос мирным путем, родителям следует подать заявление в прокуратуру.
  3. Параллельно рекомендуется написать жалобу в местное Управление здравоохранения.
  4. В том случае, когда детей не желают принять в детсад или школу, родителям нужно подать запрос в учреждение, с требованием указать причину отказа. Руководство обязано отреагировать на такое обращение и дать ответ в письменном виде. Если они будут ссылаться на отсутствие свободных мест, то после такого ответа в учреждение другие дети могут приниматься только после извещения родителей непривитого ребенка о появлении вакансии. Также им рекомендуется написать жалобу в дирекцию садика или школы, и в отдел образования.
  5. 16 февраля 2019

    ВОТ ЧТО НАШЛА В ИНТЕРНЕТЕ, ТЕПЕРЬ ИЗУЧАЮ И ДУМАЮ....

    Кое-что о прививках новорожденных. Информация к размышлению


    Статья добавлена: 2009-02-06

    Сейчас многих молодых родителей волнует вопрос, касающийся того, нужно ли прививать новорожденных малышей. Нашу семью этот вопрос тоже коснулся, а поэтому я стала искать информацию, которая помогла бы мне сделать соответствующие выводы.

    Публикую на своем сайте познавательную статью, в которой говорится о правилах вакцинации, а также, о том, нужны ли прививки новорожденным детям:

    «Мы не выступаем за прививки или против них, мы выступаем за разумность применения прививок и за право ребенка быть здоровым. Когда родители думают о вакцинации своего ребенка, они не должны верить на слово тем, кто ревностно советует им делать прививки. Поскольку в России приняты меры по экономической стимуляции врачей при распространении прививок, родители должны быть предельно бдительными в общении с медучреждениями любого толка. Особенное внимание следует обращать на действия работников родильных домой и детских поликлиник, а также других учреждений, выполняющих аналогичные функции.

    В родильном доме

    Новорожденный, только что появившийся на свет, не нуждается в прививках, а его родители нуждаются в возможности принять взвешенное информированное решение о том, будут они делать малышу прививки или нет. Однако, несмотря на это, персонал родильного дома торопится привить всех новорожденных без согласия родителей. Малышам делают прививку от туберкулеза, известную как БЦЖ, и от гепатита В.

    Самым неприятным моментом в этом действии является то, что вашему ребенку без вашего ведома делают какую-то процедуру, а вы пока даже не в состоянии оценить ее вред или пользу. Более того, вас даже ни о чем не спрашивают, как будто у медперсонала роддома прав на ребенка значительно больше, чем у законных родителей. Эти действия идеально подходят под категорию медицинского произвола.

    Чтобы не произошло непоправимого, родители должны заранее написать отказ от прививок своему новорожденному ребенку и оставить его у главврача родильного дома. Затем следует настаивать на круглосуточном совместном содержании и неустанно каждый день предупреждать всех детских сестер и врачей о том, что вы отказываетесь от вакцинации. И, конечно, если есть возможность, желательно выписываться из роддома на 2- 3-й день.

    В России экономическое стимулирование врачей для обеспечения охвата населения прививками введено с 1993 года. Главный государственный санитарный врач России постановил «ввести экономическое стимулирование медицинских работников за своевременное проведение и достижение высокого уровня охвата профилактическими прививками». Подобные меры оказались очень эффективными для обеспечения практически 95%-го охвата населения прививками. Но это еще не все. Чтобы врачам можно было успешней «охватывать» население, были значительно сокращены перечни медицинских противопоказаний для проведения вакцинации детям.

    Прививки и отношения с детской поликлиникой

    Независимо от того, где проходили роды, рано или поздно родители столкнутся с врачом-педиатром из детской поликлиники и попадут под прививочный прессинг, поскольку в детской поликлинике прививки начинают делать с 3-месячпого возраста. Если решение о вакцинации пока еще родителями не принято, они могут написать отказ от профилактических прививок, руководствуясь следующими основаниями:

    грудной ребенок не нуждается в прививках, поскольку он использует пассивный иммунитет матери, а его иммунная система пока является незрелой;

    – начало вакцинации можно отложить до исполнения ребенку шести лет, т. е. до момента завершения созревания иммунной системы. Вакцинация ребенка, иммунная система которого еще не сформирована, разрушительно влияет на состояние его организма в целом.

    Итак, чтобы уберечь себя от излишней назойливости медработников, родителям необходимо дать письменный отказ от прививок. На основании федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» ст.5 п.З «При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны: выполнять предписания медицинских работников; в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок».

    ВАЖНО: Прививка, сделанная ребенку, страдающему аллергией или предрасположенному к ней, может привести к анафилактическому шоку!

    Как принять решение о вакцинации ребенка

    После того, как тылы защищены, и врачи не донимают родителей с требованиями начать вакцинировать малыша, можно все обдумать и принять информированное взвешенное решение. Осознанный выбор можно совершить имея доступ к полной информации, а это всегда трудно сделать по отношению к вакцинации, поскольку в распоряжении родителей всегда оказывается масса противоречивой, неполной и недостоверной информации.

    Если родители все-таки думают о вакцинации и стоят перед принятием решения в ее пользу, или им не хватает информации, чтобы от нее отказаться, необходимо постараться тщательно разобраться в вопросах, которые мы приведем ниже.

    Во-первых, принимая такое решение, не следует полагаться на советы врача, который заинтересован в максимальном охвате населения. Следует собирать независимую информацию. Все исследования за вакцинацию были оплачены фирмами-производителями вакцин, поэтому к ним нет никакого доверия.

    Кроме этих исследований, есть ряд независимых исследований против вакцинации. Эти исследования можно найти в медицинской библиотеке и на сайтах в Интернете. Родители не являются специалистами иммунологами или вирусологами, поэтому, прежде чем принимать какое бы то ни было решение, необходимо познакомиться со всеми доступными аргументами «за» и «против».

    Важным аргументом для принятия решения о проведении ребенку вакцинации является информация о пожизненных и абсолютных противопоказаниях к проведению прививок. Если у ребенка есть диатез или в семейном анамнезе присутствует аллергия со стороны отца или матери, это является пожизненным противопоказанием к вакцинации.

    Следует особо отметить, что современная медицина преднамеренно исключила аллергию из списка противопоказаний к вакцинации. Сегодня врач может разрешить делать ребенку прививку даже в момент ярко выраженной аллергической реакции. У такого ребенка любая прививка может вызвать анафилактический шок и даже привести к летальному исходу.

    Абсолютным противопоказанием к вакцинации до 6 лет является наличие у ребенка неврологических нарушений и перинатальных неблагополучий (ПЭП, недоношенность, гипотрофия, повышение внутричерепного давления, гипертонус, дистония и т. д.).

    И еще один важный аргумент – наличие прививок не является гарантированной зашитой от болезни. Мы уже говорили о том, что после прививки от кори ребенок может заболеть корью. Правда, после прививки заболевание будет протекать атипично (т. е. с искаженной картиной), и его будет нелегко распознать.

    Согласно исследованиям, проведенным в Великобритании, в группе людей любой численности число заболевших какой- либо болезнью равно числу привитых от этой болезни. Таким образом, в группе, где было 80% привитых от какого-либо заболевания, заболеваемость этой болезнью составляла 80%, где было 50% – составляла 50%, а где 10% – 10%. Это исследование доказывает, что прививка не спасает ребенка от болезни, он может заболеть этой болезнью с такой же вероятностью, как и непривитый ребенок.

    Правила вакцинации

    Если в результате сбора информации, тщательного взвешивания всех «за» и «против» родители решили отказаться от прививок, значит, они реализовали право, предоставленное им законом.

    Если же они решили делать прививки, то они должны знать, что существуют определенные правила проведения вакцинации. Родители должны, с точки зрения потребителя, уметь пользоваться фармацевтическим товаром, которым является вакцина. Это тем более важно, поскольку вакцина вовсе не безобидный товар.

    Прививки должны делаться строго по показаниям , что чрезвычайно важно, поскольку по силе воздействия на организм прививка приравнивается к сложной операции на сердце.

    Показанием к вакцинации является отсутствие иммунитета по отношению к какому-либо заболеванию. Чтобы установить этот факт, необходимо сдать иммунологический анализ крови на состав антител и получить заключение о том, каких именно антител у ребенка нет.

    Только по результатам анализа можно назначить ту или иную прививку, которая позволит организму выработать «недостающие» антитела. Прививка от болезни, иммунитет к которой уже сформирован, приводит к разрушению этого иммунитета, и ребенок останется незащищенным.

    Прививку нельзя делать, если ребенок болен или ослаблен.В случаях, когда ребенок болеет или у него режутся зубы, прививки делать нельзя . Их можно делать по истечении месяца после окончания заболевания или неблагоприятного физиологического состояния.

    Не делают прививки и в том случае, если у ребенка диатез, поскольку прививки могут его значительно усилить.

    Не рекомендуется делать прививки на втором году жизни ребенка. Еще в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, когда отпуск по уходу за ребенком увеличили до трех лет и отпала необходимость отдавать маленького ребенка в ясли, значительно увеличилось число детей, которым в течение одного - трех лет не делали прививок.

    Именно к этим мамам в популярных телепередачах того времени обращались врачи-иммунологи. Они уверяли, что детей, не получивших на первом году жизни ни одной прививки, нельзя прививать до исполнения двух лет. Объяснялось это тем, что на втором году жизни начинает формироваться собственный иммунитет ребенка, а любое вмешательство в этот процесс может серьезно его нарушить.

    Такое вмешательство, как вакцинация, рассматривалось как довольно травматичная процедура. Самым главным минусом вакцинации в этом возрасте является то, что прививки просто не прививаются. Детский организм не дает достаточного иммунного отклика на введенную вакцину.

    Поэтому врачи рекомендовали отложить начало вакцинации до 2-3-х лет, при этом авторитетно заявляя, что ребенок, которого кормят грудью и с которым мама сидит дома, защишен не меньше ребенка, получившего все прививки в срок.

    Когда врач делает маленькому пациенту прививку, он поддерживает честь мундира, а не проявляет заботу о здоровье малыша

    Не рекомендуется делать более одной прививки за один сеанс. Однако на деле ребенку за один сеанс могут сделать до 4 прививок. Обычно это злостное вредительство выдается за заботу об удобстве для мамы. «Чтобы вам к нам два раза не ходить, сразу все и сделаем!» - бодро и весело говорит медсестра.

    Однако это действие приводит к серьезной нагрузке на иммунную систему и значительно нарушает сопротивляемость организма. Именно эта ситуация является наиболее опасной, поскольку при введении комбинированных вакцин чаше всего развиваются тяжелые поствакцинальные осложнения,

    Вакцинацию не проводят во время эпидемий и эпизоотии , поскольку в этих случаях вакцинация способствует значительному увеличению ареола распространения заболевания. Другими словами, во время эпидемии дифтерии ни в косм случае нельзя прививать детей от дифтерии, поскольку вакцинация послужит дополнительным источником распространения заболевания.

    Выбор вакцины. Вакцина - это такой же товар, как и любой другой, и им нужно уметь пользоваться. Согласившись на прививку, родители имеют право ознакомиться с сертификатом и инструкцией к вакцине, которой будут прививать их ребенка. Кроме того, в приложение к вакцине обязательно должны быть «Список противопоказаний» и «Список поствакцинальных осложнений».

    Медучреждение, в котором мать собирается делать прививку, обязано предоставить все документы и списки в письменном виде. Причем эти документы должны быть изложены в доступной форме для непосвященного читателя.

    С ними мать должна ознакомиться в спокойной обстановке и через некоторое время принять решение. Если списки отсутствуют, значит, вакцина экспериментальная, и никто действительно не знает о последствиях, к которым приводит данная прививка. Прививка экспериментальной вакциной - большой риск.

    Нельзя делать прививки живой вакциной , поскольку это не прививка, а преднамеренное заражение болезнью, которой ребенок в свободной форме мог бы и не заразиться. Предпочтительно делать прививку ослабленной или убитой вакциной.

    Гарантия безопасности. Каждый родитель должен знать, что, получив уверения в безопасности вакцины, он имеет право попросить у заведующей детским отделением поликлиники гарантийное письмо о том, что ее ребенка не постигнет ни одно поствакцинальное осложнение в течение следующих 10 лет, т. е. в течение срока действия вакцины. И если врач уверяет в полной безопасности, то медицинское учреждение должно дать требуемое гарантийное письмо. Если родители действительно получат такое письмо на руки, они могут смело делать прививки!

    Контроль и проверка результата прививки. После проведения вакцинации очень важно убедиться в ее эффективнос­ти. Поэтому через месяц после прививки следует сдать анализ на титр антител по отношению к заболеванию, которое прививали. Если антитела не были обнаружены, не стоит торопиться повторять прививку, напротив, следует остановиться и попытаться разобраться, в чем причина такого результата.»

    У современных родителей часто имеются сомнения по поводу предлагаемых медиками прививок. Давайте разбираться, так ли нужна вакцинация, какие недостатки прививок и всем ли нужно их ставить.

    Доводы "за" и немного статистики

    • Все заболевания, которые стремятся предотвратить с помощью прививок, очень опасны для маленьких детей. Вирус гепатита В, попав в организм крохи в младенчестве, останется там на всю жизнь, вызывая поражение тканей печени. Поставив крохе в роддоме БЦЖ, вы защитите ребенка от тяжелых форм туберкулеза. Такие инфекции, как столбняк, коклюш, корь, полиомиелит, гемофильная инфекция и другие, представляют большую опасность в детском возрасте. К примеру, смертность от столбняка составляет свыше 80%.
    • Отказываясь прививать детей, родители увеличивают риск возникновения эпидемий опасных болезней в будущем.
    • Влияние вакцинации на развитие аутизма было изучено исследованием 2005 года, в котором учли данные около 100 тысяч привитых детей. Оно не выявило связи между прививками и данной болезнью.
    • Процент осложнений после вакцинации во много раз меньше, чем процент осложнений при заболевании, если ребенок не будет привит.


    Это не просто красивые слова: вакцинация в буквальном смысле спасает жизни многих детишек

    Доводы "против"

    Родители, которые выступают против прививок, обычно приводят множество доводов, большинство из которых верны лишь отчасти:

    1. Прививки отрицательно воздействуют на иммунную систему ребенка. Сразу после вакцинации малыш становится более уязвимым для болезней, которые у не привитого ребенка могли и не развиться. Это действительно так, но ослабление лишь временное.
    2. Вакцина не защищает от заболевания, на возбудителя которого направлена, на 100%. Хотя наличие частичной защиты все же лучше, чем отсутствие защиты вообще. Когда привитый ребенок все же заражается, его заболевание протекает легче и практически не дает осложнений.
    3. Ребенок, получающий материнское молоко, защищен от инфекций, поэтому не стоит нагружать его иммунную систему в первый год жизни. Действительно, с маминым молоком антитела передаются к младенцу и в течение первых месяцев являются для малютки хорошей защитой от инфекций, однако уже в 3-месячном возрасте их концентрация уменьшается и ребенок становится беззащитным перед бактериями и вирусами.
    4. В каждой вакцине содержатся токсичные вещества-консерванты, отрицательно воздействующие на организм малыша. Следует отметить, что вакцины постоянно улучшаются и концентрация таких веществ понижается. К тому же, если ребенок заболеет, ему придется принимать лекарственные препараты, которые тоже могут быть токсичными для почек и печени малютки.
    5. Не существует полностью безопасных вакцин, каждая из них может вызвать аллергию, поражение мозга и даже смерть. Это правда, однако заболевания, от которых делают прививки, чаще всего приводят к инвалидизации и гибели, в случае вакцинации это лишь исключения из правил.


    Из-за случаев осложнений после прививок родители все чаще отказываются от вакцинации детей. Но помните, что такие случаи очень редки

    Мнение Е. Комаровского

    Известный педиатр уверяет, что вакцинация очень важна. Он напоминает, что все заболевания, от которых прививают современного ребенка, продолжают выявляться врачами и угрожать как здоровью детей, так и их жизни. Именно потому родителям нужно хорошо подумать, стоит ли лишать своих детей защиты от тех опасных болезней, на возбудителей которых направлены прививки из национального календаря.

    Всем детям нужно делать прививки?

    Если ребенок полностью здоров, прививки, несомненно, принесут ему пользу. Тем не менее, существуют ситуации, когда вакцинация либо откладывается, либо отменяется. Поэтому прививку не делают:

    • Ребенку с какой-либо острой болезнью и ухудшенным общим состоянием.
    • Малышу, у которого обострилась хроническая патология.
    • Детям, у которых отмечались выраженные реакции на предыдущее введение вакцины.
    • Младенцам с иммунодефицитами, тяжелой анемией или онкопатологией.

    Помимо этого, вакцинацию от гепатита В нельзя проводить детям, у которых имеется аллергия на дрожжи, прививку от кори или гриппа – ребенку с аллергией на белки куриного яйца, а вакцинацию от краснухи и кори – малышам с аллергией на аминогликозиды. Недоношенным малышам не делают БЦЖ, а АКДС-вакцину нельзя вводить малышам с неврологическими заболеваниями.


    Перед вакцинацией ознакомьтесь с противопоказаниями и покажите ребенка педиатру для оценки его состояния

    Поступление в детский сад

    Решать, делать прививку своему малышу или нет, могут только родители. Все вакцинации, предусмотренные в национальном календаре, проводятся лишь на добровольной основе, то есть после согласия родителей.

    С 1998 года возможность отказаться от вакцинации была закреплена законом, для этого нужно написать отказ от прививок . При этом на практике попасть в сад без прививок очень сложно.

    Родители, пытающиеся устроить в детский сад непривитого ребенка, могут столкнуться с отказом подписывать медицинскую карту в поликлинике со стороны медперсонала и принимать карту в детском саду со стороны заведующей. Это нарушение права их ребенка на обучение, поэтому с ним можно бороться. Просите письменное подтверждение отказа ребенку в поступлении в сад. Обычно после этого проблема отпадает.

    Тем не менее, если вы собрались отдать в детское учреждение малыша, не сделав ему прививки, следует не забывать, что ответственность за его здоровье вы несете самостоятельно.