Объединение фтс и фнс последние. Как я генерил XML-статформу для таможни и про объединение ФТС с налоговой

О cоздании единой информационной базы служб ФНС И ФТС, рассказали главы ведомств на совместном заседании коллегий. Таким образом снимается вопрос о физическом объединении двух ведомств. Обмен данными о нарушениях налогового законодательства, долгах по таможенным платежам, о таможенных декларациях создает полное досье на деятельность бизнесменов и позволит выявить деятельность фирм-однодневок.

Уже сейчас ведомства активно обмениваются данными своих баз, в том числе благодаря созданию электронных таможен, которые будут расположены на госплощадях. Это исключает непосредственный контакт декларанта и должностного лица. В планах ФТС создать 8 электронных таможен и 8 центров электронного декларирования.

Сведения о рисках в отношении налогоплательщиков включены в алгоритмы автоматического категорирования участников ВЭД. Все данные включены в систему автоматического категорирования участников ВЭД по степени благонадежности. Например, в электронном досье участника ВЭД, применяется информация из системы управления рисками налоговой службы. Налоговые службы направили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства. В 2018 году таможенники направили в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Налоговые и таможенные органы должны продолжить совместную работу по улучшению качества администрирования и ликвидировать административные барьеры для добросовестного бизнеса. Перед ФТС стоит задача по увеличению до конца года количества пользователей сервиса «единый лицевой счет», не менее чем в два раза. При этом, доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы. Игорь Ребельский, учредитель компании VIGTrans, логистический оператор и таможенный брокер, прокоментрировал нововведения с точки зрения бизнеса: "Сейчас многие процессы таможня пытается автоматизировать, например, единый лицевой счет, это очень правильно и удобно". К сожалению, на практике не редкость техничсекие сбои при переносе данных о денежных средствах со счетов региональных таможен на ЕЛС. Технические сбои при декларировании товаров в момент перехода участника ВЭД на ЕЛС.

По словам главы ФТС Владимира Булавина, дальнейшая работа будет направлена на построение единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей на основе современных цифровых технологий. Это позволит выставить барьеры для недобросовестных предпринимателей и сделать максимально незаметной деятельность ведомств для законопослушного бизнеса. Глава налоговой службы добавил, что в результате повысилась результативность скоординированных с ФНС России контрольных мероприятий.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил до мая 2018 года определиться с созданием единого фискального органа, сославшись на опыт ряда стран, где таможенная служба объединена с налоговой. Об этом чиновник заявил, выступая на коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС). По словам главы ФНС Михаила Мишустина, такая инициатива не обсуждалась в ходе недавней встречи с президентом.


По словам Игоря Шувалова, до вступления страны в новый политический цикл - до мая 2018 года - следует определиться с решением о создании единого фискального органа. «Во многих странах он существует, я к этому постоянно и налоговые органы, и наших таможенников подвожу»,- заявил первый вице-премьер в ходе выступления на коллегии ФНС.

Объединение ФНС с Федеральной таможенной службой (ФТС) обсуждается уже несколько лет. Службы долгое время обеспечивали примерно равные по объему поступления в бюджет. Однако с началом цифровизации процессов в ФНС налоговые поступления в бюджет существенно опережают таможенные сборы. В 2016 году ФТС обеспечила 4,4 трлн руб. поступлений в бюджет, ФНС - 6,9 трлн руб. Согласно проекту бюджета на 2018–2020 годы эта разница увеличится еще больше. В 2018 году сборы ФТС планируются на уровне 4,8 трлн руб., а сборы ФНС - 9 трлн руб, к 2020 году - 5 трлн руб. и 9,8 трлн руб. соответственно.

По словам Игоря Шувалова, «если это будет лучше и понятнее для государства, которое получит совершенно стабильный доход через администрирование этой службы, и лучше для граждан и юридических лиц, такое решение следовало бы принять в мае».

Как заявил журналистам глава ФНС Михаил Мишустин, на встрече c президентом Владимиром Путиным в понедельник тема создания единого фискального органа не обсуждалась. «ФТС не известно, было ли обсуждение этого вопроса в правительстве или администрации президента. Если было - то представители службы на него не приглашались»,- сказали “Ъ” в службе. По словам же заместителя главы Минфина Ильи Трунина, правительство пока не готовит конкретных документов по реализации этой инициативы. Сейчас, считает замминистра, следует обсуждать выстраивание сквозных механизмов взаимодействия ФНС и ФТС, когда информация с момента таможенного декларирования транслируется в налоговый орган, что, в свою очередь, помогает выявить «потерю» таможенной, а затем и налоговой стоимости.

Татьяна Гришина, Татьяна Едовина


Как идет реформа ФТС

Федеральная таможенная служба в августе отчиталась перед представителями бизнеса о первых шагах проводимой службой реформы администрирования. Речь шла о сервисах, упрощающих предоставление таможне разрешительных документов, таких как «личный кабинет» участника ВЭД. Впрочем, пока автоматизация обмена данными между ведомствами не спасает предпринимателей от дополнительных проверок. Среди особо проблемных была названа ситуация с валютным контролем при экспортно-импортных сделках.

НОВО-ОГАРЕВО, 25 октября. /ТАСС/. Объединение Федеральных таможенной и налоговой служб оправдано, уверен руководитель ФТС Владимир Булавин.

"Объединение таможни и ФНС в один блок оправданно и дает результаты?" - поинтересовался у Булавина президент России Владимир Путин во время рабочей встречи. "Под эгидой и координирующей ролью министерства финансов оправданно, и уже в настоящее время есть вполне конкретные результаты, темпы наших совместных действий мы намерены и в дальнейшем наращивать", - отметил глава ФТС.

По его словам, специалисты обеих служб в нынешнем году активно работают "по созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей". "Этот процесс предполагает интеграцию наших информационных ресурсов, сопряжение систем управления исками, координацию действий по категорированию объектов предпринимательской деятельности, внедрение механизмов прослеживаемости товаров и сквозного контроля, а также совместные и скоординированные проверочные мероприятия, особенно по такой таможенной процедуре, как контроль после выпуска товаров", - перечислил Булавин.

Он привел первые результаты совместных проверочных мероприятий: "Уже проведено 514 проверочных мероприятий, доначислено таможенных платежей на сумму 1,5 миллиарда рублей". "По данным ФТС России, налоговыми органами также доначислено более 1,9 миллиона рублей", - добавил Булавин.

Руководитель ФТС заверил, что "взаимодействие происходит не только на уровне центральных ведомств, но и на уровне окружных управлений, и, что самое главное, на уровне субъектов Российской Федерации".

"Хорошо", - оценил Путин.

Оптимизация таможенных процедур

Владимир Булавин доложил Владимиру Путину об оптимизации таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Во время встречи с главой государства Булавин отметил, что своей ближайшей задачей видит "выполнение плана по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет, содействие внешней торговле, улучшение делового и инвестиционного климата в стране, создание комфортных условий в таможенной сфере для участников внешнеэкономической деятельности".

Он выразил уверенность, что таможня должна быть быстрой с точки зрения прохождения таможенных процедур, "умной", то есть оцифрованной, имеющей доступ к необходимым информационным ресурсам, эффективной с точки зрения наполнения бюджета. При этом, по его словам, "дальнейшее развитие таможенных органов напрямую связано с развитием телекоммуникационных, информационных систем".

Булавин доложил, что на сегодня практически 100% таможенных деклараций выпускаются в электронном виде, за исключением случаев, специально оговоренным актами кабмина. Как правило декларирование происходит с использованием такого информационного ресурса, как Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.

По словам Булавина, введение предварительного информирования о ввозимых товарах по автомобильным или железной дорогам позволило существенно сократить время таможенных операций: на железнодорожных пунктах пропуска - до двух часов, на автомобильных пунктах пропуска - до 18 минут.

Ведомство в режиме эксперимента также занимается вопросами автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска. "Каждая третья декларация по экспорту нами регистрируется в автоматическом режиме. Это привело к существенному сокращению времени таможенных операций при импорте", - доложил президенту чиновник. Так, сейчас время совершения таможенных операций при импорте составляет 1 час 35 минут, что в 30 раз быстрее, чем в 2013 году, при экспорте продолжительность прохождения процедуры сократилась в 5 раз - до 47 минут, уточнил Булавин.

ФТС за девять месяцев текущего года перечислила в федеральный бюджет 3,156 млрд рублей, что на 3% больше плановых показателей. "Все плановые значения выполнены в полном объеме. В доходную часть федерального бюджета (за девять месяцев) перечислено 3 трлн 156 млрд рублей, это составляет 103% к контрольным цифрам Министерства финансов", - добавил глава ФТС.

Ведомство рассчитывает по итогам 2016 г. выполнить план в 4,358 млрд рублей по поступлениям в федеральный бюджет. Об этом в эфире телеканала "Россия 24" сообщил замглавы ведомства Руслан Давыдов.

"Мы план выполняем, и по итогам трех кварталов, на сегодняшний день, собрано почти 3,5 трлн руб. (с начала 2016 г. - прим. ред.) ФТС в бюджет Российской Федерации", - сказал он, уточнив, что плановое задание на конец года - 4,358 трлн руб.

"Мы надеемся его как минимум выполнить", - добавил Давыдов.

Чиновники высокого ранга вновь вернулись к обсуждению идеи слияния двух главных пополняющих бюджет ведомств - Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб. Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил решить этот вопрос до мая 2018 года, сославшись на положительную мировую практику функционирования единого фискального органа. Напомним, что оба ведомства находятся под крылом Минфина, а между ними налажен частичный информационный обмен, идет работа над созданием единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей. Каковы перспективы этой работы, необходимо ли слияние ФТС и ФНС и как оно скажется на участниках ВЭД - мнением на этот счет поделились представители бизнес-сообщества.

Пока работа над Единой информационной системой идёт ни шатко, ни валко: тот тут, то там обнаруживаются досадные мелочи, сроки реализации переносятся. Как рассказывал ПРОВЭД, Главный научный инновационный внедренческий центр Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ ФНС) вовремя не подготовил и не передал необходимые изменения в план мероприятий ЦИТТУ ФТС, что повлекло за собой срыв своевременной реализации госконтракта Минфина от 25 апреля 2016 года «Разработка проекта единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству Финансов РФ».

В Комплексной программе развития ФТС до 2020 года только заложены такие цели, как организация взаимодействия ФТС России и ФНС России, в том числе создание системы единого механизма и доработка программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях сопряжения (сближения) и интеграции информационных систем ФТС России и ФНС России.

О создании единой для двух ведомств системы говорилось ещё в 2015 году, но до сих пор говорить о впечатляющих результатах не приходится. А потому сложно представить, сколько времени, усилий и денег придется потратить на полномасштабную интеграцию двух ведомств.

− В том, что касается создания Единой информационной системы двух ведомств, очевидный плюс для государства - это больший контроль за всей цепочкой прохождения груза от пересечения границы до реализации и за лицами, обеспечивающими эту цепочку. Теоретически это должно способствовать исчезновению таких чувствительных проблем для бизнеса, как подтверждение вывоза товара за границу для возврата НДС при экспорте, двойное налогообложение компаний при доначислении НДС по итогам проверки на этапе после выпуска. Сложнее станет и недобросовестным участникам ВЭД «играть» на случаях разного исчисления НДС на ввезенный груз таможенной и налоговой службами, − объясняет Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России» и руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования».

− Представители четырех объединений бизнеса неоднократно ставили вопрос о постепенной передаче администрирования НДС при пересечении границы органам налогового контроля. При установлении сквозного контроля за перемещаемым товаром и лицами, участвующими в этом, может быть снята едва ли не главная проблема выпуска - корректировка таможенной стоимости. Если на границе оплачивается только таможенная пошлина (в среднем 6% от стоимости товара в 2018 году), а НДС будет оплачиваться в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, нет смысла для участника ВЭД занижать декларируемую стоимость при ввозе, т.к. это будет означать увеличение 20-процентного налога на прибыль (разница между ввозной стоимостью и ценой реализации). При исчезновении проблемы КТС существенно сократится доля серого импорта, таможенное оформление станет проще и быстрее, уменьшится число судебных разбирательств со всеми соответствующими издержками, у ФТС, смею предположить, высвободятся ресурсы для выполнения других задач.

Риски кассового разрыва, на которые постоянно ссылаются противники нашего предложения, существенно снижаются при поэтапном переходе на новую систему (сначала - по наиболее «рисковым товарам») и с лихвой компенсируются очевидными плюсами для бюджета - итоговым ростом доходов (20% налога на прибыль существенно весомей для бюджета, нежели 6% пошлины, к тому же разделенной между всеми участниками ЕАЭС), сокращением «теневого бизнеса» и уменьшением косвенных издержек (обоснование таможенной стоимости, судебные издержки и т.д.), − заключает эксперт.

− Совместная работа ФТС и ФНС уже показывает эффективность взаимодействия - рост поступлений в бюджет, − уверяет Денис Карпенко, генеральный директор компании Cargopost. − Процесс интеграции информационных систем ведомств запущен. Чего ждать от создания единой фискальной системы перевозчикам? Скорее всего, больших перемен не произойдёт. Процесс слияния двух ведомств задуман, прежде всего, для унификации их деятельности. Что в свою очередь должно оптимизировать контроль за транзакциями и товарными потоками, в частности, - пост-контроль и взыскание. Совместное администрирование платежей позволит снизить административные барьеры при определении таможенной стоимости, ускорить процедуру таможенного оформления.

Но в вопросе возврата НДС при экспорте руководитель компании не разделяет точку зрения Виталия Сурвилло:

− Сроки возврата НДС навряд ли сильно сократятся, поскольку налоговые органы вводят дополнительные рычаги проверки. Например, ст. 54.1 НК РФ, которая определяет правила признания обоснованности налоговой выгоды. Изменений в части технических регламентов и реформ в ближайшее время не планируется, поэтому о введении дополнительных сборов говорить преждевременно. Все платежи прописаны в новом Таможенном кодексе и ФЗ. Введение ФТС таких мер как единый лицевой счёт облегчит уплату и перечисление таможенных платежей.

В целом единая информационная система ФТС и ФНС должна сделать все процессы более открытыми и ускорить их. Пока без реформирования функции таможенного контроля слияние видится больше организационным решением фискального администрирования, которое едва ли сильно изменит или намного облегчит деятельность участников ВЭД.

Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР», и вовсе видит объединение ФТС и ФНС бессмысленным:

− Я считаю, что слияние ФТС и ФНС не имеет особой необходимости, так как функции налоговой и таможенной служб очень разные. В каждой своя специфика и много тонкостей. ФНС охватывает всех граждан страны и компании. Таможенная служба − только участников внешнеэкономической деятельности и небольшой процент физических лиц, которые перемещают товары через границу Таможенного союза. Объединив такие большие структуры, получится, пожалуй, самая крупная служба с огромным полем деятельности. Наладить работу в таком случае будет очень сложно. Всегда легче контролировать процесс в структурах меньшего размера. Если нужно передать фискальную функцию в ФНС, то это можно сделать и без объединения. Так сейчас обстоит дело с оплатой утилизационного сбора с транспортных средств. Его платят не на счета таможни. А создать общую информационную базу по участникам ВЭД, на мой взгляд, не проблема с учетом нынешних технологий. Например, банки уже получают таможенные декларации в электронном виде по официальным каналам.

Для участников рынка данное нововведение может позитивно отразиться в том случае, если введут один личный кабинет на портале «объединенной службы». Поэтому считаю, что такое упрощение не существенно для ведения бизнеса. Нет уверенности в том, что слияние позволит быстрее возмещать НДС или оплаченные обеспечения таможенных платежей. С точки зрения контроля над участниками ВЭД, возможно, это и упростит задачу. Хотя никто не мешает и без слияния дать доступ ФНС к таможенной базе ФТС и наладить обмен информацией между службами в упрощенном, скоростном режиме. Как показывает практика, любые глобальные изменения всегда ведут к возникновению новых проблем. А слияние таких серьезных служб для бюджета страны наверняка не пройдет без последствий для всех участвующих в процессе сторон.

ИИ «ПРОВЭД»


К маю 2018 года правительство должно определиться с вопросом объединения налоговой и таможенной служб. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС . Для многих чиновников, присутствовавших в зале, это оказалось неожиданностью, пишут «Ведомости».

Идея не новая: последний раз такая дискуссия закончилась в 2015 году решением создать единую информационную систему двух служб и передать ФТС и ФНС под кураторство Минфина . В чем смысл объединения налоговиков и таможенников?

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «ФНС за последние годы реально стала оцифрованной, понятной потребителю. Каждый человек, если он это захотел, получил личный кабинет, он понимает, когда и сколько платить налогов. Более того, информационные системы ФНС очень сильные, проникающие в каждую пору экономической жизни. С этой точки зрения ничего технологически нового в расчетах, которые ведет Федеральная таможенная служба , нет. Безусловно, у нее должны оставаться пограничные пункты, переходы и остальная инфраструктура, но штаб управления потоками, которые контролирует ФТС, практически тот же самый, что и у ФНС. В этом смысле мне объединение кажется очень логичным. Отдельно хочу сказать очень добрые слова в отношении руководителя ФНС Мишустина. Он понятен всем предпринимателям, и в этом залог успеха потенциального слияния. Идея сокращения бюрократического аппарата витает в воздухе. Хочу напомнить, что в процентном отношении бюрократический аппарат, который мы сейчас содержим, вдвое, если не вчетверо больше, чем в Советском Союзе. В Советском Союзе люди за 70 лет общения друг с другом поняли, что это гиря, которая невыносима. Поэтому практически каждые четыре года Госплан СССР вместе с ЦК КПСС в приказном порядке сокращали аппараты на 10%. Сегодня они разрослись до неимоверных размеров, а дальше я не буду говорить вам про „мигалки“, 13-е зарплаты, социальные пакеты. Это практически невыносимо. Если бизнесу правила понятны - а с ФНС они сейчас понятны абсолютно, если доверие есть - а оно возникает, безусловно, бизнес будет только аплодировать и в воздух чепчики бросать».

Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «На первом этапе, я думаю, это принесет некоторые негативные результаты, как у нас всегда бывает, когда происходят управленческие перестройки, наблюдается шатание и негативная турбулентность. Но, в принципе, если они организуют, а я думаю, в течение полугода возможно организовать работу, то с точки зрения администрирования налогов это может дать положительный эффект. Сейчас же проблема не только в том, что не хватает средств, а не хватает именно административных функций по сбору налогов. Даже при существующей ситуации можно собирать больше на 10-15%, даже на 20%. Но процесс администрирования иногда проводится слабо. Поэтому я бы не сказал, что данное объединение прямо сейчас решит какие-то проблемы по сбору средств, но если организационно все пройдет удачно, то это может дать позитивный вклад в бюджет страны».

Против объединения ФНС и ФТС выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Как говорил в октябре в интервью изданию руководитель ФТС Владимир Булавин , некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.