Преодоление коррупции в сфере здравоохранения – актуальная задача. Противодействие коррупции в сфере здравоохранения Коррупция в медицине и ее предупреждение

В современной экономике РФ спектр проблем достаточно широк. Неэффективное использование бюджетных средств, а подчас и прямая растрата денег тормозят развитие всей системы. Отрасль здравоохранения не стала исключением. При, казалось бы, достаточном финансировании, наблюдается повсеместное низкое качество предоставляемых медицинских услуг. Причиной являются несовершенные нормы контроля и непосредственно коррупционные составляющие.

Состояние здравоохранения

Большинство граждан отмечает, что качество предоставляемых услуг по полисам ОМС достаточно далеко от идеального состояния. Несмотря на гарантию оказания бесплатной помощи, добиться нужных результатов очень сложно. Многие предпочитают платную медицину, полностью разочаровавшись в государственной.

Однако назвать полностью бесплатным лечение, предоставляемое в бюджетных медицинских учреждениях, нельзя. За работников периодически перечисляются взносы в ФФОМС, размер начислений зависит от уровня заработной платы. В отличие от регулярных платежей, большинство застрахованных лиц нечасто обращается за помощью к медикам и даже при появлении признаков болезни не спешат обращаться в поликлиники. Бесконечные очереди, большая загруженность медработников, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная оснащенность в оборудовании и сокращение бюджетных учреждений лечебного профиля заставляют людей прибегать к услугам частных платных клиник.

На фоне и без того проблемного состояния отечественной медицины наблюдается постоянное сокращение расходов на здравоохранение на уровне государства. В связи с этим крайне важно эффективно использовать каждый полученный рубль. Однако это не всегда удается.

Бюрократизация медицины

На плачевное состояние отечественной медицины во многом влияет аппарат чиновников. Непонимание проблем приводит к появлению непопулярных решений, направленных лишь на улучшение статистической отчетности.

Попытка чиновников подчинить медицину четким и сбалансированным инструкциям зачастую провальна. Ведь невозможно запланировать изначально количество пациентов, обратившихся в определенные рассматриваемые периоды. Привязка заработной платы медиков к оборачиваемости потока пациентов приводит к тому, что на первый план выходят статистические показатели. В итоге заболевшие не получают достаточной квалифицированной помощи.

В настоящее время в области здравоохранения издается слишком много противоречивых законов. Медики буквально загружены бумажной работой, времени на пациентов практически не остается. К примеру, несмотря на внедрение электронного документооборота, от бумажных копий отказываться не спешат. Также в ходе лечения требуется заполнить приличный объем документов, согласовывающих процедуры, выписку рецептов и прочее.

Излишняя бюрократизация системы привела к тому, что основным органом управления в отечественном здравоохранении фактически стал ФОМС. Призванный изначально работать в области ОМС, фонд стал выпускать в огромном количестве инструкции, проводить разноплановые проверки, и даже пытался издать кодекс поведения своих работников.

Еще один из факторов, отрицательно сказавшийся на предоставлении медицинских услуг ― это повсеместное лицензирование, которому подлежат не только оборудование, но и сами процедуры. Таким образом получается, что наличия главного компонента ― квалификации и опыта врача недостаточно.

В государстве очень сложно получить лицензию на инновационные методы лечения. Многие пациенты с достаточно серьезными заболеваниями по этой причине не получают современных и качественных услуг, помощь таким больным зачастую оказывается исходя из методик лечения многолетней давности. К примеру, недавние исследования показали, что у некоторых категорий пациентов онкологических заболеваний наблюдались отличные результаты в части выздоровления при использовании современных методов и препаратов. Хотя ранее пациенты такого рода считались практически неизлечимыми. Сложность повсеместного внедрения новых технологий заключается не только в дороговизне лекарств, но и в процедуре длительного лицензирования. В результате таких недоработок страдают прежде всего люди.

Основные коррупционные составляющие

При излишнем и зачастую ненужном контроле работы врачей со стороны чиновников здравоохранения, объем незаконных растрат самих чиновников практически не уменьшается. При сокращающихся расходах это достаточно серьезный удар по отечественной медицине. На первый план в коррупционных схемах выходят отнюдь не медики. Незаконное перераспределение бюджетных средств свойственно самим работникам контролирующих органов.

Периодически возникают громкие уголовные процессы. Например, в ходе строительства инсулинового завода в Майкопе были выявлены случаи растраты и хищения средств. В результате население не получило современного производства лекарственных средств, выделенные на строительство средства также не удалось вернуть. Стоит ли говорить, что и уголовное дело в итоге постепенно развалилось?

Другой пример гласит, что некогда чиновник удачно и безнаказанно воспользовался государственными ассигнованиями, выделенными с целью покрытия расходов ОМС. В результате появился очередной платный медицинский центр вместо запланированных улучшений в здравоохранении для социально менее защищенных слоев общества. Помимо прочего, руководители здравоохранения получают взятки от поставщиков медицинского оборудования и лекарственных средств. При этом никто не заботится о факте появления лучших медпрепаратов из имеющихся.

Не спешат покинуть коррупционное поле и начальники рангом ниже. Руководство бюджетных медицинских учреждений получают свою долю бюджетных средств при наличии любых контрактов, в том числе и на ремонт больниц, охранные услуги. Процветает и система откатов среди подчиненных. Значительная часть выписанных премий сотрудникам возвращается обратно руководству.

Взятки на уровне медработников

Пациенты, часто жалуясь на трудности в получении врачебной помощи, видят лишь верхушку коррупционного айсберга. Проблемы в здравоохранении, умышленные закупки некачественных препаратов и оборудование за некоторое вознаграждение не лучшим образом сказываются на самих медработниках и населении.

Имея, как правило, мизерные зарплаты, врачи и младший медперсонал также редко отказываются от предлагаемых взяток. Не секрет, что для того чтобы попасть на плановое обследование вовремя зачастую приходится поощрять докторов небольшими суммами. Кроме того, качество оказываемых услуг в рамках ОМС может зависеть от суммы «благодарности».

Стоит ли винить в этом врачей, или принять все как должное на фоне общей коррумпированности? Оптимизация здравоохранения, сокращение штата медработников неуклонно ведет к повышению нагрузки на оставшийся персонал. Сохранение мизерных зарплат на фоне номинального статистического повышения, увеличение объема работ делают взятки практически естественным процессом в ходе лечения.

Заключение

Страдают в результате неправомерных действий прежде всего пациенты, имеющие право на получение хотя бы минимального бесплатного набора медицинских услуг. Необходимо бороться и пытаться искоренить взятки и неправомерные растраты хотя бы на уровне медработников. Однако без кардинальных изменений в системе здравоохранения в части усиленного контроля за использованием бюджетных средств ждать существенных положительных сдвигов не приходится.

Коррупция в здравоохранении проявляется в классических формах мздоимства или лихоимства.

Мздоимство проявляется там, где медицинские работники требуют вознаграждение за действия, которые они обязаны сделать бесплатно, используя не принадлежащие им ресурсы учреждения здравоохранения. Мзду с пациентов могут брать и заведующие отделениями, административно обязывая исполнением рядовых врачей. Мзда может взиматься и администрацией учреждения здравоохранения, так же в порядке административного обязывания заведующих отделениями. Имеет место и параллельный механизм, когда мзду с пациентов взимают практические врачи, делятся с заведующими отделениями, а те в свою очередь – с администрацией учреждений здравоохранения.

Под лихоимством понимаетсяполучение каких-либо преимуществ за совершение по службе сугубо незаконных действий, например, незаконная выдача справок о психическом состоянии, или листов нетрудоспособности, создающих преступникам «железное» алиби.

Согласно материалам реализованных уголовных дел основными формами коррупции в российском здравоохранении являются:

Преступления в сфере государственных закупок,

Растрата и хищение денежных средств,

Подделка страховых документов,

Незаконное подтверждение либо сокрытие медицинских фактов (чаще всего – телесных повреждений, состояния опьянения);

Искажение истинной причины смерти;

Учет фиктивных пациентов (т.н. «мертвых душ»),

Развитие собственного бизнеса за счет медучреждений,

Вымогательство незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги;

Подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников,

Фальсификация данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов,

Нецелевое использование фармацевтических средств и др.

При этом опасность представляют не столько мелкие взятки
в виде «подношений» врачам за лечение, сколько:

Во-первых – искусственное создание «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях и препаратах, вынуждены ждать их месяцами, при том, что за определенную плату все будет проведено оперативно.

во-вторых – постепенное превращение лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

При анализе материалов о коррупционных проявлениях
в сфере здравоохранения приходится сталкиваться с непониманием, почему медицинские работники признаются субъектами коррупционных преступлений? Ведь большая часть фигурантов уголовных дел рядовые сотрудники.



Дело в том, что при квалификации коррупционных преступлений, используются понятия «должностное лицо» и «лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих и иных организациях», а также учитываются различия между профессиональной
и служебной деятельностью, поскольку некоторые профессии (например, врач или преподаватель) сочетают в себе обе эти обязанности. В таких случаях признаки должностного лица присутствуют тогда, когда совершение преступления связано с выполнением служебных обязанностей, с которыми законодательство связывает наступление определенных правовых последствий (например, незаконную выдачу больничных листов).

В качестве мер предупреждения преступлений и возможных провокаций взятки можно рекомендовать в коррупционно уязвимых местах учреждений здравоохранения установку видеорегистраторов; создание при поликлиниках и больницах общественных советов из социально активных пенсионеров, сотрудников медучреждения представителей СМИ; повышение уровня правовых знаний и др.

2.3. Коррупция в сфере образования

Коррупционные модели поведения, как показывают криминологические исследования, в значительной степени присущи современной молодежи, которая зачастую выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в различных сферах. Причем, восприятие коррупции у молодых людей и представителей старшего поколения имеет существенные отличия. Так, если наиболее распространенной эмоцией, которая по данным социологических исследований овладевает 45% граждан среднего
и старшего возраста, отдавших чиновнику в виде взятки заработанные потом и кровью деньги, является системная ненависть к власти, дополняемая персонифицированной ненавистью к чиновнику, которому дана взятка, то 25% молодых людей утверждают, что при даче взятки они испытывали чувство удовлетворения, так как сумели решить свои проблемы и заставили чиновника работать на себя. Подобная реакция свидетельствует о том, что у части молодежи, становление которой пришлось на период политических, экономических и культурных потрясений последних 20-ти лет произошла деформация правосознания, выражающаяся в правовом нигилизме.
И здесь не резонно кивать в сторону маргиналов, на счет которых сегодня принято относить рост преступности. Речь идет о том, что наиболее значимые правонарушения коррупционного характера совершают лица, обладающие высоким социальным статусом, с высшим или неоконченным высшим образованием и устойчивым материальным положением. Последние социологические опросы молодежи свидетельствуют, что почти у половины молодых топ-руководителей, являющихся бизнес элитой современной России, в значимом нормативном пространстве нет ни формально-правовых, ни морально-этических норм, что в значительной степени усугубляет проблему коррупции.



Нельзя сказать, что проблеме противодействия коррупции
в сфере образования не уделяется должного внимания. Причем, от рассмотрения абстрактных проблем борьбы с коррупцией, представители органов государственной власти и научной общественности перешли к выявлению условий и факторов, детерминирующих это опасное явление, к выделению приоритетных объектов и сфер приложения сил, чтобы в конечном итоге обеспечить работу по упреждению коррупционных проявлений. Представляется, что в этой работе ключевой проблемой, требующей научного осмысления и практической реализации, должна стать взаимосвязь понятий «потребности – мотивы – интересы – ценности», ибо без попытки разобраться, что же «руководит» социальным поведением человека, не удастся нащупать реальные пути противодействия коррупции.

Сфера образования, несомненно, относится к числу сфер наиболее подверженных коррупции. Попытаемся проанализировать наиболее значимые аспекты коррупции в высших учебных заведениях и направления борьбы с ней.

По единодушной оценке авторов научных статей и социологических исследований, проведенных по рассматриваемой теме,
в Российской Федерации взятки преподавателям являются почти нормой. О масштабе проблемы убедиться несложно. Даже примитивный поиск в Интернете по ключевым словам «коррупция в вузах» выдает более 6 млн. ссылок. Из чего можно сделать вывод, что пользователи Интернета, а это в основном студенческая и послестуденческая молодежь, более чем критично оценивают положение дел, которое, по их мнению, год от года не меняется к лучшему.

Обратимся к цифрам. В ходе всероссийского опроса студентов, большинство опрошенных (68%) заявили, что являются косвенными свидетелями взяточничества в их вузах. Каждый четвертый студент признался, что хотя бы раз за время обучения давал взятку экзаменатору.

Не более двух раз за время обучения взятку давали, по их собственному признанию, 15% опрошенных студентов. 8% респондентов давали взятку не более пяти раз за все время обучения. Часто давали взятки 4% студентов. При этом юноши дают взятки чаще, чем девушки. Каждый четвертый опрошенный студент (25%) сообщает, что коррупция в его вузе процветает.

При этом, каждый второй студент (43%) утверждает, что взятки в его вузе берут, но это «редкие случаи».

Об отсутствии коррупции в вузах говорит лишь треть российских студентов. На наш взгляд, это те студенты, которые действительно учатся и им нет необходимости покупать оценки.

Основной мотив дать взятку – это желание студентов получить положительную оценку на экзамене, удержаться в вузе и не попасть в список отчисленных. Более половины студентов, признавшихся
в подкупе преподавателей, сообщили, что «у них не было другого выхода».

Проблема коррупции в ВУЗах имеет две составляющие:

1) эмоциональную, базирующуюся на оценках студенческих лидеров, правозащитников, средств массовой информации, согласно которой системная коррупция поразила все ВУЗы России.

2) документальную, подтверждаемую материалами социологических исследований и реализованных уголовных дел, согласно которой коррупция в вузах есть, она затрагивает интересы примерно 10-15 % студентов. В отдельных случаях она может иметь организованный характер, но говорить о тотальной системной коррумпированности всех российских вузов в правовом отношении недопустимо.

Одна из основных проблем коррупции в вузах в том, что некоторые преподаватели вузов практически превратили учебные заведения в свои собственные фирмы по написанию курсовых и дипломных работ. Фактически студентам предлагается негласный «прайс-лист», в котором четко расписано, у какого преподавателя, что и сколько стоит (об этом наиболее ярко высказываются студенты заочных и вечерних отделений). Механизмы коррупции при приёме зачётов и экзаменов общеизвестны. Преподавателей, по их отношению к проблеме коррупции можно разделить на три категории:

1) берут взятки для себя и ставят оценки по указанию «сверху»;

2) не берут взяток, но ставят оценки по указанию «сверху»;

3) не берут взяток и не ставят оценок по указанию «сверху».

Можно согласиться с Елецким и Корниенко, исследовавшими проблему коррупции в сфере высшего образования, что взяточники в ВУЗе образуют своеобразную сеть, анализируемую в рамках теории сетевого капитализма. Существование сети по данной теории приводит:

К сегментации рынка – одни (дети внешнего и ВУЗовского начальства, преподавателей и прочие привилегированные, как их называют студенты – мажоры) учатся бесплатно, а другие должны платить;

К возникновению легальных барьеров - преподавателю, выпадающему из коррупционной сети создаются проблемы в работе
с разнообразными надуманными мотивировками;

К возникновению дефицита и деформации права , так как у взяточников имеются особые нормы поведения, мораль и принципы.

Таким образом, одним из наиболее тяжелых последствий коррупции в вузах становится трансформация сознания, как преподавателей, вымогающих взятку, так и студентов, которые беспрекословно готовы собрать необходимую сумму для сдачи экзамена и считают это уже обычным делом.

Большинство экспертов призывают не перекладывать ответственность за коррупцию в вузах исключительно на правоохранительные органы. Следует согласиться с мнением эксперта – зампредседателя коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Владислава Капканова: «МВД и другие правоохранительные органы борются с подобными преступлениями лишь тогда, когда кто-то обращается с заявлением, а так как эти случаи единичны, говорить о полноценной борьбе не приходится. Поэтому важны профилактика коррупционных преступлений и проведение грамотной антикоррупционной государственной политики».

Вести борьбу с коррупцией, по мнению независимых экспертов должны Минобрнауки, вузы, правоохранительные органы и сами студенты. Ибо, что касается привлечения к ответственности за совершенное преступление – это действительно прерогатива правоохранительных органов. Но построение системы, препятствующей распространению коррупции, – это задача Минобрнауки, руководства конкретного вуза и студенческого актива.

Введение

коррупция здравоохранение правовой

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах».

Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью реферата является анализ коррупции в здравоохранении России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть виды коррупции в здравоохранении;

выявить причины коррупции в здравоохранении;

проанализировать коррупцию в системе здравоохранения России;

привести примеры используемых мер по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении.


1. Коррупция в здравоохранении и ее виды


Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами. Проблема борьбы с коррупцией в сфере поставок лекарств наиболее остро встала в конце 2009 года, когда в связи с эпидемией «свиного» гриппа искусственно завышались цены на лекарства и на рынке лекарств преимущество имели препараты отдельно взятых производителей.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

за подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

за выписку «нужного» рецепта;

за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п..

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник - это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.


2. Причины коррупции в здравоохранении


Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы:

Экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.).

2. Политические: неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.

Социальные: несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.

Организационные: недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении.

Правовые: наличие в текстах официальных документов коррупциогенных положений, дающих возможность должностным лицам для злоупотребления полномочиями, а также недостаточная правовая защищенность и гарантированность прав граждан на оказание медицинской помощи. Примерами коррупциогенных факторов могут служить нормативные положения, содержащие указание на широту дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Нравственно-духовные - преломление норм морали. Оказавшись в роли пациента, человек готов дать взятку. И наоборот, оказавшись в роли должностного лица, медицинский работник готов к получению взятки. Таким образом, мы видим наметившуюся деградацию нравственности, причем с обеих сторон коррупционной связи «врач - пациент»: пациент может своим активным поведением провоцировать врача на взяточничество, а в свою очередь, врач может провоцировать пациента на дачу взятки.

Плата больным врачу за медицинскую помощь имеет глубокие исторические корни. Психология пациента, что не заплатив врачу, не получишь качественную медицинскую помощь, весьма устойчива. Именно этим и объясняется широкое распространение частной, платной медицины, даже в странах с неплохой государственной. В самих же государственных больницах эта практика трансформировалась в «благодарность» больного своему лечащему врачу в форме денег или подарка.

Диспропорция в распределении информации. Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании, занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования, знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за расходование средств на эти цели. Именно поэтому, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции.

Неопределённость в анализе и прогнозировании медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования. Ещё более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания экстренной медицинской помощи заставляет обходить существующие надзорные механизмы.

И другие.

Некоторые специалисты считают, что коррупция в здравоохранении выгодна и для государства. Рассмотрим почему? Государство - это структуры и люди, которые отвечают за уровень и само наличие медицинской помощи в стране. Обеспечить адекватную медицинскую помощь при текущих зарплатах (и/или организации) нельзя. Врачи, получающие дополнительный доход, держатся за свое место. Они согласны и выполняют лечение части больных без взяток, за одну зарплату. Это одно из условий получения большого общего дохода. Плюс они поддерживают какой-то более или менее уровень работы у своих более младших коллег, работающих за гроши.


3. Коррупция в системе здравоохранения России


В России коррупция в системе здравоохранения приняла масштабный характер. Несмотря на то, что средства в здравоохранение выделяются (за последние 4 года расходы федерального бюджета увеличились в два раза - с 202,8 млрд руб. до 413 млрд руб. <#"justify">Часто государственными органами принимаются негативные решения в сфере здравоохранения. Так, например, 16 июня 2013 года государство сделало поистине царский подарок отечественным эскулапам, по сути узаконив практику поборов, которые лукаво именуются «благодарностью» пациентов. Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях и постановил не считать взяткой плату за реализацию профессиональных навыков, например, за лечение пациента. Отныне под определение взятки будут попадать только деньги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Таким образом, выписывается индульгенция и предоставляется уголовный иммунитет сотням тысяч, если не миллионам медработников, которые имеют обыкновение принимать «подарки в конвертах». К сожалению, этот пример является не единственным.

Таким образом ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения. Поэтому необходимо тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, причин и условий, способствующих им.


4. Мероприятия по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении


Опыт антикоррупционной деятельности различных стран убедительно показывает, что искоренить полностью коррупцию невозможно. Вопрос можно ставить лишь о том, чтобы снизить масштабы коррупции до социально терпимого уровня.

Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить следующие:

В сфере социально-экономических отношений:

проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов;

совершенствование системы оплаты труда медицинских работников, повышение их социального статуса и престижа профессии;

информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав.

В организационной сфере:

совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение;

открытость деятельности медицинских учреждений;

организационный контроль за медицинской деятельностью.

В сфере политических отношений:

укрепление государственности;

усиление демократических начал;

развитие общественного контроля;

развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти.

В духовной сфере общественной жизни:

внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения;

развитие идей социальной справедливости;

повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, выработка ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников.

В сфере интеллектуальных технологий и научного развития:

выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении;

постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;

В правовой сфере:

четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции;

искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права;

постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов;

внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения.

Также необходимо ужесточить ответственность лиц, уличенных в коррупции, освещать случаи раскрытия дел, связанных с коррупцией.

Наиболее важным, является переход к саморегулированию в медицинском профессиональном сообществе. Само врачебное сообщество в наибольшей степени способно выработать жесткие и эффективные механизмы отторжения коррупционеров, преодоления коррупционных практик, снижения коррупционных рисков в своих рядах.


Вывод


В РФ по-прежнему остается стабильно высокий уровень коррупции в сфере здравоохранения. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются высокопоставленные должностные лица. В суды ежегодно направляется более тысячи дел, возбужденных в связи с совершением коррупционных преступлений и проступков в медучреждениях.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Обнаружение преступлений коррупционной направленности, в том числе в сфере здравоохранения, представляет определенную сложность, поскольку большинство из них относится к так называемым «двусторонним», то есть таким, где нет потерпевшего - стороны, заинтересованной в выявлении такого преступления и наказании виновных.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Для искоренения коррупции в сфере здравоохранения необходимо продолжить совершенствовать законодательство в сфере здравоохранения (включая введение правовых норм для защиты социальных прав врачей, медсестер, иных работников сферы здравоохранения), развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок с целью создания открытой и эффективно функционирующей системы расходования бюджетных средств на медицинскую технику и оборудование, всемерно содействовать развитию отечественной медицинской промышленности, инновациям в сфере здравоохранения, использовать инструменты государственно-частного партнерства для развития технологической базы здравоохранения, ввести процедуры раскрытия информации, независимого общественного аудита, контроля и мониторинга расходования средств при проведении государственных закупок, оказании бесплатной медицинской помощи, предоставлении отдельным категориям больных бесплатных или льготных путевок для санаторно-курортного лечения и т.п.


Введение 3

    Коррупция в здравоохранении и ее виды 4

    Причины коррупции в здравоохранении 8

    Коррупция в системе здравоохранения России 11

Заключение 16

Список использованных источников 17

Введение

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах».

Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

Целью реферата является анализ коррупции в здравоохранении России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть виды коррупции в здравоохранении;

Выявить причины коррупции в здравоохранении;

Проанализировать коррупцию в системе здравоохранения России;

1. Коррупция в здравоохранении и ее виды

Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

1. Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

2. Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами. Проблема борьбы с коррупцией в сфере поставок лекарств наиболее остро встала в конце 2009 года, когда в связи с эпидемией «свиного» гриппа искусственно завышались цены на лекарства и на рынке лекарств преимущество имели препараты отдельно взятых производителей.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

За подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

За выписку «нужного» рецепта;

За искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п..

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

Искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

Постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник - это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.