Победи простуды без пилюль и микстуры. Психологические причины простудных заболеваний

Заголовки

Практически у каждого из нас бывает заложен нос. Психосоматику насморка психологи рассматривают под разными углами. Все их мнения сходятся в одном: нос - орган, отвечающий за чувство собственного достоинства. Когда он свободен и полноценно работает, человек живет в гармонии со своими чувствами. Заложенность носа - проекция внутренних чувств во внешний мир. При этом человек испытывает тяжесть, недовольство собой, его достоинство ущемлено.

Современный мир давит на людей. Нелюбимая работа, кредиты и ипотеки, раздоры в семье, затаенные обиды - все это копится внутри. Ощущение запутанности становится постоянным спутником. Кажется, что выхода из сложившейся ситуации нет, и мы во всем виним себя. Бывают случаи, когда самооценку занижают окружающие люди, постоянно обращая внимание на недостатки, указывая на ошибки, придираясь. Неудивительно, что организм защищается, ведь при болезни можно спрятаться от навалившихся проблем дома.

Психологическая подоплека астмы

Бронхиальная астма считается сложнейшим и малоизученным заболеванием дыхательных путей. Организм реагирует на внешние раздражители, в результате чего возникает приступ удушья. Не всегда можно предсказать, какое вещество станет катализатором. Удушье может возникнуть от пыли, пыльцы, стресса, страха. Когда больной не может совладать со своими чувствами, приступ астмы наиболее сложно остановить. Во время удушья часто закладывает нос, тогда человек начинает «хватать» воздух ртом, стараясь добыть себе спасительный кислород.

Дети иногда используют болезнь для привлечения внимания. Астма ассоциируется у них с чувством неполноценности, страхом, паникой. Приступ может возникнуть при переизбытке чувств, таких как волнение, тревога, тоска.

Пациент не справляется с жизненной ситуацией, и организм помогает спастись бегством. При этом психосоматика насморка очевидна. Такие люди подвержены чрезмерной возбудимости, пугливы, эмоционально изменчивы, склонны к подавленному настроению.

Психологи также объясняют появление астмы отсутствием возможности выразить негативные чувства другими способами, например посредством слез. Астматик старается подавить накапливающийся негатив, а он, в свою очередь, вырывается наружу в виде бронхиального спазма.

Для снижения частоты приступов пациентам советуют научиться выплескивать эмоции. Больному необходимо понять причину своих страхов, тогда с ними можно будет справиться и они перестанут «душить» его.

Вернуться к оглавлению

Удрученность как причина гриппа

Грипп - это инфекционное заболевание дыхательных путей, сопровождающееся температурой, ознобом, сильным насморком, усталостью.

Грипп всегда связан с миром межличностных отношений. Человек страдает от неприятностей с коллегами, друзьями, семьей, и организм «включает» защитный механизм. При диагностировании гриппа больному показаны постельный режим и сон, в это время восстанавливается внутреннее ощущение равновесия, стабилизируется эмоциональный фон.

Гриппом также болеют люди, которые не могут сформулировать свои желания, понять, что делать и как себя вести. Чем сильнее болезнь, тем тяжелее разобраться в ее психосоматике. Больной ощущает себя жертвой сложившихся обстоятельств и не видит выхода.

В такой ситуации лучшее решение - не бежать от проблемы, а разобраться в ее причинах, изменить свое отношение к происходящему. Следует помнить, что грипп властвует там, где ослаблен иммунитет, который, в свою очередь, снижается от общего негативного настроя.

Вернуться к оглавлению

Психосоматика пневмонии

Пневмония - легочное заболевание. Легкие, наполняясь воздухом, насыщают кислородом кровь, которая разносит жизнь по всему телу. Проблемы с легкими символизируют невозможность взять необходимое. Также пневмонию связывают с особыми событиями, от которых перехватывает дыхание. Чаще всего это горе, страх, тупик. Психосоматика пневмонии уходит корнями в сильное эмоциональное потрясение.

Решение проблемы на эмоциональном уровне:

  1. Принять ситуацию. Важно осознать причину страха, стресса, подавленности. Такое событие отразится на жизни, его трудно не заметить. Отделите его, очертите границы. Изменения произошли только в некоторых сферах жизни, в остальном же - все в порядке.
  2. Рассмотреть проблему по частям. Таким образом можно поэтапно приступить к решению, не взваливая на себя сразу всю работу.
  3. Оценить перспективы. Взгляните на проблему с разных ракурсов. Подумайте, что произойдет при том или ином развитии событий.
  4. Найти решение. Исход может быть любым, все зависит от способов его достижения. Рассмотрите все возможности, даже самые фантастические. Возможно, в них кроется тот самый выход.
  5. Контролировать мысли. Жизнь складывается так, как мы себя настроим. Старайтесь думать только в положительном русле.
  6. Действовать. Проблема не сдвинется с места, если не пойти навстречу ее решению. План разработан, воплотите его!

Вернуться к оглавлению

Психосоматические причины ОРВИ

ОРВИ - это вирусное заболевание верхних дыхательных путей, постоянным спутником которого является насморк. Известно, что, находясь в одном помещении с больным, не каждый из присутствующих заболеет сразу, а кто-то вовсе останется здоров. Частота и тяжесть респираторных заболеваний во многом зависит от эмоционального фона человека. Неуважение к себе, предательство собственных идей и принципов, низкая самооценка - каждое из этих состояний повышает риск болезни. Иммунная система ослабевает и не может бороться с вирусом. С одной стороны, человек болеет, чтобы не решать накопившиеся проблемы, с другой - организм полностью истощен болезнью и стрессом. Так круг замыкается, и респираторные заболевания протекают все тяжелее.

При этом ОРВИ не всегда имеет психосоматическую основу. Значительную роль здесь играет генетическая предрасположенность больного. Только рецидив заболевания сигнализирует об ухудшении эмоционального состояния.

Иногда болезнь помогает удовлетворить нереализованные потребности человека, такие как посторонняя забота, общение с близкими, занятие любимым делом (хобби), отдых и сон, которые в силу высокой значимости нельзя постоянно игнорировать. В таком случае стоит изучить проблему, а не убегать от нее. Уделите время себе и своим желаниям.

ОРВИ – самые распространенные человеческие болезни – до 90% всех случаев инфекционных заболеваний. Вызывающие ОРВИ вирусы поражают так называемые эпителиальные клетки – клетки, покрывающие дыхательные пути от носа и горла до легких. Вирусов этих существует множество, самый известный – грипп, но есть и другие (парагрипп, аденовирус, риновирус, реовирус и т.д.).

Симптомы ОРВИ всем прекрасно известны. Вначале недомогание, а затем повышение температуры тела, насморк и кашель.
Простуда. В носу, и в глотке, и в бронхах имеется достаточное количество микробов (бактерий), которые вызывают заболевания (ларингиты и тонзиллиты), при ослаблении защитных сил организма, этому способствуют переохлаждения, повышенная потливость, хождение босиком, избыточные физические нагрузки, сквозняки, холодная вода.
В былые времена в структуре смертности, инфекционные болезни занимали первое место. Но в последние несколько лет мы всё чаще слышим фразу «В БОРЬБЕ С ИНФЕКЦИЯМИ У НАС ЕСТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ ОРУЖИЕ». Теперь задумаемся… «Оружие» – это термин не медицинский, а военный. Дело в том, что в организме во время инфекции идёт ВОЙНА. В основе любой войны лежит конфликт и следовательно:
Инфекция значит – конфликт, который получил материальное воплощение.
Каждый день мы сталкиваемся с патогенными микроорганизмами, но заболеваем мы или нет зависит, прежде всего, от готовности организма впустить в себя инфекцию и уже во вторую очередь от вирулентности (патогенности микроорганизма).
Независимо от исхода болезни, необходимо найти окончательное решение, т.к. ни хроническое течение, ни выздоровление, не избавит нас, от вероятности снова заболеть.
В основе излечения, должно быть очень важное понимание:

Конфликт – это возможность роста. Если же роста нет, то приходит инфекция, чтобы дать нам толчок, побудить к самоанализу.
Конфликты бывают разными – дети\родители, муж\жена, служащий\начальник и т.д.
Что касается, инфекций у детей – это также отражение внутренних конфликтов у ребёнка. Обычно, когда ребёнок проходит через болезнь, он становится более зрелым, взрослым. Всё это благодаря тому, что разрешается какая-то проблема в сознании.

А у новорожденных?

1. Урок для родителей – нужно хорошо исполнять роли в семье и чтобы помочь в этом ребёнок может заболеть.
2. Как правило болезнь призвана повлиять на психическое и физическое здоровье, а точнее побудить нас к исцелению. (таким образом, возможно, смысл появится и будет очевиден в будущем).

Родителям, прежде всего, необходимо задуматься над тем, достаточно ли они уделяют внимания ребёнку.

При возникновении инфекции нужно задать себе три вопроса:

1. Какой конфликт в себе я не замечаю?
Нужно отметить, что друзья, как правило, не говорят нам о наших проблемах (т.к. они боятся нас огорчить и ухудшить отношения, но болезнь не боится этого). Поэтому болезнь, нужно воспринимать, как настоящего друга. Она (болезнь) напоминает нам, что нам нужно меняться.
2. От какого решения проблемы я уклоняюсь?
Часто мы замечаем проблему, но не хотим (сознательно) её решить, т.к. это может плохо отразиться на нашей общественной жизни (Что обо мне подумают? Что скажут?)
3. В чем я боюсь себе признаться?
Я вижу проблему, но не признаю её таковой (как алкоголик). Порой, осознание проблемы способно улучшить состояние, поскольку болезнь выполнила свое предназначение.

Давайте рассмотрим ещё несколько возможных причин:

– Обычно человека заболевшего ОРВИ изолируют, как «разносчика заразы».
Может быть, вам необходимо некоторое время для того, чтобы побыть в одиночестве, и простуда – единственный способ утолить эту потребность?
– Возможно, вам не хватает внимания?
Болезнь для вас – единственный способ получить заботу и ласку. Вспомните своё детство – как реагировали родители на ваши недомогания?
– «хлопот полон рот», «дел по горло», «сыт по горло» – знакомые фразы?
Своевременное выполнение дел, не приводит к ситуации «между жизнью и смертью». Всё нужно делать вовремя. Слишком большое количество неотложных дел, свидетельствует о том, что самое важно мы откладываем «на потом».
– Болезнь – это хороший способ, отдохнуть от работы!
Возможно, Вам нужно научится уравновешивать работу, адекватным отдыхом.
– Иногда заболеванием организм сигнализирует о том, что обстановка вокруг – неблагоприятная.
Нам самим часто не хватает смелости признаться себе в этом, ведь следующим шагом будут такие пугающие объяснения, прощания, новые проблемы трудоустройства….
– Болезнь очень тесно связанна с жизненным тонусом, с общим взглядом на жизнь.
«оптимисты болеют в 3 раза реже пессимистов», «чем чаще человек смеётся, тем реже он болеет» Уверенность, оптимизм, улыбка и желание жить, ни это ли лучшее лекарство!!!

Позитивное исцеление!!!
Попробуйте ответить себе на следующие вопросы:

  • Есть ли кто-нибудь, кого вы «на дух не переносите»? Может, вы «сыты по ноздри» от кого-нибудь или чего-нибудь? Можете ли вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно вашего заболевания? Что это за пословицы?
  • Регулярно ли вы занимаетесь спортом?
  • Чувствуете ли вы себя на работе «издерганным»? Чем?
  • Считаете ли вы целесообразным самоустраняться в напряженных ситуациях, так как это «дурно пахнет»?
  • збегаете ли вы контактов, при которых вам приходится кому-нибудь что-то «выложить»? Вы пассивный или активный курильщик?
  • Соблюдается ли при вашем заболевании вокруг вас некоторая «дистанция», которую вы иначе не можете организовать?
  • «Безмолвствуете» ли вы или «не подлежите контакту», когда у вас простуда? От чего это защищает вас? Кого или чего (сознательно или нет) можете вы таким образом избежать?
  • Хотели бы вы получить «заслуженный» отдых, однако не решаетесь выразить это словами?
  • Получаете ли вы благодаря вашему заболеванию то внимание, которого в других случаях не имеете в такой форме? От кого? Как?
  • Прячетесь ли вы при разочарованиях обратно в свой «улиточный домик» вместо того, чтобы сказать: «разочарование лучше, чем очарованность»?
  • Хотели бы вы лучше «залезть с головой под одеяло», чтобы ничего не видеть и не слышать?
  • Какие планы есть у вас на ближайшие 5 дней, 5 недель, 5 месяцев?
  • Что для вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?
  • Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

Самое главное – это научиться понимать себя, свои потребности, свои предпочтения и свои эмоции. Девиз «познай себя» – актуален во все времена. Действовать соответственно своим желаниям – не всегда самый лучший вариант, но признавать свои проблемы – очень важно. Тогда организму не придется сигнализировать нам, о них болезненными симптомами.
Разберитесь, что же так не устраивает вас вокруг, и что можно изменить. Может, вы терпите ненавистную должность только из-за сомнений, что не сможете найти лучшее место? Так попробуйте сначала сходить на собеседования, а уж потом занимайтесь самоистязаниями.
Во всех возможных советах главное одно – старайтесь понять, кто я? И почему это со МНОЙ происходит?

1. ГРИПП - (Луиза Хей)

Причины болезни

Реакция на негативное окружение и убеждения. Страх. Доверяете цифрам.


Я выше групповых убеждений и свободна (свободен) от цифр. Я освободилась (освободился) от всех запретов и влияний.

2. ГРИПП - (В. Жикаренцев)

Причины болезни

Чрезмерная забота и уход за кем-то. Чрезмерная защита кого-то.


Возможное решение, способствующее исцелению

Я свободен (свободна) быть собой и я даю другим свободу быть теми, кто они есть. Для всех нас безопасно расти и развиваться.

3. ГРИПП - (Лиз Бурбо)

Физическая блокировка

Грипп - это инфекционное заболевание дыхательных путей, симптомами которого являются: ощущение усталости и разбитости, высокая температура, приступы кашля, головная боль и сильный насморк. В большинстве случаев больной гриппом должен несколько дней соблюдать постельный режим.

Эмоциональная блокировка

Заболев гриппом, организм говорит: «Все, так дальше не пойдет». Гриппом часто болеет человек, который не умеет проявить свои желания и сформулировать свои требования. Он чувствует себя в тупике, ситуация вызывает у него эмоциональное удушье. Грипп для него оказывается выходом из сложившейся трудной ситуации. Так, например, секретарша, которая больше не может работать со своим начальником, заболевает гриппом, чтобы недельку побыть дома. В общем-то, она хочет работать, но ее не устраивает неприятный эмоциональный оттенок, который придают ее работе плохие отношения с начальником. Грипп всегда связан с отношениями между людьми.

Ментальная блокировка

Чем тяжелее грипп, тем сильнее вредит тебе твое отношение к тому, что ты должен делать или кем должен быть. Вместо того чтобы считать грипп единственным способом бегства от какой-то ситуации или человека, выясни, что происходит в твоей душе, и измени свое отношение. Очень часто грипп возникает тогда, когда человек чувствует себя жертвой. Может быть, ты драматизируешь ситуацию? Постарайся делать с радостью то, что ты должен делать, и пойми, что у тебя есть все необходимое для этого.

«Все болезни от нервов», — расхожая фраза, известная всем . Мы действительно часто нервничаем, расстраиваемся и переживаем, но когда одолевают болезни, сразу хватаемся за таблетки. И не думаем о том, что причины могут быть скрыты в нашей голове, а не в теле. К примеру, банальная простуда и неделями не прекращающийся насморк. Конечно, виноваты микробы. А может, виноваты мы сами?

Психосоматика насморка у взрослых

Наши конфликты, страдания и переживания не просто расстраивают психику, они сказываются на состоянии здоровья. Это может быть небольшое недомогание или серьёзная болезнь. И психосоматика насморка не связана с инфекцией, она связана с конфликтами и внутренними переживаниями .

При раздражении, усталости, злости запускаются патологические процессы в организме. Одним из вариантов, через которые эмоции находят свой выход, становится психосоматический насморк. Нос «плачет» по разным причинам:

  1. Подавленное настроение вызывает сбой обменных процессов, плохое кровоснабжение, в частности, в носовой полости, и отёчные явления. Чаще всего это проявляется в виде вазомоторного ринита (сосуды в носовой полости плохо наполняются кровью).
  2. Гормональные сбои, связанные со стрессами и депрессивными состояниями. Происходят изменения в работе гормональной системы. Организм начинает воспринимать обычные вещества как аллергены и развивается аллергический насморк.
  3. Отрицательный эмоциональный фон снижает иммунитет и микробы легко проникают в организм. Начинается обычная простуда, которую сопровождают сопли.

Наше физическое состояние полностью зависит от того, что происходит в голове. Но обычно мы об этом даже не подозреваем. Специалисты- психосоматики утверждают, что нос «отвечает» за самооценку и чувство собственного достоинства . Конечно, не следует воспринимать все буквально: «потеряли» высокий статус, занижена самооценка и сразу насморк. Тем не менее такая связь существует.

Психосоматика – это направление альтернативной медицины, которая объясняет связь между физическими болезнями и душевными переживаниями, оценивает физические расстройства с психологической точки зрения.

Официальная медицина подтверждает, что большинство патологий связаны с психосоматическими проблемами. Как происходит переход внутренних переживаний в физические недуги? Некоторым удаётся их избежать, выплеснув накопившиеся эмоции. Но если тяжёлое эмоциональное состояние не находит внешнего выхода, то болезнь и станет защитным механизмом, который спасёт человека от саморазрушения. Как один из вариантов такого проявления – психосоматика насморка у взрослых.

Объяснение появления насморка известными психологами

Автор книг по психологии, связанной с вопросами исцеления на подсознательном уровне, Луиза Хей видит связь между развитием болезней и нашим подсознанием. Насморк по Луизе Хей связан с внутренними слезами и просьбой души о помощи . Так выходят наружу спрятанные в глубинах мозга серьёзные проблемы, о которых человек не всегда подозревает.

Этот тип ринита обычно возникает после сильных психических травм или потрясений. В данной ситуации важно перейти к самоконтролю. Нужно «вывести» проблему наружу, не сдерживать её в себе. Луиза Хей предлагает решить проблему за счёт коротких позитивных фраз, которые повторяются много раз. Действуя на подсознательном уровне, они настраивают человека на позитив.

Валерий Синельников в книге «Возлюби болезнь свою» утверждает, что нос связан с ощущением собственного достоинства и успехами человека, признанием его как личности. Насморк по Синельникову зависит от низкой самооценки и непонимания своей особенности и уникальности. Он обращает внимание, что ринит чаще наблюдается у представителей сильного пола с заниженной самооценкой, которые в жизни пытаются играть чужую роль.

Разработаны психотерапевтические техники, позволяющие значительно улучшить состояние человека. Но если они не находят причины болезни, скрытой в подсознании, то улучшение наступает ненадолго.

  • нос – это орган дыхания, а дыхание – это жизнь, значит, наслаждение жизнью человеку недоступно;
  • заложенный нос сигнализирует о том, что рядом находятся неприятные люди или человек попал в сложную жизненную ситуацию ;
  • проблемы с органом дыхания наступают, когда рядом незнакомые люди, с которыми находишься в одном замкнутом пространстве (например, насморк у детей, которые только начали ходить в детский сад).

Любая психосоматика заболеваний нуждается в тщательном анализе. Но всегда легче выпить таблетку, чем разобраться, что у тебя в голове. Психологи создали специальные таблицы на основе многолетних исследований и наблюдений, благодаря которым можно попытаться определить причины различных недугов.

Психосоматика насморка у детей

Сложный и непонятный мир взрослых пугает ребёнка, поэтому психосоматика заложенности носа и насморка у детей проявляется особенно наглядно. Мы считаем, что у маленького человека слабый иммунитет, однако это не всегда верно.

Ринит у малыша может возникать по ряду причин:

  1. Недостаток заботливого отношения со стороны взрослых . Нос перестаёт «плакать», когда родители окружают ребёнка заботой и вниманием. Ребёнку очень важно, чтобы родители его любили и были рядом.
  2. Конфликтные ситуации в семье, разрешить которые, как ни парадоксально это звучит, может болезнь ребёнка. У него начинается ринит, появляются признаки простуды – родители не ссорятся и лечат своё чадо.
  3. Сильная опека, когда ребёнок не чувствует своей самостоятельности и не ощущает себя личностью. Родители видят в нём беспомощное существо, отчего малыш болеет простудными заболеваниями с удвоенной силой.
  4. Иногда ребёнок чувствует себя виноватым за совершённый или придуманный проступок и снова нос начинает «плакать» .

Психосоматика насморка у ребёнка может возникать по многим другим причинам. Но суть этого явления прежняя – он с трудом постигает мир взрослых и по-своему понимает и решает свои детские проблемы.

Что лечить: проблему или болезнь

Если болезнь вызвана психологическими причинами, то лечить её придётся самоанализом, осознанием своих проблем или переживаний. Часто оказывается полезной помощь психолога, чтение литературы по вопросам самосознания . Помогает и физиотерапия: лечебные ванны, озонотерапия, спелеотерапия (создание определённого микроклимата: соляные пещеры, гроты, морской воздух). Иногда назначают медикаментозное лечение седативными препаратами.

При сильном насморке, гнойных выделениях, повышении температуры, когда идёт воспалительный процесс, говорить о душевном состоянии бессмысленно. Нужна врачебная и терапевтическая помощь.

Если постоянно заложен нос, важно обращать внимание на психологический фон, который сопровождает состояние больного человека. Специалисты по психосоматике советуют:

  1. Отключиться от неприятных моментов, которые периодически возникают в нашей жизни.
  2. Не принимать близко к сердцу то, о чём говорят другие. Воспринимать события более спокойно и стараться рассматривать их позитивно.
  3. Гасить конфликтные ситуации или разрешать их, иначе нерешённая проблема (конфликт) будет постоянно вас мучить.
  4. Если насморк у вашего ребёнка, постарайтесь вникнуть, отчего ему некомфортно или что его тревожит (пугает).

Стоит попробовать взглянуть на мир другими глазами. Все расстройства, стрессы, конфликты – не более чем житейская суета . Поднимите голову и взгляните за горизонт. Ведь мир не ограничивается стенами дома или офиса. Безграничен мир, значит, безграничны ваши возможности, ведь вы – часть этого мира. Ищите помощь и понимание в семье, среди близких людей, в кругу друзей. Вера в себя поможет избавиться от многих физических недугов, не только от насморка.

Все эти постулаты мы слышим часто, и они просты: отрешиться, отключиться, избежать… Но зачастую бывает, что мы просто не понимаем, что у нас есть какие-то внутренние проблемы. Почему-то грустно, почему-то нехорошо, нет радости и нет розовых очков, чтобы взглянуть на мир иначе.

Окунаясь в бесконечную суету и непрерывное состояние стрессов, мы сами «наживаем» болезни, которые не вылечить таблетками. А длительные душевные и физические недуги приводят не только к насморку (частный случай), но и к другим весьма печальным последствиям.

Глубоко заблуждаются те родители, которые отрицают наличие психологических причин простудных заболеваний у малышей, полагая, что ОРЗ всего лишь следствие переохлаждения. Психосоматика простуды у детей столь же очевидна, как и психосоматика любых других заболеваний, возникающих на нервной почве. Психосоматическим причинам детской простуды и посвящен этот материал.

Психология болезни простуда: психосоматические причины

К простудным заболеваниям относят ринит, трахеит, . Они встречаются в самостоятельном виде или в различных сочетаниях. Эти болезни присутствуют практически у всех детей, а их основными симптомами являются насморк и кашель. Выделяется особая категория детей, которые часто болеют ОРЗ. Они отличаются ослабленным состоянием и сниженным иммунитетом.

Психосоматика простудных заболеваний у детей связана с неблагоприятной психологической и социальной обстановкой в семье. Обычно родители воспитывают их в строгости и с чрезмерной опекой или, наоборот, все позволяют и считают их идеальными. В более чем половине случаев психология такой болезни, как простуда развивается на фоне нарушенных отношений «мать-ребенок».

Насморк, кашель могут возникнуть по разным причинам (в связи с заражением инфекцией, переохлаждением, контактом с парами раздражающих веществ). Психологическими причинами простуды являются глубокие обиды и унижения. Органы дыхания чутко реагируют на изменение самооценки и чувство собственного достоинства. При эмоциональных потрясениях, сопровождающихся оскорблениями и ущемлением чувства собственного достоинства, сразу отмечается заложенность носа или появление слизистого отделяемого (насморка). При конфликтах с близкими людьми появляются насморк и першение в горле. Подобная реакция может быть и на внутренний конфликт, когда накапливаются недовольство в связи с невысказанными обидами, стыд и появляется отчаяние. В этом случае чихание, насморк и кашель выступают как средство высказывания и попытка нейтрализовать конфликтное состояние.

Главная причина психосоматики простуды заключается в том, что ребенку не позволяют в семье быть самим собой. Он вынужден изображать послушание, соответствовать требованиям взрослых, заниматься тем, что ему неинтересно, и блокировать свои желания мышечным напряжением.

Насморк может сопровождать растерянное состояние, когда ребенок оказывается в сложной или незнакомой ситуации. Он ощущает свою беспомощность и защищается от обстоятельств таким образом.

У маленьких детей психосоматика простуды и насморка развивается при недостаточном внимании со стороны близких, в первую очередь родителей. С появлением недомогания ребенка сразу окружают заботой, начинают с ним мило разговаривать, лечат и ласкают. Если ранее между ребенком и родителями или только между родителями был конфликт, то на период болезни о нем все забывают. Как только ребенок выздоравливает, в семье все возвращается в привычную колею, возобновляются ссоры между родителями, появляются претензии к ребенку, атмосфера становится напряженной. Ребенку хочется вернуть то состояние, когда родители были спокойны и мило улыбались, семья была объединена, и он вскоре вновь заболевает ОРЗ.

Психология простудных заболеваний у детей

Если болезнь связана с переохлаждением или контактом с больным, то она тоже может оказаться психосоматической. Ведь не всегда по этим причинам она возникает. О психологии простудных заболеваний говорят, если часто болеют нерешительные, сомневающиеся в своих силах, легковнушаемые дети, которые верят многократно повторяемым родителями и бабушками словам: «оденься теплее, а то простудишься», «не пей холодное, а то заболеешь», «не сиди у окна, а то продует», «не трогай снег, а то переохладишься» и т.д. Во многих случаях ребенок воспринимает такие высказывания на веру и как инструкции, а в результате действительно постоянно болеет. Подобные предостережения со стороны взрослых поддерживают у ребенка также постоянную тревожность, беспокойство и опасения за свое здоровье. Это создает предпосылки для хронического стресса и напряжения иммунитета, который в конце концов ослабевает. В период болезни, когда обстановка в семье улучшается, ребенок может расслабиться и почувствовать комфорт. Это еще один повод для закрепления психосоматики простудных заболеваний на поведенческом уровне и повторения.

Насморку часто не придают значения, однако он способствует развитию воспаления в нижерасположенных отделах дыхательных путей и гаймориту. Заложенность носа приводит к затрудненному дыханию, нарушению обоняния и в некоторой мере сдерживает интеллектуальное развитие. Обонятельные клетки носа стимулируют умственное развитие, и их функционирование важно для гармоничного развития ребенка.

Заболевания нижних дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем (трахеит, бронхит), говорят о том, что ребенку трудно дышать. Это может быть связано с завышенными требованиями и чрезмерной опекой со стороны взрослых, с резко выраженной и несправедливой критикой. Требовательность в воспитании обычно проявляют строгие и эмоционально холодные родители, которые не учитывают интересов, возрастных особенностей и темперамента ребенка. В период болезни к нему относятся более мягко, и он получает поблажки. Таким образом, психосоматика простуды основывается на том, что ребенок находит способ выразить свои недовольство и обиды и получить возможность расслабиться и немного отдохнуть во время болезни.

Ребенок ощущает себя стесненным, он не может вдохнуть полной грудью и ощутить свободу. Из него вырывается только кашель, которым он пытается сообщить окружающим о своем положении. В подтверждение этого можно привести знакомый многим пример, когда хочется кашлять там, где это неуместно (в обществе, в городском транспорте), и попытка сдержаться только усиливает кашель, делает многократно повторяющимся и приступообразным.

Психосоматика частых простудных заболеваний может стать причиной того, что ребенок может и по причине многочисленных запретов и ограничений. Он ограничивается в своих проявлениях, так как боится расстроить родителей или подвергнуться критике и наказанию. В этом случае постепенно ухудшаются подвижность грудной клетки и грудного отдела позвоночника, возникают мышечное напряжение в этих частях тела и ухудшение кровоснабжения и нервной регуляции соответствующих органов. Это уже является предпосылкой для нарушения функции внутренних органов и присоединения инфекции.

Для родителей детский кашель является сигналом. Он призывает их обратить внимание на состояние ребенка и услышать его желания и протесты. Психосоматика кашля при простуде - это повод для чрезмерно заботливых родителей перестать опекать свое чадо и приобщить его к жизни, научить быть свободным и не бояться трудностей.

Таким образом, можно побороть психосоматику частых простуд, вернуть здоровье ребенку и помочь преодолеть ему комплекс неполноценности. Его личностные качества, ограничения, связанные с воспитанием и болезнями, выделяют его среди других детей в коллективе. Это добавляет ему неуверенности, нерешительности, сомнительности, снижает коммуникативные навыки, память, способность к сосредоточению и вниманию. Со временем у ребенка появляется много проблем в детском саду или школе. Не желая оказываться в сложных ситуациях и не имея сил и опыта преодолевать их, он подсознательно стремится оказаться в болезненном состоянии.

Для детей дошкольного возраста с повторяющимися простудами характерны повышенная утомляемость, тревожность, зависимость от мнения других, боязливость. Часто пребывание в одиночестве, вне детского коллектива приводит к замкнутости и раздражительности. Эти черты характера обособляют ребенка среди детей, становятся причиной психосоматики простуды, понижают работоспособность в коллективе и заставляют его стремиться к уединению, а значит - вновь к болезни. Таким образом, простудные заболевания становятся типичными психосоматозами, и выбраться из этого круга сложно.

Психосоматика постоянных простуд характерна для детей, которые начали посещать детский сад. В первые дни они могут капризничать и заболеть в связи с изменением привычного образа жизни и разлукой с близкими. Затем обычно большинство детей приспосабливается к новым условиям и детскому коллективу. Если ребенок говорит, что не хочет отправляться в детский сад, остается там, в слезах, а в конце дня приходит домой грустный, то значит, ему некомфортно там. В этом случае ОРЗ ребенка могут быть психосоматическими, как средство избежать посещения детского сада и остаться дома в привычной обстановке.

Статья прочитана 8 271 раз(a).