Сравнить два животных одного вида. «Описание особей вида по морфологическому критерию»



Лабораторная работа № 1

« Описание особей вида по морфологическому критерию».

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологичес-кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные мате-риалы растений разных видов.

Ход работы

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и раз-личия. Чем объясняются сходства (различия) растений?


Лабораторная работа № 2

« Выявление изменчивости у особей одного вида»

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продол-жить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстриру-ющий изменчивость организмов (растения 5-6 видов по 2-3 экзем-пляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

Ход работы

1. Сравните 2-3 растения одного вида (или их отдельные орга-ны: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают раз-личия между особями одного и того же вида?

3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной измен-чивостью, какие - ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

Лабораторная работа № 3

« Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1.Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби-тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи-тельность».

Приспособленность организмов и её относительность

Таблица 1 *

Название

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно-вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно-вения приспособлений и запишите общий вывод.


Лабораторная работа № 4

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

Лабораторная работа № 5

« Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Заполнить таблицу:

3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

«Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

1. Креационизм.

Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее при-держиваются последователи почти всех наиболее распро-страненных религиозных учений.

Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане призна-ют, что Библия - это завет Господа людям, по вопросу одлине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, суще-ствуют разногласия.

Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом.

Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концеп-цию божественного сотворения за рамки научного иссле-дования. Наука занимается только теми явлениями, кото-рые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.

2. Теория стационарного состояния.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда.

Современные методы датирования дают все более вы-сокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонни-кам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности - либо изменение численности, либо вы-мирание.

Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб - латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться невер-ным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением числен-ности его популяции или перемещением в места, благо-приятные для сохранения остатков.

3. Теория панспермии.

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвига-ет идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине XIX века.

Согласно гипотезе панспермии жизнь существует веч-но и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от про-стейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганиз-мов, заброшенных из космоса.

Для обоснования этой теории используются многократ-ные появления НЛО, наскальные изображения предме-тов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сооб-щения якобы о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» - такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соедине-ния, которые, возможно, сыграли роль «семян», падав-ших на голую Землю.

Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелев-ской премии Ф. Крик, Л. Оргел. Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах:

Универсальности генетического кода;

Необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сей-час на планете крайне редко.

Но если жизнь возникла не на Земле, то как она воз-никла вне ее?

4. Физические гипотезы.

В основе физических гипотез лежит признание корен-ных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским.

Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого веще-ства требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания.

В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного веще-ства, которое больше не повторилось.

Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникнове-ние самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.

5. Химические гипотезы.

Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.

У истоков истории химических гипотез стояли воззре-ния Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под дей-ствием химических и физических причин появились со-единения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появи-лась безъядерная клетка - исходная форма для всех живых существ на Земле.

Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922-1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина пред-ставляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действитель-ное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется реше-нном загадки возникновения жизни.

Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно воз-никшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохи-мическая жизнь без организмов, осуществляющая са-мовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособ-ления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.

В качестве последней химической гипотезы возникнове-ния жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ пе-реносится в космическое пространство. В специфичес-ких условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в ме-теоритах - углеводы, углеводороды, азотистые осно-вания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не ис-ключено, что в космических просторах могли образо-ваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большин-стве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подхо-дящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое веще-ство появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.

Лабораторная работа № 6

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Цель: познакомить с различными гипотезами происхождения человека.

2.Заполнить таблицу:

Ф.И.О. ученого или философа

Годы жизни

Представления о происхождении человека

Анаксимандр

Аристотель

А.Н.Радищев

А.Каверзнев

Ж.Б.Робине

Ж.Б.Ламарк.

Ч.Дарвин.

3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

Лабораторная работа № 7

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Цель:

Ход работы.

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:


    Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

    Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

    Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Лабораторная работа № 8

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Ход работы.

      Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

      Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

      Составьте пищевые цепи в аквариуме.

      Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

    падают прямые солнечные лучи;

    в аквариуме обитает большое количество рыб.

5. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Лабораторная работа № 9

«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Цель: выявит черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»

Признаки сравнения

Способы регуляции

Видовое разнообразие

Плотность видовых популяций

Источники энергии и их использование

Продуктивность

Круговорот веществ и энергии

Способность выдерживать изменения среды

3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

Лабораторная работа № 10

«Решение экологических задач»

Цель: создать условия для формирования умений решать простейшие экологические задачи.

Ход работы.

      Решение задач.

Задача №1.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Задача №2.

На территории площадью 100 км 2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Задача №3

Решение:

Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО 2) = 12 т + 16*2т = 44 т)

В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода

В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.

44/1 100 000 000 000 = 12/Х;

Х = 1 100 000 000 000*12/44;

Х = 300 000 000 000 тонн

В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.

Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода "пройдет" через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.

Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год

Х = 300 лет.

Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.

Лабораторная работа № 11

«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Ход работы.

    Рассмотреть карты-схемы территории с.Великомихайловка в разные годы.

    Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности.

    Оценить последствия хозяйственной деятельности человека.

Рис.2 Карта-схема территории рек Плотва и

Холок до 1977 года.


Лабораторная работа № 12

«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

глобальных экологических проблем и путей их решения»

Цель: познакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Заполнить таблицу:

Экологические проблемы

Пути решения экологических проблем

Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень) пояснительная записка

Примерная программа

Образовательного процесса получить представление о целях , содержании, общей стратегии обучения... рас Лабораторные и практические работы Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию Выявление изменчивости у особей одного вида Выявление...

  • Пояснительная записка (34)

    Программа

    Новых видов в природе. Географическое и экологическое видообразование Лабораторные работы Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию Выявление... деятельности людей на биосферу в целом ; - анализировать последствия прямого и...

  • Раздел i концепция развития (миссия) школы и средства ее реализации

    Дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичная дробь. ... человеческих рас. Лабораторные и практические работы Описание особей вида по морфологическому критерию . Выявление изменчивости у особей одного вида . Выявление приспособлений...

  • Образовательная программа (5)

    Основная образовательная программа

    Решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных... рас Лабораторные и практические работы Описание особей вида по морфологическому критерию Выявление изменчивости у особей одного вида Выявление...

  • Лабораторная работа № 1.

    Цель : составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

    Оборудование : живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

    ХОД РАБОТЫ:

    Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия)

    Колокольчик персиколистный .

    Колокольчик персиколистный – C . persicifolia L . Это многолетнее растение со стройными, прямостоячими, гладкими стеблями. Достигает в высоту 40-100 и даже 160 см. Содержит млечный сок. Корневая система придаточная, мочковатая на лугах и бахромчатая в лесных фитоценозах. Листорасположение очередное. Листья цельные, без прилистников и опушения. Листовые пластинки линейно-ланцетные, заостренные с редко городчато-зубчатым краем, в нижней части побега с сильно оттянутым основанием. - голубого, сине-фиолетового или светло-лилового цвета (редко белого), расположены на коротких , собраны в однобокую верхушечную из трёх - восьми цветков или одиночные. ширококолокольчатый, крупный, до 3,5 см длиной и в диаметре, разделён на доли не более чем на 1 ⁄ 3 . вдвое короче венчика, обратноконическая, бороздчатая, с длинными заострёнными цельнокрайними зубцами. Цветёт в июне - июле. - многосеменная с десятью жилками.

    Колокольчик широколистный.

    Мощное многолетнее растение высотой до 1,5 метров. Стебель прямой, голый. Листья крупные, до 10 см, неравномерно пильчатые. На обеих сторонах листья покрыты редким мягким пушком. Колокольчик широколистный имеет кистевидные соцветия. Цветки крупные, фиолетового окраса. Редко встречаются белые цветы.

    Плод имеет форму коробочки с тремя порами у основания. Семена уплощенные, светло-коричневого цвета, имеют яйцевидную форму.

    Колокольчик, произрастающий в естественных условиях, отличается устойчивостью к вредителям и болезням. Теневынослив, к почвам нетребователен.

    Растение используется цветоводами как декоративное насаждение. Чаще всего его можно видеть в групповых посадках. Используется также флористами для составления букетов. Как культурное растение выращивается с 1576 года.

    Лабораторная работа № 1.

    Морфологический критерий вида.

    Цель : составить морфологическую характеристику двух животных одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

    Оборудование : иллюстрации животных (рисунки как дополнительный источник информации).

    ХОД РАБОТЫ:


    Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

    Заяц – беляк и заяц – русак.
    Наиболее известны в России зайцы – беляк и русак. Заяц-беляк: обитает в тундровой, лесной и частично лесостепной зоне Северной Европы, России, Сибири, Казахстана, Забайкалья, Дальнего Востока. Заяц – русак: в пределах России водится по всей Европейской части страны до северных побережий Ладожского и Онежского озер. Заяц-беляк. Длина тела 44 – 74 см. Хвост в виде пушистого белого шарика, кончики ушей черные. Остальная окраска буроватая или серая летом и чисто-белая зимой. На лапах зимой отрастают меховые «лыжи». Следы широкие, округлые, отпечатки задних лап лишь ненамного больше передних. Задние ноги намного длиннее передних и при движении выносятся далеко вперед. Длина следа задней лапы 12-17 см, ширина 7-12 см.

    Заяц-русак. Длина тела 55 – 74 см. Хвост сверху и кончики ушей черные. Остальная окраска рыжевато-серая с черноватой рябью, зимой светлее, особенно на брюхе и боках.

    У беляка и русака уши длиннее головы, хвост снизу белый, шерсть мягкая. Шкурка непрочная и слабо прикреплена к телу, поэтому клочья шкуры часто остаются в зубах хищников. У русаков длина следа задней лапы 14-18 см, ширина 3-7 см. Задние ноги намного длиннее передних и при движении выносятся далеко вперед.

    Беляк - растительноядное животное с чётко выраженной сезонностью питания. Весной и летом он кормится зелёными частями растений. Местами поедает хвощи и грибы, в частности, олений трюфель, который выкапывает из земли. В летнее время русак питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, но может выкапывать и корни. Охотно поедает овощные и бахчевые культуры. Беляк очень плодовит. За лето зайчиха приносит 2-3 помета из 3-5, иногда даже 11 потомков. Весной и осенью беляк линяет . Весенняя линька начинается в марте и кончается в мае. Живут беляки 8-9 лет, иногда доживают до 10, обычно же гибнут значительно раньше. Заяц-русак: пометов бывает 2-3 и даже 4. Весенний помет из 1-2 зайчат, более поздний из 3-4 (до 8). Беляк - важный объект промысловой охоты, особенно на севере. Русак является ценным промысловым животным, объектом любительской и спортивной охоты.

    Заяц – беляк Заяц – русак

    Сосна обыкновенная (Pinus silvestris), семейство Сосновые (Pinaceae)

    Жизненная форма: хвойное вечнозеленое дерево.

    Где растет: Территория Евразии. Южные границы распространения - Испания, Монголия, Китай. На севере растет вплоть до полярного круга. - Подземные органы: корневая система стержневая. От основного корня отходят боковые. Кроме основного и боковых корней есть сильно ветвистые короткие корни. - Стебель: стебель представляет собой прямой ствол, с мутовчатым ветвлением, покрыт красно- бурой, растрескивающейся корой. - Листья: (хвоя) - длинные, жесткие, игловидные, темно-зеленые, попарно расположены на укороченных побегах, сохраняются 2-3 года. - Опушение: отсутствует. - Цветок. Органами размножения у хвойных являются стробилы. Тычиночные колоски или женские стробилы (мегастробилы) многочисленные, серо-желтые, скученные у основания побега; пестичные колоски (шишки) или мужские стробилы (их еще называют микростробилами) располагаются на одном и том же дереве на верхушках побегов, серовато-коричневые. - Плод: После оплодотворения шишки разрастаются, деревенеют, семена созревают через 18 месяцев.

    Мак снотворный (Papaver somniferum), семейство Маковые (Paraveraceae)

    Жизненная форма: однолетнее травянистое растение. Растёт почти везде (культивируется), а также встречается в диком виде. - Подземные органы: корневая система стержневая, корень белый, веретенообразный, деревянистый, маловетвистый. - Стебель: прямостоячий, круглый, ветвистый, олиственный. - Листья: плотные, имеют продолговато-ланцетовидные лопасти. Листья сидячие, продолговатые, двоякозубчатые, верхние листья с сердцевидным основанием, стеблеобъемлющие, нижние – выемчатые, к основанию суженные, собраны в розетку. - Опушение: цветоножки усажены редкими волосками, стебель и листья голые или покрыты восковым налетом. - Цветок: обоеполый, правильный (актиноморфный). Околоцветник двойной, чашечка из 2 чашелистиков. Венчик свободно лепестной. Лепестков 4, белого, светло-фиолетового, пурпурового или красного цвета, с темно-фиолетовым или темно-красным пятном при основании. Андроцей: тычинок много, свободные, в нескольких кругах. Гинецей ценокарпный, образованный многочисленными срастающимися плодолистиками. Пестик 1, с одногнездною верхней завязью, разделенною несколькими неполными, продольными перегородками, и с сидячим, 7-15-лучистым рыльцем, во время цветения прилегающим своими лучами к завязи. Рыльце пестика широкое, лучистое. Соцветие не образуется, цветы одиночные. - Плод: простой, настоящий, сухой, вскрывающийся – яйцевидная или почти шаровидная многосемянная коробочка.

    2) Схожесть обоих приведенных видов растений заключается в общем строении, то есть имеются ярко выраженные корень, стебель (ствол), листья (хвоя). Похожим является и строение корневой системы: в обоих случаях это стержневая корневая система. Различия заключаются в покрытии стебля (ствола), органах размножения (цветы и стробилы), плодах (коробочка и шишка), строении листьев. У сосны корневая ситсема является более разветвленной. Различны и размеры растений. Различны также жизненные формы: однолетняя трава и хвойное дерево. Сходство обоих видов обусловлено принадлежностью к высшим семенным растениям. Это означает, что представители обоих приведенных видов имеют большое число специализированных тканей, их тела имеют четкое расчленение на вегетативные органы. Общим также является размножение с помощью семян. Однако, сосна относится к голосеменным, а мак уже покрытосеменное (или цветковое) растение. Различия жизненных форм влияют на жизненный цикл каждого из приведенных растений, а также на места их произростания.