Глобализация проблемы в сфере образования. Глобализация в образовании

1

Становится всё более очевидным, что нацио-нальные системы высшего образования (СВО) не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда. Решая вопросы реформирования и развития выс-ших школ (ВШ) отдельных стран уже нельзя исхо-дить из критериев национального уровня. В XXI веке ВШ ни одной страны не может готовить специалистов, отвечающих требованиям информа-ционного общества и обеспечивать устойчивое развитие страны, развиваясь на эндогенной осно-ве. Интеграция образования - одно из проявлений общего процесса глобализации современного ми-ра. Европейские страны видят своё участие в дан-ном процессе, прежде всего в консолидации уси-лий с целью сделать европейское образование эф-фективным, конкурентоспособным, привлекатель-ным для других стран. Между тем, межгосударст-венное сотрудничество в области подготовки спе-циалистов сегодня весьма актуально. Коренные изменения, произошедшие во всех сферах жизни общества, детерминируют соответствующие пере-мены в СВО. Осуществление гуманистического подхода к подготовке специалистов обусловлено общим культурным обновлением современного мира. Поворот к возрождению гуманизма и сопря-жённых с ним ценностей стал результатом осозна-ния человеческим сообществом того факта, что оно находится на пороге своего выживания, в преддверии крупномасштабных кризисов. Реше-ние проблемы выживания возможно только на путях перехода к новой цивилизации. Основой этого перехода стала новая парадигма образова-ния. Это инновационное образование, главным принципом которого являются: сохранение и раз-витие творческого, личностного потенциала чело-века; переход от проектирования устройств к про-ектированию деятельности; формирование миро-воззрения, основанного на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и нравст-венной ответственности за свои действия; разви-тие междисциплинарных связей, формирование системы обобщённых понятий; гармоничность, системность интеллектуальной деятельности. Эта парадигма, в центр которой ставится духовность и творческая сущность человеческой деятельности, даёт возможность обеспечить сохранность гло-бального жизнеобеспечения человечества и повы-сить реальную ценность каждого человека. Дума-ется, что данная парадигма образования может стать основой организации европейского вузовского сообщества и неотъемлемой частью гумани-зации процесса подготовки специалистов. На фоне гуманизации и гуманитаризации образования роль науки возрастает, что обусловлено синтезом есте-ственнонаучных и гуманитарных дисциплин. Об-разование на любом уровне не только включает узкоспециальную подготовку, но и формирует личность, готовит её жить в быстро изменяющем-ся мире, развивает у неё способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения. Повышение качества образования - это комплексная проблема, требующая усиления эф-фективности преподавательской, исследователь-ской и управленческой деятельности, при реше-нии которой необходимо соблюдать учёт баланса между новшествами и традициями, академически-ми преимуществами и социально-экономической реальностью, связностью программ и свободой выбора учащихся. Кардинальные изменения, про-исходящие в последние годы в экономической и социальной сферах, императивы зарождающегося информационного общества, стремительное раз-витие научных знаний, информационных и комму-никационных технологий ставят качественно но-вые задачи перед мировым сообществом. Высшее образование и наука становятся глобальным фак-тором общественного развития, выдвигаются в число наиболее важных национальных и общеми-ровых приоритетов, выступают в качестве важ-нейших компонентов культурного, социального и экономически устойчивого развития людей, сообществ, наций.

Библиографическая ссылка

Парахонский А.П. Глобальные процессы и модернизация образования в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 3. – С. 92-0;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=18 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Пережили индустриализацию, коллективизацию,- переживем и это. А.Андреев

Учебные вопросы

    Информатизация современного образования

    Глобализация современного образования

Цели (в результате учения Вы будете)

    Знать понятие, сущность и основные характеристики процесса информатизации образования.

    Знать основные положения концепции информатизации образования и направления информатизации, а также содержание государственных и межведомственных программ, способствующих этому процессу.

Учебные материалы

1. Информатизация современного образования

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Начавшись в 70-х годах прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно вполне обоснованно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания - автоматизированной инфосферы .

Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания. Научно доказано, что информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования

подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Первые шаги в области информатизации образования были сделаны в нашей стране в 1985 году, когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

В Концепции подчеркивалось, что информатизация образования – это «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества». При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.

В Концепции справедливо отмечалось, что информатизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования. Его главные проблемы связаны с подготовкой учебно-методических комплексов нового поколения и формированием принципиально новой культуры педагогического труда.

Процесс информатизации образования в России развивается по следующим четырем основным направлениям.

    Оснащение образовательных учреждений современными средствами информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения компьютеров в традиционные учебные дисциплины, средства ИКТ стала развивать и предлагать педагогам новые средства и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все стадии образовательного процесса.

    Использование современных средств ИКТ, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической

информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.

    Развитие и все более широкое распространение дистанционного обучения, позволяющего существенным образом расширить масштабы и глубину использования информационно-образовательного пространства.

    Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.

Анализ перечисленных выше направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

В России сегодня существует определенное понимание фундаментальности, научной и социальной значимости этой проблемы . Свидетельством этому является создание научной общественной организации - Академии информатизации образования, Международной академии открытого образования и других организаций, способствующих развитию и совершенствованию этого направления.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию инновационных идей образовательного процесса.

Правда, здесь уместно напомнить о правдивых словах ученого и педагога В.Ф, Взятышева человека всю свою жизнь посвятивший проблема компьютеризации, который говорил в свое время: «Сколько горьких слов я слышал о вреде компьютеризации образования. Какой

краской покрывалось мое лицо, когда седовласые Учителя корили меня за то, что занимаюсь автоматизацией проектирования: «Студенты и так плохо соображают, а ваши компьютеры отнимут у них последний разум! Сколько добрых предупреждений от зарубежных профессоров я слышал, чтобы мы не увлекались компьютерами в образовании, не повторяли их ошибок! Мы сетуем, а процесс идет! Сегодня ясно: процесс всеобщей информатизации (и освоения Интернет) остановить невозможно. С ним нужно жить и работать, писать статьи и писать письма» .

Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса. Примерами практического осуществления такого подхода в российской системе высшего образования могут служить Московский государственный институт экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Пензенский государственный университет, Российский университет дружбы народов (РУДН), Современный гуманитарный институт и др.

Одной из актуальных проблем развития информатизации сферы образования является обеспечение его информационной поддержки необходимой научной и учебно-методической информацией. В последние годы спрос на такую информацию в сфере образования устойчиво возрастает. Все это вынуждает преподавателей и учащихся ВУЗов и колледжей все чаще обращаться для поиска нужных им сведений в публичные библиотеки, а также прибегать к услугам автоматизированных информационных систем, к информационным ресурсам Интернет.

Развитие данного направления информационного обеспечения сферы образования России представляется сегодня исключительно важным и актуальным, так как современный уровень этого обеспечения по целому ряду причин на один – два порядка ниже, чем в развитых странах. В результате финансовых ограничений уровень комплектования учебных заведений России в последние годы существенным образом снизился и сегодня уже не удовлетворяет современным требованиям. Кроме того, резко сократились тиражи научной и научно-популярной литературы, которая для многих образовательных учреждений становится практически недоступной. Именно поэтому сегодня многие педагоги, студенты и аспиранты ВУЗ’ов мало знают о последних научных достижениях в области глобалистики, синергетики, ноосферологии, биологии, субквантовой физики, теории информации, о новых подходах в решении экономических, социальных и экологических проблем.

Стратегическим направлением решения данной проблемы является создание в стране территориально-распределенных автоматизированных информационных систем, специально

ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования необходимой научно-технической и учебно-методической информацией. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Так, например, в настоящее время в России реализуется несколько комплексных программ, среди которых:

    Государственная научно-техническая программа «Федеральный информационный фонд»;

    Межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;

    Межведомственная программа «Российские электронные библиотеки»;

    Межведомственный проект «Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных фондов России»;

    «Создание единого информационно-образовательного пространства»;

    «Электронная Россия» и др.;

Реализация этих программ нацелена на создание современной информационно-образовательной и телекоммуникационной среды для науки и образования.

Еще одним важным направлением информатизации образования является развитие фондов сертифицированных компьютерных учебных программ, рекомендуемых для использования в сфере образования. Сегодня в России создан и достаточно активно используется такой фонд, основными задачами которого являются пропаганда и внедрение новых информационных технологий в преподавание общеобразовательных предметов и управление процессом образования. В настоящее время этот фонд содержит уже несколько тысяч сертифицированных программных средств учебного назначения, отвечающих требованиям российских образовательных стандартов. Перечень этих средств регулярно публикуется в специальном каталоге «Компьютерные учебные программы», который издается Институтом информатизации образования Министерства образования России.

Исключительно острой для системы образования является сегодня проблема тиражирования и доставки в учебные организации различного рода пособий, учебников и программных продуктов учебного назначения. Эта проблема в значительной степени может быть решена путем использования новых технологий информационного обслуживания образовательных учреждений. Сегодня эта проблема решается в России по двум направлениям: путем использования возможностей сети Интернет, а также на основе организации континентальной спутниковой телевизионно-компьютерной сети «ТВ-информ». В рамках этой сети в настоящее время создана и функционирует специальная сеть «Информ-образование», основанная на передаче компьютерной информации в составе телевизионного сигнала общероссийского телевидения.

Информатизация образования стала условием для возникновения и развития системы дистанционного обучениия.

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

НА СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л.А. Самсонова

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Ключевые слова: образование, глобализация, информатизация

В статье рассматриваются понятие глобализация, взаимосвязь образования и глобализации, институты и элементы глобализации, перспективы современного образования в аспекте влияния глобализационных процессов.

Эволюция человеческого общества приводит к изменению всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества ведет к необходимости повышать эффективность образования.

Основное противоречие системы образования на современном этапе заключается в том, что быстрый темп приращения знаний не сочетается с ограниченными возможностями их усвоения отдельным человеком. Наиболее актуальным становится обращение к компетентностям и компетенциям, к максимальному развитию способностей человека. Общество предъявляет требования к человеку через образование, которые заключаются в обучаемости (способности человека к постоянному повышению уровня знаний, освоения нового), духовности, патриотизме, гуманности, толерантности, творческом мышлении.

Глобализационные процессы также оказывают влияние на современное образование.

Впервые тема глобализации была поднята в 1981 г. американским социологом Дж. Маклин. Уже в середине 80-х годов концепция глобализации получила широкое признание.

Процесс глобализации является характерной чертой существующего мира в начале XXI века, основной тенденцией которого стал курс всего мирового человечества, его экономики, политики, культуры, взаимоотношений на международную интеграцию и унификацию. В результате глобализации мир становится единым целым, однозначным, понятным и определённым для любого субъекта, входящего в эту систему. Шаги глобализации затронули практически все сферы жизни общества. В большей степени данный курс отразился на состоянии мировой экономики. Не менее значимые изменения в рамках глобализации прошли и в системе образования.

Актуальность данной статьи определяется возрастающим воздействием процессов глобализации на систему образования. «Глобализация образования - процесс все большего приспособления системы обучения к запросам глобальной рыночной экономики. Нарастающая зависимость последней от знаний (так называемая «экономика знаний») порождает идею создания Единой мировой образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах» .

Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами:

  • развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;
  • стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность,уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними, в взаимообогащения культур.

Процессы глобализации в образовании находят свое выражение в следующих институтах: ЮНЕСКО, Всемирный банк и т.д.
ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Деятельность ЮНЕСКО ориентирована на создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры, обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека, привлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования, исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны, прогнозирование эффективных путей развития и интеграции, сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.
Достаточно влиятельным относительно развития глобализационных процессов в образовательной сфере остается Всемирный Банк. Ведущей целью своей образовательной политики Всемирный Банк сегодня считает содействие улучшению качества образования путем перехода от традиционных методов, направленных на репродуктивное усвоение знаний, к инновационным, предусматривающие индивидуализацию учебного процесса, придания ему формы активного творческого сотрудничества всех участников; акцентирование внимания на развитии фундаментальных учебных навыков, к которым относятся: чтение, письмо, счет, навыки мышления, социальные навыки; предоставление возможности учиться в любом возрасте, что крайне необходимо для получения профессиональной мобильности;оптимизации инфраструктуры образовательной сферы.

Можно выделить несколько главных элементов глобализации образования последних лет: информатизация общества, организация системы независимого контроля качества знаний, в частности, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), интеграция системы высшего профессионального образования Российской Федерации в мировую систему высшего образования в рамках присоединения России к Болонскому процессу.

Основным элементом глобализации в системе образования стала информатизация общества, которая начала свой путь с резким и стремительным развитием компьютерных и информационных технологий. Информационная глобализация дала возможность расширить свой кругозор, увидеть всё разнообразие людей и культур, познакомиться с новейшими достижениями науки и техники . Благодаря современным информационным технологиям образовательный процесс начал принимать качественно новые формы. Возникло и начинает стремительно развиваться дистанционное образование. Интернет позволяет получать образование на дому, что жизненно важно для определенных групп инвалидов. Новые технологии дают возможность решить и такую важную проблему, как визуализация, наглядность в процессе обучения. Графики, схемы, динамика развития того или иного процесса, рисунки и т.п., позволяющие лучше усвоить учебный материал, стали неотъемлемой частью не только интернета, но учебных программ, представленных на CD. С помощью новых технологий обучающиеся имеют и иные возможности, например, он-лайн конференции и обсуждения в режиме реального времени, доступ к сетевым библиотекам и банкам данных. Наконец, интернет и иные новые технологии позволяют сделать процесс образования непрерывным. Человек, получивший образование, пополняет свой запас знаний фактически на протяжении всей своей дальнейшей жизни .

Введение ЕГЭ расширило возможности для получения высшего профессионального образования выпускников сельских школ, регионов, удалённых от ведущих вузов страны путём упрощения системы поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также возможности для обучения в некоторых европейских вузах. При прохождении тестирования в европейских вузах формат ЕГЭ даёт психологическую подготовку абитуриентам.

Процессы глобализации оказывают влияние на сферу образования по разным направлениям, среди которых можно выделить:

Проблему гармонизации глобализации и регионализации, которая выражается в том, что с одной стороны - человек становится гражданином мира без потери своих корней при активном участии в жизни нации и регионального сообщества, с другой - проблема опасности потери уникальности каждого человека, его способности реализовать свой потенциал в богатстве собственной культуры

  • - проблема уравновешивания подхода «всеобщего охвата»: с одной стороны - равенство возможностей при получении образования, с другой- обеспечение качества образования;

Проблема стандартизации обучения, появления глобальных исследовательских культур под влиянием современных ИКТ;

Необходимость ориентации образования на глобальный рынок, придание образованию предпринимательского характера, достижение баланса подходов к образованию, как государственной системе и как к элементу рынка социальных услуг .

Тем не менее, перспективу развития образования многие специалисты связывают с процессами глобализации, в том числе глобальной информатизации. Общество, по мнению ЮНЕСКО нуждается в социальном контракте, стержнем которого должно стать получение образования на протяжении всей жизни, которое будет способствовать гуманизации процесса глобализации и демократическому развитию общества. Непрерывное образование необходимо в условиях быстрых технологических сдвигов, когда нельзя спрогнозировать новые профессии и структуру спроса на специалистов.

Таким образом, глобализационные процессы влияют на современное образование, изменяя содержание, цели и задачи образования. Это нашло отражение в новых стандартах российского образования, которые успешно видоизменяют систему школьного и вузовского образования. Общественные ожидания в области образования тоже изменились: оно стало рассматриваться как одно из важнейших направлений социальной политики. Современная экономика, основанная на новых технологиях и технической революции, также во многом будет определяться политикой в сфере образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. М.; Спб.; Нью-Йорк, 2006.

  1. 2.Аракелов А.В., Алиева М.Ф. Система образования в условиях глобализации // Вестник АГУ, 2014. № 4 - С. 94-102

3.Барабанов О.Н., Лебедева М.М. Глобализация и образование в современном мире // Глобализация: человеческое измерение. - М.,2002. - С. 54 - 77.

4.Дингилиши У.В. Образование в аспекте глобализации и информатизации // Современные наукоёмкие технологии. 2005. № 1 - С. 79-80.


Сущность и цели глобализации. В ХХ ст. человечество вступило под знаком глобализации. Процесс глобализации отразился на очень широком круге явлений и процессов в сфере экономики, политики, социологии, образования и др. Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Глобализация в ее современном проявлении предстает как многоуровневая и многосторонняя система различных интеграционных проявлений. Основные из них, на наш взгляд, это: глобальная коммуникация, глобальная экономика, глобальная политика, глобальная культура, глобальная наука, глобальный язык, глобальный образ жизни.

Глобальная коммуникация. Новые средства коммуникации во взаимодействии с усовершенствованными старыми (реактивная авиация, телевидение, радио, Интернет, мобильный телефон) соединяют людей на разных континентах. Географические препятствия и межгосударственные границы отступают. Пространство и время сжимаются, люди и народы сближаются.

Глобальная экономика. Возникает глобальная экономика. Все большее количество товаров производятся совокупными усилиями многих стран. Но в возникающей глобальной экономике доминируют 40 тысяч транснациональных корпораций (ТНК), которые в своем подавляющем большинстве принадлежат капиталу США, Западной Европы и Японии. Они нередко оттесняют на второй план или даже подчиняют себе экономики средних и небольших стран.

Глобальная политика. Возникает глобальная политика и ее самым влиятельным и мощным субъектом стало сообщество развитых западных государств, лидером которых являются США. Западные державы, опираясь на свою экономическую и военную мощь, либо непосредственно образуют свои наиболее влиятельные международные организации (НАТО, «семерка»), либо подминают их под себя (Всемирное соглашение по тарифам и торговле, Мировой Банк, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития).

Глобальная культура. Возникает глобальная культура, которая объединяет весь мир.

Глобальная наука. Формируется глобальная наука, чему способствуют международные академические обмены, развитие мировой академической инфраструктуры (интернациональные форумы, журналы, издательства). Социология в числе других наук, и как система теоретического знания, и как общественный институт, становится глобальной.

Глобальный язык. Возник глобальный язык - английский, на котором проходит общение между различными странами и народами. Он связывает людей разных национальностей и цветов кожи, но, вместе с тем, его усиленное распространение угрожает в ряде отраслей общественной жизни (политике, бизнесе, науке) позициям даже очень развитых языков - русскому, китайскому, немецкому, французскому, испанскому и другим языкам. Сфера действия последних сужается даже на их национальных территориях.

Глобальный образ жизни. Возникает устойчивая тенденция к глобальной унификации образа жизни: на разных концах земли люди потребляют одну и ту же пищу, носят одну и ту же одежду, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы, получают информацию из рук одних и тех же средств массовой информации.

Влияние глобализации на образование. Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами:

Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики;

Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;

Стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность, уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними, в взаимообогащения культур;

Вестернизация (американизация) духовных ценностей, связанная с доминирующей позицией западной цивилизации в экономической, научно-технической и политической жизни человечества.

Процессы глобализации в образовании можно рассматривать в нескольких аспектах: институциональном, концептуальном, процессуальном.

К институциональный аспекту относится создание различных международных образовательных организаций. Например, ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческой деятельности ЮНЕСКО ориентирована на:

Создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

Обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

Привлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

Исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны;

Прогнозирование эффективных путей развития и интеграции;

Сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

ЮНЕСКО сегодня остается главным учреждением, которое в наибольшей влияет на образование. Свою деятельность в образовательной сфере она осуществляет через ряд институций, основными среди которых являются: Международное бюро образования, что с 1969 г. официально стало частью ЮНЕСКО. В 1951 г. в Гамбурге был основан Институт образования ЮНЕСКО. Он занимается проблемами образования взрослых, непрерывное образование, преодоление неграмотности среди взрослых.

Концептуальный аспект. Последствия глобализации в образовательной сфере, ее цель, принципы, методы легли в основу ряда концепций, широко обсуждались педагогами. В частности, известный бразильский компаративист Жасира да Силва Комара весь спектр образовательных глобализационных концепций предложил объединить в три группы в зависимости от типа взаимодействия различных культур в рамках учебной программы школы:

  • * Ассимиляционные, предусматривающие обеспечение приоритетного культурного и образовательного развития одной доминирующей нации и упадок других путем унификации;
  • * Мультикультурные, определяющие автономное развитие различных культурных групп, которые подчеркивают свою специфику, уникальность. Такой подход не создает предпосылок для взаимодействия, взаимообогащения этих культур.
  • * Интеркультурная, направленные на взаимном и взаимообогащение различных культур путем установления широкого спектра контактов.

Процессуальный аспект. Примерами глобальных образовательных преобразований, т.е. процессуальных аспектов, являются: введение во всём цивилизованном мире в ХVII в. классно-урочной системы, переход от монополии классической среднего образования к сосуществованию классической и реальной начале XX в., введение обязательного начального, а затем и базовой (неполной средней) образования, разработка и введение стандартов качества образования.

Болонский процесс как пример глобализации образования. Болонский процесс -- процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Основные цели Болонского процесса.

Целями процесса, достижение которых ожидалось к 2010 году, являются:

  • * построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • * формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • * обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • * повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные положения Болонской декларации.

Цель декларации -- установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

  • 1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  • 2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  • 3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  • 4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
  • 5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  • 6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  • 7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

объединяющая специалистов в области технических средств обучения (http://www.aicc.org).

10 Institute of Electrical and Electronic Engineers - Институт инженеров по электротехнике и электронике; IEEE Learning Technology Standards Committee (LTSC) - Комитет по стандартизации IEEE (http://ltsc.ieee.org).

11 European Committee for Standardization - Европейский комитет по стандартизации.

12 Institute of Electrical and Distribution Networks for Europe - проект Европейского сообщества. Целью проекта является развитие средств и методологий для производства, управления и многократного использования педагогических приемов, основанных на применении компьютеров, и удаленных обучающих программ.

13 Global Learning Consortium Instructional Management Systems - Глобальный образовательный консорциум (http://www.imsproject.org).

14 Организация Объединенных Наций по промышленному развитию - созданное в 1966 г. специальное учреждение ООН, цель которого состоит в содействии промышленному развитию и ускоренной индустриализации развивающихся стран путем мобилизации национальных и международных ресурсов.

15 Association for Computing Machinery - Ассоциация по вычислительной технике (http:// www.acm.org).

17 Там же. С. 6.

Поступила 23.10.03.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.М. Данилъченко, доцент кафедры общей педагогики Комсомолъского-на-Амуре педагогического университета

Автор рассматривает глобальное образование как образовательную мегасистему, интегрирующую прогрессивный педагогический опыт и передовые обучающие технологии всех государственных национальных систем образования. Поскольку нет одинаковых учителей и детей, то использование любых прогрессивных педагогических технологий, методик и приемов не может быть эффективным без учета особенностей индивидуального стиля учителя и учащихся. В этом, по мнению автора, и заключается главная психолого-педагогическая проблема гуманизации и модернизации системы образования.

The author considers global education as an educational megasystem integrating progressive pedagogical experience and advanced training technologies of all state national education systems. As there are no identical teachers and children there cannot be effective use of any progressive pedagogical technologies, techniques and skills without taking into account features of individual teacher and pupils style. Here lies the main psychological and pedagogical problem of modernization.

К началу XXI в. научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких технологий и Интернет вошли понятия «глобальная экономика», «глобальная экология», «глобальное образование». Существуют различные, порой противоположные, точки зрения на происходящий процесс глобализации, но остановить его нельзя, так как он объективно закономерен.

Термин «глобализация» стремительно ворвался в нашу действительность и стал одним из наиболее часто используемых в средствах массовой информации. Впервые его употребил в 1981 г. американский социолог Дж. Маклин.

Уже в середине 1980-х гг. концепция глобализации распространилась достаточно широко. Британский исследова-

тель Р. Робертсон указывал: «Концепция глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого... к конкретной глобальной зависимости, так и к осознанию глобального целого в двадцатом сто-летии»1. Другой британец М. Уотерс определил глобализацию как «социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все больше осознают»2.

В докладах Римского клуба 1980- 1990-х гг. были разработаны многие категории глобалистики (междисциплинарного изучения глобализации), ее основные направления исследований: «пределы роста», «за пределами роста», «первая глобальная революция», «глобальные © В.М. Данильченко, 2004

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

проблемы», «глобальное сознание». На основе глобалистики разрабатываются стратегии совместной деятельности государств в различных направлениях - экономическом, политическом, экологическом, культурном.

В области глобалистики написано большое количество работ как западных, так и российских авторов (в основном политологов, таких как И.А. Василенко, A.C. Панарин и др.). Но по проблеме глобального образования обнаруживается явный дефицит отечественных исследований.

В современных условиях глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество могут критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно глобальное образование может обеспечить активное участие мировой науки и общественности в управлении миром в новом тысячелетии.

Человечество, озабоченное своим выживанием, все чаще обращается к проблемам образования, его развития и совершенствования, поскольку уже сейчас решается, каким будет новый век - просвещенным или невежественным, гуманным или агрессивным. В XXI в. и новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Перед нами стоит стратегическая задача воспитания образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей, государств и всей планеты Земля.

Пришло время, когда каждому человеку необходимо получить комплекс экологических, экономических и юридических знаний в системе глобального образования и рационально использовать Интернет как инструмент непрерывного самообразования. Глобальное образование открывает огромный мир информации и дает большие возможности для успешной и компетентной деятельности

на мировом уровне. Стать «человеком мира» - это реальность современного глобального образования, перспективы же его непредсказуемы.

Инициаторами и лидерами в развитии глобального образования являются американцы. Еще в 1970 г. был создан «The American Forum for Global Education» («Американский Форум для Глобального Образования») - негосударственная организация, положившая начало движению за глобальное образование как в самих США, так и на международной арене. Состоявшаяся в апреле 1995 г. в Нью-Йорке по инициативе Форума и под эгидой ЮНЕСКО международная конференция «Bridges to the Future» («Мосты в будущее»; автор принимала в ней участие вместе с другими российскими преподавателями) определила роль и основные векторы развития глобального образования в XXI в. Глобальное образование было признано важнейшим направлением развития современной педагогической науки и практики, целью которого является подготовка человека к жизни в тревожном, быстро меняющемся и взаимозависимом мире, к решению нарастающих глобальных проблем.

Важно отметить, что глобальное образование объединяет различные образовательные системы многих государств и религий, отличающихся по своим философским, историческим, культурным и педагогическим традициям, по-разному декларирующих свое отношение к глобальному образованию, но использующих его возможности в собственных целях.

Развитию глобального образования способствуют различные научные конференции, встречи и другие международные мероприятия. Например, на проведенном в Австрии в сентябре 2000 г. международном симпозиуме обсуждались необходимость и значение развития глобального образования в новом веке, в том числе через новые обучающие технологии.

Особое научное и практическое значение имеет самая большая конференция («Annual Meeting»), ежегодно проводимая американской ассоциацией исследователей образования AERA, в которой принимают участие около 10 000 ученых,

преподавателей и учителей из разных стран мира. Очень важны многочисленные публикации по наиболее актуальным проблемам образования в журналах, издаваемых AERA: «American Educational Research Journal», «Educational Researcher», «Review of Educational Research» и др.

Проблемы развития глобального образования рассматриваются в докладах настолько конкретно, что в них бывает представлено даже расписание школьных занятий. Иными словами, разрабатывается «глобальный контекст» в школе, в классе и др.

Изучение систем (экономических, политических, экологических, технологических);

Изучение гуманных ценностей (общих и различных);

Изучение универсальных проблем (война и мир, права человека, окружающая среда);

Изучение глобальной истории (развитие глобальной системы, гуманных ценностей).

Понятие «глобальное образование» активно используется на разных уровнях:

Глобальной мегасистемы (планетарном), т.е. на уровне взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества;

Конкретных образовательных систем (школ и классов, образовательных центров, университетов и т.д.), т.е. на уровне содержания интернационального (международного) образования, развивающего планетарное мышление и сознание, и организации процесса обучения в соответствии с современными образовательными стандартами, новыми информационными и обучающими технологиями.

Вместе с прогрессивными учеными разных стран мы считаем, что глобальное образование - это не просто совокупность множества национальных образовательных пространств и систем, это

особая «мегасистема», где задаются и реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, где функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами, направленные на всемерное расширение возможностей развития личности.

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название «ме-гатенденций»3. К их числу относятся:

Массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;

Значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;

Ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

Адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

Ориентация обучения на личность учащихся, обеспечение возможностей его самораскрытия.

В процессе глобализации мировое образование вступило в качественно новый этап - международную интеграцию, которая является результатом развития и углубления предшествующего этапа - интернационализации - и доведения его до уровня интеграции национальных систем. Для интеграции становятся характерными возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего4.

Личность учителя в глобальном образовании - это личность носителя культуры и ее творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

По мировым стандартам современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. При этом позиция педагога рассматривается как система всех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, социальной действительности и педагогической деятельности. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности5.

Обновляемое в инновационной деятельности российских учителей образование (обучение и воспитание), имеющее значительный позитивный опыт, основано на дидактической теории и до сих пор остается массово-репродуктивным, а не индивидуально-творческим6. Реформируемая российская система образования, несмотря на все нововведения, продолжает работать согласно дидактической теории, которую разработал Ян Амос Ко-менский еще в XVII в. Эта теория около четырех веков служит просвещению человечества, но в наступившем третьем тысячелетии уже не способствует прогрессу, а тянет отечественное образование назад, оставляя новое поколение на уровне линейного мышления.

Какова же роль глобального образования в дальнейшем развитии и реформировании образования в России?

Тенденции развития современного образования порождают необходимость поиска новых подходов к обучению мыслить и действовать в новых условиях, поэтому нужна новая теория обучения, которая вела бы образование в будущее к новому образу мышления и новому сти-

лю жизни будущих поколений. Такая теория есть - это теория критического мышления, разработанная и достаточно успешно применяющая в США, но еще мало известная и до сих пор не востребованная в системе образования России.

Творческое и критическое мышление при первом рассмотрении кажутся совершенно не совместимыми понятиями. Первое основывается на нерациональных, несознательных идеях, без строгой направленности, порой неприемлемых в преподавании, второе является его полной противоположностью. Однако в общем смысле «творчество» означает поиск или создание нового, неизвестного, даже решение неизвестной проблемы или задачи. В общем, то же самое происходит и с «критичностью» в широком и правильном ее понимании.

Сравнивая дидактическую и критическую теории, мы видим, что более объективна, эффективна и практична вторая, основанная на приоритетах логического, проблемного, критического мышления, поиска нестандартных ответов в исследовательской деятельности учащихся, которые способствуют развитию творчества, самостоятельности, профессионализма и ответственности - личностных качеств, столь необходимых в современных социокультурных условиях.

Представляется, что российская система образования, имеющая большой творческий опыт и инновационный потенциал, находясь в значительно более трудных условиях, чем система образования США, может и должна активно изучать и гибко использовать прогрессивный опыт американских ученых и пе-дагогов-практиков. В этом заключаются основной смысл и позитивное значение нашего сотрудничества в контексте глобального образования.

Для российского образования актуальна объективная потребность в изучении как мирового передового педагогического опыта, так и индивидуального стиля деятельности современного учителя - вечного ученика, ищущего и принимающего все новое, ведущего за собой подрастающее поколение в противоречивом и быстро меняющемся мире. Дея-

тельность учителя никогда не была так трудна, еще никогда ему не приходилось конкурировать с глобальной информационной системой. В связи с этим существует острая необходимость помочь учителям, преподавателям ориентироваться в тенденциях развития глобального образования и современных требованиях к педагогическому образованию. Вместе с тем мы считаем, что такая информация также нужна заинтересованным родителям и широкой общественности.

Каковы тенденции развития образования в новом веке?

По общему признанию рубеж столетий - это период «глобальных инноваций» во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни. Глобальные инновационные процессы сопровождаются ускорением развития всех сторон общественной жизни, что обостряет и углубляет противоречие между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития. Многие научные работы посвящены решению этой проблемы через образование исходя из особой роли последнего в создании цивилизованного гражданского общества. Например, учеными Института Критического Мышления (Калифорния) были исследованы

перспективы развития образования, рассмотрены направления и пути реформирования образования в современном демократическом обществе.

В настоящее время во многих экономически развитых цивилизованных государствах существуют различные концепции развития школы как в государственном, так и в частном секторе. Конкретным и наиболее типичным примером тому является разработанная в США накануне наступившего века и уже внедряемая в новых и более сложных условиях тревожного мира концепция школы XXI в. («школы будущего»), которая была опубликована в связи с известной программой «Америка-2000» и остается ориентиром на ближайшее будущее7. «Школа будущего» предполагает создание определенных педагогических условий, необходимых для реализации теории критического мышления и внедрения с этой целью инновационных образовательных моделей, в том числе личност-но ориентированной и индивидуальнотворческой, так как на современном этапе развития образовательных систем основополагающим является «индивидуальный стиль» деятельности. Важнейшие из этих условий приведены в нижеследующей таблице.

Современная школа

Школа будущего

Фокус направлен на развитие базовых умений

Результат отделен от процесса обучения Обучение индивидуальное и самостоятельное Обучение строится по иерархически последовательным распоряжениям (указаниям) Администрация руководит процессом обучения

Отдельных учеников учат мыслить (думать)

Поскольку комплекс индивидуальных особенностей может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности, человек мобилизует свои ценные для данной работы качества, компенсируя те, которые препятствуют достижению успеха.

В связи с гуманизацией образования возникает вопрос о границах изменения стиля и о границах педагогического воз-

Фокус направлен на развитие мыгслительныгх умений

Целостное определение процесса обучения Совместное с учащимися решение учебных задач Обучение строится с учетом реальных проблем и задач

В центре внимания - учащийся, учитель руководит процессом обучения Всех учащихся учат мыслить (думать)

действия, а также о степени влияния совместимости стилей деятельности учителя и ученика на развитие познавательной активности последнего. При рассмотрении данных вопросов выделены две важнейшие задачи современного образования: во-первых, максимизировать процесс восприятия материала и обеспечить развитие познавательного стиля деятельности учащихся;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

во-вторых, помочь учителю найти свой стиль педагогической деятельности, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям, и, что наиболее важно, приобрести умение варьировать им в зависимости от особенностей стилей деятельности учащихся.

Наиболее значимым, с одной стороны, является вопрос успешного обучения всего класса с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, с другой - приспособление лиц с разными индивидуально-психологическими особенностями к педагогической деятельности, т.е. деятельности с постоянно изменяющимися условиями.

Развитие индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся происходит в процессе взаимодействия учителя и учащихся. Конфликты между учителями и учениками являются препятствием к развитию интереса учащихся к предмету, а иногда и к учебной деятельности в целом. Это происходит по причине несовместимости особенностей нервной системы. То, чего ожидает учитель от своих учеников, основывается на его собственных предпочтениях в сфере обучения, а когда эти предпочтения не совпадают с учебными предпочтениями учащихся, возникает конфликт стилей.

Понятие «конфликт стилей», введенное американскими психологами, используется ими при несоответствии между «стилем обучения», т.е. стилем деятельности учителя, и «стилем учения», т.е. стилем деятельности учащегося. В ходе исследований был выявлен такой факт, что наивысшую заинтересованность в изучении предмета достигают те учащиеся, деятельность которых соответствует по типу нервной деятельности учителю.

Поскольку современная система образования не предусматривает возможности формирования классов на основе особенностей стилей деятельности учеников и учителей, главная задача, стоящая перед учителем, заключается в поиске компенсирующих методов обучения, предотвращающих «стилевые» конфликты. Именно с учетом особенностей индивидуального стиля деятельности

учителю необходимо строить свою деятельность при дифференцировании учеников на основании того, какая группа признаков преобладает в их учебной деятельности.

Впервые о подобном разграничении заговорил известный отечественный психолог Б.М. Теплов, который на основе данных математической статистики выделил стили с доминированием «аналитических», т.е. левополушарных, и «синтетических», т.е. правополушарных, тенденций. Далее исследованиями индивидуальных психологических особенностей в мыслительной деятельности занимались многие отечественные и зарубежные психологи.

На основе анализа психолого-педаго-гических исследований, как отечественных, так и зарубежных, был сделан вывод, что для успешного формирования индивидуального стиля деятельности необходимо учитывать:

1) диагностический, дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и воспитанию;

2) соответствие индивидуальных стилей деятельности учителя и учащегося;

3) эволюцию уровней усвоения знаний:

репродуктивный ® эвристический ® креативный.

Исследования, проведенные в 1993 г. в США более чем в семидесяти учебных заведениях, показали, что идентичные методы, применяемые в групповом обучении, могут быть продуктивными для одних и сдерживающими процесс обучения других. Было выявлено, что ученики, индивидуальные особенности которых не учитываются в процессе планирования и осуществления педагогического процесса, впоследствии составляют «группу риска» и могут стать опасными членами общества, склонными к правонарушениям. В большинстве случаев в группу риска входят кинестеты с тактильным уровнем восприятия информации и правополушарные визуалы.

В процессе опытно-экспериментальной работы, проведенной нами по программам научного обмена в России и США, были разработаны и апробирова-

ны способы повышения эффективности планирования и осуществления учебного процесса на основе индивидуального стиля учащихся на каждом этапе учебной деятельности. Далее мы сделали самостоятельный анализ использования модели обучения, созданной в США Д. Колбом, которая основана на собственном опыте учащихся. Указанная модель состоит из четырех фаз обучения, каждая из которых предполагает определенные качества, способности и умения со стороны учащихся:

Фаза конкретного опыта - способность к восприимчивости нового опыта;

Фаза рефлексивного наблюдения - способность к интерпретации опыта;

Фаза абстрактной концептуализации - способность к целостному пониманию - схватыванию, выработке понятий и представлений, выстраивающих данные наблюдения в последовательную, логическую теорию;

Фаза активного экспериментирования - способность использовать свои теоретические представления для принятия решений, разрешения проблем, что, в свою очередь, ведет к приобретению нового опыта.

М.В. Кларин, анализируя модель Д. Колба, указывал, что она является наиболее эффективной для учеников старших классов и студентов вузов8. Будучи сторонниками развивающего обучения, мы согласны с данной точкой зрения, так как она диаметрально противоположна традиционной модели обучения, предполагающей восприятие материала на слух. Рассматривая возможность более эффективного использования схемы цикла

обучения, основанного на непосредственно переживаемом опыте, разработанной Д. Колбом, мы считаем, что во второй фазе его модели должна осуществляться дифференциация учащихся в соответствии с их индивидуальным стилем деятельности.

Мы сделали вывод о том, что при прохождении указанных фаз одного цикла ученик поднимается на более высокий уровень развития, учится проблемному, концептуальному мышлению, у него формируется исследовательский стиль деятельности, т.е. таким образом может реализоваться актуальная в новом веке критическая теория обучения.

Современный процесс обучения нуждается в использовании новых исследований проблемы развития индивидуального стиля деятельности в контексте глобального образования, что определяет значимость нашего исследования, проведенного по программам сотрудничества АСПРЯЛ и АЙРЕКС в 1995 и 2001 гг. в США.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L., 1995.

2 Waters M. Globalization. L.; N.Y., 1995. P. 3.

3 См.: Кларин M.B. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, 1995.

4 См.: Лиферов А.П. Основные тенденции интегральных процессов в мировом образовании. М.,

5 См.: Исаев И.Ф., Костина Н.И. Преподаватель высшей школы США: профессионально-педагогическая подготовка. Белгород, 2001.

6 См.: Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

7 «What Work Requires of Schools»: A Scans Report for America 2000, The Secretary’s Commission on Achieving Necessary Skills, U.S. Department of Labor. June 1991.