Курды и турки. Курдский референдум: на карте может появиться новая страна, и она очень не понравится мусульманам

Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:


    Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

    Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
    Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

    Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

    Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


    Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

    Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

    В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

    Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

    Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

    Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

    Происхождение курдов

    Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


    • Скифо-мидийское происхождение.

    • Яфетическое.

    • Северная Месопотамия.

    • Иранское плато.

    • Персия.

    Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

    Вероисповедание курдов

    В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

    Говоря о езидах всегда нужно помнить:


    • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


    • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

    • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

    • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

    Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

    Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

    Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

    Курды в Турции сегодня

    В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

    В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

    Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

    Традиции и обычаи курдов

    В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


    • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

    • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

    • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

    • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

    • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

    • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

    • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


    • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

    • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

    • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

    • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

    Борьба курдов за независимость

    Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

    Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

    Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

    В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

    Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

    Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

    После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

    Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

    Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

    В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

    В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

    В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

    В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

    В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».

Подконтрольную им территорию в Северной Сирии, сражаясь с «Исламским государством» (запрещено в РФ). Курды отвоевали примерно 14% всей земли, принадлежавшей боевикам. Завоёванную ими территорию около турецко-сирийской границы повстанцы называют Рожава или Западный Курдистан. Захватывать эти земли активисты начали ещё в 2012 году, когда Сирию охватила революция. Курды почувствовали, что смогут добиться долгожданной автономии, и вступили в борьбу, которая трансформировалась в наступление на позиции «Исламского государства». Но почему вообще многомиллионному этносу приходится воевать за саму идею создания национального государства?

Кто такие курды и почему у них нет государства?

По разным оценкам, численность
курдского народа составляет
от 20 до 40 миллионов , но ни одна
из стран не проводила официальной
переписи этого этноса.

Вопреки распространённому мнению, курды являются проблемой не только для Турции, но и для Ирана, Ирака и Сирии. По разным оценкам, численность курдского народа составляет от 20 до 40 миллионов, но ни одна из стран не проводила официальной переписи этого этноса. На данный момент в Турции проживает около 74 миллионов человек, пятую часть от этой цифры составляют курды, но само слово «Курдистан» вплоть до 2013 года употреблять было фактически запрещено.

Первое упоминание о Курдистане восходит к 1150 году, когда персидский султан Санджар турецко-сельджукского происхождения основал одноимённую провинцию. С тех пор в османских исторических источниках регулярно встречаются упоминания о независимых и полунезависимых курдских княжествах, а среди титулов есть и «падишах Курдистана». Курды долгое время относительно автономно проживали на территории Персии и Османской империи, но уже в 80-90-х годах XIX века национальные лидеры заговорили о самосознании и независимости.

После Первой мировой войны произошёл передел Османской империи, в результате которого курды рассчитывали получить право на создание собственного независимого или хотя бы единого автономного государства. Представители Курдистана предлагали Лиге наций проект карты будущей страны, но безуспешно, и этнос оказался разбросан по четырём разным странам. Новорождённая Турция запустила агрессивную политику тюркизации национальных меньшинств (гражданство было отождествлено с этническим происхождением), в результате чего курды были признаны турками, а их национальный язык оказался под запретом. Лига нации пошла на поводу у Мустафы Кемаля Ататюрка, который позже развернул полноценную репрессивную кампанию в отношении курдского народа.

Однако различия между турками и курдами есть, и совсем не искусственного толка. Курды сформировались как нация из населения персидских племён. У этноса есть два языка - курдский и дейлемитский, а также порядка пяти диалектов. Вопреки тому, что большинство курдов являются мусульманами-суннитами, как и турки, некоторые из них исповедуют синкретический езидизм, особый вид ислама, сочетающий в себе традиции зороастризма, иудейства и христианства. Езиды несколько раз переживали геноцид со стороны традиционных мусульман, которые считают их веру сатанинской ересью.

В 1920–1930-х годах курды предпринимали попытки воссоединиться, но восстания были подавлены войсками Ирака и Сирии при поддержке бывших колониальных держав. Ситуацию усугубило открытие нефтяных залежей на территории Южного Курдистана, что сделало эту территорию предметом особого интереса и контроля для официальных властей. С тех пор курды, практически не переставая, пытаются отстоять своё право на независимость путём протестов и точечных вооружённых столкновений.

Как курды борются за свои права?

Сейчас в мире существует четыре курдские провинции: Иранский Курдистан, Турецкий Курдистан, Иракский Курдистан и, наконец, Сирийский Курдистан (или Рожава), который противостоит «Исламскому государству».

Наибольшей автономией пользуется Иракский Курдистан, основанный в результате гражданской войны в 1970-х годах и сильно укрепивший свои позиции после американского вторжения в Ирак в 2003 году. Два годя спустя в стране появилась новая конституция: есть даже свои парламент, президент и два официальных языка - курдский и арабский.

Иракский Курдистан оказывает активную поддержку повстанческим движениям своего народа как на территории Турции, так и в Сирии. Сейчас курды в Ираке готовы обрести полную независимость, глядя на успехи «Исламского государства» в регионе и ослабление позиций официальных властей. Такая ситуация несравнима с положением курдов в Иране, где запрещены даже газеты и правозащитные организации для национального меньшинства, а активисты часто получают сроки за «связи с ЦРУ».

В Турции борьбу за автономию с 1984 года ведёт организация «Рабочая партия Курдистана». Повстанцы долгое время использовали лишь подпольные методы борьбы, но на данный момент перешли в открытое противостояние с правительством. В декабре 2015 года Турция привлекла более десяти тысяч военных и полицейских для боев с радикально настроенными курдами на юго-востоке страны и периодически проводит воздушные бомбёжки командных пунктов РПК в Северном Ираке.

Как поменялось отношение к проблеме курдов в последнее время?

В 2002 году ЕС признал «Рабочую партию Курдистана» террористической организацией, но шесть лет спустя отменил своё решение. На данный момент Евросоюз активно призывает президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана прекратить военные столкновения с курдами и сесть за стол переговоров. Помимо этого, США занимаются поставками оружия для курдских батальонов, ведущих борьбу против «Исламского государства». Турецкие власти считают, что таким образом Запад может опосредованно обеспечивать оружием боевиков из РПК.

Сами курды обвиняют правительство Турции в том, что оно тайно поддерживает «Исламское государство», продавая террористам нефть и принимая на лечение членов группировки. В этом с ними солидарны хакеры организации Anonymous, которые сегодня объявили кибервойну Турции из-за подозрения в пособничестве ИГ.

Есть ли у курдов шансы получить своё государство?

Несмотря на успехи курдских батальонов в Северной Сирии, эксперты не слишком верят в возможность создания единого суверенного Курдистана в ближайшее время. Востоковед Йохен Хипплер считает, что нынешние военные успехи Рожавы являются лишь промежуточной ступенью в предстоящей борьбе с «Исламским государством». Курдские общины в Ираке и Иране имеют слишком разные взгляды на сущность единого национального государства. Так что на данный момент вопрос объединения остаётся открытым .

В то же время научный сотрудник Московского центра Карнеги Алексей Малашенко пишет о де-факто уже приобретённой автономии курдов Ираке и активной, потенциально очень эффективной поддержке повстанцев в Турции: «Одно дело давить курдов по частям, как это делалось, плохо ли, хорошо ли, но это делалось... Как в этой ситуации будет себя вести Эрдоган? Он может договариваться, воевать. Но есть турецкие земли, на которых живут курды по соседству со своим курдским, де-факто национальным, государством. Мало не покажется».

Более того, Натали Дениз, сотрудница Вашингтонского университета национальных конфликтов, уверена , что оккупация курдами территорий, принадлежащих Сирии, является практически неизбежной, в том числе и из-за американских поставок оружия повстанцам: «Курды используют американские бомбардировщики не только для благородной борьбы с „Исламским государством“, но и для возвращения богатых нефтью территорий, за которые идёт борьба ещё с 2003 года».

В неизбежности образования 30-миллионного государства Курдистан уверен и Даниэль Пайпс, президент американской организации «Ближневосточный форум»: «После Первой мировой войны курдам не хватило интеллектуального и гражданского потенциала, но сейчас у них есть шанс... Возникновение Курдистана, безусловно, потрясёт весь Ближний Восток и может стать причиной для новой войны, но это необходимая встряска».

Курды и турки издавна живут по соседству, и сторонний человек вряд ли отличит одних от других. Между тем единственное, что объединяет эти народы, – религия, да и то лишь частично. В то время как турки являются мусульманами-суннитами, а Османская империя несколько веков была главным оплотом ислама, курды придерживаются разных верований, хотя большинство из них также мусульмане. Чем отличаются курды от турков, кроме религии? Рассмотрим подробнее.

Языки

Между курдским и турецким языками нет ничего общего. Турецкий язык относится к огузской подгруппе тюркских языков, и ближайшими его «родственниками» являются гагаузский язык, на котором говорит малочисленный народ, проживающий в Молдавии и Одесской области Украины, и один из диалектов крымско-татарского языка. Чуть дальше отошел азербайджанский язык, в котором много заимствований из персидского, хотя некоторые лингвисты и его считают диалектом турецкого.

Отличие курдов от турков в том, что курдский язык относится к иранским языкам, входящим в индоевропейскую семью. Хотя существование единого курдского языка – предмет лингвистических споров. Большинство специалистов считает, что корректно говорить о существовании курдской языковой группы, состоящей из нескольких языков:

  • курманджи;
  • сорани;
  • келхури.

Сравнение

Турки, мигрировав в Малую Азию в историческое время (позднее Средневековье), разгромили Византийскую империю и сделали Константинополь свой столицей, дав ему другое имя – Стамбул. Позже Османская империя (в то время турки называли себя османами) разрослась, наводя ужас на европейские королевства. Османы даже осаждали Вену – столицу могущественной Австрийской империи, правда, взять ее не смогли. Османская империя много воевала с другой империей – Российской, постепенно отступая и сдавая захваченные ранее территории. В 1918 году, после поражения в Первой мировой войне, Османская империя развалилась, и новые границы страны были очерчены в основном согласно расселению турецкого народа (за некоторым исключением).

Курды, в отличие от турок, никогда не имели собственной государственности, всегда входя в состав чужих империй. После Первой мировой войны, когда территория Османской империи и Ближний Восток были произвольно перекроены европейскими державами-победительницами, места для курдского государства на новой политической карте мира снова не нашлось. В результате курды, более-менее компактно проживающие на сопряженных территориях трех государств – Турции, Ирака и Сирии, не сумели стать единой нацией с точки зрения мирового сообщества. Этому способствовала не только политическая, но и культурная разобщенность. Курдам часто приходилось отстаивать свои интересы с оружием в руках, поэтому за ними на Ближнем Востоке прочно закрепилась слава стойких и опытных воинов.

Для турок цементом, скрепляющим народ в единую политическую нацию, стал ислам суннитского толка, а вот у курдов не все так однозначно. Часть их, как и турки, мусульмане-сунниты, другая часть, проживающая на востоке национального ареала, – шииты, а третья часть вообще не является мусульманами. Эти курды придерживаются езидизма – синкретической религии, берущей корни не только в исламе, но и в иудаизме, христианстве и даже зороастризме. На этом, пожалуй, можно и закончить разговор на тему, в чем разница между курдами и турками. Как видим, различий намного больше, чем общего.

Турки пришли на Ближний Восток относительно недавно, в 11-ом веке. На территории Ближнего Востока тюрки появились вследствие миграции из Средней Азии племен тюрок-огузов, южная ветвь которы - сельджуки - создала Сельджукскую державу.
Сельджуки - это тюркские племена, вожди которых числили себя потомками Сельджука, личности по всей видимости мифической. Турки-сельджуки происходили из Центральной Азии, в XI веке они, под началом Тогрула, вторглись в Персию.
А к середине столетия продвинулись и на Ближний Восток. В 1055 г. сельджуки захватили Багдад, богатейший город Ближнего Востока, а к 1064 году потеснили Грузию и завоевали Армению и Азербайджан.
Спустя четыре года, в 1068-м, под руководством султана Арслана, они приступили к завоеванию территории Византийской империи. В 1077 году на захваченных землях турки основали Конийский (или Румский, Ромейский) султанат – государство со столицей в Конье, и постепенно расширили свои границы почти на всю Малую Азию.
А до них здесь жили и живут другие народы. Но сам факт существования в Турции коренных национальных меньшинств Турцией отрицается. А вот существование переселенцев - албанцев, болгар-мусульман, убыхов, черкессов, лезгин, абхазов, чеченцев - как раз признается.
Представители этих народов признаются в качестве беженцев типа палестинских. А «палестинские беженцы», как известно, в отличие от всех остальных беженцев, обладают неотъемлемым правом на создание собственного государства.
Но добрая и миролюбивая Турция согласна на разумный компромисс - вместо появления независимого государства к примеру черкесов, Турция удовлетворилась бы освобождением исконных черкесских земель от захватчиков и воссоединить их с Турцией. Мол, мы свободолюбивые дети мусульманских предместий, люди мирные и богобоязливые, живем от намаза до намаза. Но своего мы не отдадим.
В XVI веке в Европе не существовало никаких полноценных государств, кроме Османской империи. Прекрасно обученные, дисциплинированные, отважные османские воины шаг за шагом теснили разрозненные, плохо вооруженные формирования христианских европейских правителей, осваивая для империи все новые и новые «дикие» европейские земли.
В результате концу пятнадцатого века на европейском континенте им принадлежала Болгария, к началу XVI века - Греция и Сербия, к середине века граница отодвинулась до Вены. Турки покорили Венгрию, Молдавию, Трансильванию, захватили Мальту, опустошили побережья Испании и Италии.
К началу XVI века существование христианского мира как такового стояло под вопросом. В то время Османская империя, относительно погружающей в мракобесие средневековой Европы, была государством относительно веротерпимым и, несомненно, более передовым.
К примеру, 100 000 евреев, изгнанных инквизицией из Испании в 1492 году, были охотно принятых в подданство султаном Баязидом. Кроме того турки обладали наиболее передовой для своего времени регулярной профессиональной армией.
Ее костяк составлял так называемый «янычарский корпус». В XVI веке он практически полностью формировался из купленных или захваченных в плен мальчиков, юридически являвшихся рабами султана.
Все они проходили качественное воинское обучение, получали хорошее вооружение и превращались в лучшую пехоту, какая только существовала в Европе и средиземноморском регионе. Численность корпуса достигала 100 000 человек.
Но, потом, постепенно в империи нарастала общая деградация, что не могло не привести к поражениям на поле брани. В результате ее христианские недруги отвоевывали у Турции один регион за другим. Появившаяся на ее западных границах Австро-Венгрия медленно, но верно теснила ее на Балканах.
А Россия с севера. При Абдул-Азизе I-ом (1861-76 гг.) Турция приняла из России 600.000 беженцев с западной части северного Кавказа. На этом кавказские войны Россия закончила, так как на западе северного Кавказа лиц кавказской национальности не осталось. Тех, которые не убежали в Турцию были вырезаны под корень. А снабжение оружием беспокойных горцев шла из Турции именно через западную часть северного Кавказа.
В Турецкой энциклопедии сказано, что, по данным турецкого переселенческого комитета, с 1816 по 1910 год в Турцию различных кавказских племен (аварцы, черкесы, чеченцы и др.) переселилось 3,1 млн человек.
Если бы эти горцы остались на своей родине, то к концу ХХ века численность коренных народов на Северном Кавказе должна была составлять не менее 20 млн человек (вместо 5 млн человек в реальности). Освобожденные от мусульман земли Крыма, Причерноморья и Северного Кавказа щедро раздавались переселенцам, исповедовавшим христианство.
Сюда были переселены немцы, болгары, сербы, армяне, гагаузы и т. д. Даже евреям перепало, там был создан еврейский автономный район. Но самой многочисленной этнической группой, воспользовавшейся эмиграцией татар и горцев, были казаки и украинцы. В общей сложности их сюда переселилось до 2 млн человек.
В результате такой имперской истории национальный состав Турции очень пестрый. Премьер Давутоглу, к примеру - этнически крымский татарин. А президент Эрдоган - аджарец. А основатель турецкого государства, Кемаль Ататюрк, как вы уже догадались, родился в простой еврейской семье. Правда принявшей ислам еще до его рождения.
А на языке зазаки, принадлежащему к иранской группе языков, говорит и поныне население проживающее на Армянском нагорье в верховьях Тигра и Евфрата. Всего 1,6 млн. человек (2,2%. от общей численности населения Турции). Турция их тоже считает турками, но в силу общей деградации перешедшими с высокого тюрского языка на убогий ираноподобный жаргон.
А вот существование народов, которые жили на территории современной Турции, Турция признавать отказывается. А отказывать признавать Турции есть что. В 1915-1923 годах в Турции был осуществлен геноцид христианского населения. Тогда было убито более 3 (трех) млн. христиан. В том числе не менее 1,5 млн. армян, 0.5 миллиона ассирийцев, остальные греки.
Но их уже нет. А на нет и суда нет. Поэтому факт геноцида армян, ассирийцев и греков в Османской империи во время Первой мировой войны Турция категорически отрицает.
Но курды то существуют. От геноцида их спасло тогда то, что они сунниты, как и турки. А геноциду тогда подверглись исключительно христиане. Даже живших в Турции евреев, а уж принято резать всегда, турки не тронули.
Упоминания о мидийцах (мидянах) относятся году так к 2500 до нашей эры. Так вот, мидийцы - это предки курдов. Кстати, жизнь этих горцев не всегда была пасторальной. Первая резня армян была осуществлена именно курдами (1894-96 годы). Да и в геноциде армян и, в особенности, ассирийцев в 1915-16 годы, курды принимали посильное участие.
Курды, по официальной версии турецких властей - это вовсе не придуманные предателями врагами турецкого народ «курды», а «горные турки», которые в условиях горного климата, бедолаги, «одичали и забыли свой язык». Практически одичали и опустились, в результате чего превратились в маугли.
Хотя курды живут там, где они живут, более 5 тысяч лет. А турки пришли в Переднюю Азию из Средней Азии в XI веке. Более того, курды никакие не впавшие в дикость турецкие маугли. Курды по своему происхождению к тюркам вообще никакого отношения не имеют. Это ираноязычный, а не тюркоязычный народ.
Сегодня Курдистан состоит из следующих регионов - автономии в Ираке - Южный Курдистан, в Сирии - Западный Курдистан, Турецкий Курдистан, где проживает основная масса курдского народа - Северный Курдистан, регион заселенный курдами в Иране (есть курдская автономия) - Восточный Курдистан. Курды составляют до 10% населения Ирана и проживают на западе страны, в провинциях Курдистан, Западный Азербайджан и Керманшах.
Все вместе это образует единую страну заселенную курдами - Курдистан. Сегодня это примерно 45 миллионов человек.
Курдов с независимостью великие державы стабильно обманывают. После первой Мировой войны, в качестве мировых держав, это сделали Англия и Франция. Курдам тогда было обещано независимое государство по Севрскому мирному договору 1920 года, решавшему судьбу Османской империи, проигравшей в Первой мировой войне.
То есть с курдами собирались поступить так же, как в том же 1920 году, по тому же Севрскому мирному договору, из распавшейся Османской империи была образована подмандатная территория «Ирак», что в переводе с арабского означает «Междуречье». Мандат на управлении этой территорией был предан тогда Великобритании.
Но с Курдистаном, в конечном счете, этого не произошло. Потому что решили сохранить Турцию, пусть и в усеченном варианте.
А вообще в Курдистане исторически проживают следующие этно-конфессиональные группы:
1) Курды - мусульмане, исповедующие суннизм (но есть и группа курдов-шиитов в районе Ханекин).
2) Езиды - населяют районы Синджара и Дахука. Здесь же находится и их главная святыня - храм Лалеш. Езиды говорят на курманджийском языке курдской группы арийской ветви индоевропейской семьи. Когда-то все курды были езидами по вероисповеданию, но постепенно большинству из них постепенно навязали ислам (суннизм).
Общая численность езидов 1,5-2 миллионов человек. Из них не менее 500 тысяч проживают в Ираке (прежде всего, на севере страны, в горах Синджар, где их сейчас режут арабы Исламского халифата, и в районах Айн-Сифни и Дохук).
В других странах: Германия – 60 тысяч (сейчас, в связи с потоком беженцев, их в Германии гораздо больше), Россия – 40 тысяч, Армения – 35 тысяч, Грузия – 20 тысяч, Сирия – 14 тысяч, Швеция – 4 тысячи (цифра до потока беженцев), Украина – 2 тысячи. Кроме того, небольшие общины езидов есть в США, Канаде, Великобритании, Франции, Нидерландах, Бельгии, Дании, Швейцарии, Австралии, а также в Турции.
3) Ассирийцы - древний народ, являющийся паствой Ассирийской церкви Востока.
4) Халдеи - арабы и ассирийцы, являющиеся верующими Халдейской католической церкви.
5) Туркоманы, или иракские туркмены. Тюрки, которые практически стали турками.
6) Арабы, среди которых также есть и сунниты, и шииты, и христиане;
7) Армяне, проживающие в Дахуке и Захо.
8). Евреи курдские, или «лахлухи». Поголовно перебрались в Израиль еще в 20 веке. Интересны тем, что в быту говорят на арамейском языке.
К началу XIX столетия правители Оттоманской империи уже осознавали, что мусульманский мир безнадежно отстает от христианского Запада, и чем дальше, тем больше. Начались лихорадочные попытки догнать «неверных» путем слепого копирования западных образцов.
Султан даже завел у себя военный оркестр (может, оттого западные армии так хорошо воюют, что они вдохновляются победными маршами?). И пригласил на роль капельмейстера Луиджи Доницетти, брата великого композитора. Луиджи много лет прослужил в должности придворного музыканта, отуречился, принял ислам и в конце своей долгой жизни руководил женским оркестром императорского гарема.
Но даже эти драматические перемены в культурной жизни султанского гарема не спасло Оттоманскую империю от поругания…
Чуть позже с курдами заигрывал Сталин. В 20-е годы в Закавказье был создан Красный Курдистан (Курдский национальный уезд с центром в городе Лачин). Но в 30-е годы Красный Курдистан был ликвидирован, а значительная часть его населения позже была депортирована в Среднюю Азию и Казахстан.
После войны, в 1946 году в зоне контроля советских войск, куда попал иранский Курдистан, была создана курдская Мехабадская республика. Но потом и Иран решили не разрушать. Поэтому в 1947-м, после вывода советских войск из Ирана, шахский режим потопил Мехабадскую республику в крови.
На входе в синагогу неизвестные повесили свиную ногу. Через 15 минут они за ней вернулись - но ее и след простыл. На Ближнем Востоке всегда так - верить никому нельзя.
Вот и США, воюя с Саддамом Хусейном после захвата им Кувейта, обещали иракским курдам независимость. И вновь обманули.
Но теперь, когда это грязная пена схлынула, курдов, может быть, не обманут. И, я вовсе не призываю Путина ввести куда-нибудь войска, но свое государство курды все-таки получат.
Впрочем, и не одни курды. К примеру, идея объединения Северного (который был в СССР) и Южного (иранского) Азербайджанов живет и побеждает. Турки, азербайджанцы и туркмены - это примерно русские, украинцы и белорусы. Согласно доктрине пантюркизма это вообще одна нация. Здесь тоже процесс пошел и зашел достаточно далеко.
А вообще, попытка внедрить демократию в тоталитарных государствах Ближнего и Среднего Востока – неизбежно приведет к кровавой анархии, и Сомали в конечном итоге.
И главное тут запустить процесс - и в какой-то точке он станет необратимым. Как кусок мяса может убить дистрофика, как свежий воздух может убить водолаза - так демократия может убить любой народ и любое общество, стоящий на родоплеменном уровне и обладающий родоплеменным сознанием.
И главное тут, чтобы это общее одичание не замыкалось ближневосточными пустынями, а выбрасывало миллионы беженцев в Германию. Пока страна этих нелюдей не будет затоплена беженцами как старый унитаз, подключенный к засорившейся канализации.
Европа нынче вступает в период перемещений, переселения, выселения, бегства населения от войн и т. д. Этот процесс называется «Великое переселение народов». Последний раз в Европе это событие произошло в конце первого-начале второго тысячелетий нашей эры. После его окончанию этническая картина Европы изменилась до неузнаваемости.
Сегодня в Европе, после тысячелетнего перерыва, вновь происходит Великое Переселение Народов. Которое, естественно, закончится тем же, что и первое - по его окончанию этническая картина Европы изменилась до неузнаваемости.

2 октября в Иракском Курдистане про­шли парламентские выборы. В этот же день в иранской тюрьме казнили пятерых курдов. Эти события оживили дискуссию о создании независимого курдского государства. Своим мнением поделился иностранный корреспондент «Нашей Версии» Сергей Поживилко.

30-миллионный курдский народ – самый крупный этнос, лишённый своего государства по произволу колонизаторов. Почему эта историческая несправедливость не исправляется в век политкорректности и прав человека?

Народ разделяют не только границы. Он разломан изнутри. Иранские и иракские курды более консервативные, у них сильны родоплеменные отношения. Сирийские и турецкие – прогрессивнее. Разнообразнее их политическая палитра. В ней заметны коммунисты и анархисты. Лидер иракских курдов Барзани сказал, что для него сирийские соплеменники хуже врагов-игиловцев.

Углубляется раскол между светскими и религиозными кругами. На последних выборах 56% турецких курдов проголосовали за Эрдогана как за брата по исламу. А светская курдская партия заняла третье место, потому что её поддержали прогрессивно настроенные турки. В Иракском Курдистане открыто действуют «Братья-мусульмане»** и другие исламистские группировки.

Казалось бы, курды могут получить независимость сначала от государств, где они проживают, а потом уже думать о единой стране. Иракские курды были близки к этому. Де-факто курды после вторжения поддерживаемых ими американцев не оглядывались на крайне слабое центральное правительство. Они заняли примыкающие к их территории нефтеносные районы. Но из столицы шли деньги на зарплату учителям, врачам, силам безопасности и военным, развитие инфраструктуры. Лишаться их было не резон. Референдум о независимости с результатом 93% за провели в конце прошлого года. Но время было упущено. Центральное правительство укрепило свои позиции. Оно не только не признало итогов референдума, но тут же вытеснило курдов из нефтеносных районов. Не оказал поддержки и «верный» союзник США.

После смерти лидера умеренных курдов Талабани его сторонники раскололись и их влияние ослабло. Но Багдад может опираться на них. Перестали считать себя курдами и изиды, община которых есть и в России. Руководитель Курдистана Барзани обещал защитить их от ИГИЛ*, но обманул. Они стали беженцами.

В оккупированном союзниками Иране во Вторую мировую возникло курдское государство. Но как только союзники ушли, оно было разгромлено, а руководство во главе с Барзани-отцом бежало в Азербайджан. Партия Барзани и сегодня доминирующая политическая сила в Иракском Курдистане. Но речь не идёт не только о его независимости, но и даже об автономии.

Вроде бы есть шанс у сирийских курдов в случае раздела страны. Однако шанс этот достаточно призрачный плюс его сразу же уничтожили вторгшиеся турецкие войска. На поддержку американцев, которым, как и в Ираке, курды служат верой и правдой, рассчитывать не приходится. Уйдут и забудут. О ситуации в Турции говорить не стоит. Она ещё более безнадёжна…

В 2007 году тогдашний президент Ирака Талабани назвал независимый Курдистан поэмой. Да, пока это красивая и справедливая мечта, которая может никогда не осуществиться.

* «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») - официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») - официально запрещенная в России международная организация. ** Верховный Суд Российской Федерации признал Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Братья-мусульмане и Партию исламского освобождения экстремистскими организациями, запрещенными на территории России - 14.02.2003 № ГКПИ 03 116, вступило в силу 04.03.2003