Процесс развития часов в течение времени. Сочинение на тему: "Времена года"

Многие философы и мудрецы Востока и Запада утверждали, что время на самом деле не существует. Так, Демокрит, следуя в этом Пармениду, писал: «Время есть видимость в форме дней и ночей». Аристотель определял время как «число (то есть меру) движения», а значит реально движение, время же относительно. Но с другой стороны, почему тогда так неумолима власть времени над человеком, почему мы не можем повернуть время вспять, остановить его или ускорить?

С точки зрения индийской философии, существуют различные уровни сознания и реальности, и на каждом из них время имеет разное значение и разное происхождение.

1) Объектное, или объективное время – время мира бодрствования, который «собирает» наше сознание, когда мы не спим. Об этом времени остаются справедливыми слова Платона в «Тимее», что планеты являются «орудиями времени», то есть это время буквально порождается, а не просто измеряется, движением планет (звёзды также входят в это понятие). Действительно, если время – это число движения, то во Вселенной наибольшее количество движения (импульс) имеет суммарное движение звёзд и планет.

2) Субъективное время – время психологическое, время сновидений. Здесь время производно от интенсивности переживаний и их качества, как описано в вышеприведенной цитате из «Писем Махатм». Это время мы можем ускорять и замедлять, но не можем остановить или повернуть вспять.

3) Время сна без сновидений – это уже не вполне время в нашем обычном понимании. Это время смысловое, которое порождается вниманием. Когда мы говорим «Вы не уделите мне немного времени», это то же самое, что «Вы не уделите мне немного внимания», а значит время и внимание имеют один и тот же корень. Но на уровне сна без сновидений границы субъектов стираются, и нужно говорить о неком бессубъектном внимании, которое можно сравнить с течениями в разумном океане «Соляриса». Хотя это внимание бессубъектно, в религиях оно иногда олицетворяется в образе Бога. Так, это то ужасное Время (Кала), образ которого Кришна явил Арджуне в XI главе Бхагавадгиты.

4) И лишь на 4 уровне сознания и реальности действительно не существует времени, поскольку это уровень Абсолюта, непостижимого и невыразимого в наших человеческих понятиях, в том числе и в понятиях времени.

Итак, время действительно относительно и не обладает самостоятельной реальностью, но на разных уровнях оно имеет разную природу и разные источники. И поскольку человеческое существование и сам человек как таковой тоже имеют относительное существование на тех же уровнях относительности, логично, что человеческое существование подчинено ограничениям времени соответствующего уровня. Чтобы полностью освободиться от ограничений времени, нужно окончательно раствориться в Абсолюте.

, еще Композитор Крэйг Армстронг Монтаж Зэк Стэнберг Оператор Роджер Дикинс Переводчик Геннадий Панин Режиссер дубляжа Юлия Бирюкова Сценарист Эндрю Никкол Художники Алекс Макдауэлл , Влад Бина , Тодд Чернявски , еще

Знаете ли вы, что

  • Оливия Уайлд, сыгравшая мать Джастина Тимберлейка, в жизни на три года младше его.
  • Большая часть имен персонажей принадлежат известным часовщикам. К примеру, под Вайсом подразумевается Альберт Вайс.
  • У машин в кино нет номерных знаков.
  • Транспорт, изображенный в картине, не имеет выхлопных труб, но издает звуки, аналогичные современным электромобилям. Такой же прием применялся в фильме «Гаттака».
  • Изначально лента имела название «I’m.mortal», которое затем было переименовано в «Now», а потом в «In Time».
  • До проекта «Время» оператор Роджер Дикинс использовал в работе исключительно пленочные камеры, но это его творение сделано на цифровом оборудовании.
  • Сама идея о том, что время – это валюта, присутствует в рассказе Генри Лайона Олди «Цена денег».
  • Часы на руке у каждого человека имеют 13 цифр, среди которых года, недели, дни, часы, минуты и секунды.
  • Пароль к кошельку времени Филлипа – комбинация даты рождения 12 февраля 1809 года Чарльза Дарвина и Авраама Линкольна.
  • Самый старый автомобиль в фильме – Lincoln Continental 1961 года. В такой же машине ехал президент Джон Ф. Кеннеди в тот день, когда был убит.
  • Водитель автобуса, отказавшийся подвезти Рэйчел – тот же человек, что потом согласится прокатить Сильвию и Саласа.
  • Здание, использующееся в качестве крупного банка, в который герои заходят в конце кино, можно часто видеть и в других фильмах и телевизионных шоу.

Больше фактов (+9)

Ошибки в фильме

  • Когда показывают эпизод в баре и часовые обращают внимание на Генри, его рукава спущены до запястья, но на крупном плане они закатаны до локтя.
  • В конце картины, когда страж гонится за парой, на его часах 44 минуты, а у Сильвии час. Он их догоняет, и разница во времени героев и мужчины составляет 2 минуты.
  • Когда у возлюбленных остаются последние секунды времени и девушка бросается навстречу Уиллу, на ней закрытые черные туфли на каблуке. В следующий момент на ней уже надеты босоножки на платформе.
  • Сильвия верно называет своему спутнику дату рождения Чарльза Дарвина – 1809 год, но по её губам отчетливо видно, что она произнесла 1804.
  • В сцене с покером персонаж Тимберлейка поднимает бокал шампанского в правой руке, хотя менее чем через 2 минуты он держит в ней чипсы.
  • В начале фильма, когда Уилл встает с постели, счетчик его времени находится на левой руке. Чуть позже он уже на правой руке, а затем снова на левой.
  • Когда герои сидят в украденном лимузине под деревом, солнце светит им в лицо, но при просмотре телевизора, лучи проходят над правым плечом Саласа.
  • У женщины из ломбарда отсутствовал счетчик времени.
  • В эпизоде автомобильной аварии Jaguar типа Е падает в ров, при этом отчетливо видно, что это игрушечная машинка.
  • Когда авто, попавшее в ловушку, падает вниз, заметно, что в салоне нет пассажиров.
  • В купленном Уиллом транспорте отсутствует зеркало заднего вида.
  • Ближе к концу фильма, в эпизоде, когда Салас проезжает под градом полицейских пуль, бронированное стекло со стороны водителя опущено. В следующий момент заметно как минимум три следа от рикошета.

Больше ошибок (+9)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

В будущем бессмертие – это реальность, так как люди прекращают стареть после 25 лет. По достижению такого возраста, если не пополнять запасы, остается всего один год жизни. Теперь ценой всему время, а у каждого человека на левой руке есть часы, показывающие его баланс. Когда оно заканчивается, цифры гаснут, а владелец умирает от остановки сердца.

Таким образом, общество разделилось на богачей и бедных. Последние обитают во временном гетто. Среди них и 28-летний Уилл Салас и его мать Рэйчел. Живут они сегодняшним днем, постоянно зарабатывая время на следующий. Однажды её сын вместе со своим другом Борелом замечают в баре богача, у которого 116 лет в запасе. Зовут его Генри Гамильтон. В это время внезапно появляются часовые – люди, ворующие у других время. Салас спасает Генри. Они убегают и скрываются в заброшенном здании. Когда герой засыпает, его напарник передает ему все свое время, оставив себе лишь 5 минут, и идет к мосту. Проснувшийся Уилл не успевает спасти друга, он падает в реку. К тому же парня успела заснять видеокамера и его объявляют убийцей.

Он хочет отвезти мать во временную зону Нью-Гринвич, где живут богачи. Но он не успевает, и Рэйчел умирает. Тогда Салас отправляется туда один. Познакомившись с Сильвией, дочерью крупного банкира, он убегает от полиции обратно в гетто, захватив её в заложники. За это время герои лишаются почти всего своего времени, и им приходится искать варианты, чтобы выжить. Сдав серьги девушки в ломбард, пара выручает по одному дню на каждого. Они влюбляются друг в друга и начинают грабить банки отца Сильвии. Получив капсулу с миллионом лет, Уилл отдает её девочке из гетто, чтобы она раздала время всем беднякам. После этого те идут в Нью-Гринвич и рушат систему, а герои грабят очередной банк.

Английские времена считаются самой сложной темой, потому что в русском языке у нас всего 3 времени, а в английском их 12.

При их изучении у каждого возникает много вопросов.

  • Какое время нужно использовать?
  • Будет ли считаться ошибкой использование одного времени вместо другого?
  • Почему тут нужно использовать это время, а не другое?

Эта путаница происходит из-за того, что мы учим правила грамматики, но не до конца понимаем их.

Однако английские времена не так сложны, как кажется.

Их использование зависит от того, какую мысль вы хотите донести до своего собеседника. Чтобы правильно это делать, вам нужно понять логику и случаи употребления английских времен.

Сразу предупреждаю, в этой статье я не буду объяснять вам грамматическое образование предложений. В ней я дам именно понимание времен.

В статье мы рассмотрим случаи использования 12 времен и сравним их между собой, в результате чего вы поймете, чем же они отличаются, и когда какое время надо использовать.

Давайте начнем.

Какие времена есть в английском?


В английском языке, также как и в русском, есть 3 знакомых нам блока времен.

1. Present (настоящее) - обозначает действие, которое происходит в настоящем времени.

2. Past (прошедшее) - обозначает действие, которое происходит в прошедшем времени (когда-то давно).

3. Future (будущее) - обозначает действие, которое будет происходить в будущем времени.

Однако на этом английские времена не заканчиваются. Каждая из этих групп времен подразделяется на:

1. Simple - простое.

2. Continuous - длительное.

3. Perfect - завершенное.

4. Perfect Continuous - длительно-завершенное.

В итоге получается 12 времен.


Именно использование этих 4-х групп ставит в тупик изучающих английский язык. Ведь в русском языке такого разделения нет.

Как понять, какое время нужно использовать?

Чтобы правильно употреблять английские времена, нужно 3 вещи.

  • Понимать логику английских времен
    То есть знать, какое время для чего предназначено и когда используется.
  • Уметь строить предложения согласно правилам
    То есть не только знать, а уметь говорить эти предложения.
  • Понимать, какую именно мысль вы хотите донести до собеседника
    То есть уметь выбирать нужное время в зависимости от смысла, который вкладываете в свои слова.

Чтобы понять английские времена, давайте подробно рассмотрим каждую группу.

Еще раз повторю, я не буду объяснять грамматическое образование предложений. А объясню вам логику, по которой мы определяем, время какой группы надо использовать.

Начнем мы с самой легкой группы - Simple.

Бонус! Хотите легко выучить английские времена и использовать их в своей речи? в Москве и узнайте, как легко освоить времена и начать говорить на английском за 1 месяц по методу ESL!

Времена группы Simple в английском языке

Simple переводится как «простое».

Это время мы используем, когда говорим о фактах, которые:

  • происходят в настоящем времени,
  • происходили в прошлом,
  • будут происходить в будущем.

Например

I drive a car.
Я вожу машину.

Мы говорим, что человек умеет водить машину и это факт.

Давайте рассмотрим еще один пример.

She bought a dress.
Она купила платье.

Мы говорим о факте того, что когда-то в прошлом (вчера, на прошлой неделе или в прошлом году) она купила себе платье.

Запомните: когда вы говорите о каком-то действии, как о факте, то используйте группу Simple.

Вы можете подробно изучить все времена этой группы здесь:

Теперь давайте сравним Simple с другой группой времен - Continuous.

Времена группы Continuous в английском языке

Continuous переводится как «длительное, продолженное».

Когда мы используем это время, то говорим о действии как о процессе, который:

  • происходит в настоящий момент,
  • происходил в прошлом в определенный момент,
  • будет происходить в будущем в определенный момент.

Например

I am driving a car.
Я веду машину.

В отличие от группы Simple, здесь мы не имеем в виду факт, а говорим о процессе.

Давайте посмотрим разницу между фактом и процессом.

Факт: «Я умею водить машину, у меня есть права».

Процесс: «Я села за руль какое-то время назад и сейчас веду машину, то есть нахожусь в процессе вождения».

Рассмотрим еще один пример.

I will be flying to Moscow tomorrow.
Завтра я буду лететь в Москву.

Мы говорим о том, что завтра вы сядете в самолет и в течение какого-то времени будете находиться в процессе полета.

То есть, например, вам нужно выйти на связь с клиентом. Вы говорите ему, что не сможете поговорить с ним в это время, так как будете в процессе полета.

Запомните: когда вы хотите подчеркнуть длительность действия, то есть то, что действие является процессом, используйте времена группы Continuous.

Подробно про каждое время этой группы вы можете прочитать здесь:

А теперь давайте перейдем к группе Perfect.

Времена группы Perfect в английском языке


Perfect переводится как «завершенное/совершенное».

Это время мы используем, когда делаем акцент на результате действия, который:

  • мы получили к настоящему моменту,
  • мы получили к определенному моменту в прошлом,
  • мы получим к определенному моменту в будущем.

Заметьте, что даже в настоящем времени это время переводится на русский язык как прошедшее. Однако, несмотря на это, вы говорите, что результат этого действия важен именно в настоящий момент.

Например

I have fixed my car.
Я починил машину.

Мы делаем акцент на результате, который есть у нас в настоящий момент - работающая машина. Например, вы говорите, что починили машину, теперь она работает, и вы можете поехать к друзьям на дачу.

Давайте сравним эту группу с другими.

Говорим о факте (Simple):

I cooked dinner.
Я готовила ужин.

Например, вы рассказываете подруге о факте того, что вчера приготовили вкусный ужин.

I was cooking dinner.
Я готовила ужин.

Вы говорите, что находились в процессе готовки. Например, не брали трубку, так как готовили (находились в процессе) и не слышали звонка.

Говорим о результате (Perfect):

I have cooked dinner.
Я приготовила ужин.

Вы в данный момент имеете результат этого действия - готовый ужин. Например, вы зовете всю семью к обеду, так как ужин готов.

Запомните: когда вы хотите сделать акцент на результате действия, то используйте группу Perfect.

Подробно про все времена группы Perfect читайте в этих статьях:

А теперь давайте перейдем к последней группе Perfect Continuous.

Времена группы Perfect Continuous в английском языке

Perfect Continuous переводится как «завершенное длительное». Как вы заметили по названию, эта группа времен включает в себя признаки сразу 2-х групп.

Ее мы используем, когда говорим о длительном действии (процессе) и о получении результата.

То есть мы подчеркиваем, что действие началось какое-то время назад, длилось (находилось в процессе) определенное время и в данный момент:

1. Мы получили результат этого действия

Например: «Он чинил машину 2 часа» (действие длилось 2 часа, а в данный момент у него есть результат - работающая машина).

2. Действие все еще продолжает длиться

Например: «Он чинит машину 2 часа» (он начал чинить машину 2 часа назад, находился в процессе и сейчас все еще чинит ее).

Мы можем говорить, что действие началось какое-то время назад, длилось и:

  • закончилось/продолжается в настоящем,
  • закончилось/продолжалось до определенного момента прошлом,
  • закончится/будет продолжаться до определенного момента в будущем.

Например

I have been cooking this dinner for 2 hours.
Я готовила ужин 2 часа.

То есть вы начали готовить 2 часа назад и к настоящему моменту у вас есть результат вашего действия - готовый ужин.

Давайте сравним это время с другими, похожими на него.

Говорим о процессе (Continuous):

I am painting a picture.
Я рисую картину.

Мы говорим, что в данный момент находимся в процессе рисования. Нам не важно, сколько на это уже ушло времени, нам важно, что в данный момент вы вовлечены в этот процесс.

Говорим о результате (Perfect)

I have painted a picture.
Я нарисовала картину.

Мы говорим, что в данный момент у нас есть результат - законченная картина.

Говорим о результате и процессе (Perfect Continuous)

1. I have been painting a picture for an hour.
Я рисовала картину час.

Мы говорим, что в данный момент у нас есть результат - законченная картина. Также вы подчеркиваете, что для получения этого результата вы находились в процессе рисования один час.

2. I have been painting a picture for an hour.
Я рисую картину один час.

Мы говорим, что сейчас находимся в процессе рисования, при этом мы акцентируем внимание на том, что заняты этим процессом уже час. В отличие от времен Continuous, где нам важно только то, что происходит в определенный (данный) момент, а не то, сколько мы уже этим занимаемся.

Запомните: если вы хотите подчеркнуть не только полученный результат, но и его длительность (сколько времени заняло у вас его получение), то используйте Perfect Continuous.

Общая таблица сравнения времен групп Simple, Continuous, Perfect и Perfect Continuous

Давайте еще раз посмотрим, за что отвечает каждая группа времен. Посмотрите на таблицу.

Время Пример Акцент
Simple I did my homework.
Я делала домашнюю работу.
Говорим о факте.

Например, вы когда-то учились в университете и делали домашнюю работу. Это факт.

Continuous I was doing my homework.
Я делала домашнюю работу.
Говорим о процессе, подчеркиваем длительность действия.

Например, вы не убрались в комнате, потому что были заняты процессом выполнения домашней работы.

Perfect I have done my homework.
Я сделала домашнюю работу.
Говорим о результате.

Например, вы пришли на урок с готовой домашней работой.
Преподавателю неважно, сколько времени у вас это заняло. Его интересует результат - сделана работа или нет.

Perfect Continuous I have been doing my homework for 2 hours.
Я делала(ю) домашнюю работу 2 часа.
Подчеркиваем не только результат, но и длительность действия до его получения.

Например, вы жалуетесь другу, что домашняя работа слишком сложная. Вы потратили на ее выполнение 2 часа и:

  • сделали ее (получили результат),
  • все еще делаете в настоящий момент.

Итог

Используйте английские времена в зависимости от того, какой смысл вы хотите донести до собеседника. Самое главное - понимать, на чем делается акцент в каждом из времен.

1. Говорим о действии, как о факте - Simple.

2. Говорим о действии, как о процессе - Continuous.

3. Говорим о действии, делая акцент на результате - Perfect.

4. Говорим о действии, подчеркивая, что оно заняло определенное время перед получением результата - Perfect Continuous.

Надеюсь, теперь вам стала понятна логика английских времен, и вы сможете донести до собеседника правильный смысл.

Времена года это четыре удивительных сезона, каждый неповторим и очарователен по-своему. Пробуждающая живой мир весна, благоухающее лето, грациозная осень и суровая зима. Природа во все времена года невероятно красива, словно сказочная принцесса, примеряющая разные одежки.

Какая бы не была погода во дворе, будь-то дождливая, ненастная или жаркая, она передает настроение и краски своего сезона. Поэтому если посмотреть за окно по другому, то не взирая на дождь или мокрый снег, хочется радоваться и ценить ту возможность, которую нам дарит природа, сменяясь по временам года.

Весеннее пробуждение

Весной природа пробуждается после долгого зимнего сна: с каждым днем становится теплее, все вокруг зеленеет буквально на глазах, а в лесу все чаще можно встреть животных и услышать радостное щебетание птиц. В начале весны снега уже мало, но пасмурных дней все же хватает.

Появление подснежников означает, что весна полностью вступила в свои права. Вот уже постепенно теплеет, солнечных дней становится больше, вскоре мелкий дождик начинает поливать расцветающие деревья. Все с большим нетерпением ждут первой майской грозы, которая извещает о том, что наступило теплое и солнечное лето.

Зеленое летнее царство

Летом луга покрыты пахучей растительной скатертью, а сады радуют буйством красок - все вокруг превращается в зеленое летнее царство. Именно в это время года природа показывает все свое богатство. А летняя ночь - особая пора, когда можно наслаждаться далекими звездами, засыпая под открытым небом.

Высокая температура воздуха и палящее солнце вынуждают людей искать тенечек под величественными кронами деревьев. Несущий кратковременное облегчение летний дождь позволяет увидеть настоящее чудо природы - радугу. Но начинающие понемногу желтеть листья уже сообщают, что впереди осень.

Хмурая осень

Осень - хмурая пора, когда совсем не хочется выходить из дома из-за постоянных дождей. Погода в это время года постоянно меняется: вот над головой светит яркое солнце, а через мгновение небо затянули густые облака - начался ливень.

Но все же осенью природа невероятно прекрасна, ведь золотые листья, падающие с деревьев, создают удивительную атмосферу. С интересом можно наблюдать за птицами, которые улетают зимовать в теплые края, и за животными, готовящимися к спячке. Все хорошо, пока осенний лес расписан золотыми красками, но вскоре оголенные деревья с грустью отмечают, что скоро наступит зима.

Суровые правила зимы

Зима - настоящая снежная королева: она покрывает все вокруг пушистым снегом, доставляющим немало радости. Но у этого времени года свои суровые правила, с которыми приходится считаться: длительные вьюжные ночи сменяются короткими несолнечными днями. Зимой природа становится безмолвной - животные пребывают в спячке, даже щебетание птиц не услышать.

Но все же в это время года природа по-своему прекрасна: белая пушистая скатерть простилается на многие километры, снег хрустит под ногами и лежит на ветках деревьев словно белая подушка. Но уже скоро зажурчат ручьи и пробьются подснежники, как весточка о скорой весне.

1
Понятие «время» описывает какое-то строго определенное явление, имеющее важное или принципиально важное значение для человека в процессе его взаимодействия с внешней средой, объектами этой среды и при решении им своей задачи. То, что мы называем синонимами, суть вариации выражения некоей общей характеристики данного явления и той или иной специфической внешней ситуации, складывающейся при взаимодействии человека с теми или иными объектами. Каждая из этих ситуаций получает при необходимости свое обозначение, а последняя возникает тогда, когда она становится важной для человека на протяжении длительного времени. Анализируя ситуации, можно довольно четко и полно описать данное явление и его роль в жизни человека, понять его сущность и то значение, которое оно приобретает при решении тех или иных задач, класса задач, которые человек постоянно решает.
Приведенные выше синонимы позволяют выявить интересную характеристику понятия времени как особого явления в жизни человека.
Итак, интересное наблюдение. Понятие «время» описывает то, что ему по его содержанию вроде и не принадлежит. По сути оно описывает две противоположности, две крайности: всегда (вечно) и никогда. И ни с одной из этих позиций время не может быть связано, ибо:
время описывает только то, что изменяется;
и время не описывает того, что не существует.
Если только рассматривать время не как понятие, а как абсолютную категорию, существующую вне времени и пространства, тогда оно теряет свои характеристики как время. Понятия всегда (вечно) и никогда, которыми человек и в самом деле оперируют как синонимами понятия «время», имеют смысл только в рамках некоего понятия времени как наиболее общей категории. В этом плане понятия «всегда» или «вечно» приобретают смысл только относительно другого явления, имеющего ограниченное существование, например жизни или периода существования какого-то иного события. Так, о египетских пирамидах говорят, что они существуют вечно, всегда, хотя понятно, что этого не может быть. Но в пределах жизни человека и не одного десятка поколений существование пирамиды может рассматриваться в рамках понятий «вечно» и «всегда». За время их существования человечество сумело переделать много дел и решить множество задач, а они все стоят и стоят, и долго еще будут стоять.
Понятие «никогда» так же интерпретируется человеком как временная категория. «Никогда» это фактически отсутствие времени и пространства, а соответственно и действия, равно понятию «ничто». Но здесь возникают два момента. Если это понятие рассматривать в его так сказать изначальном смысле, т.е. как полное и абсолютное отсутствие чего-то, а такую интерпретацию человек может дать, во всяком случае в рамках его существования она вполне правомерна, то фактически эти понятия для человека теряют какой-либо смысл. Если нечто не существует, то для человека оно не существует. Чего нет, того нет и говорить об этом не стоит. Но если человек тем не менее образовал эти понятия и активно ими пользуется, то это означает, что понятия «ничто» и «никогда» фактически описывают какую-то особую часть бытия, имеющую к человеку при решении ими своей задачи очень важное отношение. Что же это такое?
В быту распространена поговорка: «Этого не может быть потому, что не может быть никогда». Древние философы говорили: «Никогда не говори никогда». И то, и другое высказывания истинны, т.е. имеют смыл и значение для человека. Они означают только то, что в рамках существования данного явления человек никогда не решит свою задачу, поскольку это в принципе невозможно. Но в принципе оказывается возможным все, если интересующий человека объект поставить в иную ситуацию. Если девушка говорит, что она никогда не выйдет замуж, то она осознанно или неосознанно кривит душой. В принципе это возможно, но оказывается, в принципе это и невозможно, поскольку требования могут не вписываться в существующую ситуацию. Поменяй девушка в своем сознании принца на бомжа, и замужество у нее сразу же в кармане. Поэтому понятие «никогда» это такая же временная категория, но описывающая так сказать вне временную ситуацию, а точнее, другое время, не то время, в котором человек решает свои задачи, а то время, в котором другие объекты решают свои задачи. Своеобразный параллельный мир. Поэтому, если человек говорит, что этого не может быть, потому что не может быть, то это означает только то, что в рамках его бытия, а соответственно и времени, этого события и в самом деле не может быть. Девушка, ждущая принца, и в самом деле никогда не выйдет замуж за бомжа. Хотя в мире бомжей женитьба на бомже вполне возможна. И если девушка, не дай бог, перейдет в их мир, то невозможное окажется возможным. Поэтому древние и говорили: «Никогда не говори никогда». Человек в силу постоянной миграции и в процессе взаимодействия с другими объектами внешнего мира постоянно меняет свою систему координат, и то, что невозможно сегодня, оказывается вполне возможным завтра.
Группа понятий бессмертно, нетленно, непреходяще, бессрочно, пожизненно имеет более узкое содержание. Они уже соотносятся не с общим понятием «время» как существующим вечно, а с тем временем, которое отпущено человеку. Понятия бессмертно, нетленно определяются содержанием понятия «смерть», соотносящимся с понятием «жизнь». Понятие пожизненно уже точно соотнесено с понятием «жизнь». Оно существует во времени, соотнесенным с периодом жизни. Понятия нетленно, непреходяще, бессрочно определяются такими понятиями, как «тленно», «преходяще», «срок» и тем самым соотносятся со временем самым непосредственным образом, т.е. с таким явлением, которое имеет свой срок существования. Этим подчеркивается, что данное событие длится долго, очень долго (эмоциональная оценка события), но все-таки не вечно. Таким образом, понятие время в данном случае определяется, по меньшей мере, таким явлением, как жизнь, т.е. периодом существования человека как биологического существа.

Понятия неизменно, устойчиво, стабильно, все время, постоянно уже определены ощутимыми временными рамками. Здесь уже мало эмоций, а больше трезвой оценки какого-то явления. Когда говорят «все время» или «постоянно», то под этим понимают, что событие развивается в рамках внешнего по отношению к нему времени и не связано с его собственным временем. Эти «времена» надо четко различать. Когда говорят «неизменно, устойчиво, стабильно», то подчеркивают только, что явление, которое интересует человека в рамках времени, за которое он решает свою задачу, остается неизменным, т.е. сохраняет все свои основные, важные признаки, свойства и пр. Понятие время в данном случае соотносится с периодом существованием некоторых признаков некоего явления в течение того времени, которое нужно человеку для решения его задачи.
И только понятия жизнь, существование, бытие, житие четко определяют содержание понятия «время» периодом существования человека и как биологического, и как социального существа. Понятие «существование» уже несколько отличается от понятия «жизнь» в биологическом смысле, а соответственно меняется и содержание понятия «время», во всяком случае оно может отличаться от предыдущего понимания времени. Понятия «бытие», «житие» можно квалифицировать в ряде случаев как социальное бытие, как особого рода существование: бытие выходит за рамки физической жизни, оно может быть и меньше, и больше, и совсем другим. Этим самым подчеркивается, что понятие «время» связано с разными формами существования, в данном случае не только с физическими. Но и здесь содержание понятия «время» определяется периодом существования такой формы материи, как социальное бытие.
Понятия пора, период интересны тем, что представляют собой, по всей видимости, определенные рудименты процесса социального существования человека. При характеристике некоторого явления с точки зрения продолжительности его существования при решении человеком своей задачи, человек стал измерять его сначала такими предельно общими характеристиками, или точнее измерителями, как «пора» и «период». Такое измерение можно сравнить с тем, как человек, не имея градусника, оперировал такими понятиями, как «холодно» и «тепло». На определенном этапе осознания действительности и самого себя он не имел еще представления о более дробном делении, во всяком случае актуально и тем более формализовано. Понятия «период» или «пора» можно считать по существу первым формализованным представлением о времени существования объектов внешнего мира. Важно подчеркнуть, что понятие «время» как период существования явления или объекта с момента появления понятий «пора» и «период» становится осознанным, актуальным и формализованным. Потребовалось развить это представление и выразить его в более детальных единицах, т.е. продолжить формализацию. Рубикон был перейден.
Процесс актуализации и формализации понятия периода существования как понятия времени продолжился в следующих, хотя все еще общих категориях эпоха, век, столетие. С четкими понятийными границами, хотя понятие эпохи остается неопределенным по своим границам. Впрочем, и содержание данного понятия не имеет каких-либо физических границ, оно связано, в первую очередь, с социальной жизнью, с социальной периодизацией, которая весьма сильно отличается от границ физического существования объекта. Понятие эпохи связано с периодом существования больших социальных групп и их деятельностью. Поэтому эпоха может выходить за рамки понятий «век», «жизнь»; она может быть и больше, и меньше.
У нас
семь дней
у нас
часов – двенадцать.
Не прожить
себя длинней.
Смерть
не умеет извиняться.
Если ж
с часами плохо,
мала
календарная мера,
мы говорим –
«эпоха»,
мы говорим –
«эра».
(В. Маяковский)
В понятиях «век» и «столетие» заключена уже четкая периодизация существования жизни как некоего длительного процесса, который можно назвать даже вечным. Сто лет и век уже можно представить в днях, часах и минутах и даже в более мелком делении и в принципе в бесконечных градациях, а при необходимости можно ввести обратный и даже отрицательный отсчет.
Именно необходимость более детальной периодизации и привела к образованию таких понятий, как час, минута, секунда, введена уже и более детальная градация. Каждая из градаций приобретает в разных ситуациях при решении той или иной задачи весьма существенное значение, поскольку за любой сколь угодно короткий промежуток времени происходят события, которые могут повлиять на судьбу человека в том плане, что он не успеет решить свою задачу. Например, при изменении системы координат (при увеличении расстояний или скорости (космической)), каждый период, сколь бы мал он не был, приобретает совершенно разное значение. При высокой скорости и больших расстояниях секунда может быть весьма длинной. Соответственно меняется наполняемость периода протекания события или существования явления (объекта). Поэтому измерение не несет линейного характера, явление, включенное в разные системы взаимодействия объектов, меняет свое содержание. Так, если человек хочет продлить свою жизнь, и социальную и физическую, то он просто должен поменять систему координат, и тогда сто лет для него составят минуту или час. Например, интеллектуальная деятельность и есть иная система координат, в которой человек проживает совсем другую жизнь по сравнению с биологической, физической жизнью.
Понятия мгновение, миг, момент имеютиное наполнение по сравнению с их физическими аналогами, это не минута или сколь угодно малая величина. Они на понятийном уровне определяют такое состояние события, длительность существования которого намного меньше возможностей человека решить свою задачу. Они характеризуют класс явлений, точнее, класс периодов существования объекта или явления, выходящий за рамки физического существования периода решения задачи. Мгновение, миг, момент фактически соответствуют понятию «ничто», ибо если ничего нельзя сделать за этот период, то он не существует для человека. Однако имеется и одна особенность. Миг в иной системе координат может приобрести важное значение, т.е. он даст возможность решить задачу. Именно поэтому данные понятия и играют роль в жизни человека и приобрели свой специфический понятийный статус.
Понятия тленно, смертно, бренно описывают и состояние, и особое отношение человека к особой действительности. А действительность такова, что пришло осознание, что все имеет свой конец. Когда человек начинает осознавать не только начало, не только продолжительность жизни другого объекта, но и неизбежность конца его существования, он уже переходит на новую стадию своего развития. От детского понимания, что жизнь не только прекрасна, но и вечна, он приходит к пониманию суровости ее существования, что все имеет свой конец, ограниченный ресурс своего существования. Наконец, человек понимает, что жизнь? это борьба за то, чтобы успеть за срок существования свой и других объектов сделать то, что предназначено свыше, т.е. природой.
А значит и времени, ибо время всегда принадлежит объекту.Точнее, время принадлежит тому, кто оценивает период жизни объекта и возможность решить свои задачи. Можно сказать, что? это период существования объекта в ракурсе деятельности другого объекта при решении им своей задачи, поэтому время? это только некая результирующая процесса взаимодействия объектов мира.
2
Понятие времени в ходе осмысления мира имеет несколько мистическое значение. Время все определяет и довлеет над человеком, ограничивает его какими-то рамками и диктует направление существования и т.д.
На самом деле время такой же продукт сознания, как и любой иной, описывающий особую внешнюю ситуацию при решении человеком своей задачи. Особым это явление становится в силу специфического сочетания явлений или объектов. К таким объектам относится и сам человек во всем богатстве и разнообразии его характеристик, и место, которое он занимает, и действия, которые он совершает, и соответственно сама задача. Последняя обозначается в сознании так же, как некий самостоятельный объект, имеющий вполне реальные очертания и характеристики и вступающий во взаимодействие со всеми остальными объектами внешнего и внутреннего мира человека.
Но особой категорией время становится только в случае, когда оно превращается в доминанту, определяющую на каком-то этапе решения человеком своей задачи выбор действия и места. Точнее, доминантой становится не время как отдельно существующий объект, а то особое состояние внешних относительно человека объектов и их взаимодействие, которые начинают определять жизнедеятельность человека не только локально, при решении им своей задачи, но и в более широком плане, т.е. всю его жизнедеятельность, а возможно и саму жизнь
Что же это за особое состояние объектов, которое человек называет временем? По сути это период существования объекта от его рождения до его смерти или распада (естественного или принудительного со стороны других объектов), от которого зависит решение человеком своей задачи. Но сам по себе период существования какого-либо объекта мало волнует человека. То, что человек называет временем, есть период существования объекта (самого человека как объекта или других взаимодействующих объектов), за который он должен успеть решить поставленную задачу. Период существования объекта становится доминантой, если человек не успевает решить предельно важную для него задачу. Именно поэтому он уделяет столь большое значение в своих понятийных конструкциях этому феномену, и обозначил его словом, термином, символом, понятием «время».
Так, чтобы жениться или выйти замуж необходимо успеть за период активной брачности решить свою задачу, т.е. найти мужа или жену. Если за этот период задача не будет решена, то человек может лишиться самого главного? продолжить род и т.д. со всеми негативными последствиями, которые из этого вытекают. Поэтому надо успеть совершить данное действие (и соответственно в нужном месте), т.е. определиться в некотором пространственно-временном? деятельностном континууме. Другими словами, обязательно успеть найти свое место и успеть совершить действие в некотором пространстве, т.е. относительно других объектов, и в период их существования как объектов (т.е. во времени), а соответственно и в период существования всей системы взаимодействия объектов.
Период существования каждого из взаимодействующих объектов ограничен и различен, и все вместе они имеют ограниченный срок существования. И если не следить за моментом изменений, которые в конечном счете с необходимостью приводят к распаду объекта, то человек может не успеть решить задачу. Именно поэтому он постоянно и напряженно следит за тем, на каком этапе становления или распада находится объект (не только отдельный объект, а вся система взаимодействующих объектов), стремится иметь точное представление о своем месте в континууме изменений периодов существования взаимодействующих объектов и последовательности их действий.
Человек обязательно приписывает временной ряд своим действиям, выстраивая их в некоторую логическую последовательность. Ибо в одном месте можно совершить только одно действие, а значит, его можно совершить в какое-то одно мгновение (времени). Время в данном случае рассматривается как производное от действия и места действия. Если так, то другое действие можно также произвести в одном месте (пускай в том же самом) и тоже в какое-то одно время. Разница между этими двумя временами (мгновениями времени) заключается только в разных моментах совершения действия и не более того. Но эти два времени приобретают последовательность, если разные моменты действия реализуются в некоей общей для них системе действий с целью решения общей задачи. Более того, они приобретают такую последовательность действий, которой приписывается понятие «развитие» (если решается общая задача). Поскольку человеку необходимо характеризовать каким-то образом эти действия и регулировать их в отношении действий других объектов или вещей, то он приписывает данной последовательности действий какое-то количественное (а при необходимости и качественное) выражение. Имеется ли в количественном ранжировании какая-то последовательность времени? Ровным счетом никакой. Налицо круговорот времени, точнее, круговорот одних и тех же действий, и не более того.
Совершение действий зависит от воли человека, от его субъективных качеств, которые могут тормозить решение задачи, например лень, болезни, непонимание, слабая воля, отсутствие физических и интеллектуальных сил и пр. Поэтому человеку необходимо четко контролировать не только внешнюю ситуацию, другие объекты, но и самого себя, свои действия. Можно даже сказать, что понятие «время», выработанное сознанием, есть защитная реакция человека на свою неспособность решать задачи. Определив, что одно действие не выполняется или его выполнение затягивается, что грозит невыполнением другого действия, человек сам себя подхлестывает и находит решение задачи. Убитый бизон уже не нужен, если человек умер.
3
У человека появляется необходимость иметь точку отсчета и систему координат и каким-то образом их измерять. В результате образуется новый объект, который и получил название «ВРЕМЯ». Утром человек осознает, что до обеда он должен переделать множество дел.
«Я знаю, век уж мой измерен.
Но что б продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я»
(А.С. Пушкин)
В первую очередь надо покушать. Утро как условная точка отсчета имеет рамки существования. Утром надо проделать очень много важных и не очень важных дел. Но если утром не покушать, если до обеда пища не будет найдена, то это чревато многими неприятностями. До обеда означает, что если в промежутке от одного действия (проснуться утром) и до другого действия (покушать) не будет совершена серия необходимых последовательных действий, то это грозит серьезными последствиями. Придется запускать какую-то другую серию необходимых и, возможно, экстренных действий.
Наличие ограничительных рамок, в том числе и жизни, заставляет человека постоянно контролировать себя и внешнюю среду. И чтобы нечаянно не пропустить ограничительные рамки, человек в обязательном порядке должен знать, где он находится в пространстве (в системе других объектов), и во времени (период существования) и какие действия он производит. Иметь четкое представление означает соотнести действия, которые были совершены ранее, с теми, которые будут совершены в некотором будущем.
Такая оценка ситуации может быть грубой или детальной, иметь количественные и качественные критерии, но она должна быть обязательно формализована. Формализация? это осознанное действие, выраженное в безличной форме с тем, чтобы оно было понятно другим объектам и передано им независимо от субъективного предпочтения. Кроме того, формализация предполагает наличие и установление общих рамок существования некоей совокупности людей, сообщества, в которых осуществляется тот или иной жизненный цикл и всего сообщества, и каждого его члена. Формализация позволяет каждому члену сообщества в приемлемых и понятных ему формах получить информацию о рамках существования независимо от личных особенностей индивида. Так, у каждого отдельного члена сообщества различное здоровье, но чтобы вместе выполнить какую-то задачу нельзя ориентироваться ни на самого слабого, ни на самого сильного. Формализация устанавливает некие усредненные рамки, которые должны обеспечить выполнение общей задачи. Формализация есть осознание человеком некоего явления.
Первая формализация, как мы уже отмечали, осуществляется в полном соответствии с природными и биологическими циклами: утро, день, вечер, ночь. Все это критерии понятия «время», точнее, формализация, описывающая периоды существования данных явлений, которые, без сомнения, имеют объективное значение. С усложнением своих действий и потребности иметь более четкое представление о месте нахождения человеку потребовалась более дробная система измерения. Так появились раннее утро, утро, до обеда, после обеда, вечер, поздний вечер, ночь, поздняя ночь. Затем возникло деление на часы, минуты, секунды и более мелкие деления.
Появились и приборы, фиксирующие формализацию и дающие объективную точку отсчета. Это своеобразная формализация формализации, которая имеет длительную историю и самостоятельное существование как объективное явление.
Сначала время определяется своим непосредственным окружением, затем опосредованным, измерение времени усложняется. Наступает момент, когда время приобретает некое всеобщее значение. Появилась единая для всего общества точка отсчета, так называемое единое время, позволяющее отсчитывать частное время. Время приобрело самостоятельное звучание и некое абсолютное значение. Синхронизированные события, произведенные человеком, для непосредственного окружения приобрели абсолютное значение, которому человек обязан подчиняться. И в самом деле, мировое время, по которому синхронизируют события во всем мире, стало для каждого отдельного человека чем-то вроде самостоятельного и надсубъектного образования. Человек вынужден свое собственное время сверять с всеобщим временем, жить по тем часам, по которым живут во всем мире. Произошло отчуждение времени, возникли понятия и выражения типа «стрела времени», «поток времени» и пр., объективность времени.
Позднее стали распространенны иные интерпретации понятия времени. Оказалось, что время может изменяться в зависимости от скорости и массы тела, хотя природа и содержание такой интерпретации так и остаются непонятными и, как нам кажется, недоказанными .
Интересное изображение времени в известном рисунке С. Дали «Часы». Как и любое великое творение, он открывает широкое поле для интерпретации, чем люди сразу же и воспользовались. Гений и богатое воображение великого художника позволили найти новые повороты и новые интерпретации известного понятия, описывающие какую-то объективную реальность. Оказалось, что время может быть тягучим, сломанным, плавающим, извращенным и т.д.
Множественность различных объектов мира и периодов их существования помноженная на множество различных задач, которые ставит перед собой человек, произвели множество колоритных по содержанию характеристик времени в человеческом сознании. Они послужили основанием для таких понятий, как «физическое» и «человеческое время», «историческое время», «эпоха», «век», «субъективное время», «время сладострастия» и, наконец, «время собирать камни и время разбрасывать камни».
4
И последнее. О проблеме объективности и субъективности времени. Время приобрело статус объективности как существующее помимо воли и сознания человека, более того, как определяющее его время и само его существование.
Однако объективность времени есть условная величина, также как субъективность подхода к данному феномену. Понятие объективности связано исключительно с двумя факторами. Первый, когда время становится доминантой, т.е. единство места, времени и действия осуществляется в рамках некоего общего времени. Второй фактор, когда время становится всеобщим и универсальным методом оценки частного времени в конкретном месте и при совершении конкретного действия.
Соотношение объективного и субъективного применительно к понятию времени остается неясным и спорным, во всяком случае в философской литературе нет приемлемого решения. Как нам кажется, решение данной проблемы находится в совершенно иной плоскости размышления о действительности и в иной парадигме бытия, что требует специального обсуждения и исследования.
Понятие объективности в философии имеет основу в парадигме соотношения объективного и субъективного, первичности первого и вторичности второго. Однако при таком подходе остается много вопросов. Понятие времени, безусловно, является исключительно субъективным образованием. Оно изобретено человеком, чтобы иметь возможность представить в каких-то координатах и описать такое важное событие в жизни человека, как период существования и себя самого, и другого, взаимодействующего объекта (взаимодействующих объектов). Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что само по себе время как абсолютная категория не существует. То, что называется понятием «время», на самом деле есть только свойство человека, которое способно упорядочить в его сознании последовательность действий различных взаимодействующих объектов при решении какой-то задачи.
Но такое описание событий существует в сознании как возможность, которую человек и использовал. Точнее сказать, это программа ориентации человека по периодам существования его самого своего и всех взаимодействующих объектов, заложенная природой, которая в обязательном порядке должна быть развита с детства.
Дело в том, что время? это категория не только человека, но и любых других объектов, а соответственно и всей природы. И в этом плане оно вполне объективно. Соотношение того времени, которое принадлежит человеку как его собственное творение, и того времени, которое существует помимо человека, разрешается так же, как и соотношение любых других объектов, когда они вступают во взаимодействие. В процессе взаимодействия для них важно взаимопонимание и согласованность действий, что достигается путем зондирования действий друг друга (своеобразные вопросно-ответные отношения). В этом плане вопрос о первичности и вторичности относительно взаимодействующих объектов снимается. Но он сохраняется применительно к любому одному субъекту. Адекватность представления объекта о траектории движении другого взаимодействующего объекта достигается постепенным уточнением представления человека об объекте в процессе его сравнения с реальным поведением объекта. Концепция объекта о траектории движения другого объекта может быть неверной, но всегда необходимой. Она всегда первична, но только до того момента, когда она начнет проверяться практикой. Но и в этом случае первичность и вторичность зависят от точки отсчета.
Поскольку вся материя, в том числе и так называемая живая, устроена иерархически по уровню общности, где каждая часть материи решает свои задачи по тем же самым принципам и формам, то получается как бы всеобщность времени и объективность его существования. Личное время объекта может меняться, но оно всегда существует в общей массе времени как результат наличия времени у каждого объекта природы. Если объект исчезает, с ним исчезнет и его время, но остаются другие объекты и их время. В этом смысле время абсолютно, поскольку оно всегда есть и всегда будет в потенциале. Так заложено природой, но не обязательно применительно к отдельным субъектам. Если человечество погибнет во вселенской катастрофе, соответственно погибнет и его время, то останутся во вселенной другие объекты и природы их существования, останется и их время. Значит время будет существовать вечно в полном соответствии с тезисом: природа, материя существуют вечно.
Таким образом, время и в самом деле объективно, но только как внутренняя необходимость или, как мы говорили, возможность каждого объекта материи. Из этого вытекает понимание абсолютности времени. Это так, но за малым исключением: при такой интерпретации времени его можно изменять и приспосабливать к своим нуждам, как это делает человек, в частности, по отношении ко всем другим внешним предметам. Более того, существуют параллельные потоки времени и пр. А это означает, что время не абсолютно и не вечно и не незыблемо. Оно относительно и разно.
Таким образом, понятие «время» оказывается столь разнообразным и в силу этого непонятным, что приходится согласиться с тем, что феномен времени неисчерпаем. Он и в самом деле неисчерпаем, поскольку как самостоятельный объект, включенный в разные ситуации, приобретает различное содержание. И нередко настолько различное, что приводит к мысли, что речь идет о совершенно разных вещах. И только установив опосредованные переходные формы перетекания времени от одного состояния в другое, от одной ситуации к другой, можно понять, что речь идет по сути об одном и том же явлении, а именно о периоде существования объекта в сознании человека при решении им своей задачи, т.е. о времени.